Расстройства

Дебильность степень умственной отсталости

01.07.2018

Олигофрения в стадии дебильность — легкая степень умственной отсталости

Олигофрения – стойкое психическое недоразвитие, или умственная отсталость. Причина – органическое поражение головного мозга, которое может быть, как врождённым, так и приобретённым в период раннего детства.

Устаревшая разбивка олигофрении на 3 стадии (дебильность имбецильность идиотия) в настоящее время не используется медиками по этическим соображениям. Они предпочитают нейтральные термины, исходя из коэффициента интеллекта. Чем выше коэффициент, тем менее выражена стадия олигофрении:

  • 50-70 баллов – лёгкая степень;
  • 35-50 – умеренная;
  • 20-35- тяжёлая;
  • меньше 20- глубокая.
  • Но традиционное деление олигофрении на 3 стадии даёт более ясную картину:

  • дебильность – самая лёгкая и распространённая форма умственной отсталости.
  • имбецильность – средняя.
  • идиотия- глубокая.
  • Врождённую умственную отсталость можно приобрести:

  • в период внутриутробного развития;
  • во время родов.
  • Приобретённая дебильность случается обычно в возрасте до 3-х лет, чему способствуют:

    Кто он, человек с легким слабоумием?

    Дебильность – самая распространенный и лёгкий вариант умственной неполноценности. По степени болезнь может быть лёгкой, средней и тяжёлой. По доминирующим проявлениям: атонической, стенической, астенической, дисфорической.

    Больные любую информацию запоминают медленно, забывают быстро. Не умеют обобщать, не владеют абстрактными понятиями. Тип мышления – конкретно-описательный. То есть, они могут говорить только о том, что видели, не делая никаких выводов и обобщений. У них нарушено понимание логических связей между событиями и явлениями.

    Больные олигофренией в степени дебильности практически самые честные люди на свете. Но не из высоких моральных соображений. Эти люди просто не способны фантазировать. За исключением редких, патологических случаев, описанными в судебной практике, они могут говорить только о том, что видели.

    При разговоре сразу отмечается: нарушения речи, её однообразность, безэмоциональность, бедный словарный запас, примитивное построение предложений.

    Иногда присовокупляется такой феномен, как одарённость в некоторых областях на фоне общей патологии: способность механически запоминать огромные тексты, абсолютный слух, гениальность в математике, художественный дар.

    Больные не любят перемену обстановки. Только в привычной среде чувствуют себя уверенно, защищено и даже способны к самостоятельной жизни.

    Они повышенно внушаемы, из-за чего являются лёгкой добычей преступников, которые используют их, как зомби. Доверчивого олигофрена легко убедить в чём-то, навязать свою точку зрения, которую они будут воспринимать, как собственную. Из их среды нередко выходят неуправляемые и нерассуждающие фанатики, которые никогда не меняют «своих» убеждений.

    Воля и эмоция почти неразвиты. Ими руководят инстинкты: половой, пищевой. Половая распущённость – неприятное явление, вызывающее отвращение у окружающих.

    У лиц, страдающих дебильностью, инстинкты почти не поддаются контролю и коррекции. Пищевой инстинкт – основа основ. Они много едят, неразборчивы в пище, у них слабо развито чувство насыщения.

    В целом, при удачной социализации они – отличные супруги (внушаемость), не склонны к конфликтам, очень послушны (нет своего суждения).

    Ими легко управлять. Из-за внушаемости и управляемости они могут быть, как вполне адекватными членами общества, так и абсолютно асоциальными, злобно-мстительными и жестокими.

    Характер могут иметь очень привлекательный: добрые, как дети, сердечные, преданные тем, кто о них заботится. Наряду с ними существуют личности агрессивные, злобные, упрямые, мстительные.

    Дебильность выражается и в излишней возбудимости, и в явной заторможенности (в простонародье последние зовутся «тормозами»).

    Стадии и степени дебильности

    Различают три стадии в зависимости от IQ:

    Также выделяют такие виды дебильности:

  • Атоническая. Характерна тем, что больные демонстрируют странное, лишённое мотивов поведение.
  • Астеническая. Больные эмоционально неустойчивы, быстро устают приходят к умственному и физическому истощению.
  • Стеническая. У этой степени два полюса. На одном: добродушные, общительные, оживлённые люди. На другом: вспыльчивые, эмоционально неустойчивые, неуправляемые.
  • Дисфорическая. Это самая опасная степень болезни: настроение у пациентов этой группы агрессивное, зачастую направленное на разрушение и погром.
  • Детский дебилизм и его особенности

    Распознать, что у ребёнка дебильность, довольно трудно до тех пор, пока он не пойдёт в 1-й класс. На лице у него нет явных признаков заболевания.

    В дошкольном возрасте признаки проявления умственной отсталости легко не заметить. Особенности развития, индивидуальность личности, тип темперамента…

    Дети –торнадо, дети-молчуны – всё это ни о чём ещё не говорит. Только с поступлением в 1-й класс постепенно выявляется грозный признак: такие детки почти не усваивают программу обучения ни по одному из предметов.

    С момента ученичества, когда приходит пора запоминать, читать, считать, пересказывать услышанное, начинают проявляться черты дебильности. Таких детей трудно чему-то научить потому что невозможно надолго привлечь их внимание, тем более- зафиксировать его.

    Но диагноз ставить рано: дефицитом внимания страдают многие маленькие «торнадо» и «цунами». Но в отличие от непоседливых, живых, гиперактивных детишек, ребёнок со слабоумием совсем не такой шумный и неугомонный. В школе начинается бедствие. Выясняется, что к обучению по средней, обычной программе он не способен.

    Упрекать их в лени, обвинять, заставлять, пытаться «вдолбить» знания в голову бесполезно. Так можно только запугать своего «особого» ребёнка и заставить его страдать.

    Они не понимают условий задания, не улавливают связи между вещами и явлениями. Не могут решать логические задачи (убрать лишнее, или прибавить недостающее). Грамматика и правописание им не даются.

    Трудности с пересказом прочитанного, или услышанного вызваны тем, что страдающие дебильностью не могут долго удерживать в памяти то, что услышали.

