Лечение

Аутизм у детей 3-4 лет

15.06.2018

Аутизм у детей. Как быть?

Аутизм у детей – тяжелое нарушение эмоционального и психического развития, которое проявляется прежде всего в нарушении его контакта с внешним миром. Болезнь тяжелая, о которой многие слышали и как считают тоже многие, неизлечимая. Однако при раннем обнаружении аутизма поведение и психофизическое развитие детей ещё можно скорректировать. Головной мозг младенцев – очень податливая штука. Между тем диагноз «аутизм» у детей в основном ставят в 3-4 года, когда процесс почти необратим. Поэтому наблюдательной маме надо знать, на какие проблемы развития ребенка обращать внимание в более раннем возрасте, чтобы исключить вероятность аутизма.

Проверяем развитие детей! Тест на аутизм

2. Ребенок на руках матери не принимает комфортной позы, он или напряжен, или «растекается», как жидкость. Часто отказывается от материнского молока.

3. Ребенок реагирует не на само действие – игру с ним, разговор, а на внешние его признаки – громкость, яркость. Например, если мама громко смеется, он не радуется, а пугается.

4. Двигательное поведение не нормально – или постоянно заторможен, безразличен, или слишком возбужден, вертится, дергается.

5. Позже – не стремится подражать взрослому, не машет ручкой в ответ.

6. Нарушена привязанность к матери – или гиперпривязанность, не может без нее ни минуты, или полное безразличие к ее присутствию.

7. При умении сидеть и ходить – появление монотонных движений (раскачивание, вращение ручек и т.п) является признаком аутизма.

8. Игра в одиночку и не с игрушками, а предметами – ботинком, тарелкой.

Можно ли побороть аутизм у детей?

Мамы аутистов: «Мир многое теряет, отвергая наших детей!».

Согласно данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США, каждый 68-й ребенок страдает аутизмом. В Украине аутизм встречается не так часто, как другие психические нарушения, однако статистика не менее плачевна: по оценкам украинских ученых, на 10000 детей диагностируется от 4 до 26 аутистов.

Аутизм – фото больного

9-летнему Дизелю, младшему сыну известной певицы и обладательницы Грэмми Тони Брэкстон, диагноз аутизм был установлен еще в раннем детстве. У Серджио, младшего сына Сильвестра Сталлоне аутизм диагностировали в возрасте трех лет. Для актера эта новость стала настоящим ударом.

Лишь после смерти мальчишки его мама Келли Престон во всеуслышание заявила о том, что ее любимый ребенок был болен аутизмом.

Дети звезд с синдромом Дауна и аутизмом

Это был лучший ребенок на земле. Ребенок, о котором невозможно было и мечтать», -говорят звездные родители. Сестре всемирно известной модели Натальи Водяновой Оксане диагноз аутизм поставили уже во взрослом возрасте.

Могут ли родители-инвалиды в Беларуси, обеспечить полноценное воспитание ребенка

Это может случиться в любой семье. И это надо знать. И думать о том, как дать ребенку шанс прожить интересную жизнь. Я очень люблю Оксану, для меня это самый близкий человек.

Аутизм у детей: симптомы, особенности поведения и окончательный диагноз

Не так давно в интервью журналу 7 Дней известная певица Наталья Королева призналась, что сыну ее сестры Ирины Матвею поставили страшный диагноз – аутизм. Как нам объясняли американские врачи, такие, как Матвей, дети-индиго, они нормальные, это мы с вами ненормальные.

Аутизм, что это за болезнь

В одном из интервью бывшая супруга известного композитора и продюсера Константина Меладзе, Яна рассказала о том, что их общий сын страдает аутизмом. Врачи поставили Валере диагноз аутизм.

Я говорю о тяжелой форме аутизма. Но когда у ребенка появляются первые успехи, просыпается надежда, вера -и вот тогда начинается новая точка отсчета подлинных побед и светлой гордости за своего ребенка.

Роковая ошибка врачей и родителей -ждать до трех лет. Дети, с которыми начинают правильную коррекцию до года, показывают потрясающие результаты. Громом среди ясного неба для известной российской оперной дивы Анны Нетребко стал диагноз сына Тьяго: она призналась, что для нее стал шоком диагноз, поставленный ее ребенку – аутизм.

Люди с аутизмом, какие они?

Как распознать аутизм в раннем возрасте? Например, ребенок может избегать физического контакта с матерью: не просится на руки, иногда оказывает при попытках матери активное сопротивление.

Ребенок может не отзываться на обращение, не смотреть на говорящего с ним, не обращает внимания на указания и предупреждения взрослого, не следует взглядом за указательным жестом. Даже если ребенок испытывает удовольствие от взаимодействия с матерью, то сам редко инициирует контакт.

Ребенок может бурно реагировать на смену коляски или изменение привычной одежды родителей.

Методы лечения аутизма

И конечно, надо обязательно обратить внимание на своеобразную и при этом очень однообразную игру ребенка с предметами. Мы продолжаем знакомить вас с участницами совместного проекта МБОО «Дети Аутизм. Каждой из этих мам хотелось привести своего особенного ребенка в обычный садик или в школу. Но лучше завтра, когда инклюзия станет нормой.

Но чтобы следующие поколения жили в инклюзивном обществе, надо, чтобы родители приводили своих особенных детей в сегодняшнюю систему образования.

Второй раз была анкета психолога в садике – лист формата А4, где в каждой строчке «ваш ребенок болен».

Ветрянка: симптомы у детей, стадии и лечение заболевания

А в конце просто перл: вы же понимаете, что ваш ребенок БОЛЕН, какое будущее вы представляете у такого ребенка?

Проблемы семьи аутичного ребенка

Плюс фактор времени: ребенок растет, заботу о его развитии нельзя «отложить на потом». Ребенок очень хороший, он хочет учиться, особенно успешен в математике. Значит, эту помощь, насколько это возможно, буду предоставлять я. В перспективе, даже для расширения круга общения ребенка, хотелось бы, чтобы это был другой человек.

Создан робот для обучения детей-аутистов социальным навыкам

Семен художественно одаренный ребенок. Если все дети на уроке труда делают кошку из бумаги, то Семен своей кошке обязательно прикрепит корону и плащ, и это уже «кошка — злая королева».

Как только в его руки попадает пластилин, этот импульсивный, неусидчивый, невнимательный ребенок преображается. Очень страшно думать о том, что ребенок вырастет.

Таким образом, однозначного ответа почему рождаются больные аутизмом дети, не существует. В условиях настоящего места и времени такая помощь детям с аутизмом не практикуется. Если рождается ребенок с аутизмом, ДЦП или синдромом Дауна, это не значит, что его родители – какие-нибудь алкоголики или наркоманы.

Навигация по записям

Диагноз «Ранний детский аутизм» был поставлен в 4 года. У сына наблюдался классический набор признаков синдрома Каннера. Это имело эффект «разорвавшейся бомбы». Самый неутешительный прогноз звучал так: « Необучаем. Впереди полная инвалидизация». Нами были пройдены практически все возможные ступени медицинской и психолого-педагогической помощи: комплексное обследование в стационаре с подбором схемы лечения, УЗИ при аутизме, МРТ при аутизме, посещение группы и класса «Особый ребенок» в дошкольном и школьном учреждениях в течение 15 лет, с широким набором занятий с воспитателями, учителями, логопедами, психологами. Лечение аутизма лекарственными препаратами, по моим наблюдениям, имеет крайне ограниченные возможности. Сын остался в развитии на уровне дошкольника. Видимые успехи наблюдались в рамках программы обучения детского сада. В течение 5 лет мы посещали группу и класс Особый ребенок в ГОУ №687 Центр реабилитации ребенка . Cын обучался в специализированной (коррекционной) школе полного образования 46 — Центр Рим. Результат постижения школьной программы таков: Кирюша может читать отдельные слова и короткие фразы, но осмыслить прочитанный отрезок не в состоянии, умеет писать простые слова под диктовку, в частности свою фамилию и имя, считать не способен. На вопрос: «Кто такой Пушкин?» отвечает: «Александр Сергеевич». Самым большим достижением для меня в его обучении и воспитании за эти годы явилось то, что он имеет основные навыки самообслуживания, не боится перемещаться в большом городе, посещать магазины и кафе, сталкиваться с незнакомыми людьми. Он отзывчив на ласку, улыбчивый и эмоционально теплый. Это мой самый преданный друг! Цель, которую ставили в занятиях с сыном. «растопить», обогатить как личность, максимально расширить зону психологического комфорта, социализировать, безусловно, достигнута. Все эти годы я не упускала из вида еще одну задачу — создать больному ребенку максимально комфортные условия существования в собственной семье и всем родственникам с аутистом.

