Диагноз

Аутизм в кино

28.07.2018

10 главных фильмов про аутизм

Драма Барри Левинсона «Человек дождя» — наверное, самый известный фильм о человеке с аутизмом. История о Рэймонде (Дастин Хоффман) с выдающимися математическими способностями и его циничном брате Чарли Бэббите (Том Круз) собрала четыре «Оскара», «Золотой глобус» и «Золотого медведя» Берлинале. Это при том, что во время съемок и Круз, и Хоффман сомневались в успехе фильма, а Хоффман и вовсе пытался покинуть проект — ему казалось, что играет он просто ужасно.

«Человек дождя» стал, пожалуй, первым фильмом, который привлек внимание к аутизму. Прототипом Рэймонда стал американец Ким Пик. Обладавший феноменальной памятью, он запоминал до 98% прочитанной информации и выработал собственную технику чтения, позволявшую ему проглатывать стандартный книжный разворот за 8 секунд. К концу жизни Ким держал в уме содержание 12 000 книг.

Документальный фильм «Антон тут рядом» — режиссерский дебют киноведа Любови Аркус. Фильм сразу попал в программу 69-го Венецианского кинофестиваля. Впоследствии получил премию итальянских интернет-критиков «Серебряная мышь».

Картина рассказывает об Антоне Харитонове. У мальчика с диагнозом аутизм от рака погибает мать, и Антону приходится жить в приютах. Действие фильма охватывает четыре года. За это время Антон сменяет несколько детских домов, попадает в единственную в России деревню для людей с расстройствами аутистического спектра, но даже там сталкивается с отторжением со стороны окружающих. По словам Аркус, «Антон тут рядом» — фильм о каждом из нас, поскольку в любом человеке живет Другой.

Мелодрама «Без ума от любви» рассказывает историю двух людей с синдромом Аспергера — это одна из форм аутизма. Дональд Мортон (Джош Хартнетт) ведет небольшую группу взаимопомощи, куда Изабелль (Рада Митчелл) попадает по рекомендации своего терапевта. Молодые люди начинают испытывать чувства друг к другу и даже пытаются жить вместе, хотя общаться им тяжело.

Сценарий фильма выдуманный, но образы главных героев списаны с реальной женатой пары. Джерри Ньюпорт, выпускник Мичиганского университета — талантливый математик, он умеет проводить в голове сложнейшие вычисления без калькулятора. Еще он пишет книги о синдроме Аспергера. Его жена Мэри — художник и бывшая учительница музыки.

4. Меркурий в опасности

Девятилетний аутичный мальчик Саймон (Мико Хьюз) случайно вскрыл секретный правительственный код «Меркурий». Не поддающийся дешифровке код для Саймона — легкая головоломка, и он совершенно не сознает, что натворил.

Руководители нацбезопасности США в ярости, они приказывают убить Саймона, рассматривая его как угрозу. Волей случая мальчик остается в живых, тогда как его родители погибают. Расследование их убийства поручают агенту ФБР Арту Джеффрису (Брюс Уиллис), который быстро понимает, что к чему, и берется защищать ребенка от длинных рук спецслужб.

Во время подготовки к роли Мико Хьюз посещал специальную школу для детей с аутизмом, а также общался с психиатром, который объяснял ему особенности поведения таких детей.

Сэм Доусон (Шон Пенн), мужчина с задержкой психического развития, работает в кофейне «Старбакс». Он остается один на один с новорожденной дочерью — ее мать сбегает. Сэм называет дочку Люси Даймонд в честь песни «Битлз» Lucy in the Sky with Diamonds.

До шести лет Люси растет счастливым ребенком, отец проводит с дочкой все свободное время и трогательно заботится о ней. Но в ее седьмой день рождения социальные работники забирают девочку в приют. Через телефонные справочники Сэм находит адвоката Риту Уильямс (Мишель Пфайффер). Пораженная трогательной любовью Сэма к дочери, она соглашается помогать Сэму pro bono, то есть — на добровольных началах.

