Диагноз

Шизофрения раннего возраста

12.04.2018

Шизофрения детского возраста: Особенности

Специалисты отмечают, что данное заболевание может появиться, когда малышу идет первый год жизни, но чаще ранняя детская шизофрения обнаруживается, после того как исполняется семь лет. В чем она выражается? Возникает определенная замкнутость, теряется интерес к делам, которые ранее интересовали ребенка. При этом наблюдается расстройство восприятия и мышления. Клиническая картина ранней детской шизофрении имеет определенной сходство с той, которая возникает ближе к завершению подросткового периода, а так же в ранней молодости. Тем не менее, здесь имеются ряд своих особенностей.

Если возраст ребенка от одного года и до трех, то в первую очередь, болезнь дает о себе знать кататоноподобными нарушениями. Они проявляются в однообразном возбуждении, хождении по кругу, иногда ребенок ходит их одной стороны в другую. В том числе, наблюдается определенная импульсивность, не имеющие объяснения слезы, или наоборот, немотивированный смех. Иногда ранняя детская шизофрения проявляется в том, что ребенок бежит в неопределенном направлении, и прочее. Что касается позднего школьного возраста, то отмечены расстройства мышления, они представляют собой оторванное от реальности фантазирование, которое может заполнить все сознание ребенка. То есть, имеет место бредоподобное фантазирование.

Бывает, что клиническая картина главным образом, представлена личностными изменениями по типу эмоциональной холодности, отсутствия инициативы. Наблюдается равнодушие, беспомощность, и в этом случае делается вывод о наличии простой шизофрении. В двенадцатилетнем возрасте и чаще у детей диагностируется шизофрения, которая сопровождается проявлениями галлюцинаторно-бредового характера. Следует отметить, что подобная симптоматика может проявиться значительно ранее. Самой тяжелой признана форма, для которой характерно чередование обездвиженности и периода двигательного возбуждения, при которой наблюдается распад речи.

Отличительные особенности шизофрении детей

Если у ребенка имеется шизофрения, то дополнительно к прочим признакам, перечисленным ранее, типично притупление эмоций. При этом не происходит изменения выражения лица или голоса даже в таких ситуациях, которые предполагают наличие эмоционального отклика. Если обычные люди при определенных событиях могут плакать, смеяться, демонстрировать удивление, у ребенка, диагнозом которого является ранняя детская шизофрения, подобные события не вызывают ни малейшего отклика. Более того, ситуация кажется ему просто не интересной, на которую не стоит обращать внимания. К наиболее тяжелым осложнениям причисляется дефект интеллекта, или олигофреноподобный дефект.

Он типичен для тех детей, у которых возникновение шизофренического процесса произошло на этапе, когда формируются познавательные способности. Как правило, это первые годы жизни малыша. Давно доказано, что детская шизофрения способна сильно повлиять на ход детского развития. В первую очередь, не следует забывать, что шизофрения является серьезным заболеванием психики, при котором у пациента возникают странные мысли, и он ведет себя неправильно, вызывая удивление окружающих. К особенностям ранней детской шизофрении относится то, что ее бывает трудно выявить на ранних этапах.

В настоящее время эксперты не дают однозначного ответа о том, что вызывает шизофрению. Согласно последним исследованиям, особая роль отведена сочетанию факторов. Здесь имеются в виду изменения в мозге, а также влияет ряд генетических, экологических, генетических факторов. Ранняя детская шизофрения не может быть устранена применением различных средств современной медицины и терапевтических методов, но медики могут успешно регулировать шизофрению, оказывать влияние на ее степень. Если у ребенка имеется шизофрения, то его поведение становится практически неузнаваемым. Дети, которые были общительны и наслаждались общением с окружающими, превращаются в застенчивых, словно замыкаясь в своем индивидуальном мире, и никого туда не впуская.

Симптомы и клиническая картина детской шизофрении

Можно заподозрить наличие у ребенка шизофрении, если он говорит о странных идеях, возникают непонятные страхи. Порой ребенок отличается особой навязчивостью по отношению к родителям, начинает говорить бессмысленные фразы. Нередко первым проявления у ребенка шизофрении обнаруживает учитель. Нередко дети с диагнозом ранняя шизофрения страдают галлюцинациями, они могут бредить, возникает иррациональное мышление. Кроме того, трудности возникают даже в том случае, если ребенку требуется выполнить повседневные задачи, например, умыться. Начало шизофрении в раннем возрасте всегда влечет за собой диагностические трудности, проблемы с лечением и личным развитием.

