Диагноз

Причины умственной отсталости детей

10.06.2018

ПРИЧИНЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ ИЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКОМУ[24] ПРИНЦИПУ

Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер.

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 — 3 лет). Это так называемые дети-олигофрены[25] (от греч. малоумный>. Данный термин был предложен немецким психиатром Э. Крепелиным в начале XX в. для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие.

Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 —70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г. Е. Сухарева, М.С. Певзнер, Д. Н. Исаев, В. В. Ковалев и др.

Г. Е. Сухарева, преследуя задачи выявления клинических особенностей данной формы умственной отсталости и разработки критериев отграничения ее от сходных состояний, в частности от слобовыраженных отклонений интеллектуального развития при задержке психического развития, при тяжелых нарушениях речи, при локальной патологии головного мозга, определила основные клинические проявления олигофрении. К ним она отнесла: преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния. Сходное определение дает несколько позже и В.

В. Ковалев, определяя олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей».

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются v детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.

При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентый (не усугубляющийся) характер, что дает основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются. Ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична. Дети-олигофрены — преобладающий контингент учащихся так называемой специальной коррекционный школы VIII вида. Они являются наиболее изученными в педагогическом и психологическом планах.

Умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определенное место занимает деменция (слабоумие)[26]. При деменции нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5 —7 и более лет). Деменция может являться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом отмечается прогрессирование заболевания. В отдельных случаях с помощью лечения в благоприятных педагогических условиях можно добиться некоторой стабилизации состояния психических функций больного.

Не относятся к числу олигофренов дети, страдающие прогредиентно текущими, усугубляющимися заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ. Их умственная отсталость с возрастом становится все более резко выраженной.

Особыми являются также случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими

Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;

  • тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;
  • заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери.
  • К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся паразитарным заболеванием, возбудитель которого

    • паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);
    • при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;
    • травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах.

      среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности. Установлено, что примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор), в хромосомных заболеваниях. В норме при Делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. При болезни Дауна не расхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих лиц имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом;

      • к числу внутренних причин относятся также нарушения белкового обмена в организме. Так, например, особой формой тяжелого слабоумия является фенилкетонурия, в основе которой лежит именно эта причина;
      • воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), возникшие у младенца, нередко служат причинами умственной отсталости;
      • в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся некоторые семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем

        • постоянно не получает полноценного питания, необходимого для физического и умственного развития.
        • Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах[27]. Дети с легкими степенями умственной отсталости (де- бильность) составляют 75 — 80%. Их уровень интеллектуального развития (IQ) составляет 50 — 70 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.

          Дети со средней выраженностью отсталости (имбецильность) составляют примерно 15 % случаев. Их уровень интеллектуального развития (IQ) составляет от 20 до 50 условных единиц. Некоторые из них (с умеренной умственной отсталостью, IQ 35 — 49) посещают специальную школу для имбецилов или учатся в специальных классах школы для умственно отсталых или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителями или приглашенными педагогами. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройство затруднено. Другая группа, с выраженной умственной отсталостью (IQ 20 — 34),

          «Хорошая норма» интеллектуального развития соответствует диапазону 110—119 условных единиц. Сниженная норма соответствует диапазону 80—89 условных единиц. Пограничный уровень интеллектуального развития между нормой и интеллектуальным снижением соответствует диапазону 70—79 условных единиц. Интеллектуальное снижение соответствует менее 70 условным единицам. Глубоко умственно отсталые дети (идиотия) в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах Министерства социальной защиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество — примерно 5% от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностью неразвито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания. IQ этих детей менее 20 единиц.

          Разделение умственно отсталых детей по степени выраженности умственной отсталости практически целесообразно и находит отражение в современных международных классификациях болезней (см. приложение 1 в разделе I).

          Наиболее многочисленной, перспективной и изученной группой умственно отсталых детей являются дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. В дальнейшем, употребляя термин «умственно отсталый ребенок», мы будем иметь в виду только эту клиническую группу, которая в свою очередь характеризуется значительным разнообразием.

          Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М. С. Певзнер, в соответствии с которой выделяются пять форм.

          • При не осложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.
          • При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
          • У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.
          • При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.
          • При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.
          • Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно — словеснологического мышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и всей познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по основным своим проявлениям.

            knigi.link

            ПРИЧИНЫ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ.

            Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости.

            Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко — в мыслительных процессах.

            Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие различных органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем, в период до развития речи (до 2 — 3 лет). Это так называемые дети-олигофрены (от греч. малоумный). Данный термин был предложен немецким психиатром Э.Крепелином в начале XX в. для обозначения группы аномалий развития, разнородных по этиологии, клинической симптоматике, главной особенностью которых является тотальное психическое недоразвитие.

            Изучение специфики умственной отсталости при олигофрении интенсивно велось в 50 —70-е гг. XX в. прежде всего такими известными отечественными клиницистами, как Г.Е.Сухарева, М.С.Певзнер, Д.Н.Исаев, В.В.Ковалев и др.

            Г. Е. Сухарева, преследуя задачи выявления клинических особенностей данной формы умственной отсталости и разработки критериев отграничения ее от сходных состояний, в частности от слабовыраженных отклонений интеллектуального развития при задержке психического развития, при тяжелых нарушениях речи, при локальной патологии головного мозга, определила основные клинические проявления олигофрении. К ним она отнесла: преобладание интеллектуального дефекта и отсутствие прогредиентности состояния. Сходное определение дает несколько позже и В.В.Ковалев, определяя олигофрению как «сборную группу различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3 лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей».

            Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка минимален.

            При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиент-ный (не усугубляющийся) характер, что дает основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются. Ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична. Дети-олигофрены — преобладающий контингент учащихся так называемой специальной коррекционный школы VIII вида. Они являются наиболее изученными в педагогическом и психологическом планах.

            Умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определенное место занимает деменция (слабоумие) 1 . При деменции нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5 —7 и более лет). Деменция может являться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом отмечается про-грессирование заболевания. В отдельных случаях с помощью лечения в благоприятных педагогических условиях можно добиться некоторой стабилизации состояния психических функций больного.

            Особыми являются также случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими психическими заболеваниями — эпилепсией, шизофренией и др., что существенно затрудняет воспитание и обучение. При этом положительный прогноз относительно продвижения ребенка в развитии становится проблематичным.

            Остановимся на причинах, вызывающих у ребенка умственную отсталость. Они многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

            тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусные гриппы, краснуха и др.;

            различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;

            тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;

            заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся паразитарным заболеванием, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких — мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);

            при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;

            травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка;

            среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности. Установлено, что примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор), в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. При болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих лиц имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом;

            к числу внутренних причин относятся также нарушения белкового обмена в организме. Так, например, особой формой тяжелого слабоумия является фенилкетонурия, в основе которой лежит именно эта причина;

            воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), возникшие у младенца, нередко служат причинами умственной отсталости;

            в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся некоторые семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем — постоянно не получает полноценного питания, необходимого для физического и умственного развития.

            studbooks.net

            Причины умственной отсталости (стр. 1 из 2)

            НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

            ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

            Филиал "Московского психолого-социального института" в г. Красноярске

            Тема: "Причины умственной отсталости"

            3. Причины умственной отсталости

            Психология умственно отсталых детей — одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно отсталых детей дошкольного и школьного возрастов. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Начиная с 18 века внимание таких психиатров, как Ж. Эскироль, Э.Сеген, Ф.Гальтон, А. Бине, Э.Крепелин, Дж. Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевными, психическими заболеваниями и оценке глубины этих нарушений. С середины 19 века, когда во многих европейских странах стало вводиться всеобщее начальное образование, вопрос выявления интеллектуальной недостаточности, препятствующей усвоению школьных знаний, привлек внимание не только медиков, но и педагогов, а затем и психологов. К этому же времени относится и появление вспомогательных классов и школ, куда направлялись дети без признаков душевных болезней, не усваивающие программу общеобразовательного обучения. В отечественной науке рассмотрение различных проявлений умственной отсталости, отграничение олигофрении как формы врожденного психического недоразвития от душевных заболеваний прогрессирующего (прогредиентного) характера началось несколько позже, в начале 20 века и стало предметом широкого изучения не только в медицине (И.П.Кащенко, Г. И. Россолимо), но и в дефектологии, возникшей в 20-е годы 20 века усилиями Л.С.Выготского, объединившей исследования врачей, психофизиологов, психологов, педагогов и получившей свое развитие в трудах учеников и последователей выдающегося психолога.

