Диагноз

Программа ступеньки для детей с синдромом дауна

13.06.2018

5.3 Психологические основы комплексной помощи детям с синдромом Дауна

Комплексная помощь детям с синдромом Дауна оказывается по следующим направлениям:

формирование общественного сознания для создания более благоприятного отношения к людям с синдромом Дауна;

оперативное изменение внешнего вида ребенка, пластические операции для коррекции внешних специфических признаков синдрома Дауна;

социальная адаптация детей;

специальное обучение, коррекционно-педагогическая помощь.

В США были очень популярны пластические операции, которые позволяли убрать все характерные признаки с лица ребенка с синд­ромом Дауна. Считалось, что именно внешность вызывает негативное отношение в обществе к такому ребенку. Как заметил Б. Стрэтфорд, проблема заключает­ся в том, что основанием для выявления, выделения в отдельную группу и изоляции детей с синдромом Дауна является скорее их внешность, а не уровень интеллекту­ального развития.

Средства массовой информации многих стран, в том числе и США, в последнее время активно пытаются рассеять мифы о людях с синдромом Дауна и изменить негативное отношение общества к ним. Так, например, в США хорошо известен Крис Бурк, актер еженедельного телевизионного сериала «Жизнь продолжается» – моло­дой человек с синдромом Дауна. По своей роли он явля­ется полноценным членом семьи среднего класса, внося­щего весьма достойный вклад в жизнь этой семьи. И та­кие примеры не единичны.

Одной из проблемных сфер в развитии ребенка с синдромом Дауна является развитие речи. Дети далеко не всегда овладевают навыками использования речи для общения, что существенно снижает возможности дальнейшего развития детей, их социальную адаптацию. Эта проблема решается путем использования системы поддерживающей (дополнительной и альтернативной) коммуникации [5]. Использование жестов при обучении языку детей с синдро­мом Дауна получило распространение практиче­ски во всех странах мира. Это помогает решить две глобальные проблемы. Во-первых, зритель­ный образ является дополнительным каналом для поступ­ления информации: при использовании жестов речь не­произвольно замедляется, и из общего потока выделяют­ся смысловые единицы. Таким образом, для ребенка упрощается понимание обращенной к нему речи. Во-вто­рых, мы обучаем ребенка, не имеющего возможности говорить, способам выражения собственных желаний и мыслей. В свое время использование жестов подвергалось крити­ке, считалось, что это замедляет развитие вербальной речи, что ребенок, научившись пользоваться жестами, не будет мотивирован к освоению слов. Однако сейчас большое количество данных свидетельствует о том, что использование жестов не только не задерживает, но и способствуют развитию языка.

С целью стимуляции развития психики у детей с синдромом Дауна в США была создана программа «Маленькие ступеньки», которая в первую очередь предназначена для работы с детьми в домашних условиях, хотя может использоваться и в условиях учреждений специального образования [9].Основу методики раннего обучения детей составляет система простых заданий и упражнений, выстроенных в последовательности от простого к сложному по разным сферам развития. Ребенок постепенно овладевает различными навыками, продвигаясь мелкими шагами, и этот факт объясняет название программы. Использование данной программы позволяет добиваться существенных результатов в развитии маленьких детей с синдромом Дауна.

studfiles.net

Проект коррекционно — развивающей программы «Сотворим чудо» для ребенка 3 лет с синдромом Дауна

Проект коррекционно — развивающей программы «Сотворим чудо» для ребенка 3 лет с синдромом Дауна

Проект коррекционно- развивающей программы «Сотворим чудо» составлен на базе программы Центра Даун синдром университета Маккуэри, программы «Маленькие ступеньки» и методического пособия «Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна», — авторы специальные педагоги – Жиянова П. М., Гимадеева М. Ф., сотрудники Центра ранней помощи для детей с синдромом Дауна «Даунсайд АП».

Созданию проекта «Сотворим чудо» послужило принятие в МАДОУ общего типа ребенка – девочки Даши 3-х лет с синдромом Дауна, с легкой степенью умственной отсталости. Предварительно ребенок был обследован специалистами разного назначения: педагогом-психологом, учителем-логопедом, врачом-психиатром, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, врачом детского сада и ПМПК.

Проанализировав результаты обследования всеми специалистами, решением ПМПК было сделано заключение: ребенок с синдромом Дауна с легкой степенью умственной отсталости, принимается в детский сад общего типа до семилетнего возраста (желание матери). Поскольку детей с синдромом Дауна в детском саду никогда не было, появилась необходимость создать индивидуальный проект для работы с данным ребенком, с учетом того, что возможности коррекционного обучения и восприятия у детей с легкой степенью умственной отсталости у всех разные.

На начальный период, взяв за основу результаты обследования ребенка специалистами, и проведя первичное тестирование по двух бальной системе, стало ясно, как и над чем надо работать с ребенком. Проект программы «Сотворим чудо» составлен с учетом специфических особенностей моторно — двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна. Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными, а задачи обучения решаются комплексно. Данный проект дает надежду вывести на новый качественный уровень не только сам процесс развития ребенка, но и определяет процесс интеграции его в общество здоровых детей. Инновационный подход к формированию новой модели комплексной поддержки ребенка с синдромом Дауна предполагает активное взаимодействие всех выше перечисленных специалистов. Синдром Дауна — самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразной внешностью, которая получила название «монголизм». Такое определение впервые дал в 1866 году Джон Лэнгдон. Синдром Дауна встречается во всех странах мира довольно часто, особенно замечено в бедных слоях населения. Исходя из общего населения земли, которое составляет семь миллиардов человек, синдром Дауна встречается с частотой один случай на 500-800 новорожденных вне зависимости от пола. Учитывая общее население нашей страны России, а оно составляет 143347059 человек, можно вычислить количество детей с синдромом Дауна, исходя из того, что ежемесячно рождаются 25000 тысяч детей с синдромом Дауна. Если раньше считалось и утверждалось о безнадежности этого диагноза, то в последние годы данная точка зрения коренным образом изменилась, так как дети с синдромом Дауна, а в нашем случае, с легкой степенью умственной отсталости, могут находиться не только в детских садах общего типа, но и учиться в общеобразовательных школах с слегка откорректированными программами, особенно по физике и химии. Это говорит о том. что данная категория детей обучаема. В целях изменить сложившееся годами мнение о безнадежности обучения детей с синдромом Дауна, Российская Федерация и правительственные органы приняли ряд законов и нормативных актов с целью оказать помощь в выживании, лечении, образовании, социальной адаптации, а самое главное, интеграции их в дошкольные образовательные учреждения общего типа, в среду здоровых детей, о чем раньше родители таких детей и не мечтали. Конечная цель проекта «Сотворим чудо» заключается в нейтрализации действий первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка, на интеграцию его в детские сады общего типа и в общеобразовательные школы, на социализацию и адаптацию таких детей в общество здоровых людей.

