Диагноз

Боязнь как часть речи разобрать

04.06.2018

Разбор слова как части речи иначе называют морфологическим. С ним знакомятся уже в школе, изучая отдельные части речи. В первую очередь это вид разбора призван педагогами развивать у учеников логическое мышление, прививать языковые навыки. Морфологический разбор помогает усвоить основные сведения обо всех частях речи, научиться отличать их друг от друга, не путать понятия «часть речи» и «член предложения». Подобное явление встречается иногда даже в старших классах и на лингвистических факультетах, однако, безусловно, умеющие производить разбор слова как части речи никогда не спутает существительное с подлежащим.

Разбор слова как части речи в школе выполняет серьёзную функцию: таким образом материал максимально закрепляется, в процессе осуществления разбора, когда ученики по очереди анализируют разные слова, происходит повторение всех тем раздела. Например, разбирая глагол как часть речи после изучения темы «глагол», школьники повторяют все его основные категории: возвратность, переходность, вид, спряжение, наклонение, время, лицо, число и род. Именно разбор слова как части речи является эффективным практическим занятием, развивающим языковые навыки и умения.

  • Сначала указывается словоформа разбираемого слова. Это та форма, в котором слово фигурирует в контексте, без каких либо дополнительных изменений. Морфологическому анализу подвергают слова, представленные в отрывке текста.

    К разбору каждой части речи предъявляются индивидуальные требования, поскольку у всех частей речи свои категории, которые необходимо указывать в строго определённом порядке. Так выглядят классические требования к разбору слова как части речи.

  • Указывается форма слова, в которой оно употреблено в контексте.

    1. Наречие – неизменяемая часть речи, что следует отдельно указать в процессе осуществления морфологического разбора. Поэтому достаточно обозначить саму языковую единицу, то есть слово.

    Слова категории состояния

    Данная часть речи обладает единым признаком, не изменяется, всегда является сказуемым в безличных предложениях. Грустно. Солнечно.

    Это неизменяемая часть речи. Указывают только вид и возвратность, а также синтаксическую функцию.

    Предлоги делят на непроизводные и производные (образованные от другой части речи).

    В вузовских разборах филологи описывают категории более подробно. Части речи анализируют в свете детального изучения языка в целом. Наиболее сильно отличается морфологический разбор глагола. Отдельно указываются основы: основа инфинитива и основа настоящего времени. По ним определяется класс глагола, всего имеется пять классов. В категориях времени выделяют абсолютное и относительное время. Например, определяют четыре подкатегории настоящего времени: неактуальное, абстрактное, комментирующее, изобразительное. Будущее время может быть конкретным, результатом настоящего, постоянным, обозначать повторяющееся в настоящем действие, невозможное в настоящем действие.

    kakimenno.ru

    Разбор глагола как части речи. 3-й класс

    Учебник: «Русский язык» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина Издательство: ООО «БАЛАСС».

    Цель: научить разбирать глагол как часть речи.

  • Образовательные:
    • ознакомиться с алгоритмом разбора глагола как части речи и образцом записи разбора
    • повторить знания о глаголе
    • учить планировать учебную деятельность
    • Развивающие:
      • развивать устную и письменную речь
      • развивать умение работать в парах
      • развивать умение работать по алгоритму
      • развивать орфографическую зоркость
    • Воспитательные:
      • воспитывать учебную активность
      • воспитывать навыки самоконтроля и самооценки
      • – Здравствуйте уважаемые гости и дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. В начале урока мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с символами настроения. Выберите подходящую для вас и покажите.(показывают). Я рада, что у большинства ребят весёлое настроение.

        2. Языковая разминка с элементами актуализации изученного

        – Прочитайте слова: Р.КЕТА ПЛ.НЕТА КОСМ.С

        – Какое задание вы можете выполнить? (Вставить пропущенные буквы, списать,подчеркнуть опасные места, поставить ударение)

        Хоровое проговаривание, проверка у доски.

