Расстройства

Детские болезни аутизм

15.05.2018

Детский аутизм — расстройство, возникающее в результате нарушения развития нервной системы. Основной характеристикой данного расстройства является дефицит социального взаимодействия и коммуникаций с другими людьми, а также ограниченный набор интересов и повторяющиеся однообразные действия ребенка. Все указанные особенности проявляются в возрастном периоде до трёх лет.

Причины возникновения

В настоящее время истинные причины развития детского аутизма не известны.

Существует ряд гипотез, имеющих клинические и экспериментальные подтвержденья о природе расстройства:

  • слабость аффективной сферы;
  • расстройства восприятия;
  • нарушения в восприятии и переработке слуховой информации;
  • нарушение в работе ретикулярной формации ствола головного мозга;
  • нарушение функций лобно-лимбического комплекса, которое приводит к расстройству мотивации и поведения;
  • нарушения обмена серотонина и функционирования серотонинергической системы мозга;
  • нарушения работы парного функционирования полушарий мозга.
  • Наряду с указанными выше существуют также психологические и психоаналитические причины возникновения детского аутизма. Важную роль играют генетические факторы, осложнения в период внутриутробного развития плода и при родах.

    Основные признаки детского аутизма:

  • начало расстройства отмечается в возрастном периоде до 2,5-3 лет. Порой может возникать после периода нормального развития;
  • аутистическое одиночество – неспособность или нежелание ребенка устанавливать эмоционально теплые контакты с людьми, отсутствует контакт глаза в глаза;
  • расстройство речевых навыков;
  • навязчивое однообразие в поведении. Поведение имеет стереотипный и ритуальный характер,
  • манерность поведения (например, ребенок постоянно повторят одни и те же движения: кружится, раскачивается, ходит на цыпочках и т. п.);
  • игры стереотипны, не несут социальной функциональности;
  • атипичные сенсорные реакции на раздражитель.
  • невозможность устанавливать контакты с людьми с момента рождения;
  • максимальная отгороженность от окружающего мира, игнорирование внешних раздражителей до того момента пока они не вызывают болезненные ощущения;
  • проблемы с коммуникацией при помощи речевого аппарата;
  • отсутствие зрительного контакта с собеседником или намеренное его избегание;
  • чувство страха при изменении привычного режима дня или окружающей обстановки;
  • эхолалии;
  • задержка развития собственного «Я»;
  • стереотипные игры с использованием неигровых предметов;
  • проявление указанных симптомов не позднее чем в возрасте 2-3 лет.
  • Условно выделяют 4 формы развития раннего детского аутизма:

    1. Полная отрешённость от окружающей среды. У ребенка отсутствует социальная активность при попытках взаимодействия, ребенок отстраняется и чувствует себя крайне дискомфортно. Даже родителям или родственникам ребенка трудно получить какую-либо реакцию ответную реакцию на обращение – взгляд, улыбку. Дети этой группы, предпочитают не иметь никаких контактов с внешней средой. Тщательно избегают различных телесных контактов с другими людьми, очень тяжело переносят взгляд глаза в глаза.

    2. Активное отвержение окружающей среды. Проявляется в виде избирательности при контакте с внешним миром. Ребёнок общается только с сугубо ограниченным кругом людей, чаще всего это родители и близкие родственники. Имеет повышенную избирательность в выборе еды и одежды. При любом изменении привычного режима дня у ребенка наблюдается сильная аффективная реакция. В поведении характерно большое количество речевых и двигательных стереотипий.

    3. Увлеченность аутистическими интересами. Дети данной группы прячутся от окружающей действительности в своих интересах, однако характер их увлечений имеет высокую стереотипичность и не несет познавательного характера. Все увлечения имеют цикличный характер, состоящий из повторяющихся этапов, сюжет игр или увлечений чаще всего мрачный, устрашающий или агрессивный.

    4. Трудность во взаимодействии с окружающими людьми. Наиболее легкая форма детского аутизма. Отличительной чертой является повышенная ранимость ребенка, высокая чувствительность к оценочному суждению со стороны окружающих.

    Родителям необходимо быть внимательными к процессам развития ребенка, проходить регулярные осмотры у врача педиатра.

    Если вы заметили у ребенка какие-либо симптомы аутизма, необходимо обратиться к врачу и психологу для проверки состояния ребенка.

    Если аутизм диагностирован, необходимо как можно скорее начинать комплексное лечение.

    Лечение необходимо проводить комплексно, существует три основных компонента:

  • коррекция поведенческих нарушений;
  • медико-психолого-педагогическая коррекция.
  • семейная психотерапия.
  • Необходима комплексная и разносторонняя лечебно-реабилитационная терапия. Педагогическая и медико-психологическая помощь наиболее эффективны в возрасте до 5-7 лет в период основных этапов формирования личности.

