Лечение

Степени умственной отсталости диагностика

22.09.2018

Диагностика детей с тяжелой умственной отсталостью

Диагностика детей с ТУО

Тяжелая степень умственной отсталости (если применять старые названия — это переходная стадия от имбецильности к идиотии): IQ = 34—20.

Основное отличие от умеренной степени — практически полное отсутствие речи, хотя понимание элементарных просьб («встань», «ешь», «пойдем гулять») возможно. Уход за собой принимает самые примитивные формы: есть руками, подставить руки под воду. В отличие от наиболее выраженной глубокой степени умственной отсталости больные отличают съедобное от несъедобного, обладают чувством высоты и глубины.

Имбецильность, за международной классификацией, разделяется на легкую и выразительную.

Выразительная имбецильность (тяжелая умственная отсталость) даже при отсутствии параличей и парезов сопровождается грубым недоразвитием двигательной сферы, которая независимо от возраста ребенка оказывается в нарушении и слабости статичной и проворной функций, координации, точности и темпа произвольных движений. Дети не умеют бегать и прыгать, им трудно переключаться из одного движения на другой. Дифференцированные движения пальцев и рук во многих из них являются невозможными, что является иногда непреодолимым препятствием для формирования навыков самообслуживания.

Грубое нарушение внимания оказывается в неустойчивости, отсутствию ее активной формы. Дети реагируют лишь на яркие предметы. При этом даже такая реакция является очень непродолжительной. При выразительной имбецильности часто случаются аномалии развития органов ощущений и функциональные расстройства анализаторов. Восприятие характеризуется поверхностностью и неспецифичностью. Хорошо известны ребенку предметы, что ее окружают, она различает удовлетворительно, а вот незнакомые явления не вызывают ориентировочной реакции.

Следствием недиференцированности восприятия является отсутствие анализа, сравнения. Память детей с тяжелой умственной отсталостью отличается очень малым объемом и значительными искажениями при воссоздании.

Мышление детей с тяжелой умственной отсталостью является конкретным, хаотическим и бессистемным. Иногда такие дети могут осуществить элементарное обобщение, например, благодаря специальной учебе объединить реальные предметы в группы (мебель, одежда, животные). Оперировать абстрактными понятиями, передать содержание даже самой простой сюжетной картинки они не могут. Некоторые из них овладевают порядковым счетом предметов.

Типичными чертами личности детей с тяжелой умственной отсталостью являются отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всем окружающим раздражителям, которые привлекают внимание, тенденция к наследованию и воссозданию старых заученных штампов. Эмоциональные реакции являются однообразными, окоченевшими и недифференцированными. (Выступление на ПМПК: «Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью», Костючик Т.С. , г. Краснокамск, 2012)

Схема наблюдения (беседы)

Наблюдение за ребенком на занятиях и вне их.

VII. Особенности личности . Как проявляет себя в игровой, учебной деятельности. Взаимоотношения со взрослыми, с другими детьми. Проявления чувства привязанности, любви.; склонность вредить, обижать других и др. «Разрушительные» наклонности, склонность к агрессии, в том числе аутоагрессии и т.п.

Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности.

infourok.ru

Степени умственной отсталости диагностика

Это состояние нарушенного психомоторного развития различной этиологии, при котором дефекты наиболее выражены при обучении, приобретении навыков и социальной адаптации. Выделяют две группы больных. В первой группе, куда входит большинство умственно отсталых, слабоумие легко выражено, что позволяет частично обучать и вырабатывать у них некоторые навыки. Как правило, больные из этой группы не имеют какой-либо явной патологии мозга. У них наблюдается более или менее нормальное сенсомоторное, зрительное и слуховое развитие, и умственная отсталость может оставаться нераспознанной до наступления школьного возраста, когда дефект обучаемости становится очевидным.

