Диагноз

Аутизм у дошкольников симптомы

02.09.2018

Аутизм у детей: симптомы и лечение речевых нарушений

Аутизм имеет массу характерных симптомов, по которым «человек дождя» достаточно заметен среди других людей. К наиболее типичным признакам можно отнести отсутствие социальной адаптации, нарушения речевой функции, нестандартность психического развития.

По данным исследований количество детей с чертами аутизма растет в большой прогрессии. К каждым годом выявляется все больше аутистов. При ранней диагностике значительную часть симптомов можно откорректировать, однако именно в первые месяцы и годы жизни ребенка имеются сложности с точностью постановки диагноза.

Аутизм характеризуется противоречивостью проявлений. При отсутствии навыков социализации, бытового самообслуживания, отставаниях в развитии речи ребенок может проявлять признаки высокого интеллекта, замечательных способностей в творчестве и отдельных областях познания. Довольно часто аутисты имеют высокий коэффициент интеллектуального развития, однако при этом их интерес затрагивает только ограниченную область. Характерной чертой является полное отсутствие интереса к окружающей жизни.

Внутренний мир, в котором живет аутист, довольно жестко удерживает его в своих рамках. Любые изменения приводят его в состояние возбуждения и могут привести даже к агрессии и самоагрессии.

К основным симптомам можно отнести:

  • Отсутствие социального развития, видимой привязанности к близким, даже родителям.
  • Нежелание поддерживать зрительный контакт.
  • Частой особенностью является превалирование периферического зрения, благодаря чему аутист не смотрит на объект прямо.
  • Нестабильность психической сферы, отрицание любых изменений в привычном образе жизни.
  • Внезапное проявление приступов агрессии и самоагрессии.
  • Отсутствие социальных контактов — ребенок с аутизмом не тянется к родителям на руки, не играет с другими детьми, предпочитая уединение и одиночество.
  • Приверженность к стереотипам, привычному образу жизни и повторяющихся действий.
  • Речевые нарушения, заключающиеся либо в полном отсутствии речи, либо отставании развития речевых функций.
  • Тот факт, что аутизм проявляется у детей не сразу — в силу своего развития ребенок не может с самого рождения продемонстрировать характерные черты своего состояния — родители сталкиваются с большим стрессом. До какого-то времени они могли не замечать неладное.

    Отсутствие зрительного контакта и отклонения в социализации компенсировались умным взглядом ребенка, его спокойствием и явными признаками ненарушенного интеллекта.

    Но вдруг возникает диагноз, который рушит все семейные планы и жизнь родителей в целом. Однако чем раньше выявлено нарушение, тем больше шансов провести адаптационные мероприятия.

    На что обращать внимание:

  • Младенец не просится на руки, не тянется к родителям.
  • Не смотрит в глаза окружающим.
  • Нет реакции на звук, что может вызывать подозрения в нарушении слуха.
  • Ребенок не начинает «гулить» в раннем возрасте, отсутствуют лепетные слова.
  • Нет интереса к игрушкам. Игры могут быть нетипичными, в качестве игрушки выступают необычные предметы.
  • Привязанность к стереотипному поведению, ритуалам, отклонение от которых вызывает чрезмерно бурную реакцию.
  • Речевые нарушения при аутизме

    Аутизм может выражаться у ребенка в различной степени. Однако нарушения в развитии речи имеются у каждого. Нет родителей, которые не обращались бы к специалистам именно с этой проблемой.

    Несмотря на то, что степень проявления может быть разной, существуют типичные отличительные признаки речевых нарушений:

  • Отсутствие коммуникативной функции. То есть ребенок не только не хочет общаться, но и не принимает окружающего мира и его речь является автономной, не ситуативной. Очень поздно в речи появляется местоимение «Я».
  • Речь ребенка с аутизмом стереотипна, может характеризоваться эхолалией (повторением слышанных фраз к месту и не к месту).
  • При нарушении коммуникативной формы речи ребенок может увлекаться словотворчеством, петь, читать наизусть стихи, но в бытовой речи ограничиваться очень скудным набором фраз.
  • Речь характеризуется нарушением звукопроизношения, отклонениями в темпе и плавности.
  • Встречаются варианты полного отсутствия речи или минимального ее употребления. Однако в любом случае речь ребенка характеризуется стереотипностью — он «выбирает» для себя однообразные слова и фразы, используемые в любых состояниях.
  • При любых степенях нарушения ребенок проявляет недостаточное понимание, осознанность речи.
  • Возможна ли коррекция речи?

    Крайне важно как можно раньше начать коррекционные мероприятия. Специалисты проводят активную работу по адаптации детей с аутизмом, помогая им приспособиться к миру и научиться выражать свои чувства и мысли.

    Адаптация в быту, прививание навыков, необходимых для повседневной жизни и, конечно, коррекция речевого развития — вот основные точки приложения для работы специалистов и родителей.

    Медикаментозные назначения не являются единственным способом коррекции. Лекарства назначаются лишь для снятия агрессивности, депрессий и прочих психических отклонений. Основная работа осуществляется логопедами-дефектологами и психологами.

    Коррекционная работа по развитию речи строится исходя из особенностей каждого ребенка и направлена на улучшение понятийности речи, звукопроизношения, формирование спонтанной речи в бытовых условиях.

    Занятия строятся на игровых формах деятельности и обязательно предваряются налаживанием контакта с ребенком. Для аутиста важно, чтобы работа проходила в спокойной обстановке, не вызывая стресса.

    Коррекционные мероприятия по развитию речи у детей-аутистов довольно длительна и требуется большого напряжения, однако грамотный специалист способен помочь самому ребенку и его семье.

    karkusha.su

    Аутизм у дошкольников: откровенный разговор

    Ольга Доленко, Ассоциация психиатров Украины, Запорожский областной дошкольный психоневрологический центр санаторного типа

    последние годы наблюдается заметный рост расстройств аутистического спектра у детей во всем мире.

    Долгие годы психиатры связывали детский аутизм с шизофренией. Возникла даже терминологическая «путаница», так как термином «аутизм» психиатры обозначают патогномоничный для шизофрении симптом, при котором больной теряет связь с реальностью и постепенно утрачивает потребность в общении сначала с посторонними людьми, а затем и с близкими родственниками. Каннер использовал термин «детский аутизм» как название расстройства, поскольку у детей, которых он наблюдал, тоже были нарушения способности устанавливать нормальные контакты с людьми. И хотя еще с 80-х годов детский аутизм был выделен в самостоятельное расстройство, и было доказано отсутствие его связи с шизофренией, до сих пор некоторые психиатры, скажем так, советской школы, рассматривают проблему детского аутизма через призму шизофренического процесса.

