Диагноз

Исследование на стресс

14.07.2018

Украинцы страдают из-за беспомощности — социологи

Впервые за три года людей, переживших стресс, стало меньше

Каждый второй украинец в прошлом году испытал стресс. Таковы результаты всеукраинского (кроме оккупированных территорий Донбасса и Крыма) исследования Киевского международного института социологии (КМИС).

Более половины опрошенных украинцев (53%) в прошлом году оказывались в стрессовой ситуации. Исследователи выделили 8 самых распространенных причин стресса. Чаще всего причиной своих душевных переживаний опрашиваемые назвали чувство беспомощности перед определенными жизненными обстоятельствами (13% опрошенных). Стресс из-за болезни родственников пережили 12% респондентов, за ними в списке — те, кто у кого был стресс из-за собственной тяжелой болезни либо операции — 9%, что на 2% меньше, чем в 2016 году. Зато украинцев, пострадавших от подлости окружающих и утраты веры в других людей, стало меньше — всего 8% (в 2016 году таких было 14%). Замыкают «стрессовую» пятерку 8% украинцев, кто остался в нынешних реалиях без средств к существованию. Менее распространенными причинами стресса стали смерть родственников, потеря работы и вынужденная безработица.

В КМИС уточняют, что в целом число украинцев, пе­реживших стресс, по сравнению с предыдущим годом, снизилось на 5% (было 58%). Но все равно такой уровень неутешительный.

«53% людей, переживших стресс, — это много. Да, практически все люди время от времени вы­нуждены находиться в стрессовой ситуации, но цифра должна быть хотя бы вдвое меньше, — сказал «Сегодня» гендиректор КМИС Владимир Паниотто. — Скажу еще об одной цифре. Другое исследование — уровня счастья — по­казывает, что несмотря на все происходящее в стране, этот показатель не упал. В Украине счастливых людей вдвое больше, чем несчастных. Уровень счастья упал непосредст­венно среди тех людей, которые столкнулись с военными действиями».

Говоря о подверженности украинцев стрессу, социологи говорят, что исправить положение вещей поможет улучшение социально-политической ситуации в стране.

«В одном из наших исследований, где речь идет об уровне здоровья, счастья, коррупции, мы отмечали, что ситуация в стране сильно ухудшилась с 2014-го по 2015 годы. Тогда уровень бедности вырос вдвое. С 2015 по 2016 годы этот показатель практически не менялся. И только спустя три года ситуация начала исправляться, — говорит Паниотто. — Однако многие люди, возможно из-за неправильной подачи информации в СМИ, считают, что жить стало хуже».

Люди просят побороть агрессию

Практикующие психологи рассказали нам, что, по их наблюдениям, за последние годы не стало больше людей, которые бы спешили к ним за помощью. Но вместе с тем разнообразнее стали поводы обращений.

«Я не сказала бы, что стали обращаться чаще, — сказала нам член Ассоциации психологов Украины Надежда Лунева. — Как и раньше, люди идут, чтобы решить свои проблемы в семейных отношениях, с противоположным полом. Бывают и случаи панических атак, навязчивых состояний. За помощью к психологам обращаются, выбирая направление в учебе. В таких случаях психолог помогает прислушаться к себе, понять, чего именно хочется».

Еще один практикующий психолог, Лилия Воронина, рассказала нам, что люди стали чаще обращаться к «лекарям душ», чтобы те помогли снизить уровень агрессии.

«Люди признают, что есть проблемы с гневом, и просят помочь научить самоконтролю, чтобы избежать в будущем печальных последствий», — рассказал Воронина.

www.segodnya.ua

Исследование проявлений учебного стресса в жизни студентов

Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблема психического здоровья студентов весьма актуальна.

Стресс — это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента.

Стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету [2]. Причину, вызывающую стресс, психологи называют стрессор. Стрессоры — разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния – стресса [1,230]

В основном, у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии. Очень часто в жизни студента возникают такие ситуации, когда одно дело еще не закончено, а необходимо уже браться за другое, когда при всем желании не успеваешь сделать уроки, выполнить какие-то обязанности по дому, мало времени на подготовку к экзамену.

Когда человек попадает в цейтнот, он сначала все-таки пытается успеть сделать все (иногда за счет сна и отдыха), а потом наступает момент, когда он чувствует бессилие, наступает апатия, все валится из рук и ничего не хочется делать.

Стресс, испытываемый студентами, сказывается на обучении. Трудности с успеваемостью, в свою очередь, также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.

Исследования (данной проблемой занимались такие учёные-психологи, как Юрий Викторович Щербатых, Дэвид Майерс, Ганс Селье, Юрий Иосифович Александров и др.) показали, что стресс — это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним.

Актуальной становится задача развития у студентов навыков самоконтроля, формирования навыков управления факторами, вызывающими стресс.

Авторами статьи было проведено исследование влияния факторов личного и учебного плана на возникновение стресса у студентов первого курса и выявление основных приёмов и методов борьбы со стрессами. Возраст участников — 16-18 лет, пол – женский; количество респондентов – 21 человек. Это студентки специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Для исследования были использованы 2 методики:

Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых [4]. Данный тест позволяет определить основные причины учебного стресса; выявить, в чем проявляется стресс; определить основные приемы снятия стресса студентами.

Студентам предлагалось ответить на 7 вопросов различного содержания.

Тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона (студентам предлагалось ответить на 10 вопросов) [4]. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости.

Результаты проведенного тестирования были представлены в форме диаграмм, гистограмм, таблиц и анализа полученных результатов.

В результате нашего исследования мы выяснили, что основными причинами возникновения стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые появляются из-за большого количества заданий по разным учебным дисциплинам, отсутствие учебников, строгие преподаватели, непостоянное расписание, занятия в две смены, излишне серьёзное отношение к учёбе (Рис.1.)

Вклад отдельных проблем в общую картину стресса

Многие студенты – первокурсники не умеют организовывать свой режим, недосыпают, некоторые из них не используют выходные дни для отдыха, что ведет к ухудшению работоспособности, внимания, памяти, и в целом, к значительному снижению успеваемости. Студенты сталкиваются с такими проблемами и трудностями, как:

— несданные вовремя лабораторные работы;

— невыполненные или выполненные неправильно задания;

— большое количество пропусков по какому-либо предмету;

— недостаточно полные знания по дисциплине;

— плохая успеваемость по определенной дисциплине;

— отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

— плохие физические условия: отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум.

Стресс, связанный с учёбой (Рис.2.), проявляется в постоянной спешке, нехватке времени, плохом настроении, плохом сне, потере уверенности, снижении самооценки, повышении утомляемости, что сказывается на понижении работоспособности студентов.

