Лечение

Стресс и пути преодоления

28.06.2018

Стресс и пути его преодоления

Процесс адаптации часто бывает сопряжен со стрессом. Стресс представляет собой особое нервное состояние индивида, порожденное тем, что окружающая действительность в его восприятии существенно отличается от ожиданий. Такое расхождение вызывает неприятные ощущения, затянувшееся переживание которых (воспоминание и переосмысление, продолженное в воображении) становится причиной нервно-психических расстройств.

Стресс ? это психологический процесс приспособления организма к такому состоянию, направленный на его самосохранение.

Различают несколько видов стресса:

? физиологический, вызываемый излишними физическими нагрузками;

? психологический, связанный со сложными отношениями с окружающими;

? информационный, порожденный избытком, недостатком или бессистемностью жизненно важной информации;

? управленческий, обусловленный высокой ответственностью за последствия принимаемых (особенно в условиях недостатка времени) решений;

? эмоциональный, проявляющийся при опасности, неожиданной радости.

Основные источники стрессовых ситуаций:

1. Особенности трудового процесса: «рваный» ритм, повышенная ответственность, однообразие, монотонность, недогрузки и перегрузки, плохая организация деятельности, отсутствие необходимых перерывов, дефицит времени и проч.

2. Положение индивида в организации: высокое обычно связано со значительными нервными нагрузками, низкое ? с непрестижностью, плохими условиями труда, отсутствием должного уважения со стороны окружающих, поддержки, обратной связи, неудовлетворительной заработной платой и невозможностью реализовать себя.

3. Неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, отсутствие взаимной поддержки и помощи, плохие отношения с руководством (например, индивид не получает от последнего того, что необходимо, по его мнению, для работы), служебные конфликты и проч.

4. Трудности согласования служебных и семейных обязанностей.

5. Неумение сотрудника самостоятельно справиться с возникающими проблемами, нравственные дефекты личности.

6. Личные качества работника: отсутствие необходимых знаний, навыков, низкая способность контролировать себя, свои эмоции.

7. Неблагоприятные социальные и бытовые условия.

Во многих случаях имеет место одновременное действие нескольких этих факторов. Толчок стрессу обычно дает какое-то из ряда вон выходящее событие, которое субъект начинает внутренне оценивать, и если последствия предполагаются негативными, возникает стресс. В своем развитии он проходит следующие стадии:

? напряжение характеризуется ощущением опасности, осознанием травмирующих факторов, чувством безысходности при невозможности их устранения, тревогой и депрессией;

? сопротивление нарастающему стрессу связано с неадекватным эмоциональным реагированием (черствость, равнодушие, экономия эмоций не только на работе, но и дома, упрощение способов исполнения профессиональных обязанностей);

? истощение: появляется ощущение эмоционального дефицита, отстраненности (исключение эмоций из профессиональной деятельности), невозможности сопереживать, помогать другим, безразличие ко всему, в том числе к работе, утрата интереса к людям, ненависть, презрение к ним, болезненные ощущения в организме, в сердце, бессонница, страх.

Здесь организм находится в состоянии мобилизации всех своих сил для сопротивления, которое продолжается, пока воздействие стрессора не превышает его возможностей сопротивляться. В противном случае происходит истощение сил.

Чтобы этого избежать, человек начинает искать пути изменения хода событий или внутреннего отношения к ним. Обычно используется комбинация этих подходов.

Как правило, люди, уверенные в своих силах и способности изменить положение дел, пользуются внутренними ресурсами и успешно справляются с проблемами.

Для управления стрессом необходимо прежде всего тщательно проанализировать ситуацию, выявить факторы, его порождающие, и определить, какие из них поддаются целенаправленному воздействию, а какие ? нет. Затем намечается план действий, на выбор которых влияют личные качества субъекта, особенности ситуации, имеющиеся ресурсы, поддержка со стороны.

В краткосрочном периоде более эффективно дать выход эмоциям (гневу, тревоге, слезам) ? в одиночестве или с сочувствующими лицами; в долгосрочном ? решать проблему кардинально. Для этого сначала осуществляют мероприятия организационного характера в виде, например, снижения нагрузки, обогащения труда, улучшения его условий, должностной ротации или наращивания ресурсов, необходимых для преодоления стресса (так называемое первичное вмешательство).

Если результат не достигается, возникает вторичное вмешательство ? повышение способностей индивида самостоятельно справиться с причинами и симптомами стресса. Для этого используются следующие способы:

1. Волевой контроль за состоянием своего организма на основе соответствующих методов, например последовательной мышечной релаксации (упражнениям по расслаблению и напряжению мышц), аутотренингу, самовнушению и т. п.

