Лечение

Невроз у детей 12 лет

18.07.2018

Невроз ребенка 7 лет лечение

Лечение невроза у малолетних детей

Неврозом медики называют целую группу обратимых психических расстройств, которым подвергаются люди самого разного возраста под воздействием психотравмирующих обстоятельств. Но если этим заболеванием страдают дети (от двух до семи), то опасность кроется не столько в самой болезни, сколько в том, что родители могут принять тревожные симптомы за капризы ребенка. Чтобы уберечь своего малыша от этого состояния, обращайтесь к опытному психиатру при малейшем отклонении в его поведении. Только специалист знает, как лечить детский невроз и предотвратить развитие болезни.

Чаще всего спровоцировать расстройство психики ребенка могут такие факторы, как:

  • неблагополучная семья (родители-алкоголики, наркоманы );
  • крайности в системе воспитания (гипер- или гипоопека, авторитарность, предъявление завышенных требований);
  • запугивание наказаниями;
  • отсутствие взаимопонимания и постоянные ссоры в семье;
  • условия проживания;
  • наследственность;
  • перенесенная травма.
  • Но главной причиной нервных заболеваний у детей, по общему мнению всех специалистов, является неправильное воспитание. Именно оно становится источником психологических проблем, от которых нелегко избавиться.

    Болезнь проявляется по-разному и во многом зависит от возраста:

  • невроз у ребенка в 2 года может проявляться в виде истерик и рыданий, нарушения сна, ночных кошмаров и навязчивых страхов, нарушении аппетита;
  • невротическое расстройство в 3 года часто имеет такой симптом, как рассеянность внимания на фоне гиперактивности. Появляются всевозможные тики и навязчивые движения в виде мигания, облизывания губ, подергивания головой и плечами и др. что является признаком расстройства;
  • чтобы выявить невроз у ребенка 4 лет, нужно обратить внимание на его психомоторные проявления. Он также может страдать от нарушения сна, недержания мочи или непроизвольного выделения кала. К этому следует относиться, как к признаку болезни;
  • детский невроз в 5 лет, когда происходит становление фразовой речи, помимо психомоторных проявлений, нередко выражается в заикании.
  • К группе риска относятся начальные классы (пяти-, шести — и семилетки). В этот период у малышей активизируется развитие, повышается ответственность, возрастает физическая и умственная нагрузка. Школьники часто страдают головными болями, что может быть признаком болезни. Невроз в 7 лет связан с утомляемостью, физической и умственной.

    Что делать если у ребенка невроз?

    Как известно, болезнь легче предотвратить, чем потом лечить ее. Создание покоя, уюта и атмосферы уважения в семье – первый и главный прием профилактики детской болезни нервов. Приучайте своих детей, даже трех- и четырехлетних к правильному режиму, занимайтесь с ними физическими упражнениями и организуйте правильное питание. Только так вы оградите детей от потрясений.

    Но если вдруг вы заметили необычное поведение своего чада и не можете его ничем объяснить — обращайтесь к психотерапевту И. Г. Гернету (г. Москва). Он поставит диагноз и расскажет, как лечить неврозы у ребенка. Благодаря огромному опыту работы, врач легко определит вид болезни и выберет оптимальный вариант воздействия.

    Поскольку эта болезнь – реакция детского организма на стрессовые факторы, основным методом лечения является семейная психотерапия. В каждом конкретном случае выбирается определенная лечебная схема. Она дорабатывается с учетом состояния пациента. В отдельных случаях психотерапия сочетается с медикаментозным лечением или гомеопатией. Для удобства пациента врач может работать у него на дому. Тесный контакт с семьей больного поможет добиться большего эффекта в лечении.

    Обращайтесь к И. Г. Гернету, и вы получите квалифицированную и действенную помощь!

    Детские неврозы: причины, лечение и профилактика

    Невроз – это целая группа заболеваний, возникающих на фоне психического перенапряжения или травмирующих психику факторов при несовершенстве механизмов психологической защиты. Выделяют несколько часто проявляющихся у детей видов неврозов: например, истерия, неврастения, заикание, невроз навязчивых состояний и т.п.

    Детские неврологи отмечают, что у детей в возрасте от 3-х до 7 лет причины возникновения этих заболеваний кроются во взаимоотношениях внутри семьи, а также в ошибках воспитания. Например, излишняя суровость, запугивание вызывают такое же перенапряжение нервных процессов, как и баловство, непоследовательность в воспитании, предпочтение одного ребенка другому, ссоры между родителями, драки, распад семьи и т.д. Именно эти внешние факторы в совокупности с несовершенной нервной системой становятся причиной неврозов: энуреза, заикания, невротических тиков, гиперактивности и т.д.