    Маломощный запас слов и неумение сооружать из них фразы, неправильная расстановка слов и слогов – всё это мешает им быть хорошими ораторами.

    Зато эта детвора хорошо умеет обслуживать себя, помогать вести домашнее хозяйство.

    Эмоциональная сторона

    У детей, страдающих олигофренией в стадии дебильности существует два полюса эмоциональности:

    Также существуют и два полюса активности:

    Превалирование примитивных инстинктов, сексуальная расторможенность лишают их привлекательности в глазах социума. Подростки не умеют это скрывать: пристают к девочкам, прилюдно онанируют.

    Доверчивость, внушаемость – страшные качества этих людей в преступных руках. Они не обдумывают отданных им указаний и не умеют просчитывать последствия своих деяний.

    Особенности мышления

    «Особые» дети не умеют обобщать, делать выводы, им доступно только конкретное мышление. Для них недосягаемы абстракции.

    У них нет собственных суждений о происходящем. Они легко перенимают чужие мнения и убеждения и считают их своими. «Не такие, как все» способны увидеть лишь внешнюю часть явления. Подводная часть айсберга – не для них.

    У больных отсутствует детская любознательность, пытливость ума, они не «почемучки», им неинтересно «что, как, для чего».

    Компенсируется отсутствием воображения, любознательности и абстрактного мышления отличной ориентацией в ситуациях житейского характера. Они не идут на конфликты, послушны и покладисты.

    Постановка диагноза и тесты

    С наступлением первого года в школе трудности с обучением обычно заставляют задуматься о причине которая их вызывает. Первый учебный год – пора постановки диагноза. Диагностируют дебильность после проведения обследования у психиатра, невропатолога, бесед с психологом, консультаций с логопедом.

    Психологические тесты плюс количественное измерение интеллекта и личностных факторов помогают в постановке диагноза.

    Степень болезни выявляется с помощью оценки уровня коэффициента интеллекта. Методик очень много. Их цель – измерить свойства психики в области мышления, интеллекта и речи. Для детей и взрослых тесты предлагаются в соответствии с возрастом.

    Тест Айзенка (тест на интеллект) – определяет уровень развития интеллектуальных способностей. Это опросник, в нём сорок заданий по логике, математике и лингвистике. На выполнение задания даётся 30 минут. Шкала теста начинается от нижней границы в 70 доходит до своего пика в 180 баллов:

  • верхняя граница (180) говорит о гениальности испытуемого, поэтому редко кто её достигает: гениев-то не так много на свете;
  • вариант нормы: 90-110 баллов;
  • меньше 70 – повод насторожиться, так как 70 баллов – это порог, отделяющий здоровых от больных;
  • всё, что меньше 70-бального значения заставляет предположить патологию.
  • Тест Айзенка сам по себе не даёт оснований для постановки диагноза. Он имеет смысл лишь в совокупности с другими методиками для установления степени развитости интеллекта.

    Тест Войнаровского (на логическое мышление) – это некое количество утверждений, из которых надо выбрать правильное. Тест хорош тем, что не требует математических знаний, которых ещё нет у дошкольников.

    Лучше всего начинать с простейших тестов: «убери лишний предмет», «дополни ряд картинок недостающей».

    Оценка развития речи

    Установить, насколько ребёнок владеет письменной и устной речью помогут такие тесты:

  • вставить в рассказ недостающие слова;
  • пересказать отрывок из прочитанного самостоятельно, или прослушанного из уст тестирующего;
  • правильно расставить запятые в тексте;
  • придумать фразу из отдельных слов.
  • Тест Торренса определяет степень одарённости пациента. Он заключается в заданиях с использованием фигур. Тестируемому выдаются разные фигуры:

    • фигура в форме яйца, ребёнку предлагается изобразить в рисунке что-либо похожее на этот предмет;
    • задания с 10 карточками и фрагментами фигур;
    • лист с нарисованными парными прямыми линиями.
    • Тест определяет творческий потенциал, нестандартность мышления и способность к анализу и синтезу.

      Чтобы не ошибиться с диагнозом, необходимо, помимо тестов, консультация разных специалистов, данные клинических исследований, сведения о семье ребёнка, среде, в которой он растёт и воспитывается. Также надо помнить о его личностных особенностях, чтобы не спутать молчаливого гения (Эйнштейн) с умственно отсталым.

      Коррекция и оказание помощи

      В основном лечение симптоматическое:

      Быстро устающим и вялым пациентам назначают стимулирующие психику препараты, которые делают их более активными и деятельными.

      Особо возбудимым прописывают нейролептики и антипсихотики , немного гася и «притормаживая» их психические реакции.

      С больными занимаются логопеды, психологи, педагоги. В детском возрасте такое лечение особенно необходимо. Оно помогает лучше усваивать знания, приобретать навыки, развивает самостоятельность, учит ориентироваться в мире и социализироваться.

      Главная задача медицины направлена на то, чтобы помочь пациенту адаптироваться в обществе, научиться жить самостоятельно, осваивать простые специальности. Центры реабилитации и социальной адаптации учат жизни в социуме.

      Успех адаптации зависит от правильно организованных условий учёбы, работы, налаженного быта. Не надо требовать от детей невозможного: они должны учиться в специализированных школах, соответствующих уровню их развития, работать в областях, где не требуется внимание, инициатива, творческий подход. Правильная адаптация может дать больному всё: работу, семью, друзей и достойный уровень жизни.

      Профилактические меры

      Меры профилактики – это набор простых правил и рекомендаций:

    • выявлять у будущих мам заболевания, провоцирующие развитие пороков у плода: краснуха, корь, венерические болезни;
    • обязательно хорошее родовспоможение, предотвращающее родовые травмы, гипоксию плода, его инфицирование;
    • здоровый образ жизни беременной, исключающий курение, пьянство, приём наркотических средств и медикаментов, способных навредить ребёнку;
    • мероприятия, направленные на предупреждение заражение женщины инфекционными заболеваниями.
    • neurodoc.ru

      17. Степени умственной отсталости: дебильность

      Дебильность — легкая (незначительная) степень умственной отсталости. Эта категория лиц составляет 70-80 % от всех детей-олигофренов.