Нередко детскую раннюю шизофрению группируют вместе с другими похожими состояниями, и называют расстройством шизофренического спектра. Также известно, что начало ранней шизофрении может произойти до восемнадцатилетнего возраста, хотя обнаруживается заболевание значительно раньше, уже с тринадцати. Кроме того, имеются случаи, когда шизофрению выявляют в двенадцать лет, и даже раньше. Среди признаков отмечаются такие, как слуховые галлюцинации, зрительные галлюцинации. При этом дети школьного возраста начинают плохо усваивать любой учебный материал, они перестают за собой ухаживать, а во время еды некоторые совершают странные ритуалы.

Не стоит откладывать визит к врачу

Если подобная симптоматика обнаруживается рано, то их дальнейшее развитие происходит медленно. Обычно родители замечают, что их ребенок отличается каким-то неправильным поведением, но определить причину не могут. Обычно все списывается на особенности детского возраста и характер, однако, со временем эти признаки не ослабевают, наоборот, они становятся более стабильными и выраженными. Обычно родители не спешат обращаться к врачу, так как боятся, что на ребенка будет навешен ярлык. Тем не менее, откладывание обращения к специалисту лишь усугубляет ситуацию.

www.psyportal.net

Особенности протекания шизофрении у детей и подростков

Шизофрения раннего и дошкольного возраста

Возникновение заболевания сопровождается появлением целого ряда симптомов. Еще в младенчестве у ребенка можно отметить ряд психофизиологических особенностей, свидетельствующих о нарушениях в сфере формирования потребностей. У детей отмечаются приступы тревожного плача, общего беспокойства с нарушениями сна в ночное время с последующей плаксивостью в дневное время; снижается аппетит, дети начинают отказываться от грудного кормления; можно отметить двигательную пассивность либо чрезмерную возбудимость, плохое развитие моторики. Выступает диссоциация развития в виде парадоксальных реакций: полное отсутствие реакций на грубый для ребенка дискомфорт — мокрые пеленки, одиночество, громкий шум — и наличие чрезмерных реакций неудовольствия на прикосновение, купание, ласку, тихие звуки.

Комплекс дисфункций психофизического развития развертывается на фоне дефицитарности психической деятельности: у них наблюдается слабость «коммуникативных связей», эмоционально-волевых реакций. Отмечается особое гипомимическое выражение лица ребенка с отсутствием «ищущего» вгляда, задержки предречевого развития при нормальном слухе, отсутствие коммуникативного характера голосовых реакций, бедность и невыразительность звукопроизношения, рудиментарность «комплекса оживления» на появление родных и близких; отсутствие инициативного поведения, выражающегося в стремлении привлечь к себе внимание близких улыбкой, голосом, движением; позднее — в стремлении привлечь к себе внимание взрослого к игрушкам, вступить с ним в игровой или деловой контакт.

Наибольшую прогностическую информативную ценность представляют состояния двигательного возбуждения на индифферентном эмоциональном фоне, которые сочетаются с регрессом в моторике и могут рассматриваться как неблагоприятные.

В дошкольный период развития ребенка наблюдается: дефицит активности в отношении бытовых правил, а также правил взаимоотношений; дефицит общения, при котором страдают в развитии формы активной речи (спонтанность, выразительность, артикуляция), а отсюда страдает и коммуникативная функция речи, обращенная речь; усвоение языка (пассивная речь) развивается нормально, в некоторых случаях даже с опережением; дети реже жалуются; на конфликтные ситуации отвечают либо криком и агрессивными действиями, либо занимают пассивно-оборонительную позицию. На фоне соответствующего возрасту или опережающего интеллектуального и речевого развития отмечается недостаточное развитие практических навыков, плохая адаптация к новым условиям, черты необычности и чудаковатости в поведении, речи и мышлении.

Очень высок уровень реактивного общения при дефиците инициативного. У некоторых детей можно констатировать наличие черт аутизма.

Ведущая деятельность в этом возрасте — игра. Игры у детей настолько индивидуальны и своеобразны, что другие дети не могут принимать в них участие. Совершенно отсутствует ролевая игра. Однако детей можно привлечь к участию в «играх с правилами», которые характеризуются наличием четко установленных правил и жесткой последовательностью действий и событий.

В период младшего школьного возраста у детей отмечается: высокий уровень развития обобщения по формальным признакам (плащ и ночь могут обобщаться на том основании, что они могут быть длинными); формальная сохранность интеллекта, склонность к схематизму, формально-отвлеченному мышлению; отставание в приобретении, усвоении и обобщении опыта, который несет общение.

