Лечение

Ребенок больной аутизмом

20.05.2018

35 вещей, о которых не нужно говорить с матерью ребенка с аутизмом

Аутизм представляет собой сложное и загадочное расстройство, которое сбивает с толку и медицинское сообщество, и общество в целом. Из-за этого существует бесчисленное множество мифов и неправильных представлений о нем, а семьи, имеющие детей с аутизмом, часто сталкиваются с комментариями людей, которые в лучшем случае нетактичны.

Большинство людей не имеют в виду ничего плохого. Некоторые из них просто не находят подходящих слов, в то время как другие действительно пытаются помочь. в меру собственного видения. Но это не означает, что эти встречи все-таки не влияют на родителей.

Я опросила группу матерей, воспитывающих детей с аутизмом, на предмет какие самые обидные, нечувствительные и возмутительные вещи говорят о них. Я съежилась от того, что несколько из них, возможно, сказала в какой-то момент в моей жизни (№2), но в основном я была просто потрясена вопиющим невежеством, которое отражает этот список.

Таким образом, во имя создания большей осведомленности и преодоления некоторых из этих заблуждений вот 35 вещей, о которых не нужно говорить с матерью ребенка с аутизмом.

1. Там в книге о том, как вылечить вашего малыша.

2. О, мой малыш делает это.

3. Все дети делают это.

4. Он/она перерастет это [аутизм].

5. Но он выглядит так нормально!

7. Это такая модная штука сейчас.

8. Пытались ли вы шлепать его?

9. Вы беспокоитесь о его будущем?

10. Я не могу поверить, у вас есть еще дети.

11. Особые дети такое благословение, не так ли?

12. А он меня игнорирует?

13. Ооо, я просто обожаю детей с особыми потребностями.

14. Бог не даст вам больше, с чем вы можете справиться.

15. Вы уверены, что он аутист?

16. Как вы думаете, он когда-нибудь научится водить машину?

17. Вам просто нужно дать ему больше социальных возможностей. Водите его в разные кружки.

18. Когда я был ребенком, мы просто не имели права вести себя таким образом. Это был не вариант.

19. Он вырастет из этого [аутизма] и станет следующим Биллом Гейтсом.

20. Но он так счастлив!

21. Сразу пресекайте его поведение и он будет в порядке.

22. Что с ним произошло?

23. Но он такой умный.

24. Я никогда не смогла бы сделать того, что вы делаете для ваших детей.

25. Такова воля Божья.

26. Он у вас савант?

27. Мои дети тоже истерят [или что] все время!

28. Иногда я думаю, что у меня тоже аутизм!

29. Я бы всего лишь давала ей больше витаминов и смогла ее вылечить.

30. Ох, а моего малыша просто не заткнуть! Я схожу с ума от непрерывных разговоров! — сказано матери невербального ребенка.

31. У каждого человека есть что-то.

32. Вы не боитесь?

33. У меня не было детей, потому что мой брат/дядя/двоюродный брат болен аутизмом, и поэтому я не хотела рисковать.

34. Но он такой красивый и выглядит так нормально.

35. В 80-х это была дислексия, в 90-х СДВГ, а теперь, кажется, аутизм стал популярным диагнозом.

Что касается полезных слов — одна мама поделилась вот этим:

«Я сидела на тротуаре с B приблизительно полчаса, ожидая убыли истерики, когда дама, проходя мимо, сказала: «Держись, мама». Я чувствовала, будто меня обняли. Мне захотелось поблагодарить ее, но когда я подняла голову, она уже ушла».

www.aspergers.ru

Аутизм глазами матери больного ребенка

Аутизм… Это слово перевернуло нашу жизнь, когда сынишке Илье было чуть больше года. С тех пор, на протяжении многих долгих лет, мы с мужем боремся за будущее своего ребенка. Пытаясь вырваться из плена депрессии, я изучала литературу и просматривала многочисленные форумы, где общались родители, в поиске ответа на мучившие меня вопросы: «Почему рождаются дети-аутисты? Как помочь сыну? Что будет, когда он подрастет?»

Возможно потому, что Илья был у нас первенцем, мне понадобилось более 5 лет на то, чтобы осознать информацию, почерпнутую из медицинских и психологических справочников. Сейчас, когда у меня растет здоровый младший сын, я могу сравнивать поведение детей. И уже наверняка я представляю дальнейшую судьбу своего аутенка. Надеюсь, что написанное поможет таким же, как я, родителям понять и принять своих детей.

Хочу заранее предупредить, что перед читателем не научный трактат. Да и дети-аутисты не могут быть абсолютно похожи друг на друга хотя бы потому, что существует несколько вариантов течения этого заболевания и разные степени тяжести. Есть даже специальный термин: «расстройства аутистического спектра». Перед вами описание жизни мальчика, у которого диагностирован ранний детский аутизм в тяжелой форме.

Аутизм – это очень сложное расстройство всех основных психических функций человека, не позволяющее ему формировать причинно-следственные связи, осознать себя личностью, вести самостоятельную жизнь и хоть как-то взаимодействовать с окружающими его людьми.

