Лечение

Как узнать аутизм ребенка

22.07.2018

Как распознать симптомы аутизма у детей, возможно ли лечение?

Аутизм — это серьезное заболевание, для которого свойственно нарушение способностей у ребенка к познанию окружающего мира и общества.

Это интересно! В 1943 году американский ученый Лео Каннер сделал первое описание заболевания аутизма у детей. В результате нарушения в личностно-эмоциональной сфере детей и подростков получили дополнительные названия — синдром раннего детского аутизма, синдром РДА, синдром Лео Каннера.

Классификация аутизма

По степени тяжести аутизм у детей варьируется от легкой до очень тяжелой. При легкой степени аутизма ребенок может казаться нормальным, ну и только немного странным. А вот тяжелая степень этого заболевания может полностью нарушить функции головного мозга. Вот тут мы уже видим явные странности в поведении малыша, отклонения в общении и социальном взаимодействии.

Выделяется четыре группы детского аутизма. Каждая из них характерна своими способами отрешенности от внешнего мира в обществе.

  • Отрешенность от происходящего полная. Дети этой группы не имеют точек соприкосновения с окружающим миром. Они совершенно не реагируют на отсутствие пищи, влажные пеленки. Их напрягает взгляд и даже незначительные телесные контакты.
  • Отвержение окружающей среды. Характеризуется тщательной избирательностью в контактах. Общение ребенка может ограничиваться только родителями. Для малышей этой группы свойственно испытывать сильное чувство страха. Эта реакция бывает очень агрессивна. Но дети второй группы, в отличие от первой, более адаптированы к жизни в обществе.
  • Захваченность аутистическими интересами. Дети стараются укрыться в своих интересах. Их занятия, как правило, не носят познавательный характер. Ребенок может длительное время рисовать один и тот же сюжет, разговаривать месяцами на одну и ту же тему. Их интересы зачастую агрессивны и устрашающи.
  • Трудности при взаимодействии с окружающей средой — проявление аутизма в легкой степени. У детей повышены ранимость и уязвимость.
  • Почему возникает аутизм?

    Аутизм считают генетическим заболеванием, хотя причины его возникновения на сегодняшний день достоверно не выяснены. Это заболевание объединяет ряд разнообразных симптомов, которые могут проявляться у всех аутистов по-разному. Следует помнить, что, чем раньше установлен диагноз, чем быстрее начата терапия, тем больше шансов у ребенка для нормальной адаптации в обществе.

    Возникает вопрос: каковы же вероятные причины аутизма у детей?

    Причины аутизма у детей.

  • Причиной развития аутизма может быть какое-либо органическое повреждение плода, которое произошло в период внутриутробного развития или в процессе родов. Некоторые из таких повреждений могут возникнуть, если мать во время беременности перенесла какие-либо вирусные инфекции (краснуха, корь, ветряная оспа). Во время болезни нарушается процесс формирования головного мозга, а это может способствовать развитию аутизма у ребенка.
  • Если аутизмом страдает хотя-бы один из родителей, то существует риск возникновения этого заболевания у детей. Следует знать, что если один малыш болен аутизмом, вероятнее всего и второй ребенок будет страдать этим заболеванием.
  • Медики предполагают, что аутизм может быть наследственной аномалией и передаваться на генном уровне. Подтверждением этого могут быть проявления этого заболевания у нескольких членов одной семьи. Но до сих пор не выявлены гены, которые отвечают за возникновение аутизма.
  • Причиной появления аутизма могут быть гормональные и иммунные нарушения, всевозможные расстройства нервной системы.
  • Некоторые считают, что появление болезни могут спровоцировать детские вакцины. Однако этому нет подтверждения. Если какие-то изменения произошли после вакцинации, это может быть первым сигналом на нарушения, которые раньше себя не проявляли. А прививка послужила лишь пусковым механизмом.
  • Влияют на возникновение аутизма окружение, отношения в семье, условия проживания. Развитию заболевания может привести затянувшаяся депрессия.
  • Рассматривая причины возникновения аутизма, можно сделать вывод, что чаще всего он развивается при совокупности нескольких вышеперечисленных факторов. Большое количество работ по изучению аутизма так и не привели к единому мнению и теории о лечении и возникновении этого заболевания.

    Ученые определили три признака, по которым определяется наличие аутизма у детей:

    • Нарушение социального взаимодействия.
    • Возникновение трудностей при общении с окружающими людьми.
    • Особенности в поведении детей.
    • Обычно психиатры описывают симптомокомплекс, который наблюдается у пациентов. А вот клинические симптомы описываются очень разнообразно. Связывают это с тем, что аутизм, как и человек, очень многогранен и формируется он у каждого пациента в зависимости от личности больного и окружающей его среды по-разному.

      Первые признаки аутизма у новорожденных могут появиться уже в трехмесячном возрасте, но они еще не вызывают опасений у родителей, т. к. нарушения в поведении малыша можно отнести к особенностям его характера и младенческий возраст.

      Когда появляются первые симптомы аутизма у детей, родители обращают внимание на то, что малыш не может делать что-либо, выполняемое его сверстниками в каком-то определенном возрасте. Симптомы аутизма отличаются своей многочисленностью, так как каждый малыш индивидуален. Как проявляется у детей аутизм?

      К симптомам аутизма у новорожденных детей и у детей более старшего возраста можно отнести такие:

    • ребенок не может правильно реагировать на разнообразные звуки;
    • у него повышенная двигательная активность,
    • отсутствует интерес к еде;
    • имеется привычка ходить на носочках;
    • малыш не плачет, если родители уходят куда-нибудь, не пытается улыбнуться им.
    • Одной из первых жалоб родителей является отсутствие, по мнению родителей, слуха у детей. Малыш при довольно громких звуках не показывает интереса к его источнику. На самом деле это можно объяснить тем, что в этот момент ребенок находится в своем замкнутом пространстве и он не будет реагировать на раздражитель, пока тот не будет доставлять ему дискомфорт.

