Диагноз

Теория неврозы павлов

26.05.2018

Поведение и физиология.

Теория условных рефлексов академика Павлова

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности является одним из первых научно-экспериментальных подходов, связавших психическую деятельность с внутренними физиологическими процессами.

В 1875 году закончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. В 1879 году с золотой медалью закончил Медико-Хирургическую Академию. В 1904 году И. П. Павлову присуждается Нобелевская премия за выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения. Результаты своих уникальных экспериментов по пищеварению были изложены им в книге «Лекции о работе главных пищеварительных желез» в 1897 году.

Классический эксперимент академика Павлова.

Собака ест, при этом вся съедаемая пища выпадает обратно из верхнего конца пищевода. Через несколько минут такого мнимого кормления начинает выделяться желудочный сок. На разный состав пищи (хлеб, мясо или молоко) железы вырабатывают сок различного химического состава и концентрации ферментов.

Были проведены сотни опытов, в которых изучали химический состав поступающего желудочного сока, его количество для разных видов пищи и необходимые условия, при которых железы начинали выделять этот сок.

В результате экспериментов оказалось, что если кормление связать с каким-либо внешним сигналом (например звуком), идущим непосредственно перед принятием пищи, то данный сигнал будет ассоциироваться с едой. И не просто с едой, а с какой-то конкретной пищей. На сигнал «мясо» слюнные железы будут выделять состав для мяса, а на сигнал «хлеб» – состав для переваривания хлеба.

Подобные временные связи, появляющиеся от сторонних внешних сигналов при определённых условиях, Павлов назвал условными рефлексами. Впоследствии было выяснено, что формируются и закрепляются они в больших полушариях головного мозга.

Вместе со своими сотрудниками И. П. Павлов проработал учение Гиппократа о темпераментах, представив его с позиции процессов раздражения и торможения в коре головного мозга. Физиологические основы темперамента были представлены четырьмя основными типами нервной системы:

Во-первых, нервная система подразделялась на сильную и слабую. Представители слабой нервной системы – меланхолики.

Во-вторых, представители сильного типа нервной системы, в свою очередь, разделялись на обладателей уравновешенной нервной системы и неуравновешенной. Обладателей сильной, но неуравновешенной нервной системы, в которой процессы раздражения преобладают над процессами торможения, – отнесли к холерикам.

А затем представителей сильной и уравновешенной нервной системы по степени подвижности нервных процессов разделили на сангвиников (подвижная, сильная, уравновешенная) и флегматиков (слабоподвижная, но сильная и уравновешенная нервная система) (стр. 456–457). [1]

Помимо четырёх основных типов темперамента были предложены к рассмотрению ещё две дополнительные категории людей: художники и мыслители (художественного и аналитического склада ума) (стр. 411). [1]

Иван Петрович Павлов. Автор фото неизвестен. Источник: материалы свободной энциклопедии.

Учение о высшей нервной деятельности

В 1866 году русский физиолог Иван Михайлович Сеченов выдвинул идею о рефлекторной природе психической деятельности: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы». Впоследствии эта идея была развита Иваном Петровичем Павловым до учения о высшей нервной деятельности.

Это теория о механизмах работы головного мозга, о деятельности коры больших полушарий, которая обеспечивает приспособление высших животных и человека к окружающей среде. Врождённые рефлексы получили называние безусловных, а приобретаемые при жизни – условных.

Это временная связь, которая образуется при определённых условиях в результате её подкрепления безусловным рефлексом (например пищей). Впоследствии поведение будет определяться теми сигналами, ассоциациями и командами, которые были образованы и закреплены у него в качестве условных рефлексов.

Понятие условного рефлекса связывает сознание человека с работой больших полушарий головного мозга, предлагает рассматривать их взаимодействие как работу единого целого. Позволяет подходить к мышлению и поведению человека с позиции научной теории и материализма, а не с позиции действия высших потусторонних мистических сил. Впервые была экспериментально показана связь ассоциаций, переживаний и чувств с работой головного мозга, связь души и тела. В этом и заключается главная ценность учения о высшей нервной деятельности для психологии.

Впервые в своих опытах Павлов не только изменял существующие простейшие формы поведения, но и создавал новые временные связи (привычки). Тем самым была предоставлена научная экспериментальная база для зарождавшегося на Западе нового направления в психологии – бихевиоризма.

