Лечение

Задачи по коррекции заикания

08.04.2018

Независимый сайт о заикании

компании защищающие сделки Online. Сервис для проведения защищенных сделок купли-продажи в Интернете. Оплата за товары или услуги передается SafeCrow до выполнения продавцом своих обязательств.

Современные методы коррекции заикания

Становлению современного комплексного подхода к коррекции заикания предшествовала разработка различных методов и путей преодоления этого заболевания. Несмотря на многовековую историю изучения и лечения нарушений речи, заикание — одно из заболеваний, механизмы которого к настоящему времени не до конца изучены и объяснены. Следует отметить, что механизмы заикания неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невротическое расстройство, которое является результатом «сшибки» нервных процессов в коре головного мозга, нарушения корково-подкоркового взаимодействия, рас-стройства единого авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, дыхания, артикуляции).

В других случаях — как сложное невротическое расстройство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, первоначально возникшей вследствие речевых затруднений разного генеза.

В-третьих — как сложное, преимущественно функциональное расстройство речи, появившееся вследствие общего и речевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В-четвертых — механизм заикания можно объяснить органическими поражениями центральной нервной системы. Методики преодоления заикания разрабатывались авторами на основе различного понимания ими этого нарушения речи. Многочисленность методических подходов к преодолению этой патологии объясняется сложностью ее структурных проявлений и недостаточным уровнем знаний о ее природе.

Научные исследования, основанные на экспериментальном и клинико-психологическом изучении заикающихся, позволили сформулировать ценные теоретические и практические положения, определить место логопедии и различных лечебных мероприятий в комплексной системе лечения.

В настоящее время не вызывает сомнений целесообразность дифференцированного и индивидуального подхода к заикающимся разных возрастных категорий с учетом сложной структуры и этиопатогенеза речевого нарушения. Необходимо отметить, что до настоящего времени исследователями высказываются различные, а иногда и прямо противоположные точки зрения на эту речевую патологию. Большинство исследователей и практиков, работающих над данной проблемой, все же придерживаются мнения о необходимости комплексного изучения и лечения этого нарушения речи, выбора тех или иных приемов комплексной терапии. В этих условиях возникает необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия специалистов, координация их деятельности.

При реабилитации заикающихся в настоящее время используется комплексный подход, поскольку нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикаю-щегося и оздоровление организма в целом.

Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия разных специалистов. Это предусматривает совместную работу врача, логопеда, психолога, ритмиста, специалиста по функциональной диагностике, физиотерапевта и социального работника.

В настоящее время в специальной литературе представлены как некоторые приемы логопедической работы с заикающимися (освещающие только отдельные стороны интересующей нас проблемы), так и ряд комплексных реабилитационных систем, концептуальной базой которых является учет особенностей психофизического развития пациента, этиологии, механизмов и симптоматики нарушения, включающих речевые, психологические, моторные, возрастные особенности данного контингента больных.

При невротической форме заикания терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью сочетания медикаментов и различных психотерапевтических приемов (стресс-терапия, гипноз, аутогенная тренировка). Логопедические занятия на этом фоне проходят значительно эффективнее.

Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в длительных коррекционно-педагогических воздействиях, способствующих развитию регулирующих функций мозга (стимуляция внимания, памяти и других психических процессов), в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга. Логопедические занятия для этой группы заикающихся должны быть регулярными в течение значительного времени. В комплекс лечебных и психологических воздействий обязательно включают методы, направленные на ритмизацию движений.

Таким образом, в тех случаях, когда нервные механизмы заикания связаны с органо-функциональным поражением моторных структур мозга, нормализация в функциональной системе речи должна идти за счет выработки новых речедвигательных рефлексов, в то время как при невротическом заикании лечение направляется на восстанов-ление и укрепление имеющихся речевых моторных автоматизмов, приобретенных в раннем речевом онтогенезе. Поскольку у заикающихся имеются специфические нарушения плавности речи, особенности темпоритмической ее организации, а также изменения в моторной сфере, касающиеся динамического праксиса и музыкально-ритмических способностей, это обусловливает необходимость формирования ритмоинтонационной организации устной речи, являющейся одним из важ-ных звеньев в комплексном методе коррекции заикания.

Неоднозначность взглядов исследователей на результаты лечения обусловлена различными подходами к определению оценок и критериев эффек-тивности коррекции этого нарушения речи.

Эффективность коррекции заикания определяется рядом факторов:

• характером дефекта и степенью выраженности его симптоматики (речевых, моторных и нервно-психических особенностей);

• сроками начала коррекционного воздействия и его продолжительностью;

• адекватностью выбранных методик коррекционного воздействия, учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и др.; установкой на учение.

Высокая пластичность центральной нервной системы, выбор правильных средств и методов воздействия и другие факторы определяют в основном благоприятную перспективу процесса коррекции заикания.

Таким образом, в вопросах преодоления заикания исследователи до сих пор высказывают различные точки зрения, из которых, на наш взгляд, наиболее правильной представляется та, которая предусматривает комплексный медико-педагогический и психологический подход к проблеме реабилитации заикающихся.

Коррекция заикания в играх и тренингах

Понимание своего речевого недостатка, неудачные попытки самостоятельно избавиться от него или хотя бы замаскировать нередко порождают у заикающихся определенные психологические особенности: стеснительность вплоть до робости, стремление к уединению, речебоязнь, чувство угнетенности и постоянные переживания за свою речь. Иногда и наоборот, расторможенность, показную разболтанность и резкость.

