Лечение

Восприятие при аутизме

22.04.2018

Нарушение восприятия биологического движения при аутизме объяснили наследуемостью

Jiang et al. / PNAS 2018

Способность к эффективной обработке движения отдельных частей тела биологического объекта является наследуемой и зависит от наличия у человека черт, характерных для расстройств аутистического спектра. Это выяснили китайские ученые в ходе близнецового исследования, сообщается в статье, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Биологическим движением называют движения живых существ вообще; способность его качественного восприятия необходима как для эффективного выживания, так и для социального взаимодействия. Аутизм, расстройство, связанное с нарушением развития головного мозга, характеризуется обширными нарушениями способности к общению и, как следствие, — и способности воспринимать биологическое движение. Нарушение этой способности при аутизме также зависит от возраста и типа обрабатываемого движения; именно поэтому до конца не ясен механизм возникновения проблем при восприятии биологического движения, а именно — чем объясняются его индивидуальные различия.

Одна из возможных причин таких различий — влияние генетических факторов. Именно это проверили авторы новой работы под руководством И Цзян (Yi Jiang) из Института психологии Китайской академии наук. В качество основного метода исследования ученые выбрали близнецовый метод: он позволяет выявить наследуемость фенотипических различий путем сравнения монозиготных близнецов с дизиготными (а также с неблизнецовыми сиблингами). Монозиготные близнецы имеют сто процентов общих генов (в отличие от других сиблингов — у них общих 50 процентов), поэтому, если какая-то черта характерна для пары монозиготных близнецов больше, чем для других сиблингов, то ее наличие обусловлено генетическими факторами; в противном случае за нее отвечают факторы окружающей среды, обычно общие как для моно-, так и для дизиготных близнецов.

В эксперименте приняли участие 59 пар монозиготных и 58 пар дизиготных однополых близнецов в возрасте от 15 до 27 лет. Аутистические черты участников были оценены при помощи специального стандартизированного опросника. В ходе эксперимента участникам показывали состоящие из точек фигуры реальных двигающихся людей (они были получены с помощью технологии захвата движения) и просили их оценить направление движения. Ученые оценивали как обработку локальных биологических движений (то есть отдельных точек, обозначающих, например, голову и конечности), так и глобальных — целых фигур, состоящих из палочек.

Коэффициент межклассовой корреляции (то есть расчет зависимости способности к восприятию биологического движения от генетических факторов) для монозиготных близнецов равнялся 0,52, а для дизиготных — ?0,01. Затем авторы оценили раздельное влияние генетических факторов и факторов окружающей среды (как общих, так и индивидуальных) и выяснили, что 48 процентов различий в способностях восприятия локального биологического движения объясняются генетическими факторами. При этом различия в восприятии глобального биологического движения скорее связаны с внешними факторами: общие факторы окружающей среды объясняют 43 процента различий в восприятии.

Проанализировав результаты опроса аутистических черт и сравнив показатели разных пар близнецов, ученые выяснили, что показатель межклассовой корреляции у монозиготных близнецов выше, чем у дизиготных — и что 60 процентов различий объясняются генетическими факторами (что подтверждает мнение о том, что аутизм — наследуемое заболевание). При этом нарушения способности восприятия локального биологического движения во время эксперимента коррелировало (p = 0,02) с бoльшим показателем опросника на выявление аутистических черт.

Таким образом, авторы пришли к выводу, что, во-первых, индивидуальные различия в способности к восприятию локального биологического движения — это наследуемая черта, которая также высоко коррелирует с показателями наличия аутистических черт. Во-вторых, результаты этой работы показывают, что способность к восприятию биологического движения можно использовать в качестве показателя эффективности способности к социальному взаимодействию, а также — использовать в качестве рычага лечения симптомов расстройства.

Помимо проблем с восприятием движения других живых объектов, люди, страдающие от аутизма, также испытывают затруднения с моторным контролем собственного тела, в особенности — с удерживанием равновесия. В этом, как показало недавнее исследование, может помогут помочь видеоигры.

nplus1.ru

Вопрос-ответ. В чем особенности сенсорного восприятия при аутизме?

Причина многих симптомов аутизма — нарушения в сенсорном восприятии

У многих людей с расстройством аутистического спектра (РАС) есть трудности с восприятием повседневной сенсорной информации, например проблемы со слухом, зрением и обонянием. Обычно это называют нарушением сенсорной интеграции или сенсорной чувствительности. Такая проблема может очень глубоко повлиять на все аспекты жизни человека.

