Диагноз

Признаки болезни аутизм

26.06.2018

В последнее время одним из распространённых заболеваний, касающихся патологий развития, является аутизм. Проявляется этот недуг, как правило, на первых годах жизни, но нередко встречаются случаи «приобретенной» болезни, когда симптомы проявляются уже во взрослом, зрелом возрасте. Поражает аутизм в большинстве случаев представителей мужского пола, на каждые 10 случаев – 6-7 пораженных мальчиков или мужчин. Заболевание не поддается лечению, поэтому после постановки диагноза он остается пожизненным, но при грамотно подобранном лечении можно облегчить жизнь пациента, научить его жить в обществе и вести нормальную жизнедеятельность. Причины развития такого явления точно не установлены, но в большинстве случаев сводятся к генетическим аномалиям. Для того чтобы более детально узнать о болезни и ее проявлениях, ознакомьтесь с представленной ниже информацией.

Аутизм – это нарушение социального взаимодействия, которое проявляется в расстройстве речи, психического развития. Люди с таким диагнозом не любят общество, общение, они предпочитают одиночество, закрываются в себе, увлекаясь каким-либо занятием.

Различают несколько видов аутизма, для каждого характерны особые признаки:

  • Синдром Аспергера – для пациентов с такой формой аутизма характерно нарушение социальной адаптации в обществе: нежелание общаться с окружающими, слабо выраженная мимика и жестикуляция. Особенностью таких больных является отличное логическое мышление, возможность при желании решить любую задачу, вне зависимости от сложности.
  • Атипичный аутизм – такой вид болезни проявляется у взрослых людей, и развивается в результате поражения головного мозга, нарушения психики. При таком синдроме наблюдается нарушение речи, двигательной активности, сосредоточенность взгляда на одной точке или предмете в течение длительного времени.
  • Синдром Ретта – первые признаки этой формы болезни проявляются на 8 месяце жизни ребенка и характеризуются пассивностью, слабо развитой речью, умственной отсталостью, проблемами с мышцами и костями. Встречается такой недуг исключительно у девочек и он не поддается корректировке.
  • Синдром Каннера – при такой форме аутизма человек самостоятельно изолирует себя от окружающих, общества, замыкается в себе. Для такого вида характерна слаборазвитая речь, человек не воспринимает правила социума, поскольку живет в своем, воображаемом мире.
  • Современные ученые подразделяют заболевание на пять групп:

  • I – больные аутизмом, которые полностью оградились от окружающего мира и не вступают с ним ни в какое взаимодействие.
  • II – люди, которые с головой погружаются в какое-либо занятие, характеризуются замкнутостью и отчужденностью. В результате сильной увлеченности они подолгу могут не испытывать (или не замечать) чувство голода, жажды, усталости.
  • III – пациенты, которые не воспринимают нормы и правила поведения в современном обществе.
  • IV – взрослые пациенты с диагнозом аутизма, которые не могут противостоять проблемам, решать их, а вместо поиска выхода из ситуации обижаются на кого-нибудь, замыкаются в себе.
  • V – интеллектуально развитые аутисты, чей уровень Iq гораздо выше, чем у обычных людей. Нередко такие пациенты становятся известными музыкантами, художниками, артистами или программистами, успешно адаптируясь в обществе и приняли его правила.
  • Как правило, аутизм носит врожденный характер и развивается на первых годах жизни ребенка, оставаясь с человеком до конца его дней. Установить точные причины развития болезни не удается ученым, несмотря на активное изучение болезни и исследование пациентов с таким диагнозом. Наиболее вероятными предпосылками возникновения аутизма считаются:

  • Генетическая предрасположенность. Болезнь передается по поколениям, при чем шансы развития аутизма гораздо выше, если один из родителей страдает этой болезнью. Если первый ребенок родился с таким отклонением, то вероятность рождения второго аутиста очень высока.
  • Токсическое воздействие на организм беременной женщины, в частности, особую опасность составляет свинец, ртуть.
  • Инфекционные болезни, которые появились во время внутриутробного развития или сразу после рождения.
  • Родовые травмы.
  • Наличие заболеваний головного мозга (менингита, энцефалита).
  • Приобретенный аутизм. Может развиться в любом возрасте в результате перенесенной депрессии или на фоне некоторых болезней (эпилепсии, шизофрении). Начинается, как правило, недуг незаметно, но развивается очень стремительно. Главными характерными особенностями проявления болезни является: замкнутость человека, пропадает желание общаться с другими людьми, улыбка все реже появляется на лице. Опасность болезни в зрелом возрасте состоит в том, что она нередко провоцирует развитие психических болезней, неуравновешенности.
  • Первые симптомы аутизма появляются у детей к 3 годам, в этот период уже можно отличить болезнь от задержки умственного или речевого развития, от такого нрава или характера ребенка.

    Основные признаки детского аутизма:

  • Нарушение речевого развития: до 1 года дети не гулят, в 1,5 не издают членораздельных звуков, а к 3 так и не начинают говорить связной речью или имеют весьма скудный словарный запас.
  • Отсутствие привязанности к родителям, чувств к ним и проявления эмоций.
  • Наличие задержки умственного и/или физического развития.
  • Ребенок не проявляет интереса к другим детям, сверстникам, не желает играть с ними.
  • Постоянное желание играть только с одной игрушкой, отвержение новых игр, предметов. Невозможность отличить живых существ от неживых предметов и, наоборот.
  • Порой неадекватная реакция на звуки, свет, действия других людей.
  • Частые приступы агрессии, которые могут быть направлены на других или самого себя, что может привести к членовредительству или другим негативным последствиям.
  • При появлении хотя бы одного или нескольких симптомов, следует обязательно проконсультироваться с педиатром. Не всегда такие проявления характеризуют аутизм, возможно это проявление других болезней, поэтому для точной постановки диагноза следует получить консультацию квалифицированного специалиста.

    Аутизм у взрослых проявляется весьма специфически, его симптомы ярко выражены и хорошо заметны посторонним. Нередко такие люди имеют высокий интеллектуальный уровень, богатый внутренний мир, добиваются желаемых успехов на карьерном поприще, но вот общение с людьми не складывается, что вызывает трудности на работе и в личной жизни. Кроме того, меньше 50% больных аутизмом способны жить самостоятельно и вести относительно нормальный образ жизни. Часто, аутисты, достигшие успеха в какой-то отрасли, не имеют элементарных бытовых навыков и не могут справиться с классическими повседневными делами.

