Диагноз

Аргументы на проблему взаимоотношений природы и человека

06.06.2018

Тема «Природа и человек»: аргументы. Проблема отношения к природе

Сдача Единого государственного экзамена – это всего лишь маленькое испытание, через которое придется пройти каждому школьнику на пути во взрослую жизнь. Уже сегодня многие выпускники знакомы со сдачей сочинений в декабре, потом и со сдачей Единого государственного экзамена по русскому языку. Темы, которые могут попасться для написания сочинения, абсолютно разные. А мы сегодня приведем несколько примеров того, какие произведения можно взять в качестве аргумента «Природа и человек».

О взаимоотношениях человека и природы (аргументы можно найти во многих произведениях мировой классической литературы) писали очень многие авторы.

Чтобы правильно раскрыть данную тему, необходимо верно понять смысл того, о чем вас спрашивают. Чаще всего ученикам предлагается выбрать тему (если мы говорим о сочинении по литературе). Тогда на выбор предоставляется несколько высказываний известных личностей. Здесь главное именно вычитать тот смысл, который внес автор в свою цитату. Только тогда можно объяснить роль природы в жизни человека. Аргументы из литературы на данную тему вы увидите ниже.

Если мы говорим о второй части экзаменационной работы по русскому языку, то здесь уже ученику дается текст. Данный текст обычно содержит в себе несколько проблем – ученик самостоятельно выбирает ту, которая кажется ему наиболее простой для раскрытия.

Нужно сказать, что немногие ученики выбирают эту тему, потому как видят в ней сложности. Что ж, все очень просто, достаточно лишь взглянуть на произведения с другой стороны. Главное, понять, какие аргументы из литературы о человеке и природе можно использовать.

Аргументы («Проблема человека и природы») могут быть абсолютно разными. Возьмем такую проблему, как восприятие человеком природы в качестве чего-то живого. Проблемы природы и человека, аргументы из литературы – все это можно собрать в одно целое, если задуматься.

Возьмем произведение Льва Толстого «Война и мир». Что можно здесь использовать? Вспомним Наташу, которая, выйдя однажды ночью из дома, настолько была поражена красотой умиротворенной природы, что готова была расправить руки, словно крылья, и улететь в ночь.

Вспомним того же Андрея. Переживая тяжелые душевные волнения, герой видит старый дуб. Что он при этом чувствует? Он воспринимает старое дерево как могучее, мудрое существо, что заставляет Андрея задуматься над правильным решением в его жизни.

В то же время, если убеждения героев «Войны и мира» поддерживают возможность существования природной души, то главный герой романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» думает совсем иначе. Поскольку Базаров – человек науки, он отрицает любое проявление духовного в мире. Природа не стала исключением. Он изучает природу с точки зрения биологии, физики, химии и других естественных наук. Однако природное богатство не вселяет никакой веры в Базарова – это лишь интерес к окружающему миру, который не будет меняться.

Эти два произведения отлично подойдут для раскрытия темы «Человек и природа», аргументы привести несложно.

Проблема осознания человеком красоты природы тоже часто встречается в классической литературе. Рассмотрим доступные примеры.

Например, то же произведение Льва Толстого «Война и мир». Вспомним первое сражение, в котором участвовал Андрей Болконский. Уставший и раненый, он несет знамя и видит на небе тучи. Какое душевное волнение переживает Андрей, видя серое небо! Красота, которая заставляет его затаить дух, которая вселяет в него силы!

Но кроме русской литературы, мы можем рассматривать произведения и зарубежной классики. Возьмем известное произведение Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Эпизод книги, когда Скарлетт, пройдя долгий путь домой, видит родные поля, пусть и заросшие, но такие близкие, такие плодородные земли! Что чувствует девушка? Она внезапно перестает быть беспокойной, она перестает чувствовать усталость. Новый прилив сил, возникновение надежды на лучшее, уверенность в том, что завтра все уже будет лучше. Именно природа, ландшафт родного края спасает девушку от отчаянья.

Аргументы («Роль природы в жизни человека» — тема) тоже достаточно просто найти в литературе. Достаточно вспомнить лишь несколько произведений, которые рассказывают нам о том, какое влияние на нас оказывает природа.

Например, «Старик и море» Эрнеста Хемингуэя отлично подойдет в качестве аргумента для сочинения. Вспомним основные черты сюжета: старик отправляется в море за крупной рыбой. Через несколько дней у него наконец появляется улов: к нему в сети попадается красивейшая акула. Ведя долгую битву с животным, старик усмиряет хищника. Пока главный герой движется по направлению к дому, акула медленно умирает. В полном одиночестве старик начинает вести разговоры с животным. Путь домой очень долгий, и старик чувствует, как животное становится ему родным. Но он понимает, что если отпустить хищника на волю, то он не выживет, да и сам старик останется без пропитания. Появляются и другие морские животные, которые голодны и чувствуют металлический запах крови раненой акулы. К тому времени, как старик прибывает домой, от пойманной рыбы уже ничего не остается.

