Лечение

Влияние экстремальных факторов на организм человека стресс

05.09.2018

§ 14. Влияние экстремальных факторов на организм человека

• Какие системы организма выполняют регуляторную функцию?

Ответ. Регуляторную функцию выполняют: нервная, покровная, кровеносная, пищеварительная, мочевыделительная, лимфатическая, дыхательная, эндокринная системы.

Вопросы после § 14

• Что понимают под стрессом?

Ответ. В переводе с английского языка «стресс» означает «напряжение». Стресс – это общая неспецифическая нейрогуморальная реакция организма на влияние различных факторов – стрессоров, предъявляющих организму повышенное требование. Стрессоры можно разделить на физические – жара, холод; психические – опасность, конфликты. Различные виды стресса вызывают схожие биохимические изменения в организме. В стрессовой ситуации повышается уровень определенных гормонов в крови (адреналин, норадреналин и др.) , что приводит к усиленному кровоснабжению головного мозга, легких, сердца, мышц. Повышается уровень глюкозы крови, учащается дыхание и сердцебиение – организм готовится к отражению опасного воздействия. И эти реакции могут отмечаться у человека не только при наличии истинной опасности, но и, например, при воспоминаниях о каких-либо ситуациях.

Ответ. Выделяют три стадии:

Тревоги – вызывает мобилизацию всего организма, увеличивается образование гормонов надпочечников. Напряженность начинает стремительно возрастать. В некоторых случаях эта напряженность может длиться всего несколько минут, в других – может продолжаться длительное время. На этой стадии реакция отдельно взятого человека специфична. У некоторых людей ускоряются мыслительные процессы, быстро принимаются оптимальные решения, активизируется мышечная система. У других людей может наблюдаться обратный эффект.

Сопротивления – данная фаза наступает в тех случаях, если воздействие внешних факторов стресса не прекращается. Мобилизовавшийся на предыдущей стадии организм начинает сопротивляться стрессу. Человек выглядит здоровым и активным, продолжает объективно реагировать на внешние раздражители, пытается решить все возникающие проблемы конструктивным путем. Адаптационные возможности организма сбалансированы, человек «вработался» и готов противостоять неблагоприятному и сильному фактору среды. Как и первая фаза, фаза сопротивления не несет опасности для человека.

Истощения — завершающая фаза развития стресса характеризуется истощением человеческих сил и начинается тогда, когда вторая фаза продолжается слишком долго и человек не получает никакого отдыха. Ресурсы организма исчерпываются, а устойчивость человека начинает стремительно снижаться. Начинают проявляется такие проблемы физиологического плана, как пропадание аппетита, нарушения сна. Человек начинает терять в весе, его давление становится нестабильным и часто повышается. Возникают чувство постоянной усталости, подавленности и разбитости. Если на этом шаге человеку не предоставить возможности для отдыха, она может стать причиной серьёзных психических, психологических и заболеваний. Помощь может прийти из вне в виде поддержки или устранения стрессора. Иначе адаптационные возможности будут перегружены, что приводит к психологическим травмам и болезням.

• В каких случаях стресс может быть полезен?

Ответ. Ученые считают, что в некоторых случаях первую случаях первую фазу стресса можно считать полезной, так как она закаляет организм и тренирует его к мгновенной мобилизации.

• Как противостоять действию стрессора?

Ответ. Снятию эмоционального стресса способствуют:

resheba.com

Влияние стресса на организм человека

Вряд ли в наше время найдется человек, который ни разу в жизни не прибывал в состоянии стресса. Практически каждый, независимо от возрастной категории, пола или социального статуса, может оказаться в стрессовой ситуации. Если еще в XX веке стресс называли «эпидемией столетия», то в XXI он стал почти хронической проблемой.

Причины появления стресса

Стресс является ответной реакцией организма человека на влияния экстремальных факторов, нарушающих привычный жизненный ритм. Причем он, в отличие от депрессии или тревоги, всегда является следствием влияния определенных причин. Несмотря на то, что условия жизни человечества за последние несколько столетий существенно улучшились, список факторов, которые приводят к стрессовой ситуации, пополняется каждый год.

