Лечение

Шкала наблюдений для диагностики аутизма

14.06.2018

Профессионально об аутизме

28 февраля – 2 марта 2014 года PSYCON, совместно с Университетом Северной Каролины, впервые в Украине проводят семинар по основам структурированного обучения в методе TEACCH. Структурированное обучение основано на понимании уникальных черт и особенностей учащихся, связанных с природой аутизма.

Для постановки диагноза аутизм не существует медицинских тестов. Также этот диагноз не может быть корректно поставлен при единовременном кратком осмотре ребенка, даже комиссией специалистов.

Аутизм диагностируется по наличию или отсутствию определенных поведенческих характеристик. Для этого тщательно изучается история развития ребенка, проводится анализ данных анамнеза. Эксперт проводит опрос родителей и других людей, вовлеченных в жизнь ребенка. Рекомендуется организация серии наблюдений за ребенком в различных ситуациях.

Наблюдение и осмотр ребенка с подозрением на аутизм следует проводить в условиях, максимально приближенных к его привычному жизненному укладу. Поход в незнакомое учреждение и контакт с новыми людьми зачастую является фактором стресса для аутиста и может исказить диагностическую картину.

В основе диагностики аутизма лежат критерии международных классификаций психических расстройств и заболеваний МКБ-10 и DSM-4. Дополнительными вспомогательными средствами для определения вида патологии являются стандартизированные опросы родителей или близких, а также шкалы наблюдения, позволяющие более точно и качественно оценить определенные поведенческие симптомы.

Для диагностики раннего детского аутизма и в научных исследованиях применяется ряд опросников, шкал и методик наблюдения:

  • опросник для диагностики аутизма, адаптированный вариант (Autism Diagnostic Interview – ADI-R)
  • шкала наблюдения для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Observation Schedule – ADOS)
  • шкала наблюдения для диагностики аутизма — общий вариант (Autism Diagnostic Observation Schedule-Generic – ADOS-G)
  • поведенческий опросник для диагностики аутизма (Autism Behavior Checklist – ABC)
  • опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC).
  • Диагностические таблицы и опросники дают информацию о сфере влечений, сфере общения, восприятии, мелкой моторике, интеллектуальном развитии, речи, игре, навыках социального поведения.

    Методы аппаратной диагностики аутизма дают информацию о состоянии и функционировании мозга, вегетатики, сердечно-сосудистой системы:

  • электроэнцефалография – ЭЭГ, исследование биоэлектрической активности мозга и состояние его функциональных систем
  • реоэнцефалография – РЭГ (реография головного мозга), определение состояния сосудов головного мозга, выявление нарушений мозгового кровотока
  • эхоэнцефалография – ЭхоЭГ, измерение внутричерепного давления, выявление новообразований
  • магнитно-резонансная томография – МРТ, нерентгенологический метод исследования внутренних органов и тканей человека
  • компьютерная томография – КТ, сканирование и послойное изображение структур мозга
  • ультразвуковое исследование – УЗИ, диагностика брюшной полости, поверхностно расположенных органов и сосудов
  • кардиоинтервалография (вариационная пульсометрия), – исследование состояния вегетативной нервной системы
  • электрокардиограмма – ЭКГ, исследование сердца, отражающее функциональное состояние миокарда.
  • Лабораторные исследования оценивают состояние крови, иммунитет, выявляют наличие производных ртути и других тяжелых металлов, причины дисбактериоза. Аутистические расстройства сопровождаются поражением кишечника, регулярными болями при воздействии опиатов. Тесты на пищевую непереносимость и аллергены помогают сформировать индивидуальную диету для ребенка. Введение диеты – это уже начало лечения.

    Диагностика детского аутизма до 2-х лет жизни является наиболее проблематичной. Основные трудности ранней диагностики аутизма заключаются в следующем:

  • наиболее ярко картина нарушения проявляется после 2,5 лет. До этого возраста симптомы выражены слабо, в скрытой форме;
  • часто педиатры и детские психиатры не знают проблемы, не могут разглядеть в ранних симптомах аномалии развития;
  • родители, которые замечают «необычность» своего ребенка, доверившись неспециалисту и не получив адекватного подтверждения, перестают бить тревогу.
  • Таким образом, диагностика аутизма представляет из себя достаточно объемный и затратный комплекс мероприятий. Задача врача на данном этапе – определить оптимальный и достаточный объем данных для корректной постановки диагноза аутизм. В дальнейшем необходимы регулярные дополнительные осмотры для уточнения диагноза. Частоту и направленность таких осмотров регламентирует лечащий врач.

    Аутизм может встречаться в соединении с другими расстройствами, которые связаны с нарушением функции мозга, такими как вирусные инфекции, нарушения обмена веществ, отставание в умственном развитии и эпилепсия. Важно различать аутизм и умственные расстройства или шизофрению, так как путаница в диагностировании может привести к несоответствующему и неэффективному лечению.

    Развитие и формирование структур мозга в раннем возрасте является самым активным. При патологии это оптимальный период для вмешательства и начала коррекции. Компенсаторные возможности формирующегося организма ребенка велики, и их следует своевременно и оперативно задействовать.

    autism.com.ua

    План диагностического обследования при аутизме. Издание второе

    ADOS-2 является второй версией «Плана диагностического обследования при аутизме». Это стандартизированная методика, позволяющая при наличии подозрения на расстройства аутистического спектра оценивать особенности общения, социального взаимодействия и игры. Структурированные виды деятельности и материалы методики позволяют создать стандартные ситуации, в которых могут проявиться формы поведения, важные для диагностики аутизма.

    ADOS-2 включает в себя пять модулей. Каждый из модулей предлагает стандартные виды деятельности (задания), позволяющие наблюдать за формами поведения, важными для диагностики расстройств аутистического спектра на разных уровнях развития и в разном хронологическом возрасте. В новую версию впервые включен модуль Т для обследования детей ясельного возраста, при помощи которого можно определить степень риска развития расстройств аутистического спектра.

    ADOS-2 может применяться для обследования лиц различного уровня развития и владения речью. При этом в каждом случае выбирается один из пяти модулей, исходя из уровня владения экспрессивной речью и хронологического возраста обследуемого, а также с учетом приемлемости материалов обследования для его уровня зрелости.

