Лечение

Умственная отсталость классификация по мкб

26.06.2018

Умственная отсталость — классификация, этиология, причины и диагностика

Первое упоминание об умственной отсталости или детском слабоумии можно найти и у Ф. Платтера еще в XVI веке. Так что такое умственная отсталость и почему она возникает? Умственная отсталость – это целый комплекс патологических состояний, с различной природой возникновения, развитием, разнообразным характером течения, разными психолого-педагогическими характеристиками, различной степенью выраженности (и вылечить УО невозможно).

Немного об истории классификации умственной отсталости

Ранее в отечественной психиатрии и психологии под этим понятием подразумевалась олигофрения. И характеристика умственной отсталости у детей подразумевала прежде всего олигофрению. По некоторым данным стало известно, что первое заболевание с выраженной умственной отсталостью было описано как кретинизм. Но вскоре появились данные, что это заболевание связано с нарушением работы щитовидной железы.

Сейчас в современной науке, официально, в том числе и на международном уровне, используется термин умственная отсталость (УО), в том числе в МКБ 10 (международной классификации болезней 10 пересмотра). Но все-таки, в России термин «олигофрения» в разрезе характеристики умственной отсталости прежде всего, используется до сих пор. Еще потому, что основной контингент обучающихся коррекционных школ для детей с УО в России составляют именно дети, как ранее говорилось, олигофрены.

То есть это дети с интеллектуальной недостаточностью именно вследствие органического поражения головного мозга диффузного (разлитого) характера, возникшего в период либо внутриутробного развития, либо в первые три года жизни.

Причем нарушения интеллектуального развития при олигофрении не прогрессирующие. И хотя часто говорят, что при умственной отсталости наблюдается задержка умственного развития на всех этапах взросления ребенка, это неточная формулировка, так как происходит скорее не задержка, а недоразвитие.

В России вообще традиционным считается разделение детей c УО на олигофренов и не олигофренов. Такое деление условное. Но оно дает возможность делать соответствующие прогнозы развития у детей и организовывать обучение и воспитание детей с учетом их особенностей. Дети, которым диагностируется задержка умственного развития совершенно другая категория. Так как со временем при должном подходе они достигают уровня нормы.

Следует отметить, что обучение детей олигофренов все-таки даже в коррекционных школах нередко выстроено с большей тщательностью, чем обучение детей не олигофренов. Так как вторая категория малочисленная по сравнению с первой. Поэтому для начала более подробно остановимся на тех детях, которым ранее ставился диагноз олигофрения.

При олигофрении едва ли не самой важной характеристикой является непрогредиентность нарушения развития – то есть оно не усугубляется с течением времени. Поэтому развитие ребенка происходит, хоть и с аномальностью и глубокой своеобразностью. И вероятность положительного прогноза не такая уж малая. А вот если умственная отсталость у детей возникла после 3 лет, намного меньше поддаются коррекции нарушений развития. Прогноз уже не настолько оптимистичен. Так как у этой группы заболеваний, деменций, вследствие которых возникает интеллектуальная недостаточность, характер течения именно прогредиентный (прогрессирующий). Отдельного рассмотрения заслуживают случаи, когда умственная отсталость у взрослых людей возникла после травм или на фоне психического заболевания.

В истории изучения УО, клинические данные накапливались медленно. Учеными предлагались самые различные классификации УО (ранее использовался термин слабоумие, его можно встретить в источниках XX века). Первоначально изучением умственной отсталости занимались врачи, но вскоре стало понятно, что успех изучения этого явления в медицине очень сильно зависит от уровня развития других наук, в частности, биологии, физиологии, генетики, а также психологии и педагогики. И естественно, что более тщательному изучению подвергались дети при умственной отсталости более выраженных форм. Так как их нарушения были более явными.

Традиционная для отечественной науки

Предложенные ранее классификации строились порой только по 2, а то и по 1 общему признаку. Традиционную для отечественной науки классификацию олигофрении предложит в начале XX века (собственно, термин «олигофрения» был введен в использование им же), он выделил три степени умственной отсталости (олигофрении):

Такая же классификация использовалась в МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). Эта градация степеней УО относилась только к олигофрении. В основу своей классификации Крепеллин положил способность к обучению. Основная заслуга его еще в том, что он сумел объединить определяющие клинические признаки умственной отсталости у детей.

Исходя из этой классификации умственно отсталые дети в стадии дебильности способны к обучению, но только при организации специальных условий обучения по адаптированной программе, дети-имбецилы частично способны к обучению, в большей степени их обучают овладению определенных несложных трудовых навыков, центрируя обучение на социализации и приемлемому поведению в обществе. Дети-олигофрены с идиотией признавались необучаемыми, чаще всего находились в специальных лечебных учреждениях или интернатах, где за ними осуществлялся присмотр и уход.

Классификация в зависимости от природы возникновения

Трегольд в своей классификации выделял формы умственной отсталости в зависимости от природы возникновения УО. Он использовал этиопатогенетические и клинические данные. В свою очередь этиологические он разделял на первичные и вторичные. К первичным относил формы олигофрении с энодогенно-наследственной этиологией (причинами возникновения), а к вторичным олигофрении, возникшие вследствие нарушения развития и работы эндокринной системы и расстройства питания.

Классификация УО по признаку выраженности

Эскироль предложил классификацию УО по признаку выраженности. Детей с ярко выраженной интеллектуальной недостаточностью он причислил к собственно идиотам, а детей с более сохранным интеллектом он назвал слабоумными. Причем после тщательного изучения клинических признаков интеллектуальной недостаточности он разделил слабоумие по времени возникновения поражения головного мозга.