Слово «аутизм» переводится как «экстремальное одиночество». В литературе этот термин разъясняют крайней отгороженностью больного от окружающей его действительности, его стремлением существовать в придуманном им и одному ему доступном крайне ограниченном мирке. И это так: и в окружении любящих его родственников, и в огромной толпе чужих ему людей аутист ведет и чувствует себя так, словно вокруг него пустота и непроницаемые стены. Наш мир ему непонятен и страшен, поэтому ребенок всячески пытается защититься от него с помощью доступных ему способов. Он не смотрит в глаза человека, бесконечно повторяет одни и те же действия (прыжки, манипуляции с игрушками), монотонно кричит, закрывает уши руками, даже не пытается вникнуть в смысл обращенной к нему речи.

Когда я смотрю на профиль своего сына, тоскливо сидящего в углу комнаты и «задумчиво» поглаживающего рукой обои на стене, он кажется мне маленьким инопланетянином, случайно попавшим на Землю. Ему чуждо и непонятно все вокруг, он вынужден терпеливо ждать, когда сможет вернуться на свою звезду.

Аутист не в состоянии даже понять, что у людей можно попросить о помощи. К примеру, наш 5-летний сын трое суток плакал, но так и не показал, что ему болит, пока не вспухла щека. Увидев его перекошенную физиономию, мы испытали облегчение (ведь мы наконец-то сможем ему помочь!), в то время как в обычной ситуации родители, наоборот, нервничали бы.

Но есть еще одна, страшная для меня, сторона аутизма – это одиночество родителей больного ребенка. Как тяжело принять тот факт, что собственный сынишка никогда не откликнется на мои слезы, не разделит радость. Он не понимает и не воспринимает чужую боль, никогда не «играет на публику», как все дети. Я не помню ни одного случая, чтобы ревущий Илья шел в мои объятия за успокоением, например, больно ударившись. Всегда один – потрет коленку, поскулит тихонечко – И ВСЕ. Чем старше становится мальчик, тем больше он похож на «кота, который гуляет сам по себе». Он так и не научился целоваться или просто подставлять щеку, и отстраняется от моей руки, как будто ожидает удара. В итоге даже просто погладить его по голове я могу лишь украдкой тогда, когда он крепко спит.

Причины возникновения аутизма

Почему возникает детский аутизм, на сегодня, к сожалению, точного ответа не найдено. Несмотря на большое внимание к этой проблеме, по-моему, за последнее десятилетие наука не продвинулась вперед ни на шаг. Перечислю основные теории:

  1. Генетическая. В результате взаимодействия нескольких генов либо их мутации нарушается способность к образованию прочных информационных связей между клетками разных участков головного мозга.
  2. Биохимическая (близка к генетической). Нарушение обмена веществ в клетках мозга извращает их развитие. Например, дети с ДЦП и тяжелыми врожденными обменными заболеваниями часто склонны к аутичному поведению.
  3. Токсическое воздействие ртутных консервантов вакцин. Клиника аутизма очень напоминает симптомы хронической ртутной интоксикации. В пользу этой теории говорит рост числа вновь выявленных случаев заболевания за последние тридцать лет, когда расширили календарь прививок. В США и странах Западной Европы сейчас даже применяется термин «эпидемия аутизма». Кстати, мертиолят (соль ртути) до сих пор используется при производстве некоторых вакцин.
  4. Конкуренция между полушариями головного мозга либо отсутствие взаимосвязи между ними. Мне эта теория наиболее близка, так как помогает бороться с депрессией. Поэтому объясню ее суть поподробнее. В большом проценте случаев дети с аутизмом рождаются у родителей с очень высоким интеллектом. Особенно часто это наблюдается в тех случаях, когда один из супругов «математик», а другой – «лирик», то есть у них доминируют разные полушария головного мозга. Аутизм возникает тогда, когда ребенок наследует оба сильных полушария, не желающих уступать друг другу первенство, а потому не наладивших между собой связей. Мать-природа сознательно ограничивает возможности развития человеческого мозга и использования его резервных возможностей. И это ее вмешательство извращает мозг ребенка, чтобы не позволить родиться гению.

Как правило, признаки аутизма у детей проявляются в возрасте до 36 месяцев, при этом чем раньше, тем хуже прогноз заболевания. Но мне приходилось общаться с родителями, которые искренне не замечали странностей в поведении даже своего 6-летнего ребенка. И мы с мужем не исключение: хотя и забили тревогу в возрасте около года, волновало нас тогда только отсутствие речи.

При всех формах аутизма должны присутствовать все три следующих признака:

1. Бедность социальных отношений и взаимодействий.

Сюда относится все, что я писала об экстремальном одиночестве. Это не значит, что малыш ничего не чувствует. Наоборот, у него из-за страха перед окружающим миром обострено его восприятие. Но как выразить свои эмоции – он не знает. Дополнительно – отсутствие указательного жеста. Вместо того, чтобы пальцем показать, что он хочет, ребенок толкает впереди себя по направлению к желаемому предмету руку взрослого. Дети-аутисты в поведении не ограничены рамками установленных обществом норм, так как не в состоянии их понять. Поэтому чем старше становится ребенок, тем более заметными и осуждаемыми становятся особенности его поведения.