В связи с этим в плохой обучаемости начинают винить неблагоприятные условия окружающей среды (например, недостаточное питание, отсутствие родительского внимания и общественного влияния). Эту патологию рассматривают как «субкультуральную умственную отсталость». Без сомнения решающими в данной группе являются генетические факторы. Важно отметить, что в этой группе гораздо чаще, чем среди больных с тяжелой умственной отсталостью, один или оба родителя также умственно неполноценны. По крайней мере, часть данной группы находится в самой нижней точке кривой Гаусса по уровню интеллекта.

Во второй, более малочисленной группе (10 % или менее от всех умственно отсталых лиц) слабоумие крайне выражено и, за некоторыми исключениями, не является семейным. Диагноз у таких больных обычно не представляет сложности, так как часто имеются сочетанные соматические и неврологические расстройства, обнаруживаемые вскоре после рождения. (Врожденные аномалии развития, обсуждавшиеся в предыдущих разделах, попадают в эту категорию.) Практически во всех случаях в головном мозге обнаруживаются морфологические изменения, поэтому расстройство в этой группе больных расценивают как «патологическая умственная отсталость».

Основные типы заболеваний, вызывающих умственную отсталость, представлены в таблице.

Больных с «патологической умственной отсталостью» можно разделить на три большие подгруппы. В первой умственная отсталость ассоциирована с нарушениями развития неневральных структур. Вторая подгруппа характеризуется выраженными неврологическими изменениями, представленными различными сочетаниями церебральной диплегии, атетоза, мозжечковой атаксии. У больных третьей подгруппы не удается выявить ни соматических, ни неврологических нарушений, но имеется изолированная умственная отсталость без видимых изменений головного мозга. Некоторые из этих случаев можно диагностировать клинически, но их патологическая основа полностью неизвестна.

Уникальный вариант патологической умственной отсталости представляет аутизм (синдромы Каннера и Аспергера). Задержка развития при аутизме не распространяется на все проявления интеллекта. Наиболее выраженное нарушение поведения заключается в асоциалъности — полном пренебрежении к другим людям, сочетающемся с отсутствием желания в общении и стремлением (почти непреодолимым) к повторению ритуальных действий. В то же время сохраняются некоторые интеллектуальные функции, такие как счет, рисование или музыкальные способности («ученый идиот»). Нарушения могут быть различной выраженности, но в большинстве случаев прогноз неблагоприятный.

Следует отметить некоторые другие наследственные варианты умственной отсталости в сочетании с нормальной структурой мозга. Синдромы Ренпеннинг и ломкой Х-хромосомы относятся к Х-сцепленным синдромам умственной отсталости и включают некоторые признаки дисморфогенеза. Синдромом ломкой Х-хромосомы (в ней имеется нестабильный участок, склонный к разрушению) страдают, возможно, около 10 % умственно отсталых мужчин. Синдром Ретта вызывается доминантной мутацией в Х-хромосоме, которая становится смертельной для мальчиков, поэтому этим синдромом страдают только девочки. Психомоторное развитие нормальное до 1-2 лет, затем возникают нарушения.

Ребенок становится замкнутым, появляются хаотичные движения рук или сходные автоматизмы, что может напоминать аутизм. Все эти синдромы указывают на то, что некоторые функции интеллекта кодируются Х-хромосомой. При синдроме Уилъямса наблюдается легкая умственная отсталость, часто сохраняются музыкальные способности и письмо. Синдром сочетается с надклапанным аортальным стенозом. При этом синдроме найдена микроделеция 7-й хромосомы в участке, кодирующем эластин.

Многие нарушения развития и приобретенные заболевания у новорожденных и маленьких детей сопровождаются эпилептическими припадками, некоторые типы которых не наблюдаются у взрослых.