Из учения о высшей нервной деятельности были исключены любые термины и понятия, которые могли бы внести элемент неоднозначного и субъективного толкования результатов проводимых экспериментов. Запрещалось делать какие-либо психологические суждения и вольным образом объяснять желания, чувства и мысли животных. Рассматривались лишь объективные факты, существующие во времени и пространстве. Такие факты, когда можно было бы «показать пальцем: где было раздражение, куда оно перешло» (стр. 145). [1]

Сам Иван Петрович об этом писал, что когда они стали анализировать чувства, желания и представления своих питомцев, то «результат получился совершенно неожиданный, совершенно необычный: я с сотрудником оказался в непримиримом разноречии. Мы не могли сговориться, не могли доказать друг другу, кто прав. До этого десятки лет и после этого обо всех вопросах можно было сговориться, тем или другим образом решать дело, а тут кончилось раздором. После этого пришлось сильно задуматься. Вероятно, мы избрали не тот путь… Мы совершенно запретили себе (в лаборатории был объявлен даже штраф) употреблять такие психологические выражения, как собака догадалась, захотела, пожелала» (стр. 227). [1]

В ротовую полость собаке вживлялась трубка, в которую и собиралась слюна различного химического состава.

Ограничения учения Павлова.

Исследование высшей нервной деятельности в экспериментах И. П. Павлова ограничивалось изучением работы слюнной железы у собак. Уровень развития научных знаний в начале XX века не позволял сделать большего.

Проводя эксперименты над животными, И. П. Павлов со своими сотрудниками отмечали определённую зависимость результатов экспериментов от особенностей характера конкретной особи. Возможность проводить прямую аналогию между исследованиями поведения животных и человека в этом плане представляет собой большую сложность.

1. И. П. Павлов. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности. [1]

2. И. П. Павлов. Лекции о работе главных пищеварительных желез.

Вернуться к меню навигации на главной странице: Чем интересна психология?

psy-nets.ru

169. Экспериментальные неврозы (и.П. Павлов, м.К. Петрова). Значение типов высшей нервной деятельности при развитии неврозов.

Эмоции всегда сопровождаются вегетативными и эндокринными реакциями. Это объясняется тем, что возбуждение всегда связано с гипоталамусом. Смысл этих реакций: подготовка организма к предстоящей мышечной работе, связанной с добыванием пищи, бегством и т.д.

В норме все эмоциональные реакции имеют определенную степень, всегда адекватны жизненной ситуации. Процессы возбуждения в эмоциональных центрах характеризуются определенной силой и длительностью. Они контролируются и своевременно угнетаются соответствующими тормозными структурами. Если же в силу каких-либо причин возникает чрезмерное возбуждение эмоциональных центров, что называется эмоциональным стрессом, может возникнуть стойкое нарушение деятельности ЦНС, которое клинически проявляется в виде невроза.

Экспериментальные приемы получения эмоционального стресса были разработаны еще в лаборатории И.П.Павлова. Сущность: создаются трудные условия для деятельности головного мозга, при которых происходит перенапряжение процессов торможения и возбуждения в нервнх центрах. Напр, если у собаки длительное время вырабатывать очень тонкую дифференцировку, что требует напряженной работы механизмов торможения, то в итоге может наступить истощение процесса торможения и развитие стойкого длительного возбуждения, при котором становится невозможной нормальная ВНД.

Эмоциональный стресс можно также получить при действии очень сильных или необычных раздражителей или при нанесении животному болевого воздействия с различными интервалами в течении длительного времени.

Очень часто причиной эмоционального стресса является «конфликтная ситуация», при которой человек или животное не может удовлетворить свои ведущие биологические или социальные потребности. В конфликтной ситуации, особенно в длительно существующей или часто повторяющейся, нарастает эмоциональное напряжение, которое, вследствие недостаточности процессов торможения, может перейти в стойкое возбуждение определенных нервных центров. Это возбуждение через ВНС и гипоталамо-гипофизарный аппарат приводит к нарушению деятельности внутренних органов и эндокринной системы, формированию устойчивой гипертензии , ишемической болезни сердца, язвенным поражениям ЖКТ, сахарному диабету, тиреотоксикозу, нарушению менструального цикла и др.

