Диагноз

Умственная отсталость как лечить

14.06.2018

Умственная отсталость — признаки, формы и лечение

Формы умственной отсталости разнообразны. Чтобы определить их по внешним признакам, нужно разбираться в деталях. Они помогут не только выявить отклонения, но и вовремя принять меры.

Что такое умственная отсталость

Классическое медицинское определение сообщает нам, что под умственной отсталостью понимают полученную с возрастом или же врожденную задержку в развитии психики человека. Она проявляет себя через нарушения интеллекта.

Причины появления этого нарушения вызваны патологиями головного мозга. Результатом становится потеря человеком способности к нормальным взаимоотношениям в обществе, утрата способностей к приспособлению к социальной среде обитания. Умственно отсталый человек не может нормально взаимодействовать с другими людьми, неадекватно ведет себя в простых житейских ситуациях.

Нарушение умственной деятельности выражается через сам разум, кроме того, через моторику, речь, эмоции и волю.

Внешние проявления нарушения

Заторможенные в развитии люди уже с юных лет обращают на себя внимание. У детей это выражается как задержка с развитием речевых навыков. Большинство таких людей начинают говорить только после 4 лет. При этом они понимают слова, но не разговаривают с другими людьми.

Физические признаки умственной отсталости у детей и взрослых могут быть следующими:

  • непропорциональность частей тела между собой;
  • неправильная форма головы (микро- либо гидроцефалия);
  • короткие конечности.
  • У отстающих в развитии людей появляется характерное «отсутствующее» выражение на лице, им присущ так называемый тупой взгляд. Неспособность мозга к нормальной умственной деятельности выражается и в расслабленности челюстных мышц. У больного открыт рот, часто из него капает слюна.

    Отстающих в развитии детей выделяют резкие, угловатые движения, часто сопровождающиеся раскоординированностью.

    Какие бывают отклонения в развитии ума

    До недавнего времени медицина разделяла умственно отсталых людей на такие виды:

    Но в современном мире эти термины приобрели негативный социальный характер, стали ругательствами. Поэтому из Международного классификатора болезней их исключили. И теперь виды умственной отсталости делятся на четыре категории:

    Эти определения считаются нейтральными и определяют количественную форму отсталости в умственном развитии.

    Первая категория соответствует дебильности, вторая и третья — с имбецильностью, а последняя — с идиотией.

    Первая категория: легкая форма. Отсталость в развитии легкой формы проявляет себя в виде дебилизма. Это слабо выраженная неразвитость психики. Она выражается в виде простого мышления, неспособности человеком понимать сложные понятия. Умственная отсталость легкой степени, в свою очередь, по формам течения болезни разделяется медиками на три степени, легкую, среднюю и тяжелую. Для легкой степени заторможенности характерно отсутствие агрессии в поведении.

    Вторая и третья формы умственной отсталости этого типа соотносятся с имбецильностью, которая считается средней формой неразвитости ума человека. Страдающий этой формой болезни не может воспринимать абстрактные понятия, он не в состоянии обобщать и обрабатывать полученную информацию. Но при этом относящиеся ко второй и третьей степеням видов задержки в умственном развитии могут самостоятельно образовывать понятия. Они способны запоминать простые движения, такие люди обучаются несложным навыкам в обслуживании себя и своих простейших потребностей. Отсталый человек второго и третьего вида способен к примитивному труду. Психически они тоже в основном инертны, как и первая категория неразвитых умственно людей.

    Четвертый вид: глубокая форма. Больные идиотией люди не имеют способностей к познанию окружающего мира. Их разум не справляется с самыми простыми физическими действиями, они даже не могут ухаживать за собой. Эти формы умственной отсталости также характерны полной неспособностью различать цвета между собой, люди не запоминают звуки, не реагируют на них. По своей эмоциональности они тоже отсталые, они никак не проявляют обычные для большинства людей чувства — радость, печаль. Больные идиотией люди часто испытывают раздражительность, он подвержены вспышкам сильного гнева. Им характерна озлобленность.

    Почему разум не развивается

    Причины умственной отсталости могут быть как генетическими, так и приобретенными.

    Генетические причины возникают при аномалиях хромосом, нарушениях функций отдельных генов. Медики отмечают, что около 50% всех тяжелых случаев умственной недостаточности возникают именно из-за этого.

    Основные причины остановки в развитии на стадии родов и младенчества такие:

  • физическое поражение плода (в том числе радиоактивное облучение);
  • химическое поражение (отравление ядовитыми веществами);
  • инфекционное поражение (сифилис, цитомегаловирус).

Еще причины задержки могут возникнуть при недоношенности плода, нарушениях во время родов (родовые травмы, нехватка кислорода от удушья).