    К основным симптомам аутизма у взрослых относится:

  • Маленький словарный запас, «в фаворите» одна фраза или слово, которые больной повторяет по кругу.
  • Отсутствие интонации и эмоциональной окраски речи.
  • Большой страх перед изменениями, нежелание что-то менять в своей жизни. Большая привязанность к вещам, привычкам.
  • Человеку безразличны все вокруг, их переживания, эмоции, действия – он живет в своем собственном мире, куда нет входа посторонним.
  • Не соблюдает нормы и правила поведения в обществе, открыто игнорирует их.
  • Аутист избегает прямого контроля в глаза или, наоборот, не отводит пристального взгляда.
  • Поставить диагноз «аутизм» может только врач после тщательного обследования пациента и дифференцирования болезни от других. Для получения помощи следует обратиться к педиатру (если пациенту до 16 лет), терапевту, неврологу.

    В качестве диагностических методик используется:

  • Беседа с пациентом, оценка уровня его социализации, готовности идти на контакт, а также анализ его умственных способностей, речевого развития и словарного запаса. Как правило, для этого используются специальные опросники или тесты.
  • Проведение скрининговых тестов.
  • Сдача лабораторных анализов (кровь, моча) для оценки физического состояния пациента.
  • Электроэнцефалограмма, которая позволяет оценить активность головного мозга. Обязательным является проведение процедуры при проявлении эпилептических припадков.
  • Магнитно-резонансная томография позволяет выявить структурные изменения в головном мозге.
  • Основным методом диагностирования заболевания является постоянный контроль за поведением ребенка, чем должны заниматься родители. Только выявление регулярных симптомов и отсутствие изменений с возрастом может говорить о развитии аутизма.

    Заболевание не поддается лечению – к такому выводу пришли медики и ученые, занимающиеся изучением недуга на протяжении десятков лет. Но существует ряд методик и некоторые медикаменты, которые облегчают состояние пациента, позволяют ему нормально адаптироваться в обществе. В каждом конкретном случае терапия подпирается индивидуально, а эффект зависит от человека и занятий с ним. Важно помнить, чем раньше правильно поставлен диагноз, тем выше шансы у пациента вести здоровый образ жизни.

    В качестве терапии используются следующие методы:

  • Специально разработанные методики, которые помогают ребенку адаптироваться к социуму или взрослому человеку дают возможность научиться жить с таким заболеванием. В частности, вся работа основана на обучении пациента определенной модели поведения в конкретном случае.
  • Регулярное повторение одних и тех же действий, навыков, чтобы ребенок в будущем смог воспроизводить это сам. Например, это касается элементарных бытовых навыков – похода в туалет, одевания, чистки зубов, приема пищи.
  • Важно соблюдать строгий распорядок дня, так вырабатывается новая привычка, ребенок чувствует себя более уверенным.
  • Категорически запрещено резко менять обстановку, порядок вещей, график – это всегда шок и психологическая травма для ребенка. К любым изменениям аутиста следует тщательно готовить и делать это постепенно.
  • Важно обеспечить эмоциональный, телесный контакт – частые объятия, поцелуи, прикосновения.
  • В редких случаях используется медикаментозная терапия, которая направлена на устранение симптомов других болезней (эпилепсии, шизофрении). Кроме того, активно используются лекарства, которые способны нормализовать психологическое состояние пациента, умерить двигательную активность. К таковым относятся: нейролептики, психостимуляторы.
  • В связи с частыми нарушениями у аутистов работы кишечника, больным назначаются пробиотики, которые заселяют кишку полезными бактериями и облегчают состояние.
  • Крайне важно обеспечить поступление в организм полезных микроэлементов, витаминов и минералов.
  • Эффективность лечения на 90% зависит от стараний родителей и окружающих людей. Для достижения максимального результата следует уделять много времени ребенку, выполнять рекомендации врача и проводить занятия с ребенком. Усилия, желания, любовь и забота помогут ребенку научится видеть себя в социуме и вести нормальную жизнь, адаптируясь в обществе.

    24doctor.info

    Аутизм у детей: признаки заболевания и причины возникновения

    Аутизм – это врожденное неизлечимое заболевание, характеризующееся нарушением психического развития, приводящим к ослаблению или потере контактов с окружающим миром, глубокому погружению в мир собственных переживаний, отсутствию желания общения с людьми.

    Такой ребенок не способен ни свои эмоции выразить, ни понимать эмоции другого человека. При этом часто отмечаются нарушения разговорной речи и даже снижение интеллектуального развития.

    Аутизм многие специалисты не расценивают как психическое заболевание в строгом понимании. Просто такие дети по-другому воспринимают окружающий мир. Поэтому детей-аутистов называют детьми дождя. Дождь в этом случае символизирует особенность детей (аналогично фильму «Человек дождя»).

    Все проявления аутизма встречаются у 3-5 ребят из 10000 детей, а в легкой форме – у 40 детей на 10000. У девочек он отмечается в 3-4 раза реже, чем у мальчиков.

    Причины возникновения

    Научных работ по детскому аутизму много, так же, как много существует теорий о предположительных причинах его возникновения. Но точная причина до настоящего времени не установлена, так как ни одна гипотеза полностью не обоснована.

    Некоторые ученые предполагают наследственную передачу болезни. Подтверждением такой точки зрения считают то, что аутизм часто наблюдается у членов одной семьи. Но в таких случаях не исключено, что дети родителей с аутизмом, став родителями, тоже отличаются педантизмом, «тяжелым характером» в силу воспитания и уклада в семье, что и сказывается на отличительных особенностях их детей.

    Более того, намного чаще дети-аутисты рождаются в семьях с благополучным семейным климатом. А отклонения, выявляемые в поведении родителей таких деток, связаны, скорее, с психологическим истощением вследствие повседневной борьбы с болезнью.

    Некоторые психиатры пытались увязать аутизм с очередностью рождения ребенка в семье. Предполагали, что аутизмом страдает чаще малыш, родившийся первым в семье. Однако подверженность аутизму возрастает с количеством рождений в семье (т.е. у восьмого по счету ребенка вероятность возникновения аутизма выше, чем у седьмого).

    Исследования показали, что при рождении одного ребенка с аутизмом риск развития его у следующего, родившегося в семье, малыша выше в 2,8 раза. Возрастает вероятность возникновения болезни и в случае наличия аутизма хотя бы у одного из родителей.

    Больше всего доказательств получила теория о значимости вирусной инфекции у матери в период беременности (краснуха, корь, ветряная оспа), что вызывает нарушение формирования головного мозга плода. Подтверждений о развитии аутизма вследствие вакцинаций не найдено, как не подтверждено и предположение о его возникновении при неправильном питании.

    Вероятнее всего, имеет значение сочетание генетических факторов и неблагоприятного воздействия на плод (инфекции или токсических веществ).

    Признаки заболевания

    Клинические проявления аутизма многогранны, как сама личность. Нет единых ключевых симптомов: у каждого пациента симптомокомплекс формируется под влиянием самой личности и окружающей среды, каждый ребенок-аутист уникален.

