Диагноз

Детский аутизм развитие речи

16.06.2018

Нуриева л.Г. Развитие речи у аутичных детей

? Глава 1 Основные этапы работы

? Глава 2 Тренинг с использованием запахов

? Глава 3 Развитие артикуляторного праксиса

? Глава 4 Особенности работы над структурой простого предложения

? Глава 5 Формирование грамматического строя речи

? Глава 6 Приемы работы над расширением фразы, над естественным звучанием речи

? Глава 7 Формирование монологической речи

? Глава 8 Организация занятий с детьми в возрасте 2,5-3 лет

Педагоги-дефектологи в ходе своей работы нередко встречаются с детьми, которые не пользуются активной речью как средством общения. У неговорящих (мутичных) детей может быть нормальный слух или тяжелая степень тугоухости, их органы речи могут быть органически сильно повреждены или не иметь видимых патологий, интеллектуальный уровень их развития иногда бывает очень высоким, а порой — значительно снижен. В каждом конкретном случае причину патологического развития речи определяет врач, опираясь как на свой профессиональный опыт, так и на результаты объективного обследования ребенка. Если же обследование не показывает органических нарушений речедвигательного и речеслухового аппаратов, а также нет видимых предпосылок для грубого недоразвития мыслительных процессов, но у ребенка замечены выраженные особенности эмоционально-волевой сферы, ему может быть поставлен диагноз ранний детский аутизм (РДА).

В настоящее время ранний детский аутизм рассматривают как вариант тяжелого диссоциированного дизонтогенеза. Детский аутизм проявляется в разных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития (Лалаева Р. И., Серебрякова, 2001). Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности, они не испытывают потребности в общении с окружающим миром. Современные инструментальные возможности (ЭЭГ, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонанс и т. д.) позволяют выявить имеющиеся морфологические и биохимические изменения, лежащие в основе дисфункций мозга при аутизме (Гилберг К., Питере Т., 1998). Очевидна связь речевых нарушений с патологией определенных мозговых структур. Так, одной из причин полного отсутствия речи у ребенка может быть поражение нижнетеменных отделов мозга (Бурлакова М.К., 1997). При такой локализации очаговой симптоматики нарушается точная пространственно организованная деятельность артикуляционного аппарата, обусловленная нарушением не собственно пространственного фактора, а несформированной обратной афферентацией. В тяжелых случаях ребенок не в состоянии произнести не только слова, но и отдельные звуки речи. При выполнении движений языка, губ и других органов артикуляционного аппарата ему не удается найти их нужную позицию. Причем в этих случаях теми же органами свободно выполняются любые «непроизвольные» движения (дети без затруднений едят, глотают, облизывают испачканные губы и т. п., могут спонтанно вокализировать отдельные звуки, воспринимаемые как речевые).

Определить нарушение произвольной деятельности артикуляционного аппарата у ребенка может невропатолог или логопед. Однако заподозрить артикуляторную апраксию при аутизме у малыша 3—4 лет могут и сами родители по некоторым достаточно выраженным признакам. Внешне ребенок выделяется своей погруженностью в оральные аутостимуляции: он все облизывает, запихивает кулачки в рот и довольно грубо пытается затолкать пальцы как можно глубже в ротовую полость; часто малыш жестоко кусает близких людей, не делая различий между ними и неодушевленными предметами. У него нарушены и другие виды произвольных движений, поэтому его чрезвычайно трудно обучить каким-либо бытовым навыкам. Раннее речевое развитие у такого ребенка обычно имеет ряд особенностей: если вслед за лепетом все-таки появляются первые слова, то они никак не связаны с ближайшим окружением (например, «лампочка», «черепаха»), даже звучащее слово «мама» не является реакцией на приближение матери к малышу.

До 2-2,5 лет может происходить постепенное обогащение активного словаря ребенка за счет слов, которые произносятся окружающими в сильном аффекте (зачастую это бранные слова), или в речи малыша мелькают строчки из стихов и песен. Однако все эти слова или короткие фразы не направлены на общение ребенка с близкими людьми, а при переходе к активному периоду овладения речью он начинает терять и этот небольшой словарный запас. В результате, к трем годам у малыша остаются только ограниченные непроизвольные вокализации (2—3 звука), крики, исчезает «бормотание», в котором можно было бы различить «осколки» слов. Одновременно могут отмечаться значительные расстройства аффективной и моторной сфер: появляются страхи, тревога, нарушается формирование сложных двигательных операций с предметами, снижается мышечный тонус, обедняется мимика, ребенок не стремится к контакту, но и не отвергает его, идет на руки ко всем, не выражая при этом никаких эмоций.

Коррекцию речевых расстройств у детей с подобным ходом развития следует начинать как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы целой команды специалистов (психолог, логопед, музыкальный терапевт, социальный педагог). Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.

В этой книге представлены методические разработки, которые могут быть полезны при работе с теми неговорящими детьми, у которых не удалось вызвать звучащую речь с помощью методов эмоционального растормаживания (Соботович Е. Ф., 1981), использования звукоподражаний (Румянцева О. А., Старосельская Н. Е., 1997) и на сеансах холдинг-терапии (Либлинг М. М., 2000) (суть данного метода состоит в том, что кто-то из родителей (обычно мать) крепко прижимает к себе ребенка, ласково с ним при этом разговаривая. Вначале ребенок сопротивляется, порой даже проявляет агрессию, но потом успокаивается и, чувствуя особую близость взрослого, внутренне «раскрывается»).

studfiles.net

Детский аутизм и рецептивные расстройства речи: дискуссионный взгляд на диагностические категории МКБ-10

Ольга Доленко, Ассоциация психиатров Украины, Запорожский областной дошкольный психоневрологический центр санаторного типа

ольшинство детских психиатров рассматривают детский аутизм как следствие нарушений общего развития (особые варианты резко дисгармоничного развития), связанных с экспрессией генных мутаций и детерминированных нарушениями нейронального развития и дифференцировки.

В последние годы диагностика расстройств из спектра аутизма в дошкольном возрасте в Украине улучшается. Так, методические документы Министерства здравоохранения Украины «Требования к программно-целевому обслуживанию детей с расстройствами из спектра аутизма» (И.А. Марценковский, Я.Б. Бикшаева, О.В. Ткачева, 2009) и Клинический протокол оказания медицинской помощи детям с общими расстройствами развития (спектра аутизма), разработанный в Украинском научно-исследовательском институте социальной и судебной психиатрии и наркологии МЗ Украины, Институте неврологии, психиатрии и наркологии АМН Украины, Луганском медицинском университете, а также Национальной медицинской академии последипломного образования имени П.Л. Шупика (И.А. Марценковский, В.С. Подкорытов, С.Е. Казакова, Я.Б. Бикшаева, В.Ю. Мартынюк, 2010), во главу угла ставят раннее (в возрасте 1,5-3 года) выявление детей с симптомами нарушений общего развития и формирование из их числа групп специфической профилактики [1, 4].