В этот период ведущей деятельностью является учебная — в связи с ранним развитием формально-логического мышления, высокой способности к абстракции они проявляют, по сравнению со своими сверстниками, большую склонность к классификациям разного рода, к построениям схем, таблиц и графиков, формальному анализу слов, готовность к неожиданным ассоциациям и сопоставлениям, умственным изобретениям.

В сфере развлечений отмечается однообразный и односторонний их характер. Это либо оторванные от действительности бессодержательные увлечения, либо это деятельность, в которой отражаются определенные стороны действительности, но прежде всего формальные, одномерные.

При общении у таких детей отсутствует мотивация быть понятыми другими.

Вследствие недостаточной направленности на общение и усвоение социальных нормативов у ребенка значительно затруднено формирование соответствующих мотивов учебной деятельности.

Клинические обследования детей показали, что у ребенка данной группы уже имеется шизофрения с присущей ей клинической картиной и близкими для больных всех других возрастных групп типами течения. Поэтому правомерно говорить о выделении ранней детской шизофрении в отдельную отрасль для изучения и клинической работы.

studwood.ru

24 ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ.

Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии.

Социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: ≪ребенок — предмет — взрослый≫. Разворачивается совершенно новая форма общения —ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.

Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:— инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям; — предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах; — доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку; — чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания; — активное использование речи во взаимодействии.

Развитие предметной деятельности

Ведущей деятельностью ребенка в раннем детстве является предметно-манипулятивная или, точнее, орудийно — предметная деятельность. Орудийно-предметные действия — это действия с предметом-орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Примеры орудийных действий — пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко.

Главное звено обучения по Эльконину — образец действия, который дает ребенку взрослый:

— ≪Обращенный показ≫, т.е. разыгрывание перед ребенком представления с игрушкой, при котором взрослый специально адресует ему свои действия, называет его по имени, улыбается, вовлекая в игру.

— Соотносящие действия. Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или нескольких предметов в определенное пространственное взаимоотношение (складывание матрешки, пирамидки, других сборноразборных игрушек, закрывание коробки крышкой, вкладывание в отверстия фигурок разного размера и формы).

— Замещающее действие (в зарубежной психологии его называют символическим) характеризуется новым, условным отношением между предметом и его использованием и свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания (палочка может выступить в роли градусника, мостика, ложки, ножа; кубик может стать куском хлеба или мыла, кирпичом или утюгом)

Складываются новые виды деятельности, достигающие развернутых форм в дошкольном детстве. Это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Игра Одна из ранних форм игры детей раннего возраста — предметная игра — представляет собой многократное воспроизведение общих схем использования вещей, варьирование функций (≪значений≫) предмета в реальном практическом действии. Предметная игра постепенно перерастает в сюжетно-отобразительную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Дети раннего возраста сначала действуют с предметами, а потом осознают смысл предмета в игре и дают предметам игровые названия. В конце второго — начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен ≪роль в действии≫. Перечисленные этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры: переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека. С помощью взрослых!

Восприятие ребенка в раннем детстве вплетено в ведущую деятельность, тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Овладение предметной деятельностью составляет основу полного и всестороннего восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер, часто опирается на отдельные, ≪бросающиеся в глаза≫ или случайные признаки. Следующая ступенька — зрительное соотнесение свойств предметов (зрительная ориентировка). Становится возможным целенаправленный выбор предмета по образцу — сначала по форме, величине, потом по цвету.

Развивается слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Внимание и память в основном носят непроизвольный характер, вплетены в другую деятельность. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. Для раннего возраста характерно решение задач с помощью внешних ориентировочных действий, путем проб и догадки — наглядно — действенное мышление.

Одна из основных линий развития мышления, связанная с усвоением речи, — формирование обобщений. Символическая ( з н а к о в а я ) функция сознания первоначально выражается в появлении действий с предметами-заместителями, в игровом переименовании предметов. Знаковая функция сознания активно совершенствуется с развитием речи.

Речь начинает выступать в роли основного средства познания, это важнейшее приобретение развития. Переходная фаза от доречевого этапа к собственно речевому занимает обычно около 6 месяцев — от конца первого года жизни ребенка до достижения им полутора лет. К двум годам детский словарь составляет уже более 200 слов, а к трем — примерно 1200—1500 слов.