    ADOS-2 состоит из следующих четырех компонентов:

  • Руководство. Включает в себя две части: «Часть 1: Модули 1-4» и «Часть 2: Модуль Т для обследования детей ясельного возраста».
  • Бланки для записи обследования и кодирования результатов. Для каждого из модулей предусмотрен свой бланк, обеспечивающий упорядоченное и структурированное проведение обследования, кодирование и диагностическое заключение в рамках данного модуля.
  • Базовый набор предметов для обследования. Набор из более 100 специально подобранных предметов для наблюдения за тем, как дети разного возраста с ними обращаются. Совпадает с набором, используемым в первой версии ADOS.
  • Дополнительный набор предметов для обследования к модулю Т.
  • Общий вес полного комплекта методики 31 кг.

    Отличия ADOS-2 от первого издания ADOS

    ADOS-2 является второй версией Плана диагностического обследования при аутизме. Проведение обследования и кодирование особенностей поведения в ADOS и ADOS-2 функционально идентичны. Целью модификации ADOS стало уточнение некоторых неточностей и более подробное описание принципов проведения и кодирования. Изменения прежде всего коснулись мишеней наблюдения для заданий и описаний кодов.

    ADOS-2 включает в себя обновленные алгоритмы с более высокими чувствительностью и специфичностью определения диагностической группы по сравнению с первой версией. При исследовании детей, не владеющих беглой речью, алгоритмы ADOS-2 учитывают уровень владения навыками экспрессивной речи (в Модуле 1) и возраст испытуемых (Модуль 2), предлагая два алгоритма для каждого модуля.

    ADOS-2 предусматривает сравнительный балл — оценку степени выраженности аутистических проявлений у детей и подростков, обследованных по ADOS-2, в сравнении с выборкой людей того же возраста и уровня владения навыками экспрессивной речи с расстройствами аутистического спектра. Сравнительный балл выводится по десятибалльной шкале с разделением на высокую, умеренную, низкую и минимальную степень выраженности симптомов аутистического спектра. Этот параметр может использоваться для уточнения диагностической классификации ADOS и описания изменений, произошедших между обследованиями.

    Руководство ADOS-2 написано заново группой авторов под руководством разработчиков первого издания ADOS. Оно включает в себя более подробное описание как порядка проведения заданий ADOS-2, так и принципов кодирования. Кроме этого, приведены исчерпывающие сведения о процессе стандартизации и валидизации ADOS-2. Отдельный раздел посвящен новому модулю для обследования детей ясельного возраста. Для каждого модуля приведены клинические случаи с примером написания заключения по результатам обследования и практическими рекомендациями.

    Новые протоколы обследования и кодирования

    В ADOS-2 были улучшены формулировки мишеней наблюдения для каждого задания, которые теперь представлены в виде вопросов. Для наиболее структурированных заданий последовательность стимулов теперь приведена в брошюре-бланке. Набор пунктов кодирования был расширен, некоторые коды были уточнены, теперь их формулировка включает примеры (например, что понимается под необычным жестом) и указания, на кого должно быть направлено оцениваемое поведение. В ряде случаев был добавлен код «3», что повышает точность оценки и позволяет более эффективно описывать изменения между обследованиями.

    Модуль для обследования детей ясельного возраста

    В ADOS-2 входит новый модуль для обследования детей в возрасте 12-30 месяцев (Модуль Т) с подозрениями на расстройства аутистического спектра. Таким образом, минимальный возраст для использования ADOS снизился с 15 до 12 месяцев. ADOS-2 позволяет оценить уровень обоснованности повода для беспокойства с точки зрения риска развития у ребенка расстройства аутистического спектра. Для обследования при помощи Модуля Т необходим специальный набор материалов, который входит в ADOS-2.

    Для использования данной методикой необходимо соответствовать следующим требованиям к квалификации: диплом (специалитет; магистратура; ученая степень) по одной из следующих специальностей: психология, клиническая психология, медицина (неврология, психиатрия или педиатрия).

    osrussia.com

    Для постановки диагноза аутизм не существует анализов. Также этот диагноз не может быть корректно поставлен при единовременном кратком осмотре ребенка, даже комиссией специалистов.

    Аутизм диагностируется по наличию или отсутствию определенных поведенческих характеристик. Для этого тщательно изучается история развития ребенка, проводится анализ данных анамнеза. Эксперт проводит опрос родителей и других людей, вовлеченных в жизнь ребенка. Рекомендуется организация серии наблюдений за ребенком в различных ситуациях.

    Диагностика аутизма должна проводиться командой специалистов, включающей в себя психолога, невропатолога, психиатра, психотерапевта, педиатра, логопеда-дефектолога, других экспертов, имеющих опыт работы с детьми с особыми потребностями.

    В Украине официально поставить диагноз аутизм может только детских психиатр!

    Основные диагностические критерии аутизма, согласно Руководству МКБ-10

    Для постановки диагноза необходимо наличие, как минимум, шести признаков из разделов (1), (2) и (3), из которых, как минимум, два должны относиться к разделу (1), и, как минимум, по одному — к разделам (2) и (3).

    (а) Ярко выраженные проблемы при использовании различных форм невербального поведения, таких как: зрительный контакт, мимика, позы и жесты, служащие для регулирования социальных взаимодействий

    (б) Неспособность устанавливать отношения со сверстниками, соответствующие текущей стадии развития

    (в) Отсутствие спонтанного желания поделиться своей радостью, интересами или достижениями с другими людьми (ребенок не показывает пальцем на объекты своего интереса, не приносит и не протягивает их)

    (г) Отсутствие социальной и эмоциональной взаимности

    Раздел 2. Качественные нарушения в коммуникативной сфере, характеризующиеся, по крайней мере, одним из следующих проявлений:

    (а) Задержка или полное отсутствие разговорной речи (не сопровождающаяся попытками компенсировать ее отсутствие с помощью альтернативных модусов коммуникации, таких как мимика и жесты)

    (б) У лиц с нормальным развитием речи ярко выраженные проблемы, связанные со способностью начинать или поддерживать разговор с другими людьми

    (в) Стереотипный или повторяющийся характер использования речи или речевая идиосинкразия

    (г) Отсутствие игр, отличающихся разнообразием форм, проявлением спонтанности и участием воображения, а также отсутствие игр, имитирующих социальные аспекты действительности и соответствующих текущей стадии развития

    Раздел 3. Крайне ограниченные, повторяющиеся и стереотипные паттерны поведения, интересы и виды занятий, характеризующиеся, по крайней мере, одним из следующих проявлений:

    (а) Постоянное предпочтение и полная поглощенность одним или несколькими стереотипными и ограниченными интересами, патологическими по интенсивности и сосредоточенности

    (б) Неизменное следование специфическим и нефункциональным ритуалам, либо выполнение однообразных рутинных действий

    (в) Стереотипные и повторяющиеся моторные маннеризмы (в частности, вращение или хлопки руками или пальцами либо сложные телодвижения)

    (г) Постоянный интерес к определенным деталям или предметам.