Умственная неразвитость возникает и при травмах головы. А еще причины умственной отсталости могут крыться в инфекционных заболеваниях, которые оказали воздействие на мозг и центральную нервную систему человека.

Признаки заторможенности умственного развития

Как мы уже писали выше, есть определенные физические признаки умственной отсталости. Однако помимо них есть и другие способы определить неразвитость человека.

У детей симптомы проявляются в виде неспособности запоминать информацию, их запас знаний ограничен, они отстают в учебе от других детей. Кроме того, они практически не интересуются окружающим миром, они не проявляют интерес к рисованию, лепке, развивающим играм. Из-за своей отсталости они не общаются со своими сверстниками и со взрослыми тоже.

Подростки, относящиеся к одному из описанных выше видов мозговой неразвитости, психологически продолжают оставаться детьми, они не проявляют никакой инициативы, импульсивны и подвержены психической нестабильности. Отсутствие воли и несамостоятельность тоже признаки умственной задержки развития. Такие люди попадают под влияние других, ими легко манипулировать. Но в силу ограниченности они не могут делать все, что им говорят.

Еще один вид признаков умственной задержки — способность запоминать только яркие, необычные события. Это называется непроизвольным запоминанием, и для большинства отсталых в развитии людей оно характерно. Произвольное запоминание начинает формироваться только в школьном возрасте, когда другие дети и подростки уже оперируют целыми информационными массивами, хранящимися в их памяти.

Диагностика неразвитости ума

Кроме описанных нами признаков выявить заторможенность помогают тесты на уровень интеллекта. Их еще называют IQ-тестами. Количественный показатель умственного развития человека помогает определить, к какой из категорий умственной отсталости относится тот или иной индивидуум.

При легкой форме задержки в развитии уровень IQ составляет 50-70 единиц. По медицинской статистике, такой показатель имеют около 80% количества людей, страдающих недостаточностью интеллекта.

При второй и третьей формах результаты теста на уровень интеллекта дают результат 35-50 единиц. А последняя форма характеризуется показателем от 0 до 34 единиц.

Как лечить задержку в интеллектуальном развитии

Практика показывает, что умственная отсталость является необратимым процессом. Поэтому лечение таких форм неразвитости сводится к терапии и обучению в специальных учебных заведениях, а также содержанию в психиатрических лечебницах.

Специализированное лечение проводится в случаях, если заторможенность вызвана врожденными болезнями, такими, как сифилис или же токсоплазмоз. Специальные медикаменты прописываются также в случаях, если больные проявляют эмоциональную нестабильность или извращенные влечения.

При нарушениях в работе эндокринной системы им дают гормональные препараты. А при том виде нарушений, при котором изменяется обмен веществ, прописывается специальная диета. Большое значение имеет трудотерапия и социальная адаптация, работа в специальных группах.

nevroz.club

Умственная отсталость: степени, причины, лечение

В отличие от слабоумия (деменции) умственная отсталость проявляется как общее психическое недоразвитие, обусловленное врожденным, а не приобретенным дефектом, хотя оба этих расстройства характеризуются общим снижением интеллектуальных и психических способностей. В медицинских справочниках умственную отсталость часто называют олигофренией или малоумием.

Как проявляется умственная отсталость и как её лечить

Что такое умственная отсталость с точки зрения психиатрии? Под этим термином подразумевается задержка умственного развития в результате поражения головного мозга плода во время беременности или в первые три года жизни ребенка.

Причин возникновения умственной отсталости множество: это могут быть хромосомные аномалии (болезнь Дауна, синдром Шерешевского-Тернера и другие), резус-несовместимость, обменные нарушения (фенилкетонурия –нарушение обмена аминокислоты). Также причиной умственной отсталости может быть гипотиреоз (малый уровень гормонов щитовидной железы), аномалии развития головного мозга (гидроцефалия, микроцефалия), патология беременности (расстройства плацентарного кровообращения, тяжелые токсикозы). Нередко расстройство возникает из-за применения матерью некоторых препаратов, алкоголя, ее болезни (коревая краснуха, цитомегаловирусная инфекция, грипп, токсоплазмоз). Также изветсны такие причины умственного расстройства, как недоношенность ребенка, родовая травма, инфекции (менингит, энцефалит), интоксикации, травмы головного мозга.

Основная характеристика умственной отсталости – общее психическое недоразвитие с преобладанием интеллектуального дефекта и затруднением социальной адаптации. Коэффициент интеллектуальности (IQ) у таких людей ниже 70. Вследствие недоразвития головного мозга страдают и другие психические функции — мышление, память, внимание, эмоции, воля. Умственная отсталость — это состояние, при котором нет прогрессирования психических расстройств. Наоборот, если как можно раньше обратить внимание на эту проблему, начать лечение и корректировку, то возможно некоторое улучшение интеллектуального развития (за исключением самых тяжелых форм).

