Диагноз

Консультация для родителей заикание

15.04.2018

Консультация для родителей «Заикание у детей»

Консультация для родителей «Заикание у детей»

В работе логопеда всё чаще приходится встречаться с детьми с заиканием – сложным и наиболее тяжёлым речевым дефектом. Цель консультации – информировать родителей о причинах возникновения этого тяжёлого нарушения речи и помочь его исправить.

Причины возникновения заикания

Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. Как правило, заикание наблюдается у ослабленных и впечатлительных детей. Причиной его возникновения могут быть: внезапный испуг; ослабление организма после тяжело перенесённой болезни; неправильное отношение к ребёнку, когда чрезмерные ласки сменяются грубостью, резкостью; физические наказания; запугивание; постоянное нарушение необходимого ребёнку распорядка дня; подражание речи заикающегося ребёнка или взрослого. Нередки случаи заикания у детей, родители которых читают им слишком много книг и требуют повторить сложные для него слова. Иногда у детей с задержкой речевого развития, одновременно с бурным развитием речи, возникает и заикание. Причём заикание у мальчиков встречается в четыре раза чаще, чем у девочек.

Первые признаки заикания

1. Ребёнок вдруг замолкает, отказывается говорить. Это может длиться от двух часов до суток, после чего малыш вновь начинает говорить, но уже заикаясь.

2. Употребление перед словами лишних звуков (а, и).

3. Повторение первых слогов или целых слов в начале фразы.

4. Вынужденные остановки в середине фразы.

5. Затруднения перед началом фразы.

Если ребёнок начал заикаться

1. Не позволяйте ребёнку много смотреть телевизор и избегайте возбуждающих зрелищ. Старайтесь, чтобы у него не было необходимости много говорить. Поменьше читайте страшных сказок на ночь. Не заставляйте учить стихи.

2. Постарайтесь исключить кофе, какао, шоколад.

3. Не показывайте ребёнку, что Вы обеспокоены тем, как он говорит. Не произносите слово «заикание».

4. Поощряйте говорить медленно, плавно. Больше пойте с ним детские песни.

5. Когда ребёнок находится в возбуждённом состоянии и хочет что-то Вам рассказать, отвлеките его, сказав, например; «Подожди. Сейчас я вернусь, и ты мне расскажешь».

Методические рекомендации к занятиям

Исправлять заикание желательно в дошкольном возрасте, как только оно возникло. Заниматься с ребёнком каждый день от 10 до 20 минут, если необходимо, с перерывом. В зависимости от возраста, интересов и возможностей ребёнка Вы можете несколько уменьшать или увеличивать продолжительность занятий. Обратите внимание, что занятия состоят из следующих этапов.

1. Дыхательная гимнастика. Цель – разработать диафрагмальное дыхание (животом, чтобы увеличить выдох, так как мы говорим на выдохе. При нормальных речевых процессах, вдох короче выдоха в 3-4 раза, а при заикании происходит наоборот. Короткий выдох не даёт возможности ребёнку нормально говорить.

2. Совместное произношение слов и фраз со взрослым. Цель: закрепить у ребёнка навык говорить не спеша, плавно и ритмично.

3. Отражённое произношение слов и фраз. Ребёнок говорит, как эхо, повторяя за взрослым. В этом случае ребёнок не задумывается над тем, что и как сказать. Это облегчает процесс речи. Цель та же.

4. Закрепление речевых навыков в обиходной речи — в игре, в совместных занятиях, например, в изготовлении поделок. В процессе занятий с ребёнком, попросите его проговаривать, как он делает ту или иную вещь, в какой последовательности, какой материал использует. Это помогает закрепить правильную, плавную, без запинок речь.

Как можно больше хвалите ребёнка, поощряйте его говорить медленно. От родителей требуется терпение, внимание и деликатность. Только совместная работа врачей, логопеда и родителей приводит к хорошим результатам.

Принципы речевых анализов, речевых нарушений 1. Принцип развития. Предполагает эволюционно динамический анализ возникновения дефекта: — анализ в соответствии с возрастной нормой. Принципы.

Заикание Заикание – одно из распространённых нарушений речи среди детей дошкольного возраста. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит.

www.maam.ru

Консультация для родителей по предупреждению заикания у детей

Рекомендации для родителей по предупреждению заикания у детей

Ранний и дошкольный возраст

Исключить отрицательные воздействия на ребенка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения).