Ряд авторов клиническим проявлением расстройства из спектра аутизма у детей дошкольного возраста считают расстройство рецептивной речи [1]. При этом, на мой взгляд, к дискуссионным относится вопрос о том, всякое ли расстройство рецептивной речи является проявлением аутизма? Иными словами, возможна ли ситуация, когда при диагностике тяжелых рецептивных расстройств речи не выполняются диагностические критерии F84.0-84.9? И.А. Марценковский, как и члены рабочей

Приведенные в статье критерии дифференциальной диагностики расстройства рецептивной речи и специфических нарушений речи и поведения в рамках одного из расстройств спектра аутизма носят дискуссионный характер, однако диагностические критерии МКБ-10 не следует рассматривать как незыблемые догмы, которые не могут быть подвергнуты пересмотру и уточнению.

Наша клиническая практика свидетельствует, что из всех вариантов специфических нарушений развития речи (F80) при рецептивном расстройстве (F80.2) наиболее часто наблюдаются сопутствующие эмоциональные и поведенческие нарушения, тяжесть которых не позволяет диагностировать коморбидное расстройство психики. При этом наиболее часто отмечаются проявления гиперактивности, невнимательности, социальной неприспособленности, изоляции от сверстников, тревоги, чувствительность или чрезмерная застенчивость. У детей с более тяжелыми формами нарушений рецептивной речи нередко наблюдаются более тяжелые нарушения социального функционирования, возможно формирование подражательной речи с непониманием ее смысла, ограничение интересов. Диагностические критерии МКБ-10 не позволяют расценивать такие клинические проявления как симптомы из спектра нарушений общего развития, поскольку диагностика рецептивного расстройства речи (F80.2), согласно диагностическим критериям этого документа, предполагает исключение у ребенка как детского (F84.0), так и атипичного аутизма ( F84.1) [9].

В МКБ следующего пересмотра, по-видимому, будет предусмотрена возможность трактовки таких нарушений, как коморбидные расстройства.

Возможно, что варианты квалификации расстройств речи у данной группы детей связаны с различными семантическими трактовками понятий «перцепция» и «рецепция» в русскоязычных и англоязычных источниках информации. Если под перцепцией понимать способность целостного аналитического восприятия окружающего мира (как материального, так и социального), то, очевидно, что при аутизме имеет место грубое нарушение перцепторных процессов. Рецепция, как мне кажется, более узкое понятие, и по отношению к речи включает в себя способность мозга либо различать фонемы родного языка, либо, как вариант, сличать услышанное слово с визуальным опытом, что имеет отношение к базовым нейрональным функциям определенных рецептивных полей. Может быть, именно поэтому визуальное подкрепление речи при рецептивных расстройствах у детей значительно облегчает понимание и является базовым условием коррекционной работы. В то же время даже глубоко аутичные дети нередко демонстрируют «чудеса» понимания речи, проявляя отставленные реакции на мимоходом оброненную фразу близких.

Однако на практике дифференциальная диагностика тяжелого нарушения рецептивной речи и аутизма весьма проблематична, особенно в дошкольном возрасте, и нередко строится исключительно на профессиональной интуиции. В сенсибилизированной ситуации первичного обследования ребенок с рецептивными нарушениями речи зачастую производит впечатление глубоко аутичного. Он не дает адекватной реакции на вербальные стимулы, активно избегает вербального взаимодействия, демонстрируетдругие патологические поведенческие паттерны, характерные для аутичных детей (эхолалии, недифференцированные вокализации, навязчивые движения, отсутствие произвольного поведения, тревогу, отказ от сотрудничества, неспособность к абстракции и т. п.). Данное обстоятельство свидетельствует в пользу того, что аутизм и рецептивное расстройство речи могут иметь общие генетические и нейрональные механизмы, то есть относиться к коморбидному расстройству. Подтверждением этому служит и тот факт, что, помимо объективного роста заболеваемости аутизмом, в последние годы заметно увеличилось количество детей с рецептивными речевыми расстройствами различной степени выраженности.

Таким образом, на вопрос, что представляет собой расстройство рецептивной речи, может существовать три ответа.

1. Это самостоятельное расстройство.

2. Это часто встречающееся проявление расстройства из спектра аутизма.

3. Это самостоятельное расстройство, имеющее высокий уровень коморбидности с расстройствами из спектра аутизма.

Если под расстройством рецептивной речи подразумевать все случаи нарушения восприятия речи при сохранном слухе, то данная группа является неоднородной. В частности, у некоторых детей, демонстрирующих проблемы понимания обращенной речи, но реагирующих на звуковые сигналы, обследованных в Институте отоларингологии имени А.И. Коломийченко АМН Украины, была выявлена слуховая нейропатия, диагностировать которую стало возможно только после внедрения в практику современных инструментальных методов обследования слуха (регистрации отоакустической эмиссии и методов регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов). В этом случае рецепторный отдел слуховой системы остается неповрежденным, но проанализировать речевой сигнал мозг не может, вследствие чего ребенок плохо понимает или не совсем понимает речь [10]. Специалисты в области отоларингологии и аудиологии склонны относить данное расстройство к варианту фетопатии [11].

Остается непонятным также вопрос квалификации с точки зрения МКБ-10 сенсорной алалии — дефиниции, применяемой логопедами и обозначающей грубое недоразвитие фонематического восприятия. Как известно, в англоязычной литературе термин «алалия» отсутствует, во всех случаях используется термин «афазия». Рассматривать ли данное нарушение как вариант речевого расстройства, обозначенного в МКБ-10 шифром R47.0 как «сенсорная афазия», или как вариант специфического расстройства рецептивной речи (F80.2)? Такие дети, как правило, не имеют проблем с поведением, характерных для расстройств из спектра аутизма, хотя специфические нарушения понимания речи у них носят стойкий характер.

