Расстройства

Детский аутизм и обучение в школе

25.06.2018

4.5. Обучение детей с недостатками зрения в школе

* ностороннем развитии личности, естественнонаучных основ ко пенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биолс ческих и социальных факторов в развитии детей с отклонениям^ развитии. Это единство, как отмечал Л.С.Выготский, представ» собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как отношению к отдельным психическим функциям, так и к рази этапам возрастного развития детей.

В связи с этим школы для слепых и слабовидящих детей дола выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, корр ционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-вос новительную, социально-адаптационную и профориентационну: Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушеш- зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей средой (социальной, природной и др.).

Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, форм рование у них компенсаторных процессов, активной жизненн» позиции, осознания способов самореализации и овладение и зависят прежде всего от социальных условий, в первую очередь образовательных. ї

Коррекционно-развивающая направленность обучения и восп тания предусматривает развитие процессов компенсации, испр ление и восстановление нарушенных функций, сглаживание нед* татков познавательной деятельности, поиск потенциальных во можностей в становлении личности слепых и слабовидящих дете (М.И.Земцова, Ю.А.Кулагин, А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева и др.).д

Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детє проявляется в следующем:

учете общих закономерностей и специфических особенносте» развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности^ модификации учебных планов и программ, увеличении сроко» обучения, перераспределении учебного материала и изменениї темпа его прохождения; дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;

специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно- восстановительной работы;

усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

Для обучения и воспитания детей с нарушением зрения в стране имеется развитая сеть специальных школ.

Школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы III и IV видов) состоят из трех ступеней: I ступень — начальная школа, II ступень — основная школа или неполная средняя школа, III ступень — средняя школа. Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Школа I ступени призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться. В начальной школе проводятся занятия по развитию зрительного восприятия, слуха, осязания, по логопедии, ЛФК, ритмике, социально-бытовой ориентировке, ориентировке в пространстве. Учащиеся начальной школы приобретают умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, пониманию изображений, овладевают элементами наглядно-образного и теоретического мышления, основами личной гигиены, элементарными приемами и способами самообслуживания, мобильности и ориентировки. Обучение ведется по специальным планам, программам, учебникам.

Школа II ступени закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Продолжается работа по коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей, гигиене и охране зрения, укреплению здоровья. Неполная средняя школа развивает потенциальные возможности ребенка, формирует научное мировоззрение и способности к социальному самоопределению, расширяет сферу познания и овладения различными видами трудовой деятельности с учетом профессионального обучения и трудоустройства.

Школа III ступени обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе его дифференциации. Средняя школа создает условия для

наиболее полного учета интересов учащихся, социально-псих логической адаптации, активного включения их в жизнь совр менного общества и общественно полезный труд. С этой целью, учебный план школы включены факультативные занятия по в бору самого учащегося.

knigi.link

Документ. Обучение детей с аутизмом в школе: ответы на часто задаваемые вопросы

Ответы на вопросы директоров школ о ресурсных классах для детей с аутизмом

Данный документ был разработан инициативной родительской группой проекта «Инклюзивная молекула», направленного на создание и развитие ресурсных классов для обучения детей с аутизмом в общеобразовательных учреждениях. Родители создали закрытую группу в сети Фейсбук, где публиковали вопросы директоров школ, а затем обращались к специалистам за ответами. Все нижеприведенные вопросы реальны — их слышали родители, когда обсуждали с директорами московских школ возможность открыть ресурсный класс.

Модератор и выпускающий редактор проекта Евгения Лебедева (кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии развития ФГБУН Институт психологии РАН и мама детей с РАС), консультанты — Анастасия Козорез, Елена Кутепова, Татьяна Медведева, Елена Цырульникова и многие другие специалисты, заинтересованные в том, чтобы дети с РАС могли бы ходить в детский сад и учиться в школе.

Постепенно документ будет дорабатываться, и вы можете принять участие в его разработке. Присылайте вопросы от ваших знакомых директоров школ и детских садов на адрес emishina@outfund.ru, и мы обязательно найдем тех, кто сможет на них содержательно ответить.

В этом документе собраны ответы на вопросы директоров школ, к которым обращаются инициативные группы родителей с просьбой принять в школу детей с аутизмом. В школах, которые принимают таких детей, в международной практике часто организуются ресурсные классы. Если в школе есть такой класс — обучение ребенка с аутизмом становится возможным и эффективным, а школа на практике реализует принципы инклюзивного образования. Сегодня такие проекты есть и в России. Мы будем рады расширить список ответов и готовы принять ваши вопросы. Полная версия с новыми ответами на вопросы будет опубликована на сайте Департамента образования Воронежской области, на сайте фонда «Выход» и на сайте Института проблем инклюзивного образования (МГППУ). На вопросы отвечали специалисты образовательных учреждений, где обучаются дети с РАС, а также представители общественных организаций, созданных родителями детей с аутизмом. Рецензент: Институт проблем инклюзивного образования (МГППУ).

1. Какие особенности могут быть у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)?

Иногда дети с РАС отличаются от других детей настолько мало, что их особенности заметны только специалистам. Но все-таки чаще особенности детей с РАС отчетливо проявляются при общении с ними.

Ребенок может ни разу не взглянуть на собеседника или не поддерживать контакт глазами во время разговора, при этом ничего не отвечая, так что складывается впечатление, что он не замечает, что к нему обращаются.

Бывает и обратная ситуация: ребенок может говорить на интересующие его темы без остановки, не видя, что собеседник потерял интерес к разговору и хочет его завершить. Детям с РАС, как правило, непонятны скрытые мотивы поступков других людей, им почти недоступно понимание иронии собеседника, а также употребление слов в переносном значении.

Чаще всего дети с РАС имеют особенности речевого развития, которые могут варьироваться от полного отсутствия речи до небольших особенностей в интонациях.

Некоторые дети с РАС учатся читать довольно рано, даже до того как начинают говорить фразами, и запоем прочитывают чуть ли не всю школьную программу еще до того, как они поступят в школу, или настолько серьезно увлекаются каким-то предметом, например историей, что знают школьную программу по этому предмету не хуже учителя.

Но у большинства детей с аутизмом интеллектуальное развитие происходит неравномерно: сильными сторонами часто являются зрительное восприятие, внимание к деталям, большой объем механической памяти. Слабыми сторонами часто оказываются непонимание общего смысла текста и пересказ прочитанного заученными фразами или фрагментарное восприятие устной речи, что может, например, затруднить занятия математикой, потому что хотя ребенок умеет выполнять арифметические действия, ему не удается понять условие задачи.

У многих детей с РАС есть особенности развития сенсорной сферы. Некоторые дети не переносят громких звуков или яркого света, сильным раздражителем также может стать запах или прикосновение (причем окружающим все это, как правило, не доставляют никаких неудобств). То, что может восприниматься как странности в поведении, часто является реакцией ребенка на сенсорные раздражители, причиняющие ему большие неудобства, а иногда даже боль.

Дети с РАС могут успокаивать себя при помощи привычной стимуляции. Например, при воздействии яркого света или громкой музыки некоторые дети могут трясти кистями рук, или подпрыгивать на месте, или катать колесики у игрушечной машинки, держа ее максимально близко к глазам. Механизмы этих действий похожи на те, которые мы демонстрируем, покачивая ногой или накручивая волосы на палец при неприятном разговоре или долгом ожидании.

Странности в поведении ребенка с РАС (так же как любое странное поведение ребенка без РАС) могут получить объяснение специалиста, и с помощью практических занятий с ребенком и его родителями такое поведение может быть изменено.

2. Зачем детям с РАС нужна общеобразовательная школа? Разве им не лучше в коррекционной?

Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.

После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.

