Лечение

Невроз у детей от детского сада

17.09.2018

Невроз Лечение невроза у детей и взрослых

Лечение детского невроза

Говоря о лечении детского невроза прежде всего надо отметить, что медикаментозная терапия невроза у детей встречается очень редко. Дело в том, что различные успокоительные средства и таблетки не в состоянии решить проблему детского невроза самостоятельно, к тому же многие лекарственные препараты , которые применяются при лечении невроза у взрослых, детям противопоказаны из-за возраста. Так что, детей, подверженных неврозу, совершенно недопустимо лечить сильнодействующими медикаментами. Вообще, сначала необходимо установить причины заболевания и постараться их устранить. Только в этом случае деятельность нервной системы может прийти в норму. В том случае, если причины не устранены, болезнь продолжает развиваться и прогрессировать. А прием лекарств при детском неврозе ситуацию не исправит — может наступить только временное улучшение.

В любом случае, если даже без лекарств нельзя обойтись, то назначить их может только врач, который тщательно обследовал ребенка. Именно врач должен определить не только те условия, которые отрицательно воздействуют на нервную систему ребенка, но и тот факт — не болел ли малыш какой-нибудь органической болезнью, являющейся возбудителем повышенной нервозности. Если этот факт подтвердится, то в этом случае необходимо назначить специфическое лечение этой болезни, иначе получить желаемый эффект от лечения детского невроза не получится.

Лечение и профилактика неврозов у детей заключаются в создании отдыха для нервных клеток. То есть, родителям ребенка, больного неврозом, необходимо строго следить за соблюдением режима его питания и сна, а также стараться, чтобы ребенок как можно больше проводил времени на свежем воздухе. Надо отметить, что большое значение при лечении детских неврозов имеет поведение родителей и других окружающих людей. Дело в том, что если окружающие ребенка люди будут проявлять повышенную тревогу, а также преувеличенную заботу и внимание, то это только усугубит ситуацию и будет способствовать фиксации симптомов и условно-рефлекторному закреплению болезненного состояния ребенка (особенно легко такая фиксация симптомов наблюдается при истерии). Ни в коем случае нельзя баловать ребенка, аргументируя свое поведение тем, что он болен. Родители должны доказать, объяснить своему ребенку необходимость выполнения лечебных мероприятий, а также элементарных требований, которые предъявляются к его поведению. Родителям важно помнить, что при ослаблении нервной системы ребенка, вновь возникшие условные рефлексы, а также вновь образуемые временные связи — легко становятся инертными и патологически прочными. К примеру, такие симптомы, как отказ от пищи на почве негативизма, тики и другие, быстрее проходят, если их полностью игнорировать и наоборот прочно фиксируются, если на них обращать внимание. Главное при лечении детских неврозов — это устранение той тяжелой ситуации, которая и вызвала патологическую реакцию, этим самым ликвидируется гнетущий аффект. Ну а если нет возможности изменить трудную для ребенка ситуацию, то в этом случае его следует на время удалить из этой обстановки, лучше всего — поместить в учреждение санаторного типа.

А можно ли вылечить детский невроз дома , своими усилиями? Конечно, без помощи специалиста обойтись не удастся, однако практически каждым родителям под силу создать в своем доме такую обстановку, которая будет всячески способствовать выздоровлению их малыша, в противном случае — все усилия у психотерапевта, все лекарственные средства, а также методики релаксации будут напрасными. Всем родителям необходимо усвоить одну простую истину — именно домашняя обстановка является наиболее важной для детей — и для маленьких, и для подростков. Ведь дети чувствуют все: тончайшие нюансы не только в отношении к себе, но и в отношениях между родителями, а также глубоко переживают различные семейные проблемы и неурядицы. Так что, вниманием детей пренебрегать ни в коем случае не стоит. Необходимо постараться создать дома приятную и дружелюбную атмосферу, проводить со своим ребенком больше времени — желательно, всей семьей.

По мнению специалистов — 60% нервных расстройств у маленьких детей самоизлечимы. Поэтому если родители вовремя устранят провоцирующий фактор и подождут, пока ребенок успокоится, невроз отступит. А чтобы это случилось быстрее, необходимо постараться избегать приказного тона в разговорах с ребенком, а также проводить с ним больше времени и, самое главное, оберегать малыша от различных стрессовых ситуаций. В том случае, если симптомы не исчезают, следует посоветоваться с врачом.

Вылечить невроз у детей может помочь так называемая арт-терапия: рисование, лепка, конструирование, а также танцы. Однако при всем этом очень важно, чтобы родители смогли изменить жизненные обстоятельства, которые вызвали у ребенка невротическую реакцию, переросшую в детский невроз (о чем говорилось выше), только тогда арт-терапия принесет желаемый эффект.

Также вылечить детский невроз можно и с помощью различных водных процедур, куда входят: холодные обтирания, контрастный душ, купание в море, озере, реке. Очень успокаивающе действует прием прохладной ванны по вечерам. Кроме того, успокоить нервную систему ребенка помогут фиточаи, аптечные лекарства и разнообразные расслабляющие процедуры — например, массаж. Курс особого массажа (причем, лучше, чтобы первые сеансы провел специалист) не только поможет расслабить мышцы спины, ног и рук ребенка, но и наладит работу нервной системы. Проводить сеанс массажа следует за час до кормления малыша, а также можно — через 40 минут после, помещение при этом должно быть не душным, хорошо проветренным. Успокаивающий массаж состоит из двух приемов: медленного поглаживания (руки плавно скользят по коже) и растирания (упираясь подушечками пальцев в тело ребенка, надо подтягивать к ним ладонь и таким образом передвигаться по телу). После проведения нескольких таких сеансов ребенок станет значительно спокойнее.

Еще одно хорошее средство при лечении детского невроза — это ванны с морской солью и успокоительными травами (мятой, лавандой). Только проводить такие процедуры лучше перед сном, и длиться они должны не больше 15 минут.

Также избавиться от детского невроза может помочь и ароматерапия — если вечером (хотя бы на три минуты) включить в комнате ребенка аромалампу (с маслом лаванды или бергамота), то малыш будет спать спокойно.

