Лечение

Когнитивные расстройства и деменция

25.07.2018

Когнитивное расстройство у человека

Когнитивное расстройство у человека — это особые изменения, которые происходят в его познавательной области деятельности. Они проявляются снижением памяти, ухудшением мыслительных способностей по сравнению с изначальным личностным уровнем.

Благодаря когнитивным способностям мозга человек имеет возможность познавать окружающий его мир, взаимодействовать с ним. Получение и обработка информации, которая фиксируется и сохраняется в течение длительного времени, позволяет впоследствии эффективно использовать ее для осуществления поставленных целей.

Причины когнитивного расстройства

Для когнитивных нарушений свойственен либо функциональный, либо органический характер. Если нет непосредственных повреждений головного мозга, говорят о расстройствах функционального характера.

Причины когнитивного расстройства, как правило, связаны с наличием переутомления, периодическими стрессами, физическим и умственным перенапряжением, повторяющимися проявлениями отрицательных эмоций. Такие нарушения встречаются в каком угодно возрасте. После устранения патологического фактора эти нарушения практически нивелируются и исключительно редко требуют медикаментозного вмешательства.

Органическое расстройство развивается в связи с повреждением мозга после травмы или заболевания. Как правило, этому подвержены люди в старческом возрасте. Изменения глубже и тяжелее. Правильно подобранная лекарственная коррекция способна смягчить и затормозить негативные процессы.

Чаще всего органические нарушения есть следствием недостаточности мозгового кровообращения, снижения массы головного мозга, его инволюции (атрофии), что в свою очередь развивается при гипертонии, сосудистых заболеваниях, сопровождающихся хронической ишемией мозга, после инсультов. Своевременная диагностика и показанная терапия этих болезней являются профилактикой возникающих осложнений.

Атрофические процессы, которые протекают в головном мозге, и усиливающиеся с возрастом, приводят к более выраженным нарушениям когнитивных способностей. Это состояние известно как болезнь Альцгеймера и имеет прогрессирующее течение. Степень ухудшения состояния мыслительной функции в значительной степени разнится, снижение ее может происходить исключительно медленно и пациенты довольно долго сохраняют способность к самостоятельной жизни.

На сегодня возможно достижение стабильного состояния пациента благодаря новым методам лечения. К подобным расстройствам могут приводить аномалии в головном мозге, метаболические нарушения, внутренние болезни, излишнее употребление алкоголя, отравления.

Симптомы когнитивных нарушений

Симптомы когнитивных нарушений определяются степенью выраженности процесса и локализации нарушений головного мозга. Наиболее часто затрагиваются несколько или сразу все функции.

Пациенты демонстрируют плохую память, низкую ментальную выносливость, не могут четко выразить свои мысли, сконцентрировать внимание, появляются сложности в счете, нарушается ориентация в незнакомой местности. Отмечается утрата критичности по отношению к себе.

Ослабление памяти проявляется прогрессирующим нарушением запоминания текущих или близких событий, затем теряется память о давних событиях. Снижение активности мышления выражается в беспомощности, когда требуется провести анализ информации, обобщить данные, извлечь из них выводы. Неспособность концентрировать внимание резко затрудняет решение конкретизированных задач.

Легкие когнитивные нарушения

Под легкими когнитивными нарушениями понимают расстройство высших функций головного мозга, причиной которого являются сосудистые нарушения. Это так называемое сосудистое слабоумие, которое начинается с легких изменений в когнитивной сфере, прежде всего памяти, и может прогрессировать вплоть до слабоумия. Клинические симптомы включают снижение памяти, внимания, быстрое утомление при интеллектуальной деятельности, снижение обучаемости.

При этом атрофические процессы в головном мозге отсутствуют, а подобные нарушения называют церебрастеническим синдромом, при котором пациенты остаются относительно сохранными. Диагностируются нарушения по результатам клинических и психологических исследований. Отличием от органических расстройств является отсутствие эмоциональных, поведенческих и продуктивных изменений.

Умеренные и тяжелые когнитивные расстройства

Если происходит ухудшение в одном или нескольких когнитивных процессах, которое выходит за рамки нормы для данного возраста, но не доходит до степени деменции, то говорят об умеренном когнитивном расстройстве. Оно встречается у 20% людей, имеющих возраст более 65 лет. В последующие 5 лет у 60% из них наступает деменция. Примерно 20-30% пациентов демонстрируют стабильный или медленно ухудшающийся процесс снижения когнитивной функции. Если же несколько симптомов возникают за малый промежуток времени, необходима помощь специалиста.