        – Какие слова записали? (С непроверяемыми написаниями)

        – Что означает слово Р.КЕТА? (Летательный аппарат, снаряд для фейерверков и сигнализации, боевой снаряд)

        – Составьте предложения с данными словами. (Составляют устно)

        – Запишите предложение под диктовку.

        Яркая ракета осветила небо.

        – Подчеркните опасные места. Проверим устно.

        – Назовите имена существительные из предложения. (Ракета, небо)

        – Разберём их как часть речи. (Комментируют с места)

        – Найдите имена прилагательные. (Яркая) Разберём как часть речи. (Ученик работает у доски)

        3. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока

        – Какую часть речи ещё надо разобрать? (Глагол)

        – Какая тема нашего урока? (Разбор глагола как части речи)

        4. Совместное планирование учебной деятельности с записью плана на доске

        – С чего начнём работу? (Вспомним, что такое глагол и на какие вопросы отвечает)

        – Что ещё добавим? (Как определить время глагола)

        – Что будем делать с глаголами? (Изменять по числам, определять род)

        – А ещё познакомимся с алгоритмом разбора и образцом записи разбора глагола как части речи.

        – Тема есть. Задачи поставлены.

        – Прочитайте слова. Выпишите только глаголы.

        Полёт лётчик летать самолёт улетает вылет летательный лётный вылетел полетит

        – Какой вывод можно сделать? (Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что будет делать?)

        – Среди этих глаголов есть особенный. Какой? (Летать)

        – Почему? (Нельзя определить время и число)

        – На какой вопрос отвечает? (Что делать?)

        Вывод: глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы что делать? и что сделать?

        – Как по-другому называется неопределённая форма глагола? (Начальная форма, инфинитив)

        Работа с карточкой.

        Поставьте глаголы в неопределённой форме, выделите суффиксы. Проверка в парах. Проверка на компьютере. Оцените себя.

        – Если у глагола летать нельзя определить время, то у оставшихся глаголов улетает. вылетел, полетит можно.

        – Назовите глагол настоящего, прошедшего, будущего времени. Докажите.

        – От глаголов неопределённой формы образуйте глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени

        Вывод: глаголы изменяются по временам.

        – На какой вопрос отвечает начальная форма глагола, когда образуются все три времени глагола? (Что делать?)

        Определите число глаголов улетает. вылетел, полетит. (Единственное число)

        – В каком числе ещё можно поставить глаголы? Поставьте устно.

        Вывод: глаголы изменяются по числам.

        – Что ещё можно определить у глагола? (Род)

        – У всех глаголов? (Только в прошедшем времени)

        – Какой вывод можно сделать? (Только глаголы прошедшего времени изменяются по родам)

        Знакомство с алгоритмом разбора глагола по учебнику с 111.

        – Прочитайте порядок разбора (Вслух). Посмотрите на доску и сравните, что мы знаем о глаголе.

        – Сможем ли мы указать все признаки глагола как части речи? (Да)

        Вывод: значит мы можем работать по алгоритму разбора глагола как части речи.

        – Какую ещё осталось задачу решить? (Как правильно оформить на письме)

        – Смотрим образец записи в учебнике.

        6. Развитие умения – применения нового знания

        На доске запись.

        Ласково светит ярк.. со.нце.

        Скор. з.пахнет душ.стыми поч.ками.

        – Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Объясните. (по 1 ученику у доски)

        – Найдите глаголы. Разберите как часть речи.(один глагол с комментированием – записывает учитель, другой – работает ученик у доски, третий – самостоятельно)

        – Что поможет разобрать глагол как часть речи?

        Вывод: знание алгоритма помогает разобрать глагол как часть речи.

        Работа с учебником. Упр.381

        – Что будем выполнять в упражнении?

        – Подчеркните глаголы. Выберите два любых глагола и разберите как часть речи.

        Проверка на компьютере.

        – Выполнили ли мы задачи, которые поставили? (Да)

        Вывод: мы научились разбирать глагол как часть речи.

        – Оцените свою работу. Найдите карточку с символом настроения, подходящую для вас. Покажите.

