Лечение

Слайды о стрессе

06.09.2018

Стресс. Что такое стресс? — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемАнтонина Батракова

Презентация на тему: » Стресс. Что такое стресс?» — Транскрипт:

2 Что такое стресс? Стресс общая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

3 3 стадии Впервые стресс описал в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее. Селье выделил 3 стадии стресса: I стадия: Реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей; возможности эти ограничены). II cтадия: Сопротивляемости. III cтадия: Истощения.

4 5 «источников» стресса! 1.Кофеин 2.Алкоголь 3.Курение 4.Сахар 5.Соль

5 Что может быть источником стресса? 1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком) 2. Мелкие ежедневные неурядицы; 3. Конфликты либо общение с неприятными людьми; 4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей; 5. Ощущение постоянного давления; 6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе; 7. Шум;

6 Что может быть источником стресса? 8. Монотонная работа; 9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего- то не достигли либо что-то упустили; 10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине; 11. Напряжённая работа; 12. Финансовые трудности; 13. Сильные позитивные эмоции; 14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);

7 Симптомы : 1. Головная боль; 2. Упадок сил; нежелание что-либо делать. 3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем; 4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск; 5. Рассеянность, ухудшение памяти; 6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию; 7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.

11 5 приемов против стресса ОТКЛЮЧАЙТЕ МОБИЛЬНЫЙ Помните песню «вдруг раздастся гром небесный телефонного звонка»? Его ожидание не дает расслабиться даже дома, утверждает профессор социологии университета Висконсина Ноэль Чесли. «Идеально иметь два телефона: один для близких, второй – служебный, который нужно выключать, покидая офис, – согласна психотерапевт Психологического центра на Пятницкой Оксана Орлова. – Ваш девиз: рабочие вопросы – в рабочее время по рабочему телефону!»

12 5 приемов против стресса ДОВОДИТЕ НАЧАТОЕ ДО КОНЦА Оказывается, мысли о том, что еще две недели назад надо было заплатить за квартиру, а на столе беспорядок, заставляют организм вырабатывать гормон стресса кортизол, переизбыток которого приводит к развитию депрессии. «Доказано, что ежедневное беспокойство по таким пустякам расшатывает нервную систему почище, чем одна серьезная травма вроде потери работы или развода, – добавляет профессор медицины из клиники Кливлендского университета Майкл Ройзен. – Заведите правило с утра составлять список дел, включая хлопоты по дому, и поощряйте себя за каждый «полностью закрытый» день».

13 5 приемов против стресса СЛУШАЙТЕ МЕДЛЯКИ «Во время стресса сердце бьется слишком часто, плохо насыщая кровь кислородом. Недостаток кислорода приводит к приступам необоснованной тревоги, – говорит Оксана Орлова. – Включите тихую, спокойную музыку – сердце начнет работать в такт мелодии, и пульс нормализуется».

14 5 приемов против стресса ЖУЙТЕ СЛАДКОЕ Исследования ученых из университета Цинциннати показали, что сладкое снижает выработку еще одного гормона стресса – глюкокортикоида, а значит, помогает успокоиться и снять тревожное состояние. «Учтите, что только неочищенный сахар, например, тростниковый, приносит пользу нервной системе. Кусочка сахара или черного шоколада вполне достаточно – большее количество сладкого послужит стимулятором», – предупреждает Оксана Орлова.

15 5 приемов против стресса И Вообще больше жуйте Держите под рукой жевательную резинку со вкусом корицы и мяты и жуйте, как только почувствовали беспокойство. Научно доказано и проверено на практике: эти два запаха снимают раздражение и успокаивают нервы.

www.myshared.ru

Что читать о понятии стресса, его системности и механизмах восприятия эмоций, рекомендует биолог Дмитрий Жуков

Стресс — это неспецифическая системная приспособительная реакция организма на новизну. Именно обширность этого понятия, его огромная роль в жизни всех животных, включая человека, делает трудным полное изложение этой комплексной реакции. Книг, полно описывающих стресс, — как научных, так и научно-популярных, — строго говоря, нет. Главная трудность при написании подобной монографии заключается в неспецифичности стресса, то есть в том, что величина стрессорной реакции не зависит от модальности раздражителя. Стресс развивается при любом воздействии на организм, если в организме нет готовой программы ответа на данный стимул, другими словами, на новое для данного организма воздействие. Если то же воздействие будет регулярно повторяться, то стрессорная реакция будет с каждым разом все слабее, а специфические системы будут реагировать все сильнее. На загрязненный воздух будет реагировать в первую очередь система дыхания, на погружение в холодную воду — терморегуляторная система, при постоянных социальных конфликтах будет совершенствоваться социальный интеллект.