В целом, по природе происхождения, причины этого состояния делят на физиологические и психологические. К первым относятся все, что оказывают влияние на физическое состояние организма: плохое питание, недосыпание, переутомление, перемена погоды (например, перепады температуры воздуха и атмосферного давления) и другие подобные факторы. Причем, при воздействии этих причин, одни люди вмиг подвергаются перенапряжению, а другие стойко их преодолевают.

Такие различия объясняются второй группой факторов — психологическими. Они провоцируются сильным эмоциональным всплеском. Подоплёкой этого чаще всего являются психологические проблемы, такие как: неуверенность в себе, сложная коммуникация с обществом и т. д. Следует отметить, что это касается не только критических или опасных ситуаций, но и чрезмерных положительных эмоций.

Стресс также может быть вызван внешними или внутренними источниками. К факторам внешней среды относятся все жизненные ситуации, которые человек не способен контролировать, например, экологическое состояние окружающей обстановки и в целом метеорологические условия, а также проблемы взаимодействия с социумом: конфликты, семейные трудности или развод, загруженность на работе и другие. К внутренним причинам стресса относятся проблемы со здоровьем, разочарования и прочие факторы, которые без посторонней «помощи» воздействуют на состояние человека.

Конечно, структурировать список стрессовых рычагов можно по-разному, но, в любом случае, они ведут к одному: ухудшению физического и психологического здоровья человека.

Результаты пребывания человека в стрессовой ситуации

Многие специалисты сходятся во мнении, что краткосрочное пребывание человека в стрессе благоприятно воздействует на организм, поскольку оно активизирует жиросжигание, образование глюкозы, а также укрепляет общую сопротивляемость организма различным проблемам. Однако хроническое состояние стресса негативно сказывается как на физическом, так и психологическом здоровье.

Самыми распространенными признаками хронического перенапряжения, с точки зрения физического здоровья, являются:

  • частые головные боли;
  • постоянное недосыпание;
  • проблемы с сердечно-сосудистой системой и ЖКТ;
  • повышение давления и тахикардия;
  • появление плохих привычек, в том числе зависимостей (алкогольной, наркотической и др.);
  • ослабление иммунитета.
  • Причем влияние стресса на здоровье сначала может быть незаметным, но, рано или поздно, оно приводит к негативным последствиям.

    Негативное воздействие стрессовой ситуации на организм человека начинается с выработки кортизола, в результате чего страдает иммунная система. На следующем этапе нервного перенапряжения увеличиваются выбросы адреналина в кровь, которые приводят к гипертонии, повышенной потливости и нарушениям работы некоторых органов.

    Постоянное пребывание в стрессе сказывается на состоянии кожи, физическом тонусе, способности концентрировать внимание и запоминать информацию, что впоследствии приводит к снижению трудоспособности. Очень часто длительное пребывание человека в стрессе выливается в злоупотребление алкоголем, запрещенными препаратами, частому курению и прочим негативным привычкам, которые на время притупляют реальное восприятие ситуации. Последняя, необратимая стадия стресса — это отмирание клеток головного и спинного мозга.

    В психологическом плане стрессовое состояние, в основном, отражается на взаимодействии человека с социумом. Оно может проявляться в общении с членами семьи и близкими людьми, профессиональной деятельности или интимной жизни. Чаще всего психологическими последствиями перенапряжения становятся повышенная конфликтность, приступы гнева или, наоборот, апатия. В результате, постоянное давление на человека приводит к неврозам, душевным болезням или даже суицидальным наклонностям.

    Таким образом, если человек постоянно пребывает в стрессовой ситуации, он не может адекватно реагировать на происходящие вокруг действия, и, как следствие, теряет дееспособность.

    Внимание! Малоподвижный образ жизни еще больше обостряет негативное влияние стресса на организм.

    Фазы протекания стресса

    Решение любой проблемы, помимо определения причин ее возникновения, требует понимания стадий развития стресса. От этого зависит принятие правильного выбора лечения. Стресс не является исключением. Самое популярное на сегодня описание этапов прогресса этой болезни сделал в 1936 году учёный Ганс Селье. Всего он выделил три стадии, которые постепенно перетекают друг в друга.