    Если у ребенка появились признаки невроза, то он обязательно должен быть осмотрен врачом–специалистом: неврологом, психиатром. При тяжелых проявлениях заболевания назначается медикаментозное лечение, и дети не посещают дошкольное учреждение до полного выздоровления. При легких формах невроза ребенок лечится амбулаторно и продолжает ходить в детский сад. Терапия в первую очередь состоит в устранении психотравмирующих факторов и создании отдыха для нервной системы ребенка. Для этого следует правильно питаться, соблюдать гигиену сна, больше находиться на свежем воздухе. Не менее важно грамотное поведение родителей и других людей, окружающих малыша. Так, преувеличенное внимание, забота способствуют фиксации болезненного состояния. Особенно легко такое закрепление происходит при истерии. Поэтому не стоит баловать ребенка только потому, что он болен. Наоборот, родители должны убедить свое чадо выполнять лечебные мероприятия и требования к их поведению.

    Профилактика неврозов в возрасте 3-7 лет направлена на развитие внимания, снижения утомляемости, обеспечения длительного отдыха нервным клеткам и заключается в создании благоприятной обстановки в семье, соблюдении режима сна и бодрствования, в формировании механизмов психического контроля поведения с учетом возрастных требований и индивидуальных особенностей детей. Проще говоря, ребенок должен быть окружен любовью, заботой, ему надо оказывать поддержку, чтобы он не чувствовал себя одиноким, непонятым и нелюбимым. Но при этом родителям следует проявлять разумную твердость и не потакать капризам и прихотям. Все эти факторы создадут условия для нормального психического и физического развития дошкольника и помогут избежать появления различного вида неврозов.

    Все права защищены © ООО «РелевантМедиа»

    Редакция не несет ответственности за высказывания пользователей сайта в форумах и комментариях.

    Любое использование материалов сайта допускается только при наличии активной ссылки на www.prodetey.ru

    Невроз у детей – причины, симптомы, лечение

    В 21 веке практически каждый ребенок подвержен стрессу. Несмотря на то, что мы обладаем огромным количеством развивающих гаджетов, игр, возможностей для развития наших детей, их психо-эмоциональное состояние постоянно подвержено серьезному стрессу. Конечно, невроз у ребенка может быть следствием проживания и формирования личности в неполной семье (нет папы или же мамы), стрессом для детей является жизнь с чужим папой, а также непосредственно присутствие при родительских скандалах.

    Помимо этого, на психологическое развитие ребенка влияет тяжелая школьная нагрузка с огромным количеством заданий, уроков и техник, не предназначенных для определенного возраста ребенка. К примеру, будущий школьник в настоящее время должен уметь читать, писать, решать математические задачи. Но, не каждый ребенок готов выдержать такую нагрузку. Именно поэтому мы с каждым годом отмечаем, что дети вовсе не становятся вундеркиндами после такой нагрузки на них, а наоборот – психически неуравновешенными, капризными, агрессивными и раздражительными.

    Что такое детский невроз?

    Невроз у детей – это расстройство психики, которое вполне поддается лечению в любом возрасте. Главное – вовремя распознать невроз у ребенка и обратиться к соответствующему специалисту для решения данного вопроса и корректировки эмоционального состояния ребенка.

    Далее, причинами поражения центральной нервной системы у ребенка являются родовые травмы, слабый иммунитет после рождения и как следствие – постоянные болезни.

    Кризис 3 лет у ребенка

    В возрасте 7 лет ребенок испытывает еще один возрастной кризис. В это время дети обычно идут в первый класс, знакомятся с одноклассниками и первым школьным учителем – еще одним авторитетом в своей жизни (помимо родителей). Некоторые дети в силу своих физических, умственных и психологических особенностей не выдерживают такой нагрузки, поэтому у них наступает невроз.

    Следующий пик нервно-эмоционального расстройства приходится примерно на возраст 12 лет, то есть – подростковый период. Подростки достаточно часто впадают в различного рода депрессивные состояния, гормональные сбои, нарушение стабильного эмоционального здоровья как такового.

    • Нарушение сна, частые ночные кошмары, бессонница;
    • Расстройство работы желудочно-кишечного тракта, которое выражается в приступах рвоты, тошноты, полном или частичном снижении аппетита, а также – в анорексии;
    • Слабость в теле;
    • Повышенная утомляемость;
    • Головные боли, сопровождающиеся головокружениями;
    • Кашель по причине нарушения работы центральной нервной системы;
    • Недержание мочи у детей от 3 до 6 лет;
    • Периодические или же постоянные боли в области сердце;
    • Судороги нижних конечностей.
    • Лечение детского невроза должно быть комплексным. Это означает, что изначально необходимо обратиться к врачу-неврологу для корректировки психо-эмоционального состояния посредством успокоительных средств. Консультация психолога поможет выявить причину невроза (возможно, она кроется в семейных отношениях). Депрессивное состояние лечат с помощью психотерапевта (для детей от 12 лет).

      lechenie-detki.ru

      Врачи Москвы отмечают, что родителей все чаще интересует, как лечить детский невроз в 2 года. На прием приводят младших школьников (6-7 лет) и детей дошкольного (4-5 лет) возраста. Невроз стал стремительно «молодеть». Радует в этом случае тот факт, что такие детские психические расстройства являются обратимыми. Их устранение возможно, независимо от длительности и характера течения.