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благо-приятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа. В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания целесообразно тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны туловища и т. п.). Небезуспешно в работе с заикающимися используется парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой, где внимание уделяется короткому вдоху. В то же время в работе с заикающимися над речевым дыханием основное их внимание и инструкции должны касаться выдоха.

Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равнове-сия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повы-шенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напря-жение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.

Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.

Рабочая программа по коррекции заикания у детей дошкольного возраста с использованием условий сенсорной комнаты "Мир детства"

Пояснительная записка. Программа составлена на основе разработок отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии, с учетом требований Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. В ее основе лежит идея создания оптимальных условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста, условий, которые помогли бы малышам использовать все компенсаторные возможности и реализовать потенции, заложенные в них природой. Предлагаемая система работы с заикающимися детьми рассчитана на дошкольников 3-5-го года жизни. Новизна программы определяется ориентировкой на максимально раннее оказание коррекционной помощи, т.е. начало логопедической работы в период, когда заикание из инициального не превратилось в закрепившееся (не позднее 2-х месяцев). Программа по коррекции заикания “Мир детства” представляет собой реальный инструмент в практической работе с детьми. Представленная система работы может быть использована логопедами, дефектологами, педагогами, работающими с заикающимися детьми, а также их родителям.

Для реализации программы требуется тесное сотрудничество медиков и педагогов в ходе коррекционного процесса, личностно-ориентированный подход при выборе методов, приемов воздействия, определении конкретного содержания занятий. Система логопедической помощи построена в рамках комплексного подхода к преодолению заикания, с опорой на ведущую у дошкольников игровую деятельность, с учетом отсутствия у дошкольника 2-4 лет понимания значимости речи. Одновременно с логопедом помощь детям, страдающим заиканием, оказывается неврологом, психиатром, физиотерапевтом, психотерапевтом, клиническим психологом, врачом ЛФК. Целью этих дополняющих друг друга мероприятий является формирование устойчивой плавной интонационно окрашенной речи у заикающихся детей 3-5-го года жизни.

В ходе реализации программы “Мир детства” заданная цель достигается путем решения следующих задач: устранить (или ослабить) судорожный компонент речевого нарушения; в процессе формирования техники нормативной речи улучшить состояние дыхательной функции; совершенствуя просодическую сторону речи, сформировать внятную, выразительную бессудорожную речь в нормальном темпе и ритме; закрепляя навыки плавной слитной интонационно окрашенной речи, развивать импрессивную и экспрессивную речь ребенка; снизить уровень эмоционального напряжения; способствовать преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитию моторики; создать условия для активного, полноценного сотрудничества семьи ребенка с логопедом в процессе коррекционной работы; провести профилактику рецидивов заикания.

Не выходя за рамки комплексного клинико-психолого-педагогического подхода к коррекции заикания, реализация Программы “Мир детства” предполагает избирательное использование средовых воздействий Сенсорной комнаты, мобилизующих резервные возможности нервной системы ребенка. В ходе решения всех поставленных задач мультисенсорная среда используется как дополнительный инструмент коррекции, повышающий эффективность любых мероприятий, направленных на улучшение физического, психического и речевого здоровья ребенка.

Организация коррекционно-развивающих логопедических занятий с заикающимися детьми в условиях Сенсорной комнаты способствует: снижению уровня мышечного и психоэмоционального напряжения, достижению состояния релаксации и душевного равновесия за минимальное время; активации различных функций центральной нервной системы, организации межанализаторного взаимодействия с целью устранения (или ослабления) судорожного компонента речевого нарушения, совершенствования просодической стороны речи; созданию положительного эмоционального фона, повышению мотивации к проведению мероприятий по формированию и закреплению техники нормативной речи; стимуляции формирующихся сенсорных функций, созданию условий, способствующих преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств, развитию двигательных функций; обеспечению условий для активного, полноценного сотрудничества ребенка и его родителей с логопедом в процессе коррекционной работы.

Принципы построения программы. Мультидисциплинарность в оказании помощи ребенку. Логопед организует содружественную работу команды специалистов (невролога, физиотерапевта, психотерапевта, клинического психолога, инструктора ЛФК), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающегося, решающих каждый в своем ключе единые коррекционные задачи (лечебная составляющая направлена на нормализацию нервно-психических процессов, на оздоровление нервной системы; коррекционно-воспитательная – на выработку и закрепление правильных речевых навыков).

Расширенная клинико-психолого-педагогическая диагностика с составлением индивидуального коррекционно-развивающего маршрута.

Инвариантность использования основных логопедических техник формирования речи заикающихся. Не может быть единой схемы в применении логопедических техник или преобладания той или иной техники для всех заикающихся, что подтверждается данными сравнительной характеристики разных форм заикания. Программа позволяет составить индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут с учетом возраста ребенка, формы заикания (невротическое, неврозоподобное, смешанное), степени его выраженности, наличия сопутствующей речевой и неречевой симптоматики.

Общедидактические принципы: системности (учёт всех объективных факторов, обусловливающих нарушения речи у дошкольников, а также структуру дефекта); дифференцированности (определение типа дизонтогенеза, учет различия нарушений в состоянии произвольных движений и речи дошкольников с невротическим и неврозоподобным заиканием); постепенности (непрерывность и регулярность занятий по воспитанию речевой коммуникации, последовательное введение новых навыков в разные формы речи с учетом степени ее самостоятельности); наглядности; комплексности; информированного согласия и активного сотрудничества с семьей.