2. Сознательное изменение восприятия и оценки проблемы:

? отрицание (игнорирование негативной информации, уход от реальности);

? принятие обстоятельств такими, каковы они есть (но остаются тревога, страх);

? вытеснение неприятных переживаний (забывание или переключение на другое);

? замещение недосягаемой цели досягаемой, более доступной, перенос чувств на другой объект, поиск «козла отпущения»;

? рационализация (выгодное для себя толкование ситуации, в том числе противоречащее реальности, например внушение себе мысли о малой значимости проблемы (девальвация), незаинтересованности в ней, нежелании либо невозможности что-то сделать в силу сложившихся обстоятельств; снижение требований к себе и другим);

? подавление (блокировка) внутренних процессов;

? компенсация (отвлечение от основных проблем успехами в других областях);

? оправдание себя и обвинение во всех проблемах окружающих;

? показная подмена поведения противоположным внутреннему настрою;

? регрессия (переход к более простому способу действий с целью избежать решения проблем с позиций зрелого человека (курение, пьянство, грызение ногтей, возвращение к детскому состоянию);

? эмоциональное выгорание ? полное или частичное исключение эмоций.

3. Полноценный отдых.

Наконец, в острых случаях или когда вмешательства оказались безуспешными, наступает необходимость третичного вмешательства ? помощи врачей, консультантов-психологов, священника.

Руководитель должен бороться с источниками стресса у подчиненных: неблагоприятным графиком работы, интеллектуальными или физическими перегрузками, гарантировать им надлежащий уровень вознаграждения, помогать в реализации способностей, предоставлять самостоятельную и интересную работу, поддерживать благоприятный морально-психологический климат, справедливо вознаграждать, обеспечивать информацией.

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

studfiles.net

Сущность и способы преодоления стресса

1.2. Причины и признаки стрессового состояния

Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которые отражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье и благополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямо и косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижает качество жизни для большого числа трудящихся.

Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека.

Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс:

1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени.

Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.

2. Конфликт ролей.

Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром.

Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества.

Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства — с другой.

3. Неопределенность ролей.

Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства — что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

4. Неинтересная работа.

Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

5. Существуют также и другие факторы.

Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс.

Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс — на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.

Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

6. Прежде всего, необходима достаточная информация о возможности наступления подобных ситуаций.

7. Продумайте, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы не возникла ожидаемая критическая ситуация, или попытайтесь найти способы ее смягчения.

8. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не принимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения — ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

9. Помните, что большую часть вызывающих стресс ситуаций вы способны решить сами, не прибегая к помощи специалистов.

10. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных ситуаций — это одно из главных условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

11. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том числе и негативные, — неотъемлемая часть жизни.

12. Помните, что стрессовыми ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

13. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом.

14. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимы надежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

15. Преодолеть стрессовые ситуации могут помочь некоторые социальные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.

16. Анализ процесса реагирования

17. Одним из наиболее интересных аспектов изучения стресса является анализ процесса реагирования на экстремальное воздействие. Его принципиальный механизм отражен в описанной Г. Селье последовательности основных этапов развития общего адаптационного синдрома. Им выделены начальная стадия “тревоги”, следующая непосредственно за экстремальным воздействием и выражающаяся в резком падении сопротивляемости организма; стадия “сопротивления”, характеризующаяся актуализацией адаптационных возможностей; стадия “истощения”, которой соответствует стойкое снижение резервов организма. При анализе достаточно сложных жизненных ситуации физиологическая интерпретация этих стадий с необходимостью обогащается психологическим содержанием. Развернутый процесс преодоления возникших трудностей может быть представлен спектром качественно неоднородных по когнитивным и эмоциональным проявлениям состояний “ответа на стресс”, в случае неадекватности каждого из которых возникают специфические отрицательные последствия.

2. Способы преодоления стресса

Очень важную роль в лечении чрезмерного стресса играет психотерапия — лечение психологическими средствами (словом, внушением и т.д.).

Назовем лишь несколько распространенных методов психотерапии: групповой метод – для разрешения трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д.; семейный метод – для гармонизации супружеских взаимоотношений, воспитания детей; аутотренинг – для волевого воздействия на вегетативные проявления; музыкотерапия и многое другое.

Важную роль при лечении стрессовых состояний играет фармакологическое вмешательство, для эффективности которого очень важно значение имеют взаимоотношения пациента и врача.

Произвольная регуляция дыхания также используется в качестве мероприятия, направленного на снижение чрезмерного стресса. Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, является, по всей вероятности, самым древним из известных методов борьбы со стрессом.

Клиническое применение поведенческих аутогенных релаксационных методик, также оказываюсь весьма полезным при лечении чрезмерного стресса и его проявлений.

При лечении стрессовых состояний может быть использована также и медитация – концентрация внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения.

Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности человека, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течение всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.

