Диагноз

Исправить заикание у ребенка

27.04.2018

Заикание у детей в вопросах и ответах.

1) Почему возникает заикание?

В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть после перенесенного испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова, фразы, стихи в то время, когда это ребенку еще трудно, так как его речь не полностью сформирована.

Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрастному развитию. Например, четырех–пятилетний малыш в разговоре употребляет термины из специальности своего отца или матери. Родители в восторге от «учености» ребенка, но слова эти, несвойственные его возрасту, затрудняют ребенка и в результате могут привести к заиканию.

Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек – все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и как итог – дефект речи.

Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особенно после тяжелых детских болезней – кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, дизентерии и др.) также может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут для нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.

Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.

Заикание бывает двух видов: клоническое и тоническое.

Заиканию детей обычно сопутствует резкое нарушение дыхания.

— Ребенок, перед тем как произнести слово, выдыхает воздух (утечка воздуха), а говорит в то время, когда вдыхает – речь на вдохе. При клоническом заикании ребенок повторяет по нескольку раз один тот же начальный слог или звук: ма-ма-ма-машина, п-п-п-петушок, а иногда, перед тем как произнести слово, повторяет какой-нибудь гласный звук, например: а-а-а-а-а-апельсин, и-и-и-и-игрушка. Клонический вид заикания обычно встречается в первые месяцы речевого расстройства.

Тоническое заикание выражается в том, что ребенок делает длительные остановки и нажим на согласных и гласных звуках, например: п-равда, т-рамвай, й-я думаю, С-аша, А-нюта.

— Кроме того, бывает смешанный вид заикания, когда у ребенка наблюдаются клонические и тонические судороги, например: «Ма-ма-мама, й-я м-огу у-у-у-упасть!» При этом задержка на одном из звуков (м-огу) часто сопровождается настолько резким напряжением, что оно переходит в судорогу, а иногда даже один звук заменяется другим, например: М-биша (Миша), ребенок как бы захлебывается во время разговора;

— Речь ребенка сопровождается коротким, прерывистым, судорожным дыханием, вследствие чего слова, фразы резко разрываются на слоги – ребенок говорит, как при одышке.

— У ребенка перед началом речи появляется длительная задержка дыхания, и он никак не может начать говорить.

Помимо нарушения дыхания, при заикании может иметь место хрипота и частичная потеря голоса. Иногда голос пропадает совсем и ребенок говорит шепотом.

3) Можно ли исправить речь заикающегося ребенка?

В случае появления у ребенка заикания необходимо прежде всего обратиться в детскую поликлинику к врачу-неврологу. Он определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребенка, направит его к логопеду, который окажет ребенку практическую помощь или даст родителям указания, как можно помочь ему в условиях семьи.

Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается. С ребенком, начавшим заикаться, рекомендуется как можно меньше говорить. Не следует задавать ему вопросов, нужно говорить с ним спокойно, не торопясь, но не разбивая слова на слоги. Когда ребенок в видимом затруднении останавливается во время разговора или не может начать говорить, необходимо помогать ему, подсказывая нужные слова или напоминания, чтобы он не спешил, а говорил медленно.

Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воздухе. Кроме того, дневной сон должен длиться не менее 2-х часов, а ночной – 10–11 часов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Желательно по утрам делать обтирание, а на ночь – теплый душ.

Питание четырех-пятикратное, полноценное, с большим количеством витаминов и обязательно в определенные часы.

Режим дня, водные процедуры, питание следует согласовывать с врачом, наблюдающим данного ребенка.

Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находился в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может вызвать у ребенка резкое возбуждение, что в свою очередь обычно содействует ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатлений (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.)

В семье, где имеется заикающийся ребенок, следует установить речевой режим. Члены семьи должны следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной, внятной. Слыша вокруг себя правильную речь, заикающийся ребенок невольно будет подражать ей, и заикание постепенно будет ослабевать, а в некоторых случаях может даже полностью исчезнуть.

Задача родителей состоит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, кроме соблюдения в семье речевого режима, следует ежедневно в течение 20–30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, развитию речевого дыхания, координации слова и движения, игровые упражнения для развития голоса.

Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, или «окунуть» руки в краски и «разбрызгивать» их в разные стороны, при этом называя цвета и т. д.

При проведении упражнений по развитию речевого дыхания используются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки), сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом ф-ф-ф.

Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка – у-у-у, жужжанию пчелы, мухи, жука – ж-ж-ж, шипению гуся – ш-ш-ш и др.

Необходимость занятий по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо, неуверенно, и это еще усиливает дефект их речи.

Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что сопровождение текста игр сопровождается хлопками, ударами и подбрасываниями мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. сопровождение текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.

Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует сопряженное и отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.

При сопряженном чтении взрослый предлагает ребенку вместе прочитать сказку; сначала взрослый один четко медленно произносит фразу, затем повторяет ее вместе с ребенком. Фразы дают короткие, в два–три слова на один выдох. Когда этот вид чтения усвоен ребенком, можно переходить к отраженному чтению. При отраженном чтении фразу сначала произносит взрослый, а затем ребенок произносит ее самостоятельно.

Для отраженного чтения, а затем и для самостоятельного чтения наизусть, рекомендуется стихотворный материал, т. к. гладкий ритмичный текст стихов хорошо помогает заикающимся изживать торопливость, аритмичность речи. На первых порах следует давать короткие стихи в две, три строки.

При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.

После отраженного чтение возможен переход к упражнениям в вопросно–ответной форме речи. Их можно проводить следующим образом: взрослый дает ребенку большие карты, как для игры в лото, а маленькие карты-накрывашки кладет стопкой на стол; потом берет из стопки картинку и спрашивает: «У тебя есть бабочка?» Ребенок отвечает: «У меня есть бабочка. Бабочка желтая» и т. д. С ребенком от пяти до семи лет игры проводятся по темам «Игрушки», «Домашние животные» и т. д.

 Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.

 Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.

 Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.

 Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.

 Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.

 Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.

 Гласные звуки произноси широко и громко.

 Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.

 В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.

 Короткие предложения, состоящие из 3–4-х слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.

 Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3–4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.

 Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.

 Говори громко, четко, выразительно.

5) Как вести себя родителям с ребенком,

который начал заикаться

 Взять себя в руки и не паниковать.

 Попытаться разобраться в причинах дефекта.

 Создать дома спокойную обстановку.

 Не ссорится при ребенке и не конфликтовать.

 Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).

 Исключить шумные игры и шумные детские компании.

 Уменьшить интеллектуальную нагрузку.

 Помочь избавиться от страхов.

 Выработать уверенность в себе.

 Найти правильную тактику воспитания.

 Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.

 При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.

 Научить правильно общаться.

 Постараться не ломать его стереотипы.

 Повременить с оформлением в детский сад.

 Как можно реже ходить в гости.

 Не приглашать часто к себе гостей.

 Ослабить нервное напряжение.

 Любыми способами отвлекать его от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.

 Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.

 Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.

 Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.

6) Как не надо вести себя родителям с ребенком,

 Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.

 Акцентировать внимание на дефекте и в присутствии ребенка жалеть его.

 Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.

 Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.

 Ссориться, конфликтовать, пугать.

 Увеличивать интеллектуальную нагрузку,

 Постоянно ломать стереотипы.

 Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависит от Вас.

www.b17.ru

Заикание у ребенка: что делать

Родители с восторгом ждут первого "агу" крохи, гуления и первых слов. И вот малыш уже начинает выговаривать слова, складывать их в предложения, но тут иногда выясняется, что ребенок заикается. Что делать? К каким специалистам обращаться за помощью? И как себя вести в такой ситуации, как помочь малышу максимально эффективно?

Главное — не паниковать! Ведь, как правило, своевременно выявленное заикание у детей лечится достаточно быстро — в период от 4 месяцев. Разумеется, при условии выполнения всех рекомендаций логопеда-заиколога.

Логопед Светлана Томилина советует обращать внимание на качество произношения у ребенка особенно в возрасте 2,5 – 4,5 лет: в это время риск начала заикания наиболее высок, так как идет период активного речевого развития.

Нередко родители на приеме у логопеда интересуются, почему же их ребенок начал заикаться. Специалисты называют два типа причин появления этой болезни: располагающие и вызывающие.

В первом случае врачи отмечают неблагополучное течение беременности, нервно-психическую ослабленность детей вследствие перенесенной родовой травмы, наследственный фактор, частые болезни первых лет жизни ребенка и особый тип его нервной системы.

