Диагноз

Депрессия у ребенка симптомы

04.08.2018

Кажется, что дети должны быть лишены каких-либо факторов, которые провоцировали бы у них депрессию. Однако факты доказывают обратное: депрессия у ребенка является распространенным явлением, которое проявляет все симптомы и признаки психического расстройства. Нередко родители пренебрегают лечением, которое направлено на устранение причин депрессии, что еще больше усугубляет проблему.

Детство многими людьми представляется беззаботным. Однако у детей есть немало причин для того, чтобы испортить себе настроение. Дети вынуждены жить по чужим правиладм, постоянно слышать в свой адрес критику, учиться жизни среди других детей, которые пока еще не соблюдают этики и способны оскорблять, унижать, обзываться.

Депрессию могут усугубить проблемы в отношениях с родителями или неуспешность в учебе, которая с каждым годом требует от маленького человека все большего и лучшего. Можно сказать, что дети находятся в еще большем стрессе, нежели взрослые люди. Это естественным образом приводит к депрессии, которая сама по себе не исчезнет, а ребенок пока еще не обладает навыками самостоятельного решения таких проблем.

Если родители заметили подавленное состояние своего ребенка и заинтересованы в исправлении ситуации, тогда статья на сайте psytheater.com поможет в этом.

Что такое депрессия у ребенка?

Эмоциональное нарушение является критерием определения депрессии. Что такое депрессия у ребенка в обыденном понимании данного слова? Это плохое настроение, которое сопровождается ленью, пессимизмом, плохим характером и эгоизмом. Неправильное отношение к состоянию ребенка приводит к усугублению психического расстройства, которое у детей развивается более стремительно, нежели у взрослых.

Родители редко обращают внимание на угнетенное состояние своих детей, особенно когда оно спровоцировано неправильным воспитанием и ссорами между взрослыми и детьми. Это создает ситуацию отсутствия лечения, которое является единственным способом, способным помочь в решении ситуации. Родители пренебрегают состоянием собственных детей, безуспешно борясь с негативными последствиями депрессии. А на самом деле необходимо обратиться к специалистам, которые обладают различными методами лечения с помощью психотерапии, фитотерапии, физиопроцедур и пр.

Следует понимать, что депрессия у детей проявляется иначе, нежели депрессивное состояние у взрослых. Вот почему родители неправильно интерпретируют состояние своих сыновей и дочек.

У взрослых депрессия проявляется в виде:

  • Сниженного общего тонуса.
  • Тоски.
  • Заторможенности.
  • Снижении заинтересованности.
  • Печали.
  • Ухода от контактов.
  • Дети же проявляют свою депрессию в виде:

  • Тревожности.
  • Школьной неуспеваемости.
  • Беспокойства.
  • Страхов за близких.
  • Нарушений отношений со сверстниками.
  • Симптомы депрессии у детей

    Депрессия у детей проявляется в виде трех сниженных симптомов:

    Выделяют при этом три вида подростковой депрессии, поскольку именно в данный период она часто встречается:

  • Ранняя – 12-13 лет.
  • Средняя – 13-16 лет.
  • Поздняя – старше 16 лет.
  • Настроение у детей обычно является неравномерным и постоянно снижающимся. С утра у ребенка может быть хорошее настроение, однако уже к вечеру оно значительно понизится. В редких случаях ребенок может выражать позитивное настроение и веселье, однако данные проявления являются недлительными (уже через час настроение снова падает). Если пообщаться с ребенком, то можно выявить многочисленные проблемы, связанные с ровесниками, учителями, учебой и т. д. При этом его ничто не радует, не интересует, нередко беспокоят головные боли.

    Подвижность также является сниженной у детей, что заметно по малой активности, желанию сидеть в одной позе либо лежать. Их никакой труд не интересует. Мыслительные процессы у них замедленные, а речь тихая, на вопросы не способны отвечать сразу и много. Обычно ограничиваются одним кивком головы.

    Также наблюдается потеря аппетита и расстройство сна (бессонница). Это связано с зацикливанием на одной мысли, которая носит отрицательный оттенок. Именно она мешает спать, из-за чего сон становится поверхностным, беспокойным и не дающим отдыха.

    Самым опасным в депрессивном состоянии являются мысли о суициде. Нередко дети тщательно продумывают план своих действий и даже совершают попытки их осуществить. Это нередко связано с теми проблемами, которые привели к депрессии и еще больше усугубляются по причине наличия депрессии.

    Нарушаются социальные контакты, теряются интересы, пропадают хобби. Родители и даже специалисты не всегда могут выяснить причины депрессивного состояния, поскольку детям трудно объяснить свои переживания.

    Симптомы депрессии у детей:

  • Угнетенное настроение длительное время, тоска, подавленность, пустота.
  • Полное равнодушие и потеря интереса к тому, что ранее интересовало.
  • Психическое возбуждение или торможение.
  • Чувство вины, стыда, озабоченности.
  • Изменение массы тела (прибавление или уменьшение).
  • Расстройства сна (может долго не засыпать либо просыпаться слишком рано).
  • Усталость, чувство бессилия.
  • Потеря аппетита.
  • Мысли о самоубийстве.
  • Рассеянность и отсутствие сосредоточенности.
  • Перемены в поведении, потеря интереса к общению.
  • перейти наверх

    Признаки депрессии у детей

    Депрессию у детей можно распознать по признакам, которые присущи данному состоянию. Ими являются:

  • Низкая самооценка, которая формируется на фоне отсутствия поддержки со стороны близких и отсутствия принятия.
  • Сниженное мышление и неспособность выполнять школьные уроки. Кажется, что мышление заторможенное и заржавелое.
  • Тревога различной степени: от беспокойства до неуверенности, напряженность.
  • Комплекс переживаний: беспомощность, безнадежность, внутреннее напряжение, отчаяние, открытая или скрытая тревога, неуверенность, подавленность, бесчувствие, утрата интересов.
  • Нередко депрессия у детей усугубляется, поскольку родители воспринимают ее как слабость. Таким образом не решается проблема, а лечение полностью отсутствует.

    Если ребенок сам не может обратиться, тогда родители должны проявить инициативу, чтобы поработать вместе с психологом. В некоторых школах данный специалист имеется. Если есть возможность, тогда следует обратиться за помощью частного специалиста.

