Расстройства

Центр по лечению аутизма у детей

25.05.2018

Синдром детского аутизма является одной из наиболее сложных проблем современной психиатрии. Лечение детского атипичного аутизма пытаются осуществлять не только психиатры, но и психологи, педагоги, биологи,специалисты в области социальной реабилитации. Современные клинико-биологические исследования свидетельствуют о нозологической гетерогенности данного заболевания, широкой вариабельности различных видов расстройств аутистического спектра. Клиники лечения аутизма сегодня есть во многих странах мира, ведь это проблема уже стала глобальной. Центр лечения аутизма детей есть и в Москве.

Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу комплексных нарушений психического развития, характеризующихся отсутствием способности к социальному взаимодействию, общению, стереотипностью поведения.Для больных характерны также фобии, возбуждение, нарушения пищевого поведения и другие неспецифические симптомы. При этом РАС являются гетерогенной группой заболеваний с различной этиологией и патогенетическими механизмами.

Чем раньше выявить детский аутизм, тем эффективнее будет лечение

Недостаточное знание клинических аспектов аутизма ведет к позднему распознаванию признаков болезни, а недостаточная осведомленность в вопросах терапии и необходимых мерах реабилитации — к их слабой эффективности.

Актуальность проблемы в мире настолько возросла, что в 2001 г. — в Год психического здоровья, она была объявлена ВОЗ одной из ведущих в психиатрии. В 2008 г. Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля провозглашен Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. В 2012 г. проблема РАС и других расстройств развития включена в повестку дня 67 сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Значимость вопроса определяется хроническим течением РАС и резистентностью к терапии. Только четверть пациентов с РАС могут жить самостоятельно. 10 июня 2008 г. участники «круглого» стола в Государственной думе Федерального собрания РФ рекомендовали Правительству разработать и утвердить целевую федеральную программу помощи больным РАС: «Дети с ограниченными возможностями здоровья(аутизм)». РАС не знают географических, экономических и культуральных границ,включают нозологически разные заболевания. За последние 20 лет научный интерес к ним в мире переместился из узкой проблемы детской психиатрии в одну из центральных областей клинико-биологических исследований.

Не смотря на освещение проблемы аутизма в информационном пространстве,многие специалисты-неврологи до сих пор предпочитают не ставить определенного диагноза детям с ярко выраженными расстройствами аутического спектра. Выявление аутизма у детей родителям приходится производить собственными усилиями, что зачастую приводит к тому, что большинству детей приписываются нехарактерные типы поведения. Возникает ситуация, когда родители уже готовы видеть в практически здоровом ребенке аутиста, что ухудшает психическое состояние как родителей, так и ребенка, и приводит к различного рода депривациям. На эту тему еще в 1959 году известный психолог Бруно Беттлхейм написал очерк под названием«Джо-механический мальчик», где описан ребенок-аутист, под необычным и замкнутым поведением которого скрывался умный и одаренный ребенок. Главной в очерке звучала мысль о том, что как раз отношение родителей к своему ребенку и явилось причиной появления у него аутизма. Более поздние исследования показали биофизическую причину аутизма.

На данный момент достаточно точно определены психологические и психические отклонения в поведении ребенка, опираясь на которые, родители могут обратиться за квалифицированной медицинской помощью к неврологу и составить грамотный план лечения аутизма (расстройств аутического спектра). Основными симптомами,выделенными еще Л. Каннером, и подтверждающими то, что такие дети должны рассматриваться как дети с уникальной аномалией развития конституционного генеза, являются:

  • Социализация, а точнее, ее отсутствие – ребенок испытывает трудности в общении с другими людьми, в том числе физически – может сопротивляться, когда его обнимают, целуют или держат на руках. Проявление бОльшего интереса к неодушевленным предметам.

  • Задержка речевого развития, проявляющаяся не только как отсутствие умения говорить, но и как внешнее отсутствие интереса к какому-либо общению. При этом впоследствии выясняется, что информация была полностью усвоена.

  • Некоммуникативная речь – проявляющаяся в том, что ребенок, обладающий речью, может затрудняться в ее применении. Например,«ведение руки» — вместо обращения со словами ребенок берет руку взрослого и использует его как инструмент для достижения желаемого.

  • Эхолалия и отставленная эхолалия – повторение чужих фраз, слов или частей слов, как сразу после произнесения их взрослым, так и через какое-либо время.

  • Невозможность применения местоимения «Я». При желании чего-либо или вопросительном предложении ребенок использует только отстраненное местоимение «ты» вместо личного «я».

  • Стереотипная повторяющаяся игра. Выстроить в ряд одинаковые предметы, пристально рассматривать циклично движущиеся объекты,навязчивое включение и выключение света, поглощение одной деталью игрушки(например, вращающимися колесами машинок) при отсутствии интереса к собственно машинкам.

  • Стремление к порядку и однообразию. Повторы определенных манипуляций с предметами в определенное время суток, болезненное беспокойство при отсутствии этих манипуляций. Боязнь праздников и других нечасто повторяющихся событий.

