Диагноз

Чем помочь от заикания

09.09.2018

?В чем причины заикания?

Заикание — это результат определенных нарушений в работе тонкого тела ума. Эти нарушения приводят, в свою очередь, к сбою в речевых функциях нервной системы. Психических причин, влекущих за собой заикание, может быть достаточно много. Все они связаны с внутренним антагонизмом.

Повышенная чувствительность

Когда человек очень сильно чувствует окружающих людей, он принимает на свой счет любую скрытую или явную агрессивность, даже не направленную лично против него. В результате столкновения его мыслей с мыслями другого человека у него возникает заикание. Каждое слово у таких людей выходит наружу через напряженный, оказывающий сопротивление ум. В результате появляется ощущение страха речи (как ответ на найденное в пространстве сопротивление). Человек как бы чувствует, что его могут не понять.

На развитие этого недостатка характера существенное влияние оказывает плохое положение в гороскопе Луны, Венеры, Меркурия. Для преодоления этого недостатка характера следует каждый день принимать прохладный душ. Хорошо помогает тренировка выносливости с помощью использования подстилки из иппликаторов Кузнецова. Детей с повышенной чувствительностью нужно водить в спортивную секцию. Однако самое лучшее в лечении этого недостатка характера — это регулярно заниматься дыхательными упражнениями и хатха-йогой.

Скованность возникает как результат сильной мнительности и недоверчивости по отношению к окружающим людям. Когда эти черты характера сочетаются с природным упрямством, возникает скованность, которая может также проявляться и в речи. На развитие этого недостатка характера существенное влияние оказывает плохое положение в гороскопе Сатурна, Луны, Меркурия.

Для преодоления этого недостатка характера нужно учиться общаться с аудиторией слушателей или просто чаще бывать в большой дружной компании. Единственным поводом для регулярного общения может быть только стремление к самосовершенствованию. Научиться беспечно болтать — это не способ лечить заикание.

Недоверчивость, неуверенность в том, что тебя поймут

В другом случае человек от природы может быть сильно недоверчив. В этом случае он говорит, чему-то сопротивляясь, сталкиваясь с тонким телом окружающих людей силой своего слова. Он всегда сомневается, что его слово достигнет успеха. По этой причине нет особого желания говорить, и в попытках вытянуть из себя слово появляется зажатость.

Чаще всего заикание бывает результатом злоупотребления грубой речью в прошлых жизнях. В результате с детства возникает определенное влияние планет, вызывающее стойкую напряженность в левом полушарии мозга, зоне, которая связана с речевыми и эмоциональными функциями. Обычно при недоверчивости в плохое положение встают Раху, Луна и Меркурий.

Этот недостаток характера преодолевается с помощью желания помочь людям. Когда люди, попавшие в беду, жалуются на судьбу, то постепенно в результате общения с ними приходит уверенность в том, что с людьми можно найти общий язык — главное, чтобы было постоянное желание оказать им посильную помощь. Так как заикание — это болезнь ума, то только пранаяма, хатха-йога, повторение Святых Имен Бога и благоприятное общение могут дать положительные результаты в восстановлении речи.

Ум лечится систематической работой над собой. Необходимо воспитывать в себе доверительные отношения с людьми, стараться не быть одиночкой. Это возможно, если начать объяснять всем нуждающимся, как надо правильно жить. Мы знаем примеры, как ораторы древности, проповедуя, избавлялись от заикания.

Фото из открытых интернет-источников

Если вы хотите использовать материал с нашего сайта, поставьте активную гиперссылку на страницу с публикацией. Спасибо.

amrita.center

Жизнь устами детей. Станьте успешными родителями

Логоневроз. Как помочь ребенку избавиться от заикания

Проконсультируйте меня, пожалуйста! У моего ребенка логоневроз. Диагноз поставил невропатолог. Мальчику три года, заговорил у меня он недавно и почти сразу начал заикаться. Ходим на занятия к логопеду, стоим на очереди в речевой детский сад. Врач посоветовал нам так же консультацию и занятия с психологом. Насколько могут помочь нам эти занятия, стоит ли тратить на это средства – ведь всё так дорого?

