Лечение

Профилактика стрессов у педагогов

11.09.2018

Профилактика стрессов у педагогов

(Занятие с элементами тренинга для педагогов).

Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализировать знания о приемах саморегуляции.

  • Дать понятие стресса и влияние его на организм человека.
  • Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.
  • Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.
  • Обучение педагогов способам снижения стрессовых реакций организма.

Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Не секрет, что не все из Вас смотрят на взаимодействие педагога и психолога с оптимизмом. Поэтому эпиграфом к сегодняшней нашей встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:

Наше занятие рассчитано на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания.

Инструкция: В левой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур ( круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы

Инструкция: участники тренинга сидят в общем кругу. Психолог передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток»

Психолог: «У всех в руках салфетки?» Хорошо, а теперь давайте начнем. Перед началом дальнейшей работы, я думаю, нам стоит вновь познакомиться. На некоторое время забудьте о том, что у Вас есть отчество. Посчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу Вас представиться (называя себя только по имени)0 и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько у Вас в руках салфеток.

Материал: бумага формата А4, фломастеры.

Стресс — категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. При этом нет такого человека, который хотя бы единожды не испытывал стресса. Каждый из нас сталкивается с ним довольно часто, У каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами:

  • материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму;
  • поймем, какие факторы влияют на возникновение стресса;
  • определим показатели, показывающие, что человек находится в стрессовом состоянии.
  • Сделаем это следующим образом: в течение 5 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется “Мой стресс”. На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Я не хочу вас наталкивать на какие-либо идеи – это ваш произвольный рисунок. Не спешите, подумайте некоторое время над тем, что вы изобразите, и приступайте рисовать. Каждый работает самостоятельно.

    Обсуждение подученных результатов:

    1. Кто желает сделать презентацию своей работы? Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?
    2. Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем?), не нравится (что в нем не нравится). Вы его боитесь?
    3. Где вы на рисунке? Как вы взаимодействуете со своим стрессом (боритесь с ним, противостоите ему, убегаете от него, стресс овладел вами, вы в стрессе, вы приручили свой стресс, вы подружились с ним, он вам безразличен)?
    4. Изображены ли на рисунке факторы, влияющие на возникновение стресса? Каковы они?
    5. Изображены ли на рисунке показатели, по которым можно определить состояние стресса? Каковы они?
    6. Что является результатом вашего взаимодействия со стрессом?

    Что такое стресс? Причины его возникновения.

    Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

    физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

    эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

    поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем,и т. д.).

    Причины возникновения стресса.

    Рассмотрим стрессовые ситуации:

    Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда

    Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил.

    Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель.

    Психологический дискомфорт учителя негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках.

    Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Мышцы, поражённые стрессом, сокращаются и остаются в этом состоянии. Представьте себе, что вы долго несёте что-то тяжелое, рука немеет, вы останавливаетесь и трясете её – можно нести дальше. А вот «трясти» желудок, сердце, как её, невозможно. Как быть? Как помочь себе?

    Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности.

    Психолог: Перед тем, как нам перейти к способам профилактики стресса, мы посмотрим на Вашу реакцию на мелкую неудачу и больше узнаем о себе любимых.

    Представьте, что Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусывает его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент -повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

    1.Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.

    2.Говорите себе: «Бывает»- и съедаете пустой пончик.

    3. Съедаете что-то другое.

    4.Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.

    -Кто определился с ответом на вопрос, попрошу занять свои места рядом с соответствующими надписями.

    Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.

    Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.

    Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.

    Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

    Психолог: — Спасибо, уважаемые коллеги. А теперь я прошу вас занять свои места.

    Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс, мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит, и «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести: усталость, сниженное настроение, раздражительность или апатия, нарушения сна, психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз), колиты и др.»

    Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Сосулька», « Мышечная энергия», «Лимон» и др.

    Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

    Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

    Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

    Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

    И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

    Инструкция. Составьте список того, за что вы благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы в него включено все, что стоит благодарности: солнечный день, свое здоровье, здоровье родных, жилье, пища, красота, любовь, мир. После того как все выполнят задание, ведущий выясняет, кто из педагогов нашел 10 обстоятельств, за которые можно быть благодарным судьбе; кто пять; кто ни одного.

    Психолог: «Хотелось бы напомнить историю о двух людях, которым показали стакан воды. Один сказал: «Он наполовину полон, и я благодарен за это». Другой сказал: «он наполовину пуст, и я чувствую себя обманутым». Разница между этими людьми не в том, что они имеют, а в их отношении к тому, что они имеют. И люди владеющие искусством благодарности, физически и эмоционально более благополучны, чем «обманутые» люди, чьи стаканы всегда наполовину пусты».

    Психолог: — Следующий способ – это самовнушение и самопоощрение:

    — Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

    — В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:

    — Дарите себе подарочки и милые безделушки.

    Психолог: «Уважаемые педагоги. Сейчас мы будем хвалить себя. Необходимо продолжить фразу «Я хвалю себя за то, что …», но перед тем как начать, мы немного разомнемся, упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

    Инструкция: Предлагаю всем встать в круг. Я буду предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.

    — Часто чувствует усталость.

    — У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.

    — кто чувствует себя счастливым

    — кто хочет в отпуск

    Психолог: — Возьмите, пожалуйста, листочки, где вы рисовали геометрические фигуры. В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас. Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

    Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими.

    Если квадрат — вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

    Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

    Психолог: — И в заключении я бы хотела вам сказать, берегите себя для себя! Спасибо за внимание!

    Помните 9 слов, способных изменить жизнь:

    portfolionm.ucoz.net

    Тренинговое занятие по теме: «Профилактика стресса у педагогов.»

    Тренинг для педагогов школы по теме:

    «Профилактика стресса у педагогов.»

    Цель занятия : Профилактика стресса у учителей, пути выхода из стрессовых ситуаций, использование внутренних ресурсов педагогов для решения проблем.

    1. Способствовать приобретению педагогами навыков анализа стрессовых ситуаций и путей выхода из них.

    2. Выявить и активизировать внутренние ресурсы у педагогов для решения проблем.

    Продолжительность : 70 минут.

    Количество участников : 10-12 человек.

    Оборудование : стулья по количеству участников, столы, писчая бумага, цветные карандаши, мячик, буклеты «Как выйти из стресса или не заходить в него вообще».

    Приёмы, методы : мозговой штурм; арт-терапия, рефлексия

    Упр.1 «Приветствие » (5 мин.)

    Цель упражнения : сплочение группы.

    Ведущий : Давайте сейчас скажем «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» и представимся друг -другу таким образом: каждый из вас называет свое имя и заканчивает предложение:

    Меня зовут…. никто не догадывается, что я……….!

    Ведущий: Мы сейчас узнали нечто новое друг о друге, что может нам помочь продуктивно работать сегодня.

    Упр.2 «Ситуации, которые мы не выбираем» (10 мин.)

    Цель упражнения : Выявить наиболее часто встречающиеся ситуации, вызывающие стрессовые состояния.

    Ведущий : В настоящее время чаще всего слово «стресс» встречается не столько в медицинском, сколько в психологическом смысле. Неудовлетворенность жизнью, хронический разрыв между желаниями и возможностями, длительные перегрузки, конфликты в семье и т. д. – все это может разрушить даже самый сильный организм. Недаром говорят – все болезни от нервов.

    Участникам необходимо объединиться в группы и записать ситуации, которые, по их мнению, вызывают стрессовое состояние. Затем участники зачитывают то, что они написали. Общим мнением выявляются наиболее часто встречающиеся ситуации. Рефлексия:

    Что вы чувствовали, когда вспоминали данные ситуации?

    Что вы почувствовали, когда узнали о похожих ситуациях у других?

