Диагноз

Шкала депрессии монтгомери

14.08.2018

Эквивалентной HAM-D по надежности признается шкала Монтгомери и Асберга для оценки депрессии, предложенная ими в 1979 г. (Montgomery—Asberg Depression Rating Scale, MADRS).

Главные требования к шкале, используемой при изучении эффективности терапии антидепрессан­тами являются краткость и легкость применения, надежность оценки депрессивного состояния и доста­точная чувствительность и точность в отношении оценки динамики состояния. Поэтому основной целью С.А. Монтгомери и М. Асберга при разработке шкалы оценки депрессивного заболевания бы­ло обеспечение чувствительности и точности оценки изменений состояния для каждого пункта ин­струмента.

Авторы также уменьшили общее число пунктов шкалы. Большое число пунктов при исследовании выборки небольшого объема может вызвать или увеличить случайную ошибку вычислений. Еще бо­лее важно, что процедура измерения станет излишне громоздкой и длительной, а неопытный иссле­дователь может не справиться с заполнением всех пунктов во время одного обследования.

Разработанная шкала Монтгомери-Асберга для оценки депрессии (MADRS) полностью отвечает по­ставленным целям. MADRS содержит меньшее число пунктов, чем HDRS, — наиболее широко ис­пользуемая шкала для оценки депрессии (10 против 21). MADRS учитывает все основные симпто­мы депрессии, хотя некоторые характерные симптомы не включены в шкалу. Главным недостатком является отсутствие оценки двигательной заторможенности, хотя, как было доказано, по надежно­сти оценки MADRS эквивалентна HDRS. При этом MADRS, по-видимому, более точно регистрирует динамику состояния, чем HDRS. Следовательно, значимые различия между методами терапии мо­гут быть зафиксированы на выборке меньшего объема, что с этической точки зрения является большим преимуществом при проведении клинических исследований.

Предназначение: Шкала предназначена для быстрой и точной оценки тяжести депрессии и изменения тяжести состояния в результате терапии.

Литература: Montgomery S.A., Asberg M. A new depression scale designed to be sensitive to change. Br J Psychiatry. 1979; 134: 382-389.

Источник: Шкала разработана на основе 65 пунктов Психопатологической оценочной шкалы. 17 наиболее часто встречающихся пунктов-симптомов были подвергнуты тестированию на точность оценки изменений симптоматики, в результате которого были отобраны 10 наиболее чувствительных.

Популяция: Амбулаторные и стационарные пациенты с депрессией.

Методика применения: Работать со шкалой может психиатр, психолог или врач общей практики.

Время, необходимое для заполнения бланка шкалы, варьирует от 20 минут до 1 часа в зависимости от состояния пациента и опыта оценивающего. Обучение работе со шкалой состоит из одной или двух сессий.

Балл рассчитывается следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 6 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. При альтернативной оценке учитывается определение тяжести. Суммарный балл составляет от 0 до 60 и снижается в соответствии с улучшением состояния.

Измеряемые показатели: Оцениваются 10 переменных, отражающих эффективность лечения депрессии.

Применение: для оценки результатов лечения и при терапевтических исследованиях.

КРАТКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ВАЛИДИЗАЦИИ ШКАЛЫ

Исследование по валидизации выполнено с участием пациентов стационаров Великобритании и Швеции с эндогенной, невротической или реактивной депрессией. Выполнены также культуральные исследования и исследования соответствия результатов, полученных разными исследователями. Выполнены исследования внутренней валидности и сравнительной валидности с применением шкалы Гамильтона для оценки депрессии.

Исследователь должен решить, соответствует ли тяжесть симптома указанным баллам (0, 2, 4, 6 или между 1, 3, 5). Важно помнить, что крайне редко возникают ситуации, когда состояние депрессии у пациента невозможно оценить с помощью шкалы. Если не удается получить точных ответов от самого пациента, рекомендуется воспользоваться любыми другими источниками информации. Измерения с помощью шкалы можно проводить через любые промежутки времени, однако их продолжительность необходимо фиксировать.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ ШКАЛЫ

Рекомендации те же, что и для шкалы Гамильтона для оценки депрессии. Оценка должна быть основана на клиническом опросе, начиная с наименее прямых вопросов о симптомах и далее к более уточняющим вопросам, позволяющим точнее оценить степень тяжести.