3. Зачем обычным детям учиться вместе с детьми с аутизмом? Что им это дает?

О преимуществах инклюзивного образования для обычных детей написано много научных работ учеными разных стран, где эта практика существует уже долгие годы. Например, доказано, что выпускники инклюзивных школ обладают более развитыми способностями к коммуникации, лучше понимают окружающих, демонстрируют большую гибкость и креативность. Кроме того, работа в инклюзивном классе, где созданы специальные образовательные условия, дает педагогам уникальный опыт. Педагог, понимающий непростые особенности ребенка с аутизмом, легко найдет подход к проблемам обучения у обычного ребенка, а если этого недостаточно, может воспользоваться помощью специалистов ресурсного класса, поэтому выигрывают все дети. Есть и другие преимущества.

В школе, где дети с раннего возраста учатся понимать особенности друг друга, возникает атмосфера доверия — и развиваются лучшие качества: толерантность, забота, доброта. И все дети чувствуют себя более комфортно.

4. Ребенок с РАС будет учиться в обычном классе?

Для детей с РАС создаются ресурсные классы, в которых проводится подготовка к обучению в обычном классе.

5. Что такое ресурсный класс?

Ресурсный класс — это отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по специальной программе, составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями.

Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть — вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе. Учитель ресурсного класса может вести занятия в небольших группах или работать с ребенком индивидуально.

Учащиеся общеобразовательных классов также могут получать в ресурсном классе дополнительную помощь специалистов.

6. Кто решает, когда ученик с РАС будет готов к включению в обычный класс?

Решение о том, что ребенок с РАС готов к включению в обычный класс, принимает учитель ресурсного класса.

Решения о выборе уроков, которые ребенок будет посещать, об увеличении количества времени нахождения в классе, об уменьшении тьюторской поддержки, согласовываются с учителями общеобразовательного класса. При необходимости учитель ресурсного класса адаптирует учебные материалы под нужды ученика.

7. Какие задачи решает учитель ресурсного класса? Что входит в его обязанности?

Учитель ресурсного класса — это ведущий специалист по организации работы с учениками с РАС в школе. Он должен иметь высшее специальное педагогическое образование. Оптимальным для работы в ресурсном классе является учитель-дефектолог.

Если работа ресурсного класса строится на основе Прикладного анализа поведения (АВА), учитель должен иметь дополнительное образование в этом направлении.

В обязанности учителя ресурсного класса входит:

— проведение диагностики особенностей развития учащихся ресурсного класса;

— проведение индивидуальных и групповых занятий с учениками, посещающими ресурсный класс;

— организация работы по коррекции нежелательных форм поведения у учащихся с РАС;

— составление, адаптация и корректировка образовательных и коррекционных программ и учебных планов;

— составление планов уроков ресурсного класса;

— адаптация учебных материалов с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

— адаптация учебных планов общеобразовательных классов для учащихся с РАС;

— составление рекомендаций по созданию в школе особых условий для учащихся с РАС;

— консультирование родителей и работников школы;

— мониторинг эффективности образовательного процесса для учеников с РАС.

8. По какой программе будет учиться ребенок с РАС?

Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с РАС. На данный момент существует четыре варианта образовательной программы, по которой могут обучаться ученики с РАС. Учитель ресурсного класса в сотрудничестве с учителями общеобразовательных классов при составлении программы должен определить, какие знания, умения и навыки являются наиболее приоритетными для данного ученика и в каком формате их усвоение будет наиболее эффективным: при индивидуальных формах работы, в ресурсном классе или в общеобразовательном классе, а также какие материалы, методы и приемы должны быть использованы при его обучении.

Требования к АООП НОО обучающихся с расстройствами аутистического спектра

8.1 Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ОВЗ, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1–4-е классы).

8.2 Адаптированная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ОВЗ, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1–5-е классы) — для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1– 6-е классы) — для детей, не получивших дошкольное образование.

8.3 Адаптированная образовательная программа для учеников с умственной отсталостью. Этот вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы).

8.4 Специальная индивидуальная программа развития. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития), получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Данный вариант предполагает пролонгированные сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы).

9. Среди детей с РАС школьного возраста есть неговорящие дети. Когда они заговорят, и от чего это зависит?

Есть дети, которые никогда не будут пользоваться устной речью. Но для общения и передачи информации мы не всегда используем именно устную речь. У нас есть разные способы. Мы можем показать жестом, написать, напечатать, составить схему.

Для детей, не пользующихся устной речью, созданы разнообразные системы альтернативной коммуникации, используя которые они могут отвечать на вопросы, выражать просьбы, рассказывать о чем-то интересном, болтать с друзьями.

В школе должны быть созданы условия, при которых ребенок сможет использовать все возможные средства коммуникации, и тогда отсутствие устной речи не станет препятствием для учебы или общения со сверстниками.

10. Могут ли дети с РАС представлять собой опасность для обычных детей?

Агрессивность не является отличительной чертой детей с РАС. Однако они могут обороняться в ответ на то, что они воспринимают как угрозу или насмешку.

Иногда поведение ребенка c аутизмом может выглядеть как агрессивное, когда он пытается сообщить о своих неприятных ощущениях, например — из-за слишком громких звуков или сильных запахов.

Важно помнить, что дети, у которых есть потенциально опасные формы поведения, не включаются в учебный процесс в общеобразовательном классе.

11. Детям свойственно повторять друг за другом слова и действия. Не станут ли дети с РАС примером плохого поведения для других детей? Есть ли способы этого избежать?

Возможно, что другие дети будут иногда повторять какие-то действия своих одноклассников с РАС. Но они не станут перенимать и присваивать данное поведение, потому что у них сформированы свои, привычные формы поведения для возникающих жизненных ситуаций.

Если у детей появятся вопросы, почему их одноклассник с РАС ведет себя именно так, важно объяснить им причины такого поведения и то, как ему можно помочь научиться вести себя по-другому.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

outfund.ru

Программа «Воспитание и обучение детей с синдромом аутизма» (для нулевого, пропедевтического класса)

Программа «Воспитание и обучение детей с синдромом аутизма» (для нулевого, пропедевтического класса)

Муниципальное образовательное учреждение С (К)ОШ VIII вида №4

«Воспитание и обучение детей с синдромом аутизма»

Загадочный синдром ставит аутичных детей совершенно в особый ряд.

Во-первых, с таким ребенком нелегко найти контакт; во – вторых, в случаях раннего детского аутизма признанные эффективными приемы обучения часто оказываются неподходящими. Работа с аутичным ребенком требует совершенно особого подхода: построение коррекционных занятий с ним, особенно в самом начале работы, отличается от занятий с детьми, имеющими другие нарушения развития.

Целью коррекционно-развивающего обучения аутичного ребенка является создание специальных педагогических условий для формирования сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками:

-установление эмоционально-положительного контакта взрослого с ребенком;

-снижение эмоционального и мышечного напряжения;

-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

-четкая и подробно разработанная организация жизни в школе, на уроке, на перемене;

-специальная работа по организации индивидуальных занятий в течение первой четверти;

-начиная со второй четверти формирование подгрупп (2 чел., в дальнейшем групп (5чел.) для организации коллективно-учебной деятельности, развитие навыков взаимодействия друг с другом;

-развитие внимания, навыков коммуникации, восприятия;

-развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

-развитие игровых навыков, произвольного поведения

Рекомендации по проведению занятий с аутичным ребенком:

-при налаживании контакта с ребенком не рекомендуется настаивать на проведении конкретных игр, выполнении определенных заданий;

-постоянное сопровождение действий ребенка эмоционально-смысловым комментарием, в ходе которого взрослый проговаривает все действия и ситуации;

-поведение ребенка во время занятия может быть самым разным. Учитель в данный момент должен сохранять спокойствие и постараться помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

-необходима положительная вербальная оценка действий ребенка, но не следует добиваться единственно правильного ответа;

-допускается как сокращение количества игр, так и внесение различных дополнений, в соответствии с состоянием, потребностями и индивидуальными особенностями детей

Содержание работы строится на подготовке детей к обучению в школе, на формировании навыков взаимодействия с окружающими людьми, на адаптацию к жизни в обществе.

