Диагноз

Расстройства поведения мкб 10

04.06.2018

Классификация психических расстройств мкб-10.

Клинические описания и диагностические указания.

В различных целях разработаны несколько разных версий Класса V (Психические и поведенческие расстройства) МКБ-10. Данная версия, Клинические описания и диагностические указания, предназначена для использования в клинических, образовательных и служебных целях. Исследовательские диагностические критерии разработаны для исследовательских целей и предназначены для использования в сочетании с данной книгой. Гораздо более короткий глоссарий, предусмотренный Главой V(F) МКБ-10, пригоден для использования статистиками и работниками медицинских канцелярий, а также служит отправной точкой для сравнения с другими классификациями; он не рекомендуется для использования психиатрами. В настоящее время готовятся более простые и короткие версии классификации, такие как многоосевая схема, для использования работниками первичного звена здравоохранения. Клинические описания и диагностические указания послужили основой для создания различных версий Класса V, и авторы с особой тщательностью пытались избежать их несовместимости между собой.

Перед использованием классификации важно изучить это общее введение, а также внимательно прочитать дополнительные вводные и разъяснительные тексты, помещенные в начале некоторых отдельных категорий. Это особенно важно при пользовании рубрикой F23.- (острые и транзиторные психотические расстройства) и разделом F30 — F39 (расстройства настроения (аффективные расстройства)). Учитывая давно существующие и пресловуто сложные проблемы, связанные с описанием и классификацией этих расстройств, объяснение подходов к их классификации проведено с особой тщательностью.

Для каждого расстройства предлагается описание как основных клинических признаков, так и любых значимых, но менее специфических признаков, которые связаны с ними. В большинстве случаев предлагаются «диагностические указания», определяющие количество и соотношение симптомов, необходимых для достоверной диагностики. Эти указания сформулированы таким образом, чтобы сохранить достаточную гибкость диагностических решений в клинической практике, особенно в тех ситуациях, где требуется установление временного диагноза, до того как станет полностью ясной клиническая картина или будет собрана полная информация. Для избежания повторений клинические описания и некоторые общие диагностические указания приводятся для определенных групп расстройств в дополнение к тем, которые относятся только к индивидуальным рубрикам.

При отчетливом выполнении требований, изложенных в диагностических указаниях, диагностика может рассматриваться как «достоверная». Если диагностические требования выполняются лишь частично, то все равно целесообразно регистрировать диагноз. В этих случаях диагностирующему предстоит решать, нужно ли отмечать меньшую степень диагностической достоверности (диагноз может определяться как «временный», если есть возможность расширить информацию, или как «предположительный», если получить новую информацию маловероятно).

Определение продолжительности симптоматики имеет значение скорее общего указания, нежели строгого требования; клиницисты должны сами выбирать адекватный диагноз, когда длительность отдельных симптомов слегка превышает или короче, чем установлено диагностическими критериями.

Диагностические указания должны также способствовать клиническому обучению, поскольку они отражают узловые пункты клинической практики, которые в более полной форме могут быть обнаружены в большинстве учебников по психиатрии. Они могут оказаться пригодными и для некоторых типов исследовательских проектов, где не требуются более точные (и следовательно более узкие) диагностические исследовательские критерии.

Настоящие описания и указания не несут в себе теоретического смысла и они не претендуют на всеобъемлющее определение современного состояния знаний о психических расстройствах. Они представляют собой просто группы симптомов и комментарии, относительно которых большое число советников и консультантов во многих странах мира договорились как о приемлемой основе определения границ категорий в классификации психических расстройств.

F91 Расстройства поведения

Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу. Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием. Исключены: расстройства настроения [аффективные] (F30-F39) общие нарушения развития (F84.-) шизофрения (F20.-) расстройства поведения, связанные с: . эмоциональными расстройствами (F92.-) . гиперкинетическими расстройствами (F90.1)

F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи

Расстройство поведения, заключающееся в диссоциальном и агрессивном поведении (а не только оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), при котором отклонение в поведении полностью или почти полностью ограничивается пределами дома и взаимоотношениями с членами семьи или ближайшими домочадцами. Диагноз этого расстройства требует наличия полного комплекса критериев для рубрики F91.-; даже тяжелое нарушение взаимоотношений родители-ребенок само по себе недостаточно для постановки диагноза.