Анастасия, давайте немного проясним тему. Сейчас современная наука относит заикание к психосоматическим заболеваниям . Причины его в наследственных факторах, на которые накладываются чрезвычайные обстоятельства (подробнее информацию можно найти в многочисленных интернет материалах и специальной литературе).

Слабость ЦНС генетически передаётся родителями детям. В то же время происходит перенос наследственных привычек: быстрая речь, проглатывание окончаний, нервозность, повышенная требовательность… Посмотрите на себя и своих предков – про многих можно сразу же сказать: «одного поля ягоды»!

Чтобы понять, какие особенности нервной деятельности мы передали своему ребенку, и какие стереотипы поведения способствовали возникновению заикания, следует поработать с опытным психологом или психотерапевтом. Данное понимание поможет нам перестроить способы общения с ребенком, и тем самым помочь ему научиться по другому реагировать на внешние факторы и личностные проявления.

Все причины заикания выливаются в неспособность гортани и левого полушария к прямой передаче импульсов друг другу.

Эта болезнь тесно связана с левшеством. Но оно очень часто скрыто, и определить его можно только с помощью специальных тестов .

Заикание часто начинается в возрасте 1,5-2 лет. Это связано с увеличением лобно-височной области головного мозга, отвечающей за ритмику движений и речи. Из-за рассогласованности развития мозга возникают речевые спазмы, которые проявляются сразу или откладываются в долговременную память и могут дать знать о себе в возрасте до 10-12 лет, то есть до окончательного оформления межполушарной асимметрии головного мозга.

Первым стимулом к проявлению речевых спазмов могут быть любые чрезвычайные обстоятельства и стрессовые ситуации. Но взрыв, стресс может быть не только отрицательным. Его дают и сильные положительные эмоции.

Анастасия, так как вы были у врача невропатолога, и именно он посоветовал вам обратиться к психологу, поставив диагноз логоневроз, значит врач уже определил все возможные неврологические причины заикания, связанные с поражением ЦНС и предположил основу возникновения речевых спазмов, которая входит в компетенцию психолога.

Логоневроз может возникнуть по разным причинам. Но в любом случае он требует комплексного подхода: психолог – логопед – родитель – ребенок.

Пока ваш малыш в таком замечательном трехлетнем возрасте, Анастасия, не упустите этот момент, так как с 2-х до 4-х лет убрать причины заикания проще. В дальнейшем логоневроз закрепляется не только физиологическими и психологическими, но и социальными факторами, влияет на развитие личности. Ребенок начнет все больше осознавать себя и воспринимать через оценки окружающих. В результате будет страдать самооценка, может развиться комплекс неполноценности, неуверенность, социальные страхи.

Здесь не нужно жалеть средств, если вам дорог ребенок. Лучше определиться с хорошим специалистом и настроить себя на изменения и регулярную коррекционную работу.

Немного важных советов:

  • Для ребенка страдающего заиканием, очень важна стабильная обстановка. Исключите домашние ссоры и неурядицы. На время оградите от агрессивных и гиперактивных сверстников.

Если малыш ходит в детский сад, то лучше сократить время пребывания в большом коллективе максимум до 4 часов. Постарайтесь забрать ребенка до дневного сна.

  • Обязательно организуйте стабильный режим.
  • Дайте вашему ребенку право на ошибку. Не ругайте его за неудачи, а поощряйте достижения! Делайте акценты только на положительном.
  • Поддерживайте, понимайте, любите не за что-то, а просто так! За то, что он, ваш малыш живет, растет, старается.

  • Очень важны для детей, страдающих логоневрозом, оздоровительные процедуры: расслабляющий массаж, теплый душ, закаливающие ванны…
  • Трехлетнего ребенка ни в коем случае не акцентируйте на трудности речи ( иначе вам потом придётся справляться со страхами). Он ещё глубоко не понимает её социальной составляющей. Работайте с недугом играючи, но системно и в то же время комфортно.
  • Говорите с ребенком четко и размерно.
  • Читайте сказки, но не страшные, а лучше специальные психотерапевтические.
  • Делайте дыхательные упражнения. Помните: нас людей отличает способность дышать через рот. Дыши и говори только на выдохе – таковы правила нашей речи. Ещё важен ритм. Попробуйте дыхательную гимнастику по Стрельниковой.
  • Внушайте вашу малышу силу и уверенность!
  • Остальные упражнения для излечения логоневроза вам покажет психолог и логопед. Для каждого ребенка понадобиться своё индивидуальный подход.