Сейчас Кирюше 25 лет. Он стал взрослым по возрасту и остался инфантильным по развитию. Стало ли мне легче с ним справляться? И да, и нет. Легче, потому что, привыкла? Отчасти, правильный ответ. Главное, я нашла для себя пути оценки и взгляда на сложившуюся непростую ситуацию и это предопределило способы решения многих проблем. А о сложностях, которые возникли, читайте на странице О взрослом аутисте . От всей души желаю Вам стать моими единомышленниками!

Поделиться в соц. сетях

Обо мне и ребёнке. 4 комментария

Прочитала как будто про моего сына написано у нас тоже аутизм сыну 8 лет и поведение точно такое же как у вашего сына

Может быть интересно кому нибудь из родителей — день БЕСПЛАТНЫХ семинаров по аутизму и проблемам обучения:

День семинаров, предназначенных для родителей детей с некоторыми распространенными проблемами развития и обучения: проблемы аутистического спектра, дислексия, а также дефицит внимания и гиперактивность (СДВГ).

Марафон может также представлять интерес для специалистов (педагогов, логопедов, психологов и т.д.), которые сталкиваются с подобными проблемами по роду своей деятельности.

Все основные лекторы на семинаре — это действующие израильские специалисты, эксперты в своих областях, или люди, которые состоялись как личности, преодолев барьер диагноза.

Представляем два независимых направления:

1. Дислексия и СДВ(Г)

2. Спектр аутизма

Быть хорошими родителями — это искусство. Быть хорошими родителями особенного ребёнка — это нелегкая работа.

Для того, чтобы в этом преуспеть, недостаточно уметь идти по известному, стандартному пути. Требуется большее — необходимо самим прокладывать маршрут, который подойдет ребёнку и всем тем, кто его окружает.

Целью марафона не является найти научные объяснения состоянию ребёнка или психологии поведения родителей в создавшейся ситуации.

Цель марафона — помочь родителям посмотреть на ситуацию под таким углом зрения, который позволит эффективно действовать.

Инфо Марафон предоставит начальный набор основных положений, принципов и направлений. Используя их в качестве отправной точки, родители получат возможность построить индивидуальную программу и инфраструктуру, основанную на успешных подходах и методиках.

У меня такая же проблема. Но моему сыну 16 лет. Я все приняла, живу и даже счастлива. Но у меня один страх — умереть раньше сына. В силу биологических законов это практически неизбежно. Мой ребенок никому не будет нужен. У меня много родственников, но мне не нашлось среди них места. Мама умерла, так и не приняв меня с моей проблемой. Родные братья и сестры (их четверо) очень дружны, но только между собой. Их детей также не интересует существование моего сына. Моя проблема — табу в семье. В западных странах созданы условия, а у нас каждый трепыхается сам.

Моему сыну почти 4. О диагнозе я узнала сама. после очередного посещения логопеда, не отмахнулась от ее предположения, что он не говорит, по той причине, что это может быть аутизм.

Перечитав множество информации, я так и не дошла к доктору, за тем самым клеймом . Мне его подтверждение не нужно.

Я занялась ребенком.

И первое что я сделала — посадила его на жесткую диету. Ибо у детей с признаками аутизма — не переваривается в огрганизме белки глютена и козеина.

Может вы и встречали эту информацию, но по каким-то не ведомым для меня причинам — не попробовали. или попробовали — но решили, что это не то.

Неужели вы никогда не искали методы коррекции по-мимо того, что доктор прописал ?

Как не печально, но официальная медицина не находит связи между проблемами кишечника и мозга.

На данный момент- мы только месяц на диете. Я не буду запрыгивать вперед, и больше всего боюсь что либо предсказывать.

Но мой малыш за этот месяц произнес больше слов, чем за последние несколько лет — до диеты.

Просто посмотрите информацию в интернете о Биокоррекции аутизма . неужели вы даже не попробуете?

kakvyrastitrebenka.ru

Аутизм у детей: первые симптомы, методы диагностирования

Под словом «аутизм» понимаются различные формы расстройств психики, при которых установление и налаживание контакта с внешним миром является проблематичным. Аутические нарушения начинают проявлять себя ещё в младенчестве необычными реакциями на события и окружающих людей.

Но точный диагноз обычно ставят не ранее, чем в 2,5-3 года, и с этого же возраста начинается лечение, помогающее уменьшить симптомы патологии и адаптировать ребёнка к нормальной жизни.

К сожалению, конкретных методов и препаратов для терапии не существует, но с помощью развивающих программ можно скорректировать нарушения в поведении ребёнка и частично обучить его социальным навыкам. И чем раньше приняты меры, тем больше шансов научиться социальному взаимодействию и покинуть пределы собственного внутреннего мира.

Доктор Комаровский о заболевании

Первые признаки заболевания

Аутизм выражается в неспособности мозга воспринимать мир всеми органами чувств в совокупности. То есть, если ребёнок сосредоточен на зрительных образах, то ему нет дела до звуков или запахов, или если внимательно прислушивается к чему-либо, то не в силах воспринимать картинки из книжки и т. д.

Он замкнут в своей собственной среде, и неохотно «включается» в реалии окружающего его пространства, любые попытки нарушить привычное для него положение вещей воспринимается как угроза.

У детей до года очень сложно выявить аутизм, поскольку не существует собирательного образа младенца, страдающего этим расстройством. Но всё же родителям имеет смысл насторожиться, если малыш ведёт себя странно, что проявляется так:

  • Не просится к маме на руки, напряжён, когда его держат, либо, напротив, слишком расслаблен;
  • Не останавливает взгляд на лицах родителей или очень быстро теряет интерес к их рассматриванию. Предметом внимания малыша становятся рисунки, игрушки и прочие неодушевлённые предметы;
  • Отсутствует реакция на окружающих людей;
  • Нет реакции на эмоции других людей, либо эта реакция неадекватна: например, малыш может заплакать, если кто-то смеётся, и наоборот;
  • Отсутствует привязанность к матери, или, напротив, такая сильная, что не позволяет маме отойти ни на шаг;
  • Ребёнок не улыбается;
  • Позднее начало гуления. Воспроизводимые звуки, слоги лишены интонаций;
  • По мере роста и развития ребёнка признаки видоизменяются и становятся всё более выраженными. После 1-1,5 лет аутичное расстройство не заметить сложно.

