Лечение

Профессиональный стресс и его последствия

23.05.2018

Профессиональный стресс

Профессиональный стресс — это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанных с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

Информационный стресс возникает в случаях информационных перегрузок, когда работник не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важное решение в условиях жесткого ограничения во времени. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, а также в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров профессиональной деятельности.

Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва деловых отношений с коллегами по работе или конфликта с руководством. Эмоциональный стресс может остро переживаться человеком, поскольку разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

Коммуникативный стресс, связанный с реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования, несовпадении по темпу общения.

Динамика профессионального стресса

Выделяются три основные стадии развития стрессового состояния у человека:

1) нарастание напряженности (первая стадия, линия АВ);

2) собственно стресс (вторая стадия, линия ВС);

3) снижение внутренней напряженности (третья стадия, линия СО)

Продолжительность первой стадии может быть разной. Один человек «заводится» в течение двух-трех минут, а у другого внутреннее напряжение накапливается в течение нескольких дней, недель или месяцев. Но в любом случае состояние и поведение человека, попавшего в стресс, резко меняются на «противоположный знак». Японцы оценивают человека, попавшего в стресс: «Он потерял свое лицо». Это выражение можно понять и так: «Он потерял самообладание».

Действительно, спокойный и сдержанный человек неожиданно становится суетливым, раздраженным, даже агрессивным и жестоким. А живой, подвижный и общительный человек вдруг может стать мрачным, замкнутым и заторможенным.

На первой стадии исчезает психологический контакт в деловом и межличностном общении, появляется отчуждение в отношениях. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора с предметно-содержательных моментов на личные выпады типа «Ты сам(а) — такой (такая)».

И хотя на первой стадии стресс еще остается конструктивным и может повысить успешность профессиональной деятельности, все же постепенно у человека ослабевает самоконтроль. Работник теряет спо собность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.

Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой происходит потеря эффективного и сознательного самоконтроля (полная или частичная). «Стихия» деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Многие потом отмечают, что в стрессовом состоянии они сделали то, что в спокойной обстановке никогда бы не сделали. Обычно все, в той или иной мере переживавшие разрушительный стресс, впоследствии очень жалеют об этом.

Так же как и первая, вторая стадия по своей продолжительности строго индивидуальна — от нескольких минут и часов до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение и усталость.

На третьей стадии он останавливается и возвращается «к самому себе», часто переживая чувство вины («Что же я сделал(а)!»), и клянется, что «этот кошмар» больше никогда не повторится.

Проходит какое-то время, и стресс может опять повториться. У каждого работника своя, индивидуальная форма поведения в стрессовом состоянии. И так же у каждого — свой индивидуальный сценарий стрессового поведения, выражающийся в частоте и форме проявления стрессовых реакций.

Можно заметить, что одни «стрессуют» чуть ли не каждый день, но в небольших дозах (не слишком агрессивно и существенно не разрушая отношения с окружающими). Другие — несколько раз в год, но чрезвычайно сильно, существенно снижая самоконтроль в общении: они могут неожиданно «взорваться» и накричать на сотрудников или подчиненных, подать заявление об уходе, разорвать отчет о проделанной работе и т. п.

Стрессовый сценарий проявляется не только в таких характеристиках, как частота и форма поведения и общения человека. Важной является такая характеристика, как направленность стрессовой агрессии человека: на самого себя или на окружающих: коллег, подчиненных. Один винит во всем себя и стремится проанализировать прежде всего свои собственные ошибки. Другой обвиняет окружающих и не способен посмотреть на себя со стороны.

Стрессовый сценарий «запускается» почти автоматически. Достаточно незначительного нарушения привычного ритма и условий профессиональной деятельности — как будто против воли самого человека «включается» стрессовый механизм и начинает «раскручиваться» как «маховик» какого-то мощного и убийственного «оружия». Человек начинает конфликтовать по какой-то мелкой, незначительной причине. У него искажается восприятие сотрудников и коммуникативной ситуации, он придает негативное значение тем деталям, на которые в спокойном состоянии почти не обращал внимание.

Саморегуляция работника в условиях профессионального стресса

Может ли работник научиться регулировать собственное состояние в условиях профессионального стресса и перестроить свой стрессовый сценарий?

Безусловно да! В профессиональной деятельности более успешны люди, научившиеся владеть собой, имеющие развитую психотехнику личной саморегуляции. Они знают свои сильные и слабые стороны, умеют вовремя сдержаться, проявить терпение, затормозить свои внутренние «взрывы» и сохранить самообладание.

Люди с развитой системой саморегуляции размышляют так.

«Что толку обвинять себя или других? Нет смысла мучаться укорами совести. Но и «сбрасывать» свою стрессовую агрессию на окружающих — негуманно и невыгодно. Отношения разрушаются, теряются важные контакты, происходит потеря уважения окружающих, а проблема-то не решается! Я только теряю, ничего не приобретая!»

«Нужно уметь вовремя остановить себя, когда еще есть понимание ситуации и сохранен самоконтроль!» Один ведущий специалист крупной фирмы выразил эту мысль так: «Важно не попасть в точку В!»

«Вывод один: надо хорошо знать самого себя. Надо вовремя почувствовать изменение своего внутреннего состояния, когда «закипает» раздражение и появляется еле сдерживаемая агрессия».