Вызывающих причин гораздо больше и все они, к сожалению, достаточно будничны. Спровоцировать заикание может сильный испуг: ребенка может напугать собака, гроза, страшная сцена в фильме. Нередко малыш начинает заикаться из-за неблагополучной обстановки в семье. Также заикание может быть симптомом другого заболевания — невроза. В этом случае необходима помощь как логопеда, так и невролога.

Психолог-консультант Арина Липкина убеждена, что у появления детского заикания есть и психологические факторы. Это может быть криком о помощи со стороны ребенка: он подсознательно использует такую речь, чтобы привлечь к себе внимание своих родителей.

Например, когда общение и интерес смещаются в сторону другого члена семьи, чаще всего новорожденного: старший ребенок может предположить, что родители его больше не любят и тогда заикание будет способом его борьбы за свое место в семейной иерархии. Заикание может появиться и в случае изменения привычного образа жизни: переезда или потери близких.

Заикание: как помочь ребенку

Задача родителей — не усугублять ситуацию и не акцентировать внимание ребенка на его недуге. В течение всего периода лечения необходимо демонстрировать малышу, что они заинтересованы не в том, как он говорит, а в том, что он произносит.

Психолог Арина Липкина рекомендует родителям несколько простых правил, соблюдение которых должно помочь ребенку преодолеть заикание:

  • сохранять зрительный контакт с малышом, когда ему трудно говорить;
  • не перебивать и давать самостоятельно заканчивать свою речь;
  • следить за собственным темпом речи, говорить более медленно и останавливаться после каждого вопроса;
  • сократить количество задаваемых ребенку вопросов, чтобы снизить у него чувство давления;
  • в диалоге с ребенком строить короткие и простые предложения;
  • не делать ему привилегии в связи с заиканием, он так же, как и все, должен подчиняться правилам в семье и быть дисциплинированным;
  • пересмотреть образ жизни семьи. Он не должен быть хаотичным и суетливым;
  • следить за тем, чтобы ребенок не перевозбуждался и не слишком уставал;
  • не рассматривать заикание как проблему, ведь тревоги родителей дети отлично перехватывают, и это начинает их угнетать и мешать лечению.
  • Специалист по проблемам речи Светлана Томилина призывает родителей не отдавать ситуацию с заиканием ребенка лишь на откуп логопеду в детском саду. Ошибочно мнение, что любой логопед сможет и звукопроизношение исправить, и от заикания избавить. Здесь необходим профильный специалист, умеющий работать с заиканием.

    Полноценное лечение ребенка от речевого недуга — процесс непростой. Настоятельно рекомендуется в это время сократить его внешнее общение до минимума. Это значит, что малышу придется не посещать детский сад, а кому-то из родителей временно пожертвовать работой, если нет спасительных бабушек-дедушек.

    Телевизор не должен работать даже фоном, в доме должно быть меньше лишних звуков. И в общении с ребенком взрослые обязаны говорить медленнее, чем обычно, и максимально правильно.

    Все должны перейти в режим категорического ограничения речи. Со временем это фактор автоматизируется, и ребенок привыкнет говорить правильно.

    Заикание: защитить ребенка от насмешек

    Во время лечения ребенка, страдающего заиканием, изолировать его от общения важно и потому, что в детском саду он может стать мишенью для насмешек со стороны сверстников. Ведь всегда найдутся те, кто преднамеренно издевается и травит кого-то из своего окружения. Задача родителей — свести к минимуму травмирующие ребенка ситуации.

    Дети нередко исключают заикающихся из своего круга общения, словно они недостаточно хороши для того, чтобы с ними дружили. Отсюда у заикающегося ребенка может появиться чувство стыда и снижение самооценки.

    По мнению психолога Арины Липкиной, если дошкольники еще не так привязаны к оценке социума, поскольку больше сосредоточены на родителях, то с 6-7 лет эта ситуация меняется.

    Любое отклонение от нормы выбрасывает заикающихся детей из той малой группы, в которой они должны развиваться и реализовываться. Это оказывает огромное влияние на самооценку ребенка, в нем появляется состояние отчуждения и непринятия обществом.

    Закрытость и застенчивость еще сильнее закрепляют заикание и порождают новые проблемы, например, социальную фобию.

    Чтобы избежать подобной ситуации, страдающий заиканием ребенок в общении со сверстниками должен показывать свои сильные стороны, завоевывать авторитет и признание через развитие своих способностей и лучших, чем у большинства, навыков.