Организация коррекционно- развивающей работы

Ребенок 3-х лет с синдромом Дауна посещает 2-ю младшую группу в детском саду общего типа вместе с мамой. Посещает все запланированные занятия специалистов:

1. Индивидуальные занятия учителя — логопеда—2 занятия. Продолжительностью 10-15 мин. (вместе с мамой). 2. Индивидуальные занятия педагога – психолога — 1 занятие продолжительностью 10-15 мин. (мама- ребенок).

3. Индивидуальное занятие инструктора по физвоспитанию, 10-15 мин. (согласно сетке занятий). 4. Индивидуальное занятие с инструктором по плаванию в бассейне- 10 мин.

5. Присутствие на музыкальных занятиях (с мамой) со всеми детьми вместе,

выполняя по возможности доступное.

Работа, по активизации компенсаторных возможностей у ребенка с синдромом Дауна, опирается на сильные стороны его развития:

-относительная сохранность эмоций;

-сохранность зрительно-двигательного восприятия;

-сохранность тактильной чувствительности.

Двигательно-зрительные ощущения дают самый высокий уровень запоминания.

Не исключением является привлечение в работу родителей — матери, что способствует повышению ее компетентности в воспитании и обучении своего ребенка. Поскольку ребенок с синдромом Дауна в детском саду один, то контакт, например, учителя- логопеда и матери и других специалистов происходит ежедневно путем определенных бесед и консультаций, объяснений, рекомендаций, что в данной работе немаловажно и стимулирует выполнение определенных заданий дома.

Коррекционная работа по проекту «Сотворим чудо» предполагает два периода обучения:

1. период- сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

2. период- январь, февраль, март, апрель, май.

В сентябре проводится углубленное обследование психических функций и состояние речи ребенка.

В октябре начинаются индивидуальные занятия с ребенком с синдромом Дауна.

Коррекционная работа с ребенком строится на материале лексических тем:

Игрушки, части лица и тела, одежда, семья, домашние животные, посуда, дикие животные.

Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой пальцевой моторики, необходимо оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий. Все, что необходимо иметь в логопедическом кабинете по ГОСТУ, все приемлемо для работы с ребенком с синдромом Дауна. Кроме того, в логопедическом кабинете должны иметься игры-помощники для проведения артикуляционной и мимической гимнастики. Необходимо создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирование представлений о цвете, форме предметов.

Задачи коррекционно- развивающего проекта «Сотворим чудо».

Проект предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих. Основной задачей в диагностическом блоке является комплексное изучение особенностей развития ребенка 3-х лет с синдромом Дауна на начало и конец года.

Блок развивающих задач предусматривает развитие наиболее сохранных функций, социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии. Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения и развития компенсаторных возможностей становления психики;

-на предупреждение вторичных отклонений познавательной сферы, поведения;

-формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, зрительная ориентировка, которые служат средством для становления

у ребенка целостной системы знаний, умений и навыков.

Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребенком. Реализация задач блоков зависит от тяжести умственной отсталости. Динамика изменений сформированности интегративных качеств ребенка с синдромом Дауна за весь учебный год, определяется путем сравнения результатов тестирования. Тестирование проводится по знакомым ребенку навыкам и умениям. В проекте выделены следующие разделы:

-формирование общения, развитие речи;

-навыки общей моторики;

развитие мелкой моторики пальцев рук;

развитие навыков самообслуживания; пребывания

Работа по этим направлениям значима для развития ребенка с синдромом Дауна в течение первых трех лет пребывания в дошкольном учреждении.

На четвертом году воспитания и обучения акцент в работе смещается на формирование у детей образов — представлений.

Содержание коррекционно — развивающей работы с ребенком 3-х лет с синдромом Дауна.

-стимулировать общее развитие ребенка;

-повысить уровень самостоятельности ребенка;

-обеспечивать психологическую и педагогическую поддержку родителей.

-формировать представления о частях собственного тела;

-формировать общение взрослого с ребенком,их сотрудничество;

-формировать адекватное поведение;

-формировать у ребенка интерес к игрушкам, предметам.

«Где же наши ручки», «Курочка моя», «Бабушка, купи курочку»,

Театрализованные игры по сказкам: «Колобок», «Репка», «Теремок»,

«Курочка ряба», «Кошка и котята», «В гостях у ежика» и др.

Формирование общения, развитие речи.

-формирование общения «взрослый-ребенок»;

-расширение объема понимания обращенной речи;

Использование в общении вербальных и невербальных средств: сосредоточение зрительного и слухового внимания, общение с помощью

предметных действий, использование жестов и звуков.

развитие правильных движений органов речи;

-поэтапная работа по вызыванию звуков.

«Буренушка», «У Аленки в гостях», «Травка-муравка», «Валенки»,

«Как у нашего кота», «Едем, едем на лошадке» и др.

-стимулировать двигательную активность детей;

развивать ориентировку в пространстве;

-обогащать двигательный опыт;

развивать основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазание, ползание.

