Лечение

Иванов детский аутизм

27.07.2018

Детский аутизм – страшный диагноз для родителей. Известно, что отсутствует лечение, которое полностью бы могло излечить ребенка от аутизма. Вместе с тем симптомы и признаки данной болезни настолько разнообразны, что порой родители сталкиваются не с классическим аутизмом, а лишь с некоторыми его проявлениями. «Частичный» аутизм возникает по причине условий, в которых ребенок проживает. Если их устранить, то возможно и выздоровление.

Следует отличать детей, действительно болеющих аутизмом, от тех, кто лишь неправильно развивается. В первом случае специалист диагностирует аутизм и лечит его от этой болезни. Во втором случае достаточным становится целенаправленное обучение и развитие малыша, создание благополучных условий жизни, чтобы он стал нормальным.

Согласно статистике, около 8 детей на каждую тысячу являются аутистами. Хотя ранее считалось, что их количество составляет 1-2 ребенка на тысячу. Количество аутистов растет, что делает болезнь проблематичной для современного общества, которое пока не научилось избавлять людей от данного диагноза.

Что такое детский аутизм?

Что это такое – детский аутизм? Данным термином называют расстройство головного мозга, которое приводит к социальной изоляции, повторяющимся, шаблонным действиям, отставанию в развитии речи, мышления и эмоций, отстраненности от окружающих, уходу в себя.

Когда ребенок не разговаривает в 2-3 годика, родители списывают это на то, что ребенок является индивидуальностью. На самом деле специалисты могут поставить диагноз «детский аутизм», «умственная отсталость», «задержка психического развития» и пр. Не следует медлить с визитом к врачу, который определит точную причину того, почему ребенок молчит и не идет на контакт с окружающими.

Аутизмом чаще болеют мальчики (в 5 раз), нежели девочки. Однако у девочек симптомы протекают намного тяжелее, чем у мальчиков.

Аутизм определяется по отсутствию контакта ребенка с окружающими, повторяющимся действиям, которые перерастают в ритуал, деструктивности поведения, что проявляется в виде агрессии, криках, самоповреждениях и пр. Среди аутистических болезней выделяют такие виды:

  • Детский аутизм (синдром Каннера, инфантильный психоз, инфантильный аутизм, аутистическое расстройство). Проявляется в симптомах:
    1. Задержка развития личности.
    2. Неспособность контактировать с окружающими с рождения.
    3. Страх изменений в окружающей среде.
    4. Отгороженность с игнорированием внешних раздражителей, пока они не доставляют боли.
    5. Эхолалия.
    6. Дефицит речи и ее использования.
    7. Проявления симптомов не позднее 2-3 лет.
    8. Частичное или полное отсутствие зрительного контакта.
    9. Стереотипные игры с неигровыми предметами.
    10. Синдром Ретта. Проявляется в 8-30 месяцев на фоне полного благополучия и развития, за исключением двигательной моторики. Симптомами являются:
    11. Регресс – потеря речевых и прочих навыков, которые ребенок уже успел приобрести.
    12. Отрешенность.
    13. Развитие сколиоза, атрофии мышц, кифоза, дистонии, атоксии.
    14. Жевание заменяется сосанием.
    15. Эпилептические приступы в трети случаев.
    16. Сохранение эмоциональной адекватности и привязанности.
    17. Наступают периоды возвращения способности к обучению.
  • Атипичный аутизм, который развивается после 3 лет. Проявляется в симптомах:
  • Отсутствие социального взаимодействия.
  • Повторяющееся, стереотипное, ограниченное поведение.
    • Аутистическая психопатия (синдром Аспергера). Проявляется в симптомах:
    • Отсутствие логики в поведении.
    • Импульсивность.
    • Ограниченный круг интересов и отгороженность от реальности.
    • Коммуникативный дефицит.
    • Сохранение логического мышления, но неспособность репродуцировать знания.
    • Пустой взгляд.
    • Речевые навыки не нарушены.
    • Движения неритмичные и стереотипные.
    • перейти наверх

      Детский аутизм развивается по непонятным для многих ученых причинам. Поэтому специалисты сайта психиатрической помощи psymedcare.ru могут лишь выдвинуть предположения по данному вопросу. Выделяют несколько факторов, которые могут способствовать развитию болезни:

      • Аффективная среда и слабость инстинктов.
      • Расстройство восприятия и блокада информации.
      • Расстройство слухового восприятия, что мешает социальным контактам.
      • Ретикулярная формация ствола мозга.
      • Расстройство обмена серотонина и серотонинергических систем.
      • Расстройство лобно-лимбического комплекса, что приводит к нарушению поведения и планирования.
      • Расстройство парного функционирования обоих полушарий.
      • Провоцирующими аутизм факторами являются:

      • Генетика. Если в семье есть аутист, то велика вероятность появления аутичного ребенка.
      • Сложности во время беременности или родов ребенка, например, асфиксия, тяжелые роды, инфекционные болезни во время внутриутробного развития и т. д.
      • Психотравмирующие ситуации, которые возникли в раннем детском возрасте.
      • Прививки.
      • Психические болезни, например, эпилепсия.
      • Органические изменения в головном мозгу, что может происходить после вирусной инфекции матери в период беременности: краснухи, кори, ветрянки.
      • Эмоциональная холодность родителей.
      • Ртутное отравление.
      • Нарушение обмена веществ и гормональные сбои.
      • Химическое воздействие, которое оказывалось на организм матери при беременности.
      • Злоупотребление антибиотиками.
      • перейти наверх

        Симптомы и признаки детского аутизма

        Примечательным симптомом и признаком детского аутизма становится стереотипное поведение. Ребенок подолгу может махать руками, прыгать, потряхивать, совершать однотипные действия. В разговоре, играх и рисовании он также придерживается однотипных тем. Он не любит изменения. Если в окружении что-то меняется, его это сильно расстраивает. Малыш склонен к наведению порядка и установленным правилам поведения, к которым он уже привык.

        Другими характерными особенностями аутизма являются расстройство речи и отсутствие социальной коммуникации. Ребенок предпочитает оставаться наедине с собой. Он не идет на контакт, не реагирует на вопросы. В речи преобладают шаблоны. Некоторые аутисты вообще могут не говорить, другие используют фразы, которые они раз за разом повторяют.

        Выявить аутизм можно по следующим симптомам и признакам:

      • Проявление характеристик в 2-3 года.
      • Отсутствие улыбки в ответ.
      • Игнорирование и отторжение объятий.
      • Сонное, задумчивое, отрешенное лицо.
      • Отсутствие контакта глазами с собеседником.
      • Неспособность устанавливать контакты с окружающими, детьми.
      • Сохранение спокойствия в незнакомой обстановке, при разлуке с близкими.
      • Задержка или полное отсутствие речи.
      • Склонность к уединению.
      • Склонность к стереотипному поведению, когда малыш привыкает не только совершать одни и те же действия, но и приспосабливается к определенному порядку вещей (например, ходить по одной и той же дороге в магазин).
      • Причудливая манерность: хлопать в ладоши, кружиться, теребить пальцы и пр.
      • Необычные игры, в которые ребенок предпочитает играть сам, при этом используются неигровые материалы.
      • Чрезмерно слабое или сильное реагирование на внешние стимулы.
      • Атипичная реакция на боль, снижение болевого порога.
      • Обращение внимания на звуки, при этом игнорирование речи окружающих.
      • Внезапный приступ ярости, раздражения, страха без веских причин.
      • Рассеянность и гиперактивность с ударами головой, покусываниями, царапаньем.
      • Судорожные припадки в 25% случаев.
      • Детский аутизм можно выявить еще на ранних стадиях его развития. Проявляется он в эмоциональном безразличии или слабом реагировании на родителей, малой активной подвижности. Постепенно поступки ребенка становятся стереотипными, эмоции притупленными, реакция на окружающий мир ослабленной.

        Ранний детский аутизм проявляется такими признаками:

      • Стереотипность движений, которые совершаются не к месту.
      • Ощущение, будто ребенок плохо слышит или видит.
      • Отсутствие контакта с окружающими, игнорирование людей.
      • Отсутствие обращения малыша за помощью к людям.
      • Игнорирование и отсутствие отклика на свое имя.
      • Отсутствие контакта глаза в глаза.
      • Ребенку трудно установить эмоциональный контакт с другими людьми. Он не способен проявлять свои эмоции, при этом не понимает чувств окружающих. В основном контакт абсолютно отсутствует у ребенка с чужими или малознакомыми людьми.

        Ранний детский аутизм делится на 4 степени тяжести:

        1. Первая степень проявляется в отсутствии ответной реакции малыша, его отрешенности от мира. Ребенок избегает объятий, взгляда в глаза, также не реагирует на потребности в еде.
        2. Вторая степень проявляется в полной отрешенности от мира, сужении круга общения до близких людей. Ребенок аффективно реагирует на изменения в обстановке. Избирательно подходит к еде, одежде и внешним проявлениям. Присутствует чувство страха, что вызывает агрессию. Стереотипность наблюдается в действиях и речи.
        3. Третья степень проявляется в ограниченности мира ребенка, который теперь погружен в себя. Его интересы носят мрачный, устрашающий характер. ребенок может говорить на одну и ту же тему, совершать однотипные действия. Игры его монотонные и не носят познавательного характера.
        4. Четвертая степень является самой легкой формой аутизма, при которой отмечается лишь трудности при контакте с окружающим миром. Дети данной группы ранимы, чувствительны к чужой оценке, уязвимы, избегают отношений.
        5. Ранний аутизм у детей объясняется неправильной работой отдела головного мозга, который отвечает за стирание ненужной информации, которая уже была получена. При аутизме информация не стирается. Мозг со временем активизирует функцию невосприятия новой информации из-за загруженности. Это осуществляется путем расфокусировки взгляда и расстройства слуха. Головной мозг просто прекращает воспринимать новую информацию.

