Диагноз

Профессиональный стресс механизмы накопления профессионального стресса

11.06.2018

Тема 1.3 Профессиональный стресс (6 ауд. Ч., 2 ч. Сам. Работы).

Информационная лекция (4 ч.)

Понятие «Стресс». Виды стресса. Субсиндромы стресса. Общий адаптационный синдром и его стадии. Физиологические и психологические стрессы. Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Механизмы адаптации. Виды психологических защит. Стратегии совладания.

Профессиональный стресс. Стрессогенные факторы, воздействующие на специалистов экстремального профиля при работе в чрезвычайной ситуации и в повседневной деятельности. Механизмы адаптации к экстремальной ситуации. Дезадаптивные психические состояния в профессиональной деятельности специалиста экстремального профиля.

Отставленные негативные последствия профессионального стресса: кризисы, зависимое поведение, суицидальное поведение, психосоматические заболевания, ПТСР. Накопленный профессиональный стресс, механизмы накопления профессионального стресса. Профессиональное выгорание: внешние признаки синдрома «выгорания» специалиста, фазы развития. Причины возникновения.

Травматическая ситуация. Динамика переживания травматической ситуации. Посттравматический рост личности. Посттравматическое стрессовое расстройство, определение, группы симптомов, диагностические критерии (ПТСР). Факторы, способствующие развитию ПТСР.

Составление описания «синдрома выгорания» или симптомов посттравматического стрессового расстройства, а также факторов риска, на примерах литературных или кино персонажей.

Семинарское занятие (2 ч.)

Анализ составленных курсантами описаний «синдрома выгорания» или симптомов посттравматического стрессового расстройства, а также факторов риска, на примерах литературных или кино персонажей.

Коппинг–механизмы. Виды: поведенческие, когнитивные, эмоциональные копинги; адаптивные и неадаптивные.

Тема 1.4. Система профилактики негативных последствий профессионального стресса (4 ауд. Ч., 2 ч. Сам. Работы).

Информационная лекция (2 ч.)

Группы факторов риска нарушений профессионального здоровья и развития профессиональных деструкций. Принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса. Организация труда и отдыха специалистов экстремального профиля в условиях чрезвычайных ситуаций как профилактика негативных последствий профессионального стресса. Концепция «заботы о себе». Роль и место психологического сопровождения деятельности специалистов в системе профилактики негативных последствий профессионального стресса.

Система профилактики негативных последствий профессионального стресса в системе МЧС России. Формы и методы профилактики профессионального стресса. Методы и приемы профилактики ПТСР. Дебрифинг: цели, задачи, фазы, правила проведения дебрифинга.

Самостоятельное занятие (2 ч.)

Составление индивидуальной программы профилактики профессионального стресса.

Практическое занятие (2 ч.)

Анализ индивидуальной программы профилактики профессионального стресса.

Тема 1.5 Методы и приемы саморегуляции (6 ауд. Ч., 4 ч. Сам. Работы).

Информационная лекция (4 ч.).

Система приемов и методов саморегуляции: виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Приемы концентрации внимания. Нервно-мышечная релаксация. Снижение мышечного напряжения. Визуализация. Самовнушение. Аутогенная тренировка по Шульцу, по Линдеману. Медитация как способ саморегуляции. Ассоциативная методика саморегуляции. Поиск ключей доступа к желаемым состояниям. Аппаратные методы с биологической обратной связью как средство формирования навыков психической саморегуляции.

Практическое занятие (2 ч.)

Применение приемов саморегуляции с использованием программно-аппаратного комплекса психологической и психофизиологической диагностики и тренингов оптимального функционирования в условиях компьютерного класса: виды дыхания. Дыхательная гимнастика. Приемы концентрации внимания. Нервно-мышечная релаксация. Снижение мышечного напряжения. Визуализация. Самовнушение.

studfiles.net

Рабочая программа профессиональной подготовке пожарных

Дисциплина 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Психологическая подготовка пожарных осуществляется в строгом соответствии с требованиями нормативных правовых актов МЧС России с учётом характерных для соответствующих регионов чрезвычайных ситуаций.

К проведению занятий привлекаются сотрудники психологической службы МЧС, психологи, прошедшие подготовку на инструкторско-методических сборах и семинарах.

В результате изучения дисциплины слушатели должны:

— психологические аспекты профессиональной деятельности пожарного;

— психологические требования к профессиям пожарного и спасателя;

— стадии развития общего адаптационного синдрома;

— о механизмах накопления профессионального стресса и о негативных последствиях профессионального стресса;

— принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса;

— виды, причины, функции, динамику конфликтов, стратегии разрешения конфликтных ситуаций;

— особенности динамики психического состояния пострадавших в чрезвычайных ситуациях, факторы риска развития психогенных реакций и расстройств в чрезвычайных ситуациях;

— цели и задачи экстренной психологической помощи пострадавшим в чрезвычайной ситуации;

— механизмы образования толпы и принципы профилактики образования толпы.

— поддерживать психологическую готовность к действиям в ЧС;

— регулировать актуальное психическое состояние, используя приемы саморегуляции;

— применять приемы профилактики негативных последствий профессионального стресса;

— поддерживать эффективное внутригрупповое взаимодействие;

— применять приемы бесконфликтного общения, выявлять предконфликтную ситуацию, применять стратегии разрешения конфликтных ситуаций;

— оценивать психологическое состояние пострадавших и применять приемы оказания экстренной психологической помощи при острых стрессовых реакциях;

— вести информационно-разъяснительную работу с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.

Для обеспечения эффективного проведения занятий по психологической подготовке пожарных в учебных подразделениях создаётся современная учебно-материальная база, которая включает:

специальные классы (кабинеты), оснащённые современными техническими средствами обучения и контроля знаний;

компьютеры и видеоаппаратуру, мультимедийные проекторы;

учебно-методический комплекс, включающий квалификационные требования, учебно-тематический план, учебные пособия, методические рекомендации, сборники учебных задач, слайд-программы, фото- и видеоматериалы, вопросники множественного выбора.

Изучение дисциплины завершается итоговым контролем (зачётом), оценка прироста уровня знаний осуществляется тестированием с помощью вопросника множественного выбора по окончании курса обучения перед зачетом.

Раздел 1. 1 Профессиональное здоровье специалиста экстремального профиля.

Тема 1.1.1.Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса.

Понятие «Стресс». Виды стресса. Механизмы адаптации: копинг-стратегии. Профессиональный стресс. Стрессогенные факторы, воздействующие на спасателей и пожарных в процессе профессиональной деятельности. Механизмы развития профессионального стресса. Факторы риска развития профессионального стресса. Система профилактики профессионального стресса в системе МЧС России.