1. Anderson NH. Scales and statistics: parametric and nonparametric. Psycho/ Bull. 1961; 58: 305-316.

2. Asberg M, Kragh-Sorensen P, Mindham RHS, Tuck JR. International reliability and

3. Asberg M, Montgomery S, Ferris C, Schalling D, Sedvall G. A comprehensive psychopathological rating scale. Acta Psychiatr Scand. 1978; suppl 271: 5-27.

4. Carroll BJ, Fielding JM, Blashki TG. Depression rating scales. A critical review.

5. Fieghner JP, Robins E, Guze SB, Woodruff RA, et al. Diagnostic criteria for use in

6. Gurney C, Roth M, Garside RF, Kerr ТА, Schapira K. Studies in the classification of affective disorders: the relationship between anxiety states and depressive illnesses. Br J

Psychiatry. 1972; 121: 162-166.

7. Hamilton M. Compararive value of rating scales. Br J Clin Pharmacol. 1976; 3: 58-60.

8. Montgomery SA, Asberg M. A new depression scale designed to be sensitive to change. Br J

Psychiatry. 1979; 134: 382-389.

9. Montgomery S, Asberg M, Jornestedt L, Thoren P, et al. Cross-cultural studies on the use of CPRS in English and Swedish depressed patients. Acta Psychiatr Scand. 1978; suppl 271: 33-37.

www.psychiatry.ru

Шкала Монтгомери-Асберг для оценки депрессии (MADRS) — клиническая тестовая методика, разработанная в качестве альтернативы Шкале депрессии Гамильтона в 1979 году.

Теоретические основы

Для надёжности в клинической практике любая шкала должна быть краткой в содержании, лёгкой в применении, надёжность в диагностике и чувствительность к возможной динамике состояния. В качестве основы для шкалы была использована шкала оценки психопатологии — стандартная скриниговая шкала для общего выявления основых типов психопатологических расстройств. 17 пунктов, ассоциированных с расстройствами депрессивного спектра, были валидизированы на конвергентную и дискриминативную значимость, в результате чего было отобрано 10 наиболее чувствительных утверждений.

MARDS состоит из 10 вопросов, каждый из которых оценивается в баллах от 0 до 6. Чем тяжелее состояние больного, тем больший балл ему присваивается. Общий балл по шкале варьируется от 0 до 60 и снижается в процессе облегчения состояния. Шкала не градуирована, оценивается только общий балл.

Исследователь должен решить, соответствует ли тяжесть симптома основным баллам – 0, 2, 4, 6 или промежуточным – 1, 3, 5. Если не удается получить точные ответы от самого пациента, рекомендуется воспользоваться другими источниками информации (медицинская документация, сведения со слов родственников и пр.).

Для оценки состояния в динамике проводится повторное тестирование через фиксированные промежутки времени.

Свои пометки исследователь проставляет в графе.

Клиническая значимость

Шкала предназначена для заполнения специалистом, в идеале — врачом-психиатром. Общее время заполнения может составлять до часа, учитывая, что заполненине шкалы, как и, должно быть основано на оценке состояния пациента во время клинического интервью, а не на ответах на прямые вопросы. При невозможности оценить степень тяжести состояние во время интервью, необходимо привлекать информацию из других источников, например, от родственников. MARDS, в отличие от HDRS, не имеет в своём составе некоторых симптомов депрессии, таких как двигательная заторможенность, или другие поведенческие расстройства. MARDS более короткая и включает в себя более регулярные ответы, и поэтому более удобна в рутинной клинической практике. Кроме того, MARDS демонстрирует статистическую надёжность в выборках с меньшим объёмом, что позволяет снизить нагрузку на исследователя.

1.Объективные (видимые) признаки подавленности

Проявления угнетенности, уныния, отчаяния (более выраженных, чем при обычном временном снижении настроения) в речи, в мимике и позе. Оцениваются в соответствии с глубиной снижения настроения.

  • 0 = отсутствие;
  • 2 = выглядит подавленным, но настроение легко улучшается;
  • 4 = выглядит подавленным и несчастным большую часть времени;
  • 6 = выглядит крайне подавленным и угнетенным все время;
  • 2.Субъективные признаки подавленности

    Сообщение пациента о депрессивном настроении независимо от того, насколько оно проявляется внешними признаками. Включает упадок духа, угнетенность или чувство беспомощности и безнадежности. Оценивается в соответствии с интенсивностью, продолжительностью и степенью того, насколько, по описанию пациента, сниженное настроение связано с внешними событиями.