            1. Определение понятия "Умственная отсталость"

            Рассмотрим определение понятия "умственная отсталость".

            Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или приобретенного). Следует обратить внимание на то, что понятие "умственно отсталый ребенок" не равнозначно понятию "олигофрен". Понятие "умственно отсталый'" является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие состояния выраженного интеллектуального недоразвития.

            Правильное определение понятия "умственная отсталость" имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

            Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Каждая наука заинтересована в правильном определении предмета ее исследования. Неясное определение предмета приводит к расплывчатости, неопределенности научных исследований в области данной науки. Ошибочное толкование понятия "умственная отсталость" неправильно ориентирует ход научных поисков и исследования в патопсихологии, способствует неправомерному расширению либо сужению состава изучаемых детей.

            Для умственно отсталых детей создана специальная система обучения, сеть специальных школ и детских домов. Все умственно отсталые дети должны обучаться не в массовых, а в так называемых вспомогательных школах. От правильности и четкости определения понятия "умственная отсталость" зависит судьба многих детей. Если определение будет ошибочным или расплывчатым, трудно будет правильно решить, какого ребенка следует отнести к числу умственно отсталых. Это значит, что трудно будет решить и то, в какую школу его направить в массовую, вспомогательную или еще какую-нибудь. Правильный отбор во вспомогательные школы важен не только для детей и их родителей, но и для правильной организации школьной сети. Если ребенок, который не является умственно отсталым, но только некоторыми своими особенностями похож на него, направляется во вспомогательную школу, он лишается своевременного общего образования, страдает от того, что учится в иной, особой школе, не в такой, в какой учатся его товарищи по дому. Это наносит тяжелую психическую травму не только ребенку, но и его родителям. Кроме того, следует иметь в виду, что обучение ребенка во вспомогательной школе обходится государству намного дороже. Но не менее тяжела ошибка другого порядка. Если ребенка, который должен быть отнесен к числу умственно отсталых, направляют в массовую школу, он оказывается в числе хронически неуспевающих учеников, начинает ненавидеть учение и мешать работе класса. Такие ученики становятся обычно не только неуспевающими, но и недисциплинированными. Правильный отбор способствует тому, что дети с отклонениями и дефектами психического развития после окончания вспомогательной школы становятся в ряды трудящихся, могут жить нормальной жизнью среди окружающих их людей. Оставление умственно отсталого ребенка в массовой школе приводит к отрицательным результатам. У некоторых детей в этих условиях возникает отрицательная направленность личности, и даже асоциальное поведение. Если присмотреться к описаниям так называемых "трудных подростков", то легко заметить, что в подавляющем большинстве случаев они формируются из числа плохо успевающих в младших классах учеников.

            Только правильный отбор детей во вспомогательные (и иные специальные школы) имеет очень большое значение.

            2. Классификация умственной отсталости

            Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах.

            Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 — 80%. Их уровень интеллектуального развития составляет 50 — 70 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются.

            Дети со средней выраженностью отсталости (имбецильность) составляют примерно 15 % случаев. Их уровень интеллектуального развития составляет от 20 до 50 условных единиц. Некоторые из них (с умеренной умственной отсталостью, 10 35 — 49) посещают специальную школу для имбецилов или учатся в специальных классах школы для умственно отсталых или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителями или приглашенными педагогами. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройство затруднено.

            Глубоко умственно отсталые дети (идиотия) в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах Министерства социальной зашиты населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество — примерно 5 % от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностью неразвито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания. IQ этих детей менее 20 единиц.

            Разделение умственно отсталых детей по степени выраженности умственной отсталости практически целесообразно и находит отражение в современных международных классификациях болезней.

            Наиболее многочисленной, перспективной и изученной группой умственно отсталых детей являются дети с легкой и умеренной степенью умственной отсталости. Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М. С. Певзнер, в соответствии с которой выделяются пять форм:

            · При неосложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.

            · При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.

            У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.

            · При олигофрении с психопатоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.

            · При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.