Примерный перечень игр

«Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Самолеты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Лошадки», «Мой веселый звонкий мяч», «Кто тише» и др.

-совершенствование ладонного захвата, захват щепотью,

-координация «рука- глаз»;

развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья.

Отрывать куски тонкой бумаги, ваты, разминать пластилин в ладони,

делать колбаски, конфетки, блинчики, тарелочки, колобок, ягодки, мячик и др.

Развитие навыков самообслуживания

— культурно – гигиенические навыки;

— мытье и вытирание рук;

— умение раздеваться и одеваться.

— учить реагировать на слуховые раздражители;

— воспроизводить в отраженной речи знакомые свойства и качество предметов (большой – маленький, кубик-шарик).

Примерный перечень игр и оборудования

«Дай мячик», «Возьми чашку», «Покажи, где такой кубик», «Покажи, где ту-ту (паровоз, «Дай, что катится», «Спрячь шарик», «Кто в домике живет»? Ленточки, мячи, шары, разноцветные флажки, матрешки, предметные и сюжетные игрушки, неваляшки разного размера и т. д.

Перспективный план индивидуальной работы с ребенком с синдромом Дауна

-знакомство с пространственной средой группы;

-знакомство с воспитателем, помощником воспитателя;

-знакомство со сверстниками;

наблюдение за поведением детей, их общением между собой;

-вхождение в контакт с детьми с помощью воспитателя, мамы.

Формирование общения, развитие речи:

-зрительно-слуховой, эмоциональный контакт со сверстниками;

-введение ребенка в общество сверстников, совместное выполнение действий.

Воспитание речевого дыхания:

-упражнения «фокус», «надуваем шарик», «пускаем пузыри», дуем в баночку с водой через трубочку, дуем на листочки сказочного дерева, «дуем на занавески в окна необычного домика, «играем в футбол», «дуем на снежинки», вдох носом-выдох ртом, вдох ртом- выдох ртом, вдох носом-выдох носом, вдох ртом-выдох носом.

Упражнения для развития органов артикуляционного аппарата

Упражнения для губ:

«улыбка»-растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты,хорошо видны верхние и нижние резцы;

«трубочка»(хоботок у слона) –вытягивание губ вперед (зубы сомкнуты);

-попеременное выполнение»улыбки» и «трубочки»;

-поднимание нижней губы, закрывая ей верхнюю губу;

-вытягивание вниз верхней губы, закрывая ей нижнюю губу;

-отставление губ от зубов –«рупор»;

-втягивание нижней губы внутрь рта.

Упражнения для развития мышц языка

«болтушка»-движения языком вперед-назад;

«часики»-движения языком вправо-влево;

«качели»-движения языком вверх-вниз;

«блинчик»(лопатка)-расслабленный язычок лежит на нижней губе (10 сек.)

«вкусное варенье»-круговые движения язычком (облизывание варенья, в правую, затем в левую сторону.

«желобок» (трубочка)-высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх.

«присоси конфетку»-присасывающие действия язычком к небу.

«грибок»-присосать язычок к небу и держать 5 сек.

«чашечка»-широкий язык поднят кверху:

а) к верхней губе;

б) к верхним зубам;

в) к верхним альвеолам

«накажем непослушный язычок»-слегка покусываем кончик языка, затем

середину языка (массаж язычка).

Упражнения для развития челюстей

«бегемотики»-широко открываем и закрываем рот.

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я,

А потом закроем ротик-

«Гармошка»развиваем нижнюю челюсть и одновременно растягиваем уздечку, опускаем нижнюю челюсть вниз со словами:

На гармошечке играю

Раз и два, раз и два.

И косички заплетаю

Одновременно перебираем пальчики-движения пальцев вверх-вниз (развитие мелкой моторики).

Работа по вызыванию звуков

Побуждение ребенка с синдромом Дауна к самостоятельному произнесению звуков происходит поэтапно:

-повторение ребенком имеющихся у него звуков;

-побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на картинку;

-использование усвоенных звуков в речи;

-включение звуков в слоги и слова;

Накопление словаря происходит в следующей последовательности:

-называние по подражанию (использование предметных, сюжетных картинок с использованием звукоподражания, жеста, слова).

Постановка звуков — свистящих, шипящих, соноров, но не обязательно в данной последовательности, а так, как ребенку дается легче, и совершенствовать произношение тех звуков, которые произносит с нарушением артикуляции.

Навыки общей моторики

-выполнение движений по подражанию, наблюдение за сверстниками и повторение простых движений;

-прыжки со скамейки, лесенки (с помощью мамы);

— легкий бег (держа ребенка за обе руки);

-повороты вправо, влево;

Самомассаж кистей и рук

-грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая темп;

-растирание ладоней движениями вверх-вниз;

-разминание кисти правой руки пальчиками левой и наоборот, затем поочередное растирание;

-растирание ладоней карандашом, катаем карандаш вперед-назад.

Развитие мелкой моторики

-свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно;

-свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой рукой поочередно; -имитация игры на пианино;

разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе);

«бегают человечки»— указательный и средний пальцы правой руки, потом левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.

«Щелчки» пальчиками 3-4 раза.

«Фонарики» -поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два»; «моем ручки» -ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук;

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

-Флажки»-одновременно опускать и поднимать ладони сгибая их в запястье;

Я в руках флажки держу

И ребятам всем машу.

«стол»-левую руку сжать в кулак-это ножка стола, сверху накрыть «ножку» ладонью правой руки-это «крышка» стола.

Кулачок-это толстая ножка.

Сверху крышка-наша ладошка.

Маленький столик. Время идет…

Вместе с ладошкой и стол подрастет.

Сравнивая диагностические данные на начало учебного 2011 года и на конец 2012 учебного года, наблюдается, что умения и навыки ребенка с синдромом Дауна при поступлении в детский сад были на нулевом уровне. По окончанию учебного года, благодаря систематическим индивидуальным занятиям специалистов и выполнение рекомендаций мамой, заметна некоторая динамика развития умений и навыков по шести проверочным таблицам. В таблице по развитию навыков самообслуживания по известным причинам, улучшений пока нет. В остальных таблицах при диагностике по двух бальной системе показатель по всем шести таблицам составляет в основном единицу. Но работа с ребенком с синдромом Дауна-это длительный процесс и нужно приложить максимум усилий, чтобы добиться положительных результатов.