Средний показатель экзаменационного волнения в группе составляет 87% . Данный показатель значительно превышает норму, что лишь подтверждает, что ситуация проверки знаний является серьезным стрессогенным фактором. У большинства студентов проявляются такие признаки экзаменационного стресса, как учащенное сердцебиение, скованность и дрожание мышц, головные боли. Также отдельные студенты выделили затрудненную речь.

Основными способами снятия стресса (Рис.3.) является сон (15респондентов), общение с друзьями и любимым человеком (18 респондентов). Прогулка на свежем воздухе (13 респондентов) и вкусная еда (13 респондентов) тоже являются эффективными способами снятия стресса. Радует то, что алкоголь, наркотики для снятия стресса в исследуемой группе не используются.

Анализ полученных результатов диагностики стрессоустойчивости студентов показал, что самое большое количество баллов среди тестируемых набрали 3 респондента (от 24,2 — 34,1 баллов). Это низкая степень сопротивляемости стрессу, что говорит о том, что стрессовые ситуации оказывают немалое влияние на их жизнь, и студенты им не очень сильно сопротивляются.

2 респондента из 21, набравшие самое маленькое количество баллов (от 6,8 — 14,1 баллов), имеют высокий уровень устойчивости к стрессовым ситуациям.

16 студентов имеют средний уровень стрессоустойчивости (14,2 — 24,1 баллов), который соответствует в меру напряженной жизни активного человека.

Совершенно исключить из студенческой жизни стрессовые ситуации невозможно, однако можно попытаться свести к минимуму.

В ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского» многое делается, чтобы помочь студентам избежать цейтнота: режим дня ОУ, расписание занятий, экзаменов, план работы на семестр, (год), график дежурств и т.п. Это позволяет распланировать свои повседневные дела, чтобы ничего не забыть и не столкнуться с внезапной необходимостью что-то срочно доделывать в последний момент; не браться за несколько дел одновременно, выполнять некоторые задания заранее с учетом своей нагрузки, чтобы предотвратить стресс в период сессии. Наблюдения показывают, что основная масса студентов совершенно не придерживаются этих правил.

Особо следует подчеркнуть, что, планируя свои дела, необходимо учитывать время для отдыха и восстановления сил.

Для сохранения своих душевных и физических сил студентам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Существуют методы быстрой мобилизации ресурсов и восстановления сил, например, массаж активных точек:

— массаж мочек ушей;

— надавливание большим пальцем на точку между нижней губой и подбородком;

— массаж переносицы и области «третьего глаза»;

— противострессовое дыхание (дыхательная гимнастика):

— вдох на 4 счёта; задержка дыхания на 4 счёта; выдох на 4 счёта; задержка дыхания на 4 счёта (повторить 4-5раз) и др.

Таким образом, в результате исследования были сделаны выводы, что студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций; важнейшим стрессогеном является острая нехватка времени, сопровождающая студенческую жизнь с первого до последнего года учебы. Именно ограничение во времени — физиологически самый вредный фактор, приводящий к нарушению физического и психического здоровья.

Стресс в учебном процессе необходимо и возможно регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, психологов. Возможно, пути ее решения кроются в профессиональной мотивации студентов и во внедрении в учебный процесс основ здорового образа жизни, здоровьесберегающих технологий.

Ганс Селье писал: «Вопреки расхожему мнению, мы не должны, да и не в состоянии, избегать стресса. Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем его механизм и выработаем соответствующую философию жизни». [3]

e-koncept.ru

Исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростков (стр. 1 из 13)

Исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка

Изучение эмоционального развития является одной из актуаль­ных проблем психологии. Ее теоретическая значимость определяется необходимостью выявления общих закономерностей онтогенеза челове­ческой психики и создания целостной концепции психического разви­тия. До сих пор проблема эмоционального развития остается теорети­чески наименее разработанной.

Вместе с тем ее решения требует не только логика развития пси­хологического знания, но и практические запросы. Эмоциональная сфе­ра является непосредственным объектом воздействий в психотерапии и психокоррекции. Нельзя добиться их эффективности без знания осо­бенностей строения эмоций и закономерностей их развития. Необхо­димость разработки этой проблемы обусловлена также теми требова­ниями, которые к научному знанию предъявляет практика психодиаг­ностики и воспитания.

Особую важность имеет изучение эмоционального развития в под­ростковом возрасте. Подростковый период — наиболее эмоциогенный, критический период развития, сопряженный со специфическими эмоцио­нальными трудностями. Он является периодом кризиса адаптацион­ного равновесия. В связи с этим возникает вопрос о связи стрессовых расстройств в подростковом возрасте с осо­бенностями эмоционального развития.

В настоящее время наблюдается дефицит исследований, которые разрабатывали бы собственно вопросы эмоционального развития под­ростка. Тем не менее, в различных теориях подросткового возраста, так или иначе, затрагиваются эти проблемы. Существуют различные варианты интерпретации эмоциональных сдвигов в подростковый период. Возникновение определенных чувств, переживаний рассматривается как производное от процессов полового созревания, развития "Я", осо­бенностей социального статуса подростка (Якобсон, 1966; Божович, 1958; Драгунова Т.,1972, Кон И.,1982, 1984 и др.).

Актуальность исследования. Вопросы психики в подростковом возрасте всегда волновали психологов, т.к. хорошо понимали, что именно в период подросткового возраста закладываются основные черты характера, стиль поведения человека, его привычки, жизненные ориентации и т.д. И от того, насколько положительно будет пройден этот этап, будет зависеть дальнейшая взрослая жизнь человека, одним из факторов, могущих помешать нормальному (без отклонений) становлению личности, может стать перенесенный эмоциональный стресс.

Гипотеза: эмоциональный стресс подросткового возраста влияет на психическую и социальную жизнь человека, проявляется в дисгормоничности, протеворичивости личностных характеристик.

Цель работы: исследование влияния эмоционального стресса на психофункциональное состояние подростка.

1. Особенности проявления и возникновения эмоционального стресса.

2. Выявить причины эмоционального стресса.

3. Определить последствия для человека, перенесенного эмоциональный стресс.

4. Определить механизм возникновения эмоционального стресса.

5. Рассмотреть методы коррекции эмоционального стресса.

6. Выявить систему методов диагностики эмоционального стресса и его последствия.

Объект исследования: эмоциональный стресс у подростков.

Предмет исследования: влияние эмоционального стресса на развитие личности.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в процедурах консультирования и диагностики детей и взрослых, перенесенных эмоциональный стресс.

