Диагноз

Боязнь своих страхов

18.07.2018

Боязнь публичных выступлений: как побороть страх?

Каждому человеку хотя бы раз приходилось выступать на публике – у некоторых с этим связана профессиональная обязанность, например, у педагогов, политиков, артистов, менеджеров, юристов. Сейчас появилась даже отдельная специальность – спикер.

Согласно статистике психологов, уровень боязни сцены развит настолько, что ее ощущают около 95% всего населения . Страх публичных выступлений является одним из наиболее распространенных страхов, который причиняет множество неудобств, а также ухудшает состояние человека. Рассмотрим, как побороть страх перед выступлением, и какое лечение предлагает современная медицина.

Страх публичных выступлений называется медицинским термином глоссофобия, и в некоторых случаях его действительно следует лечить. Такая боязнь публичных выступлений была знакома и многим выдающимся людям. Среди знаменитостей сцены боялись Фаина Раневская, музыкант Гленн Гульд, певец Дитрих Фишер-Дискау.

У многих страх выступления перед аудиторией становится серьезным стрессовым ударом, при котором отсутствие какого-либо лечения и правильной терапии приводит к развитию полноценного психического расстройства и социофобии.

Под воздействием страха, человек вырабатывает так называемое защитное поведение. Такое поведение помогает избавиться от стресса только в первое время, а если проблема не решается и в дальнейшем, человек не может справиться с боязнью и защитное поведение становится его нормальной ежедневной моделью.

Такое поведение начинает мешать личностному и карьерному росту, формирует психические проблемы и искаженное восприятие действительности.

Вот почему страх перед выступлением должен быть распознан на начальных этапах, не стоит бояться прибегнуть и к помощи специалиста, который определить в каждом индивидуальном случае, как не бояться выступать.

Типичный и атипичный страх

Рассмотрим, как проявляется фобия, так как преодолеть страх публичного выступления без точной идентификации патологии, невозможно. Помимо глоссофобии существует еще одно название – пейрафобия. Стоит отличать от нее обыкновенное волнение, которое испытывает человек перед тем, как выступать перед аудиторией, и патологический страх перед публичными выступлениями.

Вполне адекватной является реакция, когда человек волнуется перед устным вступительным экзаменом, выступлением с музыкальным номером. В кругу знакомых такие люди запросто справляются со страхом и спокойно демонстрируют свои таланты.

Психологи утверждают, что небольшая тревога перед публикой имеет и свои плюсы. Перед предстоящим выступлением человек концентрирует внимание, становится более собранным и энергичным, в результате, ход любых общественных выступлений держится под контролем и проходит хорошо.

Человек, который страдает боязнью сцены, испытывает истинный страх как до выступления, так и после него, кроме того, он боится и после окончания выступления, не может справиться со страхом, даже если выступил хорошо.

Такая боязнь остается как перед незнакомой, так и перед знакомой аудиторией, ее не удается перебороть, независимо от численности слушателей и степени знакомства с ними.

Фобия может быть вызвана различными причинами, но почти всегда вызывает одинаковые симптомы. Перед выступлением, только увидев будущих слушателей, человек моментально ощущает сильное эмоциональное напряжение.

  • Активизируется кора головного мозга, железы внутренней секреции, симпатическая система, в результате чего работа внутренних органов изменяется в таком ключе – напрягаются мышцы, мимика и жестикуляция изменяются, наблюдаются и изменения речи, с которыми трудно справляться – изменение тембра голоса, скорости речи.
  • Вегетативная система отвечает повышенной потливостью, частым сердцебиением, скачками артериального давления, головной болью и сдавливающими ощущениями в грудной клетке.
  • Когда люди панически боятся выступления, ощущается сухость во рту, дрожание и сбивчивость голоса, полная утрата способности членораздельно говорить, кроме того, даже непроизвольное мочеиспускание.
  • Иногда при высокой нервной возбудимости человек может даже падать в обморок, а перед этим ощущать тошноту, слабость, головокружение, кожа его становится бледной, покрытой испариной.

Сила симптоматики и комплекс симптомов является индивидуальным, зависит от особенностей человека и его характера, состояния организма и настроения.

Причины развития фобии

Основные причины развития данной фобии заключаются как в генетической предрасположенности, так и в социальных факторах.

  • Наблюдается генетическая склонность к определенным разновидностям страха, например, к социофобии, либо врожденной повышенной тревожности. Человек постоянно пытается соответствовать определенным нормам, боится быть непонятым и непринятым, несправедливо оцененным, изолированным от общества. Среди характеристик, передающихся наследственно, отмечают темперамент, уровень тревожности и эмоционального восприятия. Родители и дети в этом могут быть очень похожи, имея одинаковые страхи.
  • Наиболее серьезными, глубинными причинами фобии становятся социальные условия. Развитию фобий способствует чрезмерно строгое воспитание, запугивания и угрозы в детстве со стороны родителей, избыточная восприимчивость к мнению окружающих.
  • Способствовать развитию фобии может также негативная оценка своих способностей и возможностей, отрицательный опыт в детстве, который подвергался яркой критике, искажение стрессовой ситуации и ее преувеличение.
  • Патология может развиться из-за низкой самооценки, недостатка уверенности в себе при слушателях, плохой подготовкой к выступлению и недостатком знаний. У многих фобия развивается именно по той причине, что опыта выступлений было очень мало.
  • С другой стороны, глоссофобия нередко возникает на фоне постоянного стремления к совершенству, часто сопровождает перфекционистов и людей, дорожащих общественной оценкой.
  • Как избавиться от боязни сцены, и какое лечение показано при такой патологии? Специализированная помощь необходима только в том случае, когда страх становится паническим и неврозным, переходя все грани. В остальных случаях преодоление страха публичных выступлений возможно с помощью аутотренингов.

    Основные пути того, как побороть боязнь сцены, заключаются, в первую очередь, в осознании данной проблемы, а затем в анализе причин, которые привели к развитию патологии. Затем вырабатываются пути решения и проверяются на практике.

    Устранение фактора неизвестности

    Чтоб побороть страх перед публичным выступлением, следует избавиться от фактора неизвестности сидящей перед вами публики. Проанализируйте, с какой целью они собрались, чего ожидают от услышанного и какую реакцию аудитории вы хотели бы получить. Анализ ситуации позволяет избежать неизвестности и перестать бояться неизвестной реакции людей.

    Нервное возбуждение усиливается, когда человек концентрируется на отрицательных чертах публики. Среди таких черт обычно отмечаются скептические улыбки, неодобрительные жесты, невнимательность, шепот во время выступления.

    Изменить собственное состояние можно, мысленно наделяя людей положительными качествами, обращая внимание не на отрицательные, а на положительные черты – одобрительные жесты, заинтересованные и внимательные взгляды.

    Еще один хороший способ устранить иллюзию того, что все в зале настроены против вас, сконцентрироваться на положительном результате проделанного труда.

    Планирование выступления

    Один из главнейших советов по поводу того, как побороть страх сцены и как справиться с нервозностью, является тщательная подготовка к выступлению. Уверенность в собственной подготовке и достаточности информации позволяет несколько расслабиться и настроиться на качественное выступление.

    Например, при подготовке доклада, следует, в первую очередь, проанализировать и изучить исходные данные, полученные из разных авторитетных источников. Затем создать уникальный текст и записать основные тезисы своего доклада, составить план выступления – что и когда говорить. Подберите веские аргументы в свою пользу и не упускайте их из вида на протяжении всего доклада, предугадайте возможные вопросы и подготовьте ответы на них.

    Пути преодоления страха лежат и в основательной репетиции – чтоб перестать заикаться и запинаться во время речи, прорепетируйте доклад перед зеркалом, либо прочитайте его своим близким. Так как перестать бояться без определенного опыта нельзя, репетиция перед самыми близкими будет хорошей тренировкой.