    Современные представления об аутизме претерпели существенные изменения. На сегодняшний день большинство специалистов в области психиатрии, когнитивной неврологии и нейрофизиологии считают, что расстройства спектра аутизма обусловлены генетическими мутациями с участием нескольких генов, детерминирующих нарушение нейронального развития [1]. Основными нейропсихологическими последствиями таких мутаций являются нарушения перцепции, когнитивных процессов, исполнительных функций и социального поведения. Патопсихологический аспект аутизма, основанный на популярных теориях (theory of body, theory of mind), подразумевает отсутствие у аутичного ребенка способности понимать действия других людей на телесном уровне (прикосновения, поглаживания, объятия, предугадывание жестов) и обозначаемого как отсутствие «модели тела» (theory of body), в сочетании с лишенной способностью осознавать психическое состояние самого себя и других людей (theory of mind) [2, 3].

    Психологические модели расстройств из спектра аутизма хорошо коррелируют с результатами нейро-психиатрических исследований. В англоязычных публикациях описываются нарушения функционирования различных отделов мозга при аутизме, выявленные с помощью современных методов нейровизуализации. Есть сведения оспецифике поражения лобных структур, мозжечка (особенно червя, имеющего отношение к социальному взаимодействию), глубинных структур височных долей (в частности миндалин), вторичных и третичных полей теменной области [4-8]. Известно, что при аутизме нарушена работа префронтальной коры, участвующей в реализации исполнительных функций (планирования, когнитивной гибкости при принятии решений, направленности деятельности на цель и др.). Существует также предположение, что при расстройствах аутистического спектра нарушены интегративные соматосенсорные функции теменной коры, формирующие соматогнозис, то есть представления о собственном теле. Как известно, у маленького ребенка такие представления тесно связаны с аффективными переживаниями в процессе телесного контакта с матерью. Отсутствие единства перцепции (согласованного восприятия мультимодальной сенсорной информации) приводит к невозможности формирования целостных представлений (репрезентаций) в воображении аутичных детей. С этим, по всей видимости, связан их повышенный интерес к деталям и отдельным свойствам предметов («игры» с тенью, перебирание пальцами перед глазами на свету, любовь к небольшим прямоугольным предметам), а также неумение «считывать» социальные сигналы с лиц окружающих людей, так как этот процесс требует интегративного восприятия. Такие необычные поведенческие паттерны при аутизме, как, например, способность неосознанно копировать («отзеркаливать») речь и действия окружающих связаны, вероятно, с функцией зеркальных нейронов, которые активируются, когда человек наблюдает за действиями других людей или подражает таким действиям. Нейробиологи придают большое значение функции зеркальных нейронов в обучении поведению, и, особенно, родному языку через процессы имитации [3].

    Известно, что расстройства аутистического спектра в большинстве случаев являются причиной инвалидизации и стойкой социальной дезадаптации детей уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективной лечебно-коррекционной стратегией при данной патологии является «раннее вмешательство» в процесс развития с помощью когнитивно-поведенческих технологий. При этом необходимым условием реализации таких программ является диагностика аутизма в раннем возрасте (от 1,5 лет и старше). Совершенно очевидно, что эффективность оказания специализированной помощи аутичным детям зависит, во-первых, от раннего формирования «групп риска», во-вторых, от качественной организации детской психиатрической службы, предполагающей систему помощи в соответствии с современными представлениями о расстройствах из спектра аутизма.

    Украина стремится к интеграции в европейское сообщество, а это потребует серьезных усилий от государства в направлении оказания специализированной помощи детям. Система оказания государственной помощи детям с расстройствами психического здоровья в цивилизованных (как принято сейчас говорить) странах значительно отличается от того уровня, который сегодня может предложить наше государство. Что касается детской психиатрической службы, то следует признать, что в последние годы действительно предпринимаются реальные организационные шаги в данном направлении. Появился закон о психиатрической помощи, создана сеть государственных социальных центров реабилитации для детей-инвалидов, в профессиональных кругах обговариваются клинические протоколы помощи при аутизме и гиперкинетическом расстройстве, появились украинские профессиональные книжные издания, посвященные проблеме

    Как известно, в нашей стране дети раннего возраста редко попадают в поле зрения детских психиатров. Да и весь дошкольный возраст родители предпочитают «не засвечиваться», опасаясь последствий психиатрического учета. До сих пор уровень доверия к детской психиатрии среди населения остается крайне низким, и только необходимость оформления ребенка в образовательное учреждение вынуждает родителей обратиться к психиатру. К сожалению, к 7-8-летнему возрасту возможности коррекции психического развития и поведения при аутизме минимальны. Но, даже обратившись к детскому психиатру под «нажимом» педагогических работников детского сада, родители склонны реконструировать анамнез, а также не замечать очевидных проблем в поведении ребенка. Нередко формируется активное противостояние между семьей проблемного ребенка и специалистами, которое может длиться годами, в то время как ребенок не получает необходимой помощи. Причиной такого поведения родителей, как правило, является недоверие к психиатрам, боязнь огласки и стигматизации, которые «запускают» у семьи различные психологические механизмы защиты от стресса, вплоть до активного «вытеснения» проблемы ребенка. Кроме того, даже правильно установленный диагноз аутистического расстройства детским психиатром в большинстве случаев не влечет за собой включение ребенка в адекватную программу абилитационного сопровождения. До настоящего времени многие детские психиатры предлагают медикаментозную терапию как единственное средство помощи при аутизме, притом что не существует ни одного реального доказательства эффективности данной терапии при этом расстройстве. А вот направить аутичного ребенка в образовательное учреждение или медицинский центр, где была бы реализована программа «раннего вмешательства» или другие когнитивно-поведенческие реабилитационные технологии, которые доказали свою эффективность, детский психиатр зачастую не имеет возможности по причине их отсутствия. На сегодняшний день система оказания такой помощи существует пока только на уровне документов. В частности, группой научных сотрудников под руководством главного детского психиатра МЗ Украины И.А. Марценковского разработан клинический протокол оказания помощи детям с общими расстройствами развития и выпущены методические рекомендации по сопровождению детей с расстройствами из спектра аутизма, утвержденные МЗ Украины. В рамках совместного проекта Швейцарского бюро сотрудничества в Украине и учебно-реабилитационного центра «Джерело» (Львов) «Распространение модели программы раннего вмешательства для детей с расстройствами спектра аутизма в Украине» создан клинический протокол по раннему вмешательству для детей с расстройствами аутистического спектра. Эти документы включают в себя перечень реабилитационных услуг, отражающих современные профессиональные представления об эффективных способах воздействия при данной патологии. Безусловно, само появление такихдокументов является серьезным шагом в направлении организации специализированной помощи при аутизме на уровне цивилизованных стандартов. Однако следует признать, что пока реализовать такие услуги в полном объеме не представляется возможным в силу некоторых причин.

    1. Согласно протоколу и методическим рекомендациям, наиболее значимая часть реабилитационных мероприятий при аутизме у дошкольников должна проводиться в медицинском учреждении, что совершенно логично, однако большинство детских психиатрических учреждений находятся в составе общепсихиатрических больниц, не приспособленных для обслуживания детей дошкольного возраста. Несколько лет назад делегация немецких психиатров посетила наш город для ознакомления с работой психиатрической службы. Каково же было их удивление, когда они увидели, что дети, имеющие проблемы психического здоровья, находятся не в детской больнице.