Оглавление темы «Дегенерация нервной системы.»:

medicalplanet.su

Структурный анализ конструктивной деятельности детей с умственной отсталостью: нейропсихологический подход (умственная отсталость)

Взяв за отправную точку идеи исследования А. Р. Лурия и Л.C. Цветковой (1964), мы использовали методику «Кубики Коса», чтобы проанализировать конструктивную деятельность умственно отсталых детей с нейропсихологической точки зрения. Это позволило нам выявить трех детей с умственной отсталостью, продемонстрировавших интересные различия в развитии конструктивной деятельности. Рассмотрение этих примеров дает возможность предположить следующее: для того, чтобы связать диагностику таких детей с их обучением, важно исследовать не только выполнение теста, но и то, какой вид помощи оказывается наиболее полезным для ребенка в решении задач, которые в противном случае остаются недоступными. В качестве средства для достижения этой цели может быть использован подход, применяемый в нейропсихологии развития.

Цель данного исследования в том, чтобы описать трех детей с умственной отсталостью, продемонстрировавших диссоциации в отставании их конструктивном деятельности, и рассмотреть возможность и полезность нейропсихологического подхода к анализу познавательной деятельности умственно отсталых детей.

Для исследования конструктивной деятельности детей мы использовали методику «Кубики Коса». Это известная проба на невербальный интеллект, входящая в набор тестов Векслера.

Конкретной целью этой пробы является исследование возможности испытуемого построить из кубиков фигуры по образцу (см. рис Л) из 4-х (задания 1-9), 9-ти (задания 10-11) или 16-ти кубиков (задания 12-17). Каждый кубик имеет четыре стороны, окрашенные в один цвет, и две сто­роны, разделенные по диагонали на две части разного цвета. А. Р. Лурия и Л. С. Цветкова (1964) применяли этот же тест для изучения наруше­ний конструктивной деятельности при локальных поражениях мозга и выявили следующее: 1) при повреж­дении теменно-затылочной доли мозга в основе конструктивных нарушений лежит такой фактор как распад пространственной организа­ции элементов; 2) при повреждении программирования и регуляции фронтальных долей – это распад последовательного поведения.

Их исследование позволило нам предположить:

  1. Конструктивная деятельность состоит из двух компонентов: первый – планирование и/или контроль конструирования, второй – анализ данных моделей и/или оперирование с кубиками;
  2. Для исследования познавательной деятельности детей с отклонениями в развитии важно выявлять не только уровень выполнения теста, но также и то, какой вид помощи позволяет ребенку решать задачи, которые в противном случае остаются вне его возможностей.

1. Характеристики выборки

Было исследовано 70 здоровых детей, календарный возраст (KB) которых был 6-11 и 46 детей с умственной отсталостью, психологический возраст (ПВ) был также 6-11. Трое детей с умственной отсталостью, описанные ниже, были выделены из группы как представляющие интерес с нейропсихологической точки зрения. Следует заметить, что они набрали примерно одинаковые баллы по тесту на интеллект Судзуки-Бине.

Случай 1: мальчик М.С. (КВ=13:1, ПВ=6:7) Случай 2: девочка А.Е. (КВ=13:0, ПВ=6:0) Случай 3: мальчик Т.К. (КВ=15:4, ПВ=6:1)

Исследование состояло из двух частей: Тест 1 и Тест 2.

Тест 1. Испытуемым предъявляли набор заданий (см. рис.1) и давали стандартную инструкцию: «Сложи из кубиков фигуру, как на картинке». Исследовался уровень выполнения задания каждым ребенком. В данной пробе помощь в выполнении заданий не оказывалась, за исключением необходимых инструкций. Предъявление заданий прекращалось, как только испытуемые не справлялись с двумя заданиями подряд.

Тест 2. Спустя, как минимум, неделю, детям повторно предъявлялись те задания, с которыми они не справились в первой части. Для выполнения заданий детям предлагалась помощь экспериментатора, которая состоит из четырех уровней (см. рис. 2). Предъявление заданий также прекращалось, если испытуемому не удавалось решить два задания подряд.

Помощь 1 уровня. Используемые здесь образцы фигуры увеличены до соответствия реальным размерам кубиков. Укладывая кубики один за другим на образец, экспериментатор говорит испытуемым, что размеры образца равны размерам сконструированного объекта. Таким образом, испытуемым не приходится переводить размер образца в реальный размер, тем самым уменьшаются требования к пространственному анализу образца.