    Аутизм – уход из мира реальности в мир внутренних трудностей и переживаний. У ребенка нет бытовых навыков и эмоциональной связи с близкими. У таких детей возникает дискомфорт в мире обычных людей, ведь они не понимают их эмоций и чувств.

    Признаки этого загадочного заболевания зависят от возраста. Специалисты выделяют 3 группы проявлений аутизма: ранний (у детей до 2 лет), детский (с 2 до 11 лет), подростковый (с 11 до 18 лет) аутизм.

    Признаки аутизма у детей до 2 лет жизни:

  • малыш недостаточно привязан к матери: не улыбается ей, не тянет к ней ручки, не реагирует на ее уход, не узнает близких родственников (даже мать);
  • дитя не смотрит в глаза и в лицо при попытке общения с ним;
  • отсутствует «поза готовности» при взятии малыша на руки: не протягивает ручки, не прижимается к груди, в связи с чем он может даже отказываться от грудного вскармливания;
  • дитя предпочитает играть в одиночествес одной и той же игрушкой или частью ее (колесико от машинки или одна и та же зверушка, кукла); другие игрушки интереса не вызывают;
  • пристрастие к игрушкам отличается своеобразием: обычные детские игрушки малоинтересны, ребенок-аутист может длительно рассматривать или передвигать какой-либо предмет перед глазами, следя за его движением;
  • не реагирует на свое имя при нормальной остроте слуха;
  • не привлекает внимание других лиц к предмету, вызвавшему его интерес;
  • не нуждается во внимании или какой-либо помощи;
  • обращается с любым человеком, как с неодушевленным предметом – отодвигает со своего пути или просто обходит;
  • отмечается задержка речевого развития (не гулит в годовалом возрасте, не произносит простых слов к полутора годам, а простых фраз в 2 года), но даже при развитой речи ребенок редко и неохотно разговаривает;
  • малыш не любит изменений, противится им; любые изменения вызывают тревогу или гнев;
  • отсутствие интереса и даже агрессия к другим детям;
  • сон плохой, характерна бессонница: дитя долго лежит с открытыми глазами;
  • аппетит снижен;
  • развитие интеллекта может быть разным: нормальным, ускоренным или отстающим, неравномерным;
  • неадекватная реакция (сильный испуг) на незначительные внешние раздражители (свет, негромкий шум).
  • Проявления аутизма с 2 до 11 лет (кроме вышеуказанных симптомов, появляются новые):

  • в 3-4 года малыш не разговаривает, или произносит лишь несколько слов; некоторые дети повторяют постоянно один и тот же звук (или слово);
  • развитие речи у некоторых детей может быть своеобразным: ребенок начинает говорить сразу же фразами, иногда логично («по-взрослому») построенными; иногда характерна эхолалия – повторение услышанной ранее фразы с сохранением ее структуры и интонации;
  • с эффектом эхолалии связано также неправильное использование местоимений и неосознание собственного «я» (себя ребенок называет «ты»);
  • ребенок никогда сам не начнет разговор, не поддерживает его, отсутствует стремление к общению;
  • изменения в привычной обстановке вызывают беспокойство, но более значимым для него является отсутствие какого-либо предмета, а не человека;
  • характерным является неадекватный страх (иногда самого обычного предмета) и при этом отсутствие ощущения реальной опасности;
  • ребенок совершает стереотипные действия и движения; может долго сидеть в кроватке (в том числе ночью), монотонно раскачиваясь в стороны;
  • любые навыки приобретаются с трудом, некоторые дети не могут научиться писать, читать;
  • у некоторых детей успешно проявляются способности к музыке, рисованию, математике;
  • в этом возрасте дети максимально «уходят» в свой мир: нередко у них появляется беспричинный (для окружающих) плач или смех, приступ злости.
  • Проявления аутизма у детей после 11 лет:

  • хотя ребенок к этому возрасту уже имеет навыки общения с людьми, он все же стремится к одиночеству, не испытывает необходимости в общении. В некоторых случаях ребенок-аутист при общении может избегать зрительного контакта или, наоборот, пристально заглядывает в глаза, подходит слишком близко или отдаляется на слишком большое расстояние при беседе, говорит очень громко или очень тихо;
  • мимика и жестикуляция слишком скудные. Довольное выражение на лице сменяется недовольством при появлении в помещении людей;
  • словарный запас бедный, определенные слова и фразы часто повторяются. Речь без интонаций напоминает разговор робота;
  • затрудняется первым вступить в разговор;
  • непонимание эмоций и чувств другого человека;
  • неспособность строить дружеские (романтические) отношения;
  • спокойствие и уверенность отмечаются только в привычной обстановке или ситуации, а сильные переживания – при каких-либо изменениях в жизни;
  • большая привязанность к отдельным предметам, привычкам, местам;
  • многие дети отличаются двигательной и психомоторной возбудимостью, расторможенностью, нередко в сочетании с агрессией и импульсивностью. Другие, наоборот, пассивные, вялые, заторможенные, со слабой реакцией на стимулы;
  • период полового созревания протекает сложнее, с частым развитием агрессии к окружающим, депрессии, тревожных психических расстройств, эпилепсии;
  • в школе некоторые дети создают мнимое впечатление гениев: они с легкостью могут повторить наизусть стихотворение или песню, прослушав их один раз, хотя остальные предметы им трудны для изучения. Дополняет впечатление «гениальности» сосредоточенное «умное» лицо, будто ребенок над чем-то думает.
  • Наличие перечисленных признаков не обязательно свидетельствует об аутизме. Но при их обнаружении следует обратиться за консультацией к специалисту.

    Разновидностью аутизма (более легкой его формой) является синдром Аспергера. Отличительной особенностью его является то, что у детей отмечаются нормальное умственное развитие и достаточный словарный запас. Но при этом общение с другими людьми затруднено, дети не способны понимать и выражать эмоции.

    Заподозрить развитие аутизма у грудничка можно с 3-месячного возраста. Но ни один врач точно подтвердить диагноз в столь раннем возрасте не сможет. Детский аутизм чаще диагностируется в 3 года, когда проявления болезни становятся явными.

    Диагностика данной патологии даже для опытного специалиста далеко не проста. Иногда врачу необходимы многократные консультативные приемы, различные тесты и наблюдение для проведения дифференциальной диагностики с неврозоподобными состояниями, ДЦП, генетическими болезнями с умственной отсталостью.

    Некоторые симптомы могут быть свойственны здоровым детям. Важным является не столько наличие признака, сколько систематичность его проявления. Сложность состоит еще и в многообразии симптомов аутизма, который может быть выражен в разной степени тяжести. К примеру, способный ученик может быть замкнутым по характеру. Поэтому важно обнаружение нескольких признаков, нарушение восприятия реального мира.

