Расстройства

Дифференциальная диагностика детей с умственной отсталостью

22.04.2018

Дифференциальная диагностика детского аутизма от сходных состояний

Проблемы дифференциальной диагностики РДА от детей с недоразвитием интеллекта и речи.

Проблема дифференциальной диагностики РДА представляет боль­шую актуальность. У 82% наблюдаемых аутичных детей на 1–2 годах жизни ошибочно диагностировались другие заболевания: невропатия, перинатальная энцефалопатия, последствия родовой травмы, олигофрения или ЗПР, детский церебральный паралич, алалия, глухота. Соответственно не назначалась адекватная терапия и, естественно, не ставился вопрос об особенностях воспитания. Синдром РДА дифференцируют с нервопатией, психопатией, глухотой, ДЦП, деменцией, умственной отсталостью и задержкой психического развития при недоразвитии речи.

Дифференциация с умственной отсталостью и задержкой психического развития. В этих случаях альтернативный подход неправомерен. При тяжелых формах РДА, осложненных (либо обусловленных) церебрально-органической недостаточностью, может формироваться и умственная отсталость. Кроме того, в неблагоприятных условиях среды интеллектуальное недоразвитие аутичного ребенка может быть обусловлено «наложением на его аутистическую самоизоляцию явлений социальной депривации. При этих двух вариантах речь идет о так называемом «олигофреническом плюсе». Но относительно часты и случаи, когда постановка вопроса о дифференциации РДА с умственной отсталостью и ЗПР правомерна. Это те достаточно многочисленные наблюдения, когда ошибочное впечатление умственной отсталости и ЗПР создается самими аутистическими особенностями поведения и деятельности. Сходство со 2-й группой РДА проявляется в трудностях привлечения внимания, сложностях обучения бытовым навыкам, в манипулятивности игры, неразвернутости речи, задержке в развитии тонкой моторики. Сходство с 4-й группой РДА – в пассивности, безынициативности, бедности речи, слабости психической активности. Различие: при умственной отсталости и церебрально-органической ЗПР сохраняются зрительный контакт, стремление к общению вообще; витальные потребности нередко усилены. Отсутствуют типичные для РДА особенности речи, интерес к знаку, эмоциональная хрупкость. Нет явной разницы интеллектуальной продуктивности в привычной среде и вне ее.

Дифференциация с первичными нарушениями речи (сенсорной и моторной алалией, дизартрией). Сходство этих нарушений речи с 1-й и 2-й группой РДА – в «непонимании» речи окружающих, невыполнении словесных инструкций, отсутствии речи; с 4-й группой РДА – в невнятности произношения, частых запинках. Различие: при органическом недоразвитии речи – сохранность невербальных коммуникаций (жестов, мимики), зрительного контакта, наличие возгласов с целью привлечь внимание; отсутствие разницы в «понимании» речи и внятности произношения в аффективно индифферентных или значимых для ребенка ситуациях, «прорывов» в аффекте слов или фраз, а также эффективность логопедического вмешательства.

Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма от сходных состояний имеет большое значение для определения эффективных путей коррекции и прогноза развития ребенка.

Дифференциальная диагностика алалии от схожих состояний

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

При алалии сохранность слуховой функции. Решающая роль принадлежит исследованиям слуха. Для глухого характерно полное отсутствие реакции на звуковые раздражители. Можно окликнуть ребенка за его спиной, ударить в музыкальный инструмент. Алалик даст нормальную ответную ориентировочную реакцию. Важно! Не производить звуки с дополнительной вибрацией, не стучать, не хлопать. Ребенка направляют к сурдологу для аудиометрического исследования слуха. Обычно глухие дети используют жесты без звукового сопровождения, и без специального обучения речь не появляется. Алалик к жестам дает звуковую реакцию (невербальную вокализацию). В отличии от глухих у алаликов прекрасно сохранна просодика.

Отличие сенсорной алалии от тугоухости

Аудиометрическое исследование слуха. Если усилить громкость голоса, ребенок с тугоухостью будет лучше слышать и даст ответную реакцию. У сенсорного алалика громкость не улучшит понимание речи. У алаликов голос звонкий, у детей со сниженным слухом — приглушенный. Тугоухие дети пытаются повторить слова, а алалик — нет.

От анартрии и дизартрии

У детей с алалией моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен. Они могут выполнять артикуляторные движения в полном объеме. У детей с анартрией и дизартрией нарушения артикуляторной моторики являются ведущими в структуре речевого дефекта. При алалии расстраивается вся система языка, при анартрии – только одна из ее подсистем — фонетическая, обусловленная наличием парезов и параличей.

Отличие в анамнезе: действие вредоносных факторов наблюдается в пренатальный и ранний постнатальный периоды (до 3 лет). При детской афазии — после периода интенсивного развития речи. Если ребенок когда-то говорил лучше, чем при обследовании — это афазия. У афазика наблюдаются осколки предыдущей речи. При алалии необходимо целенаправленное интенсивное формирование речевой системы. При афазии возможно спонтанное восстановление речи.

От тяжёлой задержки развития речи

Один из самых сложных случаев дифференциальной диагностики. Алалия характеризуется не только задержанным развитием речи, но прежде всего, патологическим типом усвоения языка. У ребенка с темповой ЗРР наблюдаются чаще всего различной степени нарушения артикуляторной моторики и негрубое отставание в формировании языковой способности в импрессивной речи. При алалии моторная сфера сохранна, но выражены грубые нарушения лексико-грамматической системы, проявления которых не свойственны детской речи на ранних этапах ее развития. Дети с задержкой развития речи нередко спонтанно, вне специального обучения овладевают языком, чего не бывает у детей с алалией.

Важным диагностическим критерием является способность и скорость усвоения новых слов.

Отличие от речевой патологии, обусловленной умственной отсталостью.

Нарушение речи при алалии протекает при относительной сохранности невербальных мыслительных операций. Нарушения речи при УО являются результатом патологии познавательной деятельности. Решающая роль — обследованию мышления на невербальном уровне.

Моторные алалики хорошо понимают обращенную речь, выполняют инструкции, что могут не делать трёхлетние дети с УО. В школьном возрасте алалики пытаются выражать и понимают сложные причинно-следственные связи. Дети с УО либо вовсе их не выражают, либо только самые элементарные.

