Лечение

Лазарев о неврозах у подростков

25.05.2018

Глава 7. Патогенез неврозов у детей и подростков.

Патогенез неврозов представляет историю образования патофизиологического механизма и клинической картины болезни (Мясищев В. Н., 1965). Рассмотрим патогенез в динамике действия таких факторов, как: 1) конституция и нервно-соматическая ослабленность организма; 2) преморбидные особенности и возраст; 3) неблагоприятная жизненная ситуация; 4) психическая травма и внутренний конфликт; 5) нервно-психическое напряжение; 6) патофизиология; 7) изменение личности. При рассмотрении патогенеза находят обобщение как ранее полученные, так и новые данные.

Конституциональный фактор.

Обращает внимание большая похожесть детей и матерей на отцов, что создает определенное противоречие между недостаточным психологическим влиянием отца в прародительской и родительской семье и односторонним, замещающим женским влиянием в обеих семьях. Это один из вариантов конституционально-средового конфликта. Следует добавить, что мать сама пострадала от него в детстве, когда, несмотря на общность с отцом, не смогла найти с ним эмоциональный контакт, в том числе из-за односторонне доминирующей позиции матери (бабушки) в семье. Но и в родительской семье дети находятся в той же ситуации: при большей похожести на отца они часто лишены контакта с ним, в противовес преобладающему влиянию матери в семье. История, как мы видим, повторяется, что не безразлично для формирования таких личностных категорий, как чувство привязанности, любви у девочек младшего и полоролевой идентификации у мальчиков старшего дошкольного возраста.

Если рассматривать клинические (отклоняющиеся от нормы) сочетания черт характера, то по всей женской линии, особенно у матери и бабушки, выделяются сензитивность и тревожность в виде аффективно заостренной эмоциональной чувствительности и беспокойства. Конституционально общими будут также преобладающие по женской линии мнительность и негибкость мышления (ригидность). По обеим линиям общей будет гиперсоциальная направленность личности, что, с одной стороны, отражает положительную социальную направленность в исследуемых семьях (чувство обязанности, долга, принципиальность), а с другой — заданность и максимализм, трудность компромиссов.

Более характерологически отягощены матери, чем отцы; в свою очередь, бабушки по линии матери отягощены больше, чем дедушки. В целом, отягощенность в родительских и прародительских семьях больше выражена по женской линии, что подчеркивается наличием частой нервности у матери в детстве и невротического состояния в настоящем. Следовательно, можно говорить не только о большем психологическом влиянии по женской линии в прародительских и родительских семьях, но и большей отягощенности по этой линии. Если по женской линии общими будут, скорее, аффективно-характерологические расстройства, то по мужской — психомоторные нарушения: тики, заикание, энурез. По обеим линиям имеет место нервно-психическая ослабленность в виде невропатии.

К конституциональным проявлениям необходимо отнести и темперамент, врожденный тип нервно-психического реагирования, главным образом со стороны темпа протекания психических процессов. Уже отмечалось, что различия в выраженности типов темперамента при неврозах и в норме (в младшем школьном возрасте) не столь значительны, как это можно было бы предполагать. Тем не менее при неврозах относительно больше детей с флегматическим темпераментом, в чем нельзя исключить их невротическую заторможенность. Чем больше «меняется» под влиянием неправильного воспитания природный темперамент, тем больше тяжесть невроза, вызванного излишними ограничениями или чрезмерной стимуляцией психофизиологических возможностей детей. В большей степени это относится к мальчикам, у которых по сравнению с девочками чаще встречается холерический темперамент, наиболее легко повреждаемый при чрезмерных средовых ограничениях. Мальчики более уязвимы к ограничениям при холерическом, а девочки — к стимуляции при флегматическом темпераменте.

Дети с холерическим темпераментом в большей степени склонны к невротическим реакциям тревожного и возбудимого круга, с флегматическим темпераментом — к невротическим страхам и реакциям тормозимого круга.

studfiles.net

Неврозы у детей и подростков — Причины, симптомы и лечение

Что такое неврозы у детей

Неврозы у детей и подростков это группа обратимых пограничных расстройств нервной системы, которые возникают вследствие влияния психотровмирующего фактора. Под травмирующими факторами понимают межличностные и внутриличностные конфликты, стрессы, чрезмерная умственная и физическая активность. Неврозы у детей развиваются у 35% всех детей, посещающих дошкольные учреждения. Наибольшее число наблюдается у детей старшего и младшего школьного возраста, а так же детей дошкольного периода при этом среди мальчиков чаще, чем у девочек. Проявление неврозов у детей в основном связаны с нарушением психоэмоциональной сферы и встречаются от 3-16 лет. При развитии такого пограничного состояния не происходит нарастающих изменений личности, слабоумия.