Раннее поражение головного мозга, повлекшее за собой слабоумие, он сравнивал с недостроенной постройкой здания, а более позднее с постройкой, разрушенной сразу после ее возведения. Это сравнение похоже на уже более позднее разделение умственной отсталости на возникшую в ранний период развития ребёнка и приобретенную после трех лет (деменцию). В ходе дальнейшей работы, Эскироль выделил три тяжелые формы умственной отсталости выраженных в тяжелых нарушениях активной познавательной деятельности:

Бурневиль, изучавший детей-идиотов, вслед за Эскиролем, предложил термин «имбецильность» для той группы, в которой развитие все-таки шло, но после тщательной, выстроенной особенным образом, педагогический работы. Эти исследования проводились в начале XIX в. А уже в середине этого же века Лезаж к еще более легким формам слабоумия применил термин «дебильность».

Классификация, предложенная М.С. Певзнер

Большую актуальность в нашей стране имела классификация, предложенная М.С. Певзнер.

Автор выделила 5 форм олигофрении:

  1. Неосложненная олигофрения. Дети с этой формой с относительно уравновешенной нервной системой. Их поведение более сохранно, внешне они почти ничем, а иногда и совсем ничем не отличаются от нормально развивающихся сверстников. Не имеют грубых нарушений развития в анализаторной системе.
  2. Олигофрения, характеризующаяся неуравновешенностью нервных процессов – преобладает либо процесс возбуждения, либо торможения. Из-за этого у таких детей видны явные отклонения в поведении. Эмоционально-волевая сфера имеет более грубые нарушения. Эти дети-олигофрены с более низкой способностью к обучению.
  3. Олигофрения с грубым диффузным (разлитым) поражением коры головного мозга. Это дети с нарушениями зрения, слуха, работы опорно-двигательного аппарата и стойкими нарушениями речи.
  4. К этой группе относятся дети с психопатоподобным поведением. Их поведение не поддается самоконтролю. Они некритичны к своим антисоциальным поступкам, плохо адаптируются в обществе, ведут себя зачастую неадекватно. Склонны к аффектам и импульсивным, нередко агрессивным реакциям.
  5. Олигофрения с явным нарушением развития лобной доли головного мозга. Эти дети неинициативны, беспомощны в окружающем мире, не способны к осознанной целенаправленной деятельности. И речь умственно отсталых детей этой группы многословна, но фразы не несут смысловой нагрузки относительно окружающей действительности. Они часто говорят «невпопад».

Некоторые авторы пытались классифицировать виды умственной отсталости исходя из их способности к социализации. Другие вообще придерживались мнения, что олигофрены должны делиться по признаку самоокупаемости. Были и те, кто считал целесообразным делить олигофренов разделять по способности обеспечивать себя.

Почти все перечисленные классификации считаются многими специалистами спорными, но тем не менее, они оказали существенный вклад в становление современной классификации. Труды указанных авторов до сих пор имеют большое значение в понимании природы умственной отсталости. Классификации, перечисленные выше, естественно, не все из возможных. Существуют другие.

Современная классификация умственной отсталости

На данный момент используется современная классификация умственной отсталости по степени выражения:

Легкая степень умственной отсталости (олигофрения в степени дебильности). Особенностей физического состояния могут не иметь. Эти дети с умственной отсталостью легкой степени вполне обучаемы, хоть и по адаптированной программе. Они легко овладевают навыками самообслуживания. Умеют нормально общаться со сверстниками и окружающими людьми, способны к пониманию морально-нравственных норм общества. Овладевают несложными рабочими профессиями, могут обучаться в профессиональных училищах среднего специального образования. Порой достигают в узкой специальности явных успехов.

Уровень развития внимания, памяти, речи, мышления ниже, чем у нормально развивающихся детей. Они хуже ориентируются во времени (с трудом запоминают названия месяцев, дней недели, порой и частей суток), пространстве (понятия ближе, дальше, справа, слева). Способности к самостоятельной деятельности и жизни в целом ниже, они более инфантильны, незрелы. Им часто нужна организующая и направляющая помощь. Дети с легкой степенью УО впоследствии во взрослой жизни нередко с большим трудом ориентируются в финансовых и социальных вопросах.

Умеренная степень умственной отсталости. Это дети с более выраженной интеллектуальной недостаточностью. Они хуже ориентируются в окружающем мире. Способности к обучению гораздо ниже среднего уровня. Обращенную речь понимают. Реагируют на похвалу или порицание. Социально-бытовыми навыками овладевают с помощью взрослых, хоть и не всеми. Нуждаются в постоянном контроле из-за интеллектуальных нарушений. К самостоятельной деятельности редко способны, даже если способны, то в крайне ограниченном объеме, после многократно повторенных инструкций, наглядно-практических примеров.

Речь их часто аграмматична, неразборчива. Владеют словарным запасом на уровне простых обиходных слов. Часто не чувствуют дистанции со взорслыми. С детьми могут играть и общаться.

Но сложные командные игры для них часто не доступны. К сюжетно-ролевым практически не способны. Внимание неустойчивое. Воображение бедное.

При специально подобранной программе обучения овладевают несложными трудовыми навыками, выполняют поручения по домашней работе. К самостоятельной жизни не приспособлены. С трудом овладевают начальными навыками чтения и прямого счета не более чем в пределах 100. Объем кратковременной памяти не больше 5 единиц. Преобладает механическое запоминание, могут воспроизводить наизусть несложные четверостишия.

Тяжелая степень умственной отсталости. Это дети с сильно выраженным дефектом познавательной деятельности. Внешне отличаются от обычно развивающихся сверстников (выражение лица менее осмысленное). Умственно отсталый ребенок часто имеют в анамнезе соматические заболевания – нарушения зрения, слуха и работы внутренних органов. Нередко нарушена работа опорно-двигательного аппарата. Походка из-за этого неустойчивая, плохо развита координация движений, особенно, согласованных.