    Признание неидеальности

    Перед тем как бороться со своими страхами, примите тот факт, что значимость других людей может быть очень преувеличена. Не придавайте избыточного значения критике, скептицизму и сарказму, осознайте, что каждый имеет право сделать ошибку. Также помните и о том, что даже доброжелатели могут выдавать желаемое за действительное, потому ни одно мнение вокруг не может быть истиной в последней инстанции.

    Изучите техники, повышающие самооценку и чувство собственного достоинства, ощутите собственную ценность и уникальность своей личности. Также придется принять и тот факт, что другие личности так же уникальны и имеют право ошибаться ровно так же, как и вы.

    Настройтесь на положительный результат

    Эффективно преодолевать страх можно в том случае, если сосредоточиться именно на процессе достижения цели, а не на результате. Фиксируйте свои действия в настоящем, как бы смотря на себя со стороны без преувеличения и преуменьшения. Представьте себе положительные стороны вашего пребывания на сцене – это позволит победить боязнь и в будущем избавляться от нее с каждым разом быстрее.

    Лечение патологии может включать физическую нагрузку, изучение техники правильного дыхания, тренировка работы левого полушария мозга, например, работа с математическими вычислениями или другой точной наукой. Одним из приятных способов борьбы является напевание любимой мелодии, медитации, тренировка позы тела, для достижения более открытых и сдержанных положений.

    apatii.net

    Фобия: что это такое и как она проявляется

    Ответить однозначно на вопрос: «Что такое фобии?» практически невозможно человеку, далекому от психологии и психиатрии. Термин «фобия» в переводе с греческого языка обозначает страх. В психиатрии фобия — это не что иное, как устойчивое непринятие чего-либо в окружающем мире, выражающееся в виде завуалированного страха. Фобии рождаются под воздействием определенных обстоятельств или в периоды их ожидания.

    В психологии такое понятие, как фобия подразумевает неконтролируемый иррациональный страх. Что такое фобии многие понимают по-своему, но, с точки зрения логики, проявление этого чувства не поддается объяснению. Это расстройство психики у человека может проявляться и вследствие неприязни или ненависти к чему-то в окружающем мире.

    Проявление этого качества психики заложено у человека на генетическом уровне. Этот фактор помогает человеку сохранять жизнь в опасных ситуациях. Страх относится к эмоциональной сфере человека и является врожденным. Но фобии могут быть вызваны не только реальной опасностью для жизни или здоровья человека, но также могут быть спровоцированы воображаемыми ситуациями.

    Фобии хорошо поддаются лечению на ранней стадии проявления болезни. Если упустить время, то справиться с этим недугом будет гораздо сложнее. Этот страх приживается в мозгу человека, и потребуются большие усилия, чтоб с ним справиться.

    На ранних этапах проявления фобии можно воспользоваться помощью психолога. Грамотно составленное лечение поможет избавиться от навязчивых страхов. Но если не заниматься лечением, то ситуация может выйти из-под контроля и простые переживания перерастут в настоящую панику. Такое состояние нарушает нормальный уклад жизни человека.

    Отличить фобию от простого страха можно по признакам постоянной навязчивости, остроты и мучительности проявления. Человеку не удается самостоятельно справиться с этим состоянием. Интеллект при таком заболевании не страдает.

    Причины возникновения фобий

    Фобия никогда не появляется из ниоткуда. Частыми предпосылками для появления этого недуга служат депрессии, стрессы, продолжительные переживания. Фобия — это не что иное, как скрытое и часто не осознаваемое человеком эмоциональное переживание. Этот вид страха больше всего атакует людей, которые выше чувств ставят рассудок.

    Самой важной для таких людей в жизни является возможность контроля ситуации. К этой категории можно отнести мужчин, которые занимают высокие посты на службе или занимаются частной деятельностью и им приходится нести большую ответственность.

    Такие люди часто находятся в стрессовых ситуациях, не имея возможности для расслабления, что приводит к сбою в работе головного мозга и нервной системы. Чаще всего это заболевание начинает проявляться с того момента, когда человек хочет жить без предмета своих переживаний.

    И зачастую человеку это удается, если на образование страха влияет какой-то один предмет или объект, например, животное. Но когда фобия вызвана комплексными страхами, с ней бороться довольно сложно. К таким понятиям относится боязнь нахождения в общественных местах (социофобия).

    Фобии: основные категории

    По своему проявлению и механизму возникновения фобии подразделяются на категории:

  • Простые или специфические. Этот вид страхов проявляется непропорциональными ощущениями в специфических ситуациях, по отношению к животным, определенным вещам или местам. Среди таких фобий можно выделить: дентофобию (боязнь посещения стоматолога), авиафобию (страх перед полетами на воздушном транспорте) и другие.
  • Социальные. Этот вид по-другому называют социально-беспокойным расстройством. Такие страхи обычно имеют глубокие истоки происхождения и комплексный характер проявления. Человеку, страдающему этим видом фобий сложно находиться в общественных местах. Такой больной испытывает страх публичного осуждения, унижения. Человек испытывает смущение и постепенно перед выходом в общественные места начинает испытывать панику. Такие пациенты еще со школьного возраста начинают избегать подобных ситуаций, что нередко приводит к депрессии.
  • Страх оказаться в безвыходной ситуации или агорафобия. Такой пациент очень боится попасть в затруднительную ситуацию и не получить помощи извне при ее решении. Такие пациенты часто становятся заложниками своих страхов и могут подолгу не покидать своего жилья. Такое заболевание носит комплексный характер.
  • Самые распространенные страхи

    Среди самых распространенных фобий на сегодняшний день можно назвать эремофобию – страх одиночества. Такие люди боятся оставаться в полном одиночестве. Некоторые страхи разделены на подгруппы, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся:

  • Авиафобия. Этот вид заболевания проявляется в страхе полетов. Такие страхи часто имеют смешанное происхождение и могут дополняться страхами боязни замкнутого пространства и высоты. Такого больного перед предстоящим полетом следует отвлечь прослушиванием музыки или чтением интересной книги.
  • Глоссофобия. Это боязнь выступлений на публике. Это самый давний среди всех страхов. Многие люди боятся выглядеть глупо, нелепо, смешно или некомпетентно. Победить такой страх можно только частыми выступлениями среди большой аудитории слушателей или поработать над изучением практики общения с опытным психологом.
  • Акрофобия. Этот страх понимается как боязнь высоты. Чаще всего таким людям кажется, что они упадут, если будут находиться на высоте. Единственным верным решением здесь будет исключение таких мест из жизни этой личности.
  • Никтофобия. Это страх темноты, который многим запомнился еще с детских лет. Чаще всего от этого страдают дети, а взрослый человек может легко избавиться от такого недуга, задавшись вопросом, что же такого страшного и пугающего в темном помещении.
  • Танатофобия. Это боязнь смерти. Такой недуг очень сложно лечить. Выздоровление достигается путем убеждения пациента и осознания им цикличности жизни.
  • Атихибофия. Этот страх характеризуется боязнью совершения ошибки. Такие страхи могут испытывать даже успешные люди.
  • Арахнофобия. Этот страх знаком многим и заключается он в проявлении боязни при виде паука. Относится он к иррациональным страхам и не имеет под собой определенных предпосылок и причин появления. Некоторые люди справляются с ним путем нахождения длительное время на местности с большим количеством обитания этих насекомых.
  • Клаустрофобия. Это боязнь нахождения в замкнутом пространстве. Сознанием человека такая ситуация воспринимается, как попадание в ловушку без возможности выхода из нее. Такой страх проявляется физическим и эмоциональным расстройством. Предпосылки возникновения этого страха до сих пор не изучены. Критическим периодом для ее развития считается переходный возраст. К зрелому возрасту этот страх может пройти самостоятельно или иметь менее выраженную симптоматику.
  • По каким симптомам можно увидеть фобии?