    • тик;
    • навязчивые действия частями тела (похлопывания, притопывания, шмыгания носом, подергивание плечом и другие);
    • речевые нарушения;
    • энурез;
    • тревоги, страхи.
    • Видео с Ильей Гернетом:

      Опытный врач-психотерапевт располагает достаточным количеством методик выявления признаков и знает, как вылечить невроз у ребенка 7 лет и младше. В каждом конкретном случае учитывается возраст малыша и форма расстройства. Важный этап — диагностика. Доктор должен убедиться в отсутствии органических заболеваний нервной системы. С этой целью проводится обследование сосудов головного мозга, КТ, электроэнцефалограмма. Кроме того, в беседе выявляются признаки невротических реакций.

    • изучение и коррекцию психологического климата в семье;
    • занятия с ребенком в виде игр, посредством чего малыш учится преодолевать сложные ситуации;
    • физиотерапевтические процедуры успокоительного воздействия.
    • Все тонкости, как лечить невроз у ребенка 5 лет, малышей и младших школьников знает только специалист. Никогда не занимайтесь самолечением.

      www.psihiatr-moskva.ru

      Невроз у детей 4 лет

      Как правило, невроз навязчивых состояний у детей дошкольного возраста проявляется в повторяющихся движениях, действиях, которые родители часто принимают за вредные привычки или капризы. Чем раньше мы поймем, с чем имеем дело, тем эффективнее будет помощь.

      Спровоцировать расстройство нервной системы ребенка может сильное эмоциональное потрясение, чрезмерная утомляемость и другие негативные внешние факторы. Принято считать, что основной причиной этого у малышей двух-трех лет, дошкольников четырех-пяти лет является семья и взаимоотношения в ней, поскольку в этот период они тесно общаются только с родителями. На детей шести-семи лет, учащихся первых классов, помимо семьи, влияние оказывает школа, отношения в коллективе, процесс обучения.

      Признаками невротической реакция являются навязчивые движения и различные беспричинные страхи. Казалось бы, какой может быть невроз у ребенка 3 лет? Но родителей должно насторожить:

    • тик
    • навязчивые действия частями тела (похлопывания, притопывания, шмыгания носом, подергивание плечом и другие)
    • речевые нарушения
    • энурез
    • тревоги, страхи.

      Малыши 2-4 лет становятся раздражительными, часто плачут, впадают в истерику, могут биться головой о различные предметы, разбрасывать игрушки. Дети постарше грызут ногти, боятся находиться в закрытом помещении или наоборот, закрываются от всех в своей комнате и не реагируют на взрослых.

      Многие в Москве спрашивают, что делать если у ребенка 4 лет невроз? При любых симптомах изменения поведения необходимо обращаться за консультацией к психотерапевту или психологу, чтобы невротическое состояние не трансформировалось в серьезное психическое заболевание.

      Опытный врач-психотерапевт располагает достаточным количеством методик выявления признаков и знает, как вылечить невроз у ребенка 7 лет и младше.

      В арсенале лечения гомеопатические и лекарственные препараты. Но главным средством является психотерапия, во время которой врач проводит:

    • изучение и коррекцию психологического климата в семье
    • занятия с ребенком в виде игр, посредством чего малыш учится преодолевать сложные ситуации
    • физиотерапевтические процедуры успокоительного воздействия.

      Свою помощь в лечении детских навязчивых состояний и других форм невроза предлагает врач-психотерапевт И. Г. Гернет, практикующий в Москве и имеющий огромный опыт работы с детьми. Ведется прием родителей, чьи малыши от 2 лет, дошкольники 4-5 лет и школьники 6-7 лет страдают симптомами странного поведения. На основе клинической диагностики выясняется причина расстройства, и вы сами принимаете решение о необходимости психологической коррекции нарушения. Ваш ребенок избавится от привычки грызть ногти, сосать пальцы, скрипеть зубами. У него пропадет боязнь темноты, собак и прочие страхи, мешающие ему спокойно жить. При этом о прохождении лечения будете знать только вы и доктор, который обеспечит полную конфиденциальность.

      Невроз у детей – причины, симптомы, лечение

      Причины возникновения неврозов у детей

      Если говорить о неврозе у детей от 0 и до 3 лет, то здесь имеют место скорее физиологические причины. Ребенок в таком возрасте подвержен нарушениям работы желудочно-кишечного тракта, раздражению из-за долгого отсутствия мамы рядом, капризам и слезам, находясь в мокром памперсе и т.д. Если родители оказываются невнимательны к здоровью своего ребенка, то это может привести к нарушению нервно-эмоционального состояния, проявляющегося в плаче, капризности, нервозности, раздражительности, малообщительности.

      Расстройство нервной системы могло сформироваться у ребенка еще в период внутриутробного развития. К примеру, тяжелая беременность матери, болезни женщины в течение 9 месяцев, хронические патологии, с которыми женщина вступала в беременность – все это ведет к возникновению гипоксии плода (гипоксия – это недостаток кислорода у плода).

      Причины невротического расстройства у детей старшего возраста, а именно от 3 до 6 лет заключаются не только в физиологических нарушениях (как у детей до 3 лет), но и в психологических. Каким образом это проявляется и каковы могут быть причины?