Как работают наши чувства

Наша центральная нервная система (мозг) воспринимает все сенсорные данные, которые мы получаем, и помогает нам организовать, расставить приоритеты и понять информацию. Мы отвечаем с помощью мыслей, чувств, двигательной реакции (поведения) или комбинации всего перечисленного.

Наши рецепторы, воспринимающие сенсорную информацию, располагаются по всему телу, их называют «раздражители». На наших руках и ногах расположено самое большое количество рецепторов. Большую часть времени мы воспринимаем сенсорную информацию автоматически, без необходимости её анализировать.

Люди с нарушением сенсорной интеграции – включая большое количество людей с аутизмом – испытывают трудности с восприятием повседневной сенсорной информации.

Обычные сенсорные стимулы могут вызывать у таких людей сильный стресс, истощение и даже боль. Это может стать причиной поведенческих трудностей.

«Когда я ощущаю сенсорную перегрузку, я просто замолкаю; меня как будто разрывает … это очень странно, как будто через тебя транслируют 40 телевизионных каналов».

У человека семь чувств:

– Равновесие (вестибулярный аппарат)

– Восприятие собственного тела (проприорецепция)

Люди с аутизмом могут быть слишком или недостаточно чувствительными в одной из этих областей. Вы могли слышать о таком явлении, известном как «чрезмерная чувствительность» или «недостаточная чувствительность».

Сенсорная чувствительность

Располагаясь на сетчатке наших глаз и реагируя на свет, наше зрение помогает нам различать объекты, людей, цвета, контрасты и пространственные границы. Люди с РАС могут переживать следующие трудности:

Гипо (недостаточная чувствительность)

– Объекты кажутся темными или с потерей тех или иных особенностей.

– Центральное зрение может быть размыто, тогда как периферическое достаточно резко.

– Центральное зрение достаточно хорошо, но периферия размыта.

– Пространственное восприятие на недостаточном уровне – тяжело бросать и ловить предметы; неуклюжесть.

– Искаженное зрение: объекты и светлые цвета могут казаться движущимися.

– Изображения могут искажаться.

– Легче и приятнее фокусироваться на какой-то части, чем на целом объекте.

«Это была миссис Марек, лицо, на котором свет лихорадочно танцевал, превращая её во что-то больше похожее на героя мультфильмов, чем на человека. Добро пожаловать в город Тун… Прошу пройти в пыточную, которую я называю своей кухней и познакомиться с моей женой, похожей на 3D мультфильм.» Гиллингем, Г. (1995), страница 51.

Это самая распространенная форма сенсерной дезинтеграции при аутизме. Проблемы со слухом могут повлиять на способность общаться и, возможно, на равновесие. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:

– Способность слышать звуки только одним ухом, второе ухо лишено возможности слышать полностью или частично.

– Невозможность распознать некоторые конкретные звуки.

– Возможно получение положительных эмоций от нахождения в толпе или шумном месте, а также от громких ударов по дверям или предметам.

– Шум воспринимается преувеличенно, звуки могут быть искажены или неразборчивы.

– Особенная чувствительность к звукам, например, способность слышать разговор на расстоянии.

– Одинаково сильное восприятие всех звуков, в том числе фонового шума, что часто ведет к проблемам со вниманием.

«Ты слышишь шум в своей голове? Он бьется и скребет. Как будто поезд с грохотом несется сквозь твои глаза.» Пауэл, Дж. 1995, страница 41.

Осязание очень важно для психического развития, так как помогает нам ощущать окружающий мир (этот предмет горячий или холодный?) и реагировать соответствующим образом. Также осязание помогает нам чувствовать боль. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:

– Сильно сжимает людей в объятиях, делает это ради ощущения сильного давления на кожу.

– Высокий болевой порог.

– Возможно нанесение себе повреждений.

– Получение приятных ощущений от тяжелых предметов (например, тяжелого одеяла), находящихся над ними.

– Прикосновения могут причинять боль и дискомфорт, человек избегает прикосновений других людей, что негативно влияет на взаимоотношения с окружающими.

– Неприятные ощущения, если на кистях или стопах что-то находится.

– Проблемы с мытьем и расчесыванием головы, потому что кожа головы очень чувствительна.