К тяжелым формам когнитивных расстройств у человека относится деменция, при которой возникают серьезные проблемы в профессиональной и социальной деятельности, самообслуживании. Для диагностики нарушений используется метод нейропсихологического тестирования, позволяющий обнаружить наличие и характер выраженности когнитивных нарушений. В ранний период возникновения такие расстройства хорошо корректируются медикаментозно и различными психологическими приемами.

Когнитивные нарушения у детей

В последнее время прослежена связь когнитивных нарушений в детском возрасте с недостаточным поступлением в организм ребенка витаминов и микроэлементов. Недостаток в рационе современного ребенка сырых, термически необработанных, нерафинированных продуктов приводит к дефициту этих важных для здоровья веществ.

От насыщенности организма витамином С, витаминами группы В зависят функции памяти, интенсивности мышления, четкости умственного восприятия, концентрации внимания, обучаемости и др.

Эти проблемы встречаются почти у 20% детей и подростков. Частыми являются трудности при письме и чтении, гиперактивность с недостатком внимания, эмоциональная неустойчивость, нарушения поведенческих реакций.

Причинами могут быть и перенесенные ранее заболевания, такие как гипоксия мозга, родовые травмы, внутриутробные инфекции, а также некоторые нарушения обмена веществ, дегенеративные заболевания психики. Как можно более раннее выявление патологии способствует эффективной профилактике инвалидности у таких детей.

Лечение когнитивных расстройств

Лечение когнитивных расстройств подбирается индивидуально, во многом определяется причинами, приведшими к когнитивным расстройствам и степенью их выраженности. Широкое применение получили препараты, которые осуществляют ингибирование ацетилхолинэстеразы в головном мозге.

Кроме медикаментозной коррекции используется психотерапия таких пациентов, направленная на выработку способности изменять свое поведение и мысли. Основная задача – обучить пациента адаптивной реакции на негативные мысли, самоунижение.

Также рекомендуется тренировка памяти специальными упражнениями, например, заучивание стихотворений. Постепенное усложнение задач, постоянная оценка происходящих изменений личности человека, улучшение приспособления к стрессу, постоянная поддержка психотерапевта дают больному шанс адаптироваться к происходящим изменениям.

psytheater.com

Когнитивные нарушения и деменция- что это такое?

Что такое когнитивные нарушения?

Когнитивные нарушения— это синдром, который характеризует нарушения высших нервных функций человека, к которым относятся: мышление, память, ориентация в пространстве и времени, умение выполнять сложные двигательные действия и манипуляции, речь, восприятие информации и другие. То есть те функции, которые отличают человека в способностях от других млекопитающих.

Когнитивные функции— это тот самый мостик, который соединяет человека с реализацией в современном человеческом обществе. Начиная с выполнения сложных высокотехнологических операций, будь то управление инженером крупного автоматизированного производства, выполнение хирургом сложных оперативных вмешательств, и, заканчивая обычными навыками самообслуживания в быту- всё происходит с помощью высшей нервной деятельности головного мозга. Выражается она в восприятии информации, её анализе, передаче и прочих действий, руководящих действиями человека в данный момент. Поэтому для полноценной жизнедеятельности нужно чтобы эти когнитивные функции выполнялись нашим мозгом на должном уровне.

Чем прогрессивнее нарушается насыщение нервных клеток кислородом и питательными веществами, тем быстрее нарушается их функции, являющиеся основой когнитивных нарушений. О когнитивных нарушениях и о том, что это такое написано выше, теперь мы подошли к следующему нашему разделу — какие же бывают когнитивные нарушения и как их определяют.

Когнитивные нарушения в клинической практике делят по степеням выраженности: легкие, средний и выраженные. Определить степень выраженности этих нарушений можно с помощью специальных тестов или шкал, которые используют врачи. Примером подобного тестирования является определение когнитивных нарушений по так называемой шкале MMSE. Тестируемый отвечает на вопросы и выполняет определенные задания, каждое задание оценивается в баллах и по сумме баллов определяется тяжесть когнитивных нарушений. Существуют и другие тесты для этих целей, подобный тест один из нескольких.