Условия перехода к активной речи у детей полутора лет экспериментально смоделированы М.Г. Елагиной. В последовательно изменяющемся в процессе эксперимента поведении ребенка можно выделить три фазы:

1 — смысловой центр ситуации для ребенка — предмет. Он тянется к нему, выражает свое желание овладеть игрушкой, проявляет нетерпение, протест против действий взрослого;

2 — как центр ситуации выделяется взрослый. К нему ребенок обращается, использует указательные жесты, разные способы эмоционального воздействия;

3 — слово становится центром ситуации. Ребенок сосредоточивает внимание на губах взрослого, его артикуляции, шевелит губами, пытается произнести слово.

Затем после полутора лет на смену им приходят двусловные нераспространенные предложения — «телеграфная речь» из необходимых ключевых слов. Предложения из двух-трех слов конструируются ребенком без изменения формы слов. Как правило, это субъект и его действие — «дядя стучит»; действие и объект — «дай хлеб».

К трем годам происходит усвоение грамматической структуры предложения, дети улавливают предметные отношения и овладевают речевыми способами их выражения — предложения становятся полными, или распространенными. Сначала речь включена в действие, часто сопровождает манипулирование предметами, постепенно начинает выполнять функцию регулирования деятельности. На третьем году жизни становится возможен рассказ о виденном, пересказ слышанного, требование объяснения.

Психологические н о в о о б р а з о в а н и я раннего детства:

· отделение ребенком себя от окружающих,

· осознание себя как субъекта действия,

· сравнение с другими людьми.

· Кризис трех лет. Л.С. Выготский описал «семизвездъе симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет: 1) негативизм; 2) упрямство; 3) строптивость; 4) своеволие; 5) протест-бунт; 6) симптом обесценивания; 7) деспотизм.

Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого).

У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен».

К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, ≪общественных взрослых≫. Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей (≪мамы вообще≫, папы, водителя автобуса, врача, милиционера), как носитель образцов действий и социальных отношений (руководства и подчинения, заботы и агрессии). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.

scicenter.online

Шизофрения: все, что нужно знать о заболевании у детей

Шизофрения у детей – редкое заболевание, которое сочетает ряд острых синдромов, нарушающих психику, сознание пациента. Болезнь прогрессирует в любом детском возрасте, а для каждого пациента формирует свое мышление, аномальное восприятие мира. Согласно статистике, этот диагноз присущ в 1% клинических картин по нервным заболеваниям, а определить этиологию патологического процесса проблематично.

Проявление шизофрении у детей – процесс непредсказуемый, а определить диагноз во внутриутробном периоде сложно. Однако важно знать те патогенные факторы, которые создают благоприятные предпосылки для органического поражения коры головного мозга.

Нездоровый образ жизни родителей — одна из причин рождения ребенка с шизофренией.

  • наследственный фактор: повышенный риск заболеваемости у детей, чьи родители имеют нервные расстройства хронической формы;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в осложненной форме при вынашивании плода;
  • вредные привычки матери при беременности: употребление наркотических, лекарственных средств;
  • социальный фактор, когда в семье преобладает нездоровая атмосфера;
  • поздняя беременность женщины, в результате которой на свет появляются дети с признаками шизофрении.
  • Теперь понятно, что здоровье малыша зависит от образа жизни, здоровья и поведения его родителей, а часть патологий формируется еще во внутриутробном периоде.

    Что же касается симптомов, шизофрения у детей появляется не сразу, а врачи условно разделяют несколько возрастных периодов:

    • ранний возраст – до 3 лет;
    • дошкольный возраст – 3 – 5 лет;
    • дошкольный возраст – 5 – 7 лет;
    • школьный возраст – 7 – 14 лет.

    Признаки и симптомы шизофрении у детей определяются стадией патологического процесса, разделяются условно на две категории: негативные и позитивные. В первом случае прогрессирует пассивность, ограниченность мышления и эмоций, алогия, ангедония и полная утрата мотивации. Проще говоря, маленький пациент постепенно превращается в «овощ», ведет обособленный образ жизни, живет в своем закрытом мире.

    Что же касается позитивных признаков шизофрении у детей 4 лет, то здесь наблюдаются слуховые и зрительные галлюцинации, словесный бред, нарушенное мышление, хаотичная речь, непредсказуемые действия, отсутствие реальности и объективного мировосприятия. Если при негативных признаках пациент напоминает ребенка – аутиста, то в случае продуктивной симптоматике речь идет уже о буйном больном.

    Степень выраженности шизофрении у детей дошкольного возраста определяется формой заболевания, и ученые выделяют несколько определяющих позиций.