Избегайте чрезмерной речевой нагрузки: не используйте для чтения, пересказа и заучивания слишком сложные, трудные для понимания и для произнесения рассказы и стихи. Правильно вы говаривать все звуки речи ребенок может только после 4 лет, когда разовьется и окрепнет его артикуляционный ап парат. Поэтому до тех пор нельзя заставлять его произно сить слова и фразы – трудные и в звуковом, и в смысловом отношении.

Не перегружайте ребенка впечатлениями, которые вызы вают эмоциональное перенапряжение . Не рекомендуется часто посещать кино, театр, цирк, по долгу смотреть телевизор. Посещение кинотеатра детям дошкольного возраста во обще не рекомендуется. Во-первых, потому что специаль ных художественных фильмов для такого возраста почти нет, а во-вторых, сеанс в полтора часа очень утомителен для дошкольников. Телевизионные передачи детям также не рекомендуется смотреть, за исключением специальных передач для самых маленьких, например, «Спокойной ночи, малыши». После просмотра передач, так же как и после посещения кино, театра, цирка, у ребенка возникает очень много впе чатлений, вопросов. Рассказывая о своих впечатлениях, рас спрашивая взрослых, он, не владея в достаточной мере ре чью, захлебывается, глотает звуки, с трудом подбирает мно гие слова и выражения, перескакивает с одной мысли на другую, останавливается, снова начинает торопливо гово рить. В таких случаях в речи малыша появляются запинки, которые могут закрепиться и перейти в стойкое заикание.

Необходимо постепенно развивать речь ребенка: читать ему книги (конечно, только детские, соответствующие его воз расту), потом просить пересказать основное содержание. При этом малышу необходимо подсказывать слова, задавать наводящие вопросы, показывать на картинки.

Непозволительны скандалы и конфликты в семье, запугивание ребенка, побои, строгие наказания, частые претензии и одергивания, так как у нервных и впе чатлительных детей вызывают заикание.

По возможности ограничьте ребенка от общения со взрослыми и маленькими заикающимися, так как заикание может возникнуть и в результате подражания: ребенок начинает и в собственной речи воспроиз водить те же запинки.

Младший школьный возраст

Следует избегать неожиданных вызовов детей и принуждения их к быстрым ответам.

Необходимо обращать внимание на состояние нервной системы подростка, на его взаимоотношения с окружающими, на адекватные способы утверждения себя как личности. Отклонения в нервно-психическом состоянии могут вызвать как заикание, так и его рецидива.

infourok.ru

Консультация для родителей «Профилактика гриппа и ОРВИ у детей»

В сезон простудных заболеваний в детском коллективе возрастает опасность заражения вирусными инфекциями. И педагогам детского сада, и родителям воспитанников хочется, чтобы дети болели как можно реже. Правильно проведенная профилактика значительно снижает заболеваемость в дошкольных учреждениях. В комплексе мер по предупреждению эпидемии немаловажное место занимает консультация для родителей по профилактике гриппа и ОРВИ у детей.

Консультация может проводиться в виде беседы, может быть оформлена в виде папки-передвижки, информационного стенда в «родительском уголке», в виде памятки для родителей. Желательно, чтобы предлагалась только достоверная информация, чтобы она была краткой и структурированной, без рекомендаций конкретных лекарственных препаратов. В этой статье предлагается примерный объем знаний, рекомендуемых для включения в консультацию.

Признаки гриппа и ОРВИ

В консультации для родителей по профилактике простудных заболеваний желательно упомянуть признаки гриппа и ОРВИ и различия между ними. В группу ОРВИ входят более 300 респираторно-вирусных инфекций: аденовирусы, риновирусы, респираторно-синцитиальные вирусы и др. Хотя большая часть населения называет их простудными заболеваниями, к собственно простуде они не имеют отношения. Дело в том, что холодная погода и сезонные снижения иммунитета активизируют их распространение. Поэтому, по данным статистики, большая доля таких заболеваний приходится на холодное время года.