Причины неврозов у детей

Причины неврозов у детей бывают самые разнообразные, но наиболее встречаемые это семейно – бытовые. Часто конфликты внутри дома, дисгармония в семье, эмоциональный стресс и сформированная психическая травма приводит к состоянию «невроз у ребенка». Симптомы складываются из-за невозможности пережить данную ситуацию самому малышу. Причины неврозов у детей могут так же складываться из внутриличностных конфликтов, когда происходит противоречие между влечениями и запрещающими действиями. Возможно, неврозы у детей возникают как защитная реакция на стресс организма. К факторам, формирующим неврозы у подростков можно отнести психологическую предрасположенность. Определенные особенности личности, например, истерический тип, может формировать в неблагоприятных социальных условиях развитие изменения нервной системы.

Неврозы у детей дошкольного возраста часто формируются вследствие наследственных факторов, перенесенных травм и заболеваний. Течение родов и беременности так же играет большую роль в определении понятия невроз у ребенка. Симптомы зависят от причины, условий, возраста и скорости развития данного состояния.

Симптомы неврозов у детей

Неврозы у детей имеют свои особенности. Они незавершенные, остаточные с преобладанием соматовегетативных расстройств. Можно выделить несколько групп навязчивости (мысли, страхи, действия), сверхценные (страхи, идеи), ритуалы. Навязчивости это патологические страхи, мысли, действия, которые возникают помимо его воли. К основным детским страхам можно отнести это боязнь темноты, уродства (особенно у девочек подростков), одиночества и т.д. основными периодами навязчивостей будут являться 3, 7, 11-13 лет. Сверхценные идеи, страхи это идеи, стоящие во главе всех остальных. Например, боязнь смерти. Ребенок делает все чтобы не заболеть, умереть, может носить бредовый характер. Ритуалы это извращенная реакция ребенка на стресс с формированием защитной реакции в виде рефлекса. Например, перед тем как заснуть ребенок проверяет что под диваном, роняя при этом ручку (специально из раза в раз). Совершение ритуалов происходит по задуманному плану. Все это невроз у ребенка. Симптомы могут возникать в любом возрасте, при этом предшествует, какая — либо травмирующая ситуация. Неврозы у детей могут сопровождаться истерическими припадками, полным отсутствием звучности голоса, резко возникающей кратковременной слепотой, различными болями по всему телу, ограничением движений и т.д.

Проявление неврозов у детей различны, но имеют схожие причины и симптомы. Неврозы у подростков могут протекать в виде агрессии по отношению к самому себе (попытки суицида, мысли), а так же по отношению к окружающим.

Лечение неврозов у детей

Неврозы у детей должны корригироваться под контролем врача невролога, так как такое состояние может спровоцировать развитие психических заболеваний. Все состояния, связанные с нарушением поведения, истерических состояний, резкого ухудшения состояния (боли, кратковременная потеря зрения, нарушение движений), патологические привычные движения (детские тики) нуждаются в лечение. Неврозы у детей лечат медикаментозно. Наблюдение проводит так же врач психиатр, так как невроз может служить начальным симптомом другого заболевания. Неврозы у детей дошкольного возраста требуют пристального внимания со стороны родителей, так как основная причина связана в семейно-бытовой обстановке или обстановке дошкольного учреждения.

Проводят физиотерапевтическое лечение. Неврозы у детей хорошо поддаются методам физиотерапии, обнаружен положительный эффект от ТКМТ (транскраниальной магнитотерапии).

Профилактика неврозов у детей

Сводится к уменьшению физической и умственной н агрузки ребенка, создания благоприятной домашней обстановки, положительные эмоции малыша помогут справиться с недугом. Неврозы у подростков проходят профилактику при помощи длительных бесед с психологом и родителями.

