Лечение

Физического развития детей с умственной отсталостью

02.09.2018

1.2 Особенности развития физических качеств и мелкой моторики у детей с умственной отсталостью

Диагностика умственной отсталости не ограничивается оценкой степени психического недоразвития. Большое место в диагностическом процессе занимает соматическое обследование.

Часть умственно отсталых детей имеют аномальный внешний вид. Эта внешняя аномальность обусловлена не только часто отмечающейся у умственно отсталых детей диспластичностью строения лица и тела, но и наличием выраженных неврологических расстройств, вторичными деформациями черепа (при органическом поражении мозга), гипомимией и т. п. Степень изменения внешнего вида больных связана с глубиной интеллектуального дефекта и характером мозговой патологии. При легком интеллектуальном недоразвитии больные могут иметь нормальный внешний вид. Но следует иметь в виду, что и при глубоком интеллектуальном дефекте больные могут не иметь грубых аномалий сложения. Они иногда вполне гармонично сложены и даже миловидны. Но в большинстве случаев изучение соматических особенностей умственно отсталого больного дает возможность не только диагностировать некоторые нозологические формы интеллектуального недоразвития, но и оценить сроки поражения мозга. При соматическом осмотре выявляются врожденные пороки развития и так называемые малые аномалии, которые очень часто встречаются у больных с умственной отсталостью, что указывает на внутриутробный характер поражения. Эти аномалии являются следствием незавершенного, реже искаженного морфогенеза (часть из них может быть и выражением нормальной вариабельности того или иного морфологического признака). Число их и разнообразие настолько велики, что составить их перечень не представляется возможным, тем более что такие аномалии обнаруживаются не только при внешнем осмотре ребенка, но и при дополнительных обследованиях — при осмотре окулистом, при рентгенографии черепа, позвоночника, конечностей.

Физическое развитие больных олигофренией часто отстает от возрастной нормы и нередко, даже при отсутствии явной внутриутробно обусловленной диспластичности, характеризуется непропорциональностью строения туловища и конечностей, искривлением позвоночника, признаками церебрально-эндокринной недостаточности (ожирение, недоразвитие половых органов, нарушение темпа и сроков формирования вторичных половых признаков). Особенно большое место занимают неврологические нарушения. Это могут быть не только такие грубые симптомы, как параличи, парезы, атаксия, гиперкинезы, но и неврологическая микросимптоматика.

Большое значение в диагностике умственной отсталости имеют офтальмологическое и рентгенографическое исследования (особенно рентгеновская компьютерная томография). Исследование глаза нередко позволяет выявить такие симптомы, как хориоретинит, пигментная дегенерация сетчатки, катаракта, глаукома, а также некоторые микроаномалии, указывающие на внутриутробный дисгенез, — глиоз дисков зрительных нервов, аномалии строения сосудов сетчатки и т. п. Во многих случаях при осмотре глазного дна определяются степень внутричерепной гипертензии и ее динамика. Рентгенография черепа очень важна для выявления признаков повышения внутричерепного давления, локализации атрофии паренхимы мозга и деформаций ликворных пространств, скрытых аномалий строения черепа, особенно для диагностики краниостеноза.

Поскольку большая часть случаев умственной отсталости остается этиологически неясной, для врачей, контактирующих с умственно отсталыми детьми, весьма остро стоит вопрос: можно ли на основании характера клинических особенностей олигофрении разграничить наследственные и экзогенные ее формы. По-видимому, ответ на этот вопрос может быть следующим: до тех пор, пока у больного не диагностирована какая-либо определенная нозологически-специфическая форма поражения (как правило, наследственного, реже экзогенного генеза), этиологический диагноз может ставиться лишь предположительно, поражение можно отнести к «вероятно экзогенным» или к «вероятно наследственным».

В зарубежной литературе имеется большое число работ, направленных на поиски особенностей психологической структуры дефекта при семейно-конституциональной умственной отсталости и критериев ее дифференциации от экзогенно обусловленных органических поражений (Zigler Е., 1967; Kirman В., Bichnele J., 1975; Caspar E., 1977]). Речь идет о выявлении особенностей познавательной деятельности, уровня мотивации и т. п. Отдельные интересные находки, однако, не способствовали разработке четких диагностических критериев.

При всех формах умственной отсталости степень компенсации и возможности развития значительно возрастают при своевременно начатых и правильно организованных лечебно-коррекционных мероприятиях [7,9,11,15 и др.]. Общеизвестно, что для человека, у которого нет двигательных недостатков, занятия физическими упражнениями – это способ активного развития. Для умственно отсталого же ребенка физическая культура является еще и одним из основных средств устранения отклонений двигательной сферы, а также способом поддержания и укрепления здоровья, так как физические упражнения можно применять длительное время, переходя от лечебного и профилактического к оздоровительному и тренировочному эффекту.

Многочисленные нарушения двигательной сферы являются одной из основных причин, которые затрудняют формирование у умственно отсталых детей двигательных умений и навыков, затрудняют социальную адаптации. Вместе с тем, исследователями было установлено, что дети данной категории имеют значительные потенциальные возможности в развитии [4,6,9,15,18]. Специалисты видят самые различные пути исправления нарушений двигательной сферы. Так, по мнению Р.Д. Бабенковой, для повышения эффективности коррекции двигательных нарушений умственно отсталых учащихся младших классов следует применять упражнения на коррекцию актов дыхания, нормализацию мышечного тонуса, исправления качественных нарушений элементарных движений, формирование правильной осанки. При этом подбор практического материала рекомендуется осуществлять исходя из состояния физического развития детей, патогенеза, дефектов их моторики и состояния интеллекта.