    Применение медикаментозного лечения дает наиболее хорошие результаты в возрасте до 7-8 лет, после указанного возраста характерно только симптоматическое действие.

    Перспективы применения медикаментозной терапии зависят от нескольких факторов: время начала лечения, регулярность приема препаратов, индивидуальная обоснованность средства, необходим комплексный прием с прочими лечебно-реабилитационными мероприятиями.

    У детей с аутическим расстройством значительно повышен порог болевой чувствительности, поэтому ребенок может не реагировать на сильные болевые раздражители, что может привести к различным травмам.

    Методов профилактики данного расстройства не существует.

    www.likar.info

    Атипичный аутизм — это один из видов психического расстройства у детей. Ребенок первые годы своей жизни может развиваться совершенно нормально, не отличаясь от сверстников. Заболевание обнаруживается у него только в дошкольном или школьном возрасте, в зависимости от возникновения первых признаков нарушений со стороны психики.

    Если сравнивать атипичное расстройство с классическим аутизмом, то совпадений между этими диагнозами можно найти немного. В первом случае ребенок может обладать достаточно высоким уровнем интеллекта, он без проблем способен адаптироваться в обществе, и в целом на фоне окружающих детей выглядеть вполне нормально. Но, если понаблюдать за ним, можно столкнуться с некоторыми особенностями в поведении, которые не влияют на его взаимоотношения с окружающей действительностью.

    Особенности и симптомы заболевания

    Заметные нарушения захватывают три сферы развития ребенка:

    Основной характерной чертой атипичного аутизма являются нарушения, связанные со сферой взаимодействия в социуме. Эти признаки выражаются в вариативной степени, и могут различаться между собой своеобразными чертами.

    Например, одни пациенты проявляют абсолютное равнодушие к общению со своим окружением, а другие, напротив, стремятся всячески взаимодействовать с людьми, но не могут в силу своих психических особенностей должным образом успешно выстроить коммуникации.

    При атипичном расстройстве психики у детей часто выявляются затруднения в овладении речевыми навыками, в частности, возникает непонимание речи со стороны окружающих. Об этом может говорить скудный словарный запас, несоответствующий возрастным критериям пациента. При этом любое слово, независимо от его переносного значения, воспринимается человеком исключительно в прямом смысле.

    Нарушение эмоционального развития также является обязательным симптомом атипичного аутизма. Невербального способа общения для таких пациентов просто не существует — они не выражают каких-либо эмоций, в связи с чем окружающие вешают на них ярлык равнодушных, безучастных ко всему, личностей.

    Также у детей следует отметить повышенную раздражительность, отсутствие гибкости мышления и восприятия окружающей действительности. Например, такие внешние раздражители, как чрезмерно громкий звук или яркий свет? могут вызвать у человека, страдающего атипичным расстройством психики, непредвиденную реакцию в виде бурного неприятия возникших изменений, сопровождающегося истинным эмоциональным взрывом.

    К симптомам атипичного аутизма (нельзя забывать об их различных комбинациях и степени проявления) относятся:

  • проблемы с коммуникабельностью, например, отсутствие зрительного контакта во время диалога с пациентом;
  • устойчивое отсутствие потребности в социальных контактах, в том числе и дружеских отношениях;
  • трудности в усвоении новых словесных элементов, выпадение из памяти прежних заученных фраз;
  • выраженные проблемы во взаимоотношениях с незнакомыми людьми;
  • невозможность различить смысловые и переносные значения речи, буквальное восприятие получаемой информации;
  • абсолютное непонимание невербальной формы общения;
  • постоянное равнодушие к окружающей действительности, безразличие к людям, наряду с неумением выражать собственные эмоции;
  • стойкая привязанность к монотонному характеру жизни и определенным привычкам;
  • странности в поведении, связанные с особенностями времяпровождения: долгие часы человек может раскладывать какие-то предметы, при этом оставаться погруженным в самого себя и практически не реагировать на внешние раздражители;
  • реакция на новые звуки, запахи, цветовые оттенки и структуры может быть нестандартной.
  • Атипичный аутизм с умственной отсталостью у детей имеет характерные отличия от классической формы заболевания. Специалисты считают диагностику данного расстройства затрудненной, требующей всестороннего обследования. Родителям следует проконсультироваться относительно верной постановки диагноза одновременно у нескольких врачей: детского невролога, психолога, психиатра, и даже отоларинголога.

    Некоторые родители первоначально проблемы поведения своего ребенка списывают на неполноценный слух, так они объясняют отсутствие детской реакции на речь со стороны окружающих. Но консультация специалиста должна опровергнуть эти догадки, и подтвердить наличие у пациента нормального слухового восприятия. То есть ребенок, в какие-то моменты оказывается настолько погруженным в собственное «Я», что звуки извне игнорируются его подсознанием.