F91.1 Несоциализированное расстройство поведения

Расстройство, характеризующееся сочетанием устойчивого диссоциального или агрессивного поведения (полностью соответствующего критериям рубрики F91.-, а не только охватывающего оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение) со значительно выраженными аномалиями во взаимоотношениях индивида с другими детьми. Расстройство поведения, одиночно агрессивный тип Несоциализированное агрессивное поведение

F91.2 Социализированное расстройство поведения

Расстройство, включающее устойчивое диссоциальное или агрессивное поведение (полностью соответствующее критериям рубрики F91.-, а не только охватывающее оппозиционное, дерзкое, разрывающее отношения поведение), встречающееся у индивидов, которые в основном хорошо интегрированы в свою социально равную группу. Расстройство поведения, групповой тип Групповое правонарушение Правонарушение в ситуации члена банды Воровство в компании с другими Манкирование школой, прогулы

F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство

Расстройство поведения, обычно отмечающееся у детей более младшего возраста и характеризующееся в основном выраженным вызовом, непослушанием, разрывающим отношения поведением, которое не включает правонарушительных действий или более экстремальных форм агрессивного или диссоциального поведения. Диагноз требует полного соответствия критериям рубрики F91.-; даже тяжелые формы озорства или непослушания сами по себе не являются достаточными для постановки диагноза. Необходимо соблюсти осторожность, прежде чем использовать эту рубрику, особенно применительно к детям более старшего возраста, поскольку клинически значимое расстройство поведения обычно будет сопровождаться диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает просто вызывающее поведение, непослушание или разрывающее отношения поведение.

F91.8 Другие расстройства поведения

F91.9 Расстройство поведения неуточненное

Детское: . поведенческое расстройство БДУ . расстройство поведения БДУ

xn—10-9cd8bl.xn--p1ai

Классификация психических расстройств мкб-10

Классификация психических расстройств мкб-10

/F91/ Расстройства поведения.

Расстройства поведения характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение в своей наиболее крайней степени доходит до выраженного нарушения соответствующих возрасту социальных норм и является поэтому более тяжелым, чем обычный ребяческий злой умысел или подростковое бунтарство. Изолированные диссоциальные или криминальные акты сами по себе не являются основанием для диагноза, подразумевающего постоянный тип поведения. Признаки расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, при которых должен кодироваться основной диагноз.

F91.0 Расстройство поведения, ограниченное рамками семьи.

Эта группа содержит расстройства поведения, включающие антисоциальное или агрессивное поведение (а не только оппозиционное, вызывающее, брутальное поведение), при которых ненормальное поведение целиком или почти целиком, ограничивается домом и/или взаимоотношениями с самыми близкими родственниками или домочадцами. Расстройство требует, чтобы были удовлетворены все критерии F91.х, и даже выраженно нарушенные детско-родительские взаимосвязи сами по себе недостаточны для диагноза. Может иметь место воровство из дома, часто специфически сфокусированное на деньгах или имуществе одного или двух лиц. Это может сопровождаться поведением, носящим намеренный характер разрушения и также сфокусированном на определенных членах семьи, таком как разламывание игрушек или украшений, рванье обуви, одежды, резанье мебели или разрушение ценного имущества. Жестокость против членов семьи (но не других) и намеренный поджог дома также являются основой для диагноза.

F91.1 Несоциализированное расстройство поведения.

Этот тип расстройства поведения характеризуется сочетанием упорного диссоциального или агрессивного поведения (удовлетворяющего общим критериям /F91/ и не охватывающего только оппозиционное, вызывающее, брутальное поведение) со значительным общим нарушением взаимоотношений ребенка с другими детьми.

F91.2 Социализированное расстройство поведения.

Эта категория применяется к расстройствам поведения, включающим стойкое диссоциальное или агрессивное поведение (удовлетворяющее общим критериям /F91/ и не ограничивающееся оппозиционным, вызывающим, брутальным поведением) и возникающим у детей, обычно хорошо интегрированных в группе сверстников.