Ученые-специалисты по стрессу работают, как правило, с ограниченным количеством моделей, чаще всего с одной. В результате, подытоживая свои исследования, они описывают реакции на один-два стимула. Например, кислородное голодание, безусловно, вызывает стресс в организме, но при постоянном воздействии этого фактора, имитирующего условия высокогорья, главные изменения происходят в дыхательной (в широком смысле) функции и тех областях обмена веществ, что связаны с утилизацией кислорода. Поэтому, хотя в названии монографии и употреблен термин «стресс», читатель узнает все лишь о реакции организма на кислородное голодание.

Другая сложность с литературой о стрессе кроется в узком понимании стресса как реакции на вредные или сверхсильные, экстремальные воздействия. Конечно, горноспасатели, шахтеры, промышленные альпинисты, летчики-истребители работают в условиях постоянного стресса. Но все эти профессии весьма специфичны, и их сложности мало соотносятся с проблемами рядового человека, да и стресс как неспецифическая реакция играет небольшую роль в их организме.

Еще одна сложность с литературой о стрессе происходит из эксплуатации этого термина психологами и фармакологами. Навязчивая реклама «препаратов от стресса» совершенно ненаучна. Обычная усталость не имеет никакого отношения к стрессу. Многочисленная психологическая литература по стрессу содержит лишь более или менее полезные советы по расслаблению, но никак не описывает стресс как реакцию неспецифическую, системную, приспособительную на незнакомое организму воздействие.

Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости. — Л.: Прибой, 1927.

Уолтер Кеннон — американский физиолог, первым обнаруживший, что самые разные воздействия на организм вызывают активность мозгового слоя надпочечников. Значение неспецифичности реакции организма, не получившей еще имени «стресс», ускользнуло от внимания современников. Она — неспецифичность — оказалась в тени механизмов возникновения эмоций. Сейчас мы называем Кеннона пионером исследований стресса. Физиологи придут в восторг от тонкости Кеннона как экспериментатора. Определять секрецию адреналина по физиологическим реакциям — такая виртуозность доступна очень немногим сегодняшним исследователям. Заметим, что имя Уолтер транслитерировалось в 1927 году как Вальтер, поэтому инициал В. в выходных данных не опечатка.

Селье Г. На уровне целого организма. — М.: Наука, 1972.

Популярная книга корифея науки об истории открытия стресса. Ганс Селье первым обратил внимание на то, что любые фармакологические воздействия вызывают активацию коркового слоя надпочечников. В книге подчеркивается системность стресса: работают не отдельные системы, а весь организм как целое. Заметим, что понимание стресса самим Селье было, с нашей сегодняшней точки зрения, неполным. Он не придавал значения психическим воздействиям и не интересовался поведением при стрессе.

Жуков Д.А. Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей. — М.: Альпина-нон-фикшн, 2013.

Стрессу посвящены три из десяти глав книги. Может, это и нескромно рекомендовать себя, но моя книга — единственная из известной мне русской и англоязычной литературы, в которой подробно разобрано определение стресса. Каждому из характерологических свойств стресса — неспецифичности, системности, адаптивности — посвящены отдельные разделы. Особое внимание уделено главному условию возникновения стресса — субъективной новизне стимула. Подробно описано и классифицировано поведение при стрессе — не изменения в поведении, возникающие после сильного стресса, а поведение во время действия стрессорного стимула. Разобраны условия, при которых стресс утрачивает свое приспособительное значение (неконтролируемость ситуации) и становится дезадаптивным фактором, приводящим, в частности, к депрессии. Рассмотрены биологические методы противодействия негативному влиянию неконтролируемого, то есть хронического, стресса.

cmtscience.ru

Итак, мы поговорим о том, что такое стресс, какое место он занимает в нашей жизни, как связана со стрессом наша работа, что такое профессиональное выгорание и как сохранить свое здоровье и психологическое благополучие.

Задумайтесь, что такое стресс? Что вы можете сказать о нём? Какие у Вас возникают ассоциации с этим словом?

Английское слово «стресс» происходит от латинского «stringere», что дословно означает «затягивать удавку». Этот глагол вошел в употребление в 17 веке и пользовались им в тех случаях, когда приходилось описывать тяготы и страдания. В английском языке 18 века, слово «стресс» символизировало «силу, давление, напряжение, или крепкое усилие», и характеризовало, главным образом, деятельность человека, функционирование органов его тела и умственные способности.

Одна из первых научных попыток объяснить заболевания, связанные со стрессом, была предпринята австрийским учёным Гансом Селье.