2. Отсутствие речевой (вербальной) и невербальной коммуникации.

У аутистов может быть хорошо развита речь, но может быть и ее полное отсутствие, часто наблюдается дизартрия. Но даже проговаривающий наизусть на одном дыхании огромные стихотворения или куски из романов малыш вряд ли сможет объяснить их смысл. Да и жестикуляции, соответствующей мимики и выразительной речи не будет. Чаще дети просто используют запомнившиеся фразы, не придавая им никакой эмоциональной окраски (так называемая «штампованная речь»). Многие из них не используют местоимение «Я», говоря о себе в третьем лице, например: «Маша упала».

Больной аутизмом – очень «конкретный» и прямой человек: он не понимает переносного смысла пословиц и крылатых выражений, иронических высказываний и шуток, не реагирует на изменение тона голоса или мимики говорящего. Все же большинство из них потребности в общении не испытывают, говорят редко, обычно глаголами. Наш сын молчит, лишь может изредка, но очень к месту сказать: «Иди». Он может пальцем показать на маму или папу, но никогда нас не зовет.

3. Выраженная ограниченность интересов в сочетании с навязчивыми действиями.

Дети-аутисты, с трудом ориентируясь в окружающем их мире, овладевают любыми навыками или играми интуитивно. То, что ими освоено, уже не пугает. Поэтому им свойственно увлеченно (навязчиво) многократно повторять одно и то же примитивное действие (вертеть веревочку, рвать бумагу, скрипеть дверью). Также для них характерно так называемое «туннельное мышление». Я называю это «программой»: пока малыш не сделает то, что задумал, он ни на что другое не сможет сам переключиться, пусть даже пройдет несколько дней. В это время он не отвлекается даже на еду, питье и туалет.

Аутизм не позволяет развить воображение. Поэтому у детей невозможно сформировать понятие опасности. Дороги, окна и балконы в высотных домах, глубокие водоемы не вызывают страха. По той же причине им не интересны мультфильмы, спектакли, художественные фильмы, литературные произведения.

Аутизм у детей: симптомы

Перечислю проявления аутизма, выявленные у нашего сына:

  • не было комплекса оживления;
  • пассивно «висел» на руках у взрослого, не пытаясь за него держаться;
  • под утро не спал, тихо играя в кроватке со своими пальчиками;
  • улыбался с большей готовностью шторам на окне и люстре, чем людям;
  • никак не реагировал даже на громкое обращение к нему, если был увлечен игрой;
  • с большим трудом научился жевать;
  • никогда не выбирал еду, кушал все, что давали (хотя чаще свойственна очень жесткая привязка к определенным блюдам и отказ от новых). Если что-то не нравилось, «складировал» за щекой. При этом выплевывать что-либо до сих пор не научился (достает пальцем);
  • при проигрывании дисков с детскими инструментальными мелодиями на некоторые по непонятной для нас причине реагировал громким плачем;
  • отсутствовала речь на фоне криков, как у дельфина;
  • с трудом запоминал названия окружающих предметов;
  • очень рано научился складывать пирамидку, всевозможные пазлы за счет великолепной механической памяти.
  • наблюдал за игрой детей или играл рядом, подражая им;
  • не смотрел мультфильмы, не слушал стихи и сказки;
  • подолгу лежал на ковре, катая паровозик или складывая длинной цепочкой кубики;
  • не разбирал и не ломал игрушки, не проявляя никакого к ним любопытства;
  • боялся жужжания мух и пчел, звука работающего двигателя проезжающего под окном мотоцикла, бытовой техники;
  • движущиеся звуковые игрушки (машинки с сиренами, поющие мишки) вызывали панику и крик;
  • очень любил плескаться в воде, мыть игрушки, руки, посуду;
  • крайне тяжело принимал перемену окружающей обстановки (ночевку в гостях, проживание в санатории или больнице, адаптацию к детскому саду);
  • до сих пор не может одеться по погоде;
  • о назначении любого предмета сам не догадается – только после показа;
  • указательный жест появился после долгих тренировок, но используется редко.
  • Лечение аутизма у детей – это ежедневный многолетний труд родителей, психолога, дефектолога, врача-психиатра. Главная задача – помочь малышу преодолеть страх перед жизнью, максимально адаптироваться в нем, приобрести и закрепить навыки самообслуживания.

    Страдающий аутизмом ребенок нуждается в специальной поведенческой терапии, где ему прививают шаблоны поведения в разных жизненных ситуациях. Доверие к родителям дети, больные аутизмом, обретают во время «терапии объятий», когда ребенка по несколько часов в сутки носят на руках, поглаживая даже против его воли, и постоянно рассказывают ему, как сильно его любят. Приветствуется сон в одной постели, совместное купание. Улучшить психические функции помогают животные. Наш сын любит кататься на лошади, но боится котов и собак.

    Обучение детей с аутизмом должны проводить специалисты, имеющие навыки работы с ними. Существуют детские сады, центры дневного пребывания, специализированные группы при школах.