F91.3 Вызывающее оппозиционное расстройство.

Этот тип расстройств поведения характерен для детей младше 9-10 лет. Он определяется наличием заметно вызывающего, непослушного, провокационного поведения и отсутствием более тяжелых диссоциальных или агрессивных действий, нарушающих закон или права других. Расстройство требует, чтобы удовлетворялись общие критерии F91; даже серьезное непослушание или озорное поведение сами по себе недостаточны для диагноза. Многие считают, что оппозиционно-вызывающее поведение представляет менее тяжелый тип расстройства поведения, а не качественно отличающийся тип. Исследовательские доказательства недостаточны в том, является ли различие качественным или количественным. Тем не менее, имеющиеся данные предполагают, что самостоятельность этого расстройства может быть принята в основном только у маленьких детей. Необходимо с осторожностью использовать данную категорию, особенно у более старших детей. Клинически значимые нарушения поведения у старших детей обычно сопровождаются диссоциальным или агрессивным поведением, что превышает открытое неповиновение, непослушание или брутальность; хотя нередко им могут предшествовать оппозиционно-вызывающие расстройства в более раннем возрасте. Эта категория включена с целью отражения общей диагностической практики и облегчения классификации расстройств, встречающихся у маленьких детей.

F91.8 Другие расстройства поведения.
F91.9 Расстройство поведения неуточненное.

Это не рекомендуемая остаточная категория только для расстройств, которые удовлетворяют общим критериям F91, но которые не выделены как подтип, или не набирают критерии для какого-либо определенного подтипа.

zavantag.com

Расстройство поведения неуточненное

Рубрика МКБ-10: F91.9

Определение и общие сведения [ править ]

Расстройства поведения (психопатоподобное поведение, нарушения поведения, агрессивное поведение, социальные нарушения поведения, социальная дезадаптация, антисоциальное поведение, девиации поведения) характеризуются отклоняющимися от общепринятых норм, существующих для данного возраста, стойкими типами диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения у детей и подростков, которые мешают социальной жизни самого ребёнка и общества, могут проявляться дома, в детском саду, школе и любой другой среде.

Трудно установить частоту расстройств поведения или сравнить различные исследования этой проблемы из-за сложностей с их определением и разграничением. Известно, что дети и подростки с патологическими нарушениями поведения, обусловленными патохарактерологическими реакциями и формированиями личности, составляют значительную часть контингента, попадающими к детскому и подростковому психиатру. Ретроспективные исследования показывают, что примерно половина молодых преступников, которые были обследованы в конце 1980-х — начале 1990-х годов, раньше имели контакт с детскими психиатрами (Adler et al., 1995).

Девиации поведения значительно чаще встречаются у мальчиков: соотношения полов от 1:4 до 1:12, по данным разных авторов (Rutter M. et al., 1970; Bird et al., 1988; Boyle et al., 1992). Частота психопатий среди подростков мужского пола втрое выше, чем женского (Чибисов Ю.К., 1977). Среди широкого круга психопатических расстройств конституциональные психопатии составляют около половины случаев, органические — 20-30%, а патохарактерологические формирования личности, достигающие уровня «краевой психопатии», — 10-20% (Личко А.Е., 1977; Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., 1980). Наиболее частыми типами психопатий у подростков мужского пола являются эпилептоидный и шизоидный, а у подростков женского пола — только эпилептоидный (Личко А.Е. с соавт., 1982).

Этиология и патогенез [ править ]

Причины расстройств поведения точно не установлены. Предполагается взаимодействие биологических и средовых факторов, причём вероятность развития расстройства растёт с уввеличением числа факторов риска. Многое говорит и о том, что факторы риска имеют кумулятивный эффект, то есть чем их больше и чем раньше они возникают, тем выше риск развития нарушения поведения и криминальности (Blantz et al., 1991; McCord, 1993; Mrazek och Haggerty, 1994). По своим характеристикам эти факторы достаточно неоднородны. Однако именно их сочетание является триггерным механизмом, запускающим агрессивные формы поведения (Макушкин Е.В., 2001).