  • 0 = эпизодическая подавленность, связанная с внешними обстоятельствами;
  • 2 = печальное или подавленное настроение, легко поддающееся улучшению
  • 4 = глубокое чувство угнетенности или уныния; настроение еще подвержено влиянию внешних событий
  • 6 = постоянное и неизменное чувство подавленности, отчаяния или угнетенности
  • Чувство болезненного дискомфорта, смятения, раздражения, психического напряжения, доходящего до паники, сильного страха или душевной боли.

    • 0 = спокойное состояние; только чувство внутреннего напряжения;
    • 2 = эпизодическое чувство раздражения или болезненного дискомфорта;
    • 4 = постоянное чувство внутреннего напряжения, периодическая паника, преодолеваемая больным с большим трудом;
    • 5 =
    • 6 = неослабевающий крайне выраженный страх или душевная боль; непреодолимая паника;
    • Уменьшение продолжительности или глубины сна в сравнении с привычными для пациента характеристиками сна.

    • 0 = обычный сон
    • 1 =
    • 2 = незначительно затрудненное засыпание или несколько укороченный, поверхностный или прерывистый сон;
    • 4 = укороченный сон, не менее 2 часов;
    • 6 = менее 2-3 часов сна;
    • Утрата аппетита. Оценивается в соответствии со степенью утраты желания поесть или усилий заставить себя принять пищу.

    • 0 = нормальный или повышенный аппетит;
    • 2 = несколько сниженный аппетит;
    • 3 =
    • 4 = отсутствие аппетита; пища не имеет вкуса;
    • 6 = необходимость принуждения для приема пищи;

    6.Нарушение концентрации внимания

    Трудности собраться с мыслями вплоть до утраты способности сконцентрироваться. Оценивается в соответствии с интенсивностью, частотой и степенью утраты способности концентрировать внимание.

  • 0 = нет нарушений концентрации;
  • 2 = эпизодически трудно собраться с мыслями;
  • 4 = затруднения концентрации и длительного сосредоточения со снижением способности читать или поддерживать разговор;
  • 6 = утрата способности читать или участвовать в разговоре без значительных усилий;
  • Затруднения начать какую-либо деятельность или замедленность начала и выполнения повседневной деятельности.

  • 0 = отсутствие затруднения начать какую-либо деятельность; отсутствие замедленности;
  • 2 = затруднения начать какую-либо деятельность;
  • 4 = затруднения начать простую повседневную деятельность, выполнение которых требует дополнительных усилий;
  • 6 = полная апатия; неспособность выполнить что-либо без посторонней помощи;
  • 8.Утрата способности чувствовать

    Субъективное ощущение снижения интереса к окружающему или деятельности, обычно доставляющим удовольствие. Снижение способности адекватно эмоционально реагировать на внешние события или людей.

  • 0 = нормальный интерес к окружающему и людям;
  • 2 = снижение способности получать удовольствие от того, что обычно интересно;
  • 4 = утрата интереса к окружающему; утрата чувств к друзьям и знакомым;
  • 6 = ощущение эмоционального паралича, утраты способности испытывать гнев, печаль или удовольствие, полной или даже болезненной утраты чувств к близким и друзьям;
  • Идеи собственной вины, малоценности, самоуничижения, греховности или раскаяния.

  • 0 = отсутствие пессимистических мыслей;
  • 2 = эпизодические идеи неудачливости в жизни, самоуничижения или малоценности;
  • 4 = постоянное самообвинение или конкретные, но еще рациональные, идеи виновности или греховности; нарастающая пессимистическая оценка будущего;
  • 6 = бредовые идеи полного краха, раскаяния или неискупимого греха; абсурдное и непоколебимое самообвинение;
  • Чувство, что жить больше не стоит, что естественная смерть – желаемый исход; суицидальные мысли и приготовления к самоубийству.

  • 0 = жизнь приносит удовольствие или воспринимается такой, какая она есть;
  • 2 = усталость от жизни; эпизодические мысли о самоубийстве;
  • 4 = возможно лучше умереть; суицидальные мысли становятся привычными, а самоубийство рассматривается как возможный способ решения проблем при отсутствии конкретных суицидальных планов или намерений;
  • 6 = конкретное планирование совершения самоубийства при первой возможности; активные приготовления к самоубийству;
  • При интерпретации данных баллы рассчитываются следующим образом: каждый пункт шкалы оценивается от 0 до 6 в соответствии с нарастанием тяжести симптома. Максимальный суммарный балл составляет 60 баллов. Сумма баллов соответствует:

    0-15 баллов – отсутствию депрессивного эпизода;

    16-25 баллов – малому депрессивному эпизоду;

    26-30 баллов – умеренному депрессивному эпизоду;

    свыше 30 баллов – большому депрессивному эпизоду.