Тематическое планирование коррекционно-развивающей логопедической работы с заикающимися детьми 3-5-го года жизни

Ориентировочное кол-во занятий для детей 3-го года жизни

Ориентировочное кол-во занятий для детей 4-го года жизни

Ориентировочное кол-во занятий для детей 5-го года жизни

Содержание разделов Программы.

  1. Охранительный речевой режим .Предполагает организацию режима ограничения речи на фоне проведения лечебно-оздоровительных мероприятий с целью ослабления судорожного компонента речевого нарушения. Включает также эмоциональную стимуляцию, активацию умения выражать свои чувства невербальными способами, создание условий для развития моторики, развитие предпосылок правильной речи (подражательности, слухо-двигательных и зрительно-двигательных координаций, зрительного и слухового сосредоточения, слухо-речевого и речедвигательного внимания и памяти).
  2. Формирование речевого дыхания. Основная задача – снятие напряжения мышц дыхательного аппарата, улучшение состояние дыхательной функции. Предполагает дифференциацию ротового и носового дыхания, формирование длительного выдоха через рот; формирование длительного фонационного, а затем речевого выдоха; формирование артикуляционно-дыхательных координаций; элементарную тренировку речевого дыхания (накопление слогов (слов), произносимых на одном выдохе). Работа над формированием речевого дыхания с дошкольниками 2-4 лет продолжается в течение всего курса реабилитации и не предполагает выработку нижнедиафрагмального типа дыхания, но создает условия для улучшения состояние дыхательной функции в ходе игрового подражания.
  3. Формирование техники нормативной речи в сопряженной, отраженной, вопросно-ответной формах работы. Главная задача – снятие локальных напряжений мышц артикуляторного и голосового аппарата, дисфонических расстройств, формирование слитного произнесения. Включает обучение рациональной голосоподаче и слитному голосоведению, развитие мелодических характеристик голоса, формирование артикуляторно-голосовых координаций. Дошкольники 3-го и 4-го года жизни через игровое подражание обучаются подаче голоса на мягкой атаке, приёмам голосоведения, т. е. слитного произнесения длинного ряда гласных при непрерывном артикулировании на одном выдохе. Это умение в дальнейшем переносится на слитное произнесение словосочетания, а затем синтагмы. Дошкольникам 5-го года жизни доступна произвольная регуляция голосоначала и голосоведения.
  4. Развитие просодической стороны речи происходит в ходе активизация и закрепления развернутой речи на постепенно усложняющемся речевом материале. Воспитанию плавной слитной бессудорожной речи в сопряженной, отраженной, вопросно-ответной формах работы сопутствует развитие интонационно-выразительной стороны речи: мелодики (повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы); темпа (ускорение или замедление скорости произнесения фраз); ритма (чередование ударных слогов); тембра (эмоциональная окраска голоса). Совершенствование интонационных характеристик высказывания происходит в ходе развития связной речи ребенка путем перехода от речи ситуативной (непосредственно связанной с практической деятельностью, с наглядной ситуацией) к контекстной (обобщенной). Все задания включаются в игровую ситуацию, что способствует более яркому проявлению эмоций, а, следовательно, и интонационной выразительности. Дети 3-го года жизни действуют по образцу, на 4-м и 5-м году жизни доступно выполнение заданий в соответствии с инструкцией: “Расскажи потешку медленно”.
  5. Развитие координации и ритмизации движений. Основная направленность – нормализация состояния моторных функций заикающихся, поскольку общепризнано, что речедвигательная функция зависит от развития общей моторики, а для выразительности речи необходима максимальная раскованность (естественность) движений, а также преодоление неречевых расстройств. Она включает развитие координации и точности движений рук и ног, пальцев рук и артикуляторных движений, развитие чувства темпоритма речевых и неречевых (общих) движений. Эта технология частично реализуется в системе двигательных упражнений во время ЛФК.
  6. Регуляция эмоционального состояния. Основная задача снижение уровня эмоционального и мышечного напряжения через обучение способам расслабления конечностей по контрасту с напряжением и по представлению; обучение способам расслабления мышц шеи и речевого аппарата по контрасту с напряжением, использование элементов внушения состояния покоя и формул правильной речи. Дети 3-го и 4-го года жизни обучаются релаксации по контрасту с напряжением, 5-го – по контрасту с напряжением и по представлению, а также с использованием элементов внушения состояния покоя и формул правильной речи. Для регуляции эмоционального состояния дошкольников 3-5-го года жизни неоценима роль Сенсорной комнаты, где с помощью различных элементов обстановки создаётся ощущение комфорта и безопасности. Это способствует улучшению эмоционального состояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна, активизации мозговой деятельности.
  7. Сотрудничество логопеда с семьей ребенка в процессе коррекционной работы. На предварительном этапе происходит оценка уровня родительской мотивации в плане сотрудничества. Информационный этап включает обсуждение результатов стартовой клинико-психолого-логопедической диагностики ребенка, формирование позитивной установки семьи на участие в занятиях, формирование информационной готовности родителей к проведению эффективной коррекционно-логопедической работы с детьми. Этап решения индивидуальных коррекционно-развивающих задач предполагает участие родителей в коррекционно-развивающем процессе, в решении его непосредственных задач по преодолению заикания, заложенных в индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутах и групповой коррекционной программе. Рефлексивный этап ориентирован на обсуждение итоговой диагностики, качественную оценку результатов проведенного коррекционного воздействия, определение алгоритма дальнейших действий.