    Удачи вам! Верьте в себя и у вас всё получиться!

    Уважаемые читатели, вы можете задать ваш вопрос психологу в комментариях к любой статье сайта. Мы обещаем вам ответить на него в ближайшее время публикацией в рубрике «Вопрос-ответ». Просьба формулировать свой вопрос достаточно понятно и делать пояснение: В рубрику «Вопрос – ответ». Ваше имя в рамках правил этики психологического консультирования, будет изменено на другое. Пишите, задавайте вопросы, и мы будем рады помочь вам первым советом!

    leusdiv.ru

    Заикание: как помочь ребёнку

    Растерянность, чувство вины, отчаяние охватывает родителей заикающихся детей. Почему ещё недавно малыш говорил хорошо, а сейчас и слова не может произнести? Чем можно помочь ребёнку? Когда лучше начинать лечение? И главное, как воспитать спокойного, уверенного в себе ребёнка? Довольно часто в своей практике мне приходится слышать эти вопросы от обеспокоенных (и не напрасно. ) родителей. Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. И роль родителей в процессе преодоления заикания у ребёнка или подростка переоценить невозможно. В этом я убеждаюсь на собственном опыте работы с заикающимися детьми уже больше 10 лет. Поэтому сегодняшний разговор я адресую Вам, дорогие родители. Буду рада помочь в прояснении возникшей

    проблемы в Вашей семье. И надеюсь, что в случае обращения ко мне как к специалисту по коррекции заикания, Вы станете активными участниками процесса

    реабилитации Вашего ребёнка. Ведь без Вашей помощи и готовности к переменам нам

    Первый вопрос, который задают практически все родители: «Почему. »

    Почему мой ребёнок стал заикаться? Ведь говорил хорошо, уже и предложения появились в речи, и стихи рассказывал… и вдруг… запинки!?

    Действительно, в большинстве случаев, заикание возникает именно на этапе интенсивного развития речи в возрасте от двух до пяти лет, когда идет активное формирование коор­динированной системы рече­вых движений и мышления. Важно понимать, что за­икание не просто дефект речи, а проявление общего невроза, то есть расстройство не только речевой системы, но и организма в целом. У детей с не­плавной речью плохой сон, аппетит, неустойчивое наст­роение, чрезмерная подвиж­ность или, наоборот, скованность. Налицо так называемый «срыв» высшей нервной деятельности, когда нарушено равновесие процессов возбуж­дения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Заикание может возникать остро, то есть внезапно, вследствие какой-либо психотравмы или нарастать постепенно, без видимых причин, иногда в течение нескольких месяцев.

    Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного харак­тера. Даже резкая смена обстановки, вид незнакомого жи­вотного может вывести ребен­ка из равновесия. В результате нарушается нор­мальное взаимодействие коры головного мозга с подкоркой, которая и регулирует темп и ритм речи.

    Нередко заикание возникает при неровном отношении к ребенку взрослых: от наказа­ний переходят к заласкиванию, один из родителей запрещает что-то, а другой разре­шает. Ссоры между отцом и матерью, напряженная обста­новка в семье также отрица­тельно влияют на нервное состояние ребенка, а значит, соз­дают почву для расстройства речи.

    Форсирование речевого развития ребенка.

    слова, непонятные ему стихотворения, рано начинают обучать грамоте,

    демонстрируют речевые до­стижения малыша своим знакомым.

    Либо задержка развития речи.

    подыскивает слова и выраже­ния, повторяя и повторяя зву­ки и слоги, как бы на

    ощупь выбирая соответствующие язы­ковые средства. Эта привычка закрепляется и

    также может привести к заиканию.

    Перенесенные ин­фекционные заболевание (особенно при осложнениях на центральную нервную систему), и поражения го­ловного мозга в раннем дет­ском возрасте (внутриутроб­ные, природовые и другие травмы).

    — Когда нужно начинать лечение? И к кому обращаться?

