Лечение

Леонова сВ психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников

18.08.2018

Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников

В пособии отражены традиционное и современное научно-методическое исследование по проблемам заикания. Главной целью пособия является подготовка студентов-логопедов к самостоятельной работе с заикающимися дошкольниками. В приложении собран практический материал, используемый в работе с заикающимися детьми.

Серия: Коррекционная педагогика

ISBN: 5-691-01302-5, 978-569-1-01302-7

Страниц: 128 , Язык: Русский , Формат: 60×88/16

В пособии представлены современные подходы к организации целостной системы коррекционно — развивающего обучения, приводится нормативная документация, регламентирующая работу классов для школьников с трудностями в обучении, освещаются основные направленияработы по коррекции задержки психического развития у детей. Адресовано учителям общеобразовательных школ, работающим в классах коррекционно — развивающего обучения (выравнивания, компенсирующего обучения и др.), а также логопедам, психологам и дефектологам массовых школ.

Пособие предназначено для проведения психо-речевого обследования детей, начиная с трёхлетнего возраста. Его цель — помочь заинтересованным родителям, специалистам, разобраться, нет ли отклонений в речевом и психическом развитии малыша, правильно ли развивается речь ребёнка и психические процессы. Просто общаясь и играя с ребёнком, при проведении обследования можно определить его отставание в речевом и психическом развитии уже в раннем возрасте, или, напротив, убедиться, что малыш развивается совершенно нормально или даже с опережением нормы. Ведь чем раньше удастся выявить отклонения ребёнка от нормы, тем легче будет избежать более серьёзных проблем в будущем. Данное обследование также позволит каждому из взрослых (прежде всего специалистов), участвующих в воспитании и обучении ребенка, получить целостное представление о его психо-речевом развитии, успехах или отсутствии динамики при приведении коррекционной работы, согласовать и, если необходимо, в процессе коррекционной работы изменить психолого-педагогические воздействия. Оно даёт возможность изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи и задержкой психического развития. Методический комплект предназначен для дефектологов, логопедов и воспитателей специализированных детских садов, методистов дошкольных образовательных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов и родителей.

Книга посвящена актуальной проблеме коррекционной педагогики — интеграции детей с ограниченными возможностями в общество здоровых детей. Прослеживаются пути развития идеи интегрированного обучения и воспитания в историческом масштабе: представлены как отечественные, так и зарубежные разработки в сфере реабилитации развития и интеграции. В основной части показаны виды, методы, способы организации подобной работы на примере Мюнхенского детского центра (Германия), где впервые на практике была осуществлена идея совместного обучения и воспитания детей с различными образовательными возможностями. В этой концепции, автором которой является выдающийся немецкий педиатр и педагог Т.Хелльбрюгге, большое внимание уделяется работе с родителями. В качестве педагогической базы выступает педагогика М.Монтессори. Книга адресована специалистам, работающим в области коррекционной и интеграционной педагогики, и всем заинтересованным лицам, в том числе родителям.

Этот альбом — второй в серии альбомов по изобразительной деятельности, предназначен для обучения детей 3-4 лет с проблемами слуха (глухие и позднооглохшие дети), а также детей с нарушениями интеллекта (умственно отсталых, с синдромом Дауна, аутизмом) рисованию, лепке и аппликации. В данный альбом входят методические рекомендации и 30 карт для организации творческой деятельности ребенка указанной возрастной группы. Обучение строится на трех видах изодеятельности: лепке, аппликации, рисунке и живописи. Рассматривается использование разнообразных художественных материалов и приемов. В процессе изобразительной деятельности осуществляется эстетическое воспитание детей, развивается мелкая моторика, определяется и формируется характер ребёнка. Методические рекомендации содержат методику и программу обучения, включающую календарно-тематический план занятий с детьми 3-4 лет. Обучение строится на трех видах изодеятельности (лепке, аппликации, рисунке) с привлечением разнообразных художественных материалов. В книге ярко выражена коррекционная направленность обучения, которая способствует разностороннему психофизическому развитию детей. Это пособие предназначено для педагогов специальных (коррекционных) дошкольных учреждений, педагогов-дефектологов, психологов, а также родителей для организации творческой деятельности детей.

В пособии представлена система коррекционных упражнений для успешного усвоения учащимися программного материала, в т. ч.: по восполнению пробелов в развитии психологических предпосылок к овладению чтением и письмом; нормализации звуковой стороны речи; формированию и совершенствованию лексико-грамматических средств языка; отработке полноценных навыков чтения и письма и совершенствованию связного высказывания. Пособие адресовано учителям-логопедам общеобразовательных учреждений любого типа, педагогам, методистам, студентам дефектологических факультетов и факультетов начального обучения педвузов.

Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт

В пособии раскрывается методика работы по развитию речевого слуха учащихся начальных классов школы II вида. Пособие состоит из двух частей. Часть 1 содержит сведения, способствующие повышению квалификации учителя-дефектолога, приводятся методы и приемы работы учителя в слуховом кабинете и на занятиях с учащимися подготовительного, 1-3 классов школы II вида, рассматриваются особенности работы с речевым и иллюстративным материалом. Часть 2 содержит речевой и иллюстративный материал для индивидуальной работы учителя со слабослышащими детьми. Пособие адресовано учителям специальных (коррекционных) школ II вида, педагогам дошкольных учреждений для детей с недостатками слуха, специалистам сурдологических и реабилитационных центров, родителям детей с недостатками слуха.

В пособии представлены теоретические и практические материалы по специальному школоведению применительно к коррекционным общеобразовательным учреждениям для детей с нарушением зрения. Разработаны теоретико-методологические положения, функции управления, критерии оценочных компонентов знаний, умений и навыков учащихся; показаны основные формы организации, руководства и контроля в ходе образовательного и коррекционного процессов, специфика методической работы в школе и формы организации комплексной коррекционной работы. В книге обобщен опыт работы коррекционных школ по созданию коррекционно-развивающего, адаптированного пространства и практические данные по медико-психолого-педагогической диагностике детей и осуществлению личностно ориентированного подхода к учащимся. Перечисленные проблемы являются мало разработанными в коррекционной педагогике, поэтому пособие по специальному школоведению будет ценным методическим материалом не только для тифлопедагогов, но и для специалистов других дефектологических профилей (сурдопедагогов, олигофренопедагогов, логопедов, специалистов, работающих с детьми с задержкой психического развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата, речи, с комбинированными дефектами и др.).

В пособии рассматривается методика обучения предметному рисованию детей с нарушением зрения, предлагаются методические рекомендации по развитию зрительного восприятия в процессе обучения детей рисованию. Занятия построены по принципу постепенного нарастания сложности изображения предметов. Представленный дидактический материал пособия позволяет учить детей понимать форму, величину и пространственные положения предметов и явлений окружающего мира. Пособие рассчитано на педагогов детских садов и учителей школ для детей с нарушением зрения (слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией), а также на родителей таких детей для занятий с ними дома. Кроме того, пособие будет полезно педагогам и родителям нормально видящих детей и детей с нарушением интеллекта, слуха, речи.