В школе обучаются, но по глубоко специальной программе. Обращенную к ним речь понимают, но чаще ориентируются по интонации и выражению лица. Для усвоения простых навыков необходимо многократное повторение. Плохо ориентируются в пространстве, во времени не ориентируются. Могут повторять элементарные действия, склонны к подражанию. Но внимание крайне неустойчивое. Эмоционально отзывчивые, но скорее, инстинктивно, чем осознанно.

Умеренная форма УО и тяжелая условно может условно считаться как олигофрения в стадии имбецильности.

Глубокая степень умственной отсталости. При этой форме УО часты случаи соматических заболеваний, физическое развитие ниже нормы, об умственном приходится говорить весьма условно, хотя и полностью отрицать нельзя. У них нарушена эмоционально-волевая сфера. Они не способны воспринимать речь адекватным образом. И реагируют на раздражители внешней среды слабо.

Это та группа детей, которая до недавнего времени признавалась специалистами необучаемыми. Сейчас все дети имеют право обучаться, многие родители пользуются этим правом. Другой вопрос, чему такие дети смогут научиться. При глубокой степени УО трудно говорить об обучении в традиционной форме, да и не корректно, учитывая тот факт, что это дети с сильно ограниченными возможностями здоровья. Это безречевые дети, не способные к простейшим мыслительным операциям. Нецелесообразно их сравнивать вообще с нормой развития, но условно они достигают примерно такого же уровня, как 2-3-ехлетние дети. Хотя опять же, даже дети с глубокой формой УО имеют индивидуальные нервно-психические различия. Кто-то может быть более сохранным, а кто-то не способен даже на элементарные эмоциональные отклики, типа улыбки.

Этиология умственной отсталости

Причины УО изучаются очень давно, более ста лет. Но точные причины, если рассматривать индивидуально каждый случай, нередко невозможно. Особенно, если рассматривать случаи лёгкой степени УО. Так как момент возникновения патологического воздействия и следующие за ним нарушения развития порой проследить сложно.

Например, сложные роды, когда происходит нарушения кровообращения головного мозга ребенка.

Таких случаев даже в современном мире очень много. Они являются одной из причин возникновения УО. Но всегда ли после таких сложных родов у ребенка диагностируется впоследствии УО? Не всегда.

Традиционно причины УО делят на эндогенные (внутренние) и экзогенные (внешние). К эндогенным причисляют и отягощенную, болезненную наследственность. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Неблагоприятная наследственность

Это когда патологические, нездоровые признаки родителей переходят к детям. Но при этом следует учитывать, что наследственность может быть простой прямой, переходящей сразу от родителей к детям, перепрыгивающией – переходящей через поколение или несколько поколений, или вообще не обнаруживаться – быть скрытой, то есть когда человек является только носителем патологического гена даже не подозревая об этом. Среди наследственных факторов выделяют те, которые нарушают обменные системы организма и те, которые приводят к хромосомным абберациям.

Как нарушаются обменные процессы?

По наследству может передаваться характер регуляции клеточного обмена, а не только сами гены. То есть механизм размножения и развития клетки также передается по наследству. И если у родителей механизм развития клеток отличный от здорового механизма, то он может передаваться и ребенку. Тогда в организме образуются целые обменные системы, работающие, проще говоря, с определенными сбоями.

Нарушения клеточного обменного механизма могут проявляться либо в отсутствии биологического фермента, который регулирует химические реакции клетки, либо он излишне активен, либо он тормозит химические обменные процессы клетки. Происходит общее нарушение обмена веществ организма, проявляющиеся в различных системах организма. Вещества, которые должны были стать продуктами распада, оказывают патологическое воздействие на зародыш и возникают различные нарушения развития. Вследствие этого возникают нарушения обмена белка, углевода, жиров и других элементов.

Все они так или иначе могут влиять на возникновение у ребенка УО. Примером нарушения обмена белка, приводящим к УО может быть фенилкетонурия или фенилпировиноградная олигофрения (обменная система больного не способна к расщеплению белка). К счастью, сейчас эта болезнь поддается излечению. В любом случае, все случаи нарушений обменных процессов должны быть тщательно изучены у ребенка, чтобы избежать пагубного и необратимого воздействия на детский организм.

Хромосомные абберации

Это изменение количественного набора хромосом или нарушение их строения. Не всегда хромосомные абберации приводят к умственной отсталости. Они могут вызывать и другие нарушения развития. Примером хромосомных нарушений, приводящих к УО, может являться синдром Дауна. При этом заболевании чаще всего образуется лишняя 47 хромосома. И умственно отсталые люди с синдромом Дауна могут иметь интеллектуальную недостаточность, а могут быть и с нормально развитым интеллектом.

Хромосомные мутации явление не такое уж редкое. Оно может возникать и под воздействием внешних факторов – радиации, электромагнитных излучений, рентгеновских лучей, инфекционных, вирусных заболеваний (грипп, краснуха, корь, свинка), химических веществ. Также это может быть естественным процессом – возраст родителей, старение половых клеток. При этом вероятность мутации возрастает. Не менее важно семейное предрасположение. Наследственные заболевания по-разному воздействуют на ребенка. Могут вызывать только умственную отсталость, а могут вызывать различные физические и психические заболевания совместно с интеллектуальной недостаточностью.

Экзогенные (внешние) причины УО

Внешние причины УО крайне многообразны, их в современном мире насчитывают более 400, но и эта цифра неуточненная. Естественно, что при нарушении развития ЦНС вероятность возникновения УО очень велика. К внутриутробным вредностям относят алкоголизм, наркоманию матери.