1. Биологические факторы риска касаются генетических, конституциональных, гормональных и нейрохимических данных, психического дизонтогенеза, связанных с девиантным поведением. Генетический риск выражается в учащении случаев семейной делинквентности и девиантного поведения, особенно по результатам исследования близнецов и приёмных детей. У монозиготных близнецов установлена более высокая конкордантность по делинквентному поведению по сравнению с дизиготами. Патология у приёмных детей встречается также часто, как и у кровных родственников. При этом различать средовые и наследственные факторы очень сложно, так как некоторые средовые факторы действуют уже после рождения (например злоупотребление никотином или недостаточное питание матери). С другой стороны, в приёмных или опекающих семьях могут возникнуть такие же проблемы, как и в прежних. И всё же маловероятно, что за наследственную передачу склонности к девиантному поведению ответствен один единственный ген или группа определённых генов. Значительно более вероятно, что генетические факторы являются в определённой степени факторами риска, например развития нарушений внимания, снижения нейрофизиологических вегетативных реакций, а также развития определённых форм поведения, например сочетания стремления к острым ощущениям с травмоопасным поведением.

2. Конституциональные факторы могут оказывать влияние на окружение. Thomas и Chess (1968) показали, что частый крик «трудного ребёнка» на первом году жизни вызывает адверсивные реакции у его родителей, которые, со своей стороны, усиливают отрицательное поведение ребёнка.

3. В пользу значения гормональных факторов свидетельствует более высокая распространённость антисоциального поведения у мальчиков. Мужские гормоны (андрогены) оказывают влияние не только на формирование определённых функций головного мозга, но и доказана прямая взаимосвязь между концентрацией в плазме мужских половых гормонов и агрессивно-деструктивным поведением. Нейрохимические исследования показали изменения в норадренергических и допаминовых нейротранститтерных системах, а в младшем возрасте — в серотонинергической системе. Низкое количество моноаминоксидазы в тромбоцитах и высокое содержание трийодтианина также связывают со склонностью к насилию (ALM, 1996).

4. Наряду с описанными биологическими факторами риска такое же важное значение имеют социальные стрессовые факторы. Девиации поведения особенно часто развивается у детей и подростков, вырастающих в неблагополучных семьях. Семья чаще всего неполная, нестабильная, члены её имеют, как правило, низкий образовательный уровень (Kolvin et al., 1988). У ближайших родственников вполне обычны вредные привычки, преступность, физические и психические заболевания. Это, прежде всего, способствует формированию антисоциальных нарушений у детей и подростков (Еarls et al., 1988, Гурьева В.А., Макушкин Е.В., 1999, 2000). Исследования показывают прямую связь между насилием над ребёнком (в первую очередь сексуального) и нарушениями его поведения и преступностью (Сафонова Т.Я., 2001; Widom, 1989). Среди школьников с проблемами внешнего поведения очень много детей и подростков из семей беженцев. Считается, что маргинальное состояние, чувство одиночества, конфликты с окружением, возникающие, как правило, у подростков-беженцев из-за незнания языка, объясняют ситуацию молодежи. К этому можно добавить возможные травматические переживания, которые они испытывали у себя на родине.

Информационная вседозволенность, экскалация культа силы, насилие и жестокость в современных печатных изданиях и фильмах, транслируемыми практически всеми телевизионными каналами, так или иначе «сенсибилизируют» подростковую психику. Именно этим обусловлены склонность к подражанию кинокумирам, копирование и повторение «вычурных» агрессивных поступков (Sonesson, 1993; Макушкин Е.В.,2001).

Асоциальная референтная группа (иногда тоталитарная секта) в зависимости от возраста её членов, направленности интересов и особенностей времяпровождения (вероисповедания) также может детерминировать и стимулировать появление агрессивных форм реакций, которые в некоторых случаях будут носить характер самоутверждения. Однако здесь, как правило, преступления совершаются всей группой (социализированные расстройства).

5. Общественные факторы. На социальное поведение ребёнка влияет и организация самого общества. Школьные правила, требования, оценки влияют на поведение учеников в классе, а также на их криминальность в будущем (Rutter, 1979 ,1983). Rutter и другие также показали, что в школах, где ученики увлечены определёнными предметами, обучение ориентировано на группу, а климат благоприятный, у детей поведение гораздо лучше, у них более глубокие знания и в будущем из такой среды выходит меньше преступных элементов.