– Предпочтение строго определенных предметов одежды и тканей.

«Каждый раз, когда ко мне прикасаются, мне больно; появляется ощущение, что по моему телу проходит огонь.» Гиллингем Г. (1995), страница 3.

Химические рецепторы в языке рассказывают нам о том, какое всё на вкус – сладкое, кислое, острое и т.д. Люди с РАС могут испытывать проблемы следующего рода:

– Склонность к очень острой еде.

– Может есть несъедобные предметы – землю, траву, пластилин. Это явление называется называется пика.

– Считает, что некоторые ароматы и продукты слишком насыщенные и тяжелые из-за слишком острой реакции на вкус. Придерживается очень ограниченного рациона.

– Дискомфорт от твердой пищи: дети, например, могут есть только пюре, мороженое или другие мягкие продукты.

Химические рецепторы в носу рассказывают нам о запахах, которые нас окружают в данный момент. На запах мы реагируем в первую очередь. Люди с аутизмом могут сталкиваться со следующими проблемами:

– Некоторые люди вообще не чувствуют запахов и не воспринимают резкие ароматы (даже запах собственного тела).

– Могут лизать предметы, чтобы лучше понимать, из чего они сделаны.

– Запахи могут быть для них слишком интенсивными и сильными. Это может привести к проблемам с использованием туалета.

– Такие люди могут испытывать неприязнь к людям, носящим определенный аромат духов, шампуня и т.д.

«Запах собак, кошек, дезодорантов и лосьонов после бритья слишком сильный для меня, я не выношу его, а духи приводят меня в бешенство.» Гиллингем Г.(1995), страница 60.

Равновесие (вестибулярный аппарат)

Наш вестибулярный аппарат, находящийся во внутреннем ухе, помогает поддерживать равновесие и положение в пространстве и понимать, куда и как быстро перемещается наше тело. Люди с аутизмом могут испытывать следующие проблемы:

Необходимость качаться, кружиться или поворачиваться, чтобы ощутить что-то.

– Сложности с занятиями спортом, где необходим хороший контроль над своими движениями.

– Трудно остановиться во время каких-либо действий.

– Человека легко “укачивает” в транспорте.

– Сложности с выполнением заданий, в которых голова не находится в вертикальном положении или ноги оторваны от земли.

Восприятие собственного тела (проприорецепция)

Наше восприятие тела располагается в мышцах и конечностях и сообщает нам о положении нашего тела в пространстве и о том, как движутся те или иные части нашего тела. Люди с аутизмом могут испытывать следующее:

– Такие люди могут стоять слишком близко к другим, потому что не могут оценить расстояние между людьми и определить границы личного пространства.

– Также им тяжело ориентироваться в комнате и избегать препятствий.

– Могут врезаться в людей.

– Сложности с мелкой моторикой: низкая способность манипулировать маленькими предметами, например, кнопками или шнурками.

– Когда человек поворачивается к чему-то, то движет всем телом.

Синестезия – это редкое состояние, которое проявляется у людей с РАС. Сенсорное восприятие «входит» в организм через одну систему, а «выходит» через другую. Например, человек слышит звук, но воспринимает его как цвет. Другими словами, он «слышит» голубой цвет.

Здесь собраны некоторые примеры того, как можно помочь человеку с сенсорной дезинтеграцией. Часто даже незначительные изменения в окружающей среде могут оказать огромное влияние.

Вот три основных правила:

– Будьте внимательны: оцените окружающую обстановку и подумайте, может ли она создавать трудности людям с аутизмом. Можете ли вы что-то изменить?

– Подходите ко всему творчески: вспомните положительные моменты, связанные с сенсорным восприятием.

– Занимайтесь предварительной подготовкой: заранее рассказывайте людям с аутизмом о возможных сенсорных стимулах, которые могут им встретиться в той или иной ситуации.

Гипо (недостаточноая чувствительность)

– Необходимо повысить уровень визуальной поддержки.

– Убавить флуоресцентное освещение – вместо этого использовать приглушенные цветные лампы.

– Носить солнечные очки.

– Создать в классе так называемую «рабочую зону» – пространство или стол с перегородками, которые блокируют визуальные раздражители.

– Использовать затемняющие занавески.

– Использовать визуальное сопровождение вместо звукового.

– Закрывать двери и окна, чтобы избежать внешнего шума.

– Готовиться к походу в шумные места заранее.