Согласно его определению, «стресс — это неспецифический ответ организма на внешнее или внутреннее воздействие повышенной силы», причем стрессом является все, что нарушает нормальное взаимодействие организма со средой.

Во время стресса включаются все механизмы, которые способствуют сохранению организмом его жизни и благополучия. У животного внешнее воздействие на него порождает непосредственный ответ на это воздействие в виде активного сопротивления (борьбы) или бегства. Стресс вызывает очень заметные физиологические изменения: повышается артериальное давление, учащается пульс, возрастает содержание сахара в крови, организм мобилизует и направляет внутренние силы на отражение опасности, он находится в состоянии избыточной энергии, которая должна найти выход. Выход находится либо во вступлении в борьбу, либо в бегстве от опасности. В этом человек подобен животным, для которых состояние стресса является способом мобилизации всех сил и способностей организма для охоты или спасению от опасности. Но у человека в ходе эволюции выработался особый промежуточный механизм. Это мысли, или система оценки ситуации Особенность стресса у человека заключается в том, что человек имеет в своем распоряжении колоссальный адаптационный ресурс. Его мышление позволяет оценить произошедшее, принять оптимальное решение и выйти из сложившейся ситуации с минимальными потерями. Однако люди слишком часто испытывают подобное состояние. Мы воспринимаем в качестве опасности не только физическую угрозу, но и угрозу своей личности (когда нас оскорбляют, наносят обиду, демонстрируют недовольство или недооценивают и.т. д.). Мы почти постоянно испытываем напряжение по различным поводам, а длительное и частое нахождение в состоянии «боевой готовности» приводит к негативным физиологическим последствиям и к возникновению психосоматических заболеваний.

Стрессы в работе медицинской сестры

Психический стресс – весьма распространенное явление. Каждый из нас, безусловно, регулярно испытывает стрессы, которые явно мешают нам счастливо жить. Часть этих стрессов случается с нами на работе.

Можно выделить следующие группы стрессоров, типичных для сестрин­ского персонала.

1. Стрессоры, вызванные условиями сестринского труда: постоянный эмоциональный контакт с большим количеством людей, нуждающихся в помощи; постоян­ный контакт со смертью (реальной, потенциальной, фан­томной); материальные затруднения; монотонная работа; отсутствие стимулов для качественной работы; нереали­зуемые профессиональные знания и умения; перегруз­ки; сменная работа,

2. Возникающие по личным причинам: боязнь адми­нистрации, дефицит психологических знаний, знаний самоменеджмента, ошибка в выборе профессии, «сго­рание» на работе, чувство высокой ответственности за результаты работы, когнитивный диссонанс,

3. Провоцируемые администрацией: аттестация, сертификация; контроль за работой извне; конфликты с администрацией; критика со стороны администрации.

4. Возникающие при общении с пациентами, их род­ственниками, студентами.

5. Возникающие при общении с коллегами: одино­чество из-за замкнутости или позиции «отвергаемого» в коллективе; психологическая несовместимость; безот­четная неприязнь; наличие группировок; критика со сто­роны коллег.

По результатам групповой работы с медицинскими сёстрами, обучающимися на курсах повышения квалификации в нашем училище, были выделены следующие стрессоры в их работе:

— Ситуации, когда невозможно помочь больному, ощущение бессилия перед болезнью

— Недостаток лекарственных средств, перевязочного материала

— Перегрузка (работа более, чем на ставку), сменная работа

— Неудовлетворенность размером оплаты труда

— Неудовлетворенность моральной оценкой труда

— Недовольство бытовыми условиями на работе

— Конфликты в коллективе

— Слишком высокие требования

— Отсутствие возможности иметь полноценный отдых после работы и во время отпуска

В результате действия стрессов у сестринского пер­сонала могут развиться стрессовые состояния:

1. Психические: гнев, выражающийся в словах, по­ступках; сниженное настроение, страх, тревожность, стыд; озлобленность против пациентов, коллег, админи­страции; когнитивная ригидность (невосприимчивость).

2. Нравственно-психические: озлобленность, про­являющаяся в поведении и поступках; отвращение, демонстрируемое поведением; чувство неопреде­ленности по отношению к социальной неустроенно­сти; утрата интереса к работе.

3. Стрессовые состояния, граничащие с патологией: навязчивые идеи расправы с виновниками стресса; на­вязчивые мысли о суициде; недомогание; потеря сна; усталость, парализующая способность сопротивляться обстоятельствам; ярость, сопровождающаяся потерей самообладания.