Специалисты, хорошо регулирующие себя в стрессе, по-разному говорят о своих ощущениях, однако главное — они хорошо осознают их: «Я становлюсь раздраженным, внутри меня как бы вспыхивает что-то горячее», «Я начинаю ускоряться и несусь на всех оборотах», «У меня все застывает внутри», «Мне становится все безразлично».

Конечно, флегматичные люди имеют больше времени на осознание самих себя при нарастании стресса. Профессиональный стресс у них развивается медленнее, и есть «время в запасе». Люди с холеричным темпераментом, «с лету» входя в первую стрессовую стадию, имеют значительно меньше времени на ее осознаваиие. Тем не менее успешно овладевают стрессом как флегматики, так и холерики.

Необходимо запомнить следующие правила саморегуляции в условиях профессионального стресса.

Правило 1. Полезно наблюдать за самим собой. Что вы чувствуете на первой стадии стресса? Какие ощутимые изменения происходят в вашем состоянии и настроении? Сколько времени длится первая стадия вашего стресса? Это происходит сразу, как говорят, с «пол-оборота», или постепенно, с едва заметным, но ощутимым нарастанием? Что с вами происходит, когда вы теряете самообладание (в точке «В»)?

Следует помнить, что успешность построения личной программы защиты от профессионального стресса зависит от того, насколько точно и своевременно вы научитесь замечать, что вступаете в «зону» стресса и теряете самоконтроль.

Правило 2. Необходимо искать способы остановки самого себя. На первой стадии стресса важно «взять перерыв» и усилием воли прервать свои действия:

♦ сделать паузу в общении с сотрудниками (помолчать несколько минут вместо того, чтобы с раздражением отвечать на несправедливое замечание);

♦ выйти из комнаты;

♦ переместиться в другую, отдаленную часть помещения.

Правило 3. Необходимо стремиться перевести свою энергию в другую форму деятельности, заняться чем-нибудь другим, что даст возможность снять напряжение.

Если потеря самообладания произошла на работе, можно заняться следующим:

♦ перебрать свои деловые бумаги, полить цветы на подоконнике, заварить чай;

♦ выйти в коридор и поговорить с симпатичными сотрудниками или сотрудницами на нейтральные темы (о погоде, покупках и др.);

♦ подойти к окну и посмотреть на небо и деревья, порадоваться солнцу, дождю или снегу;

♦ обратить внимание на идущих по улице людей. Попробовать вообразить, о чем думают проходящие мимо люди;

ф зайти в туалетную комнату и на две-три минуты опустить ладони под холодную воду.

Такой «перерыв» можно практиковать как можно чаще в те моменты, когда происходит потеря самоконтроля. Важно, чтобы действие «остановки самого себя» вошло в привычку.

Правило 4. Следует серьезно задуматься над тем, какие моменты в работе помогают снять напряжение. Что вас больше всего радует? Чем вы занимаетесь с увлечением? И стараться каждый день иметь немного времени на занятия, которые приносят удовлетворение и радость.

biofile.ru

Профессиональный стресс

Исходя из медицинского определения стресса, нарушение профессиональной адаптации расценивается как невротический синдром. То есть, невроз. Это психосоматическое расстройство, описанное немецким психиатром Ясперсом в 1913 году. Любые виды профессионального стресса имеют признаки триады Ясперса:

  • Причина – психическая травма;
  • Психические расстройства отражают психогенно-травматическую ситуацию и не выходят за её рамки;
  • Все проблемы со здоровьем прекращаются тотчас после устранения причины.
  • В далеко зашедших случаях устранение причины невозможно, потому что профессиональный стресс прогрессирует до психического заболевания.

    Восприимчивость человека к психической травме возникает только тогда, когда происходит нарушение баланса между возможностями и способностями. Иными словами, в условиях переоценки собственных сил.

    Виды профессионального стресса

    Перенапряжение нервной системы при исполнении трудовых обязанностей проявляется эмоциональными вспышками, которые провоцируют экстремальные ситуации. Со временем порог экстремальности понижается, и вывести из себя сотрудника, находящегося в постоянном перенапряжении, не составляет труда. Иногда для этого достаточно громкого звука или яркого света от неожиданно включившейся лампы.

    Психологи различают следующие виды профессионального стресса у работников предприятий:

    • Информационный. Возникает в условиях цейтнота, когда справиться с возложенными задачами в краткий период времени, в виду повышенной ответственности за принятые решения, становится невозможным. Напряженность высшей нервной деятельности нарастает при часто изменяющихся требованиях. Иногда информационные параметры вносятся в заключительном этапе работы, что требует кардинальной переделки;
    • Эмоциональный. Подразумевает затянувшиеся конфликтные ситуации в трудовом коллективе, особенно с руководством. Угроза увольнения не способствует нормальному психологическому настрою.
    • Коммуникативный. Разновидность эмоционального профессионального стресса, ограниченная проблемами общения, как с коллегами, так и с теми людьми, с которыми человек контактирует по долгу службы.
    • Разновидности адаптационного синдрома в сфере производственных отношений во многом зависят от характера личности, но протекают у всех по одинаковой схеме.