Деменция- это выраженные когнитивные нарушения, которые еще называются слабоумием. О деменции и о том, что это такое вообще, часто можно слышать от родственников людей, больных деменцией, потому как сами они не относятся критически к изменениям своих способностей, а порой, и не способны оценить. Картина деменции в большинстве своем плачевна, люди в деменции совершают необдуманные мало связанные с общественными представлениями поступки. Вот пример: старческое слабоумие (тоже деменция) оставленные дома без присмотра других людей может легко забыть зажечь включенную газовую комфорку или забыть про заженную, чистить обувь зубной щеткой, вытирать пол занавеской и прочие чудачества.

Поэтому картину заболевания часто получается уточнить после беседы с родными и знакомыми пациента, которые с криком души рассказывают о том, как стал себя вести их близкий человек, «вырисовывая» во всех красках картину деменции. Конечно, для близких людей изменение родного человека это трагедия.

Лечение когнитивных нарушений, и, в частности- деменции, задача важная и одновременно сложная. Читайте об этом дальше в статье.

Внимание! Признаки нарушения когнитивных функций.

На этапе умеренных и выраженных когнитивных нарушений довольно трудно их корректировать и добиться существенных результатов, назначая соответствующее лечение. Живет себе пожилой человек со своими родственниками в квартире- то вещь какую-то не может найти, то забывает имена родных или знакомых, то дверцу холодильника не закрыл…-ситуация знакомая многим и вряд ли вызовет удивление у рядового человека. Однако, это уже является тревожным звонком.

Конечно, такие особенности жизни людей, скажем, пожилого или старческого возраста в нашем обществе кажутся вполне себе обычным делом. Но скажу Вам, что далеко не у всех происходит вот так вот и в 70- и 80 и иногда в 90 лет. Конечно, большую роль играет наследственность, к тому же одно дело- возрастные изменения и признаки старения, а другое- признаки серьезного заболевания, такого как болезнь Альцгеймера. Подробнее на особенностях и различиях в этих ситуациях останавливаться не будем, диагностика и установление диагноза- дело врачебное. Здесь же опишем признаки, которые могут быть при вышеописанных изменениях:

  • снижение памяти на текущие события
  • нарушение способности считать
  • неспособность назвать текущую дату, месяц и год или ошибочное указание
  • неспособность дать название простым окружающим предметам (например: ручка, книга, стул и проч.)
  • дезориентация в окружающей обстановке и времени
  • не узнавание близких и родных

Если эти симптомы повторяются у Ваших близких и родных с завидной регулярностью или были неоднократно- не тяните, здесь нужна консультация невролога, а иногда и может понадобиться помощь психиатра в назначении и коррекции лечения. Лечение когнитивных нарушений и деменции, в частности, заслуживает отдельной темы для разговора. На теме лечения деменции мы ещё остановимся и обсудим подробнее в новых статьях-следите за обновлениями. Если у Вас возникли вопросы или есть комментарии к статье- милости прошу оставлять их ниже в соответствующей графе.

Автор статьи: невролог Александр Постников, Санкт-Петербург

insultu-net.ru

Когнитивные расстройства

Краткие анатомо-физиологические данные о когнитивных функциях

2.1. Локализация когнитивных функций

2.3. Гнозис и праксис

2.4. Управляющие функции (интеллект и внимание)

2.6. Роль неспецифических систем головного мозга

2.7. Функциональная межполушарная асимметрия

Методы исследования когнитивных функций

Исследование речи, чтения и письма

Исследование управляющих функций (интеллект, внимание)

Тестовые задания для оценки когнитивных функций

Инструментальные и лабораторные методы исследования

Расстройства высших мозговых функций вследствие локального повреждения головного мозга

Легкие и умеренные когнитивные расстройства, деменция

5.1. Общие положения

5.2. Легкие когнитивные расстройства

5.3. Умеренные когнитивные расстройства

5.5. Лекарственные средства

5.6 Нелекарственные средства

5.7. Вопросы профилактики

Деменция с тельцами Леви

Этиология, патогенез и патоморфология

Сосудистые когнитивные расстройства

9.1. Распространенность, патогенез и патоморфология

9.2. Клиническая картина

9.3. Диагноз сосудистой деменции и умеренных сосудистых когнитивных расстройств

9.4. Дисциркуляторная энцефалопатия

9.5. Лечение сосудистых когнитивных расстройств

9.6. Клиническое наблюдение

Когнитивные расстройства при других неврологических заболеваниях

Когнитивные расстройства при некоторых соматических заболеваниях

Нарушения когнитивных функций при тревожных расстройствах и депрессии

Когнитивные или же познавательные функции– совокупность процессов, с помощью которых осуществляется самопознание, познание мира и коммуникация. Часто используются также синонимы термина когнитивные функции — «высшие мозговые функции», «высшие корковые функции», «высшие психические функции». К когнитивным функциям относят речь (включая чтение и письмо), гнозис (узнавание и распознавание), праксис (сложные целенаправленные движения), внимание, память и интеллект.