6. Одним из важнейших и наиболее частых этиологических факторов оказывается неправильное воспитание (Кербиков О.В.,1960; Ковалев В.В.,1979). Пагубное действие может оказывать не только безнадзорность, но неправильное воспитание — чрезмерная подавляющая гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи» и по типу «Золушка» (Кербиков О.В.,1960; Личко А.Е.,1977).

Клинические проявления [ править ]

Нарушения социального поведения часто встречаются в процессе развития детей. Их значение для патологии спорно, и они не всегда нуждается в психиатрическом вмешательстве. Нарушения социального поведения охватывают широкий спектр расстройств поведения — от лживости, конфликтов, физической агрессии, уходов из дома, прогулов школы, бродяжничества, жестокости по отношению к другим людям и животным до тяжелых деликтов, связанных с насилием в подростковом возрасте.

Расстройства поведения могут быть как патологическими (различные формы патологии личности и личностного реагирования), так и непатологическими (психологическими). Непатологические расстройства поведения, в основном, обусловлены социально-психологическими девиациями личности (прежде всего, микросоциально-психологической запущенностью) и являются проявлениями ситуационных характерологических реакций (протеста, отказа, имитации, эмансипации и др.). Группа патологических форм расстройств поведения у детей и подростков в клиническом плане связана в основном с патологическими ситуационными (патахарактерологическими) реакциями, психогенными формированиями личности, проявлениями психопатий в стадии их становления, а также с непроцессуальными (резидуально-органическими и соматогенными) психопатоподобными состояниями.

Патологические ситуационные (патохарактерологические) реакции являются психогенными личностными реакциями, проявляющимися в стереотипных отклонениях поведения (по типу клише), которые возникают в разных психотравмирующих ситуациях, имеют склонность превышать определённый «потолок» нарушений поведения, возможный у сверстников (Личко А.Е.,1977,1985), сопровождаются соматовегетативными расстройствами и ведут к более или менее выраженным нарушениям социальной адаптации (Ковалев В.В.,1979). Основными их формами являются реакции протеста и оппозиции, реакции отказа, реакции имитации, реакции гипер- и псевдокомпенсации, которые наблюдаются как у детей, так и у подростков (Ковалев В.В.,1973,1979), а также реакции эмансипации, группирования, увлечения и реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, свойственные подросткам (Личко А.Е.,1971.1985).

Реакции оппозиции и протеста наиболее распространены. В отечественной классификации (Ковалев В.В., 1988; Личко А.Е., 1983) к ним относят патохарактерологические формирования личности. В основу предложенной В.В. Ковалевым (1969) классификации психопатологических формирований личности положены два критерия: особенности психогенеза нарушений формирующегося характера и клинические особенности ведущего «патохарактерологического» синдрома. Выделены четыре основных типа патохарактерологических формирований личности у детей и подростков: патохарактерологический, постреактивный, невротический и дефицитарный.

Динамика патологических формирований личности отличается определённой возрастной этапностью. Первый начальный этап, обычно совпадающий с младшим школьным возрастом, характеризуется разнообразными ситуационными реакциями (протеста, имитации и др.). Вторым является этап формирования ведущего патохарактерологического синдрома (средний возраст от 10 до 12 лет). Третий — этап пубертатного полиморфизма отличается переплетением ведущих патохарактерологических проявлений с разнообразными факультативными личностными реакциями, прежде всего связанными пубертатными изменениями личности (демонстративность, ипохондрические компоненты, эмоциональная неустойчивость и т.д.). Заключительный этап постпубертатной динамики может выражаться двояким образом; либо (в случае неблагоприятного сочетания факторов среды и индвидуальных особенностей) завершается формирование патологической личности того или иного типа — «краевая психопатия» по О.В.Кербикову (1960), либо (при определённых благоприятных условиях) происходит ликвидация факультативных патологических проявлений, сглаживание ведущих патологических черт личности вплоть до её частичной (по типу акцентуации характера, по А.Е. Личко, 1977) или полной гармонизации. Второй, благоприятный исход динамики О.В. Кербиков (1971) назвал «ранней депсихопатизацией».