          Лечение детского аутизма

          Практически не существует действенной методики лечения детского аутизма. Все направлено на развитие у ребенка социальных навыков, которые максимально адаптируют его к окружающей среде. Здесь проводится:

        6. Семейная терапия.
        7. Исправление поведения.
        8. Медико-психолого-педагогическая коррекция.
        9. Медикаменты активно используются лишь до 7 лет. После данного возраста можно лишь купировать симптоматику. Используются такие лекарства:

        10. Амитриптилин – психотропное средство.
        11. Витамин В6.
        12. Нейролептик Рисполепт (Рисперидон).
        13. Фенфлурамин – антисеротонинергический препарат.
        14. Аминалон, Пантогам, Ноотропил, Баклофен, Фенибут, Пирацетам.
        15. Основной упор делается на психоэмоциональную коррекцию ребенка, создание благоприятных условий для его развития:

        16. Строгий распорядок дня.
        17. Прививание жизненно необходимых навыков.
        18. Запрещена резкая смена привычек и обстановки.
        19. Максимальный комфортный телесный контакт с малышом.
        20. Постоянное пребывание с малышом, общение с ним.
        21. Избегание стрессов и совершение различных физических упражнений.
        22. Избегание переутомления.
        23. Отсутствие спешки в обучении ребенка.
        24. Многие прогнозы зависят от того, как вовремя была выявлена болезнь, какие меры предпринимались для ее коррекции, как индивидуально прогрессировал ребенок и пр. Может быть так, что уже к 7 годам ребенок станет полноценным, если заболевание было выявлено в возрасте 1,5 года и прошло полное лечение. Если детский аутизм был выявлен после 5 лет, тогда ребенок, скорее всего, навсегда останется больным.

          Хоть 80% аутистов считаются инвалидами, многим со временем снимают данную категорию по мере их прогрессивного развития и приспособления к социальной среде.

          psymedcare.ru

          Детский аутизм – это расстройство, возникающее по причине нарушений в развитии головного мозга, отмечающееся выраженным дефицитом социального взаимодействия, общения и повторяющимися, ограниченными интересами и действиями. К детскому аутизму относят инфантильный аутизм, аутистическое расстройство, инфантильный психоз, синдром Каннера. Распространенность данного расстройства доходит до 5 случаев на 10 000 детей. Среди перворожденных мальчиков дети аутисты преобладают в 5 раз чаще, чем девочки, однако у девочек аутизм протекает в более тяжелой форме и встречается зачастую в семьях, где уже отмечались случаи с когнитивными нарушениями.

          Причины детского аутизма

          В настоящее время не ясны причины вызывающие данное расстройство. Выделяют ряд экспериментально и клинически подтвержденных гипотез развития аутизма:

          — слабость инстинктов и аффективной сферы;

          — блокада информации, связанная с расстройствами восприятия;

          — нарушение, связанное с переработкой слуховых впечатлений, которое ведет к блокаде контактов;

          — нарушение активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга;

          — нарушение в функционировании лобно-лимбического комплекса, которое провоцирует расстройство планирования и поведения;

          — нарушение в обмене серотонина и функционирования серотонинергических систем мозга;

          — нарушения в парном функционировании полушарий головного мозга.

          Вместе с тем существуют психоаналитические и психологические причины расстройства. Значимую роль имеют генетические факторы, поскольку в семьях, страдающих аутизмом, это заболевание отмечается чаще, чем среди всего населения в целом.

          Ранний детский аутизм связан с мозговым органическим расстройством, зачастую в анамнезе имеются данные об осложнениях при родах и в период внутриутробного развития. По некоторым данным отмечается связь детского аутизма с эпилепсией, а также с диффузными неврологическими аномалиями.

          Симптомы детского аутизма

          Симптоматика детского аутизма отмечается стереотипностью в поведении. Для малыша присуща поглощенность однообразными действиями: потряхивание, раскачивание, прыжки, взмахивание руками. Один предмет длительное время становится объектом манипуляций, малыш его трясет, вертит, постукивает, крутит. Характерны стереотипные движения с книгами: малыш ритмично и быстро перелистывает страницы. Одна и та же тема преобладает у ребенка во время рисования, в разговоре, в игровых сюжетах. Малыш избегает любых жизненных нововведений, придерживается установленных правил поведения, активно сопротивляется всем изменениям.

          Расстройства у ребенка-аутиста обнаруживают себя в задержке и нарушении речевого развития, а также коммуникативных функций. Часто отмечается мутизм, речь носит штампованный характер. Малыш избегает разговоров, не реагирует на вопросы, а наедине с собой увлеченно декламирует стихи, комментирует свои действия.