    Упр.3 «Вверх по радуге» (5 мин.)

    Цель упражнения : Стабилизация эмоционального состояния.

    Участники встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вдохом они взбираются вверх по радуге. А выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется трижды.

    Упр.4 » Настроение» (15 мин.)

    Цель упражнения : Научить переносить негативное эмоциональное состояние на рисунок.

    Оборудование: цветные карандаши и чистые листы бумаги.

    Ведущий: Представьте ситуацию стресса. Расслабленно, левой рукой нужно нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать «перенести» свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7 слов, отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно эмоциональное состояние переносится на рисунок.

    Что вы чувствовали, когда рисовали?

    Что вы почувствовали, когда разорвали рисунок?

    Ваше настроение изменилось?

    Упр . 5 . «Стряхни» (5 мин.)

    Цель : Научить избавляться от мешающих и неприятных эмоций.

    Ведущий . Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно места, и начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе – слетает с вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги – с носков до бедер. А затем потрясите головой. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее и веселее.

    Упр.6 «Выявление ресурсов» (15 мин.)

    Цель упражнения : Выявить качества, навыки, способности участников, которые могут быть использованы для выхода из стрессовых ситуаций.

    Ведущий : Все люди обладают какими-либо ресурсами – это навыки, способности, интересы, достойные восхищения черты характера и т.д. Они могут быть в той или иной степени использованы при разрешении проблемы.

    Участники объединяются в подгруппы, каждому участнику дается задание вспомнить ситуацию успеха и рассказать о ней. Другие участники подгруппы должны внимательно выслушать рассказ и затем записать те ресурсы (качества, навыки, способности, интересы) при помощи которых удался успех. Упражнение выполняется до тех пор, пока каждый участник подгруппы не расскажет свою ситуацию успеха. Затем идёт обсуждение выявленных ресурсов.

    Что вы чувствовали, когда выслушивали ситуацию успеха участников?

    Что вы почувствовали, когда вспоминали свою ситуацию?

    Упр.7 «Я учусь у тебя» (10 мин.)

    Цель упражнения: Помочь каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.

    Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.

    Ведущий : Я хочу вам подарить ещё одно упражнение-методику, которое вы можете проводить в первые минуты урока или периодически в течение всего урока. Это упражнение «Психоэнергетический зонтик» формирует способность контролировать ситуацию в классе.

    Учитель встает перед ребятами, желательно в центре классной комнаты, и в процессе объяснения урока старается представить, что над классом образуется своеобразный «зонтик», накрывающий всех учеников. Цель учителя: уверенно и крепко держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока.

    Каждый участник тренинга по кругу продолжает фразу: «Неожиданным для меня сегодня было…».

    Чтобы лучше преодолевать стрессовые ситуации, надо:

    – не быть пассивным, отстаивать свою позицию, но без агрессивности,

    – определять проблемы, ставить цели и искать пути их решения,

    – прислушиваться к собственным потребностям и заботам,

    – стараться выполнять принятые решения.

    Учитесь эффективно использовать время.

    Здесь важно следующее:

    – выделять приоритетные задачи,

    – назначать реалистические сроки,

    – делать самое важное или трудное, когда больше всего сил,

    – предвидеть стрессовые ситуации и заранее готовиться к ним,

    – всегда оставлять время для себя,

    – не брать на себя слишком много,

    – поручать часть дел другим,

    – делать всё по очереди.

    Взаимоотношения с людьми

    Общение может снимать стресс, и приводить к нему. Старайтесь:

    – беречь интимные отношения,

    – замечать чувства окружающих и не смешивать их с собственными,

    – поддерживать контакты с друзьями,

    Помощь и поддержка

    Осознайте, что внутри и вне вас всегда найдутся дополнительные ресурсы:

    – каждый день подбадривайте себя мыслями “Всё будет хорошо”,

    – не стесняйтесь обращаться за помощью к близким, друзьям или специалистам.

    infourok.ru

    Тема : «Профилактика стресса у педагогов»

    Тема : «Профилактика стресса у педагогов».