– Носить затычки для ушей или наушники.

– Создать изолированную от шума рабочую зону.

– Использовать тяжелые одеяла или спальные мешки.

– Необходимо предупредить человека, что вы собираетесь его коснуться, а также всегда подходить к нему спереди.

– Помните, что кому-то объятия причиняют боль, а не приятные ощущения.

– Постепенно представляйте различные текстуры – коробка с разными материалами должна быть в доступе.

– Позволяйте людям самостоятельно совершать некоторые действия: (расчесывать волосы, мыть их) для того, чтобы они могли делать что-то так, как им удобно.

Некоторые люди с аутизмом недостаточно или чрезмерно чувствительны к вкусам и могут ограничивать себя слишком пресной или слишком острой едой. Мы не включили сюда информацию о способах помощи, потому что пока человек придерживается какой-то сбалансированной диеты, это может и не быть проблемой.

– Используйте продукты с резкими запахами как награду и с целью отвлечь от сильных раздражающих запахов (например, от запаха испражнений).

– Используйте гигиенические средства без запаха, не носите духов, попробуйте избегать любых запахов настолько, насколько это возможно.

– Занимайтесь тем, что тренирует вестибулярный аппарат. Для детей это, например, игрушечные лошади-качалки, качели, карусели. Для взрослых – можно попробовать игры в мяч, плавно подниматься по лестнице или идти по бордюру.

– Разделяйте большие занятия на мелкие, более легкие задания, используйте визуальные подсказки, как, например, финишная черта.

Методы помощи: восприятие собственного тела

– Располагайте мебель по краям комнаты, чтобы было легче ориентироваться.

– На пол можно наклеить яркую ленту, чтобы обозначить границы.

– Используйте «правило вытянутой руки», чтобы определить комфортное расстояние между людьми. Это означает, что к человеку не нужно подходить на расстояние ближе, чем вытянутая рука.

– Используйте упражнения, развивающие мелкую моторику, например, вышивание.

Как сенсорная чувствительность влияет на поведение

Иногда люди с аутизмом могут вести себя так, что на первый взгляд это не похоже на проявления сенсорной чувствительности – но именно она может быть скрытой причиной. Ниже показано несколько примеров того, как может вести себя человек с сенсорной дезинтеграцией и как можно действовать в таких ситуациях.

Проблема: привередливость в еде

Возможные причины: гиперчувствительность к вкусу или текстуре, неспособность почувствовать еду во рту.

Возможные решения: изменить текстуру еды, например, сделать пюре. Медленно прикасайтесь к области рта человека разными текстурами, например фланелью, зубной щеткой и какими-либо видами еды. Поощряйте активности, в которых принимает участие рот: например, свист или мыльные пузыри.

Проблема: человек жует всё, даже одежду и предметы

Возможные причины: находит это расслабляющим или ему нравится ощущение от жевания конкретного предмета.

Возможные решение: предложите трубки, не содержащие латекса, соломки или твердую жвачку (охладите их в холодильнике).

Проблема: размазывание испражнений

Возможные причины: текстура испражнений может быть приятна, а человек может быть невосприимчив к запахам.

Возможные решения: попробуйте такие продукты, как желе или кукурузная мука с водой, также можно попробовать что-то с интенсивным запахом.

Проблема: отказ носить конкретный вид одежды

Возможные причины: может не нравиться текстура или давление ткани на их кожу.

Возможные решения: можно попробовать вывернуть наизнанку одежду, чтобы не было швов, обрезать этикетки, а также позволить человеку носить ту одежду, в которой ему комфортно.

Проблема: трудности с засыпанием

Возможные причины: трудности с отключением чувств, в особенности зрения и слуха.

Возможные решения: можно использовать затемняющие шторы или тяжелые одеяла, слушать музыку, чтобы исключить внешний шум.

Проблема: сложно сконцентрироваться в классе

Возможные причины: слишком много отвлекающих моментов, например шум (разговоры, звонки, скрежет стульев по полу) или визуальные раздражители (люди, картины на стенах). Также могут быть проблемы с удержанием карандаша или ручки в руке (предмет может казаться горячим или холодным).

Возможные решения: ребенок должен сидеть подальше от дверей и окон, чтобы убавить количество раздражителей. Если возможно, то можно организовать отдельное рабочее место, отгороженное экранами или использовать мебель в классе, чтобы сконструировать отдельную зону без раздражителей. Попробуйте разные текстуры карандаша, чтобы выбрать наиболее подходящий.