Тема 1.1.2. Методы и приемы психологической саморегуляции в системе профилактики профессионального стресса.

Методы и приемы саморегуляции. Мероприятия по профилактике и коррекции негативных последствий профессионального стресса. Стратегии совладания. Принципы профилактики негативных последствий профессионального стресса. Концепция «заботы о себе».

Тема 1.1.3. Планирование профессионального развития. Профессиональное становление.

Понятие профессионального развития. Этапы профессионального развития. Принципы проектирования профессионального развития. Формирование положительного образа будущего. Выделение критериев достижения желаемого результата на каждом этапе профессионального становления.

Тема 1.1.4. Приемы восстановления функционального состояния на рабочем месте.

Методы и приемы восстановления функционального состояния по выбору группы обучающихся: самовнушение и визуализация; значение дыхания. Виды дыхания. Дыхательная гимнастика; нервно-мышечная релаксация; идеомоторная тренировка; психогимнастика; использование биологически активных точек (БАТ); поиск ключей доступа к желаемым состояниям; медитация как способ саморегуляции.

Раздел 1.2. Экстренная психологическая помощь пострадавшим в ЧС.

Тема 1.2.1. Общие принципы общения с пострадавшими в ЧС.

Особенности психического состояния и поведения пострадавших в ЧС. Общие принципы общения с пострадавшими. Приемы активного слушанья. Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату. Эффективные приемы общения с пострадавшими. Группы пострадавших. Принципы работы с различными группами пострадавших.

Тема 1.2.2. Общение с «жертвой» в очаге ЧС.

Особенности психического состояния пострадавших, относящихся к группе «жертвы». Принципы работы с «жертвой», изолированной в очаге ЧС. Психологическая работа с «жертвой» на разных этапах аварийно-спасательных работ.

Тема 1.2.3. Острые стрессовые реакции. Работа с пострадавшими с ОСР.

Острые стрессовые реакции на стресс: определение ОСР, динамика, виды. Основные принципы оказания экстренной психологической помощи пострадавшим при: плаче, истероидной реакции, нервной дрожи, страхе, двигательном возбуждении, агрессии, ступоре, апатии. Анализ типичных ошибок.

Тема 1.2.4.Экстренная психологическая помощь при попытке суицида.

Определение суицида. Виды суицидов. Психологические аспекты работы с суицидентом: готовность специалиста для работы с суицидентом. Общий алгоритм работы с суицидентом при суицидальной попытке (сбор информации, оценка летальности, присоединение, актуализация ресурса, стадия выслушивания, поворот на 180, завершение ситуации).

Тема 1.2.5. Толпа. Принципы психологической работы в толпе.

Понятие толпы. Особенности психологического состояния людей в толпе. Виды толпы. Механизмы образования толпы: эмоциональное заражение, слухи. Признаки превращения пассивной толпы в действующую. Профилактика образования толпы и превращения толпы в действующую.

Общие принципы работы с пассивной толпой. Безопасное поведение в толпе. Особенности групповой работы в толпе. Особенности работы с ОСР при большом скоплении людей.

Тема 1.2.6.Ведение информационно-разъяснительной работы с пострадавшими в ЧС. Профилактика слухов.

Информационно-разъяснительная работа, как фактор, снижающий риск развития слухов и возникновения толпы. Общие принципы информационно-разъяснительной работы. Вербальный и невербальный компоненты информационно-разъяснительной работы. Слухи: определение, виды, динамика развития, факторы, способствующие распространению слухов. Профилактика слухов. Ведение информационно-разъяснительной работы с различными группами пострадавших.

Влияние СМИ на психическое состояние пострадавших в ЧС. Принципы общения с представителями СМИ. Общие правила комментирования событий, связанных с ЧС.

Раздел 1.3. Элементы психологии управления.

Тема 1.3.1. Конфликт. Способы разрешение конфликтных ситуаций.

Понятие конфликта. Виды конфликтов. Функции конфликтов. Конфликты в коллективе. Функции конфликтов. Способы профилактики и предотвращения межличностных конфликтов. Способы и приемы воздействия на поведение оппонента. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций.

Тема 1.3.2. Бесконфликтное общение.

Общение. Виды общения. Компоненты общения: вербальное, невербальное, паравербальное. Приёмы бесконфликтного общения. Приёмы конструктивного общения.

Итоговый контроль по дисциплине (вопросы к зачету).

Факторы, влияющие психическое состояние и поведение специалистов в режиме повседневной деятельности и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Психологическая готовность специалиста к действиям в чрезвычайных ситуациях. Компоненты психологической готовности, роль мотивационного компонента.

Психологическая подготовка специалистов МЧС России: цели, задачи, структура, инвариантные разделы.

Профессионально-важные качества, профессиональная пригодность как составляющие профессионального здоровья.

Психограммы пожарного и спасателя: сравнительный анализ.

Этапы профессионального становления: задачи каждого этапа.

Профессиональные деформации и профессиональные деструкции у специалистов экстремального профиля.

Принципы проектирования профессионального развития. Формирование положительного образа будущего.

Понятие «стресс». Общий адаптационный синдром и его стадии. Виды стресса.

Индивидуальные особенности реагирования людей на стресс. Психологические защиты и копинг-стратегии.

Профессиональный стресс. Механизмы накопления профессионального стресса у специалистов экстремального профиля.

Негативные последствия профессионального стресса: в профессиональной, личностной и семейной сферах.

Механизмы адаптации к экстремальной ситуации. Дезадаптивные психические состояния в профессиональной деятельности и их последствия.

Синдром профессионального выгорания: объективные, социально-психологические и личностные факторы риска развития. Фазы развития и симптомы профессионального выгорания.

Травматический стресс и динамика переживания травматической ситуации, симптомы посттравматических стрессовых нарушений.

Система мероприятий по профилактике негативных последствий профессионального стресса в МЧС России.

Дебрифинг как средство профилактики посттравматических стрессовых нарушений: цели, задачи, правила проведения.

Система методов и приемов психологической саморегуляции.

Понятие конфликта, виды конфликтов и уровни проявления.

Причины возникновения, функции и динамика межличностных конфликтов.

Стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Особенности межличностных конфликтов в чрезвычайных ситуациях.

Приемы бесконфликтного общения. Способы профилактики и предотвращения межличностных конфликтов.

Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.

Особенности психического состояния людей в чрезвычайных ситуациях: основные группы психогенных реакций и расстройств.

Динамика психического состояния и поведения пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях. Группы факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в чрезвычайных ситуациях.