А.А. Дмитриев считает, что при обучении детей-олигофренов важное значение будет приобретать зрительно-наглядная информация, процесс ее анализа и синтеза, а сочетание практического выполнения двигательных актов с их словесным опосредованием при коррекции нарушенных движений окажет эффективное воздействие на их формирование. Н.А. Козленко также отмечает, что у олигофренов двигательные акты недостаточно регулируются речью. По его данным, 84 % детей не смогли выполнить по слову преподавателя даже элементарные упражнения, хотя при показе выполняли легко. С.Ю. Юровский [24], в свою очередь, предлагает строить обучение учащихся вспомогательных учреждений движениям на основе широкого использования наглядности.

Многие исследователи, в том числе и зарубежные, соотносят коррекцию двигательных нарушений с целенаправленным развитием двигательных качеств, поскольку исправление двигательных нарушений с помощью физических упражнений будет способствовать развитию определенных двигательных качеств.

Одним из важнейших факторов оптимизации учебного процесса в коррекционных учебных заведениях, по мнению многих ученых [1,8], является реализация такого общеметодического принципа физического воспитания как индивидуализация обучения, так как этиопатогенез, структура дефекта и сопутствующие ему отклонения в психо-эмоциональном и соматическом развитии у детей данного контингента предполагают полиморфность их состава в одном возрасте или учебной группе. Подходы к индивидуальной работе с учениками вспомогательных учебных заведений могут быть весьма различны. Это может быть индивидуальный подход к коррекции конкретного двигательного нарушения, индивидуальное развитие каких-либо физических качеств и т.д.

Важнейшим вопросом в методике и практике физического воспитания школьников с умственной отсталостью является вопрос дозирования нагрузки. Так, ряд авторов [4,20], давая физиологическое обоснование методики использования физических нагрузок при занятиях с аномальными детьми, указывает, что скорость, мышечная сила, прыгучесть и гибкость наиболее эффективно развиваются при выполнении упражнений до первой стадии утомления. А.А. Дмитриев высказывает мысль, что применение повторного метода выполнения физической нагрузки до второй стадии утомления в практике вспомогательной школы возможно, но только с обязательным индивидуальным подходом к дозированию. Е.С. Черник отмечает, что при выполнении физических упражнений в большинстве случаев для детей-олигофренов возможны: умеренная, значительно реже – большая, и в редких случаях — максимальная зоны мощности работы.

Разработка адекватных методик проведения коррекционных мероприятий в сфере физического воспитания с умственно отсталыми детьми предполагает изучение, во-первых, их морфофункционального статуса и, во-вторых, физической подготовленности.

Нарушение функционирования ЦНС, присутствующее у детей с заболеванием олигофрения в степени дебильности, является причиной различных нейро- и психофизиологических нарушений.

Понятие «физическое развитие» рассматривается различными авторами, как непрерывный процесс, на каждом этапе онтогенезе характеризующийся совокупностью связанных между собой морфологических и функциональных свойств организма и обусловленный этими свойствами запас физических возможностей при ведущей роли ЦНС [1,16,20]. Вместе с тем, необходимо помнить о том, что даже при нормальном развитии человеческого организма наблюдается гетерохронность формирования отдельных систем [7,23], а развитие аномальных детей, в частности олигофренов, имеет свои особенности и степень проявления.

Анализ литературных данных показал, что отсутствует единство мнений о физическом развитии детей и подростков, имеющих основное заболевание олигофрения в степени дебильности [5,12,15,18]. Особенности физического развития детей данной категории освещены в литературе недостаточно и отражают лишь наиболее общие показатели соматического развития — длину и массу тела, окружность грудной клетки [22,24]. Наиболее часто встречаются суждения, что при данном заболевании у детей отмечается отставание физического развития, замедление ростовых процессов и соматическая ретардация по сравнению со здоровыми сверстниками [12,20,22,24). А.А. Дмитриев выявил, что в показателях длины и массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких умственно отсталые школьники отстают от нормально развивающихся сверстников, хотя некоторые из них могут превосходить средние данные учащихся массовой школы.

В то же время, М.С. Певзнер не отмечает различий физического состояния у детей с поврежденным и нормальным интеллектом. С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак также высказывают предположение, что при легких формах олигофрении заметных изменений в физическом состоянии может не отмечаться. Наиболее типичные отклонения в физическом статусе, по мнению авторов, наблюдаются у детей-олигофренов с врожденными заболеваниями, особенно связанными с нарушениями хромосомного набора. Часто имеют место изменения в физическом состоянии и при некоторых наследственных формах олигофрении, связанных с нарушением обмена веществ.

Ряд исследователей отмечали различные нарушения телосложения у школьников с умственной отсталостью. Так, по данным Н.А. Козленко, у учеников первого класса вспомогательной школы обнаружены следующие нарушения телосложения: патология формы грудной клетки, деформация позвоночника, неправильная форма ног, выпуклый или отвислый живот, парезы. И. Марцинкявичуспри обследовании физического развития учащихся вспомогательной школы выявил у 21% учеников нарушения осанки, у 16% — патологические позы конечностей, у 40% — неправильную походку.

Изучению особенностей физического развития учащихся вспомогательных школ были также посвящены работы Д.И. Азбукина , Р.А. Белова и других исследователей. В частности, ими было установлено, что кривая физического развития детей-олигофренов (длина, масса, окружность грудной клетки, ширина таза, плеч, сила рук) отличается неравномерностью и часто проходит ниже средней кривой для детей с нормальным интеллектом соответствующего возраста.

Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связаны с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развития путем тестов тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т. д.), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом [11].

Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результата созревания определенных нервных структур. Он считал, что движения руки человека непосредственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [5].

Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников, кроме того, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, а в дальнейшем может стать серьезным препятствием и в овладении желаемой профессией [31].

Все это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук и ручной ловкости в целом у данной категории детей.

Проблемой изучения мелкой моторики рук детей с нарушением интеллекта занимались Н.П. Вайзман, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова, Э. Сеген, И.П. Павлов, Г.Е. Сухарева и другие. Некоторые из них (М.М. Кольцова, Н.И. Озерецкий) отмечают, что нарушения интеллекта у ребенка сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладение речью, трудовыми навыками. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей с умственной отсталостью двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации [3].

Исследования И.А. Грошенкова, З. Богатеевой, О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, А.Н. Корнева, Н. Варенцовой были посвящены проблеме развития графических навыков у детей с умственной отсталостью [6,12,19,27,35].

Е.С. Черник, А.А. Дмитриев, Н.П. Вайзман, Г.В. Гуровец, Д.С. Гуровец описывают способы и приемы коррекции мелкой моторики рук посредством физических упражнений [2].

Ю.Ф. Гаркуша, С.Л. Мирский, А.Р. Маллер в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности [13].

Поступая в 1-ый класс, дети с умственной отсталостью с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы.

studfiles.net

Особенности физического развития детей с интеллектуальной недостаточностью

Курсовая работа по психологии

Тема: «Особенности развитиядвигательной активностишкольников с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью)»

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. 5

1.1. О бщая характеристика двигательной активности школьников с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) 5

1.2. Средства повышения двигательной активности умственно отсталы х учащихся. 1 8

ГЛАВА 2.ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. 2 5

2.1. Организация и проведение исследования. 2 5

2 .2. Анализ и интерпретация результатов исследования двигательной активности умственно отсталых школьников. 27

З аключение. 3 0

Л итература. 3 2

За последние десять лет произошли значительные изменения в системе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития. Сформированы некоторые новые теоретические положения системы обучения и воспитания, расширились педагогическая классификация и типология, определились механизмы ранней дифференциальной диагностики и психолого-педагогического сопровождения, разрабатываются интегративные подходы системы обучения и воспитания данной категории детей (И.М. Бгажнокова, С.Д. Забрамная, Р.И. Лалаева, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, Н.Н. Малофеев, Е.М. Мастюкова, Ш.Н. Нигаев, М.Н. Перова, В.Г. Петрова, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына и др.) [17].

Известно, что непременным условием психического развития детей является состояние их физического здоровья, так как оно во многом определяет их познавательную активность. Нормализация физического состояния — один из основных аспектов социализации ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, подготовки его к жизни, к физическому труду [9].

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что физическое воспитание детей с нарушениями интеллекта рассматривается как комплексная система воздействия на личностные проявления школьника, в результате которой определяется двигательный потенциал каждого ученика, тяжесть и характер нарушения физического развития и моторики.

Цель курсовой работы: выявление особенностей двигательной активности школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи исследования: 1.Охарактеризовать двигательную активность умственно отсталых детей.

2.Выяснить средства повышения двигательной активности умственно отсталых детей.

3. Выявить различия в развитии двигательной активности школьников при интеллектуальной недостаточности и норме.

Объект исследования: школьники с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования: особенности двигательной активности школьников с интеллектуальной недостаточностью по сравнению с нормой.

Гипотеза: умственная отсталость определяет особенности развития двигательной активности ребенка.

Исследование по курсовой работе проводилось на базе Бабичской вспомогательной школы Гомельской области Речицкого района.

Если заинтересовала работа, а вернее ее продолжение, то телефон и e-mail на главной странице :):) Успехов в учебе!

Физическое воспитание умственно отсталых учащихся

Формирование движений и моторики ребенка как важнейший компонент его физического развития. Методы развития внимания, запоминания, восприятия и представлений у умственно-отсталых детей. Роль знаний об окружающей действительности в умственном воспитании.

реферат, добавлен 24.04

Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей. Воспитание детей с особыми образовательными потребностями. Характеристика речи умственно отсталых детей. Вопрос подготовки детей к овладению чтением и письмом.

дипломная работа, добавлен 10.09

Психологические особенности представлений умственно отсталых детей об окружающем мире. Коррекционная работа по развитию представлений у умственно отсталых детей об окружающем мире. Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе.

курсовая работа, добавлен 02.12

Физическое воспитание — педагогический процесс формирования двигательных умений, навыков. Развитие физических качеств человека. Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста: формы, средства, методы и приемы.

курсовая работа, добавлен 19.11

Отклонения в развитии позвоночника и мышц у детей младшего школьного возраста. Использование методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет в практической работе учителей физической культуры в специальных коррекционных школах VIII вида.

курсовая работа, добавлен 12.10

Воспитание навыков чтения у детей с недостатками интеллекта в работах отечественных специалистов. Психофизиологические основы чтения в норме и при умственной отсталости. Выявление уровня сформированности навыков чтения у умственно отсталых учащихся 3 кл.

дипломная работа, добавлен 26.06

Гуманистический подход к образованию, требующий от психологов, педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка. Эффективные средства коррекции психологии и педагогики. Коллективная деятельность умственно отсталых учащихся. Организация кружков.