1. Самооценка тревожности, фрустрированности и агрессивности

2. Исследование тревожности (опросник Спилберга — Ханина)

3. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса — Дарки)

4. Тест «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение»

5. Опросник Г.Айзенка

6. Определение силы нервных процессов при помощи теппинг-теста.

I. Особенности проявления эмоционального стресса в подростковом возрасте

1.1.Ключевые понятия в определении стресса

«Термин "стресс" встречается в современной литературе как обозначающий следующие понятия:

· сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на орга­низм воздействие;

· сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

· сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для орга­низма реакции разного рода;

· неспецифические черты (элементы) физиологических и психо­логических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

· неспецифические черты (элементы) физиологических и психо­логических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма».

Наиболее адекватно в современной психологии признается последняя из указанных трактовок термина "стресс". Также признается возможным пони­мание стресса как неспецифических физиологических и психологи­ческих проявлений приспособительной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле. Неспецифические же проявления адап­тивной активности при действии любых значительных для организ­ма факторов обозначают как стресс в широком смысле. «Несколько иначе рассматривает стресс А.А. Welford, характеризуя его как результат несоответствия возможностей организма и предъявляемых к нему требований. Нечто подобное находим у П. Фресса, ха­рактеризующего стресс как все личные и социальные конфликты, не находящие своего разрешения».

Таким образом, стрессовым можно считать практически любое состояние человека, на которого воздействуют любые факторы внешней и внут­ренней сред, вызывающие ответную реакцию организма. Более того, понятие "стресс", по выражению В. Гошека, относится к широ­ким понятиям, имеющим "все включающий и все объясняющий харак­тер", поэтому использовать его необходимо рационально. С данной трактовкой понятия "стресс" трудно соглашают­ся современные психологи, как и с такой, которая ограничивает это понятие рамками патоло­гии. В большей степени придерживаются традиционного понима­ния стресса как общей защитной реакции на негативные стимулы и воз­действия, включая депривацию жизненно важных функций.

У человека и высокоорганизованных животных состояние стрес­са равнозначно состоянию отрицательных эмоций, протекающих на фоне повышенной физиологической активности. Аналогичное пони­мание стресса наблюдаем у многих авторов, предлагающих свои толкования понятия "стресс". Всех их объединяет наличие в трактовке негативных стимулов в развитии защитных реакций организма. «Так, Ю.Г. Чирков указывает на то, что стресс — это угроза, беда, на­пасть; Р. Лазарус расценивает угрозу как предвосхищение че­ловеком будущего столкновения с какой-то опасностью и считает ее ключевым механизмом развития эмоционального стресса; В.В. Суво­рова определяет стресс как чрезвычайное состояние, которое необходимо преодолеть, из которого надо выйти; Ю.Б. Абрамов и М.А. Уколова считают, что стресс — это приспособительная ре­акция по отношению к сильным угрожающим жизни раздражителям, и возникает он в конфликтных ситуациях, в которых животное и чело­век не имеют возможности удовлетворять свои потребности; А.В. Вальдман с соавторами склонны понимать эмоциональный стресс как реакцию организма на угрозу, которая воспринимается дистантно, вызывает соответствующее эмоциональное отношение к данному воздействию, что является запускающим процессом подготовки орга­низма к возможным последствиям, а так же как личную реакцию на аверсивный (негативно оцениваемый) сигнал, имеющий вид целост­ной, динамично развивающейся функциональной системы». По отно­шению к человеку специфика стресса состоит в сознательной перера­ботке отрицательных эмоций с участием механизмов психологической защиты личности. В этой связи необходимо упомянуть трактовку эмоционального стресса, предложенную в Словаре физиологических терминов. В нем эмоциональным стрессом именуют тревогу, конфликт, эмоциональные расстройства, переживания, угрозу безо­пасности, неудачи, досаду и др., т. е. такие эмоциональные состояния, которые развиваются у человека, когда он сталкивается с реальными психологически трудными ситуациями либо считает их психологически трудными или неразрешимыми.

Оставаясь сторонниками традиционного понимания стресса, мы ни в коей мере не отрицаем значимости стрессовой активности, об­ладающей положительными аспектами. Мы полностью разделяем точку зрения Г. Селье, в которой он различает конструктивный и деструктивный стрессы, указывая, что не всякий стресс является вред­ным. «Он считает, что стрессовая активация может быть положитель­ной мотивирующей силой, улучшающей субъективное "качество жизни" — эустресс, и ослабляющей — чрезмерный стресс — дистрессом. Вместе с тем надо учитывать, что положительные или обычные сти­мулы, ведущие к эустрессу, встречаются гораздо реже отрицатель­ных и практически их значение в плане клинических и тем более па­тологических состояний сведено почти к минимуму».

«Особого рассмотрения, с точки зрения Дж. С. Эверли, зас­луживает факт зависимости между стрессом и проявлением здоровья. Известно, что по мере усиления стресса улучшаются общее самочув­ствие и состояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс до­стигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уров­нем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, он стано­вится вредным для организма. Точка, в которой достигается оптималь­ный уровень стресса индивидуума (т. е. максимальная толерантность к стрессу как к продуктивной силе), по-видимому, яв­ляется функцией врожденных биологических, а также приобретенных физиологических и поведенческих факторов. Совершенно очевидно, что указанная зависимость позволяет нам согласиться с тем, что стресс, будучи особым типом состояний, может иметь нормальный, погра­ничный и патологический уровни выраженности».

mirznanii.com

Учебно-исследовательская работа » Исследование влияния стресса на организм человека»

Городская научно-практическая конференция старшеклассников

«В мир поиска. В мир творчества. В мир науки»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа № 8 им. А.С. Пушкина г. Черемхово»

Исследование влияния стресса на организм человека

Автор: ученица 10 класса

Селянгина Анна Николаевна,

г. Черемхово, 2015 г.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССОВ

1.1. История развития представлений о явлении стресса. ……………………..5

1.4. Воздействие стресса на организм человека…. ……………………………10

ГЛАВА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЕ СТРЕССА

2.1. Описание методики выявления стрессов…..…………………………….…14

2.2. Описание результатов проведенных опытов………………………………. 14

2.3. Определение влияния стресса на организм…………………………………15

2.4. Определение стрессоустойчивости учителей и учащихся………………….17

Мы почти каждый день слышим о стрессах, которые воздействуют на наш организм, делают его более уязвимым для инфекций, простуд, повышают вероятность апатии и депрессии. А ведь здоровье – это условие эффективной профессиональной деятельности человека, условие гармоничного развития личности, главное условие, по мнению древних философов, свободной деятельности человека, его совершенства.