    Основным признаком наличия заболевания врачи и психологи считают неверное формирование привязанности, ведь данный фактор является ключевым в раннем развитии ребёнка. Но и странное поведение, нарушения развития речи тоже говорит о патологиях психики аутичного характера. Так, общие признаки выглядят следующим образом:

  • отказ от тактильного контакта с родственниками, даже матерью;
  • странные жесты, не соответствующие ситуациям и обстановке;
  • нежелание общаться со сверстниками;
  • поведенческая тенденция к упорядочиванию предметов по разным признакам;
  • задержка в развитии речи — к 3-4 годам ребёнок не разговаривает или знает совсем мало слов, говорит монотонно, без всякого выражения;
  • навязчивое повторение за другими людьми слов или фраз (эхолалия);
  • избегание зрительного контакта с окружающими;
  • предпочтение одиночества обществу родных.
  • Аутизм может быть нескольких степеней тяжести, и течение заболевания стабильно в любом возрастном периоде, далее оно переходит во взрослую жизнь. Но от группы заболевания во многом зависит успех лечения и возможность социальной адаптации детей-аутов в будущем. Существует общая классификация детского аутизма со своей особой симптоматикой.

    Самая тяжёлая степень. Дети целиком и полностью находятся «не в этом мире», не пытаются разговаривать, не жестикулируют и не используют мимику. Прогноз лечения неблагоприятен.

    Это более активные дети, но воспринимающие реальный мир фрагментарно. Они могут говорить что-то по настроению или демонстрировать жестами своё состояние. Самым важным для них является стабильность привычного распорядка вещей.

    Сюда входят «шустрые» детки, но с проблемами в объективном восприятии ситуаций. Нередко возникают конфликты с окружающими. Способны понять других людей, но на простом уровне, не замечают подтекста в словах и действиях. В некоторой мере смогут адаптироваться к существованию в социуме.

    Включает себя деток с лёгкой формой аутизма. Им свойственна высокая ранимость, они прекращают общение и «уходят в себя» при малейших проблемах. Но в целом способны нормально общаться и воспринимать реальность после проведения коррекционных терапевтических курсов.

    В большинстве случаев происходит так, что чем тяжелее форма аутизма, тем раньше можно её заметить, почти что с рождения. Менее выраженные виды расстройства могут проявиться в 3, 5 или даже 7 лет.

    Читайте про признаки гайморита у взрослых. Какие признаки недуга?

    Хорошие советы, здесь вы узнаете про признаки стенокардии.

    Лабораторных и прочих методов объективной диагностики ещё не придумано. Сама болезнь диагностируется после систематического и длительного наблюдения специалистами за ребёнком. Ряд проявлений аутизма характерен и для многих других психических болезней аутического спектра, что не исключает возможность ошибки наспех поставленного диагноза.

    Чтобы поставить окончательный диагноз, специалисту важно убедится, что у ребёнка присутствует как минимум 3 характерных признака этой патологии — малое социальное взаимодействие, нарушение коммуникации и узкий круг интересов с однообразными делами.

    medickon.com

    Аутизм у детей: 7 признаков, которые должны насторожить родителей

    7 признаков аутизма

    Еще несколько лет назад об этой болезни мало кто знал, а наши врачи даже не ставил такой диагноз, отчего у родителей деток-аутистов опускались руки. Сегодня в Украине аутизм диагностируют и стараются лечить, прибегая к практике западных врачей, используя свои наработки. Если верить экспетам, около 40 тысяч родителей в нашей стране не догадываются, что проблемы у их ребенка связаны с аутизмом, отчего не приступают к обследованию и лечению малыша. Чтобы не упустить время, стоит знать, какие сигналы подает аутизм – 20 главных их них перед вами.

    20 признаков, которые должны насторожить

    2. Малыш не плачет, если он голоден (подошло или даже прошло время кормления).

    3. Кроха не реагирует эмоциями на уход и заботу, его взгляд всегда отчужденный, он как будто смотрит мимо.

    4. В 8-9 месяцев малыш не демонстрирует комплекс оживления: не дергает ножками и ручками, когда мама подходит к его кроватке, наклоняется и улыбается крохе.

    5. Ребенок вдруг истошно начинает кричать, испугавшись чего-то: панику могут вызвать даже его собственные пальчики на руке.

    6. Ребенок использует однообразные движения, долгие (до часа) раскачивания в кроватке, подолгу издает одни и те же звуки или использует однообразные движения ручками.

    7. Ребенок так и не начал говорить (хотя бы болтать на своем тарабарском языке), хотя ему исполнилось уже 2 года.

    8. В 3-4 года ребенок вдруг начинает говорить взрослыми развернутыми фразами (совсем не характерными для общения детей).

    9. Ребенок не смотрит в глаза (или контакт очень кратковременный) и не улыбается.

    10. Ребенок, отводя взгляд, может надолго сфокусировать взгляд на отдельной части лица или детали одежды.

    11. Малыш не отзывается на свое имя.

    12. Ребенок плохо координирует свои движения: он медленно ходит, ему сложно бегать, прыгать, он не залезает на горку или шведскую лестницу даже дома.

    13. Ребенок резко или постепенно перестал общаться с друзьями и родными.

    14. У ребенка странные игровые предпочтения: он не строит из кубиков, не берет в руки плюшевые игрушки, не просит конструкторы, а играет, например, со случайно найденными веревочками, консервными банками и т.п.

    15. Ребенок хочет играть сам, ему сложно разделить игру даже с еще одним ребенком.

    16. У ребенка проявляется «синдром тождества»: малыш ходит по одной и той же дороге, одевает или требует одну и ту же одежду, использует одну и ту же игрушку, не хочет, чтобы хоть какая-то мелочь изменилась в его комнате.

    17. Нарушение ритуала или новый резкий звук, приход нового человека может вызвать панику или признак агрессии.

    18. Ребенок часто повторяет какие-то услышанные фразы без повода и смысла.

    19. Ребенок, если и говорит, то не произносит слова «Я».

    20. Он не задает вопросов и не слышит вопросов, к нему обращенных.

    Большой риск выставлять диагноз ребенку у неспециалиста. 2-3 симптома – это вырывание из контекста, когда об аутизме даже речи не может идти. А бывает, что ребенок не посмотрел врачу в глаза, и тот решает, что ребенок аутист. Ребенок в 2 года не говорит – все, аутист. Такой диагноз может поставить только детский психиатр и только подытожив и проанализировав все проявляющиеся симптомы.

    Как, например, температура – это признак воспаления легких. Но у воспаления, кроме, лихорадки, есть и другие важные признаки. Так и с аутизмом или иными особенностями ребенка – их важно правильно выявить, чтобы помочь малышу по специальной программе лечения как можно быстрее избавиться от сложностей и адаптироваться к этому миру.

    Советуем уточнить некоторые важные нюансы, связанные с диагностикой аутизма в Украине, в видео-пояснении доктора Комаровского:

    7 симптомов сахарного диабета у детей, которые родители должны знать

    Ангина у ребенка: как ее распознать и быстро вылечить

    Когда и почему у новорожденного меняется цвет глаз?

    Как научить ребенка не болеть: 3 совета для родителей

    Здоровый малыш: следим за развитием (таблицы навыков и умений)

    Раннее развитие: для каких детей оно несет опасность?

    Аптечка по доктору Комаровскому: список лекарств, если в доме есть ребенок

    Гипертонус у новорожденных: причины, признаки и лечение

    kolobok.ua

    Признаки аутизма у ребенка 3 лет

    К большому сожалению, в современном мире тенденция к постановке диагноза «аутизм» у малышей неуклонно растет. Ученые до сих пор не выяснили причину этого отклонения, но замечено, что иногда заболевание бывает наследственным.

    Хотя в медицинском словаре и существует такой диагноз, на самом деле аутизм не является болезнью, как таковой. Это лишь отличие конкретного ребенка от сверстников в различных поведенческих ситуациях.

    Симптомы аутизма у детей до 3 лет

    Как правило, диагноз ставится лишь после пятилетнего возраста, но первые признаки аутизма у детей можно заметить до наступления 3-4 лет и даже раньше. Некоторые детки явно выдают своим поведением отклонение от нормы уже в полуторогодовалом возрасте, и внимательные родители могут сами заподозрить неладное.