Пособие предназначено для проведения психоречевого обследования детей, начиная с трёхлетнего возраста. Его цель — помочь заинтересованным родителям, специалистам разобраться, нет ли отклонений в речевом и психическом развитии малыша, правильно ли развивается речь ребёнка и психические процессы. Просто общаясь и играя с ребёнком, при проведении обследования можно определить его отставание в речевом и психическом развитии уже в раннем возрасте или, напротив, убедиться, что малыш развивается совершенно нормально или даже с опережением нормы. Ведь чем раньше удастся выявить отклонения развития ребёнка от нормы, тем легче будет избежать более серьёзных проблем в будущем. Данное обследование также позволит каждому из взрослых (прежде всего специалистов), участвующих в воспитании и обучении ребенка, получить целостное представление о его психоречевом развитии, успехах или отсутствии динамики при приведении коррекционной работы, согласовать и, если необходимо, в процессе коррекционной работы изменить психолого-педагогические воздействия, что даёт возможность изучения динамики развития дошкольника с нарушением речи и задержкой психического развития. Методический комплект предназначен для дефектологов, логопедов и воспитателей специализированных детских садов, методистов дошкольных образовательных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов и родителей.

books.iqbuy.ru

Психолого-педагогическая коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников

В книге представлен диагностический комплекс, который можно использовать для выявления особенностей зрительного восприятия, для раннего прогнозирования трудностей обучения, для определения специфических отклонений в развитии познавательной сферы ребенка, для составления индивидуальных программ психологической коррекции.

Разработки занятий педагоги могут использовать не только в непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении досуговых мероприятий.

Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1975. 13. Леонтьев А.А. Деятельность и общение//Вопр. философии. 1979. №1. 14. Леонтьев А.Н. О значении понятия предметной деятельности для психологии//Тезисы докладов на XX Международном психологическом конгрессе. М., 1972. 15. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей в первые семь лет жизни//Вопр. психологии, 1978а. №5. 16.Лисина М.И. Генезис форм общения у детей//Принцип развития в психологии. М., 1978б. 17.Лисина М.И. Общение детей с взрослыми и сверстниками: общее и различное//Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. 18. Лисина М.И., Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребёнка//Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974. 19. Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии//Проблемы общения в психологии. М., 1981. 20. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975. 21. Мухина В.С. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности//Научные труды МГПИ им. В.И. Ленина. М.,1979. 22. Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1972. 23. Репина Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: Задачи и методы исследования//Отношения между сверстниками в группе детского сада. М., 1978. 24. Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981. 25. Субботский Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников. М.,1976. 26. Субботский Е.В. Стиль общения как способ формирования личности ребёнка//Психолого-педагогические проблемы общения. М., 1979. 27. Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника: Автореф. дис. докт. психол. наук. Тбилиси, 1984. 28. Цукерман Г.А. Формирование учебной деятельности в коллективно-распределённой форме: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981. 29. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960. 30. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.

Пяти-шестилетний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50— 70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных («Он хорошо дежурит»), для игр и занятий — тех, кто «много знает, хорошо рисует, считает». Нередко ребенок ориентируется и на нравственные качества сверстника («Мы дружим. Мы всегда вместе играем, он меня защищает. Он добрый, справедливый, не дерется. Я бы с Валей хотел сидеть на занятии, а то Саша мне мешает» и т.д.). Перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся. По данным психологов, стремление вместе играть больше выражено у детей старших групп. С возрастом ребенка, особенно в школьный период, укрепляются «деловые связи» (в труде, на занятиях). Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь или молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. Сверстники избегают контактов с ними («Он не умеет играть! Она ничего не знает»). Такого рода ситуации следует предотвращать, так как, не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера. В обществе взрослых отношения регулируются правилами, созданными на основе нравственных принципов. В них отражены требования общества, коллектива к отдельному человеку. В нашем обществе они связаны с общественным характером труда и коллективным укладом жизни. В дошкольном возрасте дети осваивают первоначальные правила поведения, составляющие азбуку морали. В освоении ребенком правил поведения наблюдается определенная последовательность. Установлено, например, что правила взаимоотношений в дошкольном возрасте детям освоить труднее, чем правила бытовые, потому что выполнение первых требует волевых усилий, и применять их нужно гибко, сообразуясь с часто меняющейся ситуацией.

Исследования показали, что для усвоения правил поведения благоприятен младший и средний дошкольный возраст. Но только в старшем возрасте дети осваивают их значение и потому выполняют сознательно. Однако понимание это еще несовершенно. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп формирования психических процессов замедляется. Раннее коррекционное вмешательство может изменить весь ход психического развития ребенка. Целенаправленное комплексное формирование коммуникативных навыков у ребенка должно быть направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей с взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя. Литература1. Абраменкова В.А. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. Наук. М., 1981. 2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 3. Авдеева Н.Н. Развитие образа самого себя у младенцев: Автореф. дис. канд. психол. Наук. М., 1982. 4. Бершедова Л.И. Соотношение игровой и спортивной деятельности как одно из условий становления личности дошкольника: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981. 5.Бодалёв А.А. О развитии психологии познания людьми друг друга//Психологический журнал. 1980. Т. I. №1. 6. Венгер А. Л. О значении изменения позиции ребёнка для формирования у него новых типов организации действий//Новые исследования в психологии. 1979. №1. 7. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967. 8. Димитров И.Т. Связь особенностей образа самого себя у дошкольников с типом их целостной деятельности//Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. 9. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики. М., 1980. 10. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976. 11. Коломинский Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. дис. докт. психол. наук. Минск, 1981. 12. Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребёнка:

Отметим, что предлагаемые Законом механизмы сведут к минимуму риск формального осуществления интеграции (что неизбежно бы ее дискредитировало), обычно являющийся следствием директивного введения таких принципов. Механизмы, предлагаемые Законом, направлены не на «силовое» введение интеграции, а на заинтересованность и вовлечение педагогов и других специалистов в решение этой задачи и поддержку таких специалистов. 5. Закон вводит механизмы, которые обеспечат возможность альтернативного выбора, включающего наряду с возможностью обучения в специальном (коррекционном) учреждении возможность интеграции в общеобразовательной школе на разных этапах образования. Это позволит выстроить цепочку постепенно усложняющихся образовательных сред, позволяющих лицам с ограниченными возможностями здоровья в процессе образования беспрепятственно повышать свой образовательный уровень. 6. Обеспечение возможно более ранней квалифицированной психолого-педагогической коррекции нарушений развития, являясь эффективной профилактикой, приведет к предотвращению инвалидности у значительного количества детей

Качественный анализ позволяет выяснить, проявляется ли тот или иной дефект на элементарном уровне, или же он связан с нарушением более высокого уровня организации психической деятельности, а также показывает, является ли данный симптом первичным результатом нарушения в психическом развитии или вторичным следствием какого-либо первичного дефекта. Принцип качественного анализа не противопоставляется количественной обработке данных, так как количественные показатели являются обязательным условием качественного анализа. Следует лишь отметить, что количественный анализ, применяемый в основном при тестировании, отражает преимущественно негативную структуру характеристики отклонений развития, не раскрывая внутренней структуры соотношения дефекта с сохранным фондом развития, что недостаточно информативно в плане прогноза психолого-педагогической коррекции и что восполняется качественным анализом. Применение качественного и количественного анализа следует понимать как составные части психодиагностической стратегии, в которой отдельно полученные данные о качественной или о количественной оценке выполнения заданий, представляют лишь один тип информации, а ценность ее зависит от того, как она включена в контекст данных, отражающих обе стороны изучаемого процесса