    Депрессия у ребенка не возникает просто так, как могут подумать некоторые родители. У каждого состояния есть причины появления. Рассмотрим их в отношении депрессии:

  • Семейные проблемы: неполная семья, конфликты, неблагоприятный климат, гиперопека родителей, полное отсутствие поддержки, полового воспитания. Ребенок может выражать взрослую позицию, однако продолжает оставаться зависимым от отношений с родителями. В некоторых случаях он может ощущать, что не может поделиться своими проблемами. При гиперопеке ребенок не способен приспособиться к реальной жизни.
  • Заболевания генетические и врожденные. Нередко проблемы с дыхательной системой, наличием инфекционных болезней и в работе головного мозга приводят к развитию депрессии.
  • Переходный возраст, который славится своим гормональным бумом. Меняется тело, функции организма, а также поведение. Если подросток не может наладить общение с теми детьми, которые ему интересны, тогда возникают мысли о собственной ущербности.
  • Отсутствие друзей, что может быть связано с частой сменой жительства.
  • Неуспешность в учебе.
  • Компьютерная зависимость, которая лишает детей желания общаться реально и заставляет суживать круг своих интересов до виртуального мира.
  • Также следует отметить такие частые явления, как сезонная депрессия и постоянные стрессы, которые могут возникать на пути ребенка и с которыми он не будет способен справиться. Нарастающее напряжение может привести к углублению состояния.

    Другими причинами депрессии можно назвать:

  • Чувство беспомощности и бессилия перед трудностями.
  • Крушение иллюзий и идеалов.
  • Перенапряжение.
  • Психическая травма.
  • Физиологические нарушения в виде имеющихся болезней.
  • У 50% детей есть родители, которые также страдают затяжными депрессиями.

    Лечение депрессии у ребенка

    Серьезному лечению должны подвергаться депрессивные состояния, которые сопровождаются мыслями о самоубийстве, поскольку нередко дети желают воплотить свои замыслы. Если же вести речь о других формах депрессии у ребенка, то следует знать о том, что он самостоятельно не будет способен справиться с ним. Ему все равно нужна помощь и лечение.

    Тяжелые формы депрессии лечатся в стационаре. Легкие формы лечатся в домашних условиях, где образ жизни не меняется: он все так же учится, делает домашние дела, занимается покупками.

    Медикаменты прописываются строго врачами. Здесь активно применяется Адаптол, который оказывает широкое воздействие:

  • Нормализует сон.
  • Устраняет соматические нарушения.
  • Улучшает настроение.
  • Вырабатывает устойчивость к нагрузкам.
  • Другим препаратом является Тенотен, который:

    1. Снижает чувство тревоги.
    2. Улучшает сон.
    3. Нормализует аппетит и работу памяти.
    4. Улучшает концентрацию внимания.

    Тяжелые случаи лечатся антидепрессантами под контролем врача.

    Основная часть работы направлена на улучшение климата в семье. Родители должны направить свои силы на то, чтобы:

  • Повысить самооценку своему ребенку.
  • Принять его нужды и желания.
  • Помочь научиться справляться с трудностями.
  • Помочь выражать свои чувства.
  • Помочь влиять на сложившуюся ситуацию.
  • Не стоит пренебрегать состоянием своего ребенка. Сам он со своей депрессией не справится. А если еще и родители начнут игнорировать либо принижать значение его переживаний, тогда к положительному итогу это не приведет.

    Депрессия влияет на продолжительность жизни в том плане, что человек становится подверженным мыслям о самоубийстве. Он может предпринять попытки реализовать свои замыслы, некоторые из них могут оказаться удачными. Чтобы не было такого прогноза, следует вовремя замечать изменения в своем ребенке и помогать ему справиться. Если не получается это сделать в одиночку, тогда следует обратиться к психологу.

    В нередких случаях ребенок нуждается просто в отдыхе, когда все требования с него будут сняты, проблемы ненадолго не будут беспокоить. Находясь в колее проблем, человек постоянно находится в напряжении. Это не позволяет ему выйти из депрессии, а наоборот еще больше его в нее погружает.

    В некоторых ситуациях речь идет о завышенных требованиях, которые выдвигаются к ребенку. Многие причины связаны с родителями, которые выбирают неверные методы воспитания. Все это угнетает ребенка. Если родители не изменят своей тактики, тогда сами станут причиной его несчастного существования.

    psytheater.com

    Что делать родителям при симптомах депрессии у подростка?

    Зачастую такому явлению, как симптомы депрессии у ребенка или подростка, не уделяется должного внимания. Родители считают такие изменения в поведении ребенка особенностями характера, проявлениями лени, эгоизма.

    Тем не менее, это не так, и депрессия считается настоящей патологией, которую необходимо лечить. Но прежде всего, ее нужно распознать, отличить от индивидуальных особенностей поведения ребенка.

    Характеристика недуга

    Депрессия представляет собой психическое заболевание, сопровождаемое различного рода эмоциональными нарушениями.

    Важно помнить, что распознать недуг в детском возрасте достаточно сложно так как маленький ребенок еще не в полной мере осознает те эмоции, которые он испытывает в данный момент, и, соответственно, не может достоверно он них рассказать взрослым (родителям, врачу).

    Поэтому недуг у детей часто протекает в скрытой форме, а близкие ребенка воспринимают болезнь как лень, нежелание учиться, неуспеваемость, неправильное воспитание и прочие негативные проявления характера.

    Тем не менее, ребенок, страдающий депрессией, не виноват в подобного рода изменениях, и нуждается в помощи специалиста.

  • Аномалии развития плода во внутриутробном периоде.
  • Тяжелые, затяжные роды, во время которых ребенок получил травму, либо испытал длительное кислородное голодание.
  • Тяжелые инфекционные заболевание, перенесенные в самом раннем возрасте.
  • Неблагоприятная наследственность, когда у кого-то из близких членов семьи имели место психические отклонения.
  • Длительное отсутствие матери (например, если ребенка отдали в детский дом, либо маме пришлось по каким-либо причинам надолго покинуть кроху).
  • Неблагоприятная обстановка внутри семьи (алкоголизм родителей, насилие, скандалы).
  • К психологическим причинам, таким как неправильное воспитание, плохая атмосфера в семье, прибавляются еще и социальные факторы. В этом возрасте ребенок часто начинает посещать детский сад, играть с другими детьми во дворе во время прогулок, и нередко в детском коллективе происходят конфликты. Напряженные отношения со сверстниками могут привести к развитию депрессии.