  • Хорошая механическая память, при этом отсутствие осознания опасности и страха высоты.

  • Сенсорные нарушения могут заключаться в том числе в следующем:
  • Прикосновения при стрижке или мытье головы
  • Непереносимости музыки
  • Отказе от мытья целиком
  • При обнимании или других телесных выражениях привязанности;
  • Самоповреждение (аутоагрессия) может выражаться в расцарапывании кожи, кусании самого себя, методическом выдергивании волос и т.д.
  • Только 30% больных с тяжелыми формами аутизма — с синдромом Каннера и атипичным аутизмом эндогенного и синдромального генеза имеют неблагоприятный прогноз, не поддаются абилитации. Но в целом, хотя при разных формах РАС прогноз отличается, своевременно установленный клинический диагноз,раннее введение фармакотерапии, проведенная реабилитация являются вполне эффективными и способствуют благоприятному исходу. В 10% случаев больные РАС полностью восстанавливаются, в клиническом состоянии примерно у 60% больных с расстройствами аутистического спектра отмечается стабильное посттерапевтическое улучшение [ООН, 2012; ФГБУ «НЦПЗ» РАМН, 2011]. Следует особо подчеркнуть, что 80% пациентов с РАС являются обучаемыми по коррекционным и общеобразовательным программам.

    sprauting.ru

    Лечение аутизма в Москве – Проверенные центры

    Статистика последних десятилетий ужасает своими цифрами. Если в семидесятых годах рождался ребенок с аутизмом 1 на 10000 новорожденных, то сейчас каждый сотый ребенок становится аутистом. При этом мальчики страдают этой патологией в 5 раз чаще, чем девочки.

    Аутизм у детей проявляется в нарушениях психического развития, в виде расстройств речи и движений. Таким детям очень трудно адаптироваться в социуме, у них преобладает нестандартное поведение и мышление, а это в свою очередь еще сильнее мешает их гармоничному развитию и социализации.

    К сожалению, специальных анализов, позволяющих диагностировать аутизм, не существует, поэтому диагноз устанавливается на основании наблюдений за поведением ребенка, за его общением с родителями и сверстниками. Болезнь может проявляться как в легкой форме, так и крайне тяжелой. Поэтому, когда речь заходит о лечении аутизма, то скорее нужно подразумевать достижение определенного уровня воспитания в соответствии с общепринятыми нормами. Другими словами, окружающие люди должны воспринимать ребенка, прошедшего лечение, нормальным по среднестатистическим меркам.

    Лечение аутизма в Москве

    Американскими учеными в результате исследований было выявлено, что существует определенный процент детей, которые самостоятельно излечивались от данного заболевания. Ученые утверждают, что иногда ребенку удается перерасти это заболевание и к 20 летнему возрасту они полностью неотличимы от других людей.

    Но основной массе детей с диагнозом «Аутизм» предстоит долгое и упорное лечение.

    В настоящий момент разработано много различных методик, направленных на адаптацию и социализацию ребенка. Однако лечение аутизма могут предложить лишь ограниченное число реабилитационных центров и клиник.

    Существует более десятка методик для лечения этого заболевания, одни признаны официальной медициной, другие нет, но сторонники каждой из методик настаивают на том, что их терапия наиболее эффективная и действенная. Поэтому родителям приходится делать самостоятельный выбор в пользу той или иной методики, некоторые из них пытаются заниматься с ребенком сразу нескольким видами лечения.

    Итак, существуют следующие виды терапии:

    1. Поведенческая терапия – сюда входят различные методики, обучающие ребенка поведению, различным навыкам, вербальному общению, быстроте реакций.
    2. Терапия, в которой ребенок является ведущим – позволяют ребенку открыться окружающему миру и начать общаться.
    3. Биомедицинская терапия – построена на основе различных диет и медикаментозной терапии, цель которых улучшить работу головного мозга и усилить развитие нервных связей в организме ребенка.
    4. Дельфинотерапия – является одной из последних разработок, которая также направлена на устранение внутренних преград у ребенка и начало коммуникации с окружающими людьми.

    Помимо этих методик лечение аутизма в Москве проводится с помощью животных, музыки, визуальных образов, также применяется арт-терапия и трудотерапия. Нельзя сказать, что все методы лечения имеют широкое распространение, но эффективным лечением считается то, которое дает реальный действенный результат

    В Москве можно обратиться в следующие места по поводу лечения и реабилитации детей с аутизмом:

    1. Остеопатическая клиника доктора Артемова

    Москва, ул. Большая Грузинская д.20, тел.: (495) 254-12-29, 233-44-45, тел./факс: (459) 254-34-11.

    2. Клиника остеопатии «Остмед»

    Москва, Комсомольский проспект, д. 32, корп. 2, тел. (495) 225-78-54.

    3. Центр «Томатис-Москва»

    Москва, Зеленый проспект, д.3А/11, тел. (495) 665-85-76, 8 915 110-39-03.

