Расстройства

Дефектолог для ребенка с синдромом дауна

04.09.2018

Конференции, мастер-классы, повышение квалификации

  • "Душа просит слова. "
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина "ЛОГОМАГ"
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра "Логомаг"
  • Центр "Логомаг"
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская
  • Мастер-класс: "Логопедический массаж детям с синдромом ДАУНА" → Конференции, мастер-классы, повышение квалификации

    01 апреля 2017 года

    очное и заочное участие

    · Особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна и его влияние на организацию коррекционно развивающей среды.

    · Анализ тонуса мышц и его влияние на функциональные расстройства артикуляционного аппарата детей с синдромом Дауна.

    · Выбор маршрута коррекционной работы по нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата.

    · Техника проведения логопедического массажа для изменения патологического тонуса мышц артикуляции у детей с синдромом Дауна.

    · Применение артикуляционной гимнастики с системе коррекции патологического тонуса мышц детей с синдромом Дауна.

    · Приемы и инструментарий используемые в работе.

    Стоимость очного участия 1800 рублей, заочного — 2300 рублей.

    Приложение 1 Форма заявки на участие

    Название мероприятия, на которое подается заявка

    Мастер-класс: «Логопедический массаж детям с синдромом ДАУНА»

    logomag.ru

    Форум. Дети как дети, только с синдромом Дауна

    КИЕВ: Дефектологи, логопеды

    Tatyana 24 Апрель 2014 — 10:23

    В общем-то район может быть и другой.

    Хочется показаться и регулярно посещать специалиста, получать рекомендации, что делать, куда двигаться (и физ.развитие в т.ч.)

    К кому нам обратиться, поделитесь, пожалуйста контактами!

    света 24 Апрель 2014 — 13:08

    Замечательнейшая педагог, находит подход к любому ребёнку. Я таких педагогов как Кристина больше не встречала.

    Мы занимаемся с ней с 1,5 лет и до сегодняшнего дня. Ходим 2 раза в неделю, одно время ходили 3 раза в неделю.

    Tatyana 24 Апрель 2014 — 14:01

    А логопед нам еще рано, я именно специалиста по развитию хотела бы сейчас Кирюше найти (т.е. чтобы сочетать и физ.развитие и интеллектуальное, в таком духе).

    Я звонила в "Я + Семья", они тоже на ОБолони, но для таких малышей у них ничего нет

    света 24 Апрель 2014 — 14:22

    Tatyana (24 Апрель 2014 — 14:01) писал:

    А что там на Гер.Сталинграда,12 е?

    это жилой дом, там есть психологический центр и Кристина у них арендует кабинет, где занимается с детками.

    света 24 Апрель 2014 — 14:23

    А логопед нам еще рано

    мы зондовый логопедический массаж начали делать в 10 месяцев, но я жалею, что не начала его делать месяца в 3.

    света 08 Ноябрь 2014 — 00:10

    Предварительная запись обязательна

    Развивающие занятия для деток от 2х лет

    •Игры для развития памяти, логического мышления, наблюдательности

    •Развитие слуховой памяти и внимания

    •Игры обучающие читать

    •Двигательные, сюжетно-ролевые игры

    •Формирование элементарных математически представлений

    •Развитие мелкой моторики

    В любое время ответим на все интересующие Вас вопросы!

    света 08 Ноябрь 2014 — 00:13

    Сертификат Института психологии и педагогики: практический курс обучения «Логопедический массаж (по авторской методике Дьяковой Е.А.)».

    Сертификат семинара по эффективным методам обучения речи и чтению детей с синдромом Дауна, включая использование программ «Смотри и учись. Язык и чтение» и «Смотри и учись. Речь».

    Опыт преподавания – 3 года (общеобразовательная школа, психолог; частный центр, дефектолог-психолог).

    Опыт репетиторства – с 2007 года.

    Любовь — тетя 17 Декабрь 2014 — 17:03

    Любовь — тетя 17 Декабрь 2014 — 17:53

    Я это к тому, что есть люди, которые заинтересованны дать знания ребенку, а не заработать на проблеме)))

    света 17 Декабрь 2014 — 18:20

    Поэтому о Юле ничего плохого сказать не могу.

    света 17 Декабрь 2014 — 18:24

    Любовь - тетя (17 Декабрь 2014 — 17:03) писал:

    Мы к Кристине тоже ходим с 1,5 лет и до сегодняшнего дня. Лучше педагога чем Кристина, я не встречала. Кристина просто педагог от Бога. Кристина это просто замечательнейший дефектолог, которая чувствует каждого ребёнка.

    С логопедом Верочка занимается с 3-х лет. Нашего логопеда зовут Ирина Логинова. Я довольна её работой.

    Rina-Kate 17 Декабрь 2014 — 19:14

    Rina-Kate 17 Декабрь 2014 — 20:10

    а сегодня милая женщина (пока мы ехали в автобусе) показывала кате в планшете мультик. отрисовка хорошая, но мульт странноватый, там такое вбивание чувства вины в ребенка, забежать в обуви в прихожую (а не разуться у порога), не убрать игрушки за собой — возводится прямо в ранг преступления. оказывается — это мультик от свидетелей иеговы! вот так катю сегодня обращали в свою веру прямо при мне, а я все прохлопала, еще и посмеялась — дескать, там, похоже, родители не в курсе, что такое дети.

    Ира 17 Декабрь 2014 — 21:47

    Сказала я ей "до свидания", хотя надо было "прощайте".