Если неправильно проведена профилактика и симптомы все нарастают, то такое состояние нуждается в лечение. Неврозы у детей могут формировать дезадаптацию ребенка в коллективе. Неврозы у подростков связаны со стремлением к совершенству, юношескому максимализму и требуют понимания со стороны родителей.

Лечение неврологии старшего детского возраста

m-clinic.su

Реферат — Невроз у детей и его профилактика — файл 1.doc

Понятие невроз и его определение.

Историческое развитие исследований болезни.

Основные направления исследований

Современное представление о неврозах

Причины и механика развития невроза

Определение невроза Павловым И. П.

Теория «инфантильно—сексуальных комплексов» и развитие ее Зигмундом Фрейдом

Краткий итог, подведенный учеными

Отношение родителей к болезни

Виды неврозов (рассмотрение относительно детей)

Невроз навязчивых состояний.

Неврастения (астенический невроз)

Невротические расстройства сна

Невротические расстройства аппетита (анорексия)

Патологические привычные действия

Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

Дети с ярко выраженным «Я»

С нервно-соматической ослабленностю

Профилактика неврозов у детей

В чём же должна заключаться помощь педагога детям с неврозами?

Одной из наиболее распространённых форм патологии нервной системы являются неврозы.

^ Понятие невроз и его определение.

Невроз. Синонимами являются такие слова как психоневроз, невротическое расстройство. В клиническом аспекте невроз является психогенным состоянием и выступает либо как самостоятельная нозологическая форма, либо как преболезненное состояние (предболезнь, пограничное состояние), предшествующее различным соматическим и/или психическим заболеваниям.

Согласно личностно-психологической концепции, развитие неврозов определяется особенностями личности человека, его неспособностью разрешать различные психотравмирующие и конфликтные ситуации, а проявления неврозов выражаются в определённых эмоционально-аффективных и соматовегетативных расстройствах.

^ Теория «инфантильно-сексуальных комплексов» и развитие ее Зигмундом Фрейдом

Зигмунд Фрейд считал, что согласно этой теории в раннем детском возрасте появляется ряд влечений, которые не кажутся ребенку недозволенными или запретными. Эти влечения носят сексуальный характер (влечение девочки к отцу, мальчика к матери) или аутоэротические влечения (мастурбация), гомосексуальные влечения. В процессе воспитания ребенок узнает о порочности, о запретности этих влечений и они вытесняются в "бессознательное" и подвергаются амнезии.

^ Краткий итог, подведенный учеными

Общим механизмом неврозов, как показали исследования последнего времени, является нарушение деятельности церебральных структур, обеспечивающих адаптацию к ситуациям, препятствующим удовлетворению потребностей. Вследствие этого возникает неадекватное поведение, перенапряжение нервных процессов, стрессы с соответствующими эндокринными и вегетативными проявлениями. Нервные и гуморальные механизмы регуляции тесным образом взаимосвязаны. Каждый условнорефлекторный и безусловнорефлекторный акт сопровождается соответствующими гуморальными изменениями, т.е. при эмоциональных состояниях (тревога, страх и т.д.) происходит выброс адреналина, а при ярости и гневе — норадреналина. Увеличение адреналина или норадреналина в крови вызывает ряд соматических изменений в организме. За последние годы достигнуты большие успехи в области генетики и изучения биохимических основ памяти — факторов влияющих на процессы синтеза РНК в головном мозге, а также "стирание" следов воспринятого. Можно надеяться, что дальнейшие исследования позволят понять и механизм формирования вызванных психическими травмами стойких и глубоких следов памяти и найти пути их стирания.

Итак, неврозы — это одно из наиболее частых нервно-психических заболеваний. Они возникают чаще у женщин, чем у мужчин, возможно в связи с тем, что семейные и бытовые невзгоды для женщин обычно более значимы. Неврозы могут носить и массовый характер, когда возникает ситуация стресса в стране, регионе, городе.

Виды неврозов (рассмотрение относительно детей)

Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)

У детей младшего школьного возраста, особенно у первоклассников, иногда наблюдается вариант невроза страха, называемый «школьным неврозом», возникает сверхценный страх школы с ее непривычными для него дисциплиной, режимом, строгими учителями и т.п.; сопровождается отказом от посещения, уходами из школы и из дома, нарушениями навыков опрятности (дневной энурез и энкопрез), сниженным фоном настроения. К возникновению «школьного невроза» склонны дети, которые до школы воспитывались в домашних условиях.

