Лечение

Выход из депрессии история

19.06.2018

Выход из депрессии — как его найти?

«Как найти выход из депрессии?» — этот вопрос можно часто увидеть на психологических форумах и блогах психологов. Действительно, депрессия — очень поганая штука, и страдают ей, в основном, люди умственного труда. Но способы выхода из депрессии есть.

Как вы думаете, страдал ли древний пещерный человек этой психологической проблемой? Знакомо ли это состояние племенам, которые есть на сегодня в Африке и Амазонии? Мне кажется что нет. Да им просто думать об этом некогда — ведь каждый день надо что-то делать физически, чтобы выжить.

Депрессии больше подвержены люди, живущие в «цивилизованном мире», то есть мы с вами. Чем выше уровень развития общества, тем чаще это состояние наблюдается у людей. Постоянные стрессы, перегруженность информацией по ТВ, радио, рекламой, ускоряющийся темп жизни, который требует от вас все больше усилий, сидячий образ жизни — все это накапливается и со временем может перерасти в депрессию.

Так как же найти выход из депрессии?

Я хочу поделиться с вами двумя простейшими и эффективными способами борьбы с этим недугом.

1. Физические упражнения, бег.

Физическая активность увеличивает количество эндорфинов в крови, которые повышают настроение. Регулярные пробежки обладают не меньшей эффективностью, чем антидепрессанты и психотерапия — это мнение многих психиатров! Регулярные тренировки улучшают физическое здоровье, дают прекрасную фигуру, из-за этого постепенно начинает изменяться отношение к себе любимому и появляется уверенность в собственных силах.

По результатам одного из исследований американских ученых, пробежка в течение 15 минут помогает снять нервное напряжение эффективней, чем 450 мг транквилизаторов.

Очень интересна одна история, которая случилась с пациентом доктора Кеннета Купера (американский врач, автор классической «Аэробики»). Этот пациент страдал сердечными приступами, которые часто повторялись. Он проходил много обследований, но врачи так и не нашли причину. Позже ученые открыли и доказали, что это была «маскированная депрессия». Другими словами, у человека была депрессия, которая маскировалась под болезнь и вызывала сердечные приступы.

Так вот, эти приступы продолжались многие годы и лечение было безуспешным. И пациент решил покончить с собой. Он решил быстро побежать, рассчитывая что сердце не выдержит такой нагрузки и он умрет. Этот человек не хотел, чтобы кто-то догадался, что это было самоубийство. Пробежав большое расстояние он упал в изнеможении, но сердце выдержало, он остался жив.

Но желание покончить с собой не покидало его. Через день он опять повторил попытку — и опять сердце выдержало. Так он начал бегать каждый день, надеясь что однажды упадет и умрет от сердечного приступа. Но этого не происходило. Со временем, депрессивное состояние и желание самоубийства начали покидать его. Он снова захотел жить. Через пару месяцев сердце стало беспокоить все меньше, и со временем болезнь прошла.

Не знаю, верить или нет подобной истории чудесного исцеления, но доля здравого смысла в этом есть. Знаю на личном опыте, какое классное чувство возникает после тяжелой тренировки в спортзале ?? Да и врачи советуют больше активный отдых, так как он помогает быстрее восстановить силы и укрепляет здоровье, в том числе и психологическое здоровье.

Это второй способ, который может помочь найти выход из депрессии. Его даже иногда используют в психиатрических клиниках. Если смотреть с точки зрения биохимии, то прерывание сна вызывает дефицит углекислого газа. Это вызывает вход в измененное состояние сознания.

Суть этого метода — «пропустить» одну ночь сна. Допустим, вы проснулись во вторник в 9 часов утра и хотите сделать прерывание сна. Тогда вечером вы не ложитесь спать и проводите без сна всю ночь и следующий день. Спать вы ляжете только в среду вечером, часов в 9-10 и спите примерно 11-12 часов. Получается такая схема: бодрствование=35-37 часов, сон=10-12 часов.

Самое сложное — не заснуть, особенно в утренние часы. Если заснете — эффекта не будет. Нельзя проводить все время пассивно, необходимо чередовать с периодами активности. Можно сделать уборку в комнате или зарядку.

На первом этапе прерывание сна рекомендуется делать 2 раза в неделю, а при улучшениях — 1 раз в неделю. Для достижения желаемого эффекта необходимо провести от 6 до 8 сеансов. Большинство тех, кто пробовал, отмечают эффект уже после первого раза.

Эта техника рекомендуется, в основном, для лечения тяжелой депрессии, когда другие способы уже не помогают. Я сам не пробовал, но в планах попробовать один раз ради интереса ??

Я надеюсь, что вышеперечисленные способы помогут вам найти выход из депрессии , если она у вас возникнет. Попробуйте эти простые методы и поделитесь своими впечатлениями в комментариях! Но чтобы не попадать в депрессию советую регулярно бывать на свежем воздухе и стараться не подвергать себя стрессам, беречь свое психологическое здоровье.

Кстати, какие способы выхода из депрессии знаете вы? Поделитесь со всеми!

И обязательно посмотрите видео — хорошее настроение гарантировано:

ivanrbk.ru

Депрессия. Лечение депрессии. Экскурс в историю

Меланхолия, acedia, сплин, хандра, депрессия . Что дальше?

В первой половине XX века антропологами были проведены исследования среди многочисленных племен, населяющим глухие уголках нашей планеты, которые жили по законам первобытнообщинного строя. Исследования показали, что некоторые члены племени были подвержены различным расстройствам психики, среди которых были и депрессивные расстройства. На основании этого, ученые сделали вывод, что депрессией имеет очень давнюю историю. Но, с другой стороны, результаты этого исследования не могут служить 100% доказательством того, что депрессиями страдали и наши далекие предки, ведь нецивилизованные люди обладают гораздо большей чувствительностью, и потому их депрессии могут быть откликом на события, которые происходят на Земле. То есть они могут страдать, потому что "чувствуют" страдания Земли, не отделяя себя от происходящего во внешнем мире — про это очень точно сказал Кафка "всеми страданиями вокруг нас должны страдать и мы. У нас разные тела, но одно развитие, а это проводит нас через все боли в той или иной форме".