    света 17 Декабрь 2014 — 23:40

    Для меня Юля педагог с большой буквы, очень умный педагог, с огромным опытом работы, очень приятный человек, с которым мне общаться было в удовольствие. Вот есть люди с которыми общаться легко, без напряга, как-то на одной волне, вот Юля у меня ассоциируется именно с таким человеком. Юля приходила к нам всегда с улыбкой, с хорошим настроением и излучала какой-то позитив />

    Rina-Kate 18 Декабрь 2014 — 00:28

    света 18 Декабрь 2014 — 08:24

    Rina-Kate (18 Декабрь 2014 — 00:28) писал:

    Многое сходится: Оболонь, Юля, Арина />

    ЛеВик 18 Декабрь 2014 — 10:37

    Любовь — тетя 18 Декабрь 2014 — 13:59

    света 10 Февраль 2015 — 00:23

    Предметы: начальная школа, подготовка к школе.

    Образование: Киевский технологический институт легкой промышленности, факультет экономики, специальность – инженер-экономист (1976 г.).

    Окончила педагогические курсы «Лавр» для православных педагогов (2007 г.).

    Окончила курсы в Международном институте повышения квалификации (2000 г.).

    Участник семинара «Аутизм. Современные методики коррекции и лечения» (2012 г.).

    Участник международного фестиваля «Art-praktik. Инновационные психотехнологии арт-терапии» (2013 г.).

    Прошла обучающую программу «Школа педагога раннего развития» (2014 г.).

    Опыт преподавания – 29 лет (Фирма «Свитанок», СОШ №87 им. О.П. Довженко, Лицей социальных коммуникаций №21).

    Опыт репетиторства – 15 лет.

    Готовлю к ДПА по математике, 4 класс.

    В группах и индивидуально.

    У себя – станция метро Олимпийская, ул. Горького.

    Район: Олимпийская. Выезд: Юг-2, Восток-3, Центр (Киев).

    Плюс: УМК Петерсон, «Росток»; ДПА по математике; развивающие уроки (современные методики), коррекционные методики, рассеянное внимание, память, СДВГ, ЗПР, творческие развивающие занятия от 3-х лет (правополушарное рисование, лепка, аппликация, сенсомоторика, сказкотерапия).

    От 160 грн / 60 мин., на выезде – 200 грн / 60 мин.

    Кстати, правополушарное рисование обсуждается на другом форуме. Одна мама повела свою дочку с СД на такое рисование и ей очень понравилось.

    Репетитор дошкольного образования. Логопед.

    Образование: Киевский университет им. Бориса Гринченко, факультет логопедии, специальность – логопед-дефектолог, 3 курс.

    Педагогическая практика в инклюзивной школе (учитель начальных классов).

    Опыт преподавания – с 2013 года (воспитатель в логопедическом детском саду).

    downsyndrome.org.ua

    По статистике 1 из 800 детей рождается с синдромом Дауна. На появление «солнечного» малыша не влияет ни национальность, ни социальный уровень, ни образ жизни родителей. Принято считать, что это случайный генетический сбой.

    Генетическая особенность и пренатальная дигностика

    Синдром Дауна (СД) на сегодняшний день является самой часто встречающейся генетической аномалией. Единственный фактор влияния, который обнаружили медики – возраст родителей. Чем старше пара, тем больше вероятность рождения ребёнка с даун-синдромом. С возрастом процесс деления клеток даёт сбои. У людей СД в 21-й паре хромосом при слиянии мужской и женской клеток, появляется 1 лишняя хромосома. В итоге их становится не 46, как у обычных людей, а 47. Синдром Дауна диагностируется пренатально. Риски рождения малыша с трисомией по 21 хромосоме выявляются по результатам 1 скрининга в 12 недель, 2 скрининга в 17-20 недель беременности и по результатам УЗИ. По анализам смотрят за уровнем белка РАРР-А в сыворотке крови матери, гормонов ХГЧ. Значительное снижение PAPP-A – один из основных биохимических маркеров возможного неблагополучия плода. О неблагоприятном развитии плода предупреждает также специалист УЗИ, если носовая кость у плода не визуализируется, а воротниковая зона при этом утолщена. Если и результаты скрининга настораживают, будущую маму отправляют на консультацию к генетику. Там предлагают провести более точные пренатальные исследования: взять биопсию ворсинок хориона, амниоцентез (пробу околоплодных вод), кордоцентез (анализ пуповинной крови зародыша)). Полученные этими методами данные дадут точный ответ – здоров ли малыш или стоит ожидать рождения особого ребёнка.

    При подтверждении диагноза «Синдром Дауна» родителям предлагают подумать и принять решение – оставлять ли малыша, либо делать аборт или вызывать искусственные роды, либо рожать и отказываться от ребёнка в роддоме. Каждое из этих решений даётся родителям сложно. И каждая пара потом живёт с результатами и последствиями своего выбора – позитивными или негативными. Семья, ожидающая особого малыша, должна быть готова к тому, что помимо СД такие детки часто рождаются с сопутствующими заболеваниями. Это, к примеру, пороки сердца и нарушения зрения.

    Таблица развития детей с Синдромом Дауна

    Главная особенность детей с диагнозом «Синдром Дауна» – это задержка в развитии. Ниже представлена таблица показателей для обычного ребёнка (ОР) и ребёнка с Синдромом Дауна (СД).