Как было сказано выше, детям, страдающим неврозами, очень важно соблюдать режим дня. Необходимо вовремя ложиться спать, как, впрочем, и высыпаться. Ведь, как известно, сон — это лучшее лекарство (и от невроза тоже). Любой даже 4-5-летний эмоциональный и быстро устающий ребенок обязательно должен спать днем. Если же уснуть никак не удается, то можно просто полежать, отдохнуть, поболтать о чем-нибудь, помечтать. Можно почитать малышу книжку, ведь сказкотерапия — тоже очень хорошее действенное средство от детского невроза .

Хочется также отдельно отметить лечение невроза у детей народными средствами, которое довольно хорошо себя зарекомендовало. Однако при этом важно знать, что

осуществление лечения народными средствами возможно только при условии отсутствия противопоказаний на каждый из компонентов, который используется в том или ином рецепте.

Одним из целебных средств, которое помогает при лечении невроза у детей, является настой зерен овса. Для его приготовления надо взять 500 г овса (зерна), тщательно промыть его холодной водой, залить литром холодной воды и варить на слабом огне до состояния полуготовности. Затем — процедить настой через марлю, добавить в него 1-2 чайные ложки меда и принимать по 200 мл.

Отличные вспомогательные народные средства лечения невроза у детей — это отвары из трех трав, которые следует смешать в равных пропорциях. Травы надо выбрать из следующих: трехцветная фиалка, листья мелиссы, пустырник, боярышник, мята (лучше лимонная), цветки календулы, трава золототысячника, корень валерианы.

Также можно лечить детский невроз с помощью настоя молодых листьев березы. Для приготовления настоя надо взять 100 г измельченных листьев, залить 400 мл кипящей воды. Настоять в течение 1 часа, затем процедить и отжать. Принимать этот настой следует за 20 минут до еды по 1/3 стакана 3 раза в день.

Также с древних времен при различных нервных перенапряжениях, неврозах наиболее полезной считалась ходьба босиком по земле. Сегодня это так же актуально, и детям, особенно страдающим неврозами, очень полезно ходить босиком в летнее время — по траве, по песку и т.д.

Таким образом, вылечить невроз у ребенка можно, если относиться к этому вопросу серьезно и придерживаться всех рекомендаций, приведенных выше. И продолжать терапию надо всегда — своей родительской любовью, лаской, заботой. Ведь малышу это необходимо в разы больше, чем взрослому человеку.

А самое главное — не стоит зацикливаться на проблеме малыша, надо дать маленькому человеку понять, что его любят — несмотря ни на что, и тогда крепкий психологический иммунитет будет ему обеспечен и он больше никогда не будет страдать от невроза.

nevroz-psixoz.com

Симптомы и лечение детского невроза

Неврозы относятся к неврологическим заболеваниям и являются патологией ЦНС, развивающейся в результате длительного стресса или воздействия негативных факторов. Детский невроз является часто встречаемым нарушением, обусловленным формированием нервной системы.

Особенности нарушения

Заболевание встречается в возрасте старше трех лет. Дети младшего возраста еще не способны осознавать и высказывать свои страхи и переживания, так же, как и реагировать на них. При неврозах у детей дошкольного возраста причиной часто становится стрессовая ситуация или неблагоприятное воздействие.

Эта патология психогенной природы, поэтому причины у детей обусловлены факторами, нарушающими высшую нервную деятельность.

Различают несколько видов детских неврозов:

Каждая форма патологии отличается причинами развития и характерными симптомами. Причины, симптомы и лечение нарушения определяет только врач.

Причинами невроза может выступать любой неблагоприятный фактор, травмирующий детскую психику. Среди наиболее распространенных причин нарушения выделяют:

  • изменение привычных условий жизни;
  • социальные факторы;
  • изменение отношения в семье;
  • особенности воспитания;
  • перенесенные сильные эмоции.
  • Переезд в другой город или страну является травмирующим фактором для детской психики. Пациент чувствует себя неуверенно на новом месте, на фоне чего развивается нарушение.

    К социальным факторам, травмирующим детскую психику, стоит отнести поступление в детский сад, дошкольное учреждение или в первый класс. При этом меняется привычный образ жизни и режим, а также окружение пациента.

    Часто нарушение развивается на фоне изменения в семье – развода родителей или появления младшего ребенка в семье.

    К особенностям воспитания, травмирующим детскую психику, следует отнести чрезмерную требовательность родителей. Часто нарушения нормального функционирования нервной системы обусловлены страхом перед родителями за плохую оценку или невыполненное домашнее задание.

    Перенесенные сильные эмоции, например испуг или шок, также могут стать причиной развития нарушения, особенно в том случае, если пациенту не с кем поделиться переживаниями.

    Развитие заболевания обусловлено влиянием сразу нескольких негативных факторов, травмирующих детскую психику.

    При неврозах, симптомы у детей отличаются в зависимости от характера нарушения. Разные виды требуют разного терапевтического подхода.

    Истерия — это один из самых распространенных видов невроза у ребенка. Такое нарушение встречается в случае, если родители разбаловали ребенка, уделяя ему слишком много внимания и выполняя все его прихоти. Обычно истерия развивается тогда, когда меняется социальное окружение маленького пациента, например, при посещении детского сада. Ребенок, привыкший, что все его прихоти исполняются, сталкивается с тем, что окружение в детском саду не спешит выполнять все его просьбы. Это выливается в настоящую истерику. При этом пациент закатывает истерику только тогда, когда рядом находится кто-то из взрослых, спешащий его утешить или исполнить желание.

  • ввязывание в драку;
  • переход на крик;
  • громкий плач;
  • попытка привлечь всеобщее внимание.
  • Таки образом малыш пытается показать, что он не согласен с окружающей действительностью. Истерия также может проявляться приступами нехватки воздуха и невозможностью глубоко вздохнуть.

    С возрастом нарушение приобретает психосоматический характер. Начиная с младшего школьного возраста, больной может отмечать периодические боли в области сердца или ноющую боль в желудке. У подростков возможны внезапные быстропроходящие параличи, которые не имеют неврологической причины.