Стрессу подвержены люди разных возрастов, его влияние в современных условиях становится всеобъемлющим. Внешние признаки стресса почти всегда выражаются в утомлении, обидчивости, падении интереса к жизни, ослаблении защитной силы. До 40% всех факторов, ухудшающих условия существования детей сосредоточены в школе. Ведущую роль в быстром ухудшении здоровья играет школьный стресс. В развитии школьного стресса большую роль играет сложная школьная программа, дополнительные внешкольные мероприятия. Многие учащиеся постоянно испытывают нехватку времени при подготовке к занятиям. Школьная учеба — это постоянные контрольные работы, опросы. Повседневные школьные стрессы со временем превращаются в настоящую проблему и грозят разрушением здоровья, ухудшением успеваемости, плохим поведением. К признакам стресса среди учащихся относятся: тревожность, страхи, раздражительность.

Актуальна проблема изучения уровня тревожности, возникающей вследствие стресса, применительно к учебной деятельности. Тревожность влияет на успеваемость учащихся, поведение. Большое значение приобретает изучение данного состояния в учебной деятельности учащегося с целью улучшения его работоспособности. Данными положениями и обусловлена актуальность нашей работы.

Объект исследования: состояние стресса.

Предмет исследования: влияние стресса на организм человека.

Цель данной работы: выяснить влияние стресса на организм человека.

изучить теоретические источники по проблеме исследования;

выяснить влияние стресса на организм человека;

провести исследование действия стресса на организм человека;

определить признаки проявления психологического и физиологического стресса.

Если мы будем информированы о видах стрессов и их влиянии на организм, то сможем уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.

В исследовании применялись следующие методы:

анализ литературных источников;

В теоретической части мы попытаемся систематизировать материал об истории появления стресса, видах и компонентах стресса, а также реакции организма на стрессовую ситуацию. А во второй части представлено описание методики проведения исследования о влиянии стресса на организм человека.

Ценность данной работы заключается в организации экспериментальной работы по определению стресса среди учащихся и педагогов.

Практическая значимость работы: популяризация информации о проявлении признаков стресса чтобы уменьшить воздействие отрицательных стрессоров на организм.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СТРЕССА

1.1. История развития представлений о явлении стресса

Основоположником учения о стрессе является Ганс Селье (1907 — 1982 гг.). Началом утверждения основ теории стресса считают его знаменитую статью «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», опубликованную в 1936 году. 74 строки этой статьи произвели глубокое впечатление на физиологов, врачей, естествоиспытателей, а затем психологов и социологов, и ряда дpyгих специалистов всего мира.

Г. Селье еще будучи студентом, при подготовке к очередному экзамену, анализируя систематику заболеваний заметил, что начало болезней часто одинаково. Наш организм в начале разных заболеваний очень, похоже, реагирует на предъявленные ему болезнью требования. Его это заинтересовало, и он решил, что, окончив университет, посвятит этому какую – то часть своего времени. Так и случилось. Отец помог купить ему лабораторию и Селье вплотную занялся научной деятельностью. В результате, Селье пришел к выводу, что самые различные неблагоприятные факторы: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция aдреналина, инсулина, чисто физические травмирующие воздействия, боль и многие другие — вызывают обычно одинаковый ответ организма, получивший у Селье название «общий адаптационный синдром» (ОАС). Это и есть стресс.

Явление стресса Селье изучал на крысах. Подвергнув крыс воздействию стрессоров — факторов, способных возбудить стрессовую реакцию, Ганс Селье определил специфические изменения, происходящие на физиологическом уровне. Он сделал вывод о том, что независимо от источника стресса организм всегда реагирует одинаково. Результаты исследований Селье были впервые опубликованы в его ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни».

У Селье, естественно, были последователи, которые внесли значительный вклад в изучение явления стресса и его влияния на организм человека [2? 3?7] (см. табл. 1).

На основании изучения нейродинамических и эндокринно-вегетативных системных коррелятов при стрессе установил, что “ключевой системой” мозга является система лимбико-кортикальных взаимоотношений.

Определил, что для эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящее у одних особей к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, у других — к изъязвлению желудочно-кишечного тракта.

С помощью кросс-корреляционного анализа ЭЭГ-ритма различных образований мозга он обнаружил, что при болевом стрессе в ЦНС, прежде всего, появляются сдвиги во взаимодействии между пейсмекерными структурами болевой мотивации и проекционной областью коры, а затем (в определенной последовательности) и между подкорковыми структурами.

При исследовании влияния различных фармакологических агентов на эмоциональный стресс обнаружил увеличение содержания 17-ОКС в плазме при стрессе. Установлено, что усиление секреции 17-ОКС коррелирует с “эмоциональностью” реакции, вызванной раздражением подбугорья, поскольку “неэмоциональные” и двигательные реакции не сопровождались увеличением уровня 17-ОКС в крови. В дозах, подавляющих агрессивность, галоперидол облегчал гормональные изменения, сопровождавшие ЭС, тогда как метамизил предупреждал усиление секреции кортикостероидов.

Обнаружил, что характер и интенсивность реакции различных звеньев гипоталамо-гипофизарно-кортикоадреналовой системы зависят от вида стрессорного фактора и от исходного функционального состояния этой системы.

Показал, что на первых этапах космического полета у космонавтов обнаруживается симпатоадреналовая направленность психовегетативных реакций.

В многочисленных опытах на крысах установил, что содержание норадреналина в ответ на электрокожное раздражение изменяется фазно, практически во всех отделах мозга, и коррелирует с активацией гипофизарно-адреналовой системы.

На основании экспериментальных и клинических данных показала, что моноаминовая система мозга играет ведущую роль в организации уровня стрессовых реакций, оптимального для процессов фиксации и воспроизведения информации.

Детально изучил роль нервной системы в развитии неспецифической резистентности. На большом экспериментальном материале с применением глубокого наркоза или добавочных неспецифических раздражителей авторы показали, что подавление развития воспалительно-некротического процесса при отмораживании, аллергических реакциях, адреналиновом отеке не зависело от увеличения секреции коры надпочечников. Факты, приведенные ими, свидетельствуют о важной роли доминанты, то есть возникновения местного фокуса повышенной возбудимости нервной системы, в предупреждении развития указанных патологических процессов.

Ганс Селье определял стресс как «универсальную реакцию организма на различные по своему характеру раздражители». Это значит, что хорошие события (например, повышение на работе), к которым мы должны приспосабливаться, и плохие (например, смерть любимого человека), к чему мы тоже должны приспосабливаться, физиологически выражаются совершенно одинаково.

По мнению Бабского Е . Б. стрессы делятся на:

-физиологические и психологические (информационные и эмоциональные),

— эмоционально положительные (эустресс) и эмоционально отрицательные (дистресс),

— кратковременные и долгосрочные (острые и хронические) (см. табл. 2).

Возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (жара, холод, голод, боль, физические перегрузки).

сердце бьется сильнее, зрачки расширяются, в крови появляется адреналин (при страхе) или норадреналин (при гневе), мышцы напрягаются и работают более интенсивно запасы энергии в организме заканчиваются

Вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность и т.п. Они бывают информационными и эмоциональными.

формируются психосоматические заболевания: неврозы, нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания

Возникает при информационных перегрузках, когда человек , несущий ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения (стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления).

негативные эмоции, развитие чувства тревоги

Эмоциональный положительный стресс (эустресс)

Вызывают радостные события, такие как свадьба, рождение ребенка, выигрыш любимой команды и т.д. Они, принося хорошее настроение, удовлетворение, защищают от ударов жизни, повышают устойчивость организма к заболеваниям. Обычно после таких стрессов организм быстро отдыхает и восстанавливается.

Эмоциональный отрицательный стресс (дистресс)

Возникает, когда появляется угроза безопасности человеку (преступление, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы). Он может привести к болезни.

Неспособность принять решения, неопределенность, пессимизм, негативный внутренний диалог, нереалистичные ожидания.

Характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит; крайняя его степень – шок. Острый шоковый стресс может быть вызван различными катастрофами – войнами, стихийными бедствиями – экстремальными ситуациями, выходящими за рамки жизненного опыта.

Неспособность сконцентрироваться, фиксация только на плохом, тревожные мысли, постоянное беспокойство

Он возникает порой из-за незначительных, но постоянно действующих и многочисленных факторов (например, неудовлетворенность работой, напряженное отношение с коллегами и родственниками.)

Боль любого рода, болезни сердца, проблемы с пищеварением, проблемы со сном, депрессия, ожирение , аутоиммунные заболевания, кожные заболевания, такие как экзема

1.3. Компоненты стресса

По данным Мишина Г. И. состояние стресса имеет 2 компонента:

стрессор – событие, которое вызывает необходимость или вероятность каких-либо изменений (повседневные затруднения, длительные проблемы, важные жизненные (получение диплома) и травмирующие события);

стрессовый ответ – индивидуальная реакция человека на стресс.

Учеными выделены следующие виды стрессоров [ 8] (см. рис. 1):

Рис. 1. Виды стрессоров

Стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять – наши действия, неспособность управлять своим временем, неумение определять приоритеты, трудности в межличностном взаимодействии.

События и явления, которые мы сами превращаем в проблемы – беспокойство за будущее, переживание по поводу прошлых событий, неправильная трактовка текущих событий; на оценку событий влияют больше установки личности, чем реальные факты.

Стрессоры, которые нам неподвластны – налоги, цены, погода, правительство, привычки и характеры других людей и т.д.

infourok.ru

Исследование влияния напряженно-деформированного состояния на стресс-коррозионные процессы в трубопроводах тема диссертации и автореферата по ВАК 25.00.19, кандидат технических наук Носков, Сергей Владимирович

Оглавление диссертации кандидат технических наук Носков, Сергей Владимирович

Глава 1. Анализ условий и причин стресс-коррозионного разрушения магистральных трубопроводов

Глава 2. Анализ нагрузок и воздействий, способствующих стресс-коррозионному разрушению

2.1. Воздействие температуры

2.2. Воздействие при перемещениях грунта

2.3. Предварительный изгиб трубопровода при сооружении

2.4. Внутреннее давление

2.5. Классификация линейных участков трассы нефтепроводов в зависимости от интенсивности нагрузок и воздействий

2.6. Характерные периоды работы нефтепровода при эксплуатации

2.7. Определение амплитуд колебаний рабочего давления в нефтепроводах

2.8. Частоты нагружений

Глава 3. Кинетика механохимических реакций трубных сталей в коррозионных средах под действием механических напряжений

3.1. Механохимическая активность вещества

3.2. Кинетика механохимического растворения трубных сталей при упругой деформации оболочки трубопровода

3.3. Методика оценки влияния механических напряжений на скорость стресс-коррозии

3.4. Моделирование траекторий стресс-коррозионного разрушения оболочки магистрального трубопровода

Глава 4. Исследования коррозионного растрескивания трубных сталей под действием механических напряжеий

4.1. Влияние металлургических факторов на стойкость трубных сталей к коррозионному растрескиванию под действием механических напряжений

4.1.1. Влияние предела текучести

4.1.2. Состав стали

4.1.3. Остаточные напряжения

4.2.Электрохимическая модель образования питтингов на внутренней поверхности оболочки трубопровода

4.3. Оценка влияния механических напряжений на зарождение и развитие трещин в стенке оболочки магистрального трубопровода

Глава 5. Исследование макроскопической электрохимической неоднородности (гетерогенности) металла магистральных трубопроводов

5.1.Деформационные изменения электродного потенциала стального трубопровода

5.2. Макроэлектрохимическая гетерогенность на контакте двух различно деформированных участков трубопровода

5.3. Электрохимическая гетерогенность сварных соединений магистральных трубопроводов

5.4. Коррозионная усталость сварных соединений магистральных трубопроводов

5.5. Практические меры по защите стальных оболочек магистральных трубопроводов от стресс-коррозии

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Исследование влияния напряженно-деформированного состояния на стресс-коррозионные процессы в трубопроводах»

Под термином «стресс-коррозия» принято подразумевать процесс коррозионного растрескивания трубных сталей под напряжением ( КРН ), развивающийся как на внешней поверхности подземных магистральных трубопроводов, защищенной изоляционным покрытием, так и на внутренней, не имеющей изоляции.

Появление данного вида разрушения магистральных трубопроводов около 40 лет назад в нашей стране и за рубежом оказалось полной неожиданностью, поскольку растрескиванию подвергались весьма пластичные трубные стали в электролитах, не относящихся к числу коррозионно-активных. Тем не менее, довольно скоро с момента своего появления проблема стресс- коррозии приобрела актуальность и до настоящего времени представляет собой одну из наиболее острых проблем, возникающих при транспортировке природного газа и нефтепродуктов по трубопроводным магистралям большого диаметра.

К настоящему времени накоплен некоторый опыт по борьбе с этим разрушительным процессом, собраны статистические данные по авариям и отказам на магистральных трубопроводах, связанным с КРН. Быстрыми темпами развиваются методы приборной диагностики и применения специальных аппаратных комплексов по выявлению и ранней диагностике стресс- коррозии. Созданы и проходят апробацию зарубежные и отечественные снаряды- дефектоскопы, позволяющие не только обнаруживать места скоплений продольно ориентированных трещин, но и определять их размеры.