Гипноз также может быть использован для профилактики и лечения чрезмерного психофизиологического стрессового возбуждения. В состоянии гипноза у человека уменьшается периферическая сфера осознания. Гипноз можно использовать для индуцирования состояния глубокой релаксации; далее для избегания стрессов и наконец, для того, чтобы помочь больному развить уверенность в себе. Гипноз может быть использован пациентом для того, чтобы купировать стрессовые состояние.

Одним из самых эффективных средств укрепления здоровья и повышения способностей организма противостоять воздействию стрессорных раздражителей является использование физических упражнений, т.е. «выбивание» психического стресса физическим. Физические упражнения и спорт являются наилучшим способом предотвращения отрицательных последствий стресса.

Хотя физические упражнения сами по себе являются интенсивной формой стресса, они сильно отличаются от стрессовой реакции, участвующей в развитии хронических заболеваний.

Одним из важных и давно применяемых способов предотвращения вредных последствий стресса, является повторное или предварительной действие тех же или – других стрессоров в результате чего существенно стрессорных факторов.

В последнее время в США завоевал широкое признание как средство эффективной борьбы со стрессом массаж. Массаж снимает мышечное напряжение, снижает кровяное давление, развивает гибкость и упругость мышц.

В обычной, повседневной жизни умение сохранять внутреннее равновесие поможет вам обрести покой и легче переносить стрессовые события. В экстремальных условиях это умение может спасти вам жизнь.

Медитация (лат. – размышляю, обдумываю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состоянии углубленной сосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение эмоциональных «крайностей» и значительное снижение реактивности. Телесное состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение – приподнятостью и некоторой отрешенностью.

Релаксация по методу Бенсона.

Пассивное отношение (освобожденность разума от мыслей, целей).

Удобная поза. Рекомендуется сидячая, чтобы не заснуть.

Было бы полезно, — отмечает Бенсон, — введение в современную культуру ежедневной утренней релаксации «вместо утреннего кофе». Постоянное применение релаксации (1-2 раза в день в течение нескольких месяцев) приводит к тому, что уменьшается степень напряжения в стрессовых ситуациях, заметен «общий сдвиг в сторону спокойствия».

Нередко очевидны и более глубокие изменения, человек становится в большей степени хозяином своей судьбы: появляются адекватное отношение к окружающей реальности и к самому себе, уверенность в своих силах, повышается ответственность за собственную жизнь.

Итак, стресса не следует избегать. Есть способы перехитрить стресс:

Больше движения (бег, аэробика).

Не затягивать с разрешением любых конфликтов.

Сходить в кино, послушать любимую музыку, делать то, что нравится.

Сократить до минимума поездки и встречи, без которых можно обойтись.

Научиться говорить людям «нет».

Не злоупотреблять кофе, алкоголем.

В стрессовой ситуации желательно сделать паузу хотя бы 15-20 минут, прогуляться, поговорить с –друзьями.

Переключить внимание на приятную тему.

Если опаздываешь, нужно внушить себе, что как бы ты не злился – пробка на дороге от этого не рассосется, трамвай не поедет быстрей.

При получении неприятного известия бывает полезно представить себе более странный «сценарий».

Красный, желтый и оранжевый цвета действуют как сильные раздражители.

Голубой цвет – это цвет глубокого шока, цвет страха, цвет стресса.

Синий и зеленый цвета успокаивают.

Хорошая классическая музыка снимает чувство подавленности и «убитости».

Съешьте банан. В нем есть сиротин (гормон счастья) и витамин В.

Попросите кого-нибудь три минуты короткими нажатиями помассировать энергетическую точку в середине ступни.

Любовь – лучшее лекарство от стресса. Во время оргазма выделяются эндорфины – гормоны счастья.

Первые 2 часа после возвращения с работы домой считаются наиболее критическими.

Душ, теплая ванна.

Полноценный глубокий сон.

Делайте что-нибудь с настроением Хобби — то, что нужно. Исцеление не в том, что вы делаете, а как вы к этому относитесь.

Чтобы избежать постоянного дистресса, разочарования и неудач, не нужно браться за непосильные задачи.

Состояние стресса у человека так же старо, как и сам человек. Стрессу подвержены все – от новорожденного до немощного старика.

Стресс не только зло, не только беда, на и великое благо, ибо без стрессов различного характера наша жизнь стала бы похожа на какое-то бесцветное и безрадостное прозябание.

Активность – единственная возможность покончишь со стрессом: его не пересидишь и не перележишь.

Постоянное сосредоточение внимания на светлых сторонах жизни и на действиях, на которые могут улучшить положение, не только сохраняет здоровье, но и способствует успеху. Ничто не обескураживает больше, чем неудача, ничто не ободряет больше, чем успех.

