Диагноз

Стресс связан с

17.07.2018

32. Как стресс связан с болью и тревогой? Каковы основные параметры реакции на стресс?

Когда человек испытывает боль или тревогу, возникает серия физиологических реак­ций, опосредованных автономной нервной системой, скелетной мускулатурой и эн­докринной системой. Эти физиологические реакции определяют состояние стресса. При адаптивных ответных реакциях преобладают симпатические реакции (повы­шаются частота пульса, артериальное давление, частота дыхания, периферическая вазоконстрикция, тонус скелетной мускулатуры и содержание сахара в крови; уменьшаются потливость, перистальтика кишечника и слюноотделение). При ост­ром неадаптивном ответе доминируют парасимпатические реакции и могут возни­кать обморочные состояния (урежается пульс, уменьшаются артериальное давление, частота дыхания, мышечный тонус; увеличиваются слюноотделение, потливость, пе­ристальтика кишечника и периферическая вазодилатация; наблюдаются спутан­ность сознания и возбуждение). При хроническом существовании неадаптивной си­туации могут отмечаться психосоматические расстройства. Рисунок иллюстрирует взаимосвязь между страхом, болью и стрессом. Важно контролировать тревогу и стресс во время процедуры лечения зубов. Пациент, подверженный неадаптивным реакциям, требует особого внимания для того, чтобы избежать возникновения потен­циально опасных для жизни ситуаций.

Взаимосвязь между болью, возбуждением, стрессом и реакциями на них.

(Из: Gregg J. М. Psychosedation, Part 1. In: McCarthy F. M. (ed.): Emergencies in Dental Practice,

3Rd ed. Philadelphia, w. B. Saunders, 1979, p. 230, с разрешения.)

33. Какова связь между болью и тревогой?

Многие исследования показали тесную взаимосвязь между болью и тревогой. Чем более выражено чувство тревоги у человека, тем более вероятно, что он или она рас­ценит реакцию на раздражитель как болезненную. Кроме того, с усилением страха снижается болевой порог. Ослабленные, уставшие или находящиеся в угнетенном состоянии люди реагируют на угрозу с большей степенью безотчетного страха и по­этому более чувствительны к боли.

34. Назовите четыре правила, которыми надо руководствоваться для правильного решения проблемы боли, тревоги и стресса.

1. Тщательно оцените уровень тревоги и стресса у пациента путем внимательно­го и вдумчивого опроса. Неконтролируемые тревога и стресс могут приводить к неадаптивным ситуациям, опасным для жизни пациентов с повышенным ме­дицинским риском. Наиболее важной стратегией в таких случаях является профилактика.

2. На основании всей собранной информации о состоянии здоровья и психологи­ческих особенностях человека определите правильные методы контроля боли и тревоги. Эта оценка является определяющей для выбора адекватного лече­ния. Существенное значение имеет контроль за реакциями пациента на прово­димое лечение.

3. Используйте медицинские препараты в качестве вспомогательных средств для усиления положительного эффекта, но не как метод контроля. Лекарства об­манывают страх, но не разрешают конфликты. Также всегда важны хорошие взаимоотношение и взаимопонимание.

4. Адаптируйте способы контроля к нуждам пациента. Применение одной и той же методики ко всем пациентам может привести к неудаче; например, исполь­зование закиси азота в качестве успокаивающего средства для облегчения серьезных эмоциональных проблем.

studfiles.net

Благодаря новому изучению ученых из St. Michael’s Hospital поступила информация, что родительский стресс связан с повышением веса у детей, информирует mindbrain.ru.

Изучение продемонстрировало, что у детей, чьи родители испытывают большой уровень стресса, индекс массы тела приблизительно на 2 процента выше, если сравнивать с детьми, чьи родители имеют более низкий уровень стресса. Кроме этого, в течение всего периода изучения дети своих родителей с большим уровнем стресса прибавили в весе на 7 процентов, нежели дети более спокойных своих родителей.

«На первый взгляд эти цифры смогут показаться низкими», — сообщил ведущий создатель изучения врач Кетан Шанкардасс, «но в действительности они критичны, потому, что тела детей, как физически, так и духовно все еще развиваются. Плюс ко всему, в случае если в течение всей жизни вес увеличивается , это может привести к серьёзным проблемам и ожирению для здоровья».

Врач Шанкардасс, социальный эпидемиолог в Centre for Research on Inner City Health, изучил эти, собранные на протяжении Children’s Health Study — одного из наибольших и самые полных изучений последствий загрязнения воздуха на дыхательную совокупность детей.