Решение данных вопросов осуществляется в процессе проведения занятий:

-русский язык, чтение и устная речь (обучение чтению, подготовка к письму, развитие коммуникативных навыков)

-математика (элементарные математические представления)

— СБО/ОБЖ (формирование навыков самообслуживания)

— живой мир (элементарные сведения об окружающем)

-занимательный труд (предметно-практическая деятельность)

-ИЗО (развитие графических навыков)

(русский язык (подготовка к письму) – 2 часа в неделю;

чтение – 2 часа в неделю; устная речь – 3 часа в неделю)

Обучение чтению целесообразно вести по трем направлениям:

—аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение;

Занятие строится по принципу чередования всех трех направлений, так как каждый из этих типов чтения задействует различные языковые механизмы ребенка. Используя приемы аналитико-синтетического чтения, мы даем ребенку возможность сосредоточиться именно на звуковой стороне речи, что создает базу для включения звукоподражательного механизма. Послоговое чтение помогает работать над слитностью и протяжностью произношения. Глобальное чтение опирается на хорошую зрительную память аутичного ребенка и наиболее понятно ему, так как графический образ слова сразу связывается с реальным объектом.

Обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Кроме того, глобальное чтение развивает зрительное внимание и память.

1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).

2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы) и снабжаются подписями.

3. Понимание письменных инструкций

—схема тела («Покажи нос», «Покажи глаза», «Покажи руки» и т. д. —здесь удобно работать перед зеркалом);

—план комнаты («Подойди к двери», «Подойди к окну», «Подойди к шкафу» и т. д.).

4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия.

1. Чтение слоговых таблиц из открытых слогов.

2. Чтение слоговых таблиц, составленных из слогов открытого типа.

3. Чтение слоговых таблиц, где буквы написаны на значительном расстоянии (10-15 см) друг от друга.

В первую очередь формируем навык звукобуквенного анализа начала слова.

1. На большой карте с четкими картинками раскладывание маленьких карточек с начальными буквами названий картинок.

2. Обратный вариант игры.

3. Подбирание картинок на определенные звуки.

Русский язык (подготовка к письму)

Правильное удержание карандаша, ручки, фломастера и др.

Правильная осанка во время письма.

Правильное расположение учебных принадлежностей при письме.

Развитие и координация движений кисти рук и пальцев.

Развитие графических навыков: работа мелом, карандашом, акварельными красками, ручкой.

Графические упражнения в написании линий различных направлений, переключение с одного направления на другое. Соблюдение заданных пространственных пределов при раскрашивании, штриховке.

Работа с шаблонами, трафаретами (простые фигуры)

Проведение линий по контуру, по опорным точкам.

Графические упражнения и работа по развитию мелкой моторики рук: «Косой дождь», «Дорожки», «Воздушные шары», «Цветная полянка», «Веселый клоун», «Лесная тропинка», «Осенние листья» и т. д.

(развитие коммуникативных навыков)

Повторение слов за учителем.

Выделение заданного слова в ряду других слов (хлопки, сигнальные карточки и др.). Выделение заданного слова в предложении. Самостоятельное придумывание слов в сопровождении с ритмическими движениями (хлопки, шаги и др.)

Плавное и послоговое проговаривание слов в сопровождении с ритмическими движениями (хлопки, шаги и др.)

Игровые упражнения на развитие слухового внимания на материале неречевых звуков («Тук-тук-тук», «На чем играл зайка», «Кто играл» и др.)

Соотнесение звука с его источником.

Характеристика звука по силе звучания (громко, тихо)

Определение звука, движения на звук.

Имитация звуков окружающей действительности речевыми звуками (имитация голосов животных, треска мотора, шума воды и др.)

Учить адекватным способам выражения просьбы в ситуации взаимодействия, например, жестами, при помощи карточек или словами.

Организация коллективно-учебной деятельности, развитие навыков взаимодействия друг с другом в подгруппах, группах (2 четверть):

• Для создания положительного эмоционального настроя, раскрепощения детей, развития интереса к партнеру по общению: «Волшебный круг», «Это я – узнай меня».

• Для развития диалогического общения: «Отзовись», «Зеркало», «Чудесный мешочек», «Липучка», «Спектакль»

• Вызвать у детей интерес к взаимодействию с другим человеком, развивать навыки сотрудничества: «Поймай мой взгляд», «Как мячик искал себе друга», «Игрушки», «Совместное рисование»

• Развитие способностей распознавания эмоционального состояния человека: «Дразнилки», «Поссорились — подружились»,

• Научить обращаться к другому человеку: «Ау!», «Да — нет»

• Научить адекватным способом выражения просьбы: «Я хочу!»

(элементарные математические представления)

Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов)

Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один – много, много — мало)

Выделение одного (много) предметов, ориентируясь на величину (один большой мяч – много маленьких мячей, один маленький мяч — много больших мячей)

Выполнение различных действий: один – много хлопков, ударов молоточком или барабанной палочкой, совместно со взрослым, подражая действиям учителя или ориентируясь на словесную инструкцию.

Выделение на основе тактильного обследования одного – много предметов по типу игры: «Чудесный мешочек».

Представления о форме.

Выделение формы (Шар).

Дифференциация шара от любого многоугольника.

Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу (шары, мячи, клубки и т. п.)

Представление о величине.

Выделение больших – маленьких предметов в различных игровых ситуациях, в изобразительной и конструктивной деятельности.

Выполнение действий с предметами и игрушками различной величины, использование величины в практических действиях (пройти через большие воротики; поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину — в большой гараж; собрать игрушки в большую корзину, прикрепить прищепки к большому – маленькому кругу и т. п.)

Представления о величине уточняются, закрепляются в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.

Представления о пространстве.

Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.

Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.)

Нахождение, показ, а по возможности и называние основных частей тела и лица на кукле (сначала используется кукла крупного размера; по мере формирования представлений педагог предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кот, собака, медведь и т. п.).

Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п.

Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.) Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.

Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе.

Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (зима).

Изображение соответствующих явлений погоды с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбаться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т. п.

Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.

Имитация действий, соответствующие действиям людей, животных и растений в разные части суток (днем и ночью) по подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности и по словесной инструкции.

(элементарные сведения об окружающем)

Названия времен года.

Формирование представлений о явлениях неживой природы: похолодание, дожди, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, лужи, тепло, тучи.

Растения и животные

Парк культуры и отдыха

Сбор природного материала

Поделки из природного материала

Тематические настольные развивающие игры по теме

(развитие графических навыков)

Ознакомление учащегося с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, бумага, мелки, акварельные и пальчиковые краски и др., со способами их использования, с процессом рисования, выполнение аппликации.

Учить пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.

Учить ребенка оставлять графический след на бумаге, доске с помощью фломастерами, мелками, кисти и др.

Учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображения звукоподражанием.

Знакомить в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым.

Учить проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие.

Учить раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно.

Учить подражать действиям учителя.

Виды упражнений на уроке:

«Что за палочки такие?»,«Травка для зайчат»,

«Карандаш пришёл с друзьями, поиграйте, дети с нами», «Стебельки для цветов»,«Листочки летят»,«Дорожка для автобуса»,

«Нарисуем ёжику колючки» (пальчиком,«Лесенка для петушка»,«Украсим шарфик»,«На полянку, на лужок тихо падает снежок» (тычками, «Клубочки для кошечки» и т. д.