    1. Первый этап. Организм пребывает в шоковом состоянии. Чувство тревоги усиливается. В этот период организм пытается преодолеть раздражающие факторы, вырабатывая больше энергии.
    2. Второй этап. Считается «фазой сопротивления»: организм начинает создавать своего рода иммунитет, выработка гормонов, которые усиливали стрессовое состояние и угнетали человека, сокращается. Человек становится более спокойным и уравновешенным, исчезает тревога.
    3. Третий этап. Под влиянием стресса организм человека истощается. Психоэмоциональное состояние ухудшается, сопротивление факторам стресса снижается. Ощущение тревоги начинает возрастать. В случае длительного пребывания в состоянии стресса происходят физиологические изменения.

    Продолжительность стадий индивидуальна для каждого человека. Более того, они индивидуальны для любой конкретной ситуации и могут длиться от нескольких минут до недель.

    Преодоление стрессовой ситуации

    Безусловно, понимая, как негативно влияют стрессы на здоровье, важно своевременно и правильно приступить к их лечению. Прежде всего, человек должен осознать свое болезненное состояние и научиться держать его под контролем. Это даст возможность избежать некоторых последствий.

    Существует много эффективных приемов как избавиться от стресса, которые помогают восстановить нормальное психоэмоциональное состояние. Основные рекомендации:

    • «выпустить пар»: покричать, отколотить боксерскую грушу и т. п.;
    • заняться дыхательной гимнастикой, которая помогает возвратить организм в частичную гармонию;
    • заняться физическими упражнениями: они способствуют избавлению от ненужных стрессовых продуктов, которые накапливаются в тканях, а также помогут отвлечься от проблем;
    • проводить больше времени с близкими людьми, поскольку они – самая лучшая поддержка и опора в любых жизненных ситуациях; главное – ничего не держать в себе;
    • найти новое хобби: музыка, танцы, пение и другие виды досуга позитивно влияют на душевное состояние и уменьшают силу воздействия стресса на организм;
    • приобщиться к различным видам психологической терапии: анималотерапии (общение с животными), фитотерапии, йоге и другим духовным практикам.
    • Важно! Также хорошо помогают при стрессе массажи, SPA-процедуры и прочие подобные занятия, которые способствуют расслаблению организма.

      Пребывание в постоянном состоянии стресса не только уменьшает любовь к жизни, но и приводит к тяжелым заболеваниям и даже смерти. Поэтому важно работать над своим психологическим здоровьем, учиться не доводить организм до состояния стресса или, как минимум, правильно преодолеть этот период.

      Только при соблюдении этих рекомендаций можно говорить о полноценной жизнедеятельности.

      zelv.ru

      Презентация по биологии на тему: «Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс и его профилактика» (9 класс).

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      Стресс — это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий; Стресс — это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. В переводе с английского stress — давление, нажим, напряжение.

      Стресс (в переводе с английского «напряжение») – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое к нему требование.

      профессиональный стресс (стресс на работе) эмоциональный стресс физический психологический стресс операционный стресс (реакция организма на хирургическую операцию) посттравматический стресс, возникающий вследствие перенесенной травмы и т.д

      1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т.д. 2.Социальные стрессоры: общественные, экономические и политические; семейные; связанные с работой, карьерой; межличностные стрессоры. 3. Семейные стрессоры: распределение обязанностей, ревность, различие в системах ценностей, болезни (смерть в семье и т.д.)..

      Стрессовый фактор – это воздействие на психику человека, которое вызывает стрессовый ответ.

      Фазы развития стресса

      Сердце в такие моменты начинает биться чаще, пищеварение временно сдерживается. В этом состоянии человек не может находиться долго, так как устает.