      Среди других симптомов можно выделить следующие:

    • Становится видна задержка в психическом развитии ребенка.
    • Ребенок старается избегать зрительных контактов, у него появляется нежелание смотреть в глаза окружающих людей.
    • Может не реагировать на вопросы и какие-то действия родителей и знакомых, не узнает тех, кто бывает с ним каждый день.
    • Проявляется неспособность слушать говорящего с ним человека и понимать те слова, которые он услышал.
    • Ребенок не может передать свои эмоции, чувства, требования и просьбы.
    • У малыша периодически возникает спонтанные нервозность, раздражительность, злость. Возникают трудности в понимании обыденных вещей. Ребенок отказывается выполнять элементарные просьбы и требования.
    • Дети, которые страдают аутизмом, чувствуют себя дискомфортно в обществе. Для их поведения характерны отстраненность от внешнего мира и желание находиться в одиночестве.
    • Одним из важных симптомов у детей среднего и старшего возраста могут быть неспособность к обучению. Ребенок не может формулировать предложения, говорить правильно даже при регулярном обучении.
    • Многие не переносят яркий свет. Они не любят каких-либо изменений, не нравятся им перемены, которые вносятся в их привычный режим.
    • У детей нарушается способность понимать полученную информацию, они не любят делиться чем-либо с окружающими.
    • Дети-аутисты могут по-разному относиться к присутствию или отсутствию матери: одни вовсе не замечают ее, а другие очень тяжело переносят уход и отсутствие мамы. Их реакция может закончиться тяжелым соматическим состоянием (повышенной температурой, рвотой).
    • В более старшем возрасте у детей появляется нежелание принимать участие в различных коллективных играх, дружить с детьми, у них отсутствует чувство сопереживания.
    • Диагностика и лечение детского аутизма.

      К сожалению, аутизм не лечится полностью. Однако вспомогательная терапия поможет в ликвидации нежелательных моментов поведения и будет способствовать нормальному развитию ребенка. Аутизм очень часто приходится дифференцировать с неврозоподобными состояниями и неврозами. Для уточнения диагноза врач собирает анамнез. При этом уточняются предполагаемые причины возникновения заболевания, рассматриваются присутствующие симптомы.

      Детский аутизм — сложное заболевание. Но все же ребенка-аутиста можно попытаться вернуть к нормальному образу жизни, помочь ему адаптироваться к окружающему миру, если выполнять рекомендации врачей. Основой, из составляющих комплексного воздействия на больных аутизмом, является психотерапия. Психотерапевт поможет малышу, если это возможно, наладить контакт с окружающими его людьми, преодолеть страхи и психологические барьеры.

      Дети могут получать образование в школе. Но здесь нужно использовать различные подходы и методы. Возможно обучение в малочисленных спецклассах и спецшколах, а может быть и интеграция, где одновременно учатся здоровые дети и страдающие аутизмом.

      У ребенка можно попытаться развить связь с родителями, улучшить социальную адаптацию. Чтобы определить специфику отставания в развитии малыша, лечащий врач проводит тесты на аутизм, применяет различные схемы-опросники. Если в семье были умственно отсталые, врач назначает хромосомный анализ, проводят магнито-резонансное исследование при структурных изменениях в головном мозге. В случае частых эпилептических припадков назначают электроэнцефалограмму.

      По показаниям для лечения аутизма у детей врач может назначить медикаментозную терапию. Детям с задержкой развития целесообразно назначить церебролизин, глутаминовую кислоту. По показаниям назначаются противосудорожные средства, успокаивающие препараты.

      Лечением и наблюдением за больным ребенком должен заниматься опытный психолог, т. к. лечение будет длительным, а смена докторов может привести к ухудшению состояния малыша.

      Уменьшению риска возникновения аутизма будет способствовать правильное отношение молодежи к беременности и ее планированию. Будущие родители должны пройти обследование, чтобы выявить хронические заболевания, если они есть. Будущая мама должна вести здоровый образ жизни, при беременности наблюдаться у врача-гинеколога.

      Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь. В некоторых случаях положительной динамики удается добиться быстро, а иногда на это уходят годы.

      Родителям следует знать и помнить, что если ребенок страдает аутизмом, прежде всего его нужно любить и принять таким, какой он в данный момент есть. Ведь это не больные дети — они просто другие.

      onevroze.ru

      Как определить аутизм у ребёнка. Разные виды тестирования

      Здравствуйте, дорогие читатели. За последнее время был широко изучен аутизм у детей. Существует ряд методик и тестов для подтверждения диагноза. В этой статье вы сможете узнать, какой тест поможет проверить вашего карапуза, как можно в домашних условиях самостоятельно определить аутизм.

      Аутизм. Классификация

      Аутизм у детей представляет собой нарушение психического развития, проявляется дефицитом взаимодействий в социуме и осложнёнными взаимосвязями с другими людьми. Таким деткам сложно понимать эмоции других, им трудно проявлять свои чувства.