    Мы подбирали методики лечения Ильи только совместно с врачом-психиатром. Мы безгранично доверяем ее опыту, профессионализму и искреннему желанию помочь нашей семье. Поэтому назначенные ею психотропные препараты для снятия тревоги, страхов, гиперактивности мы безоговорочно принимаем уже много лет. С болезненным восприятием громких звуков помогли справиться шумофоны. Постепенно мы стали поводырями своего сына, его глазами и ушами. Он доверяет нам, копирует наше поведение. Мы считаем это большим прогрессом в борьбе с заболеванием, хотя у психологов это называется патологической зависимостью. Благодаря этому еще существует и открыта калитка между миром нашего 9-летнего аутиста и миром людей.

    ipregnancy.ru

    Аутизм у детей: тревожные симптомы — Проявление

    Проявление детского аутизма

    Аутизм — это одно и расстройств аутистического спектра, вязанное с нарушением развития головного мозга, симптомы которого проявляются в раннем детстве — обычно до трех лет. Хотя симптомы и их интенсивность могут быть разными, аутизм всегда нарушает способность ребенка общаться с другими людьми.

    Число детей с диагнозом «аутизм» в последнее время возрастает. Неясно, связано ли это с улучшившимися методами диагностики, действительным увеличением числа больных или с обоими факторами. Хотя вылечить аутизм невозможно, как можно более раннее начало терапии может оказать существенное положительное влияние на дальнейшую жизнь ребенка.

    У детей, больных аутизмом, обычно наблюдаются проблемы в трех важнейших областях развития: социальное взаимодействие, речь и поведение. Однако поскольку симптомы аутизма существенно варьируются, два ребенка с одинаковым диагнозом могут вести себя по-разному и обладать очень разными навыками. В то же время признаком тяжелых форм аутизма в подавляющем большинстве случаев является полная неспособность общаться и как-либо взаимодействовать с другими людьми. У некоторых детей симптомы аутизма появляются уже в младенчестве. Некоторые нормально развиваются в течение первых месяцев или лет жизни, а затем внезапно становятся замкнутыми, агрессивными и/или теряют речевые навыки, которые они уже успели приобрести. Самые общие симптомы аутизма:

  • Отсутствие у ребенка реакции на собственное имя
  • Слабый зрительный контакт
  • Время от времени ребенок будто совсем не слышит, что ему говорят
  • Избегает физического контакта
  • Отсутствие явных признаков того, что он знает о чувствах других людей
  • Предпочитает проводить время в одиночестве
  • Начинает говорить после двух лет; развитие отстает в среднем на 30 месяцев
  • Теряет ранее обретенное умение произносить слова и предложение
  • Не поддерживает зрительный контакт во время разговора, в том числе, когда сам задает вопросы
  • Аномальный тон и ритм речи — например, ребенок может без связи с темой разговора говорить нараспев или «голосом робота»
  • Неспособность начать разговор и поддерживать его
  • Может точно воспроизводить слова и фразы, но не понимает, как их использовать
  • Выполняет повторяющиеся движения: например, раскачивается, кружится на месте, стучит руками по поверхностям, и так далее
  • Ритуальное поведение
  • Раздражение при малейших изменениях в порядке, которого он сам решил придерживаться
  • Постоянное движение
  • Может надолго приковывать внимание к частям объектов — например, к крутящемуся колесу игрушечной машины; при этом он словно интересуется им в отдельности от игрушки, как самостоятельным объектом

    Ребенок может быть необычно чувствительным к свету, звукам и прикосновениям; при этом он может быть нечувствительным к боли и/или не обращать на нее внимания.

    Маленькие дети, страдающие аутизмом, не могут делиться своими впечатлениями с другими. К примеру, когда им читают, они не показывают пальцем на картинки в книге и не смотрят на человека, который им читает. Это оказывает большое влияние на дальнейшее развитие социальных и речевых навыков. С возрастом некоторые из таких детей учатся обращать на других людей больше внимания и при относительно мягких формах заболевания могут постепенно начать вести нормальную или почти нормальную жизнь. У других, однако, трудности с развитием речи и социальных навыков остаются на всю жизнь; проблемы могут обостряться во время переходного периода.

    У большинства детей с аутизмом обучаемость хуже, чем у здоровых детей; у некоторых интеллектуальные способности ниже средних. Однако у части аутичных детей интеллектуальный уровень нормальный или даже высокий; они быстро обучаются, но испытывают трудности с применением своих знаний на практике. У небольшого числа больных аутизмом наблюдаются исключительные способности в некоторых сферах, например, в живописи, математике или музыке.

    Рекомендуется обращаться к врачу, если:

  • У ребенка к 12 месяцам не возникает лепет
  • К 12 месяцам не развивается жестикуляция — например, ребенок не указывает на предметы, не машет рукой и так далее
  • Не произносит отдельных слов к 16 месяцам
  • Не произносит фраз, состоящих из двух слов и более — к 24 месяцам
  • Ребенок теряет ранее приобретенные социальные и/или речевые навыки — в любом возрасте.
  • www.womenhealthnet.ru

    «Жизнь с аутизмом»: как выбрать подарок «особенному» ребенку

    Поделиться сообщением в

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Рождественские и новогодние праздники для меня, как и для большинства родителей, — всегда время приятных хлопот. Но угадать с подарком ребенку с аутизмом может быть непросто.