Наибольшие диагностические трудности возникают при тяжелом расстройстве рецептивной речи, когда проблемы понимания обращенной речи сопровождаются нарушениями социального и коммуникативного поведения. При этом непонятно, являются ли такие поведенческие нарушения истинными нарушениями реципрокно- го социального взаимодействия или только имитируют их, создавая фенотипические копии качественно иных по своей биологической сущности расстройств. В англоязычной литературе такая проблема не обговаривается, по-видимому, ее обсуждение даже невозможно в связи с отсутствием в странах Западной Европы и США традиций

Известно, что эффективность лечебно-коррекционного сопровождения детей дошкольного возраста зависит от своевременности профессионального вмешательства и соблюдения специфики коррекционных программ, как при аутизме, так и при рецептивном расстройстве речи.

Стержневым нарушением при рецептивном расстройстве речи является проблема понимания обращенной речи при сохранном слухе и достаточном уровне сфор- мированности невербального интеллекта [9]. Такой ребенок, как правило, не реагирует адекватно на обращенную к нему речь. В тяжелых случаях реакция на речь может вообще отсутствовать, при этом ребенок создает впечатление глухого или аутичного.

Как и при аутизме, может создаваться впечатление, что ребенок «то слышит, то не слышит», может реагировать на шепотную речь и не реагировать на громкую, не откликаться на свое имя, неадекватно отвечать на простые вопросы, эхолалировать.

Следует отметить и другие симптомы при выраженных нарушениях рецептивной речи, внешне схожие с аутизмом: нарушение коммуникативного поведения, стремление к постоянству окружающей среды, тревожность, навязчивые действия (повторяющееся поведение), достаточная сформированность наглядного интеллекта, нарушение произвольной регуляции собственного поведения. Однако, на мой взгляд, у многих детей данные симптомы при расстройствах рецептивной речи носят характер вторичных социо-психологических нарушений и встречаются при выраженных проблемах понимания речи и неадекватном микросоциальном окружении, а не являются патогномоничными симптомами детского аутизма [6, 7].

При более тщательном наблюдении за речевым поведением ребенка обнаруживаются симптомы, более специфические для проблемы понимания речи: он часто правильно выполняет инструкции с одной и той же формулировкой, лучше понимает речь матери, может адекватно реагировать на речевое обращение в многократно повторяющихся ситуациях, часто дает «угадывающие» ответы, «отслеживает» реакции взрослого, не избегая зрительного контакта, наглядное подкрепление обращенной речи картинками, жестами, интонацией или мимикой улучшает понимание ребенка.

При данном расстройстве экспрессивная речь нередко представлена непосредственными эхолалиями (ребенок повторяет заданный вопрос/обращение или отраженными фрагментами из речи окружающих близких, рекламных роликов, сказок, стихов и т. п., которые употребляются им неосознанно, как правило, «вплетены» в собственные инициативные адаптированные и вполне адекватные речевые высказывания. Отраженная речь может быть плохо дифференцирована в произносительном плане и напоминать едва различимые абрисы слов. При грубых расстройствах понимания речь ребенка иногда представлена только неосознанными отраженными

Если рецептивным нарушениям не сопутствуют серьезные нарушения произносительной стороны речи (моторная алалия, дизартрия), то, как правило, у ребенка формируется способность инициативно обращаться к окружающим, адекватно используя простые речевые высказывания, то есть коммуникативная сторона речи не страдает (в отличие от аутизма, при котором нередко при сохранности понимания и произношения несостоятельна именно коммуникативная функция).

Наибольшую дифференциально-диагностическую трудность при рецептивных нарушениях речи представляют нарушения коммуникативного поведения, внешне напоминающие симптомы аутизма. Избегание вербального общения с окружающими, замкнутость и изолированность возникают в результате того, что ребенок имеет негативный опыт, когда его неспособность понять говорящего приводила к «неприятным» последствиям (рассерженность матери, наказание за «непослушание» или неугаданные события). При условии эмоционально-комфортного окружения ребенок с проблемами понимания демонстрирует коммуникативно-активное поведение, на доступном уровне взаимодействует со взрослыми и детьми.

В кругу детей такой ребенок стремится «объединиться» с «безопасным союзником» — с низкой речевой активностью, при взаимодействии с которым ему легко инициировать, контролировать происходящее, избегает активных, общительных детей, задающих много вопросов и доминирующих в группе. В то же время, как аутичный ребенок на коммуникативные действия других детей реагирует либо агрессией, либо избеганием. При этом нередко активная опека умственно отсталого ребенка не вызывает у аутичного серьезного протеста.

Как правило, ребенок с проблемами понимания речи способен продуктивно себя занять какой-либо игровой деятельностью, даже в ситуации вынужденной изолированности от других детей, речь которых он не понимает. Ребенок, страдающий аутизмом, в группе детей всегда автономен, отгорожен от остальных и чаще всего погружен в непродуктивную аутостимулирующую активность. Нередко он со стороны наблюдает за происходящим вокруг, способен спонтанно (по подражанию) включаться в двигательную активность других детей, например, «присоединяться» к совместному бегу, прыжкам, танцам; однако такое поведение аутичного ребенка не носит целевого адекватного характера. Поведение ребенка с нарушением восприятия речи в группе детей зависит от того, насколько игровая ситуация наглядна и независима от вербального контекста. Такие дети при создании эмоционально комфортного окружения в группе, как правило, довольно быстро адаптируются и способны на доступном уровне включаться в совместное игровое времяпровождение.

Большинство детей с рецептивными нарушениями достаточно продуктивны при выполнении наглядных заданий, предъявляемых в адекватной форме, когда суть задания объясняется паравербальным способом. Кроме того, такие дети вполне адаптированы в быту, легко обобщают накопленный житейский опыт, наблюдая за окружающими и правильно трактуя их социальные сигналы невербального характера.

При тяжелых рецептивных расстройствах речи ребенок стремится к постоянству окружения, но, в отличие от феномена «тождества» при аутизме, ребенок с рецептивными

Тревожность часто сопутствует расстройствам понимания речи и свидетельствует о серьезном нарушении адаптации ребенка. Степень тревоги, как правило, не коррелирует с глубиной рецептивного расстройства, а напрямую зависит от внутрисемейного контекста и ближайшего социального окружения, в котором находится ребенок.