Цели и задачи оказания пожарными первой психологической помощи пострадавшим.

Общение с пострадавшим, изолированным в очаге: основные задачи, этапы работы. Понятие «личностный ресурс».

Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату.

Острые реакции на стресс: определение, динамика, формы и типы. Основные принципы оказания самопомощи и помощи при острых реакциях на стресс.

Техники работы с различными острыми стрессовыми реакциями.

Специфика работы пожарных при большом скоплении людей. Понятие толпы, виды толпы.

Особенности психического состояния людей в толпе. Механизмы образования толпы: эмоциональное заражение и слухи.

Особенности работы с острыми стрессовыми реакциями при большом скоплении людей.

Превращение пассивной толпы в действующую: признаки и правила безопасного поведения.

Информационно-разъяснительная работа с пострадавшими как профилактика образования толпы.

Принципы общения с представителями средств массовой информации.

Дисциплина 2. ОХРАНА ТРУДА, ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТЬ.

Курс «Охрана труда, электротехника и электробезопасность» должен дать слушателям знание и умение для решения вопросов, связанных с надзором по обеспечению безопасности работ, проводимых на пожарах и в электроустановках.

Учитывая, что личный состав караулов должен заниматься эксплуатацией и другими видами работ на электроустановках, предусмотренных по III-й группе допуска, а именно эксплуатацией переносного электроинструмента и прочими работами, проводимыми в электроустановках на пожарах, то в конце обучения слушатели сдают также экзамен на получение II-й группы по электробезопасности, а уже имеющие II группу – на III группу по электробезопасности при условии, что они имеют минимально допустимый стаж работы в электроустановках во II группе, предусмотренный Приложением 1 «Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок» ПОТ Р М-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00, а имеющие III и IV группы по электробезопасности – на подтверждение данных групп.

Цель изучения дисциплины:

— дать слушателям знания и умения по безопасному ведению работ на пожарах, назначению и устройству силовых и термических электроустановок, методов оценки противопожарного состояния электрооборудования объектов, требованиям нормативных документов по эксплуатации электрооборудования, а также минимум по решению вопросов, связанных с безопасным и эффективным применением электрооборудования на пожарах, состоящего на вооружении оперативных подразделений пожарной охраны.

В результате изучения дисциплины слушатель должен:

правила безопасного ведения различного работ при исполнении служебных обязанностей;

физическую сущность процессов и явлений, происходящих в электрических цепях;

устройство, принцип действия и основные характеристики электрических приборов и электроизмерительных приборов, находящихся в применении подразделений пожарной охраны;

обозначения электроприборов и устройств на схемах;

принцип действия и основные характеристики аппаратов защиты;

аварийные режимы работы электроустановок, причины пожаров и загораний от электроустановок;

классификацию электропроводок, электрических сетей, силового и осветительного электрооборудования;

требования нормативных документов, регламентирующих выбор, монтаж и эксплуатацию электроустановок;

порядок организации электрохозяйства;

безопасные приемы работы в электроустановках и их обесточивание.

анализировать электрические схемы типовых электроустановок;

анализировать пожарную опасность электроустановок;

принимать обоснованные решения, направленные на обеспечение электробезопасности и на предупреждение пожаров от электротехнических причин.

об электрическом токе;

об измерении параметров электрических цепей;

об опасности поражения электрическим током и возможности загораний по причинам связанным с электроустановками;

о пожарном и технологическом надзоре за соблюдением технических условий устройства и эксплуатации электрических установок.

РАЗДЕЛ 2.1. Охрана труда.

Тема 2.1.1.Охрана труда в подразделениях ГПС МЧС России.

Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС России. Основные понятия. Виды инструктажей. Ответственность за организацию охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России. Требования безопасности при несении службы, ведении действий по тушению пожаров и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, проведении обследований и проверок объектов. Учет и расследование несчастных случаев.

РАЗДЕЛ 2.2. Основы электротехники и пожарной безопасности электроустановок

Тема 2.2.1. Общие вопросы электротехники.

Определение и значение электротехники. Нормативные документы, определяющие требования по устройству электроустановок и обеспечению электробезопасности и пожарной безопасности: ПУЭ; ПЭЭП; ПТБ; ГОСТ, ППБ и т.д. Электрическая цепь и ее элементы: источники и приемники электрической энергии; условные графические обозначения элементов электрической цепи. Понятия: ветвь, узел, контур в электрической цепи.

Основные явления в электрической цепи и величины, их характеризующие (ЭДС, электрический ток, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, мощность, емкость), их определение, обозначение, единицы измерения.

Электрические цепи постоянного и переменного тока. Трехфазные электрические цепи. Способы соединения источников и потребителей электроэнергии.

Тема 2.2.2. Электрические измерения.

Понятия об измерениях электрических величин. Прямые и косвенные измерения. Погрешности измерений. Измерительные приборы, их классификация, классы точности.

Измерение напряжения, токов, сопротивлений и мощностей в цепях постоянного и переменного тока.

Тема 2.2.3. Аварийные режимы работы электроустановок, причины пожаров и загораний от электроустановок.

Аварийные режимы работы электроустановок (короткое замыкание, перегрузка электрической сети, переходное сопротивление, токи утечки, искрение и электрические дуги), приводящие к пожарам.

Тепловое действие тока. Способы защиты электрических цепей при аварийных режимах работы. Предохранители, их номинальные параметры. Автоматические устройства защиты электрических сетей.

Тема 2.2.4. Классификация помещений, пожароопасных и взрывоопасных зон по ПУЭ.

Характеристика среды, окружающей электроустановки. Опасность взаимодействия среды и электрооборудования.

Характеристика помещений по условиям среды. Классификация пожароопасных и взрывоопасных зон по правилам устройства электроустановок (ПУЭ). Условия взрывоопасности горючих газов, паров ЛВЖ и пылей. Классификация взрывоопасных смесей по категориям и группам. Порядок определения категории и группы взрывоопасных смесей по ПУЭ.

Тема 2.2.5. Выбор электрооборудования по требованиям пожарной безопасности.

Классификация электрооборудования по степени защиты от взаимодействия с окружающей средой. Общепромышленное электрооборудование. Маркировка электропромышленного электрооборудования. Взрывозащитное электрооборудование. Уровни и виды взрывозащиты. Маркировка взрывозащищенного электрооборудования. Требования к взрывозащищенному электрооборудованию.

Нормативная и техническая документация.

Тема 2.2.6. Устройство электроустановок.

Электрогенераторы и электродвигатели; силовые преобразователи электроэнергии. Назначение, основные характеристики, устройство, принцип работы.