Со стрессом можно справиться, нужно лишь желание и немного свободного времени для себя любимого. Другое дело, что нет желания – просто человеку приятно осознать, то, что он испытывает стресс, рассказывая и «жалуясь» всем, о том, в каком он глубоком стрессе, ища в этом наверное сочувствия, понимания. Если же есть желание и немного свободного времени, то описанные выше способы преодоления стресса, весьма эффективны. Начав с релаксации (2-3 раза в день по 10-15 минут), постепенно может освоить аутотренинг, медитацию, что со временем войдет в вашу жизнь, как нечто неотъемлемое. Займитесь спортом, хобби и т.д.

Если же есть желание, но нет времени, кроме всего прочего вам поможет самовнушение – просто думайте о прекрасном, о том, что у вас все хорошо…

Назовите себя удачливым, и вы будете таким.

Список использованной литературы

Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? М.: Физкультура и спорт, 1990.-128с.

Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма (отв. ред. навст. предисл. О.Г. Газенко. – М.: Наука, 1988-176с.

Г. Селье. Стресс без дистресса. Москва «Прогресс» 1982.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989. – 319с. стр. 180, 184, 185, 195.

Кижаев-Смык Л.А. Психология стресса: Издат. «Наука». Москва 1983,.

Психологические состояния /Сост. и общая ред. Л. В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. (Сер. Хрестоматия по психологии).

Немов Р. С. Психология: Учебник: В 3 кн. М.: Просвещение, 1995.

works.doklad.ru

Пути преодоления стресса

Методы преодоления стресса условно разделяются на прямые, проблемно-ориентированные (изменение стрессора), эмоционально-ориентированные (изменение отношения) и комплексные.

Проблемно-ориентированные методы преодоления стресса эффективны в отношении стрессоров, на которые мы можем повлиять или которые мы можем изменить сами.

К этим методам относятся техники (методы) прямого действия на стрессор. Комплекс приемов прямого действия на стрессор включает в себя как методы проблемно-ориентированные (направленные непосредственно на сам стрессор), так и методы эмоционально-ориентированные (направленные на реакцию, оценку, реагирование и т.п.). Это наиболее эффективный, но и наиболее сложный путь преодоления стресса.

Что может помочь определить случаи, когда может быть применен метод «прямого действия» на стрессор?

· Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям необходимо также учитывать последствия, которые могут быть вследствие изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы – («Мастер на все руки» может нанести вред себе, окружающим и прибору – цит. С.Гремлинг и С.Ауэрбах).

· Оценить в чем причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Спросите себя «во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор». Например: в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления, или только в присутствии конкретных лиц. При недостатке умений выполнить – надо учиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний – научиться, что надо делать.

К стрессорам неуправляемым, неподвластным нашему поведению можно отнести ситуации, условия, людей и их поведение, которые мы не в состоянии изменить, но которые для нас являются факторами стрессовой ситуации. Например, «неудобно стоящий пассажир», «вечно обгоняющие водители», «очереди», «толчея на перроне» и т.п.

В таких ситуациях очень важно осознать проблему и ее неуправляемость с нашей стороны. Это будет первый шаг к преодолению стрессовой реакции. Иногда даже такого шага бывает достаточно, чтобы стресс был преодолен. Осознайте, помогает ли раздражение или «назидание» в разряжении создавшейся ситуации. Как правило, нет! Негативная эмоция способна приводить к новой негативной эмоции, питая сама себя! Однако это вовсе не означает, что если мы не можем управлять этим стрессором, то мы позволяем стрессору управлять нами! Если мы умеем управлять своими эмоциями в ответ на стрессор, то это означает, что даже если мы не можем управлять стрессором, то мы можем контролировать эмоциональные реакции на него.

Такие навыки относятся к эмоционально-ориентированным методам преодоления стресса. К наиболее эффективным и простым для освоения методам (техникам) можно отнести следующее:

· метод глубокого дыхания;

· обучение прогрессирующей мышечной релаксации;

Кроме перечисленных факторов-стрессоров важно выделять факторы, которые вызывают стрессовую реакцию, но по сути не являются стрессорами, а возникают как результат нашей интерпретации фактора как стрессора.

На самом деле наша оценка ситуации как стрессовой определяется тем, что именно значит для нас стрессор и как мы его оцениваем.

Тревогу и огорчения влекут не сами события (большинство событий), а то как мы их оцениваем для себя. Иногда источником стрессовой ситуации может быть неадекватное убеждение (например, «Я должен быть совершенен», «Жизнь должна быть справедливой»). Педанты часто подвержены стрессу поскольку ставят недостижимые цели.

Преодоление такого рода стрессоров относятся к, так называемым, когнитивным стратегиям:

Изменение неадекватного убеждения. Убеждения, что мы и окружающие должны соответствовать каким-либо стандартам часто является источником стрессовой реакции. Как этого избежать? ШАГИ:

1. Отказаться от нерациональных убеждений, нереалистичных и жестких требований к себе и окружающим.