    Сегодня существует несколько наиболее эффективных методик избавления от этого заболевания: Власовой, Чевелевой, Селиверствова, Андроновой-Арутюнян. Каждая из них имеет свои преимущества.

    Какая именно будет выбрана для лечения ребенка от заикания — решает логопед-заиколог после детального осмотра маленького пациента.

    Чаще всего в арсенал специалистов входит режим молчания, логопедическая ритмика, дыхательная гимнастика, замедленный темп речи, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики, голосовые упражнения, физиотерапевтические процедуры и лечебная физкультура.

    Светлана Томилина предостерегает родителей от лже-пути, по которому подчас готовы пойти многие, чьи дети страдают заиканием. Это заболевание нельзя вылечить только при помощи лекарств.

    Поэтому если поступает подобное предложение, перед вами — врач-мошенник. Единственное, что могут рекомендовать логопеды-заикологи — это лекарственные сборы и травы, которые благотворно влияют на нервную систему и оказывают успокоительное воздействие.

    А вот неврологи, в свою очередь, делают медикаментозные назначения, которые могут значительно ускорить процесс оздоровления речи ребенка.

    ivona.bigmir.net

    Что делать, если ребенок заикается? Советы логопеда

    Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!». На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды. И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.

    Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.

    Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.

    Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

    1. При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
    2. Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Заикающимся свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.

    3.Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

    Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры. Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:

    • Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия. Уточните, есть ли у психолога сертификаты о прохождении курсов повышения квалификации по этим направлениями психокоррекции.
    • Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
    • Проводим курс расслабляющего массажа.
    • Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.
    • При коррекции заикания делаем так:

    • Посещаем и выполняем все рекомендации психоневролога.
    • Занимаемся с логопедом регулярно и систематически. Заикание имеет неприятную особенность возвращаться, особенно на фоне стресса. Так, устранив заикание до школы, нужно быть особенно внимательными, когда малыш пойдет в 1 класс. Школьная адаптация и нервно-эмоциональное напряжение, с этим связанное, может спровоцировать нарушение речи.
    • Проводим курс расслабляющего массажа, причем не один.
    • Занимаемся с психологом.
    • Советы родителям на каждый день.

      Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

    • Следите, как — быстро или медленно — вы говорите с ребенком и как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.
    • Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.
    • Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день.
    • Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.
    • Если ваш малыш стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.
    • Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет.
    • При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания.
    • Если запинки в речи малыша проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают самого ребенка – то кроме консультации у логопеда ничего делать не нужно. При правильном психолого-педагогическом подходе все это проходит само собой.

      vseodetishkah.ru

      Расстройства речи исправить можно в любом возрасте

      Рассказывает логопед Людмила Микус

      Расстройства речи исправить можно в любом возрасте. Но лучше не тянуть

      На то, чтобы исправить картавость, у 40-летнего москвича ушел год. В детском возрасте для этого было бы достаточно нескольких занятий.

      Среди пациентов логопеда московского психосоматического центра Людмилы Микус — и дошкольники, и подростки, и студенты, и взрослые. Главное, говорит специалист, — преодолеть психологический барьер и обратиться за помощью. А дальше — практически во всех случаях, если нет врожденных патологий – речь исправить можно.

      Чем быстрее — тем лучше

      Недавно Людмиле Микус пришлось работать с 6-летней девочкой, которая заикалась и запиналась два года и самостоятельно этот дефект родители исправить не могли.

      — Очень приятно, что нам, вместе с родителями удалось полностью преодолеть проблему, — говорит логопед. — Мы научились, как начинать произносить предложения, как произносить гласные и согласные, а также как правильно дышать.

      За месяц занятий девочка справилась с проблемами произношения, перестала заикаться и вообще начала увереннее себя чувствовать, стала коммуникабельнее, больше общается в садике.

      Обычно заикаются те дети, у которых ослаблена нервная система, объясняет специалист. Немаловажную роль играет и фактор наследственности.

      — Например, в этом случае ребенок, подражая произношению матери, которая тоже заикалась, начинает заикаться и сам, — продолжает врач. — Кстати, подражает малыш не только родителям, но и другим детям — на улице или в саду.

      Заикание и запинание может появиться и тогда, если дети ослаблены, перенесли инфекционные заболевания, или же на фоне хронического или кратковременного сильного стресса.

      Заикание, на которое своевременно не обратили внимание, переходит во взрослый возраст.