        9. Домашнее задание: стр.115 упр.1 (устно) упр. 6.

        xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Как разобрать слово, как часть речи?

        Как разобрать слово, как часть речи?

        Разбор слова как части речи — это морфологический разбор. Его назначение это логическое мышление, морфологический разбор помогает усвоить основные сведения обо всех частях речи. К тому же благодаря ему учимся отличать друг от друга части речи.

        2.Морфологические признаки: падежи, ед./мн. число, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение.

        Пример: Ветер по морю гуляет

        (По) морю им. сущ. , обозначает предмет, (что? ) море; н. ф. — море, нариц. , неодуш. , ср. р. , 2 скл. ; в дат. п. , в ед. ч. ; обстоятельство.

        2.Морфологические признаки: разряд — качественное, относительное, притяжательное, непостоянные признаки — степень сравнения, краткая или полная форма, падеж, число, род (в ед. ч.) .

      • Часть речи. Обозначается словоформа.
      • Глагол ставится в неопределнную форму (писал писать).
      • Морфологический разбор: спряжение, вид (совершенный или несовершенный), возвратность (возвратные глаголы имеют постфикс -ся или сь), переходность, наклонение, время, число, лицо и род.
      • Разбор слова, как часть речи (морфологический разбор) — одна из самых непростых задач, которая ставится учителем на уроках русского (или родного) языка. Сложность заключается в том, что мы знаем немало частей речи, а у каждой из них — свои признаки. Кроме того, разбираемое слово, как правило, находится не в начальной форме, а в любом падеже, числе, лице и так далее.

        Чтобы верно разобрать слово морфологически, нужно знать схему этого разбора, которую можно увидеть здесь.

        Порядок разбора имени существительного:

        • задаем вопрос;
        • ставим слово в начальную форму( единственное число, именительный падеж)
        • указываем часть речи;
        • указываем постоянные признаки:(одушевленное или неодушевленное;собственное или нарицательное;род; склонение);
        • указываем постоянные признаки (падеж; число);
        • Порядок разбора имени прилагательного.:

          -находим существительное,с которым связанно наше прилагательное и задаем вопрос( от существительного );

          -ставим прилагательное в начальную форму(единственное число, именительный падеж , мужской род);

        • определяем род( в единственном числе );
        • определяем число;
        • определяем падеж;
        • определяем каким членом предложения является.
        • -устанавливаем что слово является глаголом;

          -ставим глагол в неопределенную форму(что делать?,что сделать?)

          -определяем постоянные признаки глагола( спряжение);

          -определяем непостоянные признаки глагола (число; время; лицо; род);

          -определяем каким членом предложения является.

          В любом учебнике есть порядок разбора слова как части речи. например у существительного значение (вопрос кто или что) постоянные признаки: собственное или нарицательное, одуш. неодуш. склонение, род. число падеж. и синтаксическая роль (каким членом предложения является). есть памятки для всех частей речи раздел морфологический разбор. В учебниках эти задания над словом обозначаются цифрой 3.

          Если совсем примитивно, то существительное обозначает предмет, глагол действие этого предмета, а прилагательное признак его.

          Разобрать существительное как часть речи по таблице. Выполните задание по примеру в таблице. Укажите признаки существительного, его место в предложении.

          Разберите по примеру в таблице прилагательное.

          Также по таблице разбираем глагол как часть речи со всеми его признаками..

          Разбор слова, как части речи это морфологический разбор слова (разбор под цифрой 3), который дат характеристики слова, как части речи исходя из особенностей использования слова.

          Морфологический разбор производят согласно следующей схемы:

          Определяется общее грамматическое значение слова (при необходимости выделяется начальная форма слова)

          Определяются постоянные свойства слова (морфологическая характеристика) и его непостоянные свойства (морфологическая характеристика словоформы)

          Определяется роль слова в предложении.

          Подсказки как определить все указанные признаки можно посмотреть на сайте Учимся припеваючи!

          Любое слово является той или иной частью речи, и следовательно его можно разобрать как часть речи, то есть выполнить морфологический разбор.