    Обнаружив отклонения в поведении ребенка, родителям следует обратиться к детскому психиатру, который может диагностировать у ребенка расстройство психики. В крупных городах в настоящее время созданы «Центры развития ребенка». Специалисты в них (детские неврологи, психиатры, логопеды, психологи и др.) занимаются ранней диагностикой нарушений развития детей и рекомендациями по лечению их.

    В случае отсутствия центра диагноз устанавливается комиссионно с участием педиатра, детского психиатра, психолога и педагогов (воспитателей).

    В США для всех детей в 1,5 годовалом возрасте проводится тестирование родителей на предмет исключения аутизма у ребенка (тест называется «Проверка на аутизм для маленьких детей»). Этот несложный тест может помочь родителям самим определиться в необходимости консультации специалиста своему ребенку.

    На каждый из вопросов следует дать ответ «Да» или «Нет»:

  • Ребенку нравится, когда его берут на руки, сажают на колени, укачивают?
  • Малыш интересуется другими детьми?
  • Ребенок любит куда-нибудь взбираться, подниматься по лестнице?
  • Малышу нравятся игры с родителями?
  • Имитирует ли ребенок какое-то действие («готовит чай» в игрушечной посуде, управляет машинкой и т.д.)?
  • Использует ли малыш указательный палец для указания на предмет, интересующий его?
  • Приносил ли он когда-нибудь какой-либо предмет, чтобы показать его вам?
  • Смотрит ли малыш в глаза незнакомому человеку?
  • Укажите пальцем на какой-либо предмет вне поля зрения малыша и скажите: «Смотри!», или же произнесите название игрушки («машинка» или «кукла»). Проверьте реакцию ребенка: повернул ли он голову, чтобы посмотреть на предмет (а не на движение вашей руки)?
  • Надо дать малышу игрушечную ложечку и чашку и попросить «сделать чай». Поддержит ли ребенок игру и притворится, будто делает чай?
  • Задайте ребенку вопрос «Где кубики? или кукла». Покажет ли малыш на этот предмет пальцем?
  • Может ли ребенок построить пирамиду или башню из кубиков?
  • Если большинство ответов будет «нет», то вероятность наличия аутизма у ребенка очень высока.

    Что делать родителям, если диагноз «аутизм» ребенку установлен?

    Многие родители долго не могут смириться с таким диагнозом, объясняя для себя изменения в поведении ребенка его индивидуальностью, характерологическими особенностями.

    Что можно посоветовать родителям?

  • Не нужно отрицать диагноз. Ведь для постановки диагноза врачи проводили оценку по многим критериям.
  • Понять и принять, что эта патология не пройдет с годами и не излечится, она – на всю жизнь.
  • С ребенком нужно много работать, чтобы нивелировать проявления аутизма. Могут помочь в этом не только советы специалистов, а и родители других детей с аутизмом: можно использовать чужой опыт в развитии ребенка, встречаясь в кружках таких родителей или на форуме в интернете.
  • Понимать, что дорого время в работе с ребенком, т.к. с возрастом проявления только усугубятся. Чем раньше начато коррекционное лечение, тем выше шансы на успех.
  • Диагноз «аутизм» – не приговор. В 3-5 летнем возрасте трудно сказать о степени тяжести процесса и его развитии. Во многих случаях возможна социальная адаптация, приобретение профессии.
  • Следует использовать помощь специалистов в проведении логопедических, корригирующих, педагогических приемов для изменения интеллектуального развития, психомоторного и эмоционального поведения ребенка. Консультации психологов, дефектологов, логопедов помогут в формировании навыков, коррекции коммуникативных нарушений и социальной адаптации.
  • Лечение аутизма у детей

    Медикаментозное лечение аутизма не разработано. Основным способом лечения является психотерапия и адаптация ребенка к жизни в социуме. Лечение при аутизме – длительный и тяжелый (в психологическом и физическом плане) процесс.

    Предположение об эффективности использования в лечении безглютеновой диеты в исследованиях ученых подтверждения не получило. Исключение продуктов с казеином и глютеном из рациона ребенка с аутизмом к излечению не приводит.

    Основные правила лечения:

  • Необходимо выбрать психиатра, имеющего опыт работы с детьми-аутистами. Нежелательно менять врачей, т.к. каждый будет применять свою программу, что не позволит ребенку закрепить полученные навыки.
  • В лечении должны участвовать все родственники ребенка, чтобы оно продолжалось и дома, на прогулке и т.д.
  • Лечение заключается в беспрерывном повторении полученных навыков, чтобы они со временем не терялись. Стрессы и болезни могут привести к первоначальному состоянию и поведению.
  • У ребенка должен быть четкий режим дня, который следует неукоснительно соблюдать.
  • Нужно сохранять максимальное постоянство окружающей обстановки, каждый предмет должен иметь свое место.
  • Следует стараться привлекать внимание ребенка, обращаясь к нему несколько раз по имени, но не повышая голос.
  • Нельзя использовать силовое принуждение и наказания: ребенок-аутист не в состоянии увязать свое поведение с наказанием и просто не поймет, за что он наказан.
  • Поведение с ребенком должно быть логичным и последовательным у всех членов семьи. Изменение модели поведения может неблагоприятно сказаться на его состоянии.
  • Разговор с ребенком должен быть спокойным, медленным, короткими ясными предложениями.
  • На протяжении дня у ребенка должны быть перерывы, чтобы он мог побыть один. Следует лишь позаботиться, чтобы обстановка была для него безопасной.
  • Физические упражнения помогут ребенку снять стресс и дадут положительные эмоции. Большинство таких деток любят прыжки на батуте.
  • Обучив ребенка новым навыкам, следует показывать, в какой ситуации можно их применять (например, пользоваться туалетом не только дома, а и в школе).
  • Необходимо хвалить ребенка за успех, используя и слова, и другие способы поощрений (просмотр мультфильма и др.), постепенно он найдет связь между поведением и похвалой.
  • Важно и самим родителям иметь перерыв и отдых от этих занятий, т.к. они вызывают психологическое истощение: хотя бы 1 раз за год нужно уезжать на отдых, а уход за ребенком поручить бабушке и дедушке (или отдыхать по очереди). Не лишним будет и посещение психолога самими родителями.

    Как учить ребенка общаться?