    Среди самых заметных признаков, характеризующих проявления панической атаки, можно выделить:

  • Учащенное сердцебиение.
  • Боль за грудиной.
  • Аритмичную работу сердца.
  • Повышенное потоотделение.
  • Возникновение учащенного дыхания и появление одышки.
  • Нарушение функций вестибулярного аппарата.
  • Появление головокружения и обморочного состояния.
  • Чувство темноты в глазах.
  • Появление общей слабости в теле.
  • Появление озноба и дрожи в теле или отдельных конечностях.
  • Возможность онемения частей тела.
  • Появление ощущения нехватки воздуха, которое приводит к удушью.
  • Возникновение тошноты, рвоты и расстройств стула.
  • Появление чувства паники, страха и ужаса.
  • Симптомы панической атаки обычно не проявляются все сразу, и каждый больной знает, какие симптомы ожидать при возникновении очередного приступа.

    Таят ли фобии в себе опасность и кто от них страдает?

    Такие психические расстройства в современной жизни давно не редкость. Не все расстройства психики носят ярко выраженный характер и поэтому жизнь такого больного, и его близких существенно не нарушается.

    Квалифицированная помощь и лечение требуются лишь двум людям из тысячи, в силу нарушения их жизненных норм. Такой низкий показатель людей, кому требуется помощь специалистов, объясняется в первую очередь нечастой встречей больного и объекта его заболевания. Так, например, человек, боящийся публичных выступлений, но выбравший себе профессию с отсутствием этого рода деятельности, может никогда не узнать о своем недуге.

    Предрасположены к проявлению такого заболевания, по данным исследований, чаще всего женщины. Прекрасная половина человечества страдает от разных страхов в три раза чаще, чем мужчины. Более частым проявлением психического расстройства считается агорафобия, которой присущи проявления слабой женщины, типичной домохозяйки.

    Теория возникновения

    По мнению различных специалистов, подобные симптомы могут возникать по ряду причин. Подобные симптомы могут возникать в организме человека в силу глубоко скрытых внутренних конфликтов. Причиной могут стать и отрицательные впечатления детства, которые находят выход в более зрелом возрасте.

    По другой версии такие проявления организма могут происходить в результате ошибочно принятой и усвоенной организмом реакции на определенный вид раздражителя. Больной может справиться с ситуацией самостоятельно, если научиться расслабляться при возникновении страха. Также можно постепенно оставаться на непродолжительное время один на один с объектом, провоцирующим появление страха.

    Может ли это состояние передаваться по наследству?

    Взрослый человек может с детства заложить в ребенка панический страх перед определенными объектами или предметами. Если мать боится змей, то ребенок тоже в процессе взросления станет остерегаться их появления. Воспитать с детства страх перед животными можно неправильными аргументами, например, похвалой за отдаленность от нахождения рядом с кошками и упреками со стороны взрослого, если малыш погладил животное.

    Поэтому некорректное общественное мнение с ранних лет, способно привести к формированию неправильной реакции на происходящее. Такое поведение взрослых способно привести к зарождению и развитию страхов в растущем организме.

    psiho.guru

    Семинар 14.Знаем, как легко избавляться от своих страхов

    У страха глаза велики

    У всех нас есть страхи, все мы чего-нибудь боимся.

    Духовный мир — это мир энергий. Взаимодействие позитивных и негативных энергий.

    Страхи — это энергии из духовного мира. Они не из материального мира. У них нет ни рук, ни ног, ни оружия. Но они очень «творческие». Только результат этого творчества – разрушительный.

    Давайте не усложняя, вместе подумаем и еще раз разберем, что такое страхи. Каков механизм влияния страхов, как ими управлять, какие для этого сделать установки и как их использовать.

    Страхи — это ложное состояние. Состояние, которое уводит от реальности. Это – нездоровое воображение разума, приводящее к иллюзиям. Когда в человеке есть страхи, он не в состоянии себя трезво оценить: на что он способен и чего может достичь. Страхи вызывают внутри нас противоречия. Рождают нездоровую конкуренцию. Они приводят к переусердствованию, к расходованию лишних сил и средств на то, что изначально этого не требует. Страхи нас демотивируют и дезориентируют. Нам должно быть важно хорошо делать свое дело, и вкладывать свои силы, способности, средства именно в это. А не сидеть и не бояться, что у нас не получится, или что мы сделаем что-то хуже, чем другие, и нам не видать того вознаграждения, на которое мы рассчитывали.

    Что происходит, когда мы испытываем страх (перед квартальным отчетом, в ожидании страшного диагноза, перед ответственным свиданием)?

    Любому страху что-то предшествует. А это что-то и есть — благоприятная почва для зарождения страхов.

    Когда мы создаем благоприятную почву, сеем в нее страхи, они начинают в ней произрастать, развиваться, созревать и воспроизводиться. Этим самым мы производим негативную энергию. Даем ей жизнь. И она возвращается к нам по принципу бумеранга.

    Где страхи в основном аккумулируются?

    В благоприятной почве, которую создает сам человек для зарождения страхов.

    Наиболее распространенные страхи и почвы для них:

    (Рассмотрим по отдельности все составляющие нашего внутреннего ресурса: воля, разум, вера, слово, дух, душа, тело).

    Воля — это наш выбор. Сначала мы выбираем, а потом — пожинаем плоды своего выбора:

    неверные представления представления о себе, низкая самооценка

    рискованный, на грани краха, провала характер целей, которые мы преследуем

    внушаемость, зависимость от чужого мнения

    страх чужой оценки

    неумение рационально использовать свое время (избыток свободного времени порождает страхи)

    неумение доводить дела до конца и делать их хорошо

    «неполноценность» в чем-то

    угроза зоне комфорта (нежелание, страх с ней растаться; боязнь изменений)

    страх не соответствовать идеалу (например, навязанному «глянцевыми» журналами)

    боязнь неотвратимости рока судьбы

    боязнь колдовства, магии

    страх стать жертвой собственной биографии

    страх несоответствия чьим-то ожиданиям

    страх результата (результат не будет соответствовать ожиданиям, результат может вынудить идти дальше, результат нарушит зону комфорта)

    постоянный страх упустить что-то, «недополучить»

    страх быть отвергнутым

    излишняя, неоправданная идеализация событий, отношений, действий

    Разум — это интеллект, сознание и подсознание, память. И вот в нем-то и рождаются самые безумные и страшные образы:

    неразвитый интеллект, недостаток знаний, информации, опыта или практики

    неизвестная реакция на наши слова

    неизвестные последствия сказанной правды

    опасность предоставить неверную информацию

    склонность строить предположения, мнительность

    боязнь прожить жизнь просто так, без значительных вещей, не оставить след после себя

    боязнь болезни (грипп «питается» страхами, не оттого ли все им болеют?)

    страх разорения, бедности

    страх перед завтрашним днем

    Вера — это фокусирование на ожиданиях; самоутверждающаяся энергия, которая должна подкрепляться действиями, практическим опытом:

    неуверенность в себе

    суеверие (ложные верования)

    малоразвитая вера, не подкрепленная практическим опытом

    Слово — энергия, которая может принести и пользу, и вред; возвращаясь к тому, кто произнес то или иное слово по заданной траектории, эта энергия оказывает на него или положительное, или отрицательное воздействие:

    скудный словарный запас

    болтливость («язык мой — враг мой»)

    Дух — это двигатель всего нашего внутреннего ресурса:

    несостоятельность в чем-то

    слабый дух; суеверность, которая из этого вытекает

    боязнь делать то, что Вам не свойственно или незнакомое

    страх нарушить правила, общепринятые нормы

    страх потери «лица» (потеря имиджа)

    страх проиграть в сравнении, в соревновании

    сломленный дух вызывает страх начать все сначала

    страх зайти слишком далеко, дальше, чем хотел

    страх показать свои слабые места

    страх не достичь цели

    страх перед трудностями, испытаниями

    Душа — это энергия, которая рождает, аккумулирует, усиливает или ослабевает наши эмоции и чувства:

    боязнь сказать что-то и тем самым поставить себя в неловкое положение

    боязнь определенных слов, отрицательное отношение к ним

    недостатки физические вроде заикания (человек начинает бояться говорить, потому что боится начать заикаться) или хромоты

    когда нас не понимают

    Тело — энергия физического плана, тело объединяет в себе все семь энергий, это — место их обитания и генерирования:

    завышенные требования к своей внешности

    идеализирование канонов красоты

    Как видно из списка, в первую очередь надо привести в порядок свою волю. У кого много страхов — у того слабая воля. Повторим еще раз: воля — это выбор. Человек волен выбирать то, что ему полезно. Затем — разум.