    Для неврастении в детском возрасте характерны следующие признаки:

  • слабость и постоянная усталость;
  • потребность в длительном сне;
  • прогрессирующее депрессивное состояние;
  • отсутствие интереса к окружающему;
  • снижение успеваемости в школе;
  • упадок сил после незначительной нагрузки;
  • нарушения сна.
  • Малыш теряет интерес к жизни. Его не интересуют новые игрушки или прогулки с друзьями. Часто пациенты младшего школьного возраста жалуются на учителей, объемы домашнего задания и нежелание ходить в школу. Сон пациента ухудшается, больной может просыпаться из-за ночных кошмаров. После любой эмоциональной или физической нагрузки ему необходим длительный сон для восстановления сил.

    Невроз навязчивых состояний

    Как следует из названия патологии, нарушение сопровождается внезапными и безосновательными навязчивыми страхами или движениями.

    Так, маленький пациент может внезапно начать бояться оставаться в одиночестве ночью. У ребенка возникает потребность исключить саму возможность встречи со страхом, что иногда проявляется в виде навязчивых движений или реакций.

    В старшем возрасте нередки случаи, когда пациент начинает бояться какой-либо болезни. Это может привести к тому, что ребенок откажется выходить из дому, чтобы не заразиться, например, гриппом. Яркий пример: столкнувшись с внезапным страхом закрытых пространств, ребенок очень остро реагирует на закрытую дверь в комнату. У него возникает потребность все время находиться в помещении с открытыми дверями и окнами.

    В качестве навязчивого состояния может выступать что угодно, начиная от страхов, до потребности выполнять какое-либо действие, например, постоянное мытье рук.

    Также проявлением невроза навязчивых состояний может выступать:

    • мимический тик;
    • звуковой тик (потребность издавать какие-то звуки);
    • подергивания мышц;
    • внезапное заикание;
    • недержание мочи в ночное время суток.
    • При появлении любых тревожных симптомов и внезапного изменения поведения малыша необходимо проконсультироваться с врачом.

      Диагностика патологии

      Для постановки диагноза необходимо проконсультироваться с детским неврологом или детским психотерапевтом, именно эти специалисты лечат детские неврозы. Следует помнить, что нарушение может прогрессировать и привести к развитию различных нарушений психики в старшем возрасте, поэтому чем раньше начато лечение патологии, тем быстрее восстановится пациент.

    • анализ психологического портрета пациента и отношений в семье;
    • беседу с родителями;
    • изучение рисунков пациента;
    • наблюдение за пациентом во время игрового процесса.
    • Для постановки диагноза также применяют метод исследования реакций ребенка на диагностические картинки, и психотерапевтические тесты.

      На основании полученных данных принимается решение о том, как лечить невроз.

      Психотерапевтическое лечение

      Лечение проводится с помощью психотерапевтических методов. Целью психотерапии в этом случае является:

    • улучшение атмосферы в семье;
    • корректировка методов воспитания;
    • нормализация семейных взаимоотношений;
    • нормализация социальных взаимоотношений в детском саду или школе.
    • Применяются семейные психотерапевтические методы, а также индивидуальные и групповые занятия.

      Семейная психотерапия направлена на улучшение взаимоотношений родителей и малыша. Сеансы проходят обычно в игровой форме, и требуют взаимодействия родителей и ребенка. Важным этапом такого лечения является установление прочной эмоциональной связи между пациентом и его близкими.

      Индивидуальное психотерапевтическое лечение осуществляется с помощью:

      Нормализация эмоционального состояния пациента проводится во время лепки или рисования. С помощью рисунков ребенок может передать собственное эмоциональное состояние, на основании чего осуществляется дальнейшая корректировка.

      Рациональные беседы обычно проводятся в форме рассказов с открытым финалом, который должен продумать сам больной. Анализируя принятие решений малышом в том или ином случае, врач может скорректировать реакции ребенка и натолкнуть на правильный выбор.

      В игровой форме часто используется сказкотерапия или совместные с врачом подвижные игры. Это также позволяет лучше узнать реакции ребенка и, при необходимости, скорректировать его поведение.

      Групповая психотерапия позволяет скорректировать социальное поведение пациента. Такой метод показан, если он слишком застенчив и скован.

      Групповое психотерапевтическое лечение противопоказано при чрезмерной агрессивности и быстрой эмоциональной возбудимости пациента. Метод применяется начиная с восьми лет. В младшем возрасте показаны индивидуальные сеансы.

      Медикаментозное лечение

      Основу лечения составляет именно психотерапия и коррекция поведенческих нарушений, однако медикаментозное лечение показано для снятия выраженных симптомов.

      Медикаментозное лечение основано на приеме следующих препаратов:

    • седативные лекарства для нормализации сна;
    • витаминные комплексы;
    • гомеопатические препараты для укрепления нервной системы;
    • антидепрессанты в малых дозах.
    • Лечение подбирается в зависимости от формы невроза. Антидепрессанты назначаются в случае, если у пациента наблюдается компульсивный синдром.

      Вылечить проявление неврозов у ребенка можно при своевременном обнаружении проблемы. Лечение подбирается индивидуально, в зависимости от особенностей течения заболевания. Навязчивые состояния и неврастения требуют различного подхода, поэтому важно проконсультироваться со специалистом, а не заниматься самолечением.

      nashinervy.ru

      Что такое Неврозы у детей —

      Неврозы – психогенные заболевания, представляющие собой реакцию личности на психическую травму (острую, внезапную или длительную психотравмирующую ситуацию).

      Что провоцирует / Причины Неврозов у детей:

      Основными причинами детских неврозов являются эмоциональная психическая травма, наследственность, перенесенные заболевания, семейные отношения родителей, и окружающих, физические и эмоциональные перегрузки, недосыпание, ошибки в воспитание.

      Патогенез (что происходит?) во время Неврозов у детей:

      Основой психологического конфликта при истерии является противоречие между личностью и окружающей ее действительностью, не удовлетворяющей обычно высокого уровня притязаний этой личности. Для больных неврастенией характерно стремление к чрезмерным усилиям, превышающим реальные возможности личности. Причиной неврастении у детей может быть постоянная стимуляция со стороны родителей, стремление к успеху без учета сил и возможности ребенка. Основой конфликта при неврозе навязчивых состояний является борьба между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями.