    В основном признаки аутизма у 3-х летнего ребенка являются косвенными и даже если родители нашли некоторые из них у своего чада, то это не всегда означает заболевание. Диагноз может поставить только грамотный специалист-невролог, который ведет наблюдение за малышом, а также назначает специальное тестирование для предварительной постановки диагноза.

    Итак, на какие признаки и симптомы аутизма у детей 3 лет нужно обратить внимание родителям, сейчас мы рассмотрим. Они делятся на три подгруппы: социальные, коммуникативные и стереотипные (монотонность в поведении).

    Социальные признаки

    1. Ребенок интересуется не игрушками, а обычными бытовыми предметами (мебель, радиоприборы, кухонная утварь), совершенно игнорируя детские забавы.
    2. Невозможно предугадать реакцию малыша на то или иное воздействие.
    3. У ребенка отсутствует подражание взрослым, которое начинается у детей после года.
    4. Ребенок всегда играет один и игнорирует компанию сверстников или родителей.
    5. Практически всегда малыш избегает при общении смотреть в глаза, а наблюдает за губами или движениями рук собеседника, когда к нему обращаются.
    6. Чаще всего ребенок, у которого наблюдается аутизм, не терпит физического контакта со стороны окружающих.
    7. Малыш или очень привязан к маме и неадекватно реагирует на ее отсутствие или же наоборот, не выносит ее и не успокоится, пока она не покинет его территорию.
    8. Коммуникативные признаки

      1. Дети часто говорят о себе в третьем лице, вместо «Я» употребляют свое имя, или говорят «Он».
      2. У ребенка не развита или плохо развита речь для его возраста.
      3. Малыша совершенно не интересует окружающий мир, он не задает вопросов.
      4. В ответ на улыбку ребенок никогда не улыбается и в повседневной жизни вообще улыбается крайне редко.
      5. Часто речь ребенка состоит из выдуманных слов, фраз или же из постоянно повторяющихся чужих, когда-то услышанных слов.
      6. Малыш практически никогда не реагирует на просьбы взрослого, не отзывается на свое имя.
      7. Стереотипы в поведении

        1. Ребенок неадекватно реагирует на смену обстановки или людей в помещении. Ему комфортно только с одними же и теми людьми, остальных он воспринимает в штыки.
        2. Малыш кушает только строго им выбранные продукты и никогда не пробует ничего нового.
        3. Повторение однообразных монотонных простых движений тоже свидетельствуют в пользу расстройства психики.
        4. Маленькие аутисты строго следуют собственному распорядку дня и весьма педантичны в этом.
        5. К сожалению, лекарства, которое бы вылечило аутизм, не существует. Но ребенку очень помогут адаптироваться в социуме специальные коррекционные мероприятия и работа с психологом.

          Выполнять массаж новорожденному ребенку необходимо правильно, поэтому мы подготовили для вас подробный поэтапный фотоурок.

          Нормально ли развивается мой ребенок? Каких достижений ждать от своего, только что родившегося, крохи? На что обратить внимание, и о чем рассказать своему врачу? Это и многое другое — читайте неделю за неделей, месяц за месяцем в новом календаре развития ребенка.

          Впереди у вашего человечка – целая жизнь! А пока вам только пошла 4 неделя. Время вашей особой родительской ответственности и время, когда малыш начинает привыкать к жизни вне материнской утробы.

          Главная / 4 — 6 лет / Как выявить аутизм у детей до 6 лет: признаки, тесты

          Как выявить аутизм у детей до 6 лет: признаки, тесты

          Сегодня в мире аутизмом (расстройство аутистического спектра или РАС) страдает каждый 88 ребенок. Этот болезненное состояние психики хорошо поддается лечению в раннем детстве. Ниже приведена информация, которая поможет понять причины возникновения аутизма. Специальные тесты в статье помогут оценить склонность ребенка в РАС. Однако надо помнить, что правильный и точный диагноз поставить может лишь детский психиатр.

          Почему у малыша развивается аутизм?

          Аутизм -болезненное состояние психики, погружённость человека в себя, стремление уйти от контактов с окружающим миром.

          Ранее, когда аутизм был недостаточно изученным заболеванием, бытовало мнение, что его причиной являются психосоциальные факторы, которые влияют на ребенка в период его развития. Но со временем врачи и другие специалисты сферы психологии и психиатрии пришли к выводу, что основная причина, которая провоцирует аутизм – это биологические факторы.

        6. Врожденные нарушения обмена веществ. которые дебютируют у плода внутриутробно. В в этом случае на патогенетическом уровне отмечается несоответствие продукции некоторых нейромедиаторов и гормонов.
        7. Аутоиммунные процессы. при которых происходит сбой в формировании нормальных нервных клеток и их соединений между собой. Подобные ранние внутриутробные нарушения становятся основой различных патологий головного мозга.
        8. Дородовые или послеродовые осложнения. К таковым относят краснуху матери при беременности, перенесенный после рождения сифилис, менингит, ревматизм, энцефалит и другие тяжелые инфекционные заболевания.
        9. Наследственные факторы .
        10. Биохимические нарушения в организме, которые развиваются внутриутробно.
        11. Нарушения познавательных функций и речи .
        12. Нарушения эмоциональной сферы .
        13. Одновременное взаимодействие нескольких вышеперечисленных факторов.
        14. Какие признаки РАС у детей дошкольного возраста?

          Таблица 1. Как проявляется аутизм у детей разного возраста?

          Аутизм у детей — это расстройство психики, которое возникает в результате нарушения нормального развития головного мозга. Для аутизма характерен выраженный дефицит социального взаимодействия, ограниченные интересы, повторяющиеся действия, погружение в себя.

          Наиболее достоверным считается, что к развитию аутизма приводят изменения в генах, которые отвечают за синаптические связи в головном мозге.

          Большинство врачей склоняется к тому, что это наследственное заболевание. Не исключается влияние инфекционных агентов на ребенка во время беременности. Внутриутробная инфекция может способствовать органическим поражениям головного мозга, что в дальнейшем приводит к тяжелым последствиям, в том числе к детскому аутизму.

          Имеется ряд общих признаков, которые характерны для детей с аутизмом. Проявления зависят от степени тяжести этого расстройства, а также от возраста.

          Условно выделяют четыре группы:

          Ранний аутизм (у детей до 2-х лет);

          Детский аутизм — у детей от 2-х до 11 лет;

          Подростковый аутизм — от 11 до 18 лет

          Аутизм у взрослых — старше 18 лет.

          Для раннего аутизма характерно, начиная с первых месяцев жизни ребенка своеобразное поведение и взаимодействие с окружающими. Такие дети не просятся на руки, не прижимаются к матери, не смотрят в глаза. Некоторые дети не реагируют на звуки и на свое имя, не улыбаются, не отдают видимого предпочтения в контакте. В этой ситуации тяжелее всего приходится родителям, особенно маме. Мама такого малыша не получает положительных эмоций, ожидаемой радости от общения с ребенком, это может привести к развитию у неё депрессии и раздражительности, что также не благоприятно сказывается на развитии ребенка.

          Часто бывает так, что до 2-3 лет ребенок развивается нормально, прибавляет в весе, своевременно начинают сидеть, ползать, ходит. А первые признаки аутизма начинают проявляться по мере развития психической сферы и расширения социальных.

          У детей старше 2-х лет к характерным признакам раннего аутизма добавляются другие специфические симптомы. Ребенок не стремиться к общению, не принимает участие в беседах, как правило, его интересует только один вид деятельности, часто повторяет одно и то же слово или звук, при смене привычной обстановки у ребенка возникает паника. Такие дети с большим трудом приобретают различные навыки, в школе возникают трудности с обучением чтению и письму.

          У большинства детей имеется неадекватная реакция на раздражители. Дети с аутизмом пугаются и плачут при малейшем дискомфорте. Не охотно играют с ровесниками, практически не говорят.