    В этом возрасте эмоциональная нагрузка на ребенка возрастает. Связано это с тем, что ребенок идет в школу. В этот период перед ребенком ставится сразу несколько задач: он должен максимально проявить себя в школьном коллективе, успешно учиться, соблюдать правила, установленные в учебном заведении. Это требует от ребенка больших эмоциональных затрат. При этом психологический фактор (внутри семьи) так же оказывает влияние.

    В период полового созревания ребенок начинает осознавать себя как личность, для него важными становятся взаимоотношения с друзьями, а также с противоположным полом. Неудачи в этой области сильно огорчают подростка. Кроме того, имеет значение и гормональный фактор, в пубертатном периоде в организме ребенка происходит гормональная перестройка, что негативно сказывается на его эмоциональной стабильности.

    В возрасте до 10-12 лет депрессия встречается у детей независимо от их половой принадлежности.

    То есть проявления патологии в той или иной степени могут встречаться как у мальчиков, так и у девочек.

    В более старшем возрасте развитию недуга в большей степени подвержены девочки (депрессия у них встречается в 3 раза чаще).

  • Нарушение аппетита, обильные срыгивания после еды, переходящие в рвоту.
  • Недостаточная прибавка веса.
  • Замедление движений, заторможенность.
  • Тревожность, ребенок часто плачет.
  • Признаки психического отставания в развитии.
  • Апатия, потеря интереса к занятиям, которые нравились ребенку раньше.
  • Сниженная физическая активность, вялость, повышенная утомляемость.
  • Ребенок старается как можно чаще оставаться в одиночестве, старается избегать других людей.
  • Малыш часто плачет, грустит.
  • Ребенок боится темноты, испытывает страх смерти.
  • Общее недомогание (головные боли, боли в области живота).
    1. Общее ухудшение самочувствия.
    2. Ребенок старается избегать контактов с друзьями, стремится к одиночеству.
    3. Теряет интерес к своим увлечениям, учебе.
    4. Периодически у ребенка возникают приступы агрессии, гнева.
    5. Нарушение внимания, рассеянность, ухудшение успеваемости в школе.
    6. Проявляется также, как и в предыдущем случае, однако, перепады настроения у детей подросткового возраста выражены более ярко, приступы агрессии возникают чаще. В тяжелых случаях ребенка начинают посещать мысли о смерти, суициде.

      Какие осложнения могут возникнуть?

      Депрессия считается весьма опасным психическим нарушением, особенно в случае с детьми, эмоциональное состояние которых отличается крайней нестабильностью.

      Заболевание нуждается в своевременном лечении, в противном случае затяжная депрессия в дальнейшем может стать причиной пристрастия к алкоголю или наркотикам.

      Кроме того, дети, страдающие частыми депрессиями, не способны адаптироваться в обществе, что вызывает целый ряд других серьезных проблем.

      При обнаружении у ребенка признаков депрессии необходимо показать его врачу–педиатру, который, используя специальные диагностические методы позволит выявить проблему. Так же потребуется консультация психиатра.

      Для постановки диагноза используют всевозможные психологические тесты.

      Однако, наиболее важным методом, позволяющим выявить проблему, считается личная беседа врача с ребенком, а также с его близкими (членами семьи).

      Что делать? Для устранения проблемы ребенку назначают прием лекарственных препаратов следующих видов:

    7. Антидепрессанты (Адепресс, Азафен). Используются для лечения депрессий у детей далеко не всегда, только в тяжелых случаях. Важно помнить, что действие препаратов не молниеносное, и ребенку станет лучше только спустя несколько недель после начала лечения.
    8. Витаминные препараты, в состав которых входят витамины группы В, Е, С.
    9. Препараты, содержащие магний (Магне В6).
    10. Биологические добавки, способствующие повышенной выработке гормона серотонина, который, как известно, является гормоном хорошего настроения (Сиренити, Вита-триптофан).
    11. Как лечить астенический синдром у ребенка? Узнайте об этом из нашей статьи.

      Для лечения легких форм депрессии у детей часто используют народные средства, такие как расслабляющая ванна, в которую добавляют настой тополиных листьев, утренние обтирания прохладной водой, употребление экстракта элеутерококка, пустырника.

      Советы доктора Комаровского

      Е. О. Комаровский считает, что любые изменения в поведении ребенка требуют пристального внимания со стороны родителей. Вполне возможно, что эти проблемы связаны с временными сложностями, которые рано или поздно возникают в жизни каждого человека.

      Но не исключено, что эти негативные изменения являются первыми признаками депрессии – которая считается опасным заболеванием, отрицательно воздействующим на психоэмоциональное состояние ребенка или подростка.

      В этом случае без помощи специалистов не обойтись.

      Успех терапии зависит от возраста ребенка, проявлений депрессии и интенсивности этих симптомов, а также от особенностей характера самого пациента.

      Замечено, что некоторые люди в силу своего характера легче переносят всевозможные жизненные сложности и неудачи, меньше подвержены депрессиям, а если недуг все-таки приключился, такой человек, психически устойчивый, выйдет из депрессии гораздо легче, чем более эмоциональный и ранимый.

      Особое влияние оказывает и то насколько своевременно ребенок получил специализированную помощь и насколько правильным было лечение.

      В большинстве случаев исход заболевания благоприятный. Однако, бывает и так, что депрессия, на которую вовремя не обратили внимание, оборачивается серьезными последствиями.

      Предотвратить развитие депрессии возможно, для этого необходимо заниматься воспитанием и развитием малыша с самого раннего его возраста.

      Важно создать благоприятную обстановку в семье, тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно.

      Необходимо как можно больше разговаривать с малышом, даже если проблемы, о которых он говорит, кажутся малозначительными.

      Депрессия еще не так давно считалась взрослым заболеванием. Сегодня же известно, что развитию патологии подвержены и дети, причем даже самые маленькие. Привести к развитию данной ситуации могут различные причины.

      У детей разного возраста существует разный набор предрасполагающих факторов, да и сама проблема у них проявляется по-разному. Несмотря на это, депрессия нуждается в квалифицированном лечении.

      В чем причины ночного бруксизма у ребенка? Читайте об этом здесь.

      Депрессия у детей: от младенца до подростка. Симптомы и лечение в этом видео:

      Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

      pediatrio.ru

      Депрессия — расстройство, характеризующееся классической триадой: снижением настроения (гипотимия), моторной и идеаторной заторможенностью. Симптомы депрессии близки к тем расстройствам, которые наблюдают в зрелом возрасте, но имеет существенное отличие. В детском возрасте на первый план выступают соматовегетативные симптомы депрессии, тогда как аффективная составляющая представлена чувством подавленности, угнетённости, скуки, реже переживанием аффекта тоски.