В четвертом тысячелетии до н.э. Жрецы Древнего Египта лечили людей, у которых наблюдалось патологическое состояние тоски. Жрецы Древней Индии считали, что уныние, как и другие душевные заболевания является результатом одержимости, поэтому специально обученные жрецы занимались лечением депрессии с помощью заклинаний, изгоняющих злых духов.

Самый ранний эпизод, описывающий депрессию, можно найти в Библии. Правда в то время еще не было ни слова «депрессия», ни слова «меланхолия», но была история, повествующая о первом царе иудеев Сауле, жившем в 11 в. до н.э. Это был гневный и мрачный человек, погрязший в отчаянии: «а от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа». Шло время, и Саула все чаще одолевали приступы мрачного настроения, а светлые периоды случались все реже.

Слуги сказали Саулу, что ему станет легче, если он услышит игру лютни. Они находят Давида, "умеющего играть, человека храброго и воинственного, и разумного в речах и видного собою". "Отраднее и лучше" становится Саулу, во время игры Давида, и вскоре "злой дух отступает от него". По сути, Саула можно назвать первым музыкотерапевтом, поскольку он занимался лечением депрессии с помощью музыки.

Но не благодарность, а черная зависть к Давиду рождается в сердце Саула, все больше страдает его самолюбие. Ведь все, что доставалось Саулу великом трудом, дается Давиду легко и просто. Прежде всего его ранит то, что после победы над филистимлянами народ славит в песнях не его, а Давида: "Саул истребил тысячи, а Давид – десятки тысяч". Он сокрушается о потере признания народом и понимает, что это плоды его дел. Он жаждет признания и обожания, но понимание несбыточности этого желания превращается в слепую ярость, когда он бросает в Давида копье. Копье пролетает мимо, а Давид становится “врагом его на всю жизнь”.

В этой библейской истории четко описаны типичные депрессивные признаки — мрачное, подавленное настроение, агрессия, страх, чувство вины. Все это все глубже и глубже вгоняет Саула в депрессию и в конце концов приводит к тому, что он кончает жизнь самоубийством, бросившись на меч.

Многие места Книги Псалмов говорят о том, что и Давид испытывал состояние глубокого уныния. "Нет мира в костях моих от грехов моих; я совсем поник, весь день сетуя хожу; я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзаний сердца моего" (Пс. 37.4.7.9). "Утомлен я воздыханиями моими, каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою" (Пс.6.7). «Не удаляйся от меня, ибо скорбь близка, а помощника нет!» (Пс. 21.12) и др.

Eine der ersten Beschreibungen der Depression findet sich bei Homer in Illias, wo Bellerophontes "Irrt’ er umher einsam, sein Herz von Kummer verzehret, Durch die aleïsche Flur, der Sterblichen Pfade vermeidend.".

Великий философ и врач Пифагор Самосский (570-500 г. до н.э.) при приступах печали или гнева рекомендовал уйти от людей и уже в одиночестве «переварить» это чувство, добившись успокоения души. Также он полагал, что лучшим средством для лечения депрессии является музыка — особенно подходящими для этой цели он считал гимны Гесиода.

Демокрит (460-370 г. до н.э) рекомендовал в моменты грусти заниматься созерцанием внешнего мира и своей собственной жизни. Это позволяет избавиться от страстей, ибо, как он полагал, именно страсти являются причиной страданий.

Древние греки считали, что все болезни возникают от дисбаланса четырех жидкостей в человеческом организме — черной и желтой желчи, слизи и крови. А подавленность, страх, плохое настроение вызывает переизбыток черной желчи — упоминание об этом можно найти у Эмпедокла.

Сам термин депрессия (от лат. depressio — подавление) появился сравнительно недавно — в XIX веке, а широкое распространение он получил только в 20-30 годах XX века. На протяжении более чем двух тысяч лет депрессию называли меланхолией. Этот термин впервые был введен великим врачом древности Гиппократом (460-356 г до н.э). Меланхолия, в переводе с греческого, дословно означает melaina chole – черная желчь.

Гиппократ приводит два значения слова «меланхолия». Первое – один из четырех темпераментов человека, меланхолический. Гиппократ считал, что у людей меланхолического темперамента в организме преобладает черная желчь. Меланхолики «боятся света и избегают людей, они полны всевозможных опасностей, жалуются на боли в животе, словно их колют тысячами иголок».

Второе – это меланхолия как болезнь: «Если чувство страха и малодушия продолжаются слишком долго, то это указывает на наступление меланхолии. Страх и печаль, если они длятся долго и не вызваны житейскими причинами, происходят от черной желчи». Гиппократ описал симптомы, характерные для меланхолии – это "отвращение к пище, уныние, бессонница, раздражительность и беспокойство". О том, что причину заболевания следует искать в человеческом мозге, догадывались еще предшественники Гиппократа (Пифагор и Алкмеон), но именно Гиппократ впервые записал, что «именно мозг делает нас безумными и исступленными, от него все огорчения, печаль, недовольства, бессонница, ошибочные действия, бесцельная тревога и странные поступки. От него мы становимся безумными, нас охватывает тревога и страхи ночью или с наступлением дня. Все это происходит, когда мозг становится излишне горяч, холоден, влажен или сух».

Гиппократ впервые сделал попытку классифицировать различные состояния меланхолии: есть меланхолия, которая вызвана внешними событиями — сильными потрясениями или переутомлением — "долгий труд души может привести к меланхолии" и меланхолия, которая возникает без видимой причины — в современной психиатрии называется "психогенной" и "эндогенной" депрессией. Также он высказывает предположение, что некоторые люди рождаются с предрасположенностью к меланхолии и то, что меланхолия может возникнуть в результате сильной травмы. Гиппократ связывал накопление черной желчи с осенне-зимним периодом и говорил, что именно в этот период усиливается "печаль, тревога, подавленность, уныние, бессонница, отвращение к пище и склонность к самоубийству." Он лечил меланхолию специальной диетой, давал больным настой мандрагоры и морозника — средства со слабительным и рвотным эффектом, что по мнению Гиппократа способствовало освобождению организма от черной желчи.