          Психическое развитие при аутизме может доходить до противоречивости. Так, аутичный ребенок может быть как умственно отсталым, так и высокоинтеллектуальным, может быть одаренным в какой-то одной области (музыка, математика, рисование), но при этом не имеет простейших бытовых и социальных навыков.

          Следует отметить, что нередко, умственный коэффициент у таких детей превышает 70 баллов по сто балльной шкале.

          Дети с аутизмом страдают гиперчувствительностью к различным раздражителям, поэтому они часто боятся бытовых электроприборов, которые издают громкие, резкие звуки, шума воды, как яркого света, так и темноты. Их может раздражать одежда.

          Речь у детей с аутизмом развита плохо, отличается негибкостью, «механичностью», «попугайностью». Создается впечатление штампованности. Для таких детей характерно повторение услышанной фразы, часто уже вне связи с реальной ситуацией (эхолалирование).

          В возрасте старше 11 лет. дети с аутизмом, как правило, уже приобретают простые навыки общения с людьми, но всё равно предпочтение отдают одиночеству. В период полового созревания такие дети могут становится агрессивными (зачастую характерна самоагрессия) или впадают в депрессивное состояние.

          Итак, у детей страдающих аутизмом можно выделить три основные проблемы. трудности с социальной коммуникацией, с социальным взаимодействием и социальным воображением (но не с творческим).

          Из характерных особенностей можно отметить: любовь к рутине, сенсорную чувствительность, специальные (узкие) интересы, нарушения обучения.

          Для постановки диагноза необходимо длительное наблюдение за ребенком в ходе которого выявляются вышеописанные симптомы.

          Лечение аутизма у детей

          К сожалению лекарственных препаратов от этого расстройства нет и полное выздоровление от аутизма не наступает никогда. Лечение таких детей заключается в адаптации их в социуме (к семье, обществу) и к организации социальной и функциональной независимости.

          Наиболее эффективен комплексный подход к лечению аутистов. Это занятия с логопедом, психологом, анализ поведения, развитие социальных навыков, применение «моделей развития», трудотерапия.

          Из медикаментозной терапии, в качестве симптоматических средств, применяют антидепрессанты, стимуляторы, антипсихотики.

          Из нетрадиционных методов применяют фитотерапию, нетрадиционные школы психического развития. Благоприятно действует на развитие детей с аутизм общение с животными (собаки, лошади, дельфины).

          Лечение ребенка должно быть постоянно и в больнице, и дома, и в детском саду. Лучше наблюдаться у одного и того же психиатра, так как частая смена врача может привести к ухудшению состояния. В лечении очень важно повторение — изо дня в день нужно повторять одни и те же навыки, чтобы ребенок смог научиться их выполнять. Ребенок и родители должны соблюдать точный распорядок дня. Не следует менять обстановку к которой привык ребенок.

          Родителям легче справиться с осознанием и принятием этой проблемы при общении с другими родителями детей больных аутизмом. Так же рекомендуется родителям регулярно посещать психолога и брать отпуск (отдыхать от лечения ребенка), на время оставив его в надежных руках, тех кому доверяете.

          Лечение аутизма долгий и очень трудный процесс, поэтому родителям следует запастись терпением и наедятся на лучшее. Прогноз в каждом отдельном случае различный. Некоторые дети идут на контакт уже через 3-4 месяца, у других положительной динамики может не наблюдаться годами.

          Аутизм у детей (синонимы: аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера) — общее расстройство развития, проявляющееся в возрасте до трёх лет аномальным функционированием во всех видах социального взаимодействия, общения, ограниченным, повторяющимся поведением.

          Симптомы аутизма возникают в первые годы жизни. Причина у большинства детей неизвестна, хотя признаки предполагают роль генетического компонента; у некоторых детей аутизм может вызываться органическим заболеванием. Диагностика основывается на истории развития и наблюдении за развитием ребенка. Лечение состоит из поведенческой терапии и иногда медикаментозного лечения.

          Аутизм, расстройство развития, является наиболее распространенным из общих расстройств развития. Заболеваемость составляет 4-5 случаев на 10 000 детей. Аутизм примерно в 2-4 раза чаще встречается у мальчиков, у которых оно имеет более тяжёлое течение и обычно сопровождается наследственной отягощённостью.

          Учитывая широкую клиническую вариабельность этих состояний, многие также называют ОРР как заболевания группы аутизма. В последнее десятилетие отмечен быстрый рост выявления заболеваний группы аутизма частично вследствие того, что изменились диагностические критерии.

          Причины аутизма у ребенка

          Большинство случаев заболеваний группы аутизма не связаны с заболеваниями, протекающими с поражением головного мозга. Тем не менее некоторые случаи возникают на фоне врожденной краснухи, цитомегаловирусной инфекции, фенилкетонурии и синдрома хрупкой Х-хромосомы.

          Обнаружены серьезные свидетельства, подтверждающие роль генетического компонента в развитии аутизма. У родителей ребенка с ОРР риск рождения следующего ребенка с ОРР выше обычного в 50-100 раз. Конкордантность аутизма высока у монозиготных близнецов. Исследования, в которых участвовали семьи пациентов с аутизмом, позволили предположить несколько областей генов — потенциальных мишеней, включая связанные с кодированием рецепторов нейротрансмиттеров (GABA) и структурным контролем ЦНС (НОХ гены). Также предполагали роль внешних факторов (включая вакцинацию и различные диеты), которые, однако, не были доказаны. Нарушения структуры и функции головного мозга, вероятно, во многом являются основой патогенеза аутизма. У некоторых детей с аутизмом увеличены желудочки мозга, у других отмечается гипоплазия червя мозжечка, у части обнаруживают аномалии ядер ствола мозга.

          Аутизм был впервые описан Лео Каннером в 1943 году у группы детей, для которых было характерно чувство одиночества, которое не было связано с уходом в мир фантазий, а скорее характеризовалось нарушением формирования социального сознания. Каннер также описал и другие патологические проявления, такие как задержка речевого развития, ограниченность интересов, стереотипии. В настоящее время аутизм рассматривается как заболевание с нарушением развития центральной нервной системы, проявляющееся в раннем детском возрасте, обычно до 3-летнего возраста. В настоящее время аутизм четко дифференцируют с изредка встречающейся детской шизофренией, однако ключевой дефект, лежащий в основе аутизма, до сих пор выявить не удается. Различные гипотезы, основанные на теории интеллектуального, символического дефицита или дефицита когнитивных исполнительных функций со временем получили только частичное подтверждение.

          В 1961 г. у больных аутизмом было выявлено повышение в крови уровня серотонина (5-гидрокситриптамина). В последующем было установлено, что это связано с повышением содержания серотонина в тромбоцитах. Недавние исследование показали, что лечение селективными ингибиторами обратного захвата серотонина уменьшает у части больных стереотипии и агрессивность, тогда как снижение уровня серотонина в мозге — усиливает стереотипии. Таким образом, нарушение регуляции обмена серотонина может объяснить некоторые проявления аутизма.

          Аутизм рассматривается как спектр расстройств, при этом наиболее тяжелые случаи проявляются классическими признаками, такими как задержка речевого развития, дефицит общения, стереотипии, которые развиваются в раннем возрасте. В 75% случаев аутизм сопровождается умственной отсталостью. Противоположный конец спектра представлен синдромом Аспергера, аутизмом с высоким уровнем функционирования и атипичным аутизмом.

          Симптомы аутизма у ребенка

          Аутизм обычно манифестирует на первом году жизни и обязательно проявляется до 3-летнего возраста. Расстройство характеризуется атипичным взаимодействием с окружающими (т.е. отсутствие привязанности, неспособность близкого контакта с людьми, отсутствие ответных реакций на эмоции других людей, избегание взгляда), упорное следование одному и тому же порядку (например, упорное неприятие изменений, ритуалы, настойчивая привязанность к знакомым предметам, повторяющиеся движения), нарушения речи (варьирующие от полной немоты до позднего развития речи и до выраженных особенностей использования языка), а также неравномерное интеллектуальное развитие. У некоторых детей отмечается самоповреждение. Примерно у 25 % пациентов выявляют утерю приобретенных навыков.