          Основные признаки аутизма:

          — расстройство обнаруживает себя до 2,5-3 лет;

          — зачастую это красивые малыши с сонным, задумчивым, отрешенным лицом;

          — дети не способны устанавливать эмоционально-теплые взаимоотношения с людьми;

          — малыши не отвечают на ласки улыбкой, они не любят, когда их обнимают и берут на руки;

          — практически остаются спокойными при разлуке с близкими, а также в незнакомой обстановке;

          — типичным выступает отсутствие контакта глазами;

          — речь зачастую развивается с задержкой или полностью отсутствует;

          — изредка речь развивается до 2-х летнего возраста, а потом частично исчезает;

          — постоянное присутствие однообразия, ритуальное или стереотипное поведение, желание все сохранить неизменно (дети любят носить одну и ту же одежду, есть одну и ту же пищу, ходить одной и той же дорогой, играть в повторяющиеся монотонные игры);

          — типичны также причудливая манерность и поведение (ребенок постоянно раскачивается или кружится, хлопает в ладоши или теребит свои пальцы;

          — отклонения в игре (игры зачастую стереотипны, не социальны, не функциональны, нетипичны преобладания манипулирования игрушками, отсутствуют символические черты и воображение, отмечаются пристрастия к играм неструктурированного материала — водой, песком);

          — дети отвечают на сенсорные стимулы (на боль, звуки) либо слишком слабо, либо чрезвычайно сильно;

          — малыши на обращенную к ним речь игнорируют избирательно, проявляя интерес к механическим звукам, неречевым;

          — болевой порог зачастую понижен, отмечается атипичная реакция на боль.

          При детском аутизме способны отмечаться и другие признаки: внезапные приступы ярости, страха, раздражения, не вызванные очевидными причинами. Иногда такие малыши растеряны, гиперактивны, а поведение отмечается самоповреждающими ударами головой, царапаньем, кусанием, вырыванием волос. Изредка присутствует энурез, нарушения сна, проблемы с питанием, энкопрез. В 25% случаев отмечаются судорожные припадки в пубертатном или препубертатном возрасте.

          Первичные признаки расстройства при раннем детском аутизме характеризуются слабостью энергетического потенциала и повышенной эмоциональной чувствительностью.

          Вторичные признаки расстройства включают избегание воздействия внешнего мира, стереотипию, ослабление на близких эмоциональной реакции, иногда игнорирование их, заторможенную или недостаточную реакцию на зрительные и слуховые стимулы.

          Ранний детский аутизм отмечается в следующих проявлениях:

          — стереотипность поведения (повторение необязательных движений и действий);

          — отсутствие желания идти на контакт, при этом игнорируя все попытки окружающих привлечь внимание малыша;

          — ощущение, что малыш плохо видит или слышит;

          — отсутствие желания у ребенка привлечь жестом, словом других людей к заинтересовавшему предмету;

          — малочисленное обращение малыша за помощью;

          — отсутствие длительно контакта малыша глаза в глаза;

          — игнорирование взрослого и отсутствие отклика на имя при сохранности слуха.

          Дети с ранним детским аутизмом испытывают трудности в момент эмоционального установления контакта с внешним миром. Для малыша является проблемой выражение своих эмоциональных состояний, а также понимание других взрослых. Трудности проявляются при установлении с ребенком зрительных контактов, а также во время взаимодействия с взрослыми с помощью мимики, жестов, интонаций.

          Даже с родными людьми малыш испытывает в налаживании эмоциональных связей сложности, однако в большей степени детский аутизм обнаруживает себя в общении с посторонними.

          Детям с ранним детским аутизмом присущи эхолалии, неправильное применение личных местоимений: малыш называет себя на «он», «ты», «она».

          Классификация раннего детского аутизма включает по степени тяжести 4 группы развития. Первая группа отмечается отрешенностью от происходящего вокруг, проявлением крайнего дискомфорта при взаимодействии с малышом, отсутствием социальной активности, родным трудно добиться от малыша ответной реакции: взгляда, улыбки. Дети этой группы не имеют с окружающим миром точек соприкосновения, они игнорируют мокрые пеленки, витальные потребности — голод. Детям тяжело переносить взгляд глаза в глаза, они избегают различных телесных контактов.

          Вторая группа отмечается активным отвержением окружающей среды, а также характеризуется тщательной избирательностью при контактах с внешним миром. Малыш общается с ограниченным кругом взрослых, зачастую это близкие люди; проявляет повышенную избирательность в одежде, еде. Любое нарушение и изменение привычного ритма жизни приводит к аффективной сильной реакции.

          Дети этой группы испытывают чувство страха, реагируют на страх очень агрессивно, принимая формы аутоагрессии. Наблюдаются двигательные и речевые стереотипии. Дети второй группы более адаптированы к жизни, чем дети первой группы.

          Третья группа отмечается охваченностью аутистическими интересами. Малыши этой группы от окружающего мира укрываются в личных интересах, их занятия отмечаются стереотипностью и не имеют познавательного характера. Все увлечения несут цикличный характер, малыш способен длительно разговаривать на одну тему, воспроизводить или рисовать один и тот же игровой сюжет. Интересы ребенка часто имеют устрашающий, мрачный, агрессивный характер.