    В мировом опыте диагностики аутизма создано ряд опросников, шкал, тестов и методик наблюдения. Не все из этих методик доступны украинским специалистам.

  • шкала рейтинга детского аутизма (Childhood Autism Rating Scale – CARS)
  • опросник родителей для диагностики аутизма (Autism Diagnostic Parents Checklist – ADPC)
  • модифицированный скрининговый тест

    на аутизм для детей раннего возраста

    (The Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT).

  • Мы, как сообщество особых семей, семей, воспитывающих детей с аутизмом, на своем опыте знаем, что значит своевременная диагностика для ребенка. Это шанс начать ранние коррекционные и реабилитационные программы. Это шанс не упустить время, которое может быть упущено из-за непрофессионализма современной медицинской системы.

    Мы призываем родителей детей, САМИМ тщательно следить за развитием своего ребенка!

    Особенно в таких сферах, как –

  • взаимодействие с окружающими людьми, детьми;
  • развитие речи;
  • развитие коммуникации (особенно понимание обращенной речи);
  • развитие ролевой игры и др.
  • постоянно анализировать уровень развития ребенка в соответствии норм развития, которое характерно для детей этого возраста;
  • начиная с 1,5 лет, каждые 6 месяцев проводить скрининговое тестирование на аутизм по американской методике M-CHAT.
  • Если с 2,5 лет ребенок по тесту M-CHAT набирает более 4х баллов — необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО обратиться к специалистам — психологу, неврологу, психиатру!

    В наших условиях, кроме родителей ребенка никто не сможет позаботиться о его здоровье и здоровом развитии.

    Позаботьтесь о своем ребенке!

    mivmeste.in.ua

    Помощь детям с аутизмом "Цветы Жизни"

    Аутизм — не беда, безразличие — беда

    Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма
    Catherine Lord, Ph.D., Michael Rutter, MD, FRS, Pamela C. DiLavore, Ph.D., and Susan Risi, Ph.D.

    Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма (ADOS) является «золотым стандартом» для оценки и диагностики аутизма и общего (первазивного) расстройства развития у испытуемых разных возрастных групп, уровней развития и речевых навыков.

    Эта полу-структурированная методика может быть использована для диагностики практически каждого, имеющего подозрение на аутизм или страдающего этим расстройством, — от младенческого до взрослого возраста, от неговорящих детей, до свободно говорящих взрослых.

    Методика ADOS состоит из различных мероприятий, которые позволяют наблюдать социальное и коммуникативное поведение, связанное с диагнозом общего расстройства развития. Эти мероприятия обеспечивают интересные, нормативные условия, в которых может происходить взаимодействие.

    Методика ADOS включает в себя четыре модуля, для применения каждого из которых требуется всего от 35 до 40 минут. Испытуемому дают только один модуль, в зависимости от его или ее уровня экспрессивной речи и хронологического возраста. Следуя указаниям, приведенным в руководстве, вы выбираете соответствующий модуль для каждого человека. Модуль 1 применяется к тем детям, которые не используют фразовую речь постоянно; модуль 2 – к тем, которые используют фразовую речь, но не говорят свободно; модуль 3 – к свободно говорящим детям; и Модуль 4 – к свободно говорящим подросткам и взрослым. Единственная группа лиц с расстройствами аутического спектра, по отношению к которой не может быть применена методика ADOS, — это неговорящие подростки и взрослые.

    Для выполнения модулей 1 и 2 вам и ребенку необходимо двигаться по комнате. Модули 3 и 4, каждый из которых требует, по большей части, бесед, могут быть проведены за столом. Мероприятия, включенные в модули 1 и 3, приведены ниже:

  • Свободная игра
  • Реагирование на имя (отозваться на имя)
  • Реагирование на общее внимание
  • Реагирование на улыбку
  • Обед
  • Задание на построение
  • Выдуманная игра
  • Задание на демонстрацию
  • Описание картины
  • Рассказ истории из книги
  • Мультфильмы
  • Социальные трудности/неприятности
  • Перерыв
  • Друзья / Одиночество / Брак
  • Эти виды активности обеспечивают 30 — 45-минутный период наблюдения, полный возможностей для испытуемого проявлять поведение, соответствующие диагнозу аутизма или общего расстройства развития. Применяя ADOS, вы записываете свои наблюдения, чтобы кодировать их позже, и сформулировать диагноз. Предоставлены граничные показатели как для более широкой диагностики общего (первазивного) расстройства развития/ атипичного аутизма / аутического спектра, так и для диагностики аутизма в более узком, традиционном понимании.

    Стартовый комплект ADOS включает в себя:

    • Стимульные материалы — 100 штук (адаптированы для русского языка и Украины).
    • Комплекты протоколов на русском языке — 10 шт. для каждого модуля
    • Руководство на русском языке
    • www.fl-life.com.ua

      Шкала наблюдений для диагностики аутизма

      Giunti O.S. International Group

      Copyright © 2014 Giunti Editore, P. IVA 00421250481

      ERICA — Упражнения когнитивной реабилитации для взрослых

      ADOS — Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма является "золотым стандартом" для оценки и диагностики аутизма и общего (первазивного) расстройства развития у испытуемых разных возрастных групп, уровней развития и речевых навыков.

      Эта полуструктурированная методика может быть использована для диагностики практически каждого, имеющего подозрение на аутизм или страдающего этим расстройством: от младенческого до взрослого возраста, от неговорящих детей, до свободно говорящих взрослых.