      Основная особенность неврозов у детей обусловлена их развитием у формирующейся личности. Личность в значительной мере определяется типом воспитания ребенка в семье. Различный тип неправильного воспитания («гиперопека», «неприятие», «потворствующая гиперопека», авторитарное, жесткое воспитание, контрастное, «гиперсоциализирующее» воспитание) искажает нередко биологические особенности личности, темперамент детей. При этом нарушается направленность реакции ребенка, создаются неблагоприятные черты характера, нередко формируется преневротический личностный радикал. Формирование преневротического радикала приводит к ощущению неполноценности, нарастающей тревожности, подготавливает к неадекватному восприятию так называемого пускового фактора. При наличии подготовленной почвы любое неосторожное слово, обидное замечание, изменение условий жизни и другие факторы могут привести к неврозу. Чем моложе ребенок, тем большее значение в происхождении невротических срывов имеют его биологические особенности, в частности невропатия или ранняя детская нервность.

      Невропатия характеризуется нарушением эмоционального фона основ личности. Наиболее частой причиной невропатии у ребенка является патология беременности, особенно наличие стрессов во время ее, осложнения в родах. В других случаях патология беременности и родов может быть причиной нарушения происхождения перинатальной энцефалопатии, приводящих к формированию Синдрому дефицита внимания и гиперактивности, это определяет плохую адаптацию детей в детских учреждениях, они чаще дают невротические срывы при госпитализации, при малейшем изменении жизненного стереотипа.

      Возрастной фактор, как фактор патогенеза, определяет клиническую картину многих заболеваний. Так, у детей раннего и дошкольного возраста в связи с незрелостью личности и самосознания редко наблюдаются «классические» формы неврозов, для них типичны более простые по структуре невротические реакции. Клинически – это так называемые моносимптомные или системные неврозы. Наиболее часто нарушения развиваются в системе речедвигательных механизмов (заикание) или системе регуляции мочеиспускания (энурез), возникают патологические условнорефлекторные связи между состоянием аффекта и наиболее интенсивным видом деятельности в момент аффективного напряжения. Так, рефлекторное защитное движение может привести к развитию невротических тиков.

      Начавшись как невротические реакции, системные неврозы могут в дальнейшем приобретать стойкий характер и превращаться у детей школьного возраста и подростков в невротические состояния, а с возрастом в невротическое развитие личности.

      Симптомы Неврозов у детей:

      Симптоматические проявления неврозов зависят от характера психической травмы и от особенностей личности больного. Наличие у ребенка определенных личностных особенностей, проявление тех или иных черт характера (сенситивность, истероидность, тревожная мнительность и др.) указывают на форму неврозного состояния: неврастению, истерию, невроз навязчивых состояний.

      Истерия. Для истерического невроза характерны повышенная чувствительность и впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость, неустойчивость настроения, эгоизм и эгоцентризм. Одним из основных свойств истерической личности является требование признания. Основа психологического конфликта при истерии – высокий уровень притязаний, не соответствующий возможностям личности (обычно как результат эгоцентрического воспитания — «кумир семьи»). Для истерии характерно большое разнообразие симптомов. В детском возрасте многообразие симптомов истерии встречается редко, обычно они бывают при наличии истероидных черт личности ребенка. У большинства детей истерические реакции выражаются моносимптомными проявлениями. Для детей младшего возраста характерны аффективно-респираторные припадки (приступы задержки дыхания), чаще проявляется у единственных избалованных детей. Припадок развивается при плаче, вызванном недовольством, гневом ребенка при неудовлетворении его желаний. В более старшем возрасте истерические припадки многообразнее, иногда сходны с эпилептическими припадками, иногда с приступами удушья при бронхиальной астме. Для истерического припадка характерна театральность, выразительность поз, припадок может длиться долго, если есть наблюдатели. Для истерии характерно несоответствие предъявляемых жалоб объективным данным при осмотре.

      Неврастения. Основным клиническим синдромом неврастении является раздражительная слабость. Ребенок становится раздражительным, плаксивым, по малейшему поводу дает аффективные бурные вспышки с последующим раскаянием. Поведение характеризуется то вялостью, пассивностью, то двигательным беспокойством. Настроение часто меняется, иногда бывают проявления депрессии. Отмечаются повышенная утомляемость, невнимательность, понижение работоспособности. Очень характерна головная боль при утомлении, психическом напряжении, реже по утрам. Головная боль может быть постоянной, сжимающей. У детей старшего возраста, подростков и у взрослых возникают ипохондрическое представление тяжести заболевания, неизлечимости его. Характерно для неврастении нарушение сна. Чаще затруднено засыпание, сон поверхностный, с кошмарными сновидениями, частым пробуждением. Довольно нередко при неврастении отмечаются ночные страхи, обычно связанные с дневными переживаниями, с резкими вегетативными проявлениями – сердцебиение, дрожание, покраснение или побледнение лица и др.

      Невроз навязчивых состояний. Для этого невроза большое значение имеют такие психологические особенности, как неуверенность в себе, нерешительность, мнительность, боязливость. Иногда у кого-либо из родителей в детстве также отмечались черты тревожной мнительности. Дети с раннего возраста боятся всего нового, одиночества, темноты, насекомых, животных. В школьном возрасте характерны мнительность, тревожность, боязнь заразиться, заболеть. Больные создают себе различного рода запреты («чтобы не случилось чего-нибудь плохого»). Такое развитие личности называется обсессивным, а невроз навязчивых состояний – обсессивным неврозом.

      Детям чаще свойственны разнообразные фобии – страх смерти, заражения, острых предметов, животных и др. У большинства больных в качестве мер защиты появляются различные навязчивые действия, иногда ритуального свойства (бесконечное мытье рук, подпрыгивание в определенном порядке, похлопывание рукой и др.). В более старшем возрасте возникают навязчивые сомнения, мысли, счет. В качестве характерного признака навязчивых состояний выделяют наличие у больных критики к этой навязчивости, элементов борьбы с навязчивыми действиями, выработку защитных ритуалов.