  • Если ребенок не способен к общению словами,надо искать другие варианты: невербальное общение с помощью картинок, жестов, звуков или мимики.
  • Не нужно что-либо делать вместо ребенка, если он не просит о помощи. Можно спросить, нужна ли ему помощь, и только при утвердительном ответе помочь.
  • Нужно постоянно стараться вовлекать его в какие-либо игры с другими детками, даже если первые попытки вызовут злость. Раздражение и злость – тоже эмоции. Постепенно придет понимание, что общаться интересно.
  • Не нужно торопить малыша – ведь ему необходимо время для осмысления действий.
  • В играх с ребенком не стремитесь лидировать – постепенно формируйте проявление инициативы.
  • Обязательно хвалите его за самостоятельное начало общения.
  • Старайтесь создавать повод, необходимость в общении, ведь если все необходимое есть, то и нет стимула к общению со взрослыми, обращению с просьбой о чем-либо.
  • Малыш должен сам определять, когда занятие нужно закончить (когда он устал или надоело). Если он не может об этом сказать словами, то подскажет его мимика. Можно помочь ему подобрать слово для окончания игры («Хватит» или «Все»).
  • Как учить повседневным навыкам?

  • Обучение малыша чистить зубы может занять длительный период, но это возможно. Единого для всех детишек правила обучения нет. Это может быть игровая форма с обучением при помощи картинок, или личный пример, или любой другой вариант.
    1. Обучение посещению туалета может быть особенно трудным и занять несколько месяцев. Лучше начинать обучение тогда, когда малыш будет осознавать необходимость посещения туалета (что можно понять по его поведению или мимике).
    2. Для малыша-аутиста прекращение использования памперсов уже вызовет недовольство. Поэтому, чтобы не пришлось потом отучать его от пользования горшком, лучше сразу после подгузников формировать привычку пользования туалетом.

      Вначале памперсы менять нужно в туалете, чтобы ребенок мог связать посещение туалета с физиологическими отправлениями. В процессе наблюдения за малышом рекомендуется заметить примерное время опорожнения кишечника и мочеиспусканий у ребенка. Во время этих естественных отправлений нужно показать малышу туалет сначала на фотографии и произнести слово «туалет».

      В примерное время отправлений у ребенка следует отвести его в туалет, раздеть и посадить на унитаз. Не отчаивайтесь, если мочеиспускание или дефекация не произошли. Даже в этом случае надо использовать туалетную бумагу, одеть малыша и вымыть руки. В тех случаях, когда нужда справлена вне туалета, нужно как можно быстрее отвести ребенка в туалет. Каждый случай пользования туалетом должен сопровождаться похвалой или наградой (дать игрушку, печенье и др.).

    3. Мыть руки нужно учить обязательно после туалета, после возвращения с прогулки, перед едой. Обучая, важно выполнять все действия в строгой последовательности и не нарушать ее. Например: подтянуть рукава; открыть кран; увлажнить руки водой; взять мыло; намылить руки; положить мыло; смыть с рук мыло; закрыть кран; вытереть руки; поправить рукава. В начале обучения следует подсказывать очередное действие словами или картинками.
    4. Обучение ребенка-аутиста

      Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист. В крупных городах открыты специальные школы. Обучение в них проводится по специальным методикам.

      Наиболее распространенные учебные программы:

      • «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
      • «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
      • Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.
      • Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
      • «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
      • Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.
      • Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.

        Прогноз в каждом конкретном случае разный. Своевременно начатая коррекция может в значительной степени ослабить проявления болезни и научить ребенка общаться и жить в обществе.

        Но ожидать получения успеха через неделю и даже месяц нельзя. Лечение таких детей должно продолжаться в течение всей жизни. У многих детей некоторые сдвиги и возможность контакта отмечаются через 3-4 месяца, а у других положительная динамика не достигается годами.

        При легкой форме психического расстройства больной аутизмом примерно к 20 годам может иметь возможность жить самостоятельно. Примерно каждый третий из них приобретает частичную независимость от своих родителей. При тяжелом течении болезни больной становится обузой для семьи, нуждается в присмотре родственников, особенно при сниженном интеллекте и неумении разговаривать.

        Резюме для родителей

        К сожалению, ни причина развития, ни способы излечения при аутизме не известны. У большинства детей-аутистов нормальный интеллект. Более того, некоторые из них имеют незаурядные способности в музыке, математике, рисовании. Но воспользоваться ими они не смогут.

        Работать с детьми в любой стадии аутизма нужно как можно раньше. Нельзя отчаиваться! Используя множество разработанных методик по коррекции, во многих случаях можно достичь успеха. Главный враг ребенка – время. Каждый день без занятий – шаг назад.

        К какому врачу обратиться

        При наличии у ребенка аутизма он должен наблюдаться у психиатра, желательно у одного. Дополнительную помощь в лечении и реабилитации таких детей оказывают невролог, логопед, массажист, психолог.

        myfamilydoctor.ru

        Когда у родителей появляется ребенок, никто не задумывается о том, что он может родиться с врожденным заболеванием психического расстройства – аутизмом. У данного заболевания имеются свои признаки и симптомы, история выявления, причины возникновения, помощь и прогноз на будущее. Родители столкнутся с большими трудностями, если у их ребенка будет выявлен аутизм. Как распознать ранний аутизм? Ведь чем раньше приступишь к лечению, тем лучше.

        Аутизм может быть не только у детей, но и у взрослых. В данной статье поговорим обо всех особенностях заболевания, чтобы иметь полную информацию и знать, как с ним справляться.

        Что такое аутизм? Психическое заболевание, возникающее на фоне нарушений работы головного мозга и сопровождающееся отклонениями в речи, неразвитостью социальных навыков, повторяющимися действиями и ограниченностью интересов, называется аутизмом. Зачастую он становится виден с 3-х лет, однако ученые стараются разработать технологии, которые смогут его выявить на более ранних стадиях.

        Аутическим спектром называется состояние, при котором в ребенке наблюдаются симптомы аутизма, однако они неяркие и нечеткие.

        Зачастую аутизм развивается на фоне патологий в генном наборе человека. В 70% случаев аутисты страдают умственной отсталостью и тревожными расстройствами. Физические отклонения также наблюдаются. Например, распространенной становится эпилепсия, которая развивается в зависимости от характера речевых отклонений, возраста, когнитивного уровня. Сюда включаются признаки СДВГ и синдром Туррета.

        Аутизм пока является заболеванием, которое полностью неизлечимо. Чем раньше он будет обнаружен, тем больше врачи и родители смогут сделать для своего ребенка, чтобы его заболевание не сказывалось на его социальной жизни. Аутиста можно назвать замкнутым, отрешенным от окружающих, нелюдимым. Вместе с тем ярким проявлением является нарушенная речь, которая часто поздно развивается, поскольку ребенок предпочитает общаться жестами. Здесь отмечается эмоциональная «тупость», то есть аутист не выражает эмоций, хотя может ярко проявлять капризность, нервозность, раздражительность.