Респираторными эти инфекции называются потому, что их симптомы затрагивают по большей части органы дыхательной системы: глотку, нос, горло, трахею, бронхи, легкие. Продолжительность заболевания зависит от состояния организма заболевшего человека, тяжести осложнений, типа вируса. Грипп не относится к ОРВИ, его вызывает несколько штаммов вируса другого типа. Характерное отличие гриппа от респираторных заболеваний — значительное и продолжительное повышение температуры. В течение 3-5 суток она держится на уровне +39º+40º.

  • Сильнейшая головная боль, проявляющаяся преимущественно в области лба и висков.
  • Мышечная и суставная боль.
  • Боль при движении глазами.
  • Тошнота и рвота.
  • Светобоязнь.
  • Понижение артериального давления.
  • Сильный сухой кашель и заложенность носа спустя несколько часов после проявления первых симптомов инфекции.
  • Грипп опасен своими осложнениями: ларингит, трахеит, пневмония, поражения нервной системы, сердечнососудистая недостаточность. В отдельных случаях грипп, осложненный воспалением легких, осложнениями сердечной деятельности, может привести к летальному исходу.

    • Температура на уровне субфебрильных значений, спустя несколько дней (в случае присоединения бактериальной инфекции) может подняться до +38º+39º.
    • Катаральные явления (осиплость голоса, кашель, насморк).
    • Понижение или полное отсутствие аппетита.
    • Вялость, сонливость.
    • Несвоевременно проведенное лечение ОРВИ может привести к развитию трахеита, бронхита, отита, синусита, ларигита. И грипп, и ОРВИ передаются бытовым и воздушно-капельным путем:

      • При кашле и чихании больного человека.
      • Через ручки дверей и в транспорте в местах общего пользования.
      • При пользовании общими туалетными принадлежностями, предметами быта, игрушками.
      • Через монеты и денежные купюры.
      • Достаточно, чтобы вирус попал на слизистую оболочку рта или глаза, чтобы произошло внедрение инфекции. В воздухе помещения он сохраняет свое поражающее действие в течение 2-9 часов.

        Профилактика гриппа и ОРВИ

        Меры профилактики гриппа и ОРВИ у детей, включаемые в консультацию для родителей:

      • В сезон эпидемии нужно ограничивать посещение мест скопления большого количества людей (торговые центры, кинотеатры, развлекательные мероприятия).
      • Заболевшего человека следует изолировать в отдельное помещение, регулярно проводить в его комнате влажную уборку с дезинфицирующими средствами;
      • Чаще проветривать помещения, соблюдать чистоту;
      • Полноценно питаться, включая в рацион свежие фрукты и овощи;
      • Не переутомляться, соблюдать режим сна и отдыха, чаще бывать на свежем воздухе;
      • За несколько недель или месяцев до сезона эпидемий начинать закаливающие мероприятия, заниматься физкультурой для укрепления иммунитета;
      • Пользоваться индивидуальными гигиеническими принадлежностями, полотенцами, игрушками, ежедневно их обрабатывания;
      • Промывать нос, полоскать горло солевым раствором 2-3 раза в сутки, обязательно делать это после прихода домой;
      • Мыть руки с мылом и дезинфицирующими растворами перед едой, после посещения мест скопления большого количества людей, после ухода за больным гриппом и ОРВИ;
      • Не трогать и не тереть рот и глаза немытыми руками;
      • Продукты из магазина или супермаркета упаковывать, перед едой проводить их тщательное мытье и термическую обработку.
      • Особенно тщательно нужно следить за соблюдением гигиены детьми младшего дошкольного возраста, которые в силу своего возраста не могут это делать самостоятельно.

        Вакцинация против гриппа как средство профилактики

        Желательно включить в консультацию для родителей о профилактике простудных заболеваний пункт о вакцинации как о действенной мере против заражения гриппом. Современные вакцины безопасны, имеют минимальный риск появления аллергических реакций. Они могут применяться как для вакцинации детей, так и взрослых, хорошо переносятся детьми с хроническими заболеваниями нервной, дыхательной и сердечнососудистой системы. По всем вопросам вакцинации необходимо консультироваться у специалиста (врача).