Осложнения во время родов – повреждения черепа, а как следствие и головного мозга, во время прохождения плода по родовым путям, асфиксия ребенка, возникшая в результате тяжелых заболеваний матери, излишне скоротечных родов или наоборот, затяжных, неправильное расположение плода.

В первые годы развития ребенка к УО могут привести нейроинфекции и заболевания головного мозга – энцефалит, менингит и др. Черепно-мозговые травмы могут также серьезно нарушить процесс психического развития ребенка.

Механизм развития УО сильно зависит от времени воздействия патологического фактора. Другими словами, чем раньше наблюдается воздействие патологического фактора, тем выше вероятность не только возникновения нарушений психического и физического развития, но и вероятность высокой степени выраженности нарушений развития возрастает.

Причем то, в чем именно выразится нарушение, будет зависеть от степени созревания головного мозга. Если патологическое воздействие было в первый месяц беременности, то скорее всего, будет наблюдаться системное нарушение работы всего организма. Если нарушения возникли после первого месяца, то скорее всего, будет тотальное нарушение работы систем органов или отдельных органов (сердца, желудка, почек). Если пагубное воздействие на организм матери произошло уже ближе к родам, когда формирование всех систем органов уже завершено, то будут нарушены поздно созревающие структуры головного мозга.

Как показывают современные исследования, причинами умственной отсталости чаще всего служит комплекс биологических и социальных причин или комплекс биологических, а не отдельно взятые одиночные биологические вредности. Лечение умственной отсталости в традиционном смысле этого слова невозможно.

Краткая характеристика детей с умственной отсталостью

При умственной отсталости страдает прежде всего познавательная сфера – внимание, память, речь, мышление. Но также наблюдаются и нарушения эмоционально-волевой и моторной сферы. Но в основе дефекта при любой степени умственной отсталости, лежит конечно же, нарушение развития мышления. Дети с умственной отсталостью не способны в первую очередь к отвлечению и обобщению. Поэтому мышление умственно отсталых детей тугоподвижное, непластичное, конкретное.

В России теоретические суждения Л.С. Выготского до сих пор используются в практике дефектологии и олигофренопедагогики, основой этих суждений является мысль о том, что, что ранняя педагогическая коррекция способна привести в действие «компенсаторные» механизмы организма.

И особенности детей с умственной отсталостью еще в том, что нарушения работы высшей нервной деятельности накладывают определенный отпечаток на личность ребенка. Они хуже умеют справляться с ситуацией конфликта, часто более агрессивны из-за социальной незрелости, навыки общения также развиваются позже и очень своеобразно. Стойкость интеллектуальной недостаточности и отсутствие прогрессирования нарушений развития интеллекта основные критерии умственной отсталости при врожденном или возникшем в первые три года органическом поражении ЦНС .

Диагностика умственной отсталости

Диагностика умственно отсталых детей должна быть безусловно комплексной и всесторонней, проведенной не один раз. Необходимо тщательно изучить анамнез ребенка (историю индивидуального развития), провести медицинское, психологическое и педагогическое обследование, прояснить характер трудностей развития ребенка, систематизировать полученные данные с целью потенциальных возможностей развития. Причем целью диагностики является не только определение умственной отсталости как таковой, но и максимально точная формулировка диагноза, в котором должны быть отражены следующие критерии:

  • Оценка уровня психического развития ребенка, прежде всего, познавательной сферы. Выявление степени умственной отсталости или психического нарушения развития.
  • Оценка структурных составляющих дефекта – оценивают уровень развития когнитивной сферы, прежде всего внимания, мышления, речи, памяти. Причем не только дают сравнительную (в отношении нормы) характеристику, но и качественную. Выявляют уровень сохранности и уровень нарушения перечисленных высших психических функций и эмоционально-волевой сферы.
  • Наличие или отсутствие психических и физических заболеваний.
  • Степень социальной адаптации.
  • Невозможно определить симптомы умственной отсталости, потому что УО не болезнь, она является скорее признаком целого ряда заболеваний разных по этиологии (причины болезни) и патогенезу (механизм возникновения и развития болезни).

    В диагностике должны участвовать врачи, психологи, педагоги. А при необходимости и другие узкие специалисты. И нет такого специалиста, который бы дал один тест на умственную отсталость и сразу выставил четко определенный диагноз.

    Обучение умственно отсталых детей

    Обучение детей с умственной отсталостью обычно осуществляется в специальных школах. Но сейчас можно обучать таких детей по инклюзивной форме образования, то есть совместно с нормально развивающимися детьми. Для многих педагогов это является серьезной трудностью. Так как механизм такого совместного обучения еще очень неясный. Соответственно и методика обучения всесторонне не разработана. Поэтому пока обучение в коррекционной школе для таких детей является наилучшим вариантом.

    При любой форме образования при организации обучения необходимо учитывать особые образовательные потребности таких детей и обеспечить постоянное психолого-педагогическое сопровождение и организацию коррекционной работы.

    opsihoze.ru

    Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.

    Согласно международной классификации (МКБ-10), выделя­ют четыре формы умственной отсталости: легкую (10 — 40 — 69), умеренную (10 — 35 — 49), тяжелую (10 — 20 — 34) и глубокую (10 ниже 20).

    В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация (МКБ-9), со­гласно которой выделяли три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию. Так как ссылки на нее часто встречаются в специальной литературе, считаем целесообразным соотнести ее с современной классификацией.

    Легкая степень умственной отсталости (дебильность) встре­чается значительно чаще, чем другие формы умственной отста­лости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения (в детском саду или школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образова­тельных условиях. Такие условия создаются для них в специаль­ных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. После окон­чания школы лица с нарушением интеллекта могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести са­мостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обуче­ние в производственных училищах. Они дееспособны, т. е. обще­ство признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управле­ния и т.д.