I. Работа с пластилином и массы для лепки.

Практические работы: Знакомство детей с приемами работы с пластилином и массой для лепки. Разминание, разрывание на крупные куски, соединение, отщипывание части от целого, раскатывание прямыми и круговыми движениями, скручивание. Выполнение простых инструкций по образцу. Виды работ: лепка ягод, овощей, фруктов, грибочков, бусин, улиток.

Расположение материалов на рабочем столе. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении лепки.

Приемы работы: Скатывание столбиков и соединение их концов для получения колец пирамидки. Равномерное размазывание пластилина по твердой поверхности (барельеф).

II. Работа с бумагой.

Практические работы: Сгибание, разгибание, разрывание по сгибу, вырезание (по возможности). Использование инструментов при работе с бумагой: ножницы. Правила безопасной работы с ножницами.

Соединения деталей из бумаги с помощью клея. Соблюдения санитарно-гигиенических требований при работе с клеем. Выполнение аппликации путем наклеивания готовых форм. Накладывание на трафареты. Выполнение рваной аппликации. Выполнение работ по различной тематике.

Технические сведения: Основные и дополнительные цвета бумаги.

Приемы работы: Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук при резании. Приемы резания по прямой линии. Смазывание поверхности клеем, наклеивание.

В процессе формирования игровой деятельности детей целесообразно учить:

— проявлять интерес и положительное отношение к играм и игрушкам;

— совмещено со взрослым, по подражанию действиям взрослого адекватно, в соответствии с функциональным назначением, использовать простые игрушки: машины, куклы, строительный материал;

— выполнять игровые действия совместно со взрослым, по подражанию, а затем по образцу;

— проявлять интерес и потребность к эмоциональному общению с педагогом, с детьми по ходу игры, используя как речевые, так и неречевые средства общения;

— находить соответствующие предметы и игрушки по характерному звучанию: едущая машина — вжжжжжжж; кукла-малыш — а-а-а; летящий самолет — у-у-у-у и т. п. ;

— подражать неречевым и речевым звукам, имитировать соответствующие движения и звуки (укачивание плачущей куклы-дочки — а-а-а-а, открытие крана — поворот рукой воображаемого крана и изображение шума льющейся воды и т. п. ;

— выполнять простые игровые действия совместно со взрослым и по подражанию ему, соединять их в простой сюжет, отображающий бытовые, профессиональные ситуации (мама и дочка, приход гостей в дом, шофер везет в автобусе пассажиров, врач слушает больного и т. п., которые в дальнейшем войдут в структуру игрового сюжета;

— использовать в игре предметы-заменители бытового содержания (мыло — кирпичик из строительного материала, деньги — листы бумаги, кружки и т. п.);

— повторять по подражанию, а затем и по образцу действия взрослого, отражать с помощью педагога представления, полученные в результате экскурсий, наблюдений, знакомства с изобразительными и литературными произведениями;

-моделировать совместно со взрослым, по подражанию простейшие постройки из крупного и мелкого строительного материала (простой гараж для машины, корпус автобуса, корабля для сюжетно-ролевых игр, загородки для игрушечных животных и т. п.).

Рекомендуемые игры с аутичным ребенком:

-Сенсорные игры: «Игры с красками», «Игры с водой», «Игры со свечами», «Мыльные пузыри», «Игры с крупами»

-Игры с движениями и тактильными ощущениями: «Самолетики», «Змейка», «Догонялки»

-Игры в сенсорной комнате.

(Формирование навыков самообслуживания)

Ориентирование в школьном пространстве:

www.maam.ru

Мы пошли в школу (7 лет). Проблемы. Посещают ли ваши дети школу? Как справляетесь? Обсуждаем особенности воспитания детей, у которых поставлен диагноз аутизм. Воспитание и обучение детей с аутизмом Форум родителей детей с аутизмом

Еще хотелось бы добавить, недавно гуляли подошел знакомый, к .

Мальта, вы так все хорошо написали. А если моя дочь .

СИММда спасибо, я понимаю и знаю, вот утром отправил .

Поздравляю! Удачи Вам в дальнейшем! .

Anyuta84, у меня дочка до 3 лет на мне висела буквальн .

Я пока не нашла, чтобы в нашем городе ABA-терапию кто-то пров .

Не говорит словами вообще. Слоги раньше лопотала часто. Посл .

Excellent and high-quality <a href=https://cocaporn.com/p .

Лена мама Сони, девочка ваша очень красивая и судя по .

Кстати, в марте программа Жить здорово с Малышевой пригласил .

Красивая, милая девчушечка)))) .

Добрый вечер. Присылайте эту же информацию мне на электронн .

В помощь родителям детей с ОВЗ Документы, подтверждающие .

Здравствуйте примите новенькую к вам? .

Здравствуйте, я посмотрела ваши видео. У Вас замечательный б .

здравствуйте! у нас свсем другая проблема. но просто захоте .

КОНЕЧНО ЕСТЬ, только поискать в интернете надо .

на сколько слышала это компании мошенники .

Форум ребёнок-инвалид » Форум родителей детей с аутизмом » Воспитание и обучение детей с аутизмом » Аутист в школе

Мы пошли в школу (7 лет). Проблемы. Посещают ли ваши дети школу? Как справляетесь?

Рейтинг пользователя: 4

NEW! Сообщение отправлено: 3 сентября 2013 11:16

Мы по совету врача (кандидата наук) уже больше месяца принимаем рсиполепт. Она прямо «благословила» нас на этот препарат и сказала, что он может помочь учиться, высиживать уроки. Сейчас принимаем 4 капли утром, 4 капли днем, но никакого эффекта пока не видим. Врачи говорят поднимать дозу. Но как раз сегодня утром дали 5 капель, а он наоборот стал какой-то вздрюченный, в школе разбушевался. Его лучше успокаивал неулептил, но от него он сильно пополнел, мы испугались, бросили. Тем более есть примеры детей-аутистов, которым эти препараты напрочь испортили эндокринную систему. Мы видели девочку, она безобразно полная и все время хочет есть. Это произошло от рисполепта, и уже 2 года не могут вылечить ее эндокринную систему. Этого мы тоже боимся, особенно мама. А я читаю в инете разные мнения, многие дети годами на этих препаратах и все тьфу-тьфу. Но все равно очень страшно.

В общем, у кого дети-аутисты ходят в школу, расскажите, пожалуйста, об этом. Принимаете ли какие-то препараты? Высиживают ли все уроки? Сидите ли вы с ними в классе и позволяется ли это вообще? (Сейчас ведь появился лозунг «школа для всех» и заговорили о необходимости тьюторов для таких детей, который должны за ними следить; тьютором может быть и родственник). Короче, пожалуйста, дайте какие-нибудь советы. Пробовать дальше или перевести на домашнее обучение? Есть ли у кого-то опыт коррекционной школы 7-го вида (у нас в области есть такая), посоветуете ли туда? Или все-таки лучше с обычными детьми? Может, попробовать какие-то другие сильные успокоительные? Хотя опробовано нами очень много, и большинство препаратов (фенибут, пантогам, тенотен и т. д.) его еще сильнее растормаживают. Но, может, попробовать что-то посильнее ради школы?

Простите за сумбур. Спасибо тем, кто ответит.

ПС: бабушка — крайне порядочный человек и учитель от Бога, в ущерб остальным детям никогда ничего не сделает, т.е. проблемы моего сына не повлияют на других детей (если кого-то вдруг заденет этот момент).