    Проявление этого вида психического расстройства у детей варьируется разнообразием симптомов и степенью их проявления. Например, при легком течении заболевания диагностировать отклонение способны лишь опытные специалисты. Для того чтобы определить наличие проблем в развитии ребенка, необходимо систематически наблюдать за его поведением, анализировать адаптацию к социуму и проверять имеющиеся у него способности.

    Большую часть информации дети берут из своего ближайшего окружения — от родителей и родственников, а те, в свою очередь, первыми могут заметить нарушения в психоэмоциональном развитии своего чада. Поэтому при появлении подозрений на наличие каких-либо отклонений у ребенка, и отсутствии симптомов, характерных для заболевания, необходимо обратиться к специалисту, который на основании определенных жалоб диагностирует атипичный аутизм.

    Причины, которые вызывают данную патологию у детей, изучены недостаточно, в связи с чем лечебное воздействие в целом направлено на имеющиеся психические нарушения.

    Единственной верной лечебной тактики в отношении атипичного расстройства психического развития в настоящее время не существует. Лечение носит симптоматический характер, направленный на степень уменьшения проявления основных признаков заболевания. Успешно проведенное терапевтическое воздействие и устранение явных симптомов патологии, приводит к тому, что ребенок ощущает улучшения в самочувствии.

    Лечебный подход к каждому должен быть индивидуальным с длительными временными затратами и усилиями в отношении маленького пациента. Первостепенное значение имеет человеческий фактор, то есть люди, которые занимаются человеком с определенными психическими расстройствами, должны понимать, что требуется данному ребенку и четко владеть различными медицинскими методиками.

    Именно полагаясь на свой опыт и знания, специалист методом проб и ошибок, находит индивидуальный подход к пациенту и определяет эффективность проводимого терапевтического воздействия на основании улучшений в его состоянии.

    Лечение планируется на длительный промежуток времени- это необходимая мера даже при легкой форме заболевания. Занятия по специфическим методикам не могут быть для такого пациента лишними, то есть с каждым сеансом терапии они приносят ему только пользу. Полностью вылечить атипичное расстройство психического развития невозможно, но улучшить качество жизни и самочувствие больного вполне осуществимо, и в этом должна помочь согласованная работа профильного специалиста и родителей.

    Каких-либо профилактических мероприятий по данному заболеванию среди детей не бывает, его природа остается до конца не изученной. Но своевременная диагностика и эффективно проведенное лечение в самом начале болезни значительно повышает возможности социализации маленького пациента в обществе.

    Что такое Детский аутизм —

    К собственно детскому аутизму относятся аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера.

    Первые описания этого расстройства были сделаны Henry Maudsley (1867). В 1943 г. Leo Kanner в труде «Аутистические расстройства аффективного общения» дал отчетливое описание этого синдрома, назвав его «инфантильным аутизмом».

    Распространенность детского аутизма составляет 45 случаев на 10000 детей. Преобладают перворожденные мальчики (в 3-5 раз чаще, чем девочки). Но у девочек аутизм имеет более тяжелое течение, и, как правило, в этих семьях уже встречались случаи с когнитивными нарушениями.

    Что провоцирует / Причины Детского аутизма:

    Причины детского аутизма до конца не известны.

    Существует ряд клинически и экспериментально подтвержденных гипотез об этиопатогенезе расстройства:

  • 1) Слабость инстинктов и аффективной сферы;
  • 2) информационная блокада, связанная с расстройствами восприятия;
  • 3) нарушение переработки слуховых впечатлений, ведущее к блокаде контактов;
  • 4) нарушение активирующего влияния ретикулярной формации ствола мозга;
  • 5) нарушение функционирования лобно-лимбического комплекса, ведущее к расстройству мотивации и планирования поведения;
  • 6) искажения обмена серотонина и функционирования серотонинэргических систем мозга;
  • 7) нарушения парного функционирования полушарий головного мозга.
  • Наряду с этим существуют психологические и психоаналитические причины расстройства. Существенную роль играют генетические факторы, так как в семьях, страдающих аутизмом, данное заболевание встречается чаще, чем среди населения в целом. Аутизм в какой-то мере связан с органическим мозговым расстройством (часто в анамнезе сведения об осложнениях в период внутриутробного развития и при родах), корреляция с эпилепсией в 2% случаев (по некоторым данным, в общей детской популяции эпилепсии в 3,5%). У некоторых больных выявлены диффузные неврологические аномалии — «мягкие признаки». Специфические нарушения ЭЭГ отсутствуют, но обнаружена различная ЭЭГ патология у 10-83% аутичных детей.

    Симптомы Детского аутизма:

    В своем первоначальном описании Kanner выделил основные признаки, которые используются до настоящего времени.