      Дети отстают в развитии от нормально развивающихся сверстник, Они, как правило, позже начинают ходить, говорить, в более поздние срокиовладевают навыками самообслуживания. Они мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых

      равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден. Фразы односложны. Дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из двух-трех слов, даже в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как он, не всегда достаточно хорошо понимают вопросы собеседника.

      Без коррекционного обучения к концу дошкольного возраста у этих дегей формируется только предметная деятельность. Игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируются. Игровая деятельность не становится ведущей.

      Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть. Он становите отверженным в среде сверстников и вынужден играть с младшими детьми.

      Часто дети с незначительной умственной отсталостью воспитываются условиях массового детского сада, так как их отставание неярко выражено Но попадая в массовую общеобразовательную школу, они сразу же испытывают значительные затруднения в усвоении таких учебных предметов, как математика, русский язык, чтение. Часто остаются на второй год, но и при повторном обучении не усваивают программный материал. .

      Дети с незначительной степенью умственной отсталости нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, которые учитываю особенности их психического развития.

      С семи-восьми лет дети с незначительной умственной отсталостью поступают в специальные (коррекционные) школы 8 вида где обучение ведется по специальным программам. В небольших городах открыты специальные классы для детей с нарушениями интеллекта при массовых школах

      Однако возможности профессиональной подготовки выпускников, обучающихся в этих классах, значительно ниже, чем в специальных школах для детей с нарушением интеллекта.

      Большинство юношей и девушек с незначительной степенью умственной отсталости после окончания школы благополучно трудоустраиваются, вливаются в трудовые коллективы на производстве, создают семьи, имеют влив: эти люди дееспособны, поэтому общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т. д.

      18. Степени умственной отсталости детей: имбицильность

      Имбицильность является умеренной степенью умственной отсталости ( примерно 15 % случаев от всех умственно отсталых детей). При этой форме поражена как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте такие дети начинают позже держать головку (к четырем-шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть, ходить. у них практически отсутствуют гуление, лепет, не формируется «комплекс оживления».

      Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. Часто значительно нарушено звукопроизношение. Существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей.

      Познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения восприятие, память, внимание, мышление.

      Основной чертой, характерной для лиц данной категории, является неспособность к самостоятельному понятийному мышлению. Имеющиеся понятия носят конкретный бытовой характер, диапазон которых очень узок. Речевое развитие примитивно, собственная речь бедна, хотя понимание речи на бытовом уровне сохранно.

      В дошкольном возрасте дети могут посещать специальные детские сады для детей с нарушением интеллекта, а в 7-8 лет они могут быть приняты в специальные (коррекционные) школы УIII вида, где для них созданы специальные классы. Эти дети вполне обучаемы, Т.е. способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, некоторыми сведениями об окружающем мире, научиться какому-либо ремеслу.

      По окончании школы юноши и девушки находятся в семье, они способны выполнять простейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требующую квалифицированного труда (склеивание конвертов, коробок и т.д.). Практика показала, что лица с умеренной степенью умственной отсталости хорошо справляются с сельскохозяйственным трудом. В то же время

      они не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке. Дети с умеренной степенью умственной отсталости признаются инвалидами детства.

      studfiles.net

      Характеристика дебильности (легкой степени умственной отсталости)

      Дебильность — это легкая степень умственной отсталости (легкое психическое недоразвитие).

      В международной классификации болезней данное заболевание кодируется как F70.

      Для оценки прогноза заболевания, тяжести психического расстройства, наиболее значимы поведенческие нарушения.

      Сама по себе олигофрения широко распространена, она встречается у 1-3% населения. Легкая степень олигофрении, то есть дебильность, является наиболее распространенной и встречается приблизительно у 3/4 лиц.

      Некоторые исследователи считают такую статистику заниженной, например, H. Harbauer, он утверждает что сама по себе легкая умственная отсталость встречается у 3-4% населения.

      Среди мужчин патология встречается в 1,5-2 раза чаще, чем среди женщин.

      Причины дебильности, как и остальных олигофрений, подразделяют на экзогенные и эндогенно-наследственные:

    • эндогенно-наследственные факторы — всевозможные генные и хромосомные мутации;
    • экзогенные — факторы, не связанные с наследственным аппаратом ребенка, они могу воздействовать как во время беременности, так и во время родов, в первые несколько лет после рождения.
    • Большинство случаев олигофрении обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде.

      Значимые экзогенные факторы:

    • внутриутробные инфекции — цитомегаловирусная инфекция, грипп, краснуха, сифилис, инфекционный гепатит;
    • употребление матерью алкоголя или психоактивных веществ;
    • кислородное голодание во внутриутробном периоде (гипоксия);
    • употребление матерью во время беременности лекарственных препаратов — антибиотиков, нейролептиков, сульфаниламидов;
    • тяжелые родовые травмы.
    • К экзогенным факторам относят также воздействие социальных факторов. Бедность, хронические соматические заболевания, педагогическая запущенность, недостаточное медицинское обслуживание могут способствовать тому, что легкая степень умственной отсталости будет передаваться из поколения в поколение.

      Формы умственной отсталости:

    • атоническая — данную форму отличает неспособность к мотивированным поступкам;
    • астеническая — пациенты склонны быстро уставать, истощаться (более подробно про другие проявления астении вы можете прочитать здесь);
    • стеническая — свойственно добродушие, активность, деятельность;
    • дисфорическая — отличает чрезмерная раздражительность, патологически сниженное настроение, выраженная неприязнь к окружающим.
    • В зависимости от темпа психического развития, симптомов психического отставания выделяют следующие степени дебильности:

    • легкая (коэффициент интеллекта в пределах 65-69);
    • умеренная степень дебильности (IQ 60-64);
    • глубокая дебильность (IQ в диапазоне 50-59).
    • Чем тяжелее степень легкой умственной отсталости, тем ниже будет коэффициент интеллекта, и более выраженной будет конкретность мышления. Легкая дебильность практически неотличима от нижней границы нормального интеллекта.