В съемках фильма «Я — Сэм» приняли участие три человека с задержкой в развитии, которые играли самих себя: Эндри Стэнли, Джо Розенберг и Брайан Бьялик.

Ризван Кхан, мусульманин из Индии, переезжает к брату в Сан-Франциско. С детства Ривзан был не похож на сверстников, но обладал определенными талантами — например, умел гениально чинить механизмы. В Америке Кхану диагностируют синдром Аспергера. Несмотря на диагноз, Ризван начинает работать в компании своего брата и знакомится там с Мандирой, матерью-одиночкой. Вскоре они женятся и начинают вести маленький бизнес.

Их отношения дают трещину после трагедии 11 сентября 2001 года, когда отношение к мусульманам в США резко меняется. Сын Мандиры, взявший себе фамилию Кхан, погибает в драке с бандой отморозков. Мандира винит в случившемся мужа. Она требует, чтобы Ризван отправился к президенту США и сказал: «Меня зовут Кхан, и я не террорист». Чтобы вернуть любовь и веру жены, Ризван отправляется в путешествие через всю Америку.

Алекс Хьюз (Алан Рикман) отсидел срок за убийство человека, который сбил его сына. Как-то раз Алекс подвозит до дома молодую девушку Вивьен. По нелепой случайности Вивьен погибает в дороге. Хьюз заезжает к матери Вивьен Линде (Сигурни Уивер), чтобы выразить ей соболезнования. Но Линду, женщину с высокофункциональным аутизмом, смерть дочери совершенно не расстраивает. Она просит Алекса остаться до вторника, так как в этот день приезжает мусоровоз, а Линда не может прикасаться к мусорным мешкам. Раньше мусорные мешки для нее всегда выносила Вивьен. Алекс, пораженный поведением Линды, остается и организовывает похороны Вивьен. На поминках Линда смеется и танцует. Постепенно Алекс и Линда сближаются и начинают дружить, эта встреча меняет их обоих.

Для подготовки к роли Сигурни Уивер проводила много времени с британкой Рос Блэкберн, у нее легкая форма аутизма — она иногда выступает с лекциями, в которых рассказывает о своем опыте. Для создания образа Линды актриса использовала многие манеры и черты характера Рос. Но, в отличие от киноперсонажа, Рос, к примеру, совершенно не может жить одна, а также не умеет читать и писать.

Биографическая драма 2010 года рассказывает о жизни ученого Тэмпл Грандин. Ее считают самым известным в мире человеком с аутизмом. В киноленте ее сыграла Клэр Дэйнс, которая при подготовке к съемкам провела с Тэмпл полдня.

До 4 лет Тэмпл Грандин не разговаривала, у нее были множественные расстройства поведения. Грандин родилась в 1947 году, когда ученые только начинали говорить о диагнозе аутизм. Но благодаря любви и заботе родителей девочка смогла не только развить необходимые социальные навыки, но и добиться того, что недостижимо для многих обычных людей. Так, Тэмпл Грандин стала профессором Университета Колорадо, экспертом в области поведения животных и проектирования скотобоен. Грандин пишет научные статьи на тему аутизма и выступает с лекциями. Ей посвящена глава в книге Оливера Сакса «Антрополог на Марсе».

9. Мальчик, который умел летать

Эрик Гибб, подросток с невербальным аутизмом, большую часть времени проводит на крышах или подоконниках — он мечтает научиться летать. Родители мальчика погибли в авиакатастрофе. Именно после их трагической гибели Эрик, одержимый желанием их спасти, стал грезить о полетах.

Однажды он знакомится с 14-летней Милли, которая вместе с матерью переехала в его город. Подростки начинают общаться, Эрик разговаривает с новой подругой жестами и мимикой. Однажды он неожиданно спасает Милли от смертельного падения, после чего ей начинает казаться, что Эрик и в самом деле умеет летать.