В этом произведении четко видно, насколько легко человеку привыкать к окружающему миру, как тяжело зачастую терять какую-то, казалось бы, незначительную связь с природой. Кроме того, мы видим, что человек способен противостоять стихиям природы, которая действует исключительно по своим законам.

Или же возьмем произведение Астафьева «Царь-рыба». Здесь мы наблюдаем, как природа способна возрождать все лучшие качества человека. Вдохновленные красотой окружающего мира, герои повести понимают, что они способны на любовь, доброту, щедрость. Природа вызывает в них проявление лучших качеств характера.

Проблема красоты окружающей среды напрямую связана с проблемой взаимоотношений человека с природой. Аргументы можно привести и из русской классической поэзии.

Возьмем в качестве примера поэта Серебряного века Сергея Есенина. Все мы уже со средней школы знаем, что в своей лирике Сергей Александрович воспевал не только женскую красоту, но и природную. Будучи выходцем из деревни, Есенин стал абсолютно крестьянским поэтом. В своих стихотворениях Сергей воспевал русскую природу, обращая внимание на те детали, которые остаются незамеченными нами.

Например, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» отлично рисует нам образ цветущей яблони, цветки которой настолько светлые, что на самом деле напоминают сладкую дымку среди зелени. Или стихотворение «Я помню, любимая, помню», рассказывающее нам о несчастной любви, своими строками позволяет окунуться в прекрасную летнюю ночь, когда цветут липы, небо звездное, а где-то вдалеке светит луна. Создается ощущение теплоты и романтики.

Еще двух поэтов «золотого века» литературы, которые воспевали природу в своих стихотворениях, можно использовать в качестве аргументов. «Человек и природа встречаются у Тютчева и Фета. Их любовная лирика постоянно пересекается с описаниями природных ландшафтов. Объекты своей любви они бесконечно сравнивали с природой. Стихотворение Афанасия Фета «Я пришел к тебе с приветом» стало именно одним из таких произведений. Читая строки, сразу не понимаешь, о чем именно говорит автор – о любви к природе или о любви к женщине, потому как он бесконечно много видит общего в чертах любимого человека с природой.

Говоря об аргументах («Человек и природа») можно встретить и еще одну проблему. Она состоит в человеческом вмешательстве в окружающую среду.

В качестве аргумента, который раскроет понимание этой проблемы, можно назвать «Собачье сердце» Михаила Булгакова. Главный герой – доктор, который решил собственноручно создать нового человека с собачьей душой. Эксперимент не принес положительных результатов, создал только проблемы и закончился неудачно. В итоге можно сделать вывод, что то, что мы создаем из уже готового природного продукта, никогда не сможет стать лучше того, что было изначально, сколько бы мы ни пытались это усовершенствовать.

Несмотря на то что само произведение несет значение несколько иное, это произведение можно рассмотреть под данным углом зрения.

www.syl.ru

Скачайте демонстрационные варианты ГИА и ЕГЭ по всем предметам:

Демонстрационные варианты ОГЭ 2018:

Расписание ОГЭ и ЕГЭ в 2018 году:

Проблема отношения к природе, аргументы из произведений для C1 в ЕГЭ по русскому

Проблема отношения к природе, аргументы из произведений для C1 в ЕГЭ по русскому:

И. С. Тургенев, «Отцы и дети»

Люди забывают о том, что природа — их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Именно таким Автор видит в нем «нового» человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям, живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким последствиям это может привести. В романе И.Тургенева «Отцы и дети» поднимается актуальная тема отношений природы и человека. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека — как работника. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущем молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базаров же, напротив, не стремится к контакту с ней — когда Базарову было плохо, он «шел в лес и ломал ветки». Она не дарит ему ни желанного успокоения, ни душевного равновесия. Таким образом, Тургенев подчеркивает необходимость плодотворного и двухстороннего диалога с природой.

М.Ю. Лермонтов «Герой Нашего времени»

Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова «Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина, сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения. Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.

Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь пи наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.

С.Есенин «Гой ты, Русь, моя родная» Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются. Само осознание постепенного их ослабления является первым шагом к естественному, настоящему миру, обогащающему душу и тело.

resh-ege.ru

Проблема бережного отношения к природе: аргументы из литературы

Сочинение в ЕГЭ – один из самых трудных этапов для будущего студента. Как правило, тестирование части «А» не представляет никаких проблем, однако сложности с написанием сочинения возникают у многих. Так, одной из самой распространённых проблем, которые освещаются в Едином государственном экзамене, является проблема бережного отношения к природе. Аргументы, их чёткий подбор и объяснение – главная задача школьника, сдающего экзамен по русскому языку.

Роман Тургенева «Отцы и дети» по сей день пользуется высокой популярностью как среди юного поколения, так и среди их родителей. Именно здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в пользу затрагиваемой тематики выглядят следующим образом.

Основная мысль произведения в области охраны окружающего мира звучит так: «Люди забывают о том, где они родились. Они забывают о том, что именно природа и есть их первоначальный дом. Именно природа позволила рождение человека. Несмотря на столь глубокие доводы, каждый человек не обращает должного внимания на окружающую среду. А ведь все усилия должны быть направлены на её сохранение в первую очередь!»