    Структурное интервью по шкале оценки депрессии Монтгомери-Асберг (SIGMA)

    Я бы хотел задать Вам несколько вопросов о прошедшей неделе. Как вы себя чувствовали с прошедшего (ДЕНЬ НЕДЕЛИ)?

    ЕСЛИ ПАЦИЕНТ НЕ В СТАЦИОНАРЕ: Работаете ли вы?

    ЕСЛИ НЕТ: Почему нет?

    Представляет собой отчаяние, уныние и безнадёжность (более, чем обычное ситуационное пониженное настроение) и выражается в разговоре, мимике, пантомимике и осанке. Оценивается по степени тяжести и возможности вернуться к нормальному состоянию.

    Оценка основывается на обозрении поведения пациента во время интервью и информации полученной от информаторов.

    ЕСЛИ НЕОБХОДИМО, ТО СПРОСИТЕ: Как, по Вашему мнению, Вы выглядели в течение прошлой недели? Очень уныло и подавленно?

    Представляет собой повторяющиеся высказывания о депрессивном настроении, независимо от того, имеет ли оно внешнее выражение (в мимике, пантомимике и т.п.) или нет. Включает пониженное настроение, чувство отчаяния, безнадёжности, безысходности и т.д. Оценивать симптом следует по его интенсивности, продолжительности и реактивности (до какой степени такое настроение зависит от происходящих в жизни пациента событий).

    В течение прошедшей недели, чувствовали ли Вы себя несчастным или грустным? Была ли депрессия? Безнадёжность?

    ЕСЛИ ДА: Как сильно это проявлялось?

    ЕСЛИ В ДЕПРЕССИИ: Чувствуете ли Вы себя лучше, когда думаете о чём-либо другом, или если происходит что-нибудь приятное. Или же Вы чувствуете себя плохо независимо от того, что происходит вокруг? Что-то способно улучшить Ваше настроение?

    ЕСЛИ ПАЦИЕНТ ПОДТВЕРЖДАЕТ ДЕПРЕССИЮ, ДЛЯ УТОЧНЕНИЯ КОНТЕКСТА СПРОСИТЕ: Как долго Вы себя так чувствуете?

    Представляет собой чувство неопределённого душевного дискомфорта, раздражённости, внутреннего смятения, психическое напряжение, возрастающее до уровня паники, чувство ужаса или тоски. Оценивается по интенсивности, частоте, длительности и реактивности.

    Чувствовали ли Вы себя напряжённо или раздражённо в течении прошлой недели? Что Вам помогало чувствовать себя лучше?

    Представляет собой укороченный или поверхностный сон (по сравнению с привычным для пациента режимом сна)

    Как Вы спали в течение прошедшей недели?

    Сколько часов Вы спили по сравнению с обычным режимом?

    Трудно ли Вы засыпали? Как насчёт беспробудного сна?

    Был ли Ваш сон беспокоен или тревожен? Просыпались ли Вы посреди ночи?

    Можете ли Вы сразу снова заснуть после пробуждения?

    Представляет собой чувство потери аппетита по сравнению с тем периодом, когда пациент не был болен. Оценивается по уровню утраты желания есть или необходимости заставлять себя принимать пищу.

    Каким был Ваш аппетит на прошлой неделе? (По сравнению с Вашим обычным аппетитом?)

    Насколько меньше Вас интересовала еда?

    Приходилось ли Вам заставлять себя есть?

    Приходится ли другим людям напоминать Вам о том, чтобы Вы поели?

    6. Трудности концентрации (сосредоточения)

    Представляет собой трудность собраться с мыслями, достигающая степени апрозексии. Оценивается по интенсивности, частоте и уровню утраты способности к сосредоточению.

    Трудно ли Вам бывало собраться с мыслями или сосредоточиться в течение прошедшей недели?

    Каковы Ваши повседневные занятия? Было ли Вам трудно на них сосредоточится?