      Точных и сопоставимых данных о частоте депрессий у детей нет, поскольку они достаточно часто протекают атипично и не диагностируются.

      Причины депрессии у ребенка

      Причины и механизмы развития эндогенных депрессий неизвестны, хотя установлен ряд факторов, участвующих в развитии болезни. Основное значение придают конституционально-наследственному фактору.

      Депрессия у детей способна развиваться вследствие таких факторов:

    12. Патология, возникшая в раннем неонатальном периоде из-за хронической гипоксии находящегося внутри матки плода, внутриутробных заражений, энцефалопатии у новорожденного;
    13. Проблемы и конфликтные ситуации в семье, неполная семья, отсутствие родительской заботы;
    14. Подростковые проблемы – в окружении появляются лидеры, диктующие модель поведения в компании. Те, кто этой модели не соответствует, оказывается вне общественной жизни. Из-за этого и возникает отчуждение ребёнка, которое наводит его на депрессивные мысли;
    15. Частые переезды с места на место – при таких условиях ребёнку будет сложно завести постоянный круг общения и обрести настоящих друзей.
    16. Причинами депрессии у ребёнка могут также быть острые стрессы – такие, как тяжёлая болезнь или смерть родственников, ссоры с роднёй или сверстниками, распад семьи. Хотя депрессия может начаться без привязки к каким-то чётким причинам – внешне, как физически, так и в социальном плане, всё может быть хорошо. В таком случае дело в нарушениях нормального функционирования биохимической деятельности в мозге.

      Бывают также и сезонные депрессии, проявляющиеся вследствие особенной чувствительности организма ребёнка к разным климатическим условиям (в основном наблюдается у детей, которые получали травмы во время родов или перенесли гипоксию).

      Современные исследования позволяют сделать заключение, что депрессивные расстройства имеют мультифакторный патогенез – в него входят биохимические, психологические, социальные факторы, а также генетика и гормоны.

      Часто депрессия у детей является реакцией на сложную жизненную ситуацию – эту форму депрессии называют реактивной.

      Если остановиться исключительно на биологической причине депрессии, то таковой является дефицит моноаминов и уменьшение чувствительности рецепторов, из-за которого кругооборот моноаминов ускоряется (компенсируя утрату чувствительности), приводя к истощению нейрональных депо. Дифференциация нейромедиаторных моноаминовых систем по функциональному признаку производится таким образом:

    17. Дофаминовая, которая регулирует моторную схему, отвечая за процесс развития психостимулирующего эффекта;
    18. Норадреналиновая, обеспечивающая поддержку уровня бодрствования и общее активирующее воздействие, а также формирующая когнитивные реакции, необходимые для адаптации;
    19. Серотониновая, контролирующая показатель агрессивности, регуляцию аппетита, импульсы, циклы бодрствования и сна, а также имеющая антиноцицептивный и тимоаналептический эффект.
    20. Симптомы депрессии у ребенка

      Психотические формы депрессий практически не встречают у детей до 10 лет. Депрессивные расстройства наблюдают в виде эпизодов рекуррентного или биполярного аффективного расстройства в виде фаз, разделённых светлыми промежутками.

      Больные вялы, жалуются на физическую слабость, говорят, что им хочется полежать, что они устали, всё надоело, ничего не радует, ничего не хочется делать и вообще «глаза не смотрели бы на белый свет». У них нарушен сон (трудности засыпания, неспокойный сон со сновидениями и пробуждением), снижен аппетит. Падает когнитивная продуктивность за счёт замедления ассоциативных процессов. Дети перестают справляться со школьной нагрузкой, отказываются посещать школу. Себя считают глупыми, никчёмными, плохими. При выраженных депрессиях появляются рудименты идей самообвинения и виновности. Например, 5-летний П. мотивировал свой отказ от еды тем, что «он самый плохой мальчик в мире и его не надо кормить».

      Периоды утяжеления депрессии проявляются в характерных состояниях ажитации или заторможенности. Состояния ажитации в виде двигательного беспокойства и суетливости сопровождаются внешне немотивированным долгим неутешным плачем, причитанием типа «ой, плохо, плохо мне», истерическими реакциями или агрессией на настойчивые попытки родственников их успокоить.

      Следует отметить, что родители часто не понимают состояния своего ребёнка, принимают его поведение за каприз, распущенность, в связи с чем используют неадекватные меры воздействия, что приводит к усилению ажитации ребёнка и даже суицидальным попыткам. Дети дошкольного и младшего школьного возраста часто не могут объяснить своего состояния во время плача, говорят: «не помню, не знаю». Периоды ажитации могут сменяться состоянием заторможенности, когда они часами сидят на одном месте со скорбным выражением глаз.

      В детском возрасте при депрессии в рамках рекуррентного расстройства можно отметить особый суточный ритм депрессии с ухудшением состояния в вечернее время, в отличие от типичных для подросткового и зрелого возраста суточных колебаний с наибольшей выраженностью депрессии в первую половину дня.

      Следует отметить, что нет прямой зависимости суицидального риска от тяжести депрессии. Наиболее суицидоопасными считают бредовые депрессии, которые редко наблюдают в детском возрасте. Возможно, с этим связана относительная редкость попыток самоубийств в детском возрасте, особенно младшем. Однако это не исключает возможной суицидальной попытки при относительно лёгкой депрессии. Решению о суициде способствуют дополнительные условия в виде ссор, обид, незаслуженных обвинений и др. У подростков риск суицида многократно возрастает, что связано с преобладающей структурой депрессии в этом возрасте (резонёрствующая депрессия) и стой сенситивностью, чувствительностью к внешним воздействиям, которая свойственна больным этого возраста.