    Физические и умственные особенности детей с Сидромом Дауна

    Синдром Дауна в 1866 г. впервые описал врач Джон Лэнгдон Даун (Великобритания). А в 1959 г. учёный из Франции Жером Лежен выявил в клетках людей с СД лишнюю хромосому и объяснил генетическое происхождение синдрома. Особые детки с СД несколько отличаются внешне от своих сверстников без генетических отклонений. Однако есть дети почти без проявлений внешних особенностей. И визуально отличить их от обычных детей может только специалист. Наиболее характерны для людей с СД следующие физические особенности:

  • голова сзади кажется несколько плоской;
  • шея более короткая и широкая, чем у детей без особенностей;
  • глазки миндалевидные (монголоидный разрез) с эпикантом (складочкой века у переносицы), а также с белыми крапинками по краю радужки;
  • ротик меньше, чем у обычных ребятишек, а вот язычок, наоборот, больше. Пока малыш совсем маленький, он часто высовывает язычок наружу, потом это проходит. Нёбо у детей с СД высокое и сводчатое. Из-за всех этих физических особенностей строения артикуляционного аппарата, говорить деткам с СД намного сложнее, чем остальным;
  • уши у таких малышей иногда располагаются чуть ниже, чем обычно;
  • руки и ноги у детей с Синдромом Дауна несколько короче, чем нужно;
  • пальцы на руках и ногах тоже несколько короче и толще, расстояние между большим пальцем и указательным на ногах увеличено;
  • ладошки часто пересекают поперечные складки, а мизинцы на ручках бывают несколько искривлены.
  • В целом детки с СД рождаются чуть меньше обычных детишек. Отставание в росте сохраняется на всю жизнь. Средний рост мужчины с синдромом Дауна — 156-162 см, женщины — 150-156 см. Почти все особые детки с Синдромом рождаются со сниженным мышечным тонусом (гипотонией). Им необходима регулярная двигательная гимнастика, массажи, разнообразная физическая стимуляция мышц.

    У особых детей с диагнозом «Синдром Дауна», обычно, выявляется слабая или средняя умственная отсталость. Им необходимы специальные занятия дома и с дефектологом в Центрах развития детей.

    Возможности и перспективы развития «солнечных детей»

    Как ни странно, но у детей с Синдромом Дауна среди всех «особых» деток, наверное, самые лучшие перспективы по интеллектуальному и физическому развитию. Особенно у тех, у кого «мозаичная» форма СД, а не полная трисомия. При мозаичной форме не все клетки имеют дополнительную хромосому, а только некоторые. Чем меньше клеток с искажённым хромосомным набором, тем лучшие перспективы ждут малыша. И, конечно, очень многое зависит от того, сколько и как с ребёнком занимаются. Очень помогает семьям с такими особыми детками некоммерческая организация и фонд «Даунсайд Ап». Они проводят бесплатные развивающие занятия, высылают специальную литературу и фильмы родителям деток с СД. На сайте и форуме этой организации очень много полезной информации по синдрому и методикам коррекции. Отличные результаты даёт иппотерапия, спортивные занятия – плаванье, танцы, подвижные игры. И общение. Как можно больше игр и общения с родителями и обычными детками. «Особята» с СД очень контактные и сообразительные, по сравнению с другими формами УО. С ними дома гораздо больше радостей, чем сложностей.

    До сих пор в роддомах родителям особого малыша настойчиво предлагают отказаться от такого ребёнка, то ли не зная, то ли «забывая» предупредить, что малыш с Даун-синдромом, которого любят в семье и с которым занимаются, будет и ходить, и говорить, и читать, и писать, и заниматься спортом. Статистически подтверждено, что эти особые детки, как правило, одарены творчески – они хорошо рисуют, танцуют, играют на музыкальных инструментах – флейте, пианино. Некоторые даже поют. У части детей со временем даже исчезают или делаются мало заметными физиологические признаки Даун-синдрома. Малышей не случайно называют «солнечными». Как правило, крохи улыбчивы и общительны. Чем больше сил вкладывается в их развитие, тем лучше в итоге результаты. Многие из детей СД, вырастая, могут быть не только самостоятельными и независимыми в быту, но также овладеть несложными профессиями (комплектовщик, садовник, фермер, швея). Часть детей, позврослев, даже создают семьи.

    Участь же таких деток в домах ребёнка и спеинтернатах не завидна. Там даже у здоровых детей через год возникают задержки в развитии, а через три психологические деформации. Там, конечно, особых перспектив для особых детей нет, как, впрочем, и для обычных. Но, безусловно, и воспитывать особого ребёнка – дело очень сложное и ответственное. Не всем по плечу. Считается, что «особые дети» даются особым родителям – более стойким и более щедрым на человеческое тепло. «Человеку с любыми возможностями, с любыми способностями надо дать возможность найти своё место. Интеграция и инклюзия — это процесс двусторонний: общество должно быть открыто для человека с особенностями, и он должен быть готов адаптироваться. Кроме того, надо начинать заботиться об этом с раннего возраста, потому что потом будет значительно труднее», — считает преподаватель «Даунсайд Ап» Татьяна Нечаева. Конечно, наше общество ещё не доэволюционировало до полного принятия особых детишек. И та же инклюзия у нас больше в теории, чем на практике. И тем не менее, общество потихоньку движется вперёд. И уже сейчас намного больше, чем 10 лет назад и ранее, методик развития, коррекционных центров и в целом внимания к семьям с особыми детьми. Возможно, когда-нибудь появится и отлаженный механизм интеграции таких деток в социум. И это будет забота не только их родителей, но и общества в целом.

    defectolog-chel.ru

    Рекомендации родителям по развитию детей с синдромом Дауна

    Корекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации и выживания детей с синдромом Дауна в обществе, но и нужны самому общесту для воспитания и понимания продлем людей отличных от нас.