2. Невроз навязчивых состояний.

Отличается преобладанием разнообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

Обессивный невроз у детей дошкольного и младшего школьного возраста выражается преимущественно навязчивыми движениями – навязчивыми тиками, а также относительно простыми навязчивыми действиями. Навязчивые тики представляют собой разнообразные непроизвольные движения – мигания, наморщивание кожи лба, переносья, повороты головы, подергивания плечами, «шмыганье» носом, «хмыканье», покашливания (респираторные тики), похлопывания кистями рук, притопывания ногами. Тикозные навязчивые движения связаны с эмоциональным напряжением, которое снимается двигательным разрядом и усиливается при задержке навязчивого движения.

При фобическом неврозе у детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи загрязнения, острых предметов (иголок), закрытых помещений. Детям старшего возраста и подросткам более свойственны навязчивые страхи болезни (кардиофобия, канцерофобия и др.) и смерти, страх подавиться при еде, страх покраснеть в присутствии посторонних, страх устного ответа в школе. Изредка у подростков встречаются контрастные навязчивые переживания. К ним относятся хульные и кощунственные мысли, т.е. представления и мысли, противоречащие желаниям и нравственным установкам подростка. Еще более редкой формой контрастных навязчивостей являются навязчивые влечения. Все эти переживания не реализуются и сопровождаются тревогой и страхом.

Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подростковом и предподростковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессонница.

В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

5.Неврастения (астенический невроз).

Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

6.Ипохондрический невроз. Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыканье», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

10.Невротические расстройства аппетита (анорексия).

Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а также наследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в основном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

13. Патологические привычные действия.

Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

Какие дети больше подвержены невротическим заболеваниям?

Влияние возраста. При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2,3,5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством "я". Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными, разрешить их наиболее доступным для себя способом.

Выраженность "я" — это рано проявляемое чувство собственного достоинства, стремление к своему мнению, самостоятельности в занятиях и действиях. Эти цельные и непосредственные в своем чувстве дети стремятся быть собой, не переносят заискивания, притворной вежливости и фальши, двойственности в чувствах и отношениях. Уже в первые годы жизни они ранимо воспринимают ущемление их чувства "я", подавление, диктат, ограничения активности, чрезмерный контроль и избыточную заботу, проявляя несовместимость с подобным отношением в виде упрямства (с точки зрения родителей).

^ С нервно-соматической ослабленностю . Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечнососудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

Поскольку причиной неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Социальные мероприятия, ведущие к устранению неуверенности в завтрашнем дне, уважению личного достоинства человека, нормализации жилищных, бытовых условий и т. п., способствуют ликвидации некоторых источников психической травматизации, вызывающей заболевание, и тем самым предупреждают возникновение неврозов. Поддержание мира между народами является лучшим средством профилактики «военных неврозов».

Все факторы, ведущие к астенизации нервной системы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов. Поэтому для их профилактики большую роль играет борьба с острыми и хроническими инфекциями, травмами мозга, в том числе интраутеринными и родовыми, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания организма и другими вредностями, а также предоставление достаточного отдыха и сна.

Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.

Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка. При неправильном воспитании у ребенка могут возникнуть представления, которые могут сделать его особенно чувствительным к действию определенных, адресованных к ним, раздражителей и легко превратятся в «больные пункты». Так, например, у ребенка, которого все время захваливают, развивают у него тщеславие, представление о его якобы превосходстве над другими, нервный срыв особенно легко может наступить под влиянием неудачи, постигшей его при осуществлении этих стремлений.

Вредным является также привитие ребенку представлений о его неполноценности, чрезмерная фиксация его внимания на имеющемся у него действительном или мнимом недостатке, а также подавление его инициативы, и требование от него чрезмерного послушания. Это может способствовать развитию таких черт, характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность, и предрасполагать тем самым к заболеванию психастенией.