Специалисты, к которым можно обратиться за помощью

Специалисты по оккупационной терапии (оccupational therapy) разрабатывают программы и могут изменить окружающую среду так, чтобы люди с сенсорной дезинтеграцией смогли жить настолько независимой жизнью, насколько это возможно.

Логопеды часто используют сенсорную стимуляцию, чтобы поощрять и поддерживать развитие речи и коммуникации.

Музыкальные терапевты используют инструменты и звуки, чтобы развить сенсорную систему человека, обычно это слух.

Сенсорные комнаты могут помочь стимулировать, развивать и балансировать сенсорные системы человека. Они есть в некоторых школах, клиниках и детских садах. Также встречаются сенсорные сады. Некоторые семьи создают в своих квартирах сенсорные комнаты (или обустраивают угол в комнате, отделяя его, например, занавеской).

В сенсорных комнатах может быть:

– Стеклянные трубки с подсветкой

– Трубки с пузырьками

Оборудование, которое включается рычагами, движениями, звуком или давлением, то есть такое, которое может научить человека причинно-следственной связи между явлениями.

Оценка пользы сенсорных комнат идет в основном от личных наблюдений, так как есть только ограниченное число исследований.

Delacato, C. H. (1974). The ultimate stranger – the autistic child. USA: Arena Press

Gillingham, G. (1995). Autism: handle with care! Understanding and managing behavior of children and adults with autism. Arlington, Texas: Future Education Inc.

Вопрос-ответ. «Спроси Азимову»: про восприятие речи, вокализации и компьютерные приложения при аутизме

Русскоязычный поведенческий аналитик и специалист по инклюзии детей с аутизмом отвечает на вопросы

Марина Азимова — магистр педагогических наук, магистр в области социальной работы, доцент Московского городского психолого-педагогического университета, сертифицированный поведенческий аналитик, образовательный консультант, научный сотрудник Центра для детей с особыми потребностями (Коннектикут, США), член Международной ассоциации поведенческих аналитиков и специалист инклюзивного образования детей с аутизмом.

Она является супервизором двух классов поддержки для детей с аутизмом в Москве, работа в которых построена в рамках подхода прикладного анализа поведения (АВА) и которые поддерживает Фонд «Выход» — инклюзивного класса при школе №1465 и класса подготовки к школе при ЦПМССДиП МГППУ (школа «Кашенкин луг»). На странице последнего проекта Марина отвечает на вопросы желающих об аутизме, поведенческом подходе и инклюзии.

Вопрос: У меня есть такая проблема, что я очень хорошо говорю, но очень плохо понимаю речь других людей. Я научилась справляться с этим просто кивая, соглашаясь и отвечая шаблонными фразами, но я очень часто попадаю из-за этого в нелепые ситуации, потому что могу ответить то, что совершенно не соответствует чужим словам, так как я восстанавливаю смысл по обрывкам слов, которые я разбираю. Из-за этого я часто соглашаюсь на что-то даже не понимая, на что согласилась. Не могу слушать лекции вообще, не могу вести конспекты, так как пишу очень медленно, а на слух лектора вообще не воспринимаю. Я знаю, что конспекты многим вести тяжело, но я совершенно не могу воспринимать лекции. Поэтому я не могу продолжить свое образование. И еще, у меня такая проблема, что я часто забываю все, что обсуждалось устно. Я помню что-то, если это прочитала. Но если я говорю с кем-то, то через пять минут я уже не помню никаких договоренностей вообще, и не смогу вспомнить, этого просто уже нет в моей голове. И из-за этого у меня тоже проблемы, потому что меня часто считают из-за этого совершенно безответственной. Может быть, есть какие-то упражнения или методики, чтобы улучшить внимание к тому, что говорят другие люди. Буду очень благодарна.