        Вакцинация проводится заранее, за 2-3 недели до сезона возможной эпидемии у здоровых людей, и за 1-1,5 месяца у ослабленных детей и взрослых. Действие прививки от гриппа не бесконечно, каждый сезон нужно проводить новый тур вакцинации. Зато такая действенная мера поможет в 2-3 раза снизить риск заражения. Даже если штаммы вируса, использованные в вакцине, и вируса, поразившего все-таки человека, не совпали, течение заболевания будет легким и не приведет к тяжелым осложнениям.

        Своевременно принятые меры профилактики помогут предохранить взрослых и детей от заражения. Для проведения медикаментозной профилактики гриппа и ОРВИ нужно посоветоваться с врачом.

        Для выступления перед родителями желательно пригласить врача, возможно, такой есть среди самих родителей.

        Об авторе: Иванова Ирина Валентиновна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №5 «Факел», Республика Адыгея.

        pedsovet.su

        Консультация для родителей заикание

        Заикание у детей.

        Консультацию подготовила учитель-логопед Ганина М.Р.

        Случается так, что ни с того, ни с сего, ребенок начинает говорить как- то не так:

        « Не-не-не буду есть суп!» На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. Но впадать в панику не стоит. Давайте попробуем разобраться в сложившейся ситуации.

        И так, заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» речи (физиологическими итерациями). И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы. Что же такое заикание, чем оно отличается от физиологических итераций? Для понимания рассмотрим оба понятия.

        Заикание , прежде всего, относится к нарушениям темпа и ритма речи, характеризующееся прерывистостью речи, вызванное судорожными спазмами мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.

        Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Но профилактические меры все же необходимы, чтобы предотвратить риск возникновения заикания.

        Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

        1. При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.
        2. Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее. Если у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками – лучше. Детям с заиканием свойственна болезненная фиксация на своем дефекте, и это приводит к дополнительному ухудшению речи.
        3. Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).

        Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры. Посетите психоневролога. Он поможет вам с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени.

        При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом . При коррекции запинок делаем следующее:

      • Консультируемся и занимаемся с детским психологом. Психолог поможет устранить причину запинок. Хорошо помогают различные методы детской психотерапии: сказкотерапия, песочная терапия, арттерапия.
      • Занимаемся с логопедом. Логопед в игровой форме учит малыша приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю за плавностью речи.
      • Проводим курс расслабляющего массажа.
      • Много времени проводим в воде. Самое лучшее, если вы будете водить ребенка в бассейн, но, в случае соматической ослабленности вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Есть такое правило: чем возбудимее малыш, тем больший объем воды ему нужен.
      • Советы родителям на каждый день.

        Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.

      • Следите, как — быстро или медленно — вы говорите с ребенком и как громко: если запинки появились, то говорить нужно тише и медленнее.
      • Убедите себя: запинки не приговор, а симптом более глубокой проблемы, обычно психолого-педагогического порядка. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, буквально интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так»; нервное напряжение растет.
      • Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить просмотр телевизора и компьютерные игры до 15-20 минут в день.
      • Перед сном включайте тихую инструментальную музыку, обработку классики для детей. Такие музыкальные композиции оказывают хороший психотерапевтический эффект.
      • Если ваш малыш стал запинаться из-за интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай малыш месяц-другой ничем не занимается, бьет баклуши, ничего не делает.
      • Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на своеобразии его речи. Вот почему лучше не требовать от него повторить слово верно и вообще давать какую-либо оценку высказываниям. В случае, если ребенок во время беседы начал сильно запинаться, просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается. Обычно при использовании этих приемов запинок нет.
      • При общении с ребенком с запинками дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах, ни подсказывать слово, не используйте нетерпеливые жесты.
      • Ждите молча, пока ребенок подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания. Если запинки в речи малыша проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, то кроме консультации у логопеда ничего делать не нужно.
      • © МДОУ «Детский сад № 231» города Ярославля , 2017 – 2018

        mdou231.edu.yar.ru

        Консультация для родителей. Как родители могут помочь своему ребёнку преодолеть заикание.

        Как родители могут помочь

        МБДОУ «Детский сад №1»

        Шведюк Наталья Анатольевна

        Как родители могут помочь своему ребёнку преодолеть заикание.