При алалии имеются языковые нарушения речи в виде аграмматизма, фонематических нарушений. У умственно отсталых детей речь примитивна, но правильна в формально-языковом отношении.

Дети с алалией обладают большим запасом предметных знаний . Дети с интеллектуальной недостаточностью легко актуализируют простые слова, но при показе низкочастотных предметных картинок будут ошибки и отказ.

У детей с моторной алалией сохранно невербальное мышление, степень обучаемости выше. При обследовании используют обучающий эксперимент. Показывают, как надо выполнять задание и смотрят, берет ли ребенок подсказку или нет. Дети с моторной алалией в отличии от детей с умственной отсталостью критично относятся к своей речевой недостаточности.

От раннего детского аутизма

Состояние сходное с сенсорной алалией. Аутисты производят впечатление детей с сенсорной алалией. Ребенок с ранним детским аутизмом не реагирует на обращенную речь, не смотрит в глаза, избегает прикосновений или реагирует на них криком и плачем. У таких деток не появляются слова мама и папа, при этом может наблюдаться постоянное бормотание, включающее самые разные звуки, в том числе и сложные. Свойственны эхолалии обеим категориям. Выраженные психопатологические симптомы для раннего детского аутизма: стереотипии, стимуляции (тактильные, обонятельные). Изменение привычного образа приводит к бурным реакциям. Холодность в отношении к матери.

Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей

Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни, заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы.

Минимальная мозговая дисфункция, преждевременные, длительные роды, кесарево сечение, роды незрелым, но доношенным плодом, асфиксия, раннее искусственное вскармливание, неблагоприятные социальные факторы. Чаще встречается при повторной беременности, чем при первой; поздняя беременность

Причины мало изучены, предположительно: особая комбинация генов родителей,

нарушение внутриутробного развития (патология строения плаценты). Психическое развитие большинства детей патологично с самого рождения. В грудном возрасте отмечается патология вегетативных функций и ряда витальных адаптивных механизмов.

Различные вредности в период беременности, внутриутробные инфекции, прием медикаментозных средств, др; родовая травма, асфиксия, длительный безводный период, затяжные роды, роды с ручным пособием др.

При наследственной форме – без особенностей.

Состояние общей и мелкой моторики

Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия — у 50 % детей) Гиперактивность или заторможенность. Левшество.

Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии)

Обычно без проявлений неврологической симптоматики

Ранний дизонтогенез двигательной сферы: неуверенность ходьбы, слабая дифференцированность тонкой моторики, плохое овладение навыками сомообслуживания.

Выраженная моторная неловкость.

Выраженные нарушения моторной сферы не являются обязательным сопутствующим явлением. При этом развитие моторики

протекает замедленно недифференцированно, отмечается неточный кинестетический контроль.

Темп овладения речью

Программа дисциплин дпп. Ф. 02 Логопедия. Раздел: «Алалия» Цели и задачи дисциплины Целью

Лалаева Р. Шаховская С. От авторов-составителей

диагностики умственной отсталости и отграничения ее отсходныхсостояний. дифференциальнойдиагностикемоторнойалалии и олигофрении Многочисленные исследования, касающиеся моторныхалалий.

дифференциальнойдиагностики детей с нарушениями речи отсходных по внешним проявлениям состояний. Критерии дифференциальнойдиагностики органических речевых нарушений от.

Я. А. Меерсон методы нейропсихологической диагностики практическое руководство

патологии отсходных поклинико. не рассматриваются,хотя в нейропсихологической практике нередко возникаютвопросы дифференциальнойдиагностики. —МОТОРНАЯ АГНОЗИЯ (СИНДРОМ БАЛИНТА) Больной не в состояний. моторнойалалиии синдром сенсорной алалии (Корнев А.

Лекции по курсу «Алалия»

К вопросу о дифференцированной диагностикемоторнойалалии и олигофрении — Л. 1982 Моторнаяалалия. не в состоянии. Дифференциальнаядиагностика сенсорной алалии и других сходных нарушений Нарушение понимания при сенсорной алалии существен­но отличается от.

zhizn-rebenka.ru

Умственная отсталость (олигофрения). Симптомы и признаки умственной отсталости. Диагностика и дифференциальная диагностика умственной отсталости

Особенности ребенка и подростка с умственной отсталостью (проявления, симптомы, признаки)

  • нарушение мышления;
  • нарушение концентрации внимания;
  • нарушения познавательной деятельности;
    • нарушения речи;
    • проблемы в общении;
    • нарушения зрения;
    • нарушения слуха;
    • нарушения сенсорного развития;
    • нарушения памяти;
    • двигательные нарушения (нарушения моторики);
    • нарушения психических функций;
    • нарушения поведения;
    • нарушения эмоционально-волевой сферы.
    • Нарушения умственного развития и мышления, интеллектуальные нарушения (основное нарушение)

    • Нарушением восприятия информации. При легкой степени заболевания восприятие информации (зрительной, письменной или речевой) происходит гораздо медленнее, чем в норме. Также ребенку нужно больше времени для «осмысливания» полученных данных. При умеренной олигофрении данное явление еще более выражено. Даже если ребенок может воспринимать какую-либо информацию, он не может анализировать ее, вследствие чего способность к самостоятельной деятельности у него ограничена. При тяжелой олигофрении часто наблюдается поражение чувствительных органов (глаз, уха). Такие дети не могут воспринимать определенную информацию вообще. Если же эти органы чувств работают, воспринимаемые ребенком данные не анализируются им. Он может не различать цвета, не узнавать предметы по их очертаниям, не различать голоса близких и чужих людей и так далее.
    • Неспособностью к обобщению. Дети не могут выявить связь между схожими предметами, не могут делать выводы из полученных данных или выделять мелкие детали в каком-либо общем потоке информации. При легкой форме заболевания это выражено незначительно, в то время как при умеренной олигофрении дети с трудом учатся раскладывать одежду по группам, выделять животных среди набора картинок и так далее. При тяжелой форме заболевания способность как-либо связывать предметы или ассоциировать их между собой может вовсе отсутствовать.
    • Нарушением абстрактного мышления. Все услышанное или увиденное дети понимают буквально. Они не обладают чувством юмора, не могут понимать смысл «крылатых» выражений, пословиц или сарказма.
    • Нарушением последовательности мышления. Наиболее выражено это при попытке выполнить какое-либо задание, состоящие из нескольких этапов (например, достать чашку из шкафа, поставить ее на стол и налить в нее воды из кувшина). Для ребенка с тяжелой формой олигофрении данная задача будет невыполнима (он может брать чашку, ставить ее на место, несколько раз подходить к кувшину и брать его в руки, однако связать данные предметы он не сможет). В то же время, при умеренных и легких формах заболевания интенсивные и регулярные обучающие занятия могут способствовать развитию последовательного мышления, что позволит детям выполнять простые и даже более сложные задачи.
    • Замедленным мышлением. Чтобы ответить на простейший вопрос (например, сколько ему лет), ребенок с легкой формой заболевания может думать над ответом в течение нескольких десятков секунд, однако в конечном итоге обычно дает правильный ответ. При умеренно выраженной олигофрении ребенок также будет думать над вопросом очень долго, однако ответ может быть бессмысленным, не связанным с вопросом. При тяжелой форме заболевания ответ от ребенка можно не получить вовсе.
    • Неспособностью мыслить критично. Дети не отдают себе отчета в своих действиях, не могут оценивать важность своих поступков и их возможные последствия.
    • Нарушения познавательной деятельности