      — Старшему моему пациенту — 40 лет, — говорит врач. — Мужчина не произносил звук «р», и в итоге понял, что комплексует из-за этого и захотел исправить свою речь. Мы работали год. Но картавость преодолели. Для сравнения — в дошкольном возрасте на это уйдет несколько занятий. Максимум — месяц.

      Кроме запинок, у дошкольников нередко встречается и дислалия, то есть нарушение произношения отдельных звуков, рассказывает логопед. Чаще всего это шипящие («ж», «ч», «ш», «щ»), свистящие («з», «с», «ц») и сонорные звуки — «р» и «л».

      Впрочем, до 5 лет нарушения речи считаются нормой, добавляет логопед. Однако после 5 лет речь ребенка уже должна быть без дефектов, логическая и связная.

      — Да, многие дети могут «перерасти» такие нарушения, — замечает врач. — Но нередко расстройства речи остаются на всю жизнь. А с возрастом исправлять их становится все сложнее.

      Кстати, дефекты произношения со временем обязательно отразятся и на письме, добавляет специалист. Если ребенок неправильно говорит — он не будет и правильно писать.

      — Часто я привожу родителям примеры наших публичных людей, политиков, депутатов, которые в зрелом возрасте имеют заметные дефекты речи. На них просто вовремя не обратили внимание.

      Со всеми случаями нарушений речи логопед работает индивидуально и поэтапно по специальным методикам, в форме игры. Сначала, с помощью специальных упражнений, ребенок учится произносить тот звук, который раньше ему «не давался». Привычку доводят до автоматизма, ребенок учится отличать этот звук от других, сходных по артикуляции. Потом — вводит его в речь — слова и предложения.

      — Продолжительность курса занятий зависит от природных возможностей ребенка, от его усидчивости, артикуляционной моторики, — замечает логопед. — У разных детей это может занять от месяца до года — в сложных случаях, когда ребенок не произносит 10-12 звуков.

      Самые распространенные ошибки родителей

      Самая распространенная ошибка родителей, по словам логопеда, в том, что они пренебрегают нарушениями речи у своих детей и вовремя не обращаются к врачу.

      — А ребенок из-за этого теряет время, отведенное Богом на овладение языком, — замечает врач.

      Еще одна ошибка взрослых в том, что они недостаточно следят за собственным языком.

      — Бывает, что родители говорят слишком быстро, а в результате теряется качество и четкость речи, — говорит логопед. — Поэтому речь ребенка тоже развиваться с нарушениями. Кстати, лучше не употреблять слишком много уменьшительно-ласкательных слов. Это затягивает период формирования речи.

      Важно также, говорит специалист, не форсировать события и не слишком подталкивать ребенка в развитии.

      — Конечно, все хотят, чтобы их дети быстрее заговорили, скорее начали читать-считать, — говорит врач. — Но такое форсирование развития может спровоцировать заикание.

      Когда тянуть не стоит

      Чтобы вовремя заметить нарушения в речевом развитии ребенка, родителям стоит знать основные этапы развития речи, напоминает Людмила Микус.

      — В 2-3 месяца ребенок начинает гулить, а впоследствии, в 3-4 — лепетать, — говорит логопед. — Эта самая языковая практика имеет большое значение для дальнейшего развития. Так малыш осваивает простейшие движения речевого аппарата. Ребенок подражает родителям, развивается его слуховое внимание.

      В год появляются первые лепетные слова. В год и шесть месяцев — первая простая фраза. В языке двухлетнего ребенка уже есть около трехсот слов. А в 3-4 года их уже полторы тысячи. Об уровне развития своего ребенка родители обычно делают вывод, сравнивая его с ровесниками. И если становится заметно, что их ребенок более молчаливый, стоит обратить на это внимание и поискать причину.

      — Если, например, у двухлетнего ребенка в словарном запасе всего несколько слов — это уже первый сигнал о нарушении речевого развития, — замечает специалист. — Есть дети, которые в разговоре используют очень много жестов, пытаясь заменить ими слова. Тогда к логопеду следует обращаться и раньше, не дожидаясь 5-летнего возраста. Здесь нужно комплексное тщательное обследование, чтобы исключить недостатки слуха или отставаний в умственном развитии, которые тоже могут быть причиной нарушения речи. Для этого может потребоваться консультация отоларинголога, невропатолога.