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание

grablace.clan.su

Умственная отсталость (олигофрения)

Олигофрения – врожденная или приобретенная в раннем возрасте задержка психического развития, проявляющаяся нарушением интеллекта.

Причины возникновения

• внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами химической (токсины, лекарственные препараты), инфекционной (сифилис, цитомегаловирусная инфекция и др.), физической (ионизирующее излучение) природы;

• значительная степень недоношенности;

• травмы головы, инфекции с поражением головного мозга, гипоксия головного мозга;

• педагогическая запущенность детей из неблагополучных семей в первые годы жизни.

Симптомы умственной отсталости

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой сферы. Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, нетипично, иногда с резкими отклонениями. Характерны качественные, количественные изменения психической деятельности ребенка.

Наблюдается отсутствие интереса к окружающему, патологическая инертность основных нервных процессов, поэтому эмоциональные контакты со взрослыми у ребенка дошкольного возраста, как правило, не возникает. Больные дети не умеют общаться со сверстниками, не умеют правильно действовать по словесной инструкции или по подражанию, образцу. У детей дошкольного возраста с олигофренией, лишенных специального коррекционного обучения, отмечается недоразвитие специфических для такого возраста видов деятельности – рисования, игры, элементарного бытового труда, конструирования.

Умственно отсталый ребенок обычно проявляет слабый интерес к окружающему. Первые предметно-игровые действия проявляются у олигофренов лишь к середине дошкольного возраста.

В большой степени нарушено произвольное внимание. Сенсорное развитие значительно отстает по срокам формирования. Олигофрены действуют хаотически, не учитывая свойства предметов, или ранее усвоенным способом, который неадекватен в новой ситуации. Восприятие характеризуется узостью, недифференцированностью. У всех умственно отсталых детей присутствуют отклонения в речевой деятельности, которые могут поддаваться некоторой коррекции.

При олигофрении характерна задержка становления речи, что выявляется более поздним пониманием обращенной к ним речи, дефектами самостоятельного пользования речью.

Отмечается также слабость развития волевых процессов. Олигофрены часто бывают безынициативны, импульсивны, несамостоятельны, им трудно противостоять воле другого человека. Свойственна недостаточная дифференцированность, нестабильность чувств, эмоциональная незрелость, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений огорчения, радости, веселья.

Диагностические критерии МКБ-10

Общие диагностические указания F7X.X:

A. Умственная отсталость – состояние неполного или задержанного развития психики, которое характеризуется нарушением когнитивных, моторных, речевых и специальных способностей.

B. Отсталость может развиваться с другим психическим, соматическим расстройством или без него.

C. Адаптивное поведение нарушено всегда, но в защищенных социальных условиях эти нарушения у больных с легкой степенью умственной отсталости могут не иметь явного характера.

D. Измерение коэффициента умственного развития проводиться с учетом кросс-культуральных особенностей.

Четвертый знак используется для определения степени выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующей психической патологией.

Указания на нарушения поведения:

0 – это отсутствие, слабая выраженность поведенческих нарушений;

1 – значительные нарушения поведения, требующие ухода, лечения;

8 – другие нарушения поведения;

9 – нет указаний на нарушения поведения.

По степени выраженности:

  • дебильность – слабо выраженная олигофрения;
  • имбецильность – средне выраженная олигофрения;
  • идиотия – крайне выраженная олигофрения.
  • Степени тяжести олигофрении (МКБ-10):

    Классификация по М. С. Певзнер:

  • неосложненная олигофрения;
  • олигофрения, осложненная расстройствами нейродинамики (тормозные и возбудимые);
  • олигофрения, сочетающаяся с психопатоподобными формами поведения;
  • олигофрения, сочетающаяся с нарушениями различных анализаторов;
  • олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.
  • Родителям при выявлении признаков нарушения умственного развития у ребенка необходимо обратиться к врачу. При выявлении олигофрении необходимы специальные программы обучения, социальной адаптации.