    4. Европейский центр психического развития

    Москва, Проспект Мира д.26 стр.6, тел. +7 (985) 99-164-99 (многоканальный).

    5. Центр «Наш солнечный мир»

    г. Москва, 1-ый Лучевой просек, д.3, тел. (499) 268-02-06.

    6. Московский дельфинарий

    Москва, метро ВДНХ, территория ВВЦ, дельфинарий на ВВЦ (за павильоном №8) – развлекательный комплекс Дельфин-лэнд, тел. (499) 502-33-76.

    Узнайте сейчас, где можно получить консультацию по поводу лечения аутизма в вашем городе! Спросите у нас, и мы вам обязательно подскажем! Также, мы можем сказать, где в вашем городе можно сдать анализы на половые инфекции! Спешите, пока не упущено время!

    national-medicine.ru

    Аутизм возникает как следствие нарушения в развитии или работе головного мозга. Его главной характеристикой является всесторонний дефицит социального взаимодействия больного и отказ от общения. Обычно первые признаки аутизма проявляются у детей 2-летнего возраста. В большинстве случаев это заболевание врожденное. Медицинская классификация относит аутизм к болезням нервной системы, но существует и мнение о том, что аутизм не заболевание, а особое состояние в развитии. Заболевание диагностируется у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

    Причины возникновения аутизма у детей до сих пор неизвестны, но был разработан и клинически подтвержден перечень гипотез о том, что может послужить толчком для развития заболевания:

  • мутации плода во время беременности;
  • последствия некоторых вакцин (гипотеза не нашла неопровержимого подтверждения);
  • неправильный обмен серотонина в организме;
  • Может ли проявиться аутизм у взрослых?

    Но в редких случаях аутизм может возникнуть во взрослом возрасте. У взрослых аутизм — это тяжелое нарушение социального взаимодействия, которое сопровождается серьезными изменениями в структуре головного мозга. Заболевание во взрослом возрасте называется атипичным аутизмом. Причины появления аутизма в этом возрасте также до конца не изучены. Нет исчерпывающего перечня подтвержденных факторов, служащих стимулом для развития болезни. Но существует ряд теорий о природе возникновения аутизма во взрослом возрасте. Причиной может стать:

    Абсолютно все формы аутизма могут возникать как в детском возрасте, так и быть приобретенными впоследствии. Развитие симптомов аутизма в зрелом возрасте происходит быстро и может стать причиной тяжелого состояния больного и его психической неуравновешенности.

    • четвертая – взрослые аутисты, которые не могут справляться со своими ежедневными проблемами. Склонны испытывать чувство обиды на окружающих;
    • В последней группе аутистов периодически встречаются люди с проявлением «гена гениальности». Его активизация связана с процессами, происходящими в мозгу человека, больного аутизмом. Такие люди могут достигать очень больших успехов в различных областях науки и профессиональных сферах. Но их взаимодействие с миром часто осложняется социальными рамками и непониманием со стороны близких.

      Родственники и окружение пациентов нередко сами ухудшают состояние больного, неправильно общаясь с ним и унижая. Для налаживания контакта между родственниками и аутистом создаются специальные курсы, на которых можно не только найти способ общения с больным, но и обучить его необходимым навыкам самообслуживания. Эффективность таких курсов во многом зависит от состояния пациента и формы проявления заболевания.

      Кроме разделения признаков аутизма по степени проявления на группы, существует и другая классификация. В России в 1987 году была разработана схема, разбивающая все проявления аутизма на 7 типов по причине возникновения:

    • аутическая психопатия Аспергера;
    • аутизм, вызванный аберрациями хромосом;
    • эндогенный и приступообразный аутизм, вызванный шизофренией;
    • резидуально-органическое состояние организма больного;
    • Эта система впоследствии позволила объединить известные причины аутизма и его виды под общей аббревиатурой РАС (расстройства аутического спектра).

    • невозможность установления взаимоотношений с окружающими людьми с раннего возраста;
    • недостаточное использование речи для коммуникации;
    • игнорирование внешних раздражителей вплоть до болевого воздействия;
    • задержка развития собственного «я»;
    • эхолалии непосредственного и отставленного типа;
    • Симптомы аутизма начинают проявляться у детей до 3 лет. Затруднением при диагностировании является отсутствие более ранних признаков задержки в развитии ребенка, поскольку заболевание в подавляющем большинстве случаев проявляется на фоне нормального развития. При синдроме Ретта характерны такие признаки:

    • теряются уже приобретенные навыки;
    • расстройство дыхания;
    • эпилептиформные приступы;
    • стереотипные интересы и поведение;
    • импульсивность в поведении;
    • Многие симптомы этого синдрома сходны с болезнью Каннера. Но при этой форме нет значительных задержек в развитии речи и когнитивном сознании.