Методы моделирования неврозов у животных::

1. Ограничение рефлекса – инстинкта свободы – фиксация в станке

2. Изменение суточного ритма питания и светоритма

3. Изменение привычных иерархичных отношений

4. Астенизация НС (шум, радиация, изоляция от родителей в детстве).

Наиболее подвержен невротическим расстройствам слабый тип – меланхолики. Для них характерны быстрая истощаемость нервных процессов, слабость внутреннего коркового торможения и пассивность реакций на воздействие. Нередко формируются неврозы с развитием торможения и пассивно- оборонительных реакций.

У холериков возникают неврозы возбудительного типа с формированием активно-поисковых реакций

Флегматик характеризуется развитием нервоза возбудительного типа с патологической подвижностью нервных процессов.

Сангвиник наиболее устойчивый тип к воспроизведению неврозов. Повышение силы раздражителя, резкое увеличение деятельности и повторение воздействий могут привести к неврозу.

Причины: социальные, психогенные.

3 группы неврозов:

Неврознавязчивых состояний (при невозможности реализовать стремления, желания, потребности личности по моральным или иным соображениям. В коре – стойкий патологический очаг возбуждения. Начало невроза формируется по типу патологического условного рефлекса. Повторяется чувство страха определенных предметов, деятельности, ситуаций.)

Простые фобии – клаусрофобия, канцерофобия

Социальные фобии- страх публичных выступлений, страх пользоваться общественным транспортом

Обсессивно-компульсивные расстройства – навязчивые мысли, идеи, постоянные проверки себя (закрыл ли дверь, выключил газ).

Истерический невроз (при завышенных претензиях личности в сочетании с недооценкой и игнорированием требований окружающих и реальных условий. Характерна быстрая полиморфная изменчивая симптоматика:

вегетативные и сексуальные расстройства.

Неврастения –нервное истощение, при завышенных требованиях личности к себе, несоответствии между ее реальными возможностями и желаниями, при переутомлении, длительном воздействии психотравмирующей ситуации. Характеризуется раздражительностью, несдержанностью, нетерпеливостью, общей слабостью, снижением работоспособности, сонливостью, вегетативными и сексуальными нарушениями.

Проявления невротических состояний:

Вегетативные реакции – тахикардия, аритмия, одышка, покраснение или побледнение лица, нарушение сна, аппетита, боли в сердце

Сенсомоторные- ^чувствительности к внешним воздействиям, суетливость, жестикуляция, преходящие параличи и парезы, неадекватная мимика.

Аффективные реакции – бурные эмоции: срах, тревога, рыдания, брань; пациен не владеет своими чувствами, чувства владеют пациентом.

Идеаторная(мыслительная) переработка ситуации и выработка программы преодоления болезненной ситуации.

Принципы терапии неврозов:

Разрешить больному выговориться

Устранить невротизирующие факторы

Режим труда и отдыха

Обнадежить, успокоить, ободрить, рассказать сущность болезни, коррекция личности

Психотерапия при тревожных расстройствах – релаксация, медитация

При социальных фобиях – поведенческая психотерапия

studfiles.net

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ[ 34 ]

Я сообщаю нераздельно результаты работы моей вместе с моими сотрудниками. Материал наш в настоящее время довольно значителен, и теперь, здесь, я могу передать из него, конечно, лишь очень немногое и общее.

Под неврозами мы понимаем хронические (продолжающиеся недели, месяцы и даже годы) отклонения высшей нервной деятельности от нормы. Для нас высшая нервная деятельность обнаруживается главным образом в системе условных положительных и отрицательных рефлексов на всевозможнейшие раздражения и частью (в незначительной степени) в общем поведении наших животных (собак).

Моменты, порождавшие до сих пор неврозы у наших животных, были следующие: во-первых — слишком сильные или слишком сложные раздражители; во-вторых — перенапряжение тормозного процесса; в-третьих — столкновение (непосредственное следование) обоих противоположных нервных процессов, и, наконец, в-четвертых — кастрация.

Неврозы проявлялись в ослаблении обоих процессов порознь или вместе, в хаотической нервной деятельности и в различных фазах гипнотического состояния. Различные комбинации этих симптомов представили совершенно определенные картины заболеваний.