    Недавно я буквально зависла в магазине на два часа ради одного подарка. Мы собирались в гости к подружке моих детей, и мне надо было поздравить всю ее семью с наступающими праздниками.

    Анжелике и ее родителям я за минуту нашла, что подарить. Оставшиеся час и 59 минут я в полной растерянности бродила по магазину в поисках подарка ее старшему брату с аутизмом.

    SMS-сообщение его маме с просьбой подсказать, что может понравиться Джону, не помогло.

    «Я сама не знаю, что ему дарить», — получила я ответ.

    В итоге я купила для Джона кружку, раскрашенную на манер компьютерной игры.

    Он должен открыть подарок на Рождество — так заведено у них в семье. Не знаю, придется ли ему по душе наша кружка, но, по крайней мере, это довольно функциональная вещь, в доме пригодится.

    К облегчению же мамы Джона, я не увижу его реакции. Ведь если вдруг подарок ему категорически не понравится, он обязательно выскажет свое мнение честно и, что совсем не исключено, крайне резко.

    Коробочка и есть подарок

    Подарки для ребенка с аутизмом на Новый год (да и другие праздники тоже) — зачастую довольно болезненная тема как для друзей и родственников семьи, так и для самого получателя.

    Начнем с самого понятия «подарок» — так ли очевидно, что это вообще значит?

    Буквально на днях на «елке» в нашей русской школе я поняла, что для моей старшей дочки Лизы это совсем не очевидно.

    «Я хочу подарок», — прокричала Лиза, когда на празднике появился Дед Мороз.

    «Лиза, а какой подарок?» — уточняю я.

    «Лизе. Подарок. Лизе», — теряется дочка.

    Наконец, наш весьма артистичный Дед Мороз (или Санта), между прочим, бывший десантник, раздал детям подарки. Лизины сестры Катя и Зоя побыстрее сорвали обертку, чтобы увидеть, что им досталось.

    Лиза, счастливая, взяла свою красиво упакованную коробочку, осмотрела со всех сторон и убрала под стул.

    Насколько я понимаю, Лизина концепция подарка на данный момент — это именно вот эта упаковка в форме куба, прямоугольника и прочих геометрических фигур, которыми подарки рисуют на картинках.

    Коробочка — это и есть подарок.

    Поэтому вопрос «а что ты хочешь в подарок» ставит ее в тупик. Вот же он, чего еще можно хотеть.

    Лиза не одна так понимает концепцию «подарка». Многих детей с аутизмом завораживает красивая яркая обертка, гладкая или, наоборот, шершавая. Она приятна на ощупь, громко шуршит, отличный подарок! Что скрывается под оберткой, — уже не так важно.

    Бывает, правда, и обратная реакция. Некоторые дети боятся притрагиваться к упаковке или слишком волнуются из-за того, что не знают, какой именно предмет скрывается внутри.

    В принципе, я рада, что Лиза сейчас воспринимает подарок хотя бы в виде коробочки. Еще пару лет назад она бы не взяла даже ее, равнодушно отвернувшись. Просто потому, что яркие коробочки ее тогда не интересовали, как с ними можно играть?

    Как и многим другим вещам, очевидным для обычных людей, Лизу нужно учить тому, что такое подарок, из чего он состоит, как его получать, разворачивать, открывать.

    Я заметила, что, кроме всего прочего, Лизе скучно разворачивать подарочную упаковку, даже если я ей подскажу, что это нужно сделать. Ей просто не интересно открывать что-то, о чем она не знает, чего не ожидает.

    А теперь о самом интересном и мучительном — том самом подарке, который, наконец, обнаруживается под слоями оберточной бумаги.

    Хорошо, если заботливо выбранный родственниками подарок оставит ребенка безучастным, но ведь может и напугать.

    Несколько мам детей с аутизмом поделились со мной историями о подарках, которые, вместо того чтобы обрадовать, расстроили детей.

    «У меня таких историй море, про подарки-«катастрофы», — написала мне одна мама, Инна Иванова. — Один из них был — гавкающая собачка. Ребенок стоял на кухне и не заходил в гостиную, пока я не пообещала, что выкину. В итоге передарили друзьям».

    Этого же мальчика напугала лисичка для кукольного театра: «Сначала сын не реагировал, а когда бабушка ее надела на руку и попыталась с ним поиграть, он спрятался в ванной. Дальше лисичку ждала участь собачки».

    Другая мама рассказала о свинке на батарейках, которая ходила и хрюкала: «Симпатичная такая — розовая меховая свинка, но дочка категорически отказывалась даже прикоснуться к ней. А когда свинку включали, вообще в панике убегала. К большому разочарованию родственников, которые с любовью выбрали подарок».

    В еще одной семье проблемы вызвала подделка под «Лего»: «Соединяется плохо и вся кропотливая работа разваливается, доводит сына до истерики».

    У другой моей собеседницы, по ее словам, дома «катастрофа», когда родственники пытаются навязать то, что ребенку неинтересно, но, по их мнению, должно ему понравиться: «Танки на пульте управления, коллекции солдатиков, «Морской бой», железная дорога с поездами, все же дети мечтают о таком!»