      Она наступает по мере развития и продолжения стрессовой ситуации. В этой стадии человек, адаптируясь к обстоятельствам, функционирует в оптимальном режиме. Эта стадия может продолжаться сравнительно долго

      Наступает, если стресс слишком силен или продолжителен. Ее признаки начинают проявляться в эмоциональной (тревога, апатия, раздражительность, психическая усталость), поведенческой (уклонение от ответственности и взаимоотношений, экстремальное поведение, пренебрежение к себе) и соматической (ухудшение здоровья, истощение, чрезмерное употребление лекарств) сферах.

      По оценкам некоторых западных экспертов, до 70% заболеваний связаны с эмоциональным стрессом. В Европе ежегодно умирают более миллиона человек вследствие стрессогенных нарушений функций сердечно-сосудистой системы.

      «Положительный» стресс ведет к длительному пребыванию в состоянии приподнятого настроения, что, весьма благотворно влияет на организм: повышается иммунитет, отступают болезни, человек чувствует прилив радости, отлично выглядит и замечательно себя чувствует. «Отрицательный» стресс надолго выбивает из колеи и заметно подрывает здоровье.

      Основная нагрузка от стресса ложится на наше сердце. Для сравнения, в спокойном состоянии сердце перекачивает 5-6 литров крови. В стрессовой ситуации эти цифры возрастают до 15-20 литров. А это в три-четыре раза больше! У людей среднего и старшего возраста значительно увеличивается риск возникновения инсультов и инфарктов. В данной ситуации сердце необходимо успокоить. Для этого подойдет нехитрое упражнение. Глубоко вдыхайте воздух в течение пяти секунд, затем на счет «пять» — выдыхайте. Таким образом, надо сделать тридцать вдохов и выдохов. Ни в коем случае не «запивайте» стресс кофе или спиртными напитками. Они поднимают давление, нагружая сердце еще больше.

      Во время опасности мозг посылает сигнал в мышцы, и к ним значительно увеличивается приток крови. Мышцы набухают, готовясь к активным действиям. Если физической активности не происходит, кровь в волокнах застаивается. Чтобы сбросить мышечное напряжение, рекомендуется пробежаться минут пять-десять.

      Информация об опасности через органы чувств направляется в особый отдел мозга, называемый гипоталамусом. После обработки информации гипоталамус посылает сигналы во все части тела, приводя их в повышенную боевую готовность. При этом происходит сужение сосудов мозга. С возрастом холестерин накапливается в сосудах, делая их ломкими. Поэтому резкое их сужение может спровоцировать инсульт.

      Стрессовая информация поступает в мозг, в частности, через органы зрения. В результате в глазах могут появиться неприятные ощущения: повышенное давление, напряжение, рези, сухость слизистой, эффект «песка в глазах». Если часто нервничать, то от постоянного напряжения зрение может ухудшиться. Чтобы расслабить глазные мышцы, существует простое, но эффективное упражнение. Если есть возможность, посидите в расслабленном положении 15-20 минут с закрытыми глазами.

      Во время нервного перенапряжения происходит спазм капилляров желудка. Это препятствует выделению слизи, образующей защитный барьер на стенках. Желудочный сок (соляная кислота) начинает разъедать ткань желудка, что приводит к образованию язвы. Если хотите помочь желудку, выпивайте 200 миллилитров минеральной воды без газа каждые три часа.

      Во время стресса именно в почках вырабатывается гормон адреналин. Он усиливает сердечную деятельность и работоспособность мышц. Чтобы уберечь почки от разрушения, выпейте несладкого зеленого чая.

      — вызывает болезни сердца; — приводит к увеличению кровяного давления; — нарушает работу иммунной системы организма, что увеличению риска инфекционных заболеваний; — ведёт к язве желудка и двенадцатиперстной кишки; — истощает психическую энергию организма; — приводит к нарушению нормальной деятельности человека.

      — рассеянность, — повышенная возбудимость, — постоянная усталость, — потеря чувства юмора, — резкое увеличение количества выкуриваемых сигарет, с одновременно появившимся пристрастием к алкоголю, — пропажа сна и аппетита, — ухудшение памяти, — иногда возможны, так называемые «психосоматические» боли в области головы, спины, желудка.

