Лечение

Стресс конфликт кризис

17.04.2018

Стресс и кризис. Что это такое?

Стресс – это состояние, которое развивается у человека, когда на него действуют сверхсильные раздражители. Понятие стресса связано с именем Селье, он первый описал, что стресс — это общий адаптационный синдром, когда на человека действуют сверхсильные раздражители. Также существуют раздражители средней и малой силы, они стресса не вызывают. Различают два вида стресса – физический и эмоциональный.

Физический связан с воздействием различных факторов на наше тело, пример — залезть в ледяную воду, когда вы к такому непривычны. Не важно, какого рода стресс – холод это, жара, боль — реакции всегда одинаковы. Реакции проявляются в стадиях стресса. Первая — это тревога, вторая — адаптация, третья – истощение.

C помощью стресса происходит адаптация организма к новым сложным условиям. Но большой минус этой адаптации в том, что она происходит за счет сил организма и влечет за собой его разрушение. Представьте, что зимой, в сильнейший мороз в вашем доме разбивается окно, а вместе с ним разрушается полстены. Вы в срочном порядке пытаетесь заделать дыру, иначе замерзнете. Но нет времени искать материалы, поэтому вы заделываете всем, что есть в доме – мебелью, частями отделки, межкомнатными дверьми. Это спасло ситуацию, в доме потеплело, но вам теперь нужно восстанавливать весь дом, ремонтировать и покупать мебель.

Примерно тоже самое происходит с организмом во время болезни. Стресс, связанный с физическими травмами — удар, ушиб, инфекция и прочее – начинается с того, что организм сразу реагирует на раздражитель и кидает все свои силы на предотвращение проблемы. Все системы мобилизуются и готовятся защищать и лечить организм. Это и есть первая стадия – тревога.

Наступает адаптация, когда организм уже борется, человеку становится получше, но восстановление идет в самом разгаре. На этой стадии многие совершают распространенную ошибку – заставляют свой организм работать. Каждый из нас при борьбе с простудой или гриппом при первом же улучшении самочувствия хоть раз, но шел на работу. А это большая ошибка – хоть мы и чувствуем себя хорошо, организм ещё находится в стрессовом состоянии, в котором подвержен разным заболеваниям – гепатитам, нефритам и прочим.

Ангину нужно лечить не меньше 10 дней, а сотрясение головного мозга – 21. А кто это всё соблюдает? Никто. Если болезни не вылечивать до конца, то в последствие через несколько лет будут возникать другие – ревматизм, нефрит, гепатит, которые уже принимают хронический характер. Все эти последствия — уже третья стадия истощение. В итоге все эти болезни приводят к тяжелым последствиям и смерти.

Эмоциональный стресс

Эмоциональный стресс связан с личными неприятностями, которые вгоняют человека в стрессовое состояние. Он тоже имеет три стадии. Сегодня все пренебрегают рекомендациями, особенно врачебными, поэтому зачастую стресс проходит все стадии и уже на третьей идет полная декомпенсация и смерть, особенно, если раздражитель ещё действует, а вы от него не защитились.

Эмоциональные стрессы также имеют разные факторы возникновения: личные, связанные с взаимоотношениями с противоположным полом, проблемы в профессиональной сфере, разногласия с друзьями, творческие кризисы, неудачи и многое другое. Эмоциональный стресс выражается в трех основных вариантах – депривации, конфликте и кризисе.

Состояние депривации, ведущее за собой стресс, возникает, когда человека лишают того, на что он имел законное право. Сейчас уже нет таких ситуаций, а в советское время случались часто. Например, я стою в очереди на квартиру, первый, жду уже много лет, а мне вдруг не дают квартиру. В такой депривации есть две формы поведения: при первой человек замыкается, сжимается и не двигается, не пытается что-то предпринять. Вторая форма – наоборот возмущается, суетится, устраивает скандалы.

Когда у нас с кем-то возникает конфликт, а мы конфликтовать не умеем, то в его процессе мы друг друга оскорбляем, а в организме в этот момент происходит тоже, что при физическом стрессе. Сходятся два человека, спорят, и в любом конфликте пытаются отстоять своё мнение. Но если мы уважаем партнера, то принимаем его мнение. Спорить нужно всегда с уважением к мнению противоборствующей стороны.

Конфликт, правильно проведенный, дает уточнение истины, люди делятся мнением и высказывают свою позицию. К сожалению, мало кто допускает, что его противник может быть прав в своей точке зрения. Мы абсолютно не учитываем и не уважаем мнения партнеров. Всё дело в воспитании. Большинство воспитывает детей на запретах, постоянно что-то запрещая и ругая, даже переходя на крик. При этом вкладывается много негативного в отношении к миру, что ребенок ни на что не годен. Психологически подготовленные люди знают, что кричать на детей не нужно, лучше подавать хороший пример.

Без конфликтов жить нельзя, в их процессе мы познаем истину, сравнивая наши точки зрения, поэтому важно научить ребенка уступать, даже будучи уверенным в своей правоте. При этом ты сохранишь хорошие отношения с партнером и проявишь уважение к его мнению.