      Депрессии могут протекать атипично, маскируясь другими психопатологическими и соматопсихическими расстройствами. Особый тип маскированных депрессий-соматизированные формы. У детей на фоне умеренного изменения аффекта развиваются разнообразные соматовегетативные расстройства, имитирующие различные соматические заболевания. Внешние проявления снижения настроения — падение энергетического потенциала и соматического тонуса. Дети жалуются на вялость, слабость, скучное настроение. Окружающие отмечают, что ребёнок капризен, плаксив, не интересуется игрушками, не реагирует на подарки. Эти особенности поведения и аффективного реагирования ребёнка врачи и родители связывают с мнимым соматическим неблагополучием ребёнка. Как правило, детей в этих случаях помещают в соматический стационар, где результаты обследования не могут объяснить стойкий характер соматических жалоб больного. В течение длительного периода, в отдельных случаях до нескольких лет, больных продолжают обследовать в педиатрических и неврологических клиниках и направляют к психиатру нередко спустя годы после начала заболевания.

      Основные типологические варианты соматизированных депрессий в первую очередь связаны с нозологической принадлежностью депрессии. Депрессивные синдромы можно наблюдать в рамках различных форм шизофрении, аффективных расстройств настроения, невротических и связанных со стрессом расстройств.

      При рекуррентных депрессиях и депрессивных синдромах в рамках периодически протекающей шизофрении достаточно часто наблюдают вариант с гипертермией и скрытой депрессией. Особенность нарушений терморегуляции у больных — значительные колебания температуры от субфебрильных до высоких с падением до гипотермических показателей, специфических суточных колебаний (утренним пиком с последующим снижением в течение дня или вечерним пиком и падением ночью), сезонный периодический характер. Наряду с гипертермией больные жалуются на головные боли, головокружение, тошноту и рвоту, что требует исключения не только соматического, но и неврологического заболевания.

      Наиболее частые проявления соматизации при эндогенных депрессиях — появление болевых симптомов, которые могут локализоваться в любых частях тела, носить приступообразный или постоянный характер. Как правило, неприятные телесные ощущения и боли не соответствуют проявлениям известных соматических заболеваний и не поддаются лечению симптоматическими средствами.

      В одних случаях преобладают симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта, в других — сердечно-сосудистой системы, в третьих — органов дыхания и т.п.

      Для детей раннего возраста при эндогенных депрессиях наиболее характерны изменения ритма и качества сна, снижение аппетита, временная приостановка в развитии и псевдорегрессивные вегетативные расстройства. Последние характеризуются частичной утратой речевых и моторных навыков, появлением энуреза и энкопреза.

      В.Н. Мамцевой (1987) даны развернутые описания псевдоневрологических симптомов при скрытой эндогенной депрессии у детей, так называемые неврологические маски. Основное место в клинической картине занимают жалобы на головные боли, которые в начале заболевания носят приступообразный характер, но затем становятся почти постоянными. Часто жалобы носят вычурный, необычный характер — «жжёт», «пузырьки больно лопаются», «кажется, что в сосудах вода вместо крови» и др. Нередко жалобы несут в себе оттенок бредовых или галлюцинаторных переживаний больного. Больной С. охарактеризовал свои жалобы на головную боль как «кусают». На вопрос, кто кусает, ответил: «не знаю». Наряду с головными болями у больных отмечают головокружения, которые не носят обычного вращательного характера. Больные жалуются, что кружится внутри головы, при этом может иметь место ощущение полёта, сопровождающееся деперсонализацией и дереализацией.

      В.Н. Мамцевой в рамках неврологических масок описаны также приступы, напоминающие атипичные эпилептиформные, протекающие с ощущением резкой слабости, нарушением походки, иногда сопровождающиеся падением, но без потери сознания.

      Для подростковых депрессий характерно значительное число атипичных фаз, затрудняющих диагноз. Для соматизированных депрессий характерно наличие массивных вегетативных дисфункций (потливость, зябкость, тахикардия, запоры, сосудистые дистонии и др.).

      Достаточно часто в подростковом возрасте отмечают относительно неглубокие депрессии, которые маскируются нарушениями поведения, что затрудняет их диагностику. В МКБ-10 данный вариант депрессии выделен в отдельную рубрику — смешанные расстройства поведения и эмоций.

      Депрессия у детей может проявляться по-разному – здесь всё зависит от условий жизни ребёнка, его возраста и прочих факторов. Первичными признаками начала депрессии являются – перепады в настроении, непонятная, ничем не объяснимая грусть, чувство безнадёжности. Прочие симптомы депрессии у ребёнка:

    21. Нарушения аппетита – повышение или наоборот его пропажа;
    22. Сонливость или бессонница;
    23. Раздражительность;
    24. Регулярные перепады в настроении;
    25. Ребёнок чувствует себя никчемным, появляется чувство безнадежности;
    26. Суицидальные мысли;
    27. Скука и незаинтересованность;
    28. Истеричность, капризность, слёзы;
    29. Постоянная усталость;
    30. Нарушения памяти;
    31. Потеря концентрации;
    32. Заторможенность и неловкость;
    33. Проблемы в учёбе;
    34. Слабость, появление беспричинных болей, тошнота и головокружение;
    35. У подростков проявляются проблемы с различными сильнодействующими лекарствами или алкоголем.
    36. Также при депрессии у ребёнка может наблюдаться высокая чувствительность и жалостливость, недовольство тем, как к нему относятся окружающие, сомнения в родительской любви.

      Школьники младшего возраста, находясь в состоянии депрессии, боятся ответов у доски, не желают ходить в школу, забывают выученное, когда их об этом спрашивает учитель.

      Возникновение депрессии у ребёнка может произойти постепенно, но она также может появиться и внезапно. Он становится чересчур раздражительным, у него появляется постоянное ощущение скуки и беспомощности. Окружающие отмечают, что ребёнок стал либо перевозбуждённым, либо наоборот слишком медлительным. У больных детей также появляется чрезмерная самокритичность или же они начинают думать, что окружающие поддают их несправедливой критике.

      Первые признаки депрессии обычно малозаметны окружающим, им не придают особого значения. Именно из-за этого бывает сложно найти связь между возникшими симптомами и понять, что их причиной является именно депрессия.

      Важным моментом является своевременное обнаружение у ребёнка симптомов суицидального поведения – они обычно разнятся в зависимости от того, в каком возрасте находится больной. Депрессия у детей, а также подростков в этом случае выражается в виде прекращения общения с друзьями и одержимостью идеей смерти.

      Многие дети, страдающие от депрессии, проявляют признаки чрезмерной тревожности – слишком переживают по любому поводу или боятся расставаться с родителями. Такие симптомы в некоторых случаях проявляются ещё до того, как сама депрессия была у них диагностирована.