    2. Обследовать, подтвердить диагноз или оформить статус ребенка-инвалида полагается только «через стационар», что предполагает отрыв ребенка от семьи и что совершенно недопустимо не только для аутичного ребенка, но и для любого ребенка дошкольного возраста. Кроме того, во многих детских психиатрических отделениях находятся дети в возрасте от 3 (!) до 18 лет. Сам факт пребывания дошкольника в таком стационаре без матери может быть причиной психических расстройств. В современных протоколах по ведению аутичных детей подчеркивается необходимость оказания помощи в раннем возрасте в амбулаторных условиях. В тоже время, перепрофилирование стационарных коек в дневные стационары как один из вариантов предоставления такой помощи приводит к неизбежному сокращению и без того скудного финансирования и увеличению врачебной нагрузки. Честно говоря, о каком качестве медицинского сопровождения детей с аутизмом может идти речь, если нагрузка на одного детского психиатра, например, в нашем учреждении, составляет 30 детей (что, соответственно, означает и 30 семей). По всей видимости, предполагается, что контингент детей дневных стационаров психиатрических учреждений аналогичен пациентам соматических коек, когда дневной стационар посещают дети с более легкими формами заболевания или с целью долечивания. Однако в детской психиатрии выбор режима пребывания для ребенка происходит по другому принципу. Чем тяжелее психическое состояние ребенка, тем в более щадящем режиме пребывания в медицинском учреждении он нуждается, и тем больших финансовых и медицинских ресурсов потребуется для его реабилитации. Прекрасно понимая это, многие руководители психиатрических стационаров вынуждены идти на «маленькие хитрости», например, оформлять детей в круглосуточный стационар, но отпускать их вечером домой.

    3. Наиболее проблемным звеном в организации помощи аутичным дошкольникам является их абилитационное сопровождение мультидисциплинарной командой специалистов. Даже в крупных областных центрах не организовано обучение специалистов, которые должны входить в такой тандем. Согласно предложенным клиническим

    Что касается детей школьного возраста, то ситуация еще более плачевная. Формально у нас функционируют специализированные классы при общеобразовательных школах. В разные годы им присваивали различные обнадеживающие названия (классы выравнивания, коррекционные классы, классы индивидуального внимания, классы для детей с задержкой психического развития), однако сути это не изменило. В таких классах до сегодняшнего дня не существует какой-либо специальной программы, кроме общеобразовательной, но растянутой во времени. Обучение детей, как правило, проводят педагоги, не имеющие профессионального представления о специфике детского аутизма и не владеющие навыками специальной педагогики. Мама одного ребенка, страдающего аутизмом, никак не могла понять, зачем ее ребенку нужно посещать уроки английского языка, если он до сих пор не пользуется своей родной речью, пока педагог не привел «железный» аргумент: «Этого требует программа!». Впрочем, педагоги и сами нередко высказывают свои недоумения по поводу того, насколько не продумана, с одной стороны, система обучения проблемных детей, а с другой — система подготовки специалистов в данной области.

    4. Несмотря на появление в различных информационных источниках правдивого материала о детском аутизме, в основном население остается мало осведомленным о данной проблеме. Как известно, для продвижения той или иной идеи в обществе необходим соответствующий социальный запрос. Во многих странах создание первых центров помощи детям с аутизмом было связано именно с активностью их родителей, объединенных в общественные организации, активно поддержанные информированным населением. В Украине стараниями родителей уже создано несколько благотворительных учреждений для детей-инвалидов, но пока еще семьи детей с аутизмом находят мало поддержки среди населения. Чаще, наоборот, наличиеребенка с расстройством из спектра аутизма в семье вызывает у окружающих осуждение и нетерпимость, а не сопереживание и сочувствие. Очевидно, что в реабилитации в нашей стране нуждаются не только психически больные дети, но и, прежде всего, само общество. Без дестигматизации общества, врачей и медицинских чиновников сложно кардинально изменить ситуацию.

    В результате, родители детей с расстройствами из спектра аутизма вынуждены довольствоваться тем, что им предлагают согласно нововведенным индивидуальным планам реабилитации, а это, как правило, стационарное лечение и формальное посещение социального центра или вспомогательной группы детского сада. Нередко родителям бывает сложно разобраться, чем отличается центр социальной помощи от специализированного садика. Им приходится постоянно проходить какие-то комиссии, водить больного ребенка по поликлиникам, собирать бесконечные справки, а в итоге выясняется, что учреждение, куда их направили, не имеет квалифицированных специалистов. Нередко в отчаянном стремлении помощь своему ребенку семья обращается за помощью к «охотникам» заработать на чужом горе и предлагающим различные «чудесные», но очень дорогостоящие способы воздействия. Речь идет о дельфинах, специально обученных собаках, диетах и других мероприятиях. Слава богу, что такого рода услуги, по крайне мере, не смогут серьезно навредить ребенку с аутизмом. Могу даже предположить, что общение с дельфинами может принести любому ребенку, в том числе и страдающему аутизмом, много радости, конечно, при условии, что пребывание рядом с животными в незнакомой обстановке не усилит его страхи. Диета, да еще порекомендованная авторитетным консультантом, вполне вероятно, сможет мобилизовать родителей на то, чтобы они смогли взять под контроль пищевое поведение своего ребенка. Если такой ребенок употреблял в пищу только хлеб, не выпуская его из рук, чем, конечно, наносил вред своему пищеварению, то, к примеру, безглютеновая диета, исключающая многие злаки, в том числе пшеницу, вынудит родителей предпринять активные меры для отучения их ребенка от вредной формы пищевого поведения. Можно также предположить, что некоторые серьезные проблемы пищеварительной системы сопутствуют аутизму, являясь коморбидными расстройствами. Только вот научить ребенка нормативному социальному поведению или тем более излечить от аутизма не смогут ни дельфины, ни особая диета. Если бы дельфинотерапия была столь эффективна, как об этом заявляют врачи, занимающиеся маркетингом этого бизнеса в Украине, то я думаю, что все побережье океана вдоль США и Канады использовалось бы для таких целей, так как дельфинов там предостаточно. Однако этого не происходит, и дельфинотерапия в этих странах занимает свое скромное место в различных программах, нацеленных на получение удовольствия детьми от общения с умными и безопасными животными.