    • возникновение после 3-х лет;
    • Симптомы аутизма у детей

      1. Симптомы нарушения социальных навыков:

    • отсутствие желания общаться и интереса к сверстникам;
    • игнорирование присутствия и эмоций окружающих людей;
    • отсутствие нормальной для раннего этапа развития подражательной функции. Дети не копируют мимику родителей, не улыбаются в ответ, не повторяют жесты взрослых или делают это неосознанно и без связи с реальностью;дети не делятся своими проблемами и мыслями с родителями.
    • 2. Нарушения в развитии речевой и неречевой коммуникации:

    • ребенок избегает зрительного контакта, не улыбается собеседнику;
    • речь развита, но ребенок не общается с окружающими, не отвечает им;
    • ребенок повторяет фразы или отдельные слова («граммофонная» или «попугайная» речь согласно классификации по Каннеру);
    • фонетические нарушения в речи, не связанные с характерными проблемами при нормальном развитии. У аутистов проблемы с интонациями, речь может быть монотонной или ритмически неправильной.
    • 3. Нарушения в развитии воображения, что становится причиной стереотипного поведения:

    • отчуждение;
    • ребенок сосредотачивает внимание на чем-то одном.
    • Симптомы аутизма у взрослых могут отличаться в зависимости от формы заболевания и его течения. Характерными симптомами считаются следующие:

    • отсутствие понимания правил общения, принятых в обществе;
    • отсутствие понимания собственного поведения;
    • отсутствие возможности построения дружеских или любых других близких отношений с окружающими людьми;
    • трудности в обращении к кому-либо;
    • возможность сохранять спокойствие в привычной обстановке и переживания из-за перемен в ней;
    • Легче предупредить болезнь, чем бороться с последствиями.

      Приведенные признаки аутизма позволяют достаточно четко установить диагноз и разновидность психического отклонения по проблемам в развитии, социальном поведении и других навыках. Но при диагностике аутизма по соответствующим критериям важно:

    • не расширять содержания каждого из признаков;
    • Дифференциальная диагностика неполных симптомов позволяет получить более полную картину. В таком случае исключаются другие симптомы, которые могут говорить о наличии сопутствующих заболеваний и смазывать картину болезни. При диагностике аутизма следует сначала исключить расстройства слуха, расстройства речи, умственную отсталость, психозы, которые являются отдельными заболеваниями и не связаны с аутизмом.

    • использование «моделей развития»;
    • обучение социальным навыкам;
    • трудотерапию;
    • антидепрессанты;
    • противосудорожные препараты.
    • Полностью излечиться от аутизма практически невозможно. Ремиссия наступает только в 5% случаев.

      Отсутствие своевременного для аутизма лечения может привести к нарушению социальных и эмоциональных контактов больного с обществом. Профилактика

      К сожалению, специальных методов первичной профилактики данного патологического состояния не существует. В период беременности женщинам рекомендуется избегать интоксикаций (ограничить прием лекарственных препаратов).

      samara.medcentr.online

      Аутизм: лечение, аутичные черты у детей, признаки аутизма, ранний детский аутизм (РДА)

      Некоторые «светила» психиатрии утверждают, что аутизм у детей не поддается лечению.

      Но опыт родителей говорит обратное. У многих деток на фоне современных методов лечения и коррекционных занятий проявления аутизма постепенно сглаживаются. У ребенка с диагнозом аутизм — снижается возбудимость и стереотипная деятельность, начинает развиваться речь и социальные навыки.

      И если нельзя «вылечить аутизм», то улучшить поведение, развить речь и социально адаптировать малыша не только можно, но и НУЖНО.

      1. Отрешенность. Ребенок с аутизмом, как будто бы пребывает в своем мире, не способен вступать в контакт, не может и не пытается попросить то, что ему нужно, привязан к своей маме в бытовом или эмоциональном плане (например, сам не может есть и одеваться или контактирует только с матерью, но избегает посторонних), однако при этом ребенок аутист может избегать телесного контакта (например, не позволяет себя обнимать). Аутизм у ребенка часто проявляется нарушением глазного контакта (дети не смотрят в глаза и даже специально их отводят в сторону или отворачиваются, если вы попытаетесь поймать его взгляд).

      2. Расстройство речи. Расстройство речи. Дети с аутизмом либо не говорят вовсе, а только выкрикивают нечленораздельные звуки (вокализмы). Либо говорят лишь отдельные слова, повторяя их как бы ЭХОм за родителями или телевизором (это называемая эхолалия), не понимая смысла, у других детей аутистов есть шаблонные фразы (ребенок правильно произносит эту фразу и она может быть приближена к ситуации, например: «дай салатик» — просит поесть, но совсем не салатик, «конец фильма» — устал от вашего присутствия и хочет, чтобы вы ушли и еще множество подобных фраз). Некоторые дети с аутизмом могут шаблонно произносить целые предложения и даже пересказывать целиком сказки, однако при этом не отвечают на вопросы и не вступают в диалог. Все вышеперечисленное и принято называть расстройством речи и ее коммуникативной функции. В легких случаях ребенок с аутизмом разговаривает, но в речи не использует личные местоимения (например, про себя ребенок аутист говорит: «мальчик хочет кушать»).