      Нарушение концентрации внимания

      Нарушение/недоразвитие речи и проблемы в общении

    • Немотой. При легкой форме заболевания полная немота встречается относительно редко, обычно при отсутствии необходимых коррекционных программ и занятий. При имбецильности (умеренно выраженной олигофрении) немота может быть связана с поражением речевого аппарата или с нарушениями слуха (если ребенок глухой, он также не сможет заучивать слова и произносить их). При глубокой умственной отсталости дети обычно не могут разговаривать. Вместо слов они произносят непонятные звуки. Если даже им удается выучить несколько слов, правильно использовать их они не в состоянии.
    • Дислалией. Характеризуется нарушением речи, заключающимся в неправильном произношении звуков. При этом некоторые звуки дети могут не произносить вообще.
    • Заиканием. Характерно для олигофрении легкой и умеренной степени выраженности.
    • Отсутствием выразительности речи. При легкой форме заболевания данный недостаток может быть устранен с помощью занятий, в то время как при более тяжелых формах это сделать невозможно.
    • Нарушением контроля громкости речи. Это может наблюдаться при нарушениях слуха. В норме, когда человек говорит и слышит свою речь, он автоматически контролирует ее громкость. Если олигофрен не слышит произносимых им слов, его речь будет слишком громкой.
    • Сложностями при построении длинных фраз. Начав говорить одно, ребенок может сразу переключиться на другое явление или предмет, в результате чего его речь будет бессмысленной и непонятной для окружающих.
    • Бывают ли галлюцинации при олигофрении?

      Нарушения слуха (глухие дети с умственной отсталостью)

      Нарушения сенсорного развития

    • Замедленным зрительным восприятием. Чтобы оценить увиденный предмет (понять что это, зачем оно нужно и так далее), умственно отсталому ребенку нужно в несколько раз больше времени, чем нормальному человеку.
    • Узостью зрительного восприятия. В норме дети старшего возраста могут одновременно воспринимать (замечать) до 12 предметов. В то же время, пациенты с олигофренией могут воспринимать не более 4 – 6 предметов одновременно.
    • Нарушением цветового восприятия. Дети могут не различать цвета или оттенки одного и того же цвета.
    • Нарушением осязания. Если закрыть ребенку глаза и дать ему знакомый предмет (например, его личную чашку), он может без труда узнать ее. В то же время, если дать такую же чашку, однако сделанную из дерева или другого материала, ребенок не всегда сможет точно ответить, что у него в руках.
    • Двигательные нарушения (нарушения моторики)

    • Замедленными и неуклюжими движениями. При попытке взять предмет со стола ребенок может подносить руку к нему очень медленно, неуклюже. Передвигаются такие дети также очень медленно, могут часто спотыкаться, их ноги могут заплетаться и так далее.
    • Двигательным беспокойством. Это другой тип двигательных расстройств, при котором ребенок не сидит на месте, постоянно передвигается, выполняет простые движения руками и ногами. В то же время, его движения не скоординированы и бессмысленны, резки и размашисты. Во время разговора такие дети могут сопровождать свою речь чрезмерно выраженными жестами и мимикой.
    • Нарушением координации движений. Дети с легкой и умеренной формой заболевания подолгу учатся ходить, брать предметы в руки, сохранять равновесие в положении «стоя» (у некоторых из них данные навыки могут появляться только к подростковому возрасту).
    • Невозможностью выполнять сложные движения. Дети с олигофренией испытывают значительные трудности, если им нужно выполнить два последовательных, однако различных движения (например, подбросить мяч вверх и ударить по нему рукой). Переход от одного движения к другому у них замедлен, вследствие чего подброшенный вверх мяч упадет, а ребенок так и «не успеет» по нему ударить.
    • Нарушением мелкой моторики. Точные движения, требующие повышенной концентрации внимания, даются олигофренам крайне тяжело. Для ребенка с умеренной формой заболевания завязать шнурки на ботинках может быть тяжелой, а иногда даже невыполнимой задачей (он будет браться за шнурки, вертеть их в руках, пытаться что-то с ними сделать, однако конечная цель так и не будет достигнута).
    • При глубокой олигофрении движения развиваются очень медленно и слабо (дети могут начать ходить лишь к 10 – 15 годам). В крайне тяжелых случаях движения в конечностях могут полностью отсутствовать.