Индекс массы тела детей рассчитывался ежегодно. Их родители ответили на поставленные вопросы, дабы ученые имели возможность измерить их предполагаемый психотерапевтический стресс, задавая вопросы, как довольно часто в течение последнего месяца они имели возможность/не могли осуществлять контроль ответственные вещи в собственной жизни, и протекали ли эти вещи своим ??методом либо они были такими трудными, что их нереально было преодолеть.

Врач Шанкардасс уверен в том, что это первое изучение, которое связывает родительский стресс с повышением веса у мелких детей. Его изучение было размещено в издании «Pediatric Obesity».

Шанкардасс, что кроме этого есть доцентом психологии в Wilfrid Laurier University, заявил, что до недавнего времени связь между ожирением и стрессом не была до конца раскрыта.

Он утвержает, что источниками стресса у своих родителей имели возможность послужить: мельчайшая физическая активность в домашнем хозяйстве либо потребление в пищу громадного количества «нездоровой» еды. Родительский стресс может породить стресс у детей, каковые начинают больше кушать и становятся менее физически активными. Кроме этого, стресс у ребенка ведет к биологическим трансформациям, каковые приводят к увеличению веса.

Вместо того, дабы сосредоточиться лишь на трансформации собственного поведения, было бы полезно сосредоточиться на мерах, каковые смогут поддержать семьи, живущие в непростых условиях. Родители должны убедиться, что берут качественные продукты питания, живут в экологически чистом районе и не испытывают огромных денежных неприятностей.

«Детство это то время, в то время, когда у детей развиваются взаимосвязанные привычки, связанные со стрессом, что со своей стороны взаимосвязан с физической активностью и продуктами питания», — сообщил врач Шанкардасс. «Это время, в то время, когда смогут появиться необратимые последствия, каковые спустя время весьма тяжело излечить».

Врач Шанкардасс подчернул, что более половины детей в изучении калифорнийских ученых составляли уроженцы Испании, и влияние стресса на их индекс массы тела было больше, чем у детей вторых национальностей. Это согласуется с другими изучениями, в которых внесли предложение, что латиноамериканские дети смогут быть более склонны к гиперплазии (голодание либо повышенный аппетит) и малоподвижному образу судьбы.

В будущих изучениях ученые разглядят и другие обстоятельства, в следствии которых испанские дети более чувствительны к родительскому стрессу. Кроме этого ученых интересует, как латиноамериканцы реагируют на стресс и как его принимают испанские дети и справляются с ним.

brandlymoda.ru

Как бороться со стрессом?

У стресса много лиц и коварный характер. Он может маскироваться под болезнь, подводить вас в самый важный момент, заставлять совершать необдуманные действия, портить карьеру, ссорить с друзьями. Что же он такое?

Размеренная спокойная жизнь… Воображение рисует радужную картину семейного счастья, материального благополучия, полноценного здоровья. А что у вас на самом деле? Дети в переходном возрасте перестали быть милыми и послушными. На работе начальник завалил работой и требует ежедневных отчетов. В соседней квартире поселилась молодая семья, устраивающая шумные вечеринки. Да мало ли еще причин для стресса, о котором так много вами прочитано, просмотрено, услышано…

Человечество столкнулось со стрессом с самого начала своего существования, но в массовую языковую практику слово вошло всего лишь 80 лет назад. Даже сейчас, в эпоху развитой психологии исследователи не пришли к единому согласию, что же считать «стрессом». Простые обыватели (в хорошем смысле этого слова) поминают стресс на каждом шагу, путая причину и следствие этого явления. Причина – фактор, воздействующий на организм и вызывающий физиологическое или психологическое напряжение. Для него и термин существует соответствующий – «стрессор». А вот следствие – реакция организма, отражающая психическое состояние напряжения и возбуждения, — получило название «стресса».

Исследования, проведенные в психологии, привели ученых к выводу, что жизнь без стресса не менее рискованна, чем без него. Он – часть борьбы человека за существование. Он – наша реакция на приятное или неприятное событие. Положительные эмоции улучшают физическое состояние, насыщают энергией творчества, дают силы для преодоления препятствий. Отрицательные эмоции ведут к нервной напряженности, снижению работоспособности, ухудшению здоровья, но, одновременно, являются стимулом для разрешения создавшейся ситуации.

Психология накопила большой теоретический и практический материал по классификации стресса.

  • Положительный заставит вас изменить жизнь к лучшему. Активизируется память, быстрее принимаются решения, сложившаяся ситуация осмысливается многосторонне, правильно и безопасно выстраиваются отношения с окружающими людьми.
  • Отрицательный связан с мучительными переживаниями, сложными поисками выхода из создавшегося положения, негативными эмоциями, стремлением «разрубить» ситуацию любым способом (даже доходящим до агрессии). С длительным стрессом приходит нервное истощение, синдром хронической усталости, негативные психофизиологические реакции (нервные боли, сердечно-сосудистые заболевания, стрессовые язвы).
  • Еще одна классификация основана на средовом факторе стресса.