      Различают четыре типа аутизма:

    • Синдром Аспергера. Такие дети практически не общаются, плохо владеют жестами, не проявляют свои эмоции мимикой. При этом у них сильно развито логическое мышление.
    • Синдром Каннера. Деткам очень сложно находиться в обществе, они стараются изолировать себя от окружающего мира, замыкаются в себе. Речь у таких малышей слабо развита.
    • Синдром Ретта. Характерен для девочек. Первичные признаки можно обнаружить ещё на седьмом месяце жизни. При этом синдроме наблюдается общая недоразвитость организма. Лечение практически не даёт положительных результатов.
    • Атипичный аутизм. Данный тип свойственен деткам постарше (подростковый возраст) и взрослым. Развивается вследствие сильного травмирования головного мозга, или же после болезни, затрагивающей нервную систему. При этом нарушается речь, движения становятся беспорядочными, характерен пустой взгляд.
    • Определение у грудных детей — способ наблюдения

      Первичная диагностика детей грудничкового возраста будет основана на наблюдениях за поведением ребёнка. Если родители замечают, что у малыша присутствует один или больше признаков, приведённых ниже — это сигнал, что необходимо обратиться за консультацией к психотерапевту:

    • Ребёнок фокусируется на различных предметах и может долго на них смотреть, но при этом не может фокусировать свой взгляд на глазах мамы.
    • Взгляд малыша кажется пустым, бесцельным.
    • Ребёнок не тянется к родителям, у него нет желания находиться в тесном контакте с родственниками.
    • Для малыша характерны повторяющиеся однотипные движения.
    • Ребёнок значительно позже начинает самостоятельно удерживать головку, впервые садится, видимы нарушения тонуса мышц.
    • Карапуз остро реагирует на различные звуки, яркий свет.
    • Ребёнку не нравится находиться на руках.
    • Нетипичное отношение к маме. Ребёнок или слишком привязан к ней и ни на секунду не может с ней расстаться, либо относится к ней без каких-либо эмоций.
    • Малышей не интересуют игрушки, для своих игр может использовать предметы не предназначенные для этой цели.
    • Ребёнок не пытается подражать увиденному, копировать звуки.
    • Диагностика на определение типа аутизма

    • Диагностика Аспергера. Для подтверждения данного диагноза могут проводиться следующие методики:
    • метод наблюдения;
    • опрос родных и близких, а также воспитателя в детском саду;
    • проведение тестов нейропсихологического характера.
    1. Диагностика Каннера. Для подтверждения данного диагноза, используются следующие методы диагностики:
      • специальная шкала наблюдений ADOS;
      • ABS — опросник поведенческих характеристик;
      • ADI-R — адаптированный опросник;
      • РДА CARS — рейтинговая шкала;
      • ADOS-G — шкала, основанная на личных наблюдениях.
      • Диагностика Ретта. Для диагностики данного типа заболевания, проверяют характерные признаки:
      • периодическое апноэ, даже во время бодрствования;
      • припадки, сопровождаемые судорогами;
      • гипотрофия ступней;
      • при проведении электроэнцефалограммы, выявляется временное замедление ритма, характерен медленный фоновый режим.
      • Для атипичного аутизма характерно выраженное недоразвитие когнитивных способностей, сочетаемое с нарушением речевых навыков, в частности отсутствует понимание речи.
      • Тестирование на аутизм

        Для того, чтобы самостоятельно определить то, что у вашего малыша действительно аутизм, можно пройти онлайн тестирования. Для этого вам потребуется заполнить интернет-опросник, отвечать на все вопросы следует правдиво. После заполнения опросника будет подсчитано количество набранных баллов, которые смогут поставить определённый диагноз. Однако, не стоит быть уверенным на все сто, что это действительно так. Сначала нужно обязательно проконсультироваться со специалистом для подтверждения точного и окончательного диагноза.

        Существуют тесты, подтверждающие данный диагноз:

        Такие тесты предназначены для диагностики и подтверждения необходимости обратиться за помощью к специалисту. Различают несколько видов таких тестов:

      • Модифицированный скрининговый тест. Направлен на детей в возрасте от 1,5 до 2,5 лет. Проводится специалистом, с помощью него определяется предварительный диагноз. Данный тест состоит из опросника, включающего 23 специальных вопроса.
      • Диагностическая шкала раннего аутизма у детей. Является самым распространённым тестом в США. С помощью данного исследования определяются признаки болезни и степень сложности течения. Основан на том, как малыш общается, играет, какое поведение. Данный тест больше всего предназначен для детей от двух до четырёхлетнего возраста, вопросы разделяются на 15 тематических групп.
      • Тест ASSQ. Данное тестирование подходит для детей от шести до шестнадцатилетнего возраста. Состоит из 27 вопросов, включающих такие темы, как общение, в частности со сверстниками, игры и поведенческие качества.
      • Тесты на определение развития логического мышления, умения правильно реагировать на события и эмоции окружающих, способностей самоконтроля.
      • Диагностические тесты

        Данные тесты подходит для всех возрастов, используются для определения степени аутизма, выявление общего нарушения в развитии, отставании речевых навыков, когнитивных способностей.

      • ADOS. Тест состоит из четырёх больших модулей, для выполнения каждого из них обычно требуется минут 40:
      • направленные на проверку детей, которые говорят отдельными словами;
      • для малышей, которые могут составлять предложения, используя несколько слов;
      • на деток, которые могут свободно общаться;
      • для подростков и взрослых без нарушения речи.
      • В период проведения модулей номер один и два, доктора вместе с малышом должны передвигаться по комнате. Данное тестирование проводится в игровой форме. Что касается 3 и 4 модуля, то они могут проводиться просто сидя за столом.