Большое значение для прогнозирования психического развития аномального ребенка в процессе его обучения имеет ранняя диагностика отклонений в развитии, своевременная терапия, психолого-педагогическая коррекция, проводимая в дошкольном возрасте, и конечно, адекватные методы и содержание обучения. Все сказанное, безусловно, имеет прямое отношение и к такому типу асинхронии развития, каким является задержка психического развития церебрально-органического генеза. Проведенный сравнительный анализ результатов клинико-нейропсихологического исследования, системный анализ состояния высших корковых функций и особенностей возрастной динамики их развития позволили более дифференцированно подойти к прогнозированию психического развития при указанном виде психического дизонтогенеза. Одним из ведущих критериев прогноза психического развития аномального ребенка является соотношение признаков незрелости и симптомов повреждения в клинико-психологической структуре нарушений познавательной деятельности. Анализ корреляции данных комплексного

ОГЛАВЛЕНИЕОсновные положения выпускной работы 3Введение 5ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Глава I. Роль природы в формировании личности дошкольника 7Глава II. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников 10Глава III. Содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой 14Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников 22ГлаваV. Задачи художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”. 28ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы. 30Тезаурус (основные понятия) 42Литература 44 Основные положения выпускной работыАктуальность. Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формируют интерес к природе и положительное отношение к ней. В связи с этим целенаправленные наблюдение с детьми объектов природы должны осуществляться как единый процесс естественнонаучного и эстетического познания.

Изготовлены из влагостойкого и грязестойкого материала, сохраняющего свои свойства в любых погодных условиях. Легкость крепления позволяет

В комплекте: фонарик, горелка. Оформление упаковки — 100% полностью на русском языке. Форма купола "перевёрнутая груша" как у

www.char.ru

Учебник Коррекционная Педагогика И Психология

Учебная литература по коррекционной педагогике в помощь студентам вузов. Антонов Н. К. Обучение плоскому письму слепых детей младшего школьного возраста.

Из опыта работы Ульян. шк. для слепых и слабовидящих детей. Метод.

пособие / Антонов Н. К. Денискина В. З.

– М. Логос, 2007. – 60 с. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании.

— М. Аcademia, 2001.

Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология PDF Учебник. — Томск: Издательство Томского государственного педагогического. Учебное пособие: Коррекционная педагогика. Специальная психология изучает особенности формирования психологических. В.П. Кащенко явился автором первого русского учебника по дефектологии. В книжном интернет-магазине OZON можно купить учебник Специальная педагогика и коррекционная психология от издательства Флинта, МПСИ.

Читать или скачать книги и учебники на тему » коррекционная педагогика » в основе достижений современной специальной педагогики и психологии. Защиты детей, так называемой коррекционной педагогики. Знание основ Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании : учебник для студ. Специальная дошкольная педагогика и психология : сборник программ. Основы коррекционной педагогики : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Курс « Коррекционная педагогика с основами специальной психологии ». Скачать книги по коррекционной педагогике и дефектологии. Азбукина Е.Ю., Михайлова Е.Н. Основы специальной педагогики и психологии DOC В учебнике раскрываются коррекционная и практическая направленность.

— 247 с. — (Педагогическое образование). Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Практ. пособие.

– Изд. 2-е, испр. – М. Айрис пресс, 2005. — 192 с.

– (Библиотека логопеда-практика). Белякова Л. И. Логопедия. Заикание. учебник для вузов / Л.

И. Белякова, Е. А. Дьякова. — М. Аcademia, 2003.

— 207 с. — (Высшее профессиональное образование).

Белякова Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Л.

И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т.

– М. Книголюб, 2005. – 55 с.

– (Логопедические технологии). Богданова Т. Г.

Сурдопсихология. учеб. пособие для вузов. — М. Аcademia, 2002.

— 221 с. — (Высшее образование). Боскис Р. М.

Глухие и слабослышащие дети. – М. Совет.

спорт, 2004. – 304 с. – (Золотые страницы сурдопедагогики). Брамбринг М. Воспитание слепого ребенка раннего возраста в семье. — М. Аcademia, 2003.

— 142 с. Верхало Ю. Н. Тренажеры и устройства для восстановления здоровья и рекреации инвалидов. – М.

Совет. спорт, 2004. – 531 с. Воспитание и обучение слепого дошкольника / под ред. Л. И. Солнцевой, Е.

Н. Подколзиной. – 2-е изд.

Логос, 2005. – 267 с. – (Круг чтения. Издание для слабовидящих).

Основы дефектологии. — СПб. Лань, 2003. — 654 с. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. Метод.

пособие / авт. Кондратенко И.

– М. Айрис-пресс, 2005. – 219 с. – (Библиотека логопеда-практика). Глухов В. П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии.

Учеб. -метод. пособие для вузов.

— М. МГГУ им. М. А. Шолохова, 2007.

— 311 с. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. учеб. пособие для вузов / А.

И. Лифинцева, Н. В.

Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. – М. Аcademia, 1999. – 280 с.

– (Высшее образование). Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. учеб.

пособие для вузов. — М. Владос, 2001. — 303 с. — (Коррекционная педагогика).

Гордеева А. В. Реабилитационная педагогика. Учеб.

пособие для вузов. — Королев. Парадигма ; М. Академ. проект, 2005.

— 319 с. — (Gaudemus).

Грошенков И. А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида. учеб. пособие.

Секачев ; Ин-т общегуманитар. исследований, 2001. — 223 с. — (Специальная педагогика).

Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида. Метод.

пособие / В. З. Денискина, М.

В. Венедиктова. – М.

Логос, 2007. – 306 с. Денискина В. З.

Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. – Уфа, 2004. – 63 с. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. пособие для учителей и специалистов коррекц.

-развивающего обучения / авт. С.

Г. Шевченко и др. – М. АРКТИ, 2004. – 224 с. Димскис Л.

С. Изучаем жестовый язык.

Учеб. пособие для вузов. — М. Аcademia, 2002. — 122 с.

— (Высшее образование). Дрешер Ю. Н. Библиотерапия.

учеб. пособие. — М.

ФАИР, 2007. — 559 с. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. [учеб. пособие].

– М. Экзамен, 2006. – 159 с.

– (Коррекционная педагогика). Дудьев В. П. Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология.

Учеб. пособие / науч. ред. В. Е. Клочко.

– Барнаул. БГПУ, 2005. — 359 с. Ермаков В. П.

Основы тифлопедагогики. развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. учеб. пособие для вузов / В. П. Ермаков, Г.

А. Якунин. – М. Владос, 2000.

– 238 с. Ермаков В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения.

справ. -метод. пособие для учителя / В. П.

Ермаков, Г. А. Якунин.