    (Занятие с элементами тренинга для педагогов).

    Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализировать знания о приемах саморегуляции.

    1. Дать понятие стресса и влияние его на организм человека.

    2. Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.

    3. Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.

    4. Обучение педагогов способам снижения стрессовых реакций организма.

    Время проведения: 40 минут.

    Добрый день, уважаемые коллеги!

    Наше занятие рассчитано на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации.

    1 этап: Начало работы.

    Задачи: вхождение в атмосферу группы; создание позитивного

    настроя на работу.

    Описание: «Имена-качества», обмен чувствами.

    Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 1-2 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».

    2 этап: Разминка.

    Задачи: сплочение; разрядка.

    Игра «Черные шнурки».

    Участники сидят на стульях, ведущий — в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем:

    у кого есть брат, сестра;

    кто любит шоколад

    у кого есть дети

    кто сегодня позавтракал

    Кто родился в мае

    у кого серые глаза и т. д.

    Задача — всем найти место, в том числе и ведущему.

    Примечание: Важно, чтобы содержание формулировок так или иначе задействовало всех участников круга. При этом уместны формулировки, содержание которых «оставит» участников круга на местах.

    3 этап: Основная часть.

    Рисуночная техника “Мой стресс” (, )

    Материал: бумага формата А4, фломастеры.

    материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму;

    поймем, какие факторы влияют на возникновение стресса;

    определим показатели, показывающие, что человек находится в стрессовом состоянии.

    Сделаем это следующим образом: в течение 5 минут каждый из вас выполнит рисунок, который называется “Мой стресс”. На своем рисунке вы можете изобразить метафору, образное, художественное представление, свое видение, понимание стресса. Это также могут быть вполне конкретные образы. Я не хочу вас наталкивать на какие-либо идеи – это ваш произвольный рисунок. Не спешите, подумайте некоторое время над тем, что вы изобразите, и приступайте рисовать. Каждый работает самостоятельно.

    Кто желает сделать презентацию своей работы? Расскажите, пожалуйста, о том, что вы изобразили на своем рисунке? Какой он, ваш стресс? На что он похож?

    Как вы к нему относитесь: он вам нравится, симпатичен (чем?), не нравится (что в нем не нравится). Вы его боитесь?

    Где вы на рисунке? Как вы взаимодействуете со своим стрессом (боритесь с ним, противостоите ему, убегаете от него, стресс овладел вами, вы в стрессе, вы приручили свой стресс, вы подружились с ним, он вам безразличен)?

    Изображены ли на рисунке факторы, влияющие на возникновение стресса? Каковы они?

    Изображены ли на рисунке показатели, по которым можно определить состояние стресса? Каковы они?

    Что является результатом вашего взаимодействия со стрессом?

    Что такое стресс? Причины его возникновения.

    Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

    Основные признаки стресса:

    — физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);

    — эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);

    — поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).

    Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.

    Причины возникновения стресса.

    — неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;

    — конфликты с коллегами;

    — чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;

    — слишком высокая ответственность;

    — тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

    ( повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.), а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время "в форме", невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня.

    Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит учитель.

    Психологический дискомфорт педагога негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках.

    Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают, не удивляйтесь, от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Мышцы, поражённые стрессом, сокращаются и остаются в этом состоянии. Представьте себе, что вы долго несёте что-то тяжелое, рука немеет, вы останавливаетесь и трясете её – можно нести дальше. А вот «трясти» желудок, сердце, как её, невозможно. Как быть? Как помочь себе?

    Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.

    В беседе с родителем трудного ребенка, например, сыграйте роль “пустой формы”, резервуара, в которую Ваш собеседник “вливает”, “закладывает” свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния “резервуара”: “Вы форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, — Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма!”. Потренируйтесь 2 – 3 раза, когда у Вас получится, можно приступать к беседе.