Стрессорным реакциям могут предшествовать не только реальные события, но и вероятностные, т.е. теми, которые пока еще нет, но наступления которых субъект боится. Часто психологический стресс развивается в ситуации выбора, когда человек сталкивается с необходимостью сделать трудный выбор или с неразрешимым противоречием между внутренними убеждениями.

Выделяют две разновидности стрессов: дистресс — неблагоприятный стресс и эустресс — положительный стресс, вызванный переживанием приятных событий.

Стресс может быть не только вредным, но и полезным — характер его влияния на человека зависит от многих факторов, среди которых можно выделить три самых главных: интенсивность стресса, его продолжительность и восприимчивость конкретного человека к тому или иному раздражителю. Самое печальное то, что в результате длительно воз­действующих стрессов может развиться «профессио­нальное выгорание».

xn--80aesiut.xn--p1ai

«Кураторы меняли задания в самый сложный момент и делали пометки»

В Тюменской области в финал «Лидеров России» вышли шесть человек. Один из них, 35-летний Сергей Мандзюк, возглавляет предприятие в сфере ЖКХ. Его управляющая компания обслуживает 25 домов. Финалист «Лидеров России» готов в перспективе реализовывать программу по оздоровлению отрасли в должности министра ЖКХ. А в ближайшее время мечтает, что его куратором будет губернатор Тюменской области.

— Сергей, что подтолкнуло к участию в «Лидерах России»?

— Я ехал в машине и услышал, как по радио чиновник говорил, что проводится такой конкурс, он абсолютно открытый и в нем обязательно надо участвовать. «Вы попробуйте, это надо сделать обязательно», — убеждал он очень эмоционально и зарядил меня этой идеей. Как только я приехал домой, сразу зарегистрировался. Я думаю, что был одним из первых. Тогда еще никто не знал, что проводится такой конкурс — ни его целей, ни его результатов… Все узнавалось в процессе участия.

Конкурс — вещь соревновательная, приходится выяснять свой уровень развития и компетенций, а это не всегда приятно. Мне показалось, что он очень высокий у многих. Например, я познакомился с участниками из Челябинска, они очень мне понравились: умные начитанные, развитые всесторонне.

— Некоторые участники говорят о трудностях в решении тестовых задач на отборочных турах. Что было сложным для вас?

— Задания были действительно сложные, а выполнить их надо было за короткий промежуток времени. Например, мы решали задачи из сферы экономики, где необходимо было посчитать рентабельность, уловить тенденции, рассказать, как будут трансформироваться показатели при изменении одного из условий. Все это давалось мне нелегко — особенно анализ больших массивов цифр, который надо было выполнить за минуту. А задания из гуманитарных сфер давались очень просто.

— Насколько судейство было честным?

— Смешно об этом спрашивать человека, который вышел в финал. Но я признаюсь, что я делал максимум из возможного, чтобы показать высокие результаты. Я прилагал колоссальные усилия как в командной работе, так и в личных зачетах.

Судейство было объективным. Когда проходили конкурсы, среди нас находился куратор. Он не вступал ни в какие личностные переговоры. Он дистанцировался. Мы не знаем, какие критерии использовали кураторы, но они постоянно что-то помечали в своих записях.

Группы были по 8-10 человек. В ходе выполнения задания у кураторов было право внести коррективы, например, в самый напряженный момент сообщить, что условия или активность рынка поменялись. Соответственно, мы также должны были быстро менять свои решения и действия.

— Чувствовалось ли внутри команд соперничество? Или все же удавалось откинуть личные амбиции и объединиться?

— Было по-разному. В одном из туров, в котором, кстати, выиграла наша команда, нам удалось действительно объединиться и идеально распределить роли без споров. Это был наш лучший результат. И общаться было очень приятно. Были и случаи, когда кто-то из команды пытался навязать свое мнение всем, нередко руководствуясь авторитетом. Как правило, эти люди были большими руководителями. Их было сложно переубедить. Честно скажу, соперничество, конкуренция ощущались, даже если и выстраивались командные отношения.

— В случае победы вы получите один миллион рублей на обучение. Уже решили, чему будете учиться?

— Я хочу повысить свою квалификацию в сфере стратегического управления предприятием в кризисные периоды. И, если будет возможно выбрать курс, хочу выбрать именно направление ЖКХ.

— Как вы оцениваете свои шансы на победу?

— Если я буду верно прилагать свои усилия, то у меня есть все шансы войти в топ-100. Если правильно направить энергию, то можно и войти в топ-10.

— Вы хотите видеть своим куратором губернатора Тюменской области Владимира Якушева. Какие консультации вы хотите у него получить?