– М. Просвещение, 1990. – 223 с. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. учеб.

пособие для вузов — М. Аcademia, 2006. — 239 с. — (Высшее профессиональное образование).

Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – Изд.

Школа-Пресс 1, 2001. — 122 с.

Зейгарник Б. В. Патопсихология. Учеб. пособие для вузов. — 3-е изд.

стереотип. — М. Аcademia, 2005. — 208 с. — (Классическая учебная книга). Зикеев А.

Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных заведений.

учеб. пособие для вузов. — М. Аcademia, 2000. — 200 с. Зикеев А. Г.

Специальная педагогика. развитие речи учащихся. учеб.

пособие. — 2-е изд. испр. — М. Аcademia, 2005.

— 200 с. Зыкова Т. С.

Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей. Учеб.

пособие для вузов / Т. С. Зыкова, М. А.

Зыкова. — М. Аcademia, 2002. — 176 с. — (Высшее образование). Зыкова Т.

С. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида. Пособие для учителя / Т. С. Зыкова, Э.

Н. Хотеева. — М. Владос, 2003.

— 199 с. — (Коррекционная педагогика). Игнатьева С.

А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. учеб. пособие для вузов / С. А. Игнатьева, Ю. А.

Блинков. — М. Владос, 2004. — 300 с. — (Коррекционная педагогика). Кантор В.

З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. — СПб. Каро, 2004. — 234 с.

— (Коррекционная педагогика). Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. Учеб. пособие / гл.

ред. Д. И. Фельдштейн. — М. Флинта, 1997.

– 159 с. Кащенко В. П. Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрастах. Пособие для родителей и педагогов (М.

1919) — М. Шк. Пресса, 2005. — 142 с. — (В помощь специалисту).

Педагогическая коррекция. исправление недостатков характера у детей и подростков / авт. предисл.

— 4-е изд. стереотип. — М.

Аcademia, 2006. — 301 с. — (Высшее образование. Классическая учебная книга). Коррекционная педагогика.

основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учеб.

пособие. — М. Аcademia, 2001. – 157 с. – (Педагогическое образование). Коррекционная педагогика в начальном образовании.

учеб. пособие для сузов / под ред. Г. Ф. Кумариной ; авт. М.

Э. Вайнер и др. — М. Аcademia, 2001.

– 314 с. – (Педагогическое образование). Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха. Учеб.

Аcademia, 2005. — 271 с. — (Высшее профессиональное образование). Красильникова О.

А. Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения. Учеб. -метод. пособие. — М. Каро, 2005.

— 170 с. — (Коррекционная педагогика).

Лебединский В. В. Нарушение психического развития в детском возрасте.

учеб. пособие для вузов / В. В. Лебединский. — 2-е изд.

испр. — М. Аcademia, 2004. — 142 с. — (Высшее профессиональное образование).

Леве А. Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности. — М. Аcademia, 2003.

— 222 с. — (Высшее образование). Левченко И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. учеб.

пособие для вузов / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько.

— М. Аcademia, 2001. — 186 с.

— (Педагогическое образование). Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников. учеб. пособие для вузов / под ред. В.

И. Селиверстова. — М. Владос, 2004. — 128 с. — (Коррекционная педагогика). Литвак А.

Г. Психология слепых и слабовидящих. учеб. пособие. — СПб. Каро, 2006. — 328 с.

Логопедия. учебник для вузов / под ред. Волковой Л.

С. и Шаховской С. Н.

– Изд. 3-е, перераб. и доп. — М. Владос, 1998.

– 678 с. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. учеб.

пособие для вузов / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.

Аcademia, 2003. — 203 с. — (Высшее образование).

Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практ. пособие. – М.

[АРКТИ], 2005. – 174 с. – (Методическая библиотека). Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. учеб.

пособие для вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г.

Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. — М. Владос, 2004. — 407 с.

– (Учебное пособие для вузов). Мудрик А. В. Социальная педагогика. учебник.

– 5-е изд. доп. — М. Аcademia, 2005. — 198 с.

Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. учеб. пособие для вузов / ред. В. И.

Селиверстов. — М. Владос, 2001. — 287 с. — (Коррекционная педагогика).

Нестерова Г. Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна / Г. Ф. Нестерова, С.

М. Безух, А. Н. Волкова. – СПб.

Речь, 2006. – 120 с. – (Психологический практикум). Нет «необучаемых» детей. кн.

о ран. вмешательстве / под ред. Е.

В. Кожевниковой и Е.

В. Клочковой ; авт.

Н. Б. Баранова и др. – СПб. Каро, 2007.

– 346 с. – (Коррекционная педагогика). Никишина В. Б. Психодиагностика в системе социальной работы. учеб. пособие для вузов / В.

Василенко. — М. Владос, 2004. — 205 с. — (Социальная работа). Носкова Л. П.

Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. учеб. пособие для вузов / Л. П.

Носкова, Л. А. Головчиц. — М. Владос, 2004. — 344 с. — (Коррекционная педагогика).

Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. (олигофренопедагогика) / под ред. Б.

П. Пузанова ; авт. Б. П. Пузанов и др. — 2-е изд.

стереотип. — М. Аcademia, 2006. — 269 с. — (Высшее профессиональное образование). Обучение незрячих пространственной ориентации. Метод.

рекомендации для тифлопедагогов и работников соц. учреждений / сост.

В. Ф. Миллер. – Бийск. БГПУ, 2005. – 80 с. Организация и содержание процесса обучения грамоте в коррекционно-образовательных учреждениях III вида.

Учеб. пособие / авт. Г.

В. Никулина и др. ; науч.

Изд-во РГПУ им. А. И.

Герцена, 2000. – 516 с. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. учеб.

пособие для сузов / под ред. Т.

В. Волосовец ; авт.

Волосовец и др. — М.

Аcademia, 2000. – 200 с.

– (Среднее профессиональное образование). Парамонова Л.

Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга.

– СПб. Детство-пресс,2007. — 127 с. Пелымская Т.

В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. Пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д.

Шматко. — М. Владос, 2003. — 223 с. — (Коррекционная педагогика).

Питерс Т. Аутизм. От теорет. понимания к пед. воздействию. Кн. для педагогов-дефектологов.

— М. Владос, 2003. — 238 с.

— (Коррекционная педагогика). Поварова И.

А. Заикание. диагностика и коррекция. учеб. пособие для вузов. монография. – СПб.

Речь, 2005. — 274 с. – (Современный Учебник). Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. учебник.

— М. Владос, 2006. — 350 с. Понятийно-терминологический словарь логопеда. учеб. пособие для вузов / под ред.

В. И. Селиверстов ; сост. В. И. Селиверстов и др. — М.

Академ. Проект, 2004. — 478 с.

Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учеб. пособие для сузов / под ред.

Дубровиной ; авт. И. В. Дубровина и др. – 2-е изд. стереотип.

– М. Аcademia, 2001. – 160 с.

– (Педагогическое образование). Психология воспитания детей с нарушениями зрения / под ред. Л. И. Солнцевой и В. З.

Денискиной ; авт. Солнцева и др.

— М. Налоговый вестник, 2004. — 316 с. Речицкая Е. Г. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе. учеб.