        Родители сталкиваются с необходимостью постоянно быть рядом с больным ребенком. Чем раньше приступить к лечению, тем легче будет привить ему различные элементарные навыки, которые все-таки сделают его полноценным членом общества. От болезни пока невозможно избавиться, однако ученые продолжают свои исследования.

        Эйген Блейлер ввел понятие «аутизм» в 1910 году, когда детально изучал шизофрению. Данное понятие было взято от греческого слова ?????, что означает «неадекватное самолюбование». Вот почему история аутизма начинается с выявления у человека ухода в себя, когда внешнее воздействие воспринимается как назойливость.

        Ганс Аспергер изучал отдельные симптомы аутизма, в результате чего выделил один из них и назвал «синдромом Аспергера», который стал самостоятельным диагнозом в 1981 году.

        В 1943 году Лео Каннер проводил исследования на 11 детей, среди которых выделил одинаковые симптомы. Он ввел понятие «ранний детский аутизм». Также он основывал свои описания аутизма на стремлении к постоянству и уходе в себя, что до сих пор считается основными признаками аутизма.

        В 1960-х годах добавляется еще один симптом аутизма – умственная отсталость, которая стала заметной на фоне необходимости детей изучать много наук и предметов. Родителей начинают вовлекать в терапевтическую программу, через которую проходит их ребенок.

        В 70-е годы люди еще мало понимали об аутизме, однако уже тогда были выдвинуты первые предположения о том, что аутизм является генетическим заболеванием. Люди неоднозначно, зачастую негативно относятся к аутистам. Врачи пользуются стереотипным мышлением, что затрудняет лечение больных детей.

        На сегодняшний день аутисты не обязаны выходить в общество, чтобы работать и иметь друзей. Через Интернет они могут находить товарищей – таких же аутистов, как и они, а также удаленно работать, ни с кем не контактируя. Создаются отдельные группы, где собираются аутисты и вместе стараются справиться со своей проблемой.

        2 апреля стал днем, когда людей информируют об аутизме, что инициировано Генеральной Ассамблеей ООН. Это сделано для того, чтобы люди хорошо понимали, кто такие аутисты, как с ними следует общаться, а также как справляться с данным заболеванием, если оно проявилось в другом ребенке.

        Основным симптомом аутизма является задержка развития ребенка, что ярко проявляется до 3-х лет. Ребенок значительно отдаляется от окружающих, не ищет контактов с другими детьми. Физиологически становится трудно выявить симптомы аутизма, поскольку говорится о ребенке, который пока только обучается речи, социальным навыкам, познаванию окружающего мира. Только задержка в развитии заставляет задуматься об аутизме.

        Недостаточная обучаемость становится следующим симптомом аутизма. Она может развиваться как на фоне явных физиологических патологий, которые наблюдаются в организме, так и в здоровом организме, где с интеллектом все нормально.

        Неспособность сконцентрировать внимание и гиперактивность являются еще одними симптомами аутизма. Ребенок может быть спокойным, однако проявлять гиперактивность, например, когда от него что-то требуют родители. Нежелание выполнять задание проявляется в крикливости и капризности. В большинстве своем ребенку мешает неспособность сосредоточиться на чем-то одном.

        Нередким симптомом аутизма является вспышка гнева, которая выражается из-за неспособности ребенка выразить свои потребности и желания. Часто гнев проявляется в ситуации, когда люди вмешиваются в дело, которым занимается ребенок, или нарушают его распорядок.

        Синдром Саванта является редким симптомом при аутизме. Это когда у ребенка на фоне остальных признаков отмечается феноменальная память, которая позволяет ему проявлять способности в одном виде деятельности, например, музыке или изобразительном искусстве. Иногда ребенок с таким синдромом способен прочитать текст, который только что услышал, или стремительно считать большие числа.

        Самыми примечательными симптомами становятся погруженность в себя, уединение и отсутствие желания контактировать с окружающими.

        Распознать аутиста возможно лишь путем наблюдения за ребенком. Здесь должны проявляться определенные признаки, которые указывают именно на аутизм:

        Нарушение речевой и неречевой коммуникации:

      • Отсутствие речи, возможно отсутствие жестов и мимики.
      • Отсутствие прямого взгляда в глаза собеседнику, улыбки.
      • Неспособность общаться с другим ребенком, хотя речь является нормальной.
      • Нарушения в речи, ребенок повторяет фразы, которые когда-то услышал.
      • Различные фонетические нарушения в речи – искажение тона, звуков, монотонность.
      • Нарушение социальных навыков:

      • Отсутствие желания общаться и дружить с ровесниками.
      • Отсутствие желания поделиться своими проблемами.
      • Игнорирование окружающих (даже родителей) и чувств к ним.
      • Отсутствие подражания за другими людьми, а если и есть повторы, то они являются неосознанными.
      • Нарушенное воображение и отсутствие интересов:

      • Отчужденное, нервное, неестественное поведение.
      • Необходимость повторять определенные действия.
      • Стремление к уединению, одиноким играм.
      • Выявление «любимого» предмета и желание постоянно носит его с собой.
      • Истеричность при изменении обстановки.
      • Отсутствие интереса к мечтам.
      • Концентрация на чем-то одном.
      • У аутиста нарушены мыслительные, социальные и речевые навыки. При этом он может специализироваться в какой-то конкретной области. Зачастую больной ребенок увлекается одной-двумя играми, от которых никогда не устает. Это позволяет ему заучить все правила и действия.

        Больного ребенка трудно привлечь к себе. Зачастую он ведет себя так, будто он глухой и слепой. На самом деле его органы чувств функционируют нормально.

        Нередко аутисты не любят физического контакта. Любые прикосновения к ним могут вызвать раздражительность и истерику.

        Больной ребенок очень сложно и долго обучается навыкам самообслуживания. Зачастую он нуждается в родительской опеке, однако могут быть проявлены некоторые умения. Основными поведенческими навыками являются:

        1. Аутоагрессия.
        2. Компульсивность действий.
        3. Однообразие действий (повторяющиеся поступки).
        4. Аутист стремится к однообразию. Его беспокоит, когда что-то меняется, переставляется на другие места.