    Ожидаемые результаты. По окончании интенсивного курса коррекции заикания у детей должны наблюдаться следующие позитивные изменения: нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения (устранения проявлений заикания в разных формах речи) или улучшение речевого статуса за счет снижения в значительной степени частоты, силы, длительности судорог, их распространенности в формах речи (т.е. изменение степени выраженности заикания); улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе); совершенствование просодического компонента речи; развитие экспрессивной речи ребенка; расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения; создание условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств; совершенствование моторики; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания.

    Комплектация подгрупп. Форма и режим проведения занятий. Логокоррекционная работа с заикающимися детьми проводится в форме подгрупповых занятий. Подгруппы формируются с учетом возраста детей, формы заикания (невротическое, неврозоподобное), степени его выраженности, наличия сопутствующей речевой и неречевой симптоматики. Учитывая возрастные особенности и социальный статус, предусматривается время на адаптацию детей к помещению и группе сверстников. По окончании каждого занятия для родителей логопатов проводится объяснение домашнего задания с дополнительным показом приёмов работы, если это необходимо. Сопутствующие заиканию речевые нарушения коррегируются на индивидуальнах занятиях, предусмотренных в коррекционно-развивающем маршруте. Группы малочисленные (не более 4-х человек), закрытого типа. Присутствие родителей на занятиях обязательно (они активно участвуют в коррекционно-развивающей работе). Периодичность занятий – не менее 2-3-х раз в неделю. Каждое занятие повторяется 2-3 раза, в зависимости от успешности освоения материала детьми (сохраняются задачи, варьируется дидактический материал). Один курс коррекционных занятий, таким образом, продолжается не менее 3 месяцев. Занятия проводятся с использованием оборудования сенсорной комнаты. По результатам динамического наблюдения и итогового обследования команда специалистов решает вопрос о необходимости повторных курсов коррекции, поддерживающих микрокурсов, определяет их объем и продолжительность.

    Этапы реализации Программы.

    1. Этап реализация режима снижения речевой активности, релаксации. Задачи работы на данном этапе – создать условия, способствующие угасанию патологических речевых навыков (устранению судорожного компонента речевого нарушения) и сопутствующих нарушений, а также развитию подражательности и моторики; обучить способам расслабления по контрасту с напряжением, чем добиться снижения уровня эмоционального и мышечного напряжения. От первого периода к последующим меняется роль, в которой выступает оборудование сенсорной комнаты. На первом этапе ему принадлежит роль основного средства снижения речевой нагрузки, расслабления, создания эмоционально благоприятного фона для занятий, так как трудно подобрать более действенный инструмент для решения поставленных задач. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя, умиротворённости, способствует быстрому установлению тёплого контакта между специалистом и ребенком. Занятия данного периода проводятся в сенсорной комнате с использованием ее “релаксационного” блока.
    2. Этап формирования техники нормативной речи.Задачами этого этапа являются снятие судорожности, овладение элементарными навыками релаксации, улучшение дыхательной функции за счет координации дыхания и фонации, формирование мягкой голосоподачи и слитного голосоведения, стабилизация темпа и ритма речи. В процессе формирования техники нормативной речи условия сенсорной комнаты становятся главным оптимизирующим инструментом для подачи артикуляционно-дыхательных и артикуляционно-голосовых упражнений (используется “активационный” блок сенсорной комнаты
    3. Этап активных речевых тренировок. Задачи работы – воспитание плавной слитной речи на постепенно усложняющемся речевом материале (выработка плавной слитной бессудорожной речи происходит в сопряженной форме работы, сопряжено-отраженной, вопросно-ответной формах работы), создание условий для преодоления сопутствующих расстройств, совершенствования просодической стороны речи, развития импрессивной и экспрессивной речи ребенка, его подражательности и моторики. В этот период коррекционно-развивающей работы, как и во время закрепления навыков организованной речи, сенсорная комната выполняет роль дополнительного инструмента, повышающего эффективность проводимых в ней мероприятий. Условия “живой сказки” как нельзя лучше подходят для организации игрового сюжета, который является самым продуктивным для подачи материала коррекционных занятий дошкольникам 3-4-5-го года жизни.
    4. Этап закрепления навыков организованной речи. Продолжается решение задач предыдущих периодов. Основное внимание уделяется закреплению навыков плавной слитной интонационно выразительной речи, импровизации, умению применять речевые навыки в усложняющихся условиях общения (в ходе выполняемой игровой деятельности, в играх-драматизациях знакомых сказок, при пересказе (с демонстрацией) доступного текста), развитию импрессивной и экспрессивной речи ребенка, расширению коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения, преодолению сопутствующих
    5. Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на использование в логопедических целях поэтапного включения и дальнейшей синхронизации всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств

      .Мониторинг реализации Программы. По окончании интенсивного курса коррекции оценивается состояние речи ребенка по сравнению с исходным (перед началом курса коррекции) по ряду параметров, содержащих основные пароксизмы заикания: форму и локализацию судорог, степень выраженности заикания, проявление судорог в разных формах речи, а также констатируются изменения в состоянии дыхательной функции, просодического компонента речи, моторики, экспрессивной речи ребенка, его коммуникативных возможностей. Делается вывод о создании условий для преодоления сопутствующих речевых и неречевых расстройств, для закрепления в семье положительных результатов коррекционной работы.