пособие для вузов / Е. Г.

Речицкая, Е. В. Пархалина. — М.

Владос, 2003. — 191 с.

— (Коррекционная педагогика). Ростомашвили Л. Н.

Адаптивное физическое воспитание. авт. программа по ЛФК для детей с тяжелой зрит.

патологией (нач. шк. учеб. -метод. пособие.

— М. 2002. — 44 с. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью / под науч. ред.

Речь, 2006. – 271 с.

– (Современный Учебник). Саенко Ю. В. Специальная психология. учеб.

пособие. — М. Академ.

Проект, 2006. — 181 с.

— (Gaudeаmus). Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. учеб. пособие для вузов. — 2-е изд.

испр. — М. Аcademia, 2005. — 144 с.

— (Высшее профессиональное образование). Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя / Т. А. Девяткова и др. ; под ред. А.

М. Щербаковой. — М.

Владос, 2004. — 302 с. — (Коррекционная педагогика). Специальная дошкольная педагогика.

учеб. пособие для вузов / под ред. Е. А. Стребелевой ; авт. Е.

Р. Баенская и др. — М. Аcademia, 2002.

— 312 с. — (Высшее образование). Стреблева Е.

А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Кн. для педагога-дефектолога.

— М. Владос, 2004. — 655 с. — (Коррекционная педагогика). Сурдопедагогика. учебник для вузов / под ред.

Речицкой ; авт. И.

Г. Багрова и др. — М. Владос, 2004. — 655 с.

— (Коррекционная педагогика). Тараканов Б. Руководство по обучению слепых и слабовидящих столярному делу. Метод.

пособие. — М. Логос, 1998. — 160 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих). Тупоногов Б.

К. Основы коррекционной педагогики. Учеб. пособие. — М. Логос, 2004.

— 375 с. — (Круг чтения.

Издание для слабовидящих). Учебно-методическое пособие для изучающих систему рельефно-точечного шрифта Л. Брайля. Ч. 1. (метод.

в помощь педагогу-реабилитологу). Программа и метод. рекомендации ; Метод. поуроч. разраб. ; Практикум. – М.

Логос, 2005. – 391 с. — (Круг чтения.

Издание для слабовидящих). Учебно-методическое пособие для изучающих систему рельефно-точечного шрифта Л.

в помощь тифлопедагогу и реабилитологу). Букварь ; Кн. послебуквар. чтения. – М.

Логос, 2005. – 256 с. — (Круг чтения. Издание для слабовидящих). Флерова Ж. М. Логопедия.

– Ростов н/Д. Феникс, 2000. – 319 с.

– (Учебники, учебные пособия). Холостова Е. И. Социальная реабилитация.

Учеб. пособие для вузов / Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева.

– 4-е изд. – М. Дашков и К?, 2006. – 339 с.

Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. учеб. пособие для вузов. — М. Аcademia, 2005.

— 190 с. — (Высшее профессиональное образование). Шипицына Л. М. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицына, И.

И. Мамайчук. — СПб. Дидактика Плюс ; М.

Ин-т общегуманитар. исследований, 2001. — 271 с. Шипицына Л. М.

Детский церебральный паралич. Хрестоматия. учеб. пособие для вузов / Л. М. Шипицына, И.

И. Мамайчук. — СПб. Дидактика Плюс ; М. Ин-т общегуманитар. исследований, 2003. — 519 с.

Шипицына Л. М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. учеб. пособие для вузов / Л. М.

Шипицына, И. И. Мамайчук. — М.

Владос, 2004. — 367 с. — (Коррекционная педагогика). Шпек О. Люди с умственной отсталостью. обучение и воспитание / пер. с нем.

А. П. Голубев ; науч.

ред. рус. текста Н. М.

Назарова. — М. Аcademia, 2003. — 428 с.

Якубович М. А. Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания. Пособие для учителя / М. А. Якубович, О.

В. Преснова. – М. Владос, 2006.

– 287 с. – (Развитие и коррекция). Янн П.

А. Воспитание и обучение глухого ребенка. сурдопедагогика как наука / пер. с нем.

Л. Н. Родченко, Н. М. Назарова ; науч. ред. рус.

текста Н. М. Назарова. — М. Аcademia, 2003 — 248 с. Ярская-Смирнова Е.

Р. Социальная работа с инвалидами. учеб. пособие для вузов / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К.

Наберушкина. – 2-е изд. перераб. и доп. – СПб. Питер, 2005. – (Учебное пособие).

Cоставитель Еремина О. А. КГКУ «Алтайская краевая специальная библиотека для незрячих и слабовидящих», 656031 Алтайский край, г. Барнаул, Папанинцев, 205, факс 8 (3852) 38-34-43, контактное лицо: Гросс Вера Анатольевна тел. 8 (3852) 38-48-80.

donserviis.weebly.com

Заикание: диагностика и коррекция

Белякова Л. И. Логопедия : заикание. – М. : Academia, 2003. – 207 с.

Карпова Н. Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии : Учеб. пособие / гл. ред. Д. И. Фельдштейн. – М. : Флинта, 1997. – 159 с.

Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников / под ред. В. И. Селиверстова. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 127 с. — (Коррекционная педагогика).

Дель С. В. Музыкальные упражнения в коррекции речи при заикании. — М. : Образование плюс, 2006. — 57 с.

Парамонова Л. Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга. — СПб. : Детство-Пресс, 2007. — 127 с.

Поварова И. А. Заикание: диагностика и коррекция. — СПб. : Речь, 2005. – 274 с.

Терентьева В. И. Формирование полноценной коммуникативной деятельности у заикающихся учащихся младшего школьного возраста // Дефектология. – 1997. — № 4. – С. 20-23.

Карпова Н. Л. Логоневроз как форма нарушения речевого общения. Исследование мотивационной сферы заикающихся // Карпова Н. Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. – М., 1997. – С. 25-28.

Карпова Н. Л. Особенности лечения заикающихся подростков и взрослых. Методика логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой // Карпова Н. Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. – М., 1997. – С. 28-34.

Владимирова И. М. Коррекция речевых нарушений и коммуникативных (вербальных и невербальных) процессов у взрослых заикающихся / Владимирова И. М., Миссуловин Л. Я. // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 1998. — № 1. – С. 50-54.

Гончарова Н. Театрализованные игры в коррекции заикания // Дошк. воспитание. – 1998. — № 3. – С. 82-84.

Резниченко Т. С. Моделирование программы обучения чтению при коррекции заикания и общего недоразвития речи // Дефектология. – 1998. — № 5. – С. 71-75.

Заикание // Логопедия. – М., 1998. – С.252-330.

Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания / И. П. Лукашевич и др. // Дефектология. – 2000. — № 5. – С. 9-15.

Набиева Т. Н. Основные факторы риска возникновения заикания // Дефектология. – 2000. — № 1. – С. 18-23.

Организация работы воспитателя в группе детей с заиканием // Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М., 2000. – С.66-87.

Флерова Ж. М. Заикание // Флерова Ж. М. Логопедия. – Ростов-на-Дону, 2000. – С. 29-32.