Кризис – глубокий эмоциональный стресс, в процессе которого разрушается старая система отношений. Люди грамотные знают, что без кризиса не обойдешься и готовятся к нему. Когда вам плохо – не паникуйте, это пройдет, хорошее тоже пройдет, но это не повод для расстройств. Поэтому, когда вам хорошо – готовьтесь к кризису. Нужно работать, делать свое дело и не ныть!

Каждый из нас проходит кризисы развития.

Рождение ведет к стрессу, так как прежний мир зародыша остается позади, ребенка достают на свет, и он оказывается в новом мире. Такой кризис развития бывает со всеми без исключения. Когда ребенок начинает ходить – это тоже кризис, потому что всё время до этого он был неразрывно с мамой. Затем кризис наступает, когда ребенка отдают в детский сад, и, если его хорошо подготовили – он легко привыкнет к обществу и ему будет интересно. А если не подготовили – у него случится большая психическая травма.

Следующий возрастной кризис наступает в 7 лет с походом в школу. Ребенку требуется хорошая психологическая подготовка, чтобы легче преодолеть этот стресс. Большая ошибка родителей в том, что они сразу начинают требовать от ребенка отличной учебы и выполнения всех домашних заданий, что ещё больше усиливает стрессовое состояние. Поэтому многие дети не любят ходить в школу и учиться – кризис для них проходит тяжело. Ребенку всегда нужен хороший пример, поэтому, если родители ему не интересны, то он будет искать компанию на улице.

Очередной кризис – это институт, где появляются дополнительные испытания — экзамены и сессия. Объема работы и заданий становится в три раза больше. Далее человек заканчивает институт — тоже стресс, ведь дальше предстоит искать работу и перестраиваться в новый ритм жизни.

Женитьба также является кризисом, начать жить с новым человеком – это сложное событие. Часто люди оказываются не готовыми к этому.

На протяжении всей жизни у человека возникает множество кризисов, как возрастных, связанных с нашим физическим развитием и изменением, так и личных, основанных на наших отношениях с близкими людьми и окружающим миром. Главное, что нужно помнить – кризис легче преодолеть, если подготовиться к нему. Психологической подготовкой нужно заниматься, когда вы ощущаете, что у вас всё хорошо, а это значит, что скоро наступит кризисный момент. Подготовьтесь к нему, поработайте со своими реакциями и эмоциями, возможно даже лучше обратиться к психотерапевту за советом. И с профессиональной помощью переживание кризиса намного облегчится.

Книги и аудиозаписи по теме:

litvak.me

Стресс конфликт кризис

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разными ситуациями. На работе и дома, в гостях и на концерте – в течение дня мы переходим из одной ситуации в другую, общая совокупность которых и образует наше жизненное пространство. Если же обратиться от этого «горизонтального» измерения к «вертикальному» – сменяющим друг друга годам жизни, то и здесь мы увидим череду событий, обстоятельств, ситуаций, составляющих и образующих общий жизненный путь человека.

Прежде чем перейти к описанию отдельных видов критических жизненных ситуаций, остановимся на особенностях понимания ситуации в психологии.

В обыденной речи часто используются выражения типа «оказаться в ситуации», «попасть в трудную ситуацию», «быть в щекотливой ситуации» и т. д. Их привычное употребление может создать впечатление, что нас окружают различные ситуации – «сложные», «трудные», «смешные», а мы в них «попадаем» часто невольно или даже вопреки нашему желанию. На самом деле это не совсем так.

Любому из нас известно явление избирательного восприятия. Представим себе один из оживленных перекрестков города и увидим его глазами находящихся там людей. Приезжие туристы с любопытством рассматривают непривычное им высотное здание, приятельницы обсуждают одежду проходящих мимо женщин, а начинающий автомобилист за рулем своей машины видит лишь то, что называют «дорожной обстановкой». Все эти люди находятся в одно и то же время в одном и том же месте, но воспринимают окружающее по-разному.

Подобно этому следует различать обстоятельства жизни и их восприятие, переживание человеком, которые в совокупности и образуют его жизненную ситуацию. Следовательно, чтобы понять поведение человека, причины его поступков, его эмоциональное самочувствие, недостаточно знания объективных обстоятельств и факторов его жизни, важно знать их восприятие и интерпретацию самим человеком.

Студент, стремящийся к продолжению образования в аспирантуре и научной карьере и не получивший на решающем выпускном экзамене отличной отметки, может воспринимать это как крах всех своих надежд, а его однокурсник, мечтающий хоть как-нибудь закончить институт и весьма мало прилагавший к этому стараний все годы обучения, и тройку воспринимает как подарок судьбы.