      Невроз у детей дошкольного возраста (3-6 лет) имеет под собой уже 2 комплекса причин: психологические и физиологические. Ребенок в таком возрасте может иметь некоторые особенности формирования и развития центральной нервной системы. К примеру, неврозы чаще встречаются у детей, сильно привязанных к матери, очень эмоциональных, чувствительных.

      Нарушение психики у ребенка от 3 лет и старше выражается в ощущении постоянной тревоги, паники, страха потерять родителей и остаться одному. Такие дети очень впечатлительные, эмоциональные. Нередко, дети с неврозами могут быть агрессивными, злыми – они везде пытаются доказать свою правоту, лидерство.

      В возрасте 3 лет у ребенка происходит первый возрастной кризис. Это связано с тем, что ребенок наконец-то начинает понимать, кто он, что он из себя представляет, кто его родители, с кем он общается, кто его обижает, а кто наоборот – любит. В таком возрасте дети уже начинают видеть определенные физиологические отличия между сверстниками.

      Как правило, в 3 летнем возрасте ребенок начинает активно знакомиться с обществом, посещать детский сад, общаться с детьми равного себе возраста. Семейные психологи приводят еще одну не очень благоприятную статистику того, что именно на возраст ребенка в 3 года приходится большинство разводов и распада семей.

      Все вышеуказанные факторы способствуют тому, что психическое развитие ребенка начинает нарушаться.

      Симптомы детского невроза

      Детский невроз проявляется в таких симптомах, как:

    • Нарушение сна, частые ночные кошмары, бессонница
    • Расстройство работы желудочно-кишечного тракта, которое выражается в приступах рвоты, тошноты, полном или частичном снижении аппетита, а также – в анорексии
    • Слабость в теле
    • Повышенная утомляемость
    • Головные боли, сопровождающиеся головокружениями
    • Кашель по причине нарушения работы центральной нервной системы
    • Недержание мочи у детей от 3 до 6 лет
    • Периодические или же постоянные боли в области сердце
    • Судороги нижних конечностей.

      Дети с неврозом очень раздражительны, крайне ранимы, уязвимы, чувствительны, подвержены депрессиям, истерикам, припадкам (чаще всего они возникают в общественных местах).

      Лечение невроза у детей

      Для успешного лечения невроза в семье, где проживает ребенок должен быть создан благоприятный эмоциональный климат между родителями. Если вашему ребенку тяжело учиться, то обязательно снизьте нагрузку. Чаще и дольше общайтесь с ребенком, не оставляйте его одного.

      У ребенка невроз. Что делать?

      У ребенка невроз!

      Ребенок стал плаксивым, плохо спит по ночам, порой теряет аппетит, забывает сходить в туалет, у него чуть дергаются веки или рот, он часто грызет ногти, все это первые признаки невроза. Последствия этих, казалось — бы, обычных детских проявлений могут быть очень опасны, от нарушения поведения до патологий нервной системы. Именно поэтому очень важно обратить внимание на проявление невроза и обратиться за помощью.

      В последнее время врачи-неврологи обеспокоены увеличением количества обращений семей с детьми страдающими заболеваниями нервной системы. Распространенность пограничных нервно-психических состояний среди детей и подростков достигла небывалого уровня — примерно 80% детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна — типичные симптомы, встречающиеся у 8 из 10 детей.

      Именно поэтому мы решили осветить эту тему, надеемся, наша статья поможет вам предупредить появление невроза у вашего ребенка или вовремя обратиться к специалисту.

      Итак, невроз — обратимое расстройство психической деятельности, обусловленное воздействием психотравмирующих факторов. При заболевании неврозом, расстраиваются функция нервных клеток головного мозга.

      У детей неврозы возникают в результате взаимодействия ряда причин. Детская нервность связана с болезнями, травмами (психическими и физическими), неправильным воспитанием, конфликтами в семье, неврозами родителей.

      Многие проявления нервности у ребенка остаются на всю жизнь. Предупреждение симптомов в раннем детстве и своевременное урегулирование отклонений в поведении ребенка могут в значительной степени устранить развитие нервности и у взрослого.

      Соматические причины неврозов:

      1. Генетическая предрасположенность.

      2. Перинатальное поражение головного мозга.

      3. Травмы и операции головного мозга.

      4. Особенности темперамента.

      В происхождении невротических реакций у детей большинство авторов подчеркивают негативную роль неправильного воспитания. Известный специалист по детским неврозам профессор А. И. Захаров выделяет следующие его аспекты:

      1. Требования родителей. превышающие возможности и потребности детей.
      2. Неприятие детей родителями. выражаемое раздраженно-нетерпеливым отношением, частыми порицаниями, угрозами и физическими наказаниями, отсутствием необходимой нежности и ласки.
      3. Несогласованный подход к воспитанию. который проявляется контрастным сочетанием строгих ограничений и запретов у одного родителя и потакающе-разрешающим отношением у другого.
      4. Непоследовательность воспитания. его неровность и противоречивость.
      5. Неустойчивость в обращении с детьми: повышенный тон, крик, общая эмоциональная неровность.
      6. Тревожность — постоянное беспокойство о ребенке, наличие излишних опасений и предохранений.