          Схема этого разбора универсальна и подходит для любой части речи, хотя некоторые из них разбирать интересно и занимательно, а другие скучно и нудно.

          Прежде всего следует определить, к какой части речи относится данное слово. Обычно это достигается постановкой вопроса. Например Стол. Что это? — Стол — это существительное. Или слово Гулять. Задаем вопрос: Что делать? — Гулять — это глагол.

          Далее следует определить начальную форму слова. Это именительный падеж единственного числа, а для глагола это инфинитив. Некоторые части речи не изменяются и мы указываем эту особенность этих слов. Например наречие Вповалку оказывается неизменяемым словом, как и деепричастие Открывши.

          Далее находим постоянные лексические признаки слова. Это могут быть склонение или спряжение, возвратность, переходность для глаголов, или одушевленность, имя собственное или нарицательное для существительных.

          Следующим этапом находим уже непостоянные грамматические признаки. Это обычно падеж, время, число, род, лицо.

          После этого указываем какую лексическую роль данное слово играет в предложении: подлежащие, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

          Ну и для красивого завершения морфологического разбора обязательно приводим пример предложения, если оно не задано изначально.

          info-4all.ru

          Как разобрать слово как часть речи?

          Сначала указывается словоформа разбираемого слова. Это та форма, в котором слово фигурирует в контексте, без каких либо дополнительных изменений. Морфологическому анализу подвергают слова, представленные в отрывке текста.

          Затем указывается начальная форма слова. Для каждой части речи она определяется индивидуально. Например, у существительного это именительный падеж единственного числа.

          Третьим пунктом нужно обозначить общее грамматическое значение слова. У существительных – значение предмета, у глаголов – действия, у прилагательных – значение признака предмета, у числительных – количества и т.д.

          Затем определяют грамматические категории. Сначала все постоянные признаки слова, а потом – изменяемые. Грамматические категории индивидуальны для каждой части речи. Их следует указывать в определённом порядке.

          Последний пункт морфологического разбора – определение синтаксической функции слова. Это имеет большое значение именно для разбора слова как части речи, хотя зачастую школьники считают, что требование не вполне относится к морфологии и больше уместно в разделе «синтаксис». На самом же деле именно по синтаксической функции слова в предложении можно иногда точно выяснить, какой частью речи оно является. Тем более, данное требование позволяет связать различные разделы русского языка, создать единую языковую картину.

          Разбор слова как части речи. Требования к морфологическому разбору конкретных частей речи

          Пишется начальная форма: слово нужно поставить в именительный падеж и единственное число.

          Затем определяются лексико-грамматические категории. Постоянные: собственное или нарицательное, неодушевлённое или одушевлённо, род, тип склонения. Изменяемые: число и падеж. Определяются непостоянные признаки по словоформе в контексте.

          Начальная форма. Слово ставится в именительный падеж и единственное число, употребляется в мужском роде.

          Определяются признаки слова. Постоянные: разряд по значению (прилагательные бывают качественными, относительными и притяжательными); степень сравнения (бывает, но только у качественных прилагательных); краткая или полная форма (у качественных).

          Непостоянные признаки: падеж, число и род.

          Синтаксическая функция в предложении.

          Начальная форма. Определяется в зависимости от разряда числительного по значению. Начальная форма количественных, собирательных и дробных числительных – именительный падеж. Начальная форма порядковых числительных – именительный падеж, единственное число, мужской род.

          Указываются постоянные признаки (категории) имён числительных: разряд по значению (количественное, дробное, порядковое, собирательное); разряд по морфологической структуре (составное, сложное, простое).

          Определяются изменяемые признаки, то есть, в какой форме употреблено числительное в данном контексте. Нужно написать падеж, число, род числительного, если оно обладает этими признаками.

          Обозначается роль в предложении.

          Указывается форма слова, в которой оно употреблено в контексте.

          Определяется начальная форма местоимения. Слово нужно поставить в мужской род, единственное число и именительный падеж, если это возможно.