        1. ADI-R. Опросник, который выявляет характерные черты в развитии человека, свойственные для аутизма. Обязательно присутствие опытного психолога. Для того, чтобы полностью провести данное интервью и подбить результаты, потребуется до двух часов.
        2. ATEC. Данный тест направлен на выявление эффективности процесса лечения. Он может проводиться в онлайн режиме, состоит из четырёх тематических модулей: речевые навыки и коммуникативность, социальная приспособленность, сенсорика, здоровья и поведенческие навыки.
        3. Тест с электроэнцефалографом

          Данный тест основан на измерении уровня электрического потенциала активности головного мозга. При экспериментальных исследованиях детей с поставленным диагнозом аутизма, обнаруживались схожие показатели активности коры головного мозга. Для подтверждения диагноза аутизм на электроэнцефалографии будет выявлена сниженная связь между отдельными отделами головного мозга. Точность данного теста около 90%.

          Для подтверждения диагноза аутизма можно заниматься, как самопроверкой, используя в частности онлайн тестирование и метод наблюдения, так и обращаться за помощью к психологу, который будет проводить уже специализированные тесты. Важно знать, что скрининговые тесты дают только предварительное заключение, тогда как диагностические методы более точно описывают сложившуюся картину. Помните, окончательный диагноз сможет поставить только специалист, основываясь ни на одно показание, а на полную картину в целом. Если вы подозреваете, что у вашего малыша аутизм, не стоит расстраиваться раньше времени, проведите первичное тестирование и при необходимости обратитесь за помощью к специалисту, знайте аутизм — это ещё не приговор.

          zdorovyemalisha.ru

          Как понять, что у ребенка аутизм?

          2 апреля в 14:15

          Каждый год во всем мире 2 апреля отмечают День распространения информации об аутизме. Говорить о том, что такое аутизм и расстройства аутистического спектра (далее РАС. — Прим. ред.), необходимо потому, что чем раньше у ребенка выявлено это нарушение, тем больше у него шансов на успешную социализацию в будущем. Детский психиатр Елисей Осин рассказал The Village, чем опасны РАС, как распознать отклонения в развитии у ребенка и какие методы лечения считаются наиболее эффективными.

          детский врач-психиатр, эксперт фонда «Выход»

          — Что такое аутизм? Как он проявляется?

          — Аутизм, или расстройства аутистического спектра, — это нарушение развития, при котором у человека с раннего возраста страдает способность эффективно вступать в социальное взаимодействие и через это взаимодействие учиться. Значительное количество умений и навыков ребенок получает через общение, в первую очередь с родителями: учится говорить, понимать обращенную речь, играть, организовывать свое время, контролировать свои эмоции, дружить и многое другое.

          При аутизме способность эффективно обучаться этим навыкам снижается. И это часто проявляется задержками в развитии и коммуникации в целом: у ребенка позже или вообще не будет появляться речь или жесты, при помощи которых он будет общаться. Подрастая, ребенок с РАС часто испытывает сложности в общении со сверстниками или в играх. При этом нарушения развития у разных людей, даже во взрослом возрасте, будут очень по-разному выражены. Одни люди с РАС прекрасно разговаривают, хорошо понимают обращенную речь и в целом умеют контролировать свое поведение, но испытывают сложности в сложном взаимодействии с другими людьми — дружбе, соблюдении неписаных правил, понимании сарказма, иронии и многих других сложных социальных вещей. Другие не умеют толком разговаривать и адекватно взаимодействовать с окружающими на базовом уровне.

          — Как часто выявляют РАС? У кого чаще — у мальчиков или у девочек?

          — В крупных исследованиях (в зависимости от того, какие критерии РАС использовали и как проводилось то или иное исследование) процент людей с РАС колеблется в пределах 1–1,5 %, то есть диагноз РАС ставят одному-двум детям из ста. При этом в России аутизм выявляется примерно в десять раз реже — это статистика по некоторым крупным регионам. Аутизм, очевидно, несколько чаще встречается у мальчиков, и тут цифры тоже разнятся: в одних исследованиях говорится, что мальчиков с РАС в три-четыре раза больше, чем девочек, в других — что в семь-восемь раз. Но проблема в том, что у девочек часто вообще не диагностируют РАС: хотя и у мальчиков, и у девочек аутизм проявляется в нарушениях социального взаимодействия и коммуникации, часто оказывается, что у девочек проблемы чуть менее заметны и могут быть не так очевидны, потому что определенное поведение девочек, которое является одним из проявлений РАС, может считаться социально приемлемым.

          — Каковы причины возникновения РАС?

          — Сейчас примерно в 85–90 % случаев мы не можем определить причину развития РАС у детей. На этом часто спекулируют и пытаются выявить какие-то особенности обмена веществ или приписать развитие аутизма каким-то психологическим воздействиям и многим другим вещам, но, в общем, похоже, что это не так. РАС — это комплексное расстройство, вызванное сочетанием различных причин. Развитие РАС связывают с генетическими факторами: год от года увеличивается список генетических нарушений, которые приводят к формированию РАС. Также есть данные о том, что некоторые лекарства, которые принимает беременная (например, соли вальпроевой кислоты, прописываемые пациентам с эпилепсией), могут увеличивать вероятность возникновения РАС у ребенка. Заболевания матери во время беременности также могут увеличивать эту вероятность, как и некоторые средовые экологические факторы.

          — Как понять, что у ребенка аутизм? На что в его поведении нужно обращать внимание родителям?

          — Чтобы понять, что у ребенка РАС, нужно выявить, во-первых, нарушение социального взаимодействия и коммуникации, то есть сниженную способность человека вступать в эффективное двустороннее социальное взаимодействие с другими людьми. Это будет проявляться в нарушении зрительного контакта и невербальной коммуникации (сложностях в использовании жестов), нарушениях речи, то есть способности выстраивать диалог, подстраиваться и взаимодействовать с другими людьми. Эти нарушения могут выражаться по-разному, в большей или меньшей степени, но они обязательно будут у ребенка с РАС.