            · Дети — олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно словесно-логического мышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и всей познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по основным своим проявлениям.

            mirznanii.com

            Причины, симптомы и стадии олигофрении в разном возрасте

            Олигофрения (от греч. oligos малый +phren —разум) или слабоумие – врожденная умственная отсталость или приобретенная в раннем возрасте, которая характеризуется недоразвитостью всех нервно-психических процессов – речи, мышления, воображения и т.д. В России, согласно статистике, проживет около 3% олигофренов, что составляет порядка 4,5 млн. человек. Во всем мире эта цифра приближается к 36 млн. и с каждым годом стремительно растет. При этом количество больных лиц мужского пола в полтора раза больше, чем женского.

            Факторы развития олигофрении

            Причин для возникновения умственной отсталости множество. Обычно выделяют три группы факторов:

            1. Генетические. Вызванные поражением половых клеток родителей. В данном случае причины олигофрении встречаются в 75% всех случаев. Чаще всего заболевание возникает из-за синдромов Дауна, Шерешевского-Тернера, Клайнфелтера и др. Кроме того, болезнь может развиться вследствие нарушений белкового, липидного и углеводного обменов.
            2. Внутриутробные. Характеризующиеся поражением плода в процессе вынашивания. Сюда относятся вирусные, бактериальные, паразитарные инфекции, а также гормональные нарушения. К наиболее распространенным инфекциям относятся краснуха, токсоплазмоз, врожденный сифилис, листериоз. Олигофрению может вызвать и гипотериоз, возникший в результате нехватки йода у плода.
            3. Перинатальные причины олигофрении. Воздействующие на ребенка в момент рождения или в возрасте до 3-х лет. К ним относятся следующие факторы: родовая травма, асфиксия плода, несовместимость по резус-фактору матери и эмбриона, а также инфекционные болезни до 3 лет — менингит, энцефалит.
            4. В некоторых случаях причины умственной отсталости заключаются в сочетании врожденной гидроцефалии с детским церебральным параличом.

              Особо следует рассматривать олигофрению при фенилкетонурии, редком генетическом заболевании. Это наследственная болезнь, в результате которой нарушен метаболизм аминокислот. Фенилаланин, содержащийся в белковой пище, накапливается в организме и приводит к токсическому поражению центральной нервной системы, которое развивается в малоумие у ребенка.

              Распознать заболевание можно с 6 месяцев. Младенец перестает узнавать родителей, не реагирует на раздражители. У него наблюдается пониженный мышечный тонус, экземы на коже, частые судороги. Такие малыши отстают в интеллектуальном и физическом развитии: начинают позже своих сверстников ползать, ходить, говорить.

              У больных с такой олигофренией характерная внешность – белая кожа, светлые волосы и светлые глаза. В детстве их часто мучают приступы эпилепсии, мышечные судороги, тремор. Если начать лечение фенилкетонурии своевременно, то умственная отсталость у таких детей не будет проявляться, и они вырастут совершенно здоровыми. Терапия заключается в полном исключении из рациона белковых продуктов на определенный срок (чаще всего до 12 лет).

              Степени умственной отсталости

              Олигофрения диагностируется в нескольких стадиях, показателями которых является коэффициент интеллекта и степень умственной отсталости. Нормальные показатели IQ начинаются от 71. Все цифровые коэффициенты, находящиеся ниже этой отметки, свидетельствуют о наличии патологии. Чем ниже уровень IQ, тем тяжелее степень умственной отсталости и тем отчетливее будут проявляться признаки олигофрении.

              Дебильность (IQ 50-70) –стадия олигофрении, для которой характерна легкая форма психического недоразвития. Главная особенность таких больных – невозможность выработать сложные понятия. Дети, являющиеся олигофренами в стадии дебильности, испытывают проблемы с абстрактным мышлением. Поскольку механическая память не страдает они могут обучаться в школе. Однако процесс усвоения знаний проходит намного дольше и сложнее.

              Такие дети с легкой формой олигофрении испытывают большие проблемы при изучении математики, физики, химии. Обычно взрослый пациент, страдающий легкой формой олигофрении, в своем психическом и интеллектуальном развитии не превосходит 10-12-летнего здорового ребенка. Характер пациента с дебильностью обусловлен его личностными качествами: он может быть либо добродушным и приветливым, либо агрессивным и злым.

