Лечение

Возрастная специфика стресса

05.06.2018

Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика;

Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или, вообще без таковых, в ситуации «слово за слово». Конфликтогены — слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту, спровоцировать его.

Например, вызывают конфликт:

· незаслуженные или унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя положиться!»);

· негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы, такие…»);

· настойчивые советы по поводу того, как друго­му человеку следует себя вести;

· указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А твой отец — алкоголик!»);

· решительное установление границ разговора, «закрытие» оп­ределенных тем для обсуждения («Все, не будем это обсуж­дать!», «Не смей так говорить!»);

· неуместная ирония, сарказм;

· ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых «выпустить пар».

Конфликтогены — это, образно говоря, «мусор» общения. Они не всегда приводят к конфликтам, но опасны тем, что «конфликтогенная неряшливость» человека в общении делает его источником конфликтогенов. «Ходячим конфликтогеном» является также человек, который, сам избегает конфликтогенов в речи, но обязательно отреагирует на любой конфликтоген собеседника. Определены (И.С. Сергеев и другие) наиболее часто встречающиеся в педагогическом общении типы конфликтогенов (см. схему 88).

Конфликты могут быть исключены из педагогического общения при соблюдении правил бесконфликтного общения:

· не употреблять конфликтогенов.

· не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.

· делать как можно больше благожелательных посылов по отношению к учащимся (готовность к сотрудничеству, демонстрация дружелюбия, проявление эмпатии).

Выявлены наиболее часто встречающиеся «возрастные» конфликтогены (М.М. Рыбакова и др.). Так у подростков — это потребность в самовыражении и самоутверждении; «чувство взрослости», усиление половой идентификации, потребность в общении и общественном признании (например, потребность быть принятым группой), повышенный эгоцентризм. В целом увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется обострением противоречий в кризисный период развития подростка. По данным исследователей, преобладающими причинами конфликтных ситуаций в подростковом возрасте выступают факты негативного поведения учащихся, неспровоцированные или вызванные действиями учителей. На втором месте по частоте возникновения стоят конфликты, связанные с дидактическими ошибками (например, систематическое занижение оценки, разные отметки за одинаковые ошибки в письменных работах и т.п.). Далее идут конфликты, обусловленные неправильной тактикой взаимодействия педагогов с подростками (мстительность, дискриминация в отношении к отдельным подросткам), а также грубым открытым или маскируемым нарушением педагогической этики.

Конфликтогены юношеского возраста — это переживание своего “Я” как индивидуальной целостности, неповторимости, непохожести на других людей, потребность в самопознании; рост социальной активности, «примеривание» к различным социальным ролям, определение гражданской позиции, нравственных ориентиров, профессиональный выбор; большая самостоятельность в оценочной деятельности, проблема смысла жизни, размышление о своем жизненном предназначении, потребность в доверительном общении, любви и другие.

Конфликты в старшем школьном возрасте вызываются, во-первых, нарушениями дисциплины старшеклассниками (невыполнение ученических обязанностей, неподчинение требованиям учителей, курение, пропуск занятий, обман учителей, вражда, драки и т.п.); во-вторых, конфликтогенным поведением самих учителей, их бестактностью (позиция «учитель всегда прав»; применение мер наказания, не соответствующих возрастным особенностям; публичные оскорбления, вторжение в личный мир юношей и девушек, осуждение их взаимных симпатий; злоупотребление откровенностью старшеклассников с учителями и разглашение ими доверенных секретов другим учащимся, любопытство к личной жизни юношей и девушек без их согласия советоваться со старшими и т.п.).

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Определите «общение» как психологическое и педагогическое понятие.

2.Раскройте структуру и функции педагогического общения.

3.Назовите и охарактеризуйтезакономерности педагогического общения.

4.Какие знания, способности, умения, личностные качества составляют готовность учителя (воспитателя) к профессионально-педагогическому общению и его коммуникативную культуру?

5.Дайте характеристику возможных стилей педагогического общения и педагогического руководства.

6.Докажите, что высокая конфликтность педагогического общения является его объективной особенностью. Определите понятие «педагогический конфликт».