Нарушения когнитивных функций, когнитивные расстройства или нарушения – один из наиболее частых неврологических синдромов, которые, к сожалению, часто выявляется только на стадии выраженных нарушений, когда возможности помощи пациенту относительно ограничены. Когнитивные нарушения стремительно нарастают по мере увеличения возраста, однако, даже у людей старческого возраста и долгожителей могут оставаться нормальными когнитивные функции, поэтому когнитивные нарушения не объясняются увеличением возраста и не расцениваются как проявления нормального старения. Наиболее часто когнитивные нарушения вызваны дегенеративным поражением головного мозга, например, болезнью Альцгеймера, или его сосудистым поражением либо комбинацией дегенеративного и сосудистого поражения. В молодом и среднем возрасте жалобы «на плохую память, рассеянность, снижение сообразительности» чаще всего вызваны имеющими эмоциональными (тревожными, депрессивными) расстройствами, хотя у части пациентов представляют осложнение органического поражения головного мозга, например, рассеянного склероза, перенесенного инсульта.

Диагностика когнитивных нарушений основывается на нейропсихологическом исследовании, позволяющем объективно оценить когнитивные функции. Для выявления причины ведущее практическое значение имеет нейровизуализация, позволяющая установить наличие и характер органического поражения головного мозга. В последние годы все большее внимание отводится генетическим исследованиям, определению биологических маркеров болезни Альцгеймера, что позволяет диагностировать заболевание еще на стадии умеренных когнитивных нарушений.

Лечение когнитивных нарушений включает как лекарственные, так и нелекарственные методы, в настоящее время показана возможность улучшения когнитивных функций и замедления их прогрессирования, что имеет большое практическое значение. В настоящее время активно изучаются методы профилактики когнитивных нарушений, при этом предполагается важная роль активной умственной деятельности, физической активности, поддержания нормального артериального давления и профилактики инсульта как стратегий, позволяющих если не предупредить, то существенно замедлить развитие и прогрессирование когнитивных нарушений.

К сожалению, в настоящее время многие вопросы этиологии, диагностики, лечения и профилактики когнитивных нарушений плохо знакомы в нашей стране как неврологам и психиатрам, так и врачам других специальностей. Изложение этих вопросов, представленное в этой книге, направлено на решение актуальной проблемы современной медицины – ранней диагностики, лечения и профилактики когнитивных нарушений.

studfiles.net

Когнитивные расстройства: симптомы, профилактика и лечение

Иногда мы забываем, где оставили ключи. Ища их по квартире целый день, удивляемся своей рассеянности и невнимательности, даже не подозревая, что это могут быть первые симптомы нарушения нормальной работы головного мозга. Так называемые когнитивные расстройства часто проявляются у людей пожилого возраста. Но бывает и так, что от них страдают молодёжь и даже дети.

Когнитивные расстройства. Что это такое?

Для начала давайте заглянем глубже в наш мозг. «Серые клетки» исполняют много положенных на них обязанностей, благодаря их активной работе мы физически двигаемся и умственно развиваемся. Важными в жизни каждого человека являются когнитивные функции мозга, без которых мы не могли бы познавать окружающий мир. В первую очередь с их помощью мы воспринимаем, понимаем и перерабатываем полученную в процессе познания информацию. Это одно из проявлений высшей нервной деятельности, без которой человек никогда бы не был личностью.

Исходя из этого, можно сделать вывод: когнитивные расстройства — это нарушения функции познания индивида. Это не только забывчивость, но и ухудшение работоспособности, интеллектуальной работы. Если вы обнаружили эти симптомы у себя или у близких, немедленно обращайтесь к врачу. Ведь поначалу лёгкая забывчивость может постепенно перерасти в потерю способности ясно мыслить и рассуждать, вы не будете помнить элементарные события дня. Потом наступит дезориентация в пространстве, частичная амнезия, и пропадёт умение самого себя обслуживать в быту.