        Заикание известно человеку, по-видимому, так же давно, как давно существует человеческая речь. Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Заикание проявляется в нарушении ритма и плавности речи, которые возникают из-за различного рода прерывания, продлевания или повторения отдельных звуков и слогов. Такие задержки и повторения при произнесении слов возникают вследствие судорог мышц речевого аппарата, сопровождаются нарушением дыхания, изменениями в просодике высказывания: высоте и силе звука, темпе речи. Помимо этого, отмечаются приспособительные изменения позы, мимики, артикуляции.

        Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях. Это, как правило, официальная обстановка, необходимость выступить перед аудиторией, ответить на уроке, экзамене, поговорить по телефону, ответить на неожиданный вопрос незнакомого человека или задать ему вопрос и многое другое.

        Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев.

        Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребёнка. Нарушения в функционировании нервной системы маленького ребёнка могут вызвать «срыв» речи – заикание. Возникший недостаток речи при неблагоприятном течении фиксируется по механизму условно-рефлекторной связи.

        Во всём мире заикаются 1% взрослых и 2-3% детей. У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек, примерно в 3-4 раза.

        Эффективность логопедических занятий с заикающимися детьми во многом определяется совместной работой медико-психолого-педагогического коллектива детского образовательного учреждения и родителей. Создание эмоционально-положительного контакта с логопедом, последовательное включение родителей в коррекционный процесс, развитие их умений самостоятельно использовать приёмы формирования плавности речи — основные компоненты работы.

        Что же необходимо знать родителям заикающегося ребёнка? Родители должны понимать, что несмотря на различия в психолого-педагогических характеристиках заикающихся детей, существуют единые требования по организации их воспитания в домашних условиях.

        Памятка родителям заикающихся детей

        Правильная организация общего и речевого режима ребёнка дома – важнейшее условие преодоления заикания.

        1) Необходимо нормализовать взаимоотношения семьи и заикающегося ребёнка, это достигается:

        — общей спокойной, доброжелательной обстановкой;

        — отсутствием выяснений отношений между взрослыми, «взрослых» разговоров; ссор при ребёнке;

        — последовательностью требований взрослых к ребёнку;

        — учётом страхов ребёнка, его тревог.

        Заикающийся ребёнок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным. Родителям, в свою очередь, не нужно показывать своего волнения ребёнку, если он говорит с запинками, и стараться не произносить при ребёнке слово заикание.

        2) Необходимо правильно организовать домашний режим, для этого нужно:

        — выделить специальное время на выполнение заданий логопеда;

        — строго придерживаться рекомендаций детского врача, касающихся правильного питания и его регулярности, организации дневного и ночного сна;

        — ежедневно гулять с ребёнком;

        — ежедневно делать физическую зарядку;

        — избегать перегрузки ребёнка впечатлениями от зрелищных мероприятий (избегать положительных и отрицательных эмоций);

        — ограничить занятия такими видами спорта, которые связаны с большим физическим напряжением и носят соревновательный характер.

        3) Необходимо организовать специальный речевой режим, соблюдая следующие условия:

        — спокойная, неторопливая, выразительная речь родителей;

        — обязательное дослушивание речи ребёнка до конца (при возникновении запинок);

        — совместное произношение слов и фраз, отражённое произношение;

        — выполнение движений с проговариванием слов, фраз (с мячом, прыжки и т.п.), оречевление движений в процессе выполнения какой-либо деятельности (например, при изодеятельности);

        — как можно чаще заниматься пением;

        — читать любой ритмизированный текст (стихотворения, считалки);

        — выполнять дыхательные упражнения, которые ребёнок отрабатывает с логопедом (надувать шарики, дуть на воду, движущиеся предметы и т.п.);

        — создание щадящего речевого режима в течение недели (особенно в период обострения);

        — усвоение детьми речевых правил, которые также должны выполнять и взрослые.

        Пятнадцать основных правил красивой речи

        Правило 1. При разговоре придай телу удобную и свободную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).

        Правило 2. Во время речи держись естественно, смотри на собеседника.

        Правило 3. Прежде чем начать говорить, подумай о том, что хочешь сказать.

        Правило 4. Перед началом речи сделай вдох (при вдохе не поднимай плечи) и сразу начинай говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.

        Правило 5. Произноси гласные протяжно, чётко артикулируй их, делай на них голосовую опору.

        Правило 6 . Согласные произноси легко, свободно, не напрягаясь.