              При легкой задержке психического развития некоторые дебилы могут иметь хорошие способности к музыке и рисованию. Двигательная активность таких людей страдает угловатостью, неуклюжестью, заторможенностью. Страдает и речь: ограниченный словарный запас, логопедические нарушения, сложности с формулированием мыслей.

              Обучение детей с такими отклонениями проходит в спецшколе, где им преподают программу до 4-го класса, обучают социальным и бытовым навыкам. Обычно дебилы могут полностью обслуживать себя без посторонней помощи. Они очень трудолюбивы, любят порядок во всем. Во взрослом возрасте пациенты могут освоить несложные ремесленные профессии.

              Имбецильность (IQ 35-49) – зрелая степень умственной отсталости. Для пациентов оказывается невозможным способность к абстрактному и логическому мышлению. Они могут самостоятельно себя обслуживать, помогать по хозяйству после многократных тренировок.

              Речь имбецилов неразвита: очень низкий словарный запас, неспособность понимать сложные предложения, наличие серьезных логопедических дефектов. В то же время детей, являющихся олигофренами в стадии имбецильности, можно обучить счету в пределах 2-3 десятков, чтению по слогам. Больные уверенно себя чувствуют только в хорошо знакомой обстановке, обладают примитивными интересами. Характер имбецилов может быть либо вялым и апатичным, либо активным и подвижным. В сферу их интересов входит обычно удовлетворение примитивных человеческих потребностей.

              Такие индивидуумы плохо обучаемы, нуждаются в постоянном надзоре со стороны квалифицированного персонала в спецшколах или интернатах, хотя они сильно привязаны к родственникам и дому, очень чувствительны к проявлению чувств со стороны родных, особенно к похвале или порицанию. Достигнув зрелого возраста, имбецилы остаются на уровне психического и интеллектуального развития здорового 9-летнего ребенка.

              Идиотия (IQ 25-39) – тяжелая форма олигофрении, при которой полностью отсутствует мыслительная деятельность. Идиотов отличает слабые реакции на различные раздражители, отсутствие самых простых навыков самообслуживания – не могут самостоятельно принимать пищу, пить, одеваться, скупость эмоциональных реакций. Идиоты не умеют радоваться, смеяться, плакать, чаще они бывают сердиты и злобны. Двигательная активность их крайне скудна: раскачивание из стороны в сторону, переминание с ноги на ногу.

              Речь у детей, являющихся олигофренами в стадии идиотии, полностью отсутствует. Больные, страдающие малоумием, могут издавать лишь некоторые звуки и слоги. Инстинктивная жизнь у них преобладает над осмысленной: они много и неряшливо едят, открыто занимаются онанизмом, не контролируют физические отправления своего тела. Обучения пациентов с тяжелой степенью олигофрении невозможно. С согласия родителей их содержат в специальных интернатах , так как адаптация в социуме невозможна.

              Симптоматика олигофрении

              Симптомы умственной отсталости будут зависеть от степени олигофрении и возраста пациента. Они отражены в таблице.

              • слабая память;
              • отставание в физическом развитии;
              • проблемы с абстрактно-логическим мышлением;
              • небольшие поведенческие расстройства;
              • сильная внушаемость.
                • приплюснутое лицо и нос;
                • развитые кожные складки на ступне и далеко отставленный большой палец.
                • шаблонное следование нормам поведения других людей;
                • хитрость;
                • внушаемость;
                • отсутствие критического отношения к себе;
                • неадекватное поведение в незнакомой обстановке.
                • минимальное самостоятельное мышление;
                • нарушение сна;
                • плохой аппетит или, напротив, склонность к перееданию;
                • быстрая утомляемость;
                • сильная раздражительность;
                • физические отставания в раннем возрасте (позже начинают сидеть, ползать, ходить и т.д.);
                • проблемы с памятью;
                • нарушена мелкая моторика.
                • сексуальная распущенность;
                • склонность к обжорству;
                • асоциальное поведение в виде агрессии;
                • сутулость;
                • неразвитость моторики;
                • неряшливость.
              • полное отсутствие мышления;
              • серьезные повреждения ЦНС;
              • неспособность реагировать на раздражители;
              • невосприимчивость к речи;
              • неузнавание родителей;
              • отсутствие координации движения;
              • монотонность движений или полное бездвижие.
              • сильно увеличен язык;
              • неразвитость мышц;
              • отсутствие чувствительности к боли и температуре.
              • расстройства сна;
              • галлюцинации;
              • пониженное давление;
              • судороги;
              • прогрессивная атрофия мозга;
              • потеря зрения.
              • Как видно из таблицы, при олигофрении определенной степени тяжести возникают разные симптомы: страдает не только умственное, но и психическое развитие человека.