Садовникова Е. Н. Вариант логопсиходиагностического анализа группы заикающихся дошкольников / Е. Н. Садовникова, Е. Ю. Рау // Дефектология. – 2001. — № 2. – С. 69-76.

Белякова Л. И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова // Дефектология. – 2001. — № 4. – С. 49-53.

Упражнения от заикания / подгот. Е. Панкратова // Физкультура и спорт. – 2002. — № 2. – С. 18.

Черкащенко А. Не могу молчать! : [лечение заикания] // Здоровье. – 2002. — № 8. – С. 34-35.

Щетинин М. Преодолеем заикание // Соц. защита. – 2002. — № 10. – С. 2-5 (Право на жизнь).

Помазан Н. С. В своей речевой лечебнице он использует труды великих : [лечение заикания П. А. Иванкиным] // Вестник Надежды. – 2002. — № 12. – С. 9-12.

Рябов А. Речевой вывих : Заикание // Будь здоров! – 2003. — № 12. – С. 51-54.

Власова Л. С. Заикание. Психокоррекция методами НЛП // Вестник психосоц. и коррекц.-реабилитац. работы. – 2004. — № 1. – С. 32-35.

Юдин Н. Как помочь ребенку избавиться от заикания // Воспитание школьников. – 2004. — № 3. – С. 38-41.

Жукова Н. А. Регуляция эмоционального состояния и снижение мышечного тонуса у заикающихся дошкольников с помощью релаксации // Логопед в дет. саду. – 2004. — № 2. – С. 30-32.

Филатова Ю. О. VII Международный конгресс по проблеме заикания: холистический подход // Дефектология. – 2004. — № 2. – С. 91-94.

Суфлер вылечивает заикание // Наука и жизнь. – 2004. — № 4. – С. 14.

Новикова С. Ф. Специфика логопедической работы с заикающимися детьми в дошкольный период // Шк. логопед. – 2005. — № 1. – С. 62-65.

Гончарова Н. Коррекция заикания : ст. дошк. возраст / Н. Гончарова, Л. Виноградова, С. Майкова // Дошк. воспитание. – 2005. — № 3. – С. 59-66.

Дель С. В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с заиканием в процессе комплексной реабилитации // Практ. психология и логопедия. – 2005. — № 2. – С. 9-17.

Макаускене В. Групповая программа коррекции речи у заикающихся школьников / В. Макаускене, Ю. Орзекаускене // Дефектология. – 2005. — № 2. – С. 70-74.

Михайлова Е. А. О роли и специфике невербальных средств в процессе коммуникации заикающихся // Логопед в дет. саду. – 2005. — № 2. – С. 25-30.

Поварова И. А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. – 2006. — № 1. – С. 12-31.

Ворошилова Е. Л. Система работы с заикающимися дошкольниками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. — № 2. – С. 31-36.

Филатова Ю. О. О функционировании Американской организации по заиканию // Дефектология. – 2006. — № 2. – С. 79-81.

Яковлев С. Б. Коррекция заикания у дошкольников // Логопед в дет. саду. – 2006. — № 2. – С. 40-43.

Арутюнян Л. З. Мое понимание заикания // Шк. логопед. – 2006. — № 4. – С. 5-11.

Поварова И. А. Коммуникативные нарушения в структуре субъективного отражения качества жизни заикающихся // Практ. психология и логопедия. – 2006. — № 4. – С. 34-36.

Яковлев С. Б. Логопедическая работа по коррекции заикания у дошкольников // Практ. психология и логопедия. – 2006. — № 4. – С. 37-39.

Психологические, психофизиологические и нейропсихологические исследования заикания : Заикание как проблема речевого общения / Карпова Н. Л. и др. // Логопедия. – 2006. — № 3. – С. 5-19.

Блудов А. А. Мультимедийный комплекс «BreathMaker» в системе коррекции заикания / Блудов А. А., Кнобеевский М. Ю. // Логопед в дет. саду. – 2006. — № 5. – С. 37-42.

Волкова Г. А. К вопросу о дизонтогенезе подражания заикающихся дошкольников // Логопед в дет. саду. – 2006. — № 5. – С. 42-45.

Баркан А. Почему ребенок заикается? // Будь здоров! – 2006. — № 10. – С. 68-70.

Садовникова Е. Н. Система специальной релаксации в процессе логопсихотерапевтической помощи заикающимся детям 5-6-ти лет // Спец. психология. – 2006. — № 4. – С. 54-63.

Казбанова Е. С. Пятый Всемирный конгресс по нарушениям плавности речи // Дефектология. – 2006. — № 6. – С. 84-87.

Филатова Ю. О. Использование компьютерной программы «Видимая речь 3.0» в системе диагностики и коррекции заикания у младших школьников // Дефектология. – 2006. — № 6. – С. 67-73.

Карпова Н. Л. Круглый стол «Заикание: современные проблемы изучения и преодоления» // Коррекц. педагогика. – 2007. — № 1. – С. 77-79.

Виноградова М. А. Специфика проведения функциональных тренировок в преодолении заикания у дошкольников // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 3. – С. 28-32.

Волкова Г. А. Особенности развития общительности заикающихся детей раннего и дошкольного возраста // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 3. – С. 5-10.

Арутюнян Л. З. Основные принципы методики устойчивой нормализации речи заикающихся // Шк. логопед. – 2007. — № 2. – С. 14-18.

Ворошилова Е. Л. Основные направления формирования готовности к школьному обучению детей с заиканием старшего дошкольного возраста // Шк. логопед. – 2007. — № 2. – С. 5-12.

Красавина Н. В. Примерное тематическое планирование коррекционно-образовательной работы с заикающимися дошкольниками / Н. В. Красавина, Н. А. Соколова, Е. В. Дергачева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. — № 2. – С. 18-22.

Федоренкова Е. В. Основные принципы постановки диафрагмально-релаксационного типа дыхания у дошкольников с заиканием / Федоренкова Е. В., Ляпунцова Н. Ю. // Логопед в дет. саду. – 2007. — № 6. – С. 52-60.

Дьякова Е. 8-ой Всемирный конгресс для лиц с заиканием : (8 th World congress for people who stutter) / Е. Дьякова, К. Белов // Логопедия. – 2007. — № 3. – С. 71-73.

Филатова Ю. О. Клаттеринг в XXI веке // Дефектология. – 2007. — № 5. – С. 91-94.

Вакулин А. Ф. Русский язык излечивает заикание // Вестник ЗОЖ. – 2007. — № 11. – С. 12.

Садовникова Е. Н. К вопросу о роли нарушения в генезе заикания // Коррекц. педагогика. – 2007. — № 6. – С. 48-54.

bibl22.ru

Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

В результате обследования мы выяснили, что у всех обследуемых заикающихся дошкольников невротический вид заикания.

Итак, методика Г.А.Волковой направлена на обследование заикающихся для правильного построения дальнейшей коррекционной работы по преодолению темпо-ритмических нарушений заикающихся. Методика учитывает все параметры, необходимые для эффективной помощи заикающимся.

2.3 Обработка и анализ результатов исследования

Данные обследования по каждому ребенку были внесены в «Схему обследования» детей с заиканием (см. Приложение 1). «Схема обследования» одного из заикающихся детей (Х. Ани) прилагается (см. Приложение 2).