      Осенняя депрессия у детей

      Многие думают, что от осенней депрессии в основном страдают взрослые, но и детей это заболевание тоже не обошло стороной. У каждого возраста такая депрессия проявляется по-своему, так что следует прояснить для себя, какие симптомы характерны каждой группе детей:

      • Малыши капризничают во время приёма пищи, от большинства продуктов вообще отказываются, отличаются заторможенностью в реакциях, набор веса у них идёт очень медленно;
      • Депрессия у детей дошкольного возраста проявляется в слабом проявлении мимики, «старческой» походке. Также они становятся слишком тихими и грустными;
      • Симптомами осенней депрессии у детей младшеклассников являются замкнутость, беспричинная тоска, нежелание общаться с друзьями, безразличие к учёбе и играм;
      • Старшеклассники в состоянии депрессии становятся чрезмерно плаксивыми или даже агрессивными. У них пропадает интерес к окружающей жизни, ухудшается память, пропадает желание активной деятельности, они медленно реагируют на новую информацию.
      • Сезонную депрессию нужно своевременно распознать. В противном случае она перерастёт в хроническую, а при таком раскладе у ребёнка могут появиться даже суицидальные мысли. Это, конечно же, наихудший расклад, но лучше перестраховаться и выявить заболевание заранее.

        Депрессия у детей до года

        Депрессией называют психическое расстройство, выражающееся в самых разнообразных формах и симптомах. Среди них пропажа интереса к активной деятельности, постоянная подавленность, медлительность мышления, физиологические симптомы, такие, как пропажа аппетита или бессонница, появление множества необоснованных страхов.

        Депрессия у детей и взрослых очень отличается по выраженности симптомов. К примеру, в отличие от взрослых, которые при депрессии входят в так называемую стадию «социального отступления», ребёнок может становиться чересчур грубым и агрессивным.

        Также следует понимать, что такие симптомы, как проблемы с обучением и вообще отказ от него, рассеянность и отсутствие концентрации могут свидетельствовать не только о депрессии – причиной такого поведения может быть ещё и так называемый синдром дефицита внимания. Учитывайте также и то, что для каждого возраста существуют свои признаки депрессии, хотя некоторые общие проявления тоже имеются.

        Депрессия у детей до года или двух мало изучена, о ней совсем немного информации. Маленькие дети, если не имеют возможности сформировать свою привязанность, так как материнская ласка и забота отсутствуют, проявляют признаки, которые схожи с появлением депрессивного расстройства: это отчуждение, апатичность, снижение веса, проблемы со сном.

        Депрессия у детей дошкольного возраста

        Большинство родителей тяжело справляются с депрессией у детей дошкольного возраста. Многие дети имеют уязвимость к развитию психических расстройств, но при этом, если депрессию им ещё не диагностировали, к ним могут относиться как к излишне непослушным, ленивым, отрешённым, излишне застенчивым, что в корне неверно, а только усугубляет ситуацию.

        Сейчас депрессия у детей нередко объясняется такими причинами, как синдром дефицита внимания, временная реакция на стрессовую ситуацию, нарушение оппозиционно-вызывающего типа. Когда у детей наблюдаются подобные заболевания, нужно понимать, что они могут идти вместе с депрессией либо неправильно диагностироваться вместо неё.

        Возраст с рождения до 3х лет: в этот период признаком расстройства может быть задержка в развитии, у которой нет никакой видимой физической причины, трудности с кормлением, частые истерики и капризы.

        3-5 лет: у ребёнка появляются гиперболизированные страхи и фобии, может проявляться заторможенность или регресс в развитии (на важнейших этапах – например, когда его приучают к туалету). Дети могут постоянно и преувеличенно извиняться за мелкие погрешности, вроде неубранных игрушек или рассыпанной еды.

        6-8 лет: в расплывчатых формулировках жалуется на проблемы с физическим состоянием, временами ведёт себя агрессивно. Также очень цепляется за своих родителей и не желает воспринимать чужих людей.

        Депрессия у детей школьного возраста

        Депрессия у детей школьного возраста имеет форму ступидной – при ней наиболее явным симптомом выступает умственная заторможенность. Проявляется она в виде резкого падения учебной успеваемости, так как ребёнок теряет способность воспринимать новую информацию, у него возникают проблемы с памятью, ему трудно сосредоточиться и воспроизводить новый, недавно освоенный материал.

        Если ступидная депрессия у детей становится затяжной, на её фоне развивается депрессивная псевдодебильность, которая создаёт в подростках самоуничижительные идеи о собственной несостоятельности во всех сферах, как в школе, так и в отношениях со сверстниками. Помимо этого у детей могут возникать агрессивные или истерические реакции на окружающих. Если у ребёнка наблюдается такая депрессия, нужно обратиться к психиатру, чтобы установить показатель его интеллекта – это позволит исключить возможность умственной отсталости.

        Депрессия в любой форме является серьёзной проблемой и её обязательно нужно лечить. При этом следует воспользоваться помощью квалифицированного врача – психиатра или психотерапевта. Лишь профессионал сможет за множеством различных поведенческих нарушений отыскать симптомы депрессии и подобрать оптимальное лечение, которое поможет больному.

        Единой классификации депрессивных расстройств у детей нет. Классификация аффективных расстройств, включая депрессии, представлена ниже.

      • F31 Биполярные аффективные расстройства.
      • F31.3-F31.5 Текущий депрессивный эпизод различной степени тяжести в рамках биполярного аффективного расстройства.
      • F32 Депрессивный эпизод.
        • F32.0 Лёгкий депрессивный эпизод.
        • F32.00 Лёгкий депрессивный эпизод без соматических симптомов.
        • F32.01 Лёгкий депрессивный эпизод с соматическими симптомами.
        • F32.1 Умеренный депрессивный эпизод.
        • F32.10 Умеренный депрессивный эпизод без соматических симптомов.
        • F32.01 Умеренный депрессивный эпизод с соматическими симптомами.
        • F32.3 Тяжёлый депрессивный эпизод с психотическими симптомами.
        • F32.8 Другие депрессивные эпизоды.
        • F32.9 Депрессивные эпизоды неуточнённые.
        • F33 Рекуррентное депрессивное расстройство.
        • F34 Хронические (аффективные) расстройства.
        • F38 Другие (аффективные ) расстройства настроения.
        • Осложнения и последствия

          Депрессия – это очень тяжёлое психологическое расстройство, которое развивается в основном на фоне различных стрессов или длительных травмирующих ситуаций. Иногда депрессия у детей может маскироваться под видом плохого настроения или объясняться индивидуальными особенностями характера. Поэтому, чтобы не возникло серьёзных последствий и осложнений, нужно своевременно выявить депрессию и выяснить, что стало её причиной.