— Уточню, что окончательный выбор не за участником конкурса, а за самим наставником. Я вижу, как развивается город, я немного больше обычных горожан знаю о тех проблемах (в сфере ЖКХ), которые стояли перед Владимиром Якушевым, знаю, как он их решил. Все это вызывает огромное уважение. Кроме того, у Якушева огромный опыт в формировании сильной, эффективной команды. Хотел бы получить советы по выстраиванию взаимоотношений в своей организации.

— Вы себя видите в качестве министра ЖКХ?

— Мне хотелось бы заниматься реформами, которые захватывают широкий спектр отношений. Если бы представилась возможность проявить себя в другой сфере деятельности, я бы серьезно это обдумал. Наверное, в ближайшей перспективе я вряд ли могу занять министерский пост. Однако всему свое время. И, если я пройду серьезный карьерный путь, эта перспектива будет вполне вероятной.

ura.news

Основные положения учения о стрессе

Стресс, или общий адаптационный синдром – это совокупность общих физиологических, психологических и биохимических реакций организма в ответ на действие чрезвычайных раздражителей любой природы — стрессоров.

В своих работах Селье использовал понятия «стресс» и «общий адаптационный синдром» как синонимы. Под этим термином он понимал совокупность неспецифических реакций организма, которые возникают при действии стрессора, наряду со специфическими ответными реакциями, характер которых зависит от природы раздражителя.

По Селье степень выраженности неспецифических реакций организма зависит от силы действия раздражителя. В ответ на действие раздражителей умеренной силы в организме развивается состояние, которое обозначают термином эустресс. Эустрессом называют физиологическое состояние напряжения адаптационных резервов организма, вызванное раздражителем умеренной силы. Такое состояние является для человека обычным, так как на организм постоянно действуют факторы внешней среды. Более того, эустресс имеет приспособительное значение, поскольку способствует тренировке защитных реакций организма.

Напротив, действие на организм раздражителей чрезвычайной силы и продолжительности вызывает развитие состояния, которое в настоящее время обозначают термином дистресс. При развитии дистресса неспецифические защитно-приспособительные реакции утрачивают свое положительное значение и вызывают формирование в организме повреждения. Выраженность таких изменений зависит как от свойств чрезвычайного раздражителя (сила, продолжительность), так и от резистентности организма, определяемой генетическими и приобретенными особенностями.

Различают следующие виды стресса в зависимости от продолжительности процесса: 1) острый; 2) подострый; 3) хронический.

Помимо раскрытия механизма стресса заслугой Селье является и описание комплекса патологических изменений в организме, возникающих при стрессе. В настоящее время их обозначают термином «триада Селье».

Она включает: 1) гипертрофию коры надпочечников и инволюцию (обратное развитие) тимико-лимфатического аппарата; 2) образование язв в желудочно-кишечном тракте; 3) изменения в периферической крови: развитие нейтрофильного лейкоцитоза и уменьшение содержания лимфоцитов и эозинофилов.

В развитии стресса выделяют 3 стадии: 1) стадия тревоги; 2) стадия резистентности; 3) стадия истощения.

Стадия тревоги. Продолжительность 6-48 часов. Она включает 2 типа реакций. Первый связан в развитием первичного повреждения: гипотония, урежение пульса и дыхательных движений, гипогликемия, снижение температуры тела и мышечного тонуса, повышением проницаемости сосудов и сгущением крови, усилением распада белка.

Вторая группа реакций направлена на противодействие указанным изменениям и обусловлена усилением секреции АКТГ, глюкокортикоидов, адреналина и ряда других гормонов: повышение артериального давления и температуры тела, учащение пульса, дыхания, повышения уровня глюкозы и жирных кислот в крови и их поступления в ткани. В эту стадию происходит развитие «триады Селье». Указанные изменения приводят к временному снижению устойчивости организма к повреждающему фактору.

Стадия резистентности. Она развивается приблизительно через 48 часов после начала стрессорной реакции. В эту стадию развивается гипертрофия коры надпочечников, устойчивое повышение секреции глюкокортикоидов, катехоламинов, гиперплазия щитовидной железы, незначительная атрофия половых желез. Указанные гормональные изменения приводят к повышению устойчивости организма к действию чрезвычайных раздражителей.

При умеренной силе или незначительной продолжительности действия раздражителя постепенно происходит нормализация возникших структурных нарушений в органах и их функциональной активности. Если действует чрезмерно сильный раздражитель, постепенно развивается истощение функции коры надпочечников, усиливаются процессы катаболизма и снижается устойчивость организма к действию раздражителя.

Стадия истощения. Характеризуется уменьшением продукции гормонов гипофиза и надпочечников. В эту стадию отмечается снижение устойчивости организма к действию чрезвычайных раздражителей.

studfiles.net