  • Начало расстройства в возрасте до 2,5-3 лет, иногда после периода нормального развития в раннем детстве. Обычно это красивые дети с как будто прорисованным карандашом задумчивым, сонным, отрешенным лицом — «лицо принца».
  • Аутистическое одиночество неспособность устанавливать теплые эмоциональные взаимоотношения с людьми. Такие дети не отвечают улыбкой на ласки и проявления любви родителей. Им не нравится, когда их берут на руки или обнимают. На родителей они реагируют не больше, чем на других людей. Одинаково ведут себя с людьми и неодушевленными предметами. Практически не выявляют тревоги при разлуке с близкими и в незнакомой обстановке. Типичным является отсутствие глазного контакта.
  • Расстройство навыков речи. Речь часто развивается с задержкой или не возникает вообще. Иногда она нормально развивается до 2-летнего возраста, а затем частично исчезает. Аутичные дети мало используют категории «значения» в памяти и мышлении. Некоторые дети производят шум (щелчки, звуки, хрипы, бессмысленные слоги) в стереотипной манере при отсутствии желания в общении. Речь обычно построена по типу немедленных или задержанных эхолалий или в виде стереотипных фраз вне контекста, с неправильным использованием местоимений. Даже к 5-6 годам большинство детей называет себя во втором или третьем лице или по имени, не используя «Я».
  • «Навязчивое желание однообразия».Стереотипное и ритуальное поведение, настаивание на сохранении всего в неизмененном виде и сопротивление переменам. Они предпочитают есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду, играть в повторяющиеся игры. Деятельность и игра аутичных детей характеризуются ригидностью, повторяемостью и монотонностью.
  • Типичны также причудливое поведение и манерность(например, ребенок постоянно кружится или раскачивается, теребит свои пальцы или хлопает в ладоши).
  • Отклонения в игре.Игры чаще стереотипны, не функциональны и не социальны. Преобладает нетипичное манипулирование игрушками, отсутствуют воображение и символические черты. Отмечено пристрастие к играм с неструктурированным материалом — песком, водой.
  • Атипичные сенсорные реакции.Аутичные дети отвечают на сенсорные стимулы либо чрезвычайно сильно, либо слишком слабо (на звуки, боль). Они избирательно игнорируют на обращенную к ним речь, проявляя интерес к неречевым, чаще механическим звукам. Болевой порог чаще понижен, или отмечается атипичная реакция на боль.
  • При детском аутизме могут наблюдаться и другие признаки. Внезапные вспышки гнева, или раздражения, или страха, не вызванные какими-либо очевидными причинами. Иногда такие дети либо гиперактивны, либо растеряны. Поведение с самоповреждением в виде ударов головой, кусания, царапания, вырывания волос. Иногда отмечаются нарушения сна, энурез, энкопрез, проблемы с питанием. В 25% случаев могут быть судорожные припадки в предпубертатном или пубертатном возрасте.

    Первоначально Kanner полагал, что умственные способности у детей с аутизмом нормальны. Однако около 40% детей с аутизмом имеют IQ ниже 55 (тяжелая умственная отсталость); 30% — от 50 до 70 (легкая отсталость) и около 30% имеют показатели выше 70. У некоторых детей обнаруживаются способности в какой-либо определенной сфере деятельности — «осколки функций», несмотря на снижение других интеллектуальных функций.

    Диагностика Детского аутизма:

  • 1) невозможность устанавливать полноценные отношения с людьми с начала жизни;
  • 2) крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием средовых раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;
  • 3) недостаточность коммуникативного использования речи;
  • 4) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
  • 5) страх изменений в окружающей обстановке («феномен тождества» по Kanner);
  • 6) непосредственные и отставленные эхолалии («грамофонная попугайная речь» по Kanner);
  • 7) зарержка развития «Я»;
  • 8) стереотипные игры с неигровыми предметами;
  • 9) клиническое проявление симптоматики не позднее 2-3 лет.
  • При использовании этих критериев важно:

  • а) не расширять содержание;
  • б) строить диагностику на синдромологическом уровне, а не на основе формальной фиксации наличия тех или иных симптомов;
  • в) учитывать наличие или отсутствие процессуальной динамики выявляемых симптомов;
  • г) принимать во внимание, что неспособность к установлению контакта с другими людьми создает условия для социальной депривации, ведущей к симптомам вторичных задержек развития и компенсаторных образований.
  • Неполные синдромы встречаются чаще. Их необходимо отличать от психозов детского возраста, аутистической психопатии Аспергера. Детская шизофрения редко встречается в возрасте до 7 лет. Она сопровождается галлюцинациями или бредом, судорожные припадки встречаются крайне редко, умственная отсталость не типична.

    Следует исключать расстройства слуха. Аутистичные дети редко лепечут, в то время как у глухих детей отмечается относительно нормальное лепетание до 1 года. Аудиограмма и вызванные потенциалы указывают на значительную потерю слуха у глухих детей.