      Механизм развития профессионального стресса

      Адаптационный синдром на уровне высшей нервной деятельности человека претерпевает три стадии развития:

    • Запуск. Напряженность скапливается до предела, после которого невозможно обратное развитие. У некоторых людей первая стадия длится в течение многих дней или даже месяцев, у других – несколько минут;
    • Состояние аффекта. Человек теряет способность к самоконтролю и совершает поступки прямо противоположные. Спокойные люди становятся агрессивными, общительные – мрачными и замкнутыми.
    • Упадок сил. Внутренняя напряженность спадает, и человек становится самим собой. Он ощущает чувство вины и раскаяния.
    • Даже единственный нервный срыв не проходит бесследно. На уровне высшей нервной системы закрепляется патологический стереотип. Так профессиональный стресс превращается в обыденность. Страдает не только и не столько нервная реакция – поражаются внутренние органы. Постоянная централизация кровообращения приводит к кислородному голоданию периферических органов, обостряется язвенная болезнь, развивается варикозное расширение вен, снижается потенция.

      Факторы профессионального стресса

      Существуют группы факторов, способствующих развитию ситуационных неврозов, связанных с профессиональной деятельностью:

    • Трудовые. Недогрузки или перегрузки работой. Если человеку на работе не хватает нагрузки, работник начинает считать себя недооценённым и в какой-то мере неполноценным. При повышенной нагрузке, сотрудник находится в состоянии тревоги;
    • Должностные. Непонятные требования к исполнению работы вызывают чувство неопределенности. Сотрудники не знают и не могут предполагать, как результаты их труда будут оценены начальством;
    • Карьерные. Эти факторы профессионального стресса имеют две составляющие: боязнь увольнения и задержка профессионального продвижения;
    • Личностные. Проблема распределения времени на семью и работу.

    Помимо психологических причин существуют физические стрессовые факторы: неустроенность рабочего места, шум, вибрация, контакты с вредными веществами.

    Тест на профессиональный стресс

    В большем количестве случаев сотрудники принимают сложившееся положение на работе как должное и не пытаются что-либо изменить. Кто-то постоянно не справляется с работой, но успешно создает видимость бурной деятельности. Кто-то работает за троих и не бывает отмечен начальством. Как ни странно, развитию профессионального стресса подвержены и те, и другие работники. Одним не хватает работы, другим – признания мнимых или настоящих заслуг.

    Чтобы исключить сложные психологические ситуации на производстве, психологи разработали специальный тест на профессиональный стресс, оценка которого позволяет сделать необходимые выводы. При выявленной напряженности в коллективе начальству необходимо что-то менять. И как можно скорее. Взрывоопасная обстановка в коллективе приведет к полному параличу трудовой деятельности. Недолго потерять ценных сотрудников, которые если не станут увольняться, то потеряют трудоспособность на длительное время. В связи с инфарктом миокарда, например. И причиной сердечной патологии окажется невротическое расстройство психики.

    Профилактика профессионального стресса

    Исходя из признаков неврозов по Ясперсу, в том числе профессиональных, освобождение личности от нервного расстройства напрашивается само собой. Если реактивные психические нарушения исчезают после удаления причины – следует избавиться от нее. Однако массовое увольнение не решает проблемы. Поэтому руководителю следует предпринять более эффективные меры с целью улучшения психологического микроклимата в коллективе. Профилактика профессионального стресса предусматривает следующие шаги руководства:

  • Правильная оценка способностей подчиненных, с учетом их склонностей и потребностей;
  • Составление четкого плана действий с конкретными зонами полномочий;
  • Смена стиля руководства с диктаторского к наставническому, когда начальник обсуждает с сотрудниками сложные задачи, подсказывает пути их решения;
  • Использование стимула материальной заинтересованности.
  • Для преодоления профессионального стресса работникам рекомендуется использовать следующие методы саморегуляции:

  • Постановка краткосрочных задач, решение которых повышает самооценку и обеспечивает долгосрочную мотивацию;
  • Правильная организация труда и отдыха;
  • Отказ от ненужной конкуренции, требующей полной отдачи сил;
  • Своевременное переключение с одного вида деятельности на другой в пределах профессии.
  • Каждому человеку, независимо от его положения, необходимо помнить, что работа – это только часть его жизни.

    www.neboleem.net

    / Профессиональный Стресс

    Стресс — это нарушение покоя, возникающее внутри нас как реакция на определенную ситуацию или деятельность, как внешнюю, так и внутреннюю.

    это напряженное состояние работника, возникающее у него при воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью. Различают такие разновидности профессионального стресса, как информационный, эмоциональный и коммуникативный стресс.

    1. Информационный стресс. При информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение в условиях жестких временных ограничений, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров.

    2. Эмоциональный стресс человек переживает еще более остро, чем стресс информационный, поскольку он разрушает его глубинные установки и ценности — то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной или предполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких.

    3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами в общении, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования.

    3 стадии развития стресса:

    стадия тревоги — возникает при первом появлении стрессора; сначала снижается уровень резистентности организма, затем мобилизуются резервы, включается механизм саморегуляции. Тревога утихает, активность нормализуется. Большинство стрессов разрешается на этой стадии.

    стадия резистентности — наступает в случае продолжительного воздействия стрессора. Адаптационные резервы расходуются в соответствии с напряжением функциональных систем

    стадия истощения — отражает нарушение деятельности механизмов регуляции и борьбы организма с чрезмерно длительным воздействием стрессора

    Причины, признаки и последствия профессионального стресса.

    Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на психическое и физическое здоровье отдельного работника, но и на организационную среду и эффективность организации в целом. Профессиональный стресс – этомногоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакции субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.

    Можно выделить различные виды стрессов, возникающих в процессе трудовой деятельности:

    Рабочий стресс, возникающий из-за причин, связанных с условиями труда, организацией рабочего места;

    Профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности;

    Организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации.

    Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого, и трудовая деятельность и конкретная производственная ситуация могут являться не только причиной, но и поводом для возникновения стрессового состояния человека. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях.

    Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные. Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса. Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности. Главная причина возникновения стресса связана с индивидуальными особенностями человека: психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект трудовой и профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы. Дополнительные факторы жизни человека могут также оказать влияние на возникновение или усугубление стресса. К этой категории можно отнести рост безработицы, преступность, экономические, политические, военные кризисы – то есть глобальные факторы, влияющие на стресс; и личностные факторы такие, как: финансовые или юридические проблемы, семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, потеря близких, снижение трудоспособности и др.

    В качестве стрессоров – факторов, влияющих на возникновение состояние стресса,- выступают жизненные ситуации, события, которые можно систематизировать по интенсивности негативного воздействия и времени, требуемому на адаптацию. В соответствии с этим различают:

    Повседневные сложности, неприятности, трудности. Время на адаптацию к ним составляет от нескольких минут до нескольких часов.

    Критические жизненные, травматические события.Время на адаптацию – от нескольких недель до нескольких месяцев.

    Хронические стрессоры. Могут длиться годами.

    В соответствии с выделенными видами профессиональных стрессов, стрессогенные факторы трудовой деятельностиможно классифицировать следующим образом:

    I.Производственные, касающиеся условий труда и организации рабочего места:

    микроклимат рабочего помещения (шум, вибрация, освещенность);

    интерьер, дизайн помещения;

    организация индивидуального рабочего места;

    неудобный график работы, сверхурочные;

    II Факторы, связанные с профессией:

    понимание целей деятельности (ясность, противоречивость, реальность);

    профессиональный опыт, уровень знаний;

    профессиональная подготовка, переподготовка;

    возможность проявления творческих способностей

    психологический климат в коллективе (взаимоотношения с коллегами, клиентами, межличностные конфликты);

    обратная связь о результатах деятельности;

    управление организацией (централизация, возможность участия в управлении сотрудников);

    соотношение структуры и функции, целей организации;

    нарушение субординации, неправильно выстроенная иерархия;

    специализация и разделение труда;

    кадровая политика, продвижение по службе (слишком быстрое или слишком медленное);

    межличностные отношения с руководством, конфликты;

    нравственная зрелость и устойчивость;

    целеустремленность и дисциплинированность, аккуратность;

    удовлетворенность ожиданий и результатов деятельности (соотнесение ожиданий и целей);

    фрустрация (невозможность удовлетворения) потребностей;

    особенности личности (эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, тревожность, агрессивность, склонность к риску, и т.д.);

    особенности психического состояния (наличие утомления);

    особенности физиологического состояния (наличие острых и хронических заболеваний, биологические ритмы, вредные привычки, возрастные изменения).

    Профессиональный стресс возрастает, когда неясны цели работы, когда выдвигаются противоречивые требования, когда работы слишком много или слишком мало, когда работники в лучшем случае могут оказывать незначительное влияние на принятие решений и несут ответственность за профессиональное развитие других людей.

    Одним из факторов modus operandi организации и рабочего места, связанным со стрессом, является степень участия. Восприятие работниками степени своего участия в процессе принятия решений, уровне консультаций, получаемых по поводу проблем организации, и вовлеченности в формирование норм и правил поведения связано с удовлетворенностью работой, ощущением угрозы на работе и самооценкой. Другие отмечают, что неучастие связано в целом с плохим физическим здоровьем, злоупотреблением алкоголем с целью забыться, депрессиями, неудовлетворенностью жизнью, низкой мотивацией к работе, намерением покинуть место работы и прогулами.

    Четкое понимание своей роли в организации и ощущение, что вы «играете роль», очень важны для поддержания минимального уровня стресса. У работников, которым не хватает этих ощущений, может возникнуть множество ролевых проблем.

    Когда требования настолько высоки, что работник чувствует, что не может справиться, развивается стресс. Вы можете себе представить, каково это, когда нужно сделать очень много за слишком короткое время.

    Когда работникам не хватает сноровки, образования, навыков или опыта для работы, они испытывают стресс. Несоответствие возможностей и способностей работника и ожиданий организации создают дисгармонию и неудовлетворенность.

    Другой возможный источник стресса — ситуация, при которой не прояснены детали работы. Работники должны знать о возможностях продвижения, приоритетах организации и о том, что от них ожидается.

    Иногда работники попадают «между львом и крокодилом». Два начальника ставят перед ним разные цели. Работник может столкнуться с противоречащими требованиями. Это дилемма из разряда «сделаешь — плохо, не сделаешь — тоже плохо». Подобная ситуация — также фактор профессионального стресса.

    Факторами, обычно связанными с неудовлетворенностью работой, являются за работок и условия работы (например, шум, плохое освещение, плохая вентиляция, слишком много сотрудников в одном помещении и т. д.). Однако высокая зарплата и хорошие условия труда еще не гарантируют удовлетворенность работой. На данный показатель оказывает влияние и группа факторов, которая называется мотивационными факторами. В число этих факторов входит степень сложности заданий, объем работы, хорошо оцененной по выполнении, отношения между сотрудниками и степень побуждения взять на себя большую ответственность. К несчастью, во многих объединениях при заключении контрактов эти факторы игнорируется. На самом деле большинство из них трудно документально зафиксировать. Однако они достаточно важны, чтобы попытаться это сделать.