Платон (428-348 г. до н.э.) впервые описал не только состояние депрессии, но и мании. Он говорит о мании, как о заболевании «правильного» неистовства, происходящего от муз – это дает поэтическое вдохновение и говорит о преимуществе носителя этого заболевания перед обычными людьми с их житейской рассудочностью.

Вообще, четкое разделение современных методов лечения депрессии на медикаментозные и психотерапевтические стоит искать в противоречии, которое возникло между Гиппократом с одной стороны и Платоном и Сократом — с другой. Гиппократ резко выступал против лечения депрессии методами храмовой медицины, называя жрецов "мошенниками и шарлатанами", а также против философов — "все, что написано философами в области естественных наук относится к медицине так же, как к живописи". Сократ и Платон наоборот, полагали что теории Гиппократа слишком механистичны и говорили, что легкие расстройства врачи еще могут вылечить, но избавление от тяжелых — удел философов. Депрессия (меланхолия) относится к тяжелым заболеваниям, поэтому лечением депрессии должны заниматься не врачи, а философы. Именно Сократ и Платон ввели в обиход понятие "эго". Платон говорил о том, что события детства и влияние родителей определяют личность человека и создал модель психики состоящей из разума, влечения и духа.

Гиппократ, Платон и Сократ значительно определи свое время. Прошло почти две с половиной тысячи лет, прежде чем их теории привели к созданию современных средств лечения депрессии — теория Гиппократа привела к созданию антидепрессантов, а теории Платона и Сократа — к появлению психотерапии.

Аристотель (384-322 г. до н.э.) задал интересный вопрос, который не потерял свой актуальности и более чем через две тысячи лет. : «почему люди, блиставшие талантом в области философии, или в управлении государством, или в поэтическом творчестве, или в занятиях искусством были меланхоликами? Некоторые из них страдали разлитием черной желчи, как среди героев – Геракл. Именно он, как полагали, был такой меланхоличной природы, а древние по его имени, называли священную болезнь Геракловой. Несомненно, и многие другие герои, как известно, страдали той же болезнью. А в позднейшее время также Эмпедокл, Сократ и Платон и многие другие замечательные мужи» (Проблемы XXX,I). Аристотель попытался объединить крайние воззрения философии и медицины: "Телесное расстройство поражает душу, а болезни души исходят от тела". Ну, а об отношениях с депрессией, который складывались у великих мира сего в можете прочитать в разделе«Великие депрессии или великие в депрессии»

Наиболее близко подошел к сущности депрессии в своих «Беседах о Тускулапах» Марк Тулий Цицерон (106-43 г. до н.э.) – римский оратор, политик и писатель. В этих строках, написанных более двух тысяч лет назад, настолько точно и ясно описывается состояние депрессии, что многие исследователи полагают, что это мог сделать человек, который сам пережил приступ тяжелой депрессии. Цицерон писал, что «страх и скорбь возникают от мыслей о зле. Именно страх есть мысль о великом зле предстоящем, а тоска – о великом зле уже свершившемся, и к тому же недавнем, от которого естественно встает такая тоска, что страдающему кажется, что он страдает поделом. Эти-то волнения, словно неких фурий, напускает на нашу жизнь неразумие человеческое». Он подчеркивает, что «всякое умственное расстройство есть бедствие, скорбь же или печаль подобно настоящей пытке». Если страх вызывает подавленность, то скорбь кроет в себе «изнурение, маразм, мучение, сокрушение, искажение и, наконец, разрушение, уничтожение ума». Он приводит мнение греческого философа Хризиппиуса, называвшем депрессию «растлением самого человека». Цицерон упоминает, что до него уже многие авторы писали о меланхолии, в том числе Гомер, говоривший, что в меланхолии часто ищут уединения. Однако никаких конкретных средств для лечения депрессии он не предлагал, резюмируя, что «тело поддается лечению, для души лекарств не имеется».

Цицерон писал, что часто собственными силами невозможно выйти из глубокой депрессии: «Это не в нашей власти заглушить в себе то, что вообразили злом, затаить или забыть таковое. Оно грызет, пугает, колет, жжет, не дает дышать, а ты приказываешь забыть?» Он упоминает, что лучшим лекарством с древних времен является время. Вместе с тем нельзя полагаться только на время: «не устранив ее полностью нельзя избавиться от этого бедствия». «Самое важное при утешении – удалить от скорбящего представление, будто бы, скорбя, он выполняет справедливый и надлежащий долг». Наилучшим средством для лечения депрессии Цицерон считал беседы с страдающим, то есть он одним из первых предложил использовать психотерапевтические беседы для лечения депрессии. И конечно же, Цицерон говорит о самом главном, о надежде, что человеком «будет выдержано самое острое страдание, если, хотя бы издали, ему видится надежда на что-то доброе».

Интересен депрессивный эпизод, описанный Плутархом (46-120 г.н.э). Юный царевич Антиох страдал от сильной депрессии — испытывая тяжелое чувство вины, он отказывается от пищи и угасает прямо на глазах. Придворный врач Эразистат заподозрил, что причина болезни царевича – тайная любовь. Сам способ лечения депрессии царевича был более чем оригинальным — врач положил руку на сердце юноши, в то время как все женщины, жившие во дворце, по очереди подходили к нему. Когда порог переступила молодая мачеха царевича – прекрасная Стратоника – сердце юноши забилось, он сильно задрожал, а на лице выступили капли пота. Эразистат сообщает о причине болезни отцу, и тот с радостью отдает жену и половину царства в придачу, лишь бы избавить сына от черной меланхолии, которая вот-вот сведет его в могилу. Эта история послужила темой для картин известных итальянских художников Паоло Веронезе и Берретини.

Авл Корнелий Цельс, живший в Риме в 1 веке н.э. во времена Тиберия не был врачом, но он составил потомкам огромную энциклопедию по всем областям знаний древних римлян, из которых только медицина занимает 8 томов. "Меланхолия определяется как безумие, которое овладевает человеком на долгое время, начинается почти без лихорадки, а потом дает легкие припадки последней. Эта болезнь состоит из печали, которая по-видимому причиняется разлитием черной желчи".