          По принятой на сегодняшний день теории фундаментальной проблемой заболеваний группы аутизма считают «душевную слепоту», т.е. неспособность представить, о чем может думать другой человек. Считают, что это приводит к нарушению взаимодействия с окружающими, что, в свою очередь, ведет к аномалии речевого развития. Одним из наиболее ранних и самым чувствительным маркером аутизма является неспособность годовалого ребенка указывать при общении на предметы. Предполагают, что ребенок не может представить, что другой человек может понять, на что он указывает; вместо этого ребенок указывает на то, что ему нужно, только физически дотрагиваясь до желаемого объекта или используя руку взрослого как инструмент.

          Неочаговые неврологические признаки аутизма включают нарушение координации походки и стереотипные движения. Судороги развиваются у 20-40 % таких детей [особенно при коэффициенте интеллекта (IQ) менее 50)].

          Клинически всегда отмечают качественные нарушения социального взаимодействия, проявляющиеся в трёх основных формах.

        15. Отказ от использования имеющихся речевых навыков при социальном общении. При этом речь развивается с задержкой или не появляется вообще. Невербальные коммуникации (контакт взора, мимическое выражение, жестикуляция, позы тела) практически недоступны. Приблизительно в 1/3 случаев недоразвитие речи преодолевается к 6-8 годам, в большинстве случаев речь, особенно экспрессивная, остаётся недоразвитой.
        16. Нарушение развития селективных социальных привязанностей или реципрокного социального взаимодействия. Дети не способны устанавливать тёплые эмоциональные взаимоотношения с людьми. Одинаково себя ведут как с ними, так и с неодушевлёнными предметами. Не проявляют особой реакции на родителей, хотя возможны своеобразные формы симбиотической привязанности ребёнка к матери. К общению с другими детьми не стремятся. Отсутствует спонтанный поиск разделяемой радости, общих интересов (например, ребёнок не показывает другим людям интересующие его предметы и не привлекает к ним внимание). У детей отсутствует социоэмоциональная взаимность, что проявляется нарушенной реакцией на эмоции других людей или отсутствием модуляции поведения в соответствии с социальной ситуацией.
        17. Нарушения в ролевых и социально-имитационных играх, которые стереотипны, нефункциональны и несоциальны. Наблюдают привязанность к необычным, чаще жёстким предметам, с которыми проводится нетипичное стереотипное манипулирование, характерны игры с неструктурированным материалом (песком, водой). Отмечают интерес к отдельным свойствам предметов (например, запаху, осязательным качествам поверхности и др.).
        18. Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы, активность с навязчивым желанием однообразия. Смена привычного жизненного стереотипа, появление новых людей у этих детей вызывает реакции избегания либо тревоги, страха, сопровождающегося плачем, криком, агрессией и самоагрессией. Дети сопротивляются всему новому — новой одежде, употреблению новых продуктов питания, изменению привычных маршрутов прогулок и др.
        19. Помимо этих специфических диагностических признаков, можно наблюдать такие неспецифические психопатологические феномены, как фобии, нарушения сна и приёма пищи, возбудимость, агрессивность.
        20. F84.1 Атипичный аутизм.

          Синонимы: умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами, атипичный детский психоз.

          Тип общего психического расстройства психологического развития, который отличается от детского аутизма либо возрастом начала, либо отсутствием хотя бы одного из трёх диагностических критериев (качественные аномалии в социальном взаимодействии, общении, ограниченном повторяющемся поведении).

          Синдром Аспергера характеризуется социальной изоляцией в сочетании с необычным, эксцентричным поведением, обозначаемым как «аутистическая психопатия». Для него характерно неспособность понимать эмоциональное состояние других людей и вступать в контакты со сверстниками. Предполагают, что у этих детей возникает расстройство личности, компенсируемое особыми достижениями в какой-либо одной ограниченной области, обычно связанной с интеллектуальными занятиями. Более чем у 35% лиц с синдромом Аспергера имеются сопутствующие психические расстройства — в том числе аффективные расстройства, обсессивно-компульсивное расстройство, шизофрения.

          Аутизм с высоким уровнем функционирования невозможно четко дифференцировать с синдромом Аспергера. Тем не менее для синдрома Аспергера, в отличие от аутизма с высоким уровнем функционирования, характерен нейропсихологический профиль с наличием «сильных» и «слабых» когнитивных функций и затруднениями при невербальном обучении. Проективные тесты показывают, что лица с синдромом Аспергера имеют более богатую внутреннюю жизнь, более сложные, утонченные фантазии, в большей степени сосредоточены на внутренних переживаниях, чем больные аутизмом с высоким уровнем функционирования. Недавно изучение в обеих группах больных педантичной речи показало, что она чаще встречается при синдроме Аспергера, что может помочь в дифференциации этих состояний.

          «Атипичный аутизм» представляет собой состояние, которое не удовлетворяет критерию возраста начала и/или трем другим диагностическим критериям аутизма. Термин «общее (первазивное) расстройство развития» широко применяется в официальной номенклатуре, однако его значение точно не определено. Его следует рассматривать как общий термин, объединяющий все рассматриваемые в данном разделе состояния. Общее расстройство развития без дополнительного уточнения (ОРР-БДУ) — описательный термин, применяемый у детей с атипичным аутизмом.

          Синдром Ретта. Синдром Ретта и дезинтегративное расстройство детского возраста феноменологически близки к аутизму, но патогенетически, вероятно, отличны от него. Синдром Ретта был впервые описан Андреасом Реттом (A. Rett) в 1966 году как неврологическое расстройство, преимущественно поражающее девочек. При этом генетически детерминированном заболевание до 6-18 месяцев ребенок развивается нормально, но в последующем возникают тяжелая умственная отсталость, микроцефалия, неспособность совершать целенаправленные движения руками, замещающиеся стереотипиями по типу потирания рук, дрожание туловища и конечностей, неустойчивая замедленная походка, гипервентиляция, апноэ, аэрофагия, эпилептические припадки (в 80% случаев), скрежетание зубами, затруднения при жевании, снижение активности. В отличие от аутизма, при синдроме Ретта в первые месяцы жизни обычно отмечается нормальное социальное развитие, ребенок адекватно взаимодействует с окружающими, льнет к родителям. При нейровизуализации выявляются диффузная корковая атрофия и/или недоразвитие хвостатого ядра с уменьшением его объема.

          Дезинтегративное расстройство детского возраста (ДРД), или синдром Хеллера — редкое заболеванием с неблагоприятным прогнозом. В 1908 году Хеллер (Heller) описал группу детей с приобретенным слабоумием («dementia infantilis»). У этих детей до 3-4 лет отмечалось нормальное интеллектуальное развитие, но вслед за этим возникали изменения поведения, утрата речи, умственная отсталость. Современные критерии этого заболевания требуют внешне нормального развития до 2-летнего возраста с последующей значительной утратой приобретенных ранее навыков, таких как речь, социальные навыки, контроль над мочеиспусканием и дефекацией, игры и двигательные навыки. Кроме того, должны присутствовать не менее двух из трех проявлений, характерных для аутизма: нарушения речи, утрата социальных навыков и стереотипии. В целом, дезинтегративное расстройство детского возраста представляет собой диагноз исключения.