    Предварительный просмотр:

    по развитию детей с синдромом Дауна

    Учитель – дефектолог Виноградова Ольга Александровна

    Р одители, чьи дети страдают синдромом Дауна, прекрасно знают, что причины этой генетической аномалии кроются в наличии всего одной лишней хромосомы в каждой клеточке их ребенка. Речь идет о случайном сбое в процессе деления клеток, а значит, ясно — ничьей вины в этой "игре природы" нет. И все равно подчас много дней и месяцев в такой семье уходят на самобичевание, на бездействие и горькие размышления о "каре небесной". А ведь это время так нужно родившемуся малышу!

    Он в состоянии освоить многое из того, что делают обычные дети, — если вовремя заняться его развитием. И именно родители — первые, кто должен ему в этом помочь.

    Для деток с синдромом Дауна медицинское сопровождение очень важно, ведь от того, насколько серьезно и грамотно оно ведется, зависит здоровье, и даже жизнь малыша. С самого начала очень важно слушать советы докторов, неукоснительно выполнять их рекомендации — принимать лекарства, при необходимости проходить лечение в стационаре, проводить обследования и процедуры. Ибо самое главное — укрепить общее здоровье малыша.

    С первых же месяцев станет заметным отставание ребенка от сверстников. В силу разных причин, в том числе из-за сниженного тонуса, он быстро утомляется, мало бодрствует, плохо фиксирует взгляд. Быстро теряет интерес к игрушкам, мало реагирует даже на своих родителей. И все это не потому, что он их не любит — просто возможности выразить свои чувства, эмоции у него пока сильно ограничены. Отстает и моторное развитие — такие дети в среднем начинают удерживать голову к трем месяцам, сидеть не раньше 9-12 месяцев, ходить — ближе к двум годам.

    Кажется, что организм ребенка находится будто в полусне и не особо стремится к развитию. Но на самом деле он желает расти — и ждет лишь помощи извне. Конечно, надо сразу сказать: полностью устранить отставание нельзя, поскольку остается главная причина — синдром. Но, регулярно и целенаправленно занимаясь с ребенком, мы добьемся того, что он будет развиваться быстрее и скорее реализует заложенный в нем природой потенциал. Наоборот, ограждая малыша от активности, мы пожнем плоды еще более позднего развития.

    Самый главный вопрос — а какое усилие для ребенка будет полезным? Лучше всего на это ответит персональный дефектолог, который с рождения мог бы наблюдать вашего малыша. Поэтому как можно раньше начинайте искать такого специалиста — обращайтесь в местные реабилитационные центры, медико-психологические консультации.

    Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна — их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.

    На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдромом Дауна, когда в результате огромных усилий психологов и дефектологов они становились полноценными членами общества. Это говорит о том, что работа с такими детьми — дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных, физических затрат.

    Структура психического недоразвития детей с синдромом Дауна своеобразна: речь появляется поздно и на протяжении всей жизни остаётся недоразвитой, понимание речи недостаточное, словарный запас бедный. Особенно обращает на себя внимание отставание в развитии моторики и речи. Однако к трем-четырем годам они становятся активнее, начинают ходить. На этом этапе у них формируется речь, проявляется любовь к близким. Однако речь даже и тогда развивается крайне медленно и с большим трудом.

    Общение детей с синдромом Дауна.

    Общение – явление целостное, оно включает не только речь (вербальные характеристики), но и мимику, жесты, другие невербальные способы, которыми человек может выразить себя и повлиять на окружающих. Это самовыражение может быть намеренным или ненамеренным. Помимо говорения, владение языком общения предполагает: в осприятие и понимание, р еакцию на речь окружающих, умение соблюдать очередность в беседе с другими людьми.

    Эти умения поддаются оценке и у младенцев и у детишек, которым еще очень далеко до умения говорить. По мере развития навыков общения ребенок приобретает:

    • Способность посредством языка удовлетворять целый ряд своих потребностей — социальных, эмоциональных и материальных;
    • Способность объясняться — сначала жестами, позже отдельными словами, затем словосочетаниями.
    • Способность более точно выражать свои мысли с помощью грамматически правильного оформления предложений: использования падежных окончаний существительных и прилагательных, построения предложных конструкций и т.п.;
    • Способность отчетливо произносить самые разные звуки;
    • Способность завязывать и поддерживать разговор, в обоих случаях ожидая реакции собеседника и реагируя на его слова. Эта способность складывается из упомянутых выше умений слушать, понимать, отвечать и соблюдать очередность.

    Для детей с синдромом Дауна общение так же важно, как и для всех. И они начинают общаться с самого раннего возраста – с помощью плача, улыбок и жестов. Конечно, в младенчестве они еще не понимают, что таким образом общаются с нами, но наши реакции помогают им понять, для чего нужны эти выражения лица, улыбки, вокализации.

    Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудняют для них процесс освоения языка и речи. Эти характеристики могут включать, в частности, скопление жидкости в ухе; частые инфекции среднего уха; потерю слуха; низкий тонус мышц лица, мышц внутри рта и вокруг него; сравнительно малый размер ротовой полости по сравнению со сравнительно большим размером языка; а также задержкой в интеллектуальном развитии . Кроме того, у детей с синдромом Дауна маленькие и узкие ушные каналы. Всё это отрицательно влияет на слуховое восприятие и умение слушать, то есть слышать последовательные согласованные звуки окружающей среды, концентрировать на них внимание и узнавать их.