    ЕСЛИ ДА: Сравните, пожалуйста, с тем временем, когда Вы себя хорошо чувствовали.

    В состоянии ли Вы читать газету или журнал? Бывало ли так плохо, что Вам иногда было трудно поддерживать разговор?

    Примечание: ТАКЖЕ ИМЕЙТЕ В ВИДУ ПОВЕДЕНИЕ ВО ВРЕМЯ ОПРОСА

    Представляет собой затруднения в начинании или медлительность в инициации и исполнении каких-либо повседневных дел

    Трудно ли было Вам на прошлой неделе, начать что-либо делать?

    Приходилось ли Вам заставлять себя что-либо делать?

    ЕСЛИ ДА: Что именно делать? Чувствуете ли Вы себя хорошо, когда уже начали что-либо делать?

    Делаете ли Вы повседневные дела медленнее, чем обычно?

    8. Неспособность испытывать чувства

    Представляет собой субъективное переживание пониженного интереса к окружающему или к занятиям, которые обычно доставляли удовольствие. Сниженная способность адекватного эмоционального реагирования на ситуацию или окружающих людей.

    Уменьшился ли Ваш интерес к окружающей среде, или к вещам, которые Вам раньше нравились?

    ЕСЛИ ДА: Насколько сильно это проявлялось?

    Приносят ли Вам такое же удовольствие дела и вещи, так же как раньше?

    ЕСЛИ НЕТ: Насколько меньше, чем обычно?

    Что Вы чувствуете по отношению к Вашим друзьям? Ваши чувства притупились, или может быть, Вы вообще ничего не чувствуете при встрече с ними?

    Испытываете ли Вы вообще какие-либо чувства, как например, злость, скорбь или наслаждение, по сравнению с тем, когда Вы себя нормально чувствовали?

    Представляет собой мысли о виновности, крахе, неполноценности, греховности, самоупреки, угрызения совести, сожаления

    Были ли Вы настроены пессимистично в течении прошедшей недели?

    ЕСЛИ ДА: Насколько пессимистично Вы себя чувствовали? Что Вы думаете о будущем? На прошлой неделе, пытались возникали ли идеи самоуничижения, например, Вы чувствовали, что Вы в некоторой степени неудачник?

    Винили ли Вы себя в том, что Вы что-то сделали не так или вообще не сделали в прошлом?

    Чувствовали ли Вы себя виновным в чем-либо или грешником в течении прошедшей недели?

    ЕСЛИ ДА: Какие мысли были у Вас на уме?

    Представляют собой чувство, что жить не стоит, что естественная смерть — лучший выход, мысли о самоубийстве и приготовления к самоубийству. Попытки самоубийства, сами по себе не должны влиять на оценку.

    В течении прошедшей недели, были ли у Вас мысли о том, что жить не стоит, и что Вам бы лучше умереть? Были ли у Вас мысли о том, что бы нанести себе самоповреждения или даже покончить с собой?

    ЕСЛИ ДА: О чём Вы думали? Строили ли Вы планы самоубийства? Говорили ли Вы об этом кому-нибудь?

    psy-clinic.info

    Шкала Монтгомери Асберга для оценки депрессии (madrs)

    Шкала Монтгомери Асберга для оценки депрессии (madrs)

    Шкала Монтгомери — Асберга для оценки депрессии (MADRS)

    1. Наблюдаемая печаль

    выглядит удрученным, но легко отвлекается

    печальный и несчастный большую часть времени

    выглядит печальным постоянно, чрезвычайно подавлен и несчастен

    2. Высказываемая печаль

    редкая печаль, обусловленная обстоятельствами

    печальный, но легко отвлекается

    преобладают печальные или мрачные чувства, настроение определяется влиянием внешних (неблагоприятных) обстоятельств

    постоянна печаль, страдание или отчаяние

    3. Внутренне напряжение

    спокоен; лишь мимолетное внутренне напряжение

    редкое чувство внутреннего дискомфорта

    постоянное ощущение внутреннего напряжения или паники, с которым больной справляется с известным трудом

    жестокий ужас или мучение, непреодолимая паника

    4. Ухудшение сна

    спит как обычно

    малозаметные трудности засыпания, слегка нарушенный или прерывистый сон

    сон нарушен по крайней мере в течение двух часов

    менее чем двух- или трехчасовой сон

    5. Нарушение аппетита

    нормальный или повышенный аппетит

    немного пониженный аппетит

    отсутствие аппетита, пища лишена вкуса

    питается по принуждению

    6. Трудности концентрации

    редкое затруднение внимания

    трудности концентрации, неотвязные мысли, мушающие читать или поддержимвать разговор