    А дальше можно использовать упражнение “Нейтрализация”. Оно направлено на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию, оно нацелено на то, чтобы педагог не попал под влияние родителя, т. к. при потере самостоятельности и “подыгрывании” родителю, становится невозможным достижение конструктивных результатов в разговоре. Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то педагог, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывая свою “невиновность” в том, что ребенок плохо занимается и нарушает дисциплину. В другом случае, может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то педагог, по-человечески его жалея, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но при реализации и той, и другой позиции, не происходит реального, содержательного взаимодействия и педагог остается один на один со своей проблемой. Основная цель общения педагога с родителем – объединение усилий педагогов и родителей в деле исправления трудного ребенка.

    На первой фразе общения с родителем Вы реализуете действие “сопротивление” его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние “резервуара”. Не включайтесь эмоционально в ситуацию Вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и охлажденный нейтралитет. Вам необходимо “продержаться” примерно 10 – 15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к школе и лично к Вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором – спокойно кивайте Вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие, например, как “Успокойтесь”, “Я вас слушаю”, “Я Вас понимаю”. Почувствовав Вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт “остывать”, его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с Вами.

    Но, если всё-таки у Вас не получилось это всё сделать, и остался неприятный осадок после такого разговора, что делать? Выполнить следующее упражнение.

    Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать "перенести"свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7 слов, отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно эмоциональное состояние переносится на рисунок.

    Всего 5 минут, а Ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок и было уничтожено Вами.

    Это упражнение можно так же использовать чтобы снять осадок после неприятного разговора с кем-либо, а впереди еще несколько уроков, и необходимо сохранить внутреннее спокойствие и работоспособность.

    Упражнение «Мария Ивановна»

    Упражнение помогает сгладить неприятный осадок после конфликта на работе, снять стресс, вызванный ссорой с конкретным человеком.

    Выполняется в течение 10-15 минут.

    Возвращаясь домой после работы, вы еще раз вспоминаете напряженный разговор с сотрудницей. Назовем ее условно Марией Ивановной.

    Чувство обиды и раздражения охватывает вас. Ничего хорошего вам это не дает: на фоне усталости после рабочего дня развивается психическое напряжение. Вы пытаетесь забыть о Марии Ивановне, но это удается далеко не всегда. Тогда попробуйте другой способ.

    Вместо того чтобы вычеркивать сотрудницу из своей памяти, попытайтесь, наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте по дороге домой сыграть роль «Марии Ивановны».

    Подражайте ее походке, манере себя вести, постарайтесь представить, о чем она думает, когда возвращается домой с работы, какова ее семейная ситуация, что ее беспокоит дома, чем она озабочена. Наконец, как она сама относится к вашему с ней конфликту.

    И в продолжение темы, относительно выхода отрицательной энергии, хотелось бы сказать, что энергетический потенциал педагога истощается и как следствие этого, он прибегает к формальным средствам воздействия, не требующим большой личностной и эмоциональной самоотдачи. Поэтому для того, чтобы уменьшить опасность применения средств педагогического манипулирования, педагогу необходимо своевременно “сбрасывать” психическую усталость и поднимать свое настроение. Чтобы знать, что для этого нужно делать, необходимо изучить самого себя.

    Возьмите лист бумаги и разделите его пополам вертикальной чертой. Слева напишите те занятия, которые помогают Вам хорошо отдохнуть, справа – те, которые способствуют улучшению Вашего настроения. А теперь подумайте, как бы Вы могли перестроить свой распорядок дня или недели, чтобы в свободное время можно было успеть заняться приятным для Вас делом.

    Упражнения на снятие психомышечного напряжения

    Психотехнические упражнения для снятия напряжения и усталости у педагогов.