Фильм Ника Касла, вышедший еще в 1986 году, примечателен тем, что в нем можно увидеть, как люди с невербальным аутизмом общались с другими до широкого распространения компьютерных технологий, призванных обучить их навыкам коммуникации.

10. Безмолвная схватка

Девятилетний Тим Варден становится свидетелем убийства своих родителей. Шериф полиции считает, что убийцей мог быть сам Тим — мальчик замкнутый, аутичный. Полицейский просит доктора Майкла Риверза помочь ему в работе. Риверз уже на пенсии и соглашается, лишь узнав, что другой психолог предложил накачать Тима лекарствами, чтобы узнать правду.

Риверз при наблюдении за мальчиком обнаруживает, что тот любит разрезать игральные карты. Доктор предполагает, что это способ Тима общаться с людьми. Сестра мальчика Сильвия (Лив Тайлер, для которой «Безмолвная схватка» стала дебютным фильмом), во время убийства спрятавшаяся в шкафу, сообщает Риверзу, что Тим хорошо подражает чужим голосам. Эти особенности Тима становятся зацепками, по которым доктор распутает клубок преступления.

autisminfo.mail.ru

Аутизм (лат. autism) — заболевание, связанное с генетически обусловленными дефектами развития центральной нервной системы, чаще всего проявляющимися в первые годы жизни. Для таких пациентов характерна социальная пассивность и эмоциональная отрешенность. Несмотря на значительное развитие медицины как науки, до сих пор остаются неясными причины болезни. Поиск эффективной терапии аутизма тоже не приносит результатов. Начинаясь в раннем детском возрасте, расстройство имеет перманентное течение без периодов клинической ремиссии. Симптомы и лечение заболевания зависят от формы психического расстройства.

КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ АУТИЗМ

У взрослых людей аутизм проявляется характерной триадой синдромов:

  • Дефицит социальной активности.
  • Нарушенные коммуникативные связи.
  • Ограниченный круг интересов и норм поведения.
  • Дефицит социальной активности

    Первым признаком аутизма у взрослых является социальная замкнутость. Больной как бы пребывает в своем, оторванном от общества, мире, не желая контактировать с другими людьми. Часто круг общения ограничивается членами семьи, ухаживающими за пациентом. Социальная отрешенность лишает человека готовности к самостоятельному решению элементарных проблем, поэтому даже после совершеннолетия взрослые с аутизмом находятся под наблюдением близких. Даже незначительные изменения привычных бытовых условий могут вызвать прогрессирование психического расстройства и увеличить дефицит социальной активности.

    Не стоит путать врожденное заболевание с так называемым приобретенным аутизмом, развивающимся на фоне дефектов речи, слуха или других аномалий.

    В таком случае человек осознанно ограничивает контакты с людьми, боясь быть высмеянным в обществе. В этом случае наблюдается резкий дискомфорт из-за социальной изоляции.

    Нарушенные коммуникативные связи

    Недостаток социальной активности порождает нарушение общения. Больные аутизмом крайне редко начинают разговор первыми, при ответах на вопросы используют ограниченный запас слов. Речь пациента лишена эмоций, громкость может варьировать от шепота до крика. Невербальные жесты, такие как объятия или поцелуи, также не вызывают никаких эмоций.

    Ограниченный круг интересов и необходимость постоянства

    Для данного типа психического расстройства характерна ограниченность круга интересов. Пациента может интересовать что-то одно (занятие или предмет), с которым он может проводить все время, выполняя однообразные действия.

    При изменении привычного образа жизни могут наблюдаться приступы агрессии, часто направленные на себя. Во время них больной может наносить себе увечья, кусаться. По статистике, около трети пациентов испытывают аутоагрессию.

    Помимо вышеперечисленной триады, у пациентов с аутизмом могут иметь место:

  • снижение интеллектуальных способностей;
  • невозможность длительной концентрации внимания;
  • навязчивые движения;
  • нарушение привычного режима сна;
  • странные пищевые предпочтения;
  • приступы гнева по отношению к окружающим.