Всего сообщений: 1891

Рейтинг пользователя: 219

NEW! Сообщение отправлено: 3 сентября 2013 13:25

Успокоительные, разумеется, подбирать надо только под контролем врача, лучше бы нескольких специалистов выслушать. Постояный прием таких средств только ради того, чтобы ребенок в школу ходил, ИМХО, плохая идея.

А так — у всех по-разному, в зависимости от состояния ребенка. Кому на домашнем обучении неплохо, кто в школе по 7 и 8 видам учится, у аут-мамы Женька вроде как только часть уроков посещает, социализацию добирает вне школы. Ну, девы сами расскажут поподробнее.

Я тоже вот морально готовлюсь к школе, решила: что будет — то будет, вариантов несколько, какой-нибудь да и подойдет. И вы не расстраивайтесь, все управится потихоньку.

Всего сообщений: 3857

Рейтинг пользователя: 233

NEW! Сообщение отправлено: 3 сентября 2013 20:53

В домашнем обучении ничего страшного нет, иной раз даже с принцем сравниваю — к «величеству » на дом учителя приходят. ирония конечно с горчинкой , сколько отдала б, чтоб как все в школу! Кстати мы и в школу на некоторые уроки ходим труд, биология, факультатив, но занимается один на один с учителем, только на труде и факультативе ещё один мальчик с ним. В этом году попытаемся дистанционное попробовать. Соглашусь только на историю и биологию с географией. Остальные особенно алгебру, геометрию, русский и английский только с учителем. И информатику тоже с учителем.

Всего сообщений: 273

Рейтинг пользователя: 64

NEW! Сообщение отправлено: 4 сентября 2013 9:37

Всего сообщений: 699

Рейтинг пользователя: 61

NEW! Сообщение отправлено: 4 сентября 2013 10:25

NEW! Сообщение отправлено: 4 сентября 2013 10:50

NEW! Сообщение отправлено: 4 сентября 2013 14:42

Сим, так и хочется кричать «ГОВОРИ-ГОВОРИ. «

Рейтинг пользователя: 119

NEW! Сообщение отправлено: 4 сентября 2013 15:10

Особенно с физикой.

NEW! Сообщение отправлено: 4 сентября 2013 18:16

Всего сообщений: 5217

Рейтинг пользователя: 270

NEW! Сообщение отправлено: 4 сентября 2013 20:51

Всего сообщений: 27

Рейтинг пользователя: 6

NEW! Сообщение отправлено: 6 сентября 2013 16:37

Сообщение отредактировано: 6 сентября 2013 17:41

Прошлый год (1-й класс) у нас прошел тяжело. Примерно с февраля не проходило дня, чтобы мне не выговаривали на ребенка. С середины марта по май «просидели» на больничном: брали задания и занимались дома. Поведение в школе было похожим, как у Вашего мальчика. И конфликты с одноклассниками и их родителями были очень не детские..

Из препаратов даю сыну пустырник и глицин. На рисполепт пока не решилась, хотя нам тоже его прописали.

В прошлом году я внимательно наблюдала за сыном: если видела, что он в возбужденном или плаксивом состоянии, то в школу не отправляла. Писала записку учителю и давала ему день отдохнуть. Но задание брали и делали дома сами.

По наблюдению учителя он мог высидеть максимум 3 урока. Далее не работал сам и мешал другим.

Перевелись в другую школу: очень рассчитывала на положительное влияние смены контингента класса и учителя.

Пока разницы не вижу. Нашим деткам все равно, где истерить и орать. Тормозов нет.

Сейчас продолжаю наблюдать за его поведением. Параллельно узнали в поликлинике, что нужно для перевода на надомное обучение. Мы не на инвалидности и не хотели бы справку по психиатрическому диагнозу.

NEW! Сообщение отправлено: 7 сентября 2013 22:26

на данный м0мент Эмили х0дит в сад с терапистк0й. -0дну в00бще я ее не 0ставляю!!

М0я дев0чка не м0жет д0лг0 сидеть . так ее терапистка п0днимает и выв0дит в туалет и т. д. ..». сделать круж0к!»» и вернуться. на пр0гулке 0на) терапист) г0в0рит с детьми ,чт0 б 0ни 0бщались с м0ей .. делает интеграцию между детьми. К0р0че терапист типа как 0чки, руки или н0ги ребенка.. и + к0 всему м0я г0в0рит не 0чень х0р0ш0 и м0т0рики все страдают. дети смеются как 0на рисует, г0в0рит . н0 все равн0 прем вперед

желаю удачи. если будут в0пр0сы пишите, п0м0гу чем см0гу!

Всего сообщений: 24

Рейтинг пользователя: 9

NEW! Сообщение отправлено: 7 сентября 2013 22:40

для т0г0 чт0б ваш ребен0к п0шел в 0бычную шк0лу ..0н д0лжен быть не 0дин . -а если есть бабушка так эт0 шикарн0!!0н д0лжен сидеть т0льк0 0к0л0 двери, чт0б при люб0й п0пытке» п0шалить» ег0 п0тих0ньку д0лжна бабушка вывести на перемнку (к0р0ткую)

И еще 0чень важн0, если ребен0к п0шел в 0бычн0е заведение . все занятия чт0 0н п0лучал . перен0сятся на вечер, п0сле шк0лы . или 0н пр0ст0 не п0ймет и не справится с пр0гамм0й и т. д..

invamama.ru

Детский аутизм — как организовать занятия с ребенком-аутистом

Аутизм стал диагнозом вашего ребенка. Конечно, к такому повороту психологически мало кто готов. Поэтому многие родители, услышав о заболевании ребенка, приходят в отчаяние. Не будем вас утешать привычными словами, что все будет хорошо. Что-то будет действительно хорошо, а к чему-то надо будет приложить усилия и немалые. Ведь с диагнозом детский аутизм ваш ребенок будет жить уже до конца своих дней. Но вот как? Это зависит полностью от вас.

Собираемся с мыслями, и начнем с того, что перестанем кого-либо, в т.ч. и себя, винить во всем. Никто в этом однозначно не виноват. Причины аутизма у детей до сих пор никто не знает. Есть много мнений, но они еще мало обоснованы. Но масштабы распространения аутизма у детей во всем мире заставляет уже сейчас задуматься многих. По последним данным, в США к 2025 году каждый второй малыш будет иметь симптомы аутизма, если сегодня серьезно не подойти к объяснению его причин.

ДЕТСКИЙ АУТИЗМ — НАЧАЛО ВСЕХ НАЧАЛ

Итак, после того, как вашему ребенку был поставлен диагноз «детский аутизм», нужно собраться с духом и продолжить воспитывать, развивать и ухаживать за малышом, но уже по-иному. Для этого предлагаем проконсультироваться у таких специалистов, как учитель-дефектолог или специальный психолог, которые уже имеют опыт работы с детьми-аутистами и могут представить развернутую характеристику психологического состояния вашего ребенка, а также предложить формы и направления коррекционных занятий именно с ним.

Какой бы вид детского аутизма не был поставлен вашему ребенку, необходимо создать наиболее комфортные условия для его развития. Главное, чтобы вы действовали комплексно, а не хаотично. Понимаем, что вы готовы на все ради здоровья собственного ребенка. Но постоянные замены одних методик на другие никогда не приведут к положительным результатам у малыша, имеющего синдром раннего детского аутизма.

Комплексный подход должен охватить как медикаментозную поддержку здоровья ребенка, так и интенсивные психолого-педагогические мероприятия, которые будут соответствовать состоянию его развития. Вы должны быть готовы уделять максимальное количество времени для занятий с ним (не меньше 5 часов в день). И увидите, что результаты вас порадуют, и ваш малыш вскоре сможет вас понимать, потом пойдет в школу и даже станет самостоятельным. Ведь аутизм у детей лечению и коррекции подлежит.