2. Обучение самовнушению (диалог с собой). Развитие позитивных превозмогающих гнев и раздражение утверждений: например – «Я могу справиться, если составлю план», «Не раздувай из мухи слона», «Я сделаю это постепенно», «Это не трудно», «Я могу поздравить себя, если добьюсь этого», «Если это не удастся, я попытаюсь вновь».

· Нежелательные мысли. Техники преодоления нежелательных мыслей требуют специальных навыков. Многие из них относятся к техникам самовнушения, освоенных до состояния совершенства с использованием методов визуализации (зрительного представления) наиболее трудно преодолимых стрессовых ситуаций. При овладении этим методом можно «заставить» себя мысленно остановиться в момент визуализации и сменить «декорацию». Вместе с тем даже простой метод самовнушения и самоубеждения может помочь в избавлении от нежелательных, навязчивых мыслей («Сейчас я изменить ничего не могу», «Подумаю об этом завтра», «Это не так страшно» и пр.).

· Самооценка – осмысление проблемы – выработка навыков управления стрессом (инокуляция стресса). Это наиболее эффективные методики управления стрессорами, так как она позволяет осознанно формировать и отношение, и выбирать стиль поведения. Самооценка – ключ к определению проблем, обусловленных стрессом. Методы самооценки могут быть разными, но важно, чтобы все они отвечали принципам: что важно именно для меня, что я могу изменить. В выполнении самооценки помогает ведение дневников. Стрессоры записываются, регистрируются реакции на него, а в последующем проводится самоанализ и оценка: чего можно было бы избежать, что для этого необходимо и пр. Самооценка приводит к осмыслению проблемы. Отработка навыков управления стрессом – выработка умений рационального реагирования (глубокое дыхание, релаксация, когнитивные стратегии – отказ от иррациональных убеждений, самовнушение).

Черты характера, поведения, помогающие преодолевать стрессоры:

• умение управлять собственным временем;

• умение равномерно распределять нагрузки, «планировать дела»;

• умение работать в коллективе, не брать всю работу на себя, считая, что другие сделают ее хуже;

• умение определить приоритеты при выполнении дел;

• умение рационально распределять ресурсы (финансовые, людские);

• не делать или стараться не делать несколько дел одновременно;

• умение использовать перерывы в работе для отдыха или переключения на другие проблемы уверенность в себе;

• наличие социальных навыков общения, управления конфликтами.

• умение все делать вовремя, не оставлять мелкие дела на «потом»;

• умение распределить обязанности по дому между членами семьи;

• умение планировать домашнюю работу;

• умение ставить конкретные достижимые, реальные цели и научиться «поощрять себя» за их выполнение.

• навыки межличностного общения;

• уверенность (но не самоуверенность) в поведении;

• честность и трудолюбие и пр.

Важным стрессовым фактором может оказаться не один фактор или событие, а комплекс сложных, взаимопереплетающихся и взаимосвязанных факторов, которые в совокупности формируют уровень социальной адаптации человека — то есть его способность сохранять равновесие и иметь достойное качество жизни и здоровья.

Примером может служить приведенная ниже методика оценки уровня социальной адаптации и прогнозирования связанных с ней расстройств здоровья.

Что может помочь определить случаи, когда может быть применен метод «прямого действия» на стрессор ?

• Оценить свою способность изменить ситуацию. В ситуациях, относящихся к межличностным отношениям, необходимо также учитывать последствия, которые могут быть следствием изменения этих отношений. Прямые действия, направленные на устранение источника стресса без соответствующих навыков, могут обернуться весьма неадекватным решением проблемы — («Мастер на все руки» может нанести вред себе, окружающим и прибору — цит. С. Гремлинг и С. Ауэрбах).

• Оценить, в чем причина стрессовой ситуации. В неумении выполнить или в незнании? Спросите себя: «Во всех ли ситуациях развивается стрессовая реакция на этот фактор?» Например, в присутствии всех ли лиц возникает неловкость публичного выступления, или только в присутствии конкретных лиц. При недостатке навыков выполнения — надо научиться преодолеть тревогу (навыки социального общения, уверенности в себе, обучение методам определения проблем и принятия решений, методам общения), а при недостатке знаний — научиться, что надо делать.

mirznanii.com

4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа

4.3.3. Пути преодоления стрессоров различного типа

Соответственно типу стрессора подбирается и способ его преодоления.