    • Личный имеет в своей основе разницу между притязаниями человека и его успехами. Нереализованные желания, несбывшиеся надежды, завышенная самооценка приводят к усложнению отношений с окружающими людьми, к обидам, к неприятию чужого мнения. В итоге гармоничная и целостная личность начинает терять свое место в социальном пространстве.
    • Рабочий связан с опасными и вредными условиями труда, ненормированным рабочим временем, повышенной сложностью трудовых функций, «подковерными» интригами, напряженными отношениями в коллективе.
    • Общественный – одна из социальных болезней нашего времени. С этим стрессом бороться сложнее всего, ведь он чаще всего не зависит от ваших личных качеств и склонностей. Его причины – экономический кризис, глобальные перемены в жизни общества, спад в производстве и его следствие – безработица.
    • Экологический чаще всего встречается в больших городах с их убыстряющимся темпом жизни. Стремление успеть все за ограниченное время, питание «на бегу», мгновенный переход от одного контакта к другому, шум, потеря личного пространства – глобальные проблемы мегаполисов, которые выделяет психология, с которыми горожане ведут ежедневную борьбу и пока, увы, проигрывают.
    • Финансовый аккумулирует в себе все предыдущие. Денежные проблемы, повышающиеся платежи буквально за все, отсутствие накоплений и переживания за судьбу накопленных средств, разорение банков и ипотека… Список можете продолжить сами, наверняка, найдутся еще два-три пункта ваших финансовых затруднений.
    • Социальный стресс связан с разрушением карьеры, уходом на пенсию, потерей влияния на социальную группу, публичным разоблачением или раскрытием личной, семейной тайны для широкого круга людей. Такие ситуации переживаются тяжелее всего.
    • Половой связан с угасанием репродуктивной функции, физическим старением организма, вхождением в период пожилого возраста. Человек осознает, что большая часть жизни прошла, он не может с прежней отдачей работать, выдерживать большие нагрузки, задействовать все ресурсы организма для отдыха, спорта, труда.
    • Перечисленные виды стресса разделены весьма условно. В реальной жизни они интергируются, смешиваются и, тем самым, усиливают воздействие на человеческий организм.

      Стресс: начало, пик, завершение, продолжение

      Разобраться со стрессом помогает его рассмотрение по стадиям.

      На первой (после воздействия стрессора) начинается активизация либо снижение сопротивляемости организма. Начинает действовать цепочка: гипоталамус – гипофиз – надпочечники, выделяющие адреналин. Затем повышается артериальное давление, учащается пульс, быстрее бьется сердце и усиливается кровоток в мышцах, сбивается дыхание. Узнать эту фазу можно по внешнему виду человека: лицо и шея краснеют, голос прерывается, мышечные реакции не позволяют ему сидеть или стоять спокойно. Человек со стрессом порывается куда-то бежать, что-то делать, могут активизироваться вредные привычки (качание ногой, накручивание локонов на палец, частое моргание, дергание заусениц и т.д.). Психология называет эту стадию – реакция тревоги.

      Во время второй стадии (в психологии она обозначена как стадия сопротивления) организм проявляет адаптивные свойства, происходит осознание и оценивание сложившейся ситуации, сознание выбирает тактику борьбы со стрессом.

      Третья стадия (фаза истощения) крайне неблагоприятна для человека. Если стрессор воздействует длительно и интенсивно, адаптационные силы организма начинают истощаться, это ведет к возникновению неврозов, психических расстройств, появлению хронических заболеваний.

      Ощущения стресса: телесные и эмоциональные

      Проявления стресса часто путают с симптомами серьезных заболеваний. Человек, считая себя больным, проходит врачей, делает всевозможные анализы, его медицинская карта пухнет день ото дня, а доктора не находят ничего серьезного. Это тревожит пациента еще больше, и стресс только усиливает свое негативное воздействие на физическое и психологическое состояние.