Кстати, среди знаменитых людей тоже есть аутисты. Поинтересуйтесь их именами и биографиями, и это придаст вам сил.

КАК ДОЛЖЕН РАЗВИВАТЬСЯ РЕБЕНОК С СИНДРОМОМ АУТИЗМА ДО 3 ЛЕТ

Так как детский аутизм влияет на многие стороны развития ребенка, то мы особое внимание в этом возрасте должны уделить таким сферам:

Прежде всего, для больных на детский аутизм характерны нарушения тонической регуляции. Поэтому вы должны проконсультироваться у специалиста и научиться:

  • активизировать любые проявления ребенка;
  • выполнять с малышом упражнения на распределение мышечного напряжения;
  • владеть разными методами снятия у него напряжения.
  • Такая работа с телом – важное направление, необходимое для эффективного коррекционного влияния на всестороннее формирование психики ребенка, потому что тоническая регуляция – это основа полноценного психического развития. Очень важно развивать функции как общей, так мелкой моторики, ощущения статистического и динамического равновесия, зрительно-моторную координацию. Особенно если признаки аутизма у ребенка 2 лет были выявлены рано.

    Внимание! Во время занятий нельзя останавливаться на одном каком-то выученном движении. Зная предрасположенность малышей, имеющих детский аутизм, к стереотипиям, на каждом занятии расширяйте спектр движений и обязательно придавайте им значение.

    Несмотря на то, что ребенок с детским аутизмом очень часто ни движениями, ни эмоциями, ни звуками, ни взглядом не отзывается на активность взрослых, которая направлена в его сторону, все-таки его жизнь нужно насыщать разнообразием и эмоциями. Родители должны постоянно разговаривать с ним, причем намного больше, чем это было бы нужно ребенку с типичным развитием. При аутизме у детей любое проявление необходимо подхватывать и называть. Особенно если симптомы аутизма у детей до года все же были выявлены.

    Очень хорошо во время различных процедур (купание, занятия, убаюкивание) включать специально подобранную музыку. Неплохо, чтобы мама тоже напевала и имя ребенка, и различные просьбы к нему, и рассказы и т. д. Ведь аутисты лучше реагируют на музыку, нежели на обычную речь.

    Разговаривать с такими детьми необходимо спокойным и тихим голосом. А если хотим ребенка стимулировать к определенным проявлениям, наша интонация должна быть эмоциональной, добродушной, без прижима и напора.

    Понятно, что ребенок, страдающий детским аутизмом, не может использовать речь с коммуникативной целью, поэтому родители должны делать это за него, то есть: высказывать его просьбы, строить диалоги, отвечать за него, называть словами все, что он делает. Даже если вам будет казаться, что ребенок никак не реагирует на ваши слова, не отчаивайтесь, продолжайте разговаривать, оформляйте словами все действия и возможные переживания. Например, ребенок подходит к маме и тянет её за руку к столу, где находится чашка с водой. Мама обязательно должна прокомментировать все действия малыша: «Мама, дай руку. Пошли к столу. Я хочу пить. Дай мне кружку с водой». Уже доведено, что аутичные дети всё прекрасно воспринимают и хорошо усваивают услышанное, хотя обратная реакция следует с опозданием. Со временем ребенок научится понимать, что слова непосредственно связаны с действиями и предметами. И тогда он сам начнет оформлять ими свои мысли, чувства и действия.Для того чтобы ребенок научился говорить, необходимо подхватывать все его звуковые проявления. Прислушайтесь к тому, что проговаривает малыш, повторите это и постарайтесь дать этому смысл, назвав похожее слово. Особенно это важно, когда признаки аутизма у ребенка до года уже были выявлены.

    Важным направлением в коррекционных занятиях во время работы с такими детьми, должно стать развитие у них внимания, а именно его концентрация. Перед тем как начнем учить малыша этому, подчеркнем то, что аутисты в основном используют периферийное зрение. Поэтому у них взгляд получается рассеянный. И тогда возникает ощущение, что такие люди смотрят сквозь вас. Но для того чтобы научить кого-то повторять за кем-то слова и движения, нужно сначала заставить его следить за губами, выражением лица, а также научить рассматривать предметы. А это невозможно сделать без концентрации взгляда, т.е. заострения внимания.

    Значит, при аутизме детей надо заставлять быть внимательными. Для этого советуем: поднесите ладоши к вискам малыша и сделайте из них что-то вроде шор. Ребенок не сможет теперь смотреть в сторону, и ему придется свой взгляд направить на вас. Вы должны переловить его и что-то проговорить. Это очень важно для дальнейшего развития малыша. Он начнет учиться концентрировать свое внимание на предметах, людях.

    Немаловажную роль в развитии детей-аутистов играет сенсорная система. Но она у них, как правило, работает частично, так как многие её функции не включены. Поэтому при аутизме у детей можно наблюдать:

  • фрагментарное восприятие внешней информации, так как они не могут воссоздать целостную картину всего, что происходит вокруг их;
  • значительные трудности во время одновременного восприятия информации (если слышит, то не видит, или же наоборот);
  • снижение или увеличение порога чувствительности к внешним раздражителям (невозможность слышать звуки или смотреть на свет либо их полное неприятие).
  • Как видим, аутизм у детей вызывает нарушения, связанные с восприятием внешних стимулов, которые отвечают за организацию нервной системы. В результате таких нарушений мозг не способен воспринять информацию, которая поступает через органы чувств, и обобщить её в образы восприятия, а потом – понятия.

    Теория сенсорной интеграции, в свою очередь, подчеркивает важность правильного формирования и интеграции основных органов чувств: осязания, обоняния, вкуса, зрения, слуха, а также вестибулярного аппарата. От успешного исхода этого процесса зависит становление всей схемы тела, координация движений, внимание, а также эмоциональное равновесие. Именно совокупность всех этих процессов в дальнейшем станет основой таких сложных процессов, как речь, способность к чтению, счету или письму.

    Специалисты советуют использовать терапию методом сенсорной интеграции, которая со стороны смотрится как обычная игра. Это научно обоснованная система занятий, благодаря которым нервная система приобретает способность интегрировать сенсорные ощущения и использовать их на практике. Главное задание таких занятий – научить мозг правильно реагировать на внешние раздражители. Для этого можно использовать качели, платформы для тренировок равновесия, большие мячи, скейтборды. Такие занятия важны, если выявлены признаки аутизма у ребенка до 3 лет.

    Очень полезными также могут стать такие игры:

    1. Взрослые пишут букву на ладошке, спинке, животике ребенка, а малыш пытается их отгадать.
    2. Катание на больших мячах.
    3. Сжимание резиновых груш.
    4. Движения глазами за предметами, которые перемещаются, за лучом фонарика.
    5. Обучение счету во время двигательных упражнений.
    6. Рисование всеми пальчиками или разными предметами.
    7. Обрисовка собственных частей тела.
    8. Копирование фигур.
    9. Игры с мячом.
    10. Упражнения с мишенями.

    Обращаем внимание на то, что взрослые во время таких занятий должны показать ребенку, страдающему детским аутизмом, что мир многогранный и прекрасный. Его можно и нужно познавать каждый день. Тогда у него появится потребность узнавать что-то новое, а значит, будут развиваться правильно все органы чувств. Особенно если это аутизм, симптомы которого проявились у детей до 3 лет. Дарите ребенку больше радости! Он все это поймет и научится воспринимать окружающий мир целостной картинкой. Это очень важно для его дальнейшей повседневной жизнедеятельности в семье, школе, ну а со временем – и во взрослой САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ жизни.