    неспособность читать, большие трудности в беседе

    трудности в начале деятельности сомнительны, вялости нет

    затруднение начать активную деятельность

    трудности начать рутинные действия, сопряженные с затратой сил

    сильная вялость, неспособность делать хоть что-нибудь без помощи

    8. Неспособность испытывать чувства

    нормальный интерес к окружающему и людям

    снижение способности получать удовольствие от обычных интересов

    низкий интерес к окружающему, снижение чувств к друзьям и близким

    явления эмоционального паралича, неспособность испытывать гнев, горе или удовольствие, мучительное отсутствие чувств к родственникам и друзьям

    9. Пессимистические мысли

    непостоянные идеи неудачливости, самоупрек или самоосуждение

    повторяющееся самообвинение или ясные, но рациональные идеи вины или греховности, наростающий пессимизм в отношении будущего

    бред гибели или неискупимого греха, абсурдное и непоколебимое самообвинение

    10. Суицидальные мысли

    получает удовольстве от жизни или воспринимает ее такой, какая она есть

    усталость от жизни, мимолетные суицидальные мысли

    возможная выгода от смерти, общепринятые суицидальные мысли, суицид рассматривается как возможное решение, но без специальных планов и целей

    явные суицидальные намерения (если предоставится случай), активная подготовка к самоубийству

    Общий счет по Шкале: ____________

    Эквивалентной HAM-D по надежности признается шкала Монтгомери и Асберга для оценки депрессии, предложенная ими в 1979 г. (Montgomery—Asberg Depression Rating Scale, MADRS).

    communicability of a rating scale for depression. Psycho/ Med. 1973;3: 458-465.

    Arch Gen Psychiatry. 1973; 28: 361-366.

    psychiatric research. Arch Gen Psychiatry. 1972; 26: 57-63.

    cl.rushkolnik.ru

    Шкала депрессии монтгомери

    Опросники и шкалы для диагностики депрессии. Используются для выявления депрессии или дифференцированной диагностики нарушений эмоционально- волевой сферы. Главная особенность методик — чувствительность к основным синдромообразующим симптомам депрессии, что обусловило их широкое применение в психиатрической практике. Депрессияэмоционально- волевое расстройство психики, проявляющееся триадой симптомов: снижение настроения, замедление мышления и снижение двигательной активности. Методики, разработанные для диагностикти депрессии и состояний, схожих с депрессивным, направлены, как правило, на измерение степени выраженности основных симптомов депрессии. Они могут косвенно указывать на наличие органических поражений ЦНС (выявляют астенический синдром), психосоматические или конверсионные расстройства. Кроме того, опросники и шкалы этой группы могут наводить на мысль о наличии суицидальных рисков, которые характерны для депрессивных пациентов.

    Zung Self-Rating Depression Scale) в.

    Описанные выше свойства делают эту группу методик значимым психодиагностическим инструментом. Депрессия может выявляться тестом MMPI, опросником FPI и другими клиническо- ориентированными опросниками. Надо всегда помнить, что, несмотря на высокую надежность и точность опросников и шкал этой группы, результаты, полученные с их помощью, необходимо использовать в сочетании с другими психодиагностическими методами и клинико- психологическим исследованием. Охарактеризуем наиболее популярные методики: Шкала Бека (Beck Depression Inventory)шкала разработана американским психиатром А.

    Т. Беком в 1. 96. В основу опросника автором были взяты реальные жалобы пациентов, страдающих депрессией. Высокая чувствительность шкалы к изменениям тяжести депрессии позволила ей найти широкое применение среди клиницистов в оценке динамики депрессивного состояния и эффекта от проводимого лечения. Кроме верифицирующей депрессивные проявления шкалы, опросник включает две субшкалы: когнитивно- аффективных и соматических проявлений депрессии. Преимущества этого опросника заключаются в возможности прицельной оценки степени тяжести как депрессивного синдрома в целом, так и отдельных симптомов, его составляющих. Шкала Бека считается одним из самых надежных и точных инструментов в скрининговой диагностике депрессии.