    «Наш сын до четырех лет не принимал никаких подарков. Все новое, врученное ему, воспринималось с истерикой, заставлял выбросить», — рассказала еще одна мама.

    Но есть особенный подарок-«катастрофа», который лучше не дарить. И я уверена, что большинство родителей, как «особенных» детей, так и обычных, меня в этом поддержат: сладости.

    Скольких истерик, слез и скандалов можно было бы избежать, если бы гости и родственники не приходили с коробками конфет или шоколадками.

    К счастью, моя Лиза к ним довольно равнодушна, а вот один наш знакомый мальчик не может успокоиться, пока не опустошит все запасы сладкого в доме.

    Как же не ошибиться с подарком?

    Конечно, прежде всего спросить у родителей ребенка: чем он на данный момент увлекается, какие мультфильмы смотрит, каких героев любит? Предпочитает ли он музыкальные игрушки с яркими огнями или, наоборот, любит тишину? Увлекается «Лего» или сбором паззлов?

    Очень часто дети, которые фанатеют от какого-то определенного мультика, будут рады получить игрушечных персонажей из него, чтобы проигрывать сюжеты дома (моя Лиза это просто обожает!).

    Ни в коем случае не надо обращать внимание на возрастную категорию игрушек. Моя восьмилетняя дочка до сих пор может с большим удовольствием играть с младенческими погремушками, мягкими телепузиками и другими героями передач для самых маленьких.

    Кстати, будьте готовы к тому, что даже с обычными и подходящими по возрасту игрушками ребенок не обязательно будет играть «как положено». Например, Лиза очень любит кукол. Но она не разыгрывает с ними сценки, она любит их одевать-раздевать и разбирать на запчасти, чтобы потом снова собирать, как конструктор.

    Дети с аутизмом часто любят «сенсорные» материалы — то есть те, которые вызывают приятные тактильные или визуальные ощущения: кинетический песок или мягкое тесто для лепки (особенно, если наборы «тематические — с формочками любимых мультяшных героев, видов транспорта и т.д.), светящиеся шары или переливающиеся разными цветами фонарики, воздушные шарики, мыльные пузыри или машинки, выдувающие пузыри, лампы-проекторы.

    У моей дочки еще большим успехом пользуются наклейки, опять же с любимыми героями мультфильмов, и лучше всего — в наборе с альбомами, куда надо эти наклейки приклеивать.

    У Лизы есть сенсорная потребность что-то делать кончиками пальцев, и в отсутствии наклеек или мелких деталей для кукол она до крови расковыривает себе ногти.

    Книги для «наших» детей — часто лучший подарок, но обязательно надо уточнить у родителей, какие именно книги интересны ребенку. Для Лизы это маленькие рассказы про ее любимого зайчика Бинга или «Октонавтов», «Телепузики» тоже пойдут, сказки с музыкальным сопровождением, книги с окошками или гармошки.

    А кто-то будет рад новой энциклопедии или подписке на любимый научный журнал.

    Всегда безопасным и принятым с благодарностью вариантом подарка остаются деньги. Их ребенок сам (или с помощью родителей) может потратить как на новую программу для планшета, так и на покупку таких удивительных «игрушек», что вам никогда не придет в голову.

    «Однажды это был набор контурных карт», — рассказала мне еще одна мама сына с аутизмом.

    «На Новый год сын заказал Деду Морозу елку с гирляндой, чтоб только для него, зеленые детальки и. та-дам! … зеленый ерш (для туалета). На вопрос, зачем ему ерш, говорит, буду играть и все чистить», — с юмором рассказывает другая мама.

    «Конфуз был, когда на Новый год надарили кучу всего, дорогие игрушки, планшет, зашли в аптеку, он увидел. клизму и стал сильно ее просить. Нарисовал на ней глаза и играл с ней около года (попросил еще меньшую ей в подружки)», — приводит пример необычной игрушки еще одна мама, Катерина Мазур.

    Как лучше дарить подарок?

    Специалисты, в том числе британского Национального аутистического общества, рекомендуют дарить подарки вообще без упаковки, чтобы у ребенка не было стресса перед неизвестностью или сложностей с разворачиванием хитро заклеенной бумаги. Пожалуй, я сама так и буду теперь делать. Можно положить подарок в прозрачный пакет или просто наклеить на него красивый бантик.

    Если игрушка накрепко прикручена к упаковке, лучше заранее все достать, вставить батарейки, вынуть детали из отдельных пакетиков, чтобы ребенок мог сразу приступить к игре.

    Я всегда готова к любой реакции ребенка и не настаиваю, если он в данный момент не готов брать подарок и честно сказал, что ему не нравится.

    Кстати, одна мама ребенка, который категорически не принимал ни от кого подарков, придумала такой изящный выход: гости делали вид, что случайно «забывали забрать» какие-то вещи, а сын потом их находил дома и исследовал в своем темпе.

    А еще одна мама особенного ребенка просила меня обязательно написать следующее: «Подарок детям c аутизмом всегда нужно подбирать индивидуально, потому что на свете не существует двух одинаковых аутистов с одинаковыми интересами и потребностями. Они похожи на зимние снежинки: из миллиардов не найдешь ни одной похожей».