          Эмоциональные проявления во время депрессии весьма разнообразны. Среди них выделяют пониженную самооценку, чувство отчаяния и тревоги. Человек, имеющий депрессивное расстройство, постоянно ощущает усталость, находится в печальном и грустном состоянии. Его поведение при этом тоже меняется. О наличии депрессии говорит также утрата человеком способности совершать целенаправленные действия. Иногда доходит до того, что больной депрессией привязывается к наркотикам или алкоголю, чтобы облегчить приступы тревоги и тоски.

          В целом, депрессия часто становится причиной развития наркотической или алкогольной зависимости, так как они способны помочь отрешению и появлению ложного ощущения хорошего настроения. Последствием депрессии могут быть и разнообразные социальные фобии.

          Диагностика депрессии у ребенка

          Практикующие врачи считают, что для диагностики депрессии у ребёнка очень полезным будет использование специальных опросников, а также оценочных рейтингов. Среди них: рейтинг детских депрессий от Центра эпидемиологических исследований, опросник детских депрессий и самооценочный рейтинг депрессии. Но самым популярным и наиболее действенным методом диагностики считается проведение клинического интервью с самими ребёнком, его родственниками, а также прочими взрослыми, которые знакомы с ним и знают о его состоянии и проблеме.

          Депрессия у детей не диагностируется при помощи специфических биологических тестов, хотя существуют некие биологические маркеры, которые сейчас изучают на предмет того, подойдут ли они в качестве диагностического метода.

          К примеру, у некоторых больных на тяжёлом депрессивном этапе проявляется гипосекреция гормона, отвечающего за рост. Такая реакция является ответом на инсулининдуцированную гипогликемию. Существуют также случаи, при которых секреция гормона роста находится на чрезмерном пике во время сна.

          Но пока что по-настоящему чувствительные методы специфической диагностики, которые могут иметь большое значение в процессе выявления депрессивного состояния, всё ещё не разработаны, однако можно выделить диагностические критерии:

        • Снижение настроения с мрачным пессимистическим видением будущего (бессмысленностью существования при так называемой резонёрствующей депрессии).
        • Идеаторная заторможенность (не всегда) со снижением способности к сосредоточению и вниманию.
        • Моторная заторможенность (вялость, чувство необъяснимой усталости).
        • Идеи самоуничижения и виновности (в лёгких случаях — заниженная самооценка, неверие в свои силы).
        • Соматовегетативные расстройства, характерные для депрессии, — нарушение сна, снижение аппетита, запоры.
        • Дифференциальная диагностика

          Для врача-педиатра наиболее актуальна дифференциальная диагностика между соматизированной депрессией и соматическим заболеванием с депрессивной реакцией на болезнь. Дифференциальная диагностика в первую очередь требует исключения соматического расстройства. Это оценивают по совокупности результатов лабораторных и инструментальных методов исследования, врачебного наблюдения. Наличие признаков депрессивного расстройства требует дополнительной консультации психиатра, по заключению которого решают вопрос о месте и методах лечения.

          Дифференциальную диагностику депрессии проводят с прочими аффективными нарушениями, например, дистимией, а также биполярным аффективным расстройством. Последнюю болезнь особенно актуально дифференцировать у молодых пациентов.

          Также проводится диагностика с такими психическими заболеваниями, как шизофрения, шизоактивное нарушение, деменция. Помимо этого нужно различать депрессию с зависимостью от различных психотропных препаратов (которые принимались как нелегально, так и по назначению врача) и состояниями, которые проявились как результат неврологических или соматических болезней.

          Если депрессия у детей имеет психотическую симптоматику, помимо антидепрессантов назначают ЭСТ или нейролептики. Если у больного проявляются такие атипичные симптомы, как повышение аппетита с большой тягой к сладостям и пище, насыщенной углеводами, а также чувство тревоги, перепады в настроении, сонливость и нежелание принимать отказ – нужно прописывать либо лекарства, которые усилят серотонинергическую активность, либо ингибиторы моноаминооксидазы.

          Депрессия, имеющая психотические признаки (галлюцинации, бред), может по содержанию как совпадать с депрессивными мотивами, так и не совпадать. У кататонических проявлений наблюдаются такие признаки, как негативизм, психомоторные проблемы, эхопраксия и эхолалия.

          Для лечения депрессии у ребёнка применяют современные антидепрессанты следующей группы – селективные ингибиторы, действующие с обратным серотониновым захватом. В эту группу входят такие лекарства: пароксетиновый, флуоксетиновый препараты, циталопрам, сертралиновое лекарство, эсциталопрам. Они оказывают успокаивающее и обезболивающее воздействие на организм, помогая одолевать навязчивые страхи и справляться с приступами паники.

          Эффективность у этих лекарственных веществ не хуже, чем у препаратов прочих групп, и при этом риск проявления побочных реакций вследствие их приёма гораздо ниже, если сравнивать с трициклическими антидепрессантами.

          Депрессия у детей и подростков также лечится при помощи терапии когнитивно-поведенческого типа. Она помогает ребёнку справляться с возникающими у него психологическими проблемами и отрицательными эмоциями, благодаря чему он гораздо легче адаптируется в социуме.

          Среди заданий индивидуальной психотерапии – обучение школьника правильно выражать собственные эмоции, рассказывать о каких-либо травмирующих моментах и преодолевать эти трудности.

          Если в семье есть какие-либо проблемы во взаимоотношениях между родственниками, а у родителей не получается отыскать общий язык со своим чадом, здесь может помочь семейная психотерапия.

          В процессе лечения депрессии весьма эффективными могут быть флуоксетиновые антидепрессанты. Но при этом следует понимать, что может пройти 1-3 недели, пока ребёнку станет лучше. В некоторых случаях для возникновения улучшений должно пройти даже по 6-8 недель.

          Нужно следить за тем, что ребёнок принимает лекарства именно так, как ему предписал врач. Если есть какие-либо сомнения или вопросы насчёт приёма препаратов или же спустя 3 недели после начала их приёма не произошло никаких изменений к лучшему, нужно обсудить это с лечащим врачом.

          Депрессия у детей лечится при помощи витаминов (особенно эффективен витамин С), часто применяют вещества группы В, витамин Е и фолиевую кислоту.