Человек не просто существует в некой ситуации, но интерпретирует события и складывающиеся обстоятельства своей жизни, что определяет его отношение к ним, их эмоциональное переживание и их значение в его жизни. При этом влияние его субъективных представлений зачастую оказывается сильнее объективных факторов. Например, в одном из психологических экспериментов испытуемым сообщалось, что изучается влияние алкоголя на поведение людей. Сначала их спрашивали о том, как, по их мнению, меняется поведение человека в состоянии опьянения, затем им предлагалось выпить небольшое количество прозрачной жидкости. В первом случае испытуемым говорили, что это водка, хотя на самом деле это была вода, во втором – наоборот. И каждый раз в поведении людей в большей мере проявлялось влияние их представлений, чем реальных фактов; испытуемые становились более развязными и агрессивными, если думали, что пили водку, и проявляли меньше агрессии, если им говорили, что это вода (хотя им и давался алкоголь).

Таким образом, интерпретируя внешние обстоятельства, мы приписываем им определенное значение, которое в конечном счете и становится решающим фактором в нашем отношении к этим обстоятельствам.

Соответственно, критическая жизненная ситуация – это эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего решения или преодоления.

В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях. В качестве стрессоров (факторов, ведущих как к возникновению у человека кратковременных стрессовых состояний, так и к развитию тяжелых, продолжительных переживаний) могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т. д.

Возникающее под влиянием стрессоров психическое напряжение может иметь полезное приспособительное значение, мобилизуя усилия человека на преодоление трудностей. Это явление, например, хорошо знакомо спортсменам или актерам, «предстартовое волнение» которых выполняет функцию настройки на предстоящую деятельность. Однако если стресс оказывается слишком сильным из-за интенсивности воздействия или его неожиданности, ресурсы человека могут оказаться недостаточными для преодоления стресса, и он начинает оказывать деструктивное воздействие на человека вплоть до появления физиологических нарушений и полной дезорганизации его жизнедеятельности.

Та или иная степень переживания стресса характерна для любых критических жизненных ситуаций человека, вследствие чего все они часто именуются стрессами. С психологической точки зрения, однако, целесообразно различать стрессы, вызванные физическими или иными кратковременными воздействиями (например, травма, полученная во время гололеда, или перебранка в транспорте), и относительно длительные переживания человека, связанные со значимыми для него психологическими проблемами.

Типичными жизненными ситуациями такого рода являются конфликты и кризисы.

Таким образом, конфликтэто противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Принято различать следующие типы конфликтов.

Внутриличностные (или просто личностные) конфликты представляют собой противоречия, возникающие между несовместимыми (или, по меньшей мере, трудносовместимыми) интересами, потребностями, представлениями, ролями и т. д. человека, например конфликт между желанием и чувством долга или между необходимостью совмещения служебных и семейных обязанностей.

Межличностные конфликты – это ситуации, возникающие между людьми из-за противоречий в их целях, интересах, представлениях, способах поведения и др.

Межгрупповые конфликты возникают, когда участниками ситуации являются группы с разными целями, интересами и т. д.

Любой конфликт, однако, сохраняет свои основные признаки: наличие противоречия; восприятие его как значимой, требующей разрешения проблемы; активность, направленная на преодоление противоречия.

Если конфликт, каким бы острым или глубоким он ни был, связан с какой-то отдельной проблемой или сферой жизнедеятельности человека, то понятие кризиса имеет более глобальный характер. Хотя в повседневной речи используются выражения типа «кризис в отношениях», в психологии понятие кризиса относится к внутреннему миру личности. Какими бы жизненными событиями ни вызывался кризис (потеря близкого человека, резкое изменение социального статуса, утрата трудоспособности и т. д.), он затрагивает наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

Кризис, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя или даже делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих, переосмысления своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких-то новых качеств жизни.

Общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций является необходимость их конструктивного разрешения. Идет ли речь о стрессовой ситуации, конфликте или кризисе – они могут оказать негативное влияние на человека, разрушая или деформируя его личность и жизнь. И наоборот, их успешное преодоление может стать источником личностного роста, развития большей личностной зрелости и в конечном счете фактором повышения удовлетворенности жизнью.

www.e-reading.club

39. Стресс, фрустрация, конфликт, кризис как социальная опасность.

Критические ситуации в самом общем виде можно охарактеризовать как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека.

Условия современной России способствуют тому, что большое количество людей постоянно оказывается в такого рода ситуациях. В связи с этим принципиально важной является проблема адаптации к критическим ситуациям. Одним из способов решения данной проблемы является изучение наиболее распространенных механизмов адаптации к ним, разработка на их основе приемлемых техник и обучение таковым.

Современная психологическая наука предлагает четыре ключевых понятия, которыми можно описать критические ситуации: стресс, фрустрация, конфликт, кризис.

Стресс можно определить как неспецифическую реакцию организма на ситуацию, которая требует большей или меньшей функциональной перестройки организма, соответствующей адаптации к данной ситуации. Важно иметь в виду, что любая новая жизненная ситуация вызывает стресс, но далеко не каждая из них бывает критической. Критические ситуации вызывает дистресс, который переживается как горе, несчастье, истощение сил и опровождается нарушением адаптации, контроля, препятствует самоактуализации личности.