    Анна Кук — журналист, живет в Англии с 2007 года. У ее старшей дочери в три года был диагностирован аутизм.

    www.bbc.com

    Советы родителям детей с аутизмом

    Ниже приведено несколько советов для родителей:

  • Будьте логичны и последовательны. Если вы избрали определенную модель поведения с ребенком — придерживайтесь ее. Изменение вашего поведения приведет ребенка в растерянность и неблагоприятно скажется на его эмоциональном состоянии.
  • Будьте терпеливы. Поведение вашего ребенка не изменится за один день или за неделю. Можете завести дневник, в котором будете записывать все (даже небольшие) успехи ребенка. Эти записи будут напоминать вам о том, что вы движетесь в правильном направлении.
  • Не наказывайте ребенка. Ребенок, больной аутизмом, не способен провести параллель между плохим поведением и наказанием, поэтому просто не поймет, за что его ругают.
  • Делайте с ребенком физические упражнения: они помогают снизить стресс и приносят положительные эмоции. Например, большинство детей с аутизмом любят прыгать на батуте.
  • В течение дня устраивайте ребенку перерывы, во время которых он сможет побыть один. Вы можете оставить его в детской комнате, во дворе и т. д. Обязательно позаботьтесь о том, чтобы ребенок находился в безопасной обстановке и не мог себе навредить.
  • Приобретенные ребенком новые навыки проявляются не сразу. Иногда ребенок, научившись определенному действию (например, ходить в туалет дома) не сразу может применить его в других областях своей жизни (на пример, пойти в туалет в школе). Показывайте ребенку, в каких еще ситуациях он может использовать свои навыки.
  • Постоянно повторяйте пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания. В периоды стрессов и болезней ребенок может вернуться к своему первоначальному поведению.
  • Разговаривайте с ребенком медленно, ясно и спокойно. Лучше использовать короткие предложения, в начале которых произносить имя ребенка, чтобы он понял, что обращаются к нему.
  • Если ребенок затрудняется ответить вам словами, найдите другие способы общения, например, с помощью картинок или фотографий. Хвалите ребенка, когда он делает успехи. Это может быть словесная похвала, либо награждение любимой игрушкой, просмотром любимого мультфильма и т. д.
  • Как помочь ребенку научиться общаться?

    Общение подразумевает обмен вербальными (с помощью слов) и невербальными (с помощью жестов, мимики) сообщениями между людьми. Большинство детей с аутизмом имеют затруднения при общении с другими людьми.

    Вот несколько советов, которые могут вам помочь:

    • Даже если ваш ребенок не способен общаться с помощью слов, он все еще может поддерживать контакт с окружающими с помощью звуков, взгляда, жестов, картинок, предметов и т. д. Постарайтесь найти способ общения, подходящий вашему ребенку, попробовав по очереди все возможные варианты.
    • Если ребенок не может самостоятельно сообщить о том, что ему нужна помощь, для родителей бывает соблазнительно сделать что-то вместо ребенка. Например, мама не ждет, пока ребенок постарается сам завязать шнурки и завязывает их за ребенка. Так поступать не желательно, так как вы не развиваете у ребенка инициативу. Лучше сначала спросить, нужна ли ребенку помощь и при получении положительного ответа можете помочь.
    • Старайтесь вовлечь ребенка в игры с другими детьми. Дети с аутизмом стремятся играть в одиночестве, поэтому родители должны стимулировать его общаться с другими детьми. Даже если ваш ребенок злится на других детей — продолжайте попытки приобщить его к игре. Злость и раздражение — это тоже способ общения и выражения своих эмоций. Вскоре ребенок поймет, что общаться с другими детьми может быть интересным.
    • Не торопите ребенка, когда он выполняет свои повседневные задачи. Детям с аутизмом требуется несколько дополнительных минут для того, чтобы осмыслить свои действия.
    • Во время игр с ребенком будьте его партнером, а не лидером. По мере развития навыков общения необходимо также формировать у ребенка инициативу.
    • Всегда хвалите ребенка, когда он начинает общение самостоятельно. Вскоре он поймет связь между похвалой и своими действиями.
    • Создавайте повод для общения. Если у ребенка есть все, что ему надо, у него не будет стимула что-то просить у взрослых, и, соответственно, общаться.
    • Позвольте ребенку самому определить, когда пора закончить игру или занятие. Следите за мимикой ребенка — она может подсказать вам, когда ребенок устал или ему надоело играть с вами. Если ребенок не может самостоятельно выразить словами, что он устал, подскажите ему фразы, которые помогут вам понять друг друга, например «Хватит», «Все» и т. п.

    Как научить ребенка с аутизмом повседневным навыкам?

    Чистка зубов очень важна, так как позволяет предотвратить развитие кариеса и других заболеваний зубов и ротовой полости. У вас есть два варианта: чистить зубы ребенку, либо научить ребенка делать эту процедуру самостоятельно. Обучение ребенка чистке зубов может быть длительным, но все-таки это возможно. Не существует универсальных методов обучения, которые подошли бы любому ребенку с аутизмом: иногда этого можно добиться с помощью карточек, на которых имеются пошаговые картинки-инструкции, иногда в процессе игры с ребенком, иногда на собственном примере.