      Нередко более сложному навязчивому движению и действию предшествуют невротические тики, возникающие как закрепившиеся условнорефлекторные движения. Тики принадлежат к неврозоподобным нарушениям, при которых основной причиной служит не психогения, а раннее органическое поражение головного мозга. Дифференциальная диагностика между невротическими и неврозоподобными тиками представляет значительные трудности, тем более что невротические тики часто возникают у детей с СДВГ. Для невротических тиков характерна определенная последовательность их появления, стереотипные сокращения отдельных мышечных групп, напоминающие защитные движения. Обычно в 4-5-летнем возрасте возникает мигательный тик, который через несколько недель или месяцев проходит. Однако малейшее психическое напряжение, переживание, испуг вызывает тики других мышечных групп, которые постепенно захватывают мышцы лица (поднимание бровей, подергивание носом, оттягивание углов рта, заведение глазных яблок). Один вид тиков сменяется другим, в более тяжелых случаях почти без интервала. При недостаточном лечении, при постоянной психотравмирующей ситуации тики могут распространяться по всему организму. После острых респираторных инфекций чаще появляются так называемые респираторные тики – навязчивое покашливание, втягивание носом, хмыканье и др.

      Тики могут входить в структуру одного из трех неврозов. Как уже было отмечено, невротические тики могут быть одним из начальных проявлений невроза навязчивых состояний, сопровождаясь при этом соответствующими особенностями личности, ощущением отчужденности, с попыткой задержки тиков волевым усилием, с постепенным присоединением более сложных навязчивых действий и ритуалов. Для истерического невроза характерна демонстративность тиков, усиление их в определенной ситуации, в присутствии лиц, на которых направлена истерическая симптоматика. При неврастении тики чаще возникают (или усиливаются) после различных соматических заболеваний, усугубляющих и другие неврастенические симптомы. При хронической психотравмирующей ситуации этап невротической реакции сменяется затяжным невротическим состоянием с ведущим симптомом тиков.

      Невротическое заикание (логоневроз). Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Обычно заикание впервые возникает в 2-4 года под влиянием какого-нибудь сильного впечатления, испуга. Частота заикания в этом возрасте обусловлена интенсивным формированием мышления, становлением и усложнением фразовой речи. У детей младшего возраста отмечаются как клонические, так и тонические судороги речевой мускулатуры, у более старших детей преобладают тонические судороги. В происхождении заикания у детей определенное значение имеет наличие в семье больных с заиканием, причем кроме фактора подражания большую роль играет наследственная предрасположенность к речевой патологии. Невротическое заикание резко усиливается при волнении, сопровождаясь сопутствующими движениями, облегчающими речь ребенка (притоптывание ногой, прищелкивание пальцами и др.), иногда тиками мышц лица.

      Невротическое заикание чаще возникает у детей с нормальным или ускоренным развитием речи. При отсутствии наследственной предрасположенности и нормальном «речевом климате» в семье, своевременно проведенном лечении заикание в течение нескольких недель может пройти полностью.

      При особенно сильном испуге аффективно-шоковая реакция может проявиться отсутствием речи с последующим развитием заикания. Нередко заикание рецидивирует. В более тяжелых случаях у больных происходит фиксация заикания на основе закрепления двигательного речевого стереотипа, развивается невротическое состояние с синдромом заикания, логоневроз. Течение логоневроза волнообразное с периодическим усилением заикания и сопутствующих ему невротических расстройств под влиянием различных психогенных ситуаций (большая школьная нагрузка, экзамены и др.). Характерно усиление логоневроза в пубертатном периоде с обострением реакции личности на дефект речи, резким усилением логофобии.

      Неврозоподобное заикание, возникающее в связи с органическим заболеванием головного мозга, развивается чаще постепенно. Обычно отмечается позднее развитие речи, косноязычие. Характерно отсутствие реакции личности на дефект речи, больные не стараются скрыть его, выраженность заикания мало зависит от ситуации. Реакция личности при неврозоподобном заикании появляется обычно в пубертатном возрасте, и тогда его трудно отличить от невротического заикания.

      Энурез, или ночное недержание мочи, может быть продолжением физиологического энуреза, когда из-за чрезмерной глубины сна длительно не вырабатывается «сторожевой пункт» в коре головного мозга. К неврозу следует относить только те случаи энуреза, которые возникают под воздействием психической травмы, при внезапном изменении жизненного стереотипа (посещение яслей, детского сада, появление второго ребенка в семье и др.).

      Подчеркивают роль нарушения механизмов сна в патогенезе энуреза. Клиника невротического энуреза характеризуется выраженной зависимостью от ситуации и обстановки, в которой находится ребенок, от различных воздействий на его эмоциональную сферу. Временное изъятие ребенка из психотравмирующей обстановки может привести к заметному урежению и даже прекращению энуреза. Возникновению невротического энуреза способствуют такие черты характера, как робость, тревожность, впечатлительность, неуверенность в себе, заниженная самооценка дети болезненно переживают свой недостаток, у них возникает чувство собственной неполноценности, тревожное ожидание ночного упускания мочи. В тех случаях, когда заболевание не заканчивается выздоровлением, у детей и подростков происходит субдепрессивный сдвиг настроения с недовольством собой, замкнутостью, сенситивностью, ранимостью или повышенной аффективностью, возбудимостью, несдержанностью, озлобленностью.

      Энурез у детей иногда развивается вместе с функциональным недержанием кала – энкопрезом. Энкопрез может быть единственным проявлением невроза, чаще по типу истерической реакции (на появление в семье отчима, определение в ясли, детский сад).

      Диагностика Неврозов у детей:

      Очень важно диагностировать невроз в раннем возрасте ребенка. Ведь чем раньше удастся распознать невроз, тем легче его будет вылечить в дальнейшем. Диагностика детских неврозов состоит из нескольких этапов:

    • Психологического анализа жизни ребенка.
    • Анализа отношений в семье между родителями и ребенком, а также его поведением с другими детьми и родственниками.
    • Проведения бесед с ребенком на заранее разработанные вопросы в процессе игрового общения с малышом.
    • Наблюдение за поведением ребенка во время игры (спонтанной или заранее организованной).
    • Анализ рисунков ребенка. Благодаря рисункам можно понять чувства, переживания и желания ребенка.
    • Обследование родителей, а также бабушек-дедушек.
    • Разработка доктора совместно с родителями индивидуальной психотератии ребенка.