    Лечение умственной отсталости

    Специфическое лечение проводится при некоторых видах заболевания с установленной причиной (врожденные токсоплазмоз, сифилис и др.). При олигофрении, связанной с нарушением метаболизма (например, фенилкетонурия), назначают диетотерапию. В случае эндокринопатии (микседема) применяют гормональное лечение. Медикаментозную терапию назначают также для коррекции эмоциональной лабильности, подавления извращенных влечений (феназепам, перициазин).

    Большое значение имеют лечебно-воспитательные мероприятия, профессиональное приспособление, трудовое обучение. В реабилитации, социальной адаптации умственно отсталых пациентов важную роль играют школы-интернаты, вспомогательные школы, специализированные ПТУ.

    Нарушение социальной адаптации.

    Профилактика умственной отсталости (олигофрении)

    Профилактика наследственных форм заболевания наступает в период беременности: необходимо обследование беременных для нейроинфекции; предотвращение вирусной инфекции у беременных; предотвращение родовых травм, тяжелых инфекций у новорожденных.

    www.likar.info

    Умственная отсталость

    • Что такое Умственная отсталость
    • Что провоцирует Умственная отсталость
    • Симптомы Умственной отсталости
    • Диагностика Умственной отсталости
    • Лечение Умственной отсталости
    • К каким докторам следует обращаться если у Вас Умственная отсталость
    • Что такое Умственная отсталость

      Умственная отсталость — задержка или неполное развитие психики, которое обнаруживается в возрасте до 3 лет, но нередко к младшему школьному возрасту. E. Kraepelin выделил умственную отсталость в особую группу олигофрений. Проявляется в когнитивной сфере, речи, моторике (синкинезии), социальном функционировании, способности к обучению. Носит чаще непрогредиентный характер. Однако, при отсутствии специального обучения, депривации и болезнях обмена ее прогредиентность может нарастать. На фоне умственной отсталости может наблюдаться весь диапазон психических расстройств. Фенотип многих пациентов с олигофрениями сходен, хотя каждый синдром имеет особые черты (например, типичное лицо при болезни Дауна или аутизм при фрагильной Х-хромосоме).

      Что провоцирует Умственная отсталость

      Этиология эндогенная или экзогенная. Эндогенные олигофрении обусловлены генетическими причинами, в частности хромосомными: болезнь Серешевского-Тернера с кариотипом ХО, полисомия по X-хромосоме (XXX), Клейнфельтера с кариотипом XXY, фрагильностью Х-хромосомы, трисомией по 21 хромосоме (болезнь Дауна), трисомией по 18 хромосоме (синдром Эдвардса), трисомией по 13 хромосоме (синдром Патау). Возможны олигофрении, обусловленные локальными дефектами хромосом, например, синдром крика кошки (-5р ) [+р — избыток генетического материала в верхнем плече соответствующей хромосомы; -р — недостаток генетического материала в верхнем плече соответствующей хромосомы; +q — избыток генетического материала в нижнем плече соответствующей хромосомы; -q — недостаток генетического материала в нижнем плече соответствующей хромосомы.], синдром Вольфа-Киршхорна (-4р), синдром рта карпа (-18pq), синдром кошачьих глаз (+22pq). Однако олигофрении могут развиваться и при поражении отдельных генов, например, фенилкетонурия, гистидинемия, лейциноз и болезнь Хартнупа, или нескольких генов (амавротическая идиотия, гаргоилизм, болезнь Реклингаузена и другие). Обычно моногенные олигофрении связаны с нарушением обмена аминокислот, углеводов, микроэлементов, полигенные — с нарушением обмена пептидов, мукополисахаридов. Нарушения обмена приводят к прогредиентному течению дефекта при умственной отсталости, а также присоединению таких симптомов, как припадки, соматическая патология. Причиной умственной отсталости могут быть эмбриопатии с дизостозами, в частности синдром Апера, Крузона, COFS синдром, синдром Корнелии де Ланге и Рубинштейна, а также фетопатии, в частности болезнь Марфана. Эндогенные случаи умственной отсталости передаются полигенно, рецессивно, доминантно, хотя встречаются случаи, сцепленные с полом.