      3. Нарушение психического и речевого развития. Нарушение психического и речевого развития. Практически у всех детей с аутистическими проявлениями отмечается нарушение психического и речевого развития. Степень задержки развития очень индивидуальна и зависит от формы аутизма (так при Синдроме Каннера у детей отмечается очень грубая задержка развития, а при синдроме Аспергера, напротив, интеллектуальное развитие может быть практически нормальным). При раннем детском аутизме (РДА) малыш сначала развивался правильно, а потом навыки «распались» под воздействием различных негативных факторов (по наблюдениям родителей причиной распада у их детей аутистов послужило: прививка АКДС, ожоги большой площади, наркоз во время тяжелой операции, крайне болезненные процедуры, проводимые в стационаре, серьезный стресс или испуг — например грабители залезли в дом и прочие «экстремальные» ситуации). То есть при РДА: раньше ребенок говорил, сам кушал, играл в обычные детские игры …. а потом разучился и появилась стереотипная деятельность.

      4. Нарушение социальной адаптации. Ребенок с аутизмом не контактирует с другими детьми и порой даже избегает их. Особенно заметно нарушение социальной адаптации становится в детском саду. Когда ребенка отдали в детский сад, вдруг оказалось, что у него есть аутистические проявления (ребенок отказывается есть в садике, часами сидит в стороне от детей, не играет с ним в игрушки, не выполняет требования и просьбы воспитателя, точнее сказать, никак на них не реагирует). У некоторых детей с аутизмом так же может быть агрессия к детям.

      5. Стереотипная деятельность. Многие действия ребенка аутиста становятся стереотипными — то есть бесцельно повторяются. Так называемые «стереотипии» выглядят по-разному. Некоторые дети с аутизмом потряхивают ручками, другие бегают по кругу — «манежный бег», выстраивают по порядку предметы, часами пересыпают песок, рвут на тонкие полоски бумагу. Вариантов стереотипий у детей аутистов великое множество, но объединяет их зацикленность и бесцельное повторение.

      В далеких 70-х психиатры считали, что аутизм у детей — это расстройство шизофренического спектра, так даже РДА (ранний детский аутизм) называли ранней детской шизофренией. Однако, в последние десятилетия, даже психиатры признали, что аутизм у детей — это не шизофрения.

      Наиболее отчетливо синдром раннего детского аутизма (РДА) проявляется от 2 до 5 лет, хотя отдельные признаки аутизма у детей отмечаются и в более раннем возрасте. Так, уже у грудных детей наблюдается отсутствие свойственного здоровым детям "комплекса оживления" при контакте с матерью или воспитательницей, у них не появляется улыбка при виде родителей.

      У детей первых 3 лет жизни неспецифическими проявлениями синдрома аутизма, связанными с соматовегетативной и инстинктивной недостаточностью, являются описания синдрома аутизма:

    • нарушения сна в виде сокращенной продолжительности и уменьшенной глубины его, прерывистости, затрудненного засыпания
    • стойкие расстройства аппетита с его снижением и особой избирательностью,
    • отсутствие чувства голода,
    • общее беспокойство и беспричинный плач
    • Аутизм ли? Ошибочная диагностика аутизма.

      Существует так же мнение, что многим детям д иагноз аутизм ставится ошибочно — это называется гипердиагностика.

      Так если у ребенка есть повреждение головного мозга, вызванное внутриутробным инфицированием (например цитомегаловирусной инфекцией), недоношенностью, асфиксией в родах, родовой травмой, внутричерепной гипертензией и т.д . то внешние проявления у него будут схожи с аутизмом.

      При применении современных комплексных методов реабилитации аутистические проявления начинают постепенно сглаживаться и от «аутизма» не остается и следа. А дальше предстоит длительная работа по восстановлению психоречевого развития ребенка.

      Детей с аутистическими проявлениями (на фоне органического поражения головного мозга) можно довести до НОРМЫ.

      Комментарий доктора медицинских наук,

      Ведущего детского невролога центрального Самарского отделения «РЕАЦЕНТРа», доцента кафедры Клинической медицины Самарского Медицинского Университета "Реавиз" Гавриловой Татьяны Алексеевны:

      1. Лобные доли головного мозга отвечают за сознание, интеллект, логическое мышление и инициативу. У детей с аутистическими проявлениями (аутистов), как правило, резко снижена активность лобных долей . Поэтому у детей с аутизмом грубо снижена познавательная деятельность, выражена отрешенность, отсутствует интерес к окружающей среде. Нарушение логического мышления у детей с синдромом аутизма приводит к непониманию происходящих событий, именно по этой причине дети аутисты боятся всего нового и непривычного (перемен, новой обстановки, новых игрушек, новой пищи, новых людей), так как они не понимают: что это, откуда взялось и зачем нужно.

      2. В норме лобные доли контролируют и направляют все остальные зоны головного мозга (речевые, двигательные, чувствительные (слух, зрение), речевые и т.д.).