Римский врач Асклепиад(128-56 до н.э) советовал лечить депрессию теплыми ваннами, смачиванием головы холодной водой, слабительным, массажем, умеренной гимнастикой, воздержанием от жирного мяса и вина, предостерегая оставлять человека в депрессии в полном одиночестве и, когда наступят улучшения, советовал отправиться в путешествие.

Клавдий Гален (131 -200 н.э), которого почитают не меньше Гиппократа, личный врач Марка Аврелия, подробно описал меланхолический бред. Он расширил идею Гиппократа о четырех темпераментах до девяти. В одном из них преобладает меланхолия, но не как патология, а как нечто естественное: "Есть люди от природы беспокойные, подавленные, страдающие, постоянно печальные, коим врач полезен мало". Он полагал, что черная желчь поступает в мозг и высушивает его и "как темнота проникает в душу. Так же как дети боятся темноты, взрослых под влиянием черной желчи одолевают различные страхи — в мозгу у них бесконечная ночь и страх. Вот почему меланхолики боятся смерти и в то же время желают ее. Они убегают от света и стремятся к тьме." Не последнюю роль в причинах меланхолии Гален отводил подавленной сексуальности, поскольку в мозг проникают вредные пары от сдерживаемой половой жидкости. Так одну свою пациентку, страдающей меланхолией, он лечил "стимуляцией влагалища и клитора, от чего пациентка получила огромное удовольствие, из нее вылилось много жидкости и она выздоровела"

Аретей Каппадокийский (вторая половина 2 века н.э.) в своих трактатах соглашался с древними, что «черная желчь, заливая диафрагму, проникая в желудок, и вызывая там тяжесть и вздутие, расстройство психической деятельности, приводя таким образом к меланхолии. Но помимо этого она может возникнуть и чисто психическим путем: какое-нибудь угнетающее представление, печальная мысль вызывают совершенно аналогичное расстройство». Он так и определяет меланхолию: «Угнетенное состояние души, сосредоточившееся на какой-либо мысли». Сама по себе печальная идея может возникнуть без внешних причин, но может быть следствием какого-либо события. По его мнению, длительная, затяжная меланхолия приводит к равнодушию, полному отупению человека, который утрачивает способность правильно оценивать обстановку.

Воззрения средних веков целиком и полностью определяет христианство. Августин (354 — 453 г.) считал, что разум отличает человека от животного, поэтому потеря разума низвергает его к животному состоянию и ведет к отпадению от Бога. С этого времени отчаяние меланхоликов определяется как состояние, которое не проникнуто милостью и благодатью божьей, а описание Навуходоносора в книге Даниила нередко приводится в качестве доказательства, что психические заболевания — есть наказание Божье.

У Энагрия Понтиака (346-399 г.) и Иоанна Кассиана (360-435 г.) описана чистая, беспричинная меланхолия отшельников, селившихся в пустынных местах. Поскольку меланхолия достигает своего пика именно в полдень она была названа «бесом полуденным». Основным симптомом этого состояния была acedia (вялость, лень). Именно это слово в средние века стало синонимом слова «меланхолия». Монах, находящийся во власти acedia, испытывает непреодолимое желание покинуть келью и искать исцеление где-то в другом месте. Он исступленно оглядывается, надеясь увидеть кого-нибудь, кто идет его навестить. В своем тоскливом беспокойстве он находится под угрозой впасть в состоянии апатии или, наоборот, пуститься в неистовое бегство. Acedia, являвшаяся для отшельников "повальной напастью, которая наводит порчу в полдень", обычно связывалась с "бесом полуденным из 90 псалма. Она парализовала способность к концентрации внимания и молитве. Энагрий Понтиак говорил своим собратьям, что не следует поддаваться меланхолии и покидать свои места. Кассиан полагал, что меланхолика следовало лечить физическим трудом, и вся остальная братия должна была отвернуться от него, чтобы не подвергаться влиянию "беса полуденного".

Церковь называла девять (а позднее — семь) смертных грехов. Среди них была и asedia, которая с 13 века все больше толковалась как "праздность". В Средневековье античное "в здоровом теле здоровый дух" было придано забвению, а Труды Фомы Аквинского (1225-1274), согласно которым телесный недуг не имеет никакого влияния на душу, всякая болезнь является болезнью тела или души (а меланхолия была названа болезнью души), способствовали еще большему отделению души от тела. Поскольку душа подвержена влиянию Бога или Сатаны, нетрудно догадаться в более чем однозначных выводах средневековой Церкви. Наступили времена инквизиции, и одному Богу известно сколько меланхоликов сгорело на ее кострах. Церковь средневековья считала, что если человек, отпавший от божьей благодати (а то что, это происходит при меланхолии, сомнений не вызывало), может вызвать соблазн у других, и потому его следует удалить из сообщества верующих. Сначала это было отлучение от церкви, а позднее — штраф, тюремное заключение, а если это не помогало, то его просто сжигали на костре. И это помогало.

Великий врач Востока Авиценна (980-1037 г.) писал, что «меланхолия — есть уклонение мнений от естественного пути в сторону расстройства, страха и порчи. Меланхолия определяется по чрезмерной задумчивости, постоянному наваждению, взгляду, неизменно устремленному на что-нибудь одно или в землю». На это также указывает «грустное выражение лица, бессонница и задумчивость».

В 11 веке Константин Африканский написал трактат «О меланхолии», в котором собрал данные из арабских и римских источников. Он определяет меланхолию как состояние, при котором человек верит в наступление лишь неблагоприятных событий. Причина болезни в том, что пары черной желчи поднимаются к мозгу, затемняя сознание. Такая наклонность формируется не у всех, а лишь у тех, кто имеет к заболеванию особую предрасположенность.

Для средневековья характерно то, что все переживания подразделяются на пороки и добродетели. Латинское слово desperatio (отчаяние) обозначало не просто душевное состояние, а порок, греховное сомнение в божьем милосердии. То же самое с происходило с вышеупомянутой acedia, означавшую апатию, духовную леность, праздность. Нередко вместо acedia употребляли слово tristitia (печаль). В XIII в. состояние acedia стали ассоциировать с физическим разлитием желчи — постепенно слово acedia вытеснило гиппократовскую меланхолию и стало употребляться в значении "тоска".