      Диагноз дебильность выставляется психиатром на основании характерной симптоматики, а также коэффициента интеллекта (IQ) в диапазоне 50-69. По своему развитию взрослые пациенты с дебильностью соответствуют нормальному ребенку 9-12 лет.

      Оптимальный возраст, в который должна быть диагностирована олигофрения — 5-6 лет.

      Основные признаки дебильности — хорошая механическая память, недостаточность абстрактного мышления, безынициативность и инертность.

      Практически всегда олигофрения в степени дебильности сочетается с хорошей механической памятью. Такие дети способны освоить элементарные навыки счета, чтения, письма, могут приобрести значительный запас сведений. Нередко хорошая механическая память и нормально развитая речь маскируют недостаточность абстрактного мышления, слабость мыслительных процессов, преобладание конкретных ассоциаций. Конкретность мышления можно заметить при переходе от простых и конкретных понятий к сложным и отвлеченным обобщениям, которые не доступны пониманию таких людей.

      Выраженная дебильность идет бок о бок с отсутствием инициативности и самостоятельности. В процессе обучения у детей обнаруживается инертность и медлительность. Очень тяжело повлиять на мышление умственно отсталого подростка, таким детям проще всего поставленные перед ними задачи решать по определенным шаблонам.

      Олигофрения в стадии дебильности может проявляться эмоционально-волевыми нарушениями. Чаще всего наблюдается слабость самообладания, импульсивность поведения, недостаточное обдумывание своих поступков, неспособность подавлять свои влечения, а также повышенная внушаемость.

      В первые годы жизни умственная отсталость будет проявляться отставанием в развитии ходьбы и речи. При легкой степени дебильности, если ребенок попадает в благоприятную среду для его развития, то умственное недоразвитие с годами становится практически незаметным.

      Дети с олигофренией часто чрезмерно зависимы от родителей, они плохо переносят смену обстановки. Выраженная внушаемость, склонность к подражанию окружающим нередко приводит к тому, что такие лица начинают сквернословить, злоупотреблять спиртными напитками, становясь расторможенными.

      У некоторых пациентов с легкой степенью умственной отсталости могут развиваться психозы. Проявляются они агрессивностью, психомоторным возбуждением, могут наблюдаться галлюцинации или бредовые идеи. Чаще всего подобные психотические расстройства возникают в пубертатный период.

      Когда стоит обращаться к специалисту?

      Как определить дебильность у ребенка — этот вопрос задают многие родители. Если у малыша наблюдается задержка в психическом развитии, он гораздо позже, чем ровесники, начал сидеть, стоять, ходить, наблюдается задержка речевого развития, он в психологическом плане может гораздо меньше, чем другие дети такого возраста, то его в обязательном порядке необходимо показать педиатру, неврологу и психиатру. И делать это нужно как можно раньше. Окончательный диагноз будет выставлять только психиатр.

      На особом учете должны находиться дети, имеющие неврологические, обменные, генетические нарушения, которые могут сочетаться с умственной отсталостью.

      Сходную клиническую картину с дебильностью имеет инфантильность.

      Социальная адаптация

      При правильном воспитании такие пациенты могут неплохо адаптироваться в социальной среде. Они могут овладевать многими профессиями, не требующими квалификации, например, связанными с ручным трудом. Они неплохо приспосабливаются к бытовой жизни, многие могут во взрослом возрасте жить самостоятельно.

      Согласно международной классификации болезней в диагностике легкой умственной отсталости имеет значение не только коэффициент интеллекта, но и наличии нарушений поведения. Последние имеют огромное значение как в плане прогноза течения заболевания, социальной адаптации человека, так и учитываются медико-социальной экспертной комиссией при оценке необходимости предоставления инвалидности.

      Если поведенческие нарушения отсутствуют или слабо выражены, то социальная адаптация у таких людей лучше. При значительных нарушениях поведения, нуждающихся в уходе и лечении, социальная адаптация будет значительно хуже, таким пациентам показана инвалидность.

      Лечение и реабилитация

      Оптимальным в лечении дебильности является профилактический подход. Семейное и генетическое консультирование, проводимое во время беременности, направлено на обнаружение женщин, у которых повышен риск рождения младенца с олигофренией. Но не всегда можно сразу же заподозрить наличие патологии, часто это становится возможным только после того, как ребенок начинает расти и развиваться, проявляется задержка психического развития.

      Если обнаруживается какой-то фактор (ЧМТ, заболевание), воздействующий на головной мозг, тогда необходимо в максимально быстрые сроки снизить длительность и интенсивность его проявлений, а также, по возможности, предотвратить негативные последствия.

      Специфическое медикаментозное лечение показано при лечении обменных или эндокринных нарушений.

      Если отсутствуют какие-либо эмоциональные или поведенческие нарушения, то такой человек не нуждается в специфическом лечении дебильности у психиатра. На первое место при этом должна выходить психосоциальная реабилитация.

      При чрезмерной агрессивности, психомоторном возбуждении, появлении каких-либо психотических симптомов необходимо проводить лечение дебильности и сопутствующих эмоциональных или психотических расстройств.

      Роль родителей, их участие в социализации проблемного ребенка нельзя переоценить. Если ребенок с легкой степенью умственной отсталости столкнется с невежеством родителей, их безразличием, то и его шансы на хорошую адаптацию будут низкими. Также к негативным результатам могут привести завышенные ожидания родителей, которые не отвечают реальным возможностям индивидуума.

      Необходимо понимать, что интеллектуальный труд при олигофрении невозможен, а потому нужно помочь человеку освоить простую, интересную для него и пользующуюся спросом профессию.

      Характеристика более тяжелых степеней умственной отсталости:

      psi-doctor.ru

      В противопоставление деменции, суть которой в приобретенном дефекте интеллекта, при олигофрении (и дебильности как ее разновидности) умственный дефект присутствует с рождения или с ранних лет жизни, являясь следствием нарушения функции нервной системы во внутриутробном или раннем детском периодах развития: черепно-мозговая травма при прохождении через родовые пути, недостаток йода в раннем возрасте, пороки развития нервной системы.