          Хороший противодепрессивный эффект имеет магний (в виде магнерота и Магне В6).

          Среди лекарств, помогающих при депрессии, отмечают БАД «5-НТР Power», «Сиренити», а также «Вита-Триптофан». В них содержится 5 гидрокситриптофан, который улучшает процесс синтеза серотонина в организме. Препарат является медиатором хорошего настроения и работает в качестве нелекарственного антидепрессанта.

          Ещё одним антидепрессивным средством является Зверобой, в котором есть гиперицин, который улучшает продуцирование в организме гормонов хорошего настроения.

          Дети в возрасте после 12 лет могут принимать лекарство «Негрустин».

          Депрессия у детей может лечиться также при помощи различных витаминов. Следует рассмотреть подробнее, какова потребность в витаминах у подростков:

        • Необходимо принимать до 2 г витамина С ежедневно. Причём это должна быть не аскорбиновая кислота, а натуральный продукт, в котором помимо витамина будут содержаться биофлаваноиды. Без этой добавки усвоение полезного вещества будет не настолько эффективным;
        • Группа В-6 – витамины в виде пиридоксаль фосфата либо пиридоксина (дозы необходимо разделять, постепенно увеличивая размер);
        • Витаминный комплекс, в котором содержатся марганец и цинк;
        • Кальциевый комплекс, внутри которого вместе с кальцием имеются такие элементы, как цинк, бор, магний, хром и хелатная форма витамина D-3, так как в ней этот витамин лучше усваивается организмом;
        • Таблетки, содержащие прессованную морскую капусту, йодированная соль, либо ламинарии.

        Помимо этого следует принимать поливитаминный комплекс, в котором, кроме всего прочего, есть и железо, предотвращающее развитие анемии. Также там содержится очень полезный витамин молибден, способствующий нормализации баланса при росте костей во время полового созревания.

        Также подросткам рекомендуется пить травяной чай с добавлением ложки мёда – он оказывает успокаивающий эффект – и съедать на ночь экстракт валерианы (по 2 таблетки).

        Депрессией называют подавленное, угнетённое настроение, которое сопровождает почти каждое психическое нарушение.

        В основном депрессия у детей появляется в случаях, когда мозгу приходится столкнуться с серьёзной психологической проблемой, занимающей его настолько сильно, что у него не получается справляться с прочими делами, которым необходимо уделить внимание. В таком положении проблема начинает поглощать все наличные психические ресурсы, из-за чего через некоторое время человек уже не сможет мыслить здраво и совершать адекватные поступки. Как итог – из-за нервного перенапряжения начинаются когнитивные, эмоциональные и т.д. проблемы, которые демонстрируют сбой в мозговой деятельности.

        Чтобы укрепить нервную систему, можно обратиться к народному лечению:

      • Ванны с настойками из тополиных листьев;
      • Утренние обтирания подсоленной водой;
      • Употребление настойки из корня женьшеня;
      • Употребление экстракта элеутерококка;
      • Отвар, изготовленный из листьев мяты (в стакан с кипятком добавляется 1 ст.л. настойки). Пить нужно по полстакана с утра и перед сном. Можно также добавлять листья мяты в чай;
      • Настойка из корней цикория (в стакан с кипятком добавляется 1 ст.л. цикория). Приём: 1 ст.л. 6 раз/день.
      • Депрессия у детей может также лечиться при помощи различных лечебных трав. Лечение травами может производиться с использованием описанных ниже рецептов.

        Корень заманихи заливают 70% спиртом (пропорции 1к10) и настаивают. Приём осуществляется в дозировке 30-40 капель перед едой дважды/трижды ежедневно.

        3 ст.л. измельченной соломы заливают 2мя стаканами кипятка и настаивают. Получившийся отвар нужно выпить за сутки. Настойка оказывает на организм общеукрепляющий и тонизирующий эффект.

        1 ст.л. цветков ромашковой астры заливают 1 стаканом кипятка, после чего охлаждают и процеживают. Настойку нужно пить по 1 ст.л. 3-4 раза/день. Отвар помогает укрепить нервную систему и добавить ей тонуса.

        Засушенные листья или корни женьшеня нужно залить кипятков (пропорция 1к10), после чего настоять. Приём осуществляется в дозировке 1 ч.л. ежедневно.

        Нарезанные листья/корни женьшеня заливаются 50-60% спиртом в пропорциях на листья 1,5к10, на корни 1к10. Настойку пьют дважды/трижды ежедневно по 15-20 капель.

        1 ч.л. корня низбегающего дягиля заливают стаканом кипятка и настаивают. Употреблять нужно по полстакана 3-4 раза/сутки. Настойка помогает при нервных истощениях, укрепляя и тонизируя нервную систему.

        Когда наблюдается депрессия у детей, для лечения можно использовать и гомеопатические средства.

        Когда депрессия сочетается с бессонницей, следует принимать Арнику 3, 6 и 12 разведения. От депрессий хорошо лечит и Ацидум Фосфорикум (так называют фосфорную кислоту) 3х, 3, 6 и 12 разведения.

        Арника горная помогает, когда больной демонстрирует безразличие, не может действовать самостоятельно, угрюмый. Также стремится к одиночеству, плаксив и гиперчувствителен. Ещё проявляется рассеянность, нервно-психическое возбуждение, раздражительность, своеволие. Днём может выглядеть сонливым, заснуть ему при этом не удаётся.

        Sepia лечит при сильных проблемах с памятью, неспособности к умственной деятельности, раздражительности и обидчивости. Также помогает, если ребёнок начинает бояться одиночества, становится грустным и тревожным. У него наблюдается слабость и психическое истощение. Находясь в компании, испытывает перевозбуждение, но в остальное время очень угрюм. Днём его сильно тянет в сон, но по ночам заснуть удаётся с трудом.

        Цинк валериановокислый хорошо действует при сильной бессоннице и головных болях, а также истериях и ипохондрии.

        Фосфорная кислота помогает при нервных истощениях, ухудшении памяти, неспособности думать. Ребёнок очень раздражителен и неразговорчив, сосредотачивается на собственном внутреннем мире. Он становится апатичным и безразличным к окружающему миру. Ему трудно подбирать нужные слова и собираться с мыслями. Наблюдается сильная сонливость, ему тяжело просыпаться, снятся тревожные сны.

        Гомеопатия хорошо справляется с психологическими проблемами и помогает от депрессии.

        ilive.com.ua