      Как распознать телесные проявления стресса

      • Повышение артериального давления, которое пациенты часто принимают за признаки гипертонии (шум в голове, приливы, жар, охватывающий лицо и шею).
      • Мигренеподобные боли (боль охватывает не всю голову, а ее левую или правую часть), скованность в шее, боли в области сердца, «под ложечкой» могут способствовать постановке ошибочного диагноза язвенной болезни, сердечно-сосудистого расстройства.
      • Отсутствие аппетита или «волчий» аппетит. Не всегда это признак болезни желудочно-кишечного тракта или наличия паразитов в организме.
      • Одышка, «перехватывание» голоса являются одним из признаков нарушения функции щитовидной железы, но при нормальных анализах на гормоны – это один из симптомов стресса.
      • Субъективные проявления стресса в психологии описываются следующим образом

      • Ощущение потери контроля над собой, своей деятельностью, своими реакциями.
      • Снижение работоспособности, возрастание ошибочных решений, рассеянность.
      • Вялость, апатия, снижение жизненного тонуса, отсутствие реакций радости и огорчения.
      • Расстройство сна (от бессонницы до сна без «высыпания»).
      • Резкие эмоциональные реакции (раздражительность, плаксивость, неприятие критики, даже конструктивной).
      • Расстройство половой функции.
      • Стресс? А мы с ним поборемся…

        Психология и психотерапия разработала методы борьбы со стрессом. Они включают в себя и физические нагрузки, и правильное питание, насыщенное витаминами и микроэлементами, поддерживающими нормальное функционирование нервной системы. Существуют и специфические виды преодоления стресса, принадлежащие исключительно области психологии.

      • переключение на занятие любимым делом: чтение, просмотр фильма, посещение спектакля или выставки. Вы скажите: «И так проблем полно, а я вместо их обдумывания буду развлекаться». Или еще вариант: «Я все равно не смогу отвлечься». В этом и есть большая ошибка. Чем увлекательнее дело, тем быстрее создается конкурирующая доминанта. Расстроенному или раздраженному человеку спектакль или книга легкого жанра в духе водевиля, комедии, детектива послужит целебным средством, отвлекающим от бесконечного обдумывания дальнейших действий. Часто бывает, что нужная книга или неожиданный поворот в судьбе героя фильма натолкнет на правильное решение собственной проблемы, считайте это интуицией, озарением, подарком судьбы.
      • общение с родными и близкими. Метод подробно описан в психологии, психотерапии. «Выговорился, и легче стало», — фраза набила оскомину, но не потеряла своей актуальности. Дело в том, что стресс мешает увидеть ситуацию «со стороны». В нее приносится много личностного, эмоций, переживаний. Близкие и друзья помогут найти скрытые резервы преодоления стресса, поскольку случившееся не затрагивает их непосредственно и их мышление свободно от эмоциональных реакций. Старшее поколение привнесет в разрешение ситуации собственный жизненный опыт, ровесники – гибкость и креативность, дети – жизнерадостность и уверенность в том, что решать проблемы стоит ради них.
      • применение логических приемов успокоения (снижение значимости конфликтной ситуации). Данные методы борьбы со стрессом требуют хорошей работы сознания. Их суть:
      • объективный анализ своего поведения и принятие решения даже не в свою пользу. «Завтра же извинюсь за свое поведение», — думает человек и испытывает облегчение.
      • удержание под контролем субъективных реакций организма. «Хватит себя изводить, что произошло, то и произошло. Мое здоровье, моя семья мне дороже всего на свете».
      • снижение значимости произошедшего. «Да, я вынужден сидеть на этом скучном совещании, зато я смогу заполнить календарь на следующую неделю и обдумать планы на выходные».
      • найти оправдание себе (не очень благородный метод) или другим (вот это уже лучше). «Не я начал эту ссору, я только защищался» или «Мой старший брат зря на меня обиделся, но ведь он любит меня и переживает, если у меня жизнь кувырком».
      • сравнение собственных неприятностей с проблемами других людей. Эти методы используются в психологии как защита от стресса или борьба со стрессом. В то же время некоторыми виды сравнения своих неприятностей с неприятностями и трагедиями знакомых и незнакомых считаются неэтичными. «Вот у соседей дети-то намного хуже учатся, да еще и дома не ночуют. Пусть уж мой за компьютером сидит, зато под присмотром».
      • овладение аутотренингом (АТ). Уже классика психологии. Виды аутогенной тренировки настолько разнообразны, а методы так подробно описаны в книгах, журналах, перенесены на видео и аудионосители, что найти их несложно. Разработчики и пользователи сходятся в нескольких пунктах.

      АТ помогает быстро справится со стрессом, снять излишнюю напряженность, волнение; уснуть в любое время и проснуться отдохнувшим как после ночного крепкого сна. Аутотренинг снимает такие проявления стресса, как головные боли, неприятные ощущения со стороны внутренних органов. Самовнушение вызывает к действию дремлющие резервы организма, начинающие работать по преодолению стресса. Необходимо предостеречь тех, кто надеется овладеть самовнушением с первого раза. Курс АТ рассчитан на 2-4 месяца занятий, зато после его успешного завершения у стресса нет никаких шансов справиться с вами.