      Нарушения психических функций и поведения

      • Психомоторное возбуждение. В данном случае ребенок подвижен, может произносить различные непонятные звуки и слова (если он их знает), передвигаться из стороны в сторону и так далее. При этом все его движения и действия лишены какого-либо смысла, беспорядочны, хаотичны.
      • Импульсивные поступки. Находясь в состоянии относительного покоя (например, лежа на диване), ребенок может резко встать, подойти к окну, пройтись по комнате или выполнить какое-либо подобное бесцельное действие, после чего вернуться к прежнему занятию (лечь обратно на диван).
      • Стереотипность движений. Во время обучения ребенок заучивает определенные движения (например, махание рукой в знак приветствия), после чего повторяет их постоянно, даже без явной на то необходимости (например, когда находится сам в помещении, когда видит животное, птицу или какой-либо неодушевленный предмет).
      • Повторение действий окружающих. В старшем возрасте дети с легкой умственной отсталостью могут начать повторять только что увиденные движения и действия (при условии, что они обучены данным действиям). Так, например, увидев человека, который наливает воду в чашку, пациент сразу же может взять чашку и также начать наливать себе воду. В то же время, ввиду неполноценности мышления он может просто имитировать данные движения (при этом, не имея в руках кувшина с водой) или даже взять кувшин и начать лить воду на пол.
      • Повторение слов окружающих. Если у ребенка имеется определенный словарный запас, он, услышав знакомое ему слово, может тут же повторить его. В то же время, незнакомые или слишком длинные слова дети не повторяют (вместо них они могут произносить бессвязные звуки).
      • Полная обездвиженность. Иногда ребенок может лежать абсолютно неподвижно в течение нескольких часов, после чего также неожиданно может начать выполнять какие-либо действия.
      • Нарушения эмоционально-волевой сферы

      • Ослабление мотивации. Ребенок не проявляет инициативы к каким-либо действиям, не стремится узнавать новое, познавать окружающий мир и себя. У них нет каких-либо «своих» целей или стремлений. Все, что они делают, делают только по тому, что им говорят это близкие или окружающие люди. При этом они могут выполнить абсолютно все, что им будет сказано, так как не отдают себе отчета в своих действиях (не могут критически их оценивать).
      • Легкая внушаемость. Абсолютно все люди с олигофренией легко поддаются воздействию окружающих (так как не могут различать ложь, шутки или сарказм). Если такой ребенок ходит в школу, одноклассники могут издеваться над ним, заставляя совершать ненормальные поступки. Это может значительно травмировать психику ребенка, приводя к развитию более глубоких психических расстройств.
      • Медленное развитие эмоциональной сферы. Дети начинают чувствовать что-либо лишь к 3 – 4 годам или даже позже.
      • Ограниченность чувств и эмоций. Дети с тяжелой формой заболевания могут испытывать лишь примитивные чувства (страх, грусть, радость), в то время как при глубокой форме олигофрении и они могут отсутствовать. В то же время, пациенты с легкой или умеренно выраженной умственной отсталостью могут испытывать намного больше чувств и эмоций (могут сопереживать, жалеть кого-то и так далее).
      • Хаотичное возникновение эмоций. Чувства и эмоции олигофренов могут возникать и меняться внезапно, без какой-либо видимой причины (только что ребенок смеялся, через 10 секунд уже рыдает или ведет себя агрессивно, а еще через минуту снова смеется).
      • «Поверхностные» чувства. Некоторые дети очень быстро переживают любые жизненные радости, тяжести и невзгоды, забывая о них в течение нескольких часов или дней.
      • «Интенсивные» чувства. Другой крайностью у умственно отсталых детей является чрезмерно выраженное переживание даже из-за самых незначительных проблем (например, уронив кружку на пол, ребенок может проплакать из-за этого несколько часов или даже дней).
      • Характерна ли агрессия для умственной отсталости?

        Нарушается ли физическое развитие у детей с умственной отсталостью?

        Признаки умственной отсталости у новорожденных

      • Предрасполагающие факторы у матери – алкоголизм, употребление наркотиков, наличие хромосомных синдромов у близких родственников (например, у других детей), сахарный диабет и так далее.
      • Наличие признаков умственной отсталости у матери или отца – люди с легкой формой заболевания могут создавать семьи и заводить детей, однако риск наличия у них (у их детей) олигофрении повышен.
      • Деформации черепа новорожденного – при микроцефалии (уменьшении размеров черепа) или при врожденной гидроцефалии (увеличении размеров черепа в результате скапливания в нем большого количества жидкости) вероятность наличия умственной отсталости у ребенка близится к 100%.
      • Врожденные аномалии развития – дефекты конечностей, лица, полости рта, грудной клетки или других частей тела также могут сопутствовать тяжелой или глубокой форме олигофрении.
      • Диагностика умственной отсталости

        Какой врач ставит диагноз и лечит умственную отсталость?

        Методики обследования ребенка с умственной отсталостью

      • Имелись ли в семье умственно отсталые дети? Если среди ближайших родственников имелись олигофрены, риск наличия данного заболевания у ребенка повышен.
      • Страдал ли кто-либо из ближайших родственников хромосомными заболеваниями (синдромом Дауна, Барде-Бидля, Клайнфельтера и так далее)?
      • Принимала ли мать какие-либо токсины во время вынашивания ребенка? Если мать курила, употребляла алкоголь или принимала психотропные/наркотические препараты, риск рождения ребенка с умственной отсталостью у нее повышен.
      • Подвергалась ли мать облучению во время беременности? Это также могло способствовать развитию олигофрении у ребенка.
      • Не страдает ли память ребенка? Врач может спросить малыша, что он ел на завтрак, какую книгу ему читали на ночь или что-то в этом роде. Нормальный ребенок (умеющий говорить) с легкостью ответит на эти вопросы, в то время как для олигофрена это будет затруднительно.
      • Бывают ли у ребенка вспышки агрессии? Агрессивное, импульсивное поведение (во время которого ребенок может ударить окружающих людей, в том числе родителей) характерно для тяжелой или глубокой степени олигофрении.
      • Характерны ли для ребенка частые и беспричинные смены настроения? Это также может указывать на наличие олигофрении, хотя наблюдается и при ряде других психических расстройств.
      • Имеются ли у ребенка врожденные пороки развития? Если да – какие и сколько их?
      • После опроса врач приступает к обследованию пациента, что позволяет ему оценить общее развитие и выявить какие-либо отклонения, характерные для олигофрении.