    • параноидальная форма, при которой у больного преобладают устойчивые галлюцинации и словесный бред;
    • кататоническая форма, при которой отмечается ступор, негативизм и мутизм;
    • гебефреническая форма с нарушением мышления и проблемами естественного мировосприятия;
    • простая форма, прогрессирующая преимущественно на фоне негативных симптомов;
    • привитая форма, прогрессирующая в качестве навязчивых эпизодов, как следствие задержки психического развития, олигофрении.
    • Фото симптомов и признаков шизофрении у детей можно увидеть на многочисленных медицинских порталах, а определить характерного пациента не составляет сложности при визуальном осмотре.

      Диагностика и лечение

      Шизофрения у детей – заболевание непредсказуемое, поэтому к каждому пациенту требуется индивидуальный подход. Врач определяет диагноз только в дошкольном возрасте, а для точной диагностики использует специальные тесты, анализы, диалог с потенциальным больным. Дети с диагнозом шизофрения ведут себя нестандартно, поэтому, заподозрив неладное, врач направляет на дополнительное обследование мозговых оболочек с целью выявления обширных поражений, заболеваний.

      После определения окончательного диагноза последует лечение, которое может затянуться на несколько лет психотерапии и приема сильнодействующих медикаментов. Если заботливые родители обнаружили первые признаки шизофрении у детей, то уже первый курс семейной психотерапии позволяет подавить ряд ярко выраженных симптомов, продлить период ремиссии, вернуть ребенка в сознание и привить ему нормальное мировосприятие.

      Дополнительно требуется интенсивная медикаментозная терапия, которая включает применение в подростковом возрасте атипичных антипсихотических препаратов, которые обеспечивают минимальный список противопоказаний и побочных явлений. Процедура электрошока в раннем возрасте не используется, является крайней мерой для успешного лечения буйных и агрессивных подростков.

      К настоящему моменту средства, которое способно обеспечить полное выздоровление, не существует. Но в зависимости от формы и течения заболевания периоды ремиссии могут составлять от нескольких месяцев до нескольких лет, а обострения могут не напоминать о себе годами. Но любому больному человеку необходимо проходить медикаментозное лечение регулярно, кроме того, показан благоприятный климат в его окружении. Вполне вероятно возвращение к больному способности адекватно воспринимать мир, уверенно чувствовать себя с окружающими, решать бытовые и даже финансовые вопросы. Главное, психо-социальная поддержка и его собственная позиция в этом вопросе.

      vpolozhenii.com

      Психическое развитие ребенка раннего возраста

      Чтобы грамотно развивать и обучать ребенка, необходимо знать особенности его развития в каждый из периодов детства и отрочества. Периодизация психического развития — это попытка выделить общие закономерности, которым подчиняется жизненный цикл человека. Одной из закономерностей развития человека является его цикличность. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется, прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития.

      Основным понятием механизма психического развития ребенка является так называемая социальная ситуация развития ребенка. Это та конкретная форма отношений, в которых ребенок находится с взрослыми в тот или иной период своей жизни. Социальная ситуация развития — это исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии ребенка в течение данного возрастного периода. Она полностью определяет формы и пути развития ребенка, приобретаемые им новые психические свойства и качества. Образ жизни ребенка обусловлен характером социальной ситуации развития, т.е. сложившейся системой взаимоотношений ребенка со взрослыми. Каждый возраст характеризуется специфической, единственной и неповторимой социальной ситуацией развития. Выяснив и поняв ее, мы тем самым можем выяснить и понять, как из жизни ребенка возникают и развиваются те или иные психологические новообразования, которые являются результатом возрастного развития ребенка.

      Именно в рамках социальной ситуации развития возникает и развивается ведущий вид (тип) деятельности. Это, — пожалуй, центральное понятие механизма психического развития ребенка.

      Основные достижения раннего возраста

      Основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:

      · овладение прямой походкой;

      · овладение активной речью;

      · развитие предметной деятельности.

      Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка.

      В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.

      Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.

      Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

      Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.

      Символизм и зарождение самосознания

      Развитие символизма как возрастного новообразования второй половины раннего детства включает в себя две стадии. На первой, охватывающей период второй половины второго года жизни и частично начала третьего года, ребенок только осваивает символические и замещающие действия, подражая взрослому или детям постарше. Критического отношения к ним у него не наблюдается. И только на второй стадии, охватывающей период третьего года жизни, он сам начинает производить замещения и символизации. В этом же возрасте появляется критическое отношение к действиям другого. Таким образом, сознание ребенка в раннем возрасте развертывается осмысленно и системно только благодаря функции символизации, обусловленной отрывом значения от обозначаемого объекта.