    В странах с высоким уровнем оказания психиатрической помощи ранним выявлением детей с аутистическими признаками в поведении занимаются семейные врачи, педиатры и детские неврологи. Следует подчеркнуть, что речь идет не об установлении диагноза, который, безусловно, является прерогативой детских психиатров, а об информированности детских врачей о симптомах аутистического спектра у детей раннего возраста с целью своевременного направления к специалистам в данной области. К примеру, в США, где существует государственная программа помощи аутичным детям, до 3-летнего возраста не обязательно, чтобы диагноз «аутизм» был

    В условиях украинской реальности отсутствие специальных знаний у детских врачей в большинстве случаев не позволяет заподозрить у ребенка раннего возраста расстройство из спектра аутизма. Врачу необходимо знать, какие именно тонкости анамнеза помогут правильно квалифицировать тот или иной поведенческий паттерн расстройства из спектра аутизма. К примеру, родители редко информируют педиатров, а тем более неврологов, о проблемах приучения к туалету и нарушениях пищевого поведения, в то время как именно проблемы, связанные с едой и туалетом, при аутизме в раннем возрасте имеют специфические, значимые для ранней диагностики черты. Другим примером, иллюстрирующим трудности диагностики расстройства в раннем возрасте, может служить то обстоятельство, что обследование ребенка педиатром или неврологом, в силу известных обстоятельств, не предполагает наблюдение за его социальным поведением, способностью устанавливать адекватное взаимодействие с незнакомым взрослым и т. п. В поле зрение врача, скорее всего, попадают проблемы развития речи и аффективная неустойчивость, что отражается в таких диагнозах, как «задержка развития речи», «аффект-респираторные приступы», «минимальная мозговая дисфункция» и т. п. Уверена, что наши коллеги — детские неврологи и педиатры — с большим желанием восприняли бы информацию об аутизме через совместные конференции и печатные издания. Более 10 лет назад в Санкт- Петербурге при реализации программы раннего вмешательства с помощью специалистов из североевропейских стран во всех детских поликлиниках были внедрены опросники, которые заполнялись родителями. Целью такой работы было выявление групп риска с подозрением на нарушения общего развития и другие расстройства психики, связанные с развитием. Результаты оказались настолько впечатляющими, что привели к организации в России целой сети реабилитационных учреждений медицинского и образовательного профиля.

    Следует отметить, что медицинское сопровождение детей с расстройствами из спектра аутизма в той или иной степени отличается в различных регионах Украины. В одних регионах мы видим, как ситуация меняется в лучшую сторону под влиянием энтузиазма отдельных людей, ярких личностей. Благодаря их активности и терпению даже в условиях экономического кризиса удается заметно улучшить качество помощи с расстройствами общего развития. Примером такой работы является г. Львов, где несколько учреждений различного подчинения создали целостную систему реабилитации детей с расстройствами из спектра аутизма. Такие примеры свидетельствуют о том, что организация системы выявления и медико-социального сопровождения таких детей в Украине вполне реальна. Конечно, финансовая сторона любого организационного процесса имеет большое значение, но, смею утверждать, что не она является определяющей.

    А пока с тревогой и состраданием констатирую у ребенка очередное расстройство аутистического спектра, зная о том, какие катастрофические последствия могут ожидать его и его семью в стране, где система оказания психиатрической помощи детямувязла в традициях 60-х годов. Единственное, что я как детский психиатр с многолетним стажем могу предложить — помощь в организации системы помощи такому ребенку в условиях семьи, обучая родителей доступным для них коррекционным технологиям. Наблюдая за разными детьми с расстройствами аутистического спектра в течение нескольких лет, не раз убеждалась в том, насколько эффективно можно изменить состояние ребенка, когда семья представляет собой единую взаимодействующую команду. Такие родители, как правило, демонстрируют чудеса терпимости и понимания проблемы аутизма, их познания и навыки нередко намного превышают уровень профессиональной подготовки специалистов, призванных работать в данной сфере деятельности. Зная об опыте нескольких таких семей, я убеждена, что семья, поддержанная знаниями и опытом квалифицированного детского психиатра, в состоянии победить аутизм, добиться значительных позитивных результатов при самом тяжелом варианте расстройства.

    medic.news

    Симптомы аутизма у детей: что необходимо знать?

    Жизнь в обществе — такая естественная потребность для большинства, становится тягостной для аутистов. Их ещё называют детьми дождя (по аналогии с нашумевшим в 90-ые годы фильмом «Человек дождя») или индиго.

    Диагноз «расстройство аутистического спектра» или аутизм ставится всё большему количеству детей.

    По статистике восьми из тысячи, причем мальчикам в три раза чаще, чем девочкам.

    Что необходимо знать?

    Болезнь на сегодняшний день считается неизлечимой.

    Сам термин – детский аутизм – трактуется разными авторами по-разному:

  • как нервное расстройство, связанное с трудностями социальной адаптации и совершением повторяющихся действий;

  • как нейробиологическая болезнь, влекущая за собой нарушения в работе головного мозга и отставание в развитии;

  • нарушение развития и связи с окружающим миром.
  • Типы нарушений при аутистическом синдроме

    Согласно принятой классификации по возрастающей выделяют четыре степени нарушений.

    От наименьшей, первой к четвертой, самой серьезной, при которой отсутствует контакт с окружающей действительностью (вспомните главного героя «Человека дождя» в исполнении Дастина Хоффмана).

    В медицинской практике под общим названием «расстройство аутистического спектра» обычно скрываются разные формы проявления болезни: синдром Аспергера, Каннера, соматогенный или психогенный аутизм.

    Различие заключается в выраженности проявления признаков детского заболевания.

    Ранние симптомы аутизма

    Точный диагноз российские специалисты ставят к трем годам.

    Их европейские коллеги склоняются к более ранней диагностике синдрома раннего детского аутизма: от полутора до двух лет.

    Они ссылаются на то, что определенные поведенческие стереотипы начинают проявлять себя уже после полугода жизни.

    Специалисты опираются на известную «триаду» симптомов:

  • отрешенность от социума;
  • отсутствие эмоций и контакта глазами;
  • однотипные поведенческие реакции (недоразвитое воображение).
  • Симптомы аутизма у новорожденных

    Заболевание начинает проявлять себя с первых дней жизни.

    Если ребенок почти все время спит и ест или наоборот слишком возбудим, дремлет по 15-30 минут, при этом развиваясь,

    Он не обращается к внешнему миру, а продолжает смотреть как бы вглубь себя, не реагирует на звуки, погремушки, свое имя, совершает однотипные движения руками или ногами.

    Признаки конечно неоднозначны для точной диагностики, но симптомы настораживают, поскольку служат проявлением аутизма у детей, следственно такие малыши входят в группу риска.

    Некоторые родители не сразу понимают, что их ребенок развивается и ведет себя несколько иначе, чем его ровесники.

    Основные симптомы раннего детского аутизма могут вначале быть не столь явными, проявиться после года.

    Зная основные симптомы можно обнаружить болезнь на ранних стадиях.

    Следующие признаки наиболее характерны:

    1. У ребенка не развиты формы невербального общения, то есть отсутствует мимика, жестикулирование, он не смотрит собеседнику в глаза, что свойственно любому любознательному сорванцу, желающему расположить к себе взрослого.

    Аутист не общается с другими детьми своего возраста, настроение у него часто меняется из крайности в крайность, он избегает даже контакта с матерью, более охотно оставаясь в окружении неживых предметов.