    Лечение Неврозов у детей:

    При неврозах патогенетическим лечением является психотерапия. Психотерапия у детей в основном направлена па улучшение семейной обстановки, нормализацию системы отношений в семье, коррекцию воспитания. Значение медикаментозной терапии, физиотерапии, рефлексотерапии состоит в обеспечении необходимого психосоматического фона для более успешной психотерапии. При неврозоподобных состояниях, особенно при наличии массивных невротических наслоений, психотерапия тоже имеет большое значение, но на первый план выступает медикаментозная терапия (как этиотропная, так и симптоматическая), а также физио-, бальнеотерапия и др.

    Все методы психотерапии можно разделить на 3 группы: семейная, индивидуальная и групповая психотерапия.

    Значение семейной психотерапии при лечении неврозов у детей особенно велико, так как в контакте с членами семьи врач непосредственно изучает жизненные проблемы семьи и ребенка, способствует устранению эмоциональных нарушений, нормализации системы отношений, коррекции воспитания. Особенное значение семейная психотерапия имеет у детей в дошкольном возрасте, когда она наиболее эффективна, когда легче устранить патологическое влияние ошибок воспитания. Семейная терапия включает в себя обследование семьи (в процессе которого следует определить семейный диагноз – совокупность психопатологических, личностных и социально-психологических особенностей семьи). На втором этапе проводятся семейные обсуждения. Беседы с родителями, бабушкой, дедушкой. С ребенком занимаются в кабинете, оборудованном как игровая комната – с игрушками, масками, письменными принадлежностями. Сначала ребенку предоставляется возможность свободного обращения с игрушками, книжками. По мере установления эмоционального контакта с ребенком проводится беседа. Семейные обсуждения обычно предшествуют занятиям с ребенком, но иногда можно начать с занятий с ним, при этом улучшение в состоянии ребенка положительно влияет на ход семейных обсуждений. При семейных обсуждениях определяется педагогическая перспектива, подчеркивается роль родителей в психотерапии, необходимость тесного сотрудничества.

    Следующий этап – совместная психотерапия больного и родителей. С дошкольниками проводятся предметные игры, рисование, постройки. Со школьниками – обсуждение различных тем, направленные предметные игры. При взаимодействии детей и родителей наглядно определяются привычные эмоциональные реакции, конфликты. В последующем проводятся ролевые игры, отражающие общение в жизни («школа», «семья»). В психотерапии используется сценарий, который разыгрывают дети и родители, меняясь ролями. Психотерапевт во время игры демонстрирует оптимальную модель семейных отношений. Так постепенно создаются условия для перестройки семейных отношений и ликвидации психологического конфликта.

    Индивидуальная психотерапия. Основные методы – «разъясняющая», или рациональная, психотерапия, рисуночная (арттерапия), игровая, аутогенная тренировка, суггестивная психотерапия (внушение).

    Рациональная психотерапия проводится в три этапа. Вначале, после установления эмоционального контакта с больным, врач в доступной форме объясняет ему сущность его болезненного состояния. На втором этапе врач вместе с больным старается определить источник его переживаний. В последующем в домашнем задании (больной должен закончить начатый врачом рассказ) он, разбирая разные варианты окончания рассказа, пытается разрешить трудные конфликтные ситуации сам или с помощью врача. Даже незначительные успехи во владении ситуацией при одобрении врачом способствуют перестройке отношений, коррекции неблагоприятных черт характера.

    Арттерапия (рисование, лепка). Иногда рисование может быть единственным способом общения ребенка. Рисуя, ребенок лучше разбирается в своих переживаниях. Наблюдение за ним во время рисования дает представление о его характере, общительности или замкнутости, особенно если ребенок рисует в небольшой группе детей, дает представление о самооценке, наличии творческого потенциала, фантазии, кругозоре. Рисование часто используется и при групповой психотерапии. Очень информативно рисование на заданные темы – рисунок семьи, изображение страхов и др. Для врача анализ рисунка семьи, беседа с ребенком об изображенных на рисунке лицах дает больше представления о структуре семьи, семейных отношениях, чем формально собранный у мамы анамнез. По завершению сеанса ребенок «отдает» нарисованные им страхи врачу. Вместо рисования иногда используют изготовление разных масок, лепку. Устранение ситуационных страхов предотвращает развитие навязчивых страхов. Хороший эффект устранения страхов отмечается в группе, когда дети дома рисуют страхи, а на занятиях совместно обсуждают, проигрывают их.

    Игровая психотерапия наряду с рисуночной наиболее соответствует возрастной потребности детей в игре, но требует организации игры как терапевтического процесса, эмоциональной включенности врача, способности к игровому перевоплощению. Используется как спонтанная игра без определенного сценария, так и направленная, но допускающая импровизацию. Игра с терапевтической целью показана детям 2-12 лет при аффективных и характерологических нарушениях, затруднении в общении. Игра направлена на восстановление нарушенных отношений. В спонтанной игре у ребенка появляется возможность эмоционального и двигательного самовыражения, осознания напряжения, страха. В импровизационной игре доктор создает стрессовые ситуации страха, обвинения, спора для того, чтобы ребенок научился самостоятельно или с его помощью найти выход из ситуации. Наиболее удачный этот метод считается у детей в возрасте 4-7 лет, когда происходит интенсивный процесс ролевого развития личности. В старшем возрасте драматизация проводится без кукол и игрушечного реквизита, в воображаемой обстановке. Таким образом, в совместном с врачом проигрывании происходит обучение подростков принятию адекватных решений в стрессовых ситуациях.

    Одним из вариантов игровой терапии является сказкотерапия, в процессе которой решаются вопросы психодиагностики и психокоррекции. При этой методике не только рассказывают, сочиняют и разыгрывают сказки, изготовляют сказочных персонажей, кукол-марионеток, но и проводят медитацию на сказку. При статической медитации дети прослушивают сказку в удобном (обычно лежа) положении под спокойную музыку. При психодинамической медитации – двигаются, перевоплощаясь в различных животных, и исполняют другие упражнения.

    Аутогенная тренировка (метод мышечного расслабления) проводится только у подростков. Метод эффективен при лечении системного невроза, в частности логоневроза, тиков. Положительный эмоциональный настрой, создаваемый врачом («путешествие», «пребывание в любимых местах отдыха», представление солнечного луча, согревающего в определенной последовательности мышцы нижних конечностей, туловища, затем верхних конечностей и, наконец, лица), легко вызывает мышечное расслабление, уменьшение и даже на время исчезновение тиков, заикания. С каждым последующим сеансом нарастает эффект мышечного расслабления и уменьшения невротических симптомов, кроме того, у ребенка появляется вера в выздоровление.