    Лечение при заикании нужно начинать немедленно, как только оно возникло — в начальной стадии. И подход к преодолению неплавности речи обязательно должен быть комплексным. Мы сразу же советуем обратиться родителям к врачам – нервопатологам. Ещё раз подчеркну, заикание — проявление неустойчивости процессов нервной деятельности или органического поражения нервной системы. Его невозможно преодолеть без лечения нервной системы.

    Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка.

    Специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно первые два месяца при внезапно возникшем заикании не проводятся. Вводится

    охранительный режим речи. О нём я расскажу чуть ниже. А вот обратиться к психологу или психотерапевту стоит сразу же. Квалифицированный специалист поможет ребёнку отреагировать возможные психотравмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.). В этом действенны игровая и

    песочная терапии, сказкотерапия или арт-терапия. Выбор метода зависит от особенностей Вашего ребёнка и возможностей терапевта. Также семейный психотерапевт (а речь идёт именно о семейном подходе к коррекции нарушения плавности речи) окажет поддержку взрослым членам семьи ребёнка (ведь для родителей это тоже стресс!) и направит Ваши дальнейшие действия.

    Прежде всего, не паникуйте. Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

    Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка.

    Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи — необходимое условие для лечения заикания. Но это не зна­чит, что заикающегося ребен­ка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам. Разумная требо­вательность остается, а вот конфликтов и резкостей в обращении следует избегать.

    Помогите ребёнку изменить манеру речи.

    говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя

    простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, лаконичной и

    плавной. Важное условие – научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя

    гласные (я не предлагаю проговаривать слова нараспев). Не требуя от ребенка,

    чтобы он говорил медленно, сами почаще говорите и читайте ему медленно,

    плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом

    неосознанно, по подражанию.

    Замечено, что через две недели такого речевого

    режима дети начинают вслед за родителями говорить медленнее и чётче. А два

    месяца соблюдения новых правил речи в семье (подчёркиваю – не только ребёнком, а

    всеми членами семьи! Это важно. ) позволяют свести запинки на нет даже без

    Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы.

    Проанализируйте, сколько и каких вопросов вы задаете своему ребенку. Учитесь

    выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Некоторая медлительность взрослых

    всегда действует на детей внушающим образом.

    Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить

    ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок

    не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу

    оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как

    и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж

    поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если

    обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в

    препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без

    лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции.

    Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не

    — Слышала, что специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка на начальном этапе коррекции заикания, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Правильно ли это?

    Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык. Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи.

    Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала.

    Это, конечно, трудно, но возможно:

    Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику,

    лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то

    строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать —

    замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать

    решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку

    ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить

    естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе

    с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность

    проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется

    только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

    Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

    Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

    Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.

    Эффективны и полезны также игры на развитие дыхания. Пускайте с детьми мыльные пузыри, учите задувать свечи, дуть через трубочку в стакан с водой, сдувать вату с ладони и т.п. Такие упражнения очень нравятся малышам, и оказывают благотворное влияние на формирование речевого выдоха.

    Логопедические занятия показаны с 3-х лет, если заикание отмечается более 2-3 месяцев и перешло уже в стадию закрепившегося. Если кроме нарушения плавности наблюдается задержка речевого развития, то начинать надо с неё. Вряд ли речь станет плавной, когда у ребёнка ограничен словарный запас или он затрудняется построить фразу. Теперь после завершения охранительного режима речи (в первые 2 месяца появления заикания) пора перейти к активным занятиям по развитию речевых способностей.

    О структуре занятий Вы узнаете уже при личной встрече со специалистом. Но хочу отметить важную специфику в работе с заикающимися детьми:

  • Наилучший результат достигается при комплексном междисциплинарном

подходе – соединении логопедии, психологии и психотерапии. Моя

специальность так и звучит: логопсихотерапевт. Это

позволяет, например, при выполнении логопедических заданий отслеживать

психическое состояние ребёнка и профессионально реагировать на его изменения. А

психокоррекционные упражнения снижают напряжение у детей и позволяют лучше

усваивать речевой материал. Очевидно, что речь специалиста должна быть

показательной для ребёнка и соответствовать установленным речевым правилам.