        Правило 7. В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук, произноси его громче и протяжнее остальных гласных.

        Правило 8 . Первое слово во фразе говори тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.

        Правило 9. Длинные предложения дели на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произноси слитно, как одно длинное слово.

        Правило 10. Чётко выдерживай паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.

        Правило 11. Говори громко, чётко, выразительно. Избегай монотонности.

        Правило 12 . Выдерживай ровный, умеренный темп и ритм речи. Говори уверенно и спокойно.

        Правило 13. При неудачах остановись, успокойся и продолжай говорить медленно, пока не почувствуешь уверенность в речи.

        Правило 14. Постоянно контролируй себя: не делай лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.

        Правило 15. Не преодолевай напряжение дополнительным напряжением. При возникновении запинки не нужно ещё больше напрягать мускулатуру, так как это ведёт к увеличению длительности запинки и затрудняет процесс дальнейшего произношения.

        Эти правила не сложны по формулировкам, но соблюдать их детям трудно. Для лучшего запоминания эти правила рекомендуется переписать на лист бумаги, повесить на видное место и выучить.

        Некоторые нюансы воспитания заикающегося ребёнка дома

        • Неправильная организация отдыха детей может повлечь за собой усиление заикания. Смена климатической зоны, отдых с эмоциональным перенапряжением, долгая разлука с родителями (особенно с матерью) нежелательны.

        • С началом логопедических занятий (в подготовительный период) основную роль играет режим ограничения речи. В это время нужно ограничить не только собственную речь ребёнка, но и обращённую к нему речь. Но ребёнок ни в коем случае не должен почувствовать себя в изоляции.

        • Велико коррекционное воздействие музыки. Организуйте совместное с ребёнком прослушивание дома записи музыкальных произведений, спокойной, мелодичной, приятной музыки. Совместно с ребёнком пойте знакомые песни с плавной мелодией и доступным текстом. Сделайте свою речь более напевной, некоторые обращения к ребёнку пропевайте, побуждая его делать то же самое и превращая это в игру.

        • При речевом общении с ребёнком стройте диалог с ним так, чтобы он мог ограничиваться односложными ответами, используя при необходимости сопряжено-отражённые формы речи.

        • Организовывать прогулки с ребёнком лучше в спокойном месте (например, в лесопарковой зоне).

        • Для развития мелкой моторики рук родителям рекомендуется овладеть массажем предплечий и кистей рук у детей, комплексом пассивной и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи.

        • Заикание не может быть устранено сразу. Продолжительность лечения бывает разная и зависит от формы заикания, запущенности и сопутствующих невротических симптомов. Часто заикание протекает волнообразно, то усиливаясь, то уменьшаясь. Обычно в начале логопедических занятий речь быстро улучшается, но достаточно небольшого травмирующего фактора и заикание может усилиться. Эти колебания в речи проявляются всё меньше и реже при выполнении всех указаний логопеда и врача. Поэтому родителям не следует приходить в отчаяние при возможном временном ухудшении. Но не следует также успокаиваться и бросать речевые занятия, если у ребёнка наблюдаются значительное улучшение речи.

        • Регулярный сон, еда, отдых должны проводиться в определённые часы.

        • Шумные и подвижные игры нужно свести к минимуму. Не следует перегружать детей обилием зрелищ (кино, театр, телевизор и пр.). Просмотр телепередач и мультфильмов (особенно страшных или с наличием агрессии) нужно ограничить или вовсе исключить.

        • Дети очень чувствительны к различным огорчениям, обидам, что часто и служит причиной ухудшения состояния заикающихся детей. Дети чутко реагируют на неполадки в семье, которые связаны с плохими взаимоотношениями родных. Всё это мешает улучшению речи, а подчас и значительно ухудшает её. К заикающимся детям нужно относиться ровно и внимательно.

        • При любых возникающих трудностях, вопросах, сомнениях родителям следует обращаться к логопеду, который занимается с их ребёнком.

        Только активное участие родителей в коррекционном процессе, соблюдение норм и правил поведения с заикающимся ребёнком в домашних условиях позволят достичь большей положительной динамики в нормализации его речи.

        Список использованной литературы:

        1. Леонова С.В. Участие семьи в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников // Логопед, 2011 — № 8.

        2. Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – М., 2009.