Список использованной литературы

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. -Спб.:Издательство «Союз», 2001.

2. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. –Москва. 2002.

3. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.

4. Степанова О. А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов. Справочное пособие. – Москва, 2008.

Немного о моей работе… 🙂 В нашем доме ребёнка мы работаем с самыми маленькими – детьми от 6 месяцев до 4 лет. Жизнь детей, при всей её кажущейся однообразности (как.

Вторая часть программы в соответствии с ФГТ Имея опыт сотрудничества с другими садами района, заметила, что при разработке программы на учреждение и на группу возникает трудность в.

www.maam.ru

Методическая разработка на тему:

Программа ранней педагогической помощи "Маленькие ступеньки" — практическое руководство для родителей

Программа Маленькие Ступеньки адресована родителям, это практическое руководство для занятий с ребенком в домашних условиях. Учиться могут все дети. Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии, учится медленнее, однако он может учиться. Детям с отклонениями в развитии необходимо овладеть всеми навыками, которые смогут помочь им в играх, в общении с окружающими, в достижении максимально возможной независимости, и, наконец, стать частью общества. Сылка на программу: http://sunchildren.narod.ru/books.html

Предварительный просмотр:

Программа «Маленькие ступеньки» адресована родителям детей с синдромом Дауна. Но, конечно, не только они могут пользоваться ею. Любой родитель обычного или не очень обычного ребенка может использовать эту программу с пользой для малыша. Здесь подробно описано, как и какие навыки надо формировать. И, главное, последовательность их формирования. В программе также указаны возрастные нормы развития ребенка. Согласитесь, это очень удобно.

Здесь я привожу предисловие к программе и желаю вам успехов!

Всегда помните, что любая дорога, которая кажется долгой и тяжелой, начинается с первого шага. И, если Вы читаете эти слова, значит, Вы его уже сделали!

Как оценить уровень развития ребенка.

Оценка уровня развития малыша — это самый первый шаг, который необходим для того, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно его следует учить.

Если Вы уже обращались к специалистам, то термин "оценка" (или "тестирование") не будет для Вас новым. Вероятно, вашего малыша уже когда-то тестировали, ( может быть, даже не один раз). У многих родителей подобного рода мероприятия вызывают тревогу, сродни той, какая бывает перед экзаменами. Мы спрашивали некоторых родителей о том, что они испытывают, наблюдая за тем, как педагог выявляет умения их ребенка, и часто нам приходилось слышать примерно следующее:

"Когда педагог тестирует Дэвида, меня мучают дурные предчувствия. Я боюсь, что он может сделать не то, о чем его попросят. Если он справляется с заданием, я, как и любая мать на моем месте, чувствую себя на удивление счастливой, и огорчаюсь, если ему не удается сделать то, что нужно.

Сижу и думаю: "Ты же делал это при мне только вчера, так что же случилось сейчас? Мне хочется что-нибудь сказать ему, но я лишь кусаю ногти."

Несмотря на все свои опасения, многие родители, дети которых имеют отклонения в развитии, действительно хотят выяснить, что их малыш умеет и чего не умеет. Они стремятся получить как можно больше информации и услышать как можно больше разных мнений о состоянии своего ребенка.

"Оценка уровня развития нашего малыша педагогами и специалистами может раскрыть нам глаза на сильные и слабые стороны его личности и на трудности, которые, возможно, подстерегают нас в будущем. Тестирование должно носить непрерывный характер. Тогда оно поможет должным образом направить наши усилия и поддержать нас в нашем решении взять на себя столь важную роль в развитии ребенка.

Я считаю, что оценка — это как бы одно из мнений, которое может дать родителям пищу для размышлений. По-моему, хорошо услышать разные оценки, пусть они даже не совпадают."

Многие родители говорят, что наблюдение за тестированием их детишек помогает им лучше представить себе, в каком направлении двигаться, работая дома.

"Когда я наблюдаю за тем, как педагог или другой специалист тестирует мою Алану, я лучше понимаю, как мне с ней работать. Я чувствую большую уверенность в том, что она сможет достичь то, что предусмотрено программой.

Это помогает мне мыслить плодотворно. Я рассуждаю так: 'Ну что ж, она не может сделать этого сейчас, но я могу научить ее, и в следующий раз у нее все получится.'"

В этой главе мы расскажем о том, как можно самим, у себя дома, оценить уровень развития ребенка. Мы вовсе не советуем Вам отказаться от помощи профессионалов. Эта помощь может понадобиться, если у вас возникнут проблемы, связанные со здоровьем или физическим развитием малыша. Кроме того, оценки, сделанные коррекционными педагогами или воспитателями, помогут вам по-новому взглянуть на ситуацию, и если нужно, вы сможете противопоставить их мнению собственный опыт.

Однако нередко случается, что у родителей, даже если они чувствуют необходимость в более полной оценке состояния их малыша, нет возможности попасть к специалисту. Если бы они смогли тестировать ребенка дома, то проблема удаленности от центра и нехватки специалистов уже не тревожила бы их. Теперь мы знаем, что родители вполне могут научиться оценивать уровень развития своего ребенка с такой же точностью и знанием дела, что и специалисты, а, может быть, и лучше.

Научиться тестировать ребенка довольно трудно даже профессионалу. Родителям же это дается еще труднее. Нелегко быть беспристрастным и объективным в отношении собственного ребенка, а тут еще малышу может потребоваться дополнительное время, чтобы привыкнуть к новым заданиям. Да и сам процесс проведения оценки отнимает время, а у родителей и без того много забот, чего не скажешь о специалистах, которые на работе, как кажется, только этим и должны заниматься. С другой стороны, в привлечении родителей к оценке можно найти свои плюсы, если только они смогут провести ее со знанием дела. Родители способны подойти к этой задаче более гибко , чем педагоги, ведь педагог имеет в своем распоряжении какой-нибудь час или два, и может лишь мечтать о том положении, в котором находятся родители!