Назначение проводных и кабельных сетей, их устройство (токоведущие провода, изоляция, способы соединений). Типы проводов и кабелей и их прокладка.

Ручное и выносное пожарное электрооборудование (электродымососы, прожекторы, электроинструмент и т.д.). Назначение, устройство, технические характеристики.

РАЗДЕЛ 2.3. Электробезопасность


Тема 2.3.1. Организация эксплуатации электрохозяйства. Общие вопросы электробезопасности.

Общие положения. Обеспечение выполнения требований правил, предъявляемых к электротехнологическому и электротехническому персоналу. Организация безопасного проведения работ. Проявление скрытной опасности действия электрического тока на организм пожарного при тушении пожара.

Деление электроустановок в отношении мер электробезопасности.

Меры, применяемые в электроустановках, для обеспечения безопасности обслуживающего персонала и посторонних лиц:

изоляция (двойная изоляция), назначение и типы (группы) изоляционных материалов;

минимально допустимое сопротивление изоляции электроустановок, аппаратов, электропроводок до 1000 В;

защитное отключение, назначение, устройство, принцип действия, область применения;

плакаты и знаки безопасности, виды, назначение, применение;

электрическое разделение сетей, назначение, область применения разделяющих трансформаторов;

основные электрозащитные средства в электроустановках до 1000 В, назначение, сроки испытаний, хранение;

диэлектрические перчатки, назначение, условия хранения, применения, порядок проверки исправности и пользования;

требования, предъявляемые к инструменту с изолированными рукоятками;

дополнительные электрозащитные средства в электроустановках напряжением до 1000 В, назначение, сроки испытаний, хранение;

изолирующие подставки, назначение, устройство, область применения;

диэлектрические коврики, назначение, условия хранения, применения, порядок проверки исправности и пользования;

Защитное заземление. Контуры заземления. Назначение и устройство. Требования к заземляющим проводникам. Зануление, назначение, устройство, принцип действия, область применения. Электроустановки, подлежащие заземлению (занулению). Учет и контроль состояния средств защиты.

textarchive.ru

Профессиональный стресс (стр. 1 из 3)

Предмет: Психология проффессиональной деятельности

Тема реферата: Проффесиональный стресс – современные подходы к исследованию

Студент 5 курса

Преподователь : кандидат психологически наук А.С. Кузнецова

2.Стресс и стрессоустойчивость

3.Понятия стресса и стрессоустойчивости

4.Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

5.Профессиональный стресс. Источники и виды производственного стресса

6.Источники профессионального стресса

7.Виды профессионального стресса

8.Средства преодоления и предотвращения профессионального стресса как технологии ресурсосохранения.

9.Управление производственным стрессом

10. Условия труда, способствующие снижению уровня стрессоров.

Проблема стресса остро заявила о себе в ХХ столетии. Это было вызвано тем, что в современном мире (и на современном производстве) часто возникают ситуации, когда человек, встречаясь с какой-то сложностью, не может полноценно реализовать накопившуюся энергию (вызванную физиологическим механизмом стресса), и тогда эта энергия начинает разрушать самого человека. В итоге, вместо вполне нормальных стрессовых реакций, человека начинают разрывать на части механизмы дистресса, когда энергия не может реализоваться в каких-то конструктивных действиях. Например, дистресс проявляется тогда, когда работник не может ответить на несправедливые претензии начальника (многие оправдывают себя тем, что проще сохранить обиду в себе, чем возмутиться и создать для себя еще большие проблемы с этим начальником). В другом типичном примере человек не может полноценно реализовать свое стремление к творчеству или стремление к полноценному общению с коллегами в условиях карьерной конкуренции и т.п.

Во всех этих и подобных случаях фактически речь идет об ущемлении человеческого достоинства в условиях современного производства. Но особую проблему составляют случаи, когда человек ущемляется в самом главном — в справедливой оплате его труда. Общество, таким образом, отказывает в праве человеку чувствовать себя не только полноценным специалистом, приносящим пользу данному производству, но и чувствовать себя полноценным гражданином и личностью. Все это, в итоге, создает базу и для стресса, и для фрустрации, и для глубочайшего внутреннего кризиса работника.

Это в свою очередь понижает не только качество жизни данного сотрудника, но и качество выполняемой им работы, нанося ущерб организации в целом. И неспроста современные работодатели все больше внимания уделяют психологическому обеспечению работников, понимая, что это не последний фактор оптимизации трудовых процессов. Поэтому сегодня средства упреждения и преодоления производственного стресса выступают также как технологии ресурсосохранения.

Стресс и стрессоустойчивость

Понятия стресса и стрессоустойчивости

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость – человека — умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

Эффекты стресса зависят от индивидуальных особенностей челове­ка. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Почему? Существует несколько факто­ров, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье. Мы рассмотрим некоторые из них.

Социальная поддержка включает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными свя­зями.

Оценивая степень социальной поддержки, Гоур установил, что у тех людей, кото­рым оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнару­жились: 1) менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию и 2) меньше симптомов телесного нездоровья.

В одном недавно проведенном исследовании обнаружили, что у людей, которые указывали на более сильную социальную поддержку, выше уровень антител в крови, что играет ключевую роль в защите организма от респи­раторных инфекций.

Социальная поддержка яв­ляется хорошим лекарством не только для тела, но и для души. В боль­шинстве исследований выявлена связь и между социальной поддержкой и психическим здоровьем. В периоды тяжелого стресса социальная поддер­жка является для нас буфером, смягчающим негативное воздействие стрес­са.

Социальная поддержка делится на четыре вида:

• Эмоциональная поддержка — выражение участия и заинтересован­ности, которые показывают нам, что мы небезразличны людям. Примером такого поведения может служить внимательное, участливое выслушива­ние рассказа о проблемах. Возможно, это повышает наше самоуважение.

• Оценочная поддержка — помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Этот вид поддержки заключается в попытках прояснения сути проблемы и ее значимости.

• Информационная поддержка — совет о том, как справиться с про­блемой. Она может состоять в обсуждении возможных решений проблемы или в рассмотрении достоинств различных стратегий ее преодоления.

• Инструментальная поддержка — материальная помощь или по­мощь конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возмож­ных действий, таких, как предоставление временного жилья, одалживание денег, препровождение в центр социальной помощи, поиск работы и мно­гое другое.

Следует также отметить, что социальные отношения и социальная поддержка — это не одно и то же. Некоторые друзья или члены семьи могут критиковать, создавать чувство вины, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненуж­ные споры, а также многими другими способами мешать нам справлять­ся со стрессом.