    Важным условием сохранения и укрепления психического здоровья педагога является его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, усталость и расслабляться. Для этого педагогу предлагаются специальные психотехнические упражнения, которые ослабляют психическую напряженность, снимают некоторые невротические реакции, т. е. выполняют психотерапевтическую роль. Регулярное выполнение учителем этих упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, управлять ими и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. В течение 3-5 минут, затраченных на выполнение упражнений, педагог сможет снять усталость и обрести состояние внутренней стабильности, уверенности в себе.

    Вот несколько упражнений, предложенных , немецким психотерапевтом:

    Упражнение "Гора с плеч"

    Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

    Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, сомкнуты в "замок". Вдох – поднять руки в "замке"над головой, ладонями вперед. Задержать на 2–3 с дыхание, сделать резкий выдох через рот, руки падают на колени.

    Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить — поза «экстрасенса».

    Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

    Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или рот. В это время кулачки разжимаем.

    Опять «шмыгнули» носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.

    Не следует растопыривать пальцы при выдохе. Они так же свободно расслабляются после сжатия, как и выдох уходит абсолютно свободно после каждого вдоха.

    Важно научиться не думать о выдохе. Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выпускать «отработанный» воздух.

    Сделав 4 коротких, шумных вдоха носом (и соответственно 4 пассивных выдоха), сделайте паузу и отдохните 3-4 секунды. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха — движения.

    Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжаты. Плечи в момент вдоха напряжены, руки вытянуты в струну (они как бы тянутся к полу), пальцы рук широко растопырены.

    На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки — выдох ушел абсолютно пассивно. Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений. Затем пауза 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений, до 96. Это упражнение можно делать сидя и даже лежа.

    Норма 12 раз по 8, 6 раз по 16 или 3 раза по 32.

    Упражнение «Насос» («Накачивание шины»)

    Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).

    Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью — в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через нос или через рот. Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд — и снова 8 поклонов-вдохов. Норма 12 раз по 8 вдохов.

    Существуют ограничения. При травмах головы и позвоночника, при смещениях межпозвоночных дисков и позвоночных грыжах, при многолетнем остеохондрозе и радикулите, при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении, при камнях в печени, почках и мочевом пузыре, близорукости более 5 диоптрий ни в коем случае низко не наклоняйтесь. Кисти рук в момент поклона должны опускаться только до колен, не ниже.

    «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого армейского шага. Если после первых тренировок появилась боль в пояснице — не пугайтесь, продолжайте тренироваться, но очень осторожно. В этом случае подряд, без остановки делайте не более 8 вдохов-движений. Постепенно боль отступит.

    Когда человек сталкивается с неприятной ситуацией, внутренне напрягается: зашкаливает давление, учащается пульс, мышцы напрягаются, готовясь к действию, но… Действия-то не происходит,

    и «неотработанные» эмоции запечатлеваются в теле – вот и ходит человек, жалуясь «на сердце», на «гипертонию», а в мышцах, как след неотреагированных эмоций, образуются участки «застывшего» напряжения, или повышенного мышечного тонуса. Возникают мышечные зажимы. А это может привести: усталость, сниженное настроение, раздражительность или апатия, нарушения сна, психосоматические заболевания (гипертоническая болезнь, стенокардия, язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет, некоторые кожные заболевания: экзема, нейродермит, псориаз), колиты и др.»

    Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение. Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно тек же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.

    Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Сосулька», « Мышечная энергия», «Лимон» и др.

    1. Упражнение «Лимон»

    Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

    2. Упражнение «Сосулька» («Мороженое»)

    Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

    Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу. Обратите внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

    И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.

    Сегодня я хочу дать вам несколько техник, способов управления своим внутренним состоянием.

    «ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ, ВЫ ВЗВОЛНОВАНЫ»

    Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Вдох состоят из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Можно увеличивать длительность каждой фазы. Для того что бы поднять общий тонус, собраться с силами чередование фаз должно быть следующим вдох-выдох-пауза.

    Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации.

    Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость.

    То есть изменяя ритмику дыхания можно из расслабленного спокойного состояния перейти в более активное, бодрое.