  • В работе с заикающимися детьми предпочтительнее занятия в малых

    группах. Заикание не случайно счи­тается нарушением коммуни­кативной

    функции речи (ком­муникация — обшение). Имен­но в общении заикающийся ребёнок испытывает наиболь­шие затруднения. Дети обыч­но хуже говорят когда волнуются, в присутст­вии незнакомых людей или тех, кого они боятся. Дефект речи влияет на раз­витие и поведение ребенка. Дети-заики обычно робкие, стеснительные, неуверенные, со временем начинают ис­пытывать страх, когда нужно говорить. А групповые занятия помогут ребёнку закрепить полученные навыки речи в общении со сверстниками. Ведь наша основная задача – помочь ребёнку чувствовать себя уверенно и свободно в социуме. И это – хорошая практика для него.

  • Успех в преодолении заикания вряд ли возможен без осознания Вами,

    родителями, своего влияния на возникновение проблем у ребёнка и Вашего активного участия в терапевтическом процессе, готовности изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка,

    начинать надо с себя. Семейный логопсихотерапевт призван создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы. Найти новые пути конструктивного взаимодействия в семье и восстановить гармонию в отношениях и речи.

  • Заикание – нарушение действительно очень непростое, но ПРЕОДОЛИМОЕ. Я в этом глубоко уверена!

    www.all-psy.com

    Психологи и психологическая помощь

    Онлайн и очно в Челябинске личные и семейные психологические консультации для взрослых

    Подпишитесь на анонсы

    Будьте в курсе предстоящих событий, и новых материалов сайта!

    Зиздо Наталия Васильевна

    Виды деятельности: психолог-консультант, ведущий психологических групп

    Специализация в психологических подходах и направлениях: арт-терапия, гештальт-терапия

    Растерянность, чувство вины, отчаяние охватывает родителей заикающихся детей. Почему ещё недавно малыш говорил хорошо, а сейчас и слова не может произнести? Чем можно помочь ребёнку? Когда лучше начинать лечение? И главное, как воспитать спокойного, уверенного в себе ребёнка? Довольно часто в своей практике мне приходится слышать эти вопросы от обеспокоенных (и не напрасно. ) родителей. Заикание — серьезное нарушение речи. К нему нельзя относиться легкомысленно, надеясь, что со временем, без особых усилий, все пройдет. И роль родителей в процессе преодоления заикания у ребёнка или подростка переоценить невозможно. В этом я убеждаюсь на собственном опыте работы с заикающимися детьми уже больше 10 лет. Поэтому сегодняшний разговор я адресую Вам, дорогие родители. Буду рада помочь в прояснении возникшей проблемы в Вашей семье. И надеюсь, что в случае обращения ко мне как к специалисту по коррекции заикания, Вы станете активными участниками процесса реабилитации Вашего ребёнка. Ведь без Вашей помощи и готовности к переменам нам не справиться!

    Первый вопрос, который задают практически все родители: «Почему. »

    Почему мой ребёнок стал заикаться? Ведь говорил хорошо, уже и предложения появились в речи, и стихи рассказывал… и вдруг… запинки!?

    Действительно, в большинстве случаев, заикание возникает именно на этапе интенсивного развития речи в возрасте от двух до пяти лет, когда идет активное формирование коор­динированной системы рече­вых движений и мышления. Важно понимать, что за­икание не просто дефект речи, а проявление общего невроза, то есть расстройство не только речевой системы, но и организма в целом. У детей с не­плавной речью плохой сон, аппетит, неустойчивое наст­роение, чрезмерная подвиж­ность или, наоборот, скованность. Налицо так называемый «срыв» высшей нервной деятельности, когда нарушено равновесие процессов возбуж­дения и торможения, протекающих в коре головного мозга. Заикание может возникать остро, то есть внезапно, вследствие какой-либо психотравмы или нарастать постепенно, без видимых причин, иногда в течение нескольких месяцев.

    — Что может послужить причиной заикания?

    Любой сильный раздражитель, не обязательно сугубо отрицательного харак­тера. Даже резкая смена обстановки, вид незнакомого жи­вотного может вывести ребен­ка из равновесия. В результате нарушается нор­мальное взаимодействие коры головного мозга с подкоркой, которая и регулирует темп и ритм речи.