    • дыхательная гимнастика. Способ борьбы со стрессом пришел одновременно из психологии и из физкультуры. Сосредоточение на ритме, отслеживание числа вдохов-выдохов отвлекает внимание. Глубокий вход насыщает мозг кислородом, ускоряется вывод из организма гормонов стресса. От стресса рекомендуется дышать таким образом: на счет раз-два – глубокий вдох, три-четыре – спокойный выдох, пять-шесть – пауза. Повторять 6-8 раз.
    • У стресса много лиц и коварный характер. Он опасен не столько протеканием, сколько последствиями для человека и его родных и близких. Но если есть проблема – вы обязательно найдете ее решение, если есть стресс – есть методы борьбы и ним. Надо только найти свой.

      amazingwoman.ru

      Стресс усиливает возможности человека и выделяет его из общего ряда,

      а высокая стрессоустойчивость позволяет платить за это наименьшую цену.

      © 2016 Сазонов В.Ф. © 2016 kineziolog.su.

      Общее определение понятия «стресс»

      Стресс = давление — адаптивность (Robert Dato, Letter to the Editor: The Low of Stress, Int. Journal of Stress Managment 3 (1996): 181-182.). Это означает,, что адаптивность уменьшает стрессовое давление, уровень стресса понижается, и стресс переносится легче.

      Стресс — это общая неспецифическая адаптивная реакция организма на стрессор, которая обеспечивается гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системой регуляции и заставляет организм работать в усиленном режиме.

      Стрессор — это стимул, который субъективно воспринимается организмом как чрезмерный или повреждающий, и поэтому запускает стрессовую реакцию.

      Качества чрезмерного раздражителя, имеющего повышенную субъективную биологическую значимость, придает стрессору нервная система или психика. Для того чтобы стать стрессором и запустить стрессовую реакцию, раздражителю недостаточно вызывать повреждение организма, необходимо, чтобы на эти повреждения среагировали сенсорные рецепторы и активировали соответствующие нервные структуры. Так, например, радиоактивное излучение само по себе не запускает стрессовую реакцию через нервную систему, т.к. у организма просто нет сенсорных рецепторов для его восприятия.

      Чрезмерность раздражителя выражается в его повышенной интенсивности, длительности, информационной насыщенности, монотонности, сематической (смысловой) значимости, либо наоборот – в ослабленных характеристиках, вызывающих напряжение воспринимающих его сенсорных систем.

      Понятие «стресса» в настоящее время переносят также с уровня организма на отдельные системы органов, органы, ткани и даже на отдельные клетки, имея в виду общие неспецифические адаптивные реакции данных структур, обеспеченные усиленным режимом их функционирования.

      По источникам стрессовой реакции выделяют:

      а) информационный стресс,

      б) эмоциональный стресс,

      в) физиологический стресс.

      На организменном уровне состояние стресса обеспечивается работой нескольких отделов нервной и эндокринной систем.

      Структуры системы биорегуляции, обеспечивающие стрессовую реакцию

      1. Лимбическая система, её эмоциогенные структуры, формирующие эмоциональное состояние и активирующие вегетативную нервную систему.

      2. Вегетативная нервная система, её симпатический отдел.

      3. Мозговой слой надпочечников, секретирующий катехоламины.

      4. Гипофизарная зона гипоталамуса, секретирующая кортиколиберин.

      5. Гипофиз, секретирующий АКТГ (адренокортикотропный гормон).

      6. Корковый слой надпочечников, секретирующий стероидные гормоны — кортикостероиды. Сильное стрессовое воздействие приводит к резкому повышению уровня кортизола в крови уже через 25-30 минут от начала стресса.

      В целом стрессовая реакция характеризуется фазовыми изменениями в работе регуляторных систем организма (нервной, эндокринной, иммунной и др.) и исполнительных (сердечнососудистой, системы крови, пищеварительной и др.).

      Стрессовую реакцию делят на 3 стадии вслед за создателем учения о стрессе Г. Селье.

      Стадии стрессовой реакции

      Стадия тревоги (синонимы: «реакция тревоги», стадия мобилизации, аварийная стадия) протекает в две фазы: шока и противотока (контршока).

      Длительность стадии колеблется от нескольких секунд и минут до 6-48 ч.

      Фаза шока характеризуется шоковыми изменениями: гипонатриемией (снижение уровня натрия в крови), артериальной гипотензией (снижение артериального давления крови), мышечной гипотонией (снижение тонуса мышц), увеличением проницаемости мембран, сгущением крови, уменьшением ОЦК, лейкоцитозом, переходящим в лейкопению, лимфо- и эозинопенией, отрицательным азотистым балансом (активизация катаболических процессов распада), гипогликемией (снижение уровня глюкозы в крови), гипертермией (повышение температуры), сменяющейся гипотермией (пониженная температура тела), депрессией нервной, иммунной и эндокринной (особенно гонадной) систем на фоне активизации синтеза глюкокортикоидов, минералокортикоидов и катехоламинов.