      Симптомы дебильности

    • Отставание в физическом развитии: ребенок позже начинает ходить, присаживаться.
    • Недоразвитие речи: ребенок поздно начинает говорить, речь долго сохраняется на уровне произнесения отдельных слов, со временем (но с большой задержкой) развивается фразовая речь. Словарный запас чаще бывает снижен до 100-200 слов.
    • Нарушение абстрактного мышления: люди с дебильностью с трудом могут объяснить значение и связь между словами “ пространство” или “ время”, так как у них присутствует конкретно-описательный тип мышления, а указанные понятия можно описать, лишь имея развитое абстрактное мышление.
    • Нестойкость внимания: больные с трудом концентрируются на какой-либо работе или занятии.
    • Снижение способности к запоминанию, например, стихов, имен.
    • Недостаток фантазии и любознательности: ребенок мало интересуется чтением, рисованием.
    • Подчиняемость, внушаемость: люди с дебильностью часто ввязываются в асоциальные компании, употребляют алкоголь и наркотики, так как являются чрезвычайно внушаемыми.
    • Эмоциональные нарушения в виде внезапных вспышек агрессивности, злости, раздражительности.
    • Выраженность вышеперечисленных симптомов индивидуальна для каждого человека.
    • В зависимости от степени умственных нарушений выделяют три степени дебильности, разделенные с помощью коэффициента IQ (“ ай-кью”), который принято использовать для оценки интеллектуальных способностей:
      • легкая форма: IQ 65-69;
      • умеренно выраженная форма: IQ 60-64;
      • тяжелая форма: IQ 50-59.
    • Коэффициент IQ определяется с помощью ряда заданий на логику и пространственное мышление и является отражением процента правильно выполненных пунктов.
    • Генетические заболевания, сопровождающиеся умственной отсталостью (синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Прадера-Вилли). Они связаны с нарушением строения генов и хромосом, сопровождаются признаками физического недоразвития.
    • Вредные факторы, воздействующие на организм беременной женщины (отражается на плоде).
      • Ионизирующее излучение (например, при частом использовании рентгена у беременной).
      • Химические агенты (например, бытовые токсины (яды от насекомых, органические растворители), алкоголь, наркотики).
      • Наличие инфекционных заболеваний:
        • цитомегаловирусная инфекция;
        • сифилис;
        • краснуха;
        • токсоплазмоз и др.
        • Недоедание или грубое нарушение диеты: например, отказ от употребления мяса без должной компенсации необходимых веществ с помощью разнообразия продуктов.
        • Недостаток йода (он необходим для правильного развития нервной системы).
        • Травма головного мозга в процессе родов: асфиксия, родовая травма (например, сдавление головки ребенка акушерскими щипцами при родовспоможении, внутричерепное кровоизлияние из-за родовой травмы).
        • Недостаточное общение и педагогическая работа в первые годы жизни (в неблагополучных семьях): при этом исходные ресурсы головного мозга оказываются неиспользованными. В этих случаях чаще, чем при органических заболеваниях (травмы, генетические заболевания), отмечается положительный эффект от лечебных мероприятий.
        • Недостаток йода в пищевом рационе в раннем возрасте (с новорожденности и до 2-3 лет).
        • Врач психиатр поможет при лечении заболевания

        • Анализ жалоб и анамнеза заболевания:
          • с какого возраста признаки дебильности (недостаточное развитие речи, недоразвитость эмоций, трудности при чтении, бедная речь) стали заметны;
          • как протекала беременность матери (были ли инфекционные заболевания, недостаточное питание, простудные заболевания, повышение артериального (кровяного) давления, факт употребления алкоголя или наркотиков);
          • наличие частых простудных заболеваний в детстве;
          • наличие факта недоедания в детстве.
          • Осмотр психиатром: оценка интеллектуальных способностей человека при беседе, использовании специальных шкал, опросников. Оценивается речь пациента, уровень его общения в социальной среде, отношения с родителями и родственниками (часто люди с дебильностью очень трепетно относятся к родителям, называя их по имени, но не узнают знакомых людей и даже пугаются их).
          • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы: позволяет послойно изучить строение головного мозга и определить возможные признаки повреждения мозга (кровоизлияния, нарушения строения мозга).
          • Возможна также консультация невролога.
          • Лечение сводится к коррекции имеющегося интеллектуального дефекта с помощью специальных школ, активного участия педагогов, логопедов в развитии речи, социальных навыков, мышления и внимания у больных.
          • Успокоительные препараты при вспышках агрессивности.
          • Препараты, улучшающие питание головного мозга (ноотропы).
          • Осложнения и последствия

            • Нарушение социальной и трудовой адаптации в связи с имеющимся интеллектуальным дефектом. Зачастую люди с дебильностью могут освоить простейшую профессию (уборщик, грузчик), но редко способны получить высшее образование.
            • Агрессивное поведение с социально опасными поступками (чаще бывают при среднетяжелых и тяжелых формах).
            • Профилактика дебильности

            • Отказ от вредных привычек (алкоголь, курение).
            • Регулярное посещение акушера-гинеколога (1 раз в месяц в 1-м триместре, 1 раз в 2-3 недели во 2-м триместре и 1 раз в 7-10 дней в 3-м триместре).
            • Своевременная постановка на учет беременной в женской консультации (до 12 недели беременности).
            • Ведение здорового образа (регулярные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима дня и ночи (ночной сон не менее 8-ми часов)).
            • Сбалансированное и рациональное питание (употребление в пищу продуктов с высоким содержанием клетчатки (овощи, фрукты, зелень), отказ от консервированной, жареной, острой, горячей пищи).
            • Частое дробное питание (5-6 раз в день небольшими порциями).
            • Контроль артериального (кровяного) давления.
            • Аккуратное ведение родов, бережное родовспоможение, наложение акушерских щипцов на голову ребенка только в случае крайней необходимости (неэффективность ручного родовспоможения).
            • Чудновский В.С., Чистиков Н.Ф. — Основы психиатрии – 1997 г.

              Попов Ю.В. – Современная клиническая психиатрия, 2006 г.

              Сухарева Г.Е. – Клинические лекции по психиатрии детского возраста, том 2, 1965 г.