      Непосредственный результат коррекционной работы по программе “Мир детства”: нормализация речевого статуса в результате устранения судорожного компонента речевого нарушения – в 85% случаев; снижение в значительной степени частоты, силы, длительности судорог – в 15% случаев. Отдаленный результат – не менее 75% детей с абсолютно нормальной речью в любых ситуациях общения, 10% детей со стойким значительным улучшением речи, у которых наблюдаются отдельные запинки в момент волнения и плавная речь в моменты спокойствия, 10% – со значительным улучшением речи, 5 % – рецидивы.

      По окончании курса коррекционных мероприятий, предусмотренных программой “Мир детства” наблюдается: улучшение состояния дыхательной функции (нормализация вдоха, формирование выдоха, соответствующего количеству слов во фразе) в 100% случаев; совершенствование просодического компонента речи в 100% случаев; развитие импрессивной и экспрессивной речи ребенка в 100% случаев; расширение коммуникативных возможностей ребенка за счет снижения уровня эмоционального напряжения в 100% случаев; совершенствование моторики в 100% случаев; создание в семье условий для закрепления положительных результатов коррекционной работы с целью профилактики рецидивов заикания в 95% случаев.

      Практика организации коррекционно-развивающих логопедических занятий с заикающимися детьми в условиях мультисенсорной комнаты показывает:

      1. Средовые воздействия релаксационного блока сенсорной комнаты, мобилизующие резервные возможности нервной системы ребенка, способствуют максимально быстрому снижению уровня мышечного и психоэмоционального напряжения.
      2. Использование активационного блока сенсорной комнаты способствует организации межанализаторного взаимодействия с целью устранения (или ослабления) судорожного компонента речевого нарушения, совершенствования просодической стороны речи заикающегося ребенка.
      3. Положительный эмоциональный фон, сопровождающий пребывание ребенка и его родителей в условиях сенсорной комнаты, способствует повышению мотивации ребенка к проведению мероприятий по формированию и закреплению техники нормативной речи, созданию условий для активного вовлечения его родителей в коррекционно-развивающий процесс, а также создает атмосферу, способствующую укреплению родительско-детских отношений.
      4. Стимуляция в ходе коррекционно-развивающих занятий формирующихся сенсорных функций создает условия, способствующие преодолению сопутствующих речевых и неречевых расстройств.
      5. Неповторимая по эмоциональности восприятия, мультисенсорная комната создает оптимальные условия для коррекции заикания, всестороннего гармоничного развития детей младшего и среднего дошкольного возраста.
      6. Обстановка сенсорной комнаты идеально подходит для использования в ходе курса коррекции заикания ведущей у дошкольников игровой деятельности.
      7. Оборудование сенсорной комнаты обеспечивает активное, полноценное сотрудничество ребенка с логопедом в процессе коррекционно-развивающей работы.

      xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

      МЕТОД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ И УСТОЙЧИВОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ РЕЧИ

      Бабенко А.В., канд. техн. наук

      В данной работе представлены результаты анализа литературных источников, посвященных лечению заикания, приведено описание комплексного метода самостоятельной коррекции заикания и устойчивой нормализации речи

      Задачей данной работы является ознакомление широкой аудитории с методом устранения заикания, разработанным автором на основе детального анализа научных источников и проведения экспериментальных исследований.

      По различным оценкам заикающееся население планеты на сегодняшний день составляет от 1,0 до 1,5% взрослого населения. На сегодняшний день проблеме лечения заикания уделяется много внимания. К существующим методам коррекции заикания можно отнести:

      — логопедические методы (замедление (торможение) темпа речи или речь нараспев; ритмизация речи как способ ее торможения; метод продолжительного молчания; дирижирование речью, ритмические нажатия пальцами кисти [6]; управление дыхательными движениями [5]; двигательный контроль артикуляционного аппарата; сопровождение речи письмом);

      — неврологические методы (медикаментозное торможение; физиотерапевтические процедуры; иглоукалывание и рефлексотерапия; гипноз с созданием доминанты торможения активности нервных центров; общеукрепляющая терапия и терапия улучшающая питание клеток мозга; успокаивающая психотерапия);

      — психологические (СОЭВУС [3]; волевое принуждение синхронизации с эмоциональным центром [14]; нейромоделирование [4]);

      — комплексные (согласование работы нервных центров при помощи электронных средств [13]).

      Недостатками существующих методов лечения заикания являются:

      — пассивная позиция пациента, при которой он лишь принимает лечение или выполняет упражнения неосознанно;

      — временный характер эффекта, возможность рецидива и как следствие разочарование в методе;

      — необходимость длительного отрыва от нормальной жизни;

      — возможность применения отдельных методик для определенных типов заикания и возрастных категорий;

      — доступность теоретической стороны методик только для узкого круга специалистов;

      — большие временные затраты на выполнение упражнений и рекомендаций.

      Таким образом, на основании детального анализа современных методов устранения заикания, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день отсутствует единый взгляд на проблему и теоретические основы ее решения, доступные широкой аудитории.

      Визуализация процесса коррекции заикания.