    • Например: маленький ребенок залез в шкаф и разбросал книги по полу (лобные доли из любопытства дали команду двигательным зонам доползти до шкафа и вытащить книги из шкафа, зрительным зонам посмотреть, что внутри на страницах — после того как познавательный интерес был удовлетворен, книги и шкаф стали ребенку не интересны и он направился к другим предметам в комнате).
    • Однако, у детей аутистов лобные доли «спят», а не направляют другие зоны мозга на изучение окружающей действительности . Именно поэтому, деятельность ребенка аутиста стереотипна. Стереотипии — многократно повторяющиеся, не осознанные, бесцельные действия (потряхивания руками, пересыпание песка, механическое перелистывание страниц и т.д.)

      3. Для того, чтобы разговаривать, нужна тесная взаимосвязь лобных долей с речевыми зонами мозга. Ведь все, что мы говорим — говорим осознанно. У обычных детей сначала возникает желание (хочу «конфету» или хочу «гулять») — это лобные доли придумали «задание», а речевые зоны мозга его реализуют — ребенок обращается с просьбой или требует.

      У ребенка аутиста лобные доли «спят» и не дают речевым зонам «заданий» . В результате, ребенок с аутизмом не понимает обращенной речи; не осознает, что обращаются к нему; не пытается обращаться с просьбами, ребенок аутист попросту не понимает, что можно попросить и получить желаемое. Речь отсутствует или становится стереотипной, например, ребенок с аутистическими проявлениями повторяет слова или даже целые предложения бесцельно, не понимая смысла произносимых слов (как заученные иностранные слова).

      4. У многих детей аутистов отмечается аутоагрессия — ребенок аутист направляет агрессию на самого себя (бьет сам себя или кусает себя). Тому есть две причины: ребенок злится, что окружающая действительность не соответствует его потребностям (например: он хотел привычно стереотипно перекатывать машину, а мама заставляет его повторять за ней слова, ребенок начинает кусать себе руку или бьет себя по лицу, не понимая, что протест можно выразить словами). Это и есть аутоагрессия.

      Но бывает и так, что аутоагрессия это лишь «маска» , на самом деле у ребенка болит голова . Он не в силах терпеть, не понимает, что можно пожаловаться родителям, бьет себя по голове (головные боли, как правило, отмечаются у детей с поражением нервной системы на фоне гидроцефалии). При этом у детей хорошо видно вены на висках, они капризничают, выражение лица страдальческое.

      5. У детей аутистов, как правило, отмечается высокая активность зрительных зон головного мозга . Именно поэтому, у них очень хорошая зрительная память (ее еще называют «фотографической») и выражена любовь к «созерцательству». Игры ребенка с аутизмом направлены на созерцание: дети аутисты рассматривают пальцы своих рук, или подбрасывают предметы и смотрят, как они «красиво падают», часами могут смотреть в любимом мультфильме один и тот же момент — как «красивую динамическую картинку». Современный «Айпад» — любимый предмет ребенка аутиста, ведь он буквально создан для созерцательства и это своего рода помощь при аутизме…

      6. У ребенка с аутистическими проявлениями очень часто отмечаются эмоциональные нарушения. Так в чем же их причина?

      Эмоции можно разделить на примитивные эмоции и сложные социальные эмоции.

    • примитивные эмоции необходимы для выживания в природе: агрессия, страх. Например, в критической ситуации нужно испугаться и трусливо убежать, или же агрессивно броситься на врага, и за эти примитивные эмоции отвечают срединно-стволовые структуры.
    • сложные социальные эмоции — любовь, забота, чувство юмора, стеснительность, зависть и пр., за эти эмоции отвечают лобные доли. У ребенка аутиста лобные доли «спят» и сложных эмоций практически нет, именно поэтому ребенок не «испытавает» привязанности и нежности к близким людям, а самое главное к родителям. Ребенок с аутизмом не понимает шуток, ему тяжело адаптироваться в социуме. А вот «срединно-стволовые» структуры напротив расторможены и поэтому в поведении ребенка аутиста преобладают примитивные эмоции — страх или агрессия (аутоагрессия).
    • Зпрр с аутичными чертами (с элементами аутизма)

      В результате сбоев в работе ЦНС или воздействия сильных инфекций на организм ребенка может сформироваться не только отставание в речевом и психическом развитии: в ряде случаев болезнь сопровождается признаками аутизма.

      Не вступает в эмоциональный контакт с людьми, не улыбается, не тянется к родителям.

      Склонен к частым приступам агрессии, когда чем-то недоволен, может направлять эту агрессию на себя (кусать себя, бить).

      Стереотипное поведение: может долго раскачиваться на одном месте или ходить по кругу, вертеть в руке один предмет, склонен расставлять предметы в ряд, негативно реагирует на любые перемены.

      Не знает, как играть в игрушки, использует их по-своему, может быть привержен только к одной игрушке или ее части.

      Избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками.

      Непонимание обращенной речи – тоже один из признаков аутизма, как и задержки речевого развития.