Стойкость — это совокупность определенных личностных черт, а именно, ответственности, стремления к преодолению трудно­стей и внутреннего локуса контроля, которые способствуют высокой со­противляемости к стрессу.

Внутренний локус контроля — это черта лич­ности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения, успехи и неудачи, явля­ются результатом их собственных действий. Личности с внешним локусом контроля полагают, что их успехи или неудачи определяются главным образом внешними факторами, такими, как судьба, случай или везение. Обнаружено, что более стойкие люди чаще демонстрируют внутренний локус контроля, тогда как менее стойкие к стрессу склонны ощущать себя марионеткой в руках судьбы.

По нашему мнению, стойкость смягчает эф­фекты стресса, изменяя его оценку. Стойкие люди чаще оценивают потенциально стрессовые события как менее угрожающие и менее неже­лательные.

Определяя оптимизм как общую тенденцию к ожиданию благопо­лучных исходов, ученые обнаружили корреляцию между оптимизмом и хорошим физическим здоровьем. В ходе последующих исследований они нашли, что оптимис­ты и пессимисты по-разному справляются со стрессом. В стрессовой ситу­ации оптимисты в большей степени ориентированы на действия и анализ проблемы. Они с большей охотой, чем пессимисты, ищут социальной под­держки и в своих оценках стрессовой ситуации больше склонны подчерки­вать позитивные аспекты. Пессимистам же более свойственно концентри­роваться на негативных аспектах стресса. Согласно этому, опти­мизм способствует более адаптивным способам борьбы со стрессом, а пессимизм ведет к пассивным стратегиям преодоления стресса и беспечности по отношению к своему здоровью.

Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)

Учитывая то, что в ответ на стресс всегда происходит физиологичес­кая реакция, разумно предположить, что физиологические особенности будут влиять на устойчивость к стрессу. Рассуждая таким образом, мож­но придти к выводу, что на людей с относительно менее возбудимой ВНС стресс воздействует слабее, чем на тех, чья ВНС обладает высокой реак­тивностью.

Профессиональный стресс. источники и Виды производственного стресса

Источники профессионального стресса

Рассмотрим факторы, которые могут вызвать профессиональный стресс.

Купер и Маршалл исследовали источники стресса «белых ворот­ничков» и выявили следующие их группы:

Факторы профессионального стресса, связанные с трудовой деятельностью:

перегрузи или недогрузки работой. Перегрузка работой ставит человека перед проблемой, может ли он справиться с заданием. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

mirznanii.com

Профессиональный стресс

Общая характеристика профессионального стресса, первичные и вторичные последствия. Фазы синдрома выгорания по М. Буриш. Формирование фазы резистенции. Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений, личностной отстраненности (деперсонализации).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа по теме:

Сильное влияние на профессиональное здоровье оказывает профессиональный стресс. Сегодня мы разберем механизмы развития профессионального стресса: как и почему он возникает, какими могут быть его последствия.

Итак, стресс — это термин для обозначения обширного круга состояний, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия — стрессоры. Стресс может оказывать и положительное и отрицательное влияние на деятельность. Выделяют стресс жизни и профессиональный стресс.

Психофизиологическое изучение профессионального стресса показало, что в его основе лежит закономерность, установленная в 1908 г. Р. Йерксом и Дж. Додсоном. Они экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определенного критического уровня эффективность деятельности повышается. Однако при дальнейшей активации нервной системы, при увеличении стрессогенности действующих факторов показатели деятельности начинают снижаться. Следовательно, между выраженностью стресса, эмоциональной напряженностью, активацией нервной системы, с одной стороны, и эффективностью рабочей деятельности — с другой, нет однозначной зависимости. В последующем это было неоднократно подтверждено и обобщено в виде закона Йеркса-Додсона, связывающего эффективность деятельности с уровнем неспецифической адаптации. В настоящее время накоплены обширные психофизиологические данные о влиянии эмоционального стресса на профессиональную деятельность.

При среднем уровне эмоционального стресса достижения человека в деятельности относительно высоки, а при эмоциональном стрессе низкого и высокого уровней они могут быть хуже результатов, показанных в обычных условиях.

Оптимальный диапазон деятельности существенно зависит от индивидуального стрессорного порога, обусловленного свойствами личности. У лиц с высоким порогом чувствительности для максимума успешности необходима большая интенсивность стрессовых воздействий. Известно, что одни люди, в стрессовой ситуации, более предрасположены к активному поведению, другие — к пассивному. По мнению Г. Селье, это связано с индивидуальным различием гормональной продукции при стрессе.

Каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями и реагирует на стресс по-своему. Профессиональный стресс имеет свои особенности в зависимости от рода деятельности, которой занимается человек, от конкретной профессии и возникает в процессе этой профессиональной деятельности.

В особых, неблагоприятных и экстремальных условиях труда профессиональная деятельность человека часто претерпевает сильные изменения. Людям приходится нередко осуществлять работу в изменяющихся социальных, профессиональных, пространственных, временных, температурных и других условиях труда. Естественно, что людей, чья профессия связана с экстремальными условиями, подстерегают особые трудности.

Приведем имеющееся в психологии различение особых и экстремальных условий. Называют особыми такие условия, когда деятельность сопряжена с эпизодическим, то есть непостоянным действием экстремальных факторов, а экстремальными — такие условия, когда экстремальные факторы действуют постоянно. Например, деятельность космонавта, летчика всегда проходит под воздействием экстремальных факторов — невесомости, перегрузок, сенсорной изоляции, потенциальной угрозы жизни. Экстремальные условия вызывают рассогласование разных систем организма и психики человека. В экстремальных условиях возникает психологическая экстремальная напряженность всех сил человека, мобилизуются «буферные» резервы человека. Сверхэкстремальными называют условия, вызывающие патологические изменения организма, сопровождающиеся полной невозможностью деятельность. В сверхэкстремальных условиях возникает сверхэкстремальная напряженность, мобилизуются «аварийные» резервы организма.

Как известно, каждая профессия имеет свою специфику. Рассмотрим, как проявляется профессиональный стресс в профессии спасателей. Для этого необходимо разобраться в том, каковы особенности профессии спасателя.

Профессиональная деятельность спасателя слагается из несения боевых дежурств, спасательных работ на чрезвычайных происшествиях и масштабных чрезвычайных ситуациях. Специфический характер деятельности спасателя обусловлен высокой вероятностью влияния на специалистов ряда неблагоприятных факторов высокой интенсивности, например таких факторов, как:

психическое напряжение в состоянии готовности;

критические температуры окружающей среды, внезапные световые и звуковые сигналы;

повышенная физическая нагрузка;

неблагоприятное воздействие режимов труда и отдыха;

дефицит времени на анализ ситуации и принятие решения;

ответственность за результаты деятельности,

напряженность, возникающая в процессе межличностного взаимодействия спасателя и пострадавших;

эмоциональная насыщенность переживаний, связанных с контактами с телами погибших;

опасность для жизни и другие.