    При развитии речи существенное значение имеют тактильные ощущения как внутри ротовой полости, так и снаружи рта. Дети нередко испытывают трудности в распознании своих ощущений: плохо представляют себе, где находится язык и куда его следует поместить для того, чтобы произнести тот или иной звук.

    Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения — одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени обработать сигналы более чем от одного раздражителя.

    У некоторых детей с синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания.

    Дети с синдромом Дауна часто говорят быстро или отдельными последовательностями слов, без пауз между ними, так, что слова набегают друг на друга.

    Некоторые из этих особенностей присущи большему числу детей с синдромом Дауна, некоторые – меньшему, но в целом такого явления, как «речь детей/ людей с синдромом Дауна», не существует. Все те факторы, что влияют на речь людей с синдромом Дауна, могут проявиться в жизни человека без синдрома. Это означает, что специалисты знают, как можно помочь преодолеть эти проблемы. Некоторые из вышеописанных проблем устраняются медицинским путем (инфекции среднего уха, например), влияние других можно снизить с помощью специальных логопедических упражнений (например, повысить тонус мышц).

    Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться из-за задержки в развитии. В освоении речи это проявляется достаточно ярко. С речью в первую очередь связаны такие мыслительные процессы, как логика, понимание, память. Эти проблемы зачастую мешают ребенку, но над ними можно работать всю жизнь, постоянно улучшая результат.

    Практические советы по развитию активной речи детей.

    Важно все время, с самого первого дня, общаться с ребенком. Говорить ему о своих действиях. Спрашивать его, и если он сам еще не может ответить, то отвечать и показывать за него. Во время разговора надо смотреть малышу в глаза.

    Для развития речи очень полезен массаж лица, ведь свой ротик малыши ощущают так, словно он «онемел при заморозке». Делать массаж надо с рождения, очень нежно и аккуратно. 1-2 раза в день по 3-5 минут.

    • поглаживание лба от середины к вискам;

    • поглаживание щек от носа к ушам;

    • поглаживание от подбородка к ушам;

    • разминание скуловой и щечной мышцы, осуществляется указательными и средними пальцами обеих рук, в направлении от виска по скуловой и щечной мышцам к подбородку.

    Проводят поглаживание, растирание, разминание и вибрацию губ:

    • от середины верхней губы к углам губ;

    • от середины нижней губы к углам;

    • поглаживание носогубных складок от углов рта к крыльям носа;

    После массажа важно проговорить с малышом звуки, которым он позже сможет подражать.

    Чтобы стимулировать имитацию речевых звуков, можно выполнять следующие упражнения. Посмотрите на ребёнка. Похлопайте себя по открытому рту, чтобы получился звук «уа-уа-уа». Похлопайте рукой по губам ребёнка, чтобы побудить его издать такой же звук. Для дальнейшей демонстрации поднесите его руку к вашим губам. Сформируйте навык, хлопая ребёнка по его рту и произнося звук. Повторению гласных звуков А, И, О, У способствует имитация моторных реакций.

    Кроме лицевого массажа очень важны гимнастика и массаж пальчиков.

    Большое влияние на качество голоса оказывает правильное дыхание. У детей с синдромом Дауна дыхание поверхностное и осуществляется преимущественно через рот, так как частые простуды затрудняют дыхание носом. Кроме того, вялый гипотоничный язык больших размеров не помещается в ротовой полости. Поэтому, помимо профилактики простудных заболеваний, необходимо тренировать ребёнка закрывать рот и дышать носом.

    Выработке хорошей воздушной струи способствуют упражнения на выдувание воздуха, которые также опираются на умение ребёнка имитировать. Задания выполняются в непринуждённой игровой форме. Следует поддерживать любые старания ребёнка, пока он не начнёт делать правильно. Например: дуть на висящие перья или другие лёгкие предметы; играть на губной гармошке, производя звуки при вдохе и выдохе; сдувать перья, вату, разорванные бумажные платочки, мячики для настольного тенниса; задувать спичку или огонь свечи; играть на игрушечных трубах и флейтах, дуть на ветровые колесики; надувать свёрнутые бумажные змейки, шарики; дуть через трубочку в мыльную воду и пускать пузыри; дуть на зеркало или стекло и рисовать там что-нибудь. Эти и другие упражнения могут варьироваться в различных игровых формах в соответствии с возрастом ребёнка.

    Музыка и пение совершенно необходимы для развития малыша. Но очень важно, чтобы игрушек с электронной музыкой не было. А вот игрушки по принципу шарманки, где звук появляется за счет задевания штыречков на барабане, очень хороши. Детки очень чувствуют ритм. Чтобы развивать умение слышать и слушать музыку, для них важны инструменты: ксилофон, пианино, гитара, колокольчики разных звучаний, флейта, деревянные ложки, трещетки, виолончель.

    Телевизор опасен вообще для всех детей, а для наших особенно. Он парализует волю, приучает к пассивным переживаниям.

    Детям необходимо осознать, что звуки и жесты, которыми они владеют, могут

    оказывать влияние на поведение окружающих, что они способны помочь им в определенной степени влиять на то, что происходит вокруг них. Звуками и жестами можно поздороваться, попрощаться, попросить дать какие-то вещи, до которых трудно дотянуться, попросить о помощи, поделиться разными сведениями, отказаться от нелюбимой пищи, нежеланных игрушек или мероприятий и т.п.

    Малыш начинающий говорить учится соблюдать очередность не только в произнесении звуков или совершении действий, но и в произнесении слов. Лучший способ освоения новых слов — подражание. Для удовлетворения своих социальных, эмоциональных и материальных потребностей ребенок постепенно начинает использовать не звуки и жесты, а слова.