Новые времена изменили не только отношение к меланхолии, но и этимологию. Так во французском меланхолию все чаще стали называть словом ennui. Первоначально оно было одним из производных слова асеdia, но во времена Паскаля непостоянство, тоску и тревогу начали считать нормальными, хоть и мучительными, состояниями человека. В XVII веке словом ennui обозначается очень широкий круг переживаний: тревога, угнетенность, печаль, тоска, скука, усталость, разочарование. В XVIII веке в английском словаре эмоций появляются слова bore, boredom (тоска, скука) и spleen (сплин). Меняются времена, меняются нравы, — тосковать и скучать становится привычно и даже модно. Романтики начала XIX в. уже немыслимы без ощущения "мировой скорби". То, что некогда было смертным грехом, достойным осуждения, превратилось, как заметил О. Хаксли, сначала в болезнь, а затем в утонченную лирическую эмоцию, ставшую источником вдохновения для авторов большинства произведений современной литературы.

Мыслители эпохи Возрождения начали освобождать меланхолию от тяжелых средневековых оков греха, и в некотором роде это процесс продолжается до сих пор. Первой ласточкой, был известный итальянский философ и филолог Марсилио Фичино (1433-1499) писал, что меланхолия есть тоска по великому и вечному. Он возвращается к аристотелевскому пониманию меланхолии и говорит, что люди творчества чувствуют тоску более остро и благодаря этому могут глубоко и точно чувствовать природу вещей. Печаль отдаляет душу от мира и тем самым приближает ее к Богу. Фичино сам страдал от тяжелых приступов меланхолии, во время которых впадал в такое отчаяние, что его друзьям приходилось приводить ему его же собственные доводы. Он также боролся с болезнью с помощью специальной диеты, физических упражнений и музыки.

До северной Европы идеи итальянского Возрождения доходили медленно, и там по прежнему считали, что "меланхолия наступает от влияния ангелов зла и сношения с ними", но в то же время признавали, что сам меланхолик не обязательно в этом виноват. Голландский судебный врач Ян Виер спас от костра несколько "ведьм", доказав инквизиции, что у женщин в наличии все признаки меланхолии. В 1584 году Ретженальд Скотт выпуcтил книгу о колдовстве, где говорил, что меланхолия не всегда является следствием одержимости, а может быть и заболеванием. В Англии книга пользовалась большой популярностью , пока король Иаков не приказал конфисковать и сжечь все ее экземпляры.

Жан Франсуа Фернель (1497-1558 г.) – врач эпохи Возрождения называл меланхолию "безлихорадочным безумием, которое наступает в результате истощения мозга, ослаблении его основных способностей". Меланхолия – это состояние, когда «больные мыслят, говорят и поступают абсурдно, им надолго отказывает разум и логика, что протекает со страхом и унынием». «Начинающие» меланхолики вялые, подавленные, «душою слабые, к себе равнодушные, жизнь считают тяготой и пугают уходом из нее». Когда болезнь развивается, то «душой и рассудком, расстроенным и беспорядочным, они воображают многое, и это почти все мрачное, другие считают, что им не следует ни с кем говорить, и они должны провести всю жизнь в молчании. Общества и внимания людей они избегают, многие ищут одиночества, что гонит их скитаться среди могил, гробниц, в дикие пещеры».

Т. Брайт (1550-1615 г.) – первый английский протопсихиатр выпустил в 1586 году первую в Англии книгу по психиатрии. Это книга, состоящая из 41 глав, целиком посвященная меланхолии, называлась «Трактат о меланхолии». Брайт был знаком с Шекспиром, и проведя многочисленные параллели между творчеством великого драматурга и «Трактатом о меланхолии», можно сделать вывод, что Шекспир был хорошо знаком с этим трудом.

В 1599 году вышел "Трактат о меланхолических болезнях" Андреаса де Лоуренса. Лоуренс считает, что меланхолия вызвана не "телесным строем", а в первую очередь "образом жизни и пристрастиями" и пытается определить границы того, что можно назвать болезнью, различая "меланхолический склад в границах здоровья" и "склад, за эти границы выходящий". Лоуренс разделял человеческое "я" на три части: разум, воображение и память, а называет меланхолия болезнью воображения. Идея Лоуренса о том, что глаза человека закатываются назад и смотрят на свой мозг, а поскольку мозг меланхолика пропитан черной желчью, то меланхолики видят все в черном свете кажется на первый взгляд абсурдной. Но только на первый — ведь то, что мы видим — это оптическая проекция мира на сетчатку глаза, которая затем преобразуется в электрические импульсы, которые поступают по сенсорным каналам в мозг и подвергается там окончательной обработке. Депрессия меняет нормальное течение химических процессов в мозге человека, и в результате он действительно видит мир в черном свете.

С начала 17 века меланхолический темперамент становится чрезвычайно популярным в Европе, а в Италии слова меланхолия и гений практически становятся синонимами. Меланхолию связывают с чем то утонченным, возвышенным, аристократическим. Так в пьесе середины XVII века мрачный цирюльник жалуется на меланхолию и слышит в ответ: "Меланхолия? Хорошенькое дело, слышать это слово от цирюльника. Тебе следует говорить, что ты ощущаешь тяжесть, тупость и придурковатость. Меланхолия — это герб на воротах царедворца".

В Англии меланхолия получила название "елизаветинской болезни". Начиная со знаменитого трактата Роберта Бертона "Анатомия меланхолии" (1621), которому он посвятил всю свою жизнь, описание меланхолии как душевной болезни дополняется социально-психологической трактовкой, подчеркивающей значение таких факторов, как одиночество, страх, бедность, безответная любовь, чрезмерная религиозность и т.д. Небезынтересны слова Бертона: "Я пишу о меланхолии, дабы избежать меланхолии. У меланхолии нет большей причины, чем праздность, и нет лучшего средства против нее, чем занятость". Бертон говорит о том, что сейчас называется "стрессоустойчивостью" — "что для одного — блошиный укус, для другого — нестерпимая пытка. то, что один легко преодолевает, другой же легко при этом впадает в меланхолия". Бертон определяет меланхолию как болезнь души и тела.