  • Наблюдается задержка речевого развития, а при овладении речью нежелание общаться с другими, свойственна эхололия (неконтролируемое повторение слов), употребление однотипных выражений, одни и те же игры (не ролевые!).

  • Дети выбирают нехарактерные для игр предметы, часто шнурки, совершают повторяющиеся движения: раскачивания, хлопки и трясут руками.

  • Малыши начинают тревожиться при малейших изменениях в окружающей обстановке.
  • Особые поведенческие реакции закрепляются в возрасте с двух до пяти лет, если вовремя подобрать корректирующие программы, то ребенок успешно социализируется, учится жить среди людей.

    При легких формах аутизма психологи, неврологи и психиатры делают вполне благоприятные прогнозы.

    Проявление аутизма у подростков зависит от степени проявленности симптомов, многие «особые дети» вполне успешно учатся в школе, даже превосходят одноклассников в точных науках.

    Но обострения болезни часто случаются из-за того, что именно в подростковом возрасте общение выходит на первый план.

    Аутисты испытывают особые трудности.

    Важно, чтобы такие дети были по возможности активны и жили в здоровой социальной среде.

    В некоторых случаях подростки с диагнозом аутизм оказываются неспособны ухаживать за собой и требуют индивидуального подхода к обучению.

    Важно проявлять терпение, поддерживать, хвалить за успехи.

    Обязательные прививки для детей до года.

    История знает немало примеров, когда талантливые «чудаки» добивались невиданных результатов:

    в корпорации Била Гейтса лучшие программисты — это аутисты, вспомните ещё пловца Майкла Фэлпса, режиссера Вуди Аллена и философа Темпл Гранден, диагноз не стал помехой для выдающихся успехов в выбранном деле.

    На заметку родителям детей с диагнозом аутизм:

  • любите ребенка таким, какой он есть и отмечайте его достижения;
  • следуйте режиму, предсказуемость радует детей — аутистов;
  • общайтесь как можно больше и сохраняйте позитивный настрой.
  • Главное не сдаваться!

    Как дети и родители справляются с аутизмом: видео

    Посмотрите небольшой ролик про жизнь ребенка с синдромом аутизма в обычной семье:

    ru-mama.net

    Как проявляется детский аутизм у новорожденных и малышей до 3 лет: признаки и диагностика

    Аутизмом называется заболевание психики, которое проявляет свои первые признаки после рождения ребенка до трех лет. Оно тесто связано с адаптацией малыша в социуме, его последующей реализацией.

    Причинами аутизма у детей являются генетические особенности. Наследственный фактор играет решающую роль. Высок риск развития аутизма у новорожденного ребенка в случае, если кто-то из близких родственников страдал таким заболеванием. Аутизм провоцируется генным сбоем, в результате чего возникает нарушение синаптических связей в головном мозгу.

    Аутизм непосредственно связан с наследственностью, то есть с генетическим здоровьем родителей, бабушек и дедушек, прочих кровных родственников, а также более далеких предков

    Кроме того, развитие аутических состояний у малыша может быть вызвано внешними факторами. Фактор риска — беременность, протекающая с осложнениями, или развитие тяжелых заболеваний у женщины в период вынашивания ребенка.

    Еще недавно распространенной версией, объясняющей возникновение детского аутизма, считалась вакцинация малышей в роддоме и в течение первого года жизни. Сегодня эта теория считается ошибочной и связь между прививками и аутизмом полностью опровергается специалистами.

    Симптомы в разном возрасте

    Аутизму у детей присуще много признаков и симптомов, проявляться заболевание может в различных формах. Диагностирование аутизма у малышей в младенчестве — задача тяжелая. Первые волнующие признаки родители замечают к концу 1 года. Соответственно, на консультацию к врачу малыш попадает не в течение первого месяца жизни, а в годовалом возрасте. Определить аутизм у только что родившихся малышей сложно, но есть перечень определенных признаков и некоторые поведенческие особенности, к которым следует относиться с вниманием:

    • появление необычных жестов либо полностью отсутствующая жестикуляция;
    • замедленное реагирование ребенка на внешние раздражители либо полностью отстраненное поведение во время общения с ним людей;
    • отсутствие гуления или его позднее появление.
    • Выявить заболевание у новорожденных очень сложно, однако иногда это удается сделать. В числе характерных признаков — остановившийся взгляд, отсутствие эмоциональных реакций, странные жесты или отсутствие мелкой моторики

      До 3 лет у истинного аутиста должна проявиться более выраженная и заметная симптоматика:

    • малыш почти не разговаривает;
    • во время разговоров использует ограниченный набор слов;
    • в речи преобладают гласные звуки;
    • малыш избегает игр, где требуется проявлять фантазию и инициативу;
    • складывается четкое ощущение того, что ребенок находится в другом измерении.
    • Как правило, аутизм, проявившийся у малыша в первые несколько лет после рождения, сохраняет свою симптоматику в течение всей жизни. Проявления аутизма можно смягчить, если регулярно проводить лечебные мероприятия. Аутистические расстройства у детей могут проявиться с началом школьно–учебного процесса, при отсутствии выраженной симптоматики расстройства в начале жизни.

      Как может проявляться заболевание у малыша?

      Определить заболевание по одному симптому невозможно. Специалисты диагностируют психическое отклонение этого вида только на основании целого комплекса симптомов, которые имеют яркое проявление у ребенка. Чтобы установить аутизм, у малыша должно быть выраженное специфическое поведение:

    • нарушенные взаимоотношения ребенка с людьми, которые его окружают;
    • осознанно создаваемое малышом отсутствие социальных связей;
    • стереотипность поведения, ограниченность интересов.
    • Редко у ребенка-аутиста может проявляться пищевая избирательность, но многие здоровые дети тоже очень переборчивы в еде, поэтому ставить диагноз, основываясь только на этом симптоме, нельзя.

      При том, что провоцирующих факторов детского аутизма немного и они для всех едины, заболевание имеет множество различных проявлений. Некоторым детям с таким диагнозом присуща высокая степень интеллектуального развития и феноменальная память при полном отсутствии социальной адаптации. Для других детей характерным признаком аутизма выступает неспособность воспринимать и усваивать какую-либо информацию.

      Среди аутистов больший процент гениев, чем среди совершенно здоровых людей. На фото изображена Айрис Грейс — пятилетняя художница, рисующая признанные шедевры. Девочка также страдает аутизмом

      Часто детки-аутисты очень сообразительны и отлично учатся в школе, при этом полностью ограждают себя от общения с одноклассниками. Интересно, что дети, страдающие этим расстройством, часто обладают уникальными умственными способностями, они более одаренные, чем обычные люди. По статистике, гениев среди аутистов гораздо больше, чем среди здоровых.

      Что является поводом для обращения к врачу?