Появление навязчивых действий всегда свидетельствует о выраженной дезадаптации, связанной как с глубиной речевого расстройства, так и с неадекватным социальным окружением (поведение членов семьи, неадекватность коррекционной работы и т. п.). Чаще навязчивые действия представлены покусыванием или облизыванием губ, потряхиванием рук, но встречаются и более сложные (приглаживание волос предварительно смоченными слюной пальцами). Как и при аутизме, данные движения носят аутостимулирующий характер, а также являются способом «сброса внутреннего напряжения», но, в отличие от аутичных детей, при рецептивных расстройствах навязчивые действия не выглядят вычурными и носят менее упорный характер.

Дети с нарушением понимания речи, как правило, отличаются гиперактивностью и импульсивностью, что свидетельствует о нарушении произвольной составляющей поведения. Это связано с тем, что в дошкольном возрасте функцию произвольной регуляции поведения выполняет речь окружающих взрослых. При нарушении понимания обращенной речи ребенок не в состоянии самостоятельно контролировать собственную импульсивность. Кроме того, гиперактивное поведение, истощаемость и импульсивность могут выступать и как сопутствующие симптомы, как при аутизме, так и при нарушениях понимания речи [8].

Однако определяющим для правильной постановки диагноза является, на мой взгляд, наблюдение за динамикой состояния психической сферы ребенка в процессе коррекционной работы в условиях, адекватных дошкольному возрасту. Дети с расстройством рецептивной речи довольно быстро адаптируются к организованному социальному окружению, учитывающему специфику их проблемы (опора на наглядное подкрепление вербальных стимулов и собственный чувственный опыт ребенка, эмоционально-комфортная обстановка). Уже на ранних этапах работы они демонстрируют коммуникативную активность и способность адекватно «откликаться» на ситуацию эмоционального взаимодействия, эффективно используют жесты и мимику для компенсации нарушенного понимания речи, демонстрируют умение ориентироваться в своих действиях на оказание поддержки взрослого, правильно распознавая невербальные социальные сигналы. Если же такие дети попадают в ситуацию, понять которую можно только через восприятие вербальных стимулов, то они быстро дезадаптируются, вплоть до полного отказа от общения и проявлений мутизма.Таким образом, дифференциальная диагностика рецептивных нарушений речи и аутизма в дошкольном возрасте важна не только для прогноза, но и для своевременного включения адекватной лечебно-коррекционной стратегии, имеющей свою специфику для каждого расстройства.

medic.news

НАЧАЛО РЕЧИ У АУТИСТА. КАК РАЗВИТЬ РЕЧЬ. КАК ПРОДВИНУТЬСЯ В РЕЧИ У РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ. ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ В НАЧАЛЕ. ПЕРВЫЕ ШАГИ В РЕЧИ.

Речь сложный, важный и очень трудный процесс для большинства детей с аутизмом. Из 50 детей чья история мне подробно известны трудностей с речью и ее использованием не было только у нескольких детей. Эти дети всегда говорили, их речь началась вовремя и были трудности только с темами на которых дети циклились и в отработке диалога. Чаще же всего дети с аутизмом вообще не овладевают речью сами, речь не приходит вовремя и учится трудно, требуется спецпомощь по всем фронтам.

Речь — это средство общения и выражения своих потребностей. Не говорящего ребенка как можно раньше нужно учить звукам, словам, привлекать внимание к речи, книгам, буквам и т.д. Если речь затруднена, надо учить ребенка жестам или карточкам(Пегс), что бы он все равно мог выразить свои желания. Важно что бы до семи лет были сделаны все попытки научить ребенка говорить и выражать себя.

В этой статье написано как НАЧАТЬ ребенку говорить, что поможет в начале, что способствует речи, как может помочь мама и что собственно можно предпринять чтобы научить говорить ребенка с аутизмом. Ведь проблемы аутиста не только в речи и подходят далеко не все методики и классические методы! Мы с сыном прошли и проходим этот путь и делимся опытом!

У Максима классический аутизм (на инвалидности с 3 лет) и он прошел через все сложности речи. Двигался в понимании речи, произношении и освоении каждого этапа речи МУЧИТЕЛЬНО, сложно и долго. Учит и учил речь как иностранную, преимущественно китайскую. Но зато теперь у нас есть ОПЫТ которым мы можем поделиться с другими.

К полутора годам мой ребенок не заговорил, мало лепетал, визжал. К двум годам мы утратили понимание речи полностью, остались вокализации и мычания. Не было ни мотивации учиться, ни желания общаться, никогда не было указательного жеста. Как и у многих были истерики, проблемы с поведением, с настроением, ЖКТ , еда не переваривались,трудности с обучением, взаимодействием и имитацией…С двух лет мы знали диагноз и вели упорную борьбу по всем фронтам, сенсорные нарушения, общение, обучение через АБА, учились сначала имитировать, контактировать, вызывали КАЖДЫЙ звук, закрепляли, использовали, ставили новые…(наша история)

Но все трудности и проблемы были впереди. Знание предметов и названий это был только этап. Но еще не речь. Не предложения, ни диалог. Это был этап ЭХА и расширения словарного запаса. Впереди было много работы. Которая предстоит скорее всего и Вам. Каждым этапом в развитии речи ребенка с атизмом мы делимся на страницах блога и в Уроках для аутиста.

— необходимо понять, что мешает ребенку слушать и говорить, не мешает ли что то физическое? Если у вашего ребенка нарушено восприятие каких либо органов чувств, есть слабая и сверхчувствительность восприятия, он нездоров, вял, апатичен или наоборот бегает от стенки к стенке , плохо спит, нарушено ЖКТ и ферментация…необходимо сначала решить эти первостепенные проблемы. Здесь вам помогут знания из области сенсорной интеграции и питания, витаминная поддержка ребенка. Ведь когда ребенок здоров, он РАЗВИВАЕТСЯ!

— понимает ли ребенок речь? НЕ понимание речи и фонематические проблемы слуха очень частые при аутизме: ребенок слышит всегда разные звуки, не те звуки, булькание, шипение, не понимает что говорят, понимает только один голос, не понимает речь на разных частотах… И долго, очень долго не понимает что каждое слово имеет свое НАЗВАНИЕ. Собственно поэтому нет указательного жеста и к речи ребенок не особо прислушивается. В качестве эксперимента попросите мужа рассказать вам что то о двигателе автомобиля, а сами в это время нырните под воду и попытайте ПОНЯТЬ о чем вам вещают и перескажите услышанное. Усложните себе задачу, вы знаете русский, пусть говорит на английском. Наши дети часто затрудняются именно в УСЛЫШАНИИ и ее ОСМЫСЛЕНИИ. Данная способность приобретается ближе к пяти годам и ранее если дополнительно заниматься этими зонами мозга.(Томатис, Терапии звуком, МП)

если ребенок здоров, улыбается,понимает все больше, уже готов учиться, ЧТО ОН ЛЮБИТ? Его пристрастия, его особенности, его проблемы. Учитывая + и — ПОНИМАЯ ребенка можно пойти через его интересы. Мотивировать занятия тем что на данный момент нужнее, вкуснее и привлекательнее для Вашего ребенка.