Для стрессоров первой группы (из «Области мудрого принятия») необходимо, с одной стороны, отвлечь сознание от психотравмирующей ситуации, а с другой – пересмотреть свое отношение к неприятным фактам, обесценить их. Для достижения первой цели хорошо подходят дыхательные техники (глубокое дыхание или медитация на дыхании), различные приемы мышечной релаксации и визуализация. Для реализации второй цели можно использовать рациональную психотерапию и рефрейминг (в дословном переводе – «замену рамки»), который заключается в умении взглянуть на ситуацию с иной стороны, найти хорошее там, где привычный взгляд ищет только плохое.

Для стрессоров второй группы («Области конструктивных действий») наиболее адекватны методы, направленные на совершенствование поведенческих навыков: тренинг общения, тренинг уверенности в себе, тренинг управления временем (тайм-менеджмент). Если стресс вызван фрустрацией, связанной с трудностью достижения целей, то имеет смысл освоить технику выбора правильной стратегии и технику постановки адекватных целей.

Для стрессоров третьей группы («Область субъективных стрессов») наилучшим вариантом может оказаться преодоление оценочного подхода, освоение навыков позитивного мышления, изменение неадекватных убеждений или блокировка нежелательных мыслей.

Для стрессоров четвертой группы («Область саморегуляции») хорошие результаты дает применение аутогенной тренировки, нейролингвистического программирования, приемы нервно-мышечной релаксации и технология биологической обратной связи.

Общий перечень рекомендуемых методов нейтрализации различных стрессов приведен в табл. 7.

Таблица 7. Методы преодоления стрессов.

Похожие главы из других книг

4.3. Каузальная классификация стрессоров 4.3.1. Степень подконтрольности стрессора

4.3. Каузальная классификация стрессоров 4.3.1. Степень подконтрольности стрессора Как показывает опыт многих психотерапевтов, к которым обращаются люди, страдающие от стрессов, ошибка последних состоит в том, что они порой неправомерно переносят ответственность за свои

ПУТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИЛИ ПУТИ СИЛЫ

ПУТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ИЛИ ПУТИ СИЛЫ Итак – пути силы. Акцентироваться на воздействии – это прежде всего постигать искусство концентрации.Насколько мне известно из собственной практики и знакомства с практикой других, все системы, связанные с развитием возможностей

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПУТИ ИЛИ ПУТИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПУТИ ИЛИ ПУТИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ Блок трансформационных путей. Что является их первичным отличительным признаком?Наверное, то, что в них нет канона. На многих духовных путях учеба начинается с усвоения некоторого канона, и только когда человек усваивает

Сила преодоления «Научился ли ты радоваться препятствиям?» Рассказывают, что такой парадоксальный вопрос высечен на одном из придорожных камней в горах Тибета. Восточную мудрость постичь непросто, и большинство из нас скорее согласится, что в любом деле затруднения и

Практикум преодоления кошмаров

Практикум преодоления кошмаров Я стоял на вершине горы на краю обрыва. По-видимому, я был пленником двух парней, с которыми были собака и лев. Чувствуя, что они хотят столкнуть меня вниз, я первый потянул их вперед и сбросил с обрыва вместе со львом, правда, и сам при этом

ПУТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ, ИЛИ ПУТИ СИЛЫ

ПУТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ, ИЛИ ПУТИ СИЛЫ Теперь поговорим подробнее о каждом из названных нами путей. Итак – пути силы. Наверное, самые популярные из них – это магические пути. Наиболее образно это описано в книгах К. Кастанеды. Он рассказал об одном из путей силы – пути силового

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПУТИ, ИЛИ ПУТИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ

ТРАНСФОРМАЦИОННЫЕ ПУТИ, ИЛИ ПУТИ ПРЕОБРАЖЕНИЯ Группа путей трансформации. Об этих путях известно очень мало. Что является их первичным отличительным признаком?Пути без канонаНаверное, то, что в них нет канона. На многих духовных путях учеба начинается с усвоения

7.10. Способы преодоления ревности

7.10. Способы преодоления ревности Ревность невозможно искоренить и очень трудно обуздать. Но попытаться сдерживать себя и не совершать необдуманных поступков можно.Борьба с ревностью может проходить через ряд этапов[36].Первый этап. Поищите причину в самом себе: ревность

Как нет одного пути к Богу, так нет и одного-единственного пути к мудрости

Как нет одного пути к Богу, так нет и одного-единственного пути к мудрости Вы знаете, в чем существенный недостаток книг? Всех книг без исключения? Их авторам нельзя задать вопрос или попросить пояснения. А знаете, в чем уязвимость всех мудрецов? Любая человеческая

Комната № 7. Зимний сад – оранжерея Одиночество – мужское и женское. Пути преодоления

Комната № 7. Зимний сад – оранжерея Одиночество – мужское и женское. Пути преодоления Чтобы поговорить об одиночестве, мы выбрали зимний сад. Вокруг цветы – один прекраснее другого. Каждый цветок неповторим. Невозможно заскучать, разглядывая это великолепие. У каждого