    Если вложить в свой разум правильную установку, он уже не будет думать о всякой чепухе, о том, что уводит человека в неверном направлении. Получив правильную установку, разум будет работать на правильный выбор, на то, что есть (а не воображается) и на то, что надо. И, наконец, наш дух – двигатель, в сцепке с волей и разумом, согласно полученной установке, будет двигать весь наш ресурс в нужном, в заданном направлении. Нашему духу, перед тем, как повести нас к цели, необходим и очень важен правильный выбор и стратегия действия, выстроенная разумом. А когда мы не знаем и не умеем работать с нашими энергиями (волей, разумом, духом и т. д.), мы пускаем все на самотек и рисуем в своем воображении всяческие страшные картинки. И чем больше мы развиваем воображаемые страшные события, тем явственнее они нам представляются. Вот тогда-то у страхов вырастают ручки и ножки. Они вооружаются накопленной негативной энергией и начинают себя проявлять.

    Ментальные образы материализуются. Это ни для кого не секрет. Эти образы проходят через наши волю, разум, веру, дух, душу, слово и тело. Получается, что весь наш внутренний ресурс работает на воспроизведение страха. Мы усиливаем свой страх всем своим внутренним ресурсом. Здесь нужно особо сказать об энергии слова. Говорить «я боюсь, что …..» и проговаривать свой страх вслух — означает выпустить из себя в эфир негативную энергию, энергию, наполненную страхом.

    Мы произвели эту энергию, а она затем возвращается к нам как бумеранг. Как мы знаем, негативная энергия всегда летит обратно, к тому, кто ее «испустил», то есть – к нам. В этот момент начитает срабатывать механизм материализации. Негативная энергия в виде страха выходя наружу, летит в ноосферу. В ноосфере она сканируется и дальше не пропускается. Поэтому, эта негативная энергия, в соответствии с траекторией «туда и обратно» – возвращается назад, приумножившись. (тема семинара № 1 «Кто есть я»). Поскольку энергия движется с траекторией спирали, то если ее «вытянуть», сделать ровной, то сама эта спираль в вытянутом состоянии станет в разы длиннее. Это все равно что распрямить пружину.

    Затем эта негативная энергия проявляется в виде негативных событий. Это может быть и в виде самого материализованного страха, или в виде неприятностей, травм, недомоганий, болезней. Поэтому бытует мнение, что случается именно то, чего боялся. Если бы человек вовремя проработал свои страхи, сведя их на нет, а затем дал себе правильные установки, эти негативные энергии не получили бы возможность «жить». Они не попали бы в эфир, не приумножились, не вернулись и не вызвали бы негативных событий и состояний. То есть эти негативные энергии вообще бы не воспроизводились.

    Вот например, недавний Конец Света :). Люди ведь закупали консервы и подгузники в промышленных количествах, чтобы … что? Наверняка спастись? Некоторые бросили работу, продали дома … Сколько они потратили средств, нервов, какой этим нанесли урон своему здоровью, находясь в стрессовом состоянии! И ради чего? Они фактически принесли себя в жертву своему страху.

    Тогда же появился рекламный шедевр одной косметической фирмы «Скоро конец света! А ты еще не накрашена?!» :).

    К тому же, страхи заставляют снижать ожидания от жизни и, в итоге, ведут к неразборчивости. Потому что когда ты вечно боишься, снижается самооценка. А человек с заниженной самооценкой не ждет для себя от жизни ничего хорошего. Кроме того, страхи снижают требования к качеству и уровню всего, что предлагает тебе жизнь, и вот — ты уже согласен практически на все, что угодно. Страхи мешают хотеть; мешают хотеть лучшего и получать его. Они приводят к состоянию безысходности и уныния. Происходит брожение в нездоровом воображении самого человека. Зачем создавать подобные брожения?

    Задайте себе этот вопрос — зачем? Чтобы эти воображаемые события непременно произошли? Они Вам нужны? Вы хотите непременно усложнить себе жизнь, Вам надоела жизнь без сложностей?

    Страхи переводят иллюзию в материю: ложное состояние в реальное.

    Как мы знаем, все энергии — информационные. Они несут собой информацию. А страхи — это информационный вирус.

    Сам этот информационный вирус — страх — ищет в биополе человека бреши, лазейки. Если у человека слабая воля, он не может отгонять от себя страхи. Это — одна из самых распространенных лазеек для информационного вируса страха.

    Воля — это выбор. Человек должен сам выбирать, на что он хочет себя потратить.

    Практически у любого состояния есть противоположность. У страхов это — бесстрашие.

    Этим ощущением должны руководить воля и разум, но никак не чувства и эмоции. Если мы во власти только чувств, а рассудок задвинут на задний план, и нашей воле все равно, в какой омут бросаться с головой, то можно наломать много дров. Надо всегда задаваться вопросом — что руководит нашим духом?

    Мы действуем как сотрудник МЧС, спасающий людей из горящего здания, или как бесстрашный человек, который впервые идет по натянутому канату и без страховки?

    В некоторых случаях может показаться, что страхи стимулируют к чему-то. Это — неправильное представление. Это не страхи стимулируют. Это сами жизненные обстоятельства стимулируют нас к приведению нашего внутреннего ресурса в боевую готовность. Человек начинает развивать — кто волю, кто дух в соответствии с полученным от обстоятельств вызовом.

    Когда же человек преодолевает какой-то страх, это укрепляет его дух: чувство удовлетворения от победы над страхом повышает самооценку и стимулирует к дальнейшим действиям. Когда человек думает о себе лучше, он больше хочет и больше может. И так далее — если продолжает действовать правильно — еще больше хочет и еще больше может.

    Теперь разберем, как можно бороться со своими страхами:

    — прокрутить внутри себя возникший страх, как короткометражный фильм: вообразите ситуацию, которая Вас пугает до конца. Представьте наихудший вариант развития событий. Не пугайтесь 🙂 — это всего лишь ваши фантазии. После того, как Вы «просмотрели» свою страшилку до конца — Вы можете взглянуть на нее со стороны и Вы готовы к ситуации, которая Вас пугает.

    — или научиться быстро на что-то переключаться, чтобы прекратить рисовать себе страшные картинки (например, если Вы боитесь за своего ребенка)

    — или устроить себе выброс адреналина (например, прыжок с парашютом или что-нибудь в этом роде)

    — или посетить психиатрическую лечебницу, где находятся пациенты в безнадежном состоянии. Это — ад на Земле. Когда обычный человек попадает в эту обстановку, у него включается здоровая, полезная реакция: он осознает, что с ним-то все в порядке; все страхи, что он себе сам «накрутил» – временное явление. Что он в состоянии бороться с трудностями и победить их.

    Самый простой и действенный способ — это установка.

    Мы сотворены по образу и подобию Творца. Как у Творца нет страхов, нет над Ним власти обстоятельств, власти страхов, так и мы вправе и в силе не допускать к себе страхи и всякую власть над собой. Только власть Творца. То, что скреплено Творцом, не может быть разрушено человеком.