      Экзогенными причинами являются тератогенные воздействия вирусов, психоактивных и нейротоксических веществ в период беременности, травмы в родах, болезни обмена у матери, черепно-мозговые травмы, энцефалиты в возрасте до 3-х лет. Они приводят к клинике олигофрении, сочетающейся с симптомами парезов, параплегии или гемиплегии (детский церебральный паралич), хотя часто сами по себе параличи не означают развития умственной отсталости.

      Умственная отсталость, связанная с болезнями обмена веществ

      Заболевания, приводящие к умственной отсталости

      Болезнь Нимана Пика

      Болезнь Луи Бар

      В основе патогенеза лежит механизм дизонтогенетической задержки, который проявляется в задержке развития интеллекта, структуре эмоций и поведения. Важным звеном является вторичная депривация, связанная с тем, что пациенты с умственной отсталостью дистанцируются и изолируются. Тем не менее иногда при умственной отсталости возможны десинхронии развития, которые приводят к тому, что некоторые стороны психики декомпенсируются. В.П. Эфроимсон, М.Г. Блюмина (1978) цитируют Tredgold, Soddy (1956), описавшего Готфрида Минда, имбецила, неспособного к чтению и письму, который приобрел общеевропейскую известность как художник. Джордж Пуллен, родившийся от кузенного брака, страдавший полной немотой и глухотой, начавший ходить в 7-летнем возрасте, изобрел и изготовил человека-автомата, открывавшего и закрывавшего рот и глаза, который умел поднимать голову и руки. При вскрытии у Джорджа было симметричное недоразвитие лобных и височных долей мозга. Исключительные способности у детей с олигофренией, больных эпилепсией в сфере музыки, математики, счете приводятся Steinkopf (1973), Cain (1970), о так называемых экстрасенсорных способностях при психических расстройствах пишут супруги Walter & Mary Jo Uphoff (1977). Нами описаны случаи исключительной памяти и возможностей с точным называнием дней недели на основе «бессознательного» счета у имбецилов (В.П. Самохвалов, 1995).

      Этот и подобный случай принято объяснять асинхронией развития мозга, при которой недоразвитие в одной области сопровождается гиперкомпенсацией в другой. Вероятно, замечательные способности у пациентов есть всегда, но их трудно обнаружить и трудно подыскать им подходящую нишу.

      Симптомы Умственной отсталости

      В клинике выделяют психопатологическую оценку умственной отсталости от легкой до глубокой отсталости; неврологические нарушения, в частности очаговые нарушения и дискинезии, например нарушение способности к тонким моторным действиям; нарушения поведения от расторможенности до аномальной реакции на стресс; высокую степень имитативности и внушаемости при отсутствии или невыраженной гипнабельности. При генетически обусловленных олигофрениях характерны также поражения других органов или систем (зрения, печени, кожи) и часто особый фенотип. Например, при фенилпировироградной олигофрении характерна мраморность кожи, мышиный запах, при нарушении обмена меди (болезнь Менкеса) — низкий порог судорожной активности и курчавость волос, при болезни Марфана — глубоко сидящие глаза, паучьи пальцы и выступающие надбровные дуги и т. д.

      На фоне умственной отсталости возможно развитие психозов, напоминающих гебефреническую или параноидную шизофрению, аффективных расстройств, напоминающих депрессивные и маниакальные эпизоды. В этом случае они относятся к органическим аффективным или шизофреноподобным расстройствам, поскольку олигофрения вызвана всегда органическими причинами.