Отношение Базарова к природе

Главной фигурой здесь выступает Евгений Базаров, которого не волнует бережное отношение к природе. Аргументы этого человека звучат следующим образом: «Природа является мастерской, а человек здесь работник». Трудно поспорить со столь категоричным высказыванием. Здесь автор показывает обновлённый разум современного человека, и, как видите, ему это отлично удалось! Сейчас бережное отношение к природе, аргументы в пользу защиты окружающей среды актуальны в обществе как никогда!

Тургенев в лице Базарова представляет на рассмотрение читателю нового человека и его разум. Он испытывает полное равнодушие к поколениям и всем тем ценностям, которые способна дать человечеству природа. Он живёт настоящим моментом, не думает о последствиях, его не волнует бережное отношение человека к природе. Аргументы Базарова сводятся лишь к необходимости воплощения собственных честолюбивых желаний.

Тургенев. Взаимосвязь природы и человека

В вышеназванном произведении также затрагивается проблема взаимосвязи человека и бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводятся автором, убеждают читателя в необходимости проявления заботы к матери-природе.

Базаров полностью отвергает все суждения об эстетической красоте природы, о её неописуемых пейзажах и дарах. Герой произведения воспринимает окружающую среду как инструмент для работы. Полной противоположностью предстаёт в романе друг Базарова – Аркадий. Он с отдачей и восхищением относится к тому, что дарит человеку природа.

В данном произведении ярко освещается проблема бережного отношения к природе, аргументы в пользу позитивного или негативного отношения к среде определяются поведением героя. Аркадий с помощью единения с ней залечивает душевные раны. Евгений же, напротив, стремится избегать любого контакта с миром. Природа не дарит положительных эмоций тому человеку, который не чувствует душевного равновесия, не относит себя к частичке природы. Здесь автором подчёркивается плодотворный духовный диалог как с самим собой, так и в отношении с природой.

В произведении «Герой нашего времени» затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводит автор, касаются жизни молодого человека по фамилии Печорин. Лермонтов показывает тесную взаимосвязь между настроением главного героя и природными явлениями, погодой. Одна из картин описывается следующим образом. Перед началом дуэли небо казалось голубым, прозрачным и чистым. Когда же Печорин смотрел на мёртвое тело Грушницкого, то и «лучи не грели», и «небо стало тусклым». Здесь ярко прослеживается связь внутренних психологических состояний с природными явлениями.

Совсем иначе здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в произведении показывают, что природные явления зависят не только от эмоционального состояния, но и становятся невольными участниками событий. Так, гроза является причиной встречи и длительного свидания между Печориным и Верой. Далее Григорий отмечает, что «здешний воздух способствует любви», имея в виду Кисловодск. Подобные приёмы показывают бережное отношение к природе. Аргументы из литературы ещё раз доказывают то, что данная сфера жизненно необходима не только на физическом уровне, но и уровне духовном и эмоциональном.

Яркий роман-антиутопия Евгения Замятина также показывает бережное отношение к природе. Сочинение (аргументы, цитаты из произведения и так далее) должно быть подкреплено достоверными фактами. Так, описывая литературное произведение под названием «Мы», важно обратить внимание на отсутствие естественного и природного начала. Все люди отказываются от разнообразной и обособленной жизни. Красоты природы заменяются искусственными, декоративными элементами.

Многочисленные аллегории произведения, а также страдания нумера «О» говорят о значимости природы в жизни человека. Ведь именно такое начало способно сделать человека счастливым, подарить чувства, эмоции, помочь испытать любовь. Здесь показывается невозможность существования выверенного счастья и любви по «розовым карточкам». Одной из проблем произведения является неразрывная взаимосвязь природы и человека, без которой последний будет несчастен всю оставшуюся жизнь.

В произведении «Гой ты, Русь моя родная!» Сергей Есенин затрагивает проблему природы родных мест. В данном стихотворении поэт отказывается от возможности побывать в раю, лишь бы остаться и посвятить жизнь родному краю. Вечное блаженство, как высказывается Есенин в произведении, можно обрести лишь на родной русской земле.

Здесь ярко выражается чувство патриотизма и любви к природе. Родина и природа – неразрывно связанные и существующие только во взаимосвязи понятия. Само осознание того, что сила природы может ослабевать, приводит к крушению естественного мира и человеческой природы.

Использование аргументов в сочинении

Если вы используете аргументы из художественных произведений, необходимо соблюдать несколько критериев подачи информации и изложения материала:

  • Предоставление достоверных данных. Если вы не знаете автора или не помните точного названия произведения, лучше вообще не указывать подобных сведений в сочинении.
  • Подавать информацию грамотно, без ошибок.
  • Важнейшим требованием является лаконичность излагаемого материала. Это значит, что предложения должны быть максимально ёмкими и короткими, предоставляющими полную картину описываемой ситуации.

Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий, а также достаточных и достоверных данных, вы сможете написать такое сочинение, которое подарит вам максимальное количество экзаменационных баллов.

fb.ru

Проблема взаимоотношений человека и природы: аргументы экологов

В современном мире всё чаще на повестку дня встаёт проблема взаимоотношений человека и природы. Аргументы тех, кто поднимает этот вопрос, просты – если человечество не изменит своё потребительское отношение к природе, то выживание человека, как вида, может оказаться под угрозой.

Место человека в биосфере

Несметные количества модных идеологий и философских течений убеждают человека в его исключительности. Ничем не доказанные домыслы невежественных людей убедили общество, что природа должна быть покорена человеком. Он поставил себя над природой, забыв о том, что является лишь её частью. Но не стоит забывать, что природа отлично обходится без человека, а вот человек не в состоянии продолжать свою жизнь без нее.

Результатом потребительского отношения к природе стал неведомый ранее уровень загрязнения воздуха и водоёмов. Целые виды навсегда исчезают с поверхности нашей планеты. Хрупкое природное равновесие нарушено, что неизбежно приведёт к изменениям всей экосистемы. Нельзя забирать ресурсы у планеты, ничего не отдавая ей взамен. Для всего человечества стало жизненно важно найти своё место в биосфере, достигнуть гармонии с природой.

Технический прогресс

В далёкие времена люди не могли внести существенные изменения в экосистему планеты, так как их количество было значительно меньше нынешнего, а производственные технологии ещё не были развиты настолько, чтобы разрушить природный баланс. Чем дальше заходит прогресс, тем острее встаёт проблема взаимоотношений человека и природы. Аргументы экологов, к сожалению, не оказывают никакого влияния на положение дел, ведь ничто не может убедить власть имущих отказаться от заветной прибыли, которой так щедро осыпают их природные ресурсы.

После промышленной революции человечество обзавелось столь высокими производственными мощностями, что в его силах стало внести существенные изменения в экологический баланс планеты. Так были нарушены взаимоотношения человека с природой. Деятельность его достигла столь глобальных масштабов, что он перестал быть частью биосферы, создав сферу разума или ноосферу.

Светила науки немало рассуждали о том, что ноосфера станет продолжением биосферы, но этого не произошло. Несмотря на современные знания, позволяющие с уверенностью сказать, что нынешний путь общества ведёт к уничтожению нашей планеты, пагубное влияние людей на природу лишь растёт, усугубляется проблема взаимоотношений человека и природы. Аргументы бессильны там, где зарабатываются деньги.

Важнейшую роль в развитии технологий и промышленности играют энергоносители. На сегодняшний день основными энергоносителями являются уголь, природный газ и нефть. При их сжигании образуются вредоносные соединения, наносящие серьёзный вред окружающей среде, но без их использования современный мир, каким мы его знаем, рухнет. Из этого вытекает очередная проблема взаимоотношений человека и природы – для дальнейшего существования людям необходимо использовать энергоносители, загрязняющие воду и воздух, но они же и ставят существование следующих поколений под угрозу. Атомная энергия не может решить все проблемы, поэтому будущее за возобновляемыми и экологически чистыми источниками энергии.

Многие страны активно развивают технологии получения энергии из солнечного света, ветра и воды. Запасы ископаемых источников энергии подойдут к концу уже в середине этого столетия, поэтому переход на возобновляемые источники жизненно необходим. На данный момент эффективность солнечных батарей и ветряков слишком мала, чтобы обеспечить колоссальные потребности общества в энергии. Остаётся лишь надеяться, что светила науки смогут изменить столь печальную ситуацию.

Экология и философия

Философы всегда любили размышлять о человеке и его положении в этом мире. Какое же место отведено людям в биосфере? Для начала нужно разобраться в том, что это такое.

Биосфера – это совокупность всего живого на нашей планете, плюс среда, в которой всё это разнообразие обитает. Именно философия формировала взгляды на правильное взаимодействие человека с внешним миром вокруг него. Эта наука помогает рассмотреть взаимоотношение природы и человека, как фактор развития биосферы.

Безнравственное отношение к природе, пренебрежение ценностью жизни братьев наших меньших неизбежно приведёт к упадку внутри общества. Многие деятели науки заостряли своё внимание на проблеме взаимоотношения человека с природой. Аргументы, которые они приводили, были просты – общество должно развиваться по природным, естественным законам, в противном случае биосфера Земли будет разрушена.

Противоречия между природой и человеком

На сегодняшний день деятельность человека достигла планетарных масштабов. Люди упорно воздействуют на необходимые им части целостной системы, наивно полагая, что остальные части природы останутся нетронутыми. Но эти механизмы слишком тесно связаны между собой. Сбой в одном элементе системы неизбежно повлечёт за собой изменения в остальных составных частях. Тут и возникает проблема взаимоотношений человека и природы. Аргументы сознательной части научного мира тонут в насмешках и упрёках их продажных коллег. Люди, контролирующие добычу ископаемого топлива, располагают столь неограниченной властью, что они скорее погубят всю планету, чем позволят изменить устоявшиеся порядки.

Что же можно предпринять для спасения природы? Кажется, что один человек не может изменить ничего, но это не так. Начинать перемены нужно с себя: старайтесь сознательнее относиться к природе, не загрязнять её и не уничтожать.

ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ проблемы

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ – взаимодействие человека и окружающей среды: проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного отношения к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы, экология культуры, экология языка)

Просмотр содержимого документа

«ЕГЭ русский язык. Банк аргументов. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ проблемы»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ – взаимодействие человека и окружающей среды: проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного отношения к природе; проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы, экология культуры, экология языка)

В.Распутин утверждал: "Говорить сегодня об экологии — это, значит, говорить не об изменении жизни, а о её спасении"

Проблема бережного отношения к природе

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

В повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» изображены разные люди: бережливые хозяева природы и те, кто относится к ней потребительски, совершая страшные поступки: сжигает муравейник, истребляет лебедей. Такова «благодарность» туристов за отдых, наслаждение красотой. К счастью, есть такие, как Егор Полушкин, который стремился сохранить и сберечь мир природы и этому учил своего сына Кольку.

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.

Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-

карающей силой, она способна не только защищаться, но и нести возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несет наказание за высокомерный цинизм по отношению к людям и к природе. Карающая сила распространяется не только на отдельных героев. Нарушение равновесия несет угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

Распутин в повести «Прощание с Матёрой» затрагивает тему любви к малой родине. Сопротивляясь строительству электростанции на реке, жители деревни встают на защиту своей родины, деревни, истории. Изображая расставание стариков с Матёрой(и остров, и деревня), их боль и страдания, автор заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не уничтожали человеческое в человеке. Главная героиня Дарья Пинигина с болью наблюдает за уничтожением Матеры. Ей, глубоко привязанной к родной земле, чувствующей себя единым целым с природой, трудно пережить прощание с Матерой. Даже природа тяжело сопротивляется попыткам убить ее: в этот год луга и поля приносят обильные урожаи, они полны живых звуков, пения птиц.

Проблема бездомных животных

В рассказе Константина Паустовского "Растрепанный воробей" показано, что люди не равнодушны к проблемам братьев наших меньших. Сначала милиционер спасает маленького воробья Пашку, упавшего с крыши ларька, потом отдает его на "воспитание" доброй девочке Маше, которая приносит птичку домой, ухаживает за ней, кормит ее. После выздоровления птицы Маша выпускает ее на волю. Девочка счастлива, что помогла воробью.

Проблема бездушного отношения людей к прекрасному

Ф.М. Достоевский — роман «Идиот». В романе Ф.М. До­стоевского звучит мотив оскорбленной и поруганной красо­ты. Красота Настасьи Филипповны, призванная спасти мир, уничтожена и растоптана ее опекуном, барином Тоцким. Став жертвой чувственности барина Тоцкого, а затем предметом ци­ничного денежного торга, Настасья Филипповна «из такого ада чистая» вышла. Пораженный ее «удивительным лицом», князь размышляет над ее портретом: «Лицо веселое, а она ведь ужасно страдала, а? Об этом глаза говорят, вот эти две кос­точки, две точки под глазами в начале щек. Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Все было бы спасено!». А художница Аделаида Епанчина, глядя на тот же портрет, находит, что красота — такая «сила», с которой «можно мир перевернуть!» 1 . В романе звучит фило­софская мысль автора о жестокости мира, уничтожающего красоту

«. Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Н. Заболоцкий). Какую тайну заключает она в себе и каково воздействие ее на окружающих?

Проблема внешности человека, красоты и безобразия

А.С. Пушкин — стихотворение «Красавица». В этом сти­хотворении заключена мысль о великой силе красоты, о за­ключенной в ней гармонии, тайне. У Пушкина звучит мотив поклонения красоте, она «выше мира и страстей», выше люд­ской суеты. Это величайшая загадка и величайшая ценность.

А.С. Пушкин — стихотворение «Я помню чудное мгнове­нье». В стихотворении «Я помню чудное мгновенье» мотив по­клонения красоте органично вплетается в историю любви и жизни лирического героя. Красота рождает в нем удивитель­ное чувство полноты жизни — радость, вдохновение, любовь.

Проблема восприятия человеком природы как живой материи

Повесть В.П. Астафьева «Царь-рыба» — произведение, проникнутое страстной любовью к родной природе и негодованием по отношению к тем, кто своим равнодушием, жадностью, безумностью губит её. Образ царь-рыбы символизирует саму природу. Браконьер Игнатьич в борьбе с осетром был стянут в воду гигантской рыбой, превратившись в пленника собственной добычи. Василий Белов писал: «Мы называем землю матерью, матушкой, кормилицей, поём ей гимны и славословим. Это лишь на словах. На деле мы поступаем с ней безнравственно и жестоко, мы давно забыли, что она живая. Как всё живое, она ждала милосердия. Но произошло отчуждение».

Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.

Стихотворение М.Дудина «Берегите Землю»:

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики…

«Слово о полку Игореве»

Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Природа предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радость.

Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи,

очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажется, что степное пространство способно и страдать, и радоваться, и тосковать. Его переживания и мысли становятся не по-детски серьезными, философскими.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел старый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в душе героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.