Расстройство поведения неуточненное: Диагностика [ править ]

Дифференциальный диагноз [ править ]

Вопросы дифференциальной диагностики расстройств поведения в детском и подростковом возрасте, относятся к числу наиболее трудных в современной психиатрии. Расстройства поведения часто совпадают с другими расстройствами. В случае, если выполняются критерии гиперкинетического расстройства, тогда диагностируется оно. Однако более лёгкие и более ситуационно специфические уровни гиперактивности и невнимательности являются нередкими среди детей с расстройствами поведения, как и низкая самооценка и лёгкие эмоциональные волнения; они не исключают диагноз. У детей с нарушениями социального поведения чаще, чем у гиперактивных пациентов, наблюдается задержка развития и семейная ситуация менее благоприятна. При коморбидности с интраверсивными расстройствами чаще всего встречаются тревожные и аффективные расстройства; обычно они развиваются позднее, чем первичное делинквентное нарушение. В период становления психопатии большую сложность приобретает отграничение их от психопатоподобных состояний другой нозологии, но и от непатологических форм психопатоподобного поведения (так называемой педагогической запущенности). Пубертатный криз протекает при этих состояниях по-разному. У подростков с патохарактерологическим развитием личности нарушение сроков и темпов созревания отмечается почти в 2 раза чаще, чем у педагогически запущенных, и выражено более массивно. Агрессивные действия могут наблюдаться при шизофрении, шизотипических расстройствах, и маниакальных состояниях. При шизофренических психозах они часто — проявление угрожающих бредовых переживаний; при шизотипических расстройствах — почти полностью исчерпываются психопатоподными проявлениями; при мании причиной их являются повышенные влечения, а также дисфорические расстройства и раздражительность. Вербальная и физическая агрессия при умственной отсталости, психоорганическом синдроме характеризуется внезапным появлением и недостаточной способностью к регуляции.

Расстройство поведения неуточненное: Лечение [ править ]

Лечение растройства поведения является сложным и длительным, так как обычно имеется более одного симптома-мишени (например, воровство и физическая агрессия), и не только сам ребёнок, но и его окружение имеют проблемное поведение. Почти всегда требуется комбинация нескольких методов лечения.

Назначение психотропных препаратов для преодоления антисоциального поведения: лития (лития оксибутирата) и галоперидола, обладающих антиагрессивным эффектом доказано. Применение так называемых поведенческих нейролептиков (перициазина, хлорпротиксена, тиоридазина оправдано в случаях тяжёлых форм расстройств поведения. Лечение детей и подростков с серьёзными расстройствами поведения происходит в психиатрических клиниках, так как отделение от семьи или привычного окружения является необходимым средством прерывания привычных интеракций. Имеет место применение различных техник при лечении в дневном и круглосуточном стационаре. Большинство лёгких и даже некоторые сложные социальные нарушения поведения у подростков не требуют какого-либо медикаментозного мечения лечения. Это касается нарушений поведения, которые происходят во время кризовых периодов развития или психологических стрессов.

Помимо медикаментозных, используются различные нефакмакологические методы лечения.

Когнитивная и поведенческая

Нельзя сказать, чтобы в России поведенческой терапии придают большое значение в детской и подростковой психиатрии. Хотя много как в семейной терапии, так и в работе с окружением пациента в школе и других учреждениях напоминает поведенческую терапию. Например, родителям дают советы по воспитанию, задания по семейной терапии. Таким же образом может работать и школьный персонал.

Методы, ориентированные на больного

Оценочные исследования показывают, что ориентированная на индивида психодинамическая терапия не показана большинству детей и подростков с нарушениями социального поведения. Среди методов поведенческой терапии хорошо зарекомендовал себя прежде всего проблемно-разрешающий тренинг.

Методы ориентированные на родителей

Дети дошкольного и более младшего возраста особенно хорошо реагируют на лечение в форме тренинга родителей, при котором родителям рекомендуется управлять поведением ребёнка в домашних условиях. Эффективность этого лечения основана на знании того, что методы воспитания, используемые родителями, могут усиливать агрессивное поведение.