      Методика ADOS включает в себя четыре модуля, для применения каждого из которых требуется всего от 35 до 40 минут. Испытуемому дают только один модуль, в зависимости от его или ее уровня экспрессивной речи и хронологического возраста. Следуя указаниям, приведенным в руководстве, вы выбираете соответствующий модуль для каждого человека. Модуль 1 применяется к тем детям, которые не используют фразовую речь постоянно; модуль 2 – к тем, которые используют фразовую речь, но не говорят свободно; модуль 3 – к свободно говорящим детям; и Модуль 4 – к свободно говорящим подросткам и взрослым. Единственная группа лиц с расстройствами аутического спектра, по отношению к которой не может быть применена методика ADOS, — это неговорящие подростки и взрослые.

      • Игра с мыльными пузырями
      • Предвиденье рутинных действий с объектами
      • Предвиденье рутинного социального поведения
      • Функциональная и символическая имитация
      • Празднование дня рождения
      • Игра на общее взаимодействие
      • Сообщение о необычном событии/разговоре
      • Эмоции
      • Создание истории
      • Эти виды активности обеспечивают 30 — 45-минутный период наблюдения, полный возможностей для испытуемого проявлять поведение, соответствующие диагнозу аутизма или общего расстройства развития. Применяя ADOS, вы записываете свои наблюдения, чтобы кодировать их позже, и сформулировать диагноз. Предоставлены граничные показатели как для более широкой диагностики общего (первазивного) расстройства развития/ атипичного аутизма / аутического спектра, так и для диагностики аутизма в более узком, традиционном понимании.

        Предлагая стандартизированные показатели и материалы, методика ADOS позволяет диагностировать расстройства аутистического спектра, не зависимо от языка. Поскольку данная методика применима к широкому кругу детей и взрослых, она является экономически эффективным дополнением для любой больницы, клиники или школы, которая служит людям с нарушениями развития.

      • Стимульные материалы — 100 штук (адаптированы для русского языка, Украины или РФ).
      • Комплекты протоколов на русском языке — 10 шт. для каждого модуля.
      • Руководство на русском языке.
      • ВНИМАНИЕ! По вопросам приобретения просим связаться с нами по электронной почте:

        Для получения необходимых компетенций, пользователи методики ADOS должны:

        1. Иметь предварительное образование, профессиональную подготовку и опыт, которые включают в себя обширные представления об аутизме и общих расстройствах психологического развития.
        2. Принять участие в обучающем семинаре клинической направленности в очной форме или пройти подготовку заочно, используя видеоматериалы. После завершения очного обучения вы получите сертификат об окончании курсов повышения квалификации, что эквивалентно 12 часам аудиторных занятий. После обучения с помощью видеоматериалов, успешного тестирования и заполнения оценочного бланка (W-365CE) вы получите сертификат об окончании курсов повышения квалификации, что эквивалентно 18 часам аудиторных занятий.
        3. Практиковаться в применении методики ADOS в случаях, которые не являются частью официальных исследований, вплоть до полного ознакомления с процедурой диагностики и точности кодирования единиц наблюдения.

        Если пользователь планирует свое участие в официальных исследованиях, направленных на написание научных статей, публикацию в научных журналах, он также должен пройти обучение на семинаре т.н. "исследовательской" направленности применения теста.

        Методика ADOS используется в разных видах деятельности. В каждой из них, полномочия пользователя теста должны соответствовать цели использования.

        Если, медицинская диагностика требует получения лицензии или сертификата, как у врача или медицинского психолога, то необходимо обладать ими для диагностики.

        Шкала ADOS также может быть использована для иных целей, кроме постановки диагноза. Например, специалисты по трудотерапии, логопеды часто используют ADOS оценки программ и планирования дальнейшей терапии. Некоторые специалисты по речи и слуху также используют ADOS для ранней диагностики и определения программы коррекции, так как это предусмотрено в стране, где они практикуют.

        Дополнительные вопросы, касательно вышеизложенного, будет полезно обсудить с вашим местным органом выдачи лицензий на психологическую практику.

        Т.к. в Украине в настоящее время отсутствует лицензирование психологической практики, в перспективе следует рассматривать добровольную сертификацию специалистов прошедших сертификационное обучение по программе утвержденной разработчиком методики ADOS

        Обучающий семинар клинической направленности длится два дня, и использует формат лекции, чтобы ознакомить участников с основными принципами применения шкалы ADOS и обработки результатов по всем четырем модулям методики.

        Обучающие видеоматериалы, тестирование и оценочные бланки (W-365CE) имеют эквивалентное содержание. Любой из этих видов обучения является важнейшим шагом для дальнейшего квалифицированного использования ADOS в повседневной клинической практике.

        Обучающие клинические семинары входят в программу адаптации ADOS для каждой страны. Более подробная информация о датах и местах проведения будет публиковаться на сайте официального дистрибьютора методик: www.osukraine.com

        Обучающий семинар исследовательской направленности доступен только для тех, кто закончил обучение по клинической направленности в очной форме. Обучение фокусируется на улучшении навыков по обработке полученных данных для повышения уровня согласованности между рангами баллов разных исследователей – лиц, проходящих обучение, и опытных экспертов.

        Повышенный уровень точности, обеспечивает возможность сравнения закодированных единиц наблюдения в разных лабораториях разных частей мира, где проводятся исследования. Эти семинары, как правило, проводятся в учебной лаборатории одного из авторов теста.

        Для получения информации об обучении:

        в Соединенных Штатах Америки нажмите здесь,

        Как правило, участниками являются лица, которые будут квалифицированно использовать шкалу ADOS. Это люди, которые до обучающего семинара, имели образование, подготовку и опыт в индивидуальном тестировании, а также, имеющие подготовку и опыт в диагностике и лечении аутизма.

        В том числе это психиатры, которые имеют профессиональные полномочия для диагностики и лечения аутизма, которые используют ADOS в своей повседневной практике; клинические и/или школьные психологи, специалисты по трудотерапии и логопеды.

        В некоторых случаях, школы и больницы посылают дополнительных сотрудников на обучающие семинары с целью лучшего понимания этого диагностического инструмента. Обучение помогает преподавателям, консультантам, специальным педагогам, и другим сотрудникам лучше использовать отчеты, основанные на результатах методики ADOS. Обратите внимание, что во всех случаях, простое участие в семинаре не является достаточным для обеспечения правильного использования ADOS.