7.Назовитеэтапы развития педагогического конфликта. Охарактеризуйте возможные стили поведения в нем.

8.Какие типы конфликтогенов встречаются в педагогическом общении? Раскройте их возрастную специфику.

studopedia.su

/ Психология стресса.doc(вопросы на экзамен)

Вопросы для проверки качества знаний по дисциплине

Проблема стресса в жизни современного общества. Основные сферы изучения стресса в прикладных психологических исследованиях.

Различные подходы к изучению стресса: психофизиологический, психиатрический, психологический: отечественная психологическая школа, бихевиоризм, гуманистическая психология, экзистенциальная психология.

Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.

Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах.

Особенности психологического стресса.

Поведенческие признаки стресса. Интеллектуальные признаки стресса. Физиологические признаки стресса. Эмоциональные признаки стресса.

Виды стресса: внутриличностный психологический стресс; межличностный психологический стресс.

Профессиональный стресс. Психологический климат в рабочей группе. Общая классификация методов оптимизации состояний в профессиональной деятельности.

Семейный психологический стресс. Семейный конфликт, его влияние на развитие стресса.

Стресс в экстремальной ситуации. Формы реакций. Техника неотложной психологической помощи в зависимости от вида реакции.

Общие закономерности развития стресса. Влияние характеристик стрессора на уровень стресса.

Факторы, влияющие на развитие стресса.

Последствия стресса: психосоматические заболевания и посттравматический синдром.

Субъективные причины возникновения психологического стресса. Объективные причины возникновения психологического стресса.

Возрастная специфика стресса. Возрастной кризис как фактор стресса.

Информационный стресс. Новые информационные технологии и организационные источники стресса.

Посттравматическое стрессовое расстройство. Определение. Причины возникновения. Критерии. Проявления. Типы. Методы диагностики.

Объективные методы оценки уровня стресса.

Субъективные методы оценки уровня стресса.

Подходы к прогнозированию стресса и оценки стрессоустойчивости человека.

Здоровый образ жизни и его влияние на стресс. Физическая активность – важный фактор нормализации стресса.

Психологические методы нейтрализации стресса (аутотренинг, медитация, психотерапия).

Нейтрализация стресса при помощи психотерапии. Виды психотерапии, применяемые для уменьшения уровня стресса.

Устранение причин стресса путем совершенствования поведенческих навыков.

Конфликты как источник стрессов. Совершенствование коммуникативных навыков.

Заниженная самооценка как источник стрессов. Формирование уверенного поведения.

Фрустрации как источник стрессов. Эффективное целеполагание.

Постоянный цейтнот как источник стрессов. Тайм-менеджмент.

Деятельность психолога по диагностике и минимизации стресса у клиента.

Деятельность психолога по диагностике и профилактике стресса в организации.

Составила: к.псх.н., доцент Шаймухаметова С.Ф.

Возрастная специфика стресса

Психосексуальное развитие — один из аспектов онтогенеза, тесно связанный с общим биологическим разви

txt fb2 ePub html

на телефон придет ссылка на файл выбранного формата

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по возрастной психологии. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату. Достаточно скачать шпаргалки по возрастной психологии — и никакой экзамен вам не страшен!

Если вам нужен индивидуальный подбор или работа на заказа — воспользуйтесь этой формой.

Центральным возрастным новообразованием периода зрелости можно считать продуктивность, понимаемую ка

Особенности психического развития в юношеском возрасте

Новообразования: младший школьный возраст — произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия собственного поведения, потребность в активной умственной деятельности; контроль и самоконтроль;

подростковый возраст — сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении;

ранняя юность, или старший школьный возраст, — психологическая готовность к личностному и профессиональному самоопределению, включающему:

а) сформированность на высоком уровне психологических структур самосознания школьников;

б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, ценностные ориентации и временные перспективы;

в) предпосылки индивидуальности как результат развития и осознания своих интересов, потребностей, способностей.

Особенности психического развития в юношеском возрасте. Новообразования: младший школьный возраст — произвольность психических процессов, внутренний план действий, рефлексия собственного поведения, потребность в активной умственной деятельности.

Особенности психического развития в юношеском возрасте. Новообразования: младший школьный возраст — произвольность психических процессов, внутренний план де. Загрузка.