Во многом благодаря комплексу мер предупредительного характера в последнее время существенно снизилась аварийность на некоторых участках магистральных газопроводах. Так, совместными усилиями специалистов «Тю-ментрансгаза», ВНИИгаза , ВНИИСТа удалось переломить критическую ситуацию, сложившуюся в районе Краснотуринска. Здесь при проведении реконструкции шестиниточного коридора магистрального газопровода внедрены многие научные разработки и рекомендации, направленные на предотвращение аварий.

Однако, с ростом продолжительности эксплуатации магистральных трубопроводов в нашей стране ситуация с коррозионным разрушением труб под действием механических напряжений с каждым днем усугубляется и становится весьма тревожной. Статистика свидетельствует о том, что интенсивность стресс коррозионных аварий растет. Только на магистральных газопроводах за период 1986-200 г произошло 96 аварийных разрушений, а наибольший рост аварийности наблюдался за последние 5 лет. При этом потери природного газа из-за стресс- коррозии превышают потери по всем остальным причинам [73]. Более того, наблюдается опасная тенденция к дальнейшему расширению географии стресс-коррозионных разрушений. Так, в 1998 году произошло 4 аварии на ПО « Баштрансгаз », где ранее случаи КРН не отмечались.

Это происходит потому, что в значительной степени эффективность практических мер по предотвращению стресс- коррозионных аварий сдерживается из-за отсутствия четких и ясных представлений о механизме и закономерностях развития стресс- коррозионного процесса, а многие факты и случаи растрескивания не находят адекватного научного обоснования в рамках выдвинутых моделей КРН.

В связи с этим вопросы связанные с исследованием влияния напряженно-деформированного состояния на стресс-коррозионные процессы в трубопроводах, находящихся в эксплуатации длительное время становится весьма актуальными.

В настоящей работе проведен анализ условий и причин, нагрузок и воздействий, способствующих стресс-коррозионному разрушению. Приводятся результаты исследований: кинетики механохимического растворениятрубных сталей при упругой деформации оболочки трубопровода; коррозионное растрескивание под лдействием механических напряжений; макроскопическая электрохимическая неоднородность металла трубопроводов.

В заключении проведенной работы приводятся практические меры по защите оболочек магистральных трубопроводов от стресс-коррозии. 3

Заключение диссертации по теме «Строительство и эксплуатация нефтегазопроводов, баз и хранилищ», Носков, Сергей Владимирович

1. Основные причины стресс-коррозионного разрушения стальных магистральных трубопроводов связаны: с малым сопротивлением трубных сталей хрупкому разрушению, их физической неоднородностью (гетерогенностью) на внутренней и наружной поверхностях труб, загрязненностью металла труб неметаллическими включениями, высокой чувствительностью экспандиро-ванного металла к различным концентраторам напряжений.

Хрупкому стресс-коррозионному разрушению способствует также полосчатость структуры трубных сталей с характерным появлением различных надрывов и несплошностей по ферритным полоскам (строчкам), загрязненным неметаллическими включениям.

2. На скорость эволюции стресс-коррозионного разрушения стальных трубопроводов влияет интенсивность изменения градиента внутреннего давления перекачиваемого продукта во времени.

Особенно это характерно для нефтепроводов, по которым перекачиваются практически несжимаемые жидкости, при смене режима перекачки в зависимости от комбинации включенных насосов или производительности трубопровода.

3. Резкие изменения величины избыточного давления ведет к уменьшению равновесной концентрации атомов в металле, активированных механическим воздействием, т. е. к пространственной локализации механохимиче-ского эффекта (ускорения растворения деформированного металла), которая является, таким образом, термодинамически неизбежной.

4. Скорость стресс-коррозионного разрушения трубных сталей определяется ускорением их анодного растворения в коррозионно-активной среде под действием механических напряжений.

5. Долговечность тонкостенных оболочек магистральных трубопроводов в условиях механохимической коррозии существенно зависит от исходной прочности стали труб и их геометрических размеров, соотношения главных напряжений. При заданном начальном коэффициенте использования несущей способности (« коэффициенте запаса ») долговечность ниже у высокопрочных сталей и трубопроводов большого диаметра. Это обусловлено резким усилением механохимического эффекта в высокопрочных трубных сталях при механических напряжениях большой интенсивности.

6. Коррозионное разрушение трубных сталей под действием механических напряжений представляет собой термофлуктуационный процесс распада связей и генерации зародышевых трещин в зонах поверхности труб с электрохимической гетерогенностью. Увеличение энергии поверхностных атомов на участках, где нарушено пассивное состояние, приводит к возрастанию скорости перемещения дислокации, являющейся термически активированным процессом.

На участках, где пассивное состояние сохраняется, энергия поверхностных атомов уменьшается из-за образования пассивирующих слоев. Вследствие этого на запассивированной поверхности движение дислокаций затормаживается. На границе, отделяющей пассивную поверхность от активированной, дислокации, движущиеся в области, где металл находится в активном состоянии, блокируются. При этом образуется плоское скопление дислокаций (линий, вдоль которых нарушено правильное чередование атомных плоскостей), являющееся зародышем трещины.

7.Образование микротрещины в результате случайных термофлуктуаций приводит при низких напряжениях к делокализованному (распространенному в объеме оболочки трубопровода) накоплению высокой концентрации трещин. Эти трещины располагаются в стенке трубопровода хаотически. При случайном и близком соседстве нескольких микротрещин они объединяются и образуют кластер — укрупненную трещину. Вокруг этого очага разрушения действуют настолько высокие очаги напряжения, что они нарушают делока-лизацию.

Рост очага разрушения представляет собой последовательное поглощение укрупненной трещиной зарождающихся перед ней так называемых "коррелированных" микротрещин. Такой механизм роста сохраняется до момента, когда напряжение в вершине трещины достигает значения теоретической прочности, после чего наступает атермическое распространение магистральной трещины через всю толщину стенки трубопровода со скоростью, близкой к скорости звука.

Роль коррозионной среды при этом сводится к облегчению формирования условий образования зародышевых трещин (на первом этапе). А на втором -к электрохимическому растворению перемычек между магистральной трещиной и зародышами. Кроме того, диффундирующий водород создает перед магистральной трещиной зоны повышенной хрупкости.

8. Разработаны практические меры по защите стальных оболочек магистральных трубопроводов от стресс-коррозии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат технических наук Носков, Сергей Владимирович, 2003 год

1. Абдуллин И.Г., Гареев А.Г. Магистральные газопроводы: особенности проявления КРН . Физика металлов, 1992, № 6, с. 18-20.

2. Ажогин Ф.Ф. Коррозионное растрескивание высокопрочных сталей. -М., Металлургия, 1970.