    Некоторые рабочие места характеризуются постоянной суетой, что является источником стресса. Опасные задания или распорядок работы, токсические вещества, высокий уровень шума, пыль, переохлаждение, неприятные запахи и другие факторы стресса могут привести к появлению болезни.

    Признаки, по которым можно определить, что человек находится в состоянии стресса, делятся на три основные категории:

    Физические.К ним относятся: хроническая усталость, слабость, нарушения сна и дыхания, холодные конечности, повышенная потливость или сухость кожных покровов, аллергические реакции, склонность к частым простудным заболеваниям, изменения аппетита (постоянное чувство голода или полная потеря аппетита), резкие изменения веса, устойчивые нарушения кровяного давления и сердечного ритма, появление болей различного характера. Эти признаки могут быть вначале незначительными раздражителями, но, усиливаясь со временем, привести под воздействием стресса к серьезным заболеваниям.

    Эмоциональныепризнаки проявляются в беспокойстве, сниженном общем фоне настроения, склонности к частым слезам, вялости и апатии, повышенной утомляемости, ощущении потери контроля над собой и ситуацией; в безразличии к окружающим и близким, своей собственной судьбе, повышенной возбудимости, озабоченности, появлении чувства беспомощности, необычной гневливости и агрессивности, чувстве паники, постоянной раздражительности и нервозности по незначащим поводам.

    Поведенческие признаки стресса относятся к особенностям взаимодействия человека с окружающим миром: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, постоянное откладывание дел на потом, злоупотребление алкоголем, курением, лекарственными препаратами, невнимание к внешнему виду, навязчивые движения и т.д.

    Таким образом, можно увидеть, что стресс оказывает серьезное влияние на физическое и психическое здоровье человека.

    К негативным последствиям стресса можно отнести:

    Снижение трудоспособности, ухудшение показателей работы (качественных и количественных);

    Снижение адаптационных возможностей организма;

    Деформации личности: переживания одиночества, опустошения, депрессии, хронической усталости и выгорания.

    Физиологические проблемы, болезни адаптации (сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка, гипертония, болезни органов дыхания, особенно бронхиальная астма). Стресс является главным фактором, влияющим на появление или обострение многих заболеваний.

    Ключевая роль в процессе управления стрессами принадлежит контролю за их уровнем, построенному на отслеживании характерных признаков стресса. Хотя стресс проявляется внешне на телесном и поведенческом уровне, часто бывает невозможно только по внешним признакам определить наличие стрессового состояния, так как напряжение у некоторых людей даже в критические моменты может быть не выраженным.

    Изменения в результате стресса проявляются во всех сферах психики. Так, в эмоциональной сфере возникает чувство тревоги, обостренное восприятие значимости происходящего. В когнитивной – восприятие угрозы, оценка ситуации как неопределенной, осознание опасности ситуации. В мотивационной – резкая мобилизация или полная демобилизация всех сил и ресурсов. В поведенческой сфере – изменение привычных темпов и ритма деятельности, появление «зажатости» в движениях. Все эти изменения имеют нечто общее: для всех них характерно изменение интенсивности процессов данной сферы в сторону уменьшения или увеличения.

    Контроль и оценку стресса можно провести с помощью различных тестов, опросников, одним из которых может являться тест по «инвентаризации симптомов стресса».

    Для эффективного управления предприятием или фирмой, необходимо учитывать такое явление, как организационный стресс, то есть психическое напряжение, связанное с выполнением профессиональных обязанностей в структуре организации. Для оценки и измерения стрессоустойчивости к организационному стрессу, связанному с умением общаться, адекватно реагировать и оценивать ситуацию и т.д., можно воспользоваться шкалой организационного стресса Мак-Лина. Чем меньше суммарный показатель организационного стресса, тем выше устойчивость к нему, а чем он выше, тем сильнее предрасположенность к переживанию дистресса и различным синдромам, возникающим вследствие стрессовой ситуации таким, как синдром профессионального выгорания.

    Теоретические подходы к проблеме профессионального стресса.

    В современной науке не существует единого подхода в выделении факторов, провоцирующих возникновение профессионального стресса.

    Одним из наиболее простых подходов является «витаминная» модель П. Б. Ворра (Warr’s vitamin model). Автор предполагает, что существует связь между девятью признаками окружающей среды и психологическим благополучием (здоровьем) работника. К признакам окружающей среды Ворр относит [цит. по: Брайт, Джонс, 2003] следующие:

    1) возможность лично контролировать действия или события, возможность принимать решения;

    2) возможность использовать имеющиеся у работника навыки и приобретать новые;

    3) требования, предъявляемые к работнику;

    4) возможность делать выбор в рабочей обстановке;

    5) ясность обстановки (обратная связь, которую работник получает в ответ на свои действия; степень предсказуемости действий других людей и обстоятельств; ролевая определенность);

    6) возможность межличностных контактов (социальная поддержка, помощь в достижении многих рабочих целей);

    7) наличие денег, уровень материального стимулирования работника;

    8) безопасность труда и условия труда;

    9) положение работника в социальной группе. Высокий психологический статус обеспечивает работнику уважение со стороны коллег, что позитивно влияет на психическое здоровье.

    Ворр предполагает, что точно так же, как недостаток витаминов в организме приводит к болезням, недостаток каждого из девяти факторов рабочей обстановки вызывает ухудшение психического здоровья.