Проблема восприятия человеком красоты природы

В. Солоухин — сборник «Трава: Этюды о природе». В этом сборнике В. Солоухин открывает нам весь многообразный мир природы. Зачем цветам аромат? Почему кукушка откладыва­ет яйца в чужие гнезда? Почему полынь так популярна? Обо всем этом размышляет автор. Восприятие природы, по мысли В. Солоухина, несовместимо с суетой, торопливостью. По­стижение тайн природы требует от человека некоей отрешен­ности, спокойствия, душевной гармонии.

К.Г. Паустовский — сборник «Мещерская сторона». Ав­тор рассказывает нам о своем первом знакомстве с этим кра­ем; о природных приметах, связанных с цветом неба, росой, туманами; о местных болотах — «мшарах»; о проделанных не­когда людьми каналах; о приключении незадачливого ста- ричка-рыболова. На первый взгляд, Мещера — это «тихая и немудрая земля». Но прелесть ее раскрывается постепенно, точно так же в душе нашей рождается любовь к этому краю. Природа требует от человека душевной чуткости, вниматель­ности, уважения.

К.Г. Паустовский — рассказ «Ильинский омут» (см. «Ка­кие чувства пробуждает в нашей душе красота русской при­роды?»)

Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы

По-разному относятся к природе героини романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В душе Наташи Ростовой есть что-то неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту русского пейзажа. Трудно себе представить Элен Безухову на месте Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. А как вдохновенно она любуется красотой летней лунной ночи!

Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека

В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту.

Природа способна облагородить и возродить душу человека, раскрыть его лучшие качества

Проблема пагубного влияния человека на природу

Проблема благотворного влияния природы на человека

а) Кто хоть раз держал в руках Красную книгу, обратил внимание на то, какая она большая и тяжелая. И это не случайно: только за последние полвека сотни представителей флоры и фауны стали ее постоянными, вечными жителями. И причина этого не во всемирном потопе, новом ледниковом периоде или смертоносных вирусах. Причина исчезновения многих видов растений и животных мира — человек.

б) Когда мы разглядываем ночное небо, то пытаемся предположить, что в этой удивительно красивой бездне есть жизнь, подобная нашей. Да, наверняка есть. Но едва ли найдется еще одна такая планета, которую бы так варварски уничтожали ее самые разумные обитатели.

— В. Астафьев. Роман «Царь-рыба».

— В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».

— Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (при виде зазеленевшего старого дуба князь Андрей обретает веру в возможность счастья).

— А. Фет. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…».

В романе-эпопее Л.Н..Толстого «Война и мир» Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, го­това полететь, как птица: её окрыляет увиденное. В сцене ночного разговора Наташи с Соней раскрывается счастливый поэтический мир Наташи, её способность открывать для себя красоту мира.

Андрей Болконский во время поездки в Отрадное увидел ста­рый дуб, и изменения, которые впоследствии произошли в ду­ше героя, связаны с красотой и величием могучего дерева.

Природа составляет вечный мир человека. Пьер, взглянув на небо, думает: «И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я!».

Природа способна возрождать к жизни героев. Так будет у князя Андрея, когда он соприкоснётся на поле Аустерлица с вечным и без­донным небом, когда поэзия ночи, переданная Наташей, окажет своё магическое воздействие, и в его душе поднимется путаница «молодых мыслей и надежд». А встреча со старым дубом, который весь покрыл­ся зеленью и сливался с буйной весенней жизнью, вернула Болкон­ского к жизни. Князь Андрей вдруг окончательно решил: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год».

Ю. Нагибин «Зимний дуб»

Пятиклассник Савушкин часто опаздывал на уроки, и Анна Васи­льевна решила сходить к его матери. И вот мальчик ведёт свою учи­тельницу через лес короткой дорогой, по которой обычно ходит в шко­лу. Тропинка вдоль ручья приводит на поляну, и Анна Васильевна ви­дит зимний дуб. Молодая учительница вместе с Савушкиным с радост­ным интересом всматривается в потаённую жизнь леса. Природа бла­готворно воздействует надушу Анны Васильевна, и учительница по­нимает, что также благотворно она воздействует и надушу её ученика, что самое удивительное в этом лесу не зимний дуб, а маленький чело­век, так искренне заботящийся о сохатом, маленький человек, в кото­ром природа воспитывает и раскрывает его лучшие качества.

В. Астафьев «Царь — рыба»

В главе «Капля» В. Астафьев показывает благотворное влияние природы на человека. Именно состояние мирного покоя, навеянное природой, открывает самое светлое в душе человека: жалость и лю­бовь к людям, желание защитить их от бед и обид, нравственное убеждение в необходимости человечности мира.

Л.Г. Алёшина «В тихом лесу»

Пребывание на природе весной, летом, осенью, зимой дарит раз­ные, но всегда удивительные впечатления. Всё интересно в лесу: и со­седство тонкой травинки с могучим деревом, и пение птиц. Человек, соприкасаясь с природой, познаёт её. Познание природы, как считает автор, обогащает духовный мир человека, делает его глубоким, содер­жательным. Общение людей становится интересным, а личные отно­шения обогащаются тем истинным богатством, которое несравнимо с материальными благами

Природа из храма превращается в ма­стерскую, она оказалась беззащитной перед человеком, зависимой от него

Проблема влияния научно- технического прогресса на природу.