    Аутизм у детей не редкое заболевание сегодня. Существует много методик лечения. Но широко признан во всем мире метод коррекционного влияния на детей с аутизмом «Son-Rise», который был разработан супругами Кауфманами, пытавшимися найти наиболее эффективные пути взаимодействия со своим годовалым сыном. Весь смысл обучения заключается в том, чтобы постепенно насытить жизнь ребенка с детским аутизмом внешними стимулами. Кауфманы утверждают, что последовательные занятия обязательно дадут позитивный результат. Принципы программы таковы:

  • Присоединение взрослого к стереотипному поведению ребенка дает ключ к тому, чтобы его понять. Это облегчает установку визуального контакта, развивает взаимодействие и дает возможность приобщиться к игре ребенка.
  • Создание безопасного простора для работы и игры, в котором никто и ничто не отвлекает внимание ребенка, и поддерживается атмосфера наиболее комфортная для обучения и развития.
  • Обучение детей с аутизмом с помощью игры способствует эффективному и осмысленному взаимодействию и общению.
  • Обучение и приобретение новых навыков возможны лишь при опоре на мотивацию ребенка.
  • Только энтузиазм и заинтересованность взрослых могут вызвать у ребенка стойкий интерес к обучению, общению и взаимодействию.
  • Усилить мотивацию ребенка к обучению поможет только безоценочное отношение взрослых к его действиям.
  • Продуманная и последовательная работа, начатая с ребенком в раннем возрасте, обязательно даст позитивный результат, так как аутизм у детей поддается коррекции.

    РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ ОТ 3 ДО 7 ЛЕТ

    Малыш подрастает, и он должен перейти к следующему этапу развития. Но аутизм у детей многолик. Если ребенку присущи тяжелые расстройства аутичного типа в виде беспрерывных стереотипных проявлений, пронзительного визга или крика, аутоагресии или агрессии по отношению к окружающим, то занятия следует проводить индивидуально. Но как только вы увидите, что ребенок может находиться с другими детками, так как у него легкая форма аутизма, обязательно найдите возможность, чтобы он продолжал обучение уже в микрогруппе. Это чрезвычайно важно для него. При этом занятия в таких группах должны проводить специалисты, которым знакомы проблемы детского аутизма, так как обучение необходимо наполнить всеми возможными и нужными для малыша видами деятельности: музыкой, рисованием, развитием речи, играми, физическими упражнениями и интеллектуальными заданиями. Важными коррекционными составляющими при аутизме у детей остаются коммуникации и взаимодействие. Иногда ребенка тяжело вовлечь к групповым занятиям. Ничего страшного, пускай пока наблюдает за всем со стороны. Но искусство педагога будет состоять в том, чтобы приобщить его к совместной деятельности.

    Довольно хорошо на состояние ребенка с детским аутизмом влияют упражнения на коне. Занятия ипотерапией стимулируют развитие психомоторной сферы. А это, в первую очередь, владение тонической саморегуляцией, координацией движений, чувством равновесия. Конь, как правило, вызывает позитивные эмоции у больных детским аутизмом. Во время езды на нем ребенок должен подстроить свое тело к движениям животного, чтобы на нем удержаться. Так появляется новый навык, который мы рассматриваем, как взаимодействие с окружающим миром, что важно при аутизме у детей. Кроме того, температура тела коня выше температуры тела человека. А так как упражнения на животном выполняются без седла, то тепло, которое ребенок, страдающий детским аутизмом, чувствует от коня, снимает у него напряжение. Такие занятия создают условия для того, чтобы ослабить аутичную защиту. В результате этого есть возможность продуктивно влиять на развитие ребенка. Такие моменты хорошо использовать для того, чтобы провести словесный диалог, коммуникацию с помощью жестов. Ведь когда у ребенка уменьшается психоэмоциональное напряжение, он может воспринимать информацию извне. Это даёт возможность всесторонне развивать ребенка, имеющего детский аутизм.

    Довольно кропотливой должна быть работа логопеда. Главной его задачей становиться не обучение чистоте звукопроизношения и правильности построения слов в предложении, а объяснение ребенку, имеющего детский аутизм, зачем нужна речь и в чем необходимость коммуникации.

    Аутизм у детей разный по причинам и признакам, поэтому корреционные направления обучения выбирают родители, исходя из того, какие они видят потребности и возможности своего ребенка.

    Кроме спланированного плана занятий и его последовательного осуществления, родители должны продолжать воплощать особенный подход взаимодействия с ребенком дома. Основная идея – способствовать адаптации ребенка, имеющего детский аутизм, к жизни и продуктивным контактам с другими людьми.

    Домашнее чтение может стать тем видом деятельности, которое поможет установить эмоциональный контакт с ребенком и выработать определенные социальные навыки. Лучше читать, усадив малыша на руки. Тактильные ощущения укрепят контакт родителей с ребенком, который имеет детский аутизм. При этом желательно осваивать литературные образы медленно, поэтапно, придавая им эмоционального окраса. Уместно читать книгу по нескольку раз. Это будет помогать ребенку лучше понимать героев, переносить ситуацию на себя, а усвоенные модели общения повысят его уверенность в себе и снизят тревожность.

    Кроме домашнего чтения, родители могут применить и метод совместного рисования. Когда вы рисуете, то обязательно нужно активно описывать словами все, что изображается, терпеливо объяснять ребенку, имеющего детский аутизм, последовательность рисования, называть каждый элемент. Если ребенок не изъявляет желание рисовать самостоятельно, взрослые помогают ему. При совместном таком занятии родители могут сами нарисовать, например, куклу, но «забыть» изобразить ей ножку. Они просят ребенка дорисовать то, что необходимо. Такая работа позитивно влияет на развитие восприятия и представлений малыша, учит его взаимодействовать с взрослыми.

    Полезными также будут семейные ритуалы. Например, вечерний ритуал может состоять с прогулки по окрестностям, чаепития, совместного чтения, массажа и т. д. Все это будет способствовать подготовке ребенка, страдающего детским аутизмом, ко сну.

    Ежедневно общаясь со своим ребенком, родители особое внимание должны уделять отработке у него навыков коммуникации. Многоразовое повторение, проговаривание, проигрывание важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых моделей реальности, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

    ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

    Обобщенно показатели готовности ребенка к школьному обучению можно представить так:

  • общая психологическая готовность (показатели интеллектуального и сенсомоторного развития);
  • специальная готовность (достижения за программами дошкольного обучения);
  • общая личностная готовность (произвольность деятельности, адекватное общения с взрослыми и ровесниками, позитивное отношение к обучению).
  • Особое внимание следует обратить на показатели психофизической готовности особенного ребенка к школе, а это:

    • физическое и психомоторное развитие;
    • личностная и социально-психологическая зрелость;
    • интеллектуальное развитие.
    • Итак, психофизическая готовность ребенка с особенными образовательными потребностями – это, прежде всего, комплекс качеств и характеристик, которые свидетельствуют о том, что ребенок достиг соответствующего уровня в физическом, моторном и интеллектуальном развитии и может строить социальные взаимодействия.

      Для того чтобы ребенок, имеющий детский аутизм, мог посещать школу, родители должны убедиться, что он соответствует всем перечисленным аспектам. В случае несоответствии каким-то показателям, нужно приложить все усилия для их приобретения. Во время работы с ребенком, страдающим детским аутизмом, не должна прекращаться работа с правильным развитием психомоторной сферой. Необходимо продолжать развивать у него чувство равновесия, зрительно-моторную координацию, общую и мелкую моторику. Ведь их недостаточное развитие указывает на симптомы аутизма у детей. Поэтому их нужно корректировать постоянно.

      Теперь хотелось бы остановиться на таких важных предпосылках успешной учебы, как произвольность и саморегуляция, а также способность взаимодействовать с другими людьми.