              Бачериков Н. – Клиническая психиатрия, 1989 г.

              lookmedbook.ru

              Подробно об олигофрении (умственной отсталости), о причинах, лечении и адаптации в социуме

              Олигофрения или умственная отсталость – это проблема психического дефекта, при которой отмечается слабоумие вследствие церебральных патологических изменений.

              Определить распространенность олигофрении непросто. Связанно это с разными методами диагностики, которые отличаются между собой. В медицине понятие «олигофрении» определяют как врожденную болезнь (передающуюся по наследству) или как приобретенную патологию снижения интеллекта у детей до 3-х летнего возраста.

              Причин, в результате которых возникает олигофрения, много. Для их выявления врач проводит всестороннее обследование, подбирается индивидуальная терапия, реабилитация и адаптация.

              Среди всех, имеющихся причин олигофрении, выделяют ряд главных факторов, которые чаще всего провоцируют развитие патологии:

            • Врожденное слабоумие, которое характеризуется внутриутробным поражением плода.
            • Олигофрения, вызвана генетической патологией (может проявляться после рождения ребенка).
            • Приобретенная умственная отсталость, связанная с недоношенностью малыша.
            • Умственная отсталость биологического характера (часто проявляется после травм головы, перенесенных инфекционных патологий, тяжелых родов, педагогической запущенности).
            • Иногда причину болезни определить не удается.

              Статистика утверждает, что 50% диагностированных случаев болезни являются результатом генетических нарушений, при которых у ребенка выявлено:

            • хромосомные аномалии;
            • синдром Дауна;
            • синдром Вильямса;
            • мутации генов при синдроме Ретта;
            • генетические мутации при ферментопатиях;
            • синдром Прадера — Вилли;
            • синдром Ангельмана.
            • Недоношенность малышей – причина олигофрении, при которой наблюдается недоразвитость всех органов и систем организма. Обычно дети, которые были рождены раньше срока, при развитии болезни, не могут в достаточной мере приспособиться к самостоятельному существованию.
            • Травмы головы, асфиксии и родовые травмы при осложненных родах могут стать причиной болезни.
            • Педагогическая запущенность – фактор, при котором часто диагностируется умственная отсталость у деток, чьи родители наркоманы или алкоголики.
            • Симптомы олигофрении

              Главные признаки патологии – полное поражение функций человека, при которых наблюдается снижение интеллекта, нарушение речи, памяти, появление изменений в эмоциях. Человек при этом не способен концентрироваться на каком-либо предмете, не воспринимает адекватно происходящее, не в состоянии переработать информацию, полученную из источников. Кроме этого, часто у взрослых наблюдаются нарушения в работе двигательного аппарата.

              Проявления умственной неразвитости определяются, прежде всего, нарушением памяти и речи у ребенка или взрослого. При этом страдает образное мышление, человек не в состоянии абстрагироваться.

              Умеренная умственная отсталость характеризуются менее выраженными симптомами. Человек при легкой форме олигофрении не способен самостоятельно принимать решения, анализировать происходящее, выходить за рамки текущей ситуации, также наблюдается снижение концентрации внимания. Такому пациенту трудно сидеть на одном месте или выполнять одно и то же задание слишком долго.

              Ребенок, при легкой стадии олигофрении избирательно запоминает имена, цифры, названия. При разговоре можно заметить, что речь упрощенная, словарный запас мал.

              Олигофрения в тяжелой форме характеризуется существенным нарушением памяти и внимания ребенка. Такому малышу трудно читать, иногда способность к чтению полностью отсутствует. Лечить деток при тяжелых формах олигофрении гораздо сложнее. Если ребенок не умеет читать, потребуется много времени (несколько лет), чтобы научить малыша распознавать буквы. Но даже это не сможет гарантировать возможность ребенку понимать прочитанное.

              Классификация олигофрении

              Структура дефекта при олигофрении характеризуется недоразвитостью личности в познавательной деятельности. Как правило, у пациентов, которые страдают такой болезнью, нарушено абстрактное мышление. Однако это не единственная особенность болезни, так как существует еще несколько классификаций, при которых клиническая картина отличается.

              Единой и 100% верной классификации олигофрении на сегодня нет. Существует несколько классификаций, по которым принято различать эту болезнь:

            • по степени выраженности;
            • по М. С. Певзнер;
            • альтернативная классификация.
            • Принято определять следующие виды олигофрении:

            • Семейные формы олигофрении.
            • Дифференцированные формы болезни.
            • Наследственная форма.
            • Клинические формы.
            • Астетические формы.
            • Атипичные формы.
            • Среди всех видов болезни дифференцированная форма олигофрении изучена достаточным образом. В результате этого, в медицине ее принято разделять на несколько групп:

            • Микроцефалия. Болезнь часто характеризуется уменьшением черепно-мозговой коробки. При горизонтальном охвате размер черепа при этой форме олигофрении составляет 22–49 см. Масса мозга также может быть снижена до 150–400 г. Полушария и мозговые извилины недоразвиты. Как правило, при микроцефалии отмечается абсолютная идиотия. Причины патологии: Боткина во время беременности, диабет или туберкулез, прием химиотерапевтических препаратов, токсоплазмоз.
            • Токсоплазмоз. Патология является паразитарной, проявляется в результате вредоносного воздействия токсоплазмы на человека. Источником заражения бывают: домашние любимцы, кролики, грызуны. Необходимо знать, что токсоплазмы проникают к плоду через плацентарный барьер, в результате чего происходит заражение плода с первых моментов его жизни. Олигофрения, вызванная токсоплазмозом, часто характеризуется поражением глаз и костей черепа, где появляются зоны кальциноза.
            • Фенилпировинограднаяолигофрения. Патология характеризуется нарушенным обменом фениламина и одновременным синтезированием больших количеств фенилпировидной кислоты. Определить концентрацию последних веществ можно в исследуемом образце мочи, крови или пота. Как правило, эта форма олигофрения свидетельствует о самой глубокой стадии болезни.
            • ПатологияЛангдона-Дауна. Болезнь характеризуется наличием у пациента 47 хромосом (норма – 46 хромосом). Причины таких хромосомных аномалий неизвестны. Состояние пациента при такой болезни нарушено, при этом человек подвижный, добродушный и ласковый. Как правило, мимика и движения у таких больных выразительные, они часто подражают своим кумирам.
            • Пилвиадннаяолигофрения. Болезнь, которая характеризуется нехваткой витамина А у беременной женщины в первом триместре.
            • Рубеолярнаяэмбриопатия. Патология, которая развивается в результате перенесенной краснухи мамы в период вынашивания ребенка. После рождения, малыш страдает катарактой, болезнями сердца, глухотой или немотой.
            • Умственная отсталость. Возникает в результате положительного резус-фактора. Патология часто характеризуется резус конфликтом, когда у ребенка отрицательный фактор. В таком случае резус-антитела проникают через плацентарный барьер, и у плода возникает поражение мозга. Дети при рождении страдают параличами, парезами и гиперкинезами.
            • Резидуальнаяолигофрения. Самая распространенная форма болезни, при которой останавливается умственное развитие в результате перенесенной инфекционной болезни или травм черепа.
            • Диагностика патологии