          Для четвертой группы характерна чрезвычайная трудность при взаимодействии с окружающей средой. Ее считают наиболее легким вариантом проявления детского аутизма. Основная черта таких детей — это повышенная ранимость, уязвимость, чувствительность к чужой оценке, избегание отношений.

          Ранний детский аутизм и его причины возникновения связывают с одной из следующих теорий. В головном мозге каждого индивида, имеется отдел, который отвечает за удаление ненужной информации. Работа этого отдела отвечает за нашу память. Один человек быстро и надолго запоминает информацию, другой не очень, а третий запоминает на всю жизнь. Поскольку ресурс мозга не безграничен, поэтому мозг и стремиться избавиться от ненужной информации.

          У детей с аутизмом перестает работать отдел мозга, или работает не правильно, не стирая информацию, вследствие чего у малыша сохраняются все события происходящие с ним.

          Начиная с младенчества, когда ребенок еще не видит все многообразие окружающего мира, он постепенно ощущает все больше интересного и нового и это сохраняется у него в голове. А для того, чтобы мозг не разорвался, отдел, отвечающий за стирание памяти, блокирует восприятие новой информации. Начинает это происходить в полтора года жизни малыша. К этому времени мозг переполнен информацией и ее некуда девать.

          Дальше мозг не допускает прием информации, каналами которой выступают слух и зрение. В результате происходит расфокусирование взгляда, а также изменение восприятия на слух. Поэтому аутист-ребенок начинает пользоваться боковым (периферическим) зрением и не смотрит в глаза.

          Что происходит со слухом? Малыш прислушиваясь, не естественно разворачивает голову. Линии восприятия информации с помощью слуха и зрения не совпадают. Это приводит к тому, что ребенок не способен одномоментно от одного источника воспринимать информацию с помощью зрения и на слух, как это делают обычные люди.

          Органы осязания также подвергаются изменению, малыш становится менее чувствительный к боли. Однако вместе с тем у ребенка развивается гиперчувствительность: он не любит запахи, прикосновения, яркие вспышки, звуки, иногда постороннюю речь. У него уменьшается восприятие новой информации.

          Детский аутизм и форум родителей по этой проблеме зачастую переполнен посещениями взрослых из-за страха за крох.

          Синдром детского аутизма поддается коррекции со стороны психолога, а также при непосредственном участии родных.

          Форум родителей аутизм дает психологическую, разъяснительную и коррекционную помощь взрослым в общении со своими детьми. Родителям необходимо, прежде всего, понять из-за чего отмечается задержка интеллектуального развития у их чад. В сравнении с обычным ребенком у аутиста не отмечается интереса к новому, он спокоен, никуда не лезет, не любопытен, что затормаживает развитие мышления. Такой ребенок сторонится всего нового и желает жить по известным старым ему схемам.

          Аутист нормально развивается до полутора лет. Для этого возраста характерна предметная, схематичная память, отмечающаяся низким уровнем и позволяющая запомнить отдельные схемы и картины, при которой нет надобности применять мышление.

          Например, рассмотрим прием пищи ребенком. Аутенок заходит на кухню, садится за стол, который уже накрыт и начинает трапезу. Если вдруг мама забудет положить один из столовых приборов, то аутенок будет настойчиво требовать, чтобы она это сделала, несмотря на то, что он знает, где он хранится. Поскольку это всегда делала мама, то эта схема отложилась в голове у ребенка-аутенка и он не может от нее отойти, обычный же ребенок давно бы сам положил себе недостающий прибор.

          У детей-аутистов очень хорошо развита низко уровневая память, и им гораздо проще зазубрить текст, чем самостоятельно пересказать своими словами. Это происходит потому, что при пересказе следует задействовать мышление, а это вызывает у них сложность. Причем схематичная, предметная память у аутят очень хорошая и они все замечательно помнят, но не могут ассоциировать и сопоставлять.

          Зачастую родители недоумевают, почему малыш не запоминает буквы, хотя с первого раза запомнил, где лежат ложки или дорогу к новому магазину. Скорее всего, малыш хорошо запомнил те картинки с буквами, однако он не способен сопоставить картинку с названием буквы. Например, картинка с апельсином и сам апельсин, для ребенка это абсолютно разные предметы, он их не ассоциирует друг с другом, поскольку здесь следует включить мышление.

          Родителям важно понять, что ребенок аутист живет на автомате (подсознанием) и как только возникает новая ситуация, он испытывает дискомфорт, истерики, агрессию и другие проявления.

          Аутизм необходимо дифференцировать от синдрома Аспергера, детских психозов, детской шизофрении, расстройства слуха, расстройства развития речи, умственной отсталости. Изредка аутизм сопровождается бредом или галлюцинациями, судорожными припадками.