      Родителям, которые подозревают у малыша наличие аутизма, следует насторожиться в следующих ситуациях:

    • в 6 мес. ребенок не улыбается, мимическое движение мышц лица отсутствует;
    • в 9 мес. не повторяет за родителями выражение их лица;
    • в 12 мес. не начинает лепетать, произносить первые слова;
    • в 18 мес. не говорит ни одного слова;
    • в 24 мес. не составляет простые фразы из нескольких слов.
    • Как проводит диагностику аутизма врач?

      Как правило, устанавливает диагноз детского аутизма педиатр.

      Так как точный диагноз аутизма можно установить в возрасте 2 – 2,5 года, первые лечебные мероприятия начинают проводить в этот период детским неврологом. Данное психическое расстройство проявляет себя с рождения — если мама заметила первые симптомы аутизма у своего малыша в возрасте старше пяти лет, это может говорить только о ее невнимательности и халатном отношении к здоровью ребенка.

      Современная медицина не располагает универсальными специальными методиками, которые могли бы позволить радикально влиять на ход течения заболевания. В связи с этим план лечения всегда составляется индивидуально с учетом всех нюансов в конкретном случае.

      Аутизм может корректироваться тремя основными методами:

    • метод семейной терапии;
    • психологический способ коррекции;
    • способ коррекции поведенческих отклонений.

    Вспомогательной коррекционной методикой выступают занятия физкультурой. Специальные упражнения призваны помочь маленькому человеку научиться контролировать свое тело. Главной задачей близких людей в этот период является эмоциональная поддержка ребенка, родители должны постараться установить особую эмоциональную связь со своим малышом.

    Комплексное лечение ребенка-аутиста может включать специальное диетическое питание и лекарственную терапию. Прием седативных препаратов часто назначается в случае склонности ребенка к самоистязаниям. Помощь физиотерапевтов и логопедов во многих случаях оказывается незаменимой. А психологическая поддержка специалистов корректирует поведенческие нарушения. Адекватная комплексная терапия помогает малышу-аутисту приобрести необходимые навыки социального общения и адаптироваться в обществе.

    Автор написал чушь. Отравление организма матери действительно может привести к поражению головного мозга плода. Но для этого нужны высокие концентрации вредных веществ. Например работа во время беременности на ртутном производстве. И генетика здесь вообще почти не причём. Она ответственна за поражение мозга в ничтожном количестве случаев, меньше чем 0,00001%. То есть 1 случай на десять миллионов.

    Причины аутизма те же самые, что и причины детского церебрального паралича и леворуких людей. Просто это разные стадии поражения головного мозга ребенка на стадии поздней беременности и особенно родах. Слабая асфиксия плода при рождении ведёт к появлению левшей, более сильная асфиксия ведет к развитию аутизма, еще большая ведёт к развитию ДЦП. Асфиксия плода причина 90% этих нарушений. Остальные 9% приходятся на нарушения во время ранней беременности, а 1% распределяется на генетические нарушения и периода раннего развития ребёнка, вследствие заболеваний. И истинная причина в возникновении аутизма, это недостаточная акушерская помощь во время поздней беременности и родов.

    Поэтому следующие советы семьям, как избежать ребёнка инвалида.

    1. Не рожайте впервые после 40. Вероятность появления больного ребёнка сильно возрастает. Ваши физиологические возможности сильно ослабевают. Лучший возраст до 30 лет.

    2. Занимайтесь регулярно спортом и давайте организму хорошую ежедневную физическую нагрузку. Тренируйте гибкость и пресс.

    3. Старайтесь не болеть.

    4. Следите за своим весом.

    5. Хорошо и сбалансированно питайтесь, но не увлекайтесь диетами.

    vseprorebenka.ru

    Аутизм у детей: причины, симптомы, лечение, признаки

    Аутизм — это достаточно»редкое психическое заболевание, симптомы которого сохраняются у ребенка на протяжении всей жизни.

    У мальчиков это заболевание встречается почти в четыре раза чаще, чем у девочек. Симптомы заболевания обычно проявляются у ребенка в течение первых трех лет его жизни (по данным статистики, из 10000 новорожденных младенцев 10-20 страдают аутизмом). Аутизм — это психическое расстройство, затрагивающее все без исключения функции центральной нервной системы человека (в этом отношении аутизм сходен с другим психическим заболеванием, известным под названием синдрома Аспергера).

    У больного аутизмом наблюдается целый ряд отклонений в поведенческой сфере: в частности, он испытывает трудности в общении с окружающими, не может правильно организовать сам процесс коммуникации. Как правило, аутизм сопровождается олигофренией, хотя из этого правила бывают исключения. Симптомы аутизма чрезвычайно разнообразны. Например, у ребенка хорошо развита моторика, однако полностью или частично утрачены языковые навыки, навыки социальной адаптации и самообслуживания.

    Некоторые дети, страдающие аутизмом, не в состоянии овладеть речью — они или совсем не разговаривают, или разговаривают на собственном, непонятном для окружающих языке. Иногда больной ребенок просто произносит какие-то слова, не вкладывая в них привычный для нас смысл, или механически повторяет однажды услышанную фразу. Такие дети зачастую не способны адекватно воспринимать окружающих людей — их слова, интонации, эмоциональное состояние.

    Дети, страдающие аутизмом, как правило, имеют свои нетрадиционные способы общения с окружающим миром (например игрушками они пользуются не так, как другие дети). Игры таких детей отличаются однообразием, они построены в основном на чисто механических движениях, причем следует отметить, что в процессе игры ребенок крайне редко берет на себя роль того или иного воображаемого персонажа. Некоторые дети отличаются импульсивностью, проявляют склонность к агрессии — такое поведение может представлять опасность как для самого ребенка, так и для окружающих. Вспышки ярости, приступы гнева — все это типичные проявления заболевания. Иногда больной ребенок полностью утрачивает связь с той социальной средой, которая его окружает. Стороннему наблюдателю может показаться, что ребенок просто плохо слышит, однако, как показывают тесты, в большинстве случаев такие дети обладают абсолютно нормальным слухом.

    Что является причиной этого заболевания? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. По мнению многих ученых, решающее значение имеет генетический фактор. Кроме того, для аутизма характерны такие сопутствующие заболевания, как эпилепсия и синдром дефицита внимания.

    Диагноз «аутизм» могут поставить ребенку только высококвалифицированные специалисты, обладающие опытом в распознавании и лечении этого заболевания. Такие специалисты, как правило, работают в крупных медицинских центрах. Обратитесь в лечебные учреждения вашего района — администрация предоставит вам всю необходимую информацию.

    Муниципальные учреждения социальной защиты, муниципальные образовательные учреждения должны оказать больным детям всю необходимую помощь. Еще совсем недавно аутизм считался неизлечимым заболеванием, однако в настоящее время известно множество случаев, когда состояние больных детей значительно улучшалось; своевременная диагностика и систематическое лечение при этом имеют решающее значение. Семьи больных детей обязательно должны получать всю необходимую помощь и поддержку. Такого рода услуги предоставляют медицинские центры, муниципальные службы, сетевые службы психологической помощи, а также некоторые интернет-сайты. Обратитесь к вашему педиатру, чтобы он помог вам найти необходимую информацию.