Даже если вам ещё далеко до пенсии, вы не застрахованы от этой неприятности, которая может внезапно обрушиться на вашу голову, а именно на то, что находится в её середине — мозг. Главными факторами риска нарушения когнитивных функций являются тяжёлые черепно-мозговые травмы и отравления — в этом случае болезнь будет временной, от нескольких дней до 2-3 лет.

Более тяжёлую форму недуга человек может заполучить при болезнях Паркинсона, Альцгеймера, сосудистых заболеваниях. В этом случае расстройство когнитивных функций будет иметь прогрессирующий характер. Болезни сосудов — основная и самая частая причина утраты способности познавать окружающий мир.

Во-первых, опасна в этом плане артериальная гипертензия, атеросклеротические поражения сосудов, перенесённые инсульты. Во-вторых, причиной когнитивных расстройств могут быть различного рода нарушения кровообращения и обмена веществ во время сахарного диабета, печёночной и почечной недостаточности. В-третьих, фактором риска развития недуга является недостаточное поступление в организм витаминов Е и В12 во время злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Первыми тревожными ласточками станут проблемы на работе. Поначалу вам просто лень трудиться, вы чувствуете усталость, мозг в прямом смысле отказывается думать и анализировать. Новые данные не воспринимаются, становится тяжело делать выводы. В более тяжёлых формах нарушаются речевые функции: человек не может сформулировать мысль, ему трудно подобрать слова и просто говорить.

Когнитивные расстройства наносят основной удар по памяти. Сначала вы забываете недавние события, а потом и воспоминания из юности и детства теряют чёткость и начисто стираются из мозга. Ещё одним симптомом, но уже менее распространённым, является нарушения внимания. Человек неспособен сконцентрироваться на поставленных задачах и целях. Он постоянно теряет нить разговора, переспрашивает, просит повторить ту или иную фразу.

Все эти проявления говорят о том, что нужно немедленно обращаться к невропатологу. Только квалифицированный специалист может поставить точный диагноз и назначить правильное и эффективное лечение.

Лёгкое когнитивное расстройство

Представляет собой патологии работы мозга, которые характеризуются сосудистой деменцией. Если вовремя не лечить, недуг проходит несколько этапов развития: начиная с незначительных нарушений памяти и заканчивая полным слабоумием. При лёгкой форме болезни пациент не может долго удерживать внимание на одном предмете, неспособен длительное время проводить за умственной работой, чувствует повышенную утомляемость.

Все перечисленные нарушения имеют прямую связь с церебрастеническим синдромом, который является одним из видов психопатологического состояния. Показатель развития мозговой деятельности находится в рамках нормы или незначительно от неё отклоняется. Легкое когнитивное расстройство обычно замечает только сам пациент, другие люди относят проявления болезни к простой рассеянности или повышенной утомляемости на работе. Его легко вылечить, в отличие от самых тяжёлых когнитивных нарушений, которые подразумевают слабоумие больного, его полную дезориентацию в жизни.

Умеренное когнитивное расстройство

Между лёгкими и тяжёлыми нарушениями врачи диагностируют и умеренную форму заболевания. Когнитивные функции у человека становятся менее выраженными, более слабыми, чем подразумевает норма для его возраста, но они пока не переходят в деменцию — слабоумие. Больной обнаружит, что ему тяжело считать, запоминать только что произнесённые собеседником фразы и даже слова, ориентироваться на местности. От таких нарушений, обнаруженных на ранних стадиях, легко избавиться с помощью обыкновенных медикаментов. Лечение когнитивных расстройств назначает врач-невропатолог, принимая во внимание консультации психиатра и других специалистов узкого профиля.

Умеренные нарушения встречаются у 20% людей старше 65 лет. При этом у 60% таких пациентов в ближайшие несколько лет развивается деменция. В трети случаев умеренные когнитивные расстройства носят вяло выраженный характер. Люди даже не замечают какие-либо нарушения и отклонения в течение продолжительного времени.

Если заболел ребёнок

Как ни странно, но даже дети могут испытать на себе все неудобства и тяготы этого заболевания. Обычно у самых маленьких пациентов причиной нарушений становится элементарный авитаминоз. Употребляя консервированные, сладкие и другие вредные продукты, ребёнок игнорирует овощи и фрукты, полезные крупы, мясо и рыбу. В результате не получает всех необходимых витаминов. Как следствие развиваются когнитивные расстройства у детей: плохая успеваемость в школе, невозможность повторить или воспроизвести увиденное, услышанное или прочитанное, отсутствие концентрации и интенсивного мышления на уроке.