        Нет. Материалы тренинга по ADOS предназначены для подготовки к работе отдельных пользователей. Завершение обучающего семинара не предусматривает дополнительных материалов и приобретения опыта, необходимого для обучения других пользователей.

        Также для обучения других необходимо пройти курс исследовательской направленности, предлагаемый научно-исследовательского сообществом. (См. следующий вопрос).

        Только в исключительных случаях. Исследователь, который получил подготовку клинической направленности по применению методики ADOS, а также прошел семинар исследовательской направленности и достиг высоких показателей надежности, может, вернувшись в домашнюю лабораторию, обучать людей, с которыми он работает. Письмо с этими четко определенными обязанностями дается каждому участнику семинара по завершении обучения.

        Отметим, что даже оригинально обученный исследователь из научно-исследовательской лаборатории не рассматривается как достаточно квалифицированный для обучения других людей, до тех пор, пока он не вовлечен в дальнейшую практику и обучение под супервизией. Например, люди, которые проводят очное обучение клинической направленности, работали под супервизией как руководители учебного семинара в лаборатории исследований доктора Лорд.

        Для валидной интерпретации подсчитанных баллов уровень развития невербальных способностей ребенка должен соответствовать возрасту 12 месяцев и выше, а также ребенок должен быть готов к самостоятельной ходьбе. Последнее требование больше связано с показателями хронологического возраста, чем с возрастом развития. Современные исследования показывают, что процедура проведения методики ADOS с детьми, чей невербальный уровень развития эквивалентен возрасту меньшему 12-ти месяцев, не достаточно точная (показатели должны интерпретироваться с большей осторожностью).

        Однако, подчеркнем, что основываясь на последних сведениях, отдельные показатели, полученные от разных исследователей в разное время, по-прежнему надежны даже для детей младшего возраста развития. Результаты также оказались валидными в случаях распознавания аутизма, когда полученные результаты не приближались к граничным баллам. Также, когда результаты приближаются к граничным баллам, а методические рекомендации основаны на показателях для более взрослых детей, они не могут быть применены в точности. Так что люди могут использовать информацию, полученную с помощью шкалы ADOS в первые 12 месяцев развития ребенка, но они должны быть осторожны в интерпретациях, методика не может быть применена таким же образом, как если бы они ее проводили с более взрослыми детьми.

        Для оценки соответствия уровня невербального развития возрасту может быть использована любая профессионально разработанная методика. К примеру, Шкалы раннего обучения Муллена (the Mullen Scales of Early Learning), Шкала развития младенцев Бейли (Bayley Scales of Infant Development), Шкала адаптивного поведения Вайнленд (the Vineland Adaptive Behavior Scales), а также методика диагностики навыков развития «KIDS-шкала» (the Kent Inventory of Developmental Skills (KIDS).

        В США чаще всего используют сразу несколько тестов в тех случаях, когда трудно вынести соответствующее заключение. Как и в любом тестировании, диагностический вывод должен быть качественным заключением, основанным на анализе нескольких источников данных, и никогда не может быть основан на применении лишь одной методики.

        Все эти вопросы касаются только первого модуля методики. После Модуля 1, заключение базируется на уровне развития экспрессии речи, что определяется с помощью шкалы ADOS. Мы также рекомендуем людям установить уровень речевой экспрессии с помощью шкалы адаптивного поведения Вайнленд, чтобы определить начальный уровень, однако основой для принятия окончательного решения является то, насколько хорошо говорит ребенок во время проведения диагностики с применением шкалы ADOS.

        Хотя не правильно классифицировать ADOS как "объективный тест" в классическом смысле, но данная методика может считаться какой угодно, только не "субъективной".

        Методика ADOS, как и указано в ее названии, является шкалой "наблюдений". Это резко отличает ее от нормативно-ориентированных объективных тестов. В объективных тестах вопросы направлены на получение конкретных ответов, что позволяет легко и быстро их классифицировать. Поведение, наблюдаемое в социальном взаимодействии, не делимо на отдельные единицы, и не может быть классифицировано так легко. История научных наблюдений поведения развивалась совершенно отдельно от истории развития классического тестирования. Категории наблюдения, используемые в шкале ADOS, разрабатывались и проверялись в течение нескольких десятилетий, они были улучшены для повышения точности показателя ранговой корреляции по классам поведения, которые имеют основополагающее значение для диагностики Расстройств аутического спектра и других Общих расстройств психологического развития.

        В любом оценивании, будь то наблюдения за поведением или классические тесты, пункты методики или категории кодирования, взятые по-отдельности, имеют гораздо более низкие показатели надежности, чем общее количество баллов, которое используется для предоставления окончательной интерпретации и диагностического вывода. Например, отдельные пункты объективных тестов личности или поведения часто демонстрируют внутреннюю согласованность в диапазоне от 0,30 до 0,40. И только тогда, когда пункты объединены в шкалах, их надежность становится достаточной для интерпретации результатов. Подобное происходит и со шкалами наблюдений, как например в ADOS. Выводы по общим результатам методики ADOS, как сообщают в руководстве и специальной литературе, демонстрируют высокую степень надежности и точности. Тем не менее, по сравнению с пользователем объективных тестов, на плечи пользователя ADOS падает тяжелое бремя, так как он должен упорно трудиться, чтобы обеспечить настолько точное кодирование отдельного поведения, насколько это возможно.

        Когда исследователи ссылаются на "достижение надежности", это означает, что новый исследователь достиг установленного уровня надежности по показателю ранговой корреляции, когда его кодирование на уровне отдельных показателей сопоставимо с кодированием более опытных исследователей

        Иногда ребенок с высокофункциональным аутизмом может не достичь критерия аутизма заложенного в шкалу ADOS, но только вследствии того, что наблюдение было коротким. Это, вероятно, может произойти в Модуле 1 методики, с детьми, у которых было много специального обучения (например, "практика" ходить на дни рождения). С другой стороны, когда подобное происходит, исследователь, как правило, вполне осознает это, поскольку такие дети почти всегда имеют высокие показатели, но недостаточные для достижения уровня аутизма. Нельзя сказать, что исследователь не видит аутизма, однако отдельные пороговые показатели не были достигнуты.