Стремительное развитие техники отозвалось не только благами. Люди настолько свыклись с той пропастью, которая отделяет их от природы, что просто перестали воспринимать её. Человек стал безду­ховен, и это породило в нём жажду наживы. Процветает браконьер­ство. Спасение природы и человека, по мнению ВЛстафьева, заклю­чается в преодолении пропасти между человеком и природой, в их ду­ховном слиянии. Человек должен жить в мире с природой, не нару­шать её гармонию, не грабить её. «Природа — это храм, а не мастер­ская», — к такому выводу приходит каждый человек, прочитав книгу В. Астафьева «Царь-рыба».

Главный герой произведения, Зубр, знает, что большинство людей, даже некоторые учёные, считают, что природа безгранична, а воздей­ствие человека на неё ничтожно. Такие учёные вызывают у Зубра не­доумение. Как они могли покорно соглашаться с варварскими про­ектами, мало того, давать одобрительные заключения строить ги­бельные предприятия на озёрах, вырубать леса, возводить плотинырыть каналы? Зубр думает о том, что наука помогает в этом случае че­ловеку покомфортнее устроиться за счёт природы. И его сердце болит от того, что он лучше других понимает, как хрупка и беззащитна по- рой природа перед человеком

Проблема взаимоотношения человека с окружающей средой

В.Распутин в статье "В судьбе природы — наша судьба" размышляет о взаимоотношениях человека с окружающей средой. "Сегодня не надо гадать, "чей стон раздаётся над великой русской рекой". То стонет сама Волга, изрытая вдоль и поперёк, перетянутая плотинами гидростанций", — пишет автор. Глядя на Волгу, особенно понимаешь цену нашей цивили — зации, то есть тех благ, которые создал для себя человек. Кажется, побеждено всё, что можно было, даже будущее человечества.

Проблему взаимоотношения человека с окружающей средой поднимает и современный писатель Ч.Айтматов в произведении "Плаха". Он показал, как человек своими руками разрушает красочный мир природы.

Роман начинается с описания жизни волчьей стаи, которая спокойно живёт до появления человека. Он буквально всё сносит и уничтожает на своём пути, не думая об окружающей природе. Поводом для такой жестокости послужили всего лишь затруднения с планом мясосдачи. Люди издевались над сайгаками: "Страх достиг таких размеров, что волчице Акбаре, оглохшей от выстрелов, казалось, что весь мир оглох, и само солнце тоже мечется и ищет спасения. " В этой трагедии погибают дети Акбары, но на этом её горе не заканчивается. Далее автор пишет, что люди устроили пожар, в котором погибают ещё пять волчат Акбары. Люди ради своих целей могли "выпотрошить земной шар, как тыкву", не подозревая о том, что природа также им отомстит рано или поздно. Одинокая волчица тянется к людям, хочет перенести свою материнскую любовь на человеческого ребёнка. Это обернулось трагедией, но на этот раз для людей. Человек в порыве страха и ненависти к непонятному поведению волчицы стреляет в неё, но попадает в собственного сына.

Данный пример говорит о варварском отношении людей к природе, ко всему, что нас окружает. Хотелось бы, чтобы в нашей жизни было больше заботливых и добрых людей.

В.Астафьев. Цикл рассказов «Конь с розовой гривой» (нравственность в ответе на вопрос: зачем насильственная смерть? Рассказ «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»-как ребятишки сгубили выводок белогрудой куницы, и она, обезумев от горя, мстит всему окружающему свету, изничтожая домашнюю птицу в двух соседних деревнях, пока сама не погибает от ружейного заряда.) Романы «Царь- рыба», « Последний поклон».(тревога о родной земле).

Б.ВВасильев «Не стреляйте в белых лебедей»(главный герой Егор Полушкин беспредельно любит природу, работает всегда на совесть, живёт смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Но люди не понимали его, считали не приспособленным к жизни. Он говорил, что человек никакой не царь природы, а её старший сыночек. В конце он погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять её. Но подрастает сын. Который сможет заменить отца, станет уважать и беречь родную землю.)

Ч.Айтматов «Плаха» (человек собственными руками рушит многокрасочный и многонаселённый мир природы. Писатель предостерегает, что бессмысленное истребление животных – угроза земному процветанию. Позиция «царя» по отношению к животным чревата трагедией.

В.Распутин «Пожар» (противопоставление гармоничной природы несовершенному человеку. После пожара весна собирает всё неотмершее и уцелевшее в одну кучу, а люди не понимают этого)

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» Николай Петрович, отец Аркадия, после спора Павла Петровича с Базаровым пребывает в состоянии грустного раздумья и не понимает, как можно не восхищаться природой. Автор подробно описывает летний вечер, и мы видим и чувствуем природу так же, как чувствует её Н.П. Последняя страница романа – описание сельского кладбища, родителей Базарова и могилы главного героя. В этом описании противопоставляются вечность природы и временность социальных теорий, претендующих на вечность.