Природа (и истоки) различного отношения к животным у мужчин и женщин

Природа (и истоки) различного отношения к животным у мужчин и женщин Прочитан не одну сотню статей о связанных с полом различиях в отношении к животным, я сделал ряд выводов. Во-первых, женщины в целом чаще имеют слабость к животным, чем мужчины. Во-вторых, хотя наши

7.1. Модели преодоления стресса

7.1. Модели преодоления стресса 7.1.1. Эго-психологическая модель Эта модель базируется на концепции систем защиты, таких как бессознательные адаптивные механизмы, которые являются главными средствами преодоления инстинкта и аффекта: G. Vaillant [488, 490] считает, что существует

Заповеди преодоления трагедии

Заповеди преодоления трагедии Итак, какие практические рекомендации могут помочь преодолеть трагедию, кризис, депрессию, просто тяжелый период в жизни?Первая. Необходимо приобретение новых знаний или нового опыта, важно активное стремление уловить новый смысл жизниЭта

Глава 2 Причины стрессов жителей мегаполиса и пути их преодоления

Глава 2 Причины стрессов жителей мегаполиса и пути их

psy.wikireading.ru

Презентация на тему Стресс и пути его преодоления

Презентацию на тему Стресс и пути его преодоления можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Обществознание. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд.

Добро пожаловать на урок –тренинг

«Стресс и пути его преодоления»

Мудрые мысли. Любовь –– великий учитель. (Мольер) Лишь тот испытывает радость,кто может ближнему помочь. (Гёте) Умеренность –– здоровье души. (Левис) Нельзя врачевать тело, не врачуя душу. (Сократ) То, что идёт от сердца, до сердца и доходит. (Пайэтт) Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта. (Мигель Сервантес) Юмор –– это спасательный круг на волнах жизни. (Раабе) Здоровый нищий счастливее больного короля. (Шопенгауэр) Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. (Дидро) Жажда достижений даёт человеку радость жизни. (Монтень)

В России за последние 10 лет нуждающихся в помощи психиатров стало гораздо больше (пограничных расстройств, связанных со стрессами – на 30%; случаев умственной отсталости – на 25%; алкоголизма – на 40%; наркомании – в 6 раз). В Калининградской области в 2005 году по статистике обращения к врачам хроников и новичков с расстройствами занимают второе место после травм.

Результаты исследований свидетельствуют, что причиной стресса в 61% случаев являются служебные проблемы, семейные переживания и финансовые трудности, 22% случаев вызваны причинами «психологического характера», а 7% –– серьёзными заболеваниями.

Это эмоциональное состояние, вызываемое необычными ситуациями; отрицательно сказывается на психике и здоровье в целом; ведёт к срыву в поведении; ухудшает восприятие, память, внимание, мышление и координация движений.

Резкий звонок будильника; Завтрак в спешке – стресс для желудка; Резкие смены погоды и часовых поясов; Езда в переполненном транспорте; Неправильно выбранный режим дня; В помещении душно; недружелюбность окружающих; В течение дня – непредвиденные обстоятельства; Недостаток отдыха, переутомление; Т.к. другие тоже подвержены стрессу, возникают конфликты;

Выясните причины стресса; Не забывайте хвалить себя; Осваивайте методы релаксации; Ведите дневник наблюдений, записывая своё стрессовое состояние, а затем обсудите его с близким человеком, чтобы найти выход; Хорошо и регулярно питайтесь; Активно работайте. Но выматывайте себя; Задумывайтесь о смысле жизни, ставьте ближайшие и отдалённые цели; Старайтесь заслужить любовь ближнего; Активно отдыхайте и бегайте трусцой; Вырабатывайте правильную походку; Занимайтесь спортом; Полноценный глубокий сон (7-9 часов); Закаливание; Проявляйте добрые и положительные эмоции; Чаще шутите, проявляйте чувство юмора; Стремясь к хорошим отношениям, избегайте дружбы с «трудными», не сдержанными людьми; Цените радость простоты жизненного уклада; С какой бы жизненной ситуацией не столкнулись, подумайте. Стоит ли сражаться; Сосредотачивайтесь на светлых сторонах жизни; Используйте профилактику «радости дня и выполняемой мной работы».

Аффект – сильная эмоциональная, бурно протекающая реакция, носящая характер взрыва– ужаса, ярости, страха и т.д.

(лат.- самоубийство) Акт самоубийства, связанный с продолжительными стрессами или неответственным отношением к своей жизни.

Социально-психологическая совместимость – следствие оптимального сочетания типов поведения людей в группах, также общности их социальных установок, потребностей интересов, ценностных ориентаций.

Социально –– психологический климат –– это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляющийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям к организации в целом на основании индивидуальных, личностных ценностей и ориентаций.