      Фаза противотока характеризуется контршоковыми изменениями: гипернатриемией, артериальной гипертензией, мышечной гипертонией, активизацией СНС, САС, гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и др. Начинает гипертрофироваться кора надпочечников (особенно её пучковая зона), ещё больше усиливается секреция глюко- и минералокортикоидов, перестраивающих обменные процессы в организме, в результате чего повышается резистентность организма.

      Если организм не погибает в стадию тревоги, то развивается стадия резистентности, а позже возможно и развитие стадии истощения.

      II. Стадия резистентности (устойчивости)

      Стадия резистентности характеризуется устойчивой гипертрофией (разрастанием) коры надпочечников, стойким увеличением секреции гормонов коры надпочечников, активизацией процесса гликонеогенеза (образование глюкозы), активизацией анаболических процессов синтеза, развитием длительной адаптации организма, устойчивым увеличением неспецифической резистентности (сопротивляемости) организма (прямой и перекрёстной). Именно эта стадия и определяет главный адаптивный эффект стресс-реакции.

      Увеличенная секреция адаптивных стероидных гормонов коры надпочечников вызывает основные положительные эффекты.

      Эффекты гормонов надпочечников при стрессе

      1. Активация функций клеток путём увеличения концентрации в цитоплазме ионов Са2+, стимулирующих активность ключевых внутриклеточных регуляторных ферментов — протеинкиназ.

      2. Липотропный эффект, реализуемый за счёт активации липаз, фосфолипаз клеток и свободнорадикального окисления (влияние катехоламинов, вазопрессина и др.). Адаптивный эффект обусловлен повышением активности мембранных белков-рецепторов, ферментов, каналов ионного транспорта, что увеличивает функциональные возможности клеток и организма в целом.

      3. Активация одновременно функций кровообращения и дыхания. Основной эффект мобилизации вызывает адреналин совместно с глюкагоном, которые активизируют гликогенолиз и гликолиз, распад нейтральных жиров. Одновременно глюкокортикоиды совместно с паратгормоном стимулируют глюконеогенез в печени и скелетных мышцах, вызывая гидролиз белков и увеличение свободных аминокислот в крови.

      4. Направленная передача энергетических и структурных ресурсов в функциональную систему, осуществляющую адаптацию организма к стрессу. Возникает так называемая «рабочая гиперемия», в основном, миокарда, головного мозга и скелетных мышц. В то же время в органах брюшной полости (например, кишечник, почки) происходит сужение сосудов и снижение кровотока в 5-7 раз по сравнению с исходным уровнем. Главная роль в реализации этого адаптивного эффекта принадлежит катехоламинам, вазопрессину, ангиотензину II, субстанции Р. Локальный фактор вазодилатации — выделяемый эндотелием сосудов оксид азота NO.

      5. Активация синтеза стресс-белков (анаболическая фаза стресса) — результат прямой или рецептор-опосредованной стимуляции генетического аппарата клеток (глюкокортикоиды, минералокортикоиды, тироксин, инсулин и др.). Этот адаптивный механизм был открыт сравнительно недавно — в конце 80-х годов. Он объясняет резистентность организма к повторным стрессам в виде формирования структурного следа в клетках адаптивной системы — мышечной, нервной, эндотелиальной и др. Молекулярный механизм адаптационной стабилизации структур связан с экспрессией протоонкогенов и накоплением в ядре и цитоплазме стресс-белков, защищающих клетку от повреждения. Наиболее известный стресс-белок — белок теплового шока HSP-70.

      Общая функциональная и биохимическая активация организма в фазу резистентности позволяет ему адаптироваться к несильным и непродолжительным стрессам или создаёт энергетические, пластические и функциональные возможности для функционирования специфических долговременных механизмов адаптации. Именно эта фаза стресса определяет основной защитный физиологический характер адаптации при стрессе.

      Однако эти положительные эффекты стресса могут при определённых условиях (как правило, при слишком сильных или продолжительных, затяжных стрессах) превратиться в повреждающие и привести к развитию третьей стадии стресса — стадии истощения.

      Стадия истощения характеризуется атрофией коры надпочечников, развитием гипокортицизма, уменьшением артериального давления крови, увеличением катаболизма (распада) белков, развитием дистрофических процессов, изнашиванием биологических систем, ранним старением организма, развитием некробиотических и некротических процессов, гибелью организма.