      Лечение ребенка аутиста должно быть комплексным, коррекция аутизма возможна:

      проводится по индивидуальной программе, которая может включать:

      1. Активизацию неактивных лобных долей у ребенка с аутизмом:

    • д ля понимания происходящих событий
    • для развития логического мышления
    • для развития сознательной инициативы
    • для развития сложных эмоций
    • (забота, стеснительность, сострадание, чувство юмора и пр.)
    • для выработки социально-бытовых навыков
    • (чтобы ребенок мог самостоятельно питаться, одеваться и ходить в туалет)
    • 2. Активизацию неактивных речевых зон коры головного мозга у ребенка с аутизмом:

    • для улучшения понимания речи
    • для расширения активного словарного запаса
    • для повышения речевой инициативы (желание вступать в контакт)
    • для развития навыка создания речевых конструкций (фраз, предложений)
    • для развития навыка диалоговой речи.
    • 3. Активизацию неактивных зон мозга, отвечающих за развитие учебных навыков:

    • для повышения интереса к коррекционным занятиям
    • (изучение с логопедом-дефектологом цвета, формы, размера, названий и свойств предметов и т.д. )
    • для развития навыков чтения, письма, счета.
    • для подготовки ребенка к процессу обучения в школе.
    • 4. Снижение патологической активности срединно-стволовых структур головного мозга:

    • для купирования агрессии или аутоагрессии, страхов и невротизации.
    • для снижения патологической двигательной активности (стереотипных движений, гиперподвижности).
    • 5. Купирование внутричерепной гипертензии (снижение внутричерепного давления):

    • Для прекращения головных болей
    • Для нормализации сна
    • Для снижения возбудимости
    • Аутизм (аутистические проявления) — помощь:

      Длительность курса Микротоковой рефлексотерапии — 3 недели (15 сеансов).

      Коррекционные занятия можно начинать уже во время 1 курса лечения аутизма, а продолжать их дома.

      Стандартные перерывы между курсами Микротоковой рефлексотерапии:

      • между 1 и 2 курсом лечения — 3-4 недели
      • между 2 и 3 курсом лечения — 6-8 недель.
      • В перерывах между курсами Микротоковой рефлексотерапии детям с аутизмом подбираются ноотропы, которые являются питанием и строительным материалом для нервной системы. При необходимости, маленьким пациентам с аутистическими проявлениями подбирают успокаивающие сборы (возбудимым детям) или мочегонные травы (при гипертензионно-гидроцефальном синдроме, гидроцефалии).

        Микротоковая рефлексотерапия проводится только в клиниках «РЕАЦЕНТРА»

        ВАЖНО СВОЕВРЕМЕННО ПРИСТУПИТЬ К ЛЕЧЕНИЮ АУТИЗМА И РДА.

        8-800-22-22-602 (звонок по РОССИИ бесплатный)

        для иностранных граждан: +7 (846) 692-66-02

        Skype (бесплатный звонок через Интернет): medical_clinic_reacentr

        Микротоковую рефлексотерапию для лечения аутизма, РДА и других аутичных (аутистических) проявлений проводят только в подразделениях «Реацентра». В городах: Самара, Казань, Волгоград, Оренбург, Тольятти, Саратов, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Уфа, Астрахань, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Кемерово, Калининград, Барнаул, Челябинск.

        www.reacenter.ru

        Все заболевания на «А» — Справочник заболеваний

        Аутизм: что это такое?

        Признаки аутизма врачи могут увидеть во время исследования головного мозга ребенка, но установить, почему они возникли, невозможно. Признаки атизма у детей могут отмечаться в самом раннем возрасте, в этот период ребенку ещё можно помочь выработать навыки самообслуживания, общения и социального взаимодействия, но лечения от аутизма не существует.

        Причины аутизма у детей

      • генетическая предрасположенность;
      • черепно-мозговые травмы плода во время развития и ребенка в первые месяцы жизни;
      • расстройство восприятия вследствие информационной блокады;
      • нарушения в работе лобно-лимбического комплекса;
      • нарушения взаимодействия полушарий мозга;
      • хромосомные нарушения на стадии развития плода;
      • врожденные дефекты, возникающие ещё на стадии внутриутробного развития.
      • Практически во всех случаях возникновения аутизма болезнь диагностируется в детском возрасте. С течением времени проявления и симптомы заболевания не меняются и не прогрессируют, как правило, они просто становятся заметнее при достижении аутистом зрелого возраста.