курсовая работа, добавлен 16.02

Психолого-педагогическая характеристика, особенности приема, обучения и трудового воспитания умственно отсталых школьников в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Коррекционная роль трудового воспитания в условиях специальной школы.

курсовая работа, добавлен 21.08

Особенности физического и физиологического развития учащихся 5 классов. Средства физического воспитания, формы его организации. Этапы эмпирического исследования особенностей преподавания физической культуры и физического воспитания учащихся 5 классов.

дипломная работа, добавлен 17.11

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка как основа формирования личности. Задачи детского сада по физическому воспитанию дошкольников. Формирование необходимых двигательных умений и навыков, обеспечение физического и психического благополучия.

контрольная работа, добавлен 11.12

Представление умственно-отсталого ребенка о природе и о себе как субъекте познания окружающего мира. Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе. Основные приемы коррекции представлений умственно-отсталых детей об окружающем мире.

курсовая работа, добавлен 12.05

Эффективность коррекции и развития вербальной памяти умственно отсталых учащихся. Условия, способствующие благоприятному результату проведенной коррекции. Применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальным возможностям ребенка.

дипломная работа, добавлен 12.01

Компенсаторные процессы в развитии умственно отсталого ребенка. Особенности работы и воспитания умственно отсталых и физически дефективных детей. Современные проблемы умственной отсталости. Материал психических систем, его особенности у отсталого ребенка.

реферат, добавлен 20.12

Понятие ролевой игры, ее функции и структура в учебном процессе. Характеристика умственно отсталых детей. Экспериментальное исследование формирования ролевой игры у умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста, анализ полученных результатов.

курсовая работа, добавлен 27.01

Описание совместной деятельности воспитателя и воспитанников, направленной на развитие общетрудовых умений и способностей. Основные задачи физического воспитания. Совершенствование формы и функций организма человека, формирование двигательных навыков.

презентация, добавлен 02.12

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе воспитания с учетом современных требований. Единство физического и психического развития ребенка. Средства воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

реферат, добавлен 13.11

Характеристика общих особенностей развития детей от трех до семи лет. Симптомы кризиса 3-х лет . Образовательные задачи физического воспитания дошкольников: укрепление здоровья, формирование двигательных навыков и способности к трудовым операциям.

курсовая работа, добавлен 22.10

Формирование и развитие связанной речи и словарного запаса у детей в ходе нормального развития. Словарная работа как один из эффективных методов работы по развитию связанной речи у умственно отсталых детей в специализированном дошкольном учреждении.

курсовая работа, добавлен 26.08

Определение возрастных особенностей учащихся, обучающихся в 5-9 классах и характеристика основных задач физического воспитания. Проведение урока физической культуры в средних классах и современные методики обучения двигательным действиям школьников.

курсовая работа, добавлен 24.10

Основы физического воспитания детей младшего школьного возраста. Анатомо-физиологические особенности детей, развитие их физических качеств. Формирование двигательных качеств младших школьников: средства физического воспитания, адаптация к нагрузке.

uspeshnyjmalysh.ru

Физического развития детей с умственной отсталостью

Клинические наблюдения и практический опыт отечественных врачей и дефектологов показывают, что ученики школы VIII вида особенно нуждаются в повышении двигательной активности.

психофизическая тренировка умственная отсталость

Исправление нарушений моторики и расширение двигательных возможностей умственно отсталого ребенка являются главными условиями подготовки его к жизни и, в последующем, к физическому труду.

Единственная возможность нейтрализовать отрицательное воздействие, возникающее у школьников при продолжительных статических нагрузках, а также исправить нарушения моторики, расширить двигательные возможности умственно отсталых детей, — активная и определенным образом организованная физическая деятельность. При этом двигательный режим учеников школы VIII вида должен складываться из неукоснительного выполнения рационального распорядка дня, который должен быть буквально пронизан разнообразными физическими упражнениями. Это и выполнение утренней гигиенической гимнастики, и занятия ритмикой и ритмической гимнастикой, плаванием, ходьбой на лыжах, подвижными играми на свежем воздухе и т.д.

Основная форма физического воспитания в школе VIII вида остается за уроком физкультуры. Количество часов в учебном процессе весьма незначительно. В рекомендациях Всероссийского НИИ физической культуры и спорта указывается, что недельные занятия физическими упражнениями должны составлять у школьника 8 — 12 часов. Эти рекомендации относятся к учащимся массовой школы, то есть к здоровому школьнику. Поскольку для умственно отсталых детей двигательный режим является одной из форм коррекционно-компенсаторной и лечебно-оздоровительной реабилитации, то их недельный режим занятий физическими упражнениями должен быть не только еще больше, но и качественно иным [1, 2, 8, 23, 42, 48, 55].

Ключ к оценке недостатков движений у умственно отсталых детей дает разработанная концепция о соотношении первичных дефектов и вызываемых ими вторичных и дальнейших отклонений в развитии.

Двигательная недостаточность является основной частью ведущего дефекта и определяется теми же механизмами, что и умственная отсталость, а именно, недостаточностью аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга.

Особенности развития двигательного анализатора умственно отсталых детей рассматривались многими исследователями. Ряд ученых изучали возрастные изменения при выполнении разнообразных физических упражнений, относящихся к легкой атлетике: бега, прыжков, метания. Чем старше становится школьник, тем более высокими оказываются показатели его движений.

Выносливость детей школьного возраста, обучающихся в школе VIII вида, изучена, к сожалению, слабее всего, хотя потребность в знаниях о возрастном развитии выносливости очень велика. Поскольку у выносливого школьника отмечается и большая работоспособность, то и известно, что более выносливые учащиеся могут выполнить более значительную умственную и физическую работу. Для детей со сниженным интеллектом такое двигательное качество имеет определяющее значение не только в учебно-воспитательном процессе, но и в последующей трудовой деятельности.