          Другая группа симптомов— это особенности поведения: ограниченные, повторяющиеся, однообразные, стереотипное паттерны, привычки, интересы и виды деятельности. То есть у ребенка могут быть необычные повторяющиеся игры или не очень понятные привычки: он, например, много раскачивается, или пытается сохранять вокруг себя определенное постоянство, или стремится, чтобы вещи были сделаны определенным образом, или ест что-то избирательно и так далее.

          Важно, что обе группы симптомов должны проявляться одновременно — нарушения социального взаимодействия и особенности деятельности. Если выявляется что-то одно, то диагноз «РАС» мы ставить не можем — это, вероятнее всего, другое заболевание.

          Есть список вещей, которые мы называем «красные флажки»: это навыки и умения, которые должны сформироваться в определенном возрасте. Их отсутствие может указывать на наличие аутизма или какого-то другого расстройства развития, например глухоты или расстройства развития речи и языка. Этих «красных флажков» не очень много, и они очень простые. Чтобы заподозрить какое-то нарушение, достаточно хотя бы одного из этого списка:

          Реакция на имя: после 10–12 месяцев ребенок не реагирует или очень мало реагирует на свое имя, то есть не поворачивает голову, когда его зовут, или поворачивает ее один раз из десяти обращений. В этой ситуации нужно, конечно, проверять слух и проводить диагностику наличия каких-либо нарушений развития, в том числе аутизма.

          Реакция на обращенную речь: после 12–13 месяцев ребенок хорошо слышит какие-то другие вещи, но почти не обращает внимания на те ситуации, когда с ним разговаривают, что-то ему рассказывают, объясняют или показывают.

          Улыбка: дети с РАС часто или мало улыбаются, или вообще не улыбаются в ответ, как будто бы не замечая, что им улыбаются.

          Жесты: обычно к возрасту 11–13 месяцев у детей должен быть сформирован хотя бы один жест. Как правило, это указательный жест, но могут быть какие-то другие (например, «дай»). В обычной ситуации ребенок спокойно и активно пользуется этим жестом и довольно быстро обучается еще другим: например, «пока-пока», «да», «покорми меня» или «открой», «помоги» и так далее. Если мы видим, что жесты не формируются, то это считается поводом диагностировать РАС.

          Задержка развития речи: если мы видим, что ребенок не лепечет в 12 месяцев, не пробует повторять, и к 14–16 месяцам у него не появилось ни одного слова, то это повод идти к специалистам. Если мы видим, что речь у ребенка развивается, но необычно (например, он очень много повторяет слов, букв, интересных ему названий, но не использует речь, чтобы разговаривать с другими людьми, не может попросить о чем-то, с трудом отвечает на вопросы), это «красный флажок», который мы называем «разговаривает, но не общается».

          Наконец в любой ситуации у маленьких детей после года или у малышей в два года, если мы видим, что ребенок раньше умел делать что-то в области социального взаимодействия и коммуникации (например, хорошо реагировал на обращения, использовал указательные жесты или слова, много взаимодействовал), а потом перестал это делать — это всегда повод, чтобы волноваться, это никогда не нормально. У этого, конечно, может быть много разных причин, это может быть не только аутизм, но потеря любого коммуникативного умения в любом возрасте является проблемой, на которую нужно обращать внимание и с которой нужно разбираться.

          — В каком возрасте можно поставить диагноз «РАС»?

          — Обычно первые симптомы РАС заметны уже в возрасте 11–13 месяцев. Это как раз сниженная реакция на имя, на обращение, неумение использовать жесты или слова или своеобразное использование слов. Как правило, к 15–17 месяцам этот диагноз можно довольно уверенно поставить.

          — Какие методы и подходы в лечении наиболее эффективны?

          — Разговор о том, как помогать ребенку с РАС и его семье, нужно начать с очень важного утверждения: пока у нас нет лекарств для лечения РАС, нет таблеток, которые помогают людям разговаривать (по какой бы причине они ни молчали), нет лекарств для лечения нарушения понимания речи — как нет лекарств, которые помогут выучить новый язык или хорошо учиться в школе.

          Все ситуации нарушения развития, как и РАС, преодолеваются в первую очередь за счет специального обучения и коррекционных процедур. В рамках подхода прикладного поведенческого анализа существуют техники, которые действительно эффективны в том, чтобы снижать симптомы, связанные с аутизмом, увеличивать способность к социальному взаимодействию и коммуникации, убирать проблемное поведение. Прикладной анализ поведения — это способ изучения поведения человека, изучения факторов, которые на это поведение влияют, и, собственно, изменение поведения человека за счет изменения этих факторов. Есть законы поведения, они очень простые (например, мы делаем то, что нам доставляет удовольствие), и с помощью знания этих законов мы можем сделать так, чтобы любой человек, в том числе человек с РАС, делал какие-то нужные нам вещи, важные для нас (например, начинал выражать себя с помощью жестов), и делал бы это постоянно за счет того, что это приносило бы ему удовольствие, радость и активно поощрялось. Из такого рода методов обучения составляют полноценные развернутые программы обучения — и вот такая программа должна быть почти у каждого ребенка с РАС. Целью этой программы будет развитие навыков социального взаимодействия и коммуникации.

          Второй важный аспект связан с созданием для ребенка полноценной доброжелательной, учитывающей сложности с его восприятием среды. Чем больше люди, окружающие этого ребенка, знают, что такое аутизм, чем больше они понимают и сознают, как человек с аутизмом видит мир, какие трудности у него могут быть, и чем больше они это учитывают в своих реакциях и в организации среды обучения или работы — тем этому ребенку легче и лучше. Эти две вещи — организация обучения и правильной среды для развития — два самых главных подхода в лечении людей с РАС.

          www.the-village.ru

          Как определить у ребенка аутизм?