      • Оценку речи. К возрасту 1 года дети должны говорить минимум несколько слов, а к двум годам уметь белее или менее общаться. Нарушение речи является одним из основных признаков олигофрении. Для оценки речи врач может задать малышу простые вопросы – сколько ему лет, в каком классе школы он учится, как зовут его родителей и так далее.
      • Оценку слуха. Врач может шепотом позвать ребенка по имени, оценив его реакцию на это.
      • Оценку зрения. Для этого врач может поместить перед глазами ребенка какой-либо яркий предмет и перемещать его из стороны в сторону. В норме ребенок должен следить за движущимся предметом.
      • Оценку скорости мышления. Чтобы это проверить, врач может задать ребенку простой вопрос (например, как зовут его родителей). Умственно отсталый ребенок может ответить на этот вопрос с запозданием (через несколько десятков секунд).
      • Оценку способности концентрировать внимание. Врач может дать ребенку какой-то яркий предмет или картинку, окликнуть его по имени или задать какой-то вопрос, требующий сложного ответа (например, что бы ребенок хотел съесть на ужин?). Для олигофрена ответить на данный вопрос будет крайне сложно, так как его эмоционально-волевая сфера нарушена.
      • Оценку мелкой моторики. Для оценки данного показателя врач может дать малышу фломастер и попросить нарисовать что-нибудь (например, солнце). Здоровый ребенок легко сделает это (если достиг соответствующего возраста). В то же время, при умственной отсталости ребенок не сможет выполнить поставленную перед ним задачу (он может водить фломастером по бумаге, вырисовывать какие-то линии, однако солнце так и не нарисует).
      • Оценку абстрактного мышления. Старших детей врач может попросить рассказать, что бы ребенок сделал в какой-либо вымышленной ситуации (например, если бы умел летать). Здоровый ребенок без проблем «нафантазирует» множество всяких интересных вещей, в то время как олигофрен не сможет справиться с поставленной задачей из-за полного отсутствия абстрактного мышления.
      • Осмотр ребенка. Во время осмотра врач старается выявить какие-либо дефекты или аномалии развития, деформации различных частей тела и другие отклонения, которые могут наблюдаться при тяжелых формах олигофрении.
      • Если в процессе обследования врач заподозрит, что ребенок является умственно отсталым, он может провести ряд диагностических тестов, позволяющих подтвердить диагноз.

        Какие исследования могут понадобиться при диагностике умственной отсталости?

      • тесты для определения уровня интеллекта (например, тест Векслера);
      • тесты для определения психологического возраста;
      • ЭЭГ (электроэнцефалограмму) (записаться);
      • МРТ (магнитно-резонансную томографию) (записаться).
      • www.tiensmed.ru

        2.3. Патогенез умственной отсталости

        Традиционно считалось, что умственная отсталость — результат органичес­кого поражения головного мозга. Наряду с этим известно, что органическая недостаточность головного мозга обнаруживается преимущественно у тяжело умственно отсталых детей, тогда как у детей с легкими степенями умственной отсталости выявляется редко. С. Гаррард и Дж. Ричмонд (1975) обнаружили ее наличие только у 20—25% умственно отсталых детей. Это означает, что патоге­нез различных форм умственной отсталости неоднозначен.

        Г. Е. Сухарева (1965) указывает, что в патогенезе имеют значение не только качество и интенсивность действующей вредности, но и так называемый «хро-ногенный фактор», то есть важно, на каком этапе онтогенеза происходит по­вреждающее действие вредности, приводящее к дизонтогенезу.

        Обычно пороки развития подразделяют на гаметопатии, бластопатии, эм-бриопатии и фетопатии. Тяжесть поражения зародыша и плода, а соответствен­но, и клиническая картина, во многом зависят от сроков поражения. На ран­них этапах обычно встречаются тяжелые и грубые поражения, часто не совместимые с жизнью. Во второй половине беременности грубые поражения плода являются редкостью, но патогенез умственной отсталости более слож­ный, так как к нарушениям развития нередко присоединяются местные вос­палительные процессы с последующими очаговыми некрозами, спайками, руб­цами и другими повреждениями мозга и мозговых оболочек.

        Современное состояние учения об умственной отсталости далеко не всегда позволяет с достаточной долей определенности устанавливать ее причину и патогенез, особенно в конкретных случаях. Несомненно, механизмы ретарда­ции и асинхронии не исчерпывают всей сложности патогенеза умственной от­сталости. Более того, Г. И. Каплан и Б. Дж. Сэдок (1994) термин «умственная отсталость» рассматривают просто как синоним ретардации и считают, что умственная отсталость является «поведенческим синдромом», не имеющим единой этиологии, механизма, динамики или прогноза, и отражает всего лишь точку зрения и установку общества по отношению к таким детям.

        В последние 30-40 лет происходили серьезные изменения позиций в уче­нии об умственной отсталости. Наряду с признанием этиопатогенетической роли органического поражения головного мозга все больше выявлялась роль соииокультуральных факторов и такого фактора, как адаптация детей к окру-

        жающей среде. Особенно эти изменения коснулись понимания легких степе­ней умственной отсталости, хотя патогенез этих степеней умственной отста­лости во многом еще не ясен, не раскрыта зависимость между интеллектом и нарушением структур мозга.

        Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным поня­тием, включающим стойкие нарушения интеллекта, то есть разные клини­ческие формы интеллектуального недоразвития — как резидуальные, так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

        Термин «олигофрения» также включает несколько групп стойких интеллек­туальных нарушений, обусловленных, прежде всего, внутриутробным недораз­витием головного мозга или стойким нарушением его формирования в ран­нем постнатальном онтогенезе (на первых трех годах жизни).

        Таким образом, олигофрения представляет собой проявления ранней диз-онтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием более поздно формирующихся мозговых структур и, прежде всего, лобной коры головного мозга (Е. М. Мастюкова, 1997).

        В раннем возрасте разграничение деменции и олигофрении представляет большие сложности. Это связано с тем, что любое заболевание или поврежде­ние мозга, приводящее к утрате ранее приобретенных навыков и распаду сфор­мированных интеллектуальных функций, обязательно сопровождается отста­ванием психического развития в целом. Поэтому в раннем возрасте часто трудно разграничить приобретенную и врожденную интеллектуальную недостаточ­ность. В связи с этим приобретенный интеллектуальный дефект, связанный с прогрессирующими органическими заболеваниями мозга, с эпилепсией, ши­зофренией, начавшимися в первые годы жизни ребенка, имеет сложную струк­туру, включающую отдельные черты как деменции, так и олигофрении. При преобладании последних говорят об олигофреноподобных состояниях.

        При возникновении деменции у детей старше трех лет ее отграничение от олигофрении становится более надежным.

        Для разграничения этих форм интеллектуальных нарушений важно иметь в виду, что при деменции, в отличие от олигофрении, имеет место период нор­мального интеллектуального развития. Кроме того, структура интеллектуаль­ной недостаточности при деменции имеет свои характерные особенности, которые заключаются в неравномерной недостаточности различных познава­тельных функций.

        При деменции может наблюдаться несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации.