Нарушения деятельности центральной нервной системы у учащихся школы VIII вида отражаются на величине выносливости при статических напряжениях [7, 8, 11, 14, 18, 20, 25, 28, 31, 43, 54].

Известно, что наиболее трудным для умственно отсталых детей является выполнение физических упражнений, связанных с пространственной ориентировкой и точностью движений. При выполнении прыжка — особое значение имеет точность его воспроизведения, которую можно трактовать как пространственную ориентировку в движениях. А поскольку по точности прыжка можно судить о нарушениях в функциональном состоянии высших отделов центральной нервной системы, то точность пространственной ориентировки при выполнении данного движения прямо указывает на проявления взаимоотношений тормозно-возбудительных процессов в высших отделах центральной нервной системы.

Анализируя двигательные способности у учеников с нарушением интеллекта, выясняется, что эти способности развиваются неравномерно и неодновременно. В младшем школьном возрасте необходимо особое внимание обратить на развитие координационных способностей и гибкости. Целесообразно, более интенсивно развивать скоростные, силовые способности и выносливость, выявленные в период ускоренного роста в младшем и среднем школьном возрасте [4, 10, 12, 13, 19, 27, 31, 36, 48].

Таким образом, анализ результатов исследований ряда авторов [11, 12, 13, 14, 35, 41, 53] дает основание для вывода о том, что при значительных индивидуальных возрастных различиях в развитии движений у учащихся школы VIII вида наблюдаются специфические, инвариантные при различных формах умственной отсталости двигательные нарушения.

На занятиях физическими упражнениями это проявляется, прежде всего, в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движения по словесной инструкции [10, 11, 19, 22, 38].

Физическое воспитание, применительно к системе специальных коррекционных школ, понимается как учебно-педагогический процесс, направленный на обучение двигательным действиям, на управление развитием физических качеств и на коррекцию двигательных нарушения, имеющихся у учащихся этих школ.

В фундаментальной теории физической культуры принято выделять три группы задач, а в адаптивной физической культуре четыре группы задач: оздоровительная, образовательная, воспитательная, коррекционная [3, 11, 13, 25, 38, 44, 51].

В школе VIII вида одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются физические упражнения. Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребенка.

Уроки физической культуры, их повышенный эмоциональный фон, особенно при выполнении игровых и соревновательных упражнений, создают объективные условия для воспитания таких личностных качеств, как смелость, чувство товарищества, коллективизм, ответственности, трудолюбие [25, 26, 27, 29, 44, 46, 51, 60, 62].

studbooks.net

Физическое воспитание детей с умственной отсталостью

Курсовая работа по предмету: Педагогика (Пример)

1. Сущность и задачи физического воспитания детей с умственной отсталостью 5

2. Особенности физического развития детей с умственной отсталостью 11

3. Система работы по физическому воспитанию детей 15

Список литературы 19

Выдержка из текста

В связи с этим возникает необходимость целенаправленного развития двигательных способностей у школьников с нарушением интеллекта. Особенно важно это для младших школьников с нарушением интеллекта, так как раннее начало коррекционно-развивающего воздействия является одним из основных условий успешности их социальной адаптации. Основным средством достижения данной цели является система работы специальной (коррекционной) школы по физическому воспитанию школьников. В настоящее время процесс физического воспитания школьников с нарушением интеллекта строится стандартно: уроки физической культуры коррекционной направленности, утренняя гигиеническая гимнастика, игры на больших переменах, прогулки во второй половине дня. Вместе с тем традиционные формы и методы работы не в полной мере обеспечивают решение этой задачи. Необходим поиск новых средств развития двигательных способностей детей данной категории, и одним из таких средств может выступать танец. Физкультминутки — это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

Данное определение показывает, что основу физкультминутки и её специфику определяют движения. Это физические упражнения, которые проводятся на уроках по общеобразовательным предметам. Являются средством активного отдыха в процессе учебной деятельности. Время проведения определяется учителем по мере необходимости, в зависимости от степени утомления учащихся и от содержания урока. Продолжительность занятий 2−3 минуты. Комплекс физкультминутки включает всебя 3−5 упражнений на потягивание и расслабление, в которых участвуютмышцы рук, ног и туловища. Комплекс целесообразно периодически менять. Всеупражнения можно выполнять и сидя, и стоя — за партами или в проходах междуними. Перед началом выполнения упражнений классная комната должна бытьпроветрена. Физкультминутку следует проводить ежедневно: в I- II классах — накаждом уроке, особенно в начале учебного года, или на трех их них; в III-IV классах — на двух уроках; в V-VI и VII-IX классах — на одном. Теоретическое обоснование физкультминутки.