    Суггестивная психотерапия включает внушение в бодрствующем состоянии, косвенное внушение, гипнотерапию. Внушение в бодрствующем состоянии является обязательным элементом в любом психотерапевтическом воздействие. Внушение чаще применяется при острых невротических реакциях, при действии сверхсильных раздражителей (истерический амавроз, афония, мутизм, остро возникшие страхи). Внушение часто используется и при других невротических реакциях, невротической форме энуреза, патологических привычках. При хорошей внушаемости и установке на лечение внушение может проводиться в состоянии мышечной релаксации. Нередко у детей применяется косвенное внушение, при котором создается установка на лечебный эффект при приеме тех или иных лекарств, проведении каких-либо процедур (например, эффект электростимуляции при истерическом параличе). Примером косвенного внушения является плацебо – индифферентное вещество, оформленное в виде лекарства.

    Гипнотерапия применяется для мобилизации психофизиологических ресурсов, укрепления эмоционально-волевой сферы, оказывает в основном симптоматическое воздействие, быстро ликвидируя тот или иной симптом. Гипнотерапия противопоказана при нежелании лечиться, асоциальных установках, страхе гипнотического воздействия, психомоторном возбуждении, депрессии, остром соматическом заболевании. Гипнотерапия проводится при недостаточной эффективности внушения наяву, при различных невротических симптомах, астеноневротических состояниях, психосоматических заболеваниях.

    Групповая психотерапия. Основные показания для групповой психотерапии:

  • неблагоприятные личностные изменения при длительном течении невроза (эгоцентризм, повышенный уровень притязания);
  • трудности общения и связанные с этим аффективные расстройства (излишняя застенчивость, скованность, мнительность, непереносимость ожиданий и др.);
  • необходимость дальнейшей коррекции семейных отношений при трудноразрешимых конфликтах.
  • Противопоказания: отрицательное отношение к лечению, выраженная расторможенность, возбудимость, агрессивность и снижение интеллекта. Группы подбираются постепенно в процессе индивидуальной психотерапии. Число больных в пределах малой группы: 4 больных в возрасте 4-5 лет, 6 – в возрасте 5-11 лет, 8 – в возрасте 11-14 лет. Длительность занятий от 45 мин у дошкольников до 1 ч в 7-12 лет и 1,5 ч у подростков, что позволяет разыгрывать сложные сюжеты.

    Объединения в группу проходит путем совместного посещения музеев, выставок с последующим обсуждением рассказов, интересных книг, своих увлечениях и др, таким образом. достигается снятие напряженности. Дети начинают делиться своими собственными переживаниями, проблемами. По сравнению с индивидуальной психотерапией раскрытие переживаний в группе оказывает больший терапевтический эффект. Далее вводится игровой метод спонтанных и направляемых врачом игр. После чего следует тренинг психических функций (с применением игр, развивающих быстроту реакций, внимание, выносливость, координацию движений). Подростки обучаются приемам самоконтроля и саморегуляции. Существует несколько методик групповой психотерапии, в процессе занятий используются различные приемы – разнообразные игры, тренирующие не только перечисленные выше функции, но и воображение, различную технику общения, наблюдательность, творческую активность. В качестве домашних заданий используются различные рисуночные тесты, с последующим обсуждением. На каждом занятии проводится релаксация с внушением тех положительных качеств, которые участники группы приобрели на занятии. Обсуждение в конце курса лечения закрепляет результаты групповой психотерапии, расширяет кругозор детей, развивает их самосознание.

    Как уже отмечалось, медикаментозная терапия при неврозах имеет в основном второстепенное значение, действуя на тот или иной симптом, снимая напряжение, повышенную возбудимость (или депрессивный фон), уменьшая астенический синдром. Обычно медикаментозная терапия предшествует психотерапии. Возможно комплексное лечение, когда психотерапия проводится вместе с лекарственной терапией, физиотерапией. Комплексная терапия показана при неврозоподобных состояниях. При этом обычно назначается общеукрепляющая и дегидрационная терапия, средства, уменьшающие астению, ноотропы. Применение транквилизаторов и антидепрессантов может осложнить проведение психотерапии. Транквилизаторы используются в основном при органической расторможенности, гиперактивности.

    При неврозах, особенно у детей, целесообразно назначение настоев лекарственных растений, которые могут применяться длительно, до 1,5 мес. В настоящее время фитотерапия все чаще используется при лечении неврозов и психосоматических заболеваний. Большинство лекарственных растений вызывает седативный эффект (валериана, пустырник и др.).

    Так как у детей неврозы нередко развиваются на основе перинатальной энцефалопатии, невропатии, астенических состояний, лечение обычно проводится комплексно. При астенической симптоматике рекомендуют общеукрепляющие и тонизирующие средства: препараты кальция (хлорид, глюконат, лактат, глицерофосфат), липоцеребрин, витамины, настойки китайского лимонника, заманихи; полезны пантогам, ноотропил. При астенических состояниях с субдепрессивным синдромом показано применение настойки элеутерококка, аралии, женьшеня. При раздражительной слабости хороший эффект вызывает микстура Павлова в сочетании с настойкой валерианы, пустырника. Полезны ванны (в частности, хвойные); физиотерапия: электрофорез с кальцием, магния сульфатом, бромом, димедролом; электросон. Из психотропных средств при гиперстеническом синдроме применяют транквилизаторы с седативным действием (элениум, эуноктин), при гипостеническом – транквилизаторы с легким активирующим действием (седуксен, триоксазин). При невротических состояниях с субдепрессивным синдромом целесообразны малые дозы антидепрессантов – мелипрамина, амитриптилина. При повышенной возбудимости, гиперкинетическом синдроме показан сонапакс (меллерила).

    Лечение системных неврозов (заикание, тики, энурез) желательно проводить с учетом основного патогенетического фактора.