Фрустрация (лат. — frustratio — обман, тщетное ожидание, расстройство) определяется как состояние, вызванное двумя моментами: наличием сильной мотивированности достичь цель (удовлетворить потребность) и преграды, препятствующей этому достижению.

Преградами на пути к достижению цели могут оказаться внешние и внутренние причины различного характера: физические (лишение свободы), биологические (болезнь, старение), психологические (страх, интеллектуальная недостаточность), социо-культурные (нормы, правила, запреты), материальные (деньги).

Степень выраженности состояния фрустрации может быть различной и зависит от многих факторов ( пол, возраст, характер цели, структура личности, разного рода обстоятельства).

Имея в виду отдельного человека, можно говорить о различных степенях перехода ситуации затруднения деятельности в ситуацию, когда трудность оказывается непреодолимой.

Результатом фрустрации является изменение поведения личности. Прежде всего может наблюдаться потеря волевого контроля поведения и, как следствие, его деградация (от странностей в поведении до ярко выраженного девиантного). Не исключается снижение мотивации достижения цели, отказ от нее в результате переключения на другую или потеря ее актуальности. Это же может произойти в результате изменения физического состояния человека. Например, человек сильно заболевает и ему ничего не надо.

Конфликт как критическая психологическая ситуация предполагает наличие у человека довольно сложного внутреннего мира и актуализацию этой сложности в соответствии с требованиями жизни, то есть извлечение этой сложности с целью последующего использования.

Обычно причины, порождающие конфликт не являются такими самоочевидными, ясными для самого человека. Они не представляют безусловного запрета, «табу» и всегда сплетены с условиями проблемной задачи.

В случае конфликта именно сознание должно соизмерить ценность мотивов, сделать между ними выбор, найти компромиссное решение. С критической же ситуацией мы имеем дело тогда, когда субъективно невозможно ни выйти из данной конфликтной ситуации, ни найти приемлемого решения, в результате чего сознание капитулирует перед неразрешимой задачей.

Кризис (греч. — crisis — решение, поворотный пункт) характеризует состояние, порождаемое вставшей перед индивидом проблемой, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время и привычным способом. В качестве примера такой проблемы можно привести тяжелое заболевание, изменение внешности, резкое изменение социального статуса, смерть близкого человека и тому подобное.

Обычно выделяют два типа кризисных ситуаций. Основа их выделения — возможность, которую они оставляют для человека в реализации последующей жизни.

Кризис первого типа — это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни. Например, человек, оставшийся в силу определенных причин без работы, имеет шанс ее найти снова.

Ситуация второго типа — собственно кризис — бесповоротно перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения модификацию самой личности и ее смысла жизни.

Все критические ситуации от сравнительно легких до самых трудных (стресс, фрустрация, конфликт и кризис) требуют от человека различной внутренней работы, определенных умений по их преодолению и адаптации к ним.

Можно сказать, что вся человеческая жизнь в основном есть история преодоления критических ситуаций, обстоятельств и содержит множество примеров их успешного преодоления. Его характер зависит прежде всего от уровня интеллектуального развития личности и ее отношения к окружающему миру.

studfiles.net

Стресс, фрустрация, конфликт, кризис и аффект

В экстремальной психологии

Отечественный психолог, известный своими работами по психологии переживания, Василюк Ф.Е., описывая критическую (экстремальную) ситуацию выделяет четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические или экстремальные жизненные ситуации – это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Несмотря на большое количество литературы по проблемам стресса и кризиса многие авторы вкладывают различное содержание в эти понятия.

Стресс (от англ. напряжение, давление) представляет собой особое состояние психики, организма в целом, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какого-либо экстремального воздействия. Речь идет о достаточно мощном воздействии, стресс-факторе (стрессоре), способном вызвать защитную гормональную реакцию с целью сохранения целостного организма, связанную с перестройкой его функциональных систем, с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности.

Стрессоры обычно делятся на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура и т.п.) и психологические (опасность, угроза, утрата, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.). Последние, в свою очередь, подразделяются на эмоциональные и информационные.

Стресс становится травматическим, когда результатом воздействия стрессора является нарушение в психической сфере по аналогии с физическими нарушениями. В этом случае, согласно существующим концепциям, нарушается структура «самости», когнитивная модель мира, аффективная сфера, неврологические механизмы, управляющие процессами научения, система памяти, эмоциональные пути научения. В качестве стрессора в таких случаях выступают травматические события – экстремальные кризисные ситуации, обладающие мощным негативным последствием, ситуации угрозы жизни для самого себя или значимых близких. Такие события коренным образом нарушают чувство безопасности индивида, вызывая переживания травматического стресса, психологические последствия которого разнообразны. Факт переживания травматического стресса для некоторых людей становится причиной появления у них в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

Причины стресса: приходится делать то, что необходимо; постоянно не хватает времени; кто-то или что-то подгоняет (торопит); постоянное недосыпание; человек видит через чур много снов; очень много курит; потребление большого количество алкоголя; в семье постоянные конфликты; неудовлетворенность жизнью; делаем долги; не с кем поговорить о своих проблемах и т.д.