    Расстройство развития речи отличается от аутизма тем, что ребенок адекватно реагирует на людей и способен к невербальному общению.

    Умственная отсталость должна дифференцироваться с детским аутизмом, так как около 40-70% аутистичных детей страдают умеренной или выраженной умственной отсталостью. Основные отличающие особенности: 1) умственно отсталые дети обычно относятся к взрослым и другим детям в соответствии со своим возрастом; 2) они используют речь, которой владеют в той или иной степени для общения с другими; 3) у них имеет место относительно ровный профиль задержки без «осколков» усиленных функций; 4) у ребенка с детским аутизмом речь поражается сильнее, чем другие способности.

    Дезинтегративный (регрессивный) психоз (липоидоз, лейкодистрофия или болезнь Геллера) обычно начинается в возрасте от 3 до 5 лет. Заболевание начинается после периода нормального развития и прогрессирует в течение нескольких месяцев с развитием нарушений интеллекта, всех сфер поведения со стереотипиями и манерностью. Прогноз неблагоприятный.

    Лечение Детского аутизма:

    Включает в себя три направления:

    • 1. Лечение нарушений поведения.
    • 2. Медико-психолого-педагогическая коррекция.
    • 3. Семейная терапия.
    • Необходима разноплановость, разносторонность и комплексность лечебно-реабилитационных мероприятий с единством биологических и психологических методов. Медико-педагогическая и психологическая помощь наиболее продуктивна на основных этапах формирования личности (до 5-7 лет).

      Патогенетический эффект медикаментозных средств максимален в возрасте до 7-8 лет, после чего медикаменты оказывают симптоматическое действие.

      В настоящее время наиболее рекомендован амитриптилин как основное психотропное средство у детей дошкольного возраста (15- 50 мг/сут), длительными курсами по 4-5 мес. Некоторые исследователи отводят роль этиопатогенетического средства витамину В6 (в дозах до 50 мг/сут). Применимы атипичные нейролептики рисперидон (рисполепт) в дозах 0,5-2 мг/сут в течение 1-2 лет. При их приеме редуцируются нарушения поведения, снижается гиперактивность, стереотипии, суетливость и замкнутость, ускоряется обучение.

      Фенфлурамин, препарат с антисеротонинергическими свойствами, влияет на расстройства поведения и аутизм.

      Транквилизаторы не оказывают влияния на патогенетические звенья. Они воздействуют на невротическую симптоматику. Более уместны бензодиазепины.

      Традиционные нейролептики оказывают на клиническую картину неоднозначное действие. Предпочтительны препараты без выраженного седативного действия (галоперидол 0,5-1 мг/сут; трифтазин 1-3 мг/сут), иногда эффективны небольшие дозы неулептила. В целом существенного и стойкого улучшения нейролептики не обеспечивают. Заместительная терапия (ноотропил, пирацетам, аминалон, пантогам, баклофен, фенибут) используется развернутыми повторными курсами в течение ряда лет.

      Перспективы медикаментозной терапии зависят от сроков начала, регулярности приема, индивидуальной обоснованности и от включенности в общую систему лечебно-реабилитационной работы.

      К каким докторам следует обращаться если у Вас Детский аутизм:

      Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Детского аутизма, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.

      Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.

      Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

      У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

      Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

      www.eurolab.ua

      Причины аутизма у детей

      Аутизм — это серьезное расстройство психического здоровья у детей. Первые клинические симптомы заболевания проявляются в раннем возрасте — до 2 лет. В основе болезни лежат отклонения, связанные с нарушением развития головного мозга.

      Основными признаками патологии является ярко выраженная ограниченность социального общения и отсутствие каких-либо интересов. Дети, страдающие аутизмом, не способны построить в будущем нормальные человеческие отношения.

      Это заболевание распространено в современном мире. По данным статистики, на 1000 новорожденных приходится 6 случаев аутизма. Болезнь в 4 раза чаще поражает мальчиков.

      Ученые до сих пор спорят о возможных причинах мутации генов, с целью найти лекарство от аутизма. Но вопрос о том, почему происходит сбой в генах, несущих ответственность за созревание синаптических связей в мозге, — остается открытым.

      Не существует четкого перечня факторов, которые могут вызвать этот недуг. Учеными было выдвинуто немало теорий, относительно этиологии аутизма, но несмотря на многочисленные исследования многие из них , остались неподтвержденными. Возможно, эта проблема будет до конца изучена в будущем.

      Наследственная предрасположенность

      Несмотря на многочисленные споры, специалисты сходятся в одном: болезнь начинает формироваться уже в процессе внутриутробного развития плода. Поэтому нет сомнений в генетической природе этого недуга.