        Характерными признаками деменции являются выраженные нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, регуляции поведения, мотивации. Кроме того, характерны личностные и эмоциональные расстрой­ства: дети часто некритичны, расторможены.

        В раннем возрасте деменция проявляется в виде утраты поздно приобре­тенных навыков. Например, если деменция возникает у ребенка трех лет, то прежде всего теряется речь, пропадают начальные навыки самообслуживания

        и опрятности, затем могут утрачиваться и ранее приобретенные навыки (в ча­стности, навык ходьбы), чувство привязанности к близким и т. п.

        Одна из актуальных проблем изучения умственной отсталости у детей в на­стоящее время — сопоставление клинических проявлений интеллектуального дефекта с фенотипическими особенностями ребенка, неврологическими и со­матическими отклонениями, оценкой эмоционально-поведенческих особен­ностей, речевых и двигательных дефектов. Это позволяет дифференцировать различные формы олигофрении и выделять так называемые синдромальные формы как генетической, так и экзогенной этиологии.

        Основоположником такого подхода в изучении олигофрении была М. С. Пев-знер (1959), которая впервые предложила патогенетическую классификацию олигофрении, убедительно показав соотношение этиопатогенеза и клиничес­ких проявлений интеллектуального дефекта. Большой вклад М. С. Певзнер вне­сла в изучение так называемой недифференцированной олигофрении, проде­монстрировав роль в ее этиологии как генетических, так и экзогенных факторов.

        studfiles.net

        Дифференциальная диагностика алалии от умственной отсталости и других паталогий

        Многие годы внимание специалистов (Ковшиков В.А. 1985, Соботович Е.Ф. 1981, Орфинская В.К. 1963, Давидович Л.Р. 1975, Ковалев В.В. 1979) привлекают дети, у которых практически полностью или частично отсутствует полноценная речь. Ранее эту патологию специалисты называли «слухонемотой», «врожденной афазией», «афазией детского возраста» пока не остановились на термине «алалия» отсутствие речи или ее системное недоразвитие. Алалия считается сложным речевым дефектом, вызванным поражением головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые годы жизни ребенка (до трех лет).

        «Неговорящих» детей в массовом детском саду, а в частности детей с моторной алалией по специфическим проявлениям психической деятельности путают с детьми с умственной отсталостью.

        При раннем выявлении таких детей, создании для них благоприятных условий и комплексной коррекционной работы появляется возможность формирования у них полноценной самостоятельной речи и дальнейшей готовности к школьному обучению в общеобразовательной или специальной школе.

        Каков портрет неговорящего ребенка?

        Левина Р.Е. в рамках психолого-педагогической классификации трех групп речевого развития «неговорящих» детей определяла как:

        • отсутствие общеупотребительной речи;
        • начатки общеупотребительной речи;
        • развитие фразовой речи с элементами лексико-грамматическое и фонетико-фонематическое недоразвитие

        В речи детей – алаликов выделяют целый ряд ошибок:

        • многочисленные пропуски звуков;
        • обязательный атрибут – грубое нарушение слоговой структуре;
        • смешение элементов двух и более слов;
        • перестановки слогов в словах;
        • наличие выраженных аграмматизмов;
        • грубые (весьма обильные и многообразные) нарушения звукопроизношения.
        • Психологические особенности «неговорящих» детей (с моторной алалией).

          • речевой негативизм т.е. нежелание общаться с окружающими детьми и взрослыми;
          • дети застенчивы, робки;
          • личностные особенности (явления эмоцианоально-волевой незрелости);
          • эмоционально-вегетативной (невротическая и неврозоподобная симптоматика);
          • выражена неполноценность усвоения и воспроизведения вербальных знаний, не подкрепленных непосредственным опытом;
          • выраженный дефицит кратковременной слухоречевой памяти.
          • Как выявить «неговорящего» ребенка?

            Для воспроизведения наиболее полной картины необходимо внимательно изучить анамнез развития ребенка.

            В качестве основных причин, приводящих к возникновению алалии, большинство исследователей указывают патологию протекания беременности. В анамнезе действие патологических факторов (токсикоз, угроза прерывания беременности, несовместимость по резус-фактору, инфекционные заболевания матери во время беременности, вредные привычки (наркомания, табакокурение); актуальные экологические факторы; рождение в асфиксии; родовая травма; мозговые заболевания и травмы головы в раннем возрасте) наблюдается в пренатальном и раннем постнатальном (до 3-х лет) периоде.

            Первые признаки такого расстройства проявляются у детей на втором году жизни: первые слова появляются поздно – к 3-4 годам, фразовая речь формируется только после 5-6 лет.

            При исследование неречевых психических функций важно отличать особенности выполнения заданий детьми с алалией и детей с умственной отсталостью. Ошибки характерные для детей с умственной отсталостью:

            • внимание – неустойчивое;
            • дети не воспроизводят заданный ритм (при исследовании динамического пракиса), даже после подробной инструкции. Например, I I ii I IiiII IIiii iiiII;
            • зрительное восприятие также имеет ряд отклонений: дети с УО не соотносят название цвета и цвет. Это хорошо заметно в задании «подбери картинку к цветовому фону». Дети с УО не соотносят геометрические фигуры с их название.
            • зрительно-пространственного гнозис и праксис детей с УО также отклоняется от нормы – дети не могут показать правой рукой левое ухо, правый глаз и т.д. Пробы Хеда детьми с УО не выполняются. Дети слабо ориентируются в пространстве.
            • основными показателями сформированности неречевых психических функций могут служить задания: складывание пирамиды 5-12 ч., доска Сегена, разрезные картинки 12 частей, кубики 12 частей, Рuzzle 56 штук, «сложи из палочек»: а) по образцу, Б) по памяти 4-6 шт. Приведенные задания дети с УО самостоятельно не выполняют, не могут сделать по образцу, подсказка не является стимулом для верного выполнения задания, детям с УО не свойственен метод проб и ошибок.
            • Анализирую выполнение приведенных диагностических заданий детьми с моторной экспрессивной алалий – «неговорящих» детей мы можем сделать вывод, что дети не испытывают затруднений в исполнении или имеют незначительные отклонения, что обусловлено специфическими особенностями симтомокомплекса моторной алалии.