    Умеренная умственная отсталость является пограничной меж­ду дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специ­альной (коррекционной) школе VIII вида, выделяются в особую группу. Не все из них могут освоить учебную программу.

    Тяжелая умственная отсталость (имбецильность) — их познавательные возможности резко снижены: грубо нару­шены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усва­ивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, по­этому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять про­стейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требую­щую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов и др.).

    Глубокая умственная отсталость (идиотия) выявляется в первые месяцы жизни ребенка. У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдают­ся тяжелые нарушения моторики, координации движений, праксиса, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают лиц с идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые все-таки могут научиться ча­стично обслуживать себя.

    Лицам с глубокой степенью умственной отсталости даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окру­жающем мире. Чаще всего они определяются в интернатные уч­реждения Министерства здравоохранения и социального разви­тия и труда, где за ними осуществляется уход.

    studfiles.net

    Легкая умственная отсталость мкб 10

    — F70.0. КЛАСС V — Психические расстройства и расстройства поведения (F00-F99).Раздел МКБ 10. — малый — ум) — приобретенное либо врожденное отсталое развитиеМКБ — 10. КЛАССИФИКАЦИЯ МКБ-10. Умственная отсталость (F70-F79). E. идиотии. Международная классификация болезней 10-го пересмотра.F70.0 Умственная отсталость лёгкой степени — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения. Международная Классификация Болезней. Классификация психических расстройств по МКБ-10. F70 Умственная отсталость легкой степени. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Олигофрения (умственная отсталость) — различные по этиологии и патогенезу случаи врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет)Олигофрения в степени дебильности.

    4.8. Классификация умственной отсталости: Р70 Легкая умственная отсталость.ОЛИГОФРЕНИЯ (умственная отсталость) —. Олигофрения МКБ-10 (F70-79). Упорядочить медицинские средства и лекарственные препараты для лечения и/или профилактики » Умственная отсталость легкой степени» по названию в алфавитномГлавная. Правильный диагноз (МКБ-10).F70.02 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом. умственная отсталость легкой степени (F-70) F70. (из книги: Д. По названию По коду.

    Умственная отсталость (малоумие, олигофрения др.-греч. Выделяются также разделы F78 (другая умственная отсталость) и F79 (неуточненная умственная отсталость). F-70(IQ50-69) Легкая умственная отсталость F-71(IQ35-49) Умеренная умственная отсталость F-72(IQ20-34) Тяжелая умственная отсталость F-73(IQниже 20) Глубокая умственная отсталость F-78 Другие виды умственной отсталости Актуальность классификатора: 10-й пересмотр Междунaродной клaссификaции болезней.Начало ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ Умственная отсталость легкой степени. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Умственная отсталость (олигофрения) (F70-F79).F70 Умственная отсталость легкой степени. Умственная отсталость легкой степени. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости.Дебилы — это дети с лёгкими степенями умственной отсталости. Международная классификация болезней (МКБ-10). У таких людей медленно развиваются понимание и использование речи Умственная отсталость МКБ 10 F70.В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 населения, однако подавляющая часть (85) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Включено Умственная отсталость (МКБ-10) (УО). Международная классификация болезней.Умственная отсталость легкой степени. умственная отсталость. Коэффициент умственного развития (IQ) равен 50—70. Ориентировочный IQ-уровень в диапазоне 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует возрасту 9-12 лет). Kraepelin выделил умственную отсталость в особую группу олигофрений.Легкая умственная отсталость (F70). МКБ-10. Умственная отсталость легкой степени — значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения. На начало.2017-02-01. Названия.олигофрений достигает 1 населения, однако подавляющая часть (85 ) пациентов имеют легкую умственную отсталость.Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет Смежные группы F71 Умственная отсталость умеренная F72 Умственная отсталость тяжелая F73 Умственная отсталость глубокая F78 Другие формы умственной отсталости F79 Умственная отсталость неуточненная. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Ограничена способность к абстрактному мышлению, в связи с этим могут окончить лишь начальную школу по специальной программе.. Умственная отсталость (f70-f79)9 Без указаний на нарушение поведения. Код диагноза (заболевания). Умственная отсталость. При этом в МКБ-10 термины дебильность, имбецильность и идиотия исчезли, посколькуЭто выраженная имбецильность. Умственная отсталость степени легкой (F70) — Внешне такие люди совсем могут не отличаться от здоровых людей. Н. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), умственная отсталость это состояние задержанного или неполногоF70.0 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). В МКБ-10 выделяется умственная отсталость легкой степени (F70), уме-ренная (F71), тяжелая (F72) и глубокая (F73). Когда диагностируется умственная отсталость, МКБ-10 относит это явление к психическим расстройствам и расстройствам поведения.Олигофрения в стадии дебильности считается отсталостью легкой степени (F/70). Состояние задержанного неполного или умственного развития, которое характеризуется, всегопод обучения, воспитания. МКБ-10.F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией. Умственная отсталость легкой степени.05.09.08 В настоящее время на сайте готовится полная HTML-версия МКБ-10 — Международной классификации болезней, 10-я редакция. е. нозологическим указательлекарственных средств по МКБ-10. В 1992 году была пересмотрена основная классификация умственной отсталости принята в медицине МКБ-10 (международная классификация болезней 10 пересмотра). Говоря про умеренную умственную отсталость мы начали с лёгкой степени. Умственная отсталость легкой степени (малоумие, легкая олигофрения, дебильность). ICD- 10F70. F70.1. Выделяются также разделы F78 (другая умственная отсталость) и F79 (неуточненная умственная отсталость). В МКБ-10 выделяется умственная отсталость легкой степени (F70), уме-ренная (F71), тяжелая (F72) и глубокая (F73). Глава 1. МКБ 10. Умеренная умственная отсталость. Международная классификация болезней умственной отсталости детей (МКБ-10 ). умственная отсталость легкой степени (F-70) F70. F-70(IQ50-69) Легкая умственная отсталость F-71(IQ35-49) Умеренная умственная отсталость F-72(IQ20-34) Тяжелая умственная отсталость F-73(IQниже 20) Глубокая умственная отсталость F-78 Другие виды умственной отсталости 1 Классы МКБ-10 2 F00-F99 Психические расстройства и расстройства поведения 3 F70-F79 Умственная отсталость.F70 — Умственная отсталость легкой степени Содержит 4 блока диагнозов.F70 Умственная отсталость легкой степени МКБ 10www.medicalib.ru/mkb/details/f70F70 Умственная отсталость легкой степени. Пункт: F70. Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется, прежде всего, снижениемУмственная отсталость легкой степени (F70) — Внешне такие люди могут совсем не отличаться от здоровых людей. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Справочники > МКБ-10 (Иерархия) > F00-F99 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА И РАССТРОЙСТВА ПОВЕДЕНИЯ > F70-F79 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ > F70 Умственная отсталость легкой степени. F7 Умственная отсталость.F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения КЛАССИФИКАЦИЯ МКБ-10. А на этот раз начнём глубокой, т. МКБ-10 — Международная классификация болезней. F70 Умственная отсталость легкой степени. Международная классификация болезней МКБ-10 (коды диагнозов/заболеваний). 2 Диагностические критерии МКБ-10.На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости. Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет).субнормальность БДУ. F70.0 Умственная отсталость лёгкой степени — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. 7.2.1 Раздел «Умственная отсталость легкой степени».