                Чем раньше будут обнаружены признаки умственной отсталости, тем более благоприятным будет прогноз болезни.

                Диагностика, лечение и прогноз олигофрении

                Диагностика олигофрении у детей и взрослых обычно не вызывает сложностей. Диагноз ставится на основании результатов о задержке развития и особого тестирования. Врач-психиатр или невролог при помощи специальных методов оценивает словарный запас пациента, мыслительные способности, социальные навыки, уровень самокритичности. Когда диагноз поставлен, врач назначает ряд исследований, способных объяснить причину заболевания. Это может быть магнитно-резонансная томография головного мозга, энцефалограмма, пробы на врожденные инфекции, генетические анализы. После этого назначается лечение.

                Известно, что олигофрения – это врожденная патология. Лечение умственной отсталости лекарствами и средствами народной медицины неэффекттивно. Полное исцеление возможно лишь при фенилкетонурии. В других же случаях терапия направлена на коррекцию и социальную адаптацию пациента, а также на устранение симптомов болезни. План лечения составляется для каждого больного индивидуально, в зависимости от степени умственной отсталости и причин заболевания.

                Симптоматическое лечение олигофрении направлено на устранение симптомов заболевания. Обычно это общеукрепляющие, противосудорожные лекарства, а также препараты, стимулирующие деятельность мозга. Иногда в качестве вспомогательных средств для стимуляции некоторых психических процессов применяется фитотерапия – настои женьшеня, лимонника. У взрослых для снижения половой и поведенческой агрессии назначаются психотропные препараты.

                Если причина слабоумия установлена, прописываются средства, помогающие лечить выявленную причину – это гормоны (при слабоумии от гипотериоза), антибиотики (при поражении сифилисом), диеты и гормональные препараты (при слабоумии вследствие нарушения метаболических процессов).

                Основным способом лечения при умственной отсталости является коррекционный. Больных обучают социальным навыкам, дают им элементарные знания, которые пригодятся в жизни. Обучение проводится в специализированных школах и интернатах.

                Профилактика умственной отсталости имеет очень большое значение. Серьезное внимание уделяется диспансеризации потенциальных родителей на обнаружение у них факторов риска. Особую роль отводят женским консультациям, контролирующим течение беременности и обнаружение дефектов развития на ранних сроках вынашивания плода.

                Беременным женщинам рекомендуют принимать фолиевую кислоту и Йодомарин для предотвращения аномалий у ребенка. Кроме того, родильные дома оснащаются современной техникой для контроля и предотвращения родовых травм и осложнений у новорожденных. Для детей до 3-х лет регулярно проводятся осмотры специалистов, способных уже на начальных стадиях обнаружить болезнь. Нельзя недооценивать и роль профилактических прививок, призванных снизить риск инфекционных заболеваний в детском возрасте.

                Прогноз олигофрении зависит не только от диагноза, но и от социально-бытовых условий, в которых находится больной. Жизнь страдающих от идиотии при отсутствии серьезных соматических патологий может быть стабильной и продолжительной в специальных клиниках, где им обеспечен полный уход и лечение. При имбецильности пациента необходимо окружить теплом и заботой родственников. При дебильности жизнь пациента немногим будет отличаться от жизни среднего здорового человека: он может трудиться, зарабатывать себе на жизнь и даже заводить семью.

                oinsulte.ru

                Как вовремя заподозрить и выявить у детей симптомы умственной отсталости?

                Когнитивные функции головного мозга – это то, что позволяет человеку успешно учиться, работать и жить в современном мире. К сожалению, симптомы умственной отсталости у детей, которые все чаще диагностируются в первый год жизни, могут поставить под удар нормальное существование человека. Инвалидность, связанная с недостаточным психическо-эмоциональным или интеллектуальным развитием ребенка, всегда протекает тяжело как для него самого, так и для окружающих его родных или близких. Знание того, как определить отставание в развитии ребенка и его умственную неполноценность, поможет любому родителю вовремя обратиться за помощью к врачам и начать непростой пусть реабилитации и адаптации.