— налажен ли ваш контакт? Очень важный пункт. Готов ли ребенок учиться у вас. Выстроили ли вы новые отношения. Ведь раньше вы так часто отступали, где то злились, а ребенок привык что можно поорать и мама отстанет. Новому человеку легче. Но мама точно может сделать больше! Поэтому холдинг вам в помощь и настойчивость. Увеличивайте полезное время постепенно, но регулярно. Используйте быстрый темп, новые игрушки, эмоциональные развлечения и игры для своего ребенка. За столом(АБА) и в жизни(МБА). И он обязательно полюбит проводить время с ВАМИ. (не забывайте п.1 с ним развитие будет более спонтанным)

— научить ребенка имитировать, речь тоже имитация просто более сложная. Сначала крупные движения тела, руками, имитация с предметами, потом имитация языком и звуки. Попробуйте перед зеркалом открывать рот и закрывать, высовывать язык, губы трубочкой, причмокивать. Вознаграждайте любимой вкусностью такие мини-уроки и задания.

-струя воздуха! Можно втягивать и выдувать воздух, брызгаться ртом как дельфинчик. Научите ребенка дуть, на мыльные пузыри, используя трубочки или в дудочку, трубу. Попробуйте использовать для этого навыка свечку, свечку можно поставить в банку и дуть туда, можно попробовать задувать огонек для наглядности резиновой игрушкой, можно привлечь внимание ребенка и зажечь свечку в темноте. Купить декоративную, плавающую свечу и т.д. ПОДРОБНЕЕ О ДЫХАНИИ

-понимание что каждый предмет как-то НАЗЫВАЕТСЯ. Упростите свою речь и в момент когда ребенок смотрит называйте предметы, одинаково и просто, показывайте карточки и презентации по методике Доман. Как можно чаще. Короткими сессиями в течении всего дня. Даем хороший указательный жест сами и формируем жест у ребенка ,сначала показывая его рукой, потом помогая указать.

— если у ребенка физическая проблема с проговаривание звуков, языком, можно записаться на мануальный или логопедический массаж. Самому делать массаж ручек и ног. Активизировать мелкую моторику. И крупную. Дети развиваются через игру.

— необходим интерес к речи, речь учится через ИСПОЛЬЗОВАНИЕ! Прислушайтесь к звукам вашего ребенка. Выпишите ВСЕ что ребенок может произнести и используйте это. Скомбинируйте звуки в слоги. Или придумайте на каждый звук слог СМЫСЛ. Может сказать КА — это будет просьба печенки. Может сказать ИИИИ — пусть просит таким образом играть в планшет. Ничего не давайте бесплатно. Пусть игра скажи — повтори — попроси станет частью вашей жизни (АБА, МБА)

-Если уже понимает, но еще затрудняется, используете ли вы ПОДСКАЗКИ? Говорите ли коротко, привлекаете ли сначала внимание к объекту или картинке. Используете ли САМЫЕ простые книги когда обучаете, не перегруженные деталями, лучше просто карточки с подписанным названием. Все предметы которые называем подносим к ребенку ближе или указываем на него, лучше рукой ребенка. Хорошо бы и карточки повесить. Например одеваемся в коридоре ШАПКА говорите вы, показываете на стене картинку, потом показываете на предмет одежды. Потом даете ребенку и говорите контрольно — ШАПКА.

— Всю другую речь фоном УБИРАЕМ! Правило + 1 слово. Если ребенок не говорит. Вы говорите ОДНОСЛОЖНО. Если говорит уже одно слово. Вы говорите два. И т.д.

-Презентации и мультики должны быть не про все на свете, а категориями, четкие, понятные, желательно по методике Доман. Где и текст и картинка, а главное категории: животные, обувь, овощи, транспорт. Именно так правильно. Так как смотря презентации или карточки про породы собак например ребенок САМ вычленит что собаки бывают и маленькие и большие, у всех 4 ноги, такое строение, такая голова…

-Расширяем количество звуков,слогов, вызываем и закрепляем новые. Поддерживаем интерес к музыке, речи, подражанию. Попыткам что то произнести, вокализировать. Когда получается новый звук или слог закрепляем его. Записываем, отрабатываем за вкусности. Комбинируем, наращиваем словарный запас из легких, важных для ребенка слогов-слов. Говорим одинаково, коротко, четко. В момент когда ребенок смотрит и видит, формируем указательный жест и сами активно им пользуемся!

— Берегите свои силы. Не занимайтесь через силу, поищите новые материалы или идеи если застопорились и заскучали. Отложите то что не идет. Ставьте не более ТРЕХ заданий-задач на самое ближайшее время. Руки вверх. Звук ААА. Принеси предмет\ты + творчестсво, моторика, сенсорика, как поощрение и игра. Добавляйте новое, повторяйте старое. Пишите себе списки того что уже умеете и планируете. И радуйтесь мелочам!

ВАЖНО. Как бы трудно не давалась речь, ВИНОВАТ аутизм, а не ребенок! Считайте что ребенок МОЛОДЕЦ в любой случае. И возвращайтесь в пункт 1, потом 2 … Ищем новые подходы к обучению особого ребенка, используя его сильные стороны и работаем над слабыми. ХВАЛИМ ребенка и себя. Все дается труднее и Вам и ребенку. Убираем чувство вины и ставим реальные цели на несколько шагов вперед!

Что может помочь в развитии речи:

Глобальное чтении— это чтение слов целиков. Карточки с крупно написанным печатными буквами словами, которые ребенок читает целиком и запоминает, а буквы вычленяет самостоятельно. Тренируется зрительная память, внимание, мышление, импрессивная речь.

Можно купить методику целиком «Чтение с пеленок»-«Умница», мы покупали комплекты для чтения с рук, на авито. Можно печатать новые слова и картинки самим. А так же в любом книжном есть множество карточек на разные категории и нужды. Методика Доман активно представлена в играх для планшетов, на ютубе. Особенно рекомендую мультфильмы про обезьянку читалку. Это целая серия мультфильмов и уроков по обучению чтению, через которую и заговорил мой ребенок. (ТУТ наш опыт и коллекция материалов и презентаций для занятий).