          С проблемой аутизма у детей ежедневно сталкиваются тысячи людей по всему миру , но в России для таких детей нет поддержки ни со стороны окружающих , ни со стороны государства . Родители таких детей полностью самостоятельно занимаются развитием и коррекцией своих детей . Очень важно определить аутизм сразу , так как оперативное принятие мер по его лечению на начальной стадии , дает хорошие результаты .

          Аутизм сложно назвать болезнью , так как люди с таким диагнозом не являются типичными больными . Носители такого диагноза просто по — другому воспринимают и взаимодействуют с окружающим миром . На данный момент выявлено свыше десяти степеней аутизма , для каждой из которых характерны определенные симптомы .

          Причину появления это отклонения по сей день не знает никто . Установлено , что в некоторых случаях причиной аутизма является генетика .

          Обычные люди контактируют с окружающим миром путем восприятия и обработки информации слуховых , зрительных , обонятельных , тактильных и других анализаторов .

          Аутисты , в отличие от обычных людей , воспринимают ту же информацию по — своему , из — за чего кажутся обычным людям странными в действиях , общении и общем поведении .

          Согласно данным мировой статистики , в большинстве случаев аутизм с течение времени прогрессирует , поэтому излечиться от такого недуга крайне сложно .

          В настоящее время , согласно статистике , аутизмом болеют в большей степени мальчики . Масштабы проблемы поражают : на одного больного аутизмом приходится пятьдесят здоровых детей .

          Симптомы аутизма могут быть различными , но заметить их не составляет труда . Нужно помнить , что наличие хотя бы одного похожего симптома у ребенка , не является стопроцентным подтверждением болезни . Могут быть временные симптомы , которые впоследствии исключаются .

          1 ). Социальные признаки аутизма у ребенка .

          — ребенок замкнут и предпочитает одиночество ;

          — редко смотрит в глаза ;

          — ребенок не любит , когда к нему прикасаются ;

          — возможна специфическая реакция на присутствие или отсутствие одного из родителей ;

          — реакция ребенка может быть непредсказуемой ;

          — игрушкам ребенок предпочитает странные вещи ;

          — не пытается быть похожим на родителей ;

          2 ). Признаки аутизма в общении ребенка .

          — как правило , отстает в речевом развитии или начинает говорить меньше ;

          — не интересует окружающий мир ;

          — улыбка у ребенка редкое явление ;

          — не интересуется коллективными играми ;

          — может несколько раз повторять услышанную фразу ;

          — не редко такие дети говорят в третьем лице о себе ;

          3 ). Признаки , наблюдаемые в жестах :

          — долговременное повторение одинаковых движений ;

          — раздражение при появлении неизвестных предметов и людей ;

          — придерживается четкого расписанию дня ;

          — прием пищи тоже вызывает трудности , поэтому разнообразия в еде не наблюдается ;

          Признаки болезни ребенка аутизмом самостоятельно можно заметить примерно с двухлетнего возраста . Но профессиональные врачи могут выявить болезнь с трех месяцев .

          К сожалению , на настоящий момент не изобретено средство , помогающее побороть этот недуг . С помощью медицины можно лишь устранить неблагоприятные симптомы болезни , такие как отсутствие сна и агрессивность . Лучшим лечением на сегодняшний день является индивидуальная коррекция ребенка , которая не дает стопроцентную уверенность в излечении .

          boleznidet.ru

          Как мальчик с аутизмом стал профессором

          Поделиться сообщением в

          Внешние ссылки откроются в отдельном окне

          Внешние ссылки откроются в отдельном окне

          Несколько лет назад я прочитала книгу «За стеной», которую написал Стивен Шор — американский профессор, один из ведущих специалистов по аутизму, который сам имеет этот диагноз.

          В книге доктор Шор делится своей историей. В первые годы жизни он был невербальным ребенком, бьющимся головой о бортики детской кроватки. Но, благодаря усилиям родителей, смог пойти в школу, выучиться игре на нескольких музыкальных инструментах, окончить университет, жениться и стать всемирно известным экспертом в области аутизма, которого в том числе знают и уважают в России.

          Я познакомилась с доктором Шором через «Фейсбук», и в конце декабря 2017-го года он неожиданно сообщил, что приезжает с лекциями в Лондон и был бы рад встретиться. Шор также добавил, что если родителям детей с аутизмом будет интересно, он с удовольствием сделает для них презентацию.

          Я немедленно объявила об этом в соцсетевых группах, посвященных аутизму, в том числе и в русскоязычной. И вот все откликнувшиеся уже сидят в аудитории красивейшего здания лондонского кампуса Нью-Йоркского университета и слушают презентацию Стивена Шора.

          Около двух часов доктор Шор рассказывал нам о своем опыте жизни с аутизмом — вплоть до бытовых деталей. Он всегда носит кепку, чтобы защитить глаза от раздражающего мерцания ламп дневного света, и всегда ходит в просторных футболках из-за повышенной чувствительности к плотно прилегающей одежде.

          Он затронул множество тем: о важности занятий музыкой, о том, как сообщать ребенку о его аутизме, об отношениях с братьями и сестрами. О некоторых их них я подробнее расскажу в следующих блогах.

          После основной презентации Стивена я взяла у него интервью для Русской службы Би-би-си, в котором попросила ответить на самые распространённые и противоречивые вопросы родителей детей с аутизмом.