    Посещение туалета может оказаться сложным для любого ребенка, но у детей с аутизмом этот процесс может вызвать особые затруднения. Обучение ребенка посещать туалет самостоятельно может затянуться на несколько месяцев. Лучше начать обучение ребенка тогда, когда он начнет понимать, что хочет в туалет (это можно заметить по его поведению, мимике и пр.)

    Ваш ребенок сначала может не понять смысла в отказе от подгузников, в которых ему было так удобно несколько лет. Переход с подгузников к использованию горшка не желателен, так как у ребенка сформируется новая привычка, и в будущем вам будет намного сложнее отучить его от горшка и научить посещать туалет. Поэтому рекомендуется от подгузников сразу перейти к туалету.

    Постарайтесь отметить время дня, в которое ваш ребенок опорожняет мочевой пузырь или кишечник (если вы кормите ребенка по расписанию каждый день, то опорожнение так же происходит примерно в одно и то же время суток). Во время того, как ребенок писает или какает, покажите ему фотографию туалета и произнесите «(имя ребенка), туалет». Меняйте подгузник ребенка в комнате, где есть унитаз: так ребенок начнет связывать свои отправления с посещением туалета. В те часы суток, когда ребенок чаще всего испражняется — отведите его в туалет, разденьте и посадите на унитаз. Даже если ребенок не опорожнил мочевой пузырь или кишечник, продолжайте вести себя так, как будто это произошло: воспользуйтесь туалетной бумагой, оденьте ребенка, вымойте ему руки и выведите из туалета. Каждый раз, когда ребенок справляет нужду вне туалета — как можно скорее отведите его туда. Обязательно награждайте ребенка, если он пописал или покакал в унитаз (похвалите его или дайте любимую игрушку, печенье и т. д.)

    Мытье рук очень важно после посещения туалета и перед едой. Во время обучения всегда выполняйте все действия в одной и той же последовательности. Например: поднять рукава-открыть кран-намочить руки-взять в руки мыло-намылить руки-положить мыло-сполоснуть руки-закрыть кран-вытереть руки-опустить рукава. Первое время стойте рядом с ребенком и помогайте ему, направляя его действия, либо подсказывая с помощью карточек.

    Обучение детей с аутизмом

    Обучение ребенка, как правило, производится на дому приходящим специалистом, либо родителями. Кроме того, в некоторых городах существуют специальные школы для детей, страдающих аутизмом. Обучение ребенка производится по особым методикам, разработанным известными психологами, педагогами или психиатрами. Мы перечислим наиболее распространенные учебные программы для детей с аутизмом:

  • Прикладной поведенческий анализ — это учебная программа, которая помогает ребенку научиться анализировать свое поведение и делать выводы, что хорошо, а что плохо. В этом ребенку помогает психолог, который каждый раз вознаграждает его за правильное действие. Эта программа имеет множество этапов, от самого простого (научить ребенка спокойно сидеть за столом) до более продвинутых (формирование разговорной речи у ребенка и пр.)
  • «Время на полу» — это учебная методика, которая предлагает родителям или учителю регулярно проводить несколько часов в день с ребенком на полу, играя. Игры при этом являются частью лечения и формирования у ребенка навыков к общению.
  • Программа ТЕАССН — Лечение и обучение детей с аутистическими и другими типами расстройств общения. Эта учебная методика основана на индивидуальном подходе, который разрабатывается в зависимости от целей обучения, потребностей и особенностей конкретного ребенка. Эта техника включает в себя другие методы обучения, такие как прикладной поведенческий анализ, обучение с помощью карточек или картинок и пр.
  • Методика «Больше, чем слова» помогает родителям понять способы общения их ребенка с окружающими. Не всегда ребенок с аутизмом может выразить свои желания словами, но родители могут понять его, проследив за мимикой, жестами ребенка, его взглядом и т. д. Поняв средства общения ребенка, родители (или психолог) помогают ему сформировать новые методы, более понятные окружающим (например, с помощью слов, жестов или карточек).
  • Социальные истории — это своеобразные сказки, которые описывают определенные ситуации, связанные со страхами или беспокойством ребенка. Такие истории могут быть написаны педагогом или родителями ребенка. В социальных историях описывается ситуация, объясняются мысли других людей и их эмоции, а также подсказывается желательная реакция ребенка в этой ситуации.
  • Система общения с помощью обмена карточками применяется при тяжелых формах аутизма, когда ребенок не может разговаривать. В этом случае ребенку помогают запомнить, что означает та или иная карточка, после чего он использует карточку для общения. Эта система помогает ребенку проявлять инициативу в общении, а также облегчить процесс общения с окружающими.
  • Некоторые родители детей, больных аутизмом, сообщают, что диета может значительно улучшить симптомы аутизма. Эта диета основана на предположении о том, что в кишечнике людей с аутизмом не усваиваются некоторые белки (казеин и глютен). Исключение из рациона питания продуктов, содержащих казеин и глютен, якобы может вылечить ребенка от аутизма.

    Однако ученые доказали, что большинство детей с аутизмом имеют нормальное пищеварение, и безглютеновая диета не приводит к выздоровлению ребенка.

    Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

    doctor.kz