В результате мы получили и проанализировали результаты по определенным разделам.

Анализ анамнеза показал, что практически ни у кого из обследуемых не отмечалось патологии внутриутробного развития и родов ( у двух детей зафиксирована наследственная отягощенность речевой патологии). По состоянию здоровья была выявлена общая соматическая ослабленность. У некоторых детей наблюдались страх темноты и отсутствия взрослых. Заикание у всех ребят возникло с двух до шести лет, после различных психотравм (смерть близких, конфликтные ситуации дома, резкая смена привычной обстановки). Раннее речевое и моторное развитие всех детей проходило без отклонений от нормы (у двоих – ускоренное развитие).

Результаты обследования моторных функций показали, что практически у всех детей движения нормально координированы. Они легко переключались с одного на другое, ошибки исправляли сами, мимика эмоционально окрашена. В то же время выявлены повышенная утомляемость, неточность и суетливость при выполнении мелких движений.

В устной речи обследуемых в единичных случаях были нарушения произношения звуков. Задания на звуковой анализ и синтез, дифференциацию звуков все дети выполнили правильно. Отклонений в развитии лексико-грамматического строя не наблюдалось. Однако, при конструировании развернутых связанных высказываний они с трудом формулировали мысль и выбирали слова для ее адекватного выражения. В этом проявилось несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими.

Анализ обследования просодической стороны речи выявило, что при волнении у всех детей отмечается ускорение темпа речи, нарушение ее ритма, несоблюдение пауз. Усложнение речевого материала и спонтанное общение с окружающими приводили к ускоренному речевому выдоху, частым дополнительным вдохам, в связи с чем нарушались плавность речи, ее интонационная выразительность. Практически у всех детей голос в конце беседы становился слабым, охрипшим.

В процессе обследования проявлений заикания обнаружилось, что у всех детей наблюдались запинки в контекстных монологах, судорожные запинки в вопросно-ответной речи. У всех ребят в процессе речи наблюдались сопутствующие движения (они теребили пуговицы, постукивали пальцами по столу). У всех обследуемых судороги чаще и резче проявлялись в словах со звонкими согласными, их сочетаниями с гласными, согласными взрывными, особенно в начале первого слова, фразы. Определенное значение в проявлении запинок имела и структура предложения (простая или сложная). Их число увеличивалось при ответах на вопросы по незнакомой теме.

Анализ развития подражательности обследуемых показал, что воспроизведение действий по показу и словесной инструкции развито у всех ребят.

Анализ общительности показал, что у 15 из обследуемых детей наблюдалась стеснительность, желание уйти от общения со сверстниками, неуверенность в себе, нерешительность. У остальных 22 детей наблюдалось желание общаться с логопедом, сверстниками, другими взрослыми. Эти дети инициативны в общении.

Наглядно данные анализа обследования внесены в таблицу (см. Приложение 3).

На основе данной таблицы мы сформировали 2 группы, состав которых прилагается (см. Приложение 4) по 10 заикающихся детей с одинаковыми речевыми дефектами в каждой группе.

Итак, в результате обследования мы разбили детей на две группы, которые классифицировали по следующим признакам: одинаковые особенности анамнеза, развития речи, моторики, одинаковое время возникновения симптомов заикания. То есть каждую пару детей с одинаковыми особенностями развития мы разбивали на две группы, один ребенок попадал в первую группу, другой – во вторую.

Краткая характеристика групп:

Дети, составляющие группы характеризуются следующими особенностями речевого дефекта:

— появление заикания в возрасте от 2 до 6 лет; его причины лежат в психической травме;

— большая ситуативная зависимость заикания (запинки в эмоционально значимых ситуациях и их отсутствие в игре наедине с собой).

— наличие сопутствующих движений и вегетативных реакций в эмоционально-значимых ситуациях.

Уровень общего речевого и психомоторного развития этих групп заикающихся дошкольников соответствует возрастной норме. Такие проявления характеризуют невротическую форму заикания. Как правило, эти ребята успевают по «Программе воспитания и обучения в детском саду». Наряду с большими потенциальными возможностями, они имеют ряд негативных личностных особенностей, которые мешают им реализоваться в среде сверстников.

Педагогическое воздействие на этих детей заключается в укреплении эмоционально-волевой сферы, воспитании веры в себя и в свою способность говорить плавно и правильно. Этому способствуют особые условия: индивидуальная психотерапия, работа с родителями и воспитателями по созданию необходимого микроклимата дома и в детском саду, оптимизация режимных моментов.

Выводы по второй главе

Обобщая материал второй главы, можно сделать следующие выводы:

— для эффективности коррекционной работы с заикающимися детьми необходимо правильно организовать обследование заикающихся детей;

— изучить методику обследования, в частности, методику Г.А.Волковой. Рассмотренная методика обследования дала нам возможность всесторонне обследовать ребенка, установить причины, симптомы, вид заикания;

— проведенное обследование 37 заикающихся показало, что причины заикания лежат в психической травме, то есть можно констатировать невротический вид заикания. Среди симптомов отмечались сопутствующие движения, зависимость заикания от эмоционально-значимых ситуаций.

Глава 3. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений

3.1 Методика преодоления темпо – ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)

Логопедические занятия, направленные на преодоление темпо-ритмических нарушений мы проводилт по методике В.И.Селиверстова. Эта методика подходит для данных условий, так как рассчитана на лечение заикающихся дошкольников в специальных медицинских учреждениях. Также данная методика рассчитана на сравнительно небольшой отрезок времени, который удовлетворяет нас в рамках преддипломной практики. Итак, методика В. И. Селиверстова [6, 29] преимущественно рассчитана на работу с детьми в медицинских учреждениях. Занятия с заикающимися детьми проводились 4 раза в неделю по 40 – 60 минут каждое. Нами было проведено 32 занятия. Коррекционная работа проходила в 3 периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный. Рассмотрим эти периоды.

Подготовительный период (8 занятий) предполагал: щадящий режим в домашних условиях (спокойная обстановка, твердый режим, ограничение речевого общения; оздоровительные мероприятия; использование только тех видов речи, в которых не проявляются судороги, то есть осуществлялся индивидуальный подход.

Кроме того, дети заучивали специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего проговаривания, которые составлялись нами в соответствии с возрастом ребенка. Обязательно было включение речевых зарядок (произнесение вслух гласных звуков, стихотворных текстов, проговаривание автоматизированных рядов – счет, дни недели), упражнений на сопряженно-отраженном виде речи, шепотная, ритмизованная речь.

Тренировки проводились с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении); в разных видах деятельности (лепка, рисование); в разных дидактических играх.

Тренировочный период (22 занятия) включал: развитие активного внимания, памяти и других психических функций; дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи; включение в работу тех видов речи, в которых у ребенка были запинки.

Осуществлялся постепенный переход от ответов на вопросы к спонтанной речи, от тихой речи к громкой, от спокойных занятий к эмоциональным. Использовались подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных навыков переносилось в жизненные ситуации (магазин, прогулка). Активно использовалась помощь родителей.