          Диагностика аутизма у ребенка

          Диагноз ставят клинически, обычно для его постановки необходимо наличие признаков нарушения социального взаимодействия и общения, а также наличие ограниченных, повторяющихся, стереотипных поведения или интересов. Скрининговые тесты включают Опросник социальной коммуникации, М-СНАТ и другие. Диагностические тесты, считающиеся «золотым стандартом» диагностики аутизма, например Программа наблюдения для диагностики аутизма (ADOS), основывающаяся на критериях DSM-IV, обычно проводятся психологами. Детей с аутизмом сложно тестировать; они обычно лучше справляются с невербальными заданиями, нежели с вербальными при определении IQ, в отдельных невербальных тестах у них могут быть результаты, соответствующие возрасту, несмотря на задержку в большинстве сфер. Тем не менее тест на определение IQ, проведенный опытным психологом, часто может предоставить полезные данные, позволяющие судить о прогнозе.

          Диагностические критерии аутизма

          А. В сумме не менее шести симптомов из разделов 1, 2 и 3, лри этом не менее двух симптомов из раздала 1 и не менее одного симптома из разделов 2 и 3.

          1. Качественное нарушение социального взаимодействия, проявляющееся не менее чем двумя симптомами из перечисленных ниже:
            • выраженное нарушение в использовании различных видов невербальных средств (встреча взглядов, мимика, жесты, позы) для регуляции социального взаимодействия;
            • невозможность установить отношения со сверстниками, соответствующие уровню развития;
            • отсутствие спонтанного устремления к общим занятиям, интересам и достижениям с другими людьми (например, не покатывает не указывает или не приносит другим людям предметы, которыми интересуется);
            • отсутствие социальных и эмоциональных связей.
            • Качественные нарушения общения, выражающиеся по крайней мере одним симптомом из пере численных ниже:
              • замедленное или полное отсутствие развития разговорного языка (не сопровождающееся попытками компенсировать дефект альтернативными путями общения, например, жестами и мимикой);
              • у лиц с адекватной речью — выраженное нарушение способности затевать и поддерживать беседу с другими;
              • стереотипное и повторное использование языковых средств или идиосинкразический язык;
              • отсутствие разнообразных спонтанных игр на веру или социальных ролевых игр, соответствующих уровню развития.
              • Ограниченный репертуар повторяющихся и стереотипных действий и интересов, проявляющийся по меньшей мере одним из перечисленных ниже симптомов:
                • преимущественная поглощенность одним или несколькими стереотипными и ограниченными интересами, патологическими в силу своей интенсивности или направленности;
                • повторение одних и тех же бессмысленных действий или ритуалов — вне связи с ситуацией;
                • стереотипные повторяющиеся манерные движения (например, взмахивание или вращение руками, сложные движения всем туловищем);
                • постоянный интерес к определенным частям предметов.

          Б. Задержка развития или нарушение жизнедеятельности в одной из следующих сфер, проявившиеся до 3-летнего возраста:

        21. социальное взаимодействие,
        22. речь как инструмент социального взаимодействия,
        23. символические или ролевые игры.
        24. В. Состояние нельзя лучше объяснить синдромом Ретта или деэинтегративным расстройством детского возраста.

          Критерии диагностики аутизма и диагностические шкалы

          Для оценки и диагностики аутизма используется несколько стандартизированных шкал. Современные исследовательские протоколы основываются главным образом на использовании переработанного варианта Опросника для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Interview-Revised — ADI-R). Но эта методика слишком громоздка для повседневной клинической практики. В этом отношении более удобна Шкала оценки детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale — CARS). Шкалы, применяемые для оценки нарушений поведения у умственно отсталых детей, пригодны и при аутизме. Предпочтительнее использовать Шкалу оценки неадекватного поведения у негоспитализированных пациентов (Aberrant Вehavior Checklist-Community Version — AВC-CV), а для оценки гиперактивности и нарушения внимания — шкалы Коннорса.

          Лечение аутизма у ребенка

          Лечение обычно проводится командой специалистов, по результатам последних исследований получены данные, свидетельствующие о наличии в определенной степени преимуществ при применении интенсивной поведенческой терапии, стимулирующей взаимодействие и выразительное общение. Психологи и педагоги, как правило, концентрируются на поведенческом анализе, а затем приводят стратегию поведенческого лечения в соответствие с конкретными поведенческими проблемами дома и в школе. Речевая терапия должна начинаться рано и использовать ряд видов активности, таких как пение, обмен картинками и разговор. Физиотерапевты и трудотерапевты планируют и применяют стратегии помощи детям для компенсации определенных недостатков двигательной функции и планирования движений. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRI) могут улучшить контроль над поведением с выполнением ритуалов и повторяющимся стереотипным поведением. Антипсихотические препараты и стабилизаторы настроения,такие как вальпроат, могут способствовать контролю над самоповреждающим поведением.

          Лечение аутизма, как и лечение умственной отсталости, требует комплекса воздействий, направленных на коррекцию различных аспектов жизнедеятельности больного: социального, образовательного, психиатрического и поведенческого. Некоторые специалисты рассматривают поведенческую терапию как основной компонент лечения аутизма. К настоящему времени проведено более 250 исследований, оценивавших эффективность различных методик поведенческой терапии. «Мишени», на которые должна быть направлена поведенческая терапия, можно разделить на несколько категорий — неадекватное поведение, социальные навыки, речь, бытовые навыки, академические навыки. Для решения каждой из этих задач используются особые методики. Например, неадекватное поведение можно подвергнуть функциональному анализу, чтобы выявить предрасполагающие внешние факторы, на которые должно быть направлено психотерапевтическое вмешательство. Поведенческие методики могут основываться на позитивном или негативном подкреплении с эффектом подавления. Другие терапевтические подходы, например, функциональное общение и трудотерапия, могут ослаблять симптомы и повышать качество жизни детей с аутизмом. Тем не менее часто наблюдаются симптомы, которые непосредственно не связаны с внешними факторами или относительно независимы от внешних условий. Подобные симптомы могут лучше откликаться на фармакотерапевтическое вмешательство. Применение психотропных средств при аутизме предполагает тщательную оценку клинического статуса и четкое взаимодействие с другими методами лечения в рамках комплексного мультимодального подхода.

          При решении вопроса о назначении психотропных средств следует учесть множество психологических и семейных проблем, связанных с присутствием в семье больного аутизмом. Проводя медикаментозное лечение, необходимо своевременно реагировать на такие возможные психологические проблемы, как скрытая агрессия, направленная против ребенка, и неразрешимое чувство вины у родителя, нереалистичные ожидания в связи с началом фармакотерапии и желание волшебного излечения. Кроме того, важно иметь в виду, что только немногие средства, назначаемые детям с аутизмом, прошли через контролируемые испытания. При назначении психотропных средств больным аутизмом нужно учитывать, что из-за трудностей в коммуникации они часто не способны сообщить о побочных эффектах, а испытываемый ими дискомфорт может находить выражение в усилении того самого патологического поведения, на которое направлено лечение. В связи с этим, при использовании лекарственных средств для контроля поведения у детей с аутизмом необходима оценка исходного состояния и последующее динамическое наблюдение за симптомами с помощью количественных или полуколичественных методик, а также тщательный контроль за возможными побочными эффектами. Так как аутизм часто сочетается с умственной отсталостью, большинство шкал, используемых при умственной отсталости, можно применять и при аутизме.