      Если Вы обнаружили у себя пять и более из перечисленных признаков, значит, надо срочно вытаскивать себя за уши из этого болота. Твердо усвойте, что вы у себя одна, а неприятностей вокруг пруд-пруди, на всех здоровья не напасешься. И, главное, жизнь такая штука, которую можно спокойно воспринимать только обладая большим чувством юмора.

      Утверждение часто редко никогда 1. Я чувствую себя счастливым. 0 1 2 2. Я сам могу сделать себя счастливым. 0 1 2 3. Меня охватывает чувство безнадежности. 2 1 0 4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам. 0 1 2 5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту. 0 1 2 6. Я склонен к грусти. 2 1 0 7. Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим. 2 1 0 8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте. 2 1 0 9. Я легко расстраиваюсь. 2 1 0

      0-3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы 4-7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом. 8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

      Вырабатывайте у себя убеждения, что только вы сами отвечаете за своё эмоциональное и физическое благополучие; Нужно быть оптимистом (человек, который видит больше положительных моментов в жизни…) Знайте: источником стресса является не событие само по себе, а ваше восприятие; Смотрите на жизнь в более светлых тонах (не надо омрачать происходящее); Регулярно занимайтесь физической культурой и спортом; Ставьте перед собой посильные задачи (с чем вы реально можете справиться); Нужно радоваться жизни, получать радость от каждого дня; Соблюдать рациональное питание (витамины, объем, режим питания 3-х разовое); Соблюдать режим дня (вовремя ложиться спать, отдыхать и работать чередуя); Необходимо спать в хороших условиях и не менее 8-9 часов; Отказаться от вредных привычек (не употреблять алкоголь, наркотики, не курить).

      1. Медитация и аутотренинг. 2. Четкое распределение времени на работу и отдых 3. Горячий шоколад, пушистый плед, удобное кресло и старая любимая книжка

      4. Хотя бы кратковременный отпуск в теплых краях в приятной компании или в одиночестве, на Ваш вкус. 5. Сон, столько сколько хочется и еще немножко. 6. Спорт до изнеможения. 7. Баня. Настоящая русская баня, с парилкой, вениками и прыжками в сугроб. 8. Общение с природой: лес, поле, огород и симпатичными животными: кошками, собаками, лошадьми. 9. Люди, которым Вы нужны, которые Вас любят, ценят, поддержат, поймут и развеселят в любой ситуации.

      "Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить". Сенека

      Переключись на хорошее, вспомни счастливые моменты Займись спортом Скомкай газету, сделай этот комок как можно меньше и забрось как можно дальше или порви газету на мелкие кусочки.

      Выполняй упражнения для снятия стресса

      Общайся с животными

      Что понимают под стрессом? Опишите фазы стресса. В каких случаях стресс может быть полезен? Как противостоять действию стрессора?

      Номер материала: ДБ-369954

      Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

      Не нашли то что искали?

      Вам будут интересны эти курсы:

      Вы первый можете оставить свой комментарий

      Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

      Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

      Сертификат о создании сайта

      Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

      Грамота за использование ИКТ в работе педагога

      Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

      Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

      Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

      Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

      Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

      Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

      214011, РФ, г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4, офис 407.

      infourok.ru

      Стресс, типы и стадии стресса. Влияние стресса на здоровье и жизнедеятельность человека

      Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

      В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса.

      По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

      Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.

      Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

      Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

      Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

      Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

      Воздействие стресса на организм имеет общие неспецифические черты.

      Экспериментально-психологические, клинико-физиологические, биохимические и цитологические исследования последствий эмоционального стресса (Г.Селье, Ф. З. Меерсон и др.), устанавливающие влияние экстремальных стрессовых ситуаций на восприимчивость и особенности патогенеза, течения и терапии психосоматических заболеваний. Причем, в данном направлении отмечается весьма большое число отдельных направлений изучения психосоматической патологии (стресс и адаптационные реакции, стресс и стрессорные повреждения, стресс-факторы и картина их субъективного переживания и т. д.).

      По мнению некоторых авторов, стресс может быть причиной возникновения психических заболеваний.