      Умственная отсталость может развиваться при тяжелых соматических заболеваниях или сенсорной недостаточности (глухота, слепота), которые препятствуют оценке интеллектуального уровня (F78). При развитии умственной отсталости возможны нарушения поведения, которые ранее относились к олигофрениям с атипичной структурой дефекта. В настоящее время говорят о поведенческих нарушениях, требующих внимания или лечебных мер. K. Schneider считал, что у пациентов с умственной отсталостью черты личности выглядят более ярко, чем у лиц с нормальным интеллектом, он, в частности, выделял у них следующие черты: торпидные (тормозимые), эректильные (возбудимые), апатично пассивные, ленивые любители наслаждений, упрямо своенравные, безрассудно сопротивляющиеся, постоянно изумленные, упрямые проныры, коварные хитрецы, преданно навязчивые, самоуверенные резонеры, хвастливые краснобаи, вечно обиженные, агрессивные обвинители.

      Диагностика Умственной отсталости

      Диагноз основан на выявлении умственной отсталости по нижеследующим критериям:

      Легкая умственная отсталость (F70).

      Уровень когнитивных способностей КИ 50-69 соответствует возрасту 9-12 лет. Социальное функционирование ограничено, но возможно в любой общественной группе.

      Речь развивается с задержкой, но она используется в повседневной жизни. Возможно достижение полной независимости в уходе за собой (прием пищи, комфортное поведение), домашних навыках. Основные затруднения в школьной успеваемости, задержка обучаемости чтению и письму. Возможна частичная компенсация благодаря социальному окружению. Мышление предметно-конкретное, повышена имитативность. Абстрактное мышление недостаточно развито. Возможно обучение неквалифицированному ручному труду. Эмоциональная и социальная незрелость. Соответствует дебильности.

      Умеренная умственная отсталость (F71).

      Уровень когнитивных способностей (КИ) 35-49, соответствует возрасту 6-9 лет. Уровень социального функционирования ограничен пределами семьи и специальной группы.

      Отставание в развитии понимания и использовании речи, навыков самообслуживания и моторики, заметное с раннего возраста. В школе развиваются только базисные навыки при постоянном специальном педагогическом внимании (специальные школы). В зрелом возрасте также нуждаются в надзоре. Речевой запас достаточен для сообщения о своих потребностях. Фразовая речь слабо развита. При недоразвитии речи может быть достаточным ее понимание при невербальном сопровождении. Часто сочетается с аутизмом, эпилепсией, неврологической патологией. Соответствует имбецильности.

      Тяжелая умственная отсталость (F72).

      Уровень когнитивных способностей (IQ) 20-34, соответствует возрасту 3-6 лет. Уровень социального функционирования низкий.

      Причины в основном органические. Сочетается с выраженными моторными нарушениями. Сходно с умеренной умственной отсталостью. Возможно развитие коммуникативных навыков. Соответствует глубокой имбецильности.

      Глубокая умственная отсталость (F73).

      Уровень когнитивных способностей (IQ) до 20, соответствует возрасту до 3 лет. Не способны к пониманию и выполнению требований или инструкций. Часто недержание мочи и кала. Моторика грубо нарушена. Тяжелые неврологические нарушения. Соответствует идиотии.

      Умственная отсталость дифференцируется с другими расстройствами в детском возрасте, которые могут внешне затруднять оценку интеллекта, например, синдром Ретта, симбиотический психоз. Дефект при шизофрении, развивающейся в детском возрасте, также может быть похож на олигофрению. Кроме того, с психической депривацией в детстве, связанной с принадлежностью родителей ребенка к тоталитарной секте, дефектами зрения и слуха родителей, пребыванием их в хроническом психозе.

      Лечение Умственной отсталости

      Терапия умственной отсталости является комплексной и включает медикаментозную, медико-педагогическую работу как с ребенком, так и с его родителями. Последовательно назначают стимуляторы нейрональных процессов, к которым относятся мегадозы витаминов, глютаминовая кислота, пирацетам (ноотропил), энцефабол, пантогам, церебролизин, аминалон. При нарушении поведения — малые и средние дозы нейролептиков.

      www.pitermed.com