Существенным при этом оказалось следующее. Наступает ли заболевание или нет, проявляется ли оно в той или другой форме — это зависит от типа нервной системы данного животного. На основании наших исследований мы должны были установить три главных типа. Центральный — идеальный, подлинно нормальный тип, у которого оба противоположные нервные процесса находятся в равновесии. Этот тип представился нам в двух вариациях; спокойных, солидных животных и, с другой стороны, наоборот, — очень оживленных, подвижных животных. Два другие типа — крайние: один сильный, по всей вероятности, слишком сильный, но, однако, не совершенно нормальный тип, потому что у него относительно слаб процесс торможения; и другой слабый тип, у которого оба процесса слабы, но особенно слаб тормозной процесс. Мне кажется, что наша классификация типов нервных систем наиболее совпадает с классической классификацией темпераментов Гиппократа.

Для краткости, в качестве примера, я изложу несколько более подробно только наши новейшие опыты (д-ра М. К. Петровой) на кастрированных животных.

При обычных условиях у животных центрального типа явное заболевание после кастрации наблюдается только в течение месяца; дальше животное держится нормально. Лишь при повышенной возбудимости было возможно убедиться в константном понижении работоспособности корковых клеток. Возбудимость же, в случае пищевых условных рефлексов, легко изменить посредством различных степеней голодания.

У менее сильного типа явное патологическое состояние после кастрации продолжается многие месяцы, до года и более, и улучшается лишь постепенно. На таких животных чрезвычайно резко выступает временно восстанавливающее норму действие регулярного перерыва наших опытов или бромирования. При обычной ежедневной работе условные рефлексы хаотичны. Перерывы в три дня между опытами обусловливают совершенно нормальное течение рефлексов. Этот факт делает совершенно очевидным, что каждый наш опыт представляет собой серьезную нервную работу. При бромировании нормальная деятельность восстанавливается и сохраняется и при ежедневных опытах.

Неожиданно и очень своеобразно при этом следующее обстоятельство. Более или менее сильные типы непосредственно после кастрации обыкновенно обнаруживают понижение работоспособности нервной системы: положительные условные рефлексы становятся меньше. У слабого типа — наоборот. Условные рефлексы после кастрации па несколько недель делаются больше. Только позже наступает резкая слабость корковых клеток, причем в этом случае бромирование уже не улучшает, а ухудшает положение. Этот своеобразный факт также может быть удовлетворительно разъяснен, но сейчас я не имею возможности останавливаться на деталях. Я должен кончать.

Серьезно аналогировать невротические состояния наших собак с различными неврозами людей нам, физиологам, не знакомым основательно с человеческой невропатологией, является задачей едва ли доступной. Но я убежден, однако, что разрешение или существенное благоприятствование разрешению многих важных вопросов об этиологии, естественной систематизации, механизме и, наконец, лечении неврозов у людей находится в руках экспериментатора на животных. Поэтому главная цель моего участия в настоящем Конгрессе — горячо рекомендовать невропатологам работу с нормальными и патологическими условными рефлексами. Относительно некоторых из этих пунктов, как мне кажется, сейчас получилось медиальное подтверждение с клинической стороны. Произведя искусственно у наших собак отклонение высшей нервной деятельности у нормы, мы видели от одних и тех же приемов — трудных нервных задач — у собак разных типов нервной системы две разных формы нервного заболевания, два разных невроза.

У собаки возбудимой (и вместе сильной) невроз состоял в почти совершенном исчезании тормозных рефлексов, т. е. чрезвычайном ослаблении, почти до нуля, тормозного процесса. У другой, тормозимой (и вместе слабой) собаки исчезли все положительные условные рефлексы, и она пришла в очень вялое, в нашей обстановке сонливое состояние. При этом невроз первой собаки быстро поддался брому, излечился радикально. На второй собаке та же доза брома скорее ухудшила положение дела, и излечение произошло очень медленно, только благодаря продолжительному отдыху, т. е. перерыву опытов с условными рефлексами. Незнакомые с клиникой неврозов, мы сначала ошибочно, хотя и руководствуясь некоторыми соображениями, невроз первой собаки назвали неврастенией, а второй — истерией. В позднейшее время мы нашли более соответственным невроз первой собаки назвать гиперстенией, а для невроза второй собаки сохранить название неврастении, относя, может быть, более верно, термин «истерия» к другим расстройствам нервной системы, которые обнаруживаются теперь в наших опытах под действием других причин.

bookap.info

100 великих людей, изменивших мир

На сайте «100 великих людей, изменивших мир» представлены наиболее выдающиеся деятели цивилизации — от древнейших философов до современных политиков и ученых.