          Диагностика детского аутизма включает два этапа – диагностика с помощью шкалы и динамический контроль состояния детей.

          Как распознать детский аутизм? Оценочная шкала детского аутизма состоит из 15 позиций, которые описывают значимые области проявлений ребенка: способность к подражанию, стремление к контакту с окружающими, особенности эмоциональных реакций, пользование неигровыми и игровыми предметами, моторика, адаптация к переменам, слуховые реакции, зрительные реакции; вкусовая, обонятельная, тактильная реакции; наличие тревожности и страхов, невербальное взаимодействие, особенности речи, степень и продуктивность активности, особенности и уровень развития интеллектуальной деятельности, оценка общего впечатления клинициста. Во время тестирования обследуемый ребенок сравнивается с нормальными показателями и оценке подлежит поведение, выходящее за рамки нормы. Наряду с оцениванием ребенка на приеме у психиатра разрешается использовать сведения от родителей, результаты обследования психолога, наблюдения педагогов.

          Все более актуальной и острой стоит задача социальной адаптации малышей, страдающих расстройствами аутистического спектра. Согласно мнению многих авторов, таких малышей можно отнести к детям с особыми образовательными потребностями, а их интеграция в систему образования сопряжена с наибольшими трудностями. Социальная реабилитация таких детей возможна при внедрении модели интегративного (инклюзивного) образования. Успешная интеграция аутистов происходит при осуществлении нескольких условий:

          — проявления аутистического спектра должны быть выявлены, как можно раньше;

          — такие дети нуждаются в проведении мониторинга психического состояния в период обучения, для оказания своевременной медицинской и психологической помощи;

          — педагогам инклюзивного образования следует обладать достаточным уровнем знаний о психопатологии, для того чтобы квалифицированно регулировать педагогическим подходом относительно таких детей.

          В Израиле в медицинском центре «Хадасса» врачи стали углубленно заниматься дородовой профилактикой аутизма еще на стадии внутриутробного развития малыша. Врачи работают над проблемой снижения риска появления малышей с данным отклонением у семей, имеющих уже такого ребенка. В настоящее время ученые не могут распознавать расстройство внутриутробно, поэтому пытаются применять известные медицине признаки.

          Зная, что мальчики подвержены расстройству вчетверо чаще, врачи клиники рекомендуют узнать пол будущего ребенка с помощью ЭКО и стремиться родить девочку.

          Врачи считают, что преждевременные роды и токсикоз во время беременности увеличивают вероятность развития аутизма. Поэтому будущим мамам настоятельно рекомендуют принимать препараты, которые будут снижать проявление данных факторов, а также делать анализы на выявление содержания определенных веществ в крови. Большинство ученых предполагают существование связи между гормоном любви-окситоцином и детским аутизмом. К одному из основных симптомов аутизма относят нарушение контакта малыша с другими людьми.

          Ученые установили, что у детей, страдающих аутизмом, уровень окситоцина в крови существенно ниже, чем у здоровых. Ссылаясь на эти результаты, некоторые врачи пытаются лечить расстройство с помощью этого вещества.

          Специалисты клиники «Хадасса» исследуют влияние окситоцина на этапе внутриутробного развития. И хотя результаты исследования еще не окончательные, врачи уже сейчас предлагают профилактические меры: не назначают матерям детей-аутистов медицинские препараты, которые будут подавлять выработку окситоцина.

          Лечение детского аутизма происходит в трех направлениях:

          — лечение нарушений поведения;

          Лечение детского аутизма нуждается в разносторонности, разноплановости, комплексности лечебно-реабилитационных мероприятий в единстве психологических и биологических методов. Психологическая и медико-педагогическая помощь продуктивна до 7 лет (на основных этапах формирования личности). Медикаментозное лечение эффективно в возрасте до 7 лет, после чего препараты оказывают симптоматическое действие. Наиболее рекомендован Амитриптилин, являющийся основным психотропным средством у малышей дошкольного возраста (до 50 мг/сут), курсом по 4-5 мес. Исследователи расстройства отводят эффективную терапевтическую роль витамину В6 (до 50 мг/сут), атипичным нейролептикам Рисполепт (Рисперидон) в дозе до 0,5-2 мг/сут в течение 2-х лет. После их приема редуцируются нарушения поведения, понижаются стереотипии, гиперактивность, замкнутость, суетливость, ускоряется обучение. Детям, страдающим расстройством аутистического спектра назначают Фенфлурамин, обладающий антисеротонинергическими свойствами.

          Заместительная терапия (Аминалон, Ноотропил, Пирацетам, Пантогам, Фенибут, Баклофен) применяется повторными развернутыми курсами в течение ряда лет.

          Перспективы медикаментозного лечения зависят от регулярности приема, сроков начала, индивидуальной обоснованности, а также от включенности в систему лечебно-реабилитационной работы.