Изменение жизненной социально-психологической ситуации развития в подростковом и раннем юношеском во. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст называют вершиной детства.

Особенности психического развития в юношеском возрасте. Новообразования: младший школьный возраст — произвольность психических процессов, внутренний план де.

Изменение жизненной социально-психологической ситуации развития в подростковом и раннем юношеском возрасте.

Особенности психического развития в юношеском возрасте. Новообразования: младший школьный возраст — произвольность психических процессов, внутренний план де. подробнее ».

Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап приняти.

Особенности психического развития детей раннего возраста. Изучали Аксарина Н.М., Лисина НИ., Новоселова С.Л., Запорожец А.В., Выготский Л.С., Божович ЛИ. Ранний возраст — с I до 3 лет; ведущим видом деятельности является предметная.

Этапы психического развития человека. Развитие ребенка – сложный диалектический процесс. В психологии выделяют следующие периоды развития ребенка и школьника: новорожденный (до 10 дней), младенческий возраст (до 1 года), ранний детский (1–3 года), преддошкольный.

cribs.me

2. Дифференцированное обучение: методы, средства, формы, возрастная специфика

Дифференцированным в дидактике называют такое обучение, для которого характерен учет типологиче­ских возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. При дифференцированном обучении реализуется тот или иной вид дифференциации. Целевыми ориентациями дифференцированного обучения являются: обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенно­стям различных групп учащихся. В ходе дифференцированного обучения применяются разнообразные методы, приемы, формы обучения и специальный дидактический материал, позволяющий осуществлять развитие учащихся в соответствии с их возможностями.

Вариантом дифференцированного обучения является индивидуальное обучение, при котором: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (учебные пособия, компьютер и т. п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенно­стям; следить за его продвижением от незнания к знанию, вовремя корректировать деятельность обучающегося и учителя. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе ограниченно (например, для занятий с одаренными детьми, с девиантными детьми).

Наиболее полно идеи дифференцированного обучения реализуются в школах с уровневой дифференциацией, организационная модель которых включает следующие виды дифференциации: 1) комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики тех или иных характеристик личности и уровня овладения общеучебными учениями; 2) внутриклассная дифференциация обычно в среднем звене (V—IX классы) проводится посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном); зачисление в группы производится на добровольной основе с учетом познавательного интересов учащихся; 3) профильное обучение в основной школе и старших классах организуется на основе психолого-педагогической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, а также самоопределения школьников.

Дифференцированное обучение предполагает не только дифференциацию содержания, но и дифферен­циацию организации обучения с выделением методов, форм работы (фронтальная, групповая формы, инди­видуальные занятия), темпов изучения материала и т. д. В настоящее время в средней общеобразовательной школе Беларуси уровневая дифференциация осуществляется в форме кружковых или факультативных занятий по предметам, а профильная дифференциация сохраняется в X—XI классах некоторых типов средней школы (гимназии, лицеи). Актуальной в связи с этим остается внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация, которая осуществляется на всех ступенях общеобразовательной школы.

2. Проведение диаг­ностики по этому критерию

studfiles.net

Возрастная психология

[dropcap type=»3″] К [/dropcap]аждый из нас на протяжении жизни, растет, взрослеет, становится зрелым и стареет. Все эти процессы сопровождаются изменениями в сознании, в том, какие психологические роли мы играем, как реагируем на те или иные вещи и т.д. Периодически в жизни каждого из нас происходят возрастные кризисы, когда одна система ценностей и взглядов претерпевает изменения, и заменяется несколько иной. Так происходит на протяжении всей жизни. В этом смысл. Это эволюция. Существует также и наука, которая изучает эволюцию сознания человека в разном возрасте, она называется «возрастная психология». Естественно, что методы изучения и воздействия на человека в каждом возрасте свои, и возрастная психология детей кардинально отличается от психологии взрослого человека. В этой статье мы предлагаем Вам разобраться, зачем нужна возрастная психология современному человеку.