    Предлагаю вам поработать с дыханием. Начнём…

    Это упражнение рекомендуется применять, когда человек перегружен делами и не знает, за что браться в первую очередь.

    Вы совершаете прогулку по территории большого замка. Вы видите высокую каменную стену, увитую плющом, в ней находится деревянная дверь. Откройте ее и войдите. Вы оказываетесь в старом заброшенном саду. Когда-то это был прекрасный сад, однако за ним давно уже никто не ухаживает. Растения так разрослись, и все настолько заросло травой, что не видно земли и трудно различить тропинки. Вообразите, как вы, начав с любой части сада, пропалываете сорняки, подрезаете ветки, выкашиваете траву, пересаживаете деревья, окапываете, поливаете их, то есть делаете все, чтобы вернуть саду прежний вид.

    Через некоторое время остановитесь где вы уже поработали и где нет. Ощутите разницу.

    Осознайте, что так и в жизни происходит, только начать что-то делать.

    Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые влияют на наше самочувствие.

    Звук "О"– воздействует на сердце, легкие;

    Звуки "Я", "М"– воздействуют на работу всего организма;

    Звук "ХА"– помогает повысить настроение.

    Упражнение "Голосовая разрядка"

    Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание.

    На выдохе издать резкий звук "Ух!"

    В основе этого метода лежит применение специальных формул самовнушения, позволяющих оказывать воздействие на происходящие в организме процессы, в том числе не поддающиеся контролю в обычных условиях.

    •Составьте фразы – внушения, направленные на достижение определенных лично значимых целей,

    •повторяйте эти фразы по несколько раз находясь в состоянии глубокого расслабления.

    У учителя не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить психотехнические упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом . Он предлагает речевые конструкции, которые учитель может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.

    Настрой на работу

    "Я с радостью иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни".

    Настрой в течение рабочего дня

    "Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе".

    "Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыт к диалогу с моими учениками".

    Настрой перед сложным разговором

    "Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию".

    Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности

    "Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в конце дня. Я чувствую бодрость во всем теле".

    Настрой на уверенность в себе

    "Я все умею. Я справлюсь с ситуацией".

    Настрой на любовь к профессии и детям

    "Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих учеников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу".

    Утренние и вечерние настрои

    "Я человек смелый и уверенный в себе. Я все умею, все могу и ничего не боюсь".

    "Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими воспитанниками".

    Участники занятия делятся на группы (по 4—5 человек). Каждая группа составляет коллаж на тему: «Способы регуляции эмоционального состояния или о том, как поднять себе настроение».

    В конце участники представляют свои работы.

    Примечание: В случае затруднения участников при назывании способов ведущий предлагает свои варианты.

    4 этап: Рефлексия.

    Задачи: осознание темы; сплочение группы.

    Описание: Участников круга просят ответить на вопросы по итогу занятия:

    Что для меня было важно?

    Что было трудно?

    Какой из способов снятия эмоционального напряжения вы бы хотели взять на вооружения?

    Психологи знают немало приемов преодоления стрессовых ситуаций. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый.

    Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.

    Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.

    Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.

    Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.

    Притча о кувшине.

    Гуру и ученики. Учитель ставит перед собой пустой кувшин и на глазах учеников наполняет его доверху крупными камнями.

    — Скажите мне, пустой кувшин или полный?

    — О, учитель! Кувшин, понятно, полный.

    Учитель молча добавляет в кувшин камни помельче, пока они не перестают помещаться.

    — О, учитель, конечно, сейчас-то кувшин полный!

    Учитель добавляет туда несколько горстей песка:

    — А сейчас, кувшин пустой или полный?

    — Да, учитель, сейчас наконец мы поняли, кувшин абсолютно полный!

    На это учитель доливает туда еще воды.

    Так и в нашей жизни. Если мы заполним ее важными вещами, более мелкие все равно поместятся. А если будем заполнять мелкими, то ничему большому и значительному не останется места.

    www.pandia.ru