      Химические и биологические факторы

      Следующей причиной развития аутизма являются расстройства гормональной и иммунной природы, а также различные нарушения, затрагивающие нервную систему. Некоторые ученые уверены, что стать провокатором заболевания могут обыкновенные вакцины для детей, но это мнение до сегодняшнего дня остается неподтвержденным.

      Поэтому если после проведения прививки в поведенческих реакциях и самочувствии ребенка возникли какие-либо выраженные изменения, скорее всего, речь идет о наличии не обнаруженного в прошлом расстройства, которое до этого момента являлось скрытым и ничем себя не проявляло. То есть вакцинация в данной ситуации вполне может сыграть роль так называемого патологического пускового механизма.

      Также популярностью пользуется теория негативного влияния на развитие головного мозга мучной и молочной продукции — пищи, содержащей такие вещества, как глютен и казеин. Ученые, занимающиеся этой проблемой, утверждают, что белки вызывают серьезные расстройства нервной системы новорожденных и грудных детей, в связи с чем и диагностируются ранние симптомы аутизма.

      Неблагоприятное влияние на детский организм может оказать неблагополучие воздушной атмосферы, окружающей человека: всевозможные соли тяжелых металлов, выхлопные газы, химические растворители, никотин и токсины отражаются на уровне развития головного мозга и нервной системы ребенка, поэтому они вполне могут являться одной из причин развития аутизма.

      Перинатальная патология

      У некоторых детей вскоре после рождения диагностируются органические поражения отдельных участков головного мозга, которые появились еще во время периода внутриутробного развития. Причины возникновения этих аномальных явлений обусловлены инфекционными заболеваниями матери в период беременности (в частности, краснухой), физическими и психическими травмами, а также риском, связанным с профессиональной деятельностью женщины (отравление организма солями тяжелых металлов, облучение и пр.).

      Кроме того, к развитию расстройств головного мозга могут привести и такие осложнения, как родовые травмы, полученные новорожденными в процессе стремительных или тяжелых родов, а также в связи с преждевременным родоразрешением.

      Известны случаи, когда сама природа в первые недели беременности «отбраковывает» нездоровое потомство, которое обладает определенными нарушениями на генетическом или органическом уровне. Поэтому существует теория, согласно которой вероятность рождения на свет ребенка, страдающего аутизмом, повышается, если у будущей матери вовремя гестации диагностировалась угроза самопроизвольного выкидыша.

      Излишнее употребление антибактериальных препаратов негативно отражается на организме детей и может послужить внешней причиной, провоцирующей развитие аутизма. Дело в том, что антибиотики — это не просто вещества, которые направлены на борьбу с инфекционным фактором, но и чужеродные по своей природе компоненты для человеческого организма, проникающие внутрь него. Они чрезмерно активизируют детскую иммунную систему.

      Курсовое лечение препаратами антибактериальной терапии должно назначаться со строгим учетом патогенеза инфекции, не являться токсичным и давать терапевтический эффект.

      Антибиотики должны использоваться в самых минимальных для возраста ребенка дозах. В противном случае бесконтрольный длительный прием препаратов способен нанести ущерб клеточным структурам головного мозга, что, в свою очередь, может стать толчком к развитию психических расстройств, в частности, аутизма.

      Особенности воспитательного процесса

      Поведение родителей серьезно сказывается на психическом здоровье малыша. Отклонения в этой сфере может вызвать напряженная обстановка внутри семьи, систематические скандалы с рукоприкладством, физические наказания, которые применяются непосредственно к ребенку, — все это может говорить ему о том, что его не любят и отвергают.

      Даже в раннем возрасте он начинает замыкаться, чтобы найти причины в себе. Это может привести к формированию психического расстройства с последующим развитием аутизма. Отрицательные эмоции накапливаются.

      На этом фоне его головной мозг защищаясь, затормаживает основные процессы развития, стремясь оградить детскую психику от влияния внешней действительности, подталкивая решение всех имеющихся проблем к простым стереотипным действиям и поступкам. Этим и обусловлен повторяющийся механизм действий у детей, страдающих аутизмом.

      Под влиянием стресса в кровь выбрасывается гормон дофамин — секрет, влияющий на передачу импульсов в тканях головного мозга. Хронический стресс может стать причиной медленного формирования аутизма, с постепенным появлением симптомов, характерных для этого заболевания: отчужденность к окружающим, отсутствие интереса к внешнему миру, повторение одного и того же механизма действий.

      Дать начало развитию аутизма у детей может недостаточное количество таких гормонов, как адреналин и норадреналин. Нехватка также провоцирует неадекватную психическую реакцию со стороны больного — отсутствием улыбки, нежеланием контактировать с окружающими, выраженной апатичностью.

      Гормональные нарушения приводят к патологическим изменениям метаболизма, то есть происходит нарушение его нормальной физиологической внутренней среды.