      В совокупности нервно-психическая организация ребенка и особенности воспитания чаще всего и приводят к возникновению невроза.

      — частая смена настроения,

      — склонность к слезам, капризам, истерикам.

      — непереносимость различных раздражителей, резких звуков, запахов, температурных колебаний,

      — двигательная расторможенность, суетливость,

      — нервный кашель (возникает в ситуации стресса).

      — заикание (в стрессовой ситуации),

      — навязчивые движения, не содержащие смысла.

      — быстрая потеря интереса к играм,

      — неустойчивость внимания, отвлекаемость,

      — расстройство сна. Сон при этом становится беспокойным, прерывистым, с частыми пробуждениями, затрудненным засыпанием. Длительность ночного и дневного сна укорачивается.

      -Ночной и дневной энурез (недержание мочи) и энкопрез (недержание кала).

      -частые жалобы и недомогания (головные боли, боли в голове, животе).

      Важно знать, что невроз, как и все расстройства нервной системы, требуют медицинского и психологической проработки. Только лечение без профессиональной психологической помощи семье и ребенку чаще всего оказывается не эффективным. Но так же и походом к неврологу пренебрегать не стоит.

      Во — первых , если вы обнаружили 1 или несколько из описанных признаков у вашего ребенка, следуетнезамедлительно обратит к врачу-неврологу, он подберет Вам терапию, которая поможет нервной системе вашего ребенка справиться с напряжением.

      Во-вторых , обратитесь к опытному психологу, к оторый поможет вам и вашей семье справиться с возникшей ситуацией, составит для вашего ребенка программу коррекции и реабилитации (это и арт-терапия и песочная терапии, телесно-ориентированная терапия и многое другое.)

      В-третьих, обязательно в это трудное для Вас вашего ребенка время гармонизировать отношения в семье, прекратить конфликты и споры, больше времени уделять играм с ребенком, совместным прогулкам на природе.

      В-четвертых, давайте возможность ребенку чаще ходить босиком по земле — это закаляет ЦНС и способствует снятию нервного перенапряжения.

      Больше танцуйте с ребенком, это так же позволяет разрядиться и снять напряжение.

      В-пятых, если у ребенка нет аллергии на травы, заваривайте ему успокоительные сборы, дозировку и способ применения уточните у врача.

      Лучшая профилактика неврозов у детей и подростков — это счастливая семья в которой живет любовь и спокойствие. Если у ребенка появились признаки невроза, нужно с ним разобраться, а значит, родители должны поддерживать ребенка и сделать все возможное для его преодоления.

      С пожеланием здоровья Вам и вашим детям, Елена Иванова.

      Опубликовано на сайте: 17 мая 2013. 2846 просмотров

      Гайнутдинова Марина Юрьевна

      Лучшая профилактика неврозов у детей и подростков – это счастливая семья в которой живет любовь и спокойствие. Если у ребенка появились признаки невроза, нужно разобраться с неврозом родителей. Здоровые, счастливые родители, здоровый счастливый ребенок. Ребенка стоит просто любить.

      Соглашусь с автором статьи,что следует не только обращаться к психологу,но и к врачам- неврологам. А лучше всего одновременно проходить наблюдение или лечение у врача и получать консультативную поддержку у психолога.

      nechihaem.ru

      Нервное расстройство или невроз — это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, навязчивыми действиями (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, расстройство сна и нарушения аппетита.

      Нервные расстройства можно разделить на три степени:

      • кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

      • невротическое состояние (длится несколько месяцев);

      • невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

      Основной причиной неврозов является наличие длительной психической травмы, наложившейся на другие предпосылки. Следовательно, чем больше таких предпосылок, тем больше вероятность, что даже незначительная психологическая травма (залаяла собака, отругала воспитательница) может спровоцировать появление невроза у ребенка.

      Предпосылки и причины неврозов у детей

      Первое, на что хочется обратить внимание , это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 — 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 — 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

      Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

      • повышенные: ранимость , стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость, тревожность, гиперактивность;

      • повышенное стремление к первенству, желание всегда быть лучше других.

      По мнению исследователя и практикующего врача А.И.Захарова, возникновению невроза способствуют следующие факторы:

      — единственный ребенок в семье или эмоциональная изоляция данного ребенка в семье (если детей несколько);

      — недостаточная психологическая совместимость родителей и ребенка;

      — нервные или психические заболевания родителей;

      — конфликты, психотравмирующие ситуации (в том числе, прием родителями алкоголя или наркотиков);

      — завышенные требования со стороны родителей к ребенку, формальные отношения в семье, подавление инициативы ребенка, чрезмерная опека, авторитарное воспитание;

      — непоследовательность в воспитании; отсутствие единого стиля воспитания, несогласованность взглядов на воспитание между родителями;

      — «запугивающее» воспитание, при котором ребенка постоянно пугают («Не будешь спать, сейчас прилетит баба Яга и заберет тебя») или «беспокойное» воспитание, при котором родители постоянно волнуются за ребенка («Не бери нож в руки, ты порежешься»).