Данная методика идет через интересы наших детей, использует их сильные стороны, ЛОГИКУ и поэтому так эффективна. Дети намного легче учатся через визуальные образы, НО мультики надо убирать вообще, только подобранные, ВЫБРАННЫЕ и нужные полезные мультфильмы и презентации! Как поощрение и обучение. Лучше утром пока мозг свежий и не позже чем за час до сна.

Снимайте САМИ учебные видео, ведь можно один раз записать как вы читаете стихи или показываете карточки, снимайте губы и карточку как можно ближе, усилено артикулируйте. Я записывала и аудио и видео учебные ролики, то чему хотела научить, как рисую, как рассказываю потешку, как читаю Репку…Часто дети не хотят смотреть на нас, но любят мультики и отлично учатся (видеомоделирование)

ПОМНИТЕ. Кроме фундамента(слух, здоровье, кишечник) У ребенка с аутизмом основная проблема в МОТИВАЦИИ! Он не мотивирован на общение, не стремиться УГОДИТЬ, поэтому он не учится имитировать, не стремиться услышать и повторить! Поэтому работаем над этим прежде чем вызывать речь. Строим СТЕНЫ: взаимодействует=слышит=пытается выполнить=понимает. И тогда речь обязательно придет. Используйте любую мотивацию для обучения вашего ребенка! Ведь именно ее не хватает ребенку чтобы начать учиться! Преодолев барьер НЕ ХОЧУ учиться, ребенок будет двигаться в разы быстрее!

Сейчас Максиму 5,5 лет. Он говорит 2-3 слова подряд. Обращается с просьбами. Отвечает на простые вопросы. Говорит НЕТ. Комментирует действия и предметы и комбинирует слова САМ. Все чаще общается речью и строит хоть пока и не правильные но фразы и словосочетания! Он печатает на компьютере, он умеет читать, он учится по-другому, он осваивает речь ИНАЧЕ и мне приходится придумывать и подстраиваться, изучать новое!

Мне пришлось прослушать, прочитать, разыскать и освоить по развитию речи множество материалов и методик. И превратить все это в практический и обучающий материал для работы с моим сыном. Максиму учит речь ПО-ДРУГОМУ, он учит как компьютер, осваивает речь через образы, категориями, используя ЛОГИКУ и раскладывает по полочкам и по папочкам!

Желаю чтобы Ваш ребенок не просто говорил, но и делал это ОСОЗНАННО!

Подробнее о развитии речи написано в УРОКАХ ДЛЯ АУТИСТА:

Наш самый первый опыт в речи описан в книге «Как я снова начала улыбаться», книга выложена в помощь всем мамам Главе 15 «Речь или как добиться первых успехов»

stopautism.ru

Аутизм у детей является все более часто встречающимся нарушением развития, которое проявляется в снижение способности к социальной адаптации, неумением и нежеланием ребенка общаться с окружающими, стереотипными действиями. Частота встречаемости составляет около 5 случаев на 10000 детей, чаще поражаются мальчики, но тяжелее болеют девочки.

На сегодня нет точных данных о причинах возникновения этого нарушения. Выдвигается ряд гипотез, среди которых:

  • снижение инстинктов сферы восприятия, вследствие чего не доходит и не перерабатывается поступающая информация;
  • отсутствие правильного функционирования ретикулярной формации и лимбического комплекса;
  • изменения взаимодействия между полушариями головного мозга.
  • Ранний аутизм встречается при органических поражениях мозга, возникающих внутриутробно или как осложнения родов. Некоторые исследователи прослеживают связь с эпилепсией и другими неврологическими патологиями. Поэтому, необходимо знать этиологию заболевания.

    Одним из основных симптомов является наличие стереотипного поведения, то есть повторяющихся однообразных действий – например, бег по кругу, покачивания, хлопки, взмахи руками. Ребенок долго занимается с одним предметом, рисует однотипные картинки, быстро листает книжки, слушает монотонные звуки, предпочитая механические.

    Он негативно реагирует на любые изменения привычного окружения, вырабатывает правила поведения, которым следует. Такие дети предпочитают носить одни и те же вещи, гулять в одних и тех же местах, участвовать в одних и тех же играх.

    Речь развивается со значительной задержкой, в ней присутствуют шаблонные повторы. Ребенок не отвечает на вопросы, уклоняется от общения, не проявляет должного интереса к игрушкам и играм. Но оставшись сам, может сопровождать свои действия словами.

    Наиболее часто встречаются такие признаки аутизма:

    • первые признаки проявляются в возрасте до 3 лет;
    • дети практически не смотрят в глаза;
    • развитие речи запаздывает или вообще отсутствует;
    • дети не идут на эмоциональный контакт, пренебрегают проявлениями любви и ласки, не хотят идти на руки;
    • легко переносят отсутствие близких;
    • очень редко обращаются к взрослым, не указывают жестом на какой-либо предмет;
    • мало интересуются окружающим миром;
    • обязательно присутствует однообразное, повторяющееся поведение, стереотипные движения;
    • нарушена игровая деятельность – ребенок не играет в ролевые игры, не проявляет изобретательности о сообразительности, использует игрушки и предметы не по назначению (играя с машиной, катает ее, смотрит на колеса, но ничего в ней не перевозит);
    • дети неадекватно реагируют на боль, громкий звук;
    • может присутствовать быстрая смена настроения без достаточной причины, гиперактивность, аутоагрессия;
    • иногда дети могут страдать энурезом, проблемами сна и питания.

    перейти наверх

    Ранний детский аутизм

    Изначально проявления раннего детского аутизма включают сниженный энергопотенциал ребенка и повышенную эмоциональную чувствительность. Затем присоединяются стереотипность поведения, замкнутость, неприятие окружающего мира, снижение эмоциональности, недостаточность ответа на слуховые и зрительные раздражители.

    Дети неохотно реагируют на обращенную к ним речь, исключительно редко обращаются к взрослым, не откликаются на имя, не устанавливают контакт глазами. Создается впечатление, что ребенок недостаточно видит или слышит. У детей возникают проблемы как с выражением собственных эмоций, так и с восприятием эмоций, интонаций других людей, причем родных в том числе. Достаточно характерными являются изменения речи в виде эхолалий.