Что такое оценка?

Оценка — это, по существу, наблюдение с целью получения информации . В какой области мы осуществляем поиск, зависит от того, что мы хотим узнать.

На практике при тестировании всегда имеется в виду определенный набор показателей, которые считаются характерными для тех умений или способностей, которые проверяются. Многие тесты четко определяют время и способ оценки каждого из этих показателей. Другие допускают более свободный подход. Но все они разработаны для того, чтобы дать оценивающему информацию , и все основаны на так или иначе спланированном наблюдении.

Когда вы будете оценивать развитие своего малыша, вы будете пытаться получить ту информацию, которая необходимо именно вам , чтобы вы смогли строить ваши занятия наиболее эффективным образом, и самое главное, что потребуется от вас, это умение наблюдать за малышом , а уж этому у вас было время научиться!

Почему тестированию придается такое большое значение?

На этот вопрос можно ответить по-разному в зависимости от того, какого типа тест вы используете. Некоторые тесты разрабатываются для оценки общего уровня развития ребенка в сравнении с "нормальным" или "средним" уровнем развития детей его возраста. В этом случае производится оценка коэффициента интеллектуальности (КИ), которая используется, главным образом, для того, чтобы определить степень сложности школьной программы или программы обучения, которая бы соответствовала развитию малыша. Другие тесты применяются для того, чтобы раскрыть природу трудностей в развитии, и в соответствии с ней, выбрать методику лечения.

Нас же интересует третий тип оценки, для которого характерны следующие особенности:

В основе этого подхода лежит предпосылка, что у всех детей навыки формируются во многом схожими путями и часто в одинаковой последовательности, даже если вследствие отклонения в развитии, некоторые дети овладевают ими медленнее.

Здесь выделяются самые важные умения, из тех которые обычно приобретаются ребенком, и представляются они в том порядке, в каком они, как правило, и формируются. В тех случаях, когда из практических соображений все умения включить невозможно, приводится перечень характерных умений.

Этот вариант оценки точно показывает нам, что малыш может делать и чего не может.

Он помогает нам определить следующую маленькую ступеньку — следующее умение, которым нужно заняться с малышом, в соответствии с естественным ходом развития.

Создатели Программы Маккуэри так составили Перечень умений, определяющих развитие ребенка (или ПУОРР), чтобы этот тип тестирования можно было практически применить в отношении очень маленьких детей. Мы покажем вам, как с помощью ПУОРР можно протестировать вашего малыша тем же способом, как это делается в Центре Маккуэри.

Вот некоторые наиболее важные отличительные черты ПУОРР:

Он позволяет следить за успехами ребенка.

Он помогает нам контролировать правильность выбора приоритетов в индивидуальной программе ребенка.

Он указывает, когда и какие изменения нужно внести в индивидуальную программу.

И вознаграждает педагога, показывая, что достигнуто малышом!

Все эти положения мы обсудим в следующих главах.

Самая же важная особенность ПУОРР заключается в том, что каждый раз, когда мы обращаемся к нему, он указывает нам, чему учить ребенка дальше.

Вы можете сказать: "Я знаю, что умеет мой малыш. Я всегда с ним. Я вижу все, что он делает. Почему бы мне не отбросить все эти сложности, связанные с оценкой, и просто двинуться дальше, отметив для себя те умения, которыми, как я знаю, он владеет?"

Вы вполне сможете применить свои глубокие и проверенные знания о ребенке при оценке его умений, причем так, как ни один из специалистов никогда не сможет. Но полагаться только на свои "повседневные" наблюдения несколько рискованно, и это в равной мере относятся как к учителям, так и к родителям. Риск состоит в том, что вы можете либо переоценить , либо недооценить возможности вашего малыша.

Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы. Такая программа не даст малышу возможности быстро добиться успеха. Даже если вы видели, как он выполняет то или иное задание, вам, для того чтобы перейти к более трудной задаче, нужно будет проверить, умеет ли он данное задание выполнять так, как надо, и правильна ли последовательность его действий.

Морин видит, как ее дочь Сэнди иногда вкладывает элемент в простую складную картинку ("пазл"). Но она не видит (потому что Сэнди двигается очень быстро), что девочка вообще переключается на что-то другое, стоит ей только попробовать один раз и решить, что это слишком трудно. Когда Морин показывает складную картинку потруднее, Сэнди сначала с интересом берется за нее, но очень быстро разочаровывается. И так каждый раз дело кончается разбросанными по дому элементами складной картинки, а мама и дочь дуются друг на друга.

Недооценка умений ребенка приведет к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. Педагоги, делая вывод о состоянии ребенка, нередко преуменьшают его возможности. Например, не слишком глубоко анализируя ситуацию, можно построить такую логическую последовательность: "Сью не умеет хлопать в ладоши, поэтому она не сможет постучать кубиком о кубик". Однако может оказаться, что Сью сумеет постучать кубиком о кубик, хотя, как правило, это умение приходит позже, чем умение хлопать в ладоши. В развитии каждого ребенка есть свои "скачки" и "провалы", и было бы трудно отыскать среди детей такого, чье развитие полностью соответствовало бы нормальной схеме. Индивидуальность малыша, его симпатии и антипатии влияют на то, сколько сил и энергии он захочет отдать тому или иному заданию. Сью может не проявить особого интереса к хлопанью в ладоши, но, возможно, ей понравится звук ударяющихся друг о друга кубиков, и она с удовольствием возьмется за это занятие!

Программа, дающая малышу возможность добиться успеха, НЕ есть легкая программа. Успешная программа должна основываться на точном определении того, что может и чего не может делать ребенок.