      Среди различных стресс-гормонов гормоны системы гипоталамус-гипофиз-кора надпочечников или гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы (ГГАС) имеют наибольшее адаптивное значение при действии на организм различных стрессоров. Недостаточность различных адаптивных гормонов (прежде всего, гормонов ГГАС) приводит к снижению неспецифической резистентности организма по отношению как к физиологическим, так и к патогенным факторам.

      Неадекватность инкреции адаптивных гормонов (прежде всего, гормонов ГГАС) приводит к «болезням адаптации». Патогенез болезней адаптации связан как с избыточным выделением глюко- и минералокортикоидов, так и с рядом неблагоприятных обусловливающих факторов.

      Стресс и общий адаптационный синдром (ОАС)

      Согласно современным представлениям, механизмы и биологическая значимость стресса и общего адаптационного синдрома (ОАС) не идентичны друг другу. ОАС рассматривают значительно шире, чем его характеризовал Г. Селье. ОАС включает разнообразные неспецифические изменения и в регуляторных, и в исполнительных системах (центральной и периферической нервной системе, гуморально-гормональной системе, включающей не только ГГАС, но и другие различные эндокринные комплексы, а также медиаторы, ФАВ, метаболиты, ферментные системы, сдвиги физиологических и функциональных систем), имеющие с биологической точки зрения преимущественно приспособительное значение, хотя они могут включать и разные явления «поломок».

      Стрессорная (обычно неспецифическая) реакция может включать в себя и специфические проявления. Например, образование гормонов в новых соотношениях, характерных для определённого воздействия, или синтез новых по структуре и функциям гормонов (в норме не присутствующих в организме).

      Специфика ответа как эндокринной, так и других физиологических систем на то или иное воздействие может проявляться различными выражениями неспецифичности: количественными (интенсивностью проявления), временными (сроками и скоростью возникновения) и пространственными.

      В ответ на действие различных стрессоров формируются не только адаптивные, но и дизадаптивные стрессорные реакции.

      Как срочная, так и долговременная адаптация организма к действию стрессорных раздражителей начинается с нарушений гомеостаза организма. Адаптация включает как специфические, так и неспецифические компоненты и механизмы.

      Так, например, в ответ на усиленную мышечную нагрузку сдвигаются параметры гомеостаза организма, что активизирует высшие регуляторные центры, обеспечивающие формирование и усиленное функционирование доминирующей функциональной системы (ФС), ответственной за обеспечение специфической адаптации. На этом заканчивается срочная адаптация.

      Если нагрузки на организм продолжаются, гиперфункция этой доминирующей ФС сохраняется, что приводит к возрастанию интенсивности функционирования соответствующих клеточно-тканевых структур. Последнее сопровождается увеличением количества метаболитов изнашивания, которые ответственны за активацию генетических структур, обеспечивающих усиленное образование мышечной массы (например, гипертрофию миоцитов) в результате стимуляции синтеза белков. Это обеспечивается увеличением содержания Са2 в миоцитах, активизацией ДНК-полимеразы, накоплением м-РНК в полирибосомах и т.д. В итоге формируется системный структурный след, обеспечивающий увеличение мощности системы специфической адаптации. Так формируется долговременная адаптация.

      Фазы развития стрессовых нарушений по Косицкому Григорию Ивановичу

      Ухудшение состояния нервной системы и организма в целом из-за отсутствия выхода из стрессовой ситуации, и её затяжного характера, предполагает определенный алгоритм трансформаций негативных функциональных состояний.

      1. Фаза ВМА – внимание, мобилизация, активность . Формируются естественные адаптивные тенденции, направленные на решение проблемы на поведенческом уровне.

      2. Фаза СОЭ – стенические отрицательные эмоции (гнев, агрессия). Эмоции стеническиее, т.е. придающие силы. Эта фаза наступает в том случае, если предыдущий этап был неуспешен. Вследствие этого возникает отчаянная попытка мобилизации всех возможных ресурсов, ранее не задействованных, развивается состояние максимального напряжения.

      3. Фаза АОЭ — астенических отрицательных эмоций (тоска, отчаяние, депрессия). Это состояние связано с невозможностью выхода из психотравмирующей ситуации. Преобладают отрицательные эмоции, которые длительно удерживаются и переходят в застойное состояние или стационарную форму за счет физиологических механизмов, подобных эпилептиформному синдрому. Эмоции астенические, т.е. отнимающие силы.