      — перестановка или смещение традиционных семейных ролей;

      — низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи, отсутствие совместных игр;

      — изолированность семьи в сфере внешних контактов.

      — проблемы, связанные с проживанием в большом городе:

      1. ускорением темпа современной жизни;

      2. недостаток времени;

      4. некоторая обезличеность;

      — сложный характер межличностных отношений;

      — недостаточные условия для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

      — плохие жилищно-бытовые условия молодой семьи;

      — ранний выход матери на работу;

      — отсутствие одного из родителей;

      — ранее помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

      Также для возникновения невроза имеют значение:

      Биологические факторы (особенности психики и физиологии ребенка): наследственность, темперамент (сильный или легковозбудимый тип нервной системы), перенесенные заболевания, общее физическое здоровье, течение беременности матери и роды, пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

      Общеистощающие факторы: хроническое недосыпание, физические и умственные перегрузки (всевозможные кружки и секции), острые и хронические болезни, тяжелые травмы (особенно травмы головы), чрезмерно сильные эмоциональные переживания (вследствие побоев, ужаса при виде пьяных людей, семейных ссор, уличных драк, несчастных случаев, смерти одного из близких людей).

      Можно выделить три основные формы невроза:

      1. Неврастения (астенический невроз)

      Если ребенок мнителен, робок, раздражителен, плохо переносит любое психическое напряжение, пасует перед трудностями, боится ответственности, любит болеть, то у него имеется предрасположенность к заболеванию неврастенией.

      Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка (повышенная утомляемость, головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства), нарушения сна, вегетативные расстройства (боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается»). При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. Часто возникают после перенесенных инфекционных заболеваний, продолжительного стресса или психотравмирующей ситуации, недосыпания, переутомления, чрезмерной умственной или физической перегруженности.

      Ребенок при неврастении вступает в конфликт с самим собой: «Я хочу», но «Я не могу». Он становится раздражительным, легко огорчается и плачет. Поведение его зачастую непредсказуемо: то он труслив, то отчаянно решителен, то берется за непосильное задание, то пасует перед простой задачей.

      Часто неврастения возникает на фоне завышенных требований со стороны родителей, их неспособности принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. При этом ребенок, постоянно чувствуя эти завышенные ожидания (должен быть самым умным в классе, знать английский, как родной и т.д.), начинает чувствует себя «неполноценным», испытывает хроническое нервное напряжение, в результате чего и развивается неврастения.

      Другой причиной неврасении может быть переключение внимания родителей на появившегося в семье другого ребенка. Старший ребенок, лишившись родительского внимания, испытывая ревность и обретя новые обязанности (помощь по уходу за малышом), начинает страдать нервными срывами.

      Если ребенок эгоистичный, капризный, "демонстративный", любит внимание, инфантильный, несамостоятельный, легко внушаем, капризен и часто всем недоволен, устраивает истерики (катается по полу, топает ногами, швыряет вещи), то есть большая вероятность, что он будет подвержен истерической депрессии или истерическим припадкам.

      Внутренний конфликт такого ребенка заключается в ущемлении его эгоистической позиции «хочу / не хочу», при которой возникает обида и недовольство. Ребенок еще не умеет отстаивать свои интересы, поэтому добивается своего доступными ему путями.

      Например, у ребенка может подняться температура, разболеться живот или начаться рвота, потому что ему не хочется идти в детский сад. Или, если ему что-то не дали, ребенок может описаться или обкакаться. «Заболевания» могут быть самыми разными: недержание мочи, рвота, боли в горле, нарушение координации движений и даже паралич.

      При этом ребенок «болеет» «не специально» и сам верит в своё заболевание. Не стоит пугаться, такие расстройства неглубоки и носят неосознанно демонстративный характер.

      Причиной такого невроза чаще всего бывает непоследовательное воспитание.

      Например, в первые два года после рождения ребенку всё разрешалось, а после двух лет родители ввели строгие ограничения. Другой вариант: родители придерживаются одной позиции в воспитании (строгость и всевозможные ограничеия), а бабушка с дедушкой – противоположной (вседозволенность).

      Истерический невроз может также развиться вследствие отсутствия элементарного внимания к ребенку. И по мере накопления дефицита внимания, ребенок устраивает демонстрации — впадает в истерики, бьется головой или, как мы уже говорили, заболевает (температура, рвота и т.д.). Этим он привлекает к себе внимание, показывая свои переживания и страдания.

      3. Невроз навязчивых состояний

      Если ребенок неуверен в себе, боязлив, чрезмерно осторожен, тревожен и мнителен, и, в то же время, педантичен, принципиален, дотошен и рассудителен, то существует вероятность того, что у него вследствие хронической травматизации психики (когда то и дело потребности и желания ребенка входят в конфликт с установкой «надо») разовьется невроз навязчивых состояний.