ПУОРР был разработан в помощь педагогам и родителям, чтобы они всегда могли выстроить точную картину и принять правильное решение о том, чему следует учиться дальше.

Из чего состоит ПУОРР?

В ПУОРР (Перечень умений, определяющих развитие ребенка), входят 4 проверочные таблицы, которые охватывают соответствующие области развития. Перечислим их:

Общая моторика , то есть двигательная деятельность, обусловленная работой крупных мышц тела.

Тонкая моторика — двигательная деятельность, обусловленная работой мелких мышц руки, и требующая хорошей зрительно-моторной координации. Кроме того, к этой области развития мы отнесли формирование у ребенка понятий, необходимых для овладения учебными дисциплинами в школе.

Восприятие речи , или понимание ребенком того, что ему говорят.

Самообслуживание и социальные навыки , то есть, способность самостоятельно выполнять свои личные потребности и умение взаимодействовать с окружающими.

Навыки общения или разговорной речи оцениваются иначе, с использованием программы раннего речевого развития ("ГОВОРИ"). О том, как это делается, рассказывается в книге 3. Умение общаться, вероятно, самое главное из того, чему нам нужно научить ребенка, поэтому очень важно уделить время чтению посвященных этому глав, и включить речевое развитие в систему вашей оценки.

Каждая проверочная таблица представляет собой перечень умений или навыков. Эти умения связаны, в сущности, с самыми обычными, повседневными действиями; отобраны они потому , что ими, как правило, владеют все дети/

nsportal.ru

аИндивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

Аннотация: представлена индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна).

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста с ОВЗ (с синдромом Дауна)

1.1. Общие сведения о ребенке:

Дата рождения: на момент поступления в группу 3г.10м.

Дата поступления в группу: сентябрь 2015

Срок реализации программы: 1 год

Рекомендации ПМПК: обучение во второй младшей группе

1.2. Краткая психолого – педагогическая характеристика на ребенка:

(составляется после проведенного психолого – педагогического обследования, а также наблюдений за ребенком, позволивших выявить актуальный уровень основных линий развития и его потенциальные возможности)

Диагностика была проведена на основе «Формализованной карты исследования психоневрологических функции у детей первых 7 лет жизни» из пособия: Скворцов И.А. «Исследование профиля развития психоневрологических функций у детей до 7 лет и психологическая коррекция нарушений» — М, 2002 г.

Карта универсальная и может быть использована у детей любого возраста от 0 до 7 лет, при любом типе и любой степени выраженности задержки.

— Понимает команды без жестового подкрепления (8,5 мес.)

— По просьбе находит знакомые предметы (9 мес.)

— Начинает узнавать предметы на однопредметных картинках (10 мес.)

— По указанию взрослых выполняет действия с игрушками: «Покачай лялю» (10,5 мес.)

— узнает значение некоторых слов, коротких фраз (1 г.)

— различает несколько предметов по названиям (ляля, мячик) (1 г.)

— машет рукой на прощание (11 мес.)

— Проявляет сопереживание, утешение (1г. 2мес.)

— Имитирует действия взрослого с некоторыми бытовыми предметами (1г. 8 мес.)

Параметры обследования взяты на уровень первой младшей группы по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г. [9]

Характеристика ребенка по итогам обследования:

Особенности деятельности: в предметной деятельности характерны неспецифические манипулятивные действия с предметами (стучит предметами, кидает, тянет в рот)

Особенности познавательной сферы: зрительный контакт устанавливает, эмоциональный фон положительный, подражательная деятельность недостаточна. Девочка различает отдельные бытовые и часто используемые предметы, некоторые игрушки. Не всегда понимает обращенную к ней речь.

Особенности внимания: неустойчивость активного внимания, короткий период концентрации внимания.

Особенности памяти: обследование затруднено из-за непонимания ребенком инструкции и отсутствия речи.

Особенности мышления: Наглядно-действенное мышление на низком уровне (коробку форм складывает, применяя силовой метод, пирамидку самостоятельно не собирает, действует хаотично). В схеме собственно тела ориентируется (показывает глазки, нос, ротик, руки)

Обучаемость: отмечается низкая степень организации ребенка во время игр и занятий.

Эмоционально-волевая сфера: отмечается повышенная двигательная активность, поведение полевое, хаотичное.

Настроение чаще позитивное, сопровождается улыбкой. Проявляет активный интерес к игровому материалу, но быстро пресыщается. После недлительного взаимодействия с игровым материалом начинает его раскидывать и теряет к нему интерес. В результате собственной деятельности не заинтересована.

Развитие речи: лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с губными согласными) («ма» «ба»), чаще использует невербальные средства общения. Фразовая речь отсутствует, речь как средство общения не использует. Пассивный словарный запас ограничен. Артикуляционная моторика нарушена, отмечается готическое нёбо, рот приоткрыт, кончик языка вытащен.

1.3. Организация условий воспитания и обучения ребенка в детском саду

(отмечаются требования к организации режима дня, медицинские рекомендации, расписание занятий (формы работы с ребенком), подбор специального оборудования, дидактического материала, возможность участия ребенка в общих мероприятиях, выбор адаптированных коррекционных программ, взятых за основу для разработки содержания коррекционной работы, обоснование данного выбора)

  • Ребенок посещает разновозрастную группу для детей с ОВЗ (с ЗПР) в сопровождении.
  • Для ребенка организован режим дня по второй младшей группе (программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой. — М., 2010г.);
  • Ребенок присутствует на всей НОД (согласно сетке занятий с учетом времени), включая музыкальное, физкультурное, выполняя по возможности доступное, во всех режимных моментах.
  • С ребенком проводятся индивидуальные занятия (согласно сетке): с дефектологом (4 раза в неделю)
  • Диагностика: проводится 2 раза в год — сентябрь, май.
  • Для проведения индивидуальных игр-занятий необходимо создать следующие условия: предлагать соответствующее возрасту и возможностям ребенка общение со взрослым и детьми; участие близких родственников в проведении игр, режимных моментов; подбирать предметы и игрушки с учетом интереса, возраста и возможностей ребенка.