          Аутизм и аутоагрессивные действия/агрессия

        25. Нейролептики. Хотя нейролептики оказывают положительное действие на гиперактивность, возбуждение, стереотипии, при аутизме их следует использовать лишь в наиболее тяжелых случаях неконтролируемого поведения — при выраженной тенденции к самоповреждению и агрессивности, резистентной к другим вмешательствам. Это связано с высоким риском долговременных побочных эффектов. В контролируемых исследованиях эффективности трифлуоперазина (стелазина), пимозида (орапа), галоперидола у детей с аутизмом отмечено, что все три препарата вызывают у этой категории больных экстрапирамидные синдромы, в том числе и позднюю дискинезию. Рисперидон (рисполепт), атипичный нейролептик, исульпирид, производное бензамида, также применялись у детей с аутизмом, но с ограниченным успехом.
        26. Аутизм и аффективные расстройства

          У детей с аутизмом часто развиваются выраженные аффективные расстройства. Они чаще отмечаются у тех больных с аутизмом и общими расстройствами развития, у которых коэффициент интеллекта соответствует умственной отсталости. Подобные больные составляют 35% случаев аффективных расстройств, начинающихся в детском возрасте. Примерно у половины этих больных в семейном анамнезе имеются случаи аффективного расстройства или суицидальных попыток. В недавнем обследовании родственников больных аутизмом отмечена высокая частота аффективных расстройств и социальной фобии. Предполагают, что изменения в лимбической системе, обнаруженные при аутопсии больных с аутизмом, могут вызывать нарушение регуляции аффективного состояния.

        27. Нормотимические средства. Литий применялся для лечения циклических маниакальноподобных симптомов, возникавших у больных с аутизмом, таких как снижение потребности во сне, гиперсексуальность, повышение двигательной активности, раздражительность. Ранее проведенные контролируемые исследования препаратов лития при аутизме не позволили прийти к определенным выводам. Однако многочисленные сообщения свидетельствуют о положительном влиянии лития на аффективные симптомы у лиц с аутизмом, особенно если в семейном анамнезе у них отмечались случаи аффективных расстройств.
        28. Антиконвульсанты. Вальпроевая кислота (депакин), дивальпроекс натрия (депакот) икарбамазепин (тегретол) эффективны при циклически возникающих симптомах раздражительности, инсомнии и гиперактивности. Открытое исследование вальпроевой кислоты показало, что она благоприятно влияет на поведенческие нарушения и изменения ЭЭГ у детей с аутизмом. Терапевтический уровень концентрации карбамазепина и вальпроевой кислоты в крови оказался в верхней части диапазона концентраций, эффективных при эпилепсии, — 8-12 мкг/мл (для карбамазепина) и 80-100 мкг/мл (для вальпроевой кислоты). При применении обоих препаратов необходимо проведение клинического анализа крови и исследование функции печени до начала лечения и регулярно в процессе лечения. В настоящее время проходит клинические испытания ламотриджин (ламиктал) — антиконвульсант нового поколения — в качестве средства лечения поведенческих нарушений у детей с аутизмом. Поскольку примерно 33% лиц с аутизмом страдают эпилептическими припадками, представляется оправданым назначение антиконвульсантов при наличии изменений ЭЭГ и эпилептиформных эпизодов.
        29. У лиц с аутизмом часто отмечается тревога в форме психомоторного возбуждения, аутостимулирующих действий, признаков дистресса. Любопытно, что исследование ближайших родственников больных аутизмом выявило у них высокую частоту социальной фобии.

        30. Бензодиазепины. Бензодиазепины не подвергались систематическому исследованию при аутизме, вероятно, в связи с опасениями чрезмерного седативного эффекта, парадоксального возбуждения, развития толерантности и лекарственной зависимости. Клоназепам (антелепсин), который, в отличие от других бензодиазепинов, повышает чувствительность серотониновых 5-НТ1-рецепторов, применялся у больных с аутизмом для лечения тревоги, мании и стереотипии. Лоразепам (мерлит) обычно используют лишь при эпизодах острого возбуждения. Препарат можно назначать внутрь или парентерально.
        31. Буспирон (буспар) — парциальный агонист серотониновых 5-НТ1-рецепторов — оказывает анксиолитическое действие. Тем не менее, имеется лишь ограниченный опыт его применения при аутизме.

          Аутизм и стереотипии

          • Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, такие как флуоксетин (прозак), сертралин (золофт), флувоксамин (феварин), пароксетин (паксил), циталопрам (ципрамил), а также неселективный ингибитор кломипрамин могут оказывать положительное влияние на некоторые поведенческие нарушения у больных с аутизмом. Сообщалось об эффективности флуоксетина при аутизме. У взрослых с аутизмом флувоксамин в контролируемом исследовании уменьшал выраженность повторяющихся мыслей и действий, неадекватного поведения, агрессивности и улучшал некоторые аспекты социального общения, особенно связанные с речью. Эффект флувоксамина не коррелировал с возрастом, выраженностью аутизма или уровнем IQ. Переносимость флувоксамина была хорошей, лишь у отдельных больных отмечены легкий седативный эффект и тошнота. Применение кломипрамина у детей опасно из-за риска кардиотоксического эффекта с возможным летальным исходом. Нейролептики (например, галоперидол) уменьшают гиперактивность, стереотипии, эмоциональную лабильность и степень социальной изоляции у больных с аутизмом, нормализуют взаимоотношения с другими людьми. Однако возможные побочные эффекты ограничивают применение этих средств. Антагонист дофаминовых рецепторов амисульпирид уменьшает выраженность негативных симптомов при шизофрении и может оказывать некоторое положительное действие при аутизме, хотя необходимы контролируемые исследования, чтобы подтвердить этот эффект. Хотя отмечена эффективность и хорошая переносимость клозапина при детской шизофрении, эта группа больных существенно отличается от детей с аутизмом, поэтому вопрос об эффективности клозапина при аутизме остается открытым.

          Аутизм и дефицит внимания с гиперактивностью

          • Психостимуляторы. Влияние психостимуляторов на гиперактивность у больных с аутизмом не столь предсказуемо, как у неаутичных детей. Обычно психостимуляторы уменьшают патологическую активность при аутизме, но одновременно могут усилить стереотипные и ритуальные действия. В некоторых случаях психостимуляторы вызывают возбуждение и усугубляют патологическое поведение. Подобное часто происходит в тех случаях, когда дефицит внимания к собеседнику принимают за обычное нарушение внимания при ДВГ и пытаются его лечить соответствующим образом.
          • Агонисты альфа-адренореценторов. Агонисты альфа-адренорецепторов, такие как клонидин (клофелин) и гуанфацин (эстулик), снижают активность норадренергических нейронов голубого пятна и, следовательно, уменьшают тревогу и гиперактивность. В контролируемых исследованиях клонидин в таблетированной форме или в форме накожного пластыря оказался эффективным влечении гиперактивности и импульсивности у детей с аутизмом. Однако седативный эффект и возможность развития толерантности к препарату ограничивают его применение.
          • Бета-адреноблокаторы. Пропранолол (анаприлин) может быть полезен влечении импульсивности и агрессивности у детей с аутизмом. Во время лечения нужно тщательно контролировать состояние сердечно-сосудистой системы (пульс, артериальное давление), особенно когда дозу доводят до той величины, которая вызывает гипотензивный эффект.
          • Антагонисты опиоидных рецепторов. Налтрексон может оказать некоторое действие на гиперактивность у аутичных детей, но не влияет на коммуникативный и когнитивный дефекты.
          • Прогноз при аутизме у детей зависит от сроков начала, регулярности, индивидуальной обоснованности лечебно-реабилитационных мероприятий. Статистические данные свидетельствуют, что в 3/4 случаев имеется отчётливая умственная отсталость. [по данным Klin A, Saulnier C, Tsatsanis K, Volkmar F. Clinical evaluation in autism spectrum disorders: psychological assessment within a transdisciplinary framework. In: Volkmar F, Paul R, Klin A, Cohen D, editors. Handbook of Autism and Pervasive Developmental Disorders. 3rd ed. New York: Wiley; 2005. Volume 2, Section V, Chapter 29, p. 272-98].

            Медицинский эксперт-редактор

            Портнов Алексей Александрович

            Образование: Киевский Национальный Медицинский Университет им. А.А. Богомольца, специальность — «Лечебное дело»

            ilive.com.ua

    ©2019 | Developed by ThemeBounce.

    Back to top