    Опросник включает 2. Время, затрачиваемое на ответы, зависит от состояния испытуемого и длится от 2. В тех случаях, когда тяжесть состояния пациента не позволяет ему выполнить тест, исследование проводит подготовленный эксперт или врач в виде стандартизированного интервью. Исследование шкалой Бека можно проводить повторно даже после коротких временных интервалов. Самооценочная шкала депрессии (Self- Rating Depression, SDS)разработана В. Зунгом в 1. 96. 5 году для оценки выраженности депрессивных состояний различного типа. Как и в шкале Бека, в основу опросника были взяты жалобы пациентов, которые страдают депрессивным расстройством.

    Основная область применения шкалы — это дифференциальная диагностика депрессивных расстройств и субдепрессий. Шкала чувствительна к депрессивным нарушениям, проявляющимся нарушениями сна, снижением активности, субдепрессивным настроением, сомато- вегетативными реакциями в виде нарушений работы сердечно- сосудистой и эндокринной систем. Методика выявляет проявления депрессивного синдрома в разной степени выраженности, поэтому кроме скрининговой диагностики, шкала используется для оценки тяжести депрессивного состояния.

    2.3.3 Шкала депрессии Т. Зунга (АДАПТАЦИЯ Т.И.БАЛАШОВОЙ) Шкала Зунга для самооценки депрессии (англ. Шкала депрессии (по Т.И.Балашовой, О.П.Елисееву) предназначена. Шкала депрессии адаптирована Т.И. Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной.

    Опросник состоит из 2. Время, затрачиваемое на исследование, около 8- 1. Адаптация проводилась в отделении наркологии Института им. Балашовой. Опросник депрессивных состояний (ОДС)методика создана в НИИ им.

    Шкала депрессии (адаптация Т.И.Балашовой). Шкалы: уровень депрессии. Обработка и интерпретация результатов теста. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле. ШКАЛА ДЕПРЕССИИ Тест адаптирован Т.И. Балашовой Бланк для ответов. Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле., где пр.

    Бехтерева, в основу методики заложена теория распознавания образов. Опросник предназначен для дифференцированной диагностики депрессий эндогенного и невротического уровня. При создании опросника депрессивных состояний были взяты статистически значимые утверждения личностного опросника MMPI, относящиеся к депрессивному регистру, что позволило авторам создать надежный психодиагностический инструмент. Опросник депрессивных состояний может использоваться как при работе с пациентами, страдающими депрессивным расстройством, так и для исследования здоровых лиц при скрининговых исследованиях. В клинической практике опросник используется для динамического наблюдения за состоянием пациентов с аффективными нарушениями и указывает на степень выраженности депрессивного синдрома. Опросник депрессивных состояний хорошо показал себя в исследовании скрытых соматизированых депрессий, психосамотических, невротических и неврозоподобных расстройств.

    При этом, результаты, полученные при помощи ОДС, следует обязательно сопоставлять с данными клинического наблюдения, так как они основаны на непрямых признаках депрессивных нарушений. Опросник состоит из 6.

    Шкала Цунга для самооценки депрессии (Z-SDS) — тест для самооценки депрессии был разработан в Университете Дюка психиатром доктором Уильямом Цунгом. Тест адаптирован в отделении наркологии НИИ им. Бехтерева Т.И.Балашовой, 1992.

    Первая шкала — «депрессия- норма», предназначена для диагностики депрессивного состояния и его выраженности по отношению к норме. Вторая шкала — «эндогенная — невротическая депрессия», позволяет провести дифференциальную диагностику между депрессией в рамках циклотимии или других аффективных расстройств и депрессией при невротических расстройствах, связанной с воздействием психосоциальных стрессов или личностных проблем. По результатам психодиагностического исследования опросником депрессивных состояний исследователь получает ответ на вопросы: “Имеется ли депрессия?” и, если депрессия обнаруживается, то “Какого генеза эта депрессия?”. Опросник используется в индивидуальной работе по выявлению скрытых признаков депрессивного расстройства, степени депрессивного компонента при соматизированных депрессиях, для контроля за динамикой развития и лечения депрессивного расстройства, а также в массовых скрининговых исследованиях. Автор методики — И. Г. Беспалько, 1. 99.