      4. Фаза СА — срыв адаптации, невроз . Хроническая психическая напряженность, застойные отрицательные эмоции, приводят к формированию устойчивого состояния мозга, при котором происходит перестройка взаимоотношения коры и подкорковых образований, которое, в частности, проявляется нарушением вегетативной регуляции деятельности внутренних органов (психосоматическая патология), что рассматривается как динамический церебровисцеральний синдром эмоционального стресса. Также происходит нарушение адаптации в форме эмоционально-волевых расстройств, неадекватного поведения и развития неврозоподобных состояний.

      Гринберг Дж. Управление стрессом. 7-е изд. СПб.: Питер, 2002. 496 с.

      kineziolog.su

      Постоянный стресс связан с потерей памяти

      По данным исследований проведенных на мышах — хронический стресс может привести к проблемам c памятью. Это происходит из-за снижения сигнализации глютамата в префронтальной коре.

      У молодых особей крыс мужского пола, на повторяющиеся стрессы было замечено значительное ухудшение памяти и подавление передачи глутамата в той области мозга, сообщил доктор философии Ян и его коллеги из Университета штата Нью-Йорк в Буффало

      Полученные данные свидетельствуют о том, что префронтальная кора «является более чувствительной областью в ответ на повторяющиеся стрессы, особенно в подростковом периоде, когда эта область мозга находится на этапе развития», пишут исследователи.

      Хронический стресс может нарушить исполнительные функции, такие как память и внимание, и было выявлено, что это вызывает неадекватные изменения, связанные со стрессом и психическими расстройствами.

      Некоторые исследования показали, что гормон стресса (кортизол) ухудшает поведение если он сосредоточен в префронтальной коре головного мозга, которая ответственна за исполнительные функции.

      Как говорят исследователи: «Тем не менее, основные механизмы этого процесса остаются неизвестными».

      Чтобы глубже вникнуть в те потенциальные механизмы, Ян и его коллеги сосредоточили свое внимание на рецептор, который опосредован синаптической передачей (глутамат), который, как предполагалось, имеет решающее значение для рабочей памяти у мышей.

      Они обнаружили, что, неоднократно подвергая молодых самцов крыс стрессу, чтобы выявить значительные нарушение временной памяти, процесс который также контролируется префронтальной корой мозга, они сделали вывод, что временная память оставалась в порядке.

      В то же время, они обнаружили, что глутаматергическая передача в пирамидальных нейронах префронтальной коры была значительно подавлена у крыс, хотя не было потерь синаптических связей, сказали они.

      Хронический стресс снижает экспрессию рецепторов в нескольких белках, участвующих в передаче глутамата. Также он уменьшает функциональную Ампар и NMDA-плотность ионотропных рецепторов в нейронах префронтальной коры.

      «Наши результаты показывают, что повторяющиеся стрессы «гасят» глутаматергические передачи в префронтальной коре, что оказывает отрицательное воздействие на когнитивные процессы …«, пишут они.

      Хороший пример оказывает влияние на поступки

      Эксперты в области психологии утверждают, что большинство наших действий обусловлены не личным мотивами, а поступками других людей. Причем многие.

      Издано первое пособие по психологии футбольных болельщиков

      В России издано первое руководство по психологии футбольных болельщиков. В этой работе показаны особенности поведения поклонников футбола, приведена классификация.

      Одной из причин женской депрессии являются деньги

      Ученые из Соединенных Штатов Америки провели независимое исследование и пришли к необычному выводу. Оказалось, что женщины, чья заработная плата.

      Эмоции отличаются по цвету лица

      Как показали последние исследования, каждая эмоция имеет определенный цветовой код. Ученые утверждают, что эмоции можно различать с первого взгляда.

      Разработан новый метод лечения синдрома хронической усталости

      Ученые предлагают новый метод лечения синдрома хронической усталости. Несмотря на все достижения современной медицины, существуют заболевания, точных методов влечения.

      Эксперты ложь распространяется по интернету быстрее правды

      Как показали последние исследования американский ученых, ложь и особенно фейковые новости распространяются по сети быстрее, чем известия о правдивых.

      Проблемы с памятью можно диагностировать по глазам

      Как показали последние исследования ученых, старческое слабоумие можно определить по состоянию кровеносных сосудов глазного дна. Это заболевание чащ диагностируется.

      Определена новая необычная болезнь нервной системы

      Ученые из Соединенных Штатов Америки предположили рассказали о новой гипотезе. Оказывается, если человек не обратил внимания на многократно повторенные.

      Низкий IQ в детстве говорит о развитии шизофрении в будущем

      Британские ученые утверждают, что некоторые проблемы с речью, в обучении, пространственной ориентации, уровне IQ и других когнитивных способностях в.

      Люди будут определять: есть или нет любовь, по тесту

      Эксперты в области межличностных отношений проводят разные исследования, направленные на выяснение истинности тех или иных чувств человека. Уже к.

      www.psyportal.net