Лечение умственной отсталости сводится к назначению препаратов, питающих головной мозг, помогающих его созреванию. Чем раньше оно начато, тем лучших результатов можно достичь, хотя и не всегда: все зависит от конкретной патологии, вызвавшей нарушения. При нарушениях поведения основным методом лечения умственной отсталости назначаются специальные корректоры.

Но главное, как лечить умственную отсталость, — это использовать психологическое и педагогическое воздействие. Особенно важно обучение навыкам самообслуживания. Обучение чтению, письму и труду проводят по специальной методике и упрощенной программе. Не менее важно рациональное трудоустройство.

Кроме выбора правильных методов лечения умственной отсталости большое значение имеет профилактическая работа: информирование людей о возможных причинах психического недоразвития, своевременное выявление патологии беременных, борьба с инфекциями, воспитание здорового образа жизни, отказ от алкоголя, курения.

Легкая, умеренная и тяжелая степени выраженности умственной отсталости

Различают три степени умственной отсталости: легкую (дебильность), умеренную (имбецильность), тяжелую (идиотия).

При легкой степени умственной отсталости коэффициент интеллектуальности (IQ) составляет 50-70. В первую очередь обращает на себя внимание недоразвитость абстрактного мышления. Такие люди не могут объяснить таких понятий, как добро и зло, ответственность, не понимают переносного смысла пословиц, метафор. Речь, как и механическая память, может быть достаточно развита. Они могут освоить программу начальных классов образовательной школы, писать, совершать простые арифметические действия, овладеть несложными трудовыми навыками. Одна из основных характеристик этой степени умственной отсталости – слишком слабо выраженное самообладание. Такие люди импульсивны, не способны обдумывать свои поступки и предсказать их возможные последствия. В благоприятных условиях больные могут справляться с простой работой, быть старательными и проявлять усердие, но не самостоятельность и инициативу. Могут неплохо разбираться в привычных житейских ситуациях; у них вырабатываются правильные навыки поведения в обществе. В некоторых случаях способны иметь семью и даже, в зависимости от причин психического расстройства, здоровых детей.

При умеренной степени умственной отсталости коэффициент интеллектуальности (IQ) составляет 20-50. Все психические процессы у данной категории людей отличаются тугоподвижностью и инертностью, развитие двигательных навыков также происходит с задержкой. Больные нетрудоспособны, могут лишь элементарно обслуживать себя. Они самостоятельно едят, одеваются, могут приобрести навыки опрятности. Это очень важно для семьи такого ребенка, снимает дополнительную нагрузку с родителей. Такие больные практически не способны к обучению. Речь их косноязычна, они овладевают незначительным набором слов, могут понимать простые фразы. При средней степени выраженности умственной отсталости словарный запас у человека обычно составляет 200-300 слов, мышление непродуктивное, наглядно-действенное; абстрагирование им недоступно. Эмоции достаточно бедны, но многие из них привязаны к близким и могут проявлять сочувствие, радость, гнев, обиду, страх. Собственные интересы направлены в основном на удовлетворение физиологических потребностей.

Эти люди нуждаются в постоянной опеке и квалифицированном надзоре. Они не способны к самостоятельной жизни.

При тяжелой степени умственной отсталости коэффициент интеллектуальности (IQ) ниже 20. Такие больные полностью беспомощны и нуждаются в уходе. При глубокой идиотии они не могут говорить, не понимают обращенную к ним речь. Поступки их немотивированны, движения хаотичны или стереотипны. Двигательные навыки могут отсутствовать или появляются очень поздно. Эмоциональные реакции примитивны и связаны лишь с ощущением удовольствия и неудовольствия. Возможны вспышки агрессии, нет чувства опасности, повышен порог болевой чувствительности, поэтому могут наносить себе самоповреждения, часто получают травмы и ожоги. Глубокому дефекту психики часто сопутствуют дефекты физического развития (микроцефалия, пороки внутренних органов). При средней и легкой степени идиотии больные могут отличать родных от посторонних, привязываются к тем, кто за ними ухаживает, радуются их появлению. Они могут усвоить некоторые навыки самообслуживания, способны самостоятельно передвигаться. Могут запомнить некоторые слова из обычного лексикона,

односложно попросить: «дай», «хочу». Они понимают, что можно обжечься, порезаться острым предметом. Уход и постоянный надзор за больными идиотией в домашних условиях достаточно сложен, и их обычно помещают в специальные учреждения.

med-pomosh.com