    Нужно вслух, один или несколько раз – сколько потребуется, пока не наступит успокоение, – произнести фразу:

    Отец Небесный, спаси меня от всех страхов, напастей, и от всякой власти. Аминь.

    Эта установка работает быстро и безотказно.

    Она проверена и настолько действенна, что мы не стали менять в ней ни одного слова. Произнести ее в трудные минуты гораздо проще и быстрее, чем прыгнуть с парашютом или посетить психиатрическую лечебницу.

    privilegeofsuccess.com

    / Психология семьи и семейного воспитания / Страхи и тревожность / Коррекция страхов

    ИГРА СО СТРАХОМ

    Повышение общего уровня эмоциональных переживаний

    Задача данного метода — научить ребенка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основное средство — разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребенка, помогает ему установить доверительные отношения с учителем, другими взрослыми, сверстниками. Положительные эмоциональные состояния, возникающие у детей в процессе специально организованных ситуаций успеха, закрепляют потребность в переживаниях счастья, радости, удовольствия от игры и общения.

    Метод не является специфичным для коррекции страхов. Однако улучшение состояния эмоционально-мотивационной сферы личности ребенка снижает опасения, тревожность, боязнь чего или кого-либо.

    Разыгрывание ситуации взаимодействия с предметом страха

    Для игры «в страх» подбирается сюжет и предметы, символизирующие то, чего ребенок боится (собаку, привидение и др.). Разыгрывая сюжеты с этими предметами, он может «расправиться» со своим страхом, в символической форме отыграть свои эмоции и отреагировать напряжение от стрессового воздействия.

    Метод, специфичный для коррекции эмоциональных нарушений, связанных с нарушением личностного развития.

    Эмоциональное переключение. Подражание и «заражение»

    Считается, что отношение взрослого к объекту страха может быть воспринято ребенком через его отношение к этому взрослому, по механизму эмоционального переключения. Сам того не желая, взрослый может случайно «заразить» малыша каким-либо страхом, например, боязнью мышей, собак и др. Этот же механизм позволяет получить и обратный результат.

    Полезен прием направленного фантазирования: «Закрой глаза и представь, что ты вырос. Чего можно бояться теперь?»

    Простейшим примером эмоциональных качелей (В.В. Лебединский) является подбрасывание ребенка вверх: он то летит, ощущая себя в опасности, то опускается на руки взрослого, которые для него — символ защиты. Принцип качелей заключается в переходе из одного состояния в другое (противоположное).

    Так, игра с темнотой, когда ребенок забегает на секунду в темную комнату и возвращается в освещенное помещение, представляет собой переход от состояния опасности к состоянию безопасности.

    Известно, что боязнь темноты — один из наиболее распространенных детских страхов. Он часто связан со страхом неизвестности. Дети считают, что взрослые обманывают их, когда говорят, что на самом деле в темной комнате ничего страшного нет. Просто чудовища прячутся, когда кто-то входит и зажигает свет. Образы пугающих объектов нередко являются проекцией злости, раздражения или дурного настроения ребенка. Они содержат отрицательные эмоции и чувства, с которыми трудно справиться самостоятельно. Поэтому необходимо помочь маленькому человеку почувствовать себя более сильным перед представляющейся опасностью, научиться владеть собой.

    Страх темноты и одиночества (Ф. Зимбардо) хорошо корректируется с помощью игры «Прогулка вслепую». Один ребенок закрывает глаза, а другой служит проводником. (Сюжет любой.)

    Как правило, у каждого ребенка есть счастливые приметы и различные предметы, которые имеют значение амулета, талисмана. С целью усиления чувства защищенности и безопасности их нужно использовать, например любимой кукле можно отвести роль спасительницы, защитницы.

    Данный метод основан на процессе идентификации ребенка с добрым, бесстрашным героем. Роль этого персонажа в спектакле может играть сам ребенок или кукла, которую он озвучивает. В сюжете обязательно должны быть вступление, кульминация — наивысшее напряжение, ситуации опасности для главного персонажа, развязка — победа главного героя. После завершения кукольного спектакля ребенок испытывает облегчение и, как правило, освобождается от мучительного страха.

    Использование сказочных персонажей (Т.А. Шишова) опирается на коллективное бессознательное. Кукол можно изготавливать из старых перчаток, например зайчишку-трусишку, волка, лисичку и др. Получается своеобразный театр, в котором под видом репетиций возможно многократное повторение лечебных сюжетов.

    Для преодоления страха сказочных персонажей дети лепят из пластилина «Сказочный город» и его героев. Например, Иван-царевич исполняется в трех вариантах: понурый, испуганный, грозный с мечом, гордый от победы. Змей Горыныч: свирепый и жалкий (маленького размера).

    Для преодоления страха уколов, боли, врачей используется игра «Больница». Ребенку предлагают точно воспроизвести все врачебные процедуры, сыграть роли врача и больного. Повторное переживание страха в игре приводит к ослаблению его травмирующего воздействия.

    Манипулирование предметом страха

    Данная методика сходна с предыдущей тем, что ребенок получает материализованный в виде игрушки образ пугающего предмета, которым может манипулировать по своему усмотрению (управлять, усмирять, совершать агрессивные действия, уничтожить и др.).

    Смысл данного приема состоит в подробном объяснении, что представляет собой пугающий предмет, как устроен, из чего состоит и т.д. Некоторые авторы советуют использовать прием привыкания (десенсибилизации), который уменьшает чувствительность к пугающему объекту. К примеру, можно завести дома маленьких детенышей грызунов. В процессе наблюдения за ними, игры, заботы ребенок постепенно преодолевает боязнь мышей.

    Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностными отношениями ребенка и породившими их причинами. Объяснение «анатомии» пугающего объекта позволяет осознать ранее непонятные, опасные свойства, которые вызывали эмоцию страха. Так, освещая ночью темную комнату фонариком, можно показать ребенку, что кажущиеся страшными предметы (одежда на вешалках, очертания шкафа и др.) на самом деле известны и привычны днем.

    Ненавязчиво объяснять природу страхов (Д. Бретт) помогают терапевтические истории, которые начинаются словами: «Жила-была девочка, похожая на тебя. ». При этом ребенку необходимо положить под подушку волшебный фонарик, которого «боится» ночной страх.

    Использование познавательных процессов (Ф. Зимбардо) помогает и в борьбе с другими страхами (например, страхом выступления перед сверстниками, большой аудиторией и т.п.).

    Это наиболее популярная методика. Она полезна для коррекции разнообразных страхов, но прежде всего тех, которые порождаются воображением: боязнь болезни, нападения, стихийных бедствий, транспорта, сказочных персонажей и др. Графическое изображение страхов требует волевых усилий и снижает тревожные ожидания их реализации.

    В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха, но вместе с тем и осознание условного характера его изображения. Объект страха сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется. В последующих заданиях учитель (родители, другой доброжелательно настроенный человек) предлагает нарисовать так, чтобы было видно, что ребенок не боится. Отсутствие на рисунке изображения автора свидетельствует об исключительной интенсивности и возможном навязчивом характере страха, а изображение себя в активной роли — о преодолении этого состояния. Постепенно появляется вера в свои силы и возможности.

    В процессе рисования большое значение отводится цветовому решению проблемы. Некоторые авторы настаивают на необходимости рисовать страх только черным цветом, который ассоциируется с ночью. Причем ребенка надо научить видеть в черном пространстве листа красоту, благородство, звезды, с которыми связаны легенды. В заключение полезно рисование по теме: «Чего я уже не боюсь».

    Как известно, «страшилки» различного содержания — один из видов своеобразного детского фольклора (Е. Соколова и др.). В них проявляется катарсическое реагирование на определенные эмоциональные трудности. Сочиняя и рассказывая «страшилку», ребенок самостоятельно моделирует эмоциональное преодоление своих страхов. Вербализация страхов вызывает чувственный ответ, эмоциональное переключение, которое выступает в роли психологической защиты.