        Случаются также ситуации, когда уровень развития ребенка попадает «между» двумя модулями методики. Пользователь ADOS может применить Модуль 1, несмотря на то, что ребенок достаточно владеет речью для диагностики на следующем уровне, из опасения, что задания на социальное взаимодействие могут оказаться слишком трудными. Это может привести к тому, что ребенок не получит пороговых показателей – например, достигнет критерия расстройств аутического спектра, но не достигнет уровня аутизма, либо получит такой уровень в одних сферах, но не во всех. Тем не менее, такой ребенок не перестанет "выглядеть как аутист."

        Во всех таких случаях, эксперт должен использовать клиническую оценку. Помимо показателей по шкале ADOS, проявлял ли ребенок признаки аутизма? Для того, чтобы оценить, насколько это соответствует специфическим нарушениям, можно опросить других членов команды поддержания психического здоровья с помощью диагностического опросника аутизма Autism Diagnostic Interview-Revised (ADI-R) (который является ретроспективным и полностью основан на отчетах родителей).

        В случаях, когда отчеты родителей, учителей или других врачей, не совпадают с наблюдениями, сделанными с применением шкалы ADOS, эксперту необходимо выяснить: действительно ли эти люди видели то же самое, но интерпретировали это по-другому; или поведение ребенка радикально изменилось; или другие участники сообщают о тех проявлегниях, что действительно отсутствовали во время диагностики ADOS?

        Следует также рассмотреть главное предупреждение для любой диагностики: никакие клинические заключения не должны основываться на результатах одной лишь методики. Диагноз, медицинский либо касающийся школьного обучения, является обоснованным заключением квалифицированного и опытного профессионала, вынесенным с учетом всех полученных данных из нескольких источников.

        Методика ADOS была использована в целом ряде исследований в западных культурах. Неофициальные отзывы по применению в Корее и в Индии, свидетельстовали о достаточно хороших результатах. В настоящее время, наиболее полные исследования были проведены лишь в Великобритании и США.

        В повседневной клинической практике, решающим фактором становится наличие кого-то из родной культуры испытуемого для того, чтобы соотнести показатели методики с критериями того, что считается нормой в родной культуре ребенка. Например, некоторые жесты, зрительный контакт, или воображаемые игры могут иметь разное значение в разных культурах. Кроме того, пользователи методики всегда должны учитывать общее влияние ситуации тестирования (например, проводиться ли оно на дому или в клинике), исследователя (будет он похожей или иной этнической принадлежности в отношении испытуемого) на поведение.

        Если клиника обслуживает много людей различных культур, будет полезно применить ADOS на контрольной группе детей из тех же культур, которые не страдают общими расстройствами психологического развития. Это может быть особенно полезно в ситуациях, связанных с не-западными культурами, где такие различия могут быть более выраженными. Контрольная группа может быть довольно мала, так как вариация показателей по шкале ADOS среди типичных детей небольшая, а различия, связанные с культурой, должны стать очевидными.

        Доктор Лорд отмечает: Я применяла Модуль 1 методики ADOS во многих странах мира на всех континентах. Даже когда я не понимала языка, родителям переводили простые вещи, и мне удалось достичь надежности результатов, сопоставимых с результатами других исследователей. Однако, мои показатели по Модулям 3 и 4, даже тогда, когда я частично понимала язык (испанский, французский и немецкий), были не достаточно надежными – я действительно не могла понять странные интонации, и имела совершенно другие представления о жестах и мимике, по сравнению с носителями языка.

        На самом деле, даже при сравнении выборок Великобритании и США, в Великобритании, исследователи часто воспринимают странную интонацию детей с высокофункциональным аутизмом как американский акцент, чего я бы никогда не сказала. Таким образом, есть некоторые тонкие культурные различия, заметные при использовании высших уровней методики ADOS, которые, вероятно, требуют от исследователя находиться внутри единой культурной среды с испытуемым, либо быть глубо знакомым с его культурой.

        В общем, мы рекомендуем не прекращать прием лекарств. Поведенческие проявления, на диагностику которых направлена методика ADOS, должны присутствовать, даже если ребенок находится на лечении. Однако, это может зависеть от того, на что нацелено использование шкалы ADOS, кроме того, следует учитывать медицинское заключение.

        Мы выбираем место, где будем стоять во время заданий с шарами и пузырями, размещаем механического кролика или автомобиль так далеко, как это возможно, и тогда указательные жесты будут иметь смысл для ребенка. Другая стратегия заключается в том, чтобы притвориться немым, когда ребенок скажет "смотри", нужно подождать несколько секунд, прежде чем ответить, но я не советую делать это систематически. Мы обнаружили, что такое поведение не является постоянным для типично развивающихся детей при использовании модуля 1 или 2, но оно может стать более глубокой проблемой для более взрослых детей с аутизмом или задержкой развития. Несмотря на это, исследователю стоит проявлять больше настойчивости, если возникает подобная ситуация.

        Обучающие или рекламные записи с применением методики ADOS для диагностики нормально развивающихся детей в настоящее время недоступны. Исследователи работают над тем, чтобы появились записи подобного рода. В зависимости от источника таких записей, они могут быть использованы в обучающих семинарах клинической направленности, или могут дополнить комплект видео материалов для заочного обучения. Тем не менее, сейчас не установлено определенное время, когда такие записи смогут быть доступными.

        В ранних исследованиях шкалы ADOS было принято вести отдельный подсчет баллов для тиков, но они были настолько различными, что исследователи не могли получить хорошие показатели надежности при кодировании тиков. По этой причине тики официально не кодируются, однако мы призываем исследователей отмечать их в протоколе.

        В руководстве по методике ADOS перечислены различные диагнозы детей из контрольных групп в описании заданий к каждому модулю. Это были разнородные группы детей, с разными диагнозами, отличающиеся по возрасту и примененному модулю шкалы ADOS (так что контрольная группа модуля 1 была представлена детьми с задержкой развития без аутизма и / или с нарушениями речи, тогда как в контрольную группу для модуля 3 входили дети без умственной отсталости, но проявляющие разнообразные поведенческие расстройства).

        В группах были дети с СДВГ; биполярное расстройство не было распространенным диагнозом в то время в Чикагском университете, так что маловероятно, чтобы у ребенка был такой диагноз, но там были дети, которые получили бы такой диагноз сейчас. В любом случае, данное исследование не имеет статистически значимых результатов по любому другому диагнозу, кроме аутизма / расстройств аутического спектра, для того чтобы дать ответ на поставленный здесь вопрос. Эти вопросы должны быть исследованы, но будет истрачено много сил и времени, прежде, чем возможно будет прийти к полезным выводам.