      В середине 30-х годов канадский патофизиолог и эндокринолог Г. Селье провел исследование многочисленных факторов нарушения различных сторон деятельности организма под влиянием внешних воздействий и сформировал учение об общем адаптационном синдроме (ОАС). Им были выделены две реакции на вредные воздействия внешней среды:

      специфическая (конкретная болезнь со специфической симптоматикой);

      неспецифическая, характерная для любого заболевания, проявляющаяся в ОАС.

      Последняя состоит из трех фаз:

      Фаза А. Реакция тревоги. Организм меняет свои характеристики под влиянием стресса. Если стрессор очень сильный, стресс может наступить и на этом этапе.

      Фаза B. Реакция сопротивления. Действие стрессора совместимо с возможностями организма, организм сопротивляется. Признаки тревоги почти исчезают, уровень сопротивляемости поднимается значительно выше нормального.

      Фаза C. Реакция истощения. Если стрессор действует длительно, силы организма постепенно истощаются, вновь появляется реакция тревоги, но теперь она

      необратимая. В данном случае можно говорить о дистрессе. В результате последнего развиваются реактивные состояния, провоцируются эндогенные заболевания.

      Способность к адаптации у человека не безгранична. В связи с этим Г. Селье пишет: "Человеческая машина тоже становится жертвой износа и амортизации", не стоит "жечь свечу с обоих концов".

      При этом стресс не всегда вреден, он неизбежен, он необходим. "Стресс — острая приправа к повседневной жизни. ничто не изнуряет так, как бездеятельность, отсутствие раздражителей, препятствий, которые предстоит преодолеть". В стрессе постоянно происходит тренинг организма и психики.

      Селье описывает возможность выявления и формулирования закономерностей развития всякого патологического процесса, проявляющегося во взаимовлиянии болезнетворных агентов и "почвы", то есть организма. Этот патологический процесс является причиной стресса.

      В результате взаимодействия разных сил поддерживается гомеостаз (сохранность внутренних условий при любых колебаниях внешней Среды). Поэтому,

      независимо от разных влияний среды, можно говорить об общих закономерностях реакций организма на воздействие.

      В 1936 г. Селье опубликовал результаты первых наблюдений за лабораторными крысами, заложившие фундамент учения о стрессе. Совокупность неспецифических изменений в организме, являющихся результатом его нейрогуморальной реакции на внешние раздражения, Селье назвал стрессом.

      Различают стресс физический и эмоциональный. При физическом стрессе реакция организма направлена на защиту от физических воздействий внешних факторов (вызывающих ожоги, травмы, отравления, заболевания и т.д.), а эмоциональный стресс является защитной реакцией на действие психических факторов, вызывающих сильные эмоции. Селье считал, что человек всегда находится в состоянии стресса, и отсутствие стресса равносильно смерти.

      Факторы, вызывающие стресс, Селье назвал стрессорами. Совокупность же изменений в организме, вызванных стрессором, он назвал общим даптационным

      синдромом (ОАС), который фактически является клиническим проявлением стресса. При длительном стрессе или при неадекватной реакции организма на внешние воздействия возникают психические или соматические расстройства, которые квалифицируются как заболевания и в тяжелых случаях могут приводить к гибели пациента.Перед выступающими на трибунах, участниками важных совещаний и т.п. принято ставить воду и стакан. Это связано с тем, что при стрессе уменьшается секреция слюны, и люди, испытывающие волнение во время выступления, часто ощущают, что у них "во рту пересохло". При стрессе бывают неконтролируемые сокращения мышц пищевода, когда могут возникнуть трудности с глотанием, однако вода, как правило, помогает и в этом случае. При хроническом стрессе постоянное выделение норадреналина вызывает хронический спазм капилляров желудка. Это препятствует выделению слизи, образующей защитный барьер на стенках желудка, без которого соляная кислота разъедает слизистую оболочку, что приводит к образованию язвы желудка.Рост сердечно-сосудистых заболеваний в современном обществе (ишемическая болезнь сердца, гипертония).

      84. Структура и типы родительского воспитания, и их влияние на развития ребенка. Методы диагностики родительского воспитания.