      Колоссальное значение играет возраст до 1 года, когда головной мозг ребенка активно совершенствуется, с точки зрения функционального значения, и становится похожим на мозг взрослых людей.

      Всего можно выделить 3 критических момента в становлении аутизма у детей, в те моменты, когда нервные процессы находятся на пиковом уровне. Именно в эти возрастные периоды происходит перестроение организма и значительно повышается риск формирования отклонений в психическом здоровье, это возраст:

      Но, скорее всего, аутизм у ребенка развивается на фоне целого комплекса различных предрасполагающих факторов. То есть при неблагоприятном стечении обстоятельств причины могут наслаиваться друг на друга.

      Например, беременность женщины, протекающая с определенными осложнениями (на фоне токсикозов, инфекций и соматических заболеваний), неудачно сочетается с некоторыми странностями в поведении и психическом здоровье будущего отца, а затем и тяжелыми родами.

      mama66.ru

      Детский аутизм. Болезнь Каннера

      Под названием «синдром РДА» впервые описан Л. Каннером в 1943 году. Независимо от Каннера синдром был описан в 1944 году Г. Аспергером и в 1947 году С.С. Мнухиным.

      РДА или синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.

      Это сравнительно редкое заболевание, распространенность которого колеблется от 0,06 до 0,17 на 1000 детского населения. У мальчиков заболевание встречается чаще, чем у девочек, соотношение составляет, по данным разных авторов, от 1,4:1 до 4,8:1.

      Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время подавляющее большинство специалистов причиной возникновения синдрома аутизма считают биологическую неполноценность ребенка, являющуюся следствием воздействия разных патологических факторов. Иначе говоря, детский аутизм имеет полиэтиологию и проявляется в рамках различных нозологических форм.

      В настоящее время наиболее значимыми в клинической картине синдрома Каннера считаются следующие признаки:

      1. Аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития;

      2. Стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;

      3. Необычные реакции на раздражители (дискомфорт или поглощенность впечатлениями);

      4. Особая характерная задержка и нарушение развития речи, также вне связи с уровнем интеллектуального развития ребенка;

      5. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития (причем эта патология в большей степени связывается с особым нарушением психического развития, чем его регрессом).

      Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В дальнейшем острый период сменяется нарушениями интеллектуального и личностного развития.

      «Согласно МКБ-10, к собственно аутическим растройствам относятся детский аутизм (F84.0) (аутическое расстройство, фантильный психоз, Синдром Каннера и атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1). В отличие от ранее принятого изменения диагниза детского аутизма в возрасте 12 лет на «взрослый» диагноз (шизофрения, шизоидная психопатия, органическое поражение мозга и др.) в настоящее время при проявлении болезненных черт с первых лет жизни диагноз детского аутизма сохраняется в любом возрасте». (20, с. 357)

      Атипичный аутизм отличается от типичного либо возрастом начала, либо отсутствием одного из трех диагностических критериев. Так, тот или иной признак нарушенного развития впервые проявляется только в возрасте после трех лет; и/или здесь отсутствуют достаточно четкие нарушения в одной или двух из трех психопатологических сфер, необходимые для диагноза аутизма (а именно, нарушения социального взаимодействия, общения и ограниченное стериотипное повторяющееся поведение) вопреки характерным особенностям в другой сфере. Атипичный аутизм наиболее часто проявляется у детей с глубокой умственной отсталостью, у которых очень низкий уровень функционирования обеспечивает небольшой простор для проявления специфически-отклоняющегося поведения требуемого для диагноза аутизма; он также встречается у лиц с тяжелым спецыфическим расстройством рецептивной речи.

      Характерные проявления меняются по мере роста ребенка, но сохраняются на протяжении зрелого возраста, проявляясь во многом сходным типам проблем социализации, общения и интересов.

      По классификации ДСМ IV (как и в МКБ-10) аутизм проявляется в возрасте до 2 — 2,5 лет (реже в 3 — 5 лет) и определен в категорию под названием «первазивные нарушения развития», между категориями «умственная отсталость» и «специфические нарушения в развитии».

      Стоит перечислить основные симптомы, выделенные Каннером, которые характеризуют синдром аутизма, так как они до сих пор общепризнанны и описывают состояние аутизма в его «классической» форме:

      1. Неспособность вступать в контакт с другими людьми. Это означает, что аутичный ребенок испытывает трудности в общении с другими людьми и проявляет больший интерес к неодушевленным предметам, чем к людям.

      2. Задержка речевого развития. Некоторые аутичные дети так и не начинают говорить, у других же наблюдается задержка речевого развития.

      3. Некоммуникативная речь. Несмотря на то, что аутичный ребенок может обладать речью, он испытывает трудности при использовании ее для значимой коммуникации.

      4. Отставленная эхолалия. Повторение слов или фраз через какой-то период времени.