    Модель взаимного соответствия индивидуума и среды (the person-environment fit model) — подход, имеющий наибольшую популярность в США. Данная модель основана на предположении, что особую опасность для человека имеют ситуации, когда работа предъявляет ему требования, не соответствующие его способностям, а также когда существуют расхождения между потребностями человека и уровнем вознаграждения, получаемого им за его труд.

    Модель Р. Карасека, основанная на требованиях, предъявляемых работой, и контроле над ней (Karasek’s derfland — control model) [Karasek, 1979]. Данная модель оказала огромное влияние на исследование профессионального стресса в Европе и Австралии. Для построения своей модели Карасек выделил два аспекта работы — требования, предъявляемые работой (объем работы, скорость, с которой работа должна быть выполнена, требования к работнику), и контроль над рабочей ситуацией.

    Согласно данной модели, максимально высокое физическое и психологическое напряжение возникает при сочетании высоких требований со стороны рабочей ситуации и низкого уровня контроля над ней. Однако каждый фактор должен быть в определенных границах. Высокий уровень контроля над рабочей ситуацией так же плох, как и низкий.

    Международная организация труда (International Labor Organization) оценила убытки в результате стресса в двести биллионов долларов ежегодно. Сюда входит оплата больничных, стоимость госпитализаций и амбулаторное лечение, а также издержки из-за снижения производительности труда. Выросли также за траты на профессиональное усовершенствование.

    Уровень стресса постоянно растет. В 1983 году 55% людей еженедельно сталкивались со стрессом. В 1992 году уже каждый третий испытывал стресс ежедневно или несколько раз в неделю, что на 20% больше, чем десять лет назад. Позже, в 1996 году уже 75% людей ежедневно испытывали стресс . Из всего стресса, которому подвергаются американцы, по результатам исследования 78% жалоб на стресс из-за работы, и только 35% получают удовольствие и удовлетворение от собственной работы, а у половины обследованных за последние десять лет уровень стресса значительно возрос. Признавая тот факт, что профессиональный стресс свойствен не только американцам, Всемирная Организация Здравоохранения называет его «болезнью двадцать первого века», потому что этот вид стресса встречается в любой профессии мира и принял размеры «глобальной эпидемии» .

    Такой ужасающий рост профессионального стресса спровоцирован разными факторами, не последним из которых является технический прогресс. Хотя американцам и нравится то, что они везде достижимы для всех — у них есть сотовые телефоны, телефоны в машинах, факсы, лаптопы и переносные компьютеры, электронные адреса и пейджеры, сам факт того, что они «всегда на телефоне», яв ляется сильным стрессором. Размеры этой проблемы стали очевидны после ис следования Гэллапа, согласно которому работники в среднем получают 190 по сланий в день: по телефону, электронной почте, голосовой почте, обыкновенной почте, факсу, кроме того, есть еще и записки, послания на автоответчик, пейджер, сотовый телефон и т. д..

    Последствия стресса, связанного с работой, привлекли к бизнесу большое внимание. Например, компании предлагают своим работникам гибкий график, позволяющий им самим составлять свое расписание, учитывая приоритеты и стиль жизни. Это помогает при наборе сотрудников, так как 80% молодых людей в возрасте от 20 до 39 лет говорят, что гибкий график позволяет им больше времени проводить с семьей, что гораздо важнее работы и высокого заработка .

    К тому же все больше и больше компаний предлагают программы по уходу за детьми, чтобы снизить стресс, связанный с длительным отсутствием родитель ского надзора за детьми по причине работы. Одной из таких организаций являет ся Chase Manhattan Bank. Работники этого банка могут обеспечить двадцать дней бесплатного присмотра за ребенком в год. Анализ показал, что это сэкономило банку 825 000 долларов в 1996 году. Настоящая экономия стала возможной по причине того, что родителям не приходилось пропускать работу из-за необходимости беспокоиться о состоянии ребенка в рабочее время. Это позволяло им лучше сконцентрироваться на задании; они также стали меньше болеть из-за снижения стресса, вызванного беспокойством за благополучие ребенка. Другими примерами таких организаций могут быть Hewlett-Packard в Санта-Розе, штат Калифорния, и Target в Миннеаполисе. Большинство подобных школ — это местные школы с учителями, пособиями и расписанием, связанные с компанией, которая арендует землю, строит школы, поддерживает их и оплачивает расходы.

    Американская группа поддержки банков (American Bankers Insurance Group) от крыла свою школу в Майами в 1987 году. Компании это обошлось в 140 000 дол ларов. Однако говорят, что компания экономит 475 000 долларов в год, потому что значительно снижается количество прогулов и текучесть рабочей силы. Для родителей, чьи дети посещали эти школы, оборот денег составил 6%, а для всей компании — 13,3% .

    Есть и другие мероприятия, позволяющие работникам снизить уровень профессионального стресса. Например, в некоторых компаниях предлагается бесплатный массаж на рабочем месте, разделение труда для снижения нагрузки, бесплатная мобильная связь несколько дней в неделю в часы пик. Уникальный подход используется на Техасском заводе в Далласе. Техасский завод предлагает услуги консьержей, чтобы устраивать дни рождения для детей. Работники оплачивают вечеринку, но услуги консьержей оплачивает завод. Около 1500 работников воспользовались услугами в течение первого месяца после их появления. Теперь такая программа существует на многих других больших предприятиях.