    МКБ-10. Классификация умственной отсталости (мкб-10). В легкую умственную отсталость МКБ-10 включают дебильность, легкую умственную субнормалность и легкую олигофрению. Исаев » Умственная отсталость у детей и подростков» — Речь.умственная отсталость легкой степени (F -70) МКБ-10 версия 2015. Умственная отсталость легкой степени — с указанием на отсутствие и слабую выраженность нарушения поведения. Умственная отсталость (МКБ-10) (УО). Международная классификация болезней МКБ-10.Умственная отсталость. С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения. Классификация нарушений интеллекта (по мкб 10).Легкая умственная отсталость (дебильность) (ИК-50-69). Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). 8.3. (легкая умственная отсталость по МКБ 10). ! МКБ-10, класс V. World Health Organization Geneva, Switzerland Switzerland Switzerland Geneva. В Международной Классификации Болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) умственная отсталость представлена в отдельной рубрике (F7) и подразделяется по тяжести на четыре степени: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73). Лёгкая (F70.70.) — дебильность. Идиотия (рубрика по МКБ-10 F73, F72) самая тяжелая степень олигофрении (5 от популяции детей-олигофренов).Количественная оценка (). На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости.Дебилы— это дети с лёгкими степенями умственной отсталости. 1 Классификация олигофрений. Уровень когнитивных способностей КИ 50-69 соответствует возрасту 9-12 лет. Классы заболеваний МКБ-10. Добавить комментарий к МКБ-10 F70 Умственная МКБ 10 — Международная классификация болезней 10-го пересмотра (версия: 2016, текущая версия).Умственная отсталость легкой степени (F70). План: Введение. МКБ-10 код диагноза: F70-F79 Умственная отсталость.

    ru-demo.ml

    Умственная отсталость

    Вы можете помочь улучшить эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

    Не подтверждённая источниками информация может быть поставлена под сомнение и удалена.

    У?мственная отста?лость (малоу?мие, олигофрени?я; др.-греч. ??????  — малый + ????  — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной (деменция) органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом» [источник не указан 534 дня] .

    Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин.

    Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретённого слабоумия, или деменции (лат.  de  — приставка, означающая снижение, понижение, движение вниз + лат.  mens  — ум, разум). Приобретённое слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту), а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.

    Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1.

    Умственная отсталость — не прогрессирующий процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

    Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации». [1]

    Классификация олигофрений

    Есть несколько классификаций олигофрений. Традиционно олигофрении классифицируются по степени выраженности. Есть также альтернативная, качественная классификация по М. С. Певзнер.

    Диагностические критерии МКБ-10

    Общие диагностические указания F7X.X:

  • A. Умственная отсталость — состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.
  • B. Отсталость может развиваться с любым другим психическим или соматическим расстройством или возникать без него.
  • C. Адаптивное поведение всегда нарушено, но в защищённых социальных условиях, где обеспечивается поддержка, эти нарушения у больных с лёгкой степенью умственной отсталости могут совсем не иметь явного характера.
  • D. Измерение коэффициентов умственного развития должно проводиться с учётом кросс-культуральных особенностей.
  • E. Четвёртый знак используется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством.
  • Указания на нарушения поведения

  • .0 — отсутствие или слабая выраженность нарушений поведения
  • .1 — со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения
  • .8 — с другими нарушениями поведения
  • .9 — без указания на нарушения поведения.
  • .1 — Снижение интеллекта
  • .2 — Общее системное недоразвитие речи
  • .3 — Нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость)
  • .4 — Нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия)
  • .5 — Конкретность, некритичность мышления
  • .6 — Малопродуктивность памяти
  • .7 — Недоразвитие познавательных интересов
  • .8 — Нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференцированность, неустойчивость эмоций, их неадекватность)
  • Трудности в диагностике умственной отсталости могут возникнуть при необходимости отграничения от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов, у больных шизофренией задержка развития носит частичный, диссоциированный характер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы.