          Правильно организованная коррекционная работа может позволить эффективное продвижение малыша по стадиям социального взаимодействия, а также осуществит быструю адаптацию к окружающей среде.

          psihomed.com

          Иванов детский аутизм

          Довольно продолжительное время считалось, что триада симптомов, характерная для такого заболевания, как аутизм, вызывалась некой общие причины аутизма, которые действовали на генетическом, когнитивном и нейрональном уровнях. Но, в настоящее время все больше специалистов склоняются в сторону гипотезы о том, что аутизм, это не что иное, как сложное расстройство, вызванное автономными причинами но, очень часто действующими одновременно.

          Большинство специалистов полагает, что развитие и причины аутизма, большей частью, связаны с генами. Но, следует признать, что генетика аутизма очень сложна и, до сих пор, нет единого мнения по поводу того, что же оказывает доминирующее влияние на возникновение расстройства аутистического спектра: процесс взаимодействия множества генов или отдельные редкие мутации с очень сильным эффектом.

          Довольно сложно обнаружить причины аутизма и эта сложность заключается: в многостороннем взаимодействии очень большого числа генов, разной внешней среде и эпигенетических факторах. Стоит заметить, что эпигенетические факторы сами по себе код ДНК не изменяют, но могут передаваться по наследству и модифицировать экспрессию генов. В более ранних близнецовых изучениях, возможность наследования аутизма оценивали на уровне более 90% (с условием, что дети проживали в одинаковой обстановке и у них отсутствовали иные генетические и медицинские синдромы). Однако, на сегодняшний день, большая часть мутаций, увеличивающих риск возникновения аутизма, все-таки, остается неизвестной.

          Практически, до сих пор, нет ни одного известного случая заболевания аутизмом, в котором бы удалось проследить связь аутической болезни с менделевской мутацией (которая затрагивает единичный ген) или, с единичной хромосомной абберацией (как в случае с синдромом Ангельмана или Мартина-Белла).

          Некоторые генетические синдромы ассоциируются с расстройством аутистического спектра, но ни в одном из них, симптомы точно не вписываются, в привычную, для такого вида расстройств, картину. Известно большое количество генов-кандидатов но, эффект от каждого из них очень невелик и они вряд ли смогут послужить причиной заболевания.

          Одной из причин увеличения количества аутистов в здоровых семьях, может служить вариация числа копий, т.е. спонтанная делеция и дупликация геномного участка при мейозе. Из этого, как следствие, можно сделать вывод, что большое количество случаев аутизма можно отнести к генетическим изменениям, которые, с высокой степенью вероятности, наследуемы. Но, при этом, сами эти генетические изменения, ранее, унаследованы небыли. Их можно отнести к новым мутациям, вызвавшими аутизм у ребенка, но отсутствующими у родителей.

          Проведенные опыты, по замене генов у мышей, дают возможность предположить, что симптоматика аутизма тесно связана с поздним этапом развития, на котором большую роль играет синаптическая активность. Вдобавок к этому, замена генов или модулирование их активности после рождения, может уменьшить симптомы и, даже, привести к полному пропаданию нарушений.

          Согласно проведенным исследованиям, тератогены (вещества, отвечающие за врожденные дефекты и связанные с риском возникновения аутизма) могут оказывать свое негативное действие в период первых восьми недель с момента зачатия. И хотя, приведенные данные не исключают возможность запуска механизма болезни в более поздние сроки, они служат весомым аргументом того, что причины возникновения аутизма нужно искать в самых ранних стадиях развития.

          Что же касается прочих внешних факторов, которые могут быть причиной аутизма, то, на сегодняшний день существуют только разрозненные данные, не имеющие серьезных подтверждений из надежных источников, хотя исследования в этом направлении не прекращаются. Информация о возможном влиянии, на развитие или усугубление расстройства аутического спектра, некоторых факторов внешней среды, пока могут быть интересны только, как объекты для будущих исследований. В частности, отмечались такие факторы, как: некоторые продукты питания, инфекционные заболевания, тяжелые металлы, всевозможные растворители, выхлопные газы дизельных двигателей, фенолы для производства пластиков, броминированные огнестойкие материалы, пестициды, пренатальный стресс, некоторые вакцины, наркотики, курение и алкоголь. Обеспокоенность по поводу влияния вакцин, в некоторых странах привело к снижению иммунизации населения, что в свою очередь, значительно увеличило риск заболевания корью. Дело в том, что период проведения запланированной обычной вакцинации, совпадает со временем обнаружения у ребенка первых признаков аутизма. Отсюда и появляются необоснованные утверждения о вреде вакцины. Более того, во многих известных научных исследованиях говорится об отсутствии взаимосвязи между MMR-вакциной и появлением симптомов аутизма, а также причинно-следственной связи между, используемым в вакцине, тимеросалом и возникновением аутизма.

          sites.google.com

          Ранний детский аутизм

          Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.

          Ранний детский аутизм

          Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.

          Причины раннего детского аутизма

          На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.

          Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.

          Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.

          Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.

          Классификация раннего детского аутизма

          Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.