    Нередко заикание возникает при неровном отношении к ребенку взрослых: от наказа­ний переходят к заласкиванию, один из родителей запрещает что-то, а другой разре­шает. Ссоры между отцом и матерью, напряженная обста­новка в семье также отрица­тельно влияют на нервное состояние ребенка, а значит, соз­дают почву для расстройства речи.

    Форсирование речевого развития ребенка. Родители на­стаивают, чтобы ребёнок заучивал труд­ные многосложные слова, непонятные ему стихотворения, рано начинают обучать грамоте, демонстрируют речевые до­стижения малыша своим знакомым.

    Либо задержка развития речи. Иногда ребенок знает и понимает больше, чем может выразить речью, он подыскивает слова и выраже­ния, повторяя и повторяя зву­ки и слоги, как бы на ощупь выбирая соответствующие язы­ковые средства. Эта привычка закрепляется и также может привести к заиканию.

    Перенесенные ин­фекционные заболевание (особенно при осложнениях на центральную нервную систему), и поражения го­ловного мозга в раннем дет­ском возрасте (внутриутроб­ные, природовые и другие травмы).

    — Когда нужно начинать лечение? И к кому обращаться?

    Медицинские препараты подбираются индивидуально для каждого ребенка, однозначной, подходящей для всех схемы лечения не существует. Иногда необходимые ребенку лекарства «угадываются» не сразу, подбор может занимать 2-3 месяца. Заикающийся ребенок должен наблюдаться у врача не только в период прохождения курса лечения, но и достаточно долго, иногда 2-3 года, уже после того, как речь нормализуется. Связано это с тем, что несмотря на избавление от запинок, уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы ребенка остается низким, а значит, возможен рецидив заикания, особенно в кризисные периоды развития ребенка.

    Специальные логопедические занятия, улучшающие речь ребенка, обычно первые два месяца при внезапно возникшем заикании не проводятся. Вводится охранительный режим речи. О нём я расскажу чуть ниже. А вот обратиться к психологу или психотерапевту стоит сразу же. Квалифицированный специалист поможет ребёнку отреагировать возможные психотравмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (начало посещения детского сада, рождение младшего брата или сестры, переезд и т.п.). В этом действенны игровая и песочная терапии, сказкотерапия или арт-терапия. Выбор метода зависит от особенностей Вашего ребёнка и возможностей терапевта. Также семейный психотерапевт (а речь идёт именно о семейном подходе к коррекции нарушения плавности речи) окажет поддержку взрослым членам семьи ребёнка (ведь для родителей это тоже стресс!) и направит Ваши дальнейшие действия.

    — Как вести себя с ребёнком, если появилось заикание?

    Прежде всего, не паникуйте. Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание». Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать ребенку, что он «сказал плохо», и не просить, чтобы он «сказал хорошо». И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

    Создайте условия для нормализации эмоционального состояния ребенка. Само по себе ровное, спокойное, доброжелательное общение с ребенком, гармоничные отношения между всеми членами семьи — необходимое условие для лечения заикания. Но это не зна­чит, что заикающегося ребен­ка надо считать больным, чрезмерно опекать, потакать его капризам. Разумная требо­вательность остается, а вот конфликтов и резкостей в обращении следует избегать.

    — Чем я могу помочь своему ребёнку?

    Помогите ребёнку изменить манеру речи. Помните, что дети подражают речи окружающих взрослых. Постарайтесь говорить меньше и не торопясь, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, лаконичной и плавной. Важное условие – научиться шире открывать рот, хорошо артикулируя гласные (я не предлагаю проговаривать слова нараспев). Не требуя от ребенка, чтобы он говорил медленно, сами почаще говорите и читайте ему медленно, плавно, широко открывая рот, чтобы ребенок воспользовался этим приемом неосознанно, по подражанию.

    Замечено, что через две недели такого речевого режима дети начинают вслед за родителями говорить медленнее и чётче. А два месяца соблюдения новых правил речи в семье (подчёркиваю – не только ребёнком, а всеми членами семьи! Это важно. ) позволяют свести запинки на нет даже без вмешательства логопеда.