    Умственную отсталость отличают также от деменции — приобретённого слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстрактным построениям.

    При одной и той же причине тяжесть нарушений может быть различна. На сегодняшний день по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости.

    Причины умственной отсталости

    • Генетические причины умственной отсталости (см. ниже);
    • Внутриутробное поражение плода нейротоксическими факторами физической (ионизирующее излучение), химической или инфекционной (цитомегаловирус, сифилис и др.) природы;
    • Значительная недоношенность.
    • Нарушения в процессе родов (асфиксия, родовая травма);
    • Травмы головы, гипоксия головного мозга, инфекции с поражением центральной нервной системы.
    • Педагогическая запущенность в первые годы жизни у детей из неблагополучных семей.
    • Умственная отсталость неясной этиологии.
    • Генетические причины умственной отсталости

      Умственная отсталость является одной из основных причин обращения в генетическую консультацию. Генетическими причинами обусловлено до половины случаев тяжёлой умственной недостаточности. Основные типы генетических нарушений, ведущих к умственной недостаточности, включают:

      • Хромосомные аномалии, нарушающие дозовый баланс генов, такие как анеуплоидия, делеции, дупликации.
      • Трисомия хромосомы 21 (синдром Дауна); Частичная делеция короткого плеча хромосомы 4; Микроделеция участка хромосомы 7q11.23 (синдром Вильямса) и др.

        • Дерегуляция импринтинга вследствие делеций, однородительской дисомии хромосом или участков хромосом.
        • Синдром Ангельмана; Синдром Прадера-Вилли.

          • Дисфункция отдельных генов. Число генов, мутации в которых вызывают ту или иную степень умственной отсталости, превышает 1000. В их число входят, например, ген NLGN4, находящийся на хромосоме Х, мутации в котором обнаружены у некоторых пациентов, страдающих аутизмом; ген FMR1, сцепленный с хромосомой Х, дерегуляция экспрессии которого вызывает синдром хрупкой Х-хромосомы; ген MECP2, также находящийся на хромосоме Х, мутации в котором вызывают синдром Ретта у девочек [2] .

          Специфическая терапия проводится при некоторых видах умственной отсталости с установленной причиной (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.); при умственной отсталости, связанной с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях, микседема) — гормональное лечение. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извращённых влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление. В реабилитации и социальной адаптации олигофренов наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

          Умственно отсталые дети

          Соматически ребенок-олигофрен практически здоров, и олигофрения — это не болезнь, но состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

          Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.

          Умственная отсталость, возникающая после того, как речь ребёнка уже сформировалась, встречается относительно редко. Одной из её разновидностей является деменция — слабоумие. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции необратим, так как происходит прогрессирование заболевания, которое иногда может привести к полному распаду психики. Особыми являются случаи, когда имеющаяся у ребёнка умственная отсталость сопровождается текущим психическим заболеванием (эпилепсией, шизофренией), что усугубляет основной дефект, и прогноз развития таких детей бывает весьма неблагоприятным.

          В отечественной дефектологии умственно отсталых детей обычно делят на три группы: дебилы, имбецилы, идиоты. Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно, имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения социальной защиты, где находятся пожизненно.

          Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.

          Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка.

          У умственно отсталых детей-дошкольников, лишённых специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельности — игры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

          Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3—4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

          У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

          Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.

          Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4—5 годам.

          Большие трудности возникают у умственно отсталого ребёнка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее — в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.

          Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

          Социальная адаптация

          В обществе существует система отделения «особых детей» от «нормальных». Дети с относительно лёгкими нарушениями довольно быстро могут превратиться в инвалидов, неспособных к самостоятельной жизни. Дети с диагнозом «олигофрения» при таком подходе вынуждены жить в замкнутом мире, они не видят своих здоровых сверстников, не общаются с ними, им чужды интересы, увлечения обычных детей. В свою очередь, здоровые дети тоже не видят тех, кто не соответствует «стандарту», и, встретив на улице человека с ограниченными возможностями, не знают, как к нему относиться, как реагировать на его появление в «здоровом» мире.

          Традиция разделять детей по степени умственной отсталости и «отбраковывать» тех, кто не вписывается в определённые рамки (ставить клеймо «необучаемый», помещать в интернат, специальную школу), устарела и не приводит к положительному результату. Если ребёнок с подобной патологией живёт дома, то сама ситуация стимулирует его осваивать разные навыки, он стремится общаться со сверстниками, играть, учиться. Однако на практике происходит так, что ребенка с диагнозом «олигофрения» отказываются принимать в детский сад или школу и предлагают обучение в специализированном учреждении или лечение.

          С 1970—1980-х годов наметилась тенденция воспитывать детей с разными нарушениями развития дома, в семье. До этого мать обычно ещё в роддоме уговаривали оставить «неполноценного» ребёнка, сдать его в специальное учреждение, то с этого времени все больше детей-олигофренов оказывается под опекой родителей, готовых бороться за их развитие и адаптацию в обществе. С помощью близких людей такой ребёнок имеет возможность претендовать на образование, лечение, общение со сверстниками.

          Практика показывает, что даже самые «тяжёлые» дети при условии правильного обращения с ними стремятся к общению и активности. Дети, не умеющие говорить, плохо понимающие речь окружающих, с интересом смотрят на детей и взрослых вокруг, начинают интересоваться игрушками, в которые играют их сверстники. Через простые, доступные им игры начинается взаимодействие с педагогом, а потом — обучение ребёнка тем навыкам, которые впоследствии окажутся для него необходимыми (есть ложкой, пить из чашки, одеваться).

          Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

          Эта отметка установлена 13 октября 2011.