3. Антонов В.Г., Кантор М.М., Яковлев С.Е. Стресс-коррозионные разрушения магистральных газопроводов. Там же, с. 117-119.

4. Березин B.JL, Шутов В.Е., Прочность и устойчивость резервуаров и трубопроводов. М.: Недра, 1971.-200 с.

5. Бетехтин В.И., Владимиров В.И. Кинетика микроразгружения кристаллических тел // Проблемы прочности и пластичности твердых тел. Д.: Наука, 1979. С. 142-154.

6. Васильев В.Ю. Защита металлов. 1982. т. 13, № 2, с. 195.

7. Волгина Н.И., Сергеева Т.К. Остаточные напряжения и сопротивление стресс-коррозии металла прямошовных и спираль-ношовных труб. Семинар по коррозионному растрескиванию трубопроводов под напряжением. М.: ИРЦ Газпром, 1999, с. 103-115.

8. Волгина Н.И., Сергеева Т.К., Салюков В.В. Распределение остаточных напряжений и сопротивление стресс-коррозии в трубах большого диаметра. Газовая промышленность, 1999, № 4, с. 49-51.

9. Галеев В.Б. и др. Анализ причин разрушения действующих нефте- и продуктопроводов. ВНИИОЭНГ . Сер. Транспорт и хранение нефтепродуктов. М. 1972. 77 с.

10. Галеев В.Б., Сощенко Е.М., Бобрицкий Н.В. Анализ причин разрушения магистральных трубопроводов. НТО "Транспорт и хранение нефти и нефтепродуктов" № 7,1964.

11. Герасимов В.В., Монахов А.С. Материалы ядерной техники. 2-е изд. М.: Энергоиздат, 1982.

12. Герасимов В.В., Герасимова В.В. Коррозионное растрескивание аусте-нитных нержавеющих сталей. М.: Металлургия, 1976.

13. Горбатых В.П., Середа Е.В. Оценка разброса значений скорости распространения коррозионной трещины // Тезисы докл. Всесоюз, конф. "Химия теплоносителей и физико-химические процессы в АЭУ". Л., 1984. М.: ЦНИИатом-информ, 1984. С. 28-29.

14. Горбатых В.П., Середа Е.В. Пленочно-дислокационная модель коррозии под напряжением элементов АЭС из аустенитных сталей // Теплофизика ядерных энергетических установок: Межвузовск. сб. науч. трудов. Свердловск: изд. УПИ , 1984. С. 100-106.

15. Горбатых В.П., Середа Е.В. Оценка результатов ресурсных испытаний аустенитной стали в условиях коррозии под напряжением // Теплоэнергетика. 1984. № 10. С. 22-25.

16. Глесстон С., Лейдлер К., Эйринг Г. Теория абсолютных скоростей реакций. М.: ИЛ, 1948. 583 е., ил.

17. Гутман Э.М., Зайнуллин Р.С., Шаталов А.Т. и др. Прочность газопромысловых труб в условиях коррозионного износа. М.: Недра, 1984.76 с.

18. Гутман Э. М., Зайнуллин Р. С., Зарипов Р. А. Коррозия и защита в нефтегазовой промышленности, 1977, № 9, с. 3 — 5.

19. Гутман Э. М., Амосов Б. В., Худяков М. А. Нефтяное хозяйство, 1977, № 8, с. 59-62.

20. Дмитриев В.Ф., Мурзаханов Г.Х., Филиппов Г.А. Оценка остаточного ресурса нефтепровода и планирование его капитального ремонта. « Строительство трубопроводов ». 1119. № 3. с. 21-24.

21. Злочевский А.Б., Экспериментальные методы в строительной механике, М., Стройиздат, 1983, 192 с.

22. Иванов В.А., Носков С.В. Электрохимическая гетерогенность сварных соединений трубопроводов. // Сборник научных трудов « Вопросы состояния и перспективы развития нефтегазовых объектов Западной Сибири » Тюмень: ТюмГНГУ, 2002 г. — с.28-37.

23. Иванов В.А., Носков С.В. Макроскопическая электрохимическая гетерогенность металла магистрального трубопровода. // Известия ВУЗов, « Нефть и газ », №1, 2003 г. с.64-71.

24. Иванова B.C. Разрушение металлов. М.: Металлургия, 1979.

25. Иванова В. С., Терентьев В. Ф. Природа усталости металлов. М.: Металлургия, 1975. 456 е., ил.

26. Иванов А.Г. О природе катастрофических разрушений трубопро-водов//Докл. АН СССР .- 1985.-Т.155, № 2.- С. 357-360.

27. Иванцов О.М. ‘Темный лик" стресс-коррозии. Строительство трубопроводов, 1993, № 6, с. 10-16.

28. Исследование малоцикловой прочности при высоких температурах. Под ред. С. В. Серенсена. М.: Наука, 1975, 124 е., ил.

29. Карпенко Г.В. Прочность стали в коррозионной среде.-Киев, Наукова Думка, 1963.

30. Карпов С.В., Хороших А.В., Сергеева Т.К. Металловедческий мониторинг труб со стресс-коррозионными дефектами. Там же, с. 198-200.

31. Катаев В.П., Махутов Н.А., Гусенков А.П., Расчеты деталей машин и конструкций на прочность и долговечность, М.: « Машиностроение », 1985. 224 с.

32. Коттрелл А.Х. Дислокация и пластическое течение в кристаллах: Пер. с англ. / Под ред. А.Г. Рохштадта. М.: Гос. науч.техн. изд-во лит. по черным и цветным металлам, 1958.

33. Крау Ю., Хирт Ф. Коррозионное растрескивание нержавеющих сталей в водных средах с низкой концентрацией хлоридов // Экспресс- информация ВИНИТИ . Сер. Коррозия и защита металлов. 1980. № 5. С. 10-11.

34. Курочкин В.В. Прогнозирование ресурса и капитального ремонта магистрального нефтепровода. Диссертация к.т.н., М. 2000. 111с.

35. Курочкин В.В., Дмитриев В.Ф., Некоторые вопросы оценки ресурса трубопровода, « Транспорт и хранение нефтепродуктов », № 8, М., 1999, с. 20.

36. Лубенский А.П., Чебурахтин Н.А., Лубенский С.А. О причинах коррозионного растрескивания под напряжением магистральных газопроводов. Там же, с. 120-121.

37. Мазель В.Г. Водород фактор коррозионного растрескивания трубопроводов. Строительство трубопроводов, 1992, № 9, с. 23-26.

38. Мазель В.Г. О стресс-коррозии газопроводов. Строительство трубопроводов, 1993, № 7, с. 36-39.