        Методика ADOS была использована для оценки исхода заболевания в паре случаев, хотя, в некоторых ситуациях, он не подходит для таких целей. Шкала ADOS предназначена для выявления черт аутизма в различных ситуациях, и поэтому не может быть чувствительна к тонким изменениям. Например, другие тесты более узко направлены на определенное поведение (например, шкала оценки синтаксиса из методики SICD, шкала повышенной активности из методики Conners) могут быть более чувствительны к изменениям, чем такие методики как ADOS.

        В некоторых клинических испытаниях со временем были проведены сравнения. Например, шкала ADOS зафиксировала небольшие улучшения во всех группах в нашем исследовании, включая групу с применением плацебо. И в нашей клинике мы регулярно сравниваем результаты, когда наблюдаем ребенка продолжительное время. Следует осторожно проводить любые сравнения так, чтобы они были основаны на идентичных показателях: отдельные пункты методики могут быть сопоставлены между разными модулями в тех случаях, когда эти пункты идентичны по содержанию, но общие результаты можно сравнить только внутри модулей.

        Кроме того, в нашем лонгитюдном исследования результаты шкалы ADOS сильно коррелируют с более общими шкалами социальной адаптации, такими как Шкала адаптивного поведения Вайнленд. Данные об изменениях в ретестовых подсчетах находятся в руководстве, так что если диагностика повторялась через короткий промежуток времени, можно сравнить полученные результаты с этим отчетом.

        Недавние исследования позволяют предположить, что нет существенного влияния повторных тестирований на результаты по шкале АDOS. Хотя дети, которые повторно проходят ADOS (например, каждый месяц) лучше выполняют знакомые определенные задания (например, они могут лучше следовать правилам обычного поведения на дне рождения), но их общий результат, как правило, не меняется, и диагностическое заключение остается прежним. Потому что общие показатели шкалы ADOS подчеркивают спонтанные действия ребенка и ответные реакции на поведение исследователя, в отличие от отдельных баллов за определенные задания, таким образом, хотя задания и становятся более знакомыми, общее диагностическое заключение не меняется. Аналогичные наблюдения были сделаны, когда ADOS использовался повторно со взрослыми людьми с расстройствами аутистического спектра: хотя испытуемые могли ознакомиться с отдельными заданиями, но они были определены с методикой ADOS в класс людей, имеющих расстройства аутистического спектра.

        В руководстве ADOS есть показатели ретестовых измерений, проведенных при повторном применении методики. В общем, были отмечены незначительные изменения в баллах: стереотипное поведение оценивается как более выходящее за пределы нормы при повторном тестировании в течение нескольких месяцев, а социальное поведение несколько улучшается. Даже при незначительных изменениях показателей, как описано выше, общий результат ребенка и диагноз в целом не меняются. Кроме того, исследования по разработке шкал ADOS для малышей применяли ежемесячную повторную диагностику, но существенного влияния повторных тестирований не было обнаружено. Методика ADOS была также использована в нескольких фармакологических исследованиях, где она была повторно использована в течении коротких промежутков времени (два-три раза за несколько месяцев), с аналогичными результатами.

        Хотя общий результат по шкале ADOS не меняется при повторном проведении, лучше, если дети и взрослые не учат заданий. Для повторения ADOS должна быть хорошая медицинская причина, особенно если методика повторно применяется чаще, чем дважды за короткий промежуток времени. Если вы знаете заранее о повторном применении ADOS в течение короткого периода времени, вы можете каждый раз использовать разные игрушки и материалы из комплекта (например, использовать одну книгу в первый раз, и другую – в следующий).

        Кроме того, всегда хорошо дополнять результаты любого тестирования данными из других источников, например, родителей, учителей. Могут быть полезны такие методики: опросник диагностики аутизма — улучшенный (ADI-R), Детская шкала аутизма (CARS), а также Шкала социального реагирования (SRS).

        Стандартная методика ADOS не рекомендуется для применения со слепыми или глухими детьми. Тем не менее, материалы ADOS могут быть использованы для неструктурированного наблюдения за такими детьми, например, использование вербальной части методики. Методику, как таковую, не стоит применять, поскольку многие задания будут неподходящими. В случаях с детьми, имеющими нарушения зрения и слуха, необходимо получить медицинское заключение о степени нарушений и их вероятном влияние на результаты методики ADOS.

        Шкала ADOS довольно точно диагностирует лиц с аутизмом и расстройствами аутистического спектра (РАС), однако наличие граничных показателей по методике необязательно обозначает наличие аутизма или расстройств аутистического спектра. Общие баллы по методике ADOS и оценки по отдельным пунктам могут быть повышены по разным причинам. Лица с другими заболеваниями, такими как умственная отсталость и / или серьезные поведенческие нарушения, могут иметь повышенный балл по ADOS, в связи с сопутствующими заболеваниями, которые вызывают такое социальное поведения, что является типичным и для расстройств аутистического спектра. Для обеспечения точного диагноза, оценивание испытуемого не должно ограничиваться методикой ADOS. Диагностическая оценка должна включать в себя несколько компонентов, в том числе тщательно собранный анамнез, оценку текущего уровня развития или когнитивный профиль, информацию от родителей и / или тех, кто знает ребенка хорошо, и оценка адаптивного функционирования.

        Мы не рекомендуем использовать результаты методики ADOS в протоколе клинического исследования. Может быть утверждено только окончательное заключение об отношении испытуемого к одной из классовых категорий методики ADOS. Диагностическая интерпретация должна быть сфокусирована на этой классификации и информации из других соответствующих источников. Количественные показатели нужны для зачисления испытуемого в определенную категорию (класс), но сами по себе они не обладают необходимыми психометрическими свойствами. Предоставление этих показателей или граничных баллов в отчете может привести к недоразумениям и вызвать критику в адрес вашего профессионализма. По этим причинам мы также рекомендуем, не включать протоколы исследования с применением шкалы ADOS в отчеты. Врачи должны рассматривать результаты методики ADOS, анализируя подробные описания социально-коммуникативного поведения клиента во время диагностики, наряду с полученными данными о зачислении испытуемого в определенный класс шкалы ADOS.