    Не провоцируйте ребенка на речь. Не задавайте ребенку слишком много вопросов, вовлекая его в сложные беседы. Проанализируйте, сколько и каких вопросов вы задаете своему ребенку. Учитесь выдерживать паузу, прежде чем что-то сказать. Некоторая медлительность взрослых всегда действует на детей внушающим образом.

    Подумайте, как организовать вашу совместную жизнь с ребенком так, чтобы его не надо было подгонять. Ваша задача — научить ребенка говорить медленнее. И она становится абсолютно невыполнимой, когда вы начинаете спешить и торопить ребенка, делая его жизнь еще более напряженной. Примерно каждый второй ребенок не справляется с темпом, предлагаемым ему взрослым, не у всех получается сразу оторваться от увлекательного занятия, быстро выполнить вашу просьбу. Так же, как и себе, давайте ребенку достаточный запас времени — «вот эту машинку в гараж поставишь, и мы будем…», «скоро я позвоню в колокольчик, и мы начнем…». Если обстоятельства складываются так, что действовать надо немедленно, не вступайте в препирательства, не торгуйтесь, уверенно и весело приказывайте. Иногда, без лишних слов, мягко обнимите и уведите. Всегда действуйте по ситуации и интуиции. Сложные моменты в вашем взаимодействии с ребенком возникают ежедневно, не бойтесь экспериментировать.

    Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно:

    Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

    Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

    Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется. Песочная терапия занимает особое место при работе с неврозами.

    Эффективны и полезны также игры на развитие дыхания. Пускайте с детьми мыльные пузыри, учите задувать свечи, дуть через трубочку в стакан с водой, сдувать вату с ладони и т.п. Такие упражнения очень нравятся малышам, и оказывают благотворное влияние на формирование речевого выдоха.

    — Когда начинать занятия с логопедом?

  • Наилучший результат достигается при комплексном междисциплинарном подходе – соединении логопедии, психологии и психотерапии. Моя специальность так и звучит: логопсихотерапевт. Это позволяет, например, при выполнении логопедических заданий отслеживать психическое состояние ребёнка и профессионально реагировать на его изменения. А психокоррекционные упражнения снижают напряжение у детей и позволяют лучше усваивать речевой материал. Очевидно, что речь специалиста должна быть показательной для ребёнка и соответствовать установленным речевым правилам.
  • В работе с заикающимися детьми предпочтительнее занятия в малых группах. Заикание не случайно счи­тается нарушением коммуни­кативной функции речи (ком­муникация — обшение). Имен­но в общении заикающийся ребёнок испытывает наиболь­шие затруднения. Дети обыч­но хуже говорят когда волнуются, в присутст­вии незнакомых людей или тех, кого они боятся. Дефект речи влияет на раз­витие и поведение ребенка. Дети-заики обычно робкие, стеснительные, неуверенные, со временем начинают ис­пытывать страх, когда нужно говорить. А групповые занятия помогут ребёнку закрепить полученные навыки речи в общении со сверстниками. Ведь наша основная задача – помочь ребёнку чувствовать себя уверенно и свободно в социуме. И это – хорошая практика для него.
  • Успех в преодолении заикания вряд ли возможен без осознания Вами, родителями, своего влияния на возникновение проблем у ребёнка и Вашего активного участия в терапевтическом процессе, готовности изменять прочные, но неэффективные стереотипы, сложившиеся в отношениях с ребенком. Часто, когда необходимо вылечить заикание у ребенка, начинать надо с себя. Семейный логопсихотерапевт призван создать условия, в которых Вам будет проще и понятней увидеть себя и жизнь своей семьи со стороны, осознать, какие установки и действия создают проблемы. Найти новые пути конструктивного взаимодействия в семье и восстановить гармонию в отношениях и речи.
  • Заикание – нарушение действительно очень непростое, но ПРЕОДОЛИМОЕ. Я в этом глубоко уверена! Как и большинство моих воспитанников и их родителей. Всегда рада, когда моя помощь не требуется, но если есть необходимость – ГОТОВА ПОМОЧЬ.

    Автор: Зиздо Наталия Васильевна

    Задавайте свои вопросы, с удовольствием на них отвечу на страницах сайта. Или звоните: 8908 198 62 04

    www.chelpsy.ru

    ©2019 | Developed by ThemeBounce.

    Back to top