    Для овладения речью ребенку необходимо нечто большее, чем просто хороший лексический запас. Разумеется, нам хочется, чтобы он узнал много слов, но при этом мы должны быть уверены, что эти слова позволят ему говорить о самых разных вещах. Малыш может знать, скажем, 50 слов, но если все эти слова — имена существительные (машина, мяч, дом, папа, яблоко и т.п.), то он не в состоянии будет сказать, каковы эти люди или вещи, где они находятся, что делают. Он не сможет объединить эти слова в предложения, которые имели бы смысл.

    В процессе занятий по развитию речи детей данной категории необходимо использовать самые разнообразные методы и приемы: экскурсии, наблюдения, инсценировки, дидактические игры, чтение и пересказ текстов, сказок, рассказывание стихов, просмотр видеозаписей и др. Это способствует формированию различных сторон речевой деятельности ребенка. Под воздействием коррекционного обучения речь особенных детей развивается и совершенствуется и, хотя не достигает уровня нормального развития, обеспечивает ребенку общение с окружающими их людьми.

    Проводя занятия по развитию речи детей важно помнить основные правила:

  • Давайте малышу время на ответ.
  • Слушайте.
  • Ждите.
  • Разговаривайте с ребенком о том, что его интересует.
  • На плановых занятиях привлекайте внимание малыша к словам и предметам, выбранным вами для занятий.
  • Старайтесь естественным образом развивать начатый разговор, тем самым поощряя ребенка и побуждая его продолжить беседу.
  • Изучение опыта специалистов и родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна, убеждает в том, что уровень возможностей этих детей должен оцениваться только индивидуально. Поэтому любые обобщения (относительно какого-либо качества, свойства, способности) являются принципиально ошибочными, поскольку знание физического или психического состояния индивида нельзя отрывать от понимания его индивидуальности. Сегодня совершенно ясно, что при обучении и воспитании ребенка с синдромом Дауна педагогам и родителям необходимо опираться на его более сильные способности, что даст возможность преодолевать его более слабые качества.

    Коррекция фонетической стороны речи у детей с синдрома Дауна

    Работа по развитию фонетической стороны речи должна занимать важное место в коррекции интеллектуального развития детей с синдрома Дауна как в дошкольном, так и в школьном возрасте.

    У детей с синдромом Дауна трех-пяти лет часто встречаются отклонения в развитии звуковой стороны речи. В основе этих отклонений лежат как дефекты артикуляционного аппарата, так и нарушения фонематического восприятия. Упражнения, предлагаемые детям с синдромом Дауна в этом возрастном отрезке, должны быть направлены на дифференциацию различных речевых и неречевых звуков, формирование правильного произношения гласных и некоторых согласных, выработку правильного речевого дыхания, голоса нормальной громкости,

    воспитание устойчивости слухового внимания. Развитию слухового внимания придается особое значение, т.к. под его контролем осуществляется формирование произносительной стороны речи. Работу по улучшению произношения можно проводить путем вызывания звуков, звукосочетаний и уточнения их произношения по подражанию.

    Для многих детей с аномалиями развития произношение является камнем преткновения даже в тех случаях, когда в других отношениях их способность к общению может быть раскрыта вполне.

    Приведу несколько примеров успешной работы по коррекции звукопроизношения у детей с синдромом Дауна.

    Работа с детьми строилась на комплексном (полисенсорном) воздействии на личность ребенка: занятие с логопедом, сказка-терапия, музыкальное занятие.

    Логопедическая работа была разделена на два этапа:

    • установление эмоционального контакта, обследование и составление индивидуальной программы для каждого ребенка.

    • коррекция нарушений речи.

    В процессе логопедической работы по преодолению фонетических нарушений должны решаться следующие задачи:

    • Формирование психофизиологических механизмов, обеспечивающих овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса).

    • Развитие слухового восприятия и внимания.

    • Формирование речевых навыков фонетически правильной речи.

    • В процессе работы реализация указанных задач осуществляется в их единстве и взаимосвязи.

    Занятие состояло из нескольких частей:

    Упражнения на развитие общей и мелкой моторики

    Игры и задания направленные активизацию собственной речи детей.

    Была обследована группа детей разного возраста (4-8 лет) и разного уровня речевого развития:

    • Дети, говорящие отдельные слова;

    • Дети, использующие простые фразы.

    В процессе коррекционной работы практически у всех детей отмечалась положительная динамика в развитии:

    • улучшилось слуховое внимание и восприятие;

    • движения языка и мелкая моторика пальцев рук стали более точными.

    Коррекционные занятия крайне необходимы не только для социальной адаптации и выживания данных детей в обществе, но и нужны самому обществу для воспитания, понимания проблем людей, отличных от нас.

    Сравнительные исследования показали, что дети, с которыми занимались, к моменту поступления в школу умели уже гораздо больше, чем те, кого они не коснулись. Дети с синдромом Дауна учатся читать и писать, общаются с окружающими их нормально развивающимися сверстниками. Они овладевают этими умениями не потому, что им дают какое-то "лекарство", а потому, что их учили тому, что нужно, тогда, когда нужно, и так, как нужно. В нашей стране создаются центры ранней педагогической помощи и начинаются попытки интегрированного образования таких детей. Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:

    1. Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков.

    2. Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения.. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое внимание необходимо уделить внешним формам поведения.

    3. Трудовое обучение, выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно — бытового труда.

    Коррекционное обучение может привести к значительным положительным сдвигам в развитии ребёнка, что должно повлиять на его дальнейшую судьбу.