Навигация по записям

Иван Петрович Павлов — Учитель теории рефлексов

Иван Петрович Павлов (1849-1936)

Удостоенный звания лауреата Нобелевской премии в области медицины и физиологии за 1904 год, создатель науки о высшей нервной деятельности, российский ученый Иван Павлов был признан старшиной физиологов всего мира. Его учение об условных рефлексах, о первой и второй сигнальной системе в большой мере определили активное развитие современной физиологии и ряда смежных направлений биологии и медицины.

В 1879 году в распоряжение Павлова, только что закончившего Петербургскую медико-хирургическую академию, предоставили всего-навсего две полутемные комнаты в саду Боткинской клиники. Но он и этому был рад: раздобыл старый микроскоп, медицинские инструменты, препараты, обзавелся мебелью, пригласил молодых студентов-медиков,- и исследования начались…

Павлов во время операции на собаке

Павлов был необычной личностью, к естественным наукам он пришел от духовных, богословских. Зачитался книгой физиолога, профессора И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» и буквально переродился. По окончании Рязанской духовной семинарии он уехал в Санкт-Петербург и в 1870 году поступил на юридический факультет Петербургского университета, а потом перевелся на естественное отделение физико-математическо- го факультета, решив пойти по пути Сеченова — изучать нервную и психическую системы человека.

Первая научная работа Павлова была посвящена деятельности поджелудочной железы. Он внимательно отнесся к данному заданию и установил, что этот секреторный орган играет важную роль в обменных и пищеварительных процессах. Его работа была отмечена золотой медалью.

Павлов около своего Института физиологии в Колтушах (под Ленинградом)

После окончания университета он три года проучился в Медико- хирургической академии Петербурга, удостоился права стажировки за границей и уехал во Францию, затем Германию. В своей физиологической лаборатории при Боткинской больнице Павлов смог непосредственно заняться изучением работы человеческого сердца и кровеносных сосудов. Свою докторскую работу он назвал «Центробежные нервы сердца», за которую в 1883 году получил звание доктора медицины. В 1890 году он стал профессором кафедры фармакологии Военно-медицинской академии. Вскоре кафедру преобразовали в Институт экспериментальной медицины, и Павлов стал его первым директором. Он занимался научной и педагогической деятельностью, в своей исследовательской работе внедрил новшество: изучал животный организм в его естественном состоянии,- до него животных изучали в основном под наркозом.

10 лет Павлов посвятил решению одной важной проблемы — работе желудочного сока у собак. Для этого в их желудок он вшивал фистулу (трубку). И проводил опыты, называемые «мнимое кормление»: перекрывал путь в пищевод, и пища не попадала в желудок, а через трубку стекал чистый желудочный сок. Так родилась физиология пищеварения . В 1903 году на Международном медицинском конгрессе в Мадриде он выступил с докладом, в котором рассказал о результатах своих опытов.

Памятник Павлову в Светлогорске (Калининградская область)

Следующий этап деятельности ученого — изучение механизма возникновения рефлексов. Наблюдая за поведением собаки во время кормления, он заметил, что со временем у нее вырабатывался рефлекс — стереотипная реакция организма на определенное воздействие: у собаки выделялась слюна не только при виде пищи, но и при сопутствующих звуках, запахах. Павлов разделил рефлексы на две группы — врожденные (безусловные) и приобретенные (условные).

У человека Павлов выделил две сигнальные системы (реакция на внешнюю среду): первая сигнальная система и вторая, которой нет у животных,- речевая, обусловленная социальным развитием. Она не развивается, если человек находится вне общества.

Павлов отрицательно отнесся к Октябрьской революции 1917 года, и, хотя большевики конфисковали часть его имущества, он не уехал за границу. Но глава нового государства Владимир Ленин, понимая, какого выдающегося ученого может потерять страна, предоставил в его распоряжение Институт физиологии, в котором ученый проработал до конца жизни.