    НИИ им. Бехтерева. Эдинбургская шкала постнатальной депрессии (ЭШПД)разработана в 1. Эдинбурга и Ливингстона: J. M. В основу шкалы авторами были взяты шкала выявления депрессии Зунга, шкалы тревоги и депрессии Snaith, Bedford и Foulds. Шкала представляет собой простой и достоверный скрининг- тест для выявления послеродовой депрессией у рожениц, также может применяться для выявления нарушений депрессивного характера у отца ребенка. К особенностям Эдинбургской шкалы можно отнести отсутствие пунктов, указывающих на соматические симптомы депрессии.

    Эта особенность сделала методику популярной среди ученого сообщества. К недостаткам шкалы можно отнести ее неспособность разграничивать депрессивный и тревожный компоненты в состоянии испытуемой. Эдинбургская шкала представляет собой опросник из десяти утверждений, на которые предлагается дать ответ из четырех вариантов. Время на исследование — 5 минут. Шкала обладает высокой чувствительностью и специфичностью относительно других опросников, выявляющих депрессию. В диагностике депрессивных расстройств зарекомендовали себя и другие шкалы, неописанные в этой статье, такие как шкала депрессии Монтгомери – Асберга (MADRS), шкала Готланда для оценки депрессии. Все приведенные методики в сочетании с опросниками и шкалами, измеряющими тревогу, существенно увеличивают диагностические возможности психолога и врача в клинике.

    consultresurs.weebly.com

    Госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (HADS)

    Шкала составлена из 14 утверждений, и включает две части: тревога ( I часть) и депрессия ( II часть)

    Для интерпретации необходимо суммировать баллы по каждой части в отдельности:

  • 0-7 баллов норма (отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии)
  • 8- 10 баллов субклинически выраженная тревога /депрессия
  • 11 баллов и выше клинически выраженная тревога / депрессия
  • Например: по шкале тревоги получилось 11 баллов, по шкале депрессии -3 балла. Можно сделать вывод, что имеет место клинически выраженная тревога, а уровень депрессии находится в пределах нормы.

    Или: по шкале тревоги получилось 15 баллов, по шкале депрессии – 9 баллов. Можно сделать вывод о том, что имеет место клинически выраженная тревога и субклинически выраженная депрессия.

    Или: по шкале тревоги получилось 6 баллов, по шкале депрессии 7 баллов. Можно сделать вывод о том, что уровни и тревоги, и депрессии находятся в пределах нормы ( т.е. суммировать баллы каждой из частей между собой не нужно!)

    Каждому утверждению соответствуют 4 варианта ответа. Выберите тот из ответов, который соответствует Вашему состоянию, а затем суммируйте баллы.

    Часть I (оценка уровня ТРЕВОГИ)

    1. Я испытываю напряжение, мне не по себе

    1 — время от времени, иногда

    0 — совсем не испытываю

  • Я испытываю страх, кажется, будто что — то ужасное может вот — вот случиться

    3 — определенно это так, и страх очень велик

    2 — да, это так, но страх не очень велик

    1 — Иногда, но это меня не беспокоит

  • Беспокойные мысли крутятся у меня в голове

    2 — большую часть времени

    1 — время от времени и не так часто

  • Я легко могу сесть и расслабиться

    1 — наверно, это так

    2 — лишь изредка, это так

    3 — совсем не могу

  • Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь

    0 — совсем не испытываю

    3 — очень часто

  • Я испытываю неусидчивость, мне постоянно нужно двигаться

    3 — определенно, это так

    2 — наверное, это так

    1 — лишь в некоторой степени, это так

  • У меня бывает внезапное чувство паники

    2 — довольно часто

    1 — не так уж и часто

    Часть II (оценка уровня ДЕПРЕССИИ)

  • То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает у меня такое же чувство

  • 3 — это совсем не так

  • Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное

    0 — определенно, это так

    1 — наверное, это так

    2 — лишь в очень малой степени, это так

    0 — совсем не способен

  • Я испытываю бодрость

    3 — совсем не испытываю

    0 — практически все время

  • Мне кажется, что я стал все делать очень медленно

    3 — практически все время

    0 — совсем нет

  • Я не слежу за своей внешностью

    2 — я не уделяю этому столько времени, сколько нужно

    1 — может быть, я стала меньше уделять этому времени

    0 — я слежу за собой та же, как и раньше

  • Я считаю, что мои дела ( занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения

    0 — точно так же, как и обычно

    1 — да, но не в той степени, как раньше

    2 — значительно меньше, чем обычно

    3 — совсем так не считаю

  • Я могу получить удовольствие от хорошей книги, радио — или телепрограммы

    dit.lv