      Кстати, все движения — и тела и речевого аппарата — имеют единые механизмы, добавляет логопед. Поэтому развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на развитие речи ребенка. Полезным будет и массаж пальчиков, а пальчиковые игры разовьют не только двигательную моторику, но и умение ребенка слушать.

      «Заикание — это один из способов защиты от «опасного мира»

      Люди, которые заикаются, — «белые вороны» в любом коллективе. Однако часто они все же медлят с обращением к специалистам, чтобы исправить этот недостаток.

      Заикание — это один из защитных механизмов, объясняет московский психоаналитик Андрей Ковалевич. Оно мешает социальной адаптации, однако дает хотя бы минимальное чувство комфорта в «опасном» мире. И бывает, что человеку трудно отказаться от такого способа защиты именно потому, что он не уверен, сможет ли заменить его другим.

      — Мне приходилось немало работать с людьми, которые заикаются, — рассказывает психоаналитик. — Убедился, что, как правило, они очень неуверенны в себе. Обычно им трудно добиться успеха в жизни. Очень редко можно видеть веселого коммуникабельного заику, который сделал успешную карьеру. Чаще всего — это замкнутые немногословные мрачные люди, которые имеют острое чувство собственной неполноценности.

      Впрочем, заикание, как ни странно, может играть и относительно положительную роль в жизни человека, продолжает психоаналитик. Когда человек начинает заикаться — а это, как правило, усиливается в моменты эмоционального напряжения — это ему помогает скрыть свои эмоции. В таких паузах человек имеет время взвесить — что и как он может сказать, а чего ему говорить не стоит.

      — Например, в детском возрасте заикание может возникать из-за того, что семья вызывает у ребенка большую неуверенности в себе, — говорит психоаналитик. — Бывает, что малыша воспитывают в семье, где взрослые привыкли скрывать свои эмоции. И ребенок может начать подсознательно притормаживать собственную речь, чтобы посмотреть, какой будет реакция на него, лучше оценить ситуацию.

      Но заикание — неэффективная защита, подчеркивает специалист. Ведь оно еще больше отдаляет человека от других, еще глубже загоняет внутрь его эмоции.

      — Поэтому, чтобы устранить недостатки речи, довольно часто приходится развивать способность проявлять свои чувства, открываться другим, — объясняет Андрей Ковалевич. — И кабинет психоаналитика — это своего рода лаборатория, где люди учатся касаться своих страхов, фантазий и переживаний. А впоследствии, получив положительный опыт в таких искусственно созданных условиях, в отношениях с психоаналитиком, пробуют перенести приобретенный опыт и во внешний мир.

      А медлят люди с визитом к специалисту, как убедился столичный психоаналитик, именно потому, что имеют подсознательный страх потерять тот защитный механизм, к которому они привыкли.

      — Менять его они не хотят, поскольку это означает, что на время нужно будет остаться беззащитным, — говорит Андрей Ковалевич. — Например, перестать заикаться, начать плавно и ясно выражать свои мысли и чувства. Часто люди видят в этом опасность для себя, потому что боятся потерять над собой контроль.

      И работа психоаналитика заключается именно в том, чтобы помочь человеку изменить такую нерациональную защиту на другую — зрелую и здоровую. Таким, например, может быть рационализация, при которой человек учится справляться со своими эмоциям при помощи интеллекта. Или морализация — обращение к определенным моральным устоям. Это тоже защитные механизмы, но — позитивные, которые в дальнейшем не будут создавать неудобств в социальной жизни.

      f-journal.ru

      Исправить заикание у ребенка

      Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях речевого аппарата.

      При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

      • ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (Это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже, заикаясь. Если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить.);
      • употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
      • повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
      • вынужденные остановки в середине слова, фразы;
      • затруднения перед началом речи.
      • Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными. Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической невротизации — постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей. К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

        Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.

        Знание этих причин должно помочь родителям и педагогам вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.

        Ввиду того, что у заикающихся детей и детей группы риска ослаблена нервная система, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.

        Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т.п.

        Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном.

        Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду, в школе.

        Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и т.п.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания.

        Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.

        Педагогам необходимо помнить следующее. В случае поступления заикающегося ребенка в детский сад или школу нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткости, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

        Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

        Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к ребенку. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем, им полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

        Таких детей нельзя спрашивать первыми на уроках. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, учитель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

        На празднике надо предоставить ребенку возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы.

        Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.

        Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

        logoped.ru