Важно предохранять ребенка от вредных внушающих воздействий. Поэтому недопустимо твердить ему: «Ты лентяй, ты лодырь, ты бездельник. Из тебя вырастет тунеядец. Ты ни на что не способен». Говорить надо: «Ты можешь стать трудолюбивым; ты можешь заниматься, можешь заставить себя работать, можешь вырасти полезным членом общества. Ты можешь всего достигнуть, если захочешь! Ты можешь быть послушным, так и будь им!

Сегодня ты уже лучше занимаешься, чем вчера…» Нужно избегать говорить при детях о тяжелых болезнях, чтобы не породить страха перед ними.

В чём же должна заключаться помощь педагога детям с неврозами?

— нахождение признания в детском коллективе;

— замечать их успехи, хвалить;

— поддерживать в трудную минуту, защищать от тех кто дразнит и способен на агрессию.

Профилактика неврозов у детей заключается в основном в формировании механизмов психической саморегуляции. Эмоциональных, с развитым чувством «Я» и художественно-одарённых детей следует окружать заботой и любовью, поддерживать и развивать их чувство «Я». Но без чрезмерной опеки, потакания прихотям и капризам. Разумная твёрдость должна сочетаться с эмоциональным принятием ребёнка, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым, нелюбимым.

Неврозы // Большая медицинская энциклопедия — «Советская энциклопедия», 1981г.

Зигмунд Фрейд « Из истории одного детского невроза», 1999г.

Хорни К. «Наши внутренние конфликты», Хорни К. «Самоанализ»

Сайт детского практического психолога http://psihologiya.com/

Александрова Е.А. « Как победить стресс. Профилактика и методы лечения ».

gendocs.ru

Неврозы и астено-невротические состояния у детей

Детские неврозы — это обратимые расстройства психики ребенка, основной причиной возникновения которых являются психогенные (психотравмирующие) факторы. При неврозах нарушается не структура нервных клеток головного мозга, а их функционирование, поэтому все виды неврозов относят к функциональным нарушениям.

Для развития невроза необходимо наличие двух моментов — конфликта (внутреннего или внешнего) и патологической реакции личности на этот конфликт. Т.е., в результате острого или хронического стресса, личностно значимого для ребёнка, его психика реагирует чрезмерно (по И.П. Павлову — «срывом высшей нервной деятельности вследствие перенапряжения возбудительного или тормозного процесса или нарушения подвижности этих процессов»).

Кроме того, существуют провоцирующие факторы:

  • Социальные (проблемы в семье, неправильное воспитание ребенка, недостаточное внимание родителей, неправильное половое воспитание, чрезмерная строгость взрослых или чрезмерная свобода, предоставленная ребенку и т.п.).
  • Психологические (особенности личности ребенка, тип его темперамента и особенности характера, а также психические травмы, перенесенные в детстве, болезнь родителей, потеря одного или обоих родителей, развод родителей или конфликты между ними и т.п.).
  • Биологические — (наследственность, тяжелое течение или осложнения во время беременности матери, тяжелые роды, перенесенные ребенком ранее соматические заболевания, хроническое недосыпание, слишком сильные умственные или физические нагрузки, частые болезни в раннем возрасте, особенно c осложнениями, и т.д.).
  • Симптомы детских неврозов

    Симптомы детских неврозов условно разделяют на биологические и психологические. Они во многом зависят от особенностей личности ребенка, вида невроза и характера психической или биологической травмы, которая стала причиной развития этого расстройства.

    К биологическим (сомато-вегетативным) проявлениям неврозов относятся:

  • нарушения сна: прерывистый сон, бессонница, ночные кошмары;
  • нарушения пищевого поведения: у детей младшего возраста может наблюдаться снижение аппетита или позывы на рвоту, у подростков — развитие анорексии или булимии;
  • головокружения, головные боли;
  • мутизм;
  • мышечные боли;
  • вялость, слабость, быстрая утомляемость;
  • недержание мочи или кала;
  • нарушения двигательных функций, судороги, нервные тики, спазмы;
  • потливость.
  • Психологическими проявлениями неврозов могут быть:

  • плаксивость, повышенная эмоциональная ранимость, чувствительность и уязвимость;
  • бурные эмоционально-двигательные реакции («истерики»);
  • раздражительность и резкая смена настроений;
  • страхи, фобии, постоянные ожидания, что случится что-то плохое;
  • сниженный фон настроения и общее угнетенное (подавленное) состояние.
  • Виды детских детских неврозов

    Все неврозы принято делить на две большие группы: общие и системные.