ФОРМЫ АУТИЗМА У ВЗРОСЛЫХ

На современном этапе аутизм взрослых людей имеет четыре формы:

  • собственно аутизм;
  • легкая форма;
  • синдром Ретта;
  • комбинированная форма.
  • Первая форма является наиболее тяжелой и сопровождается всеми симптомами аутизма у взрослых. У таких пациентов имеется глубокая социальная дезадаптация, поэтому они требуют постоянного наблюдения и контроля.

    При легкой форме заболевания словарный запас и принципы поведения в обществе практически не отличаются от среднестатистических данных в популяции. Такие люди являются полноценными членами социума, способными самостоятельно решать поставленные задачи.

    Синдром Ретта имеет гендерную зависимость. Его появление характерно для взрослых аутистов женского пола. Прогноз заболевания неблагоприятный, так как патология сопровождается эпизодами остановки дыхания, что приводит к летальному исходу.

    Комбинированная форма диагностируется при смешанной клинической картине.

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕРАПИИ

    Взрослые люди, болеющие аутизмом, должны получать комплексное лечение, которое необходимо начинать непосредственно после постановки диагноза. Его целями являются:

  • уменьшение социальной дезадаптации;
  • повышение качества жизни;
  • предупреждение агрессивного поведения.
  • Основой терапии пациентов с таким психическим расстройством является поведенческое вмешательство. Эти лечебные программы разрабатываются психологами и наиболее эффективны в раннем детском возрасте. Они помогают ребенку в социальном интегрировании, позволяют выработать необходимые навыки для самообслуживания. Своевременное начало работы со специалистом может минимизировать симптоматику аутизма в более взрослом возрасте.

    Комплексная терапия заболевания подразумевает использование лекарственных препаратов. Обоснованным считается применение:

  • антидепрессантов — химических веществ, нормализующих настроение;
  • антипсихотиков, позволяющих уменьшить проявления агрессии;
  • стимуляторов — медикаментов, которые улучшают психическое состояние пациента.
  • Спектр лекарственных препаратов и объем их назначений индивидуален и зависит от выраженности симптоматики, особенности течения заболевания.

    Лечение легкой формы аутизма может проходить безмедикаментозно, исключительно за счет качественной работы психологов.

    Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

    Аутизм (autism) – это психическое расстройство, которое протекает без периодов ремиссий и характеризуется отсутствием у детей социальных навыков общения и.

    pillsman.org

    Проблема аутизма в современном мире.

    Проблема аутизма в мире начинает приобретать свою остроту по многим

    параметрам. Увеличивается соотношение числа заболевших по сравнению с

    В 2007 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что человечество стоит перед лицом серьезной проблемы: количество людей с умственными и неврологическими проблемами, включающими аутизм, неуклонно растет.

    Эти болезни составляют 11% всех проблем со здоровьем в глобальном масштабе. Уровень распространения аутизма во всем мире возрастает на 14% каждый год.

    В 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от 5 до 26 случаев на 10 000 детского населения.

    В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем изолированные глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходится на 150 детей.

    В 2012 году Центр по контролю за заболеваемостью в американских штатах рапортовал в среднем об 1 случае аутизма на каждые 88 детей.

    За десять лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту сохранится и в будущем.

    Российская статистика о таких детях пока отсутствует. Если исходить из средних данных по другим странам, то можно предполагать, что в России аутизм у детей насчитывается примерно у 200 тысяч.

    Согласно литературным данным, мальчики в 3-4 раза чаще страдают аутизмом, чем девочки.