    Список использованной литературы:

    2. Т.Н. Тищенко «Учим говорить особенного ребёнка» 2009 г.-книга №1

    3. Т.Н. Тищенко «Учим говорить особенного ребёнка» 2009 г.-книга №2

    4. Е. А. Екжанова., Е.А.Стребелева . Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта . Коррекционно- развивающее обучение и воспитание. 2005 г.

    5. Е. А. Екжанова., Е.А.Стребелева. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. 2009 г.

    6. Н.В. Верещагина «Особый ребёнок» в детском саду. 2009 г.

    Составители: А.В. Мерковская, Т.П. Есипова

    7. «Рекомендации по комплексному развитию

    детей с синдромом Дауна раннего возраста». Составители: А.В. Мерковская, Т.П. Есипова

    8. Питерси М. и Трилор Р.Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 3: Навыки общения. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001

    9. Е. Мери Прайс «Как помочь вашему малышу с синдромом Дауна научиться говорить». Москва 1998

    10. Зигфрид М. Пушел «Человек с синдромом Дауна». Москва 1998

    11. Л. М. Шпицына «Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью». С- Петербург 2004

    nsportal.ru

    Классный час в 10 классе "Солнечные дети" (о проблемах людей с синдромом Дауна)

    Цели и ожидаемые результаты.

    Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни.

    Сформировать представление о людях с синдромом Дауна.

    Понимают важность и необходимость ведения здорового образа жизни.

    Знакомы с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

    Развивать чувство эмпатии к детям с ОПФР, детям с синдромом Дауна.

    Сопереживают, сочувствуют людям с синдромом Дауна, предлагают варианты решения некоторых проблем детей с ОПФР.

    Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как ценность человеческой жизни.

    Воспитывать толерантное отношение к детям с синдромом Дауна.

    Используют принципы здорового образа жизни (отслеживается в течение года)

    Любую нашу встречу мы начинаем именно этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но и пожелание здоровья тому, кому обращены.

    Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы. Очень важно научить детей беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с раннего детства мы учим малышей не просто приветствовать людей, а желать им здоровья, ведь упоминая что-либо, мы вольно или невольно вспоминаем об этом, а, вспоминая — задумываемся. Желая другим — желаем и себе.

    Но только ли повторяя слово «здравствуй» можно обращать внимание детей на необходимость нашего здоровья. Что еще можно сделать?

    Конечно же, очень важно с самого раннего возраста приучать ребенка вести здоровый образ жизни, доводя хорошие привычки до автоматизма. Здесь очень важен постоянный добрый пример окружающих людей, особенно взрослых. Можно долго перечислять все формы и методы обучения здоровому образу жизни. Но мы попробуем пойти от обратного. Как говорят математики, начнем от противного.

    создание мотивации детей на здоровый образ жизни.

    познакомить детей с проблемами их сверстников-инвалидов, с различными ограничениями в жизни таких ребят.

    создать условия и предоставить возможность задуматься о ценности здоровья, о необходимости здорового образа жизни.

    Здоровье очень важно для человека. Здоровье — это подарок судьбы. Очень важно научиться беречь этот дар.

    Но всегда ли только от нашего желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?

    Цель нашего занятия:

    Познакомиться с понятиями «человек с синдромом Дауна», «инвалид».

    Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой жизни

    Ожидаемый результат: к концу занятия:

    Узнать, что означают слова: «дети с ОПФР » дети синдромом Дауна, инвалиды? Что такое здоровье? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Как можно беречь здоровье? Познакомитесь с некоторыми проблемами детей-инвалидов.

    Но для начала я предлагаю вам вспомнить сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». А сделаем мы это так: я буду задавать вопросы, а вы — будете отвечать, кто вперед, тот получит карточку (Вопросы легкие и нужны для того, чтобы все дети получили карточки, с помощью которых будут поделены на команды)

    Кто помнит волшебные слова? (Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Облетев вокруг земли, быть по-моему вели).

    Почему мальчик на скамейке отказался бегать с Женей? (Потому что больные ноги, передвигается с помощью костылей, инвалид).

    Сколько лепестков было у волшебного цветка?

    А теперь посмотрите: карточки разного цвета, и с помощью этих карточек вы разобьетесь на команды. Одна команда занимает места слева, другая — справа.

    Кто же это такие — инвалиды? (Ответы)

    Инвалиды — это люди, возможности здоровья которых, настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.

    В «Большом энциклопедическом словаре» написано: «Инвалид (от лат. invalidus — слабый, немощный) — лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность».

    А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. А есть еще и взрослые.

    В немецком языке есть понятие «Sonderkind» (зондер кинд) — особый ребенок и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к детям-инвалидам.

    Мы с вами обсудили, кто такие инвалиды, а теперь попробуем ответить на другие вопросы.

    Знаете ли вы, что значит термин «синдром Дауна»? (ответы детей)

    До середины XX века причины синдрома Дауна оставались неизвестными, однако была известна взаимосвязь между вероятностью рождения ребёнка с синдромом Дауна и возрастом матери, также было известно то, что синдрому были подвержены все расы. Существовала теория о том, что синдром вызван сочетанием генетических и наследственных факторов. Другие теории придерживались мнения, что он вызван травмами во время родов.

    Синдром Дауна не является редкой патологией — в среднем наблюдается один случай на 700 родов. У мальчиков и у девочек аномалия встречается с одинаковой частотой.

    Частота рождений детей с синдромом Дауна 1 на 800 или 1000. Синдром Дауна встречается во всех этнических группах и среди всех экономических классов.