    Формы проведения организованной образовательной деятельности:

    1. Включение ребенка в НОД в условиях подгруппы детей (4 – 5 детей)
    2. Индивидуальные занятия
    3. Общение с ребенком во время самостоятельной деятельности и во время проведения режимных моментов
    4. Построение НОД (непосредственная образовательная деятельность) в условиях индивидуального взаимодействия «взрослый – ребенок» (за основу взяты рекомендации из практического пособия для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений М. В. Браткова, А. В. Закрепина, Л. В Пронина «коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым», М.- ПАРАДИГМА, 2013г. – 112с.) [2]

      I. Введение ребенка в игровую ситуацию. Использование сюрпризных моментов («чудесный мешочек», кукла в яркой коробке» и др.), заводные, музыкальные игрушки.

      II. Проведение игры. Используются игры, способствующие развитию ребенка по нескольким направлениям:

      — социальное (формирование взаимодействия ребенка и взрослого, представление у ребенка своего «Я», представления о других, об окружающем предметном мире, формирование культурно-гигиенических навыков).

      — физическое (развитие и коррекция общих движений, мелкой моторики, формирование зрительно-моторной координации)

      — познавательное (активизация и совершенствование ориентировочной деятельности, развитие восприятия, ознакомление ребенка с окружающей действительностью)

      — развитие предметных и предметно-игровых действий, развитие продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование)

      III. Подведение итога НОД. Важно похвалить ребенка, помочь убрать игрушки на свои места.

      2. Содержание коррекционно-воспитательной работы с ребенком.

      Коррекционно-воспитательная работа реализуется по следующим направлениям.

      2.1. Направление I. Социальное развитие

      Задачи этого раздела направлены на формирование у ребенка социально-принятых норм поведения в быту и на занятиях (слушать взрослого, выполнять действия связанные с навыками самообслуживания; во время еды пользоваться ложкой, салфеткой; во время игр слушать взрослого, не хватать игрушки или пособия.

    5. Установление эмоционального контакта с ребенком через эмоционально-голосовые, тактильные и ситуативно-деловые средства общения, привлекать его внимание к звучащим игрушкам и действиям с ними.
    6. Привлекать внимание ребенка к игрушке или предмету, способу действия с ним.
    7. Привлекать внимание ребенка к своему отражению в зеркале, к своему отображению на фотографиях (это кто?)
    8. Продолжать формировать навык показывать разные части своего тела, лица на себе, на кукле.
    9. Учить подчиняться правилам поведения во время занятий через понимание слов: «можно», «да», «нельзя», «нет», «хорошо», «плохо».
    10. Приучать к режиму педагогических занятий со взрослым. Подчиняться требованиям взрослого во время игр, а именно простой инструкции.

    7. Вызывать интерес к навыкам самообслуживания: привлекать внимание ребенка к воде, навыку мытья рук.

    8. Помогать пользоваться ложкой, пить из чашки (побуждать к самостоятельному воспроизведению действий)

    9. Формировать умение снимать с себя некоторые предметы одежды (шапку, шарфик, рукавицы)

    10. Формировать навык опрятности (путем периодичного высаживания ребенка на горшок)

    2.2. Направление 2. Физическое развитие

    Основное содержание работы:

  • Побуждать ребенка к совместному выполнению динамических упражнений (идти или бежать на зов взрослом или в сторону игрушки, действовать с игрушкой совместно со взрослым)
  • Учить удерживать в руках мяч, бросать его в цель, катать в сторону, перекатывать мяч ребенок-взрослый, собирать мячики/кубики.
  • Учить выполнять совместными действиями разные движения, постепенно формируя подражательные навыки: хлопать в свои ладоши, хлопать в ладони взрослого, топать ножками, прыгать на двух ногах с поддержкой и без поддержки взрослого, перешагивать через препятствия (веревочку, ленту, мячик)
  • Совершенствовать умение передвигаться по лестнице (вверх/вниз)
  • 2.3. Направление 3. Познавательное развитие

    1. Развивать способность узнавать предметы обихода и игрушки, по инструкции взрослого и показу выделять их в ряду разнородных объектов, находить идентичные (инструкция типа: «Дай киску», «Покажи мячик», дидактические игры с парными игрушками — выбор из двух предметов);

    2. Учить обращать внимание ребенка на форму предметов (шарики — кубики), величину предметов (большой/маленький), привлекать внимание к обобщению выделенного свойства взрослым: «такой — не такой»

    3. Соотнесение формы предметов (шарики — кубики, крыши — кирпичики) с помощью проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные: предметы одного цвета, величины, но разной формы.

    4. Формировать умение соотносить плоскостную и объемные формы в практическом действии с предметами (коробка форм). Учить соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке;

    5. Формировать умение учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине (большой кукле — большая кровать, маленькой кукле -маленькая кровать)

    6. Вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке — матрешке (2-3-элементной), учить действовать с ней.

    7. Развивать способность к целостному восприятию объектов (работа с разрезными картинками без фона из двух частей, с парными картинками);

    8. Формировать умение воспринимать предметы, дифференцируя их по количеству: один-много;

    9. Совершенствовать ориентировку в собственном теле, а также частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.

    10. Учить распознавать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность (способом примеривания, наложения). Выделять цвета методом сличения «такой — не такой». Выполнение инструкции типа: «Дай такую же ленточку», ориентируясь на цвет предметов. Взрослый учит ребенка приемам практического примеривания (прикладывания), комментирует и обобщает его действия: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковые, красные». (На данном этапе от ребенка не требуется названия цвета и нахождения предмета по указанию признака цвета. Используются дидактические игры типа: «Спрячь мышку», «Подбери платье для куклы», «Закрой кастрюльку»):

    2.4. Направление 4. Речевое развитие

    1. Формирование интереса к речевым и неречевым звукам (звучащим игрушкам, погремушкам, музыкальным инструментам).