    В коррекции страхов эффективна сказкотерапия — самостоятельная психотерапевтическая методика (Т. Зинкевич-Евстигнеева и коллеги).

    Несомненно, в опыте психотерапевтической работы применяется и много других методов лечения этого серьезного эмоционального отклонения. В силу определенных причин некоторые из них используются редко. Среди них анималтерапия (дельфинотерапия) — система занятий с детьми посредством организации их общения с дельфинами.

    Выбор коррекционных методов зависит от многих факторов, прежде всего от характера страха, причин его возникновения и индивидуальных особенностей ребенка.

    Приведем пример протокола одного из коррекционных занятий, построенного на сочетании разнообразных приемов.

    Форма работы — индивидуальная. Основная проблема шестилетнего мальчика Валеры — патологический страх любой высоты.

    На первой встрече после этапа настроя психолог попросил ребенка на листе бумаги формата А4 изобразить животное, которое чего-то боялось. Был предоставлен набор карандашей.

    Валера выбрал простой карандаш, нарисовал петуха и лестницу. Сказал, что он, петух, хотел бы подняться по лестнице высоко-высоко, но очень боится упасть.

    Психолог предложил мальчику нарисовать цыпленка, который заболел. Далее ребенку сообщили, что для лечения необходимо хорошее лекарство. Но оно находится на самой верхней ступеньке лестницы.

    После небольшой беседы о том, как жаль больного цыпленка, Валера решил, что петух поднимется по лестнице за лекарством. Причем это решение не вызвало у него внутреннего сопротивления. Хотя в самом начале рисования на предложение психолога просто попрыгать по ступенькам, как любят все петухи, мальчик ответил отказом, сказав, что видел в деревне домашних птиц, которые сидят на лестнице совсем близко к земле. Выяснилось, что в деревенском доме два этажа. Однако на второй этаж мальчик не поднимался, ведь там совсем неинтересно.

    Задание нарисовать петуха, который теперь не боится.

    Валера нарисовал высотный четырнадцатиэтажный дом. На его крыше примостился петух из первого рисунка. На вопрос, что он там делает и как себя чувствует, мальчик дал следующий ответ:

    — Ему хотелось узнать, как там наверху. Но теперь он боится взглянуть вниз и не может спуститься. А вообще-то петух рад, что залез на крышу.

    Психолог предложил ребенку нарисовать, что мог увидеть петух около дома, если бы все-таки решился посмотреть на землю с «высоты птичьего полета». Так появилось изображение троллейбуса и детей, играющих в мяч. Далее Валера нарисовал лестницу, по которой один из мальчиков поднимется на крышу, только очень медленно и при маминой поддержке. На разных этажах дома ребенок поселяет родителей и близких родственников. Себя — в квартире на четвертом, маму — на третьем, а папу — на втором этаже. Затем, передвигая карандаш со ступеньки на ступеньку, он совершает воображаемый подъем в сопровождении мамы до восьмого этажа, на котором он поселил бабушку. Остальной путь вверх и вниз мальчик совершил самостоятельно (на рисунке — линии поперек ступенек лестницы). Игра ему понравилась, поэтому движение карандашом до четырнадцатого этажа и обратно повторялось несколько раз. Лист для следующего рисунка Валера попросил сам.

    Это мальчик, ему десять лет, зовут Саша (имя отца Валеры). Он радостный и счастливый от того, что забрался на самую крышу дома и кричит оттуда:

    — Мама, я никогда не буду бояться высоты!

    На просьбу психолога показать это, Валера залез на стул, встал во весь рост и громко и весело прокричал. (Обычно он предпочитал сидеть на стуле или в крайнем случае — стоять на коленях.) Затем ребенок с удовольствием несколько раз повторил, как происходили нарисованные им события. На следующем листе бумаги предлагалось вновь нарисовать высотный дом, где живет смелый мальчик.

    Валера сообщил, что он теперь живет на самом верхнем этаже, а не на четвертом, как раньше. Ему там очень нравится.

    На завершающем этапе занятия психолог и мальчик играли в «петуха» и «цыпленка» в соответствии с нарисованными сюжетами. Валера с удовольствием поднимался на стулья. Постепенно удалось «взять высоту» стола. Однако залезать на подоконник он по-прежнему отказывался. Преодолеть страх этой «вершины» удалось только один раз после повторного воспроизведения победы смелого мальчика на рисунках.

    В процессе игры использовались и другие приемы, повышающие смелость. Это были воображаемые зрители, которые с завистью и восхищением смотрели на успехи Валеры, «волшебные смелые сухарики», есть которые можно лишь по одному, чтобы не потерять чувства осторожности от излишней храбрости. Таким образом, система методов: рисование страха и его преодоления, вербализация эмоциональных состояний, игра — позволила в данном случае успешно начать психологическое лечение патологической боязни высоты.

    Итак, благополучный конец придуманной ребенком истории придает ему уверенность. Надежда побеждает уныние и страх.

    Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. Психотерапевтические истории для детей. М., 1996.

    Дрезинина М.Т. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. М., 1998.

    Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.

    Зимбардо Ф. Застенчивость. Что это такое и как с ней справиться. СПб., 1996.

    Зинкевич-Евстигнеева Т. Введение в сказкотерапию //Психолог в детском саду. 1998, № 1, с. 32—37.

    Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. М., 1996.

    Оклендер В. Окна в мир ребенка. Руководство по детской психотерапии. М., 1997.

    Осорина М. «Черная простыня летит по городу», или Зачем дети рассказывают страшные истории // Популярная психология: Хрестоматия. М., 1990.

    Островская Л. Детские страхи //Дошкольное воспитание. 1997, № 10, с. 77.

    Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

    Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М., 1997.

    Степанова Е. Поиграем в забавные страхи и смешные ужасы. Как выявить и предупредить детские страхи //Дошкольное воспитание. 1999, № 5, с. 65.

    Шишова Т.Л. Страхи — это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов. М., 1997.

    studfiles.net

    Как преодолеть Страх: как перестать бояться всего и быть рабом своих страхов

    Как преодолеть Страх: как перестать бояться всего и быть рабом своих страхов

    Доброго времени суток всем! Очень много писем на тему страхов продолжает приходить от наших читателей. И в этой статье мы постарались собрать эффективные методы и готовые алгоритмы преодоления страхов, выведения страхов из своего сознания и избавления от них. Приведённые ниже практики универсальны и подходят для работы практически с любыми страхами.

    Но, для того, чтобы преодолеть страх, подняться над ним и перестать от него зависеть, в первую очередь важно перестать его оправдывать и осознавать неотъемлемой часть себя. Страх как таковой – это не часть вашего сознания или подсознания, не часть вашей Души. Важно понять, что страх – это враждебный вирус, который блокирует сознание и дух человека, парализует волю, вызывает внутреннее напряжение, зажатость и, в конечном итоге, разрушение энергетики и психики человека. Страх – сжирает большую часть созидательной энергии человека, лишает свободы мысли и мышления, свободы проявлений и действий. Напомню – “всё, чего вы боитесь – становится для вас недоступным, недостижимым”. И не стоит путать страх с чувством опасности, которое свойственно людям бесстрашным и сильным духом, например мастерам боевых искусств, воинам, разведчикам.

    О природе страха рекомендую изучить следующие статьи:

    Для чего в нашей жизни существует Страх?