Ответ: Ваш вопрос весьма типичен для многих аутистов, которые слуховую информацию в принципе воспринимают с трудом. Это причина, по которой я всегда прошу тех, кто работает с людьми, у которых диагностированы РАС, использовать визуальные подсказки и не говорить многосложно. Теперь попробуем разобраться с вашими проблемами объективно. Я не могу сказать, как вам научиться понимать устную речь, но я попробую предложить вам пару практических советов. Для начала приобретите портативный диктофон, и вы сумеете важные разговоры и лекции (с разрешения) записывать, чтобы потом прослушать и законспектировать в том темпе, который вам удобен. Второе, сделайте себе карточки размером с визитку, и давайте иx тем с кем вы ведёте разговоры: «Мне трудно воспринимать устную речь. Говорите, пожалуйста, медленнее и короткими фразами, если можно. Спасибо за понимание». Если вы в ситуации, где невозможно, воспользоваться карточкой, не бойтесь переспрашивать. Когда-то, приеxав в США, я не понимала быстрой речи американцев и переспрашивала раз по 8-10 — понимающие люди, как правило, не обижались и старались помочь. Удачи вам.

Вопрос: Здравствуйте, Марина! Моему сыну аутисту на днях исполниться 20 лет. Диагноз поставили в 3 года. До 9 лет наблюдались в Центре психического здоровья на Каширском шоссе в Москве, два раза в год ездили на консультации. Закончил школу, обучался по индивидуальной программе, занятия проходили в классе, в школе, не в домашней обстановке. Умеет читать, писать, считать, речь не развита, говорит штампами. Не агрессивен, приучен к режиму, остается дома один, без присмотра, хорошо владеет компьютером как пользователь, научился работе с ним сам. С 12 лет нас мучают вокализмы, все идет по нарастающей, сейчас добавились подергивания носом, шеей. Дома если чем-то занят, не так заметно. Когда выходим на прогулки, все усиливается. Постоянные кивки головой, выкрики. Принимали Рисполепт, финлепсин. Если дозы увеличивать, он засыпает днем несколько раз и ходит заторможенный весь день. Наш психиатр в поликлинике говорит, что от этого теперь трудно избавиться. Как-то можно подкорректировать такое состояние, или на фоне основного заболевания этого трудно добиться?

Ответ: Задача не из лёгких. Когда подобного рода вещи происходят с высокофункционирующими молодыми людьми в этом возрасте, можно пробовать когнитивно-поведенческую терапию. С другими часто помогают медикаменты, но тут требуется умный психиатр, который будет пробовать различные варианты (препаратов, доз, комбинаций), пока не подберёте совместно нужный для вашего сына вариант. Или можно попробовать (как вы выразились — «когда он чем-то занят») способы держать его «занятым». Например, дать ему плеер с музыкой и наушники, чтобы в руках нёс его и слушал приятные для него мелодии… Ну или что-то в таком духе: занять руки и дать какие-то ощущения, отвлекающие от вокализации. Подумайте — может быть, вспомните что-нибудь из арсенала его интересов.

Вопрос: Хотела узнать ваше мнение вот по какому вопросу: с какого возраста целесообразно учить ребенка пользоваться специальными программами на айпаде в качестве способа коммуникации. Поясню. У нас растет дочка, ей почти четыре года, аутизм. Говорить начала недавно, звуки даются ей с большим трудом: почти невозможно разобрать, в качестве отягчающего обстоятельства — двуязычная языковая среда. Очень хорошо пользуется карточками PECS — составляет фразу «я хочу» и приносит ее человеку, от которого хочет получить желаемое, сама составляет и активно пользуется визуальным расписанием, с айпадом, как и многие дети ее возраста, обращается искуснее родителей… Мы недавно узнали про программу Proloquo2go, есть соблазн установить ее дочке на айпад, но меня гложут сомнения, 4 года — не слишком ли рано? Волнуют еще вопросы безопасности — вряд ли мы сможем дать дочке айпад в садик и в школу. Но возможно, даже занятия дома с этой программой могли бы ей помочь? Что вы можете посоветовать в данном случае?

Ответ: Proloquo2go — это отличная программа. 4 года — это совсем не рано. Но нужно будет поработать: набрать ей все нужные категории («папки»), а в каждую из ниx загнать лексикон в достаточном объёме. Ну и конечно научить её навигации, что, судя по вашим рассказам, не займёт долгое время.

outfund.ru

Дельфинотерапия для аутистов

Дельфинотерапия для аутистов

Сегодня дельфинарии мира с радостью принимают в свои бассейны множество детей-инвалидов

Используют эту необычную терапию и в восстановлении маленьких аутистов

Стоимость лечения общением с дельфинами в каждом городе разная

Цены на курс дельфинотерапии вы можете узнать на официальном сайте дельфинария интересующего вас города

В конце 70-х годов английские ученые отметили, что контакт с дельфинами очень хорошо воздействует на развитие детей

А затем постепенно в практику стали вводить лечение дельфинотерапией детей с различными физическими и психическими отклонениями

Впервые это произошло в немецком городе Нюрнберге

С тех пор плавание с дельфинами стало распространенным методом лечения различных недугов

Довольно успешно дельфинотерапию применяют в различных американских штатах

Не так давно – с середины двухтысячных годов – этот опыт переняли и российские специалисты

Почему именно дельфины?