1. стадия мобилизации (повышается внимание, активность и т.п.)

2. стадия стенических отрицательных эмоций (проявляются гнев, ярость, агрессия. Увеличенные нагрузки приводят к последующему истощению организма).

3. стадия астеничсеких отрицательных эмоций (наступает бессилие, депрессия, тоска и отчаяние).

И в результате протекания стрессовых стадий — нервный срыв или невроз.

Физические признаки стрессового напряжения и его последствия представлены на рисунках 3 и 4. Психологические признаки стрессового напряжения и его последствия: невозможность сосредоточиться на чем-то; частые ошибки в работе; ухудшается память; хроническое чувство усталости; «улетучиваются» мысли; повышенная возбудимость; работа не доставляет радости; потеря чувства юмора; не возможность во время закончить работу.

Травматический стресс – это переживание особого рода, результат особого взаимодействия человека и окружающего мира. Это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства, состояние, возникающее у человека, который пережил нечто, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Круг явлений, вызывающих травматические стрессовые нарушения, достаточно широк и охватывает множество ситуаций, когда возникает угроза собственной жизни или жизни близкого человека, угроза физическому здоровью или образу Я. Психологическая реакция на травму включает в себя три относительно самостоятельные фазы, что позволяет охарактеризовать ее как развернутый во времени процесс.

Первая фаза – фаза психологического шока – содержит два основных компонента: 1) угнетение активности, нарушение ориентировки в окружающей среде, дезорганизация деятельности; 2) отрицание происшедшего (своеобразная охранительная реакция психики). В норме эта фаза достаточно кратковременна.

Рисунок 3 – Признаки стресса

Рисунок 4 – Последствия стресса

Вторая фаза – воздействие – характеризуется выраженными эмоциональными реакциями на событие и его последствия. Это могут быть сильный страх, ужас, тревога, гнев, плач, обвинение – эмоции, отличающиеся непосредственностью проявления и крайней интенсивностью. Постепенно эти эмоции сменяются реакцией критики или сомнения в себе. Она протекает по типу «что было бы, если бы. » и сопровождается болезненным осознанием неотвратимости происшедшего, признанием собственного бессилия и самобичеванием.

Рассматриваемая фаза является критической в том отношении, что после нее начинается либо процесс выздоровления (отреагирование, принятие реальности, адаптация к вновь возникшим обстоятельствам), то есть третья фаза нормального реагирования, либо происходит фиксация на травме и последующий переход постстрессового состояния в хроническую форму. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (физиологический, личностный, уровень межличностного и социального взаимодействия), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно переживших стресс, но и у членов их семей.

Результаты многочисленных исследований показали, что состояние, развивающееся под действием травматического стресса, не попадает ни в одну из имеющихся в клинической практике классификаций. Последствия травмы могут проявиться внезапно, через продолжительное время, на фоне общего благополучия человека, и со временем ухудшение состояния становится все более выраженным.

Понятие «фрустрация» (от лат. frustratio — расстройство (планов), крушение замыслов, надежд) используется в двух значениях: 1) акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. фрустрационная ситуация); 2) эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Последнее сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги.

Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. С точки зрения С. Розенцвейга, всякая реакция на фрустратор направлена на поддержание равновесия внутри организма. Отечественные же психологи справедливо считают, что состояние фрустрации — это реакция личности, поскольку имеют значение такие черты как эгоцентризм с сосредоточенностью на собственных субъективно-значимых интересах с повышенной чувствительностью к нарушению этих интересов (обидчивость), инфантилизм с недостаточной дифференцированностью личностной структуры.Выделяют несколько основных видов фрустрационного поведения личности:

1. Двигательное возбуждение — бесцельные и неупорядоченные поведенческие реакции;

2. Апатия (во фрустрирующей ситуации ребенок ложиться на пол и смотрит в потолок);

3. Агрессия и деструкция — разрушение окружающего, причинение вреда, нанесение ущерба;

4. Стереотипия – тенденция к слепому бессмысленному повторению фиксирующих форм поведения;

5. Регрессия, которая понимается как «обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (снижение конструктивности поведения, падение качества исполнения, упрощение поведенческих схем).

Состояние фрустрации возникает не сразу. Для его появления требуется преодолеть так называемый фрустрационный порог. Он определяется рядом моментов:

— повторением неудовлетворения: при повторном неудовлетворении (неудаче) происходит его суммация с эмоциональным следом от прежней неудачи;

— глубиной неудовлетворения: чем сильнее была потребность, тем ниже порог фрустрации;

— эмоциональной возбудимостью: чем она выше, тем ниже фрустрационный порог;

— уровнем притязаний человека, его привычкой к успеху: чем дольше человек не терпел неудачу, тем ниже порог;

— этапом деятельности: если препятствие возникает в начале деятельности, агрессия выражена слабее, чем когда неудача постигла человека в самом конце.