          Распознать аутизм в раннем возрасте очень сложно, поскольку вполне нормальными являются отсутствие речи, социальных навыков и прочих показателей. Однако их все же можно выявить по таким признакам:

        5. Отсутствие внимания на внешние раздражители, когда ребенку улыбаются или окликают его по имени.
        6. Старается мало двигаться, застывает в одной позе.
        7. Отсутствие имитации движений других людей.
        8. Отсутствие приближения к людям и детям.
        9. Привязанность лишь к тем, кто о нем заботится, которая постепенно снижается.
        10. Отсутствие желания лепетать.
        11. Отсутствие реакции на речевые звуки родителей, желания вступать в контакт.
        12. Бедность словарного запаса, неспособность комбинировать слова.
        13. При составлении предложений присутствует реверсия местоимений.
        14. Отсутствует фокусировка на лицах.
        15. Агрессивность по отношению к другим детям, нежелание вместе с ними играть.
        16. Отсутствие плача, когда мама уходит.
        17. Отсутствие желания играть с многочисленными игрушками, стремление играться только одной.
        18. Классификация раннего аутизма:

        19. Первая – абсолютная отрешенность от происходящего. Возможно игнорирование мокрых пеленок и голода. Нежелание контактировать абсолютно ни с кем, улыбаться. Избегание телесных контактов и взглядов.
        20. Вторая – избирательность к окружающему миру. Предпочитает ребенок общаться только с теми, кого хорошо знает. Выбирает одну и ту же одежду, еду, обстановку. Нервный срыв случается при изменениях. Возникновение агрессии на чувство страха.
        21. Третья – закрытость от мира, уход в свои интересы. Тем, чем увлекается аутист, является мрачным, агрессивным, устрашающим. Ребенок рисует одно и то же, говорит на одну и ту же тему.
        22. Четвертый – трудности в общении с окружающими. Считается самым легким вариантом аутизма. Больной ребенок является ранимым и уязвимым, зависимым от постороннего мнения, избегает отношений, когда чувствует преграды и недомолвки.
        23. перейти наверх

          «Ребенок дождя» — так ласково называют аутистов. Родители списывают некоммуникабельность и задержку в речи на индивидуальные особенности ребенка. Однако неспособность вовремя признать наличие аутизма приводит к тому, что малыш мучается в мире нормальных детей. Аутизм у детей – это:

        24. Бурный плач или испуг на незначительные раздражители.
        25. Искаженная реакция на дискомфорт.
        26. Отсутствие положительной реакции на кормление.
        27. Отсутствие удовольствия после еды.
        28. Слабые реакции на раздражители.
        29. Трудность в распознавании чувств и лиц.
        30. Склонность к одиночеству. Некоторые специалисты говорят о том, что ребенок стремится к уединению по причине отсутствия отношений и эмоционального контакта с окружающими, из-за чего исчезает возможность благоприятной связи.
        31. К признакам раннего аутизма добавляются следующие симптомы в уже более взрослом возрасте:

        32. Заинтересованность только одним видом деятельности.
        33. Отсутствие интереса к общению, стремления с кем-либо разговаривать.
        34. Паника при изменениях в окружающей среде.
        35. Повторение одного и того же слова или звука.
        36. Трудности в восприятии учебных навыков, например, писать или читать.
        37. Уже в подростковом возрасте ребенок научается общаться с людьми, однако продолжает предпочитать одиночество. Агрессивность или депрессивность становятся спутниками в данный период.

          Ребенок избирателен в еде. Он предпочитает кушать лишь то, что ему нравится, полностью отказываясь от остальной еды.

          Значительный дискомфорт испытывают братья, сестры и родители аутиста, поскольку постоянно пребывают в стрессовом состоянии. Лечение проводится только врачами. Помимо этого сайт психиатрической помощи psymedcare.ru рекомендует ежедневно проходить изучение одного и того же материала, придерживаться одинакового распорядка дня. Опекунам аутиста периодически требуется отдых.

          Аутизм у взрослых проявляется в бедности эмоций, а также в одиночестве, стремлении ограничения контактов. Они не способны полноценно общаться и чувствовать эмоции окружающих. Здесь также проявляются ритуальность (повторимость) действий и ограниченность интересов.

          К более тяжелым нарушениям относят немоту, умственную неполноценность, покачивания, неутомимое махание руками. К социальным нарушениям относят немногословность, странности в общении, педантичную речь, узость интересов.

          Взрослого аутиста можно легко распознать. Его уровень интеллекта очень низок. При этом он остается равнодушным, безучастным, безэмоциональным к тому, что происходит вокруг. Он словно живет только в своем мире. Предпочитает общаться с родственниками и знакомыми людьми. Его молчаливость не следует путать с интровертивными личностями, которые просто предпочитают говорить тогда, когда это нужно.

          Навязчивость идей становится постоянным спутником аутизма у взрослых. Они совершают бессмысленные действия и расставляют в определенном порядке предметы, что понятно только им. Даже во взрослом возрасте аутисты не способны к самообслуживанию, поэтому требуют постоянного ухода и внимания. Нередко проявляется аутоагрессия, когда больные причиняют сами себе вред.

          Выделяют такие группы аутистов:

        38. Отсутствие желания идти на контакт с окружающими.
        39. Контактирование, но по понятному только больному принципу. Остальные действия воспринимаются в штыки. Отсутствует голод, желание спать, гулять, наблюдаются однообразные действия.
        40. Эгоизм во время общения с окружающими. Неохотное отвлечение от своих дел. Наличие способностей, о которых окружающие могут не догадываться. Отсутствие навыков самообслуживания.
        41. Незаметный аутизм – когда человек подчиняется общепринятым правилам, инструкциям, законам, из-за чего становится послушным и обидчивым, неспособным принять ответственного и самостоятельного решения.
        42. Наличие талантов к точным наукам.

        Самой распространенной причиной аутизма является генетика, которая приводит к развитию таких связей в головном мозге, которые становятся дисфункциональными в обычной среде.

        Врачи сходятся во мнении, что причин для аутизма существует большое количество:

      • Большой возраст родителей.
      • Страна, где родился человек.
      • Тяжелые роды: гипоксия, короткая беременность.
      • Низкий вес при рождении.
      • Инфекции.
      • Черепно-мозговые травмы.
      • Врожденная дисфункция мозга.
      • Детская шизофрения.
      • Некоторые родители пеняют на расовую принадлежность и вакцинацию детей в раннем возрасте. Однако достоверных данных об этом не существует.

        Отдельно выделяют приобретенный аутизм, который развивается в результате неправильного роста и воспитания ребенка. Например, отмечается хрупкость эмоций. Если ребенок пережил эмоциональную травму, тогда он закрывается от внешнего мира.

        К дополнительным факторам, которые способствуют развитию аутизма, относят:

        В особую категорию аутистов относят людей, у которых она возникла из-за дефицита или особого восприятия мира. Человек недостаточно познает мир с самого рождения. Это ограничивает его восприимчивость, заставляя ограждаться от всего во внутренний мир.

        В другую категорию следует отнести аутистов, которые стали такими из-за неблагоприятной обстановки в семье родителей. Наличие полного здоровья в организме, однако желание поменьше контактировать с окружающими людьми. Нередко дети насилия, унижения, оскорблений или игнорирования со стороны родителей становятся больными аутичным спектром.