      В работах [3, 14] обосновывается эффективность визуализации процесса для осознанного влияния на него. Автором была поставлена задача создания простой модели для визуализации процесса коррекции речи. Заикающиеся хорошо знают, что состояние речи постоянно меняется становясь то лучше, то хуже. Происходит это под влиянием множества внешних факторов: атмосферное давление; температура; фаза луны и.т.д. Подстраивать речь под изменение внешних условий представляется задачей трудновыполнимой в силу сложности формализации процесса. Для упрощения визуализации заикания как процесса автором предложена следующая модель. Представим себе маятник (см. рис 1).

      Рис. 1 – Условная модель процесса заикания (ухудшение плавности речи).

      Положение маятника 1 по вертикали характеризует уровень плавности и беглости речи. Таким образом, чем выше маятник, тем более бегло и плавно говорит человек. Линия F – условный уровень беглости и плавности речи здорового человека (норма-линия). Над линией F расположена зона, в которой внешние и внутренние факторы не оказывают заметного влияния на уровень плавности речи. Маятник подвешен на подвесе 2 имеющем пружину 4. Таким образом, длина подвеса зависит от массы маятника. Под массой маятника 1 понимается уровень возбуждения нервной системы. Таким образом, чем выше уровень возбуждения, тем больше масса маятника. При увеличении массы маятника пружина 4 растягивается, подвес маятника становится длиннее, маятник опускается.

      Под действием внешних и внутренних факторов состояние речи изменяется (маятник раскачивается). При отсутствии постоянной работы над речью колебания затухают, амплитуда уменьшаются, частота колебаний увеличивается. Таким образом, положение маятника стабилизируется в нижнем положении так как, эта система, как и любая другая механическая система, стремится к состоянию покоя. Для заикающегося человека это означает, что при отсутствии работы над собой, речь будет постепенно ухудшаться.

      Рис. 2 – Условная модель процесса заикания (улучшение плавности речи).

      К тому же, учитывая скачкообразный перевод психики в состояние возбуждения (изменение массы маятника, ведущее к растяжению подвеса), изменения речи могут происходить ситуативно и очень в значительном диапазоне.

      Рассмотрим процесс улучшения речи схема которого приведена на рисунке 2. Процесс улучшения плавности речи отвечает переходу маятника из положения А в положение В. Представим себе, что для этого нужно не про-сто раскачивать систему (чем достигается только временный и непродолжительный результат), а подтянуть подвес вверх путем вращения рычага с барабаном 3. О том, как этого достичь поговорим чуть позже. Пока же рассмотрим последствия такого воздействия. При уменьшении длины подвеса маятника, уменьшается амплитуда, маятник приближается к линии F. С точки зрения реального процесса это означает улучшение плавности речи (включая ее полную нормализацию). При этом влияние внешних факторов на речь снижается и мало нарушает ее плавность. Обратим внимание, что влияние на возбуждаемость нервной системы не оказывается. То есть при возникновении стрессовой ситуации человек может вернуться к стереотипу нарушенной речи. Однако чем выше находится маятник, тем менее заметно влияние уровня возбуждения нервной системы на речь. Таким образом, система приходит в новое положение равновесия.

      Представленная модель не претендует на точность или полноту описания процессов изменения плавности речи, однако является важным инструментом визуализации проблемы и процесса ее устранения для заикающегося.

      Функциональная модель заикания.

      При устранении заикания необходимо чтобы пациент осознанно работал над развитием определенных навыков и функциональных связей. Для этого ему необходима модель, дающая представление о процессах, происходящих в его организме. Эффективность работы в этом случае значительно увеличивается.

      На рисунке 3 приведена условная функциональная схема, объясняющая пациенту процесс формирования речи у здорового человека и нарушение речи у заикающегося.

      Рассмотрим более детально систему 3а. Информация из окружающего мира по связям 5-1, 6-1, 7-1 попадают в головной мозг 1, где обрабатываются автоматически без привлечения сознания 2. При необходимости осознанной реакции (речи, мимики, жеста) сигнал по каналу 1-2 поступает в область мозга, отвечающую за осознанную обработку. На этом этапе формируется мысль, формируется фраза. Выдача сигнала на мышцы-артикуляторы происходит автоматически. Сначала сигнал по каналу 2-1 поступает в область автоматической обработки, а после этого по каналу 1-3 поступает на мышцы голосового аппарата, работающие также автоматически. Воспроизведенная речь автоматически фиксируется и по каналу 7-1 направляется для сравнения с начальным образцом. Еще раз необходимо подчеркнуть, что все процессы, кроме формирования фразы, происходят автоматически.

      При нарушении плавности речи (рисунок 3в) происходит следующее.

      По каналам 5-1, 6-1, 7-1 сигнал поступает в область бессознательной обработки. После чего сигнал по каналу 1-2 поступает для формирования ответного сигнала.

      Рисунок 3 – Функциональная схема формирование речи: а – нормаль-ная речь; в – нарушенная речь.