Не последнее влияние на лечение душевных заболеваний оказала модель механистического сознания французского философа Рене Декарта. (1596-1650). Декарт полностью разделяет душу и тело, но в отличии от Церкви, использует для этого сухой и элегантный язык логики. Эти идеи получили распространение в теориях Николаса Робинсона, Германа Бургава и многих других, создавших различные механистические модели человеческой психики. Этот процесс продолжается до сих пор, а истоки современных бесконечных научных споров о том, вызвана ли депрессия дисбалансом химических веществ или все определяет человеческая психика в некотором роде — наследие философии Декарта.

Антидепрессанты, являющиеся на сегодняшний день самым популярным средством при лечении депрессии, открыли всего 50 лет назад. А как же депрессию лечили раньше?

В Древней Греции начиная с Гиппократа депрессию лечили травами, в особенности настоями мандрагоры или морозника. В Древнем Риме лечение депрессии "состояло в кровопусканиях, однако если они противопоказаны в виду общей слабости больного, то их заменяли рвотными средствами; кроме того, необходимы растирания всего тела, движения и слабительные. При этом очень важно внушить больному бодрость духа, развлекая его разговорами на такие темы, которые были ему приятны раньше" (А. Цельс). Патрициям также было известно, что "лишение сна наряду с развлечениями" позволяет временно вылечить от депрессии. Этот метод был вновь незаслуженно забыт и был открыт повторно только во второй половине 20 века. (О депривации сна можно почитать подробную статью на блоке "выход из депрессии")

В 18 веке в Германии от типичного симптома депресии, который описывался больными, как "свинцовая тяжесть в руках и ногах", "пудовый груз на плечах", врачи пытались вылечить с помощью довольно-таки странного способа. Больных привязывали к вращающимся стульям и колесам, предполагая, что центробежная сила может устранить эту тяжесть.

Вообще, вплоть до 20 века с больными, которые попадали в руки психиатров, особо не церемонились. Голод, избиение, держание на цепи – вот перечень далеко не самых жестоких методов, применявшихся в психиатрических заведениях того времени. Избиение меланхоликов и причинения им сильной физической боли на специальных растяжках были строго научно обоснованны: психиатры считали, что сильная физическая боль отвлекает больных от боли душевной. Так лечили даже английского короля Георга III, когда он впал в безумие — по совету лучших лекарей Европы его жестоко избивали. Во время одной такой процедуры король умер. Нужно отметить, что данными методами «излечивали» в основном буйные заболевания, а поскольку при депрессиях больные вели себя в основном смирно, при лечении депрессии использовали более мягкие методы.

Три четверти века в медицине господствовала так называемая гидротерапия. Для лечения депрессии применяли внезапное погружение в холодную воду (так называемое bainde surprise) до первых признаков удушения, а продолжительность этой процедуры равнялась времени, необходимому, для не слишком быстрого произнесения псалма Miserere. «Популярным» способом лечения был также struzbad, когда на голову лежащего в ванне меланхолика, выливали от 10 до 50 ведер холодной воды.

В России в 19 веке для лечения депрессии использовали «рвотный винный камень, сладкую ртуть, белену, натирание головы рвотным винным камнем, приложение пиявиц к заднему проходу, нарывные пластыри и другие оттягивающие средства. Теплые ванны предписывали зимой, а холодные летом. Также "прикладывали моксы к голове, обоим плечам и дели прижоги на руках".

До начала эры антидепрессантов для лечения депрессии широко использовались различные наркотические вещества. Наиболее популярным "антидепрессантом" был опиум и различные опиаты, которые продолжали применять вплоть до 60-х годов XX века. А первое упоминание опиума для лечения депрессий встречается еще в трактатах древнеримского врача Галена (130 – 200 г. н.э).

В XIX веке в Европу был завезен каннабис, который психиатры стали использовать для лечения депрессии. С каннабисом, более известным как марихуана, цивилизация Востока познакомилась более 10000 лет, а для лечения депрессии его использовали китайские врачи еще в 3 веке до н.э. В 40-х гг. XIX века парижский врач Жак-Йозеф Моро де Ту полагая, что для избавления от меланхолии нужно "заменить симптомы душевной болезни аналогичными, но контролируемыми симптомами, вызванными наркотиками" применял каннабис при депрессиях и обнаружил, что он в числе прочего вызывает оживление и эйфорию. Данный эффект, впрочем, был весьма кратковременным.

В 1884 году З.Фрейд впервые попробовал кокаин, что привело к появлению его первого крупного научного труда, который назывался «О коке». В нем говорится, в том числе, о применении кокаина для лечения депрессий. В то время кокаин продавался в аптеках свободно, без рецепта, и прошел не один год, прежде чем были выяснены отрицательные стороны воздействия этого "лекарства" — сильная наркозависимость и то, что употребление кокаина само по себе приводит к депрессии, которая даже получила собственное имя — «кокаиновая грусть».

lossofsoul.com

История одной депрессии

— Как когда. Бывает вроде ничего, а бывает совсем плохо — плачет, не хочет из комнаты выходить.

— Хроническая депрессия по-прежнему не дает ей покоя?

— Да. Мы уже измучились все. Я жду не дождусь, когда она замуж выйдет – может это поможет? Не пойму, чего ей не хватает?

Я удивлённо посмотрела на Игоря. Его сестра не выйдет замуж, пока не избавится от мучающей её годами затяжной депрессии. Мне казалось странным, что он не понимает такой очевидной истины.

— Я думаю, у неё нет такого желания – выходить замуж. И не появится в ближайшем будущем. Виной этому – её длительная депрессия…

В воздухе зависла тяжелая пауза. Каждый задумался о чем-то своём, слушая монотонные звуки везущего нас поезда. Игорь думал о своей сестре и её душевной болезни – тяжелой депрессии, с которой годами никто не мог справиться. Я же думала о том, как помочь бедной девушке и оценивала ситуацию системно.

Тоня была не такой как все. Тихий нрав, грустные глаза, короткая стрижка, мальчишечья фигура и ни одного намёка на кокетство и женственность. В 22 года она всё ещё была девственницей, в отличие от своих сверстниц. В этом же возрасте начался её поиск: молодая студентка начала страстно вникать в религию – в православие. Именно с её подачи, по её острому желанию вся их семья в то время начала «оцерковляться» — ходить на все службы, соблюдать пост и прочие традиции православной церкви.