    Понятие «аутизм» было введено в середине прошлого века австрийским и американским педиатром и психиатром Лео Каннером. В 1943 году сходные расстройства у старших детей описал австрийский ученый Ганс Аспергер, а в На настоящий момент в психологии нет точного понимания специфики данного заболевания. Существует множество теорий о генезисе РДА. Из классификации РДА Российской академии медицинских наук, мы можем увидеть, насколько разнообразны его варианты:

    1. Синдром раннего инфантильного аутизма Каннера;
    2. Аутистическая психопатия Аспергера;
    3. Эндогенный, постприступный (вследствие приступов шизофрении аутизм);
    4. Резидуально-органический вариант аутизма;
    5. Аутизм при хромосомных аберрациях;
    6. Аутизм при синдроме Ретта;
    7. Аутизм неясного генеза.

    Количество детей и людей, попадающих в спектр аутистических расстройств, как правило, объединены общими признаками, то есть наличием характерной триады:

  • Трудности в общении с другими людьми;
  • Трудности в восприятии чего-то нового и определенная ограниченность интересов;
  • Повторяющиеся рисунки поведения.
  • Таким образом, аутизм — это общее расстройство развития, которое характеризуется непереносимостью обычных человеческих нагрузок (всё воспринимается слишком сильно и ярко), особенно близкого контакта с другим человеком, и слабостью чувства Я.

    Тяжелые формы аутизма встречаются редко, лёгкие и мозаичные формы распространены широко. При этом дети с таким диагнозом, на самом деле, отнюдь не отворачиваются от окружающего мира — желание общаться и быть понятыми, как правило, у них еще больше, чем у обычных детей. Далеко не у всех нарушена речь. Многие из них очень хорошо говорят и имеют сохранный, а иногда и очень высокий, интеллект.

    Существует несколько методов коррекции аутизма.

    Наибольшего результата можно добиться, применяя несколько методов одновременно. Концептуальную основу составляют методики TEACCH и ABA. Кроме этих методик сопутствующей является предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция) Песочная терапия, иппотерапия, дельфинотерапия, кинезотерапия и т.д. — это не специальные виды терапии для аутизма. Они могут послужить очень положительными стимулами для ребёнка-аутиста, но при этом аутизма у него не станет меньше.

    Методика ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read) исходит из того, что взрослые должны создать ребенку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из нее все раздражающие факторы. Весь день ребенка, воспитывающегося по данной системе, подчинен строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребенок. Всем вещам присуждается определенное место. Положение вещей в комнате не меняется. Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребенка и установления контакта с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.

    АВА — методика модификации поведения, подходит для тяжелых форм аутизма. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

    В нашей стране положение аутистов почти катастрофическое. Официально у нас нет даже диагноза — «аутизм». Формально при выявлении соответствующих симптомов детям часто, хотя и не всегда, пишут в истории болезни «ранний детский аутизм». На самом деле, под ранним детским аутизмом в российской практике понимается детская шизофрения, с соответствующими подходами к методологии лечения, с отношением к аутистам как к тяжело психически больным людям, постоянное применение нейролептиков и психотропных препаратов, закрытые спецшколы, психоневрологические диспансеры и интернаты.

    По достижении же 18 лет диагноз «ранний детский аутизм» автоматически переходит в «полноценную» шизофрению. Итог — полная инвалидность и недееспособность, ранняя смерть, разбитые и покалеченные семьи.

    Самое главное при аутизме — своевременная диагностика.

    удается выявить, тем сильнее это облегчит задачу дальнейшей коррекции и реабилитации.

    Специалисты нашего Центра имеют большой опыт работы с детьми, имеющими различные отклонения здоровья. Практически каждый день мы наблюдаем детей с расстройствами аутистического спектра.

    Если вы думаете, что у вашего ребенка есть признаки аутизма — посмотрите их краткое описание на ЭТОЙ СТРАНИЦЕ.

    Обращаем ваше внимание, что в нашем Центре оказывают эффективную помощь детям с расстройством аутистического спектра. Посмотрите отзывы родителей , дети которых получили такую помощь.

    Запишитесь на консультацию к нашим специалистам и мы постараемся помочь вашему ребенку.

    xn—-7sbbtkdycryjhdhbm8m.xn--p1ai