          Затем пишут постоянные признаки местоимения как части речи. К ним относятся разряд по значению, группа по соотношению с другими частями речи и лицо для личных местоимений. Разряды местоимений по значению: неопределённые, отрицательные, относительные, вопросительные, притяжательные, личные и возвратное местоимение себя. Группы по соотношению с прочими частями речи: местоимения-наречия (наречные местоимения), местоимения-числительные, местоимения-прилагательные и местоимения-существительные.

          Потом указывают непостоянные признаки местоимений: число, род и падеж, если они есть.

          Определяется синтаксическая функция в предложении.

          Наречие – неизменяемая часть речи, что следует отдельно указать в процессе осуществления морфологического разбора. Поэтому достаточно обозначить саму языковую единицу, то есть слово.

          Категории наречия – разряд и степень сравнения (если она есть). Наречия делят на следующие разряды: наречия образа действия, цели, причины, времени, меры и степени, места. Степени сравнения бывают сравнительными и превосходными. Например, строжайше – превосходная степень, строже – сравнительная.

          Указывается роль в предложении.

          Глагол ставится в неопределённую форму (инфинитив). Например: писал – писать.

          Определяются постоянные категории глагола как части речи: спряжение, вид (совершенный или несовершенный), возвратность (возвратные глаголы имеют постфикс -ся или –сь), переходность.

          Непостоянными признаками глагола являются наклонение, время (у глаголов изъявительного наклонения), число, лицо и род. Все категории нужно написать, если они имеются.

          znanija.com

          Морфологический разбор прилагательного

        • Что такое морфологический разбор прилагательного?
        • Порядок морфологического разбора прилагательных
        • Примеры морфологического разбора имен прилагательных
        • Тест по теме
        • Что такое морфологический разбор прилагательного?

          Морфологический разбор прилагательного как части речи – это полная грамматическая и лексико-синтаксическая характеристика слова. При морфологическом разборе определяются постоянные и непостоянные признаки прилагательного, а также его синтаксическая роль в предложении.

          Морфологически разбор прилагательных и разбор прилагательных по составу изучаются в 4-5 классах.

          Порядок морфологического разбора прилагательных

          1. 1. Часть речи, общее грамматическое значение, на какой вопрос отвечает разбираемое слово.
          2. 2. Начальная форма (форма мужского рода единственного числа в именительном падеже). Морфологические признаки:
            1. 2.1. Постоянные признаки
              • Разряд по значению (качественные, относительные, притяжательные).
              • Полная или краткая форма (для качественных прилагательных, у которых есть только краткая либо только полная форма).
              • 2.2. Непостоянные признаки
                • Полная или краткая форма (для качественных);
                • Степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная) (для качественных);
                • Число (единственное, множественное);
                • Род (мужской, женский, средний).
                • Падеж – только для полных прилагательных.
                • 3. Синтаксическая роль прилагательного (каким членом предложения является прилагательное).
                • Примеры морфологического разбора имен прилагательных

                  В качестве примера проведем полный морфологический разбор прилагательных, используемых в предложении:

                  «Сосновый лес был тих, только издалека слышались птичьи трели».

                • 1. Сосновый – прилагательное, означает признак предмета. Какой?
                • 2. Начальная форма – сосновый.
                  1. 2.1. Постоянный признак: относительное;
                  2. 2.2. Непостоянные признаки: ед. число, м. род, И. п.
                • 3. Определение.
                • 1. Тих – прилагательное, означает признак предмета. Каков?
                • 2. Начальная форма – тихий.
                  1. 2.1. Постоянный признак: качественное;
                  2. 2.2. Непостоянные признаки: краткая форма, положительная степень сравнения, ед. число, м. род.
                  3. 3. Именная часть составного именного сказуемого.
                  4. 1. Птичьи – прилагательное, означает признак предмета. Чьи?
                  5. 2. Начальная форма – птичий.
                    1. 2.1. Постоянный признак: притяжательное;
                    2. 2.2. Непостоянные признаки: множ. число, И. п.
                    3. obrazovaka.ru