Фрустрация несет в себе и негативные, и позитивные эффекты.

Позитивные эффекты фрустрации связаны с мобилизацией психологических ресурсов, открывающей возможность для личностного развития и роста. Усиливающееся в состоянии фрустрации напряжение может помочь человеку обрести новый взгляд на ситуацию в целом (переоценка ситуации), пересмотреть свои предыдущие действия и увидеть новые и ранее не замечаемые обходные пути ее достижения, или может обнаружиться альтернативная цель, вполне удовлетворяющая потребность (замена цели). При позитивной фрустрации не только восстанавливается временно утраченное психологическое равновесие, но и идет развитие личности. человек обучается ставить реальные цели, учиться умению манипулировать «точкой цели», отказываясь от неосуществимого.

Существуют и негативные эффекты фрустрации. Увеличение напряжения и эмоциональное возбуждение при фрустрации может оказаться так велико, что под воздействием аффекта утрачивается конструктивность действий: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль. Может возникнуть и когнитивная ограниченность – становятся невозможными рациональные процессы размышления и адекватности принятия решений. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт поведения, агрессивности, возбудимости, враждебности и негативизму.

Задача определения психологического понятия конфликтадовольно сложна, конфликт это всегда столкновение чего-то с чем-то. Конфликты могут быть внутри человека, например, между желанием иметь какую-то вещь и страхом (например, внутриличностный конфликт может возникнуть между желанием купить автомобиль и страхом попасть в аварию). Конфликты могут быть между людьми (межличностный), между государствами и т.д. Конфликт всегда предполагает столкновение интересов и высокую значимость этих интересов. Внутренние конфликты возможны у человека только при наличии сложного внутреннего мира и осознании человеком этой сложности. У людей примитивных внутриличностных конфликтов практически не встречается, для них в жизни все просто. В экстремальной психологи очень часто встречаются конфликт невротический, подразумевающий противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, непродуктивно и нерационально разрешаемое, что сопровождается появлением болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения потребностей, недостижимости жизненных целей, невосполнимости потери и пр. Нарушение значимых жизненных отношений человека, активизирующееся в психотравмирующих ситуациях. Закладывается преимущественно в детстве, в условиях нарушенных отношений с окружением микросоциальным, особенно — с родителями. В психологии при изучении конфликта невротического исключительное внимание уделяется психоаналитическим концепциям личности (фрейдизм; неофрейдизм; психология аналитическая).

И, наконец, четвертое состояние – состояние кризиса. Слово «кризис» несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости в действии. Само понятие «кризис» реально означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент. Психологический кризис, по мнению А.Г. Амбрумовой, это внутреннее нарушение эмоционального баланса, наступающее под влиянием угрозы, создаваемой внешними обстоятельствами. Также кризис определяется психологически как ситуация невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов стремлений, ценностей). Различают два типа кризисных ситуаций, в зависимости от того, какую возможность они оставляют для человека в последующей жизни.

Кризис первого типа – это серьезное потрясение, сохраняющее определенный шанс выхода на прежний уровень жизни.

Кризис второго типа – перечеркивает имеющиеся жизненные замыслы, оставляя в виде единственного выхода из положения изменение самой личности и смысла ее жизни.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса человека:

1. первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблемы;

2. дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультативными;

3. еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников;

4. если все оказывается тщетным, наступает четвертая стадия, характеризующаяся повышение тревоги и депрессии, чувствами беспомощности и депривацией личности.

Отметим тот факт, что кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Василюк Ф.Е. под кризисом понимает критический момент и поворотный пункт на жизненном пути. Несмотря на то, что человеческий мир весьма многообразен и существует много самых различных кризисов – кризис развития, личностный кризис и т.д. – можно любой кризис описать по следующей схеме:

— источники кризиса (противоречия, проблемы, возникшие у человека);

— симптомы, т.е. особенности отражения переживаний, которые проявляется в поведении человека;

— возможные обстоятельства, углубляющие протекание кризиса;

— обстоятельства, облегчающие выход из кризиса;

— пути выхода из кризиса;

— влияние кризиса на успешность деятельности человека;

— особенности психологической помощи, в которой нуждается человек, оказавшийся в кризисной ситуации.

Выделяются следующие виды кризисов (рисунок 5), которые предложены Дж. Капланом, А.В. Петровским, М.Г. Ярошевским, Р.А. Ахмеровым и др. психологами.

Рисунок 5 – Виды кризисов

Опишем в нескольких словах виды кризисов по содержанию и кризисов, которые мы обозначили в своем анализе, как особые виды.

Невротические кризисы – предпосылки для возникновения, которых складываются еще в раннем детстве, могут развиваться даже при отсутствии воздействия каких-либо внешних раздражителей, травмирующих событий и перемен. Такого рода кризисы рассматривают З. Фрейд и К. Хорни.