    Отдельно выделяют формы реактивных состояний:

  • невроз страха;
  • депрессивный невроз;
  • ипохондрический невроз.
    • невротический энурез (неосознанное мочеиспускание);
    • невротический энкопрез (недержание кала);
    • невротические расстройства сна;
    • невротические расстройства аппетита (анорексия);
    • невротическое заикание;
    • патологические привычные действия (когда ребенок сосет пальцы, грызет ногти, неосознанно трогает гениталии, выщипывает волосы, качает или кивает головой и т.п.).
    • Астено-невротические состояния у детей

      Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».

      Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:

    • капризы, плаксивость;
    • «истерики», упрямство;
    • частые и резкие смены настроений;
    • повышенная раздражительность;
    • вялость;
    • быстрая утомляемость;
    • низкая учебная успеваемость в школе.
    • Динамика невротических расстройств

      Принципиальная обратимость неврозов определяется функциональным характером возникающих при них нарушений.

      Способность мозга искать и фиксировать в долговременной памяти устойчивое состояние (нормальное или патологическое) и возвращаться к нему для защиты от различного рода дестабилизирующих воздействий, является причиной устойчивости болезненных симптомов, сохраняющихся и после прекращения действия вызвавших их причин.

      Неудачный жизненный опыт, церебрально-органическая недостаточность, соматическая ослабленность, неблагоприятная социальная среда, изначальная личностно-характерологическая дисгармоничность, повторный или хронический характер психотравмирующих воздействий, несвоевременность оказания квалифицированной помощи обусловливают склонность неврозов к затяжному течению, что крайне неблагоприятно отражается на развитии личности ребёнка, формируются патологические черты характера.

      Диагностика и лечение неврозов у детей

      После диагностической консультации детский врач психотерапевт определит наиболее оптимальное комплексное лечение, с учётом особенностей личности именно для вашего ребёнка — психологическое, или возможно, медикаментозное и психологическое: это могут быть игровые занятия с предметами, помогающими символически преодолеть внутренний конфликт, занятия с использованием песка, в котором созданные фантазийные «песочные миры» помогают ребёнку символически пережить, переработать психологически травматичный опыт, субъективно-эмоционально значимый для ребёнка, занятия с использованием БОС помогут повысить уровень эмоциональной регуляции, групповые психотерапевтические занятия (психологический театр пантомимы) помогут ребёнку проявить творческий потенциал своей Личности, получить опыт безопасного межличностного общения в группе, и др. мероприятия.

      Так же специалист определит необходимость семейно-родительских консультаций, поможет проанализировать семейные отношения и увидеть что-то очень важное, то, что невозможно увидеть, находясь внутри семейной системы.

      medalvian.ru

      Причины и устранение бессонницы у подростков

      Период полового созревания один из самых сложных для человека. В это время гормональный фон полностью меняется, что приводит к излишней эмоциональности подростка, чувствительности, резким перепадам настроения. Бессонница диагностируется у 12,5% ребят в пубертатный период. Эта проблема должна быть вовремя выявлена родителями и устранена, так как ее переход в хроническую форму может негативно сказаться на здоровье ребенка.

      Что провоцирует нарушение

      Существует две основные причины, которые провоцируют бессонницу в подростковом возрасте: гормональный сбой и эмоциональная нестабильность. Эти факторы тесно взаимосвязаны, так как на поведение человека влияет баланс его гормонального фона. Однако когда мы говорим о нарушении сна в пубертатный период, то рассматриваем изменения в выработке только одного гормона – мелатонина, именно он отвечает за полноценный крепкий сон и качественный ночной отдых.

      К 12-14 годам организм начинает вырабатывать меньшее количество мелатонина. Кроме того, если у детей и взрослых пик его продуцирования приходится на 21-22 часа, то у подростков он сдвигается до 24-01 часа. Ребенок не ложится рано спать просто потому, что он не хочет.

      Однако бессонница может иметь и эмоциональное подспорье. В период полового созревания ребята становятся легковозбудимыми, их может огорчить или обрадовать до слез любая мелочь. Сильные переживания также могут вызвать проблемы с ночным отдыхом.