      Этот невроз характеризуется непроизвольными, навязчивыми переживаниями и страхами (например, ребенок каждый раз боится, что мама его не заберет из детского сада). Как сопутствующий симптом могут появитья нервные тики — однообразные движения (мигания, наморщивание лба, пожимание плечами, покашливания) — или однообразные действия (частое мытьё рук, пощипывание подушки), которые несут защитную и успокоительную функцию, снимают нервное напряжение.

      Чаще такие повторяющиеся действия самому ребенку неприятны и он стремится от них избавиться.

      Корни этого невроза – нарушения семейных отношений (повышенная требовательность и принципиальность родителей, излишняя строгость и авторитарность).

      Как быть с детским неврозом

      Невроз легче предотвратить, чем лечить. Профилактика невроза заключается в создании благоприятной психологической атмосферы в семье, дошкольных учреждениях и школе, установление гармоничного общения ребенка с родителями, педагогами и сверстниками, обеспечение достаточного по продолжительности сна, отдыха (на воздухе), правильного режима дня и питания, уменьшения физической и умственной нагрузки.

      Если врач–невропатолог поставил вашему ребенку диагноз «невроз», возможно, он назначит приём транквилизаторов, антидепрессантов, снотворных препаратов. Однако, надо понимать, что сами по себе эти препараты не излечивают невроз.

      Неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией в межчеловеческих отношениях.

      И основной способ лечения невроза – это выявление, устранение или смягчение причин, вызывающих стресс.

      Необходимо изменить стиль воспитания, укрепить характер ребенка, развить его эмоциональную сферу. Психолог или психотерапевт поможет успокоить ребенка, вселить в него уверенность, помочь повторно пережить травму (если это для ребенка не слишком болезненно), чтобы прояснить и проработать её.

      shkola7gnomov.ru

      Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей.

      Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются 10-30 мин., сопровождаются выраженной тревогой, нередко аффективными галлюцинациями и иллюзиями, вазовегетативными нарушениями. Содержание страхов зависит от возраста. У детей предшкольного и дошкольного возраста преобладают страхи темноты, одиночества, животных, которые напугали ребенка, персонажей из сказок, кинофильмов или придуманных родителями с «воспитательной» целью («черный дядька» и др.)

      Отличается преобладанием ранообразных навязчивых явлений, т.е. движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию. Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия (обсессии) и навязчивые страхи (фобии). В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий (обессивный невроз) и невроз навязчивых страхов (фобический невроз). Часто встречаются смешанные навязчивости.

      Типичные проявления депрессивного невроза наблюдаются в подрастковом и предподрастковом возрасте. На первый план выступает подавленное настроение, сопровождающееся грустным выражением лица, бедной мимикой, тихой речью, замедленными движениями, плаксивостью, общим снижением активности, стремлением к одиночеству. В высказываниях преобладают психотравмирующие переживания, а также мысли о собственной малоценности, низком уровне способностей. Характерны снижение аппетита, уменьшение массы тела, запоры, бессоница.

      В младшем детском возрасте часто встречаются рудиментарные моторные припадки: падения с криком, плачем, разбрасыванием конечностей, ударами об пол и аффект-респираторные приступы, которые возникают в связи с обидой, недовольством при отказе выполнить требование ребенка, наказании и т.д. Наиболее редко у детей и подростков встречаются истерические сенсорные расстройства: гипер- и гипестезия кожи и слизистых, истерическая слепота (амавроз).

      Возникновению неврастении у детей и подростков способствуют соматическая ослабленность и перегрузка различными дополнительными занятиями. Неврастения в выраженной форме встречается только у детей школьного возраста и подростков. Основные проявления невроза – повышенная раздражительность, несдержанность, гневливость и в то же время – истощаемость аффекта, легкий переход к плачу, утомляемость, плохая переносимость любого психического напряжения. Наблюдается вегетососудистая дистония, сниженный аппетит, расстройства сна. У детей более младшего возраста отмечаются двигательная расторможенность, неусидчивость, склонность к лишним движениям.

      Невротические расстройства, в структуре которых преобладают чрезмерная озабоченность своим здоровьем и склонность к необоснованным опасениям по поводу возможности возникновения того или иного заболевания. Встречается в основном у подростков.

      У мальчиков заикание возникает значительно чаще, чем у девочек. Расстройство в основном развивается в период становления речи (2-3 года) или в возрасте 4-5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи и формирование внутренней речи. Причинами невротического заикания могут быть острые, подострые и хронические психические травмы. У детей младшего возраста наряду с испугом частой причиной невротического заикания является внезапная разлука с родителями. Вместе с тем возникновению невротического заикания способствует ряд условий: информационные перегрузки, попытки родителей форсировать речевое и интеллектуальное развитие ребенка и др.