                Виды умственной отсталости

                Под умственной отсталостью принято понимать состояние, при котором страдают все когнитивные функции, а также имеет место психическая неполноценность, которая не позволяет полноценно адаптироваться ребенку в социальном плане по сравнению со своими сверстниками. Легкая умственная отсталость у детей до 1 года часто не выявляется, поскольку родителям сложно еще оценить навыки речи и степень развития памяти, мышления и т.д. В таком возрасте врачи определяют базовые признаки психического и эмоционального развития ребенка, его реакцию и ее разнообразие на окружающие предметы и людей. Также важно отметить, что недостаточное умственное развитие часто наблюдается при ряде врожденных наследственных синдромов.

                Учитывая тот факт, что определение степени умственной отсталости у детей очень необходимо как с диагностической, так и с прогностической целью, во всем мире принята унифицированная шкала оценки интеллекта (IQ), которая позволяет баллами выявить и выразить степень патологии у пациента. Полученные результаты необходимо трактовать следующим образом:

              • Менее 20 баллов – очень тяжелое умственное отставание в развитии.
              • От 20 до 34 баллов – тяжелая степень.
              • От 35 до 49 баллов – умеренная степень умственного отставания.
              • От 50 до 69 баллов – можно говорить о легкой степени умственного недоразвития.
              • Ранее существующая шкала оценки интеллекта, которая предполагала использование таких термины как олигофрения, дебильность и имбецильность (в зависимости от уровня IQ), на самом деле не отражает всю полноту вариантов умственной отсталости у детей. Она лишь частично отображает лишь частные варианты сочетания психических нарушений на фоне сниженного интеллекта.

                Фактически можно выделить врожденные и приобретенные формы интеллектуального нарушения в развитии ребенка. Врожденные варианты возникают по причине наследственных синдромов и различных генетических мутаций в клетках эмбриона или как следствие поступления в организм матери токсинов (алкоголя, наркотических средств, ядов и т.д). Приобретенное слабоумие возникает как результат травм черепа или перенесенных инфекций ЦНС (менингитов, энцефалитов). Также умственная отсталость может развиваться вследствие тяжелой гемолитической болезни новорожденных при резус-конфликте или других формах иммунологических конфликтов организма матери и плода.

                Признаки умственной отсталости у детей до 1 года

                Дети с умственной отсталостью в возрасте до 1 года выявляются при осмотре врачами, опираясь на отставание в психомоторном развитии или на обнаружение признаков наследственных (хромосомных и генетических) синдромов. Родители часто лишь могут указывать на то, что ребенок так и не начинает концентрировать взгляд, плохо растет, не пытается разговаривать и т.д. Основные и косвенные признаки умственной отсталости у детей до года следующие:

              • Характерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; характерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и др.).
              • Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций и т.д.
              • Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
              • Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
              • Судорожные припадки.
              • Отсутствие попыток ползать и садиться.
              • Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
              • Явления самоповреждения.
              • Поэтому диагностика такой патологии требует комплексного подхода и проведения следующих обследований и консультаций:

              • Осмотр неонатолога или педиатра, установление признаков наследственных синдромов или общего отставания в развитии.
              • Консультация детского невролога. Оценка функционального состояния ЦНС, проведение МРТ головного мозга для выявления органической патологии.
              • Генетические анализы и оценка кариотипа для подтверждения диагноза наследственных синдромов у новорожденного.
              • Консультация детского инфекциониста в случае подозрения инфекционной причины интеллектуального отставания.
              • Консультация гематолога при тяжелом течении гемолитической болезни.

            Далее такие дети наблюдаются врачом-педиатром по диспансерному плану (т.е. с определенной регулярностью) с целью оценить степень умственной отсталости, своевременно решить вопрос о присвоении группы инвалидности и назначении специализированного лечения (при необходимости). К сожалению, в таком возрасте довольно сложно определить точный прогноз относительно степени тяжести умственной недостаточности, которая сформируется у ребенка в будущем.