    И наконец еще одно, последнее замечание. Любой ребенок, независимо от уровня развития его интеллекта, нуждается в родительской любви, заботе и ласке. Дети, страдающие олигофренией или аутизмом, не всегда могут адекватно выразить свою любовь, свою потребность быть любимыми, однако они нуждаются в вашей любви ничуть не меньше, чем любые другие дети.

    Раньше в медицинском мире существовала точка зрения, что аутичный ребенок желает уклониться от общения с родителями и всем миром, и аутизм называли «болезненным эгоцентризмом». Сегодня термином «аутизм» очерчивается большой круг проблем, суть которых в том, что сигналы из окружающего мира по пути в мозг, возможно, подвергаются блокированию или задержке, некоторому искажению. Все это затрудняет для аутичного ребенка способность продуктивно взаимодействовать с окружающими, даже просто общаться и разговаривать.

    Аутист может испугаться чего-то, чего мы не видим, засмеяться в совершенно неподходящий момент, может бояться прикосновений, его реакции необычны и непонятны нам, ему сложно выражать свои чувства так, чтобы их поняли.

    Сложно вычленить аутизм из списка других психосоматических заболеваний, но вот некоторые особенности, по которым можно понять, что ваш ребенок — аутист.

    • Ему сложно выстроить длинную фразу, он не понимает напечатанных пошаговых инструкций, совсем не использует местоимение «я», может часто повторять отдельные слова или слоги. Чаще он старается вообще не разговаривать, хотя много читает и легко учится писать.
    • Он старается избежать общения, старается устраниться от контакта со всеми людьми, даже если это контакт визуальный.
    • Слишком сильная или очень необычная реакция на любые звуки, образы, прикосновение, запахи.
    • Слишком неравномерно распределенные способности и умения — иногда ребенок кажется гением, иногда вам кажется, что он сильно отстает в развитии.
    • Сложность взаимодействия, задержка в развитии речевых навыков, неравномерное развитие способностей — это все может быть как признаками аутизма, так и следствием какой-нибудь травмы головного мозга. Так что, чтобы точно поставить диагноз, специалисты должны знать всю историю развития ребенка. Когда ребенок вам стал казаться слишком отличающимся от других? Как он вел себя с вами? С вашими родственниками? Были ли у него симпатии или он не тянется к другим людям? Любит ли, когда его гладят или притрагиваются к нему?

      Если вы обратите внимание на эти особенности рано, то это может помочь вашему малышу лучше адаптироваться в жизни, в социуме — хотя вы заранее должны примириться с тем, что ваш ребенок будет особенным всю жизнь. Не больным — просто другим.

      Он может обучиться общаться и развиваться: есть такие аутисты, которые во взрослом возрасте могут писать книги или учиться в университете, а есть и такие, которые даже не смогут с вами общаться, полностью погрузившись в свой мир.

      Но сегодня с помощью последних методик адаптации все меньше аутистов испытывают подобные трудности.

      Выделяют аутизм в раннем детском возрасте (синдром Каннера) и аутическую психопатию (синдром Аспергера).

      Аутизм в раннем детском возрасте

      Симптомы появляются с 30-го месяца жизни:

    • нарушения в сфере восприятия отношений:

  • недостаточный зрительный контакт;
  • отказ от физического контакта;
  • исчезновение улыбки;
  • нарушения в сфере речи, разговора и невербальной коммуникации:

  • недостаточное обучение речи;
  • механическое повторение слов (эхолалия);
  • создание новых (несуществующих) слов;
  • неправильное использование местоимений (например, использование «ты» вместо «я»);
  • необычные реакции на окружение:

    В большинстве случаев дети с аутизмом малоодаренные, более 60% — умственно отсталые.

    Анамнез раннего детского возраста, характеристики, наблюдение за поведением, ЭЭГ, частичные изменения, вызванные нарушением функций мозга.

  • Цель всех методов лечения — ускорение развития, интеграция в семью, ограничение «застывшего» поведения и навязчивых повторений.
  • Олигофренопедагогическое лечение.
  • Поведенческая терапия, лечение музыкой.
  • Методика сенсомоторных упражнений.
  • Консультирование родителей.
  • Медикаментозное лечение: нейролептики при сильном двигательном беспокойстве и сильном возбуждении.
  • Группы самопомощи и помощи родителям.
  • Аутическая психопатия

    Отклонения начинаются с 36-го месяца жизни.

    Нарушение способности установления отношений:

  • отсутствие чуткости;
  • выраженный эгоцентризм;
  • обратное развитие;
  • отсутствие дистанции;
  • отсутствие юмора;
  • необычные интересы.
  • Раннее начало развития речи и формирование стилистически хорошо поставленной речи.

    Нейромоторные функциональные слабости, неловкость. Умственное развитие хорошее вплоть до незаурядного. Пациентов часто считают чудаками и одиночками.

    Раннее консультирование близких пациента. Методика сенсомоторных упражнений.

    Социально-психиатрическое обслуживание: дотация работодателям за устройство на работу, особенно при выборе профессии.

    Поддерживающая психотерапия в подростковом и взрослом возрасте.

    Каковы признаки аутизма у детей?

    Аутизм — сложная патология развития с широким диапазоном симптомов — от легких до тяжелых. Он чаще встречается у мальчиков, и хотя некоторые признаки могут проявиться уже в младенчестве, обычно замечается в возрасте от 18 месяцев до 3 лет. Педиатр должен обследовать ребенка на аутизм во время плановых осмотров с 18 до 24 месяцев, а также оценивать развитие ребенка во время каждого осмотра. Кроме того, важно заметить, что есть и другие проблемы развития, которые могут вызвать симптомы, напоминающие симптомы аутизма. Обычный совет: если вас что-то беспокоит в развитии ребенка, обсудите это с врачом.

    Вот некоторые признаки аутизма.

  • Задержка или отсутствие речи.
  • Ребенок не смотрит в глаза и не отзывается на свое имя.
  • Не жестикулирует (например не показывает пальцем на предметы).
  • Не любит, когда его обнимают и целуют.
  • Повторяет одни и те же действия и слова.
  • Наблюдаются трудности в поведении.
  • Задержка в развитии, особенно речи и социальных навыков.
  • Необычные реакции на вид каких-то предметов, тактильные или вкусовые ощущения, запахи или звуки.
  • Если вам кажется, что ребенок аутичен, поговорите с педиатром. При помощи интенсивной терапии на раннем этапе (речевой, эрготерапии, поведенческой, социальной интеграции) можно ослабить симптомы и добиться стабильного улучшения.

    Время надежд и тревог

    Сегодня мы знаем об аутизме больше, чем когда бы то ни было. Специалисты выяснили, что причина аутизма кроется в патологическом развитии головного мозга, а не в плохом воспитании. Существует надежда, что своевременное интенсивное специальное обучение может помочь детям, страдающим аутизмом, научиться общаться с окружающими и более гибко мыслить. Располагая более полной информацией и будучи оптимистически настроенными по поводу лечения, специалисты ставят этот диагноз во все более раннем возрасте, внушая тем самым надежды на улучшение состояния таких детей.