    2. Развивать слуховое восприятие при различении неречевых звучаний (последовательный ряд из 2-3 звуков). Учить узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания взрослого: «Чу-чу чу»-что это едет?», «Би-би» — а это что?», «Кто тебя зовет — «мяу»?»

    3. Узнавать и различать гласные звуки «А», «О», «И»: «Мама поет песенку, качает дочку: «А-а-а», «Кто поет, покажи картинку?», «Кукла плачет: «О-о-о», пароход гудит: «У-у-у», мьппка пищит: «И-и-и»; •

    4. В экспрессивной речи формировать простейшую лексику на материале звукоподражаний. Ребенок подражает взрослому в произношении гласных: «А-а-а» — поет мама»; «Уа-уа» — плачет малыш» и т. п.;

    5. Побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.;

    6. Учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот —. зевнуть, вытянуть губы, подуть, показать язычок — «а-а-а» — не болит ли горлышко;

    7. Побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;

    8. Расширять объем пассивного словаря с названиями предметов окружающего быта.

    9. Развитие понимания обращенной речи: учить показывать некоторые действия предметы, картинки («Покажи, где Катя стирает», «Покажи, где Катя лепит пирожки» и др.)

    2.5. Направление 5. Художественно – эстетическое развитие

    Основное содержание работы

    1. Формировать умение совместно со взрослым действовать с предметами в соответствии с их функциональным назначением; учить выполнять предметно-игровое действие по подражанию действиям взрослого (игры: «Покатай матрешек», «Покорми куклу», «Построй забор», «сделаем мебель для матрешки» и др.)

    2. Формировать интерес к рисованию («Рисуем дождик», «Рисуем солнышко для цыпленка», «Лепим курочке зернышки»)

    3. Побуждать ребенка к совместным действиям и действиям по подражанию взрослому: в процессе изображения прямых и круговых линий; в процессе лепки — мять и катать пластилин; в процессе конструирования — ставить друг на друга элементы конструкции.

    (Примерный план мероприятий (формы, методы и приемы взаимодействия с родителями), а также основные рекомендации для родителей).

  • Знакомство: Знакомство с родителями, педагогами, специалистами детского сада.
  • Обсуждение вопросов: организация режима дня в ДОУ и дома; регулярности, длительности проведения занятий, значение домашних занятий с ребенком (необходимость учить ребенка использовать полученные навыки, переносить прошлый опыт в новые ситуации).

    • Ежедневные консультации родителями.
    • Предоставляется информация о том, что происходило во время занятий с девочкой, какая цель упражнений; предлагаются задания для занятий дома, отмечаются успехи ребенка, познавательная и речевая активность, проявление инициативы, самостоятельности, знаний и умений, приобретенных на занятиях.

    • Совместные индивидуальные игры-занятия.
    • 4. Результаты Коррекционно – развивающей работы:

      (по каждой области можно отметить чему научится ребенок концу года)

      Социальное развитие: ребенок вступает в контакт со взрослыми, в условиях индивидуального взаимодействия манипулирует игрушками, положительно откликается на тактильные ощущения исходящие от взрослого, понимает и выполняет простые инструкции: «Принеси», «Подними игрушку», «Дай мне мяч», «Покачай лялю». Узнает себя в зеркале, показывает основные части тела и лица.

      Физическое развитие: выполняет действия по подражанию взрослого (хлопает в ладоши, топает ногами, имитирует некоторые действия по подражанию: «мишка топает», «сорока-ворона кашу варила» и др.) удерживает в руках мяч, кидает его.

      Познавательное развитие: ребенок манипулирует игрушками, как и любыми другими предметами – встречаются специфические манипуляции, которые направлены на выявление свойств предмета (например: двигает машину вперед и назад, катит мячик) и неспецифические манипуляции (например: стучит игрушками, разбрасывает и др.); нанизывает кольца на стержень пирамидки без соотнесения по величине; выполняет игры по типу вкладыши методом проб и ошибок; знает и показывает части тела на кукле; сличат цвета (красный – желтый); геометрические формы (кубик – мячик); различает предметы контрастных размеров (большой – маленький); показывает на картинках некоторые игрушки и животных, соотносит предметы с изображением хорошо знакомых объектов;

      Речевое развитие: накоплен пассивный словарь существительных и некоторых глаголов; активные вокализации разного характера («Ааа», «Ба», «Па», «Ма», «Ам»)

      Художественно-эстетическое развитие: удерживает в руке карандаш, выполняет «тыкающие» движения и пытается проводить линии; включается в процесс совместного конструирования простых построек из кубиков (например: башня).

      5. Программно – методическое обеспечение:

      1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с. (Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с ЗПР)

      2. Браткова М. В., Закрепила А. В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста со взрослым. Практическое пособие для родителей, педагогов-дефектологов и воспитателей дошкольных учреждений. М. 2013 г., — 112с.

      3. Есипова Т. П. Комплексное развитие детей с Синдромом Дауна раннего возраста. Рекомендации для родителей. — Новосибирск.

      4. Жиянова П. Л. Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна.-М. 20Юг.-136с.

      5. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с Синдромом Даун (Организация, содержание и методика работы адаптационных групп) М. — 2002,197 с.

      6. Закревская О. В. Развивайся, малыш!: система работы по профилактики отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О.В. Закревская. — М.: Издательство ГНОМ, 2014.-88 с.

      7. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис. 2002. — 128 с.

      8. Кобякова Е. А. Индивидуальная образовательная программа, адаптация и модификация развивающей среды как основные составляющие процесса включения ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение. Информационно-методическое пособие: Включение ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение общего типа. Пособие подготовлено по итогам проекта «Ресурсный центр — шаг в инклюзивное образование» в рамках Программы «Мир открыт для всех», реализуемой CAF Россия совместно и при финансовой поддержке Благотворительного фонда «Агат» г. Новосибирск — 2010 г.

      9. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы М:Мозаика — Синтез 2010.

      logoportal.ru