      Самосознание является продуктом развития человека, его прижизненным образованием. Оно развивается в процессе собственной активной деятельности ребенка, на основе его взаимоотношений с окружающими (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович и др.). Развитие самосознания протекает индивидуально у каждого ребенка, но, как правило, к концу года жизни первые признаки возникновения его уже можно заметить: ребенок начинает выделять себя, свое тело из окружающего его пространства. Дальнейшее развитие самосознания связано с осознанием своих желаний и вообще мотивов деятельности. Это помогает ему перейти на следующую ступень в развитии самосознания — отделить себя от своих действий.

      Первоначально ребенок не осознает себя субъектом деятельности. «Катя гулять », «Боря пать», — говорят дети раннего возраста о себе. Важный момент в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда ребенок начинает отделять действие от предмета, за которым оно первоначально было жестко закреплено. Он наступает не «вдруг», не сам собой, а в результате выполнения ребенком предметного действия в новых условиях и переноса его на другие предметы. Ребенок «качает», «кормит», «моет» уже не только свою самую любимую куклу Таню, эти же действия он может совершать и с другими предметами, «кормить» не только маленькой алюминиевой ложечкой, но и пластмассовой и даже палочкой, заменяющей ее, и т. п. Действуя с предметами, он сравнивает свои действия с действиями взрослых, находит в них сходство, различие, все чаще действует без непосредственной помощи взрослого.

      И вот у ребенка появляется свое желание, порой отличное от желания взрослого, свое личное действие, к которому он относится как к своему, самостоятельно совершенному действию.

      «Я играю», «я одеваюсь», «я ем» и все чаще «я сам» — заявляет малыш о себе на третьем году жизни. Переход от обозначения себя в третьем лице к личному местоимению первого лица «я» — одно из важных достижений раннего возраста. Некоторые психологи (Божович Л. И., 1968) считают даже возникающую у Ребенка к концу раннего детства систему «Я» и рождаемую ею потребность действовать самостоятельно, реализовать, утвердить свое «я» — центральным новообразованием данного периода.

      Среди других новообразований, появляющихся вслед за этим, особое значение для развития ребенка как личности имеет самооценка. За счет каких источников, в силу каких причин происходит развитие самосознания и самооценки? Отечественные психологи движущую силу развития самосознания видят в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений».

      На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!». Это необходимый для развития кризис. Так или иначе, все дети проходят через него. Кризисы помогают нам перейти на новую ступеньку развития. Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Это кризис социальных отношений ребёнка. Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребёнок развивается нормально.

      Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).

      Кризис трех лет (Л.С.Выготский) выражается в семизвездии симптомов:

      1. Негативизм проявляется тогда, когда ребенок не желает делать что-то, потому что просьба исходит от взрослого. Ребенок не обращает внимания на суть просьбы. Что бы взрослый ни просил, на все он отвечает «нет».

      2. Упрямство практически не наблюдается в отношениях со сверстниками. Оно возникает только в отношениях со взрослыми. Например, ребенок не хочет есть суп не потому, что он ему не нравится, просто, на просьбу мамы он уже сказал один раз « нет» и теперь повторяет свой отказ.

      3. Непослушание. Оно проявляется против норм воспитания.

      4. Своеволие и капризность. Проявляется желание ребенка к самостоятельности : «Я сам».

      5. Протест, бунт. Ребенок находится в состоянии войны со всеми, кто его окружает. Это проявляется в постоянных конфликтах и ссорах.

      6. Обесценивание взрослого. Ребенок может кусать, бить его, кидаться разными предметами, перестав ценить взрослого.

      7. Деспотичное руководство родителями. Ребенку, например, не нравится, что мама сидит в кресле, а не на диване. Он требует, чтобы она пересела, устраивает истерику, если желание не выполняется.

      Таким образом, мы видим, что ребенок в конце раннего возраста ( от рождения до 3 лет) воспринимает окружающий мир по – новому, через призму самого себя.

      На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап. Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма. Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний. Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят. Психологи даже склонны предположить, что три года — это середина пути развития от рождения до зрелости. По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.

      На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками.

      В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем.

      К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам».

      1. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — 1-е издание, СПб, 2009. — 320 с.

      2. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2009. – 704 с.

      xn--80aaowabp5a6h2a.xn--p1ai