              Диагноз «олигофрения» врач устанавливает на основании всех бытовых навыков, а также психологического состояния больного. При этом изучается история болезни, оценивается уровень его социальной адаптации, изучается тест на уровень IQ. Также может быть показано проведение МРТ, ЭЭГ, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз.

              Правильная и всеобщая диагностика олигофрении необходима для того, чтобы исключить аутизм у ребенка раннего возраста. Так как эта патология также может сочетаться с умственной отсталостью. Лечение аутизма отличается, поэтому крайне важно поставить точный диагноз.

              В обследовании олигофрении выделяют:

            • Умственную отсталость, при которой развитие пациента нарушается, ухудшаются интеллектуальные, когнитивные, моторные и речевые возможности.
            • Олигофрения, которая возникла в сочетании с другими патологическими нарушениями ЦНС, при соматических расстройствах.
            • Слабоумие, которое возникло в результате неблагоприятных социальных условий.
            • Изменение IQ.
            • Диагностика степени выраженности поведенческих нарушений, в особенности, если нет никаких сопутствующих факторов.
            • Вышеописанные критерии диагностики включены в систему МКБ-10, по которой определяют степень олигофрении.

              Стадии умственной отсталости

              Существует несколько стадий слабоумия. При самых легких формах болезни человек не отличается от здоровых людей. Однако сложности возникают при обучении и в работе. Принято выделять следующие 3 степени умственной недостаточности:

              В современной медицине принято выделять 4 вида болезни по классификации МКБ-10. Подобная классификация основана на результатах IQ тестов:

            • Легкая умственная отсталость с показателями IQ от 50-70 баллов. Как правило, это пограничная форма слабоумия, при которой наблюдается задержка психического развития. Исправить подобное состояние можно с помощью простых навыков социальной адаптивности.
            • Умеренная олигофрения с показателями IQ от 35 до 50 баллов.
            • Олигофрения в тяжелой форме – от 20 до 35 баллов. Часто при тяжелой форме возникает фенилпировиноградная олигофрения.
            • Глубокая степень болезни, при которой уровень IQ не достигает 20 баллов.
            • Стадия олигофрении, при которой уровень IQ не достигает 34 баллов. Пациенты с глубокой стадией слабоумия не обучаемы, неуклюжи в движениях. Речь плохо развита, эмоции характеризуются самыми простыми реакциями. Главной причиной такой стадии является наследственность.

              Умеренная форма слабоумия протекает в более легкой форме, по сравнению с идиотией. Пациенты с таким диагнозом часто не доживают до зрелого возраста, и умирают еще в детстве.

              Кроме вышеописанных проявлений, при идиотии отмечаются:

            • структурные повреждения мозга в грубых формах;
            • многочисленные клинические проявления неврологических патологий;
            • частые приступы эпилепсии;
            • пороки строения внутренних органов и систем.
            • Олигофрения в степени имбецильности проявляется уровнем IQ в промежутке 35-39 баллов. Это средняя степень болезни, при которой человек способен приобрести стандартные навыки для самообслуживания. Абстрактное мышление или обобщение у этой группы пациентов отсутствует. Больные имбецилы понимают простую речь, некоторые слова могут усвоить самостоятельно.

              Имбецильность в медицине принято делить на три подвида:

            • легкую степень;
            • среднюю степень;
            • и тяжелую степень проявления патологии.
            • При каждой из видов болезни определяется степень выраженность имбецильности. В социуме имбецилы отличаются следующими признаками:

            • Они сильно внушаемые люди.
            • Имбецилы довольно неряшливы.
            • Личные интересы таких больных зачастую сильно примитивны, и сводятся к утолению физических потребностей (удовлетворяя потребность в еде, эти люди прожорливы и неряшливы, утоляя потребность в сексе, у них повышается уровень распущенности).
            • Некоторые из таких пациентов чрезмерно подвижны, активны и энергичны, вторые же, напротив, апатичные и равнодушные ко всему происходящему.
            • Некоторые больные приветливы, добродушны и покладисты, в то время как другие агрессивны и озлоблены.
            • Олигофрения в степени дебильности определяется по уровню IQ, и характеризуется несколькими формами:

            • легкая стадия (показатели от 65–69 баллов);
            • умеренная стадия (показатели от 60–64 баллов);
            • тяжелая стадия (показатели от 50–59 баллов).
            • Пациенты, которые относятся к этой группе больных, отличаются следующими характерными особенностями:

            • У них нарушено абстрактное мышление.
            • Они неспособны самостоятельно решать поставленные перед собой задачи.
            • Плохо учатся в школе, материал усваивают долго, с большими усилиями.
            • Они не имеют собственного мнения, не отстаивают свою точку зрения, принимают чужую сторону.
            • Ловко ориентируются в обычных и знакомых для них ситуациях.
            • Как правило, такие пациенты ведут малоподвижный образ жизни и проявляют примитивные формы влечения.