          По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.

          С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:

        25. с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
        26. с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
        27. с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
        28. со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).
        29. Симптомы раннего детского аутизма

          Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.

          Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.

          Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.

          Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.

          Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.

          Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.

          Диагностика раннего детского аутизма

          Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:

        30. 1) качественное нарушение социального взаимодействия
        31. 2) качественные нарушения общения
        32. 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.

      Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.

      Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.

      Лечение раннего детского аутизма

      Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.

      Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.

      Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).

      Прогноз и профилактика раннего детского аутизма

      Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.

      Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.

      www.krasotaimedicina.ru

      Если по поводу болезней тела многие новоиспеченные родители располагают теми или иными знаниями, то, что связано с духовным миром, считается более загадочным и нередко пугает. Словосочетание ранний детский аутизм звучит грозно. А для многих – как приговор, которому часть родителей не верит и продолжает обращаться к другим специалистам. А те твердят то же самое, не оставляя никакой надежды. Но настолько ли страшно это явление, считаемое некоторыми психическим заболеванием? И главное, что делать, если у вашего малыша был выявлен синдром детского аутизма ?

      Это явление до сих пор не до конца изучено. Но все же уже имеется немало сведений по этому поводу, а также методов лечения. Хотя аутизм – это не совсем болезнь. Это – нарушения в психологическом развитии ребенка. Данные отклонения заключаются в том, что малыш не умеет и не хочет контактировать с окружающим миром. Более того, этот мир его сильно пугает. Ребенок не испытывает интереса к окружающей его действительности. А общаться зачастую он не хочет даже с самыми близкими. Впрочем, в этом плане аутизм проявляется по-разному: один ребенок старается избегать контактов с любыми людьми, другой общается только с некоторыми, игнорируя остальных. У таких деток существуют свои особенности поведения, например, им гораздо сложнее, чем сверстникам, приспосабливаться к реальности в бытовом плане. Но не нужно думать, что у них нарушено и умственное развитие. Напротив, как правило, их уровень интеллекта намного выше, чем у ровесников. То есть страдает исключительно эмоциональная сфера. Такие детки полностью погружены в свой собственный мир, игнорируя тот, в котором живут все остальные.

      Можно ли определить самостоятельно аутизм у ребенка? Это достаточно трудно, а в ряде случаев практически невозможно. Диагностика детского аутизма – дело сложное. Ведь даже специалисту не всегда хватает одного сеанса, чтобы выявить это расстройство. Как правило, аутизм выявляется до 2,5-3 лет, но может быть обнаружен даже до годика.

      Симптомы раннего детского аутизма внимательные родители заметить могут. Но некоторые из них могут быть признаками и других расстройств и заболеваний. Вас должно насторожить, что малыш:

    • избегает общения с другими людьми — д аже если он еще не умеет говорить, то это можно заметить. Например, он не прижимается к маме, когда она берет его на руки, не улыбается и не устанавливает зрительный контакт
    • «не слышит», когда к нему обращаются (п равда, это может свидетельствовать и о нарушении слуха)
    • однообразен в своем поведении — о н может долго совершать одни и то же действия, например, когда играет
    • боится прикосновений
    • испытывает страх перед всем новым и даже впадает в гнев, когда в его жизни что-то меняется
    • не понимает мимики других и сам либо не пользуется жестами и мимикой, либо они весьма своеобразны
    • впадает в панику перед совершенно обычными предметами (например, включенной лампой)
    • испытывает трудности в речевом развитии, а когда научится говорить, делает это без особого желения
    • поздно начинает ходить
    • не смотрит в глаза при общении
    • кажется неадекватным
    • блюдет придуманные им ритуалы
    • воспринимает людей как предметы
    • В некоторых случаях детки, страдающие аутизмом, могут быть агрессивными, выражать протест по каким-либо поводам. При грамотном лечении и поддержке родителей в будущем ребенок способен овладеть бытовыми навыками и научиться общаться с окружающим миром.

      Конечно, ни одну настоящую и будущую мамочку не могут не волновать причины детского аутизма. Возможных причин существует достаточно много, и вот только некоторые из них:

    • генетические нарушения
    • наследственность
    • различные заболевания
    • хромосомные аномалии
    • нарушения центральной нервной системы во время внутриутробного развития
    • биохимические факторы
    • неблагоприятное воздействие окружающей среды
    • Перечислять все причины нет смысла, так как каждый такой случай индивидуален. И лечение детского аутизма тоже подбирается сугубо индивидуально, нет методов, которые работают абсолютно для всех.

      Детки с аутизмом должны посещать специализированные реабилитационные центры, которые, к сожалению, существуют не в каждом населенном пункте. Но в случае их отсутствия родителям следует обратиться в ассоциацию, занимающуюся этой проблемой. Также ребенок с аутизмом должен получать образование в специализированной школе и нуждается в поддержке и помощи своих близких, которые в силах облегчить его обучение общению с окружающей действительностью.

      bambinostory.com