100grp.ru

Ромек Владимир Георгиевич, к.пс.н., доцент

Персональный сайт и блог

ТЕОРИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ И.П.ПАВЛОВА

Иван Петрович Павлов — наиболее известный на западе русский физиолог, традиционно признаваемый одним из отцов — основателей науки о поведении. Павловская схема условного рефлекса и лежащего в его основе классического обусловливания обязательно присутствует в любом учебнике терапии поведения, на схему формирования условного рефлекса ссылаются все виднейшие бихевиористы, многие называют Павлова своим учителем.

Мы вкратце напомним основное содержание теории условного рефлекса Павлова в той ее части, которая имеет отношение к терапии поведения, иногда заменяя терминологию Павлова терминами современной поведенческой психологии.

И.П. Павлов предположил и доказал, что новые формы поведения могут возникать в результате установления связи между врожденными формами поведения (безусловными рефлексами) и новым (условным) раздражителем. В случае совпадения во времени и пространстве условного (нового) и безусловного (служащего стимулом безусловной реакции) раздражителей новый раздражитель начинает вызывать безусловную реакцию, и это приводит к совершенно новым особенностям поведения. Сформировавшийся таким образом условный рефлекс может в дальнейшем служить базой для формирования условных рефлексов второго и высших порядков.

Таким образом, по мысли Павлова, все поведение человека может быть понято, изучено и предсказано на основе знания цепочки условных рефлексов, механизмов их формирования и затухания.

Свои эксперименты Павлов проводил на животных, преимущественно — на собаках. Классический условный рефлекс, тщательно изученный Павловым и сотрудниками, включал в себя ассоциацию слюноотделения у собаки при виде пищи и любого другого условного стимула (например, звука звоночка). По Павлову, условный рефлекс формируется следующим образом:

Шаг 1. Основой условного рефлекса служит безусловный рефлекс: безусловный раздражитель (= стимул) вызывает безусловную реакцию. Вид пищи безусловно вызывает слюноотделение у собаки — это врожденная, безусловная, форма поведения.

Шаг 2. В определенной ситуации условный рефлекс совпадает по времени и пространству с некоторым другим событием (условным стимулом). Вместе с предъявлением собаке пищи звенит звонок.

Шаг 3. Если условный и безусловный раздражители появляются совместно несколько раз, то происходит формирование нового рефлекса. Условный раздражитель постепенно замещает безусловный в схеме реакции. Скорость ассоциации условного раздражителя и безусловной реакции зависит от особенностей организма.

Шаг 4. Возникает условный рефлекс: условный стимул, не вызывавший ранее никакого поведения, начинает вызывать безусловную реакцию. Теперь только лишь звука звонка достаточно, чтобы у собаки потекла слюна.

Этот процесс называют классическим обусловливанием.

Если в течение некоторого времени условный рефлекс не получает подкрепления, т.е. условный стимул достаточно продолжительное время не сопровождается безусловным, то происходит угашение условного рефлекса — условный стимул перестает вызывать безусловную реакцию.

Павлов не делал особых различий между условным и безусловным рефлексами, считая, что возникающая новая форма поведения (условный рефлекс) принципиально идентична безусловному и сама может служить базой для формирования условных рефлексов высшего порядка. Он также не видел принципиальной разницы между физиологией человека и физиологией животных и считал, что закономерности, установленные в экспериментах над животными, могут быть без дополнительной модификации применены к объяснению формирования новых способов поведения человека.

Таким образом, всю сложность поведения человека, всю историю его обучения, можно было бы представить как сложную цепь условных рефлексов, взаимосвязанных и взаимозависимых, предсказуемых и измеримых. Эта перспектива воодушевила многих исследователей на попытки использования теории рефлексов в целях психотерапии. Но впоследствии и первый, и второй выводы Павлова были подвергнуты критическому анализу и сейчас уже не воспринимаются как бесспорные.

Условный и безусловный рефлексы не могут отождествляться хотя бы потому, что первый формируется по определенному закону (или условию) и со временем может разрушаться, что не происходит с рефлексом безусловным. Кроме того, условные рефлексы у человека имеют достаточно очевидные и существенные особенности, отличающие их от безусловных. Лучше всего это видно на примере обусловленных страхов и механизмов их угашения.

romek.name