В рассказе А.П. Чехов «Степь» Егорушка, пораженный красотой степи, очеловечивает её и превращает в своего двойника: ему кажет­ся, что степное пространство способно и страдать, и радо­ваться, и тосковать. Его пере­живания и мысли становятся не по-детски серьезными, фило­софскими.

Бездумное, жестокое отношение к природе может привести её к ги­бели. Уничтожение природы ведёт к гибели человека и человечества

Проблема взаимоотношений человека и природы, красота природы

Ф.И. Тютчев, лирика. Человек у поэта – частица природы, а природа разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке.

С.Есенин, лирика. Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Сам поэт писал: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Образ родины неотделим от образа природы, который представлен в космическом плане. Человек – это частичка природы.

Л. Леонов В романе «Русский лес» писатель приравнивает проблему защиты природы к проблеме защиты родины, всей земной цивилизации и за­ставляет задуматься о том, на какие подлые дела с возрастанием тех­нической мощи может пуститься размахнувшееся злодейство, если его вовремя не остановить.

Л. Леонов в своём романе тесно связывает судьбу русского леса с понятием о человеческом счастье и утверждает, что отношение к при­роде формирует духовный мир человека, накладывает отпечаток на его нравственное самосознание. Варварское отношение к природе, по мнению писателя, может вызвать не только эрозию почв, но и «эро­зию духа», эгоизм. «Создавать творцов и покровителей леса ещё важ­нее, чем выращивать сам лес», — так считал Л. Леонов. Точка зрения

писателя, как доказывает время, справедлива

В. Астафьев «Царь-рыба»

Острую боль вызывают запечатлённые в произведении карти­ны израненной, повреждённой тайги. Даже Командор, казалось бы, огрубевший Для Игнатьича нет никакой необходимости изловить царь-рыбу. Однако наперекор голосу совести, наперекор дедовскому завету и на­родной мудрости, он решает её брать. И вот царь реки и царь всей природы оказываются в ловушке. Гибель одного из них приведёт к ги­бели другого. Спасение человека полностью зависит от спасения при­родного существа. Когда рыба уходит, телу Игнатьича становится лег­че от того, что она теперь не тянет вниз, а душе — от какого-то, ещё не постигнутого умом, освобождения.

Писатель подводит читателя к мысли, что природу можно уничто­жить, но нельзя победить. По мнению Астафьева, у человека только

один путь взаимодействия с природой — путь сотворчества.

В. Распутин «Прощание с Матёрой»

Деревня Матёра и остров Матёра в связи со строительством на Ан­гаре плотины для электростанции подлежат затоплению.

На протяжении всей повести Павел мучительно ищет ответ на воп­рос: правильно ли там, «наверху», распорядились судьбой Матёры. Умом он понимает, что без техники ничего нынче не сделать, нф вспо­миная, что будет затоплена самая лучшая, веками ухоженная, вскор­мившая не одно поколение земля, Павел думает: «А не слишком ли дорогая цена?». Его мучает вопрос: «Ведь должна же быть одна, ко­ренная, правда? Почему же я не могу её найти?»

Мать Павла — старуха Дарья — считает, что «высшая правда», за­ключается в надобности всего всему. Героиня повести утверждает, что всякая необходимость на земле должна быть основана на необходи­мости сохранить саму Землю, и только оберегая надобность земли Матёры, можно сохранить, сберечь надобность людей друг в друге, сохранить, сберечь человеческое

Проблема взаимодействия человека и природы. Как достичь гармоничного сосуществования?

Поэма неизвестного автора — «Слово о полку Игореве».

Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Иго­ря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подска­зывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «ле­лея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасите­ля, поэтически беседуя с рекой.

К.Г. Паустовский — сказка «Растрепанный воробей».

Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный бу­кетик, который отец, находящийся на фронте, подарил ког­да-то ее маме.

Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир

Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои ис­тинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не конче­на, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназ­начения.

Ю. Яковлев — рассказ «Разбуженный соловьями». При­рода пробуждает в душе человека лучшие человеческие каче­ства, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рас­сказа — эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его — Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.

Ю. Нагибин — рассказ «Зимний дуб». Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васи­льевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, кото­рые не замечала раньше: близость к природе, непосредствен­ность, благородство.

Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе — любовь к Родине

С.А. Есенин — стихотворения «О пашни, пашни, паш­ни. », «Спит ковыль, равнина дорогая. », «Русь».Тема приро­ды в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьян­ского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на до­рогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каж­дый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пей­зажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.

Н.М. Рубцов — стихотворения «Я буду скакать по хол­мам задремавшей Отчизны. », «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошло­го в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Роди­ны, чувства лирического героя, красота русской природы, не­зыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении об­разу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.

К.Г. Паустовский — рассказ «Ильинский омут». Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России — Ильинскому омуту. Такие места, по мыс­ли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины — из ма­лой любви

Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

multiurok.ru