Движение и танец уходят своими корнями в физическое выражение наших отношений с миром. Танец — это вид музыкально-пластического искусства, отражающий явления окружающего мира через двигательные образы. Но танец — это в то же время и мощное средство коррекции, выполняющее психотерапевтические, социально-психологические, социокультурные, оздоровительные функции. Физкультминутка способствует моторно-ритмическому выражению, разрядке и перераспределению избыточной энергии, активизации организма, уменьшению тревожности, напряжения, агрессии. Помимо этого танец оказывает оздоровительное воздействие и способствует саморегуляции организма. В исследовании ЛБолах Б., Приступа Т.Д.и Ивинского Д.В.показано положительное влияние танцевально-хореографических упражнений физкультминуток на формирование правильной осанки детей школьного возраста; подобные упражнения способствуют формированию физических качеств, которые оказывают влияние на развитие «мышечного корсета»: силовой выносливости мышц спины, скоростно-силовой способности мышц брюшного пресса, скоростно-силовой способности мышц ног, гибкости, равновесия, координации движений рук, рук и ног в разных плоскостях. В целях коррекции в специальной (коррекционной) школе вида физкультминутки могут использоваться в качестве психологической разрядки, коррекции психомоторных нарушений, снятия напряжения, поднятия общего тонуса, тренировки сердечно-сосудистой системы, создания лечебно-охранительного режима детей с умственной отсталостью. ЗаключениеФизические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизируют мышление умственно отсталых учащихся.

Также физкультурные занятия могут выступать эффективным средством коррекции эмоционально-волевой сферы школьников, способствовать воспитанию навыков коллективного поведения, то есть социализации. Одной из важнейших коррекционно-развивающих задач, решению которых могут эффективно способствовать физические занятия, является развитие общей моторики умственно отсталых школьников: они способствуют укреплению у детей мышечного корсета, формированию правильного дыхания, развитию моторных функций, выработки правильной осанки, походки, что способствует оздоровлению всего детского организма в целом. Однако возможности использования, например, физкультминуток как средства развития двигательных способностей школьников с нарушением интеллекта до сих пор недостаточно раскрыты в научно-методической литературе.

Методические подходы к решению данной проблемы требуют дальнейшего изучения. Список литературыАнтонюк С.Д., Князев М.В. Формирование двигательной и познавательной деятельности детей среднего школьного возраста с умственной отсталостью в процессе интегрированных физкультурных занятий // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2012. Т. 1. № 19. С. 122−127. Березкин Д.Д. Динамика показателей физических способностей у детей с нарушением интеллекта // Адаптивная физическая культура. 2012. Т. 50. № 2. С. 35−36. Болах Б., Приступа Т.Д. Общая оценка физического развития умственно отсталых детей с использованием теста «EUROFIT SPECIAL» // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2013. № 12. С. 110−115.Бударин М.В., Кейно А.Ю. Воздействие средствами плавания на двигательную программу детей 8−12 лет с умственной отсталостью // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. № 4 (120).

С. 276−283.Ивинский Д.В. Актуальность экспериментальных методик дополнительного физического воспитания учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 2 (142).

С. 102−107.Каленик, Е.Н. Педагогика спортивно-адаптивной внеурочной деятельности во вспомогательной школе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 5. С. 17−22.Корнев А.В., Правдов М.А., Шмелева Е.А. Мотивация детей с умственной отсталостью к физкультурно-спортивной деятельности в условиях адаптивной двигательной рекреации // Научный поиск. 2015. № 2.2. С. 74−77.Леонтьева М.С., Петрук О.И., Сафонова Д.В. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот с умственной отсталостью с использованием средств физической культуры // EuropeanSocialScienceJournal. 2013. № 8−1 (35).

С. 141−147. Нарушения поведения умственно отсталых детей. — М.: PalmariumAcademicPublishing, 2012. — 136 с. Ростовых Е.И., Басалаева Н.В. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. В сборнике: Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал материалы. Всероссийской научно-практической конфиренции. 2012. С. 414−420.Тебенова К.С., Рахметова А.М., Туганбекова К.М., Кулов А.Б. Оценка физического статуса детей с интеллектуальной недостаточностью // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3−2. С. 258−261.Токарская Л., Дубровина Н., Бабийчук Н. Физическая культура. Методика преподавания детям и подросткам с умственной отсталостью. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2017. — 192 с. Умственная отсталость. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 130 с. Фефелова В.В., Овчаренко Е.С., Каспаров Э.В., Колоскова Т.П., Смирнова О.В. Сравнительный анализ физического развития детей с одинаковой степенью умственной отсталости, воспитывающихся в семье и в доме-интернате // Морфология. 2016. Т. 150. № 5. С. 53−57.Хорькова А.С. Психолого-педагогические аспекты подвижных игр для детей с отклонениями интеллектуального развития // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 50−2. С. 147−152.

referatbooks.ru

Овчаренко Е.С., Фефелова В.В., Каспаров Э.В., Колоскова Т.П., Смирнова О.В.

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный исследовательский центр «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» — «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера», Красноярск

CHARACTERISTICS OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION AGED 7 – 11, LEFT WITHOUT PARENTAL CARE

Federal Research Centre «Krasnoyarsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences» — «Scientific Research Institute for Medical Problems of the North», Krasnoyarsk

Контактная информация: Овчаренко Елизавета Сергеевна, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Contacts: Ovcharenko Elizaveta, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Acknowledgments. The study had no sponsorship.

Conflct of interests. The authors declare no conflict of interest.

Введение. Исследование особенностей детей с умственной отсталостью (в том числе их физического развития) представляется актуальным в связи с высокой распространенностью и тяжёлыми социальными последствиями данной патологии.

Цель исследования изучение особенностей физического развития у детей младшего школьного возраста (7-11 лет), страдающих умственной отсталостью, воспитывающихся в доме-интернате.

Материалы и методы. Обследовано 120 детей. Из них обследовано 35 детей с диагнозом умственная отсталость (согласно МКБ-10), находящихся в специальном доме — интернате для умственно отсталых детей. Контрольную группу составили 85 интеллектуально здоровых детей того же возраста. Исследовались антропометрические параметры, с последующим определением гармоничности физического развития и типа телосложения.