              Лечение умственной отсталости

              Терапия пациентов с олигофренией сложная. Универсального метода, позволяющего проводить лечение для всех пациентов с умственной отсталостью, нет. Однако общее состояние таких больных может быть улучшено с помощью медикаментозного лечения или народных средств.

              Как правило, терапия болезни включает в себя:

            • Фармакотерапию транквилизаторами, нейролептиками, ноотропами, витаминными комплексами, аминокислотами.
            • Корректирующие упражнения для деток, страдающих слабоумием. При этом упражнения проводятся в присутствии доктора, логопеда, психолога.
            • Занятия с целью реабилитации пациентов.
            • Адаптивную физкультуру, при которой комплекс упражнений будет подобран врачом в индивидуальном порядке.
            • Народную медицину с использованием различных целебных отваров из трав, цветов. Благодаря таким методам удается уменьшить психоз, снять головную боль.
            • У детей олигофренов наблюдается стойкое недоразвитие психики. Такие малыши развиваются, но крайне тяжело и долго. Зачастую такие задержки вызывают сильные отклонения. У малышей, речь которых уже сформировалась, олигофрения практически никогда не развивается. Чего нельзя сказать о деменции.

              Основными признаками слабоумия у детей является отсутствие у них желания играть. Такие малыши отстают в сенсорном развитии и произвольном внимании. Им трудно сконцентрироваться на чем-то конкретном, речь развита плохо. В старшем возрасте, при посещении школы, отмечается безынициативность и несамостоятельность.

              1. Нарушением интеллектуальных способностей.
              2. Нарушением мышления у детей.
              3. Наблюдением системного недоразвития речи у малышей.
              4. Нарушением и отсутствием желания получить навык счета.
              5. Как распознать умственную отсталость у ребенка до 1 года

                Олигофрения у детей до года диагностируется врачами. При этом обращают внимание на косвенные проявления болезни:

              6. Эпикант глаз, наличие только 1 борозды на ладони при синдроме Дауна;
              7. Пороки сердца, характерные складки шеи.
              8. Психическая заторможенность и неадекватная реакция на кормление, резкая смена настроения малыша.
              9. Малыш старше 4 месяцев не следит за предметами, которые показывают ему в движении.
              10. Спонтанное появление или сохранность разных врожденных рефлексов.
              11. Частые судороги.
              12. Малыш не пытается ползать, садиться, не «гулит».
              13. невролога, педиатра;
              14. неонатолога;
              15. генетические исследования;
              16. консультация детского инфекциониста;
              17. гематолога.
              18. Как распознать умственную отсталость у детей старше 1 года

                У деток после первого года жизни определить наличие болезни легче.

              19. Речевое развитие и коммуникативные способности малыша нарушены. Речь у такого ребенка скудная, обучение письма и чтения затруднено.
              20. Ребенок часто агрессивный, иногда неадекватный.
              21. Малыш усваивает новую информацию с трудом.
              22. Благодаря таким наблюдениям можно говорить об умственной отсталости у ребенка. При этом врач определяет форму олигофрении и назначает соответственное лечение.

                Олигофрения и деменция

                Деменция является приобретенной формой слабоумия, при которой отмечается снижение интеллектуальных способностей от нормального уровня, что должно соответствовать возрасту человека. Как правило, деменцией страдают люди преклонного возраста, поэтому болезнь в народе называют «старческим маразмом».

                Олигофрения – патология физически взрослого человека, у которого уровень развития остановился еще в детстве. При этом олигофрения – форма слабоумия, которую обратить нельзя. Болезнь развивается с ранних лет или с первых дней жизни.

                Как первая, так и вторая формы слабоумия передаются по наследству.

                Прогноз и образ жизни

                Прогноз и последующий образ жизни семьи, в которой узнали об олигофрении, зависит от степени слабоумия, а также от того, насколько точно и вовремя был поставлен диагноз. Как правило, если лечение было подобрано правильно и начато сразу, реабилитация пациентов с легкой степенью болезни позволяет им обучиться выполнять самые простые социальные функции. Также есть шанс обучиться и начать выполнять несложную работу, самостоятельно жить в социуме. Однако необходимо понимать, что таким пациентам часто необходима дополнительная поддержка.

                При диагностировании олигофрении у детей, с родителями проводится беседа, тренинги, которые помогают им научить своего ребенка способности к освоению простейших действий. Родители при этом должны понимать, что такому малышу необходим постоянный эмоциональный контакт. Также с целью воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта используют олигофренопедагогику, которая дает ответы на вопросы родителей и помогает им быстрее реабилитироваться.

              23. Своевременно обращаться за медицинской помощью для постановки диагноза и определения степени прогрессирования олигофрении у ребенка.
              24. Регулярно заниматься с ребенком, учить его читать, писать, считать. Обратиться за помощью к детскому психологу.
              25. Предоставить возможность ребенку быть среди сверстников, не пытаться оградить его от социума.
              26. Обучать ребенка самостоятельности.
              27. Не требовать от малыша невозможного, завышая планку по результатам здоровых деток.
              28. Лечение и социальная реабилитация пациентов, страдающих олигофренией невозможна без полезной литературы. К такой относят:

              29. Публикации Рубинштейна С. Я «Психология умственно отсталого школьника» Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дефектология».
              30. Издание Петрова В. Г. «Психология умственно отсталых школьников».
              31. Издание Исаева Д. Н. «Умственная отсталость у детей и подростков».
              32. Существуют и другие не менее интересные книги и публикации ученных и докторов наук. Однако, именно на эти стоит обратить свое внимание, изучая вопрос о лечении и реабилитации детей, страдающих олигофренией.

                Профилактика олигофрении основана, прежде всего, на планировании беременности и на серьезном подходе к здоровью своего будущего ребенка. Врачи рекомендуют всем, кто планирует забеременеть, обратиться за консультацией в медицинский центр, где будущие родители смогут пройти полное обследование на исключение невыявленных патологий своего организма. Благодаря современным методам диагностики удается диагностировать и вылечить множество болезней, которые могут изменить ход беременности, и повлиять на развитие будущего ребенка.

                Кроме планирования беременности, необходимо соблюдать все рекомендации специалиста в период вынашивания ребенка.

                mozgportal.ru