      И отечественные и зарубежные психологи, изучая особенности воспитания в разныхсемьях, пришли к выводу, что формирование личностных качеств детей напрямую зависит от стиля общения и взаимодействия в их семье. Основные стили родительского воспитания и их влияние на развитие личности ребенка:

      Авторитарный стиль воспитания Общение между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Родители чаще всего отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, обсуждения не допускается. Дети в таких семьях, как правило, непритязательны, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.

      Либеральный стиль воспитания Родители почти совсем не регламентируют поведение ребенка, открыты для общения с детьми. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей. Отсутствие каких-либо ограничений приводит к непослушанию и агрессивности, дети часто на людях ведут себя неадекватно, склонны потакать своим слабостям, импульсивны. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

      Отвергающий стиль воспитания Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным или если хотели девочку, а родился мальчик. Ребенок изначально не соответствует ожиданиям родителей. Бывает, что малыш на первый взгляд желанен, к нему внимательно относятся, о нем заботятся, но у него нет душевного контакта с родителями. Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Непринятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.

      Индифферентный стиль воспитания Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к ним, закрыты для общения. Часто они так погружены в собственные проблемы, что у них просто не остается времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, ребенок может проявить склонность к асоциальному поведению.Гиперсоциальный стиль воспитания Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по "идеальному" воспитанию ребенка. Дети в подобных семьях чрезмерно дисциплинированны и исполнительны. Они вынуждены постоянно подавлять свои эмоции и сдерживать желания. Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.

      Эгоцентрический стиль воспитания Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. Он становится кумиром и "смыслом жизни" родителей. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. Такой ребенок расторможен, неустойчив, капризен.

      Авторитетный стиль воспитания Наиболее эффективный и благоприятный для развития гармоничной личности ребенка. Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети в таких семьях превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

      Опросники в диагностике родительско-детских отношений

      1.Опросник родительского отношения к детям А.Я. Варга и В.В. Столина представляет собой психодиагаостический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. В родительское отношение включается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник представляет из себя 61 утверждение, с которыми следует согласиться или нет. При обработке ответы распределяются по пяти шкалам, соответствующим разным типам родительского отношения: «Принятие–отвержение»; «Коопераций»; «Симбиоз»; «Авторитарная гиперсоциализация»; «Маленький неудачник».

      Высокие значения по первой шкале отражают положительное эмоциональное отношение к ребенку, его принятие, когда родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Низкий показатель, наоборот, означает отвержение. Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Чаще всего родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

      Вторая шкала отражает социально-желательный образ родительского отношения. Высокий показатель по этой шкале содержательно раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

      Третья шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких показателях по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

      Четвертая шкала отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

      Пятая шкала отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

      Опросник может применяться с целью изучения преобладающего стиля семейного воспитания, своевременная диагностика может помочь наметить соответствующую коррекционную работу в детско-родительских отношениях.

      2. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера также позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении. В опроснике АСВ диагностируются следующие параметры семейного воспитания и возможные отклонения по каждому из них:

      · уровень протекции – сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка: чрезмерно много (гиперпротекцйя) – шкала Г+ или недостаточно (гипопротекция) – шкала Г–;

      · степень удовлетворения потребностей как материально-бытовых, так и духовных: стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка (потворствование) – шкала У+ или недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка (игнорирование потребностей) – шкала У–;

      · уровень требований к ребенку в семье. Во-первых, это обязанности: чрезмерность требований-обязанностей – шкала Т+ или недостаточность требований-обязанностей, приводящая к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу, – шкала Т–; во-вторых, запреты: чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации – шкала З+ или недостаточность требований-запретов, стимулирующая развитие гипертимного, неустойчивого типа характера, – шкала З–. Поскольку несоблюдение требований может сопровождаться наказанием, оценивается и этот параметр: чрезмерность санкций, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения шкала С+ или минимальность санкций, упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний – шкала С–.

      Еще одной характеристикой семейного воспитания может быть его неустойчивость: резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство, – шкала Н.

      Устойчивые сочетания различных черт воспитания могут рассматриваться как преобладающий тип целенаправленного воспитания.