Тоня не согласна была на полутона. Очень скоро она разочаровалась в церковной жизни – в ней не соблюдалось много существенных, как ей казалось, вещей. Она ездила по монастырям и святым местам, паломничала вместе с другими христианами. Однажды Тоня решила навсегда остаться в монастыре – там все делалось правильно, а не так, как в сельской церкви.

Родители испугались. Наверное, для любого папы, для любой мамы уход дочери в монастырь покажется катастрофой. В общем, Тоню отговорили.

В скором времени Тоня заболела. Очень тяжело. Говорила, что ей невыносимо сильно болит душа. Отказывалась от пищи. Не хотела ничего. Врачи диагностировали тяжелую депрессию.

Родители отказались от госпитализации дочери. Психбольница – это не лучшее начало жизни для молодой девушки, да и последствия медикаментозного лечения их пугали. Они прислушались к советам священнослужителей – целых два месяца Тоня с мамой провела в одном монастыре. Кстати говоря, семья потратила за это время много денег на то, чтобы там находиться, чтобы заказывать молебны и оплачивать пребывание там.

Тоню каждый день водили к причастию, а потом и носили. Она совсем ослабла – по-прежнему отказывалась от пищи. Время от времени маме удавалось как-то скормить девушке хоть немного еды, но она все равно была похожа на обтянутый кожей скелет.

И вот, наступил момент видимого исцеления. Тоня вернулась домой. Но это была уже другая Тоня – не та, что раньше. Что-то в ней изменилось.

Как вскоре оказалось, Тонин недуг никуда не делся. Глубокая депрессия перешла в хроническую. Ко всему, у девушки развилось заболевание, очень похожее на анорексию – она не могла съедать больше ложки еды.

Время от времени хроническая депрессия обострялась, вместе с ней обострялось и нежелание есть. В такие моменты Тоня попадала в больницу. Там её спасали от гибели. Но излечить окончательно не могли.

Внимание Тони было по-прежнему зациклено на религии. Она странно одевалась, как для молодой девушки – носила платок и длинные темные одежды. Была похожа на монахиню. Её комната – похожа на церковь. Она проводила много времени в молитвах, но ничего не приносило ей облегчения.

Тоня не жила, а мучилась депрессиями. А вместе с ней страдала вся её семья.

Раньше мне история Тони, её поиски и срыв в депрессию – все это казалось странным. Только сейчас, после изучения системно-векторной психологии, я смогла понять причину поведения и болезни этой девушки.

Причины депрессии – за гранью бессознательного

— За то время, что мы не виделись, я изучила Системно-векторную психологию. Я знаю о депрессии очень многое. И я могу помочь твоей сестре, если только она сможет воспринимать информацию, выходящую за рамки её религии.

— Наверное, неслучайно мы с тобой сегодня встретились, — Игорь заинтересованно смотрел на меня, — Рассказывай, времени у нас достаточно.

— Каждый человек рождается с заданными психическими свойствами и желаниями, которые в Системно-векторной психологии называют векторами. Депрессиями могут страдать только люди со звуковым вектором – при определённых обстоятельствах.

Так вот, затяжная депрессия Тони – это не что иное, как плохое состояние её звукового вектора.

— Расскажи-ка мне об этом звуковом векторе – с чем может быть связано его плохое состояние?

— Звуковой вектор – один из восьми векторов. Он самый глубокий и объемный. В бессознательном человека со звуковым вектором лежит желание к постижению метафизического – познанию себя, Бога, законов мироздания.

Вспомни детство. Уверена, что маленькая Тоня задавала родителям глубокие вопросы о мире, о человеке и смысле жизни.

— Правда, такое действительно было. Помню, она спрашивала, что будет после смерти и существует ли Бог. Папа тогда сказал, что не знает…

— Когда ребёнок-звуковик начинает интенсивно расти, эти вопросы уходят в бессознательное. После пубертата они или осознаются снова, или же так и остаются в бессознательном. Тогда человек не осознаёт эти желания, не наполняет их. Не находится в поиске, вместо этого – уходит в депрессию.

То, что Тоня в самом начале своей жизни пришла в религию – это её попытка поиска. Она фанатично преданна религии и действительно вполне могла бы уйти в монастырь. У неё кожно-звуковая связка векторов – очень низкое либидо. У таких людей звуковой поиск, сам звуковой вектор и его нехватки, перевешивают все остальное. Именно кожные звуковики стали когда-то первыми монахами.

Но дело в том, что психическое человечества нарабатывается поколениями. Каждое новое поколение несет в себе более глубокие желания, большие потребности, и большие возможности вместе с этим, большие таланты. Ни религия, ни философия, ни что-то другое не могут наполнить нехватки в звуковом векторе современного человека.

Религия может держать звуковика в равновесии, в том смысле, что он может принять её и не искать ответы на свои вопросы в других источниках. Но защитить от депрессии религия не может, как не может наполнить психические нехватки звуковика.

Что такое депрессия и как с ней бороться

В современном мире депрессиями в обиходе принято называть даже затянувшееся плохое настроение – тоску, грусть, апатию, все что угодно. Но, как ты понимаешь – настоящая депрессия это крайне тяжелое психическое состояние, которое нередко приводит к суициду. Оно не лечится фиточаями или успокоительными таблетками из аптеки. Оно вообще не лечится наружными средствами – это состояние психического человека со звуковым вектором.

Выйти из депрессии можно только наполняя эти внутренние звуковые пустоты. К счастью, это не так сложно, как может показаться.

— Ты хочешь сказать, что знаешь, как избавиться от депрессии самостоятельно, без врачей и медикаментозного лечения?

— Более того, я знаю людей, которые выходили таким образом из глубоких депрессий. А они длились годами.

— Так в чем заключается метод?

— В осознании того, что скрыто в бессознательном. Именно в бессознательном находится то, что так болит, так ноет, так мешает жить при депрессии – неосознанные и ненаполненные врождённые желания звукового вектора. Желания к познанию самого себя, Человека и тайн мироздания.