    При лечении невротического заикания основным методом является психотерапия, щадящий речевой климат в семье (лица, окружающие ребенка, не должны заставлять его «правильно» говорить; сами должны говорить медленно, плавно, напевно). Ребенок будет подражать, при медленном темпе речи заикание, возникшее после испуга по типу невротической реакции, обычно довольно быстро проходит. Рекомендуются настой лекарственных растений, микстура Павлова, уменьшение нагрузки (не форсировать речь ребенка, меньше читать ему, не заставлять заучивать длинные стихотворения). Требуется уменьшить общение со взрослыми, не говорить с ними о болезни ребенка, исключить контакт с заикающимися. На этой стадии не стоит обращаться к логопеду. При наличии выраженного аффекта, испуга показана игровая и рисуночная психотерапия. На стадии логоневроза проводится комплексное лечение, в котором наибольшее значение имеет психотерапия (элементы разъяснительной терапии, внушение в бодрствующем состоянии или в гипнозе, аутогенная тренировка, групповая психотерапия). Обязательна консультация логопеда с выполнением его рекомендаций. Периодическое применение седативных, общеукрепляющих средств, электрофорез кальция, брома, аминазина по воротниковой методике или на область речевых мышц, электросон.

    При неврозоподобном заикании внутренняя речь развита недостаточно, часто отмечаются задержка развития речи, дизартрия, дизграфические нарушения. Для этой формы заикания наибольшее значение имеют систематические логопедические занятия. Из лекарственных средств – дегидратационные, рассасывающие, ноотропы, витамины группы В. Лечебная гимнастика с включением дыхательных упражнений, массаж пальцев рук, речевой мускулатуры дополняют этот комплекс. Психотерапия имеет второстепенное значение, показана в основном при наличии невротических наслоений.

    При лечении невротических тиков наибольшее значение имеет предупреждение их фиксации в начале развития. Поэтому не допускается никаких замечаний, требований следить за собой, сдерживая тики. Желательно установить причину (испуг, подражание, перегрузка в школе и др.) и по возможности устранить ее. Из медикаментозных средств более эффективным является фенибут. Психотерапию желательно начинать рано, выбор ее зависит от возраста ребенка, начинать надо с индивидуальной (рисуночная, игровая) психотерапия. Старших детей после индивидуальной психотерапии обычно переводят на групповую.

    Лечение энуреза зависит от формы. Более распространен невротический и неврозоподобный энурез. При невротической форме в лечении главной является психотерапия; у детей младшего и среднего возраста более эффективна гипносуггестивная психотерапия, у подростков – аутогенная тренировка. Из медикаментозных средств у детей дошкольного возраста применяются лекарственные сборы с седативным эффектом, у старших детей прием транквилизаторов утром, днем. При неспокойном сне рекомендуется перед сном половина возрастной дозы эуноктина. Принципиально важным считается применение средств, регулирующих и способствующих восстановлению нормального сна. При простой форме энуреза (гиперсомнической) с дефицитом парадоксальной стадии сна придается большое значение воспитательно-гигиеническим мероприятиям. Например, рекомендуется лечебная гимнастика перед сном в связи с выраженной гиперактивностью больных, целесообразностью перевода гиперактивности в адекватные формы. Не рекомендуется насильственное пробуждение ночью (будить можно только в том случае, если ребенок начинает беспокоиться). Антидепрессанты (мелипрамин) целесообразны при простой и диспластической форме энуреза. При невротической и невропатической форме рекомендуют адаптогены (элеутерококк, женьшень и др.). Физиотерапия широко применяется при различных формах энуреза, но часто без заметного эффекта. В заключение следует сказать, что физиотерапия, как и многие лекарственные средства, могут оказать лечебное действие, если они назначаются с суггестивной установкой.

    Следует отметить, что при всех формах неврозов и неврозоподобных состояний лечение вызывает наибольший эффект в их начальной стадии, на стадии невротической реакции. При развитии невротического состояния и особенно невротическом формировании личности эффективность лечения заметно уменьшается.

    Дозы рекомендуемых лекарственных средств:

    Хлорид кальция – 5% раствор; 1 чайная, десертная или столовая ложка 3-4 раза в день (после еды).

    Глюконат кальция – таблетки по 0,5 г в упаковке по 10 шт. Детям до года – 0,5 г; от 2 до 4 лет – 1 г; от 5 до 6 лет – 1-1,5 г; от 7 до 9 лет – 1,5-2 г; от 10 до 14 лет – 2-3 г 2-3 раза в день.

    Глицерофосфат кальция – таблетки по 0,2 и 0,5 г; для детей разовая доза 50-200 мг.

    Липоцеребрин – таблетки по 0,15 г; детям назначают по 0,5-1 таблетке 3 раза в день.

    При энурезе препарат назначают, начиная с 2 капель на ночь, постепенно увеличивая до 15-20 капель, а затем ее медленно снижают (с психотерапевтическим подкреплением).

    При лечении неврозов желательно избегать парентерального применения препаратов, в частности витаминов, особенно если ребенок дает выраженную негативную реакцию на инъекции.

    Дозы рекомендуемых витаминов. Пиридоксин (витамин В6), таблетки 0,002 г, 0,005 г, 0,01 г. назначают 2-3 раза в день в возрастной дозе.

    Тиамина бромид (витамин В,), таблетки 0,002 г. назначают по 1 таблетке 3 раза в день.

    Профилактика Неврозов у детей:

    Профилактика неврозов заключается в понимание причин их возникновения и правильном воспитание. Для того чтобы предотвратить заболевания родителям стоит создать благоприятную атмосферу, умерить физические нагрузки и занятия спортом, своевременно начинать лечение соматических болезней; питание ребенка должно быть сбалансированным, содержать питательные вещества, необходимые для реализации нормального функционирования нервной системы.

    В профилактике неврозов важную роль играет лечение и устранение острых и хронических инфекций, профилактика травм мозга, к которым относится родовая, острая и хроническая интоксикация, нарушение питания организма, нехватка сна и отдыха. Недосыпание у детей влияет на развитие астенического состояния.

    Правильное воспитание является одним из условий профилактики неврозов и подразумевает развитие у ребенка таких качеств как выдержка, терпение, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, умение делиться с другими детьми, уступать, считаться с интересами других, научиться социально контактировать.

    К каким докторам следует обращаться если у Вас Неврозы у детей:

    Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Неврозов у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

    Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

    Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

    У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

    Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

    www.eurolab.ua