Все перечисленные факторы могут оказывать негативное влияние на физическое и нервно-психическое состояние специалистов и, следовательно, снижать уровень их профессионального здоровья.

Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников спасательных подразделений сопряжена с повышенными, а часто и экстремальными, психологическими и физическими нагрузками. Отрицательное воздействие связанных с ней стресс — факторов испытывают как отдельные сотрудники, так и коллективы подразделений, а также семьи сотрудников.

Развитие профессионального стресса у специалистов имеет два различных по своей психологической сущности механизма в зависимости от режима деятельности:

Накопление «рабочего» (ординарного) стресса во время несения боевых дежурств (связано с напряженным характером профессиональной повседневной деятельности).

Стрессовые расстройства после экстремальных ситуаций (критических инцидентов), в которых сотрудники сталкиваются с реальной опасностью для жизни, здоровья, системы ценностей, как собственных, так и других людей.

Теперь разберем поподробнее, как происходит процесс накопления «рабочего» стресса.

Понятие «рабочего» (или ординарного) стресса связано с постоянным воздействием на психику сотрудника стресс — факторов умеренной интенсивности, т.е. не вызывающих психических травм.

Процесс постоянного воздействия на психику стресс-факторов умеренной интенсивности и их «накапливания» приводит к сужению «зоны стабильности», снижению толерантности к стрессу, а в конечном итоге к появлению ряда психоневротических симптомов (потеря сна и аппетита, раздражительность, ухудшение настроения, частичное «ослабление памяти, потеря жизненных перспектив и т.д.) и психосоматическим заболеваниям.

Пребывание специалистов на боевом дежурстве характеризуется наличием психической напряженности, выражающейся в тягостных переживаниях, в субъективном замедлении времени, в нарушении сна и вегетативных изменениях (этап стартового психического напряжения). В числе причин нарастания психического напряжения четко прослеживается информационная неопределенность, предвидение возможных чрезвычайных ситуаций и умственное проигрывание соответствующих действий при их возникновении.

Что происходит со спасателями во время дежурства, что они чувствуют и переживают? Они на протяжении всего дежурства (продолжительность оперативного дежурства — 2 суток) находятся в состоянии ожидания, в состоянии неопределенности (в «подвешенном» состоянии). Как говорится в пословице: «Хуже всего ждать и догонять!». Им приходится испытать все это на себе. Что такое неопределенная ситуация? В ней является неопределенным само появление оперативного события (стимул может появиться, а может и не появиться). Неопределенными могут быть качественные и количественные характеристики стимула. Такая ситуация возникает, например, в ситуации медицинского и технического диагноза при неполноте информации. Эти условия порой ведут к снижению функционального тонуса человека, к определенным отклонениям в его эмоциональной сфере, к настроениям неуверенности, что вызывает понижение и умственных возможностей человека. Чем меньше у человека объем информации по остроактуальному для него вопросу, тем больше вероятности того, что в случае необходимости его решения в ограниченное время произойдет нарушение адаптированного состояния человека и разовьется нервно-психическое расстройство. Специалисту в этих условиях необходимо вырабатывать устойчивость к фактору неопределенности, способность успешно действовать в условиях неполноты информации.

Во время несения дежурства на состояние спасателей и на взаимоотношение в их коллективе влияет также фактор изолированности группы, поскольку на протяжении достаточно большого количества времени специалистам приходится находиться вместе. Очень важно, какие отношения установятся между этими людьми.

По данным исследований личного состава американского военно-морского флота выяснилось, что заболеваемость психосоматическими заболеваниями у недавно произведенных офицеров выше, чем у их коллег с большим стажем. Патогенным моментом явилось то, офицеры были недостаточно интегрированы в коллективе и чувствовали себя чужаками.

Во время дежурства спасатели находятся в ситуации постоянной готовности к экстренному действию. Плохо, если у человека наблюдается пониженная готовность к действию в момент критической точки, бездействие как следствие фрустрации, упование человека на спонтанное разрешение ситуации. Желательными, напротив, являются способность к действию в непредвиденных, внезапно возникших обстоятельствах, четкое осознание последовательности действий, которую надо применить в экстренной ситуации. Это достигается обучением, где различаются разные аварийные ситуации, проигрываются все возможные действия, отрабатываются нужные психические состояния, средства страховки.

У спасателей во время дежурств часто отсутствует этап завершения деятельности, этап психологической разрядки. В течение двух суток на дежурстве они находятся в состоянии постоянного ожидания возможных ЧС и ЧП и постоянной готовности к экстренному реагированию. Очень часто случается так, что во время их дежурства не происходит никакой чрезвычайной ситуации и они остаются не востребованы, их деятельность остается не завершенной. Таким образом, в этой ситуации присутствует так называемый «феномен Зейгарник» или эффект незавершенного действия. Он был открыт известным отечественным психологом Блюмой Вульфовной Зейгарник. Ею было обнаружено, что когда задание включает в себя запоминание (имен, цифр и т.д.), человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным, чем-то, которое доводится до конца без перерыва. В деятельности спасателей во время несения оперативных дежурств этот феномен хорошо проявляется, т.к. их предполагаемая деятельность по спасению пострадавших часто не происходит в связи с отсутствием ЧС, и у них не происходит завершение деятельности, на которую были направлены их ожидания.

В ситуации недостаточной востребованности во время несения дежурства происходит застревание на этапе стартового психического напряжения, что влечет за собой ряд неблагоприятных последствий (депрессивные состояния, ауто- и гетероагрессия, психосоматические симптомы, аффективные реакции).

Переходя к рассмотрению следующего механизма развития профессионального стресса, отметим, что экстремальные ситуации с психологической точки зрения характеризуются сильным психотравмирующим воздействием событий, происшествий и обстоятельств на психику сотрудника. Это воздействие может быть как мощным однократным (и кратковременным), так и интенсивным (а иногда и менее интенсивным), но многократным, требующим периода адаптации к постоянно действующим источникам стресса. Примером смешанного типа, где на человека оказывают влияние и мощные однократные стресс — факторы, и менее интенсивные, но многократные, является война в Чечне. Сильное психотравмирующее воздействие характеризуется различной степенью внезапности, масштабности и может служить источником как объективно, так и субъективно (из-за недостаточной опытности, психологической неподготовленности, низкой эмоциональной устойчивости конкретного сотрудника) обусловленного стресса. Сотрудников, переживших подобные ситуации, принято относить к группе повышенного риска возникновения различного рода расстройств и заболеваний. Проявления результатов действия стресс-факторов на человека могут быть как острые, так и отсроченные, а могут перейти и в хронические. Отрицательное воздействие экстремальной ситуации проявляется в достаточно широком спектре психологических последствий профессионального стресса, среди которых можно выделить первичные, вторичные и третичные.