    Сам страх, как явление, тоже ведь существует не просто так! Преодолевая страх растёт Душа человека и становится сильней его Дух! Важно понять и принять простую мысль – страх существует не для того, чтобы мы были его рабами и вечно боялись, не для того, чтобы мы мучились, живя в навязанных страхами ограничениях, не для того, чтобы пытались ужиться со страхом, как с гадом паразитирующим на нашем теле и медленно пожирающим нас! Страх – существует, чтобы мы научились преодолевать надуманные ограничения и предрассудки, навязанные стереотипами общества или нашими близкими, чтобы мы научились подниматься Духом, освобождать свою Душу и сознание от любых оков, сбрасывать с себя клетки и кандалы, выходить из придуманных нами же чуланов и погребов на Свет, чтобы принять данную нам нашим Творцом Свободу, данную, по рождению! Для чего?! Для того, чтобы делать выбор не на основе своих предрассудков и фобий, чтобы не страх делал выбор и принимал жизненные решения вместо нас, а чтобы мы могли мыслить свободно от страха, выбирать сердцем и Душой, и так же свободно действовать, наслаждаясь плодами своего выбора!

    Да, страх это разрушающая человека программа и энергия. И, к большому сожалению, очень многие люди проживают всю свою жизнь в страхе и умирают его рабами. Если посмотреть таких людей на энергетическом уровне, то можно увидеть насколько сильно их душа и энергетика изъедены, ослаблены и разрушены энергией страхов. Страх делает человека слабым, зависимым и уязвимым к любой тёмной Силе. Если в человек напичкан страхами – им элементарно манипулировать, и в любой важной жизненной ситуации его легко можно посадить на цепь, заставить дрожать, выключить активность, сделать так, чтобы он из-за страха отказался от своих целей и планов, предал себя и других.

    Но не спешите себя судить за то, что вы видите и ощущаете в себе страхи! Они есть почти в каждом и это совсем не страшно! Скажем так, это ваш потенциал для роста и раскрытия новых возможностей, которые пока прикрыты вашими страхами. Страшно, когда человек окончательно и бесповоротно становится рабом своих страхов, их жертвой, то есть, когда он не готов и не желает их преодолевать. Тогда страхи начинают управлять его жизнью, психикой, мыслями, а он становится их животноподобным рабом, теряющим человеческое обличье. Когда страхи в человеке разрастаются и захватывают всё его сознание – это почти всегда бьет по нервной системе и тогда могут появляться мании, фобии, психические отклонения и разного рода физиологические заболевания.

    Когда человек становится рабом своего страха – это называется трусостью! Но если вы знаете, что вас наполняют десятки страхов, и при этом вы их преодолеваете, не даёте им взять власть над собой, то вы – не трус, вы – растущий воин Духа!

    Страх – показывает нам, что мы всё ещё не преодолели остатки животных инстинктов, что нами управляет не Душа и Воля, а подсознание и его предрассудки, что в нас всё ещё не хватает чистых Знаний, Смелости, Свободы, Веры, Доверия Высшим Силам. Если есть страх, значит есть слабое место в нашем сознании и подсознании, есть ошибки и противоречия, и это значит, что в каком-то вопросе нам не хватает сильных и правильных ответов и убеждений!

    А если нашему сознанию не хватает ответов – значит ему нужно дать эти ответы, дать необходимые знания и представления (объяснить подсознанию, почему бояться не нужно и как можно не бояться), и тогда страх уйдёт, а уверенность, свобода, покой, энергия и радость родятся в том месте, где раньше был страх! Преодолевая страх, избавляясь от него – мы растём, растёт и крепнет наш Дух, разблокируется потенциал нашей божественной Души, мы становимся свободнее и перед нами естественным образом раскрываются новые возможности. Убирая страх – мы выходим из глубокой колеи в своей судьбе и получаем возможность выбирать свой путь, качественно изменять и улучшать свою судьбу.

    И как бы многие психологи не оправдывали страх, но по факту, – никому не нравится жить в страхе, чего-то очень хотеть, но не иметь этого из-за своего страха, или бояться всю жизнь того, что в действительности не представляет никакой опасности (по статистике 95% страхов не имеют под собой никаких оснований). Поэтому, мы даём вам эффективные и подробные алгоритмы устранения страхов, фобий, ограничений.

    Практики и упражнения: к ак преодолеть страх, как перестать бояться и быть рабом своих страхов

    Задача №1. Взять верх над страхом. Сбросить страх с головы и стать Хозяином себя и своего страха, а не его рабом.

    Показательный пример из жизни. Был я как-то у одного целителя на приеме, в 2000 году. И целитель привела мне пример, который я хорошо запомнил. Она рассказывала о себе: как-то в новой обуви натёрла я мизинец, хожу по городу, а он болит невыносимо так, что ни о чем другом и думать не могу. И через время я понимаю, что мизинец и его боль заняли всё моё сознание, ум, ощущения, буквально всё. Хожу и думаю, что с этим можно сделать. И тут у меня в голове возникает вопрос “а почему это из-за одного маленького мизинца должно страдать всё моё тело целиком? почему один мизинец будет мне указывать как я должна себя чувствовать? я хозяйка мизинца и того, что в нём происходит, или он мне хозяин?”, как только я это поняла и “поставила на место” свой мизинец, меня сразу отпустило, боль быстро и незаметно ушла из тела, я вообще забыла о натёртом мизинце и вспомнила о нём только тогда, когда дома снимала обувь.

    Вывод: любая проблема, болезнь, недостаток или негативная эмоция овладевает нами и тотально начинает нас разрушать лишь тогда, когда мы позволяем ей стать нашим хозяином, а сами при этом становимся рабом, жертвой этой проблемы. Как только мы возвращаем роль и власть Хозяина себе, снимаем проблему с головы, определяем её реальное место где-то там внизу – сила проблемы начинает быстро таять и она легко решается. Иногда достаточно просто переступить через неё и пойти дальше.

    В отношении страха важно принять первое главное решение – “Я больше не буду рабом своего страха, не буду его жертвой, я – Хозяин себя и всего, что во мне происходит, поэтому я хозяин и всех страхов, что во мне ещё пока живут!”

    В данном случае важно убрать иллюзию, что страх – непобедим, непреодолим и что он сильнее вас. Страх – это примитивная, хоть иногда и сильная программа. А вы – это сложнейшая и способная к развитию живая энергоинформационная система, Существо с сотнями качеств, талантов, способностей, энергетических источников, убеждений, чувств и эмоций. Поэтому, даже сравнивать ваши силы и силу страха будет очень некорректным. Это как сравнить булыжник в руке и целую Планету (целостный живой организм). Поэтому, в первую очередь примите, что в любом случае вы, как человек, как Личность, безусловно сильней любого страха и любого своего отдельно взятого недостатка.

    Итак, первое, что делаем практически, это отвечаем на приведённые ниже вопросы и принимаем новые убеждения, прочитываем, а лучше отдельно прописываем в своей тетради по развитию:

  • Я, со всем своим потенциалом, сильнее своего страха или страх сильнее меня? Безусловно, я сильней, чем любой мой страх!
  • Я – раб своего страха или его Хозяин? Я – хозяин всех своих страхов, а не их раб, и точка!
  • Страх управляет и контролирует меня или я управляю и контролирую свой страх? Делайте выбор: именно я управляю своим страхом и контролирую его, я возвращаю себе контроль над собой и своими эмоциями!
  • Страх будет указывать, как мне себя чувствовать? Страх будет определять дергаться и дрожать мне или нет? Нет, такого больше не будет! Я сам определяю как себя чувствовать, страх больше не властен надо мной! Я – спокоен, силён и свободен от страха!
  • Я в любом случае сильнее всех своих страхов вместе взятых, хотя сейчас у них и может быть какая-то власть надо мной. Но это ненадолго!
  • Примите на себя всю ответственность за то, чтобы быть “Хозяином”, а не “жертвой”! Решите для себя – “я всегда должен быть над любым своим страхом, быть сверху, быть выше него Духом и разумом…”. Делайте это каждый раз, когда страх внутри вас начинает поднимать голову! Это – работает!

    Задача №2. Разоблачить Страх, вывести его на Свет, понять и развенчать. Этот шаг позволяет убрать минимум 80% страхов, причем сделать это можно довольно быстро.