39. Методика определения остаточного ресурса трубопроводов с дефектами, определяемыми внутритрубными инспекционными снарядами, М.: АК "ТРАНСНЕФТЬ", 1994.- 36 с.

40. Мороз Л.С. // Физика металлов и металловедение. 1962. Т. 13, № 6. с. 912.

41. Носков С. В., Иванов В. А. Механическая активность вещества. // Сборник научных трудов: « Вопросы состояния и перспективы развития нефтегазовых объектов Западной Сибири » Тюмень: ТюмГНГУ. 2001, с. 15-21.

42. Носков С. В., Пономарева Т. Г. Моделирование траекторий стресс-коррозионного разрушения трубопровода. // Сборник научных трудов: « Вопросы состояния и перспективы развития нефтегазовых объектов Западной Сибири » Тюмень: ТюмГНГУ. 2002, с. 17 — 27.

43. Носков С.В., Пономарева Т. Г. Анализ условий и причин стресс-коррозионного разрушения магистральных трубопроводов. « Нефть и газ » 1/2003, с.64-71.

44. ОСТ 108.901.01-79 Металлы. Методы испытаний на коррозионное растрескивание применительно к атомной и тепловой энергетике. М.: Госстандарты, 1979.

45. Отт К.Ф. Стресс-коррозия на газопроводах. Гипотезы, аргументы и факты. М., ИРЦ Газпром, 1998. — 72 с.

46. Отт К.Ф. Функции неметаллических включений в жизненном цикле сталей газопроводных труб. Газовая промышленность, 1993, №7, с. 32-35.

47. Отт К.Ф. Материалы статистической обработки информации по стресс-коррозии газопровода./Шестая Международная деловая встреча «Ди-агностика-96». Ялта, апрель 1996 г. М.: ИРЦ Газпром, 1996, с. 90-93.

48. Петров В.А. Термодинамический подход к микромеханике разрушения твердых тел // ФТТ . 1983. Т. 25, № 10. С. 3110-3113.

49. Потак Я.М. Высокопрочные стали. М., Металлургия, 1972.

50. Регель В.Р., Слуцкер А.И., Томашевскнй Э.Е. Кинетическая природа прочности твердых тел. Л.: Наука, 1974,

51. Регель В.Р., Слуцкер А.И. Кинетическая природа прочности // Физика сегодня и завтра. М.: Наука, 1973. С 90.

52. Розенфельд И. Л. Коррозия и защита металлов. М.: Металлургия, 1970, 448 е., ил.

53. Рябченков А.В., Никифорова В.М. Роль электрохимических факторов в процессе коррозионного растрескивания сталей // Коррозия и защита металлов в машиностроении. М.: Машгиз, 1959. С. 9 12.

54. Свонн П.Р. Коррозия конструкционных материалов водоохлаждаемых реакторов: Пер. с англ. / Под ред. В.П. Коровина.М.: Атомиздат, 1965. С. 206.

55. Серафимович Л.П. Статистическая обработка опытных данных. Томск: изд. Томск, политехи, ин-та, 1980.

56. Сергеева Т.К. Турковская Е.П., Михайлов И.П., Чистяков А.И. Состояние проблемы стресс-коррозии в странах СНГ и за рубежом. Обзор, информация. Сер. "Защита от коррозии оборудования в газовой промышленности" М., ИРЦ Газпром, 1997. -101 с.

57. Скугорова Л.П. Материалы для сооружения газонефтепроводов и хранилищ: Учеб. пособие для вузов.-.2-е изд., перераб. и доп.т- М.: Недра, 1989.343 е.: ил.

58. Стеклов О. И. Прочность сварных конструкций в агрессивных средах. М.: Машиностроение, 1976, 200 е., ил.

59. Стеклов О.И., Есиев Г. С, Тычкин И.А. Развитие системного подхода к анализу стресс-коррозионной повреждаемости магистральных газопроводов. Обз. инф. Сер. Защита от коррозии оборудования в газовой промышленности. М.: ИРЦ Газпром, 2000.

60. Сурков Ю.П., Рыбалко В.Г., Павлов М.Ю., Сычева Т.С. Зарождение трещин при коррозионном растрескивании газопроводов. Физика металлов, 1994, с. 147-151.

61. Тартаковский Г.А. Некоторые причины разрушения подземных трубопроводов. М.: Недра, 1965.

62. Тухбатуллин Ф.Г. и др. Обследование и ремонт магистральных газопроводов, подверженных КРН. ООО « ИРЦ Газпром », Сер. Транспорт и подземное хранение газа. М. 2001. С. 60.

63. Черняев В.Д., Галлямов А.К., Юкин А.Ф., Бондаренко П.М. Трубопроводный транспорт нефти в сложных условиях эксплуатации. М.: Недра, 1990. -231 с.

64. Щелочная хрупкость и повышение стойкости аппаратуры глиноземного производства/ Под общей ред. В.И.Артемьева и О.И.Стеклова. М., Цветметинформация, 1971,-87с.

65. Ямалеев К.М., Старение металла труб в процессе эксплуатации нефтепроводов, М., ВНИИОЭНГ, 1990, 64 с.

66. Hudar S.J., Page R.A. Analisis of oxide during environment assisted crack growth // Corrosion. 1983. Vol. 39, N 7. P. 285-290.

67. Juan J.Gonzalez, Alexander Bentolila. PDVSA study suggest neutral pH soil not an SCC contributor. Pipe Line & Gas, 2000, № 6, p.25-29, № 7, p.65-68.

68. Kermani M., Sculley J.G. Fractographic aspects of the stress corrosion cracking of U-brass in 15 N ammonia solutions // Corrosion Sci. 1979. Vol. 19, № 5. p. 489-506.

69. Lendriks A.J. Stress-Corrosion Crackinn of Stainless Steel and Nickel Alloys//Journ. of Inst, of Met. 1973. Vol. 101. p. 224-232.

70. Parkins R.N., Markworth A.Y., Holbrook Y.H., Fessler R.R. Hydrogen gas evolution from cathodically protected surfaces. Corrosion, 1985, v. 41, № 7, p. 389-397.

71. Pugh E.N. // Proc. Conf. Fund. Aspects of Stress Corrosion Cracking. Sept. 11-15, 1967. Ohio, Texas. NACE. 1969. p. 118.

72. Tromans D., putting . Corrosion, 1965, v. 21, № 5, p. 143 160.

73. Stress Corrosion Cracking (SCC). Report of the Inguiry. Canada, 1996.

74. VOilbVi» ? J11A i 1 ГОСУДАРСТВЕННА БИБЛИОТЕКА»о i^em ^ — оз*

В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

www.dissercat.com