      Предрасполагающие факторы

      Несмотря на то, что специалисты выделяют только две основные причины появления бессонницы в подростковом возрасте, есть и факторы, которые располагают к ее появлению. Они связаны непосредственно с образом жизни современных молодых людей. Повлиять на расстройство сна могут такие пункты:

    • отсутствие четкого режима сна;
    • злоупотребление энергетиками и кофеионосодержащими напитками;
    • вредные привычки (алкоголь, курение, употребление наркотических средств);
    • эмоциональное перенапряжение;
    • чрезмерные умственные нагрузки;
    • неправильный рацион;
    • недостаток физической активности;
    • интернет-зависимость;
    • несоблюдение гигиены сна.
    • Если вы заметили, что ваш ребенок стал раздражительным, его успеваемость на учебе снизилась, он постоянно недоволен и апатичен, очень поздно ложится спать и не может нормально проснуться утром, стоит задуматься, нет ли у него бессонницы. Подтвердить или опровергнуть этот диагноз может психотерапевт или сомнолог (врач, который занимается лечением и изучением нарушений сна).

      Помощь специалистов может заключаться в следующих действиях:

      1. Назначение групповой или индивидуальной психотерапии. Если бессонница у подростков вызвана нарушениями психоэмоционального фона, нужно его восстановить. Для этого проводятся занятия со специалистом, в ходе которых выясняются проблемы ребенка и подбираются оптимальные пути их решения. Бывают случаи, когда посещать врача должен не только юный пациент, но и другие члены его семьи.
      2. Прием мелатонина. Искусственное введение гормона сна показано только в том случае, когда его не может в полной мере продуцировать организм пациента. Дозировка и курс лечения подбирается индивидуально, средство не подходит для длительного применения. Лицам, не достигшим половой зрелости или находящимся только на начальном этапе этого процесса, прием мелатонина полностью запрещен. Также он противопоказан при беременности.
      3. Прием легких растительных препаратов. Средства, изготовленные на натуральной основе, обладают не только снотворным, но и седативным воздействием, они расслабляют и успокаивают нервную систему. Для подростков подойдут такие препараты:
      4. чай из пассифлоры;
      5. ромашковый чай;
      6. корень валерианы.

    Гомеопатические средства для лечения

    Существуют гомеопатические препараты, которые помогут подростку справиться с бессонницей и нарушением эмоционального фона. В отличие от медикаментов, они изготавливаются только из натурального сырья, которое не оказывает негативного влияния на организм. Также гомеопатия не вызывает привыкания, что особенно важно для детей.

    Рассмотрим наиболее эффективные и безвредные средства для улучшения самочувствия ребенка.

  • DreamZzz . Разработанный российскими учеными гомеопатический препарат, который устраняет нарушения сна и психоэмоциональную лабильность. В его состав входит габа алишань – растительное вещество, которое регулирует утилизацию глюкозы, улучшает кровообращение и память, борется с бессонницей, меланхолией и расстройствами нервной системы. Также средство содержит бобровую струю, она нормализует работу сердечно-сосудистой системы, расслабляет нервную систему, улучшает защитные функции организма и настроение, снимает спазм и борется с мигренью. Тибетский лофант – это растение, обладающее высокими бактерицидными свойствами, оно укрепляет весь организм, стабилизирует кровяное давление, благотворно воздействует на нервную систему. Также лекарство содержит сбор из 32 трав, которые расслабляют, успокаивают, устраняют неврозы и тревогу. Преимущества препарата:
  • полностью восстанавливает сон и ускоряет засыпание;
  • устраняет ощущение тревоги и агрессии;
  • снимает хроническую усталость;
  • повышает настроение;
  • защищает от нервных перенапряжений;
  • не вызывает побочных эффектов;
  • дает результат уже через 1 курс применения.
    1. « Сонилюкс ». Инновационная разработка российских ученых, которая уже помогла тысячам людей избавиться от бессонницы и психоэмоциональных нарушений. Подходит для применения детям с 2 лет, для подростков полностью безопасен. В состав входят природные экологически чистые компоненты:
    • растение габа-алишань (отвечает за устранение меланхолии, депрессии и нервных расстройств, улучшает память и кровообращение);
    • экстракт лофанта (способствует стабилизации кровяного давления, борется с микробами и бактериями, укрепляет иммунитет);
    • бобровая струя (укрепляет весь организм, действует как спазмолитик, борется с мигренью, устраняет нервное напряжение);
    • сбор из 32 трав (оказывает релаксирующее воздействие на весь организм и на нервную систему в частности, восстанавливает глубокий нормальный сон, помогает при тревоге и неврозах).
    • Один курс применения « Сонилюкса » позволит ребенку навсегда забыть, что такое бессонница и переживания. Препарат воздействует на организм комплексно, он устраняет не только симптомы нарушения сна, но и борется с их причиной – эмоциональным перенапряжением.