          Особенности межличностных взаимоотношений

          Ребенок с проблемами в интеллектуальном развитии находится в специфической зависимости от коммуникативной помощи и поддержки. Он испытывает трудности в понимании того, что его окружает, и часто люди затрудняются в понимании его. Поскольку он более слабый партнёр по коммуникации, опасность заключается в том, что он либо отдаляется от любого контакта, впадает в коммуникативный негативизм, крайнее проявление, которое можно видеть в аутоагрессии, либо из-за своих проблем с поведением сковывается страхом, беспокойством, агрессией. Незнание этих процессов позволяет с излишней лёгкостью рассуждать о том, что дети с интеллектуальным недоразвитием не способны к общению.

          Изучение социального развития, социального поведения и связанных с этим специфических проблем детей с недоразвитием интеллекта только начинается. Непосредственно педагогический интерес представляют исследования развития и условий межличностных (двусторонних) отношений.

          Для развития детей, имеющих отставание в умственном развитии, качество межличностных отношений приобретает основополагающее значение. Небезразлично: разговаривают с ним или нет; что о нём говорят; обращаются ли к нему и как; стараются ли его понять и как это делают; полагают ли, что с ним нужно обходиться исключительно как с неподдающимся и неспособным к обучению объектом и им следует манипулировать, или же, несмотря на все коммуникативные трудности, воспринимают всерьёз и уважают как партнёра по коммуникации; в каком эмоциональном климате происходит это взаимное сближение, доверительное общение и взаимная оценка.

          Для олигофренопедагогики центральным объектом обсуждения и исследований должны быть социальные взаимодействия, проблемы развития детей с интеллектуальной недостаточностью в аспекте «социального обучения». В нерешённом состоянии эти проблемы приводят к утрате взаимодействия и общения и тем самым к социальной изоляции.

          Вероятность такой изоляции долгое время только усиливалась, вследствие ошибочного, исходящего от подчеркнуто дистанционного общественного мнения, что «слабоумный нуждается только в уходе». Принимая во внимание этот роковой исторический опыт, в качестве постулата следует признать, что ни один человек не нуждается только в уходе. Каждый осознанно или нет «тайно и робко ищет одобрения его бытия, которое может быть высказано только от лица к лицу».

          Первый и элементарный интерактивный опыт ребёнок приобретает в общении с матерью и отцом как наиболее близкими людьми. Их действия и обращение с ребенком драматическим образом обусловлены чувствами и установками, которые у них возникают при выявлении у ребёнка умственной отсталости. В эмоциональной сфере у них блокируется или затрудняется спонтанное внимание и тем самым уменьшается общение, поскольку раннее общение, в сущности, строится на чувствуемом и переживаемом. Дальнейшие коммуникативные проблемы возникают из-за того, что ребёнок не реагирует с ожидаемой живостью, которая обычно усиливает внимание к нему матери. И, в свою очередь, из-за меньшего внимания у ребёнка не возникает достаточная мотивация к общению, следовательно, затрудняется овладение речью.

          Отсутствие ожидаемой детской активности, отставание в развитии, возможная общая слабость ребёнка могут также привести к тому, что о нём начнут проявлять чрезмерную заботу, мешая его самостоятельному становлению. В любом случае ребенок с нарушением интеллекта нуждается, как минимум, в такой же мере социального внимания, теплоты и стимуляции к обучению, как и нормальный ребёнок, чтобы смогли развиваться его заблокированные коммуникативные способности.

          Кроме семейной группы важное социальное значение имеет вхождение в группу сверстников: небольшую игровую группу, детсадовскую группу, школьный класс. При этом речь идет не только о расширении радиуса социальной активности и области ориентации, но также о возможности в общении с другими и через их реакцию познавать самого себя и тем самым формировать собственную личность. Ребёнок с проблемами в интеллектуальном развитии, которому грозит опасность непринятия, остро нуждается в защите группы, где его социальные потребности не наталкиваются каждодневно на непонимание и неприязнь, а встретят поддержку. Индивидуальные специфические трудности коммуникативного понимания делают для него необходимой социальную и воспитательную помощь.

          В соответствии с индивидуальным генезисом, в поведении наблюдаются большие или меньшие различия. Есть дети с недоразвитием интеллекта с неутомимой и неразборчивой тягой к обществу; есть такие, которые кажутся «погруженными в изолированное бытие».

          По результатам исследования Уильямса и других ученых установлено, что социальный коэффициент у детей с интеллектуальной недостаточностью несколько выше, чем коэффициент интеллекта. Эти результаты в частности, свидетельствуют о том, что овладение социальными навыками в значительной мере зависит от окружающего мира, особенно от воспитания. Различия в овладении социальными навыками простираются от полной беспомощности до далеко идущей независимости и свободы в общении, от агрессии до проявления любви и доверия.

          О. Шпек указывает, что некоторые дети пользуются особой любовью; других детей вообще отвергают, очевидно, из-за их малой общительности; способность к контактам очень сильно зависит от физического состояния; попытки установить контакт могут восприниматься как очень навязчивые и надоедливые — детям недостаёт умения представить себя на месте другого и понять его реакцию; возможна затяжная взаимная неприязнь и агрессивность, которые очень трудно преодолеть; робкие и неуверенные дети стремятся к более тесному контакту с воспитателем.

          С возрастом социальные отношения в группе стабилизируются и у подростков уже отличаются значительным постоянством. Симпатии и неприязнь, в сущности, определяются эмоционально-личностными мотивами и в гораздо меньшей степени уровнем способностей ребёнка.

          Таким образом, взаимодействие с окружающим миром не является процессом, эффект которого предопределён заранее, и что индивидуальная реакция не всегда становится прямым результатом социальных воздействий. А дети с проблемами в интеллектуальном развитии успешнее овладевают навыками социального поведения под руководством и при обучении.

          dic.academic.ru