    Дж. С. Пеннейс Плано (J. С. Penney’s Piano), штат Техас, дает работникам с собой готовую еду, чтобы им не приходилось готовить дома после работы. Другие организации обеспечивают своим сотрудникам скидки на оборудование для домашнего компьютера или программы по уходу за родителями, бабушками и дедушками, за которых отвечают работники. Также образовалась ассоциация из двадцати двух крупнейших корпораций в Америке — включая IBM, Lucent tech nologies, Xerox, AT&T, Hewlett-Packard, Deloitte и Mobil где предлагается уход за детьми и стариками в семьях сотрудников.

    Профессии с высоким уровнем стресса

    Исследователь Роберт Карасек и его коллеги, изучая профессиональный стресс, выявили профессии, где уровень стресса очень высок, возможность принятия решений крайне низка, а требования к работникам очень высоки. Примеры психологических требований: быстрая работа и ее большой объем. Ниже перечислены виды деятельности с наиболее высоким и наименее низким уровнем стресса.

    Максимальный уровень стресса: электрик, фальшивомонетчик, кассир, электронщик, повар.

    Минимальный уровень стресса: архитектор, дантист, лесник, терапевт, сборщик дета лей.

    Является ли ваша профессия той, где от вас ожидают, что вы будете полностью выкладываться, но практически не позволяют принимать решений о том, каким образом вы будете это делать? Если это так, то, возможно, вам стоит задуматься, хотите ли вы испытывать стресс и напряжение, которые может повлечь за собой эта работа

    studfiles.net

    Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия Текст научной статьи по специальности «Психология труда»

    Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Фонталова Наталья Сергеевна

    Посвящена особенностям психологического стресса , которые могут проявляться в процессе профессиональной деятельности. Дается определение понятия « стресс », приводится общая модель профессионального стресса , выделяются профессиональные стрессоры . Рассмотрены виды и причины профессионального стресса , его влияние на работоспособность, производительность и качество труда человека.

    Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Фонталова Наталья Сергеевна,

    Текст научной работы на тему «Стресс в профессиональной деятельности и его психолого-экономические последствия»

    ?ОБЩАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    УДК 159 Н.с. ФОНТАЛОВА

    ББК 52.5 кандидат психологических наук, доцент

    Байкальского государственного университета экономики и права,

    г. Иркутск e-mail: fontalova.n@mail.ru

    СТРЕСС В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ПСИХОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

    Посвящена особенностям психологического стресса, которые могут проявляться в процессе профессиональной деятельности. Дается определение понятия «стресс», приводится общая модель профессионального стресса, выделяются профессиональные стрессоры. Рассмотрены виды и причины профессионального стресса, его влияние на работоспособность, производительность и качество труда человека.

    Ключевые слова: стресс, профессиональный стресс, стрессоры, профессиональное выгорание, производительность труда.

    PhD in Psychology, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

    STRESS IN PROFESSIONAL ACTIVITY AND ITS PSYCHOLOGICAL AND ECONOMIC CONSEQUENCES

    The article is devoted to peculiarities of psychological stress, which can manifest themselves in the course of professional activities. The definition of the concept of «stress» is given, a general model of professional stress is provided and professional stressors are specified. The author studies the types and the reasons of professional stress, its influence on working capacity, productivity and quality of labour.

    Keywords: stress, professional stress, stressors, professional burnout, norm of labor productivity.

    Проблема стресса в настоящее время приобретает все большую актуальность. Стресс присутствует во всех сферах человеческой жизни, в том числе и в профессиональной. Результатом этого являются последствия не только психологического, но и экономического характера, такие как рост числа заболеваний стрессовой этиологии, ухудшение трудоспособности активной части населения, различные формы «личностного неблагополучия», в итоге — потеря квалифицированной рабочей силы. Кроме этого, снижается производительность труда и, как следствие, доходы в целом.

    Термин «стресс» (англ. stress — давление, напряжение) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, т.е временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационно-

    © Н.С. Фонталова, 2011

    го синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях [7].

    В последние годы отмечается растущий интерес к исследованиям в области профессионального (рабочего) стресса. Развитие стресса на рабочем месте выделено как важная научная проблема в связи с его влиянием на работоспособность, производительность и качество труда, состояние здоровья индивида. В литературе по проблеме показано, что ряд рабочих стрессоров, таких как ролевая неопределенность, конфликты, недостаточный контроль, рабочая перегрузка и др., обычно бывает тесно связан с психическим напряжением, психосоматическими расстройствами, а также с неблагоприятными поведенческими последствиями [2; 6; 8—11].

    Центральным понятием в литературе по профессиональному стрессу является понятие контроля (т.е. оценки и коррекции) способов и результатов деятельности. В работах, посвященных созданию общей теории стресса рабочего места, на основании исследований проблемы контроля выдвинута гипотеза, что переживания стресса возникают при взаимодействии двух факторов — ответственности и контроля («широта работы» и «психологические требования»).

    «Активные» профессии предъявляют к работнику высокие требования, но также дают большую степень контроля за способами и результатами выполнения заданий

    (врачи, адвокаты, руководители). Есть профессии с высоким уровнем контроля, но относительно низкими требованиями (или требованиями с отставленной реализацией) — ученые, архитекторы, ремонтники, считающиеся наименее стрессовыми. «Пассивные» профессии (сторожа, вахтеры) дают мало возможностей для контроля и предъявляют низкие психологические требования к работнику.