    Возраст матери влияет на шансы зачатия ребёнка с синдромом Дауна. Если матери от 20 до 24, вероятность этого 1 к 1562, если матери от 35 до 39, то 1 к 214, а в возрасте старше 45, вероятность 1 к 19. Хоть вероятность и увеличивается с возрастом матери, 80 % детей с данным синдромом рождаются у женщин в возрасте до 35 лет. Это объясняется более высокой рождаемостью в данной возрастной группе. По последним данным отцовский возраст, особенно если старше 42 лет, также увеличивает риск синдрома.

    Беременная женщина может пройти обследование на выявление нарушений плода. Многие стандартные дородовые обследования способны обнаружить синдром Дауна у плода.

    Продолжительность жизни взрослых с синдромом Дауна увеличилась — на сегодняшний день нормальная продолжительность жизни более 50 лет. Многие люди с данным синдромом вступают в браки. У мужчин наблюдается ограниченное число сперматозоидов, большинство мужчин с синдромом Дауна бесплодны. По крайней мере 50 % женщин с синдромом Дауна могут иметь детей. 35—50 % детей, рождённых от матерей с синдромом Дауна, рождаются с синдромом Дауна или другими отклонениями.

    Характерные черты, обычно сопутствующие синдрому Дауна

    Обычно синдрому Дауна сопутствуют следующие внешние признаки (согласно данным из брошюры центра «Даунсайд Ап»):

  • «плоское лицо» — 90 %
  • брахицефалия (аномальное укорочение черепа) — 81 %
  • кожная складка на шее у новорожденных — 81 %
  • эпикантус (вертикальная кожная складка, прикрывающая медиальный угол глазной щели) — 80 %
  • гиперподвижность суставов — 80 %
  • мышечная гипотония — 80 %
  • плоский затылок — 78 %
  • короткие конечности — 70 %
  • брахимезофалангия (укорочение всех пальцев за счёт недоразвития средних фаланг) — 70 % катаракта в возрасте старше 8 лет — 66 %
  • открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением нёба) — 65 %
  • зубные аномалии — 65 %
  • клинодактилия 5-го пальца (искривлённый мизинец) — 60 %
  • аркообразное («готическое») нёбо — 58 %
  • плоская переносица — 52 %
  • бороздчатый язык — 50 %
  • поперечная ладонная складка (называемая также «обезьяньей») — 45 %
  • короткая широкая шея — 45 %
  • ВПС (врождённый порок сердца) — 40 %
  • короткий нос — 40 %
  • косоглазие — 29 %
  • деформация грудной клетки, килевидная или воронкообразная — 27 %
  • пигментные пятна по краю радужки (пятна Брушфильда) — 19 %
  • эписиндром — 8 %
  • стеноз или атрезия двенадцатиперстной кишки — 8 %
  • врождённый лейкоз — 8 %.
  • Во многих странах люди с синдромом Дауна обучаются в нормальной системе школы; Есть все более высокие качественные возможности для перехода от специальной (отдельно) образование регулярной настройки образования.

    Несмотря на эти изменения, дополнительные потребности в поддержке людей с синдромом Дауна еще может создать проблему для родителей и семей. Хотя, живущих с семьей предпочтительнее институционализации, людей с синдромом Дауна часто сталкиваются с покровительственным отношением и дискриминацией в обществе в целом.

    В ходе неформального опроса представителей различных групп населения складывается следующая картина восприятия обществом человека с синдромом Дауна:

  • люди с синдромом Дауна не способны к обучению,
  • ребенок с синдромом Дауна — плод асоциального поведения родителей,
  • люди с синдромом Дауна представляют опасность для общества: половая агрессия, неадекватное поведение, добродушное состояние сменяется приступами ярости,
  • семья распадается вследствие появления в ней ребенка с синдромом Дауна,
  • человеку с синдромом Дауна лучше находиться в специализированном учреждении под наблюдением специалистов,
  • людей с синдромом Дауна в России гораздо меньше, чем в Европе,
  • у человека с синдромом Дауна короткая продолжительность жизни,
  • с моей семьей этого не случится,
  • синдром Дауна — это болезнь, ее нужно лечить.
  • Каждая команда получает вопрос для обсуждения. Обсуждение проходит в форме «круглого стола», время на обсуждение — не более 5 минут.

    Есть еще много заболеваний, которые мешают жить человеку полноценной жизнью. Мы знаем о детях, которые, несмотря на свой недуг и, преодолевая его, творят чудеса.

    Помните вопросы в начале занятия? Мы ответили сегодня на них? Давайте повторим:

    Что такое здоровье? Что означают слова «особый ребенок», инвалид? Надо ли беречь свое здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Что такое здоровый образ жизни?

    Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты, общения и т.д.

    Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не курить, не употреблять наркотики и вино, соблюдать режим. Выполнять советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.

    Очень важно с самого раннего возраста приучать ребенка вести и любить здоровый образ жизни. Когда каждое действие, сберегающее и сохраняющее здоровье, становится доброй привычкой, доведенной до автоматизма. Но не всегда мы можем использовать или модулировать ситуацию, провоцирующую прививание и исполнение этих привычек. И не все ситуации возможны в жизни отдельного человека.

    Наши занятия помогают понять проблемы людей-инвалидов, помогают оценить плюсы нормальной здоровой жизни и понять проблемы и последствия нездоровья. А знакомство с детьми с ОПФР, помогает лучше осознать эти проблемы, может быть, примерить их на себя, и задуматься о необходимости соблюдения здорового образа жизни.

    www.defectolog.by