Результаты. Установлено, что дети 7-11 лет с умственной отсталостью, воспитывающиеся в детском доме — интернате имеют статистически значимо более низкие показатели антропометрических параметров по сравнению с контрольной группой. У детей с умственной отсталостью отмечено значительное изменение соотношения уровней физического развития в сторону преобладания очень низкого физического развития (49%). Также у детей с умственной отсталостью фиксируется снижение доли детей с мезоморфным типом телосложения (66%), за счет увеличения умеренной долихоморфии (26%) по сравнению с контрольной группой. У половины умственно отсталых детей (57%), обследованных в детском доме-интернате фиксируется дисгармоничное физическое развитие за счет дефицита массы тела.

Выводы. Физическое развитие детей с умственной отсталостью, воспитывающихся в доме-интернате характеризуется значительными отклонениями в показателях антропометрических параметров, индекса Кетле2 и индекса «стении», а также резким увеличением доли детей с дефицитом массы тела. Выявленные особенности физического развития могут определяться влиянием разносторонней депривации, которую обязательно испытывает ребенок в условиях интернатного учреждения.

Ключевые слова: умственная отсталость; физическое развитие; младшие школьники; дом — интернат.

Introduction. Studying peculiar characteristics of mentally retarded children (including their physical development) is relevant due to both high prevalence and severe social consequences of this pathology.

Purpose. To study characteristics of physical development in early school children (aged 7 — 11) with mental retardation in the boarding school.

Materials and Methods. A total of 120 children were examined. 35 out of them had diagnosed mental retardation (in accordance with ICD-10) and lived in a specialized boarding school for mentally retarded children. The control group included 85 intellectually healthy children of the same age. The authors studied anthropometric parameters with a further determination of harmony (balance) in physical development and somatotype.

Results. The study showed that children aged 7 — 11 with mental retardation in the boarding house had statistically significant lower indices of anthropometric parameters in comparison with the control group. Children with mental retardation had significant changes in the balance of physical development towards predominance of a very low physical development (49%). Also, there was a lower share of children with mesomorph body habitus (66%) among the children with mental retardation due to increased moderate dolicho-morphia (26%) as compared to the control group. More than a half of the mentally retarded children (57%), who were examined in the specialized boarding school showed disharmonic physical development due to weight deficit.

Conclusions. Physical development of mentally retarded children in the specialized boarding school is characterized by significant deviations in the indices of anthropometric parameters, Quetelet body mass index and “sthenia” index. Moreover the authors found out a sharp increase in the share of children with weight deficit. The revealed peculiarities of physical development can be associated with influence of diverse deprivation, which is inevitably experienced by a child in a specialized boarding school.

Keywords: mental retardation; physical development; junior school children; boarding school.

Исследование особенностей умственной отсталости крайне актуальны в связи со стабильно высокой распространенностью и тяжёлыми социальными последствиями данной патологии [5,16,19]. При этом Красноярский край считается неблагоприятным регионом по показателям заболеваемости умственной отсталостью [9,15].

Одними из основных характеристик состояния здоровья ребенка, а также индикаторами социально — гигиенических условий жизни, являются уровень и гармоничность физического развития [1,2,8]. Чем значительнее отклонение в физическом развитии, тем больше вероятность возникновения функциональных нарушений и заболеваний. Изучению физического статуса ребенка, как в норме, так и при различных патологиях посвящено немало публикаций [1,6,10,20,21]. Исследования физического развития детей с умственной отсталостью в основном связаны с изучением влияния коррекционно-оздоровительных мероприятий на физическую подготовленность таких детей или касаются подросткового возраста. При этом физическое развитие детей с умственной отсталостью, воспитывающихся в детских домах, остается практически не изученным.

Целью нашей работы является изучение особенностей физического развития у детей младшего школьного возраста (7-11 лет) с умственной отсталостью, воспитывающихся в доме-интернате.

Обследовано 120 детей. Из них обследовано 35 детей (10 девочек и 25 мальчиков), с диагнозом умственная отсталость (согласно международной классификации МКБ-10), находящихся в специальном доме — интернате для умственно отсталых детей (без попечения родителей). В группу с умственной отсталостью вошли дети с умеренной степенью умственной отсталости (F71 – 27 детей) и с тяжелой степенью (F72 – 8 детей). Контрольную группу составили интеллектуально-здоровые дети того же возраста (85 человек: 32 девочки, 53 мальчиков). Исследования соответствовали этическим и правовым стандартам и были одобрены комитетом по биомедицинской этике «НИИ МПС».

Исследование проводилось по унифицированной методике [3]. Измерялись габаритные показатели (длина, масса тела), а также окружности грудной клетки и головы, поперечный диаметр грудной клетки. Определялась гармоничность физического развития [17] и индекс «стении» [3]. Статистический анализ проводился с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 6.1.

Статистическая значимость определялась для количественных непараметрических признаков с помощью U- критерия Манна-Уитни (данные представлены в виде медианы (Me) и квартилей (25 и 75)), для качественных признаков методом χ- квадрата. Уровень значимости различий считался достоверным при p < 0,05.

Выявлено, что обследованные дети с умственной отсталостью, имеют статистически значимо меньшие габаритные параметры тела, окружности головы и грудной клетки, поперечного диаметра грудной клетки по сравнению с контрольной группой (табл. 1). Также у детей с умственной отсталостью зафиксирован статистически значимо более низкий показатель индекса Кетле 2 по сравнению с контрольной группой, характеризующего соотношение массы и длины тела ребенка (табл. 1).