    На рисунке представлена общая модель профессионального стресса, отражающая содержание и характер взаимосвязи основных его компонентов. В целом составляющие системы труда могут вызывать прямые стрессовые реакции, которые регулируются личностными и когнитивными характеристиками человека. Если эти краткосрочные стрессовые реакции становятся хроническими, они могут привести к значительным негативным последствиям для его здоровья и работы.

    Рост интереса к профессиональным стрессам в последнее время не случаен, так как их негативные последствия влияют не только на психическое и физическое здоровье отдельного работника, но и на организационную среду, эффективность функционирования организации в целом, а также на производительность труда, плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей. А производительность труда измеряется количеством продукции, произведенной работником в сфере материального производства за единицу рабочего времени (час, смену, месяц, год), или количеством времени, которое затрачено на производство единицы продукции.

    Общая модель профессионального стресса (источник: [2])

    Профессиональный стресс — это многоплановый феномен, совокупность физиологических и психологических реакций субъектов трудовых отношений на сложную профессиональную ситуацию.

    Можно выделить различные виды стресса, возникающего в процессе трудовой деятельности: рабочий стресс, обусловленный причинами, связанными с условиями труда, организацией рабочего места; профессиональный стресс, связанный с самой профессией, родом или видом деятельности; организационный стресс, возникающий вследствие негативного влияния на работника особенностей организации.

    Психологическая специфика стресса зависит как от достаточно сильных внешних воздействий на человека, так и от личностного смысла цели его деятельности, оценки ситуации. Исходя из этого и трудовая деятельность, и конкретная производственная ситуация могут являться причиной для возникновения у человека стрессового состояния. Истинные причины стресса часто скрываются в личностных особенностях самого субъекта трудовых отношений: в его мировоззрении, установках, стереотипах восприятия, потребностях, мотивах и целях. Поэтому причины профессионального стресса можно разделить на главные и непосредственные. Непосредственными причинами могут послужить такие события, как конфликт с руководством, дефицит времени, сложность задания, проблемные ситуации в процессе коммуникации и т.д., следствием которых является развитие психической напряженности и стресса. Чаще всего непосредственные причины связаны со сложностью задания и условиями трудовой деятельности. Главные причины возникновения стресса связаны с индивидуальными особенностями человека — психологическими, физиологическими, профессиональными. Практически любой аспект профессиональной деятельности может стать причиной стресса, если он рассматривается субъектом деятельности как превосходящий его возможности и ресурсы. Дополнительные факторы жизни человека могут также оказать влияние на возникновение или усугубление стресса. К ним можно отнести рост безработицы, преступность, экономические, политические, военные кризисы, т.е. глобальные факторы, влияющие на возникновение стресса; и

    личностные факторы, такие как финансовые или юридические проблемы, семейные конфликты, возрастные и жизненные кризисы, потеря близких, снижение трудоспособности и др. [1-5; 9].

    Н.В. Самоукина выделяет такие виды профессионального стресса (дистресса): информационный стресс; эмоциональный стресс; коммуникативный стресс [6].

    Часто профессиональный стресс изучают в тесной связи с понятием «профессиональное выгорание».

    Впервые термин «burnout» (англ. «выгорание, сгорание») был введен американским психиатром X. Фреденбергом в 1974 г. Под выгоранием подразумевалось состояние изнеможения в совокупности с ощущением собственной бесполезности, ненужности [8].

    В.В. Бойко дает следующее определение термина: «Эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия» (цит. по: [3]).

    Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них [2; 10]. Модель синдрома может быть представлена как трехкомпонентная структура, включающая в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию, редукцию персональных достижений.

    Таким образом, профессиональный стресс может присутствовать в деятельности каждого человека. Профессиональный стресс имеет психологические и экономические последствия. К таким последствиям психологи и экономисты относят снижение производительности труда, работоспособности, ухудшение психологического и физического здоровья человека, профессиональное выгорание. Стресс напрямую связан с организационными проблемами или плохими условиями работы, с нечеткими служебными обязанностями, маленькой зарплатой и неясной перспективой служебного продвижения.

    Список использованной литература

    1. Азон Б. Стресс излечим. М., 1994.

    2. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.

    3. Банковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния. М., 1991.

    4. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 2000. № 3. С. 4-21.

    5. Лосик Б. Держитесь! Стресс-менеджмент для трудоголиков / пер. с англ. С.М. Беднякова. М., 2006.

    6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 1999.

    7. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М., 1960.

    8. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2001.

    9. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. М., 2009.

    10. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.

    11. Щербатых Ю.В. Психология стресса. М., 2008.

    1. Azon B. Stress izlechim. M., 1994.

    2. Bodrov V.A. Informatsionnyi stress. M., 2000.

    3. Zankovskii A.N. Professional'nyi stress i funktsional'nye sostoyaniya. M., 1991.

    4. Leonova A.B. Osnovnye podkhody k izucheniyu professional'nogo stressa // Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 14, Psikhologiya. 2000. № 3. S. 4-21.

    5. Losik B. Derzhites'! Stress-menedzhment dlya trudogolikov / per. s angl. S.M. Bednyakova. M., 2006.

    6. Samoukina N.V. Psikhologiya i pedagogika professional'noi deyatel'nosti. M., 1999.

    7. Sel'e G. Ocherki ob adaptatsionnom sindrome. M., 1960.

    cyberleninka.ru