    Выделяют 4 степени раннего аутизма у детей в зависимости от преобладающих нарушений в развитии и особенностей социальной адаптации, ответной реакции на внешние раздражители, преобладания у ребенка агрессивного, замкнутого, избирательного отношения к себе и окружающим. Для такого малыша важно правильно провести педагогическую коррекцию поведения и помочь ему улучшить способности к социализации и приспособлению к окружающему миру.

    Одна из доктрин так объясняет развитие аутизма – у любого человека головной мозг имеет зону, отвечающую за ликвидацию излишней информации. Она же контролирует работу нашей памяти. Для одного человека запоминание информации происходит быстро, для другого требует времени, у кого-то она хранится недолго, у кого-то на протяжении всей жизни. Однако возможности мозга небезграничны и от лишней информации мозг старается освободиться.

    Дети, страдающие аутизмом, утрачивают эту функцию. У них не происходит устранение лишней информации, в памяти хранятся все воспоминания о событиях. Огромное количество сведений, которые ребенок получает и усваивает в течение первых месяцев лет жизни, сохраняется, и головной мозг в какой-то момент начинает ограничивать поступающую извне информацию. Чаще всего это происходит в возрасте около 1,5 лет.

    Резко снижается способность ребенка воспринимать зрительные и слуховые раздражители, вследствие чего утрачивается зрительный контакт, он начинает использовать боковое зрение. Малышу становится невозможным анализировать одновременно информацию зрительно и на слух. Эти процессы у него не взаимосвязаны.

    Тактильная чувствительность также меняется. Дети менее сильно реагируют на боль, вместе с тем повышается чувствительность к запахам, прикосновениям, яркому свету, громким звукам. По сравнению с обычными детьми, аутисты нелюбознательны, пассивны, это «удобные» дети, которые предпочитают жизнь по сложившимся стереотипам, не нуждающимся в проявлении способностей мышления. Обладая хорошей памятью, они не анализируют и не сопоставляют информацию.

    Диагностируется аутизм на основании специальной шкалы, которая включает около 15 положений, описывающих способности к подражанию у ребенка, умения пользоваться предметами по назначению, состояние моторики, реакции на перемену обстановки, тактильные раздражители, уровень развития речи, интеллекта, слуховые, зрительные ответы, степень тревожности. Используются данные психологического, педагогического обследования, информация от родителей.

    Первоочередной задачей является раннее выявление аутистического расстройства, что дает перспективу для более успешной социальной адаптации и возможность инклюзивного обучения. Обязательным является психологический мониторинг в период обучения, достаточная квалификация педагогов, работающих с такими детьми.

    Ученые определили, что уровень окситоцина в крови у больных детей значительно снижен, поэтому некоторые исследователи пробуют проводить лечение этим веществом, избегают назначать беременным препараты, снижающие его продукцию.

    Лечение аутизма направлено на устранение отклонений в поведении, медикаментозную и психолого-педагогическую коррекцию, работу с родителями. Особенно эффективно лечение до 7-летнего возраста, пока идет формирование личности.

    Из лекарственных веществ рекомендуется использовать амитриптиллин, пиридоксин, рисперидон, пантогам, ноотропил и другие, длительно. Эффективность лечения зависит от систематичности приема, чувствительности к терапии, возраста начала лечения, успешности педагогической реабилитации.

    psytheater.com

    Детский аутизм развитие речи

    Редкое речевое нарушение встречается у очень многих детей с аутизмом

    «Я прочитала, что у многих детей с аутизмом встречается апраксия. Как мне понять, нет ли у моего ребенка такой проблемы? А если она есть, какая терапия нужна моей дочери, и что мы можем делать дома, чтобы помочь ей?»

    На вопрос отвечают логопеды Джина Блюм и Донна Мюррей.

    Спасибо за ваш вопрос. Вы, вероятно, читали новость о недавнем исследовании, которое показало, что довольно редкое речевое нарушение — апраксия речи — может быть у 65% детей с аутизмом. Авторы исследования подчеркивают, что каждый ребенок, у которого диагностирован аутизм, также должен пройти обследование на возможную апраксию.

    Выявление апраксии речи

    Так что же может указывать на то, что у вашего ребенка есть апраксия речи? Детям с апраксией трудно координировать движения языка, губ, рта и челюсти, чтобы произносить отчетливые и последовательные звуки речи. Так что каждый раз, когда такой ребенок произносит какое-то слово, оно может звучать по-новому. Из-за этой непоследовательности в произношении даже родителям, которые знают все особенности речи ребенка, бывает трудно его понять.

    Не всегда специалисты могут определить, почему ребенку трудно говорить. Такое нарушение развития как аутизм еще больше осложняет эту задачу, так как оно включает проблемы с коммуникацией.

    Так что, если у вас есть подобные подозрения, мы рекомендуем вам обратиться за обследованием к профессиональному логопеду. Именно логопеды должны обладать подготовкой для дифференциации различных нарушений речи, которые могут быть очень схожи. Они также могут разработать индивидуальный план по преодолению этой проблемы.

    Чего ожидать от диагностики

    Вот несколько проявлений, по которым логопеды отличают апраксию речи от других нарушений:

    — Систематические ошибки в согласных и гласных звуках во время произнесения слогов и слов. Например, ребенок каждый раз немного по-разному произносит одно и то же слова. Может быть особенно заметно в случае новых слов и более длинных и сложных слов.

    — Трудности с переходом от звука к звуку и от слога к слогу. Это часто приводит к довольно продолжительным паузам между звуками и слогами. В связи с этим ребенок также может испытывать сложности при повторении последовательности слов или слогов.

    — Необычное ударение. Например, ребенок может произносить все слоги в слове с одинаковым ударением. Вместо обычной «мелодии» речи, кажется, что ребенок говорит странно. Этот симптом апраксии особенно сложно распознать при аутизме, так как у детей с аутизмом часто встречается «плоская» интонация.

    Во время обследования логопед также оценит орально-моторные движения и их силу. Такая оценка включает движения челюсти, губ и языка. Логопед может попросить ребенка сглотнуть, пошевелить языком, улыбнуться, лизнуть леденец и так далее, чтобы проверить мышечную координацию.

    Тщательное обследование также включает проверку слуха, уровня вербальных и невербальных коммуникативных навыков, способности к имитации и реакции на устные инструкции. Результаты такого обследования предоставят необходимые данные для разработки плана терапии ребенка.