      По каналу 2-1 сформированный (с участием сознания) сигнал направляется на внутренние мышцы, расположенные по всей длине дыхательных путей. Происходят судорожные сокращения мышц. Возникает, так называемый мышечный зажим. Экспериментальные исследования показали, что ме-сто мышечного зажима может варьироваться от человека к человеку. При этом процесса говорения не происходит. По каналу 7-1 происходит сравнение сгенерированной мозгом фразы и неудачного результата произнесения. Если этот процесс подкреплен сильной эмоциональной реакцией, то очень быстро формируется связь 2-3 которая служит для «ручного» то есть осознанного управления речевыми мышцами. Возникает параллельная передача сигнала по каналам 1-4 и 2-3. Плавность речи в этом случае нарушается. Человек говорит отрывисто, как бы пытаясь быстрее проговорить все до конца. Возникает эффект «нехватки времени» [1]. Это еще не заикание. Многие лю-ди говорят отрывисто, спешат, глотают звуки и даже слоги. По мнению авто-ра процесс окончательного формирования стабильно нарушенной речи зканчивается появлением связи 7-2. При этом человек сознательно пытается избежать очередного сбоя и начинает все больше и больше сознательно вслушиваться в свою речь. Таким образом, вместо одной связи 1-3 формируются 3 связи 2-3, 1-4, 7-2. Образовалось устоявшееся циклическое нарушение речи, которое в свою очередь приводит к формированию целого ряда неврозоподобных реакций и с годами ухудшает речь до невразумительного мычания.

      Принципы работы и подготовка к устранению заикания.

      В основе предлагаемого метода лежит визуализация процесса выздоровления пациента на основе предложенных условных функциональных схем. Такой подход позволяет концентрировать внимания и усилия заикающегося на конкретной задаче и обосновывать необходимость ее решения.

      Автор обращает внимание на то, что бросаться в борьбу с заиканием не нужно. Вместо этого необходимо приступать к работе постепенно, осторожно, хорошо представляя себе происходящие изменения. Cформулировать коротко принцип работы над заиканием можно как: «эмоции – (настроение + работа) – результат», описанный в работах [14,15]. Таким образом, заикающийся сначала представляет себе модель, создает мощный эмоциональный импульс, выполняет упражнения, а затем фиксирует результат.

      К принципам работы над заиканием по данному методу относятся:

      — осознанность работы (концентрация внимания на своих ощущениях и представление конечного результата);

      — постоянство (выполнение упражнений необходимо проводить постоянно, нельзя поддаваться приступам плохого настроения или лени);

      — позитивный настрой (каждое занятие должно проводиться в хорошем настроении).

      Во время занятий необходимо высыпаться, полноценно питаться по возможности отказаться от курения и спиртных напитков.

      Используя в качестве рабочей модели схемы представленные на рисунках 2 и 3 для коррекции заикания и устойчивой нормализации речи предлагается сформировать автоматическую связь 1-3 (рисунок 3а) что даст возможность ослабить связи 1-4 и 1-3, а при достижении высокого уровня плавности, ослабить и ликвидировать связь 7-2. С точки зрения схемы, показанной на рисунке 2, это означает поворот рычага с барабаном 3 против часовой стрелки для уменьшения длины подвеса маятника. Подвес укорачивается, Маятник приближается к линии F, амплитуда колебаний уменьшается, часто-та увеличивается. Наступает стабилизация системы в новом положении равновесия.

      Как же найти этот самый воображаемый рычаг? На основе проведенных экспериментальных исследований автор выявил упражнение, способствующее формированию плавной и непрерывной речи и закрепления достигнутого уровня плавности.

      Само занятие заключается в последовательном выполнении упражнений, каждое из которых решает отдельную задачу. Продолжительность занятия составляет 45 ? 60 минут. Заниматься можно как один раз в день так и разбивать занятие на две части, продолжительность каждой из которых должна составлять не менее 30 мин. Рассмотрим занятие более подробно.

      1. Расслабление. Стать ровно, плечи выпрямлены, живот расслаблен и слегка выпячен, руки лежат на животе ладонями таким образом, чтобы пальцы были направлены вниз (см. рис. 4). Несколько глубоких медленных вдохов носом выдох – ртом. Глаза закрыты. На лице зафиксировать улыбку. При вдохе и выдохе грудная клетка должна быть неподвижной. Двигается только живот. Все внимание обращено на свои ощущения. Удерживать улыбку. Выполняется 1-2 мин.

      Рисунок 4. – Исходное положение для выполнения упражнений.

      2. Работа над дыханием. Исходное положение то же. Вдох должен идти через нос и быть коротким, стремительным и шумным. Выдох должен следовать за вдохом незаметно, воздух должен выходить как бы сам собой. При вдохе важно не поднимать плечи. При этом важно почувствовать, как округ-ляется живот. Частота дыхания 80 ? 100 циклов в минуту. Количество вдохов варьируется от 200 до 1000 в зависимости от тренированности и самочувствия. Выполнять дыхательные упражнения следует сериями. После каждой сотни стремительных вдохов – один глубокий вдох и долгий выдох. Помимо постановки дыхания данные упражнения помогают укрепить внутренние мышцы брюшной полости, которые массируют внутренние органы чем способствуют поддержанию высокой активности организма. Почувствовать эффект от занятий вы сможете уже через 2 ? 3 недели после начала практики. Значительно уменьшатся непроизвольные сокращения внутренних мышц при разговоре, появляется приятное ощущение повышенного давления внутри брюшной полости (как будто в животе небольшой резиновый мячик).

      Вдохи можно выполнять как в составе гимнастики так и во время про-гулок, стоя у окна, по дороге на работу. Для увеличения эффекта и более длительного ощущения «мячика» можно во время выполнения вдохов поло-жить ладони на живот таким образом, чтобы большие пальцы соприкасались в области пупка, а остальные пальцы смотрели вниз. Количество вдохов следует регулировать исходя из своего самочувствия. Рекомендуется начинать с 200 и постепенно наращивать до 1000 вдохов.