    Страх эффективно работает только до тех пор, пока вы его боитесь, пока вы от него отворачиваетесь, прячетесь, убегаете и не желаете заглянуть в его корень. Как только вы его разоблачаете, раскапываете его корень (причину) – этим вы проливаете на него Свет и он начинает слабеть, а затем и вовсе исчезает. Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что есть т.н. сложные страхи, котоыре живут не в одном месте, и у них много корней. Но они тоже искореняются, как любой злой сорняк.

    Решая эту задачу вам обязательно нужно писать, а именно – прописывать ответы на вопросы, которые приведены ниже (делайте это в своей рабочей тетради). И это обязательное условие, ответы устно – работать не будут. Причём очень важно писать не кратко, а развёрнуто:

    1. Спросите себя – “Чего именно я боюсь?” Выписывайте по пунктам в столбик все свои страхи и опасения, начните с самых матёрых, которые больше всего вам мешают радоваться жизни. Далее работаем с каждым пунктом отдельно.
    2. По каждому пункту-страху спрашиваем себя – “Почему я этого боюсь? что именно меня пугает и почему?” Выписываем ответы максимально подробно, чтобы для самого себя осознать причину страха, – у него вообще есть основания или там просто глупость какая-то вписана в подсознание. Иногда вопрос “Почему?” нужно задать несколько раз, чтобы добраться до дна своего страха.
    3. Далее, по каждому такому пункту пропишите ответы на вопросы: 1. Почему мне не нужно “этого” бояться? Найдите минимум 5 веских оснований, причин, почему вам не стоит бояться; 2. На что позитивное я хочу заменить этот страх? Как отныне я хочу себя ощущать и действовать, уже без страха? Не поленитесь и напишите развёрнутые ответы на эти вопросы, а затем прочтите их для себя самого. Уверяю вас, эта практика запустить процесс очищения вашего подсознания от страхов и их замену на позитивные качества и эмоции.
    4. Проделывайте эти упражнения вдумчиво и будьте искренними перед самими собой. Поднимайте за один раз не более 3 страхов или сомнений, после их развенчания переходите к следующим. Если после письменной проработки своих страхов вам захочется отдохнуть или даже поспать – дайте себя такую возможность!

      Бывает так, что причиной страха является другая эмоция – чувство вины (страх кого-то обидеть), или неуверенность в себе, или собственная гордыня (страх быть смешным, страх ошибиться). Тогда важно взять роль “Хозяина” и по отношению к данной эмоции.

      Кроме того, чтобы правильно и эффективно заменять страх на “позитив”, чтобы нашим подсознанием это было принято и всё сработало – важно понимать, на что именно заменять страх! Страх в нашем сознании заменяется не только на Бесстрашие (смелость).

      Задача №3. Формирование Веры! Там, где есть настоящая Вера, там нет места страху!

      Работая со своими страхами и помогая другим от них избавляться я понял следующее – Страх поселяется и разрастается там, где нет Веры! Поэтому, людям искренне верящим в Бога со страхом бороться легче, чем тем, в ком нет веры. У верующего больше возможностей для этого. Как это работает: если ты боишься будущего, какой-то ситуации, чего-то, что может произойти – значит у тебя нет реальной Веры, что тебя ведёт Бог, что Творец (Небесный Отец) тебя обучает, помогает, ведёт и защищает, заботиться о тебе. Если такой веры и уверенности в твоём сознании нет, значит там будут жить страхи, сомнения, неверие.

      Поэтому, страх – заменяется на Веру! В первую очередь, на Веру в Богу и веру в свою божественную Душу, в её огромный потенциал!

      Практически делаем следующее:

    5. Выпишите свой страх – “я боюсь…. потому что….”
    6. Дальше прописываем для себя настрой “Веры”: мне больше нечего бояться, потому что я верю, что в “этой” ситуации (в этом вопросе) меня ведёт Творец, Он лучше меня знает что и когда мне нужно, я верю что Небесный Отец меня оберегает, обучает, защищает, развивает через все жизненные ситуации, я доверяю Ему и больше ничего не боюсь.
    7. Отдельно напишите молитву-просьбу к Богу по ситуации, перед которой у вас есть страх: Отец мой Небесный, прошу направь и поведи меня в “этой ситуации”, прошу обучай меня, помоги всё пройти правильно, наилучшим образом, прошу Твоей защиты и помощи, Творец. Так же, прошу тебя Господь помочь избавить меня от страха, прошу, помоги заменить страх на веру и бесстрашие, освободи от страха… (дальше молитву можно продолжить своими словами, от сердца).

    Сам я применяю регулярно эту духовную практику и она всегда работает, страх исчезает быстро, а вера неуклонно крепнет!

    Задача №4. Принятие Свободы данной нам Свыше! Важно дать себе право на Свободу мысли, решений, поступков, проявлений!

    Наши страхи во многом являются следствием ограничений и самоограничений, следствием отобранного у нас права на Свободу! Это право, быть свободным человеком, – себе нужно вернуть!

    Практика. Напишите для себя настрой: я – даю себя право на свободу, я принимаю данную мне Творцом Свободу, я имею право мыслить, решать и действовать свободно, так, как я чувствую в своём сердце и понимаю своим разумом, я – свободен от страха и ограничений, я – свободный Человек, я сам принимаю решения и сам отвечаю за свой выбор… (продолжите настрой от сердца, как чувствуете, теми словами и образами, которые дают именно вам ощущения свободы, силы, радости и уверенности).

    Задача №5. Научиться отпускать свои страхи легко! Не держаться за них, не трамбовать их в себя, а легко и без сожаления выбрасывать их из своего сознания, как балласт и мусор!

    Бывает так, что мы сами насильно удерживаем свой страх в себе, держимся за него, как за спасательный круг, хотя на самом деле это камень привязанный к ноге, который тянет нас на дно. Мы привыкаем к каким-то страхам, проживаем жизнь в их компании и в соответствующих им ограничениях, и не решаемся взять и отпустить их. Просто потому, что привыкли жить с ними и под их воздействием, как рабы привыкают жить под гнётом своих хозяев.

    Поэтому, примите для себя решение, что страх или страхи для вас больше не являются ценностью, что они вам больше не нужны, что для вас намного важнее иметь Веру, Смелость, Свободу, внутренний Покой и Радость.

    Практика. Пропишите письменно своё решение: я отпускаю свой страх, он мне больше не нужен и я больше не держусь за него, я – освобождаюсь от страха легко и быстро, навсегда… (продолжите от себя, с обоснованием, напишите, почему именно вы отпускаете страх, почему он вам больше не нужен).

    Если вы не просто прочтёте данную статью, но и проделаете упражнения, что в ней описаны – вы обязательно получите позитивные результаты: ваша энергия возрастёт, ум – прояснится, радости в сердце станет больше, появится ощущение свободы и уверенности, вы почувствуете, что у ваших страхов теперь нет такой власти над вами, как раньше, вы на практике убедитесь, что вы намного сильнее их.

    К данным упражнениям нужно возвращаться периодически, чтобы снимать очередной слой страхов и ограничений на пути развития. Я, например, каждые несколько месяцев это делаю, беру тетрадь и ручку, усаживаюсь поудобнее и спрашиваю себя – “чего на данный момент в своей жизни я боюсь больше всего?”, далее я выписываю все свои текущие страхи и начинаю их чихвостить, выбрасывать из себя по одному, и усиливать свою веру и свободу.

    Конечно, существует 2-3% “сложных” страхов, которые стразу убрать не получиться, и в этих случаях необходима помощь со стороны – работа с Духовным Целителем или Наставником, для определения более глубоких кармических причин и их устранения. Взгляд со стороны нужен даже самым сильным и способным, это неоспоримый факт! Если вы почувствуете, что самостоятельно не справляетесь – пишите!

    www.psychology-faq.com