      5. Перестановка личных местоимений. Ребенок вместо «я» употребляет «ты». Например, мать: «Ты хочешь конфету?» Ребенок: «Ты хочешь конфету».

      6. Повторяющаяся и стереотипная игра. Обычно игры аутичных детей характеризуются ограниченностью. Они повторяют одни и те же действия. Отсутствует воображение в игре.

      7. Стремление к однообразию. Настойчивое стремление к сохранению привычного постоянства в окружающей обстановке и повседневной жизни, наличие постоянных стереотипных регрессивных движений (постукивание, трясение руками, бег по кругу, разрывание предметов).

      8. Хорошая механическая память. Многие аутичные дети проявляют прекрасную память (хотя часто она очень избирательна). Именно эта черта убедила Каннера в том, что все аутичные дети обладают нормальным интеллектом (что сравнительно недавно было подвергнуто сомнению).

      9. Фобии (в частности, неофобия — боязнь всего нового);

      10. Начало проявления с рождения или до 30 месяцев.

      Отечественные ученые, Никольская О.С., Либлинг М.М., Баенская Е.Р., которые занимаются изучением этой проблемы предлагают в качестве основания классификации, вырабатываемые аутичными детьми способы взаимодействия с миром и защиты от него и выделяют четыре основных формы проявления аутизма:

      1. Полная отрешенность от происходящего. Дети с этой формой аутизма демонстрируют в раннем возрасте наибольший дискомфорт и нарушение активности, которые затем преодолевают, выстроив радикальную компенсаторную защиту: они полностью отказываются от активных контактов с внешним миром. Такие дети не откликаются на просьбы и ничего не просят сами, у них не формируется целенаправленное поведение. Они не используют речь, мимику и жесты. Это наиболее глубокая форма аутизма, проявляющаяся в полной отрешенности от происходящего вокруг.

      2. Активное отвержение. Дети этой группы более активны и менее ранимы в контактах со средой, однако для них характерно неприятие большей части мира. Для таких детей важно строгое соблюдение сложившегося жесткого жизненного стереотипа, определенных ритуалов. Их должна окружать привычная обстановка, поэтому наиболее остро их проблемы проявляются с возрастом, когда становится необходимым выйти за границы домашней жизни, общаться с новыми людьми. У них наблюдается множество двигательных стереотипов. Они могут пользоваться речью, однако их речевое развитие специфично: они усваивают, прежде всего, речевые штампы, жестко связывая их с конкретной ситуацией. Для них характерен рубленый телеграфный стиль.

      3. Захваченность артистическими интересами. Дети этой группы отличаются конфликтностью, неумением учитывать интересы другого, поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Это очень «речевые» дети, они обладают большим словарным запасом, однако они говорят сложными, «книжными» фразами, их речь производит неестественно взрослое впечатление. Несмотря на интеллектуальную одаренность, у них нарушено мышление, они не чувствуют подтекста ситуации, им трудно воспринять одновременно несколько смысловых линий в происходящем.

      4. Чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия. Центральная проблема детей этой группы — недостаточность возможностей в организации взаимодействия с другими людьми. Для этих детей характерны трудности в усвоении двигательных навыков, их речь бедна и аграмматична, они могут теряться в простейших социальных ситуациях. Это наиболее легкий вариант аутизма.

      Обычно выделяют три основных области, в которых аутизм проявляется особенно ярко: речь и коммуникация; социальное взаимодействие; воображение, эмоциональная сфера.

      Наиболее очерченные проявления заболевания наблюдаются у детей раннего и дошкольного возраста. В дальнейшем происходит трансформация в другие формы патологии. По данным многих авторов [Мнухин С. С., 1968; Каган В. Е., 19К1; Каннер Л., 1956;], основная часть болезни Каннера с возрастом трансформируется в атипичную умственную отсталость. У больных с нормальным интеллектуальным развитием на основе болезни Каннера возможно становление шизоидной психопатии [Башина В.М., 1977; Каган В.Е., 1981].

      Именно поэтому, как мы уже упоминали, в современных классификациях детский аутизм включается в группу первазивных, т.е. всепроникающих, расстройств, проявляющихся в аномальном развитии всех областей психики: интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи. Характерные особенности аутистов — трудности в общении с людьми, в социальной адаптации, больной не способен понимать чувства других.

      Таким образом, мы видим, что аутичный ребенок проходит сложный путь искаженного развития. Однако в общей картине мы должны научиться видеть не только его проблемы, но и возможности, потенциальные достижения. Они могут предстать перед нами в патологической форме, но, тем не менее, мы должны узнать их и использовать в коррекционной работе. С другой стороны, необходимо распознавать и противодействующие нашим усилиям защитные установки и привычки ребенка, стоящие на пути его возможного развития.

      studopedia.ru