      Объединяют разнообразные автоматизированные привычные движения (мигание, наморщивание кожи лба, крыльев носа, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также «покашливание», «хмыкание», «хрюкающие» звуки (респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного движения, первоначально целесообразно. В части случаев тики относят к проявлениям невроза навязчивости. Вместе с тем нередко, особенно у детей дошкольного младшего школьного возраста, невротические тики не сопровождаются чувством внутренней несвободы, напряжения, стремлением к навязчивому повторению движения, т.е. не носят навязчивого характера. Невротические тики (включая навязчивые) – распространенное расстройство в детском возрасте, они обнаруживаются у мальчиков в 4,5% и у девочек в 2,6% случаев. Наиболее часты невротические тики в возрасте от 5 до 12 лет. Наряду с острыми и хроническими психическими травмами в происхождении невротических тиков играет роль местное раздражение (конъюнктивит, инородное тело глаза, воспаление слизистой верхних дыхательных путей и т.п.). Проявления невротических тиков довольно однотипны: преобладают тикозные движения в мышцах лица, шеи, плечевого пояса, респираторные тики. Часты сочетания с невротическим заиканием и энурезом.

      У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями, расстройством глубины сна с ночными пробуждениями, ночными страхами, яркими устрашающими сновидениями, а также снохождениями и сноговорениями. Ночные страхи, встречающиеся в основном у детей дошкольного младшего школьного возраста. Невротические снохождения и сноговорения тесно связаны с содержанием сновидений.

      Характеризуются различными нарушениями пищевого поведения в связи с первичным снижением аппетита. Чаще всего наблюдается в раннем и дошкольном возрасте. Непосредственным поводом к возникновению невротической анорексии часто является попытка матери насильно накормить ребенка при его отказе от еды, перекармливание, случайное совпадение кормления с каким-либо неприятным впечатлением (испуг, связанный с тем, что ребенок случайно подавился, резкий окрик, ссора взрослых и т.п.). Проявления включают отсутствие у ребенка желания есть любую пищу или выраженную избирательность к еде с отказом от многих обычных продуктов, очень медленный процесс еды с долгим пережевыванием пищи, частые срыгивания и рвота во время еды. Наряду с этим наблюдаются пониженное настроение, капризность, плаксивость во время приема пищи.

      Неосознанное упускание мочи, преимущественно во время ночного сна. В этиологии энуреза, помимо психотравмирующих факторов, играют роль невропатические состояния, черты тормозимости и тревожности в характере, а такженаследственность. Ночное недержание мочи учащается при обострении психотравмирующей ситуации, после физических наказаний и т.п. Уже в конце дошкольного и начале школьного возраста появляются переживание недостатка, пониженная самооценка, тревожное ожидание нового упускания мочи. Это нередко ведет к нарушениям сна. Как правило, наблюдаются другие невротические расстройства: неустойчивость настроения, раздражительность, капризность, страхи, плаксивость, тики.

      Проявляется в непроизвольном выделении незначительного количества испражнений при отсутствии поражений спинного мозга, а также аномалий и других заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Встречается примерно в 10 раз реже энуреза, в основном у мальчиков в возрасте от 7 до 9 лет. Причины в очновном в длительной эмоциональной депривации, чрезмерно строгим требованиям к ребенку, внутрисемейному конфликту. Патогенез энкопреза не изучен. Клиника характеризуется нарушением навыка опрятности в виде появления небольшого количества испражнений при отсутствии позыва к дефекации. Часто ему сопутствует пониженное настроение, раздражительность, плаксивость, невротический энурез.

      Наиболее распространенными являются сосание пальцев, кусание ногтей (онихофагия), генитальные манипуляции (раздражение половых органов. Реже встречаются болезненное стремление выдергивать или выщипывать волосы на волосистой части головы и бровях (трихотилломания) и ритмическое раскачивание головой и туловищем (яктация) перед засыпанием у детей первых 2 лет жизни.

      Чем больше личностная предрасположенность, тем меньшая психическая травма достаточна для развития невроза.

      Физические и умственные перегрузки

      При анализе возникновения неврозов по каждому году жизни (вне пола детей) наиболее уязвимы возрасты 2, 3, 5 и 7 лет. В 2 и 3 года невротизация — следствие, с одной стороны, травмирующего опыта разлук с родителями при помещении в ясли и детский сад и проблем адаптации к ним; с другой стороны — противоборства родителей с упрямством детей, фактически же — с их природным темпераментом, волей и формирующимся чувством «я». Средний же возраст начала невроза составляет 6 лет: у мальчиков — 5; у девочек — 6,5 лет. В этом возрасте они топко понимают и глубоко переживают травмирующие жизненные обстоятельства, будучи еще неспособными разрешить их наиболее доступным для себя способом.

      Их эмоциональная чувствительность проявляется повышенной потребностью в эмоциональном контакте, признании, любви и привязанности со стороны близких и значимых лиц, а также заметной чувствительностью к оттенкам их отношения. В свою очередь, неудовлетворение этих потребностей порождает столь присущий детям с неврозами страх одиночества или страх неразделенности чувств, эмоционального неприятия и изоляции.

      Наиболее часто речь идет об общей соматической ослабленности, подверженности частым простудным заболеваниям, спазмам в области дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы. При ослабленности организма возрастает количество проблем в воспитании, так как нелегко найти подход к часто болеющему ребенку. У матери и бабушки в этом случае часто проявляются гиперопека и предохранения в общении со сверстниками.

      Что такое психическая травма как причина невроза?

      www.eti-deti.ru