      • хроническая депрессия;
      • психические заболевания;
      • черепно-мозговые травмы.
      • Виды аутизма и его классификации

        Существует пять классических видов проявления аутизма. Все они относятся к одному заболеванию, но разбиты на группы по характеру проявлений и степени отсутствия взаимодействия с внешним миром. Выделяют следующие группы пациентов, страдающих аутизмом:

      • первая – пациенты отказываются взаимодействовать с внешним миром, контакты практически сведены к нулю;
      • вторая – люди замкнуты в себе, могут посвящать всё время одному и тому же занятию. Забывают о необходимости сна или отдыха и не испытывают такого желания даже при длительном бодрствовании;
      • третья – люди, игнорирующие социальные порядки и нормы общества, поскольку не в состоянии их воспринимать;
      • пятая – взрослые аутисты с высоким уровнем интеллекта, которые предпринимают успешную попытку социализации и адаптируются в обществе. Могут взаимодействовать с окружающими практически на равных, способны обучаться, осваивать профессии и работать в областях, связанных с умственным трудом.
      • Разновидности аутизма:

      • синдром раннего классического инфантильного аутизма Каннера;
      • аутизм, возникший по причине наличия синдрома Ретта;
      • аутизм неизвестного происхождения.
      • Особенности аутизма у детей:

        Согласно РАС, следует различать виды аутизма по проявлениям определенного синдрома или состояния. Каждый из пунктов этой классификации обладает различным набором симптомов и разным прогнозом, но наиболее показательны следующие группы:

        В этот пункт включают синдром Каннера, аутическое расстройство и инфантильные виды аутизма. Симптомы этой группы отклонений проявляются в возрасте от 1 до 3 лет. Для синдрома Каннера и подобных ему состояний характерны такие признаки:

      • «феномен тождества» — страх изменений в окружении;
      • стереотипные игры.
    • отрешенность ребенка;
    • приостанавливается или останавливается развитие речи;
    • за 3-6 месяцев ребенок полностью теряет приобретенный речевой запас;
    • утрачивается способность удержать в руке предмет;
    • прогрессирующий распад моторных навыков;
    • развитие серьезных нарушений в двигательной функции;
    • утрата тонуса мышц.
    • Синдром Ретта относится к наиболее тяжелым проявлениям РАС. Он не поддается коррекции, и к 5-6 годам жизни симптомы синдрома у ребенка сходны с последствиями последнего этапа тяжелых органических болезней ЦНС.

      При этом синдроме у детей хорошо сохраняется логическое мышление, развито нестандартное восприятие себя и окружающего мира, но наблюдается неустойчивость активного и пассивного внимания. К другим признакам наличия этого синдрома можно отнести:

    • нарушения коммуникативной функции;
    • взгляд направлен «внутрь себя»;
    • привязанность к привычному окружающему пространству.
    • Что такое аутизм атипичного вида и как он проявляется,невозможно сказать наверняка. Внешние симптомы этого заболевания сходны с синдромом Каннера, однако, отсутствуют все диагностические критерии. Такое состояние характерно для взрослых и чаще всего развивается на фоне умственной отсталости или сопутствующих заболеваний и трудностей на различных этапах развития. Для атипичного аутизма характерны:

    • значительные нарушения социального взаимодействия больного и окружающих;
    • стереотипное и ограниченное поведение, которое повторяется с определенной периодичностью.
    • Приведенная выше классификация позволяет определять тип аутизма и синдром, который имеет место в каждом конкретном случае. Однако она не дает ответа на вопрос: «Что такое аутизм у детей?». Для упрощения диагностики существует ряд симптомов, наличие или отсутствие которых служит определяющим фактором при постановке диагноза «аутизм». Поведенческие характеристики, которые присущи детям с расстройствами психики самого разного возраста, помогают врачам определить вид заболевания, а родственникам – заподозрить, что у ребенка проблемы с развитием, и не затягивать с визитом к врачу.

      Ранний детский аутизм проявляется следующим образом:

    • отсутствие речи;отсутствие мимики и жестов;
    • нервное поведение;
    • ребенок любит играть один;
    • отсутствует интерес к придумыванию игр, воображаемым событиям;
    • ребенок привязывается к одной игрушке или предмету и не расстается с ним, стремится постоянно держать в руках;
    • Так проявляется аутизм у детей до 1 года и в последующие два-три года жизни. При рассмотрении аутизма у взрослых следует использовать другой перечень характерных признаков.

      Симптомы аутизма у взрослых

    • скудная мимика и недостаточное количество жестикуляции;
    • непонимание чувств, эмоций и намерений окружающих людей;
    • недостаточный словарный запас, регулярное повторение одних и тех же фраз;
    • наличие привязанности к местам и предметам и переживания из-за изменений, связанных с ними.
    • Если аутизм присутствует в легкой форме, то к 20-25 годам человек уже может жить отдельно от родственников или опекунов и самостоятельно решать собственные проблемы. Если форма не позволяет аутисту вести такой образ жизни, то, как правило, он остается на попечительстве родственников в течение всей своей жизни.

      Диагностика аутизма у детей

    • проводить диагностику на синдромологическом уровне, а не на формальном наличии любого из симптомов;
    • учитывать наличие процессуальной динамики в обнаруженных симптомах;
    • помнить о том, что отсутствие контакта с окружающими людьми ведет к социальной депривации, которая, в свою очередь, становится причиной вторичных симптомов задержек в развитии.
    • Необходимое для аутизма у детей лечение включает в себя:

    • программы поведенческой терапии;
    • логопедическую терапию;
    • антипсихотики;
    • krd.medcentr.online