    Диагностика апраксии у детей с аутизмом

    Помните о том, что диагностика апраксии речи у ребенка с аутизмом может быть особенно затруднительной. Такая диагностика потребует нескольких занятий, в противном случае, ребенок может слишком сильно устать. Обычно мы очень осторожны при диагностике детей слишком маленького возраста и имеющих серьезные нарушения развития, так как они могут отказываться от сотрудничества при выполнении множества задач во время обследования. Как правило, нам нужно, чтобы у ребенка была хоть какая-то речь, чтобы мы смогли услышать и увидеть симптомы апраксии.

    Для нас также важно оценить, как ребенок будет реагировать на разные методики. Например, ребенок сможет имитировать движения по просьбе? Нас особенно интересует, будет ли ребенок внимательно слушать, пока терапевт будет моделировать движения ртом? Ответы на эти вопросы очень важны для составления программы терапии для ребенка с апраксией и аутизмом.

    После того как логопед диагностировал апраксию и разработал индивидуальный план лечения, различные специалисты, в том числе логопеды и эрготерапевты, могут помочь с различными областями программы. Как родители, вы, скорее всего, будете играть в этом плане очень активную роль.

    Визуальная поддержка и устройства для генерации речи

    Логопед может порекомендовать вам использовать вспомогательный метод коммуникации, например, визуальную поддержку (картинки-подсказки) или планшет с программой генерации голоса.

    По опыту мы знаем, что такой подход кажется многим родителям неправильным. Они могут волноваться, что поддержка с помощью изображений или устройства, генерирующего речь, начнет заменять речь ребенка и остановит ее развитие. Хорошие новости в том, что исследования доказывают как раз обратное.

    Альтернативные методы коммуникации поощряют развитие устной речи. Возможно, это происходит потому, что они предоставляют ребенку возможность общаться с окружающими, пока он работает над своими речевыми навыками. В нашей практике мы часто наблюдаем, как связь между изображением и словом помогает невербальным и минимально вербальным детям лучше понимать и использовать слова.

    Другой подход состоит в использовании визуальной жестовой подсказки. Родители или терапевт прикасаются к своему рту, когда они произносят определенный звук. Например, мы можем поднести указательный палец к губам и отодвинуть его, когда мы говорим звук «п». Подсказка привлекает внимание ребенка к тому, как губы формируют определенный звук.

    Мы будем использовать более одной подсказки, когда мы говорим целое слово, чтобы показать разницу между звуками в слове. Комбинация визуальной и вербальной подсказки помогает ребенку сосредоточиться, лучше понять и произнести слово.

    Такая подсказка может быть особенно полезной для детей с аутизмом, которые часто склонны к обучению через зрительное восприятие. Тем не менее, для этого метода необходимо, чтобы ребенок мог уделять внимание подсказкам и подражать им.

    Построение основного словаря

    С этим и другими подходами очень важно всегда начинать с основного словаря. Так называют 10-20 слов, которые выбирают родители и специалист. В основной словарь должны войти те слова, которые чаще всего употребляются в повседневной речи (например, «мама» и «папа»), имеют особое значение для ребенка (например, «поезд», если ребенок очень любит поезда), обозначают самые распространенные действия (например, «есть», «идти» и так далее), и которые проще всего имитировать (в зависимости от навыков ребенка).

    Вместе со специалистом ребенок будет тренироваться в произнесении этих слов в рамках структурированных занятий. Дома же вы будете тренироваться говорить эти слова в естественных ситуациях, когда ребенок сталкивается с этими людьми, предметами или действиями в течении дня.

    Как и с каждым новым навыком, постоянное повторение и практика — это лучший способ улучшить результаты и помочь ребенку стать независимее. Поначалу ребенку может понадобиться помощь в произнесении слова. Затем постепенно она научиться говорить его самостоятельно без ваших подсказок. После этого мы можем ввести новое слово для формирования фразы и так далее.

    Как правило, терапия апраксии представляет собой комбинацию всех этих подходов.

    Что вы можете делать дома

    Если у вашего ребенка диагностировали апраксию, то есть множество стратегий, которые вы можете самостоятельно использовать дома.

    — Возьмите предмет, который хочет ребенок. Держите его у своего рта и четко назовите его. Например: «Паровоз. Ты хочешь паровоз?» Снова повторите название, а затем дайте его ребенку. Такая стратегия поощряет ребенка наблюдать за движениями рта и связывает их с тем, что она хочет.

    — Предложите ребенку выбор из двух предметов, опять держите их рядом со своим ртом, чтобы ребенок ясно видел их. Это будет поощрять ее использовать правильное слово или хотя бы показать на то, что она хочет. Например: «Ты хочешь яблоко или апельсин?» Если она называет или указывает на яблоко, то вы повторяете: «Ты хочешь яблоко».

    — Вы можете использовать различные предметы, чтобы усилить или изменить свой голос и, таким образом, привлечь внимание ребенка. Например, скажите ребенку что-нибудь через пустой картонный цилиндр от туалетной бумаги или через приложение для изменения голоса. Посмотрите, будет ли ребенок отвечать или издавать какие-то звуки в ответ. Хвалите ее за любые усилия. Ваша цель — взаимная коммуникация.

    — Сделайте слова интереснее! Акцентируйте звуки в начале и конце слов. Опять же, ваша цель привлечь внимание ребенка и побудить ее к имитации.

    — Добавляйте звуковые эффекты к чтению книг и играм с игрушками. Все могут мычать как корова или шуметь как самолет! Меняйте громкость и тон звуков.

    — Как можно чаще повторяйте слова из основного словаря в простых предложениях или описаниях занятий. Делайте это, когда вы занимаете ребенка чем-то веселым и интересным. Например, когда вы дуете мыльные пузыри, говорите и подчеркивайте основные слова «пузыри» и «дуй». Сосредоточьтесь на том, чтобы сопровождать одни и те же действия каждый день одними и теми же словами. Пусть эти слова будут совсем простыми. Используйте только короткие предложения. Делайте паузу прежде чем сделать какое-то действие или дать ребенку желанный предмет, чтобы побудить ребенка повторить за вами слово.

    — Поощряйте имитацию через песни. Многие песенки сопровождаются движениями. Например, «Если нравится тебе в ладоши хлоп» и так далее. Музыка часто увлекает детей и побуждает их больше копировать ваши слова и движения, чем обычно.

    Для детей более старшего возраста используйте телефон или планшет для записи слов из основного словаря. Можно сопровождать их видеоклипом, на котором вы показываете на свой рот и медленно говорите слово дважды. Мы рекомендуем завести на телефоне или планшете специальную папку, чтобы ребенок мог просматривать эти видео с вами или самостоятельно.

    sites.google.com