Факторы, оказывающие влияние на формирование определённого социально-психологического климата в коллективе: Комплектование коллектива с учётом психологической совместимости работников. В зависимости от целей работы в коллективе надо сочетать разные типы поведения людей. Стиль поведения руководителя, менеджера, хозяина предприятия. Соблюдение служебного этикета, который начинается с внешнего вида. Полная информация о льготах, вытекающих из принадлежности к фирме. Чёткая политика продвижения по службе, предусматривающая возможность для каждого работника профессионального и служебного роста. Политика «открытых дверей», которая состоит в том, что работники наделяются правом доступа к любому руководителю. Немедленное вознаграждение, означающее, что оплата труда не должна быть оторвана во времени от самого труда, иначе она теряет стимулирующий смысл. Справедливое отношение к работникам, то есть поддержание соответствия между тем, что работник даёт фирме и тем, что он от неё получает. Учёт предпочтений в потребностях различных работников. Со Успешный или неуспешный ход производительного процесса. Применяемая шкала поощрений и наказаний. Условия труда. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.

Кодекс поведения в конфликте

Дайте партнёру «выпустить пар», в это время ведите себя спокойно, уверенно, но не высокомерно; Потребуйте от него спокойно обосновать претензии; Сбивайте агрессию неожиданными приёмами(попросите совета. Сделайте комплимент) Не давайте отрицательных оценок, а говорите о чувствах; Попросите сказать желаемый результат и проблему как цель препятствий; нельзя позволять эмоциям управлять; необходимо определить проблему и сосредоточиться на ней; Предложите ему высказать свои соображения по разрешению проблемы и свои варианты решения; не ищите виновных! Дайте ему сохранить «лицо»; не отвечайте агрессией на агрессию; оценивайте не партнёра, а его поступки; Иногда переспрашивайте его высказывания: «вы хотели сказать. »;

Держитесь в позиции «на равных»; Не бойтесь извиниться. Если чувствуете свою вину; Ничего не доказывайте; Замолчите первым; Не характеризуйте состояние оппонента; Уходя, не хлопайте дверью; Не говорите, если он «остыл»; Независимо от результата противоречия старайтесь не разрушать отношения, выразив своё уважеие и расположение к партнёру.

В конфликтной ситуации нельзя: Критически оценивать партнёра. Приписывать ему низменные или плохие намерения. Демонстрировать знаки превосходства. Обвинять и приписывать ответственность только оппоненту. Игнорировать интересы партнёра. Видеть всё только со своей позиции. Уменьшать заслуги партнёра и его вклад. Преувеличивать свои заслуги. Раздражаться, кричать, нападать. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнёра. Обрушивать на партнёра множество претензий.

Пути предотвращения конфликта:

Не говорите и не делайте того, что обидит, заденет собеседника; Не отвечайте конфликтным поведением на его поведение; Проявляйте понимание к собеседнику, поставив себя на его место; Делайте больше благожелательных обращений: дружеская улыбка, поддержка, сочувствие, похвала и т.д.

Несколько минут релаксации:

Не принимайте никаких решений(исключение:сихийное бедствие, спасение жизни); Сосчитайте до 10; Вдохните через нос и задержите дыхание, медленно выдохните, сосредоточившись на ощущениях дыхания; Останьтесь один; Смочите лоб, виски и артерии на руках холодой водой; Медленно осмотрите помещение, мысленно описав его и находящиеся в нём предметы; Посмотрте вокно, небо, осознайте красоту мра; Медленно и сосредоточенно выпейте стакан воды; Сосредоточьтесь на ощущениях, когда вода будет течь по голу; Сделайте наклоны.

Рекомендации. Один из способов предотвращения конфликтов –– воспитание, а вернее, самовоспитание эмоций. Это означает, что человек может поверить в силы и возможности своей «эмоциональной сферы», внушить самому себе ощущение оптимизма, сформировать способности вести себя в эмоциональном плане логично и адекватно обстановке.

Чтобы не «выплескивать» свои эмоции, работнику сферы обслуживания нужны своеобразная профессиональная маска, приветливо –– вежливое выражение лица, лёгкая полуулыбка. «Маска» будет формой эмоциональной защиты от возможных «уколов» со стороны потребителей.

Следует приучить себя осмысливать собственное поведение, постараться понять причины появления избыточных эмоциональных реакций.

Не забывайте поговорку, что «Деловые люди, которые не знают, как бороться со стрессами, умирают молодыми». Помните, что: * Самое важное в жизни –– это умение вырабатывать у себя определённое умонастроение, положительное отношение к окружающему миру. * Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает происходящее. Выводы: Каждый человек обладает способностью АУТОРЕГУЛЯЦИИ –– нужно лишь уметь своевременно воспользоваться ею. Человек не беспомощен перед стрессом.

prezentacii.org