Возрастные кризисы – или кризисы развития, возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными преобразованиями в сфере социальных отношений, деятельности и сознания (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Травматические кризисы – возникают в ответ на психотравмирующую ситуацию и зависят от ее личностной оценки и степени субъективной значимости (А. Амбурова).

Биографический кризис – особенность внутреннего мира человека, которая проявляется в различных формах переживания человеком непродуктивности своего жизненного пути (Р.А. Ахмеров). Р.А. Ахмеров выделяет три типа биографического кризиса: 1) кризис нереализованности возникает тогда, когда по тем или иным причинам человек слабо представляет себе связи событий своей жизни. 2) кризис опустошенности возникает в ситуациях, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены связи, ведущие от прошлого в настоящее и будущее. 3) кризис бесперспективности возникает в ситуациях, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены проекты, планы, мечты о будущем.

Кризис лишения – кризис, связанный с утратой близкого человека. Переживание этого кризиса описывается картиной острого горя Линдемана.

Экзистенциальный кризис – утрата смысла существования, потеря наиболее значимых ценностей и целей в жизни, пересмотр, ревизия системы координат.

По мнению Василюка Ф.Е. каждому из понятий (стресс, фрустрация, конфликт и кризис), фиксирующих идею критической ситуации, соответствует особое категориальное поле, задающее нормы функционирования этого понятия, которые необходимо учитывать для его критического употребления. Такое категориальное поле в плане онтологии отражает особое измерение жизнедеятельности человека, обладающее собственными закономерностями и характеризуемое присущими ему условиями жизнедеятельности, типом активности и специфической внутренней необходимостью. Сведем все эти характеристики в таблицу (таблица 2).

Данная типология дает возможность более дифференцированно описывать экстремальные жизненные ситуации. Разумеется, конкретное событие может затронуть сразу все «измерения» жизни, вызвав одновременно и стресс, и фрустрацию, и конфликт, и кризис, но именно эта эмпирическая интерференция разных критических ситуаций и создает необходимость их строгого различения.

Конкретная критическая ситуация не застывшее образование, она имеет сложную внутреннюю динамику, в которой различные типы ситуаций невозможности взаимовлияют друг на друга через внутренние состояния, внешнее поведение и его объективные следствия. Скажем, затруднения при попытке достичь некоторой цели в силу продолжительного неудовлетворения потребности могут вызвать нарастание стресса, которое, в свою очередь, отрицательно скажется на осуществляемой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса и т.д. Основная проблематичность критической ситуации может при этом смещаться из одного «измерения» в другое.

Таблица 2 — Типология критических ситуаций

cyberpedia.su

Глава 22. Кризисы и конфликты в жизни человека § 22.1. Критические жизненные ситуации: стресс, конфликт, кризис

Среди множества этих ситуаций особо выделяются те, которые можно обозначить как критические жизненные ситуации. Под ними психологи обычно понимают значимые проблемные или трудные ситуации, требующие разрешения или преодоления; при этом имеются в виду не привычные ситуации, какие бы проблемы или трудности они ни содержали (поскольку они являются повторяющимися, мы и используем для них привычные способы преодоления), а те, которые требуют поиска нового решения, выхода или непривычных ресурсов их проживания.

Любому из нас известно явление избирательного восприятия. Представим себе один из оживленных перекрестков города и увидим его глазами находящихся там людей. Приезжие туристы с любопытством рассматривают непривычное им высотное здание, приятельницы обсуждают одежду проходящих мимо женщин, а начинающий автомобилист за рулем своей машины видит лишь то, что называют «дорожной обстановкой». Все эти люди находятся в одно и то же время в одном и том же месте, но воспринимают окружающее по?разному.

Подобно этому следует различать обстоятельства жизни и их восприятие, переживание человеком, которые в совокупности и образуют его жизненную ситуацию.Следовательно,чтобы понять поведение человека, причины его поступков, его эмоциональное самочувствие, недостаточно знания объективных обстоятельств и факторов его жизни, важно знать их восприятие и интерпретацию самим человеком.

Студент, стремящийся к продолжению образования в аспирантуре и научной карьере и не получивший на решающем выпускном экзамене отличной отметки, может воспринимать это как крах всех своих надежд, а его однокурсник, мечтающий хоть как?нибудь закончить институт и весьма мало прилагавший к этому стараний все годы обучения, и тройку воспринимает как подарок судьбы.

Чем более определенной является внешняя ситуация, тем более однотипные реакции она вызывает. В случае пожара в общественном здании самые разные люди независимо от их индивидуальных особенностей, отношения к жизни, убеждений, вкусов и т. д., часто поддаются панике, спасаются бегством, переживают эмоциональные потрясения. Хотя в их поведении можно увидеть и индивидуальные особенности, ситуация, в которой они оказались, столь однозначна, что фактически не оставляет места разным субъективным интерпретациям. А вот если внешняя ситуация является менее определенной, в ее восприятии в большей степени проявляются индивидуальные особенности ее участников. Например, начальник устраивает своим подчиненным «разнос». Для одного из них это «справедливая критика», для другого – ничего не значащее «сотрясание воздуха», а третий кипит от возмущения и с трудом сдерживается, чтобы не отреагировать на неприемлемое для него поведение руководителя.