              Далее исследование проводится по плану логопедической диагностики, характерными особенностями для «неговорящих» детей являются:

              • особенности моторики – несформирована статическая и динамическая координация движений;
              • при исследовании импрессивной речи (понимания), «Покажи девочку, которая ловит бабочку» дети с МА показывают высокий уровень сформированности функции. Отмечаются затруднения в понимании предложно-падежных конструкций, в понимание сложноподчиненных предложений, в дифференциация глаголов с различными приставками; при исследовании пассивного словаря дети с МА выполняют задания верно;
              • исследование экспрессивной речи (говорения) показывает, что страдает именно этот блок, что свойственно детям с МА – речевая моторика нарушена, звукопроизношение нарушено, нарушено состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений, лексико-грамматический строй грубо нарушен.
              • Как не путать моторную алалию с другими патологиями?

                Выделение детей с алалией среди группы детей с различными отклонениями в речевом и психическом развитии является достаточно сложной, но важной задачей, так как своевременное и верное выявление моторной алалии определяет эффективные пути коррекции.

                Детей с моторной (экспрессивной) алалией следует отличать от детей с умственной отсталостью. «Алалия – это форма патологии речевой деятельности….» Волкова Г.А. [2] в то время как «…умственная отсталость – это группа чрезвычайных разнородных состояний, в самой различной степени и по самым различным причинам нарушающих адекватное возрасту функционирования индивида в обществе вследствие дефекта познавательных способностей» Ковалев В.В. и адаптивного социального поведения.

                Характерные отличия:

                • у детей с алалией не страдает познавательный интерес, у них живой взгляд, поведение, заинтересованное в окружающем. Такие дети пытаются играть, восполняя речевой недостаток жестами, выразительной мимикой;
                • дети с МА заинтересованы в обучении, получение новых знаний, дети с УО не проявляют интереса;
                • дети с МА принимают помощь взрослого в различных видах деятельности, дети с УО плохо принимают помощь;
                • дети с МА критичны к своим ошибкам, дети с УО малокритичны к своим ошибкам и неудачам;
                • у детей с МА имеется «явление переноса»: после объяснения способа выполнения действия, дети выполняют аналогичные действия на другом материале спонтанно, у детей с УО, спонтанно не формируется, необходимо каждый раз заново объяснять способы выполнения заданий;
                • дети с МА лучше понимают речь, дети с УО с трудом понимают сказанное, что хорошо заметно на предложении выполнить действие по инструкции «Принеси книгу» и т.д.;
                • у детей с МА имеются аграмматизмы, речь детей с УО логически бедна или даже алогична, но правильна в формально-языковом плане, в грамматическом отношении;
                • у детей с МА сохранно невербальное мышление (например, исключение 4 лишнего), у детей с УО имеется нарушение всех его компонентов;
                • у детей с МА степень обучаемости выше;
                • у детей с МА некоторая интеллектуальная задержка носит парциальный характер, в то время как у детей с УО – диффузный; у детей с алалией по мере развития речи вторичная интеллектуальная отсталость постепенно сглаживается.
                • Важно отличать детей с МА от детей с синдромом Каннера (аутизма).

                  • у детей с МА сохранны постоянные реакции на обращенную речь, дети с аутизмом не реагируют;
                  • дети с МА активно используют зачатки речи и мимико-жестовую речь, дети с аутизмом одновременно употребляют «лепетные» слова и сложноорганизованные, правильные по языковой структуре высказывания;
                  • дети с МА стремятся к контакту (за исключением негативизма), наблюдается интерес к новому, адекватность эмоций;
                  • у детей с МА отсутствуют стереотипии в движениях и действиях.
                  • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

                    Дифференциальная диагностика детей с умственной отсталостью

                    1. Понятие о дефекте

                    2. Сравнительная характеристика умственной отсталости и задержки психического развития

                    Список используемой литературы

                    1. Понятие о дефекте

                    Когда речь заходит об отклонениях в развитии человека, необходимо уяснить понятие «норма». Личностно ориентированный подход как стратегия отечественного образования требует от педагога обеспечить индивидуальный путь развития не только среднестатистическому ребенку, но и тому, кто отличается неповторимостью.

                    Норма предполагает такое сочетание личности и социума, когда она бесконфликтно и продуктивно выполняет свои основные потребности, отвечая при этом требованиям социума соответственно ее возрасту, полу, психосоциальному развитию.

                    Ориентация на норму важна на этапе выявления недостатков в развитии с целью определения специальной помощи. Актуальны несколько значений этого понятия.

                    Среднестатистическая норма уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т. д.

                    Функциональная норма – индивидуальная норма развития. Любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития каждого человека.

                    Существенное различие между нормальными и ненормальными людьми состоит в том, что психические черты у первых являются случайным признаком, от которого они могут легко освободиться, если захотят приложить соответствующие усилия. Исследователи считают ребенка нормальным при следующих условиях:

                    · когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членом которого он является;

                    · когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим путем, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

                    · когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

                    Под дефектом (от лат. defectus — недостаток) понимается физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.

                    Дефект одной из функций нарушает развитие ребенка только при определенных обстоятельствах. Влияние дефекта всегда двойственно: с одной стороны, он затрудняет нормальное протекание деятельности организма, с другой – служит усиленному развитию других функций, которые могли бы компенсировать недостаток. Л. С. Выготский: «Минус дефекта превращается в плюс компенсации». Следует различать две группы дефектов:

                    · первичные дефекты, к которым относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса и акселерации), нарушения межфункциональных связей. Он является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности мозга, мозговых дисфункций и т. д.;

                    · вторичные дефекты, которые возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

                    Механизм возникновения вторичных дефектов различен. Вторичному недоразвитию подвергаются функции, непосредственно связанные с поврежденной. Например, по этому типу возникает нарушение формирования речи у глухих. Вторичное недоразвитие характерно и для тех функций, которые во время повреждения находились в сенситивном периоде развития. В результате этого разные повреждения могут приводить к сходным результатам. Так, например, в дошкольном возрасте в сенситивном периоде развития находится произвольная моторика. Поэтому различные повреждения (перенесенный менингит, травма черепа и т. д.) могут привести к явлениям задержки в формировании этой функции, что проявляется как двигательная расторможенность. Важнейшим фактором возникновения вторичного дефекта является социальная депривация. Дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков, развитие в целом.

                    Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект. Возможны несколько типов личностного реагирования.