К отсроченным реакциям на стрессовую ситуацию относят посттравматическое стрессовое расстройство, психосоматические заболевания, суицидальное поведение и ряд других нарушений.

К первичным последствиям профессионального стресса относятся различные негативные психические состояния, возникающие в процессе и в связи с условиями профессиональной деятельности. Среди них — состояния утомления и переутомления, эмоциональный стресс, психоневротические реакции, острые стрессовые расстройства, другие острые формы нарушения психической адаптации. Их особенностью является то, что они возникают непосредственно в ответ на конкретный, хорошо идентифицируемый стресс-фактор (или группу стресс-факторов), непосредственно обусловленный им. При этом определенную роль играет индивидуальная повышенная уязвимость, связанная с наличием ряда специфических личностных особенностей, таких как высокая тревожность, эмоциональная лабильность и прочие.

Вторичные последствия ПС возникают в результате неуспешных или неадекватных попыток преодоления дезадаптивного состояния, а также несвоевременности (а то и просто отсутствия) необходимых реабилитационно — восстановительных и психокоррекционных мероприятий, недостаточной психологической поддержки со стороны значимого социального окружения (семья, коллеги, руководители). К ним можно отнести состояние «профессионального выгорания», снижение работоспособности, посттравматические стрессовые расстройства, злоупотребление алкоголем, сильнодействующими лекарственными средствами, повышенную агрессивность, депрессивные состояния, явления профессиональной деформации личности, ауто- и гетероагрессивное поведение.

Наконец, третичные последствия ПС объединяют в себе целую гамму социально-психологических (включая внутрисемейные) и организационных феноменов, отражающих общее снижение качества и эффективности социального функционирования как отдельного сотрудника, так и группы в целом. Это — преждевременное увольнение со службы, текучесть кадров, ухудшение морально-психологической атмосферы в коллективе, дисциплинарные нарушения, внутрисемейные проблемы, социальная апатия и пессимизм, снижение удовлетворенности службой, повышенная конфликтность, а также суициды.

Эмоциональное выгорание относится к вторичным последствиям профессионального стресса и является одной из распространенных форм профессиональной деформации личности. Следует отметить, что научное изучение этой проблемы началось в 70-х годах XX века с несколько неожиданной стороны: работники американской «службы психологической и социальной поддержки» (психологи, социологи, врачи) довольно часто теряли необходимый психический тонус, становились вспыльчивыми и раздражительными, в результате чего не могли дальше выполнять свои профессиональные функции.

Исследование причин развития этого недуга привело к открытию особой формы стрессового воздействия — «стресса общения»; само же болезненное явление получило достаточно выразительное название: «выгорание персонала» или просто «выгорание». Его основную причину видели в психическом, эмоциональном переутомлении. С точки же зрения энергоинформационной концепции основным болезнетворным фактором в данном случае является излишняя потеря энергетики у персонала, психически, технически и методически не подготовленного к этому обстоятельству. Суть дела в том, что любой разговор — это достаточно заметная потеря энергии. Неформальное же общение, затрагивающее эмоциональную сферу работника «службы поддержки»,- это буквально оперативное, производимое в порядке скорой помощи обеспечение клиента биологической энергией. Организаторы этой службы не учли указанного момента и потому столкнулись с проблемой сохранения здоровья своих работников.

При рассмотрении этого вопроса в более широком плане оказалось, что действительно «выгорание персонала» быстрее и заметнее происходит в тех сферах, где профессионал по долгу профессии, да и просто в силу законов человеческого общения, проявляет к субъектам профессиональной деятельности внимание, участие, душевную теплоту. Жертвами «выгорания» в первую очередь становятся, психотерапевты, врачи, учителя, представители «помогающих» профессий, сотрудники правоохранительных органов, продавцы.

В настоящее время существует несколько моделей выгорания, описывающих данный феномен. На основе трехфакторной модели (К. Маслах и С. Джексон) был разработан опросник профессионального выгорания. Синдром психического выгорания в этой модели представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений.

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая выгорания и проявляется в сниженном эмоциональном фоне, равнодушии или эмоциональном перенасыщении.

Вторая составляющая (деперсонализация) сказывается в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от окружающих. В других — усиление негативизма, циничность установок и чувств по отношению к людям, в первую очередь, включенных в профессиональную деятельность.

Третья составляющая выгорания — редукция личностных достижений — может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Предложенные три компонента выгорания в какой-то степени отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен данный феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания — деперсонализации, показывающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи.

Исследования последних лет не только подтвердили правомерность такой структуры, но и позволили существенно расширить область ее распространения, включив профессии, не связанные с социальным кругом. Это привело к некоторой модификации понятия выгорания и его структуры.

Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе. Такое понимание подвергло определенному видоизменению и понимание его основных компонентов: эмоционального истощения, цинизма, профессиональной эффективности.

С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

Четырехфакторная модель (Firth, Mims, 1985; Iwanicki, Schwab, 1981). В четырехкомпонентной модели выгорания один из его элементов (эмоциональное истощение, деперсонализация или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связанная с работой и с субьектами профессиональной деятельности соответственно.

Согласно концепции М. Буриша (Burisch, 1994), развитие синдрома происходит по стадиям. Сначала возникают значительные энергетические затраты — следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе. Следует, однако, отметить, что генезис выгорания индивидуален и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

Фазы синдрома выгорания

1. Предупреждающая фаза выражается в следующих симптомах:

а) Чрезмерное участие:

отказ от потребностей, не связанных с работой, вытеснение из сознания переживаний неудач и разочарований;

ограничение социальных контактов.

угроза несчастных случаев.

Снижение уровня собственного участия по отношению к сотрудникам, пациентам:

потеря положительного восприятия коллег и переход от помощи к надзору и контролю;

приписывание вины за собственные неудачи другим людям;

* доминирование стереотипов в поведении по отношению к сотрудникам, пациентам — проявление негуманного подхода к людям.

По отношению к остальным окружающим:

По отношению к профессиональной деятельности:

нежелание выполнять свои обязанности;

искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени;

акцент на материальный аспект при одновременной неудовлетворенности работой.