        Методика ADOS предназначена для применения одним человеком. Хотя некоторые исследователи привлекают других профессионалов для более точного отслеживания тонких поведенческих реакций, но важно, чтобы испытуемый никогда не был смущен и обеспокоен тем, кто присутствует с ним рядом. Любой присутствующий, кроме исследователя, должен вести себя только как наблюдатель.

        В связи с этим, важно, чтобы исследователь не стал зависимым от присутствия другого наблюдателя. Методика ADOS сфокусирована на социальном взаимодействии между исследователем и испытуемым. В то время как наблюдатель может заметить случайное поведенческое проявление, исследователь находится в позиции, что является основной, и должна быть таковой, для наблюдения диагностики в целом. Компетентный исследователь должен быть достаточно опытным для того, чтобы управлять процессом диагностики, при этом фиксируя все, что происходит, в качественном отчете.

        Проводить методику ADOS в домашних условиях тяжелее для исследователя из-за отвлекающих факторов и необходимости контролировать пространство, в котором происходит диагностика. Также важно, чтобы ребенку было настолько комфортно, насколько это возможно. Часто детям с аутизмом удобнее находиться в структурированной среде, чем в неструктурированной (особенно с незнакомым человеком в знакомой обстановке). Если методика ADOS будет проводиться в домашних условиях, до своего приезда исследователь должен обсудить вопросы организации необходимого пространства (например, иногда эксперт может пускать мыльные пузыри и использовать игрушки; иногда должно быть братьев и сестер, шумной техники и телевидения, иногда ребенок будет сидеть за столом, не при этом ожидая приема пищи и т.п.). Если эти требования могут быть удовлетворены и экспериментатор почувствует себя комфортно, то ADOS может быть использована в домашних условиях.

        Вопросы перевода, прав, разрешений, стоимости

        Твердая политика правообладателей (WPS) и авторов методики ADOS такова: любое применение методики ADOS возможно только с использованием письменного перевода, прошедшего процесс официального рассмотрения и утверждения организацией-правообладателем или одним из лицензированных международных партнерских тестовых издательств.

        Авторы занимают такую позицию исходя из обеспокоенности по поводу надлежащего ухода за пациентами. Опыт показывает, что перевод может существенно повлиять на показатели шкалы ADOS и, что в свою очередь повлияет на надежность и достоверность результатов диагностики. Только надлежащее рассмотрение и анализ перевода может дать результаты по шкале ADOS, которые будут соответствовать тем, что опубликованы в руководстве и специальной литературе. Правообладатель озвучивает эти проблемы, не только в целях выполнения своих обязанностей и обязательств, в соответствии с международным законом об авторском праве, но и в целях защиты целостности наших запатентованных материалов в разных странах.

        Чтобы помочь вам придерживаться профессиональных стандартов при проведении исследования с помощью методики ADOS, правообладатель постоянно работает над распространением шкалы ADOS в разных языковых группах и культурах. Законно переведенные материалы доступны во многих международных партнерских издательствах. Переводы, необходимые для квалифицированных научных исследований должны быть согласованы с отделом прав и разрешений правообладаетеля (WPS).

        В настоящее время официальные переводы методики ADOS доступны или скоро будут доступны для использования в клинических и / или исследовательских целях на следующих языках:

        Использование других переводов должно быть письменно согласованно с организацией WPS.

        Если у вас есть дополнительные вопросы касательно доступных переводных изданий, пожалуйста, свяжитесь с отделом прав и разрешений WPS: rights@wpspublish.com

        Правообладатель предлагает исследовательскую скидку на все изданные им тесты для аспирантов и исследователей, участвующих в официальных, финансируемых исследованиях, направленных на публикации результатов в научных журналах.

        Вы можете подать заявление, если вы используете продукцию WPS в исследовании или если вы планируете использовать продукцию WPS для обучения студентов. Для получения дополнительной информации обратитесь в отдел Скидок для ученых в образовательных и исследовательский целях (Scholarly Discounts for Education and Research).

        Отобранные, санкционированные переводы на другие языки могут быть доступны непосредственно через отдел прав и разрешений WPS для использования в финансируемых, квалифицированных исследований, подготовленными, учеными исследователями. Свяжитесь с rights@wpspublish.com для уточнения деталей.

        Методика ADOS официально распространяется в Украине ООО "ОС Украина". Данная организация принадлежит к международной группе издателей психологических тестов Giunti O.S. со штаб квартирой во Флоренции, Италия.

        Giunti O.S. обладает эксклюзивным правом на распространение данной методики, которое было получено от правообладателя, компании WPS, США о чем упоминается в официальных источниках

        Согласно письма Украинского медицинского центра Сертификации от 3.04.2013 №309 подписанного и.о. директора Мартыненко Г. А. относить изделия, которые входят в комплект психологической тестовой диагностики ADOS к изделиям медицинским в соответствии с Приказом МОЗ Украины №478 от 2.07.2012 "О утверждении Перечня медицинских изделий, которые подлежат государственной регестрации (перерегистрации) в Украине", которые подлежат государственной регистрации согласно "Порядка государственной регистрации медицинской техники и изделий медицинского назначения", утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 09.11.2004 №1497 нет оснований"

        Стоимость качественных диагностических инструментов по всему миру достаточно высока. Она определяется необходимостью проведения значительных по масштабу научных исследований в т.ч. "пилотных", опросов, сборов данных и т.п.

        Стимульный материал по требованию правообладателя должен быть исключительно оригинальный или, по крайней мере, согласованный с компанией держателем авторских прав. Чаще всего стимульный материал изготавливается по специальному заказу и/или подбирается в точном соответствии с авторскими требованиями.

        ADOS содержит большое количество стимульного материала как специального производства, так специально подобранного. Кроме того, часть материала заменяется на адаптированные варианты (русский / украинский языки), а часть добавляется в комплект.

        Стоимость комплекта, кроме закупочной стоимости, также формирует необходимость импорта, получения всевозможных разрешений, уплаты пошлин и прочих сборов.

        В стоимость также входит адаптация ADOS для русского языка и авторские вознаграждения (роялти) отчисляемые с каждым проданым комплектом.

        www.osukraine.com