Сегодня данное заболевание очень распространено среди школьников и подростков. Страдает 20% детей от общей массы. Родителям нужно обращать внимание на успеваемость в школе своего сына или дочери, и если заметно ухудшение, то откорректировать каждодневный рацион школьника, включить в меню побольше полезной и богатой на микроэлементы еды. Если же когнитивные нарушения являются последствиями травм и болезней, то без помощи врача тут не обойтись.

Когнитивная терапия расстройств личности напрямую зависит от причины возникновения нарушений. В любом случае направлена она должна быть на коррекцию патологических изменений в деятельности головного мозга. Помимо того что медики лечат основное заболевание, для улучшения когнитивных функций они могут назначить препараты нейропротекторных свойств: «Семакс», «Глицин», «Цераксон», «Кавинтон», «Ноотропил» и другие.

Обязательно назначают лекарства от гиперхолестеринемии. Это предупреждает развитие когнитивных нарушений, служит профилактикой их дальнейшего прогресса. Если же у пациента выражена деменция, то могут назначить средства «Ницерголин», «Галантамин», «Мемантин», «Донепезил». Когнитивная психотерапия расстройств личности также помогает облегчить общее состояние больного. Ему рекомендовано соблюдать диету без холестерина: есть морепродукты, овощи и фрукты, молоко и творог. Курение и употребление алкоголя нужно полностью исключить.

Они утверждают, что очень полезным занятием при когнитивных нарушениях является разгадывание кроссворда. Такой досуг — гимнастика для мозга. Разгадывая, вспоминая, сопоставляя, мы не только предупреждаем развитие отклонений, но и лечим их, если они уже проявили себя. Также медики советуют читать стихи и учить их на память, рисовать, вязать, мастерить. Эти занятия станут реабилитацией ваших «серых клеток» и дополнят общую назначенную терапию.

Неврологи утверждают: если вы обнаружили у себя самые лёгкие симптомы заболевания, то смело можете принимать препарат «Глицин» согласно инструкции. Также пейте витаминные комплексы, гинко-билобы и средство «Ноотропин», только в этом случае дозировку определяет специалист. Кроме того, когнитивная терапия тревожных расстройств поможет улучшить состояние и послужить профилактикой болезни. Помните, что самолечение часто заканчивается обострением проблемы или даже летальным исходом. Поэтому при первых признаках когнитивного расстройства сразу посетите специалиста.

www.syl.ru

5.4. Тяжелые (выраженные) когнитивные нарушения

Тяжёлые когнитивные нарушения моно- или полифункциональные расстройства когнитивных функций, которые приводят к полной или частичной утрате самостоятельности пациента в профессиональной, социальной и/или бытовой сфере, вызывают большую или меньшую зависимость от посторонней помощи в повседневной жизни. К тяжёлым когнитивным расстройствам относится деменция и выраженные монофункциональные когнитивные расстройства: грубая афазия, агнозия или апраксия, Корсаковский синдром. Наличие деменции или других видов тяжёлых когнитивных нарушений свидетельствует о значительном поражении головного мозга, которое чаще развивается в результате длительно текущего патологического процесса. Прогноз в большинстве случаев неблагоприятный, так как тяжёлые когнитивные нарушения чаще всего носят прогрессирующий, реже, стационарный характер.

К тяжелым когнитивным нарушениям относится деменция (слабоумие) различной этиологии. Деменция, по определению, это полифункциональные когнитивные нарушения, когда отмечается выраженное снижение, по меньшей мере, двух когнитивных способностей. Согласно рекомендациям международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10), диагноз деменции правомерен при наличии следующих признаков:

Нарушения памяти, которые проявляются в нарушении способности к запоминанию нового материала, а в более тяжелых случаях — также в затруднении припоминания ранее усвоенной информации. Нарушения проявляются как в вербальной, так и в невербальной модальности. Расстройства памяти должны быть подтверждены с помощью нейропсихологических методов исследования.

Нарушение других когнитивных функций, таких как способности к выработке суждений, мышления (планирования, организации) и переработки информации. Эти нарушения должны быть подтверждены с помощью соответствующих нейропсихологических методов. Необходимое условие диагноза деменция ? снижение когнитивных функций по сравнению с более высоким исходным интеллектуальным уровнем.