Психология развития и возрастная психология

Вся возрастная психология построена на том, что у каждого человека в определенном возрасте появляется так называемый «кризис возраста», причем он есть и в 15, и в 30, и в 45 лет, и даже в 1 год! По сути, кризис возникает по причине того, что человек должен выбирать какой-то один вариант решения возрастных задач из множества альтернативных. В этом контексте часто встречается понятие «психология развития». Что это такое? Отличаются ли между собой психология развития и возрастная психология?

Эти два понятия соотносятся между собой как общее и частное. Возрастная психология исследует развитие в связи с биологическим возрастом человека. Психология развития — понятие более широкое, поскольку она изучает не только возрастные этапы развития человека, она также изучает генезис психических процессов в человеке.

Сильно связаны между собой возрастная и педагогическая психология. Это объясняется тем, что они изучают человека как высшую ступень развития жизни, как систему, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и сформированное в течение жизни, природное, социальное и духовное — едины и нерасторжимы. Как связаны между собой педагогическая психология и возрастная психология? Психология возраста изучает, как меняется психика человека с возрастом, а педагогическая психология исследует, как меняется психика человека в процессе обучения. Таким образом, педагогическая психология невозможна без возрастной, она изучает человека определенного возраста, находящегося в образовательном процессе.

Как и любая наука, возрастная психология обладает рядом методов исследования. Все методы возрастной психологии можно классифицировать по следующим параметрам:

  • по продолжительности:
    1. лонгитюдный метод (или метод продольных срезов), который отслеживает развитие одной и той же группы людей на протяжении длительного времени с целью выявления качественных изменений психики человека
    2. метод поперечного среза, дающий возможность за короткое время исследовать тот или иной параметр в разновозрастных группах и сделать вывод о его динамике в зависимости от возраста (при прочих равных условиях)
      • по особенностям проведения:
      • наблюдение, представляющее собой фиксирование имеющихся фактов с их дальнейшей интерпретацией,
      • опрос (в виде анкетирования или устной беседы),
      • эксперимент, в ходе которого искусственным образов создаются условия для получения нужной реакции исследуемого,
      • тестирование, необходимое для выявления уровня интеллектуальных способностей и личностных качеств исследуемого,
      • анализ продуктов деятельности (рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, тетрадей, личных дневников) для получения информации о внутреннем мире человека, его отношении к миру и окружающим.

    Вообще каждый человек проходит определенные этапы в жизни. Возрастные периоды в психологии могут быть классифицированы по:

    • хронологическому возрасту — количеству лет, прожитых человеком,
    • биологическому возрасту — физическим показателям здоровья человека на данный момент,
    • по психологическому возрасту — интеллектуальному, психосексуальному, духовному развитию личности и ее самоощущению.

    Впервые кризисы в жизни человека происходят в год, три и семь лет. Четвертый кризис наступает в школьном возрасте, когда у ребенка развивается трудолюбие или наоборот лень, а также чувство своего статуса среди школьных товарищей.

    [pull_quote_left]Нужнее всего возрастная психология в деле разрешения и профилактики возрастных кризисов[/pull_quote_left]

    Пятый кризис приходится на подростковый возраст (12-16 лет), когда человек озабочен вопросами идентификации. Шестой кризис — это кризис 30-ти лет, когда человек пересматривает свои юношеские идеалы, представления о жизни и свое «Я», переходя во взрослость. Седьмой кризис — кризис среднего возраста (38-45 лет). Восьмой кризис настигает человека в период старения, когда жизненный путь человека заканчивается, а человек занимается тем, что оценивает, как он был пройден.

    Особенности возрастной психологии

    Еще несколько слов о том, в чем состоят особенности возрастной психологии. И взрослая, и детская возрастная психология ставят во главу угла возраст человека, при этом уделяют много внимания психологическому, ментальному и эмоциональному развитию, которое зачастую не совпадает с биологическим возрастом человека. При этом самые важные задачи возрастной психологии заключаются в том, чтобы выявить основные закономерности личностного развития человека, проанализировать их и разработать способы применения полученных знаний на практике.

    Таким образом, возрастная психология, хоть и сложная, но очень нужная сфера знаний, поскольку каждый из нас рано или поздно войдет в период возрастного кризиса, и хорошо, если рядом окажется человек, который будет способен помочь и натолкнуть на правильные действия.

    bambinostory.com