Вряд ли в мире найдется человек, который был бы равнодушен к этим милым общительным и улыбчивым существам

Дельфины очень лояльно относятся к людям, стремятся с ними «дружить» и общаться

А еще эти удивительные животные разговаривают ультразвуком

Такой уникальный орган чувств называется эхолокацией

С его помощью морские обитатели сканируют необходимые им объекты под водой

Ученым миром давно установлено благотворное влияние ультразвуковых волн на организм человека.

Точечное воздействие на тело с помощью процедуры фонофореза или сонофореза

улучшает обмен веществ

Всеми этими ценными свойствами обладает и ультразвук, издаваемый дельфинами

Более того, такая природная звукотерапия способна избавить человека от различных видов боли

Прибавьте сюда же

благотворное, успокаивающее воздействие

и целебный ранозаживляющий эффект морской воды

положительные эмоции, которые, как правило, вызывают дружелюбные дельфины

Эти животные очень любят детей и побуждают их играть вместе

Конечно, в дельфинотерапии принимают участие лишь опытные, специально обученные такому общению особи, поведение которых отслеживают тренеры, психологи и врачи

Процесс плавания с дельфинами может быть как свободным, так и регламентированным специалистами

Принять решение о характере терапии должны врачи, которые будут курировать данный процесс. Все зависит от степени тяжести заболевания ребенка, его коммуникативных способностей, возраста и, собственно, реакции на саму процедуру

Дельфины-терапевты в Евпатории — видео

В самом начале, до дельфинотерапии, они знакомятся с маленьким пациентом и его родителями, изучают историю болезни, выявляют основные проблемы и, исходя из этого, составляют программу общения с дельфинами

Тренеры совместно с психологами подбирают оптимальные игры и упражнения с дельфинами для каждого конкретного ребенка

С помощью вот таких контролируемых занятий с дельфинами специалисты могут решать самые разные задачи в борьбе с аутизмом

пробудить его интерес к происходящему вокруг

развить коммуникативные навыки

вызвать положительные эмоции

снизить уровень агрессии

и даже спровоцировать скачки в развитии

После проведенного курса дельфинотерапии специалисты предоставляют родителям свои официальные заключения по результатам наблюдений

насколько эффективен был курс

какие цели и задачи были достигнуты, а какие нет

стоит ли продолжать лечение с помощью дельфинов и дальше

Дельфинотерапия для аутистов: особенности

Принимая решение о применении дельфинотерапии в восстановлении ребенка-аутиста, следует помнить о том, что аутисты очень консервативны

Такое купание с дельфинами, в любом случае, будет стрессом для такого ребенка – а вот положительным или отрицательным, это уже другой вопрос

Родителям нужно объективно оценить состояние малыша: как он перенесет дорогу до дельфинария, если он находится в другом городе, нет ли у него страхов, связанных с водой и с морскими животными

Обязательно оцените потенциальный вред для аутиста от озонированной или хлорированной воды в бассейне

Лучше, если ребенок будет плавать в морской воде

Большинство родителей аутичных детей очень довольны результатами такой терапии

Они отмечают, что после знакомства с дельфинами у их малышей произошли резкие скачки в развитии

появление контакта глаз

улучшение речевых навыков

избавление от энуреза

налаживание социальных контактов

Дельфинотерапия Критика

Защитники живой природы не ставят под сомнение эффективность такой терапии для детей

Но отмечают вред самих дельфинариев для этих животных, которые в море проплывают ежедневно более 100 км

Естественно, в дельфинарии это невозможно, что ухудшает их здоровье

Что ещё кроме этой терапии можно применять

Конечно, вовсе не факт, что эти положительные сдвиги в состоянии и поведении ребенка произошли именно от дельфинотерапии. Многие из них параллельно вводили диету бгбк и принимали БАДы по протоколу