      Что касается произвольных действий, то имеются в виду такие умения:

    • самостоятельное выполнение последовательных действий;
    • воспроизведение наглядных образцов;
    • планирование и контроль своих действий;
    • умение действовать согласно устной инструкции;
    • подчинение своих действий правилам.
    • Близки к этим умениям и проявления саморегуляции:

    • способность к целенаправленным действиям;
    • концентрация внимания;
    • владение своим эмоциональным состоянием.
    • Ребенок, имеющий детский аутизм, испытывает значительные трудности в формировании целенаправленного поведения и способности концентрировать внимание. Будучи в окружении множества отвлекающих факторов, у него появляется ряд побочных ассоциаций, которые делают невозможным выполнение заданий правильно. Кроме этого, возможны импульсивные реакции, которые тяжело объяснить и понять, а это значит, что возможны нежелательные проявления.

      Но если ребенок, имеющий детский аутизм, обладает достаточным уровнем интеллекта, то он может без проблем выполнять формальные требования:

    • списать текст;
    • ответить на вопрос;
    • поднять руку, когда знает ответ на вопрос.
    • При выполнении более содержательных требований у него могут наблюдаться трудности, которые вызывают агрессивное поведение или полный отказ от работы. Как видим, аутизм у детей вызывает различные непредсказуемые реакции, поэтому задания должны соответствовать их возможностям.

      Что касается формированию таких важных предпосылок учебной деятельности, как способность взаимодействовать с другими, к сожалению, можно говорить о полном отсутствии умения принимать полноценное участие в совместной деятельности, организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать. Дети, имеющие детский аутизм, испытывают существенные трудности, когда нужно о чем спросить учителя, попросить о помощи, высказать свое мнение и отстаивать его, действовать согласно правилам, условиям.

      Эти трудности не являются дискретными. Они формируются в результате взаимосвязанных ситуативных проблем. Низкий уровень произвольности, как правило, сопровождается отсутствием мотивации к учебе, а такие особенности психической организации, как практически отсутствие саморегуляции и неспособность использовать речь с целью коммуникации, делают невозможным общение ребят с детским аутизмом с ровесниками и взрослыми.

      Современные исследователи отмечают, что аутизм у детей зачастую протекает сложно, поэтому возможность вписаться в школьную жизнь сходу очень мала. Поэтому если не организовать специальной подготовки, то большинство таких детей останется вне образовательного процесса или получат образование ниже своих возможностей.

      Как правило, во время подготовки ребенка к школе большое внимание уделяется развитию у него учебных навыков. При этом с поля зрения выпускается уровень владения им бытовыми навыками, умение адекватно реагировать на то, что происходит вокруг, взаимодействие с другими членами общества. Поэтому сначала необходимо освоить правила школьной жизни, и только потом развивать учебные навыки.

      Если говорить о правилах школьной жизни, то имеются в виду два момента: четкая структура школьного дня и школьная атрибутика. У ребенка, страдающего детским аутизмом, должны быть заранее созданы стереотипы поведения, связанные со школьной атрибутикой: класс, звонок, парта, доска, портфель, домашнее задание, оценка.

      В классе у ребенка может быть несколько помощников, но учитель должен стать главным субъектом школьной жизни. Структура учебного дня формируется четкая, никаких непредвиденных ситуаций, которые могут выбить ребенка из колеи. Если необходимо сделать изменения в рабочем дне, то они проводятся поэтапно. Важным моментом школьной жизни является перемена. Для детей-аутистов она составляет наибольшую трудность, так как не имеет четкой структуры. Здесь главное научить детей в классе взаимодействовать с такими детьми.

      Усиление роли непредвиденной активности у ребенка способствует его личностному росту. В отличие от обычных детей, у которых каждый этап развития замещается сам, аутичные дети «застревают» на каждом уровне развития, так как их активность очень мала. В этом и трудности детского аутизма, симптомы которого в каждый период развития стают видимыми. Поэтому необходимо организовать среду таким образом, чтобы каждое проявление активности ребенка было понято и принято, что будет побуждать его к действиям, а это отличный ресурс для оптимального пребывания в социуме.

      Предварительное моделирование урока поможет ребенку с аутизмом научиться использовать речь как средство коммуникации. Он должен уметь ставить и отвечать на вопросы, просить о помощи.

      Во время моделирования урока детей учат сидеть на уроке, слушать учителя, пользоваться портфелем, карандашом, выходить к доске, слышать инструкцию, просить о помощи. Это дает возможность не только получить определенные навыки, необходимые для вовлечения в школьную жизнь, а также снимет страх и тревожность перед чем-то новым, сделает школьную ситуацию знакомой и предвиденной.

      Для ребенка с аутизмом, как и любому другому ребенку, необходим позитивный опыт пребывания в детском коллективе. Поэтому его нужно обязательно познакомить предварительно с учителем, который должен вызвать у ребенка доверие, научить ориентироваться в помещении, где будет протекать его школьная жизнь. Если у ребенка легкая форма аутизма, то он быстро привыкнет к школьной жизни.

      ЗНАЧЕНИЕ ПООПЕРАЦИОННЫХ КАРТОЧЕК В ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА С АУТИЗМОМ

      Окружающий мир непонятен ребенку, страдающему детским аутизмом. Он не всегда может связать между собой события, людей, звуки, образы. Он не прослеживает логических связей между реалиями, которые его окружают. Поэтому многое остается для него непонятным.

      Первым этапом работы с такими детьми в школе должно стать формирование мотивации к обучению, а не требование овладеть всем материалом. Дети-аутисты тогда выполняют действия, когда они четко спланированные: ребенок должен быть уверенным в том, что делать сначала, какой следующий порядок деятельности, как завершить.

      Для этого можно в кабинете, где пребывает ребенок-аутист, повесить пооперационные карточки, на которых в виде рисунков и символов будут обозначены все действия по порядку, например, на шкафу нарисована схема, как собраться на прогулку. Такие схемы можно развесить в ванной, на рабочем столе, в детской комнате.

      Иногда аутичному ребенку требуется физическая помощь в осуществлении действия. Тогда взрослые берут его руки в свои и показывают, как нужно делать. Помните, что телесный контакт способствует снижению тревожности у малыша. Аутичным детям сложно овладевать новыми действиями, но они всегда хотят сделать все хорошо. Поэтому советуем сначала давать такие задания, с которыми они будут успешно справляться.

      Дети с аутизмом очень часто быстро устают как физически, так и психологически. Поэтому им необходим свой ритм работы, частые смены одной деятельности на другую. Для этого советуем продумать и написать индивидуальные задания на карточках, которые будут предлагаться ребенку, когда он устанет работать со всеми.

      Ребенок с аутизмом плохо ориентируется в пространстве и времени. Советуем сложить план группы или класса, всей школы, где будут указано расположение всех необходимых объектов. Также необходимо составить режим дня с помощью символов и рисунков. Но сложить и повесить схемы, это еще не все. Нужно, взяв их в руки, путешествовать вместе с ребенком, узнавая и называя предметы. Сначала ребенок откажется повторять названия, поэтому педагог должен это делать сам.

      Если ребенок отказывается принимать правила, не навязывайте их ему. Присмотритесь, что он хочет делать и как, подыграйте ему. Главное, это установить с ним настоящий контакт.

      Аутизм у детей, признаки которого четко проявляются в повседневной жизни, должен максимально нивелироваться с помощью личного контакта между взрослым и малышом. Обязательно научитесь планировать день вместе с ребенком. Вечером или непосредственно утром нарисуйте все события, которые будут происходить днем. Ребенок будет готов к ситуации, и это не вызовет у него негативизма.

      Будьте внимательны к ребятам, страдающим на детский аутизм, и у вас с ними все получится!

      www.b17.ru