Когда человек осознает то, что скрыто в его бессознательном, он начинает понимать себя – свою психическую сущность. То, кем он рождён, кем является, какими задатками обладает и как может реализоваться. А главное, он понимает свои настоящие, врождённые, а не позаимствованные извне желания. Исключительно наполнение этих желаний может принести радость от жизни, избавить от страданий и внутреннего напряжения.

— Ты говорила, что знаешь, как избавиться от депрессии в домашних условиях. Что конкретно нужно сделать, чтобы всё это понять? Как помочь Тоне?

— На портале Системно-векторной психологии Юрия Бурлана регулярно проходят циклы бесплатных вступительных тренингов . Зарегистрируйтесь и послушайте с Тоней эти лекции. Если она прослушает (проработает) полный курс тренинга – она сможет избавиться от депрессии навсегда.

Лучшего лекарства от депрессии, чем Системно-векторная психология, просто не существует.

polyova.com

Форум сайта Pobedish.ru

и обретение радости жизни

Моя история выхода из тяжелой депрессии

Моя история выхода из тяжелой депрессии

Оговорюсь сразу — я ни к чему никого не призываю, я просто напишу, что было со мной. Это стыдно и страшно, но это правда, я была такая. Знайте главное ВЫХОД ЕСТЬ, такой как у меня или другой, но состояние человека может измениться с «-» на «+» и быстро. Даже с крайнего «-» как это было в моем случае. Понять это сможет только человек переживший подобное. Но я и врагу не пожелаю пройти через это. Если что заинтересует более подробно, спрашивайте.

Десять лет счастливой супружеской жизни, муж замечательный. Решились на ребёнка, вся беременность прошла в эйфории ожидания. Ребенка хотела очень. Практически до последних недель всё было замечательно, только на 38 неделе стало скакать давление и повысилось до 200 на 120. Госпитализировали, вопреки желанию родить самой назначили кесарево, дали наркоз который вызвал жуткие мультяшные галлюцинации. Приходила в себя тяжело, давление после кесарева оставалось высоким ещё три месяца. Но самое страшное не это а то, что я ничего кроме злости и раздражения не чувствовала ни к себе ни к ребенку, я даже думала тогда, что лучше нам было бы умереть. Сын виделся мне монстром который родился что бы мучить меня. Конечно я все делала, кормила, купала, убаюкивала, гуляла, лечила когда болел (а болел он тяжело в 1,5 месяца сепсис, в 3 месяца на грани пневмонии), но не потому что хотела, а из-за того что должна. Душевное состояние было очень плохим. Выглядела я просто кошмарно, в фильмах ужасов без грима могла запросто сниматься. Люди от меня шарахались.

Меня всю беременность вела хорошая акушер-гинеколог, она же гомеопат. После родов я приходила к ней. Старалась помочь, чем могла, но мне становилось все хуже. Она человек православной веры и все мне мягко намекала, что неплохо бы сходить в церковь исповедаться и причаститься, поговорить со священником. Я не допускала и мысли о таком. Я считала это бредом, мне казалось, что я и без этого обойдусь, тем более я считала себя такой знающей в современных веяниях «нью ейдж», позитивное мышление, медитации, ченнелинги и прочее. Каких я только методов «сверхразвития» я не перепробовала в свое время, но когда стало совсем плохо мне ничего не помогло. Когда сыну было 5 месяцев я пришла к ней на прием в крайне тяжелом состоянии, плакала, бубнила о смерти. Она пригласила своего коллегу принимающего в соседнем кабинете, тоже гомеопата, православного. И он рассказал как он сам пришел к православию и до чего в свое время дошел увлекаясь медитацией, короче они настойчиво советовали обратиться в православную церковь (ВАЖНО: не в секты, а в обычную православную церковь, для жителей Украины есть нюанс, если нужно будет напишу). Я посмотрела на них как на сумасшедших и в полном отчаянии ушла. Но мне становилось все хуже. Ночи на пролет я просто рыдала над кроваткой малого, спать не могла, просила у сына прощения за то, что не люблю его и мечтала что бы было «темно и тихо и желательно глубоко под землей». Если это ещё не ад, то очень близко по ощущениям. Я реально хотела. что бы меня кто-нибудь убил. В одну из таких ночей я решила — будь что будет, уверена была на все сто, что не поможет, и придется садиться на антидепрессанты, но из уважения к врачам, искренне переживающим за меня, я сделаю это. Повод поговорить со священником нашелся на крестинах сына, он тоже настаивал на исповеди и причастии. Рассказал как подготовиться и я окончательно решилась. Мое положение усугублялось тем, что меня воспитывали в полном презрении к Православию, религиозных друзей у меня тоже не было. 1 марта 2008 я пошла в храм. Чувствовала там себя плохо, мне казалось, что кругом одни враги, с большим трудом пересилив себя я все же сделала все необходимое. Не сразу, где-то на третий день после первой исповеди и причастия мне стало настолько легче, что словами не передать, мысли о смерти исчезли как и не было, я впервые за долгое время увидела, что цветут цветы и поют птицы и солнце светит и как неповторима беззубая улыбка моего сыночка. Сейчас я счастливая мама и жена, сына люблю сильнее не бывает, лучше моего малыша нет на свете. Так продолжается и по сей день. Такое чувство, что я раньше не жила. Мир снова стал цветным.

Что тут сработало не самовнушение это точно т.к. я как раз была уверенна, что это не поможет, и что я пойду к своим врачам и скажу с ухмылкой – «это мне не помогло», ясно-ясно так себе эту сцену представляла, даже какое-то удовольствие получала от мысли об этом… Что грехи действительно прощаются я почувствовала на себе отчетливо. После исповеди и причастия было такое чувство, что огромная такая тяжесть с моей души исчезла. Я каялась и раньше, было в чем, но подействовало только через исповедь в храме. Страхи ушли последними после нескольких исповедей и причастий. Вера у меня стала пробуждаться значительно позже, теперь только начинаю потихоньку продвигаться в этом. А тогда было просто ощущение огромной такой радости, вроде как заново на свет родилась.

Сообщения: 1797 Зарегистрирован: 20 фев 2009, 18:15 Откуда: Киев Пол: жен. Цель пребывания на форуме*: Хочу помогать тем, кто думает о самоубийстве

www.pobedish.ru