Могло сработать что-то одно, а, может быть, помогли и все эти методы восстановления в комплексе

Так или иначе, применять дельфинотерапию в восстановлении своего аутичного ребенка или нет, каждый родитель решает сам

А мы лишь стараемся отражать на страницах своего сайта максимально объективную и полезную для вас информацию

Лечение аутизма у детей. Аутизм. Метод восстановления

Продукты пчеловодства Тенториум восстанавливают каждую клеточку организма естественным путем по принципам биомедицинской коррекции организма

Также есть продукция, с помощью которой токсины после медикаментозного лечения без проблем выведутся из организма

Информация, представленная в этой статье, предназначена только для информирования читателя

Она не может быть заменой для консультации профессиональным медицинским работником

apicorrection.com

Диета для аутичных детей. Как нормализовать питание при аутизме?

Диета для аутичных детей фото Диета для аутичных детей обязательно должна быть максимально строгой. Многочисленные научные исследования подтверждают, что некоторые пищевые продукты негативно сказываются на умственном развитии детей с аутизмом, поскольку их кишечный тракт должным образом не расщепляет некоторые виды белков. Продукты белков, которые не до конца расщепились (то есть пептиды), и провоцируют аутистическое поведение у детей.

На чем основывается диета для аутичных детей? Рецепты и нормализация питания.

При лечении аутичных детей первоначально нужно исключить те продукты, в которых содержатся консерванты, искусственные красители, провоцирующие различные негативные реакции у многих «чувствительных» людей. Помимо прочего важно нормализовать прием сахара и различных искусственных подстастителей, являющихся причиной когнитивных функций, дисбаланса сна, нестабильности поведения и настроения, провоцирующих разрастание дрожжевых инфекций в организме.

диета для аутичных детей Кроме того при аутизме нужно снизить потребление обработанных углеводов, так как это может привести к резким колебаниям глюкозы в крови ребенка. Продукты, которые содержат протеин, наоборот, стабилизируют уровень глюкозы, поскольку не так стремительно стимулируют инсулин в организме. К числу источников протеина относятся:

  • яйца и орехи, мясо и семена, различные белковые смеси;
  • белковые порошки, которые готовятся на основе риса.
  • Для нормализации стула в правильное питание при аутизме должна входить клетчатка. Ее источниками являются:

    • овощи, цельные зерновые, семена, фрукты, орехи и прочее;
    • пищевые добавки, содержащие клетчатку;
    • различные препараты на основе трав.

    При лечении детского аутизма каждый день нужно давать ребенку одну – две больших ложки семя подорожника, пищевой клетчатки либо молотого льняного семени. За счет увеличенного потребления воды уменьшаются запоры, улучшается пищеварение, предотвращается обезвоживание, которое может усилить побочные явления приема ряда медикаментов. Диета при аутизме должна включать продукты, свободные от антибиотиков, химических красителей и гормонов, что значительно снизит аллергенную и токсическую нагрузку на детский организм.

    Безглютеновая и безказеиновая диета при аутизме у детей.

    Некоторые врачи советуют при аутизме придерживаться специальной диеты, не включающей продукты, которые содержат казеин и глютен. Вводить ее нужно постепенно, внимательно следя и записывая реакцию ребенка. Это позволит уменьшить нехватку либо полное отсутствие в детском организме веществ, которые вызывают зависимость. Эксперты доказали, что белки глютена и казеина между собой похожи, их нужно устранить из питания аутичного ребенка как можно быстрее.

    Безглютеновая и безказеиновая диеты крайне полезны для детей с аутизмом. Когда из рациона аутичного ребенка исключить молочные продукты и продукты, содержащие пшеницы, уже спустя три месяца наблюдаются значительные улучшения. Главными преимуществами такого рациона питания можно назвать видоизменение взгляда ребенка, улучшающуюся речь и общительность. Помимо прочего ребенок начинает лучше спать, у него нормализуется стул. Может показаться, что не происходят никакие изменения, однако, если снова ввести эти белки в рацион, то ухудшения явно заметны.

    Лучше всего провести трехнедельную проверку опытным путем: изъять из меню все продукты с казеином и глютеном. Если такая диета будет помогать, то следует придерживаться ее и дальше, что позволит добиться улучшений в общем состоянии аутичного ребенка.

    womanjournal.org

©2019 | Developed by ThemeBounce.

Back to top