Таким образом, ситуация с психологической точки зрения – это внешние обстоятельства в их восприятии и интерпретации человеком.

Соответственно, критическая жизненная ситуация – это эмоционально переживаемые жизненные обстоятельства, которые в восприятии человека представляют сложную психологическую проблему, трудность, требующую своего решения или преодоления.

В повседневной жизни для обозначения разнообразных переживаемых трудностей, а также вызываемых ими состояний и переживаний люди часто пользуются понятием стресса.

В психологии под стрессом понимают состояние психического напряжения, возникающее у человека под влиянием сложных, трудных, неблагоприятных обстоятельств его деятельности и повседневной жизни или в особых, экстремальных ситуациях.В качестве стрессоров (факторов, ведущих как к возникновению у человека кратковременных стрессовых состояний, так и к развитию тяжелых, продолжительных переживаний) могут выступать неблагоприятные физические воздействия окружающей среды, экстремальные ситуации, физические и психические травмы и т. д.

Возникающее под влиянием стрессоров психическое напряжение может иметь полезное приспособительное значение, мобилизуя усилия человека на преодоление трудностей. Это явление, например, хорошо знакомо спортсменам или актерам, «предстартовое волнение» которых выполняет функцию настройки на предстоящую деятельность. Однако если стресс оказывается слишком сильным из?за интенсивности воздействия или его неожиданности, ресурсы человека могут оказаться недостаточными для преодоления стресса, и он начинает оказывать деструктивное воздействие на человека вплоть до появления физиологических нарушений и полной дезорганизации его жизнедеятельности.

Типичными жизненными ситуациями такого рода являются конфликты и кризисы.

Конфликты прежде всего ассоциируются у нас с разного рода противоречиями, разногласиями, столкновениями. Действительно, конфликт – это противоречие, но не всякое противоречие становится конфликтом. Для возникновения конфликта необходим ряд дополнительных условий. Прежде всего, противоречие должно осознаваться человеком, при этом восприниматься как значимая для него проблема, требующая решения. Именно эта важнейшая особенность конфликтов порождает сопутствующие им эмоциональные переживания.

Далее, для конфликта характерна активность, направленная на поиск выхода, преодоление или разрешение возникшей проблемы. Например, подчиненному кажется, что его руководитель принял в отношении него несправедливое решение. Это значимая для него проблема, он эмоционально переживает случившееся. Однако конфликтной эта ситуация станет только тогда, когда человек попытается предпринять усилия по ее изменению, будет обсуждать с руководителем возникшие разногласия или высказывать ему свои претензии.

Таким образом, конфликтэто противоречие, воспринимаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление.

Внутриличностные(или просто личностные) конфликты представляют собой противоречия, возникающие между несовместимыми (или, по меньшей мере, трудносовместимыми) интересами, потребностями, представлениями, ролями и т. д. человека, например конфликт между желанием и чувством долга или между необходимостью совмещения служебных и семейных обязанностей.

Межличностныеконфликты – это ситуации, возникающие между людьми из?за противоречий в их целях, интересах, представлениях, способах поведения и др.

Межгрупповыеконфликты возникают, когда участниками ситуации являются группы с разными целями, интересами и т. д.

Если конфликт, каким бы острым или глубоким он ни был, связан с какой?то отдельной проблемой или сферой жизнедеятельности человека, то понятие кризиса имеет более глобальный характер. Хотя в повседневной речи используются выражения типа «кризис в отношениях», в психологии понятие кризиса относится к внутреннему миру личности.Какими бы жизненными событиями ни вызывался кризис (потеря близкого человека, резкое изменение социального статуса, утрата трудоспособности и т. д.),он затрагивает наиболее фундаментальные, жизненно значимые ценности и потребности человека, становится доминантой внутренней жизни человека и сопровождается сильными эмоциональными переживаниями.

Кризис, нарушая привычный ход жизни, дезорганизуя или даже делая невозможной обычную жизнедеятельность, требует от человека переосмысления своей жизни в ее наиболее существенных составляющих, переосмысления своих жизненных целей, отношений с окружающими, образа жизни и др. Успешное преодоление кризиса является жизненно значимой задачей для человека, а результатом его разрешения часто становится появление каких?то новых качеств жизни.

Общей характеристикой всех критических жизненных ситуаций является необходимость их конструктивного разрешения.Идет ли речь о стрессовой ситуации, конфликте или кризисе – они могут оказать негативное влияние на человека, разрушая или деформируя его личность и жизнь. И наоборот, их успешное преодоление может стать источником личностного роста, развития большей личностной зрелости и в конечном счете фактором повышения удовлетворенности жизнью.