        Диагностировать аутизм на ранних стадиях очень сложно, поскольку симптомы могут быть вполне нормальными проявлениями здорового ребенка. У некоторых детей тоже может прослеживаться некоторая задержка развития и отстраненность от людей. Однако самым примечательным становится искаженное восприятие реальности. Диагностика аутизма должна начинаться сразу, как только родители заметили признаки заболевания и прошли все сроки, которые допускают естественную задержку.

        Вот почему аутизм так поздно распознается. Это не исключает его лечения. Родители могут провести короткий диагностический тест:

      • Смотрит ли ребенок в ту сторону, куда стараются привлечь его внимание?
      • Привлекает ли вас ребенок в свою игру, деятельность, которой занимается?
      • Имитирует ли ребенок поступки взрослых, когда играет в игрушки? Например, наливает чай, везет кубики в грузовике и т. д.
      • Если ответ будет отрицательный хотя бы на два вопроса, тогда родители должны отвести его к специалисту на диагностику.

        Диагноз аутизм ставится после некоторого наблюдения за ребенком, который проявляет такие симптомы:

      • Избегание коммуникации.
      • Ритуальность (повторимость) движений.
      • Избегание общества детей.
      • Помимо этого проводится тест на IQ, чтобы выявить уровень интеллекта ребенка. Проверяются его речевые навыки, а также разносторонность интересов. Здесь проводится анализ на исключение других заболеваний: нарушение слуха, умственную отсталость, нарушение речи. Также проводится диагностика работы головного мозга.

        В некоторых случаях аутизм невозможно диагностировать, поскольку ребенок потихоньку развивается, лишь с некоторой задержкой. Однако с годами аутизм становится более отчетливым. Поздний переход к лечению не становится фатальным, однако снижает вероятность улучшения состояния.

        Отсутствует определенная методика лечения аутизма. Многие терапевты основывают свои подходы на причинах возникновения болезни. Функциональность организма практически не нарушена, поэтому ребенок не поддается медикаментозному лечению. Если же наблюдаются определенные расстройства, например, эпилепсия, тогда проводится специализированное лечение по устранению болезни.

        Основные работы направлены на улучшение состояния ребенка. Они не устраняются полностью, однако отмечаются некоторые улучшения, что говорит о необходимости проведения терапий, нежели об их полном отсутствии.

        В первую очередь ребенка обучают социальным навыкам. Его обучают общению с детьми и взрослыми людьми, проигрывают различные модели поведения, обучают манерам и поступкам.

        Конечно, научить распознавать и понимать эмоции невозможно, однако хотя бы видеть их и осознавать, что они означают, необходимо.

        Активно используется наглядный материал, который должен ознакомить ребенка с окружающим миром. Через него он обучается чтению и письму, также учится говорить. Логопедические занятия становятся одними из самых главных.

        Вводится трудотерапия, чтобы ребенок обучался определенным навыкам. Если у него есть какие-то способности, тогда они активно развиваются. Это позволит в будущем иметь профессию и выполнять конкретную работу.

        Также проводятся занятия по развитию навыков самообслуживания. Некоторые из них усваиваются быстро, другие требуют своего повторения.

        Очевидно, что аутисты не учатся со здоровыми детьми. Учителям нет времени уделять особое внимание больным ученикам и заниматься с ними, поэтому аутисты-школьники ходят в специальные учреждения, где ими занимаются отдельно.

        Проводится психологическое консультирование родителей, которые больше времени проводят с ребенком. Также им дается психологическая помощь, поскольку наличие в семье аутиста – нелегкий труд.

        Ребенок-аутист значительным образом влияет на жизнь родителей. Нередко один из родителей увольняется с работы, чтобы постоянно пребывать рядом с больным малышом. С возрастом симптоматика сглаживается, однако возникают другие проблемы: поиск работы, которая соответствовала бы способностям аутиста, межличностные любовные отношения, взаимодействие с окружающим миром. Родителям нужна помощь при аутизме их детей. Что могут посоветовать психологи?

      • Для начала необходимо создать комфортную обстановку в семье, чтобы ребенок чувствовал себя защищенно и уютно, после чего переходить к его обучению.
      • Необходимо научиться понимать ребенка, что он говорит и делает. Это поможет не только во взаимодействии с ним, но и в обучении его, что поспособствует лучшей адаптации к окружающему миру.
        • Через невербальные игры (головоломки, пазлы, мозаику) вовлекаться в полезную или коллективную деятельность.
        • Многократно необходимо повторять с ребенком пройденный материал. Если он берет в руки какой-то предмет, необходимо рассказывать ему, как он называется и что с ним можно сделать, для чего он предназначен.
        • Игры должны быть понятными ребенку. Он должен знать правила (не следует ему рассказывать о ролевой оставляющей игры). Пока ребенок играется, необходимо говорить, что ему делать, как правильно поступать, что происходит многократно, пока он не запомнит.
        • Перед ребенком необходимо ставить цели, которые он может тотчас же достигнуть. Следует с терпением относиться к его истерикам и капризам.
        • Необходимо учить ребенка распознавать эмоции других людей. Это можно делать через просмотр мультфильмов, где герои ярко выражают свои эмоции. Когда герой выражает какую-то эмоцию, необходимо называть ее, самим демонстрировать, просить ребенка повторить.
        • Следует приобщать аутиста к театральным представлениям. Это будет вызывать некоторые гневные вспышки поначалу, однако потом ребенок привыкнет.
        • Следует водить ребенка в специальные группы, где работают с аутистами. Это позволит ему потихоньку развивать у себя коммуникативные навыки, а также вовлекаться в общественную деятельность.

          Все проводимые мероприятия дают положительный результат, однако полностью не излечивают от болезни. Прогноз аутизма – некоторое улучшение, если повезет. Так, некоторые аутисты обретают друзей, однако их число очень ограничено. Многие же продолжают сторониться окружающих и замыкаться.

          На продолжительность жизни аутизм не влияет. Итог проводимых лечебных мероприятий разнообразен. Некоторые аутисты становятся профессионально пригодными, кто-то может выходить из дома. Некоторые расширяют свой круг интересов. Симптоматика болезни стирается, однако полностью не исчезает.

          Лишь 4% из всех аутистов способны жить независимой жизнью. Остальные продолжают оставаться зависимыми от помощи окружающих. Нередко требуется медицинская помощь и постоянное наблюдение у врачей. Обычно аутисты не доживают до старости. Это часто связано с тем, что они лишаются опеки.

          Аутизм никуда не уходит, а лишь незначительно стирается. Человек продолжает жить в своем мире, понимая окружение только так, как ему удобно. В некоторой степени это похоже на эгоизм, который дается человеку с рождения, когда он желает жить так, как хочется ему, а не так, как диктует внешний мир.

          psymedcare.ru