* потеря жизненного идеала, концентрация на собственных потребностях;

* чувство переживания того, что другие люди используют тебя;я зависть.

а) Депрессия: постоянное чувство вины, снижение самооценки; я безосновательные страхи, лабильность настроения, апатии.

б) Агрессия: защитные установки, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах;

отсутствие толерантности и способности к компромиссу;

подозрительность, конфликты с окружением.

2. Фаза деструктивного поведения

а) Сфера интеллекта:

снижение концентрации внимания, отсутствие способности выполнить сложные задания;

ригидность мышления, отсутствие воображения.

б) Мотивационная сфера:

* отсутствие собственной инициативы;

снижение эффективности деятельности;

выполнение заданий строго по инструкции.

в) Эмоционально-социальная сфера:

безразличие, избегание неформальных контактов;

отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу; избегание тем, связанных с работой;

самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука.

г) Психосоматические реакции:

неспособность к релаксации в свободное время;

бессонница, сексуальные расстройства;

повышение давления, тахикардия, головные боли;

боли в позвоночнике, расстройства пищеварения;

зависимость от никотина, кофеина, алкоголя.

отрицательная жизненная установка;

чувство беспомощности и бессмысленности жизни;

Таким образом, по мнению некоторых специалистов, выгорание не ограничивается профессиональной сферой и рабочими стрессами. Его последствия могут ощутимо проявляться в личной жизни человека, вообще в различных аспектах его бытия, а не только на профессиональном развитии.

С точки зрения В.В. Бойко эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. Эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального выгорания.

Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов:

Фаза тревожного напряжения

1. Симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств».

Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Если человек не ригиден, то раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания».

2. Симптом «неудовлетворенности собой».

В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными обязанностями. Возникает замкнутый контур «Я и обстоятельства»; впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В развитии этого симптома особое значение имеют известные нам субъективные факторы, способствующие появлению профессиональных деструкций.

3. Симптом «загнанности в клетку».

Возникает не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса. В таких случаях часто можно услышать: «неужели это не имеет пределов», «нет сил с этим бороться», «я чувствую безысходность ситуации».

4. Симптом «тревоги и депрессии».

Обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, профессии, в конкретной должности или месте работы.

Вычленение фазы резистенции в самостоятельную весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается момента появления тревожного напряжения.

Формирование фазы резистенции происходит на фоне следующих явлений:

1. Симптом «неадекватного избирательного реагирования».

Несомненный признак «выгорания», когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономичное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке взаимодействия с партнерами, используя ограниченный регистр эмоций умеренной интенсивности: сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости.

Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным — уделю внимание данному партнеру, будет настроение — откликнусь на его состояния и потребности.

2. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации». Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, профессионал защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки бесспорно свидетельствуют о развивающейся профессиональной деформации.

3. Симптом «расширения сферы экономии эмоций». Такое проявление эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области — в общении с родными, приятелями и знакомыми. Часто именно семья и близкие люди становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания.

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей». Термин редукция означает упрощение. В профессиональной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза истощения характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности.

1. Симптом «эмоционального дефицита». К профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиливать интеллектуальную, волевую и нравственную отдачу.

2. Симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнерам. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас».

3. Симптом «личностной отстраненности или деперсонализации». Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в процессе общения. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуляций — с ним приходится что-то делать. Наиболее выраженная форма этого симптома: «ненавижу. », «презираю. », «взять бы автомат и всех. ». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Выраженная симптоматика является противопоказанием к профессиональной деятельности.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Как следует из названия, симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что эмоциональная защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

Сенситивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход их кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует возникновение негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность. Эти изменения активизируют процесс образования профессиональных деформаций.

Полемизируя с К. Маслач, Н.В. Гришина считает, что профессиональное выгорание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания.

Действительно, лица с высокой степенью выгорания имеют негативные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Например, «отчаяние из-за отсутствия результата», «работа впустую», равнодушие и непонимание окружающих приводят к обесцениванию усилий и потере веры в смысл жизни. Возникновение подобных переживаний бесцельности и бессмысленности начинает определять общую жизненную ситуацию человека, вызывая в особо тяжелых случаях экзистенциальный невроз (Гришина, 1997). При изучении специалистов помогающих профессий автор получила разнообразные свидетельства того, что трактовка выгорания только как разновидности профессионального стресса недостаточна. Существуют весомые аргументы в пользу экзистенциальной интерпретации выгорания, поскольку «болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла окрашивает всю жизненную ситуацию». К экзистенциальным аспектам выгорания можно отнести:

Неудовлетворенность осуществлением смысла жизни;

Неудовлетворенность качеством жизни как причина и следствие выгорания;

Зарубежными и отечественными специалистами разработан ряд тренингов, направленных на профилактику выгорания и профессионального стресса. Однако, исследование эффективности таких тренингов дает неоднозначные результаты.

Для диагностики синдрома выгорания разработан опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко, опросник К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н.Е. Водопьяновой, ряд других методик.

Жизнь человека невозможна без определенной степени нервно-психического напряжения. Для оптимального состояния разным людям требуются определенные и неодинаковые степени стресса. Каждому человеку следует внимательно относится к себе, сигналам своего тела, надо изучать себя и найти индивидуальный оптимальный уровень стресса. Каждому работающему человеку желательно время от времени задавать себе вопрос — не появляются ли у меня издержки профессиональной деятельности? Очень важно научиться самому определять первые признаки профессиональных негативных изменений, пока еще скрытые от окружающих, и своевременно принять необходимые меры.

Какие шаги можно предпринять в первую очередь, чтобы защитить себя от профессиональных деформаций?

«Зачем я работаю?» — составьте список причин и реальных, и абстрактных, которые заставляют Вас работать. Определите мотивацию ценность и значение своей работы.

«Я действительно хочу этим заниматься» — перечислите то, чем Вам нравиться заниматься в убывающей последовательности. А теперь вспомните, когда Вы последний раз этим занимались.

Создайте группу поддержки: это регулярные встречи друзей и сотрудников.

Начните заботиться о своем физическом здоровье. Сюда входят физические упражнения, питание, борьба с вредными привычками, например: курением или поздним ужином перед телевизором.

Начните заботиться о своем психологическом здоровье. Используйте для этого тренинги: релаксации, ведения переговоров, управления временем и ассертивности.

Делайте каждый день какую-нибудь глупость. Расслабьтесь, улыбнитесь и не воспринимайте себя слишком серьезно.

knowledge.allbest.ru