          Анна Кук: Стивен, для меня, как и для многих других родителей детей с аутизмом, вы являетесь воплощением мечты, чуда. Из неговорящего ребенка с проблемным поведением вы стали всемирно известным профессором, который ездит с лекциями по всему миру и помогает другим лучше понять аутизм. И в этом вы видите, главным образом, заслугу своих родителей. Может ли подход ваших родителей совершить подобное чудо для каждого ребенка с аутизмом?

          Стивен Шор: Что касается усилий моих родителей, я бы хотел верить, что продуктивная, наполненная смыслом жизнь вполне может стать нормой, а не исключением из правил для большинства людей с аутизмом.

          Вместо того, чтобы говорить о «чуде», которое произошло лишь с горсткой людей с аутизмом, давайте сделаем так, чтобы так было со всеми!

          То, что делали мои родители, сейчас бы назвали интенсивной программой раннего вмешательства на дому.

          Они использовали движение, музыку, сенсорную интеграцию, имитацию и комментировали все вокруг.

          В те времена (более 50 лет назад) концепции раннего вмешательства просто не существовало. А сейчас нечто похожее называется методом Миллера.

          Может ли это «чудо» случиться с каждым? Все находятся на разном уровне развития. Мы можем помочь родителям и педагогам установить изначальные доверительные отношения с ребенком и затем двигаться дальше.

          Какие-то дети будут лучше реагировать на музыку или движения, кто-то выберет другое. К счастью, у нас сейчас есть много подходов. Мы не можем сказать, что один метод лучше другого, мы можем сказать, что какой-то метод лучше конкретно для этого ребенка.

          Анна Кук: Но если это возможно, почему так много людей с аутизмом не работают, не реализуют свой потенциал, проводят годы в специализированных центрах досуга?

          Стивен Шор: Это происходит очень часто. Сейчас вместо того, чтобы сконцентрироваться на способностях и возможностях человека с аутизмом, мы концентрируемся на его проблемах, ограничениях, функциональных расстройствах.

          И нам нужно избавиться от «модели недостатков» — пользу признания достоинств каждого человека. Выяснить, что этот человек может делать? Какие у него сильные стороны?

          Все успешные люди с аутизмом, которых я знаю, смогли применить в работе свои сильные стороны и «особые интересы», построили на этом карьеру.

          Анна Кук: Какие самые распространенные ошибки делают родители детей с аутизмом?

          Стивен Шор: Одна из самых распространённых ошибок — то, что родители не видят истинную причину сложного поведения ребенка и думают, что он специально плохо себя ведет.

          Но дело в том, что, как правило, ребенок не пытается нарочно испортить вам день, просто что-то в окружающей обстановке происходит такое, что он не может понять.

          Поэтому нам надо найти способ научить ребенка справляться с проблемами, развить в них лучшее понимание происходящего. А также нельзя забывать, что потенциал вашего ребенка с аутизмом безграничен — как и потенциал любого ребенка.

          Анна Кук: Откуда родители могут черпать силы и энергию, чтобы заботиться о своем ребенке? Я получаю много сообщений из России от изможденных матерей, которые пребывают в отчаянии и не знают, как собраться и поддержать своего ребенка.

          Стивен Шор: Прежде всего, родители должны позаботиться о себе, чтобы потом помочь ребенку. Во время демонстрации правил безопасности в самолетах говорят, что сначала надо надеть кислородную маску на себя, а затем — помочь сидящему рядом ребенку. Если вы сделаете наоборот и сначала начнете помогать ребенку, вы потеряете сознание из-за недостатка кислорода. Так же и здесь.

          Анна Кук: Как заботилась о себе и восстанавливала свои силы ваша мама, ведь у нее было трое детей?

          Стивен Шор: У моих родителей было много забот. Нас было трое — я с аутизмом, мой брат, у которого диагностировали умственную отсталость, думаю, приправленную аутизмом, и моя старшая сестра, тоже с набором проблем.

          Но родители смогли найти поддержку, прежде всего — у своих родственников. Мои бабушка и дедушка переехали ближе к нашему дому, они всегда были рядом.

          Также мои родители обращались за поддержкой в различные организации — тогда была Ассоциация умственно отсталых граждан США.

          Я не помню, чтобы мама и папа часто посещали группы поддержки, но, по крайней мере, они заручились поддержкой близких.

          Сейчас родители детей с аутизмом могут найти поддержку в различных организациях, а также у других родителей. В любой школе можно найти родителей в той же ситуации, что и вы.

          Анна Кук: Один из самых сложных вопросов, которые задают родители детей с аутизмом, — диета и биомедицинское вмешательство, детоксикация. Действительно ли это ключ к улучшению состояния ребенка с аутизмом?

          Стивен Шор: Cамый эффективный способ помощи ребенку — это найти подход, который бы удовлетворял нужды именно этого ребенка.

          Есть дети с пищевой непереносимостью, им нужна безглютеновая и безказеиновая диета. Но не всем! Я знаю людей с аутизмом, которые едят очень ограниченный набор продуктов, накормить их — ужасная проблема. А есть люди с аутизмом на «всеядной» диете — они видят еду и все съедают.

          Так что у некоторых людей есть проблемы со здоровьем, и им нужна диета, а у других нет этих проблем.

          К сожалению, много есть различных «врачей», которые обещают исцеление от аутизма, если вы купите определенный крем, естественно, очень дорогой, причем только у этого человека. Такие истории портят репутацию биомедицинскому вмешательству.

          Лучшие врачи, занимающиеся биомедом, прежде всего смотрят на общее состояние здоровья ребенка и медицинские проблемы. То есть, оценивают состояние ребенка с медицинской точки зрения, вне зависимости, есть у него аутизм или нет.