                    Игнорирование — часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

                    Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

                    Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

                    Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохраненных функций, сочетающихся со стремлением доказать , что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

                    Астетический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

                    По времени действия патогенные факторы делятся на:

                    o пренатальные (до начала родовой деятельности);

                    o натальные (в период родовой деятельности);

                    o постнатальные (после родов, особенно в период с раннего детства до трех лет)

                    Наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие повреждений головного мозга на ранних этапах эмбриогенеза, т. к. это период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга.

                    Факторы риска недостаточности психофизического развития:

                    биологические (наследственные отклонения, инфекционные, вирусные и эндокринные заболевания матери во время беременности, токсикозы, гипоксия и др.);

                    генетические (недостаток или избыток хромосом, хромосомные аномалии);

                    социальные (алкоголизм, наркомания родителей, неблагополучная среда);

                    индекс повреждения головного мозга (энцефалопатии);

                    ранние, до трех лет, средовые воздействия, текущие средовые воздействия.

                    Основными факторами, влияющими на продвижение в развитии ребенка с отклонениями, являются:

                    1. биологические: характер и выраженность нарушения в зависимости от времени его приобретения, состояния здоровья ребенка;

                    2. социальные: спонтанное обучение (воздействие социальной среды: семейное влияние, воздействие коллектива сверстников, отношения со взрослыми); организованное обучение неспециалистами – пребывание ребенка в детском саду или школе, систематические занятия с родителями, которые оказывают недостаточное влияние; специально организованное воспитание и обучение в домашних условиях, в закрытом учреждении, а также интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, в результате которого происходит коррекция и компенсация нарушений развития ребенка; собственная психическая активность (интересы, склонности, эмоции, способности к волевому усилию, сформированность произвольных процессов).

                    2. Сравнительная характеристика умственной отсталости и ЗПР

                    Наиболее важными задачами олигофренопсихологии и олигофренопедагогики являются изучение закономерностей и особенностей психического развития умственно отсталых детей с разнообразной структурой дефекта, а также дальнейшее исследование психологических проблем, подтверждающих обоснованность компенсации дефекта под влиянием коррекционного обучения и воспитания.

                    Клиника интеллектуальных нарушений под умственной отсталостью понимает стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга.

                    Причины возникновения умственной отсталости разнообразны. К ним относятся наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др.), нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера и др.). Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные (вредоносные) факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития. В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции: хронические – токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др., вирусные – краснуха, свинка, корь, ветряная оспа, грипп и др. на более поздних сроках беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него внутриутробного энцефалита или менингоэнцефалита. Неблагоприятное воздействие на развитие мозга плода оказывают некоторые хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Применение лекарственных препаратов, которые противопоказаны к использованию в период беременности, может вызвать интоксикацию плода. Пагубно сказываются на развитии плода курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери, различные физические, психические травмы, перенесенные в период беременности, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности, где проживает беременная женщина. Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющиеся в виде гемолитической болезни новорожденных, также может быть причиной умственной отсталости. В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга.

                    В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы. Интоксикации.

                    Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины впервые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического, речевого развития.

                    Термин «умственная отсталость» является достаточно обобщенным понятием, включающем стойкие нарушения интеллекта, т. е. разные клинические формы интеллектуального недоразвития, как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями ЦНС. Среди клинических форм умственной отсталости выделяют олигофрению и деменцию.

                    Олигофрения – стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее вследствие поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза, текущего болезненного процесса при ней не наблюдается. В то время как деменция – это нарушение сформировавшегося интеллекта, которое может сопровождаться текущим нервно-психическим заболеванием. Олигофрения может быть обусловлена наследственными факторами, хромосомными аберрациями, экзогенными вредностями, действующими на разных этапах эмбриогенеза, последствиями поражения ЦНС при родовом и раннем постнатальном периоде.

                    При олигофрении наблюдается стойкое недоразвитие психики, проявляющееся не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Дети с олигофренией способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.

                    Меньшая по численности группа – лица, у которых умственная отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного мозга различных заболеваний (менингита, энцефалита. менингоэнцефалита) произошел распад уже сформировавшихся психических функций. Эти состояния называют деменцией. Интеллектуальный дефект при деменции необратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться большая или меньшая сохранность других его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи. Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет затормозить прогрессирование заболевания.

                    Немецкий психиатр Э. Крепелин в начале ХХ века разработал классификацию умственной отсталости по степени тяжести интеллектуальной недостаточности: идиотия, имбецильность и дебильность. В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые». Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения в 1994 году, умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта.

                    Задержка психического развития (ЗПР) – это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

                    ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выглядеть нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

                    Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности будут иметь и свои качественные особенности, обусловленные темпом данной аномалии развития. В этиологии играют роль конституционные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и, главным образом, органическая недостаточность нервной системы. Т.А. Власова и М.С. Певзнер при систематике ЗПР различают две ее основные формы:

                    1) ЗПР, обусловленная психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

                    2) ЗПР, обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.

                    ЗПР вызывается самыми разными причинами. Вместе с тем дети этой категории имеют ряд общих особенностей развития познавательной деятельности и личности. Данные, полученные учеными-медиками, указывают на наличие у них легких органических поражений коры головного мозга. У всех детей с ЗПР не сформирована готовность к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами) и служит одной из причин того, что ребята с трудом овладевают навыками чтения и письма, часто путают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном воспроизведении текста.

                    У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

                    На основе выше изложенного, можно подвести итоги:

                    · Основными причинами возникновения ЗПР и умственной отсталости являются: поражение коры головного мозга, наследственные заболевания, влияние патогенных факторов в период внутриутробного развития, родовые травмы.

                    · В отличие от ЗПР, умственная отсталость является необратимым нарушением, а ЗПР это замедление темпа развития психики ребенка.

                    · В отличие от умственно отсталых детей, у детей с ЗПР выше обучаемость. Они лучше используют помощь учителя или старшего и способны применить показанный способ действия при выполнении аналогичных заданий.

                    · У всех детей с ЗПР и умственной отсталостью не сформирована готовность к школьному обучению.

                    Список используемой литературы

                    1. Психология неблагополучной семьи : книга для педагогов и родителей / В.М. Целуйко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271с.: ил. – (Психология для всех).

                    2. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. О-75 Основы специальной педагогики и психологии. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»).

                    3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272с.

                    grablace.clan.su