Антропометрические характеристики (Me; C25-C75) у детей с умственной отсталостью и в контрольной группе

При исследовании уровня физического развития было установлено, что у детей с умственной отсталостью статистически значимо чаще встречается очень низкое физическое развитие и снижение доли среднего физического развития по сравнению с контрольной группой (табл. 2). Следует подчеркнуть, что в группе умственно отсталых отсутствовали дети с уровнем физического развития превышающем средние значения, в то время как в контрольной группе такие дети встречались в 31,7 % случаев.

Распределение обследованных детей по уровню физического развития (%)

Примечание: * — статистическая значимость преобладания среднего физического развития в контрольной группе (p<0,001);

**- статистическая значимость преобладания показателей среднего (p<0,05) и очень низкого (p<0,001) уровня физического развития над остальными показателями физического развития внутри группы детей с умственной отсталостью.

У детей с умственной отсталостью в 31 % случаев зафиксировано гармоничное физическое развитие (в контрольной группе в 52%, p<0,05). Достоверно чаще у детей с умственной отсталостью регистрируется дефицит массы тела (57%) по сравнению с контрольной группы (19%, p<0,001). Избыток массы тела был зарегистрирован лишь у 12% детей с умственной отсталостью (у детей контрольной группы в 29%, p<0,05) (рис. 1).

Примечание: * — p<0,05, ** — p< 0,001 – статистическая значимость различий при сравнении группы детей с умственной отсталостью с контрольной группой;

*** — статистическая значимость преобладания дефицита массы тела (p< 0,01) над остальными показателями гармоничности физического развития внутри группы детей с умственной отсталостью;

**** — статистическая значимость преобладания гармоничного развития (p< 0,01) над остальными показателями гармоничности физического развития внутри контрольной группы.

При анализе распределения детей по индексу «стении», дающего представление о типе телосложения ребенка, было установлено, что в контрольной группе у 91% детей выявляется мезоморфия, что свидетельствует о гармоничности физического развития (табл. 3). У детей с умственной отсталостью также фиксируется преобладание мезоморфии, хотя и в значительно меньшем проценте случаев (66%, p<0,001) по сравнению с контрольной группой. Так же у детей с умственной отсталостью установлен высокий процент детей с умеренной долихоморфией – 26 % (в контрольной группе – 4%, p<0,0001), что свидетельствует о преобладании линейного роста в этой группе детей (табл. 3).

Распределение обследованных детей по индексу стении (%)

Примечание: * — статистическая значимость преобладания мезоморфии внутри группы детей с умственной отсталостью (p<0,001) и внутри контрольной группы (p<0,001)

Нами было установлено, что у детей, с умственной отсталостью, оставшихся без попечения родителей, значительно снижены все антропометрические параметры, а также значения индекса Кетле 2 по сравнению с контрольной группой. Отмечено также значительное преобладание детей с очень низким физическим развитием (49%) и умеренной долихоморфией (26%). Особенностью этой группы детей является также то, что у половины детей с умственной отсталостью (57%) фиксируется дисгармоничное физическое развитие за счет дефицита массы тела. Известно, что особенности физического развития детей влияют на тяжесть течения заболеваний [4,6].

В сообщениях ряда авторов при исследовании интеллектуально здоровых детей, но оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в детских домах, выявлены особенности физического и нервно-психического развития ребенка, которые все чаще связывают с влиянием депривационных условий [8,14]. Дети, воспитывающиеся в условиях интернатных учреждений, значительно отстают от сверстников, воспитывающихся в семьях, по антропометрическим параметрам [11], в 30 % случаев у них фиксируется дисгармоничное физическое развития за счет дефицита массы тела [12]. При этом авторами не зафиксировано, каких либо значимых отклонений в рационе питания воспитанников детских домов [8]. Влияние депривационных условий не ограничивается нарушением физического развития, но также сказывается на нервно-психическом, личностном и эмоциональном развитии даже у интеллектуально здоровых детей [14,18].

Таким образом, отставание в физическом развитии является общей закономерностью для воспитанников детских домов. Однако, обследованные нами дети с умственной отсталостью, характеризуются более выраженными отклонениями в физическом развитии (особенно в отношении значительного процента дефицита массы тела – 57%) по сравнению с представленными в литературе результатами исследования физического развития интеллектуально здоровых воспитанников детских домов. Отмечено, что влияние депривации на детей с умственной отсталостью проявляется более серьезными последствиями, усугубляя имеющиеся отклонения в развитии ребенка [7,13].

Выявленные нами отклонения физического развития у детей с умственной отсталостью, воспитывающихся в доме интернате, требуют поиска мер по оптимизации медико-психолого-педагогического сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Дети с умственной отсталостью, воспитывающиеся в детском доме, значительно отстают по всем исследованным нами антропометрическим параметрам (p<0,01), а также индексу Кетле 2 (p<0,001) по сравнению с контрольной группой.
  • У детей с умственной отсталостью зафиксировано увеличение числа детей с умеренной долихоморфией (p<0,001) на фоне снижения доли мезоморфного типа телосложения по сравнению с контрольной группой (p<0,001).
  • Физическое развитие воспитанников детского дома для умственно отсталых детей характеризуется значительной дисгармоничностью, за счет дефицита массы тела (57 %, p<0,001).
  • Выявленные отклонения физического развития у детей с умственной отсталостью, воспитывающихся в детском доме, могут быть обусловлены влиянием разносторонней депривации, которую обязательно испытывают воспитанники интернатных учреждений.

vestnik.mednet.ru