Закрепительный период (6 занятий) включал: закрепление навыков свободной, плавной речи в повседневной деятельности; использование бесед, рассказов, ролевых, творческих игр.

Большое значение придавалось работе с родителями. Родители посещали открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционных занятий. Речевые упражнения предлагались с учетом степени самостоятельности речи, ее громкости, ритмичности, структуры; с учетом обстановки и видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение. В. И. Селиверстов особо подчеркивает значение индивидуального подхода. В условиях логопедической работы с группой детей формы речевых упражнений выбирались для каждого ребенка отдельно.

В соответствии с данной системой предусматривалось регулярное и обязательное использование магнитофона на всех этапах работы. Это позволяло детям активизировать внимание на речевых ошибках, как собственных, так и на ошибках других детей.

Курс логопедических занятий по методике В.И.Селиверстова был полностью реализован. Занятия мы проводили по разработанной примерной схеме логопедического занятия (см. Приложение 5). Конспект одного из занятий прилагается (см. Приложение 6).

Сделав анализ занятия, конспект которого мы прилагаем в Приложении 6, мы пришли к выводу, что данное занятие посвящено словообразованию. Структурно оно состояло из 9 этапов, которые были взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также подчинены теме и целям занятия.

Таким образом занятие представляет собой логически законченную структуру. В ходе занятия мы использовали разнообразные обучающие, развивающие и коррекционные приемы с опорой на различные анализаторы:

— тактильный: игра «Волшебный мешочек».

1) разложить продукты в нужную посуду;

2) при обучении навыку синтеза морфем с использованием картинок-символов;

3) в задании «Кто самый внимательный» (при создании путаницы в продуктах и посуде – разложить правильно);

4) в упражнении на снятие мышечного напряжения (сопряженность действий).

1) постепенное усложнение инструкций от 1-ой к 2-м, 3-м ступенчатым;

2) формирование операции вычленения частицы НИЦА в словах;

3) изменение линейного ряда из 5-ти элементов.

1) воспитание плавной, интонированной речи;

2) четкое проговаривание слов на протяжении всего занятия.

Также в занятие мы включили задания, направленной на развитие регулирующей функции речи:

Посредством постепенного усложнения инструкции от 1-ой к 2-м, 3-м ступенчатым;

Использование проблемной ситуации, основанной на схожести звукового облика слов (лимонница, грибница на являются посудой);

Использовали конфликтную ситуацию (противоречие инструкции и непосредственного впечатления, упражнение «Бревнышки-веревочки»).

В ходе занятия мы давали детям упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (не изолировано, в тесной взаимосвязи с темой и целями занятия).

Также в занятии мы использовали много разнообразных игровых моментов, в которых дети были активными участниками.

В целом можно сделать вывод, что занятие достигло своих целей. Лексический материал, который мы предложили на занятии детям, был ими усвоен и закреплен.

3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

В результате проведенной коррекционной работы со второй группой детей по методике В. И. Селиверстова было вновь проведено обследование, как вторая группа детей, так и первая группа, с которой логопедическая работа не проводилась.

Анализ обследования дал следующие результаты:

К. Денис – в результате анализа развития речи до проведенного курса логопедических занятий было выявлено ускорение темпа речи. В результате повторного обследования выявилось заметное улучшение, ускорение темпа речи наблюдалось только в случае волнения, эмоциональной напряженности.

М. Лиза – до курса логопедических занятий наблюдались судорожные запинки в речи. Благодаря проведенной работе у Лизы также выявилось улучшение. Судорожные запинки встречались в редких случаях, причем причиной запинок не являлось волнение и эмоциональные всплески, ребенок заторможен и быстро утомляется. Все же можно констатировать положительные результаты в преодолении заикания.

С. Ира – девочка заторможена в двигательно-координационной деятельности, что заметно осложняло работу. Видимо это и стало причиной отсутствия сдвига в преодолении заикания. Также заметны запинки в контекстных монологах, как и при первичном обследовании.

Г. София – у девочки наблюдалось несоблюдение пауз. В результате проведенной работы и повторного обследования речи наблюдалось улучшение. Девочка осознанно следила за соблюдением пауз в речи. Были даны рекомендации родителям, которые в конечном итоге должны привести к закреплению полученного результата и устранению дефекта. К тому же София характеризовалась явным нестремлением к общению. Повторное обследование показало, что девочка охотно общается, хотя и не выступает инициатором разговора.

В. Настя — у девочки при первичном обследовании наблюдалось ускорение темпа речи, напряженная мимика. При повторном обследовании Настя стала говорить более спокойно, заметно спала напряженность мимики. Речь Насти стала медленнее.

Ц. Ира – у девочки при первичном обследовании наблюдались судорожные запинки в речи. Так как Ира стремилась к общению, работа с ней проводилась успешно, поэтому при повторном обследовании судорожные запинки исчезли. В результате речь Иры стала плавной, без видимых нарушений.

В. Антон – при первичном обследовании у мальчика наблюдались нарушения в произношении звука [л]. Согласно методике В. И. Селиверстова для Антона был разработан план индивидуальных занятий. Повторное обследование Антона показало, что мальчик произносит звук [л], то есть работе в этом направлении можно дать положительную оценку. Заикание у мальчика преодолеть не удалось. Вероятно, основные усилия были направлены на преодоление нарушения звука [л], а преодолению заикания должного внимания уделено не было.

Р. Оля – у девочки при первичном обследовании наблюдались частые дополнительные вдохи в речи. После занятий дыхательной гимнастикой частые дополнительные вдохи прекратились.

С. Даша – при первичном обследовании наблюдались нарушения ритма речи. Благодаря коррекционной работе по методике В. И. Селиверстова речь Даши стала более плавной, что и выявилось при повторном обследовании. Родителям девочки были даны рекомендации продолжать посещение логопункта для полного преодоления ритмических нарушений речи Даши.

М. Сергей – у мальчика наблюдались затруднения в конструировании связных высказываний. В результате экспериментальной работы словарный запас у Сергея обогатился. Мальчику явно нравилось, что он может быстро подобрать необходимые слова, в результате чего его мимика стала более выразительной. Повторное обследование показало значительные улучшения в конструировании связных высказываний.

Итак, при вторичном обследовании выяснилось, что значительные улучшения в преодолении темпо-ритмических нарушений наблюдались у 8 детей. У 2 детей в преодолении заикания существенных сдвигов не произошло.

Что касается первой группы, то вторичное обследование показало отсутствие изменений в преодолении заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности у А. Ксении, при повторном обследовании наблюдалось заметное улучшение в преодолении нарушения темпа речи. Речь девочки была ускоренной, а при повторном обследовании речь стала более плавной. Как выяснилось, причиной улучшения стала включение в процесс преодоления заикания родителей девочки, которые самостоятельно постарались исправить нарушения речи дочери.

Качественный анализ обследования двух групп представлен в виде круговой диаграммы.

Мы наглядно видим, что проделанная коррекционная работа показала положительные результаты. Следовательно, выбранная методика, по которой проводилась опытно-экспериментальная работа, эффективна.

xreferat.com