Нарушение когнитивных функций определяется на фоне сохранного сознания.

Нарушение эмоционального контроля или мотиваций или изменение социального поведения — по меньшей мере, одно из следующих: эмоциональная лабильность, раздражительность, апатия, асоциальное поведение.

Перечисленные признаки наблюдаются в течение, по меньшей мере, 6 месяцев; при более коротком наблюдении, диагноз может быть предположительным.

Диагностические критерии деменции МКБ-10 в последние годы всё чаще подвергаются критике в связи с чрезмерной привязанностью к клинической картине болезни Альцгеймера. Действительно, расстройства памяти, которые обязательны для диагностики деменции по МКБ-10, являются одним из основных проявлений болезни Альцгеймера, но могут отсутствовать или быть выражены в незначительной степени при некоторых формах сосудистой деменции, лобно-височной деменции, других заболеваниях головного мозга. Поэтому, более правильно было бы определить деменцию как выраженные нарушения в разных когнитивных сферах, которые часто, но не всегда затрагивают сферу памяти.

В настоящее время деменцией страдают в мире более 20 миллионов человек, при этом в связи с постарением населения число случаев деменции ежегодно увеличивается, приводя к существенным экономическим потерям, связанным с необходимостью лечения и ухода за больными людьми.

Деменция, как и недементные когнитивные нарушения, ? это полиэтиологический синдром, который развивается при органическом поражении головного мозга различной природы. Частота основных причин деменции приведена на рис. 5.2

Наиболее частая причина когнитивных расстройств, составляющая более половины всех случаев деменции – болезнь Альцгеймера. Около 10-15% случаев деменции вызваны сосудистыми заболеваниямиголовного мозга, а ещё 10-20% случаев обусловлены их сочетанием с болезнью Альцгеймера. Причиной деменции могут быть и другие дегенеративные заболевания головного мозга: деменция с тельцами Леви, лобно-височная деменция. Деменция развивается при черепно-мозговой травме, опухоли головного мозга, паркинсонизме, рассеянном склерозе, герпетическом энцефалите, эпилепсии, энцефалопатии при ВИЧ-инфекции, нейросифилисе и прочих. Когнитивные расстройства могут возникнуть при депрессии, приёме некоторых лекарственных средств (антипсихотических средств, транквилизаторов, снотворных препаратов, антихолинергических и противосудорожных средств), алкоголизме и других интоксикациях, метаболических нарушениях (гипогликемия, гипотиреоз, дефицит витамина В1 и В12, гипопаратиреоз, заболевания печени).

Длительное время деменция разделялась на корковую, подкорковую и смешанную (корково-подкорковую). Считается, что для корковой деменции характерны симптомы первичной заинтересованности коры головного мозга, такие как амнезия, афазия, апраксия и агнозия. К корковым деменциям относится деменция при болезни Альцгеймера, лобно-височной дегенерации и задней корковой атрофии.

«Подкорковая» деменция впервые была описана M.Albert и соавт. в 1974 году у пациентов с прогрессирующим надъядерным параличом. Затем аналогичные особенности когнитивных расстройств были описаны также при других заболеваниях с преимущественным поражением подкорковых базальных ганглиев (болезни Паркинсона, Гентингтона, Вильсона-Коновалова и др.), а также при выраженном поражении белого вещества головного мозга (рассеянный склероз, выраженый лейкоареоз сосудистой этиологии). Основными клиническими характеристиками «подкорковой» деменции считаются замедленность когнитивных процессов, нарушения памяти по типу недостаточности воспроизведения, нарушение управляющих лобных функций, зрительно-пространственная дисгнозия и диспраксия. В большинстве случаев указанные когнитивные нарушения сочетаются с эмоциональные расстройствами в виде депрессии или апатии.

Смешанная (подкороково-корковая) деменция сочетает в себе признаки обоих типов деменций. Смешанный тип нарушений наблюдается при деменции с тельцами Леви, сочетании болезни Альцгеймера с цереброваскулярной патологией, кортико-базальной дегенерации, болезни Крейтцфельдта Якоба.

Практически очень важно то обстоятельство, что 10-15% деменций обратимы полностью или частично. К ним относятся деменции, развивающиеся вследствие лекарственной интоксикации, депрессии, метаболических нарушений или обусловленные соматическими расстройствами и иногда другими причинами.