          Стивен Шор: Проблема в том, что черты аутизма начинают проявляться у ребенка, когда «взрывается бомба аутизма», — иными словами, наступает регрессивный аутизм.

          Его проявление совпадает по времени с графиком прививок — когда ребенку полтора-два года.

          Но в то же время, мы не имеем четкого представления о причинно-следственной связи прививок и аутизма, и это очень важно.

          Я не доктор медицинских наук, и не могу говорить от имени врачей, но здравый смысл подсказывает, что необходимо рассматривать каждый случай отдельно. Если у ребенка плохая реакция на прививки, значит, надо разбирать эту проблему с медицинской точки зрения.

          Анна Кук: Специализированная школа или обычная школа?

          Стивен Шор: Лучшее место для ребенка с аутизмом — там, где он будет делать успехи. В идеале каждый ребенок доложен учиться в обычной школе, потому что мир — это не спецшкола, а большое общество. Однако зачастую обычная школа не может обеспечить ребенку необходимую поддержку.

          Чтобы ребенок успешно развивался, возможно, нужно поискать спецшколу. Не обязательно на все время школьного обучения. Может быть, на ближайшие пару лет, а потом он сможет вернуться в обычную школу.

          Думаю, если менять систему в школе и лучше обучать учителей, которые работают с детьми с аутизмом, то нам удастся сместить фокус с так называемого «дефицита навыков при аутизме» на сильные стороны ребенка, на его способности.

          Никто же не строит карьеру на том, что он делает плохо. А я заметил, что ученики с аутизмом проводят больше времени, чем другие дети, выполняя задания, которые им даются с трудом.

          Анна Кук: Например, когда учителя заставляют ребенка писать прописью, а у него проблемы с мелкой моторикой? Моей дочке очень плохо дается письмо от руки, а она занимается этим ежедневно.

          Да, это хороший пример. Я считаю, что лучше сместить фокус с чистописания и найти способ, с помощью которого она сможет общаться. Например, ей больше может подойти общение с помощью клавиатуры. Я знаю много людей с аутизмом, которым намного удобнее печатать, чем писать.

          Анна Кук: Вы были в России, Британии, других странах. Где для людей с аутизмом самые хорошие условия?

          Стивен Шор: Я посетил 47 стран с лекциями об аутизме. Лучше всего говорить не о лучшей стране, а о лучшей программе, которую в идеале можно найти в вашей стране, чтобы не переезжать, хотя, может, придется и переехать.

          Почти везде, где я побывал, я заметил, что лучшие организации и программы были основаны родителями детей с аутизмом.

          Родители собираются вместе, создают центр, 5-10 детей этих родителей там занимаются. Родители изучают литературу, находят лучшие программы, они сколачивают все «на коленке». И в итоге у них отлично получается, они разрастаются в большой центр. Например, в Москве есть замечательный центр «Наш солнечный мир».

          Анна Кук: Но Москва — это не Россия. Я получала комментарии от матерей из российской глубинки, которые очень страдают, они находятся в изоляции, они не могут выйти на улицу. Они стыдятся своих детей, потому что подобное поведение им диктует общество.

          Да, поэтому так важно просвещение! Может, надо встречаться с другими родителями, рассказывать им об аутизме. Некоторые родители носят при себе маленькие карточки с информацией об аутизме. Если вдруг в общественном месте что-то происходит, и другие люди с осуждением смотрят на ребенка, можно раздавать такие карточки.

          Обычно на таких карточках написано «У моего ребенка аутизм. Он не опасен. Он по-другому воспринимает окружающий мир. И поэтому он ведет себя таким образом».

          Анна Кук: Вы счастливо женаты более 27 лет, но никогда не говорите о том, есть ли у вас дети. Извините за личный вопрос.

          Нет-нет, ничего такого личного. Мы решили, что не будем заводить детей и не потому, что существует вероятность, что родится ребенок с аутизмом. А если родится без аутизма? И что я буду делать с ребенком без аутизма, если я лучше понимаю аутизм?

          Это просто личное решение нас как супругов. В мире тысячи, миллионы детей с аутизмом, с которыми я могу поиграть в любое время.

          Анна Кук: Вы думаете, что как человек с аутизмом, вы понимаете детей с аутизмом лучше, чем нейротипичные люди?

          Стивен Шор: В каком-то смысле да. Если я наблюдаю какой-то тип поведения или способ коммуникации, если я вижу чрезвычайный интерес ребенка по какому-то узкому вопросу, думаю, я понимаю такие вещи лучше.

          Но в то же время, когда общаются два человека с расстройством аутистического спектра, это не означает, что они непременно понимают друг друга или нравятся друг другу. Как и люди любой группы. Например, двое русских совершенно не обязательно любят и понимают друг друга.

          Стивен Шор производит впечатление доброжелательного, располагающего к себе человека. Не укладывается в голове, что много лет назад врачи настоятельно рекомендовали его родителям поместить Стивена в спецучреждение.

          Если у Стивена и его родителей получилось, получится ли у меня с Лизой?

          На это можно ответить знаменитой цитатой Стивена Шора: «Если вы встретили одного человека с аутизмом, вы встретили только одного человека с аутизмом».

          Никакого секрета нет. Никакой «волшебной таблетки» нет. Мы должны делать все возможное, чтобы найти подход именно к своему ребенку. И знать, что даже если результаты наших занятий не всегда заметны, они есть. Качество жизни ребенка в любом случае будет лучше, чем без этих занятий. Даже если он не станет потом всемирно известным профессором.

          Журналист Анна Кук живет в Англии с 2007 года. У ее старшей дочери в три года был диагностирован аутизм. Анна ведет блог «Жизнь с аутизмом» на сайте Русской службы Би-би-си.

          www.bbc.com