Профилактика [ править ]

Наиболее важными мерами профилактики расстройств поведения являются: возможно более раннее (при диспанцеризации школьников) выявление и взятие под активное наблюдение подростков с характерологическими отклонениями, своевременное выявление биологических, органических психогенных и микросредовых предпосылок неправильного поведения ребёнка или подростка, организация контроля за их формированием и развитием, и направленное медицинское или медико-педагогическое вмешательство.

Клинико-динамические исследования разных групп пациентов показали, что менее чем у 50% всех детей и подростков с расстройствами поведения девиантное поведение сохраняется и в юношеском возрасте. У мальчиков отрицательная динамика, например, в форме развития антисоциального расстройства личности, встречается чаще, чем у девочек, которые более склонны к развитию интраверсивной симптоматики. Особенно неблагоприятен прогноз у тех детей, у которых расстройство поведения началось уже в дошкольном возрасте. Но и в тех случаях, когда расстройство поведения у взрослых больше не наблюдается, психосоциальная адаптация пациентов часто бывает нарушенной. Весьма часто у них развивается психиатрическая патология, прежде всего злоупотребления алкоголем и наркотиками. Многие терпят крах в партнёрских отношениях и\или в профессиональной сфере; заболеваемость и летальность у них значительно выше по сравнению с контрольной группой.

При патохарактерологических реакциях прогноз зависит от условий среды: при их нормализации предсказании вполне благоприятное, но в случаях, когда психогенные факторы постоянно стимулируют развитие патохарактерологических реакций, возможно патохарактерологическое формирование личности. Последнее при крайне неблагоприятных обстоятельствах может достигать уровня психопатии («краевая психопатия» по О.В. Кербкову, 1960).

wikimed.pro

Расстройства поведения

Расстройство поведения (РП) – этот термин используют для обозначения синдрома, ключевые симптомы которого характеризуют устойчивую неспособность контролировать поведение в соответствии с установленными в обществе нормами.

«Расстройства поведения характеризуются стойким типом диссоциального, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение в своей наиболее крайней степени доходит до выраженного нарушения соответствующих возрасту социальных норм и является поэтому более тяжелым, чем обычный ребяческий злой умысел или подростковое бунтарство» (МКБ-10).

Диагноз расстройства поведения может быть поставлен лишь с учетом возраста ребенка. В раннем дошкольном возрасте вспышки гнева не являются отклонением. Диагноз нарушенного поведения ставится на основании чрезмерной драчливости, хулиганства, жестокости, разрушительных действий, поджогов, воровства, лживости, прогулов в школе, уходов из дома, необычно частых и бурных вспышек гнева, вызывающего провокационного поведения, откровенного непослушания. Обычно основанием для соответствующей оценки поведения служит продолжительность описанных отклонений, составляющая 6 и более месяцев. Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм, называют девиантным. Оно может включать антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие) поступки.

Чаще это поведение — реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического, психологического развития, условиями воспитания и социального окружения.

Систематика Поведенческие отклонения у детей классифицируются различно в зависимости от критериев и представлений об этиологии. В. В. Ковалев (1995) понимает нарушения поведения как разновидность психогенных характерологических и патохарактерологических реакций и подразделяет их на реакции протеста, отказа, имитации, компенсации и гиперкомпенсации, эмансипации, группирования, увлечения. 1.Характерологигеская реакция — преходящее, ситуационно обусловленное изменение поведения ребенка, проявляющееся главным образом при определенных обстоятельствах. Не приводит к нарушениям социальной адаптации и не сопровождается соматическими расстройствами. 2.Патохарактерологическая реакция — психогенная личностная реакция, проявляющаяся отклонениями в поведении ребенка; она приводит к нарушениям социально-личностной адаптации и сопровождается соматовегетативными расстройствами. Обычно она развивается на основе характерологической, однако при наличии неблагоприятного фона (акцентуации характера, органической недостаточности, дисгармонически протекающем возрастном кризе) сразу принимает патологические формы. Показателем перехода в патохарактерологическую реакцию являются нарушения поведения, появляющиеся вне ситуации, в которой они первоначально возникли, большая выраженность аффективных расстройств и явные соматовегетативные нарушения.

studfiles.net