            Признаки интеллектуального отставания у детей после 1 года

            У маленьких пациентов, которые обследуются уже в возрасте старше 1 года, установление точной причины и степени когнитивных нарушений гораздо проще. Также в дошкольном периоде выявляются нетяжелые формы умственной отсталости, которые заключаются в неспособности к синтезу и анализу полученной информации, ассоциативному и логическому мышлению. Таким образом, признаками умственной недостаточности у детей являются:

          • Нарушение речевого развития и способности к коммуникации со взрослыми и сверстниками. Довольно бедный словарный запас. Зачастую такие дети с трудом обучаются письму и чтению.
          • Несдержанное, порой агрессивное поведение, возникающее спонтанно или как неадекватная реакция на окружающий мир.
          • Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью в дошкольный период указывает на их способность с трудом овладевать новой информацией, выявляются нарушения самообслуживания. Почти в 50% случаев имеют место признаки нарушения психики, требующие консультации соответствующих специалистов.
          • Характеристика тестов для оценки интеллектуального уровня, способности к логическому и ассоциативному мышлению выявляют наличие различной степени умственной недостаточности.
          • Агрессивность к себе или окружающим, несвязанная с явными причинами.
          • Карта обследования таких детей должна учитывать необходимость не только установления предположительной причины отставания в умственном развитии, но и давать объективную оценку степени прогрессирования патологии. Если установлено, что симптомы отставания в развитии наблюдались еще с момента рождения, врач подробно изучает, как протекала беременность у матери, ход родов и имевшие место заболевания первого года жизни. Обычно наиболее распространенные наследственные синдромы в этом возрасте имеют явную клиническую картину, и даже нет необходимости проводить ребенку анализ кариотипа (строения и количества хромосом в ядрах клеток).

            Также врачу важно установить, не сопровождались ли респираторные инфекции осложнениями со стороны центрального отдела нервной системы (менингит, энцефалит и т.д.). Для этого применяют следующие методики диагностики, помогающие в установлении причины интеллектуального дефицита:

            1. Изучение истории болезни ребенка, установление наличие тяжелых травм или инфекций.
            2. МРТ или КТ головного мозга.
            3. Иммунологические анализы для выявления антител к возбудителям венерических заболеваний, могущих передаться от матери, менингококковой инфекции и т.д.
            4. Проведение ЭЭГ для оценки волновой активности коры головного мозга.
            5. Консультация детского невролога.
            6. Рекомендации родителям детей с психическим дефицитом

              К сожалению, развитие умственной отсталости, как и других форм отставания в развитии ребенка, всегда является большой проблемой как эмоциональной, так и социальной для родителей. Большинство новорожденных с явными признаками наследственных синдромов или аномалиями развития оставляются матерями в родильных домах и воспитываются дальше в интернатных учреждениях. Легкие степени умственной недостаточности выявляются чаще всего в дошкольном периоде, поэтому очень большое число родителей может столкнуться с ними, и при этом надо знать, как правильно действовать.

              Не существует однозначного ответа на вопрос, как лечить умственное недоразвитие. Проблема в том, что в большинстве случаев причины, которые привели к такому состоянию у ребенка, либо необратимы, либо заложены в самом генотипе организма, что не позволяет современной медицине влиять на это. Поэтому основные медицинские рекомендации родителям детей с умственной отсталостью выглядят следующим образом:

            7. Вовремя обратитесь за медицинской помощью и диагностируйте причину и степень прогрессирования умственной неполноценности.
            8. Регулярно проводите обучающие и развивающие занятия с таким ребенком. Коррекция поведенческих отклонений может быть проведена со специальным детским психологом.
            9. Старайтесь не изолировать таких детей от сверстников и взрослых, несмотря на все неприятности и опасения.
            10. Социальная адаптация детей с умственной отсталостью должна стать основой обучения и воспитания. Лишь достижение самостоятельности в быту, основ речи и письма, а также овладение простыми профессиями позволит во взрослой жизни быть полноценным членом общества и не требовать посторонней помощи.
            11. Не завышайте планку результатов для таких детей. Часто особенности характера и повышенное чувство собственной неполноценности и переживание неудач сводят на нет все достигнутые результаты. С другой стороны, не нужно потакать лени ребенка или останавливаться на достигнутом якобы приемлемом результате. Это часто проявляется при обучении общению – родители понимают желания ребенка по звукам или извращенным словам, однако для социальной адаптации и коммуникации с другими людьми этого недостаточно.
            12. zdorovyedetei.ru