      Опросник состоит из 130 утверждений о воспитании детей, с которыми каждому родителю нужно либо согласиться (обвести кружком номер утверждения в бланке для ответов), либо выразить свое несогласие (зачеркнуть соответствующий номер). Обведенные номера ответов подсчитываются отдельно для каждой шкалы.

      Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности. Темперамент как свойство личности. Физиологическая основа темперамента (типы ВНД по Павлову). Основные теории темперамента (Гиппократ, Э. Кречмер, У.Шелдон, Б.М. Теплов). Психологическая характеристика различных типов темперамента.

      Темперамент — это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо, а свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наиболее устойчивыми и долговременными.

      Б. М. Теплов дает следующее определение темперамента: «Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, т. е. быстротой возникновения чувств, с одной стороны, и силой их—с другой» (Теплов Б. М., 1985). Таким образом, темперамент имеет два компонента — активность и эмоциональность.

      lektsii.org

      Биология, Живые системы и экосистемы, 9 класс, Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., 2010

      По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу и похожие книги в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

      По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

      По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

      On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

      Биология, Живые системы и экосистемы, 9 класс, Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., 2010.

      ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ И ЭКОСИСТЕМЫ.

      Познание закономерностей строения, функционирования, развития живых систем и экосистем позволяет углубить наше представление о порядке в природе, понять, что этот порядок — основа существования и развития самого человека.

      Работаем с учебником 5

      Введение. Особенности биологического познания.

      1. Живые системы и экосистемы. Почему важно их изучать 8

      2. Методы биологического познания 10

      Подведём итоги 12

      3. Организм — целостная саморегулирующаяся система 14

      4. Размножение и развитие организмов 16

      5. Определение пола. Возрастные периоды онтогенеза человека 18

      6. Наследственность и изменчивость —свойства организма 22

      7. Основные законы наследования признаков 24

      8. Закономерности наследственной изменчивости 28

      9. Экологические факторы и их действие на организм 30

      10. Адаптация организмов к условиям среды 32

      11. Влияние природных факторов на организм человека 34

      12. Ритмичная деятельность организма 36

      13. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна 38

      14. Влияние экстремальных факторов на организм человека. Стресс 40

      15. Влияние курения и употребления алкоголя на организм человека 42

      16. Влияние наркотиков на организм человека 46

      Подведём итоги 48

      Глава II. Вид. Популяция. Эволюция видов.

      17. Вид и его критерии 50

      18. Популяционная структура вида 52

      19. Динамика численности популяций 54

      20. Саморегуляция численности популяций 56

      21. Структура популяций 58

      22. Учение Дарвина об эволюции видов 60

      23. Современная эволюционная теория 62

      24. Формирование приспособлений — результат эволюции

      25. Видообразование — результат действия факторов эволюции

      26. Селекция — эволюция, направляемая человеком 70

      27. Систематика и эволюция 72

      28. Доказательства и основные этапы антропогенеза 74

      29. Биологические и социальные факторы эволюции человека 78

      30. Высшая нервная деятельность 80

      31. Особенности высшей нервной деятельности человека 84

      32. Мышление и воображение 86

      36. Чувство любви — основа брака и семьи 94

      37. Типы высшей нервной деятельности 96

      Подведём итоги 98

      Глава III. Биоценоз. Экосистема.

      38. Биоценоз. Видовая и пространственная структура 100

      39. Конкуренция — основа поддержания видовой структуры биоценоза 102

      40. Неконкурентные взаимоотношения между видами 104

      41. Организация и разнообразие экосистем 106

      42. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме 108

      43. Разнообразие и ценность естественных биогеоценозов суши 110

      44. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем 112

      45. Развитие и смена сообществ и экосистем 114

      46. Агроценоз. Агроэкосистема 116

      47. Биологическое разнообразие и пути его сохранения 118

      Подведём итоги 120

      48. Среды жизни. Биосфера и её границы 122

      49. Живое вещество биосферы и его функции 124

      50. Средообразующая деятельность живого вещества 126

      51. Круговорот веществ — основа целостности биосферы 128

      nashol.com