    Однако есть и тревожные новости. Количество детей, страдающих аутизмом, по-видимому, растет. Я говорю «по-видимому», поскольку мы пока не знаем, увеличивается ли это число за счет того, что мы стали лучше разбираться в этом заболевании или из-за стремительного роста изменений, происходящих в детях. Распространенное мнение о том, что причиной аутизма могут стать прививки, слишком неправдоподобно. Однако существует и множество других возможных причин, которые до сих пор досконально не исследованы. И хотя раннее интенсивное обучение может помочь детям, страдающим аутизмом, добиться определенного прогресса в своем развитии, многие родители все еще надеются, что некий чудодейственный метод все же приведет к их немедленному исцелению. Если эти надежды не оправдаются, а так обычно и бывает, то их ждет жестокое разочарование. Намного реалистичнее было бы полагать, что дети с аутизмом так или иначе будут сталкиваться с определенными трудностями в жизни.

    Cейчас мы знаем об аутизме больше, чем раньше, но нам еще предстоит многое узнать об этой болезни. Здесь приведены лишь основные сведения о ней.

    Дети, страдающие аутизмом, отличаются патологическим развитием в трех основных направлениях: общение, поддержание отношений с окружающими и поведение. Нормально развивающиеся дети порой испытывают трудности в той или иной из этих сфер, но лишь их сочетание позволяет говорить об аутизме. Вот несколько примеров.

    Общение. Дети, страдающие аутизмом, в возрасте от 6 до 12 месяцев не начинают лепетать, как все остальные младенцы, и поздно начинают произносить слова. Если они и говорят, то зачастую повторяют слова безо всякого смысла и испытывают большие трудности в ведении диалога. У них также большие проблемы с невербальным общением. Они не смотрят в глаза собеседнику, чтобы показать, что слушают его. Они не указывают на предметы рукой, чтобы продемонстрировать свой интерес к ним.

    Отношения с окружающими. Дети, страдающие аутизмом, не испытывают потребности в родительской ласке и не тянутся, чтобы их взяли на руки. Они обычно не любят игр, связанных с прикосновениями к их телу. Они зачастую игнорируют сверстников, а если и играют с ними, то проявляют навязчивость, поскольку не умеют «читать» общепринятые жесты и мимику, которые как бы говорят: «Я сейчас готов играть» или «Оставь меня в покое». Они испытывают привязанность к родителям, но в несколько странной манере. Так, например, желая, чтобы их приласкали, они могут наброситься на родителей сзади.

    Поведение. Дети, страдающие аутизмом, зачастую осваивают какие-то движения и затем безостановочно повторяют их. Один постоянно расставляет игрушечные машинки в определенном порядке или безостановочно щелкает выключателем. Другой вставляет кассету в видеомагнитофон и тут же вытаскивает ее. Это может продолжаться часами. Любые попытки вмешаться в подобные действия могут вызвать истерику. Похоже, что их внимание привлекают вращающиеся предметы. Дети, страдающие аутизмом, часто вращают корпусом, кистями рук или хлопают в ладоши, а также раскачиваются всем телом. Их реакция на звуки, запахи и прикосновения часто бывает необычной. Например, многие из них любят, когда их крепко обнимают, но не выносят мимолетных прикосновений.

    В чем основная проблема аутизма у детей?

    На этот счет существует множество теорий. Одна из них кажется мне правдоподобной и утверждает, что при аутизме нарушается процесс переработки мозгом информации, поступающей от органов чувств, примерно так же, как в плохо настроенном телевизоре. Одни сигналы проходят без помех, другие искажаются, а третьи вообще пропадают. Возможно, что основные проявления аутизма — проблемы общения, взаимоотношений и поведения — являются следствием этих искаженных сигналов, в результате чего ребенок сталкивается с пугающим и непонятным для него миром.

    Некоторые из наиболее заметных проявлений, в частности истерики, возможно, отражают крайнее отчаяние и беспомощность ребенка, как бы отрезанного от других людей. Еще один распространенный симптом, вращательные движения различными частями тела, по-видимому, отражает нарушения в вестибулярном аппарате ребенка, который отвечает за поддержание равновесия. То, что ребенок избегает смотреть в лицо людям и предпочитает вместо этого рассматривать ограниченное количество хорошо знакомых ему предметов, говорит о том, что человеческое лицо дает ему слишком много информации, а это его пугает и раздражает.

    Если аутизм нарушает восприятие зрительной, слуховой, осязательной и вкусовой информации, то все ощущения, которые обычно связывают ребенка с родителями и проявляются во взглядах, вкусном угощении, музыке, начинают, наоборот, отдалять его от них. Основная задача при лечении аутизма — проникнуть в сущность искаженных сенсорных импульсов и «достучаться» до ребенка, преодолеть его защитные реакции, такие как избегание прямого взгляда, и научить его навыкам общения и обмена мыслями и чувствами.

    Первые признаки аутизма у детей

    Раннее распознавание аутизма существенно повышает шансы на его излечение. Уже в самом раннем возрасте родители могут почувствовать, что что-то не в порядке. Анализируя впоследствии прошлые события, они припоминают, что в 12 месяцев малыш не смотрел им в глаза, как другие дети, не любил прикосновений к себе, не показывал на предметы пальцем, чтобы привлечь к ним внимание родителей. В 15 месяцев он не произносил ни слова, чтобы выразить свои желания или самые простые мысли. В 2 года он не мог связать два слова и построить простейшее предложение. Ни один из этих тревожных признаков не указывает однозначно на аутизм. Потеря слуха и другие нарушения, а также некоторые особенности нормального развития могут внешне проявляться точно так же. Однако если вы заметили подобные симптомы, необходимо произвести обследование ребенка, не успокаивая себя тем, что он «вырастет и все пройдет».

    Лечение аутизма у детей

    Основным направлением в лечении аутизма является раннее интенсивное обучение, сосредоточенное на общении. Программы, направленные на совершенствование речи ребенка и его навыков общения, обычно занимают несколько часов в день все семь дней в неделю. Возможно, ребенку понадобится не одна такая программа. Для их проведения необходимо заручиться помощью квалифицированных специалистов. Все это требует очень больших усилий, и один из родителей неизбежно должен будет полностью посвятить свое время уходу за ребенком и его обучению. В этой ситуации чрезвычайно сложно найти баланс между интересами ребенка, страдающего аутизмом, и потребностями остальных членов семьи.

    Пока не существует лекарства, способного вылечить причину, лежащую в основе аутизма. Однако используются различные медикаменты, которые снимают у ребенка симптомы беспричинной злости, раздражительности и истерик, которые могут сделать невыносимой жизнь всей семьи и мешают проводить с ним занятия.

    Использование антибиотиков помогает лишь небольшому числу пациентов, и чаще всего дает временный эффект.

    www.sweli.ru