      Особое внимание при выполнении упражнения необходимо уделять концентрации внимания на округлении живота. При этом, если во время упражнения начинает болеть носоглотка, значит упражнение выполняется не-правильно. При правильном выполнении упражнения усталость и небольшие болевые ощущения могут появиться в животе. Выполнение дыхательных упражнений занимает приблизительно 10 ? 15 минут.

      3. Работа над речью. После дыхательных упражнений 1 ? 2 минуты от-дохнуть (повторение пункта 1). Исходное положение для выполнения речевого упражнения то же. Глубокий вдох носом (надувается только живот) произнесение нескольких слогов до ощущения необходимости вдоха. Снова спокойный вдох носом, выдох растягивается вместе с произнесением слогов.

      Необходимо постоянно следить за правильностью положения тела во время выполнения упражнения (см. рис. 5).

      Рисунок 5. – Выбор положения для выполнения упражнений: А – не-правильное положение (спина сгорблена, плечи опущены вперед); В — неправильное положение (при дыхании происходит движение грудной клетки); С – правильное положение (плечи выпрямлены, но расслаблены, при дыхании двигается живот).

      В этой части упражнения произносятся следующие слоги (в порядке усложнения артикуляции):

      Каждый из слогов произносится дважды. Произносить слоги необходимо свободно, не спеша. Стараться четко артикулировать звуки Темп составляет 60 ? 80 слогов в минуту. При этом необходимо озвончать глухие со-гласные и как бы перекатываться от звука к звуку. Начинать произнесение слогов необходимо на том уровне громкости, который позволяет не напрягать мышцы грудной клетки и живота. По мере выполнения громкость следует постепенно наращивать. Но увеличение громкости происходит только за счет мышц лица и усиления артикуляции. Напряжения мышц грудной клетки и живота происходить не должно.

      При выполнении упражнения все внимание сосредоточено на мышцах ротовой полости и языке. Никакого напряжения живота быть не должно. Ладонями необходимо постоянно контролировать живот. Грудная клетка двигаться не должна. Живот поднимается и опускается в такт дыхания. При за-метном подергивании мышц живота в такт произнесению слогов, необходимо остановить выполнение упражнения, сделать несколько глубоких вдохов-выдохов и продолжить выполнение упражнения.

      Если в результате выполнения упражнения появляется усталость мышц живота, значит, упражнение выполняется неправильно. При правильном выполнении упражнения в животе появляется чувство легкости, а звуки выходят свободно и четко. При этом начинает ощущаться работа мышц лица, усиливается артикуляция. Необходимо четко представлять себе схему (рисунки 2, 3) и представлять те результаты, которые уже получены при проведении самостоятельных занятий до данного момента.

      В жизненных ситуациях необходимо стараться придерживаться того же стереотипа говорения. Нельзя огорчаться если первые опыты с внедрением новой техники говорения будут неудачными. Результаты проявятся уже че-рез 1?2 месяца. В некоторых случаях может возникнуть ухудшение ситуации с заиканием. Это объясняется выведением системы из состояния равновесия и ее стремления вернуть себе это состояние (рисунок 2) (состояние стабильно нарушенной речи). Необходимо работать дальше и привести маятник в со-стояние нового равновесия на качественно новом уровне.

      В данной работе описан метод коррекции заикания и устойчивой нормализации речи. Приведенный метод создавался с использованием результатов экспериментальных исследований. Апробация метода проводилась на заикающихся с различными формами и степенями заикания в течение двух лет. Полученные результаты позволяют сделать предварительные выводы о его эффективности при лечении как невротического так и неврозоподобного заикания. Целесообразным является проведение дальнейших экспериментальных исследований с целью получения статистической информации о возможности внедрения представленного метода в практику коррекции заикания и стабилизации нормальной речи.

      1. Мэлком Фрэйзер. Как избавиться от заикания. Программа для самостоятельной коррекции речи. «Self-therapy for the stutterer» by Malcolm Fraser Speech Foundation of America // Перевод с английского языка осуществлен с разрешения автора. Шайдоров Руслан, перевод на русский язык, оформле-ние. г. Хабаровск, 1997 ruslan@eol.ru

      3. Г. Сытин. «Божественные исцеляющие омолаживающие настрои”.

      4. Ричард Харкнесс /Нейромоделирование для заикающихся. Rharkn@aol.com

      5. И.Н. Кочеткова. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М., 1989.

      6. Андронова Л.З., Арутюнян М.А. «Анализ временных характеристик видов речи, применяемых при коррекции заикания». Дефектология, 1984, №4.

      7. Матейнова З., Машура С. «Музыкотерапия при заикании». Киев, Выща школа, 1984.

      8. Андрей Прокофьев. Пути выхода из состояния заикания. arsaki@hotbox.ru.

      9. Андрей Прокофьев. Энергетика и речь.

      11. А61М 21/00 Способ устранения неврозоподобного заикания. Патент №277427. Автор: Забалуев Константин Евгеньевич.

      13. Норбеков М.С. Опыт дурака или ключ к прозрению. Как избавиться от очков. – СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2002. – 316 с., ил.

      14. Л. Рон Хаббард «Дианетика: современная наука о разуме».

      www.stuttering.su