      Скорость устранения бессонницы у подростка зависит не только от профессионализма докторов и соблюдения правил применения прописанных препаратов. Родители также могут скорректировать образ жизни ребенка таким образом, чтобы его ночной отдых был полноценным и спокойным.

      Для улучшения состояния юного пациента следует выполнять такие рекомендации:

    • Наладить стабильный режим отдыха и бодрствования. Подросток должен засыпать в одно и то же время. Не стоит менять распорядок даже на выходных и каникулах, как показали исследования ученых, выспаться наперед нереально, потому не думайте, что ребенок сможет «наспать» те часы, которые потом будет проводить в бодрствовании. Не запрещайте ребенку спать днем, главное, чтобы это было не позже 17.00 и не дольше, чем 1,5 часа.
    • Следить за правильным питанием. Подросток должен получать свою суточную норму питательных веществ вместе с едой. Вы должны контролировать, чтобы в его рационе преобладали полезные блюда. Фастфуд, жирное, жаренное, соленое и сладости есть после 18.00 нельзя, так как эти продукты повышают возбудимость нервной системы.
    • Следить за употреблением напитков. Подростки очень любят кофеиносодержащие газированные напитки, а в последнее время стали популярными даже энергетики. Нельзя употреблять их каждый день, тем более по вечерам, так как это воспрепятствует нормальному засыпанию.
    • Удобная спальня. Спать подростку нужно в хорошо проветренной комнате, температура воздуха в которой не превышает 21°С, а влажность не ниже 65-70%. Также следует обратить внимание на звукоизоляцию, прочная дверь обеспечит полный покой и защиту от шума. Шторы на окнах должны быть плотными, чтобы свет не проникал в помещение, перед утренним подъемом ребенка вам нужно будет их открыть, чтобы свет способствовал быстрому пробуждению. Интерьер спальни лучше всего выдержать в спокойных тонах, яркие картинки, обои и элементы декора, которые были интересны малышу, могут раздражать подростка.
    • Табу на гаджеты, Интернет и телевизор перед сном. Чтобы быстро и крепко уснуть, за час до отдыха нельзя смотреть телевизор, играть в компьютерные игры или сидеть за планшетом в соцсетях. Это возбуждающе воздействует на психику и нарушает сон. Лучше всего, если в комнате подростка не будет никаких электронных приборов, вплоть до мобильного телефона, так ничто не сможет отвлечь его от засыпания.
    • Нормальная физическая активность. Если вы думаете, что умственной деятельности на занятиях для ребенка хватит и не стоит нагружать его физически, вы ошибаетесь. Во время активного отдыха или тренировок организм полностью переключается с одного вида деятельности на другой, это благотворно воздействует на психику подростка. Кроме того, его изнуренное тело быстрее захочет спать.
    • Избегайте эмоциональных стрессов перед сном. Даже если ваш ребенок принес со школы плохую отметку или сделал что-то такое, за что его стоит отчитать, ни в коем случае не делайте это перед сном. Подросток должен засыпать с положительными эмоциями, стресс только усугубит бессонницу. Любые неприятные разговоры нужно откладывать до утра, чтобы не нарушать полноценный отдых.
    • Бессонница в подростковом возрасте встречается довольно часто. Юные особы подвержены эмоциональным перепадам, их гормональный фон меняется, потому появляются нарушения подобного плана.

      Решить проблему вам поможет только доктор, принимать какие-либо меры самостоятельно нельзя, чтобы не навредить ребенку.

      Для восстановления нормального отдыха можно использовать разные методики, к применению лекарств прибегают только в крайних случаях, чаще удается нормализовать состояние без них. Будьте внимательными к своим детям и оказывайте им вовремя помощь.

      sonsladok.com